Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?3, 2010

Исторический мир «прагматизма» Джона Дьюи

Е.М. Белоцветова, ведущий специалист-эксперт
Управления международных связей Аппарата
Совета Федерации Федерального Собрания РФ
e-mail:

Аннотация. Статья содержит собранные в архиве Центра исследования Дж. Дьюи (Иллинойс, США) сведения о жизни и творчестве американского ученого, педагога, психолога и видного общественного деятеля, основателя философского течения «инструментального» прагматизма Джона Дьюи (1859–1952).

Ключевые слова: «инструментальный» прагматизм, школа Джона Дьюи, гражданское воспитание.

The Historical World of Pragmatism of John Dewey

Ekaterina M. Belotsvetova
M.A. in Philosophy, Senior Specialist at the International Relations Department
of the Federation Council Staff of the Federal Assembly of the Russian Federation
e-mail:

Annotation. The article contains biographical notes and archive chronicles of the Center for Dewey Studies (Illinois, USA) on life and work of the American scientist, educator, psychologist and renowned social actor, the founder of the philosophical branch “Instrumental” Pragmatism John Dewey (1859-1952).

Key words: “instrumental” pragmatism, the School of John Dewey, the civil education.

В средствах массовой информации, в изданиях, освещающих политическую, экономическую и социальную жизнь, понятие «прагматизм» используется в разных контекстах, чаще всего для характеристики действий как «прагматических», «прагматичных»[1].Но не все знают, что в начале XX в. в США это понятие легло в основу философского течения – «прагматизма». Впервые понятие встречается в статье Чарльза Сандерса Пирса (1839–1914) «Что есть прагматизм?»[2], опубликованной в американском журнале «Монист» (1905). Впоследствии оно развивалось, эволюционировало, предлагались новые термины: «практицизм», «практикализм» или «пропе-позитивизм», а также «гуманизм»[3], – но ни один из них не мог точно передать суть философской идеи. Философия «прагматизма» поначалу воспринималась как чисто научная теория, но такое понимание сохранялось недолго.

Американский ученый, социолог и педагог начала XX> в. Джон Дьюи (1859–1952) одним из первых заговорил об общественно-политической значимости и педагогической функциональности философского течения «прагматизм». Дж. Дьюи разработал научную методологию «прагматизма». Его критика поиска способов эффективного действия легла в основу нового философского учения, вошедшего в историю науки как «инструментальный» прагматизм.

Дж. Дьюи окончил Вермонтский университет (University of Vermont) и в 1878 г. вместе со своим учителем Г. Торри[4] организовал собственные курсы по философии. Два своих эссе он послал У. Харрису, главному редактору «Журнала спекулятивной философии»[5]. Получив положительный отзыв, для получения ученой степени Дж. Дьюи обратился в недавно открывшийся Университет Джона Хопкинса[6], известный своими новаторскими идеями в области образования. Обучение не предполагало стипендии, и необходимую сумму дали родственники.

В то время философское отделение Университета Джона Хопкинса не пользовалось особой известностью. На кафедре философии работало всего три молодых преподавателя: Гренвил Стэнли Холл (Granville Stanley Hall) (1844–1924), впоследствии известный детский психиатр; Чарльз Сандерс Пирс (Charles Sanders Pierce) (1839–1914), талантливый и эксцентричный молодой человек, основоположник философского прагматизма, и Джордж Сильвестр Моррис (George Sylvester Morris) (1840–1889), один из первых последователей гегельянской философии в США. Не проявив особенного интереса к работе Пирса и к психологическим исследованиям Холла, Дж. Дьюи всецело сосредоточился на «органическом единстве» человека и общества и под руководством Морриса защитил диссертацию по эмпирической психологии Канта.

Покинув Университет Хопкинса, так как единственное место профессора на кафедре философии получил доктор Холл, Моррис перешел на кафедру философии Мичиганского университета (The University of Michigan). В 1884 г. к нему присоединился Дж. Дьюи.

В Мичигане Дьюи десять лет работал над гегельянской идеалистической философией и трудами британского неогегельянца Томаса Хилла Грина (Thomas Hill Green) (1836–1882), помимо этого участвовал в Студенческом христианском обществе (Student Christian Association) и давал уроки «библейского воспитания» в Конгрегационной церкви (Congregational Church). В Мичигане же он познакомился с еще юным социологом и психологом Джорджом Гербертом Мидом (George Herbert Mead) (1863–1931), впоследствии известным создателем теории, или «теории ролей». Именно благодаря Дж. Миду он обратился к исследованию социальной природы разума. В своих мемуарах Дж. Дьюи назвал свое знакомство с Мидом «самым дорогим, что [он] когда-либо имел в своей жизни»[7].

В США теорию «символического интеракционизма» Дж. Мида использовали в социальной и политической практике как «психологический инструмент» для исследования гражданско-социальных отношений. Согласно теории, индивид формирует планы поведения в соответствии с ролями и статусами в референтных группах. Отношение индивида к себе как к объекту является лучшим индикатором планов социального поведения. Именно планы поведения определяют самооценку и оценку других в условиях современного гражданского общества. Дж. Дьюи активно применял теорию Дж. Мида при проведении социальных исследований.

Спустя год после переезда в штат Мичиган Дж. Дьюи познакомился со слушательницей Мичиганского университета Алисой Чипмэн (Alice Chipman) (1858–1927). Вместе они организовали общество «Самоварный клуб» (The Samovar Club), в котором читали и обсуждали русскую литературу и философию, в частности сочинения Толстого и Тургенева. Клуб стал местом встреч многих известных писателей и мыслителей Америки.

В 1886 г. состоялась свадьба Джона Дьюи и Алисы Чипмэн. В том же году Алиса организовала первый в Америке открытый университетский женский клуб «Соросис». По словам дочери Дьюи Джейн, «Алиса от природы была религиозной, но никогда не верила ни в одну из религиозных догм»[8]. По воспоминаниям дочери, именно от Алисы Дж. Дьюи воспринял «веру в то, что религиозное отношение является врожденной, природной особенностью человека…»[9]. На проповеди в воскресной школе Студенческого христианского общества в Мичигане Дьюи говорил о том, что «вера не привилегия, а долг, а то, что не от веры, то грех»[10]. Позднее, в 1892 г., на лекции «Христианство и демократия» в Чикаго, он развил эту мысль: «Человек отождествил себя с явленной ему истиной. Истина не чистая явь, но истина внутри человека; человек – воплощение истины»[11].

Переехав в 1894 г. в Чикаго, Джон Дьюи возглавил факультет философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Дьюи не стал продолжать свою религиозную деятельность и не стал членом Чикагской конгрегационной церкви, посвятив себя серьезной и систематической работе над философией образования и исследованием общественно-политических проблем гражданского общества.

В 1896 г., спустя два года после переезда в Чикаго, Дьюи основал Экспериментальную школу при Чикагском университете («Школу Дьюи»[12]), для того чтобы развивать прогрессивные идеи в области образования. Автором одной из них была Элла Флаг Янг (Ella Flagg Young) – первая женщина, возглавившая Ассоциацию национального образования (National Education Association). Элла Янг интересовалась учением Дьюи, в частности его методом «перевода философских концепций в их эмпирические эквиваленты», так называемые нормативные правила общественного поведения.

Не являясь официальным учебным заведением, Экспериментальная школа тем не менее стала центром проведения социальных экспериментов и апробации различных научных теорий[13].

Образцом для Дьюи была школа «Халл Хаус» (Hull House)[14], которую создала профессор Джэйн Аддамс (Jane Addams), получившая за это впоследствии Нобелевскую премию. Дьюи начал посещать эту школу еще до переезда в Чикаго. В «Халл Хаус» он познакомился с особенно влиятельными феминистками, на чьи взгляды повлияла массовая эмиграция в США, социально-экономические последствия урбанизации, стремительный технический прогресс конца XIX – начала XX в. Дьюи стал активным участником всех проводимых в «Халл Хаус» научных коллоквиумов.

Вдохновленный новыми знакомствами, он написал работы «Мое педагогическое кредо» (1887)[15], «Школа и общество» (1900)[16], а также «Ребенок и школа» (1902)[17], которые легли в основу его практической «инструментальной»педагогики.

