Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012
ПОДХОДЫ ДЕМОКРАТОВ И РЕСПУБЛИКАНЦЕВ
К ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
Шариков П.А., кандидат политических наук, руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН
e-mail:
 
    Аннотация. Государственное регулирование сферы информации уже давно является одним из приоритетных направлений американской политики. Развитие информационных технологий, распространение интернета, многочисленные инциденты, имеющие место в информационном пространстве, не могут не обращать на себя внимания представителей законодательной власти Соединённых Штатов. Информационный фактор становится особенно актуальным в условиях президентской предвыборной гонки.
В статье рассматриваются подходы республиканской и демократической партий к обеспечению информационной безопасности, а также их отношение к ключевым законопроектам, обсуждаемым в Конгрессе 112-го созыва.
  Ключевые слова: информационная безопасность; американское законодательство; информационные технологии; национальная безопасность.
 
DEMOCRATIC AND REPUBLICAN APPROACHES TO CYBERSECURITY
 
Pavel A. Sharikov
Head, Center for Applied Research
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences

e-mail:
 
      Annotation: Government cybersecurity regulation has been one of American national strategy priorities for a long time. Multiple incidents that take place in cyberspace require American legislators’ urgent attention. Information regulation becomes more and more actual issue especially in the context of presidential campaign.
It is very interesting to compare republican and democratic approaches to cybersecurity issues, information potential development and the key legislative proposals raised during the 112th Congress.
        Key words: cybersecurity; American federal legislation; information technology; national security
 
Государственное регулирование сферы информации уже давно является одним из приоритетных направлений американской политики. Развитие информационных технологий и распространение интернета, с одной стороны, и многочисленные инциденты в информационном пространстве – с другой, не могут не обращать на себя внимания представителей законодательной власти Соединённых Штатов.
По сравнению с такими проблемами, как противодействие кризисным тенденциям в национальной экономике, налоговая политика, расходы на войны в Ираке и Афганистане и прочими, вопросы информационной политики обсуждаются не так бурно, но, тем не менее, становятся все более актуальными, особенно в условиях президентской предвыборной гонки. Если в прежние годы кандидаты ограничивались громкими декларациями в вопросах информационной политики, то в текущей президентской кампании между конгрессменами ведутся бурные споры по вопросам государственного регулирования сферы информации.
Позиции республиканцев и демократов по большинству вопросов обеспечения кибербезопасности четко не сформулированы. Объективных достижений у администрации Барака Обамы в этой области много, и республиканцы не торопятся их критиковать. Консенсуса между демократической и республиканской партиями по данному вопросу также не наблюдается. Таким образом, в американской политической жизни вопросы кибербезопасности становятся очередной темой «вечных» споров между «ястребами» и «голубями».
Интересно сопоставить позиции республиканской и демократической партий по развитию американского информационного потенциала, их подходы к обеспечению информационной безопасности, а также их взгляды на ключевые законопроекты, обсуждаемые в Конгрессе 112-го созыва.
Единого мнения, к какой категории отнести проблемы кибербезопасности, до сих пор не существует. Во всех доктринальных документах США отмечается, что киберугрозы представляют серьёзную опасность для экономики, военной сферы и для других областей американской жизни. Вопросы информационной безопасности, в связи с этим, обсуждаются в экономических, военных и разведывательных комитетах, а также в комитетах по внутренней безопасности Сената и Палаты Представителей американского Конгресса.
Неразрешимое противоречие при решении проблемы обеспечения кибербезопасности кроется в установлении пределов государственного регулирования. Потенциальными целями кибератаки могут стать субъекты американского государства на всех уровнях: граждане, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления и др., – и государство не может самостоятельно обеспечить безопасность информационного пространства. Зависимость американского государства от коммерческих информационных технологий и недружественная активность негосударственных акторов системы международных отношений в киберпространстве также вызывают беспокойство. Попытки государства сконцентрировать в своих руках контроль над сферой информации, как это произошло в президентство Дж. Буша-младшего (вспомним печально известный Патриотический акт 2001 г. – The USA PATRIOT Act), или передать его в руки частного сектора (подобная политика президента У. Клинтона лишь усугубила ситуацию) оказались неэффективными.
В этой связи, американское правительство стало создавать институты государственно-частного партнёрства в области обмена информацией и обеспечения кибербезопасности. Согласно заявлениям демократов и республиканцев, главное условие, которое должно выполняться при выработке законодательства по обеспечению кибербезопасности, – это сохранение прав и свобод американских граждан, в особенности соблюдение конфиденциальности информации.
 
