Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2006

Осипова Н.В.
 

Конгресс и некоторые вопросы внешней политики США и российско-американских отношений при второй администрации Джорджа Буша-младшего

Деятельность Конгресса 109-ого созыва сегодня определяется «однопартийным правлением». Республиканская партия контролирует и исполнительную и законодательную власть. Демократы играют вторые роли, будучи не в состоянии противостоять республиканцам. Система сдержек и противовесов временно сместилась в пользу Белого дома, при этом  в сфере политики США по вопросам национальной безопасности доминирование исполнительной власти особенно заметно.

Вместе с тем в республиканской партии выявились серьезные расхождения между крайне правыми и традиционными консерваторами, что объективно усилило влияние небольшой («остаточной») группы умеренных республиканцев, которые по некоторым вопросам фактически смыкаются с демократами. Поэтому в Конгрессе развернулось довольно сложное маневрирование по тем тактическим вопросам, где демократы  с помощью умеренных республиканцев пытаются противостоять Белому дому.

На первом плане в работе Конгресса, как всегда, стоят внутренние вопросы, прежде всего связанные с федеральным бюджетом. Однако эта тематика в настоящее время прямо влияет на обсуждение вопросов американской внешней и военной политики, поскольку первая администрация Буша своей стратегией односторонних действий создала реальную угрозу перенапряжения сил США.

В результате возникла достаточно необычная ситуация.

С одной стороны, администрация пытается избежать превращения Ирака в «новый Вьетнам». Белый дом демонстрирует готовность вернуться к многосторонней дипломатии, восстановить единство Запада, и за счет американских союзников ослабить сверхдержавное бремя США в Ираке. Но это же касается и Ирана, израильско-палестинского урегулирования, Северной Кореи, т.к. США сейчас не имеют военного и экономического потенциала для вовлечения во второй крупный конфликт.

С другой стороны, стало невозможным претворение в жизнь лозунга «И пушки, и масло!», так как в первую администрацию резко возросли не только оборонные расходы (в том числе на войну в Ираке и внутреннюю безопасность), но и на социальные цели. Президент Буш был вынужден объявить о частичном сокращении социальных расходов и сокращении темпов роста военных расходов, обещая к концу своего правления в два раза сократить дефицит федерального бюджета, который достиг 4% ВВП.

Поэтому пока главным политическим вопросом 2005 года стало решение Буша о частичной приватизации системы социального обеспечения. Тем самым Белый дом создал ситуацию, когда Конгресс несмотря на полное господство в нем республиканской партии не может единодушно поддержать президента. Против этого плана выступают не только демократы и умеренные республиканцы, но и некоторые консервативные лидеры республиканцев, считающие, что попытка приватизации системы социального обеспечения оттолкнет средний класс и обернется катастрофическими последствиями для Республиканской партии уже на промежуточных выборах 2006 года. Ведь при нынешнем партийном расколе Америки, который продемонстрировали президентские выборы 2000 и 2004 годов,  переход даже нескольких процентов голосов избирателей к демократам может вернуть им контроль над Конгрессом (повтор «наоборот» т.н. революции Гингрича 1994 года).

Все это создает своеобразный фон для обсуждения внешнеполитических вопросов в Конгрессе 109-ого созыва. При этом рассматривается три блока вопросов:

Во-первых, Конгресс выполняет свою конституционную функции по утверждению новых министров и их заместителей (кадровый состав второй администрации претерпел очень большие изменения по сравнению с первой администрацией Буша). Особое значение при этом имели слушания по утверждению Кондолизы Райс в должности государственного секретаря, Роберта Зелика в должности заместителя госсекретаря.  

Во-вторых, началось обсуждение бюджетного запроса на 2006 ф.г., в том числе расходов Пентагона, государственного департамента и министерства энергетики, включая запрос на расходы по программе «Совместного уменьшения угрозы» (Нанн-Лугар).

В-третьих, прошли слушания по ряду важнейших направлений внешней политики США:

  • Ирак;

  • Иран;

  • Северная Корея;

  • отношения с союзниками по НАТО;

  • Китай;

  • Россия.

Следует отметить, что во время обсуждения кандидатуры Кондолизы Райс ряд сенаторов-демократов подвергли резкой критике внешнеполитический курс республиканской администрации. Наиболее резко против назначения Райс государственным секретарем выступали такие леволиберальные деятели демократической партии как Эдвард Кеннеди и Барбара Боксер, а также бывший кандидат Демократической партии на президентских выборах 2004 года Джон Керри. Однако большинство демократов признали право президента формировать свою команду в высших органах исполнительной власти, а такие видные авторитеты демократической партии по вопросам внешней политики как сенаторы Джозеф Байден и Джон Либерман активно поддержали ее кандидатуру. Против Райс проголосовали лишь 12 из 45 сенаторов-демократов, а также независимый сенатор Джеймс Джеффорд. Без серьезных проблем обошлось и утверждение кандидатуры первого заместителя государственного секретаря Роберта Зелика.

В ходе серии слушаний в Конгрессе ведущие представители республиканской и демократической партий высказали ряд критических соображений в отношении политики администрации Буша, призывая Белый дом к корректировке его курса на международной арене. Эта критика носит достаточно осторожный характер и не является попыткой разработать конкретные планы урегулирования. Во всяком случае, руководство республиканцев пока демонстрирует абсолютную лояльность Бушу в отношении внешней и военной политики и национальной безопасности, но в дальнейшем нельзя исключать того, что (в случае раскола республиканцев по реформе системе социального обеспечения) по некоторым вопросам возникнет коалиция демократов, умеренных и даже некоторых консервативных республиканцев.

Ирак

Война в Ираке остается главной темой в американской внешней политике. Сенатский комитет по иностранным делам провел слушания «Изменение стратегии США в Ираке и на Ближнем Востоке» (1 февраля) и «Стабилизация и реконструкция: строительство мира в условиях войны» (8 февраля).

По Ираку в конгрессе обсуждаются три темы.

1. Перспективы внутриполитического развития Ирака - формирование нового правительства, угрозы создания «шиитской республики» и(или раскол Ирака.

Обсуждение этих вопросов демонстрирует, что в Конгрессе существует большая озабоченность отсутствием четкого понимания стратегических задач США в Ираке и этапов ее достижения. Но все еще продолжает действовать синдром ура-патриотизма и поддержки войск. Кроме того, явно переоценивается успех парламентских выборов в Ираке, в первую очередь в этом ключе выступили те сенаторы от обеих партий, для которых внешняя и военная политика являются основным направлением их деятельности -  Лугар, Байден, Хейгель, Маккейн.

2. Пытки, которым подверглись иракские заключенные в тюрьмах, принадлежащих американской администрации в Ираке. Об этом говорят в основном либеральные демократы.  Это тема также довольно активно поднималась в связи утверждением кандидатур высших государственных чиновников, в частности, Райс, Гонзалеса и Чертоффа.

3. Отсутствие стратегии окончания американской интервенции в Ираке (exit strategy) и графика вывода американских войск. Пока только леволиберальные демократы (Эдвард Кеннеди) требуют скорейшего вывода войск. Обращает на себя внимание очень осторожная позиция Хиллари Клинтон.

Сенатор Байден выдвинул 10 февраля в газете «Уолл-стрит джорнел» предложение о создании «контактной группы» по Ираку, в состав которой должны войти США, Ирак, ведущие европейские державы и союзники США на Ближнем Востоке, а также НАТО и ООН (из текста его статьи не ясно, предполагается ли участие России в этой группе). «Контактная группа» должна оказывать экономическую и политическую поддержку иракскому правительству с тем, чтобы «обеспечить легитимность на каждом этапе переходного периода».

В целом демократы все еще не сформулировали четкую альтернативу политике Буша, ограничиваясь, как кандидат демократов Керри во время избирательной кампании 2004 года, вопросами тактики, а не стратегии. Однако избрание Говарда Дина, выступавшего во время первичных выборов с четкой антивоенной позицией, председателем Национального комитета Демократической партии может иметь определенные последствия для линии партии, хотя пока Дин по большинству вопросов демонстрирует готовность смещаться в центр.

Иран

16 февраля с.г. комитет по иностранным делам Палаты Представителей провел слушания «Политика США в отношении Ирана: следующие шаги».

В подходе Конгресса к Ирану ощущается две противоречивых линии.

С одной стороны, в Конгрессе существуют опасения, что администрация пойдет на применение силы против Ирана. Поэтому ряд сенаторов, Лугар в первую очередь, выступают за полную поддержку дипломатии трех стран Европейского союза. Судя по последним событиям, после поездки в феврале с.г. государственного секретаря Райс и президента Буша в Европу администрация отказалась от обструкционистской позиции в отношении инициативы ЕС.