В 1904 г. из-за разногласий внутри Экспериментальной школы Дж. Дьюи покинул Чикаго и переехал в Нью-Йорк, где его творчество уже широко обсуждалось. Дискуссии между Дж. Дьюи и его читателями велись на страницах «Философского журнала» (The Journal of Philosophy) при Колумбийском университете.

В Нью-Йорке Дж. Дьюи заинтересовался проблемой социальной справедливости и стал активным членом различных общественных организаций, читал лекции в легендарном Колледже учителей при Колумбийском университете[18] (Teachers College, Columbia University). Здесь ему представилась возможность познакомить ведущих педагогов США и других стран со своими разработками и общественно-политическими воззрениями.

Участие Дж. Дьюи в общественной жизни США с каждым годом становилось заметнее. В 1905 г. его избрали Президентом Американской философской ассоциации (American Philosophical Association), в 1909 г. – вице-президентом Американской ассоциации по продвижению науки (American Association for the Advancement of Science), в 1910 г. – членом Национальной академии наук (National Academy of Sciences). В 1914 г. он занял почетную должность председателя Американской ассоциации университетских профессоров (American Association of University Professors, AAUP).

Все это время он продолжал заниматься активной преподавательской деятельностью: читал лекции по философии, психологии и социологии в университетах разных штатов, участвовал в научно-практических конференциях. Он завершил свои труды «Моральные принципы образования»[19] и «Как мы мыслим»[20], содержащие методологические основы теории «инструментального» прагматизма.

Тяжело переживая события Первой мировой войны, в трудах «Немецкая философия и политика»[21] и «Школы будущего»[22] Дьюи критически переосмыслил немецкую националистическую и политическую доктрину. Говоря о германской внешнеполитической риторике языком философских категорий, он писал: «Тогда, когда человечество имело меньшую власть над природой и ее законами, оно в значительно большей степени руководствовалось правильностью суждения и мысли».

Завершив эти работы и переехав на несколько месяцев в Вашингтон, Дж. Дьюи написал эссе «Демократия и образование»[23] (1916) – классическое произведение, вошедшее в обязательную программу для студентов-педагогов.

Дж. Дьюи не волновала методика запоминания, заучивания наизусть каких-либо данных, формул, т.е. своеобразные тренинги. Он считал, что преподаватели должны поддерживать общественный порядок (социальный контроль) классной аудитории, а также порядок, предусмотренный академической и общественной дисциплиной. Согласно Дьюи, только правильно подобранный метод обучения и воспитания мог выполнить такую важную и трудновыполнимую социальную функцию, как образование.

Реагируя на нараставшее в США в годы войны общественное напряжение, Дж. Дьюи поддерживал обязательную воинскую повинность для юношей в возрасте от 18 до 20 лет. В январе 1917 г. он направил в Сенат Конгресса США обращение о требованиях к «находящимся на военной службе». В эссе «Всеобщая военная подготовка»[24] он писал о необходимости ввести в военную подготовку «основные и фундаментальные образовательные принципы – физическое, нравственное и гражданское воспитание». Дж. Дьюи утверждал: «…нет ничего предосудительного в том, что предназначением “всеобщего” образования является “всеобщее” служение обществу». (Английское выражение «universal training for a universalservice … ( or ) socialservice»[25] буквально переводится как «универсальное воспитание для универсального служения... обществу»).

Дьюи еще не раз в других работах предостерегал об опасности «инстинктивного повиновения» (instinctive obedience) и подчинения властям за данную им «власть» (respect of authority as authority), независимо от того, какие цели они преследуют и какими средствами руководствуются. Он продолжал говорить о необходимости отказаться от поведения, в основе которого лежит не гармоничное сочетание американских и европейских общественно-культурных традиций, а мораль, заложенная «вредоносной пруссинизацией Германии»[26].

Эпоха милитаристской агрессии Германии наложила глубокий отпечаток на творчество американского гуманиста. Дж. Дьюи не раз еще обращался в своем творчестве к теме жестокости Первой и Второй мировых войн, катастрофических последствий военных действий для мирного и свободного сосуществования наций. Этим проблемам он посвятил ряд критических статей и эссе: «Принцип национальности»[27], «Америка на мировом пространстве»[28], «Моральные принципы и действия Штатов»[29], «Политическая наука – отшельница»[30], «Лига Наций и “Новая дипломатия”»[31], «Теодор Рузвельт»[32] и др.