Обсуждение проблем информационной политики в Конгрессе США
 
Официальная позиция действующей администрации по проблемам информационной безопасности изложена в выступлении президента США Б. Обамы по вопросам кибербезопасности (май 2009 г.)[1], в международной Стратегии развития киберпространства[2] (май 2011 г.), а также во многих других документах Белого дома. Президент поставил перед Конгрессом конкретные задачи в области законодательного обеспечения информационной безопасности.
В июле 2010 г. лидер демократического большинства сенатор Г. Рейд, председатель юридического комитета П. Лихи, председатель комитета по вооружённым силам К. Левин, председатель комитета по внешней политике Дж. Керри, председатель комитета по торговле, науке и транспорту Дж. Рокфеллер IV, председатель комитета по внутренней безопасности Дж. Либерман и председатель комитета по разведке Д. Фейнштейн направили на имя президента письмо[3], в котором отмечалось, что комитеты, лидеры которых подставили свои подписи, ведут активную законотворческую работу для противодействия следующим угрозам: «утечка разведывательной информации, потеря результатов интеллектуальной собственности, кража личных данных и прочие криминальные преступления, нанесение ущерба критически важным элементам инфраструктуры, нарушение функционирования систем коммуникаций, небезопасные финансовые транзакции».
Дж. Либерман и Дж. Рокфеллер IV являются «ветеранами» американского законодательства в области кибербезопасности. В 2009 г. Дж. Рокфеллер IV выносил на обсуждение законопроект «о кибербезопасности»[4] в комитете по торговле, науке и транспорту. В законопроекте предлагалось наделить президента США дополнительными полномочиями, к которым относилась разработка национальной стратегии информационной безопасности, предоставление полного обзора по любым направлениям деятельности правительства в области информационной безопасности раз в четыре года (Quadrennial cyberseurity review) и сотрудничество с иностранными правительствами при создании норм международного права для обеспечения международной информационной безопасности. Законопроект не был принят, но многие его положения, в первую очередь по разработке стратегии и международного сотрудничества, нашли отражение в политике администрации Б. Обамы.
В 111-м Конгрессе сенаторы-демократы Дж. Либерман, С. Коллинз и Т. Карпер вынесли на обсуждение законопроект, дающий исполнительной власти в лице президента США юридические полномочия, а также техническую возможность прекращать работу коммерческих сайтов и серверов в случае возникновения чрезвычайного киберпроисшествия (cyberemergency). Законопроект моментально окрестили «законом о кнопке выключения Интернета» (Internet Kill Switch bill) и не позволили ему вступить в силу.
В ответ на письмо демократической инициативной группы Белый дом опубликовал ряд предложений по законодательному обеспечению кибербезопасности, которые были призваны «улучшить обеспечение кибербезопасности американского народа, национальной инфраструктуры, а также сетей и компьютеров федеральных органов государственного управления»[5].
Кроме того, администрация Б. Обамы предприняла следующие действия в области обеспечения кибербезопасности:
-   учредила должность помощника Президента США по кибербезопасности[6] и назначила на эту должность Г. Шмидта[7];
-   частично рассекретила и продолжила принятую администрацией президента Дж. Буша-младшего «Всеобъемлющую национальную инициативу по кибербезопасности»[8].
- учредила КИБЕРКОМа[9] – военное киберкомандование в составе Стратегического командования Соединённых Штатов;
-  приняла международную Стратегию развития киберпространства, а затем военную стратегию кибербезопасности[10];
-    подписала ряд международных договоров[11] и соглашений[12], посвящённых проблемам информационной безопасности (в том числе с Россией[13]);
приняла ряд мер на межведомственном уровне[14] с целью повышения эффективности обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти[15]. (Принятие таких мер было вызвано, в основном, инцидентом с сайтом Wikileaks.org и касалось военных и разведывательных органов);
-  все упомянутые выше документы, заявления и действия американского руководства дают полную картину относительно взглядов демократической партии Соединённых Штатов относительно вопросов кибербезопасности.
В июне 2011 г. республиканская партия создала рабочую группу по проблемам кибербезопасности под руководством вице-председателя комитета Палаты Представителей по вооружённым силам, члена комитета по разведке М. Торнберри (в комитете по вооружённым силам он так же является председателем подкомитета по новым угрозам национальной безопасности Соединённых Штатов). В состав республиканской рабочей группы вошли: Р. Адерхольт (комитет по ассигнованиям), Дж. Чаффетз (комитет по бюджету, юридический комитет и комитет по контролю и правительственным реформам), М. Коффман (комитеты по вооружённым силам, по природным ресурсам и по малому бизнесу), Р. Гудлатте (комитеты по сельскому хозяйству, образованию и рабочей силе, юридический комитет), Р. Хёрт (комитет по финансовым услугам), Р. Латта (комитет по энергетике и торговле), Д. Лунгрен (председатель комитета по управлению Палатой Представителей, член комитета по внутренней безопасности, а также юридического комитета), М. МакКол (комитеты по этике, по международным делам, по внутренней безопасности, по науке, космосу и технологиям), Т. Мёрфи (комитет по энергетике и торговле), С. Стиверс (комитет по финансовым услугам), Л. Терри (комитет по энергетике и торговле). Состав республиканской инициативной группы по вопросам кибербезопасности оказался не так представителен, как у демократов, однако разнообразие комитетов, члены которых вошли в рабочую группу, не менее велико.
В октябре 2011 г. республиканской рабочей группой был подготовлен доклад[16], содержащий рекомендации Конгрессу по вопросам разработки законодательства по обеспечению информационной безопасности.
Доклад содержал умеренную критику существующей системы государственного регулирования, хотя многие элементы этой системы были созданы ещё при президенте Дж. Буше-младшем, представителе республиканской партии.
По мнению республиканцев, первоочередной проблемой, на решение которой Конгрессу стоит направить свои усилия, является защита критически важных элементов национальной инфраструктуры. Рабочая группа предложила принять ряд добровольных мер, таких как налоговые льготы, финансирование через гранты, страхование. Кроме того, в ряде случаев необходимо ограниченное государственное регулирование, например в форме государственного надзора, или предоставление отчётов об обеспечении кибербезопасности. В докладе так же упоминается необходимость развития потенциала киберобороны (Developing Active Defense Capability).
Большое внимание в докладе уделялось вопросам защиты частного сектора от киберугроз и развитию государственно-частного партнёрства в этой области. Республиканцы отметили срочность принятия законодательных мер для противодействия киберугрозам, однако выразили сомнения в эффективности разработки «всеобъемлющего» масштабного законопроекта по кибербезопасности.
Ключевые вопросы, ответы на которые должны быть даны в процессе принятия законов по кибербезопасности, были сформулированы членами республиканской рабочей группы следующим образом:
1.    В чём должна заключаться ответственность и каковы должны быть полномочия федерального правительства Соединённых Штатов в области защиты частного бизнеса от кибератаки при разных условиях, в частности, если атака проводится иностранным государством, или в случае, если источник атаки не известен?
2.    Возможно ли применить концепцию сдерживания в киберпространстве? Каким образом следует применить весь спектр инструментов национального влияния для устрашения агрессора в киберпространстве?
3.  Как решить, какую информацию по кибератакам, собранную разведсообществом Соединённых Штатов, можно использовать в целях национальной обороны? Как обмениваться информацией на уровне сети? Как интегрировать открытую и секретную информацию для защиты собственных сетей?
4.  Какова должна быть роль военных в обеспечении кибербезопасности? Что делать, если полномочия военных и других органов обеспечения информационной безопасности совпадают?
5.  Существуют ли, кроме военных, другие органы государственного управления, обладающие достаточным информационным потенциалом для проведения наступательных информационных операций в целях обеспечения кибербезопасности, если министерство обороны не получит от Конгресса полномочий на применение силы?[17]
В начале работы 112-го Конгресса серьёзных противоречий по вопросам обеспечения кибербезопасности между демократами и республиканцами не наблюдалось.
 
Обзор законопроектов в области обеспечения информационной безопасности, обсуждаемых в Конгрессе 112-го созыва
 
В настоящее время в американском Конгрессе обсуждается свыше 50 законопроектов по кибербезопасности, из них особого внимания заслуживают следующие:
-       H.R.3674, the PRECISE ACT of 2011
-       S.2105, the Cybersecurity Act of 2012
-       S.1011, Electronic Communications Privacy Act
-       H.R.3523, the Cyber Intelligence Sharing and Protection Act of 2011
-       S.2102, the Cybersecurity Information Sharing Act of 2012
-       S.2151, the SECURE IT Act
-       S.21, Cyber Security and American Cyber Competitiveness Act of 2011
-       S.968, Protect Intellectual Property Act of 2011 (PIPA)
-       H.R.3261, Stop Online Piracy Act (SOPA)
Последние два законопроекта относятся к несколько иной категории информационного права – защите интеллектуальной собственности, но рассматриваются при изучении противоречий между республиканцами и демократами по вопросам кибербезопасности в связи с вызванным ими большим общественным резонансом.
 
H.R. 3674, the PRECISE ACT of 2011[18]
Законопроект выдвинул республиканец Д. Лунгрен 15 декабря 2011 г. Вместе с Лунгреном соавторами закона стали 11 членов Палаты Представителей и представителей республиканской партии (за исключением Дж. Лангевина). В составе поддержавших законопроект также оказались двое представителей республиканской инициативной группы по кибербезопасности (М. МакКол и С. Стиверс). Практически все поддержавшие представляли «силовые» комитеты Палаты – по вооружённым силам, по внутренней безопасности, по международным делам и другие. Изначально законопроект был представлен в комитете по внутренней безопасности, однако его обсуждение велось и в комитетах по контролю и правительственной реформе, по науке, космосу и технологиям, по разведке, а также в юридическом комитете.
Согласно законопроекту, министр внутренней безопасности Соединённых Штатов будет наделён рядом полномочий в отношении некоторых коммерческих предприятий. Компании, занимающиеся обеспечением критически важных элементов инфраструктуры, выделенные в особую категорию, будут обязаны принять особые стандарты безопасности эксплуатации элементов национальной американской инфраструктуры. Согласно оценке Исследовательской службы Конгресса, требования к стандартам безопасности в законопроекте сформулированы крайне туманно[19]. Кроме того, законопроект не предусматривает каких-либо новых юридических ограничений на критически важные элементы инфраструктуры особой категории.
 
S.2105, the Cybersecurity Act of 2012[20]
В ответ демократическая коалиция во главе с независимым сенатором Дж. Либерманом в соавторстве с четырьмя сенаторами-демократами (С. Коллинз, Ш. Уайтхаус, Д. Фейнштейн и Дж. Рокфеллер IV) вынесла на обсуждение законопроект «О кибербезопасности». Законопроект был представлен в комитет по внутренней безопасности в начале февраля 2012 г.
Согласно законопроекту, министр внутренней безопасности совместно с военными и разведывательными федеральными ведомствами, Советом по партнёрству в области критически важных инфраструктур, министерствами торговли, государственным департаментом, а также академическим сообществом обязан провести исследование наиболее уязвимых для кибератак элементов национальной инфраструктуры. На основе оценки рисков, связанных с кибератаками, будут разработаны специальные планы по реагированию на кибератаки.
Кроме того, законопроект предусматривает юридическую защиту компаниям, обеспечивающим работу критически важных элементов инфраструктуры, и обязывает министра внутренней безопасности ежегодно отчитываться перед Конгрессом по вопросам кибербезопасности по следующим пунктам: глобальные угрозы кибербезопасности, субъекты информационного пространства, представляющие серьёзную угрозу кибернападения, – а также предоставляет приоритет международным программам по борьбе с киберпреступностью.
 
H.R.3523, the Cyber Intelligence Sharing and Protection Act of 2011[21]
Законопроект был вынесен на обсуждение представителем республиканской партии председателем комитета Палаты Представителей по разведке М. Роджерсом 12 января 2011 г. Соавторами выступили 81 республиканец и 25 демократов. Среди республиканцев, выступивших в поддержку законопроекта, были семь участников рабочей группы по кибербезопасности: М. Коффман, Р. Гудлатте, Р. Хёрт, Р. Латта, М. МакКол, Л. Терри, С. Стиверс.
Данный законопроект обсуждается как поправка к Закону о национальной безопасности 1947 г. Предполагается добавить в закон понятие разведданные по киберугрозам (cyber threat intelligence), то есть данные, доступные разведывательному сообществу и содержащие информацию об уязвимости или угрозе государственной информационной системе или сети.
Согласно законопроекту, директор национальной разведки должен разработать юридические процедуры обмена информацией с коммерческими компаниями, а также всячески поощрять подобный информационный обмен.
Законопроектом предусматривается ряд норм для негосударственных предприятий, предоставляющих услуги по обеспечению кибербезопасности. В частности, в спектр таких услуг должны входить технологии получения максимально подробной информации о киберугрозе. Кроме того, предприятия обязаны предоставлять такую информацию разведывательному сообществу. Подобные предприятия получают юридические гарантии, защищающие их от гражданских и уголовных исков, связанных с разглашением конфиденциальной информации.
 
S.2102, the Cybersecurity Information Sharing Act of 2012[22]
Законопроект об обмене информации о киберебзопасности вынесла на обсуждение в середине февраля 2012 г. председатель сенатского комитета по внутренней безопасности Д. Фейнштейн в соавторстве с Б. Микульски
Согласно законопроекту, коммерческие предприятия получают полномочия проводить мониторинг информационных систем на предмет выявления киберугроз и разработки контрмер для защиты. Частным предприятиям разрешается разглашать полученную легальным путём информацию по угрозам кибербезопасности любым другим частным предприятиям, при условии, что, во-первых, они предпримут усилия по защите информации, которая может быть использована для идентификации отдельных личностей; во-вторых, они будут соблюдать законы о раскрытии информации; в третьих, не будут использовать полученную информацию для получения собственных конкурентных преимуществ и, в четвёртых, будут использовать информацию только для противодействия киберугрозам.
Министр внутренней безопасности должен разработать стандарты обмена информацией об угрозах кибербезопасности между федеральными и коммерческими организациями. Кроме того, законопроектом предусмотрены юридические гарантии организациям, занимающимся вопросами обеспечения кибербезопасности.
 
S.2151, the SECURE IT Act (Strengthening and Enhancing Cybersecurity by Using Research, Education, Information, and Technology Act of 2012)[23]
Законопроект представлен Дж. МакКейном в комитете по торговле, науке и транспорту 1 марта 2012 г. Соавторами закона выступили семь сенаторов республиканцев: Р. Бёрр, С. Чамблисс, Д. Котс, Ч. Грэссли, К. Хатчинсон, Р. Джонсон и Л. Мурковски.
Данный законопроект практически полностью повторяет положения двух предыдущих законодательных предложений, в первую очередь связанных с разглашением информации об угрозах информационной безопасности, государственно-частным партнёрством, юридической защитой коммерческих предприятий, сотрудничающих с государственными органами, а также с предоставлением отчётов Конгрессу. Положения законопроекта касаются директора национальной разведки и министра внутренней безопасности.
Законопроект обязывает президента лично курировать обеспечение кибербезопасности государственных информационных систем.
 
S.21, Cyber Security and American Cyber Competitiveness Act of 2011[24]
Законопроект представлен демократом Г. Рейдом в комитете по внутренней безопасности в январе 2011 г. Соавторы законопроекта – сенаторы от демократической партии Д. Бингаман, Т. Карпер, Д. Фейнштейн, К. Джилибрэнд, Т. Джонсон, Дж. Керри, П. Лихи, К. Левин, Дж. Либерман, Б. Микульски, Дж. Рокфеллер IV и Ш. Уайтхаус.
Авторы законопроекта призывают обе правящие партии к кооперации в области разработки законодательства и обеспечения кибербезопасности, при повышении конкурентоспособности американской экономики в информационном пространстве и при создании новых рабочих мест в IT-индустрии. Для этого планируется:
-     повысить надёжность и безопасность коммуникационных и информационных сетей американских государственных органов в отношении кибератак;
-   стимулировать частный сектор в области обеспечения кибербезопасности, стимулировать инвестиции в информационный сектор американской экономики;
-     улучшить возможности американских органов государственного управления, а также частного сектора в области оценки киберрисков, предотвращения, сдерживания и реагирования на кибератаки;
-   укрепить международные дипломатические усилия в области противодействия появляющимся киберугрозам;
-  обеспечить защиту и повысить надёжность критически важных элементов американской национальной инфраструктуры;
-  реформировать законодательную базу для расследования и наказания за киберпреступления, соблюдая права и гражданские свободы, не нарушающие инновационное развитие, поддерживать надёжную защиту конфиденциальности американских граждан и их онлайн-активности и коммуникации.
 
S.968, Protect Intellectual Property Act of 2011 (PIPA)[25]
Законопроект представлен демократом П. Лихи в юридическом комитете в середине мая 2011 г., соавторами закона выступил 31 сенатор, среди которых было только семь республиканцев.
Законопроект даёт Генеральному прокурору Соединённых Штатов полномочия прекращать работу сайта, содержащего нелегальную информацию в чужой доменной зоне. Превентивные действия заключаются в прекращении функционирования сайта. Под нелегальной информацией подразумеваются любые данные, нарушающие права интеллектуальной собственности американских граждан.
Законопроектом создаётся механизм уведомления генеральным прокурором неавторизированных серверов служб доменных имён, провайдеров финансовых транзакций, рекламных интернет-служб, других провайдеров интернет-услуг (как, например, поисковых служб, онлайн-каталогов, других служб, индексирующих гипертекстовые материалы)[26] о том, что их клиенты могут быть отнесены к категории незаконных сайтов, а также о том, что в отношении их клиентов может быть заведено уголовное дело.
В случае если провайдеры информационных услуг, указанных выше, отказываются сотрудничать с прокуратурой, генеральный прокурор уполномочен принимать действия и в отношении их.
 
H.R.3261, Stop Online Piracy Act (SOPA)[27]
Законопроект, посвящённый мерам по борьбе с пиратством в интернете, был предложен в том же юридическом комитете в конце октября 2011 г. членом Палаты Представителей, республиканцем Л. Смитом. Соавторами законопроекта выступили 23 члена Палаты Представителей – 9 республиканцев, в том числе Р. Гудлатте – член республиканской группы по кибербезопасности, и 14 демократов, включая Г. Бермана, председателя комитета по международным делам.
Основные положения законопроекта схожи с предыдущим. Различия касаются несколько иного распределения полномочий: генеральный прокурор имеет право инициировать судебное разбирательство в отношении лица (создателя, оператора), имеющего отношение к сайту, который содержит информацию, нарушающую права интеллектуальной собственности гражданина Соединённых Штатов. В случае, если идентифицировать такое лицо невозможно, авторы законопроекта предлагают прекратить деятельность и поддержку сайта.
Законопроект обязывает организации, предоставляющие информационные услуги, (провайдеров связи, поисковые службы, провайдеров финансовых транзакций и рекламные интернет-службы), получившие уведомление от генерального прокурора, самостоятельно предпринять превентивные действия, чтобы предотвратить доступ граждан Соединённых Штатов к этой информации.
Организации, предоставляющие информационные услуги и соблюдающие положения данного законопроекта, получают юридическую гарантию. Согласно законопроекту, предлагается пересмотреть нормы уголовного наказания за нарушение прав интеллектуальной собственности. Государственному секретарю и министру торговли предлагается рассмотреть возможность создания должности атташе по вопросам интеллектуальной собственности во всех американских посольствах в иностранных государствах.
 
Подходы демократов и республиканцев к проблемам информационной политики
 
Судя по описанным выше законопроектам, можно сделать вывод о том, что позиции партий на данный момент чётко не обозначены, но наблюдается достаточно жесткая оппозиция. Законопроекты двух партий практически полностью повторяют друг друга по основным положениям, тем не менее совместных законодательных предложений практически не существует. Учитывая, что масштабные законопроекты по кибербезопасности обсуждаются в Конгрессе уже четвёртый год, можно ожидать скорого принятия национального законодательства в этой области.
Отдельного внимания заслуживают законопроекты по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности PIPA и SOPA, которые, в отличие от упомянутых выше законопроектов, демонстрируют некую партийную солидарность (авторами выступают представители обеих партий, включая таких «монстров американской информационной политики», как Либерман, МакКейн и Лихи).
Голосование по законопроекту PIPA было назначено на конец января 2012 г., однако его пришлось перенести на неопределённый срок из-за протестных акций. Важно отметить, что законопроект встретил поддержку национальных американских информационных гигантов, таких как The Independent Film & Television Alliance [28].(IFTA), The National Association of Theatre Owners (NATO), The Motion Picture Association of America, Inc. (MPAA), The Directors Guild of America (DGA), The American Federation of Musicians (AFM), The American Federation of Television and Radio Artists (AFTRA), The International Alliance of Theatrical Stage Employees (IATSE), The Screen Actors Guild (SAG), International Brotherhood of Teamsters (IBT), Nashville Songwriters Association International, Songwriters Guild of America, NBCUniversal, Viacom, National Cable & Telecommunications Association (NCTA), Information Technology and Innovation Foundation, Institute for Policy Innovation (IPI), Macmillan Publishers, Acushnet, Recording Industry Association of America (RIAA), Copyright Alliance, U.S. Chamber of Commerce
Противниками законопроектов являются международные интернет-компании, такие как Google, Facebook, Twitter, Wikipedia и пр.
Можно сделать вывод о том, что те предприятия, продукция которых в большей степени подходит под определение «американский национальный информационный суверенитет», стали противниками принятия мер, ограничивающих свободу в информационном пространстве. Те же компании, которые существуют в значительной степени за счёт международного сотрудничества, то есть являются негосударственными акторами системы международных отношений, оказались против подобных законопроектов. Нельзя исключать усиления подобных противоречий не только в Соединённых Штатах, но и в других странах.
На этой волне жертвами американского регулирования информационного пространства оказались и некоторые российские популярные сайты и IT-гиганты. Так, в ежегодном докладе Торгового представительства США, российские сайты rutracker.org (преемник печально известного торрент-трекера[29] torrents.ru), социальная сеть VKontakte, а также Савеловский радиорынок оказались в чёрном списке концентрации пиратской информации[30].
Решение по этим вопросам может стать последним заметным событием в информационной политике администрации Б. Обамы.
В ходе предвыборной гонки никто из кандидатов в президенты США – республиканцев не обошел вниманием противоречия, связанные с обсуждаемыми в декабре 2011 – январе 2012 г. законами SOPA и PIPA.
Ньют Гингрич заявил, что «идея превентивных действий со стороны правительства в области цензуры Интернета для противодействия угрозам гигантским корпорациям представляется неверной». Митт Ромни отметил, что «законопроект даёт слишком большие полномочия и представляет большую угрозу свободе слова в Интернете и идеям свободной передачи информации в Интернете, что негативно скажется на одной из наиболее быстро развивающихся сфер промышленности в Соединённых Штатах»[31].
 
Проблема правового регулирования сферы информации становится особенно актуальной в связи с предвыборной кампанией на пост президента Соединённых Штатов. Несмотря на то, что в предвыборной гонке проблемы кибербезопасности не являются приоритетными на фоне таких проблем, как войны в Ираке и Афганистане, финансово-экономический кризис и высокий уровень безработицы, однако все кандидаты в президенты озвучили свои позиции по ряду аспектов в этой области.
Политика действующей администрации в области правового регулирования сферы информации, при этом, практически не подвергается критике. Так, один из кандидатов в президенты от республиканской партии Митт Ромни заявил, что «в первые 100 дней своего президентства, Ромни издаст указ о проведении межведомственного обзора по всем направлениям американской информационной политики для усиления национальной кибербезопасности. Такие кибератаки на Соединённые Штаты, как военные кибератаки, киберугрозы, кибершпионаж и кража результатов интеллектуальной собственности в частном секторе продолжатся. Политика президента Обамы в этом направлении была достаточно успешной, однако он не смог обновить стратегию кибербезопасности 2003 г. для того, чтобы американская политика соответствовала появившимся вызовам. Американская политика в области кибербезопасности требует более тесного информационного взаимодействия между министерством обороны, спецслужбами, министерством внутренней безопасности, министерством торговли и казной»[32].
Его основной конкурент Ньют Гингрич отмечал, что «Соединённые Штаты не готовы к угрозам, возникающим в результате развития технологий, в частности электромагнитному импульсу и кибервойнам»[33].
Все кандидаты-республиканцы, как и сотрудники действующей администрации, признают актуальность киберугроз для национальной безопасности.
Судя по отсутствию каких-либо комментариев, республиканцы поддерживают внешнеполитические действия администрации Б. Обамы по вопросам обеспечения информационной безопасности, но не позволяют себе в этом открыто признаться из-за предвыборной президентской кампании.
 

[1] The White House Office of the Press Secretary. Remarks by the President on Securing Our Nation's Cyber Infrastructure, May 29, 2009. – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-securing-our-nations-cyber-infrastructure.
[2] International Strategy For Cyberspace. White House, May 2011. – http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/international_strategy_for_cyberspace.pdf
[3] Важно отметить, что все сенаторы, подписавшие данное письмо – демократы, за исключением Дж.Либермана, покинувшего демократическую партию и оставшегося независимым. – http://www.reid.senate.gov/issues/upload/letter-on-cyber-security-legislation.pdf
[4] S773. – http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-111s773rs/pdf/BILLS-111s773rs.pdf
[5] The White House, Office of the Press Secretary, FACT SHEET: Cybersecurity Legislative Proposal May 12, 2011. – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/05/12/fact-sheet-cybersecurity-legislative-proposal.
[6] Помощник по кибербезопасности имеет двойное подчинение – Совету по национальной безопасности и Совету экономических помощников. Данное решение было принято после обнародования 60-дневного обзора по кибербезопасности, который президент приказал провести в один из первых дней после инаугурации // Cyberspace Policy Review. – http://www.whitehouse.gov/assets/documents/Cyberspace_Policy_Review_final.pdf
[7] Introducing the New Cybersecurity Coordinator. – http://www.whitehouse.gov/blog/2009/12/22/introducing-new-cybersecurity-coordinator.
[8] The Comprehensive National Cybersecurity Initiative. – http://www.whitehouse.gov/cybersecurity/comprehensive-national-cybersecurity-initiative.
[9] http://www.defense.gov/home/features/2010/0410_cybersec/, http://www.stratcom.mil/factsheets/cyber_command/
[10] Department of Defense Cyber Strategy. – http://www.defense.gov/home/features/2011/0411_cyberstrategy/docs/DoD_Strategy_for_Operating_in_Cyberspace_July_2011.pdf.
[11] Minister for Defence – Joint press conference with Secretary of State Hillary Clinton, Secretary of Defense Leon Panetta, Minister for Foreign Affairs Kevin Rudd and Minister for Defence Stephen Smith. – http://www.minister.defence.gov.au/2011/09/16/minister-for-defence-%E0%2D%3F-joint-press-conference-with-secretary-of-state-hillary-clinton-secretary-of-defense-leon-panetta-minister-for-foreign-affairs-kevin-rudd-and-minister-for-defence-steph/.
[12] United States and India Sign Cybersecurity Agreement. New Delhi. July 19, 2011. – http://www.dhs.gov/ynews/releases/20110719-us-india-cybersecurity-agreement.shtm.
[13] Joint Statement by Cybersecurity Coordinator Schmidt and Deputy Secretary Klimashin. Washington D.C. 23 June 2011. – http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/uploads/2011_klimashin_schmidt_cyber_joint_statement.pdf.
[14] Federal Chief Executive Officers Council. – http://www.cio.gov/.
[15] Memorandum for the Heads of Executive Departments and Agencies. WikiLeaks – Mishandling of Classified Information, Jacob J.Lew. November 28, 2010 Office of Management and Budget Washington D.C. – http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/memoranda/2011/m11-06.pdf.
[16] The House Cybersecurity Task Force, led by US Rep. Mac Thornberry, released its recommendations to Speaker John Boehner today, October 5th. – http://thornberry.house.gov/Issues/Issue/?IssueID=44735.
[17] Recommendations of the House Cybersecurity Task Force. October 5, 2011, p. 15. – http://thornberry.house.gov/UploadedFiles/CSTF_Final_Recommendations.pdf.
[18] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112hr3674ih/pdf/BILLS-112hr3674ih.pdf.
[19] Edward C. Lui, Gina Stevens, Kathleen Ann Ruane, Alissa M. Dolan, Richard M. Thompson III. Cybersecurity: Selected Legal Issues. March 14, 2012 Congressional Ressearch Service Report for Congress # R42409, p. 9. – www.fas.org/sgp/crs/misc/R42409.pdf.
[20] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112s2105pcs/pdf/BILLS-112s2105pcs.pdf.
[21] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112hr3523ih/pdf/BILLS-112hr3523ih.pdf.
[22] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112s1202is/pdf/BILLS-112s1202is.pdf.
[23] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112s2151is/pdf/BILLS-112s2151is.pdf.
[24] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112s21is/pdf/BILLS-112s21is.pdf.
[25] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112s968rs/pdf/BILLS-112s968rs.pdf.
[26] …operators of nonauthoritative domain name system servers (NDNSSs), financial transaction providers (FTPs), Internet advertising services (IASs), and providers of information location tools (ILTs), including search engines, online directories, and other indexes with hypertext links or referrals to online locations…
[27] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-112hr3261ih/pdf/BILLS-112hr3261ih.pdf
[28] A Broad Coalition Indeed! by Kate Spence05/12/2011. – http://blog.mpaa.org/BlogOS/post/2011/05/12/A-Broad-Coalition-Indeed!.aspx.
[29] BitTorrent – (дословно «поток битов») – протокол интернет-связи, предназначенный для обмена файлами через Интернет. Его основные особенности и отличия:
- отсутствие очередей на сохранение файлов;
- файлы закачиваются небольшими сегментами; чем менее доступен сегмент, тем чаще он будет передаваться. Таким образом, присутствие в сети клиента с полным файлом для загрузки необязательно — система распределяет сегменты между клиентами, чтобы в последующем они могли обмениваться недостающими сегментами;
- клиенты обмениваются сегментами непосредственно между собой, по принципу «ты – мне, я – тебе»;
- закачанные сегменты становятся немедленно доступны другим клиентам;
- контролируется целостность каждого сегмента;
- в качестве объекта закачки могут выступать несколько файлов (например, содержимое каталога).
(Rutracker.org)
[30] Out-of-Cycle Review of Notorious Markets, February 28, 2011. – http://www.ustr.gov/webfm_send/2595.
[31] PIPA/SOPA debate: Where do the GOP candidates stand? By Sarah Halzack, Washington Post. January, 20 2012
[32] AN AMERICAN CENTURY A Strategy to Secure America’s Enduring Interests and Ideals A ROMNEY FOR PRESIDENT WHITE PAPER with a Foreword by Eliot Cohen October 7, 2011. – http://www.mittromney.com/sites/default/files/shared/AnAmericanCentury-WhitePaper_0.pdf.
[33] 21st Century Contract With America – Предвыборная платформа кандидата в президенты Соединённых Штатов от республиканской партии Ньюта Гингрича. – http://www.newt.org/sites/newt.org/files/contract/21st_Century_Contract_Legislative_Proposals.pdf


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.