С другой стороны, ощущается сильное влияние произраильского лобби, особенно в Палате Представителей, где  иранская ядерная угроза постоянно преувеличивается. Конгресс проявляет особую активность в осуждении Сирии, как иранского союзника в борьбе с Израилем.

Северная Корея

9 февраля сенатский комитет по иностранным делам провел слушания по 6-сторонним переговорам. 10 марта комитет Палаты Представителей провел слушания «Корейский полуостров: 6-сторонние переговоры и ядерная проблема».

В целом в Конгрессе сложилось мнение о том, что администрация Буша «прозевала» КНДР. Позиция Конгресса направлена на поддержку 6-сторонних переговоров, к чему еще в прошлом году перешла и сама администрация. Во всяком случае, Конгресс отнюдь не выступает (как и по Ирану) за военное решение корейской проблемы.

Отношения с союзниками по НАТО

Эта тема по существу была главной при утверждении в Сенате кандидатур Райс, Зелика и Бернса. И критика, и предложения сенаторов были направлены на то, чтобы подтолкнуть администрацию Буша к скорейшему восстановлению единства НАТО как американо-европейского стратегического альянса и переложить на европейцев часть ответственности за Ирак и Афганистан, а также Иран и поддержку израильско-палестинского урегулирования.

Не случайно при своем утверждении Кондолиза Райс подчеркнула, что первым приоритетом администрации станет укрепление единства западного сообщества. После своего визита в Европу Джордж Буш в феврале с.г. провел брифинг с руководителями Конгресса. Вслед за этим один из лидеров республиканцев в Сенате Митч Макконелл заявил, что Буш «изменил отношение европейцев к Америке и американской политике на Ближнем Востоке». Другой сенатор-республиканец Сэксби Шамблисс назвал поездку Буша «исторической».

Китай

Опубликованный в начале 2005 года доклад экспертов ЦРУ, констатирующий, что через полтора-два десятилетия КНР станет для США равным по силам соперником, подтвердил, что китайская проблема – главная для американской политики в XXI веке, хотя пока она находится в тени текущих проблем (Ирак, терроризм и пр.). Важное значение при этом имеют два фактора: опасения по поводу наращивания военного потенциала Китая и отношение к КНР как коммунистической державе (права человека и пр.).

2 февраля председатель подкомитета по делам Европы и новым угрозам Комитета по иностранным делам Палаты Представителей Элтон Галенгли внес резолюцию, требующую от Европейского Союза сохранить эмбарго против КНР. Показательно, что эту резолюцию решительно поддержала лидер демократов в Палате Представителей Нэнси Пелоси. Она заявила, что Китай, имеющий гигантский профицит в торговле с США, будет использовать полученные доходы для покупки новейшего оружия в Европе.

16 марта сенатский комитет по иностранным делам провел слушания «Снятие эмбарго ЕС на поставки оружия Китаю». Открывая эти слушания, председатель комитета сенатор Ричард Лугар заявил, что «интересам национальной безопасности США будет нанесен вред, если страны ЕС будут продавать современное оружие и технологии Китаю». По его словам, «редко конгресс и президент, республиканцы и демократы выступают с таким единством», как в случае со снятием эмбарго.

Особенность подхода Конгресса к КНР заключается в том, что существует двухпартийная поддержка экономических связей с Китаем, интеграции Китая в глобальную экономику. Но вместе с тем существует большая озабоченность в связи с намерением ЕС снять эмбарго на поставки оружия Китаю. Этот вопрос – один из главных в попытках восстановить единство НАТО. Здесь возможны попытки размена – Иран на эмбарго.

Демонстративная готовность КНР использовать военную силу против Тайваня усиливает озабоченность Конгресса, что, видимо, будет еще больше проявляться в ближайшие месяцы.

Россия

В настоящее время американо-российские отношения не находятся в центре внешнеполитических дебатов в Конгрессе, но проблемы этих отношений в той или иной степени затрагиваются регулярно практически во всех внешнеполитических дискуссиях. В Конгрессе сложилась серьезная либерально-консервативная республиканско-демократическая коалиция, выступающая с критикой слишком мягкой политики администрации Буша по отношению к России. Одновременно резко усилилась линия на поддержку Украины, Грузии и других бывших советских республик в плане поддержки их дистанционирования от России.