Общественно-просветительская жизнь Дьюи была наполнена памятными и яркими событиями. Большое впечатление на него произвели путешествия в Японию, Китай, Россию, страны Африки, Восточной и Западной Европы. Он получил уникальную возможность встретиться с коллегами-профессорами, известными политиками и студентами.

В Японию Дж. Дьюи отправился в 1919 г., пробыл там год, а затем уехал в двухлетнюю командировку в Китай. В этих странах он читал лекции по американской социологии и знакомился с общественно-политической и культурной жизнью. В письмах к дочери и друзьям Дьюи рассказал о важных событиях своей педагогической практики и подробно описал политическое и общественное состояние Японии и Китая. Благодаря его эссе «Япония и Америка»[33], «По двум берегам Восточного моря»[34], «Американские возможности в Китае»[35], «Китайские националистские настроения»[36], «Наша национальная диллема»[37], «Американизм и локализм»[38], «Сибирская республика»[39], «Дальневосточный тупик»[40] и др. американцы смогли больше узнать о культурной, политической и общественной жизни этих стран, в частности о политике «либерализма» в Японии и «федерализма» и «милитаризма» в Китае. В своих эссе Дьюи, помимо страноведческих зарисовок, дает сравнительный анализ общественно-политической ситуации в США, Японии и Китае.

Находясь по ту сторону Тихого океана, Дьюи продолжал свою общественно-политическую деятельность. В 1920 г. он вошел в число соучредителей «Американского союза гражданских свобод» (American Civil Liberties Union), в задачи которого входило предотвращение территориальных экспансий, в частности США на территорию Кубы и Пуэрто-Рико. По мнению Дьюи, «финансово и юридически стабильные страны, такие как Великобритания и США», должны обращать внимание на экономическое состояние слаборазвитых стран, а не рассматривать возможность их оккупации.

Возвратившись в 1921 г. в Нью-Йорк, Дж. Дьюи ставит новые цели и задачи для своего «инструментального» анализа. С этого времени он пишет и публикует в год более тридцати эссе, посвященных политической ситуации в мире, в частности в Японии, Китае, странах Латинской Америки и в России, и содержащих его «прагматическую» оценку и общественно-политический прогноз.

В конце 1921 г. по обращению Советского Красного Креста и при содействии членов американского правительства, парламента и представителей духовенства в Чикаго был сформирован «Американский комитет по оказанию помощи детям России (Поволжья)» (AmericanCommittee for the Relief of Russian Children )[41]. В 1922 г. Дьюи принял участие в этом негосударственном проекте. Детям, пострадавшим в результате продолжительной засухи в районах южного Урала и Поволжья, которую усугубили последствия Первой мировой и Гражданской войны, оказывалась прежде всего гуманитарная помощь.

На этом связанная с Россией просветительская миссия Дж. Дьюи не закончилась. В 1928 г. в качестве почетного гостя он принял участие в заседании Американского общества по культурным связям с Россией ( American Society for Cultural Relations with Russia ), открытого в 1927 г. в Нью-Йорке. Американское общество являлось выездным отделением Всесоюзного общества по культурным связям с зарубежными государствами, основанного в 1926 г. в Советском Союзе для поддержания научно-культурных связей с международным научным сообществом. Председателем Всесоюзного общества была О.Д. Каменева (1883–1941), жена наркома внешней и внутренней торговли СССР Л.Б. Каменева (1883–1936), участвовавшего в «новой» (ленинградской) оппозиции.

Получив приглашение посетить Советский Союз[42], Дж. Дьюи в том же 1928 году прибыл в Ленинград, затем в Москву, прочел лекции в Московском педагогическом государственном университете. По сообщениям газеты «Нью-Йорк Таймс»[43], Дж. Дьюи в ходе своего визита принял участие в заседании Всесоюзного общества по развитию культурных связей с зарубежными государствами, где познакомился с О.Д. Каменевой и А.В. Луначарским, которые прямо или косвенно ассоциировались с только что сформированной в стране «левой оппозицией». Многие ее активисты ко времени приезда Дьюи в Советский Союз были уже сосланы, заключены в политизоляторы или высланы из страны (как брат О.Д. Каменевой, убежденный сторонник «левой оппозиции» Л.Д. Троцкий[44]). Позднее Дж. Дьюи выступил в защиту обвиняемых по «кремлевскому делу»[45], фигурантом по которому проходил и Л.Д. Троцкий.

В 1929 г., возвратившись на родину, Дж. Дьюи сформировал и возглавил «Лигу независимого политического действия» (League for Independent Political Action, LIPA). Лига стремилась собрать отдельные объединения рабочих, трудящихся и ученых в одну активно действующую политическую организацию, выступавшую за поддержание «плановой» экономики в области корпоративного управления и потребительского контроля. Количество членов Лиги достигло двух с половиной тысяч в девяноста отделениях, расположенных в тридцати пяти североамериканских штатах.

В 1930 г. в возрасте семидесяти лет Дж. Дьюи вышел на пенсию, но продолжил свою профессорскую деятельность в Колумбийском университете, стал членом еще ряда политических объединений либерально-демократического толка, вошел в руководство Объединенного комитета по безработице при мэрии Нью-Йорка (Join Committee on Unemployment, Town Hall, New York), за активную позицию в защиту повсеместной демократизации американского общества был избран вице-президентом «Лиги за индустриальную демократию» (League for Industrial Democracy).

Для того чтобы отвести возможные негативные последствия «истерической» пропаганды против Советского Союза, Дж. Дьюи создал в 1931 г. Комитет народного лобби для отмены пропаганды против действий Советского Союза (People's Lobby committee to offset propaganda against Russian Soviet Union). Дьюи призывал к проведению «открытой и дружественной политики во взаимоотношениях с СССР», указывая на действенность своего «великого социального и экономического эксперимента в достижении международного понимания и сохранения мира». Другую задачу этого комитета Дьюи видел «в привлечении большего внимания к жалким социальным и экономическим условиям в России, являющимся причиной повсеместно рассеянных в советском обществе страданий, тревог и жестокости»[46].

За активное участие в американо-российских отношениях в 1933 г. Дьюи был избран вице-президентом Американского общества по культурным связям с Россией (American Society of Cultural Relationships with Russia), а в 1937 г. он стал членом Совета директоров Американо-Российского института (American Russian Institute).

По принятому советом директоров Института решению, Дьюи возглавил в Мексике Комиссию по расследованию обвинительного «кремлевского дела» против Л.Д. Троцкого. В 1937 г., после вынесения Комиссией оправдательного приговора и объявления Троцкого «невиновным», правительством СССР был наложен запрет на распространение идей Дьюи и посещение им Советского Союза. Спустя год после этого, он получил в США почетное звание общественного «посланника в Россию» и был отнесен к числу выдающихся американских социальных ученых и философов.

Продолжая отстаивать социальное равноправие среди граждан, Дж. Дьюи сформировал при мэрии Нью-Йорка Комитет по свободе культуры, а также Комитет по защите детей, рожденных в иностранных семьях на территории США ( American Committee for Protection of Foreign Born , 1939 ), а именно детей родителей, состоявших в членстве в радикальных организациях, в частности в Коммунистической партии США. В 1940 г. Дьюи был признан почетным членом-активистом Объединенной кампании в защиту политических эмигрантов ( Joint Campaign for Political Refugees ), большинство из которых были родом из Латинской Америки, стран Европы и России.

За активную и продолжительную деятельность в защиту принципов свободы, равенства и демократии в 1941 г. Дж. Дьюи был признан почетным членом Комитета по развитию культурных связей со странами Латинской Америки (Committee for Cultural Relations with Latin America). Он призывал Латинскую Америку овладеть политической, правовой, делопроизводственной базой общественного и политического регулирования, усвоить опыт международного, в частности англосаксонского, мирового сообщества. Однако духовную и культурную сферы общественного сознания в странах Центральной и Южной Америки Дьюи ценил как наиболее высокие достижения мировых цивилизаций. Культурное наследие стран Латинской Америки – литературу, поэзию, живопись, музыку, архитектуру, религиозные традиции и, наконец, научные достижения, – по словам Дьюи, можно было сравнить лишь с достижениями в этих областях в России. Решение государственных и экономических проблем стран Латинской Америки Дьюи видел в активном международном сотрудничестве, в открытии экономических, юридических и этических школ англосаксонских традиций, а также в развитии и поддержании культурных взаимосвязей с Россией, в изучении мировой истории и прикладных искусств.

В 1941 г., в период Второй мировой войны, Дж. Дьюи начал пропаганду защиты беженцев из Европы, вошел в ряды активистов Международного комитета по спасению и оказанию помощи ( National Committeeman of International Rescue and Relief Committee ), а также Национального комитета по защите прав граждан ( National Committeeman of Civil Rights Defense Committee ), продолжал оказывать спонсорскую помощь Лиге защиты трудящихся, отстаивавших свои права на социальные привилегии перед государством ( Workers Defense League ).

Дж. Дьюи настаивал на необходимости участия США в урегулировании мирного процесса в Европе, в частности в оказании содействия и помощи Советскому Союзу. В эссе под названием «Миссия в Россию доказывает отсутствие новых улик против действий Советского Союза» (январь 1942)[47] Дьюи упрекнул США в бездействии, когда еще можно было предотвратить военные действия Германии. Как положительный пример он привел решительную и «активную» позицию Великобритании.

Отстаивая демократизацию общества в США и за ее пределами, Дж. Дьюи вступил в Либеральную партию США ( Liberal Party ), сформировал Совет по демократизации Германии ( Council for a Democratic Germany ), опубликовал ряд научных статей («Вызов либеральной мысли»[48], «Приветствие Дж. Дьюи Либеральной партии»[49], «Комментарии к либерализму»[50]).

Призывая США к социальной, политической и гуманитарной ответственности перед своими гражданами и мировым сообществом, Дж. Дьюи начал реформирование системы национального образования. В 1944 г. он вошел в Независимый комитет по науке и образованию Президента США Франклина Д. Рузвельта (Independent Voters Committee of the Arts and Sciences for Roosevelt ), благодаря чему утвердил в программе учебных заведений курс лекций по «основам демократизации нации».

В президентских выборах 1945 г. Дж. Дьюи поддерживал политические устремления сторонника Рузвельта Генри А. Уоллоса, в частности его примиренческую позицию в отношениях с СССР. Однако победу одержал кандидат от Демократической партии Г. Трумен (1945–1953), построивший взаимоотношения США с соцлагерем на антисоветизме. С приходом Г. Трумена имя Дьюи фактически исчезает с передовиц, его научные взгляды и представления отходят на второй план. В США наступает период глубокого «прагматического затмения». Прагматическая мысль оживет лишь через несколько десятилетий под воздействием новых социальных требований и политических веяний.

*          *          *

Дж. Дьюи своей жизнью словно демонстрировал действие созданной им научной теории «инструментального» прагматизма, стремился исполнить свой гражданский долг «мудрого наставника».

Становясь членом множества общественных организаций, он подавал прекрасный пример активной гражданской позиции.Вступая в противоречие с консервативными убеждениями Америки, отстаивал свои либеральные взгляды. Его часто принимали за либерала левого толка, хотя никакой симпатии к коммунистической идеологии он не испытывал.

Дж. Дьюи отвергал поиск первопричины всего сущего. Центральным понятием его философии стал опыт и все то, что имеется в человеческом сознании, как врождённое, так и приобретённое.

Проводимая им стратегия социального благополучия и общественного порядка следовала принципам оправданного гуманизма и была направлена на развитие разума и интеллекта человека. Занимаясь проблемами морали в политической философии, Дж. Дьюи утверждал, что существует только плюрализм целей и благ и нет единственно возможного «высшего блага», а цели и блага – конкретны.

Основными благами жизни Дж. Дьюи считал здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружбу, высокую общественную оценку, образованность, умеренность, справедливость и доброжелательность. Он полагал, что люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага – это изменение в качестве опыта, следовательно, главной моральной целью является сам рост.

Дж. Дьюи разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности. Дьюи доказал, что достоверное знание при правильном использовании научного метода дает индивиду интеллектуальную свободу в поиске множества способов решения проблемы.

Заступаясь за социально незащищенных граждан, Дьюи следовал голосу разума, а в своих поступках руководствовался чувством справедливости. Он следовал отведенной ему гражданской миссии «социального пастора». В монументальном труде «Индивидуализм» Дьюи написал: «На меня в большей степени повлияли люди и обстоятельства, чем прочитанные мною книги»[51].


[1]История развития понятия «прагматизм» имеет древнюю традицию, уходящую корнями во времена Древней Греции. Древнегреческая «pragma» означает «действие», «деяние» и «дело», хотя в большей степени относится к роду деятельности ума или интеллекта. В «Толковом словаре» Даля (3-е изд., 1907 г.) давалось следующее определение слова «прагматический»: «греч. pragmaticos, достоверный, на деле основанный и прямо к делу применяемый. Прагматическая история, изложенная таким порядком, прикладная, применяемая прямо к делу. Прагматическая санкция, особенно важное государственное постановление (например, Карла III об изгнании иезуитов из Испании), которой чаще всего пользовались историки и юристы, в том числе и российские». – Даль В. Толковый словарь. Т. 3. СПб, 1990. С.380.

[2] Peirce, C. S. A Guess at the Riddle. (1887–88). In: N. Houser and C. Kloesel (Eds.), The Essential Peirce. Bloomington: Indiana University Press 1992, pp. 245–279.

[3] Sсhiller F.C.S. Humanism. London. 1903; Studies in Humanism. London. 1907. Многие журналы того времени были заполнены статьями о прагматизме. Один только английский прагматист Ф. Шиллер сочинил их столько, что они составили два толстых тома, вышедших в 1903 и 1907 гг.

[4] Boisvert, R. John Dewey’s Reconstruction of Philosophy. Educational Studies 16 (4), N.Y. 1985, pp. 343?353.

[5] The Journal of Speculative Philosophy, chief edt. W.T. Harris since 1867, suspended in 1894–1986, contains original translations of Goethe, Schelling & Hegel, as well as German Idealists’ texts, e.g. trans. of Schlegel, Herder, etc.

[6] The Johns Hopkins University, Baltimore, Maryland (MD), the U.S.A.

[7] Dewey, J. TheLater Works. The Collected Works of John Dewey. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1969–1991 (далее – Carbondale , IL : SIU-Press) Vol. 6, p. 22.

[8] Spicola, R. Alice Chipman Dewey. Статья, подготовленная для Техасского Женского Университета. Дата не указана.

[9] Op.cit. Spicola, R. Alice Chipman Dewey.

[10] Dykhuizen, G. Church History. Monthly Bulletin 9, November 1887: 24; 50, 339; Savage, 133.

[11] Dewey, J. The Early Works of John Dewey, 1882–1898 (далее – EW). Carbondale , IL :SIU-Press.

[12] The University Laboratory School – the “Dewey School” at the University of Chicago.

[13] Dykhuizen, G. The Life and Mind of John Dewey. Southern Illinois University Press, Carbondale. 1973.

[14] Rosenberg, R. Beyond Separate Sphere: The Intellectual Roots of Modern Feminism. New Haven: Yale University Press. 1982. P. 34.

[15] Dewey, J. The Early Works (EW). Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 5, pp. 84–95.

[16] Dewey, J. The School and Society (1899–1901) / The Middle Works (далее – MW). Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 1, pp. 1–109. В России эта работа была впервые переведена и издана в Москве в 1907 г., затем переиздана в 1922, 1923, 1924 и 1925 гг.

[17] Dewey, J. The Child and the Curriculum (1902–1903) / MW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 2, pp. 271?291. В России эта работа была переведена и издана под названием «Школа и ребенок» в Москве в 1922 г.

[18] Teachers College, Columbia University – основан гуманистом Г.Х.Доджем и философом Н.М.Батлером в1887г. при Колумбийском университете в г.Нью-Йорке, стал центром постдипломного педагогического образования.

[19] Dewey, J. Moral Principles of Education (1909) / MW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 4, pp. 265–300.

[20] Dewey, J. How we Think (1910–1911) / MW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol.6. рp. 364–365, 177–356.

[21] Dewey, J. German Philosophy and Politics (1915) / Henry Holt & Co., Freeport, NY.

[22] Dewey, J. Schools of To-Morrow (1915) MW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol.8.

[23] Dewey, J. Democracy and Education (1916) MW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol.9.

[24] Dewey, J. Universal Military Training (1917) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol.11.

[25] Op.cit. Vol. 11, p. 61.

[26] Op.cit. Vol. 11, pp. 61–62.

[27] Dewey, J. The Principle of Nationality (1917) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 10.

[28] Dewey, J. America in the World (1918) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[29] Dewey, J Morals and the Conduct of States (1918) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[30] Dewey, J. Political Science as a Recluse (1918) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[31] Dewey, J. The League of Nations and the New Diplomacy (1918) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[32] Dewey, J. Theodore Roosevelt (1919) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[33] Dewey, J. Japan and America (1919) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[34] Dewey, J. On the Two Sides of the Eastern Sea (1919) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[35] Dewey, J. The American Opportunity in China (1919) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[36] Dewey, J. Chinese National Sentiment (1919) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 11.

[37] Dewey, J. Our National Dilemma (1920) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 12.

[38] Dewey, J. Americanism and Localism (1920) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 12.

[39] Dewey, J. The Siberian Republic (1921) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 13.

[40] Dewey, J. The Far Eastern Deadlock (1921) / MW (1899–1924), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 13.

[41] Columbia Spectator, 11 May 1922, ? 4.

[42] В 1928 году Дж. Дьюи опубликовал в журнале «Нью Репаблик» пять отдельных статей, которые позднее вошли в сборник эссе под названием «Впечатления о советской России и революционном мире. Мексика-Китай-Турция». Dewey, J. Impressions of Soviet Russia (1927–1928) / LW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 3. Дьюи Дж. Впечатления о Советской России // История философии. ?5. М., 2000, а также сетевое издание Альманах «Восток», ?7 (19), 2004. http://www.situation.ru/app/j_art_502.htm и http://www.situation.ru/app/j_art_503.htm. Этот труд, состоящий из девяти глав, шесть из которых Дьюи посвятил посещению Москвы и Ленинграда, долгое время не издавался в США в своем полном и завершенном виде. В нем Дьюи подробно отобразил свое видение общественных и политических проблем стран, которые ему удалось посетить, уделяя особое место проблемам России, советскому воспитанию и образованию в высших учебных заведениях и школах. В России «Очерк о Советской России» был впервые опубликован на страницах журнала «История философии» в 2000 г.

[43] Op. cit. Vol. 3.

[44] Троцкий Л.Д. (1879–1940). В 1929 г. был изгнан из СССР, после чего переехал в Мексику. В 1938 г. в противовес сталинизму и Коминтерну (III Интернационалу) основал IV Интернационал (во имя «повиновения» и «вечной революции»). Он выступал против «построения социализма в отдельно взятой стране».

[45] Кремлевское дело – уголовное следственное дело по обвинению в государственной измене. Было начато в 1935 г. в Москве по распоряжению И.В. Сталина против служащих Кремля, сотрудников кремлевской комендатуры и военнослужащих, обвинявшихся в создании нелегальной антисоветской организации и подготовке покушения на И.В. Сталина.

[46] Dewey, J. The People’s Lobby // New Republic, # 48, p. 68 (first published in August 26, 1931). The Later Works, (1925–1953), 1931–1932.

[47] Dewey, J. Mission to Moscow Reveals No New Evidence of Soviet Trials (1942) / The Later Works. (далее – LW) (1925–1953), Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 15.

[48] Dewey, J. Challenge to Liberal Thought (1944) / LW, Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 15.

[49] Dewey, J. John Dewey Hails the Liberal Party (1944) / LW, Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 15.

[50] Dewey, J. Commentary and Liberalism (1948) / LW, Carbondale, IL: SIU-Press. Vol. 15.

[51] Dewey, J. Individualism (1930) / LW. Carbondale , IL : SIU-Press. Vol. 5, p. 155.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio