Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?3, 2010

ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ[*]

В.И. Есин, кандидат военных наук,
ведущий научный сотрудник Центра
военно-стратегических исследований ИСКРАН
e-mail:

Аннотация. Вопросы ядерного разоружения вновь возглавляют международную повестку дня. Необходимость принимать более действенные меры в стремлении к миру, свободному от ядерного оружия, все более осознается мировым сообществом. В статье анализируется состояние и проблемы ядерного разоружения, рассматриваются меры по преодолению этих проблем и дается оценка перспектив достижения мира без ядерного оружия.

Ключевые слова: ядерное оружие, ядерное разоружение, инициатива «Глобальный Ноль».

Nuclear Disarmament: State, Problems and Prospects

Viktor Esin

PhD, Senior Research Fellow, Center for Military Strategic Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies
e-mail:

Annotation. Nowadays the issue of nuclear disarmament has again come to the foreground of the international agenda. The reason behind it is the growing awareness of the global community of the necessity to take more effective measures to move forward to the world free from nuclear weapons. The article analyses the state and problems of nuclear disarmament, examines measures to overcome these problems, and assesses the prospects to achieve the world without nuclear weapons.

Key words: nuclear weapons, nuclear disarmament, problems of nuclear disarmament, prospects for nuclear disarmament, “Global Zero” initiative.

В декабре 2008 г. в Париже и Вашингтоне была представлена международная неправительственная организация Global Zero («Глобальный ноль»), созданная по инициативе четырех известных американцев – Джорджа Шульца, Генри Киссинджера, Уильяма Перри и Сэма Нанна[1]. Эта организация, провозгласившая своей целью достижение глобального ядерного нуля, политическими кампаниями и обращениями к мировому сообществу поддерживает политических лидеров, выступающих за мир, свободный от ядерного оружия. Инициатива Global Zero способствовала активизации деятельности других неформальных организаций и движений, борющихся за полное ядерное разоружение. Свой весомый вклад в это дело внесли и президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама. 1 апреля 2009 г. они выступили в Лондоне с совместным заявлением, в котором подтвердили приверженность обеих стран «освобождению мира от ядерного оружия»[2], а 8 апреля 2010 г. подписали в Праге новый договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений[3]. Не осталась в стороне и ООН. Ее Совет Безопасности в сентябре 2009 г. единогласно принял Резолюцию 1887, в которой продекларировал решимость добиваться «создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия»[4]. Наконец, завершившая 28 мая 2010 г. свою работу в Нью-Йорке Восьмая обзорная конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) приняла заключительный документ с планом действий для достижения ядерного разоружения[5]. Все это создает благоприятные возможности придать новый импульс процессу ядерного разоружения.

Но, с другой стороны, этот процесс все еще сталкивается с разнообразными препятствиями, требующими от мирового сообщества серьезных усилий, чтобы их преодолеть и воспользоваться раскрывающимся окном возможностей.

С учетом вышеизложенного представляется необходимым оценить сегодняшнее состояние процесса ядерного разоружения и характер имеющихся здесь проблем, а также рассмотреть меры, реализация которых позволит преодолеть эти проблемы и продвинуться вперед по пути к миру, свободному от ядерного оружия.

1

Сегодня процесс ядерного разоружения институциализирован только в формате Россия–США. Три других ядерных государства, официально признанные таковыми по ДНЯО[6], не выполняют своих обязательств по статье VI этого Договора и под различными предлогами уклоняются от участия в переговорах об эффективных мерах по сокращению ядерного оружия и ядерному разоружению. Правда, Великобритания и Франция в одностороннем порядке предпринимают меры по сокращению своих ядерных арсеналов. Что касается четверки не признанных де-юре ядерных государств (Израиля, Индии, Пакистана и КНДР), то они не являются участниками ДНЯО[7] и полагают себя свободными от обязательств по этому Договору.

Для того чтобы выявить динамику ядерного разоружения в мире, представляется достаточным оценить произошедшие за 2001–2009 гг. изменения в арсеналах ядерного оружия всех девяти нынешних членов «ядерного клуба». И начать следует с оценки арсеналов ядерного оружия США и России – двух ядерных сверхдержав, находившихся в тот период в рамках двусторонних соглашений об ограничении и сокращении своих стратегических наступательных вооружений в соответствии с двумя договорами – Договором СНВ-1[8] и Договором СНП[9].

США. На январь 2001 г. активный запас американских ядерных боезарядов составлял 8 876 единиц[10], из них стратегических боезарядов насчитывалось 7 206, нестратегических (или тактических) – 1 670 единиц. Помимо этого содержался запас ядерных боезарядов пониженной готовности[11] в количестве 40-45% активного запаса[12].

Соединенные Штаты, как и Россия, к 5 декабря 2001 г. выполнили свои обязательства по сокращению стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-1: в боевом составе американских стратегических наступательных сил (СНС) к тому времени осталось 1 238 развернутых носителей и 5 949 боезарядов, засчитываемых по правилам Договора СНВ-1[13], – что в 1,7 раза меньше, чем при подписани Договора СНВ-1[14].

На январь 2009 г. активный запас американских ядерных боезарядов составил 2 702 единицы, в том числе стратегических – 2 202 единицы, нестратегических – 500 единиц[15]. Дополнительно около 2 500 ядерных боезарядов пониженной боеготовности находилось в резерве.

Согласно опубликованным в мае 2010 г. данным, запасы американских ядерных боезарядов по состоянию на 30 сентября 2009 г. составляли 5 113 единиц[16].

Таким образом, арсенал ядерного оружия США за 8,5 лет сократился в 2,5 раза.

Россия. На январь 2001 г. активный запас российских ядерных боезарядов составлял 9 196 единиц[17]. Из них стратегических ядерных боезарядов насчитывалось 5 606 единиц, ядерных боезарядов для противоракетных систем – 1200 и нестратегических ядерных боезарядов – 2390 единиц. Дополнительно в неактивном резерве[18] содержалось примерно 12 000 ядерных боезарядов.

На 5 декабря 2001 г. в боевом составе российских стратегических ядерных сил (СЯС) имелось 1136 развернутых носителей и 5518 боезарядов, засчитываемых по правилам Договора СНВ-1[19]. Это в 2–2,2 раза меньше, чем на момент подписания Договора СНВ-1[20].

На январь 2009 г. активный запас российских ядерных боезарядов составил 4 834 единицы, в том числе стратегических – 2 787, для противоракетных систем – 701 и нестратегических – 1 346 единиц[21]. Кроме того предполагается, что в неактивном резерве содержалось более 8 000 ядерных боезарядов.

За 8 лет арсенал ядерного оружия России сократился более чем в 1,6 раза.

Великобритания. На январь 2001 г. активный запас британских ядерных боезарядов составлял 185 единиц, которые могли быть развернуты на четырех ПЛАРБ Vanguard класса Trident[22]. Дополнительно в резерве находилось до 25 ядерных боезарядов. К этому времени был завершен процесс денуклеаризации всех британских самолетов Tornado GR, являвшихся носителями ядерного оружия[23]. Тем самым в составе ядерных сил Великобритании остался один компонент – морской, Но теперь на него возложена и так называемая «достратегическая боевая задача»[24].

На январь 2009 г. хранимый запас британских ядерных зарядов составил 185 единиц, из них менее 160 боезарядов доступно для оперативного развертывания на четырех ПЛАРБ[25].

За 8 лет арсенал ядерного оружия Великобритании сократился на 15%.

Франция. На январь 2001 г. активный запас французских ядерных боезарядов составлял 348 единиц[26]. Из них 288 боезарядов предназначалось для четырех ПЛАРБ трех типов (две ПЛАРБ типа Triumphant, одна ПЛАРБ L’Inflexible и одна ПЛАРБ Redoubtable; первые три ПЛАРБ были вооружены БРПЛ М45, последняя – БРПЛ М4), а 60 боезарядов – для 50 самолетов наземного базирования Mirage2000N и 10 самолетов палубной авиации Super Etendard[27]. Дополнительно в резерве содержалось до 30 ядерных боезарядов.

Ранее в составе ядерных сил Франции имелось 18 шахтных пусковых установок с баллистическими ракетами промежуточной дальности S3D[28], которые в 1997–2000 гг. были сняты с вооружения и демонтированы. Тем самым триада французских ядерных сил преобразовалась в диаду.

На январь 2009 г. хранимый запас французских ядерных боезарядов составил 320 единиц. При этом для оперативного развертывания предназначалось 300 боезарядов (на ПЛАРБ, самолетах наземного базирования Mirage2000N и Rafale F3 и на палубных самолетах Super Etendard и Rafale MK3)[29].

За 8 лет арсенал ядерного оружия Франции сократился примерно на 12%.

КНР. На январь 2001 г. активный запас китайских ядерных боезарядов оценивался СИПРИ величиной в 410 единиц[30]. В это количество включены 150 бомб для самолетов Хун?6 и Цян?5, 128 боеголовок для баллистических ракет средней, большой и межконтинентальной дальности[31] DF-3A, DF-21A, DF-4 и DF-5A, 12 боеголовок для БРПЛ Цзюйлан-1 и 120 тактических боеприпасов поля боя. Информация об имевшихся на то время у КНР резервных ядерных боезарядов отсутствовала.

СИПРИ оценил хранимый запас китайских ядерных боезарядов на январь 2009 г. в 240 единиц[32]. Из них 186 оперативно развернутых боезарядов (40 бомб для самолетов Хун-6 и Цян-5, 134 боеголовки для баллистических ракет средней, большой и межконтинентальной дальности DF-3A, DF-21A, DF-4, DF-31, DF-5A и DF-31A и 12 боеголовок для БРПЛ Цзюйлан-1). За скобками осталось возможное количество ядерных боезарядов для новой БРПЛ Цзюйлан-2 и для крылатых ракет малой дальности DH-10. Представляется, что сделанная специалистами СИПРИ оценка арсенала ядерного оружия КНР излишне консервативна. Российские специалисты из Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН оценивают хранимый запас китайских ядерных боезарядов существенно выше – более 500 единиц[33].

Значительный разброс в оценках арсенала ядерного оружия КНР обусловлен тем, что китайская военная ядерная программа до сих пор остается закрытой. Сведения о ней можно почерпнуть лишь из иностранных источников, которые иногда опираются на непроверенные данные. И все же представляется, что КНР за 8 лет нарастила, а не сократила свой арсенал ядерного оружия. Но насколько, точно сказать не представляется возможным.

Израиль. Руководство этой страны проводит традиционную политику неопределенности в отношении ядерного статуса Израиля, официально не подтверждая, но и не опровергая наличие собственного ядерного оружия[34]. Вместе с тем, международное экспертное сообщество твердо убеждено, что Израиль обладает ядерным оружием.

По оценке СИПРИ, на январь 2001 г. в ядерном арсенале Израиля могло находиться до 20 боезарядов в виде авиационных бомб, боеголовок баллистических ракет и тактических боеприпасов поля боя[35].

Позднее специалисты СИПРИ неоднократно уточняли оценку ядерного арсенала Израиля, исходя из возможного количества наработанного оружейного плутония[36]. Так, в декабре 2006 г. появилась информация, что Израиль располагает 340-560 кг оружейного плутония, что эквивалентно 70-110 ядерным боезарядам, если каждый из них содержит 5 кг плутония[37].

Специалисты СИПРИ оценили ядерный арсенал Израиля по состоянию на январь 2009 г. в 100 боезарядов, из которых 50 являются боеголовками для баллистических ракет Jericho Iи Jericho II, 20 – боеголовками управляемых крылатых ракет Popeye Turbo, которыми вооружены подводные лодки Dolphin, а остальные предназначены для средств авиационной доставки (тактические истребители американского производства F-15 и F-16)[38].

Какие изменения за 8 лет произошли в ядерном арсенале Израиля, точно сказать не представляется возможным, но очевидно, что этот арсенал увеличился в несколько раз.

Сегодня Израиль располагает классической ядерной триадой, опирающейся на носители двойного предназначения[39]. Это очень удобный для Тель-Авива фактор, который позволяет в мирной обстановке не оснащать носители ядерными боезарядами, а в кризисной ситуации – быстро превратить их в весьма эффективные ядерные силы регионального масштаба.

Индия. На январь 2001 г. хранимые запасы индийских ядерных боезарядов оценивались в 20-30 единиц[40]. По оценкам министерства обороны США, в тот момент Индия могла бы в течение нескольких дней развернуть до десяти боезарядов на самолетах Jaguar IS (Shamsher) и МиГ-27 (Bahadhur) и еще несколько единиц на оперативно-тактических ракетах Prithvi I[41].

В последующие годы Индия наращивала потенциал своих ядерных сил, в том числе за счет развертывания морского компонента[42].

Индия, как и ее азиатские соседи КНР и Пакистан, не раскрывает данные о своем ядерном арсенале, а существующие экспертные оценки размера этого арсенала различны. По консервативным оценкам, на январь 2009 г. Дели располагал 60-70 ядерными боезарядами, предназначенными для оперативного развёртывания[43], по максималистским – у Дели имелось свыше 100 ядерных боезарядов.

Меры, реализуемые Индией в области ядерных вооружений, свидетельствуют о ее настойчивом желании создать ядерный арсенал, сопоставимый, по меньшей мере, с ядерным арсеналом КНР. Планы развития индийских ядерных сил на период до 2030 г. предусматривают, что к этому времени Индия будет располагать примерно 400 ядерными боезарядами и не менее 300 средствами их доставки[44]. Одновременно Дели добивается признания за Индией ядерного статуса вне рамок ДНЯО, в том числе через заключение с США[45], Россией, Великобританией и Францией двусторонних соглашений о сотрудничестве в области ядерной энергетики.

Пакистан. На январь 2001 г. хранимые запасы пакистанских ядерных боезарядов оценивались в 15-20 единиц[46], причем готовность пакистанского арсенала к развертыванию была ниже, чем индийского. По оценке Минобороны США, Пакистан был способен в течение нескольких дней развернуть лишь несколько ядерных боезарядов на самолетах американского производства F-16 A/B и баллистических ракетах средней дальности Ghauri I[47].

Главная функция пакистанского ядерного арсенала – не дать Индии возможности взять верх над Пакистаном. Поэтому Исламабад в 2001?2009 гг. делал все возможное, чтобы увеличить производство оружейных расщепляющихся материалов (первоначально только высокообогащенного урана, а затем и оружейного плутония).

На январь 2009 г. созданные Пакистаном запасы ядерного арсенала составляли около 60 боезарядов на основе высокообогащенного урана и еще порядка 10 боезарядов на основе оружейного плутония[48].

Как разъяснил бывший президент Пакистана Первез Мушарраф, в перспективе Исламабад стремится к созданию такого ядерного потенциала, чтобы «любое ядерное нападение на Пакистан и его вооруженные силы приводило бы к адекватному возмездию, способному нанести агрессору невосполнимый урон»[49].

КНДР. На январь 2001 г. северокорейцы не имели ядерного оружия. Но, выйдя в 2003 г. из ДНЯО, Пхеньян взял твердый курс на создание ядерного оружия. Осуществив в октябре 2006 г. и в мае 2009 г. ядерные испытания, КНДР де-факто обрела ядерный статус. Этот статус руководством страны расценивается как главная гарантия обеспечения национальной безопасности и сохранения существующего политического режима. Поэтому в обозримой перспективе Пхеньян, согласившись под давлением Пекина на участие в переговорах по денуклеаризации Корейского полуострова (которые с августа 2003 г. ведутся в формате «шестерки» – КНР, США, РФ, Япония, Республика Корея и КНДР), несмотря на обещанные ему преференции в обмен на свертывание своей военной ядерной программы, вряд ли даст согласие на демонтаж имеющихся у него ядерных боезарядов. О нежелании Пхеньяна продвигаться по пути ядерного разоружения косвенно свидетельствует и возникшая с октября 2008 г. длительная пауза в шестистороннем переговорном процессе, вследствие приостановления КНДР своего участия в переговорах, во многом по надуманным причинам.

Пхеньян не делал никаких заявлений о количестве имеющихся у КНДР ядерных боезарядов. Но известно, что в декабре 2007 г. КНДР в рамках своей декларации о прошлой и нынешней ядерной деятельности проинформировала США, что она выделила из облученного ядерного топлива газографитового реактора в Ненбене 30 кг оружейного плутония[50]. По оценке же американских специалистов, этот северокорейский реактор на тот период наработал более 50 кг плутония[51]. Исходя из общепризнанной в среде специалистов-ядерщиков нормы, что для изготовления одного ядерного боезаряда требуется около 5 кг оружейного плутония, можно полагать, что северокорейцы изготовили от 6 до 10 ядерных боезарядов. Два из них были задействованы в ходе проведенных ядерных испытаний. С учетом этого, с определенной долей погрешности можно утверждать, что Пхеньян на январь 2009 г. мог располагать не более чем 8 ядерными боезарядами. Правда, при этом сохраняется неопределенность, созданы ли на основе этих зарядов ядерные боеприпасы в виде авиабомб и головных частей для баллистических ракет.

В конце 2008 г. Пхеньян возобновил работу ядерного реактора в Ненбене[52] (его работа была приостановлена в 2007 г.). Это говорит о потенциальной возможности КНДР нарастить свой ядерный арсенал. В конечном счете, все будет зависеть от того, продолжатся ли переговоры в формате «шестерки», и если да, то станут ли они конструктивными и принесут ли желаемый для мирового сообщества результат в виде договоренности о денуклеаризации Корейского полуострова.

Подводя итог оценке изменений в ядерных арсеналах членов «ядерного клуба» за 8 лет, можно сделать несколько выводов.

Наиболее существенные сокращения арсеналов ядерного оружия произошли у США и России. Эти страны привержены более глубокому сокращению и ограничению ядерных вооружений, о чем свидетельствует подписанный ими 8 апреля 2010 г. Договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Согласно этому Договору, через 7 лет после его вступления в силу предельное количество развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных вооружений, у каждой стороны Договора не будет суммарно превышать 700 единиц, а связанных с этими носителями боезарядов – 1550 единиц[53].

По проложенному США и Россией пути ядерного разоружения в определенной степени следовали Великобритания и Франция, хотя и вне рамок переговорного процесса.

КНР является единственной страной из числа официально признанной «ядерной пятерки», которая за 8 лет нарастила свой ядерный арсенал. При этом характерно, что Пекин все это время занимался миротворческой антиядерной риторикой, которая позволяла ему набирать пропагандистские очки в ООН, особенно у стран третьего мира.

Израиль, судя по всему, проявлял некоторую сдержанность в наращивании своего ядерного арсенала. Но при этом Тель-Авив весьма болезненно реагировал на иранскую ядерную программу, не беспочвенно подозревая Тегеран в намерении создать ядерное оружие. Нельзя не признать, что повод для такой реакции у Тель-Авива весомый, поскольку Тегеран не только не признает еврейское государство, но и считает, что оно должно быть стерто с карты мира. Жесткое противостояние Израиля и Ирана не исключает, что в определенной ситуации Тель-Авив может принять и реализовать решение о существенном наращивании ядерного арсенала Израиля.

Индия за 8 лет фактически утроила свой ядерный арсенал. Не отстал от нее по темпам роста ядерного арсенала Пакистан, хотя он пока и не сравнялся с Индией по количеству ядерных боезарядов, предназначенных для оперативного развёртывания. Развитию ситуации в таком направлении способствовало сохраняющееся недоверие не только между Индией и Пакистаном, но и между Индией и КНР. Это недоверие навеяно неурегулированностью территориальных споров Индии с Пакистаном и КНР, недавними вооруженными конфликтами между ними и расхождениями в национальных интересах.

КНДР, обретя ядерный статус, не намерена отказываться от ядерного оружия, несмотря на давление, оказываемое на нее со стороны мирового сообщества. 21 апреля 2010 г. Пхеньян пообещал, что «не будет производить ядерных боеприпасов больше, чем необходимо для защиты страны от агрессии»[54]. Но, похоже, этот северокорейский пассаж обусловлен не столько благими намерениями нынешнего руководства КНДР, сколько отсутствием у него реальных возможностей по существенному наращиванию ядерного арсенала.

Итак, к настоящему времени сформировалась своеобразная парадигма разнонаправленных ядерных стратегий членов «ядерного клуба», которая привносит неопределенность в процесс ядерного разоружения, поскольку у членов «ядерного клуба» налицо существенные различия в оценках роли и значимости ядерного оружия для обеспечения национальной безопасности.

2

Что же необходимо предпринять мировому сообществу, чтобы ускорить процесс ядерного разоружения?

Юридической основой для успешного продвижения по пути ядерного разоружения является ДНЯО, статья VI которого гласит: «Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем»[55].

5 мая 2010 г., в ходе Восьмой обзорной конференции по ДНЯО, в совместном заявлении к участникам форума официально признанные ядерные государства («ядерная пятерка») подтвердили «твердую приверженность своих обязательств по статье VI ДНЯО и свою неизменную ответственность за принятие конкретных и убедительных шагов в направлении необратимого разоружения, включая положение по проверке»[56]. Кроме того, 12 мая 2010 г., на той же конференции, Россия и США, подписавшие новый договор по СНВ, призвали другие ядерные государства присоединиться к российско-американским усилиям по ядерному разоружению и «внести активный вклад в дело сокращения и ограничения ядерных вооружений в условиях укрепления глобальной стабильности и обеспечения равной и надежной безопасности для всех»[57].

Но одно дело декларации, и совсем другое – реалии. Для продвижения по пути ядерного разоружения необходимо, прежде всего, создать условия, которые бы благоприятствовали этому процессу.

После окончания холодной войны первая попытка сформировать такие условия была предпринята участниками Конференции 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО. Одним из документов, принятых этой Конференцией, которая бессрочно продлила действие ДНЯО, было Решение «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения»[58]. В части, касающейся ядерного разоружения, в этом документе особо выделены две задачи, которые поручено было выполнить Конференции по разоружению в Женеве: 1) завершить не позднее 1996 г. переговоры по выработке договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), 2) немедленно начать и в кратчайшие сроки завершить переговоры по недискриминационной и универсально применимой конвенции о запрещении производства расщепляющегося материала (ЗПРМ) для целей ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

С первой задачей Конференция по разоружению справилась. 24 сентября 1996 г. ДВЗЯИ был открыт для подписания. Вторую задачу Конференции решить не удалось из-за возникших противоречий между делегациями США, КНР и ряда стран, входящих в Коалицию за новую повестку дня (КНДП)[59].

В 2000 г. состоялась Шестая обзорная конференция по ДНЯО, участники которой договорились о 13 практических шагах по осуществлению ядерного разоружения и зафиксировали эту договоренность в заключительном документе Конференции. Эти шаги предусматривали: вступление в силу ДВЗЯИ; мораторий на испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы до вступления ДВЗЯИ в силу; проведение в рамках Конференции по разоружению переговоров по договору о ЗПРМ и скорейшее их завершение с одобрением текста такого договора; учреждение в рамках Конференции по разоружению соответствующего вспомогательного органа, уполномоченного заниматься вопросами ядерного разоружения и ряд других мер. Особо были выделены те действия, которые следует предпринять государствам, обладающим ядерным оружием. Это касалось сокращения ими своих ядерных арсеналов, снижения степени боевой готовности систем ядерных вооружений, уменьшения роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности в целях сведения к минимуму риска того, что это оружие когда-либо будет применено, и вовлечения всех ядерных государств в процесс, ведущий к полной ликвидации их ядерного оружия[60].

К очередной Обзорной конференции по ДНЯО, прошедшей в 2005 г., большая часть 13 практических шагов оказалась невыполненной, а сама Конференция закончилась провалом, поскольку ее участники не смогли договориться ни по одному из субстантивных вопросов и не приняли заключительный документ[61].

В отличие от Обзорной конференции по ДНЯО 2005 г., Восьмая обзорная конференция по ДНЯО в 2010 г. прошла успешно[62]. По вопросам ядерного разоружения участники Конференции в принятом ими заключительном документе (NPT/CONF.2010/50)[63], приветствуя двусторонние и односторонние сокращения некоторыми государствами ядерных арсеналов, с озабоченностью отметили, что «общее количество развернутых и находящихся в хранилищах ядерных боезарядов по-прежнему составляет несколько тысяч». Была подтверждена и существенно важная роль ДВЗЯИ «в рамках режима ядерного разоружения и нераспространения и то, что благодаря обеспечению прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов, сдерживанию развития и качественного совершенствования ядерных вооружений и обеспечению прекращения разработки более совершенных, новых типов ядерного оружия, этот Договор препятствует горизонтальному и вертикальному распространению ядерного оружия». Последовало и обращение ко всем государствам «воздерживаться от любых действий, которые нанесли бы ущерб объекту и цели ДВЗЯИ до его вступления в силу»[64]. Выражена была также «глубокая озабоченность по поводу того, что более чем за десятилетие Конференции по разоружению так и не удалось начать переговоры и предметное обсуждение на основе согласованной программы работы», и прозвучал настоятельный призыв к ней без промедления приступить к работе. Отмечена была и «необходимость достижения дальнейшего прогресса в усилиях по уменьшению роли ядерного оружия в политике обеспечения безопасности».

Одобренный Конференцией план действий в области ядерного разоружения[65] включает 22 действия, направленные на построение мира, свободного от ядерного оружия. Как справедливо заметил президент ПИР-Центра Владимир Орлов, принимавший непосредственное участие в работе Конференции в составе российской делегации, этот документ «где-то идет дальше документа 2000 г. (здесь имеется в виду заключительный документ Шестой обзорной конференции по ДНЯО. – Прим. автора.), где-то несколько откатывается назад, но в целом отражает реалии сегодняшнего дня и намечает осторожный, неамбициозный, но реалистичный план на ближайшую пятилетку»[66].

Из действий, предложенных в плане, можно выделить несколько наиболее значимых и способных серьезно продвинуть процесс ядерного разоружения.

Прежде всего, это реализация ядерными государствами шагов по ядерному разоружению, изложенных в заключительном документе Шестой обзорной конференции по ДНЯО. Ядерные государства должны как можно скорее наладить взаимодействие, в том числе для того, чтобы быстро продолжить общее сокращение глобальных запасов ядерного оружия; рассмотреть вопрос о всех ядерных вооружениях независимо от их типа и их местонахождения в качестве неотъемлемого элемента процесса всеобщего ядерного разоружения; снизить роль и значение ядерного оружия во всех концепциях, доктринах и стратегиях военного строительства и обеспечения безопасности; обсудить политику, которая могла бы предотвратить применение ядерного оружия и в конечном итоге привести к его ликвидации, уменьшить опасность ядерной войны и способствовать нераспространению и ядерному разоружению; рассмотреть законную заинтересованность государств, не обладающих ядерным оружием, в понижении оперативного статуса систем ядерных вооружений путем, способствующим упрочению международной стабильности и безопасности; уменьшить риск случайного или несанкционированного применения ядерного оружия; повысить уровень транспарентности и укрепить взаимное доверие. Об осуществлении вышеуказанных мер ядерные государства должны в 2014 г. проинформировать Подготовительный комитет следующей Обзорной конференции по ДНЯО, намеченной на 2015 г.

Во-вторых, Конференция по разоружению должна незамедлительно учредить вспомогательный орган, уполномоченный заниматься вопросами ядерного разоружения, и в рамках согласованной, всеобъемлющей и сбалансированной программы работы начать обсуждение эффективных международных соглашений о предоставлении государствам, не обладающим ядерным оружием, гарантий против применения или угрозы применения ядерного оружия и провести – без каких бы то ни было ограничений – обстоятельные обсуждения для разработки рекомендаций по всем аспектам этого вопроса, не исключая разработки международного юридически обязывающего документа. Для поддержки работы Конференции по разоружению генсеку ООН предложено созвать в сентябре 2010 г. совещание высокого уровня[67].

В-третьих, все официально признанные ядерные государства должны в кратчайшие сроки ратифицировать ДВЗЯИ, учитывая благотворное воздействие, которое ратификация окажет на процесс вступления Договора в силу, и то, что ядерные государства несут особую ответственность за поощрение к подписанию и ратификации ДВЗЯИ стран, указанных в Приложении 2 к ДВЗЯИ (в частности тех, которые не присоединились к ДНЯО).

В-четвертых, все государства соглашаются с тем, что Конференция по разоружению должна незамедлительно начать переговоры по Договору о ЗПРМ в соответствии с докладом Специального координатора, подготовленным в 1995 г. (CD/1299), и содержащимся в нем мандатом[68]. Одновременно рекомендовано всем государствам, которые еще не сделали этого, начать процесс, направленный на демонтаж или переключение на мирное использование объектов для производства расщепляющегося материала, пригодного для использования в ядерном оружии или других ядерных взрывных устройствах.

Вместе с тем, осуществление одних только действий по ядерному разоружению недостаточно для продвижения к миру, свободному от ядерного оружия. Проблема ядерного разоружения органически связана с проблемой ядерного нераспространения. Невозможно представить, чтобы государства, уже обладающие ядерным оружием, сокращали и уничтожали свои ядерные арсеналы, а параллельно шел процесс появления новых ядерных государств. Поэтому в заключительном документе Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. предусмотрен комплекс действий по укреплению режима ядерного нераспространения. Среди этих 24 действий особо следует выделить следующие.

Первое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует прилагать усилия, способствующие всеобщему присоединению к этому Договору, и не предпринимать никаких действий, которые могут негативно сказаться на перспективах придания ДНЯО универсального характера[69].

Второе действие. Конференция призывает МАГАТЭ содействовать и помогать государствам в заключении и вводе в действие соглашения о всеобъемлющих гарантиях и дополнительного протокола к нему[70].

Третье действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует принимать меры к тому, чтобы их экспортные поставки, связанные с ядерной областью, ни прямо ни косвенно не способствовали разработке ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и чтобы такие поставки осуществлялись в полном соответствии с целями и задачами ДНЯО, а также с Решением «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения», принятым на Конференции 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО. При вынесении решений, касающихся ядерного экспорта, государства-участники ДНЯО должны учитывать, начало ли принимающее государство выполнять обязательства в отношении гарантий МАГАТЭ.

Четвертое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО надо как можно скорее выполнить надлежащим образом рекомендации МАГАТЭ, касающиеся физической защиты ядерных материалов и ядерных установок (INFCIRC/225/Rev.4), и другие соответствующие международные документы.

Пятое действие. Всем государствам – участникам ДНЯО следует наращивать национальные возможности по выявлению, сдерживанию и пресечению незаконного оборота ядерных материалов на своей территории, руководствуясь своими юридическими обязательствами, соответствующими международным требованиям, а тем государствам – участникам ДНЯО, которые в состоянии делать это, укреплять международные партнерские связи и потенциал в этой области[71].

Участники Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. отметили также «важность создания зон, свободных от ядерного оружия там, где их нет, особенно на Ближнем Востоке», и подчеркнули, что состоявшиеся 28 апреля 2005 г. в Мехико и 30 апреля 2010 г. в Нью-Йорке конференции государств-участников и государств, подписавших договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия, внесли важный вклад в достижение цели построения мира без ядерного оружия. В заключительном документе Конференции одобрены пять практических шагов по выполнению Резолюции 1995 г. по Ближнему Востоку[72], среди них – созыв в 2012 г. под эгидой генсека ООН и соавторов Резолюции 1995 г. (США, РФ и Великобритании) Конференции с участием всех государств Ближнего Востока по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Генсек ООН и соавторы Резолюции 1995 г. должны назначить, после консультаций с государствами региона, посредника, который будет уполномочен содействовать осуществлению Резолюции 1995 г. путем проведения соответствующих консультаций с государствами региона и подготовки к созыву Конференции 2012 г. Посредник будет также способствовать осуществлению последующих шагов, согласованных региональными государствами, которые примут участие в Конференции 2012 г.

Что касается проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, то участники Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г. «вновь заявили о решительной поддержке шестисторонних переговоров и о своей неослабной решимости добиваться удовлетворительного и всеобъемлющего урегулирования соответствующих вопросов дипломатическим путем». Они призвали КНДР «выполнить обязательства в рамках шестисторонних переговоров, включая полный и проверяемый отказ от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ в соответствии с Совместным заявлением, принятым в сентябре 2005 г.[73], и как можно скорее возобновить участие в ДНЯО и начать снова выполнять заключенное ею с МАГАТЭ соглашение о гарантиях».

Эти и другие практические шаги по ядерному разоружению и нераспространению, предусмотренные заключительным документом Обзорной конференции по ДНЯО 2010 г., нуждаются в безусловной реализации. И на это должны быть направлены усилия мирового сообщества. Но чтобы добиться коренного перелома в деле ядерного разоружения, этих шагов недостаточно, даже если предположить, что все они, а это весьма проблематично, будут осуществлены. Здесь на переднем плане стоит главная проблема – лишение государств мотивации обладания ядерным оружием. Чтобы выйти на решение этой проблемы, необходимо принять международную конвенцию о запрещении применения ядерного оружия[74]. И при решении этой грандиозной задачи следует воспользоваться историческим опытом. Мотивация государств к обладанию химическим и биологическим оружием была подорвана принятием в 1925 г. Женевского протокола. Он запретил применение на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств[75]. Открыто нарушить положения этого Протокола не решилась ни одна из воюющих стран – участниц Второй мировой войны (хотя отдельные локальные случаи имели место). Впоследствии мировое сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН приняло в 1971 г. Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)[76], а в 1992 г. – Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО)[77]. Так за исторически краткий срок был проделан путь от запрета применения до полного уничтожения запасов бактериологического и химического оружия.

Принять конвенцию о запрещении применения ядерного оружия, безусловно, будет непросто. Однако существующий и набирающий силу позитивный настрой международной общественности на реальное продвижение по пути ядерного разоружения, который поддерживается не только Москвой и Вашингтоном, но и Лондоном, Парижем, Пекином и Дели, да и правительствами многих других государств, формирует благоприятную среду для реализации прорывных идей по запрещению применения ядерного оружия.

Принятие и вступление в силу конвенции о запрещении применения ядерного оружия, с одной стороны, создаст реальные стимулы для достижения договоренностей между всеми членами «ядерного клуба» о глубоких сокращениях ядерных вооружений, а с другой – лишит так называемые «пороговые страны» стремления к реализации своих военных ядерных программ.

3

Ликвидация ядерного оружия – сокровенная мечта человечества со времени создания атомной бомбы. Угрозу миру с появлением этого страшного оружия поражения понимали уже те, кто стоял у истоков разработки и производства первой ядерной бомбы, – Нильс Бор, Роберт Оппенгеймер, Лео Сцилард и другие. Именно они в 1945 г. выдвинули идею установления международного контроля над атомной энергией – создания системы международных мер по контролируемому исключению использования внутриядерной энергии как орудия войны и во вред человечеству. Своей первой резолюцией, принятой в январе 1946 г., Генеральная Ассамблея ООН учредила Комиссию ООН по атомной энергии, которой поручалось разрабатывать предложения «относительно исключения из национальных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения, пригодных для массового уничтожения»[78].

С тех пор было разработано немалое количество планов ликвидации ядерного оружия под международным контролем[79], но ни один из них так и не был реализован, главным образом, из-за отсутствия подлинного желания у стран, уже имевших это оружие, с ним расстаться и стремления некоторых неядерных государств присоединиться к «ядерному клубу». Однако, несмотря на отсутствие значительного реального прогресса в достижении заявленных целей, сам факт выдвижения планов ядерного разоружения и обсуждение их на межправительственных и неправительственных форумах, как справедливо считает один из ведущих российских специалистов в области ядерного нераспространения и разоружения Роланд Тимербаев, сыграли и продолжают играть положительную роль[80]. Он отмечает, что, во-первых, такие планы посылают важный сигнал правительствам и широкой международной общественности о необходимости принимать меры для ликвидации ядерного оружия и способствуют мобилизации общественного мнения в поддержку таких мер. Человечество должно знать, что имеются и возможности, и намерения избавить его навсегда от ядерной угрозы. Во-вторых, они создают благоприятную почву и определенный стимул для достижения промежуточных договоренностей по контролю над ядерными вооружениями, приближающих человечество к миру без ядерного оружия.

Как отмечают разработчики Плана действий комиссии Global Zero, единственный способ устранить ядерную угрозу – добиться поэтапного, контролируемого уничтожения всех ядерных вооружений в рамках многостороннего соглашения, дойти до глобального ядерного нуля[81]. Предложенный ими План действий – это четырехступенчатый процесс, предполагающий подготовку, обсуждение, ратификацию и выполнение международного соглашения об уничтожении всех видов ядерного вооружения («соглашения о глобальном нуле»), которое будет иметь обязательную юридическую силу. Как считается, выполнение этого соглашения позволит достичь контролируемого и полного уничтожения ядерного оружия, установит необходимые для этого строгие принудительные меры и установит бессрочный запрет для всех стран на разработку, владение и использование ядерного оружия.

Первая фаза этого поэтапного процесса рассчитана на 2010–2013 гг. Ее реализация предполагает выполнение трех ключевых условий:

  • вслед за заключением Россией и США нового Договора СНВ должны начаться российско-американские переговоры о заключении двухстороннего договора о сокращении ядерных арсеналов этих стран до 1000 ядерных боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2018 г.);
  • после подписания и ратификации двустороннего договора между Россией и США все остальные ядерные державы обязуются «заморозить» свои арсеналы ядерного оружия, а также принять участие в многосторонних переговорах по вопросу их пропорционального сокращения;
  • подготавливаются многосторонние переговоры.

Вторая фаза рассчитана на 2014–2018 годы. Как и первая фаза, она предполагает выполнение ключевых условий:

  • в рамках многосторонней программы Россия и США должны принять соглашение о сокращении своих ядерных арсеналов до 500 боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2021 г.), в то время как прочие ядерные страны должны «заморозить» свои ядерные арсеналы до 2018 г., после чего последует их пропорциональное сокращение (к 2021 г.);
  • устанавливается всеобъемлющая система верификации и контроля над исполнением, подразумевающая необъявленные проверки на местах;
  • усиление мер предосторожности на объектах ядерно-топливного цикла для гражданских нужд с целью предотвращения использования сырья для создания ядерного оружия.

Третья фаза, рассчитанная на 2019–2023 гг., предполагает ведение переговоров по вопросу «соглашения о глобальном нуле», подписание всеми странами, обладающими ядерным потенциалом, международного соглашения, имеющего обязательную юридическую силу и предписывающего поэтапное контролируемое сокращение к 2030 г. всех ядерных арсеналов до нуля.

Четвертая фаза, рассчитанная на 2024–2030 гг., – это завершение поэтапного, контролируемого и пропорционального сокращения всех видов ядерных вооружений до нуля, а также продолжение работы всеобъемлющей системы верификации и контроля над исполнением «соглашения о глобальном нуле».

Члены комиссии Global Zero[82] осознают, что в такой сложной и динамичной политической инициативе, какой является достижение глобального ядерного нуля, невозможно предсказать, успехом или поражением увенчается каждая конкретная фаза и процесс в целом. Тем не менее, они не сомневаются, что нельзя преуспеть без детального поэтапного плана действий, предусматривающего выполнение ключевых условий на каждом этапе, и убеждены, что без такого плана действий уничтожение ядерного оружия останется далекой несбыточной мечтой.

С точки зрения выполнения, План действий комиссии Global Zero достаточно обоснован и реалистичен по набору мер, но в то же время излишне амбициозен по срокам реализации. Нельзя не согласиться с американским президентом Бараком Обамой, который в своем выступлении 5 апреля 2009 г. в Праге объявил о приверженности повестке Global Zero, но сказал: «Эта цель не будет достигнута быстро – возможно, не на моем веку»[83].

И действительно, только для того, чтобы начать переговоры по вопросу «соглашения о глобальном нуле», потребуется многолетняя подготовка в политической, дипломатической и технической сферах. Еще немало лет уйдет на обсуждение и ратификацию этого соглашения. Процесс обещает быть трудным и длительным, но чем скорее будет сделан первый шаг на пути к глобальному ядерному нулю, тем раньше человечество сможет покончить с ядерной угрозой.

Для продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, для действительно радикальных сокращений ядерных вооружений необходимо будет вписать вопросы ядерного оружия в куда более широкий контекст сокращения вооружений в мире и военных расходов в целом. Невозможно представить, что государства, серьезно намереваясь сократить и в конечном счете ликвидировать ядерные вооружения, будут продолжать увеличивать военные расходы и разрабатывать другие виды вооружений, в частности стратегические высокоточные с обычным оснащением, а тем более основанные на новых физических принципах.

К тому же ядерное разоружение должно осуществляться таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Размышления о глобальном ядерном нуле хочется завершить высказыванием президента России Дмитрия Медведева. Обращаясь к участникам парижского саммита Global Zero (2010 г.), он сказал: «Речь должна идти о комплексной долгосрочной стратегии сбалансированного и поэтапного сокращения ядерных арсеналов в условиях равной безопасности для всех»[84]. С этим высказыванием российского президента вполне коррелируются и слова премьер-министра Индии Манмохана Сингха, сказанные им в июне 2008 г. в ходе выступления по национальному телевидению: «Эту задачу (полного ядерного разоружения. – Прим. автора.) невозможно решить за счет половинчатых методов и подходов. Единственно эффективной формой ядерного разоружения является разоружение всеобщее»[85].

4

В настоящей статье автором затронуты только некоторые проблемы, решение которых потребуется при поисках путей движения к миру без ядерного оружия, – главным образом те, которые просматриваются сегодня. Естественно, что при продвижении к глобальному ядерному нулю возникнут и другие, по-видимому даже еще более сложные. Но идти по этому пути нужно[86]. Если остановиться, спасовать перед кажущимися неразрешимыми проблемами, то мир будет неуклонно приближаться к критической точке и ядерной катастрофе. Причем катастрофа может произойти не только вследствие возможного межгосударственного ядерного конфликта, вероятность которого всегда сохраняется, пока в мире есть ядерное оружие, но и в случае попадания ядерного боеприпаса или ядерного взрывного устройства в руки террористической группировки.

В ближайшие год-два мы станем свидетелями более продвинутых дискуссий и дебатов по вопросам контроля над ядерными вооружениями и разоружения как на глобальном уровне, так и в отдельных странах. Насколько эффективными они будут – покажет время.


[*] Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ ?09-03-00771 а/р.

[1] В январе 2007 г. и вновь в январе 2008 г. бывшие госсекретари США Джордж Шульц и Генри Киссинджер, экс-министр обороны США Уильям Перри и бывший сенатор Конгресса США Сэм Нанн опубликовали в газете «Уолл стрит джорнэл» две статьи, в которых весьма убедительно призвали мировое сообщество к практическим шагам, направленным на полную ликвидацию ядерного оружия. Эта их инициатива реализовалась в создании международной неправительственной организации “Global Zero”. Ныне ее членами являются более 200 известных лидеров по всему миру, многие из которых работали над вопросами национальной безопасности на государственном уровне. Международная команда экспертов “Global Zero” разработала пошаговый План действий комиссии “Global Zero”, который затрагивает весь комплекс проблем ликвидации ядерного оружия по всему миру (до «нулевой отметки»). Этот План одобрен на саммите “Global Zero”, проведенном 2-4 февраля 2010 г. в Париже. См.: http://www.globalzero.org (посещался 12 июля 2010 г.).

[2] Цит. по: Совместное заявление президента РФ Д.А. Медведева и президента США Б. Обамы (Лондон, 1 апреля 2009 г.) // Официальный сайт Президента России. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214587.shtml (посещался 12 июля 2010 г.).

[3] Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и Приложение к нему опубликованы на официальном сайте Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/512 (посещался 12 апреля 2010 г.).

[4] Цит. по: Резолюция 1887 (2009) Совета Безопасности ООН // Официальный сайт Совета Безопасности ООН. URL: http://www.un.org/russian/sc (посещался 12 июля 2010 г.).

[5] План действий содержит комплекс мероприятий на 2010-2015 гг. по всем трем «столпам» ДНЯО: нераспространению, разоружению и мирному использованию ядерной энергии. См.: http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» (посещался 12 июля 2010 г.).

[6] В соответствии с ДНЯО (статья IХ) только государства, произведшие и испытавшие ядерное оружие до 1 января 1967 г., признаются в качестве ядерных. Согласно этому определению ядерными государствами-участниками ДНЯО являются США, РФ, Великобритания, Франция и КНР. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 109.

[7] КНДР присоединилась к ДНЯО 12 декабря 1985 г., но 10 января 2003 г. заявила о своем выходе из этого Договора и выслала из страны инспекторов МАГАТЭ. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 57, 58.

[8] Договор СНВ-1 (полное название – Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений) подписан 31 июля 1991 г., вступил в силу 5 декабря 1994 г. после присоединения к нему в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 г. трех новых независимых государств – Белоруссии, Казахстана и Украины, на территории которых (помимо России) располагались стратегические наступательные вооружения бывшего СССР. В соответствии со статьей II Договора каждая из сторон сокращает и ограничивает свои МБР, БРПЛ, ТБ и их боезаряды таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу количество развернутых МБР, БРПЛ и ТБ не превышало 1600 единиц, а количество боезарядов, числящихся за развернутыми МБР, БРПЛ и ТБ, не превышало 6000 единиц. Срок действия Договора истек 5 декабря 2009 г. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 110, 114.

[9] Договор СНП (полное название – Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов) подписан 24 мая 2002 г., вступил в силу 1 июня 2003 г. Договор устанавливает, что стороны к 31 декабря 2012 г. уменьшают «уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц». Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 113.

[10] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 577.

[11] В США к ядерным боезарядам пониженной готовности относят все те боезаряды, которые не приданы находящимся в боевом составе ядерных сил средствам доставки ядерного оружия и не предназначены для окончательной разборки. См.: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 585.

[12] Таким образом, на январь 2001 г. в арсенале ядерного оружия США содержалось примерно 13 000 боезарядов.

[13] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. ?9 (30). С. 27.

[14] На момент подписания Договора СНВ-1 в СНС США насчитывалось 2246 носителей, за которыми числилось 10563 боезаряда. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 111.

[15] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 348,349.

[16] Литовкин Д. Пересчитали заряды по головам // Известия за 5 мая 2010 г.

[17] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 586.

[18] В России в неактивный резерв ядерных боезарядов засчитываются те боезаряды, которые хранятся на централизованных арсеналах 12 Главного управления Минобороны и предприятиях атомной промышленности в несобранном состоянии и не предназначены для утилизации.

[19] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. ?9 (30). С. 31.

[20] На момент подписания Договора СНВ-1 в СЯС СССР насчитывалось 2500 носителей, за которыми числился 10271 боезаряд. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 111.

[21] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 354, 355.

[22] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 590.

[23] Там же.

[24] Минобороны Великобритании эту боевую задачу определяет следующим образом: «Достратегическая боевая задача представляет собой ограниченное и исключительно выборочное применение ядерного оружия способом, который существенно отличается от стратегического удара, но при таком уровне эффективности, который достаточен для того, чтобы убедить агрессора в том, что он недооценил нашу решимость, напав на нас, и будет вынужден прекратить свою агрессию и отступить, либо столкнется с перспективой опустошительного ядерного удара». Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 591.

[25] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 360.

[26] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 592.

[27] Эти самолеты базируются на авианосце “Charles de Gaulle”. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 594.

[28] Шахтные пусковые установки с баллистическими ракетами S3D размещались на юге Франции, плато д’Альбион. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 592.

[29] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 362.

[30] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 596.

[31] В КНР приняты следующие определения дальности баллистических ракет: ракеты малой дальности – менее 1000 км, ракеты средней дальности – 1000…3000 км, ракеты большой дальности – 3000…8000 км, ракеты межконтинентальные – более 8000 км. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 597.

[32] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 366.

[33] Владимир Скосырев. Китай укрепляет свой ядерный щит // Независимая газета за 28 апреля 2010 г.

[34] Выступая 12 декабря 2006 г. по германскому телевидению, тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт включил Израиль в список стран, обладающих ядерным оружием. Это высказывание израильского лидера было широко интерпретировано как молчаливое признание того факта, что Израиль располагает ядерным арсеналом. Но эту интерпретацию сам Э. Ольмерт и другие израильские официальные лица быстро опровергли и подтвердили, что Израиль «не станет первой страной, которая привнесет ядерное оружие на Ближний Восток». Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.:ИМЭМО РАН, 2009. С. 453.

[35] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 605.

[36] Общепризнанно, что израильские ядерные боезаряды созданы на основе оружейного плутония, поскольку в Израиле отсутствуют заводы по промышленному обогащению урана.

[37] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 453.

[38] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 375.

[39] Израильские баллистические ракеты Jericho и управляемые крылатые ракеты Popeye Turbo могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, а часть самолетов F-15 и F-16 имеют узлы подвески как для ядерных бомб, так и бомб с обычным оснащением. Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. ?9 (30). С. 44.

[40] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 599.

[41] Там же.

[42] В 2008 г. морской компонент ядерных сил Индии состоял из нескольких сторожевых кораблей класса Savarna и Subhadra, оснащенных ракетной системой Dhanush, разработанной на базе оперативно-тактической ракеты Prithvi II (дальность стрельбы – 250…350 км). Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 448.

[43] Приводится по: SIPRI Yearbook 2009. Armaments, Disarmament and International Security. NY.: Oxford University Press. P. 367.

[44] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. ?9 (30). С. 47.

[45] В октябре 2008 г. Индия и США подписали первое такое соглашение (http://www.pircenter.org/index.php?id=1770 – посещался 15 июля 2010 г.).

[46] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002. С. 603.

[47] Там же.

[48] См.: http://www.pircenter.org.index.php?id=1770 (посещался 15 июля 2010 г.).

[49] Приводится по: Виктор Есин. Обзор мировых тенденций развития ядерных вооружений // Национальная оборона. Сентябрь 2008. ?9 (30). С. 48.

[50] Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2008. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 455.

[51] Там же. С. 406.

[52] См.: http://www.pircenter.org.index.php?id=1770 (посещался 15 июля 2010 г.).

[53] Приводится по тексту Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, размещенному на официальном сайте Президента России (URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214587 – посещался 15 июля 2010 г.).

[54] Россия выступает за возобновление шестисторонних переговоров // РИА Новости. 22 апреля 2010 г.

[55] Цит. по: Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 26, 27.

[56] Цит. по: ПИР-Пресс. 10 мая 2010 г.

[57] Цит. по: Дмитрий Горностаев. РФ и США призвали ядерные страны присоединиться к шагам по разоружению // РИА Новости. 12 мая 2010 г.

[58] С полным содержанием этого документа можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 33-37.

[59] Подробно с ходом переговоров по проблеме ЗПРМ, проходивших в рамках Конференции по разоружению в Женеве во второй половине 1990 гг., можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. I. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 320-324.

[60] С полным содержанием 13 практических шагов по обеспечению систематических и последовательных усилий по осуществлению ядерного разоружения можно ознакомиться в книге Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. II. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 74-76.

[61] Приводится по: Уильям Поттер. Конференция по рассмотрению действия ДНЯО: в поисках консенсуса // Ядерный Контроль. Осень 2005. ?3 (77). С. 95-104.

[62] В частности, генсек ООН Пан Ги Мун, давая оценку прошедшей Конференции заявил, что он доволен исходом переговоров, поскольку благодаря царившему там духу сотрудничества и компромисса было достигнуто важное соглашение, которое сделает мир более безопасным. См.: http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» (посещался 16 июля 2010 г.).

[63] Заключительный документ Конференции 2010 г. участников ДНЯО по рассмотрению действия Договора (NPT/CONF.2010/50) опубликован на сайте ПИР-Центра (http://www.pircenter.org, раздел «Обзорная конференция ДНЯО 2010» – посещался 16 июля 2010 г.).

[64] Участники Конференции по ДНЯО приветствовали тот факт, что 181 государство подписало ДВЗЯИ, а 153 государства, включая 35 государств, ратификация Договора которыми необходима для вступления его в силу, сдали на хранение ратификационные грамоты. Приводится по: NPT/CONF.2010/50.

[65] Этот план действий изложен в разделе «Выводы и рекомендации в отношении последующих действий» документа NPT/CONF.2010/50.

[66] Цит. по: Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» ?3, май 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 17 июля 2010 г.).

[67] Как сообщил 29 июня 2010 г. гендиректор женевского отделения ООН Сергей Орджоникидзе, генсек ООН Пан Ги Мун решил провести встречу высокого уровня стран-членов ООН 24 сентября 2010 г. в Нью-Йорке. На встрече будут рассмотрены вопросы повышения эффективности работы Конференции по разоружению и развития процесса многостороннего разоружения. Приводится по: Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» ?4, июнь 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 18 июля 2010 г.).

[68] Здесь речь идет о так называемом «докладе Шеннона» (по фамилии посла Канады Джеральда Шеннона на Конференции по разоружению, который был назначен Специальным координатором по ЗПРМ) об образовании специального комитета и о его мандате для переговоров относительно договора о ЗПРМ. На основе этого доклада Конференция по разоружению в августе 1998 г. приняла решение об учреждении специального комитета, которое было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 г. Однако, этот комитет до сих пор так и не заработал, даже после того, как в мае 2009 г. Конференция по разоружению приняла программу работы, которая включала вопрос о ведении переговоров по договору о ЗПРМ. Препятствием стало нежелание Пакистана участвовать в таких переговорах (справочно: все решения Конференцией по разоружению принимаются на основе консенсуса). Чтобы разрешить сложившуюся тупиковую ситуацию в переговорах по договору о ЗПРМ, генсек ООН Пан Ги Мун заявил 12 апреля 2010 г., что он намерен в сентябре 2010 г. созвать в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке министерскую конференцию для начала процесса разработки договора о ЗПРМ. Мотивируя это свое решение, генсек ООН отметил: «Наличие надежного международного инструмента для контроля за производством расщепляющихся материалов является императивом. Без проверяемого и юридически обязывающего договора по расщепляющимся материалам остальные усилия (по ядерному нераспространению и разоружению – примечание автора) будут лишь половинчатыми». Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 137; Электронный информационно-аналитический бюллетень «Вена+Женева» ?2, апрель 2010 г. (http://www.pircenter.org/index.php?id=1771 – посещался 18 июля 2010 г.).

[69] Здесь необходимо заметить, что при применении Советом Безопасности ООН санкций против Ирана за нежелание Тегерана полноценно сотрудничать с МАГАТЭ по прояснению прошлой ядерной деятельности Ирана, которая, возможно, была связана с военной ядерной программой, весьма важно соблюдать умеренность, оставаясь в рамках международного права. Излишне жесткий нажим, выходящий за рамки международного права, способен подтолкнуть Тегеран к принятию решения о выходе Ирана из ДНЯО. Такой прецедент уже имел место в 2003 г., когда под воздействием угроз, вплоть до применения военной силы, со стороны американского правительства Пхеньян принял решение о выходе КНДР из ДНЯО.

[70] По состоянию на май 2010 г. 18 государств-участников ДНЯО еще не ввели в действие соглашение о всеобъемлющих гарантиях, а дополнительные протоколы к таким соглашениям осуществляются лишь в 102 государствах. Приводится по: NPT/CONF.2010/50.

[71] В первую очередь это касается поддержки ИБОР (Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения), которая легитимизирована Резолюцией 1540 Совета Безопасности ООН и которую ныне в различной форме поддерживают более 90 государств. Ниша деятельности для ИБОР – выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота и трансграничного перемещения товаров, предназначенных для создания оружия массового уничтожения, средств его доставки и их компонентов. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 141.

[72] Эта Резолюция принята Конференцией 1995 г. по рассмотрению действия и продлению ДНЯО в «пакете» с Решением о бессрочном продлении ДНЯО. Она призвала все государства на Ближнем Востоке предпринять на соответствующих форумах практические шаги с целью добиться прогресса в создании на Ближнем Востоке поддающейся эффективному контролю зоны, свободной от оружия массового уничтожения – ядерного, химического и биологического – и систем его доставки, и воздерживаться от принятия любых мер, которые препятствовали бы достижению этой цели. Приводится по: Ядерное нераспространение: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под общ. редакцией В.А. Орлова. Т. I. – М.: ПИР-Центр, 2002. С. 245; Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 158.

[73] Здесь речь идет о Совместном заявлении о принципах будущих переговоров, направленных на проверяемую денуклеаризацию Корейского полуострова мирным путем, принятом 19 сентября 2005 г. участниками шестисторонних переговоров в Пекине. По этому совместному заявлению, в частности, Пхеньян обещал «ликвидировать все ядерное оружие и имеющиеся ядерные программы» и как можно скорее возвратиться в ДНЯО и соглашение о гарантиях, а Вашингтон подтвердил, что США не имеют ядерного оружия на Корейском полуострове и у них «нет намерения атаковать или вторгаться в Северную Корею с применением ядерного или обычного оружия». Оба этих государства обязались также «уважать суверенитет друг друга» и «предпринимать шаги по нормализации отношений в соответствии со своей двусторонней политикой». Кроме того, КНДР должна была получить помощь в виде поставок энергоресурсов из КНР, РФ, США, Японии и Республики Корея, а в последующем ей была обещана поставка легководного реактора. Приводится по: Ежегодник СИПРИ 2006. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2007. С. 646.

[74] Страны-участницы Движения неприсоединения, представленные на Конференции по разоружению, ратуют за принятие международной конвенции о запрете ядерного оружия. Представляется, что для нынешнего миропорядка это слишком амбициозный шаг, который вряд ли осуществим. Более достижимая цель – добиться вначале запрета на применение ядерного оружия.

[75] Приводится по: Военная энциклопедия в 8-и т. / М.: Военное издательство, 1995. Т.3. С. 176.

[76] КБТО вступила в силу 26 марта 1975 г. Приводится по: Военная энциклопедия в 8-и т. / М.: Военное издательство, 1995. Т.3. С. 136.

[77] КХО вступила в силу 29 апреля 1997 г. Приводится по: Военная энциклопедия в 8-и т. / М.: Военное издательство, 1995. Т.3. С. 137.

[78] Цит. по: Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение: 1945-1968. М.: Наука, 1999. С. 38.

[79] Первым таким планом стал так называемый «план Баруха» (план США по установлению международного контроля над использованием атомной энергии), с которым представитель США Бернард Барух выступил 14 июня 1946 г. на первом заседании Комиссии ООН по атомной энергии. Приводится по: Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2009. С. 21.

[80] Приводится по: Роланд Тимербаев. О путях движения к миру без ядерного оружия // Индекс Безопасности. Весна 2009. ?1 (88). С. 20.

[81] Приводится по: Global Zero Action Plan (http://www.globalzero.org – посещался 19 июля 2010 г.).

[82] Состав комиссии “Global Zero” размещен на сайте http://www.globalzero.org. Среди ее членов такие известные россияне, как Михаил Маргелов (Совет Федерации Федерального Собрания РФ), Евгений Велихов (Общественная палата РФ), Игорь Юргенс (Центр стратегических разработок РФ) и Евгений Маслов (бывший начальник 12 Главного управления Минобороны России).

[83] Obama B. Remarks in Prague, 5 April 2009 // The White House [Official site]. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-By-President-Barack-Obama-In-Prague-As-Delivered/ (посещался 19 июля 2010 г.).

[84] Приводится по: http://www.globalzero.org (посещался 19 июля 2010г.).

[85] Там же.

[86] Согласно большинству проведенных в 2009-2010 гг. опросов, граждане во всем мире готовы оказать серьезную поддержку контролируемым мерам, направленным на достижение мира, свободного от ядерного оружия. См.: http://www.globalzero.org (посещался 19 июля 2010 г.).



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio