Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2009

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ США В 2008 г. В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОКТРИНЫ ГЛОБАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

 

Лукшин Б.С., аспирант Центра военно-стратегических исследований Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В 2008 г. в области развития военно-космических программ были сделаны существенные шаги. Коренным образом со времен Клинтона была преобразована вся концептуально-теоретическая база развития военного космоса. К 2006 г. стало очевидно, что основная часть военно-космических программ США должна быть нацелена на получение информации. В этой связи именно в 2008 г. активное развитие получила информационная оболочка военно-космических программ США, а именно – Глобальная информационная решетка. Практические шаги по наращиванию военно-космической мощи, а также статистика о практически постоянном увеличении расходов на основные военно-космические программы позволяют сделать вывод о сохранении претензий США на реализацию доктрины глобального доминирования, несмотря на неприятие подобных шагов со стороны Китая и Российской Федерации.

Ключевые слова: военно-космические программы, доктрина глобального доминирования, милитаризация космического пространства

US Military Space Programs Development in 2008
in a Scope of Global Dominance Doctrine Realization.

Lukshin Boris Sergeevich
PhD student, Center for Military Strategic Studies,
The Institute for the US and Canadian Studies RAS

e-mail: [email protected]

Annotation. In 2008 essential steps have been taken in the field of space military programs development. For the first time since President Clinton the whole conceptual-theoretical base of military cpace development has been transformed. By 2006 it became obvious that the basic part of the US military space programs should be aimed at information reception. Thereupon in 2008 an information frame of the US military space programs – the Global Information Grid was developing very actively. Practical steps aiming at escalation of military space power, and also the statistics showing the constant increase in expenses at the basic military space programs allow drawing a conclusion about preservation of the US claims on realization of the global dominance doctrine, despite the unacceptance of such steps from the sides of China and the Russian Federation.
Key words: military space programs, global dominance doctrine, space militarization.
 