В настоящее время в американском Конгрессе наблюдается сложное взаимодействие трех концепций развития американо-российских отношений:

1. Немедленный переход к жесткому «сдерживанию режима в России». Этот в высокой степени идеологизированный курс поддерживают многие республиканцы и демократы (республиканец Джон Маккейн, демократы Джозеф Либерман, Хиллари Клинтон). Показателем  этого курса стало внесение 17 февраля на рассмотрение сената проекта резолюции, выражающей мнение Конгресса о том, что продолжение участия Российской федерации в работе Большой Восьмерки должно быть обусловлено добровольным принятием российским правительством норм и стандартов демократии. Сенаторы Маккейн, Либерман и другие спонсоры резолюции (Иван Бей, Конрад Бернс, Сэксби Шамблисс, Гордон Смит и Ричард Дурбин) обвиняют нынешнее руководство России в противодействии демократическим процессам, как внутри страны, так и за  ее пределами. По мнению сенаторов-спонсоров этого документа, в России наблюдается прогрессирующая «эрозия демократических и экономических свобод». Либерман, например, заявил 28 февраля, что «разрешение России участовать в Большой Восьмерке и стать хозяйкой  саммита 2006 года, хотя она продолжает подрывать демократию, превращает в насмешку принципы, которые объединяют страны Большой восьмерки».

В настоящее время этот текст передан на рассмотрение сенатского комитета по международным отношениям и может там находиться неопределенно долгое время, не выходя на голосование в палатах Конгресса. Следует иметь в виду, что подобные резолюции, где несколько меняется преамбула, а содержательная часть  содержит призыв исключить Россию из Большой Восьмерки последние несколько лет появляются регулярно, но ни разу дело не доходило до голосования.

Сенатор–демократ Джозеф Байден, фактически возглавляющий внешнеполитическое направление в сенате от своей партии, разделяет эту политику в отношении России, занимая зачастую крайне идеологизированные позиции, напоминающие о американо-советских противоречиях времен разгара холодной войны.  Байден подвергает резкой критике политику республиканского Белого дома в отношение России за пассивность, попустительство, двойные стандарты - по мнению сенатора, администрация Буша, выступая на словах за демократию и права человека по всему миру, не желает замечать нарушение этих принципов в России. Крайне высоко оценивая с точки зрения развития демократии приход к власти президентов Саакашвили и Ющенко, сенатор Байден обвинил администрацию в том, что США якобы не приложили должных усилий для противодействия попыткам России  сохранить на Украине и в Грузии у власти « антидемократические» силы. В позиции демократа Байдена по проблемам российско-американских отношениях очевидно переплетение его принципиально критического подхода к   действиям республиканской администрации со свойственной либеральному крылу демократической партией углубленностью в проблемы прав человека, строительства демократического общества.

2. Более умеренный подход, в котором сочетается  политическое давление на Россию, чтобы вынудить Москву действовать в интересах Вашингтона, и конструктивная политика сотрудничества, основанная на совместных российско-американских интересах, прежде всего в сфере безопасности. Этот подход в целом характерен для лидеров республиканской партии в Конгрессе, а также и для самой администрации, в частности СНБ и госдепа (Чейни и Рамсфелд склоняются к первому подходу).

В сенате в этом русле выступает сенатор-республиканец Ричард Лугар, председатель комитета по международным отношениям. «Россия является жизненно важной страной, с которой США должны поддерживать конструктивные отношения. Те, кто отрицает значение России для национальной безопасности США в современном мире, совершают серьезную ошибку», - заявил Лугар 17 февраля. Эту точку зрения поддерживают и многие лидеры Конгресса.

3. Сохранение американо-российских отношений в рамках программы Совместного уменьшения угрозы (программа Нанна-Лугара). Эта программа по существу является уже больше десяти лет единственным крупным институциализированным примером американо-российского сотрудничества. Основанная на совпадении национальных интересов США и России в особо чувствительной области национальной безопасности, программа СУУ стабильно пользуется твердой поддержкой обеих палат и обеих партий в Конгрессе. Запрос администрации на финансирование программы СУУ на 2006 год увеличен на 1,6%. Надо полагать, что при обсуждении бюджета СУУ сенаторы и когрессмены подвергнут определенному пересмотру предложенное администрацией распределение бюджета по конкретным статьям и потребуют его незначительно увеличить. Надо иметь в виду, что программа СУУ – это личный приоритет сенатора Лугара, фактически самого влиятельного республиканца в Конгрессе по вопросам внешней политики.      

