Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2009

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США В СТРАНАХ АФРИКИ

Акенов П. А., аспирант
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Возрастающий интерес США к африканским странам, в том числе к югу от Сахары, обусловлен прежде всего стремлением получить доступ к минеральным ресурсам региона и диверсифицировать поставки нефти. США являются крупнейшим рынком сбыта африканской продукции, принимая около 30% экспорта региона. Ожидается, что к 2015 г. на страны Африки будет приходиться 25% всего американского импорта нефти.

Ключевые слова: экономическая стратегия США, Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки (США), прямые инвестиции США в странах Африки, Агентство США по Международному Развитию.

US strategic interests in Africa

Pavel A Aksenov, PhD student,
The Institute for the USA and Canada Studies RAS
e-mail:

Annotation. The growing interest of the United States in Africa is mainly explained by intention to gain access to mineral resources of the region and diversify oil supply. The United States is Africa’s largest single country market, purchasing about 30% of the region’s exports. It is expected that 25% of the United States oil imports will be from Africa by 2015.

Key words: US Economic Strategy, African Growth and Opportunity Act (U.S.), US direct investment in Africa, United States Agency for International Development

Возрастающий интерес развитых стран мира к Африке вызван прежде всего потребностью в сырьевых ресурсах. В настоящее время этот регион обеспечивает 92% потребностей мировой индустрии в платине, 70% – в алмазах, 35% – в марганце и 15,5% – в бокситах. В Африке находятся такие крупные газо- и нефтедобывающие страны, как Нигерия, Ангола, Алжир, Судан. В последние годы с открытием нефти в полосе вдоль побережья Гвинейского залива роль Африки в мировой нефтедобыче резко возросла[1]. Ожидается, что к 2015 г. каждый четвертый баррель импортируемой в США нефти будет африканского происхождения. США также заинтересованы в импорте из Африки хрома и металлов платиновой группы, закупают медь, технические алмазы, слюду, цинк, свинец, титан, цирконий, уран и бокситы.

В то же время, повышение активности в регионе Китая и других стран и, как следствие, возрастающая конкуренция ставят перед правительством США задачи по сохранению торговых и инвестиционных позиций в странах Африки.

Форум торгово-экономического сотрудничества США
со странами Африки южнее Сахары

Американские ТНК продолжают наращивать усилия с целью завладения новыми месторождениями нефти и других видов сырья по всему миру. Правительство США увеличивает ассигнования на геологоразведочные работы, которые на 60–70% финансируются за счет госбюджета. В 2000 г. Конгресс США принял Закон о содействии Африканскому развитию (African Growth & Opportunity Act – АГОА). Решением Конгресса создан «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары». Американская администрация открыла в Африке три региональных центра содействия повышению конкурентоспособности товаров из африканских стран на рынках США и других стран мира. Координацию действий американского частного бизнеса в Африке осуществляет Корпоративный совет по Африке со штаб-квартирой в Вашингтоне, созданный в 1992 г. Эта организация объединяет свыше 170 компаний, то есть 85% всех американских фирм, действующих в африканских странах. Финансовую поддержку американским экспортерам и инвесторам оказывают восемь федеральных министерств и ведомств, в том числе Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта, Министерство энергетики, Агентство по торговле и развитию. Правовой основой реализации экономических и политических интересов США в регионе стал Закон АГОА.

В документах Конгресса текущего десятилетия констатируется, что страны Африки южнее Сахары представляют собой богатый людскими и природными ресурсами регион, а континент в целом обладает колоссальным экономическим потенциалом и поэтому представляет долгосрочное политическое значение для США. Отмечается, что расширяющаяся торговля и приток капиталов создают благоприятный деловой климат, позволяющий устранить любые барьеры на пути торгово-экономического обмена между США и африканскими странами. США добиваются устранения тарифных барьеров для американских производителей, способствуют созданию зон свободной торговли американскими товарами в этих странах. Кроме того, указанный закон предоставляет странам Африки режим наибольшего благоприятствования при экспорте целого ряда изделий в США.