В современном мире безопасность остается одним из наиболее важных факторов международных отношений. Возникают новые риски и угрозы, с которыми сталкиваются не только отдельные государства, но и международное сообщество в целом. В такой глобализирующейся среде все большее распространение получают новейшие технологии, способные нести разрушения, но одновременно необходимые для обеспечения безопасности личности и государства.
США являются признанным лидером в космической сфере. Они осуществляют целый ряд космических программ, анализ которых дает возможность понять весь спектр проблем, встающих перед США и мировым сообществом в данной сфере.
Военно-политическое руководство США рассматривает космос как важный фактор обеспечения национальной безопасности. Идет активное использование космоса для сбора информации, являющейся в наше время одним из важнейших ресурсов, ее обработки и оперативного доведения принимаемых решений в реальном масштабе времени. Одновременно США последовательно приближаются к использованию космоса для размещения систем чисто военного назначения, в том числе ударных.
Окончание второго президентского срока Дж. Буша в начале 2009 г. дает возможность подвести некие итоги деятельности администрации США на пути реализации военно-космических программ.
С приходом к власти в США Дж. Буша была коренным образом пересмотрена вся концептуально-теоретическая база развития военного космоса. Постепенно начала происходить его переориентация на реализацию доктрины глобального доминирования, что подтверждается активным развитием разнообразных военно-космических программ, имеющих глобальный охват.
Концепция «Joint Vision-2020» 2000 г., являющаяся разработкой Объединенного комитета начальников штабов и основой плана развития вооруженных сил США до 2020 г. говорит о том, что главная цель, к которой стремятся США – всеобъемлющее господство. В соответствии с этим принципом они должны быть готовы к проведению военных операций, в том числе крупномасштабных, с самыми решительными целями и во всех сферах: на море, на суше, в воздухе, в космосе, а также в киберпространстве.
Если военно-космическая политика У. Клинтона была ориентирована на мирное использование космоса, начальный период президентства Буша – на использование космоса для физического размещения ударных систем, то к 2006 г. руководство США пришло к выводу, что основная часть военно-космических программ должна быть нацелена на получение информации, а не на размещение ударных систем для действия в космосе и из космоса. Именно космическая информационная составляющая многократно повышает эффективность других систем. И деятельность США по освоению космоса в 2008 г. подтверждает данное положение.
Сегодня информация, собранная с помощью космических систем и переданная ими активно используется при проведении различного рода боевых операций. Средства космического базирования обнаруживают и передают информацию о действиях противника командирам различного уровня в реальном масштабе времени, которые на основании этой информации получают возможность своевременного принятия решений и их доведения до войск, что, в свою очередь, обеспечивает эффективные опережающие противника действия. Такая система позволяет США управлять действиями в кризисных ситуациях на больших расстояниях, минимизируя вовлечение вооруженных сил. США получают возможность достаточно эффективно противостоять современным угрозам в условиях нестабильной, постоянно меняющейся обстановки.
Космос – это не просто место, откуда и где информация собирается. Это среда, такая же, как и воздух, земля или вода[1], в которой могут вестись боевые действия и которая может стать и уже становится ареной противостояния. В ближайшем будущем США будут готовы проводить операции в космосе, из космоса и при помощи космических средств для того, чтобы полностью обеспечивать свои национальные интересы, как в космосе, так и на земле.
Историческое стремление США к лидерству, будь то в экономической, политической или других сферах, позволило им стать флагманом мировой глобализации, распространяя свое, прежде всего, экономическое влияние по всему миру.
Процессы глобализации, с одной стороны, в значительной степени опирались на развитие информационных систем, а с другой – стимулировали их качественное развитие в интересах обеспечения глобального управления. Постепенно пришло осознание того, что именно космос сможет стать основой глобальных систем связи, тем самым обеспечивая США возможность отстаивать свои экономические и политические интересы.
Глобальное управление мировыми процессами закономерно потребовало создания глобальных систем связи, что могло быть реализовано только при использовании спутников. В связи с этим именно космосу отводится основная роль при создании успешно функционирующей обновленной Глобальной информационной решетки (ГИР), о котором было заявлено в июне 2007 г. в докладе Министерства Обороны США «Архитектурное видение глобальной информационной решетки» [2] и которое активно началось в 2008 г.
Данная глобальная информационная система позволит Пентагону в полной мере использовать силу информации, начиная от ее применения в экономике и заканчивая использованием в потенциальных конфликтах в космосе.
Эта информационная система является своего рода операционной средой, в которой информация доступна, источники получения, обмена и использования информации защищены и где такие ресурсы, как пропускная способность, частотный диапазон и др. динамично распределены, исходя из потребностей для каждой конкретной операции и варьируются в зависимости от уровня приоритетности. В такой среде все ее участники (командиры и начальники, принимающие решения на всех уровнях, аналитики разведки, военнослужащие, вспомогательный персонал) связаны между собой и тесно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать силу информации для достижения полного превосходства.
Идея всеохватывающего господства лежит в основе многих доктринальных документов: информационное превосходство рассматривается в них как неотъемлемая часть такого господства, а в некоторых случаях как главный способ полного доминирования над другими странами.
Подобное доминирование позволит Соединенным Штатам действовать с большей скоростью, эффективностью в средах, которые являются более комплексными, динамичными и менее определенными.
Именно концептуально-теоретические разработки в области военно-космической безопасности и активные действия по разработке военно-космических программ позволяют США приближаться к реализации доктрины глобального доминирования, и 2008 г. в этом плане достаточно показателен.
Глобальная информационная решетка, будучи своеобразной информационной оболочкой военно-космических программ, развивалась в 2008 г. очень активно. Задачи, поставленные перед создателями ГИР на 2008 г., были успешно выполнены. Среди них: адаптация военных операций к условиям постоянно ухудшающейся обстановки в киберпространстве; улучшение защиты против кибер-атак, уменьшение времени на восстановление систем после кибер-атак; пересмотр контрольно-управленческих возможностей ГИР; улучшение взаимодействия между элементами системы[3].
Операционные преимущества данной информационной среды огромны. Прежде всего, это возросшая ситуационная информированность и взаимопонимание всех участников как в ходе разведывательных операций на поле боя, так и в ходе управления экономическими процессами благодаря получению информации в реальном времени и ее использованию. Участники сами смогут сопоставлять полученную информацию со своими конкретными задачами, делать правильные выводы, принимать целесообразные решения и действовать в наибольшей степени эффективно. Скорость принятия решения возрастает, что вполне может привести к уменьшению боевых потерь и повысить вероятность общего успеха боевой операции.
Таким образом, создание Глобальной информационной решетки является одной из главных, а, возможно, и самой главной частью процесса трансформации вооруженных сил США. Современная военная стратегия США предусматривает необходимость дополнить превосходство на земле, на воде и воздухе превосходством в космосе и информационной сфере. Доминирование в информационно-космической сфере предусматривает: 1) обеспечение свободы действий США в информационном и космическом пространстве; 2) создание сверхмощного закрытого космического Интернета; 3) предотвращение нарушения его работы другими странами (создание системы защиты идущего через космос информационного трафика)[4]. Совершенствование информационно-космической составляющей глобального лидерства и, в конечном счете, доминирования является одним из приоритетов современного развития США, несмотря на смену республиканской администрации демократической в ноябре 2008 г.
По планам США контроль над информационной инфраструктурой последовательно влечет за собой контроль над информационными потоками, мировой политикой и международной экономикой.
Это вполне согласуется с тем, что с приходом нового Министра обороны США Роберта Гейтса в декабре 2006 г., несколько изменились  приоритеты военно-космической политики. По мнению некоторых американских аналитиков для Дональда Рамсфельда, предшественника Р.Гейтса, основным в области космонавтики была ориентация на проведение ударных космических операций[5]. Более того, для Рамсфельда роль космоса была ключевой в системе трансформации вооруженных сил США, что предусматривало активную разработку космической системы противоракетной обороны, и последующую милитаризацию космического пространства.
Гейтс же, представляя в 2007 г. проект оборонного бюджета на 2008 г., сконцентрировал свое внимание на других аспектах использования космоса. Для него, как бывшего директора ЦРУ, основную значимость представляет информация. В этой связи акцент в 2008 г. должен был быть и был сделан на информационной составляющей использования космоса в военных целях. В соответствии с этим финансирование разработок в области систем глобальной ПРО и ПРО на театре военных действий было сокращено на $0,5 млрд. каждой, в то время как каждая из систем разведки, наблюдения, слежения и позиционирования получила в среднем на $0,3 млрд. больше, чем в 2007 г.[6].
Информационный аспект, являющийся приоритетом для США в развитии космоса, наиболее активно проявляется в реализации следующих военно-космических программ, которые вполне согласуются с доктриной глобального доминирования:
1)            запуск спутников раннего предупреждения SBIRS-Low/High (Space-Based Infrared System-Low/High);
2)            ввод в действие космического радара Space Radar;
3)            запуск спутников TSAT;
4)            создание системы Space Bed Test, необходимой для эксплуатации группировки перехватчиков космического базирования;
5)            создание системы NFIRS (Near Field Infrared Experiment);
6)            ввод в эксплуатацию очередного спутника серии XSS (Experimental Satellites Series)[7].
Программа по созданию инфракрасной системы наблюдения и раннего предупреждения о пусках баллистических ракет космического развертывания, состоящая из групп спутников на низких и высоких орбитах – SBIRS-Low/High является одной из самых перспективных. Эта система характеризуется в военных кругах как система космической стратегической разведки «второго поколения» с повышенными характеристиками обнаружения, глобального слежения, сопровождения и целеуказания в реальном времени для действующих ударных сил и средств не только национальной противоракетной обороны, но и объединенных вооруженных сил США в целом. Орбитальная группировка SBIRS на высоких орбитах (SBIRS-High), по замыслу, заменит прежние орбитальные комплексы – разведывательные спутники системы DSP (Defence Support Program Satellites), которые решали задачи раннего предупреждения начиная с 1970-х гг..
Запуск первых спутников этих систем планировался на 2006-2007 гг. Однако в результате реструктуризации программы, в виду значительных недостатков в проработке, запуск был перенесен на 2009 г[8]. Таким образом, полное успешное функционирование системы SBIRS в глобальной системе ПРО может быть обеспечено только к 2015 г.
На протяжении первого десятилетия XXI века расходы на эту программу постоянно росли (см. табл. 1).
Таблица 1
Расходы на основные военно-космические программы США ($, млн)

 
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
SBIRS
524,5
775,3
621
587,1
710,2
684,4
982,6
2328
 
 
 
Space Radar
165,1
67,8
98,1
185,4
95
 
 
 
TSAT
325,1
443,9
436
700,4
804,7
843
 
 
 
NFIRS
44
68
13,7
12
11,78
8,95
 
 
 
Space Bed Test
 
 
 
 
 
10
10,2*
24,8*
100,2*

Примечание: таблица составлена по материалам: 1. DoD FY 2009 Budget Request Summary Justification; 2. Program Acquisition costs by Weapon system // DoD Budget for FY 2007; 3. Therese Hitchens and Victoria Samson. Space Weapons Spending in the FY 2009 Defense Budget. March 2008. 4. Missile Defense Agency. Fiscal Year 2009 (FY 09). Budget Estimates. Overview.                                                      
* по оценкам экспертов Агентства по ПРО США
 
Так, в начале президентства Дж. Буша-мл. в 2002 г. на реализацию этой программы было выделено $524,5 млн[9], а в 2006 г. эта сумма возросла до $710,2 млн[10]. В 2007 г. на программу SBIRS-High было потрачено $684,4 млн. Однако, осознание важности этой программы привело к тому, что в 2008 г. было истрачено $982,6 млн, а в бюджете на 2009 г. значится сумма уже в $2,328 млрд.[11]
Такие внушительные расходы на реализацию данной программы уверенно приближают США к пускам двух первых спутников в 2009 г. Из-за неполадок в программном обеспечении, управляющим полетным процессом, запуск, ранее планировавшийся на 2008 г., был отложен. Проводилась доработка и перенастройка программного обеспечения, в результате чего специальная комиссия признала данные системы готовыми к выполнению своих задач и назначила новую дату запусков – ноябрь-декабрь 2009 г[12]
Радар космического базирования Space Radar должен стать системой, которую с большой эффективностью смогут использовать Министерство обороны США, разведывательное сообщество и гражданские пользователи.
В настоящее время радиолокационную разведку из космоса осуществляют аппараты Lacrosse/Onyx, эксплуатируемые Национальным разведывательным управлением. Неоднократно выдвигались предложения о разработке системы следующего поколения, и с 2001 г. началась разработка системы Space Radar.
Многорежимный радар предполагается использовать в целях:
·        отслеживания движущихся целей;
·        получения данных о рельефе местности и построения цифровых с карт с высоким разрешением;
·        перспективной геопространственной разведки[13].
Данная программа финансировалась очень активно начиная с 2005 г. и вплоть до 2008 г. По оценкам Центра оборонной информации, расходы на эту программу в 2008 г. составили $95 млн[14], однако в связи с дороговизной и чрезмерной амбициозностью программы Конгресс США заморозил ее финансирование на 2009 г.[15] с перспективой возобновить ее реализацию в 2010 г. Предполагается постепенно увеличивать финансирование и к 2015 г ввести систему в строй.
Большое внимание уделяется проекту Пентагона Transformational Satellite System (TSAT) по созданию сети из пяти спутников, передающих информацию с помощью лазерных технологий, что способно обеспечить пропускную способность соответствующих каналов связи от 10 до 40 Гб/с. Для сравнения, действующий американский космический аппарат Milstar II может передать на землю 1 мегабайт данных в течение минуты, а спутник AEHF будет транслировать цифровые фотографии высокого разрешения всего в три раза быстрее. Между тем, военным для передачи информации в реальном времени уже давно требуются гигабайтные каналы, поэтому на систему TSAT, первые станции которой должны быть выведены на орбиту в 2012-2013 гг., планируется в общей сложности потратить от $12 до $18 млрд. В 2006 г. на создание данной системы было потрачено $436 млн.[16], в 2007 г. финансирование было увеличено до $700,4 млн, и данная тенденция сохраняется: 2008 г. – $804,7, 2009 г. – $843 млн.[17] (см. табл. 1)
Предполагается, что обращаться к системе TSAT смогут даже рядовые солдаты с поля боя с помощью персональных BlackBerry-устройств, работающих через наземные магистральные маршрутизаторы на базе технологии оптических фазированных массивов.
Много вопросов и дискуссий вызывает программа по созданию космической платформы противоракетной обороны (Space Bed Test). Этот проект предусматривает создание и совершенствование перехватчика космического базирования, развитие системы связи и управления системой ПРО космического базирования и запуск небольшого количества перехватчиков для проведения испытаний по поражению баллистических ракет[18]. В мае 2007 г. Конгресс США полностью исключил ассигнования на нее на 2008 г. в сумме $10 млн, запрошенные Президентом Дж. Бушем. Тогда председатель подкомитета по стратегическим силам комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США, Эллен Ташер (от демократической партии, 10-й округ Калифорнии) заявила, что подобный «шаг к размещению оружия в космосе навсегда подорвет наши усилия по предотвращению гонки вооружений за пределами атмосферы»[19].
Таким образом, практические действия по размещению перехватчиков космического базирования системы ПРО США были отложены до 2009 г., на который Дж. Буш опять запросил $10 млн[20], которые и были выделены. Более того, согласно экспертам Агентства по противоракетной обороне, финансирование программы по созданию космического компонента ПРО должно увеличиться до $100,2 млн. к 2012 г.[21], когда эта система и должна начать полноценное функционирование. В этом же году $9,97 млн. было выделено на программу  NFIRS[22].
В 2005 г. Агентство по ПРО США получило финансовые полномочия от Конгресса на орбитальные испытания космического перехватчика. По техническим причинам космический снаряд-терминатор не удалось вовремя установить на борту экспериментального маневрирующего спутника с инфракрасной аппаратурой NFIRE. Теперь снаряд-перехватчик установят на втором спутнике серии NFIRE для проведения эксперимента по перехвату цели в космосе.
24 апреля 2007 г. был запущен первый спутник системы NFIRE, однако сразу после его запуска программа по размещению на нем перехватчика космического базирования была приостановлена[23]. Возобновлена она была уже в 2008 г., когда летом был запущен тестовый спутник[24], предназначенный для определения неполадок, могущих возникнуть при эксплуатации основного, и сроков запуска следующего спутника, способного уже быть местом базирования перехватчика. В 2008 г. работа в этом направлении шла достаточно активно. Проводились эксперименты по улучшению связи, испытанию спутника в условиях приближенных к космическим.
Ввиду относительной завершенности программы расходы на нее постепенно снижаются начиная с 2005 г. и составили $11,78 млн в 2008 г.[25].
В 2008 г. продолжалась активная разработка программы Experimental Satellites Series (XSS) и подготовка к запуску нового спутника серии XSS для сближения и проведения инспекции других космических аппаратов на орбите. Первый микроспутник серии XSS-10 был запущен в 2003 г. и проработал на орбите 24 часа. В настоящее время специалисты ВВС США проводят эксперименты со вторым спутником-инспектором XSS‑11 массой 100 кг, запущенным в апреле 2005 г. К концу 2008 г. спутник XSS-11 провел несколько автономных операций по инспекции отработанной ступени ракеты Minotaur, приближаясь к ней на расстояние от 1,5 км до 300 м. Программа по эксплуатации спутников-инспекторов XSS имеет большое значение для безопасности США, что подтверждается запланированными расходами на нее в $30 млн. в 2009 г., что немного больше, чем в 2008 г. – $28,9 млн., но немного меньше, чем в 2007 г. – $35,1 млн.
Становится вполне очевидно, что, осуществляя такой достаточно широкий спектр военно-космических программ, США четко ориентированы на лидерство в этой сфере, через которое намерены перейти к глобальному доминированию во многих других сферах. Более того, по мнению ряда американских специалистов, затраченные в 2008 г. в общей сложности $6 млрд. на военно-космические программы это лишь часть общего объема финансирования данной сферы[26]. Часть подобных программ, а соответственно и их финансирование засекречены. По экспертным оценкам сумма денежных средств, выделяемая на подобные засекреченные программы, может доходить до $8 млрд.[27]
Несмотря на разнообразные дискуссии вокруг военно-космических программ, в США продолжает существовать консенсус относительно значимости в целом развития космоса и его критической важности для отстаивания национальных интересов в области безопасности. В этой связи открытым остается вопрос относительно того, насколько китайское испытание противоспутникового оружия в январе 2007 го. изменит общую ситуацию в военно-космической сфере. Сегодня все четче проступают очертания будущего конфликта между старой сверхдержавой – США и новой, поднимающейся – КНР. И вполне очевидно, что противостояние в околоземной сфере, т.е. в космосе, станет одной из основных осей конфликта.
Вывод систем военного (или даже двойного) назначения в космос создает очевидные угрозы безопасности Российской Федерации, с одной стороны, и подрывает ее позиции в космосе, с другой. В этой связи России необходимо адекватно реагировать на попытки милитаризации космического пространства, которые предпринимают США: Россия могла бы развивать аналогичные системы, разработки которых велись еще в советский период.
Кое-что в этом направлении уже делается. В апреле 2007 г. президент В. Путин подписал указ о расширении концерна противовоздушной обороны «Алмаз-Антей». Целью объединения концерна еще с 11 предприятиями является создание системы воздушно-космической обороны пятого поколения. Эта система должна обеспечить оборону всей страны от воздушного нападения с использованием не только самолетов и ракет потенциального противника, но и космических аппаратов. Это всего лишь один пример того, что Россия начинает предпринимать попытки по восстановлению своих позиций в космическом пространстве и недопущению единоличного лидерства США в этой сфере.
Однако США серьезно намерены поддерживать и упрочивать его. По словам министра Военно-воздушных сил США Майкла Донли, только четкое распределение ресурсов, сильная политическая власть и сотрудничество различных правительственных и неправительственных организаций позволит США остаться лидером в космосе[28].
В этой связи особую важность приобретает вопрос о соотношении гражданского и военного космоса. В последнее время намечается тенденция, свидетельствующая о том, что интересы военных и гражданских по обеспечению безопасности в космосе начинают совпадать. Коммерческому сектору необходима безопасность вложенных в космические технологии инвестиций, а военным – безопасность собственно военных систем.
Более того, идет процесс сращивания гражданского и военного космоса путем, во-первых, создания технологий двойного назначения, во-вторых, допущения инвестиций частного сектора в развитие космических технологий, и, в-третьих, совместного использования систем, предусматривающего передачу информации гражданским ведомствам, полученную от военных космических систем, с одной стороны, и привлечение коммерческих космических систем для решения военных задач, с другой. 21 ноября 2008 г. на симпозиуме в Лос-Анджелесе, организованном Ассоциацией ВВС США, Майкл Донли отметил, что система глобального позиционирования, наряду с другими космическими системами, являются частью американской экономики и в целом мировой экономики. В этой связи интересы коммерческого сектора и государства в части обеспечения национальной безопасности являются взаимосвязанными[29].
Все активнее решается вопрос об использовании гражданских космических объектов и оборудования в военных целях. В последнее время эта тенденция усиливается. Например, в ходе военной операции США в Ираке в 2003 г. до 80% военной связи на театре военных действий обеспечивалось коммерческими спутниковыми системами. Около трети из 30 тыс. выпущенных по Ираку снарядов и бомб управлялось с помощью космической системы глобального позиционирования GPS. Ослепление «космического глаза», то есть системы GPS, а также космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении ядерных стран сегодня уже в принципе технически реально. Но возникновение такой возможности подрывает системы национальной безопасности ядерных держав и может повлечь за собой общую дестабилизацию международной ситуации.
Таким образом, в военно-космической деятельности США можно проследить две вполне взаимосвязанных тенденции. С одной стороны, это стремление обеспечить свою национальную безопасность, так как системы связи и космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении являются критически важными для ее обеспечения. А с другой стороны, предпринимаются активные, последовательные усилия по проведению в жизнь доктрины глобального доминирования. И космические средства вносят огромный вклад в ее реализацию. 2008 г. как год, завершивший второй президентский срок Дж. Буша, показал, что космос является одним из приоритетов в обеспечении национальной безопасности США. Несмотря на партийные различия 43 и 44‑ого президентов США, вполне очевидно то, что перемены, провозглашаемые Бараком Обамой, не затронут курс предыдущей администрации на обеспечение национальной безопасности всеми доступными средствами, в том числе и космическими.
 

[1] Report of the Commission to assess United States National Security Space Management and Organization. 2001. p.13.
[2] Department of Defense Global Information Grid Architectural Vision. 2007. p.iii.
[3] Anthony Bargar. DoD Global Information Grid Mission Assurance // CrossTalk – The Journal of Defense Software Engineering. Fall 2008.
[4] Роговский Е. Борьба за контроль в космосе // Международные процессы. Том 5. Номер 2(14). Май-август 2007.
[5] Richard Kaufman, Henry Hertzfeld, Jeffrey Lewis. Space Security and the Economy. September 2008. p.10.
[6] Ibid. pp.10-11.
[7] Therese Hitchens and Victoria Samson. Space Weapons Spending in the FY 2009 Defense Budget. March 2008.
[8] Горшков А. Спутники против ракет // Независимое военное обозрение. 13.08.2004.
[9] Program Acquisition costs by Weapon system // Department of Defense Budget For Fiscal Year 2004. February 2003.
[10] Program Acquisition costs by Weapon system // Department of Defense Budget For Fiscal Year 2007. February 2006.
[11] DoD FY 2009 Budget Request Summary Justification. P.209.
[12] Space Acquisitions. DOD’s Goals for Resolving Space Based Infrared System Software Problems Are Ambitious // United States Government Accountability Office. September 2008.
[13] Лисов И. Прототип большого космического радара // Новости космонавтики. 4, 2006.
[14] Therese Hitchens and Victoria Samson. Space Weapons Spending in the FY 2009 Defense Budget. March 2008.
[15] Space Radar Program Cancelled // Satellite Today. March 7th, 2008. 
[16] CRS Report for Congress // U.S. Military Space Programs: An Overview of Appropriations and Current Issues. August 7th, 2006.
[17] DoD FY 2009 Budget Request Summary Justification. p.210.
[18] The Missile Defense Space Test Bed // www.ucsusa.org. May, 2007.
[19] Цит. по Сенат отказался финансировать размещение системы ПРО США в космосе // РИА Новости. 25.05.2007.
[20] Theresa Hitchens and Victoria Samson. Space Weapons Spending in the FY 2009 Defense Budget. March 2008.
[21] Missile Defense Agency. Fiscal Year 2009 (FY 09). Budget Estimates. Overview. p.22.
[22] Theresa Hitchens and Victoria Samson. Space Weapons Spending in the FY 2009 Defense Budget. March 2008.
[23] http://www.nasa.gov/centers/wallops/missions/nfire.html
[24] Ibid.
[25] DoD FY 2009 Budget Request Summary Justification.
[26] Richard Kaufman, Henry Hertzfeld, Jeffrey Lewis. Space Security and the Economy. September 2008. p.16.
[27] Ibid.
[28] Matt Proietti. US Can Retain Space Leadership Role // www.spacewar.com 26.11.2008
[29] Ibid.


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Психолог петербург
практический психолог
sokolov-se.ru