В Палате Представителей внесены на рассмотрение несколько новых законопроектов, связанных с контролем над вооружениями и разоружением. Так, 8 февраля демократ Адам Шифф внес проект «Всеобъемлющего закона о нераспространении и предотвращении ядерного терроризма». 17 марта член Палаты Представителей от округа Колумбия Элеонора Нортон предложила законопроект «О ядерном разоружении и экономической конверсии». Однако эти предложения либеральных демократов не имеют никаких шансов на поддержку республиканского большинства.

Значительно более вероятным является принятие внесенного сенатором Лугар законопроекта «О сокращении угрозы обычных вооружений». Он составлен по образцу СУУ, но распространяется не на ядерные, а на обычные вооружения, в том числе ПЗРК и другие тактические ракеты. На эти цели предполагается выделить 20 млн. долл. в 2006 финансовом году. 10 марта этот билль был одобрен сенатским комитетом по международным делам и 13 марта внесен в законодательную повестку Сената как часть Закона о финансировании деятельности государственного департамента (законопроект предусматривает создание в госдепартаменте нового Управления по уменьшению угрозы обычных вооружений). Учитывая, что 23 февраля в Братиславе было подписано российско-американское соглашение о ПЗРК, можно полагать, что администрация Буша не будет возражать против принятия этой инициативы Лугара.

Конгресс 109-ого созыва, начавший свою работу в январе нынешнего года, затрагивал российско-американские отношения  в январе и феврале с.г. при утверждении назначений Кондолизы Райс и Роберта Зелика, где им были предъявлены серьезные претензии со стороны ряда сенаторов. Вопросы, связанные с Россией, более целенаправленно обсуждались на слушаниях и сенатском комитете по международным делам 2 марта.

В  выступлении помощника заместителя администратора Агентства международного развития США Кента Хилла была в развернутом виде изложена концепция американской политики в отношении России и других бывших социалистических стран после окончания холодной войны. Экономическая помощь этим государствам нацелена на достижение геополитических и экономических целей США, а также «создание основ рыночной экономики и демократии». Как отметил Хилл, на Украине США «потратили несколько лет на строительство гражданского общества», а также оказали «своевременную помощь при проведении выборов». Таким образом, были созданы «ключевые рычаги для успешного проведения «оранжевой» революции.

Особый упор на идеологические задачи американской политики в отношении России был сделан в выступлениях руководителей международных подразделений республиканской и демократической партий на слушаниях в сенатском комитете по международным делам 17 февраля. Директор Евразийской программы Международного Республиканского института Стефен Никс заявил: «Мы должны дать понять российскому руководству, что оно следует опасным путем. Президент Путин должен понять, что его авторитарная политика принесет вред России, оборачиваясь системным кризисом во всех сферах – в экономике, во внешней политике и в гражданском обществе». В свою очередь директор Евразийской программы Национального демократического института Нельсон Ледский  подчеркнул, что «российские демократы зависят от поддержки тех, кто определяет мнение международной общественности».

Председатель сенатского комитета по международным делам Ричард Лугар, сторонник конструктивного подхода к американо-российским отношениям,  уступил давлению сторонников жесткой линии в отношении России и (можно полагать, в обмен на продолжение и расширение программы Нанна-Лугара) дал согласие на проведение двух слушаний с весьма одиозным составом приглашенных экспертов (в том числе крайне правые республиканцы  Б.Джэксон, президент Проекта по переходным демократиям, и В.Сокор, сотрудник Джеймстаунского фонда), выдвинувших концепцию жесткого сдерживания России. Первые слушания назывались «Отступление демократии в России», вторые – «Перспективы демократии в зоне Черного моря».

Проведенные накануне встречи президентов России и США в Братиславе, эти слушания дали возможность их участникам обратиться к президенту Бушу с призывом вынести «суровый и публичный выговор» президенту Путину за «отступление от демократии». Как видно по результатам братиславской встречи в верхах, эти призывы не были услышаны Белым домом, однако они спровоцировали некоторую нервозность накануне встречи у общественности обеих стран, особенно это касается России.

Более взвешенными были оценки на слушаниях, организованных 9 марта подкомитетом по делам Европы и новым угрозам Комитета по иностранным делам Палаты Представителей 9 марта. На этих слушаниях, названных «Новые моменты в американо-российских отношениях», выступили такие специалисты как «восходящая звезда» советологии Селеста Уоландер (Центр международных и стратегических исследований), Дмитрий Симес (президент Центра имени Никсона) и Юджин Румер (старший научный сотрудник Института исследований национальной стратегии при Университета национальной обороны). Эти специалисты дали относительно объективную оценку российской внутренней и внешней политики и отвергли тезис о необходимости перехода к сдерживанию Россию.

Селеста Уоландер в своих показаниях подчеркнула необходимость избежать крайностей в отношениях с Россией – одинаково вредны и «вопли о нео-империалистической России, с одной стороны, и замалчивание существующих проблем, с другой». По мнению эксперта, США в своей российской политике должны найти баланс между политикой, направленной на поддержание принципов демократии в Европе и Евразии, и реальной работой по обеспечению всемирного экономического роста  и сотрудничества в области безопасности.

Президент Центра имени Никсона Дмитрий Симес в целом пришел к похожим выводам относительно российско-американских отношений, уделив особое внимание необходимости учитывать нюансы внутриполитической ситуации в России. Вступая фактически в полемику со сторонниками первого подхода, Симес говорил об определенной ответственности за нынешнее развитие демократических процессов в России предыдущей демократической администрации Клинтона, которая поддерживала «недемократический ельцинский режим» и радикальные и даже жестокие реформы 90-х годов, отвергнутые большинством населения, и тем самым отвратили российскую общественность от желания следовать американским советам по строительству демократии.    

Юджин Румер, анализируя  проблемы внутренней политики России, выступил против использования формулировки «отступление демократии», поскольку, по его мнению, «в ельцинской России демократии никак не было больше, чем сейчас». Любые суждения на тему умирания демократии в России Румер считает преждевременными, поскольку после распада СССР прошло 15 лет, что недостаточно для построения демократии. Отвечая на вопрос о движении России к авторитаризму, эксперт приходит к выводу, что Российскому государству скорее грозит хаос, нежели авторитаризм. В подтверждение этого тезиса Румер приводит такие факты и явления, как гибель подводной лодки «Курск», провал планов окончания войны в Чечне, растущая угроза внутреннего терроризма, трагедии с заложниками в Москве и Беслане, недавний политический и социальный кризис, спровоцированный реформой социального обеспечения. Призывы «исключить» Россию из Большой восьмерки эксперт считает контрпродуктивными,  рассматривая присутствие России в этой группе, несмотря на явную недостаточность экономических и политических показателей, как залог укрепления позитивных тенденций во внешней и внутренней политики России.      

Конгрессмен Элтон Галегли, председатель подкомитета, проводящего слушания, также неоднозначно охарактеризовал нынешнее состояние американо-российских отношений - взаимовыгодные результаты приносят эти отношения в борьбе с терроризмом и в обеспечении безопасности ядерного, химического и биологического оружия в России. В тоже время конгрессмен отмечает растущее напряжение в российско-американских отношениях по двум направлениям - во-первых, президент Путин развернул Россию в сторону уменьшения демократии и сокращения гражданских свобод, во-вторых, Россия пытается восстановить  свой контроль, над соседями, прежде всего Украиной. Кроме того, сильнейшую озабоченность вызывает у конгрессмена Галегли участие России в ядерной программе Ирана.   Это очень характерная позиция для членов Конгресса.

9 марта Хельсинская комиссия, в состав которой на паритетных началах входят представители Сената и Палаты Представителей, провела слушания «Поддержка Россией сирийского режима». Председатель комиссии сенатор-республиканец Сэм Браубек обвинил Россию в том, что она поддерживает «террористический режим в Дамаске», в частности, поставляет ПЗРК «Игла».

Таким образом, Конгресс 109 созыва по вопросам американо-российских отношений может действовать в широкой амплитуде – от поддержки программы СУУ до резолюций с резким осуждением конкретных внутри и внешнеполитических действий российского государства. При этом демократы обращают внимание главным образом на внутриполитическое развитие России, в то время как республиканцы особенно резко реагируют на российскую внешнюю политику.

Однако, учитывая контроль Республиканской партии над обеими палатами, маловероятно принятие Конгрессом каких-либо практических законодательных мер, направленных против России, если они не будут поддержаны администрацией Буша. Но в случае изменения позиции Белого дома можно ожидать, что в Конгрессе будет действовать весьма широкая двухпартийная коалиция, которая будет придерживаться крайне жесткого подхода к оценке внутренней и внешней политики России.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
www.taxi-po-rossii.ru
Эконом такси по низким ценам
taxi-po-rossii.ru
Вывоз строительного мусора в Электростали
Вывоз мусора и уборка территории. Вывоз мусора. Ввоз и вывоз автомобилей
noginsk-musor.ru