После принятия Закона АГОА на рынки США впервые получили доступ более 1800 новых наименований различных товаров и изделий из стран Африки. В совокупности с возросшим импортом нефти и нефтепродуктов приток других товаров из стран Африки способствовал резкому увеличению объема импорта и, соответственно, торгового дисбаланса. Если в 2000 г. (до начала действия Закона АГОА) экспорт США в страны Африки исчислялся 5,6 млрд. долл. (из них 32,4% приходилось на транспортное оборудование, 12,6% – на продукцию электронной промышленности, 13,8% – на продовольствие и 12,8% – на химические препараты), а импорт – 22,2 млрд. долл. (68% – нефть и нефтепродукты и 14,4% – минеральное сырье и металлы), то в 2001 г., когда Закон АГОА уже начал работать, экспорт США в страны Африки составил более 7 млрд. долл., а импорт возрос до 25 млрд. долл. (главным образом, за счет ввоза нефти и нефтепродуктов)[2].

Заложенные в Законе АГОА механизмы и процедуры создали США особо благоприятные условия для развития торгово-экономического обмена со странами Африки. В частности, уже на первом после принятия этого акта экономическом форуме на министерском уровне в октябре–ноябре 2001 г. США поставили вопрос о свободном доступе на африканские рынки американских предпринимателей. В целях стимулирования инвестиционной деятельности в странах Африки президент Джордж Буш-младший объявил на форуме о создании в рамках Корпорации зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation – ОПИК) специального фонда в размере 200 млн. долл. Эти средства будут затрачены на страхование инвестиционных рисков американских компаний в Африке. Одновременно усилился приток в страны Африки частных прямых инвестиции из США.

По некоторым видам неэнергетического сырья (хром, марганец, платина, кобальт) на страны Африки приходится от 60 до почти 100% американского импорта. По хрому стопроцентная зависимость США от импорта существует с 1961 г., причем 98% сырья поступает из двух стран – ЮАР и Зимбабве[3].

Военная промышленность и энергетика США более чем наполовину зависят от импорта африканского кобальта – металла, используемого при производстве термостойких и особо прочных сплавов, в том числе при производстве лопаток турбин реактивных двигателей. Другая важная сфера применения – производство магнитосплавов для электронной промышленности. В США имеются собственные месторождения кобальта, но добыча оставшихся запасов слишком дорога. Поэтому с 1971 г. весь потребляемый промышленностью США кобальт ввозился из-за границы. На четыре африканские страны – ДРК, Замбию, Марокко и Ботсвану – приходится 52% мировых запасов кобальта, причем львиная доля из этого количества приходится на ДРК (60% мировой добычи без учета стран бывшего СССР), которая одна покрывает 65% внутренних потребностей США в этом металле. Примерно 70% африканского импорта кобальта используется в США в производствах, где ему нет замены. Аналогично дело обстоит с марганцем.

США намерены и впредь уделять приоритетное внимание либерализации торговли и стратегиям развития, создающим благоприятный климат для американских инвестиций в этом регионе.

Товарооборот США со странами Африки

Товарооборот США со странами Африки к югу от Сахары увеличился в 2008 г. на 28,0%. Экспорт США увеличился на 29,2%, до $18,5 млрд., что обусловлено ростом по различным позициям, в том числе по оборудованию, транспортным средствам и комплектующим, пшенице, нефтепродуктам, самолетам, телекоммуникационному оборудованию. Импорт США в 2008 г. увеличился на 27,8%, до $86,1 млрд. Этот рост объясняется значительным увеличением импорта сырой нефти (табл. 1).

Таблица 1.

Торговля США со странами Африки южнее Сахары в млн. долл.

 

2005

2006

2007

2008

Экспорт

10,210.7

11,859.7

14,296.1

18,471.9

Импорт

50,364.6

59,092.8

67,357.8

86,052.7

Источник: U.S.-African Trade Profile. – Washington: Department of Commerce, 2009.

По пяти крупнейшим африканским импортерам американских товаров в 2008 г. экспорт в Южную Африку вырос на 17,6 %, в Нигерию – на 47,7 %, в Анголу – на 62,6%, в Бенин на 192,4 % (за счет значительного увеличения экспорта нефтепродуктов и транспортных средств и комплектующих) и в Гану – на 46,1% (рис. 1).

Рис. 1. Экспорт США в страны Африки к югу от Сахары в 2008 г. (в %)

Источник: U.S.-African Trade Profile. – Washington: Department of Commerce, 2009.

Рост импорта США из нефтедобывающих стран обусловлен увеличением импорта из Нигерии на 16,2%, из Анголы на 51,2%, из Республики Конго на 65,2%, из Экваториальной Гвинеи на 89,5%, из Чада на 55,4%, из Габона на 4,4%. Импорт США из Южной Африки увеличился на 9,9%. Снижение импорта платины и бриллиантов из Южной Африки было сбалансировано ростом импорта ферросплавов и легковых автомобилей (более 350%) в результате запуска в Южной Африке в 2007 г. новой производственной линии. Распределение импорта США по странам представлено на рис. 2.

Как видно из представленных данных основными торговыми партнерами США являются Нигерия, ЮАР и Ангола, на которые приходится 68% экспорта и 77% импорта.

В 2008 г. импорт США в рамках акта АГОА составил 66,3 млрд. долл. США, что на 29,8 % больше, чем в 2007 г. Эта цифра включает в себя беспошлинный импорт из стран, включенных в АГОА, а также товары, ввозимые в рамках Глобальной Системы Торговых Преференций (GSP). Импортируемые товары, подпадающие под действие АГОА, являются товарами, предназначенными для конечного потребления на территории США.

На нефть и нефтепродукты по-прежнему приходится наибольшая доля импорта из стран Африки: около 92,3 % в 2008 г. Остальной импорт составляет около 5,1 млрд. долл. США и увеличился на 51,2 %.

Рис. 2. Импорт США из стран Африки к югу от Сахары в 2008 г. (в %)

Источник: U.S.-African Trade Profile. – Washington: Department of Commerce, 2009

Таблица 2.

Важнейшие торговые партнеры стран Африки южнее Сахары
(в млрд. долл. США и % от объема рынка)

 

2006 г.

% от общего объема

2007 г.

% от общего объема

Импорт

 

 

 

 

Китай

19.0

8.9%

26.5

9.8%

Германия

13.0

6.1%

15.0

5.6%

США

12.1

5.6%

14.4

5.3%

Франция

11.3

5.3%

13.1

4.9%

Великобритания

8.9

4.1%

9.8

3.6%

ЮАР

7.3

3.4%

9.0

3.3%

Япония

7.2

3.3%

8.6

3.2%

Нидерланды

6.0

2.8%

8.6

3.2%

Италия

5.5

2.6%

6.3

2.4%

Испания

2.8

1.3%

3.1

1.2%

Всего ЕС

62.0

28.9%

74.9

27.8%

Экспорт

 

 

 

 

США

61.5

29.5%

69.6

28.4%

Китай

26.3

12.6%

32.9

13.4%

Великобритания

13.0

6.2%

13.7

5.6%

Япония

12.5

6.0%

13.3

5.4%

Испания

10.9

5.2%

12.0

4.9%

Франция

9.2

4.4%

10.5

4.3%

Германия

8.9

4.3%

9.4

3.8%

Нидерланды

6.8

3.2%

9.1

3.7%

Италия

7.4

3.6%

9.1

3.7%

ЮАР

3.3

1.6%

5.3

2.2%

Всего ЕС

67.0

32.1%

76.9

31.4%

Источник: U.S.-African Trade Profile. – Washington: Department of Commerce, 2009

Импорт минералов и металлов возрос на 58,8%, продукции химической промышленности на 38,7%. Падение по импорту текстильной и швейной составило 10,4%, сельскохозяйственной продукции на 7,9% .

Объем товарного импорта стран Африки южнее Сахары вырос в 2007 г. на 25,6% и достиг $269,2 млрд. (в 2006 г. – 24,1%). На ЮАР и Нигерию приходится почти половина импорта – 46,4%. В 2007 г. импорт ЮАР увеличился на 25,9% (до $85,6 млрд.), импорт Нигерии – на 33,7% (до $39,4 млрд.). Импорт, в отличие от экспорта, включает множество товаров различных категорий, в том числе нефтепродукты, различное электрическое и телекоммуникационное оборудование, автомобили, самолеты, железные и стальные изделия, фармацевтическую продукцию, медицинское оборудование, одежду, обувь, океанские суда и пшеницу.

Общий объем товарного экспорта стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. составил $244,6 млрд. Более 50% стоимостного объема экспорта приходилось на ЮАР и Нигерию: 63,5 млрд. и 59,4 млрд. долл. США соответственно. Роста объема экспорта стран Африки южнее Сахары составил в 2007 г. 17,2%, что выше среднемирового показателя (15,6%). Однако товарооборот стран Африки составляет лишь 1,83% мировой торговли.

На страны Африки к югу от Сахары приходится чуть более 1% американского экспорта товаров и чуть более 3% американского импорта товаров, из которых около 81% являются нефтепродукты. Соединенные Штаты, импортировавшие в 2007 г. 28,4% экспорта региона, являются крупнейшим рынком сбыта африканской продукции. Китай с показателем 13,4% занимает второе место (см. табл. 2).

В 2007 г. Китай по-прежнему оставался самым крупным экспортером в страны Африки к югу от Сахары с растущей долей рынка в 9,8% и объемом экспорта в 26,5 млрд. долл. США. Экспорт Китая продолжает расти быстрыми темпами, по сравнению с 2006 г. рост составил 39,4%. Увеличились поставки электротехнического и другого оборудования, транспортных средств (в основном мотоциклов и грузовиков), тканей, одежды и обуви.

Как видно из приведенных данных, Китай вытесняет с рынка африканских стран не только США, но и европейских конкурентов, чья доля по экспорту упала в 2007 г. более чем на 1%. При этом Китай активно увеличивает импорт африканских товаров за счет снижения долей США и ЕС. Этим, в свою очередь, объясняется активизация правительства США по увеличению инвестиций и оказанию помощи, в том числе через международные финансовые институты.

Инвестиционные позиции

Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Африки к югу от Сахары в 2007 г. был значительно ниже показателей других регионов, однако продемонстрировал значительный рост. Согласно Докладу о мировых инвестициях 2008, приток ПИИ в страны Африки южнее Сахары составил в 2007 г. 33,0 млрд. долл. (1,8% от мировых ПИИ), что на 26,3% больше, чем в 2006 г.

Большая часть этого роста была обеспечена покупкой Торгово-промышленным Банком Китая (ICBC) 20% акций южноафриканского Standard Bank на сумму около 6 млрд. долл. США. Если исключить эту сделку из расчета ПИИ в 2007 г., то прирост составит лишь 2,4%.

По данным Доклада о мировых инвестициях 2008, большая часть инвестиций направляется в нефтяной и газовый сектор, а также в горнодобывающую промышленность. Часть инвестиций была направлена в такие проекты, как нефтеперерабатывающие заводы в Кот-д'Ивуаре и Нигерии, предприятия по обработке алмазов в Ботсване. Сектор услуг также показал значительный рост, особенно в области финансовых услуг, о чем свидетельствуют инвестиции ICBC в Standard Bank, покупка Barclays Bank (Великобритания), а также покупка южноафриканским банком ABSA банков в других африканских странах. Транснациональные корпорации, особенно из Южной Африки, Европейского союза и Китая, также продолжали вкладывать средства в инфраструктурные телекоммуникационные проекты, в электро- и гидроэнергетику и управление водными ресурсами [23].

На конец 2007 г. объем ПИИ США в страны Африки южнее Сахары составил 13,3 млрд. долл. США (около 40% от общего объема). Увеличение объема инвестиций в Южной Африке, Мавритании, Либерии и Габоне более чем компенсирует снижение инвестиционных позиций в Нигерии, Анголе и Экваториальной Гвинее (рис.3).

Рис. 3. ПИИ США в страны Африки южнее Сахары в 2007 г. (в %)

Источник: U.S.-African Trade Profile. – Washington: Department of Commerce, 2009

Объем инвестиций в ЮАР – $4,8 млрд., Маврикий – $2,9 млрд., Экваториальную Гвинею – $2,2 млрд., Анголу – $876 млн., Либерию – $456 млн., Габон – $421 млн. На эту группу стран приходится 87,8% ПИИ США в страны региона. На страны Африки к югу от Сахары приходится менее 1% от ПИИ США во всем мире.

В соответствии с Обзором экономического положения на ноябрь 2008 г. (U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis) суммарные активы филиалов американских компаний в Африке составили $116,6 млрд., включая $28,3 млрд. в Нигерии и $13,3 млрд. в ЮАР; их продажи достигли $70,9 млрд., а чистая прибыль $14,6 млрд.

Вместе с тем, в странах африканского континента с точки зрения ведения бизнеса есть огромная степень риска – недостаток, который должен преодолеваться главным образом самими африканскими странами. В шестом ежегодном докладе Doing Business («Ведение бизнеса») за 2009 г., в котором на основе 10 показателей делового климата оценивается то, насколько легко заниматься бизнесом в 181 стране, отмечается, что Африка, занимавшая до этого по темпам реформ третье место среди регионов мира, сместилась на пятое. Африку теперь опережают Южная Азия, Ближний Восток и Северная Африка.

Однако средний рейтинг региона Африки к югу от Сахары, по-прежнему, остается наименьшим – 138-е место для 46 стран региона. Гана и Кения оказались в числе наиболее передовых реформаторов в мире, причем Гана уже второй год подряд занимает в этом списке первое место.

Стратегическими интересами США в странах Африки к югу от Сахары остаются: доступ к полезным ископаемым региона, в первую очередь энергетическим ресурсам, что обусловлено стремлением диверсифицировать поставки путем увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов из данного региона, и обеспечение национальной безопасности перед угрозами международного терроризма.

Увеличение доли нефти, поставляемой из Африки, позволит, в свою очередь, снизить расходы и риски, связанные с её транспортировкой, так как транспортные расходы при перевозке сырья с Западного побережья Африки гораздо ниже, чем из стран Ближнего Востока. Расширяющаяся торговля и приток капиталов создают благоприятный деловой климат, позволяющий устранить барьеры на пути торгово-экономического обмена между США и африканскими странами. В целях реализации своей политики правительство США также оказывает помощь 47 странам в Африке, которая осуществляется на континенте через Агентство США по Международному Развитию (АМР) в рамках 23 двусторонних программ. Внешняя помощь США направлена на достижение общей цели: помочь построить устойчивые и управляемые государства, которые способны удовлетворить нужды своих граждан, в первую очередь сократить бедность. В рамках программ помощи действует ряд инициатив, в том числе Инициатива «Глобальная конкурентоспособность Африки» (AGCI), Африканская инициатива по развитию образования (AEI), Антикоррупционная инициатива АМР в Африке (ACI), а также Инициатива по искоренению голода в Африке (IEHA).


[1] http://www.ng.ru/world/2006-09-05/12_afrika.html

[2] http://www.agoa.info

[3] http://www.globalissues.org



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.