Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2012
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ США
 
Р.И. Зименков, доктор экономических наук,
главный научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
 
Аннотация. В статье рассматриваются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономике США, включая их объём, динамику, страны происхождения и отраслевую структуру. Большое внимание уделено анализу организационных форм деятельности ПИИ, особенно реализуемых через процесс слияния и поглощения и путём создания новых филиалов. Показано влияние ПИИ на американский ВНП, отрасли экономики, внешнюю торговлю и занятость. Рассматривается также государственное регулирование иностранных инвестиций в США.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, прямые иностранные инвестиции, американские филиалы зарубежных компаний, трансграничные слияния и поглощения, стратегический альянс, реинвестиции прибылей, государственное регулирование прямых иностранных инвестиций
 
Foreign Direct Investment in the U.S. Economy
Rudolf I. Zimenkov
Doctor of science in economics,
Chief Researcher, Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail:
 
Annotation. The article analyses the position of foreign direct investment (FDI) in the U.S. economy, including their value, the country of capital’s origin and industrial structure. A lot of attention is given to consideration of organizational forms of FDI activity, especially to the operations of acquired or established new U.S. business. Impact of FDI on development of American GNP, industrial sectors, foreign trade and employment is shown. The U.S. state regulation of the foreign direct investment is also examined.

Keywords: transnational corporations, foreign direct investment, U.S. affiliates of foreign companies, transnational merges and acquisitions, strategic alliance, reinvested earnings, state regulations of foreign direct investment.
 
Важной тенденцией развития мировой экономики последних двух десятилетий становится усиление процесса интернационализации и особенно её высшей стадии – глобализации. Развитие процесса глобализации мирохозяйственных связей во многом определяется расширяющейся деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), число которых постоянно возрастает. Их деятельность базируется на экспорте прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В середине текущего десятилетия ТНК ежегодно вывозили за рубеж 850-900 млрд. долл., при этом главной ареной их инвестиционной деятельности являются страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами, в частности США.
Современный мировой экономический кризис внес коррективы в инвестиционную деятельность большинства зарубежных компаний, направленную в первую очередь на сокращение числа корпораций – экспортеров капитала и уменьшение притока инвестиций в американскую экономику. В предлагаемой статье (в связи с недостатком новейшей информации по этому вопросу в правительственных документах США) рассматривается деятельность иностранного капитала в основном к концу кризиса, хотя и делается попытка на базе прогнозов международных организаций довести анализ исследуемой темы до более позднего периода.
 
Объём и динамика иностранных инвестиций в экономике США
 
Как наиболее мощная экономика мира, США не только являются главным экспортером прямых инвестиций, но и превратились в крупнейшего импортёра капитала. В 2008 г. 15% мирового объёма прямых иностранных капиталовложений приходилось на инвестиции в хозяйство США.
Подобная картина сложилась не сразу. В 1960 г. объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в США был равен приблизительно 7 млрд. долл. Активизация прямого инвестирования иностранных компаний началась примерно с середины 70-х гг., когда на мировой арене появились, помимо США, другие центры экономической силы – ЕЭС и Япония. В 80-е гг. приток иностранного капитала ещё более увеличился, составляя в среднем в год 30-45 млрд. долл., а в 90-е гг. XX в. достиг 70-80 млрд. долл. в год. Кульминация роста ПИИ в экономику США пришлась на 2000 г., когда их объём составил 314 млрд. долл. Это означало, что США выступали в качестве наиболее крупного и динамично растущего сектора мирового хозяйства, активно притягивавшего к себе капиталы из других регионов мира.
В 2001–2003 гг. приток прямых иностранных инвестиций в экономику США сократился. Падение инвестиций было вызвано ослаблением экономики США и других развитых стран мира. Начиная с 2004 г. экспорт капитала в США стал резко возрастать, увеличившись с 66 млрд. долл. в 2003 г. до 324,6 млрд. долл. в 2008 г. Это был крупнейший показатель с 2000 г.[1]
Однако современный мировой экономический кризис и усиливающаяся финансовая нестабильность вызвали сокращение притока ПИИ в США в 2009 г. до 129,9 млрд. долл. По данным Комитета ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), количество ТНК, планировавших значительно увеличить инвестиции в иностранные активы в ближайшие годы, сократилось. Данная тенденция приводит к ослаблению инвестиционных позиций иностранных государств, действующих в экономике США[2].
За 21 год (1990–2010 гг.) объём накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике США увеличился в 5,7 раза и в 2010 г. составил 2,34 трлн. долл. По этому показателю США занимают лидирующие позиции в мире. В период наибольшего экономического благополучия иностранные инвестиции вливались в американское хозяйство особенно быстрыми темпами: за 1998–2000 гг. их объём увеличился на 750,5 млрд. долл., а за 2004–2008 гг. их объём возрос на 814 млрд. долл. До 1998 г. приток иностранных инвестиций в США никогда не превышал 80 млрд. долл. в год.
Основные факторы привлечения иностранного капитала в США (до наступления кризиса) – высокий научно-технический уровень экономики в целом и огромная ёмкость внутреннего рынка в сочетании с политической и экономической стабильностью. Важными стимулами к росту иностранных инвестиций послужили также динамичный рост американского хозяйства, быстрые темпы развития высокотехнологичных отраслей промышленности и информационных технологий, снижение курса доллара, а также начатая в 2007 г. Министерством торговли США программа «Invest in America», призванная повысить привлекательность американской экономики для иностранных инвесторов и успокоить тех граждан США, которые с подозрением относятся к расширению деятельности зарубежных компаний.
На базе прямых иностранных инвестиций в США произошло формирование зарубежного производства, объединяющего экономику иностранных государств с экономикой США более тесными узами, чем торговля. Сеть международного производства, созданная посредством ПИИ, привела к образованию на территории США экономического пространства, которое оказывает влияние на экономику США, а в конечном итоге, и на экономику других ведущих стран мира. О масштабах его деятельности свидетельствуют следующие данные. В 2008 г. в США на предприятиях, созданных с участием иностранного капитала, было занято 5,6 млн. чел., а активы филиалов зарубежных компаний составили 11,67 трлн. долл.<[3]
Ядро этого заграничного капитала образуют иностранные промышленные компании. Общий объём продаж зарубежных предприятий, расположенных в США, составляет 3,4 трлн. долл., при этом продажи этих зарубежных филиалов росли быстрее, чем прямой экспорт стран базирования этих компаний. На долю филиалов иностранных фирм приходится 6% добавленной стоимости, созданной в промышленности США, 20% предоставляемых Соединёнными Штатами банковских и финансовых услуг, 15% американских расходов на НИОКР. Таким образом, увеличение притока иностранного капитала в США, которое приводит к усилению его влияния на американскую экономику, свидетельствует о растущей экономической и финансовой глобализации, происходящей в мире в последние годы.
 
Основные государства – экспортеры капитала
 
На американском рынке действует капитал примерно из 110 иностранных государств, однако ведущие позиции принадлежат инвестициям из небольшой группы развитых стран. Крупнейшими иностранными инвесторами в США являются Великобритания (18,5% всех накопленных в 2010 г. прямых иностранных вложений в стране), Япония (11,1%), Нидерланды (9,3%), Германия (9,1%), Канада (8,8%), Швейцария (8,2%), Франция (7,9%) и Люксембург (7,8%). На долю этих восьми стран приходится 1 884 млрд. долл., или 80,4% всех прямых иностранных инвестиций в США (см. табл. 1). Среди интеграционных группировок крупнейшими инвесторами в американскую экономику являются 27 стран – членов ЕС: в 2010 г. на них пришлось 63,4% всех ПИИ в США.
Надо отметить, что данная географическая структура инвестиций сложилась, в основном, в течение последних 30 лет. За это время бывшего лидера – Канаду – оттеснили страны Западной Европы, на которые приходится 65% ВВП, создаваемого иностранными компаниями в США<[4].
Первое место по объёму прямых иностранных инвестиций в экономику США занимает Великобритания – 432,5 млрд. долл. Будучи одним из самых первых иностранных вкладчиков капитала в экономику США, английские компании по прежнему сохраняют первенство в этой области. Великобритания последние три десятилетия является также крупнейшей инвестирующей страной и по объёму ВВП, создаваемому в американской экономике. В 2004 г. на долю английских компаний пришлось около 20% ВВП США, созданного иностранным капиталом. Большая часть английских инвестиций (около 60%) вложена в обрабатывающую промышленность, оптовую торговлю, банковскую сферу и научно-технические услуги. Однако доля английского капитала в общей сумме ПИИ имеет тенденцию к постепенному сокращению: с 51,3% в 1970 г. до 18,5% в 2010 г.
Таблица 1
Прямые иностранные инвестиции в США, млрд. долл.
Страны и регионы
1970
1980
1990
2000
2004
2010
Всего
13,3
65,5
403,7
1238,6
1520,3
2342,8
В том числе:
Канада
3,1
9,8
27,7
100,8
125,3
206,1
Европа
9,6
43,5
256,5
332,4
890,6
1697,0
В том числе:
Великобритания
4,1
11,3
108,1
229,7
267,2
432,5
Люксембург
0,3
1,9
1,8
83,3
116,5
181,2
Нидерланды
2,1
16,1
64,3
152,4
159,6
217,1
ФРГ
0,7
5,2
27,8
122,8
164,9
212,9
Франция
0,3
2,7
19,5
119,1
137,9
184,8
Швейцария
-
3,7
17,5
81,7
122,2
192,2
Латинская Америка
0,2
6,7
19,7
42,7
76,2
60,1
Карибские острова Великобритании
-
-
3,2
12,5
21,7
31,1
Мексика
-
-
0,6
2,5
7,6
12,6
Панама
-
0,7
3,2
4,0
10,4
1,5
Ближний Восток
-
0,7
4,1
8,4
7,8
15,4
Азия и страны Тихого Океана
0,4
4,7
95,1
194,0
230,2
362,0
В том числе:
Сингапур
-
-
1,1
7,7
1,7
21,8
Тайвань
-
-
0,9
3,2
3,2
5,2
Япония
0,3
4,2
83,5
163,2
174,5
257,3
Африка
-
0,01
0,6
2,1
1,8
2,0
Источник: Borga M. and Mataloni R. U.S. Direct Investment Position for 2000.
Survey of Current Business, July 2001, p.16; Foreign Direct Investment in the United States.
Survey of Current Business, July 2011, p.141.
 
В начале 1990-х гг. на второе место среди иностранных инвесторов в США вырвалась Япония, инвестиции которой в 2010 г. достигли 257 млрд. долл. За последние тридцать лет инвестиционная активность Японии в американской экономике возросла в 56 раз. По некоторым оценкам, к середине XXI в. Япония может занять место лидера по объёму прямых капиталовложений в США среди иностранных инвесторов.
В конце 1970-х – 1980-е гг. многие ведущие японские компании, стремясь обойти торговые барьеры, создаваемые Вашингтоном, перешли от прямого экспорта товаров к организации собственного производства на американском рынке, что способствовало быстрому притоку капитала в США и укреплению позиций японских фирм на ёмком американском рынке. Прежде всего, это было характерно для отраслей, выпускающих компьютеры, полупроводники и электротехнику, автомобили и продукцию химической промышленности.
За последние 20 лет также резко выросли капиталовложения в американскую экономику Нидерландов: в 2010 г. они достигли 217 млрд. долл. До 2004 г. Нидерланды занимали третье место в иерархии ведущих иностранных инвесторов в экономике США, а в начале 1980-х гг. были лидерами по объёму накопленного капитала в американской экономике. Нидерланды являются одним из крупнейших иностранных инвесторов в финансовой сфере, страховании, химической промышленности и производстве электроники США. Для финансирования своих операций в США голландские фирмы всё чаще прибегают к реинвестиции прибылей, составивших в 2009 г. более 53% общего притока голландских капиталовложений.
Четвертый по величине иностранный инвестор – ФРГ, занимавшая в середине прошлого десятилетия третье место в списке крупнейших зарубежных инвесторов США. Примечательно, что, являясь одним из наиболее активных экспортёров капитала в США, ФРГ вкладывает в американскую экономику больше капиталов, чем США в ФРГ. Только за 1990–2010 гг. немецкие прямые инвестиции выросли в 7,8 раза, то есть их темпы роста были самыми высокими среди европейских стран и составили 213 млрд. долл. Основной объём немецких инвестиций (55%) приходится на обрабатывающую промышленность, финансы и страхование. Быстрый рост прямых инвестиций ФРГ в значительной степени объясняется большими масштабами поглощений немецкими компаниями американских фирм, особенно занятых в производстве транспортного оборудования и в сталелитейной промышленности.
С небольшим отрывом от ФРГ идёт Канада, которая в прошлом десятилетии резко активизировали свою деятельность в области экспорта прямых инвестиций в США и обошла по этому показателю большинство ведущих европейских стран. За 1990–2010 гг. канадские прямые инвестиции в экономику США возросли в 5,4 раза и составили 206 млрд. долл. Основными сферами приложения канадского капитала являются финансовая сфера и страхование (1-е место среди всех иностранных инвесторов), а также обрабатывающая промышленность. Главным средством укрепления канадских позиций стало приобретение американских компаний путем слияний и поглощений. На долю канадских филиалов приходится около 10% ВВП США в общем объёме ВВП, создаваемом в США иностранными компаниями.
В последние годы отмечается также рост инвестиций из развивающихся стран, что отражает усиление их экономической активности на мировой арене. Наибольший объём накопленных инвестиций в экономике США приходится на страны Латинской Америки (60 млрд. долл.) и Азии (около 54 млрд. долл.). Возрастает роль стран Ближнего и Среднего Востока (15,4 млрд. долл.). Так, объём капиталовложений в приобретение доли в американских фирмах возрос у компаний Республики Корея с 5,4 млрд. долл. в 2000 г. до более 10,4 млрд. долл. в 2007 г., а у индийских компаний – с 364 млн. долл. до 3,3 млрд. долл. соответственно. На долю компаний из развивающихся стран приходится около 12% ВВП США, создаваемого в этой стране предприятиями, принадлежащими иностранному капиталу.
Активизировалась на американском рынке и деятельность компаний из бывших социалистических государств, в первую очередь из России. Объём накопленных российских инвестиций в экономику США составил в 2010 г. около 5,66 млрд. долл. В основном они концентрируются в металлургической промышленности и нефтяном бизнесе. Так, например, в начале 2007 г. российская ТНК «Евраз», несмотря на политику сдерживания со стороны местных регулирующих органов, приобрела американскую компанию Oregon Steel Mills – крупного производителя стальной продукции стоимостью в 2,3 млрд. долл. И хотя в 2010 г. прямые американские инвестиции в Россию примерно в 1,7 раза превосходили российские инвестиции в американскую экономику, приход российского капитала в США свидетельствует об усилении роли российских компаний в международных инвестиционных процессах.
Таким образом, наряду с увеличением объёма иностранных вложений в последние два десятилетия отмечается рост численности стран – экспортёров капитала в США, а также изменение соотношения их сил на американском рынке.
 
Отраслевая структура иностранных инвестиций в США
 
В отраслевом разрезе основной объем прямых иностранных инвестиций в США сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (60,1% в сфере услуг) и в обрабатывающей промышленности (34,1%). На добывающие отрасли приходится 4,5%[5].
Наибольший интерес для иностранных инвесторов представляет сфера услуг. С 1990 по 2009 г. инвестиции в эту сферу экономики США возросли в 16 раз и достигли 1 935 млрд. долл., в том числе в оптовую торговлю – 328,4 млрд. долл., в финансовую сферу и страхование – 293,2 млрд. долл., в информационные услуги – 146,1 млрд. долл. и в банковский сектор – 112 млрд. долл. Подобная ориентация иностранных инвестиций объясняется растущим спросом в США на различные виды услуг в связи с переходом страны на постиндустриальный тип развития.
Более двух десятилетий к наиболее доходным для иностранных компаний сферам экономики США относится финансовый и банковский бизнес. Иностранные банки активно создают в США свои отделения и филиалы, приобретают пакеты акций американских банков (10% от акционерного капитала и больше), стремятся проникнуть не столько в банковский бизнес США вообще, сколько в его монополистическое ядро. При этом основная форма проникновения в американскую экономику – преимущественное использование иностранными банками слияний и поглощений финансовых организаций США. Результатом такой политики явилось беспрецедентное увеличение иностранного капитала в финансовой и банковской сфере американской экономики с 6,2 млрд. долл. в 1980 г. до 517 млрд. долл. в 2009 г., то есть в 83 раза.
Значительны инвестиции иностранного капитала в оптовой торговле – 328,4 млрд. долл. Иностранные компании активно вкладывают капиталы в сферу торговли с целью развития сети сбытовых филиалов, занимающихся реализацией импортированных товаров. Приобретая американские предприятия оптовой торговли, иностранные компании оснащают их новой техникой, применяют автоматизированные закупочные системы, внедряют робототехнику, конвейеры, подвижные стеллажи и другие средства механизации сбытовых операций. Создание современных предприятий оптовой торговли приводит к расширению внутрифирменной сбытовой сети иностранных ТНК в США, а также способствует повышению уровня технической оснащенности предприятий, которые по этому показателю несколько отстают от других отраслей американской экономики.
Наиболее активно в сфере оптовой торговли действуют компании Японии – страны, которая уже несколько десятилетий является одним из крупнейших экспортеров капитала в США. Япония занимает первое место среди иностранных инвесторов в американскую оптовую торговлю. Более 1/3 от всех иностранных капиталовложений в эту отрасль американской экономики приходилось 2009 г. на инвестиции японских компаний.
Ведущей отраслью приложения иностранного капитала в производственной сфере является обрабатывающая промышленность. За последние 30 лет иностранные инвестиции в эту отрасль возросли в 16,7 раз и составили в 2009 г. 791 млрд. долл. Крупнейшими инвесторами являются Великобритания, Швейцария, Япония, Нидерланды, Франция и Германия.
Самые крупные капиталовложения в обрабатывающую промышленность – 356 млрд. долл., или 45% от иностранных инвестиций, – сосредоточены в химической и электронной промышленности, транспортном машиностроении и производстве компьютеров. О значимости этих отраслей свидетельствует тот факт, что только в 2007 г. иностранные компании вложили в эти отрасли экономики США 109 млрд. долл.
Среди отраслей обрабатывающей промышленности главное место занимает химическая промышленность, на которую приходится около одной четверти (204 млрд. долл.) иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность США. Лидирующие позиции здесь занимают компании Великобритании, Швейцарии, Японии, Франции и Германии, которые отличаются хорошей конкурентоспособностью и высоким техническим уровнем производимой продукции, особенно в базовой химии и фармацевтике.
Более 12% капиталовложений приходится на транспортное машиностроение. В производстве легковых и грузовых автомобилей прочные позиции заняли крупные компании Японии, Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии. Так, в середине прошлого десятилетия примерно 17% спроса США на легковые автомобили удовлетворялось за счет продукции японских компаний.
На начало 2010 г. иностранные государства вложили 105,3 млрд. долл. в добывающие отрасли, что составило около 4,5% всех инвестиций в экономику США. Наиболее крупные вложения были сделаны в нефтяную (68,7 млрд. долл.) и металлургическую промышленность (20,9 млрд. долл.), главным образом в производство цветных металлов[6].
Вместе с тем, в деятельности иностранного капитала наблюдается усиление процесса дифференциации, направленного на участие в самых разнообразных отраслях экономики США – от традиционных до новейших. Этот процесс накладывает отпечаток на всю деятельность иностранного капитала в США и проявляется в более масштабном и комплексном характере операций, а также в применении различных форм и методов.
 
Организационные формы деятельности иностранного капитала
 
Арсенал форм и методов, применяемых иностранными компаниями в США, весьма разнообразен. Традиционной формой является создание (как правило, под контролем материнских компаний) зарубежных филиалов. Последние активно действуют на американском рынке, развернув крупное собственное производство, а также развивая кооперационные связи с американским бизнесом в области производства и научно-технической деятельности, а также сбыта. Например, в 2008 г. иностранный капитал выделил около 18 млрд. долл. на создание в США новых филиалов («greenfield investment»).
Следует отметить, что стремление расширить масштабы деятельности иностранного капитала и повысить его эффективность привело к изменениям в методах создания зарубежных филиалов. Если в 1980-е гг. явное предпочтение отдавалось образованию новых филиалов, то со второй половине 1990-х гг. и до настоящего времени проявилась тенденция повышения роли международных слияний и поглощений американских компаний. Другими словами, активизировался процесс сверхконцентрации и так весьма крупных компаний (см. табл. 2).
В течение 3 лет (с 1998 по 2000 г.) наблюдался беспрецедентный рост трансграничных слияний и поглощений, ставший основным методом образования филиалов зарубежных компаний в США. Из 8 109 млрд. долл. общего объема средств, выделенных иностранным капиталом на приобретение американских компаний в тот период, 7 638 млрд. долл., или 94,2%, пришлось на слияния и поглощения существующих американских компаний. Кроме того, более половины средств (57,5%), затраченных на закупку американских компаний в 1998–2000 гг., было выделено самими иностранными филиалами, что свидетельствует об их возросших возможностях.
Таблица 2
Расходы на создание в США иностранных филиалов
по формам инвестиций и типам инвесторов, млрд. долл.
 
1992
1995
1998
2000
2003
2005
2006
2008
Всего
15,3
57,2
215,2
320,8
63,6
91,4
165,6
260,4
Виды инвестиций:
Слияния и поглощения
10,6
47,2
182,3
316,4
50,2
73,9
148,6
242,8
Создание новых филиалов
4,7
10,0
32,9
4,4
13,4
17,4
17,0
17,6
Типы инвесторов:
Иностранные инвесторы
4,0
11,9
120,8
102,9
27,8
40,3
44,1
47,1
Зарубежные филиалы в США
11,3
45,3
94,4
217,9
35,7
51,1
21,4
213,3
Источник: Anderson T.W. Foreign Direct Investment in the United States.Survey of Current Business, June 2005, BEA, p. 30;
Anderson T.W. Foreign Direct Investment in the United States.
Survey of Current Business, June 2009, BEA, p. 55.
 
В начале прошлого десятилетия процесс слияний и поглощений несколько сократился вследствие замедленного развития экономики стран Европы, Японии и Канады. Однако начиная с 2004 г. объем сделок по приобретению американских компаний иностранным капиталом значительно увеличился. Иностранные инвесторы активно использовали преимущества низкого курса доллара для проникновения на крупнейший в мире американский рынок. Слабый доллар способствовал удешевлению стоимости американских компаний и собственности для инвесторов из разных стран мира, что привело к расширению объема скупок американских акций.
О масштабах международных слияний и поглощений в США говорят следующие данные. Из 260,4 млрд. долл., выделенных иностранными компаниями в 2008 г. на создание филиалов в США (что до 2007 г. являлось самым высоким показателем), 243 млрд. долл., или более 93%, пришлись на слияния и поглощения существующих американских компаний и только 17,6 млрд. долл., или 7%, – на образование новых филиалов. Необходимо также подчеркнуть, что основные средства на осуществление этих сделок (более 81%) выделяли филиалы иностранных компаний, в то время как доля средств, предоставленных головными компаниями, составила около 19%, что свидетельствует о возрастающей финансовой мощи филиалов зарубежных компаний в США. При этом 46% трансграничных операций по слиянию и поглощению пришлось в 2008 г. на мегасделки (объемом в 2 млрд. долл. и выше), в то время как в 1997 г. аналогичный показатель не превысил 12%.
Основные показатели деятельности зарубежных филиалов, созданных в 2008 г. на базе слияний и поглощений, таковы: активы – 895,7 млрд. долл., чистая прибыль – 7,2 млрд. долл., число занятых – 368,5 тыс. чел.[7]
В 2007 г. новые инвестиции зарубежных компаний, созданных на базе слияний и поглощений, распределялись по разным отраслям экономики, однако более половины их объема пришлась на обрабатывающую промышленность, в основном на химическую, сталелитейную и электронную, и более одной трети – на различные виды услуг. Так, в ноябре 2007 г. германская компания TissenKrupp Stainless вложила 3,7 млрд. долл. в сталелитейный завод в г. Калверт (шт. Алабама). По словам руководства германской компании, основными стимулами для размещения производства на территории США послужили низкие издержки производства в Соединённых Штатах и большое количество потенциальных покупателей, что связано, прежде всего, с возможностью беспошлинной продажи товаров в Канаду и Мексику в рамках Североамериканского соглашения о создании зоны свободной торговли (НАФТА).
За рассматриваемый период крупнейшими инвесторами в экономику США методом слияний и поглощений были страны Европы (около 61% общего объема вложенного в США капитала. В 1995–1997 гг. этот показатель составлял 64%). Остальная часть инвестиций пришла из Канады, Японии, из отдельных развивающихся стран Латинской Америки и Азии, а также из России. Так, по данным американской исследовательской компании Thomas Financial, в 2007 г. канадские инвесторы вложили в приобретение американских компаний более 65 млрд. долл.[8]
Основные причины слияний и поглощений – глобализация мировых хозяйственных рынков, развитие научно-технического прогресса, дерегулирование и усиление международной конкуренции, а также необходимость повышения прибылей в интересах акционеров. Важными для иностранных компаний мотивами являются также новые возможности для сбыта; усиление влияния на тот или иной сегмент рынка; повышение эффективности деятельности за счет синергизма (эффекта объединения ресурсов, по своей силе превосходящего простую сумму результатов действия отдельных компонентов); увеличение масштабов операций; снижение издержек производства; совершенствование методов управления; диверсификация (распределение) рисков; обеспечение финансовых интересов.
Нередко иностранные компании в США прибегают к созданию стратегических альянсов с американскими фирмами. В рамках этих формирований иностранные компании стремятся решить самые различные задачи. Так, немецкая фирма Volkswagen и американская корпорация Cummins MerCruiser Diesel (CMD) образовали в 2010 г. альянс, в рамках которого производятся судовые двигатели нового поколения. Другим примером может служить образованный в начале 2009 г. альянс между итальянской компанией Fiat и американской корпорацией Chrysler для совместного производства и маркетинга малолитражных легковых автомобилей. Основная цель альянса – избежать последствий мирового финансового кризиса.
В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК являются долгосрочными и охватывают различные стадии всего производственного цикла – от научных разработок до совместного производства и сбыта. При этом главная выгода от объединения для иностранных филиалов связана с экономией на дорогостоящих научных разработках и создании новых видов наукоемкой продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительная экономия обеспечивается посредством сокращения расходов на содержание чрезмерного управленческого аппарата. Определенную роль играет также экономия, основанная на снижении текущих издержек при увеличении масштабов производства.
 
Влияние иностранного капитала на экономику США
 
Иностранный капитал, объём которого быстро возрастает, оказывает влияние на различные макроэкономические показатели американского хозяйства. Самым общим показателем оценки значения иностранного капитала является соотношение между прямыми иностранными инвестициями и валовым внутренним продуктом (ВВП). Так, в 2006 г. при участии иностранного капитала было создано 9,3% ВВП Соединённых Штатов, а в 2008 г. на предприятиях США, принадлежащих иностранным компаниям, было произведено товаров и услуг на сумму свыше 670 млрд. долл.
Инвестиции иностранных компаний органически вплелись в живую ткань всей экономической жизни США, став неотъемлемой частью их воспроизводственного процесса. Сегодня иностранцам принадлежат 12% активов обрабатывающей промышленности США. Наиболее прочные позиции иностранные компании занимают в химической промышленности, общем и транспортном машиностроении, металлургии и металлообработке. В отдельных отраслях обрабатывающей промышленности фирмы, контролируемые иностранным капиталом, производят до 20-25% продукции[9].
Наиболее ярким примером является укрепление позиций иностранных компаний в американской автомобильной промышленности. За последние годы иностранные компании вложили в автомобильную промышленность США не один десяток миллиардов долларов. Только на филиалы японских компаний приходится примерно 9% производства легковых автомобилей в США.
Деятельность иностранных фирм оказывает воздействие и на работу отдельных национальных компаний, способствуя повышению производительности труда, улучшению качества выпускаемой продукции и внедрению новых методов управления. Так, в последние годы американские производители автомобилей значительно улучшили качество своей продукции и повысили эффективность производства. Не вызывает сомнения, что одной из причин этого явления стала их конкуренция с японскими компаниями, от которых американцы позаимствовали новые методы организации производства и управления. В результате увеличились не только масштабы автомобильного рынка, но и выгоды, получаемые покупателями: расширился ассортимент продукции, понизились розничные цены. В целом, по мнению большинства экспертов, значительно возросший в последние годы приток иностранных инвестиций в экономику США помог многим американским компаниям увеличить объём производства, а некоторым – избежать банкротства в условиях кризиса.
Расширяется воздействие иностранного капитала и на внешнюю торговлю. На раннем этапе деятельности иностранные компании стремились, главным образом, укрепиться на внутреннем рынке США. Однако по мере расширения масштабов своей работы и глубокого освоения американского рынка иностранный капитал начал активно выходить на рынки третьих стран. В настоящее время иностранными предприятиями осуществляется примерно 19% товарного экспорта США, на них приходится также 27% товарного импорта.
Деятельность иностранного капитала способствует ослаблению остроты такой важной проблемы, как безработица. В начале 2009 г. на иностранных предприятиях в США работало более 5,5 млн. рабочих и служащих. Наибольшее количество занятых было в обрабатывающей промышленности – 1,7 млн. человек, в оптовой и розничной торговле – около 1 млн., в области финансов и страхования – 361 тыс. и в сфере научно-технических услуг – 333 тыс. чел.
И хотя доля работающих на иностранных предприятиях составляет 6% от общей численности занятых в частном секторе США (за исключением банковской сферы), иностранный капитал оказывает влияние на занятость в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности США. Так, например, в общем числе занятых в химической промышленности доля рабочих и служащих, работающих на иностранных предприятиях, составляет 27,5%, а в производстве продукции нерудных ископаемых – 25,9%. В транспортном машиностроении этот показатель составляет 23,7%, в производстве электротехнической продукции – 22,3% и в горнодобывающей промышленности – 15,4%.
Ещё большее влияние иностранные инвестиции оказывают на занятость на региональном уровне. Регион, который добивается успеха в привлечении иностранных капиталовложений, увеличивает у себя уровень занятости в такой же пропорции, как это происходит и в случае расширения инвестиций со стороны национальных компаний.
Интересно, что предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в основном сконцентрированы на юго-востоке США. Однако в размещении компаний и предприятий основных зарубежных инвесторов существуют значительные отличия. Так, канадские инвестиции сконцентрированы в основном по американо-канадской границе, а также в центральной части США. При этом их отраслевая структура весьма диверсифицирована, и не сконцентрирована на какой-то отдельной отрасли. Предприятия, принадлежащие английскому и французскому капиталу, тяготеют к размещению на востоке США. В штате Делавэр сконцентрированы английские филиалы, а в штатах Южная Каролина и Коннектикут – французские и немецкие предприятия. В тоже время японские инвестиции сконцентрированы на Гаваях, на дальнем западе США, а также вдоль коридора от Индианы до Северной Каролины, где они вложены в производство компьютеров и автомобилей[10].
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в различных отраслях промышленности являются штаты Делавэр, Южная Каролина, Нью-Хэмпшир и Кентукки. В 2008 г. в этих штатах каждый пятый из занятых в промышленной сфере работал в филиале иностранных компаний[11].
Иностранный капитал влияет и на уровень заработной платы в стране, являясь источником дополнительного спроса на местную рабочую силу. Работнику здесь выплачивается более высокая по сравнению с национальными компаниями плата. Разница может достигать 30%. Так, средняя заработная плата американского рабочего в местном филиале зарубежной фирмы составляла в 2004 г. 63 тыс. долл. в год по сравнению с 48 тыс. долл. в среднем по стране. В 2008 г. иностранные ТНК выплатили своим рабочим в США 408,5 млрд. долл.
Приток иностранного капитала позволил США удерживать ставки ссудного процента на низком уровне до 2005 г., что, в свою очередь, позитивно сказалось на росте инвестиций.
Возрастает влияние иностранного капитала и на национальный научно-технический потенциал. Компании Западной Европы и Японии выносят часть своих научно-исследовательских работ в США, постепенно увеличивая расходы на исследования, проводимые за рубежом[12]. В 2008 г. средства иностранных предприятий, выделенные на НИОКР, составили 40,5 млрд. долл., или 15% общих расходов частного бизнеса США на проведение научных исследований. (Осуществляемые иностранными компаниями в США НИОКР по большей части являются прикладными или представляют собой доработку продукции в целях её адаптации к национальному рынку.) Не надо забывать и том, что иностранные компании закупают американские патенты и лицензии (в 2009 г. – на сумму в 27,9 млрд. долл.), что улучшает состояние платёжного баланса США и позволяет американским ТНК получать крупные роялти и концентрировать свои усилия на новейших направлениях научно-технического прогресса.
Таким образом, в макроэкономическом плане иностранные инвестиции являются важным средством модернизации экономики США и финансирования дефицита текущего платежного баланса.
 
Роль федерального правительства
в регулировании иностранных инвестиций
 
Иностранные инвестиции по мере их быстрого роста и расширения масштабов деятельности не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций США. Надо сказать, что американский политический истеблишмент, как и деловые круги, в целом не препятствуют привлечению иностранного капитала. Однако федеральные органы власти внимательно следят за результатами экономической деятельности иностранных компаний и за соблюдением ими «правил поведения» на американском рынке.
Многие американские эксперты, в частности представители консалтинговой службы OCO Global, считают, что национальная стратегия по привлечению иностранных инвестиций находится в зачаточном состоянии.
В США нет специального федерального закона по иностранным инвестициям, деятельность иностранных предпринимателей в США регулируют законодательные акты: «Акт 1990 года о прямых иностранных инвестициях и усовершенствовании международной финансовой информации»; «Акт об иностранных инвестициях 1987 года»; «Акт об атомной энергетике 1954 года»; «Акт о защите производства 1950 года»; «Акт о торговле и конкурентоспособности 1988 года»; поправка Эксон-Флорио к «Акту о торговле и конкурентоспособности 1988 года»; «Акт о международной торговле и инвестициях 1994 года» и др.
Указанные законы относятся как к национальным, так и иностранным инвесторам. Прямые ограничения для последних действуют, как правило, лишь по соображениям национальной безопасности.
Запретить или приостановить слияние, приобретение или переход под иностранный контроль компании может также президент США, если будет определено, что действие иностранного лица способно создать угрозу национальной безопасности США.
Особое место в регулировании прямых инвестиций занимает Комитет по иностранным инвестициям (КИИ), который имеет право рассматривать те иностранные капиталовложения, которые важны для национальных интересов США.
Процесс рассмотрения покупки иностранным инвестором части или контрольного пакета акций какой-либо американской компании начинается с уведомления КИИ одним из участников сделки. Уведомления от каких-либо третьих сторон не принимаются.
Американские и иностранные партнеры не всегда ставят в известность КИИ о заключенных между ними соглашениях, поскольку далеко не все они затрагивают сферу национальной безопасности. В то же время, неуведомление о какой-либо сделке не освобождает её участников от расследования. Комитет может в любой момент запросить у них необходимую информацию. При этом они будут обязаны сообщить ему достаточно подробные сведения о себе, характере отношений с правительствами своих стран, наличии государственных заказов, а также о планах и намерениях в связи с подписанным между ними соглашением.
После того как КИИ получит все нужные данные, начинается процесс рассмотрения сделки. Его первый этап – так называемое «предварительное изучение» – длится 30 дней. В течение этого времени Комитет должен разослать первоначальную информацию всем заинтересованным федеральным ведомствам и получить от них соответствующие отзывы. Проанализировав их, КИИ может прийти к выводу, что рассматриваемая сделка не наносит ущерба интересам национальной безопасности, и прекратить расследование. Если же на первом этапе ему не удалось собрать исчерпывающие данные или у КИИ возникли сомнения по поводу характера сделки, он может продлить расследование ещё на 45 дней, провести дополнительные встречи со сторонами и запросить у них недостающие сведения. После этого Комитет должен предоставить свои выводы президенту США, который в течение 15 дней обязан решить, не нарушает ли сделка интересы национальной безопасности США. Президент может не только одобрить или полностью заблокировать сделку, но и отложить её вступление в силу, рекомендовав сторонам пересмотреть условия соглашения. Но в любом случае весь процесс расследования не должен превышать 90 дней.
Состав иностранных участников сделок, попавших в поле зрения КИИ, полностью соответствует «географии» зарубежных инвестиций в США. Наибольшие аппетиты по приобретению американских компаний, имевших какое-либо значение с точки зрения национальной безопасности, проявляли японские фирмы. За ними следовали англичане, французы, немцы и китайцы.
Комитет никогда не рассматривал свою запретительную функцию в качестве основной и в случае «конфликта интересов» всегда пытался отыскать возможности для компромисса. Его расследования неоднократно приводили к тому, что условия контрактов по приобретению части акций – в первую очередь оборонных предприятий – менялись таким образом, чтобы соблюсти интересы национальной безопасности. При этом участники сделки приступали к прямым консультациям с Пентагоном, который готовил им рекомендации о том, каким образом можно было бы пересмотреть условия соглашения, чтобы оно в конечном итоге получило добро от КИИ. В ряде случаев зарубежные инвесторы сами отказывались от первоначальных планов, а «выставлявшаяся на продажу» американская собственность попадала в руки соотечественников. Иногда компромисс достигался в результате того, что гражданская часть производства переходила к иностранному владельцу, а военные цеха полностью оставались под контролем прежнего хозяина или передавались новому покупателю, отыскавшемуся среди американцев. Именно благодаря подобному консенсусу между предпринимателями и федеральным правительством Соединённым Штатам удавалось сохранять приверженность принципам открытой экономики и одновременно тщательно оберегать интересы своей национальной безопасности.
В середине прошлого десятилетия в связи с увеличением в общем объёме иностранных инвестиций в США доли средств государственных финансовых фондов, контролируемых правительствами разных стран, официальные представители США стали призывать более тщательно следить за тем, чтобы другие страны не смогли получить контроль над финансовой системой США или военными технологиями.
В этой связи, а также реагируя на избыток свободных финансовых средств в Китае, России, Индии и ряде других стран, США начали проводить политику выборочного ограничения притока иностранного капитала в свою экономику. Так, 26 июля 2007 г. президент США Дж. Буш подписал принятый Конгрессом «Акт 2007 года об иностранных инвестициях и национальной безопасности». Этот закон расширяет полномочия Комитета по иностранным инвестициям, напрямую подчиняя его президенту и привлекая к проверке важных сделок спецслужбы. «Акт 2007 года» ставит под особый контроль инвестиционные сделки, в результате которых контроль над американскими компаниями могут получить «зарубежные правительства или организации, контролируемые или действующие от их имени»[13]. В соответствии с этим законом, наряду с расширением полномочий КИИ, возрастает его ответственность перед Конгрессом США. Кроме того, действие закона может осложнить компаниям ряда быстроразвивающихся стран инвестирование в американские производственные активы.
Подготовка регулярных исследований по проблеме иностранных капиталовложений в экономику США возложена на Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли, собирающее сведения обо всех существенных сделках по продаже иностранцам американской собственности на территории страны.
Бюро в обязательном порядке должно быть поставлено в известность о покупке зарубежной фирмой или частным лицом не менее 10% акций или равноценной собственности американской компании, общая стоимость которой оценивается более чем в 1 млн. долл., а также о приобретении в коммерческих целях участка земли площадью как минимум 200 акров (1 акр = 4046,86 м2). В соответствии с законом информировать об этом БЭА должны американские участники сделки – посредник или продавец, – которым предстоит заполнить многостраничную анкету и ответить на вопросы о характере соглашения и целях сторон. Отослать её в Бюро они обязаны в течение 45 дней после осуществления финансовой операции.
Помимо этого, любая компания, которая владеет собственностью более чем в 1 млн. долл. и хотя бы на 10% контролируется иностранным капиталом, обязана в конце финансового года (завершается в США 30 сентября) представить в Бюро подробный отчёт о своей деятельности, указав в нём размеры принадлежащей ей собственности, объёмы продаж и сумму годового дохода.
Благодаря этому БЭА имеет в своём распоряжении исчерпывающую информацию об иностранных инвестициях в экономику США и регулярно информирует президента, Конгресс и общественность страны по всем аспектам этой проблемы.
Таким образом, США являются крупнейшим импортером прямых иностранных инвестиций. Опыт этой страны свидетельствует о том, что иностранный капитал, деятельность которого регулируется законодательной и исполнительной властью США, не только не противоречит экономическим интересам страны, на территории которой он действует, но и является важным фактором хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Действующий в США иностранный капитал, формируя международные производственные комплексы, получает возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации для оказания воздействия на социально-экономическое развитие США и различные аспекты внешнеэкономической деятельности.
Однако глобальный финансовый кризис, охвативший многие сектора реальной экономики, оказывает негативное воздействие на все подсистемы мирового хозяйства.
Сегодня экономика многих развитых стран – ведущих экспортеров капитала находится в состоянии стагнации. Так, темпы прироста экономики Великобритании, Германии, Франции, а также других стран Западной Европы находятся на низком уровне. Темпы экономического развития даже в таких странах, как Китай и Индия, которые являлись мировыми лидерами по данному показателю, в последнее время также замедлились. Большое отрицательное сальдо платежных балансов по текущим операциям большинства государств – членов ОЭСР вынуждает их корпорации не только значительно сократить объёмы вывозимого за границу капитала, но и в отдельных случаях совсем прекратить его экспорт.
Да и сама ситуация, сложившаяся в последние месяцы в американской экономике, не может активно привлекать иностранных инвесторов, как это было 3-4 года тому назад. Уменьшение темпов экономического роста, падение промышленного производства, высокий уровень безработицы, сокращение потребительского спроса, ужесточение государственного контроля в отношении иностранного капитала, снижение уровня экономической свободы – все эти и другие негативные тенденции, естественно, не могут способствовать увеличению притока ПИИ в экономику США в ближайшие годы. И хотя США, вероятно, останутся в числе крупных импортеров капитала, в предстоящие годы темпы прироста ПИИ в их экономику сократятся – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 

* Данная работа является обновленным вариантом опубликованной два года тому назад статьи (Зименков Р.И. Прямые иностранные инвестиции в экономике США // Россия–США в XXI веке. 2010. 2. – http://rusus.ru). Настоящей публикацией, которая содержит самые последние данные американской статистики (Министерства торговли), автор стремился показать, что, несмотря на мировой финансовый кризис, вызвавший изменения в международном движении капитала, США по-прежнему остаются крупнейшим импортером прямых иностранных инвестиций.

[1] Foreign Direct Investment in the United States. Tables. Survey of Current Business, September 2010, p. 108.
[2] ЮНКТАД о неблагоприятных тенденциях в сфере трансграничных инвестиций в 2009 // БИКИ. 79. 16.07.2009. С. 1, 4.
[3] Anderson T. U.S. Affiliates of Foreign Companies. Operations in 2008. Survey of Current Business, November 2010, p. 56.
[4] The Globalization of U.S. Business Investment. Staff Papers, Federal Reserve Bank of Dallas, February 2008, p. 8.
[5] Foreign Direct Investment in the United States Tables. Survey of Current Business, September 2010, p. 106, 126.
[6] Ibid,p.126.
[7] Anderson T. Foreign Direct Investment in the United States. New Investment. Survey of Current Business, June 2009, p. 56.
[8] PricewaterhouseCoopers Outlook: 2009 M and A Activity to be Fueled by “Merger of Necessity”. 12 May 2009. – http://pr-usa.net.
[9] World Investment Report 2000. N.Y. and Geneva, 2000, p. 320.
[10] The Globalization of U.S. Business Investment. Staff Papers, Federal Reserve Bank of Dallas, February 2008, p. 16.
[11] Anderson T. and Zeile J. Operations of U.S. Affiliates of Foreign Companies. Survey of Current Business. November 2009, p. 51.
[12] U.S. Affiliates of Foreign Companies: Operations in 2006. Survey of Current Business, August 2008, p. 203.
[13] РБК daily. 139. 30.07.2007.


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.