Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?2, 2009
АМЕРИКАНСКИЕ ИННОВАЦИИ
В ПОДГОТОВКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ XXI ВЕКА[1]
Лебедева Л.Ф., д.э.н., руководитель Центра Института США и Канады
e-mail:[email protected]
 
Аннотация. Конкурентоспособность США в современной глобальной экономике во многом зависит от конкурентоспособности рабочей силы, в связи с чем актуализируется ее адекватная подготовка с учетом востребованности XXIвека. Американские инновации обеспечения кадрового потенциала страны нацелены на обеспечение возможностей получения работниками подготовки, соответствующей меняющимся требованиям и на удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированной рабочей силе.
Ключевые слова:рабочая сила, профессиональная подготовка, образование, занятость
 
US Workforce XXI Century Innovations
Lebedeva Liudmila Fedorovna
Dr of Economics Head of the Center ISKRAN
 
Annotation. America's ability to be competitive in today's global economy highly depends on the competitiveness of its workforce. That’s why the professionals in workforce XXI century development have the significant challenge of ensuring that workers receive relevant, job-related, demand-driven training. US Workforce Innovations are aiming to give workers the skills they need to build successful careers as well as to help employers find the skilled workers they need to be productive and competitive.
Key words: wokforce, skills training, education, employment.
 
Повышение конкурентоспособности рабочей силы – приоритет нового века
Проблемы кадрового обеспечения экономики, подготовки рабочей силы с учетом динамично изменяющегося спроса на рынке труда, находились в центре внимания правящих кругов США и в прошлом столетии. Но в начале XXI в. американские инновации в подготовке рабочей силы приобрели четкую направленность на профессионально-квалификационную востребованность сегодня и в перспективе.
Усиление конкуренции квалифицированных специалистов на мировом рынке особенно заметно в таких профессиях как программисты, специалисты по биотехнологиям, телекоммуникациям, геопространственным и информационным технологиям, и многим другим, перечень которых постоянно пополняется, требует постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, повышения ее квалификации в увязке с текущим и перспективным спросом.
В условиях кризиса 2008–2009 гг. власти США были вынуждены принять дополнительные экстренные меры по поддержке лиц, потерявших работу и их последующему трудоустройству. В апреле 2009 г. уровень безработицы в США возрос до 8,9%, а среди лиц в возрастной группе 16–19 лет – до 21%. Бюджетное управление Конгресса США оценило возможный в 2009 г. рост уровня безработицы – до 10% рабочей силы. Ожидания деловых кругов, судя по результатам опроса, проведенного в конце минувшего года Национальной ассоциацией бизнеса, несколько более оптимистичны, но 45% представителей бизнеса считают маловероятным кадровое пополнение в течение предстоящего года.
Однако и в этой сложной экономической ситуации план новой администрации, одобренный конгрессом и подписанный президентом в феврале 2009 г., содержит не только традиционные антикризисные мерами по расширению поддержки безработных, созданию рабочих мест, но также долгосрочную составляющую подготовки рабочей силы XXI в.
Наряду с решением вопросов по выходу из кризиса и преодоления его последствий, в качестве основного направления государственной стратегии занятости определено повышение конкурентоспособности рабочей силы с учетом вызовов международной конкуренции XXI в. При этом акцент делается на активном привлечении к процессу обеспечения адекватного образования и обучения, совершенствования системы подготовки рабочей силы не только государственных структур, но и бизнеса, некоммерческих организаций, самих граждан.
В первом десятилетии нового века приоритеты стратегии США по укреплению конкурентоспособности рабочей силы и обеспечению кадрового потенциала американской экономики нашли выражение в ряде принятых и реализуемых инициатив модернизации системы подготовки кадров с учетом текущего и перспективного спроса. В инновационных программах, стартовавших в середине текущего десятилетия, упор делается на развитие трудового потенциала в соответствии с потребностями взаимосогласованных перемен в организации труда и квалификации работников, основанного на знаниях и новых технологиях производства.
В США, наряду с расширением доступности среднего, профессионального, высшего образования, широкое распространение получила подготовка на рабочих местах, специальные производственно-учебные центры частных компаний (в том числе создаваемых более чем одной компанией) по профессиональной подготовке и переподготовке работников. Но функции служб занятости все чаще оказываются невыполнимыми, если они ограничиваются лишь посредничеством и не распространяются на подготовку рабочей силы исходя из потребностей производства. В связи с этим, на финансирование мер в области содействия трудоустройству и профессионального обучения к 2008 г. приходилось уже около 60% бюджета Управления занятости и профессионального обучения Министерства труда США (на социальную защиту безработных, соответственно, 38%, административные цели – менее 2%).
Реструктуризация финансирования в управлении занятости и профессионального обучения сопровождается ужесточением требований по приведению системы инвестиций в рабочую силу в соответствие с новыми экономическими реалиями, повышению эффективности реализуемых программ, в том числе за счет улучшения их администрирования.
Решение проблем формирования трудовых ресурсов XXI в. является ключевой задачей федеральных программ подготовки рабочей силы, в частности программы профессиональной подготовки кадров для секторов экономики с высоким потенциалом роста. В рамках этой программы в середине текущего десятилетия в США были выделены 14 секторов экономики, трансформация которых в значительной степени связана с освоением и распространением новых технологий и инноваций, требующих наличия у работников соответствующих знаний и навыков, а обеспечение адекватными кадрами является одним из важнейших условий их развития.
Суть подхода заключается в «ориентации на спрос». Инвестиции в рабочую силу должны использоваться для приобретения работниками навыков, знаний и информации, требуемых в определенных программах отраслях, имеющих критически важное значение для развития экономики страны в целом.
Ориентированная на спрос система инвестиций в рабочую силу призвана стать важнейшим инструментом приспособления американской экономики к вызовам глобализации, демографическим изменениям, ускорению научно-технического прогресса.
Дефицит квалифицированных работников, удовлетворяющих профессиональным квалификационным требованиям, ощущается во многих отраслях, прежде всего в здравоохранении, в сфере информационных технологий, в высокотехнологичных отраслях.
 
Социальное партнерство
Как отмечается в материалах Управления занятости и профессионального обучения, Инициатива подготовки рабочей силы XXIвека – это стратегия поворота государственной службы занятости к потребностям рынка труда, призванная продемонстрировать, как государственная система подготовки кадров может выступить в качестве катализатора сотрудничества предпринимателей, деловых ассоциаций, работников, педагогов, колледжей и организаций экономического развития. Цель таких партнерств состоит в том, чтобы обеспечить эффективное удовлетворение потребности бизнеса в кадрах, а также содействовать продуктивной занятости наемной рабочей силы[2].
Основные функции по выполнению Инициативы возложены на Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США. Особое внимание уделяется информированию субъектов рынка труда о новых возможностях.
Главная задача системы инвестиций в рабочую силу, ориентированной на спрос, состоит в том, чтобы в соответствии с требованиями работодателей предоставлять населению всех возрастных категорий услуги профессионального обучения и иные, необходимые для занятости в ведущих секторах экономики.
Выделенные в целях реализации данной инициативы профессиональной подготовки четырнадцать секторов экономики охватывают аэрокосмический сектор, автомобилестроение, промышленное производство на основе высоких технологий, строительство, энергетику, здравоохранение, финансовые услуги, биотехнологии, геопространственные технологии, национальную безопасность, информационные технологии, розничную торговлю, транспорт и гостиничный бизнес.
Среди задач, которые призвана решать данная программа:
- создание для работников благоприятных условий карьеры в отраслях экономики с высоким уровнем квалификационных требований,
- осуществление целевых инвестиций в развитие рабочей силы и поддержку государственно-частного партнерства для формирования у работников трудовых навыков, востребованных современным производством,
- обеспечение слаженного взаимодействия колледжей всех уровней с бизнесом и государственными службами занятости в целях удовлетворения потребностей в высокопрофессионально подготовленной рабочей силе,
- расширение возможностей предпринимателей по использованию системы ученичества путем комбинирования обучения персонала на рабочем месте и в академических образовательных учреждениях.
В ходе реализации трудовых инноваций Управлением занятости и профессионального обучения проводятся рабочие совещания с представителями четырнадцати вышеперечисленных секторов экономики. В них принимают участие руководители компаний, ассоциаций производителей, государственных учреждений и некоммерческих организаций. Такие встречи позволяют выявить наиболее актуальные проблемы развития рабочей силы и пути их решения.
В секторе производства на основе прогрессивных технологий, например, к основным препятствиям развития отнесены недостаточный уровень подготовки персонала для инновационного производства, проблемы общественного имиджа сектора, динамика притока рабочей силы требуемой квалификации, формирование трудовых навыков. Предполагаемые пути решения указанных проблем сводятся к дополнительному обучению персонала предприятий, усовершенствованию программ профессионального обучения в соответствии с потребностями производства, к объединению программ обучения организаций.
Партнерами Управления занятости и профессионального обучения по реализации рассматриваемой инициативы в данном секторе выступают Национальная ассоциация промышленников, Национальный совет по прогрессивным промышленным технологиям.
В аэрокосмическом секторе выявлены старение рабочей силы, утрата способностей и навыков по обслуживанию техники. К мерам по преодолению негативных тенденций относятся: подготовка к демографическому перелому; учет снижения уровня профессиональных навыков, опыта и интеллектуального капитала; формирование у работников базовых трудовых навыков, включая те, которые необходимы для трудоустройства на низовые должности; наем молодежи; сокращение текучести кадров и поддержка занятости; улучшение общественного имиджа отрасли; повышение квалификации технических специалистов.
В реализации намеченных мер принимает участие Межведомственная специальная группа по модернизации аэрокосмического комплекса.
В секторе биотехнологии внимание сосредоточено на найме персонала, обучении и поддержании занятости. В рамках программы Управления занятости и профессионального обучения в реализации намеченных мер принимают участие институты здравоохранения, фармацевтические компании, институты биотехнологий и др.
Среди первоочередных задач – определение потребностей сектора в сферах найма, профессиональной подготовки и поддержки занятости, от лабораторных тренингов до биотехнологического производства.
В секторе геопространственные технологии выявлено отсутствие четкого определения требований к уровню профессиональной подготовки специалистов, в том числе к перечню учебных дисциплин, необходимых для работы в данной области; отсутствие сведений о рабочих местах и заработной плате по имеющимся вакансиям.
Предполагается приведение системы профессиональной подготовки в соответствие с моделями компетенций, разработанными в отрасли; совершенствование моделей профессиональных компетенций исходя из новых вариантов применения геопространственных технологий; начальная профессиональная подготовка работников для работы в отрасли; систематизация статистических данных о состоянии отрасли, обеспечение их доступности для субъектов рынка труда; трудоустройство молодежи с использованием системы ученичества и соглашений со школами и колледжами; разнообразие рабочей силы за счет нетрадиционных источников трудовых ресурсов (иммигрантов и т.д.).
В рамках программы Управления занятости и профессионального обучения в реализации этих инициатив принимает участие Ассоциация геопространственной информации и технологий.
В сфере здравоохранение особое внимание уделяется сокращению текучести кадров, совершенствованию обучения на основе передовых технологий в целях развития профессиональной подготовки (особенно в части младшего медицинского персонала), привлечению и подготовке исследовательских кадров.
В реализации намеченных мер принимают участие американская ассоциация здравоохранения, ассоциация организаций, предоставляющих услуги лицам старших возрастных категорий и др.
В рамках программы проводится совершенствование отраслевых стандартов профессионального обучения и аттестации, разработка всеобъемлющих, основанных на компетенциях курсов обучения для работников начального уровня.
Аналогичные пути решения выявленных проблем, организационные партнеры определены по каждому из выделенных секторов экономики. Кроме того, учитывая проблемы имиджа ряда секторов экономики разрабатываются и реализуются меры по улучшению общественного восприятия той или иной отрасли.
При всем разнообразии развития передовых отраслей производства существует ряд свойственных им общих проблем труда и занятости. Это, прежде всего, преодоление дефицита высококвалифицированных кадров, пересмотр отраслевых стандартов профессионального обучения с учетом востребованности со стороны работодателей (моделей профессиональных компетенций); преодоление в ряде случаев негативного общественного имиджа производства (представлений о нем как о сфере низкооплачиваемого и не престижного труда); формирование у работников базовых трудовых навыков, необходимых, в том числе, и на низовых должностях.
 
Региональный аспект
Американские инновации в подготовке кадрового потенциала отличаются широким спектром подходов не только на отраслевом, профессиональном и квалификационном, но и на региональном уровне. Развитие взаимодействия основных субъектов социально-экономического партнерства в данной области – федерального правительства, региональных и местных властей, бизнеса и общественных организаций – нашло выражение, в частности, в Инициативе «Трудовые инновации в региональном экономическом развитии», осуществляемой с ноября 2005 г.
Эта Инициатива объединяет усилия всех уровней власти, учебных учреждений (включая учебные заведения полного среднего образования, колледжи, университеты), инвестиционных групп, фондов, различных бизнес-структур с целью повышения региональной экономической конкурентоспособности путем развития трудового потенциала и расширения возможностей его реализации.
В рамках программы были выделены регионы, для которых в наибольшей степени характерны трудности экономического развития. В 2006 г. Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США объявило о тринадцати регионах, которые войдут в состав первого поколения территориальных образований, участвующих в данной программе. К этим регионам были отнесены: прибрежный район штата Мэн, северо-восток штата Пенсильвания, провинциальные районы штата Нью-Йорк, предгорные районы штата Северная Каролина, центр и запад штата Мичиган, север штата Индиана, большой северо-западный район штата Флорида, запад штата Алабама и восток штата Миссисипи, агломерация Канзас-Сити, метрополия Денвера, центральная и восточная части штата Монтана, а также калифорнийский инновационный коридор. Регионы-участники программы получили субсидии сроком на три года.
В январе 2007 г. ряд регионов вошел в состав второго поколения территориальных образований, участвующих в данной программе. К таким регионам были отнесены: центральная и восточная части острова Пуэрто-Рико, юго-запад штата Коннектикут, север штата Нью-Джерси, долина реки Делавэр, район Аппалачей в штате Огайо, юго-восток штата Мичиган, долина реки Теннеси, юго-запад штата Индиана, южная часть штата Техас и север штата Калифорния. Инвестиции призваны поддерживать выполнение комплексного плана развития соответствующих территорий, подготовки местной рабочей силы в соответствии с требованиями нового столетия. После завершения и одобрения плана развития каждый регион получает дополнительные средства на трехлетний период.
Следующим этапом стало формирование группы регионов третьего поколения, участвующих в программе. В ее состав вошли юг штата Аризона, южная и центральная части штатов Канзас и Айдахо, центральная часть штата Кентукки, юго-восток штатов Миссисипи и Миссури, треугольник Миннесоты, центральная часть штата Нью-Джерси, район Большой Альбукерке, север штата Орегон, юго-восток штата Вирджиния, район тихоокеанских гор штата Вашингтон, южная, юго-восточная и центральная части штата Висконсин. Третье поколение регионов, участвующих в программе «Трудовые инновации в региональном экономическом развитии», отличается большим разнообразием. Например, в центральных округах штата Нью-Мексико на создание инновационных производств в сфере чистой энергетики и перспективных технологий направлены усилия промышленных компаний, университетов и национальных лабораторий. В штате Орегон активизируется деятельность региональных служб занятости, для того чтобы лучше удовлетворять спрос на квалифицированные кадры в передовых отраслях обрабатывающей промышленности и других секторах экономики.
В каждом регионе программа «Трудовые инновации в региональном экономическом развитии» предусматривает последовательно осуществляемые мероприятия: 1. определение границ региональной экономики путем идентификации группы смежных территорий по их общим характеристикам, безотносительно к существующим административным границам; 2. создание группы лидерства, призванной обеспечивать площадку для принятия решений в региональной экономике; 3. оценку активов региона, сильных и слабых сторон, возможностей и рисков; 4. на основе анализа потенциала региона выявление специфики хозяйственного комплекса региона и определение требований к стратегии развития; 5. формирование стратегии развития региона и плана ее выполнения, с определением цели, задач и механизма их достижения; 6. выбор ресурсов экономического развития, включая инвестиционные фонды, венчурный капитал, федеральный бюджет, бюджеты штатов и муниципалитетов.
В дополнение к финансированию трех перечисленных поколений регионов, Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США содействует доступу к региональным инновационным грантам тех регионов страны, которые недавно пережили экономические потрясения и имеют желание запустить у себя данную инициативу.
Опыт США показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют чрезвычайно важную роль. Высокая конкурентоспособность и экономический рост в возрастающей степени определяются факторами, стимулирующими распространение новых технологий, характером взаимодействия науки, образования, уровнем развития государственно-частного партнерства.
Эффективное участие государства в процессах укрепления национальной конкурентоспособности предполагает использование широкого набора инструментов для привлечения частного сектора в сферу подготовки кадрового потенциала экономики XXIв.


[1] Статья подготовлена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009». Проект ? 2.1.3/7428.
 
[2] Addressing the Workforce Challenges. DOL, W., 2008


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio