Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2013

США –СТРАНЫ БРИКС: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Р. И. Зименков, д.э.н, профессор,
Главный научный сотрудник
Институт США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Статья посвящена анализу отношений США со странами БРИКС. Рассмотрены история создания и основные направления развития этого объединения. Показаны масштабы, формы и структура торгово-экономических отношений США со странами этой группы: Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР.

Ключевые слова: страны БРИКС, встречи на высшем уровне, внешняя торговля, инвестиционное сотрудничество, научно-технический обмен, ТНК стран БРИКС.

USA – BRICS: TRADE AND ECONOMIC RELASHIONS

Zimenkov Rudolf
Doctor of Science in Economics, Chief Researcher
The Institute of USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article is devoted to analysis of relations between the U.S. and BRICS. The history of formation and the main trends of development of major emerging – market countries are considered. The scale, forms and structure of trade and economic relations between the U.S. and countries of this group (Brazil, Russia, India, China and South Africa) are shown.

Keywords: The BRICS, summits of this group, foreign trade, investment cooperation, transfer of technology, BRICS transnational corporations.

В начале XXI века ситуация на мировой арене начала понемногу меняться, стали появляться новые центры экономического и политического влияния, обозначились контуры многополярного мира.

В 2001 г. именно на это обратила внимание группа экспертов международного инвестиционного банка «Goldman Sachs», введя в употребление на страницах зарубежной экономической литературы понятие БРИК (BRIC) – группу стран, в которую стали включать Бразилию, Россию, Индию и Китай соответственно. Формально группа объединилась в 2006 г. по инициативе России. Она стала носить название БРИКС (BRICS) после присоединения к этой группе ЮАР 18 февраля 2011 г. Таким образом, БРИКС- это расположенная в разных уголках земного шара разнородная группа стран с резко отличающимися политическими системами, тем не менее эти государства имеют некоторые общие геополитические, экономические и торговые интересы. Эти пять стран являются одними из крупнейших экономик в мире и характеризуются как крупные, быстро развивающиеся страны.

Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией и полезными ископаемыми;

  • Россия – крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов и в частности энергетических;

  • Индия – дешевые интеллектуальные ресурсы;

  • Китай – обладатель дешевых трудовых ресурсов;

  • Южно-Африканская Республика – полезные ископаемые.

Это главные ресурсы, на которые опираются хозяйства этих стран, обеспечивая им большую взаимодополняемость в сфере экономики . Высокая численность населения этих стран обусловливает дешевизну труда в них и соответственно высокие темпы экономического роста.

Об их крупном экономическом потенциале свидетельствуют следующие данные. Страны БРИКС занимают 30% суши в мире, 42% населения планеты, на них приходится 15% мировой торговли, более половины всех привлекаемых в мировую экономику капиталов, их объединенный валовый внутренний продукт (ВВП) составляет примерно 18% мирового ВВП. Почти в каждом сравнении с другими странами или регионами они выступают наибольшим глобальным объектом. По мнению экспертов банка «Goldman Sachs», к 2050г. суммарно экономики стран этой группы по размеру ВВП превысят общий размер экономики самых богатых стран мира (Большой семерки)1.

Наряду с положительными моментами в своем развитии страны БРИКС сталкиваются с различными проблемами, которые замедляют темпы их социально-экономического развития и не позволяют приблизиться к уровню развитых стран. Об этом свидетельствуют замедление экономического роста в этих странах за 2009-2012гг., увеличение разрыва в размере ВВП на душу населения между странами БРИКС и развитыми государствами начиная с 2011г., низкий индекс развития человеческого потенциала Программы развития ООН, базирующийся на таких показателях как долголетие, уровень образования, уровень жизни и другие показатели. По данным экспертов Всемирного экономического форума, в мировом рейтинге конкурентноспособности за 2011-2012гг., охватывающим 142 государства, страны БРИКС за исключением Китая, который занимает 26 место, остались в районе 6-го и 7-го десятка, несмотря на высокие темпы экономического роста. Здесь нет никаких погрешностей, так как рейтинг оценивает не только темпы экономического роста, но и уровень жизни, развитость инфраструктуры, уровень развития производительности труда и инвестиционный климат в стране. По этим параметрам страны БРИКС отстают даже от испытывающей большие финансовые трудности Испании. Не следует также забывать об уровне безработицы, нищеты, неграмотности, коррупции и других проблемах этих стран.

Несмотря на существующие трудности, роль стран БРИКС в мировой экономике постоянно растет, расширяется их финансовое взаимодействие, налаживаются политические взаимосвязи. Начиная с июля 2008г. в рамках БРИКС было проведено 6 встреч, 5 из которых саммиты, т.е. встречи на высшем уровне. Первый подобный саммит прошел в Екатеринбурге в июне 2009 г., второй саммит в Бразилии в апреле 2010г, третий в Санья (КНР) в апреле 2011г., четвертый 28-29 марта 2012г. в Нью-Дели и пятый в марте 2013г. в южно-африканском г. Дурбан.

Предпоследняя встреча на высшем уровне всерьез обеспокоила западных политиков и экономистов. Дело в том, что страны БРИКС отныне не захотели довольствоваться одним экономическим сотрудничеством друг с другом, они ясно выразили свое желание влиять на мировой порядок путем конкретных совместных действий. Речь идет о создании собственной системы расчетов и кредитования в национальных валютах и отказе от доллара и евро в этой системе. Ведущие банки этой группы стран подписали Генеральное соглашение о предоставление кредитов в национальных валютах и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества. Фактически это означает, что государства группы сделали первый шаг к снижению зависимости от двух наиболее распространенных мировых резервных валют – американского доллара и евро.

Кроме того, страны БРИКС намерены осуществить крупный экономический проект – создать собственный финансовый институт – банк развития. В совместном заявлении по итогам встреч в Делийской декларации лидеры стран БРИКС заявили о необходимости создания нового банка, который стимулировал бы ресурсы для «проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития». Речь идет о проектах не только в пяти странах группы, но и в других развивающихся странах. Министрам финансов стран БРИКС поручено изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы и представить свои выводы на следующем саммите группы, который пройдет в Южно-Африканской Республике в 2013г.

Наконец, страны БРИКС выступают за реформирование Международного валютного фонда (МВФ), в частности путем увеличения своих квот в этой международной организации. Реформа управления в МВФ началась в 2010г. и должна завершится в 2012г. до годового собрания фонда и Всемирного банка, а пересмотр самих квот – до 1 января 2014г. Только если голос развивающихся стран этой группы в фонде станет более весомым, МВФ может рассчитывать на дополнительные финансовые влияния с их стороны, предупредили лидеры БРИКС, подчеркнув этот момент в Делийской декларации.

Главным итогом саммита в г. Дурбан стал подписанный пакет документов, в том числе, многостороннее соглашение о софинансировании инфраструктурных проектов в Африке и сфере «зеленой экономики», включая внедрение энергосберегающих технологий и вторичную переработку сырья; Декларация о создании Делового совета БРИКС, Декларация об учреждении консорциума экспертных центров БРИКС, а также Этеквинская декларация и Этеквинский план действий (названия последним двум документам дал район г. Дурбан, где происходили мероприятия саммита). Президент РФ В. Путин выразил надежду, что принятые на форуме документы «помогут преодолеть турбулентность на мировых рынках».2

В тоже время, отмечают эксперты, создание реальных механизмов взаимодействия по-прежнему дается странам БРИКС гораздо труднее, чем принятие различных деклараций.

Следует отметить тот факт, что эта организация, к которой можно относиться с определенным скепсисом, но с которой уже нельзя не считаться, несмотря на определенные политические разногласия, борется за мир, многополярность и уважение международного права, вырабатывает совместные политические подходы, например, к положению в Сирии и к ситуации в отношении Ирана, что нередко вынуждает Запад постепенно сдавать позиции и идти на попятный в некоторых международных вопросах3.

По утверждению западных экономистов, страны БРИКС не создадут политический союз каким, например, является Европейский Союз. Тем не менее эти страны предпринимают шаги по увеличению своего политического сотрудничества, с тем чтобы оказать влияние на положение США в основных торговых соглашениях или международных экономических организациях. В конечном итоге прогнозируется, что значительные размеры экономики этих стран, высокие темпы развития в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к формированию новой экономической элиты, снизит влияние США и других стран Большой семерки в мировой экономике.

Рассмотрим торгово-экономические отношения крупнейшего государства рыночной экономики США с отдельными странами этой группы.

США и Бразилия

Торгово-экономические отношения двух крупнейших государств Западного полушария в первом десятилетии XXI века складывались не просто. Расхождения, в частности, проявлялись в сфере торговли. США (не без веских на то оснований) рассматривали Бразилию в качестве быстро растущего конкурента, способного в отдельных секторах потеснить американских производителей не только на мировом рынке, но и в самих Соединенных Штатах. Отсюда- меры, ограничивающие доступ в США стали, этанола, говядины, апельсинового сока и ряда других товаров, что вызывало протесты бразильских экспортеров.

Тем не менее, торговые отношения двух стран постепенно укреплялись. В 2011г. товарооборот США и Бразилии достиг 74,3 млрд.долл. (второе место среди стран БРИКС), в том числе американский экспорт - 42,9 млрд. долл. и импорт США из этой страны- 31,4 млрд.долл4. Бразилия поставляет на мировой рынок, включая США, железную руду, хром, медь, марганец, алмазы, никель, олово, бокситы, платину, цинк. Около трети бразильской экономики составляет сельскохозяйственный сектор, что делает страну одним из основных мировых поставщиков таких товаров как кофе, сахар, говядина, апельсиновый сок. Тропические леса также позволяют Бразилии играть одну из ключевых ролей на рынке древесины, каучука и различных медицинских культур.

США являются одним из крупнейших покупателей экспортной продукции Бразилии (19,2% всего экспорта), уступая по этому показателю только Европейскому Союзу в составе 27 стран (22,4%). Импортирует Бразилия машины и механические приборы, продукцию химической промышленности, удобрения, пшеницу. США являются крупным поставщиком товаров в Бразилию (17,5% всего импорта), уступая только Европейскому Союзу и Китаю, который оказывает жесткую конкуренцию США в торговых отношениях с Бразилией.

Значительное место в структуре американского экспорта в эту страну в последние десятилетия стали занимать поставки вооружений и военной техники (ВВТ). Повышенное внимание к Бразилии и другим странам континента американские военно-промышленные корпорации стали уделять после августа 1997г., когда администрация Б. Клинтона отменила эмбарго на поставки в этот регион американских военных самолетов и высокоточного оружия. В то же время Бразилия в связи с принятием в конце 90-х. годов ХХ века программы модернизации национальных ВВС была заинтересована в приобретении новых истребителей и транспортных вертолетов. Несмотря на политику дифференциации поставщиков вооружений, проводимой правительством этой страны, крупные военные контракты были тем не менее предложены американским корпорациям. Поэтому в последнее десятилетие США поставляли Бразилии большие партии вооружений. Так, в 2008г. США заключили крупный контракт с этой страной на поставку ей вертолетов Black Hawk на сумму 159 млн. долл. За 2008-2011 гг. США подписали с Бразилией контрактов на поставку вооружений на сумму 720 млн.долл., что поставило эту страну на второе место после Колумбии среди покупателей американского оружия в Латинской Америке5.

Расширяется инвестиционное сотрудничество двух стран. В 2011г. объем прямых инвестиций США в экономику Бразилии достиг 71 млрд.долл., что делает эту страну крупнейшим получателем прямых американских инвестиций в Южной Америке и вторым среди стран БРИКС. Прямые инвестиции США в основном сосредоточены в сфере услуг и обрабатывающей промышленности Бразилии. Инвестиции американских ТНК воздействуют на различные аспекты социально-экономического развития Бразилии, отдельные формы внешне-экономических связей и в частности на научно-технический обмен. Передавая новейшую технологию по внутрифирменным каналам (от головных компаний к зарубежным филиалам), США способствуют поднятию уровня той или иной отрасли бразильской экономики, что приводит к улучшению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции в стране.

Необходимо также учитывать и тот факт, что зарубежные филиалы американских корпораций самостоятельно проводят НИОКР в Бразилии, расходы на которые постепенно возрастают и в 2008г. достигли 791млн. долл6.Эти средства направлены не только на выполнение стратегических устремлений головных компаний США, но и на решение задач, которые ставит правительство Бразилии перед частным, в том числе и иностранным, капиталом. Так, в Бразилии расходы филиалов США были сосредоточены на исследованиях в производстве различных видов транспортных средств, а также компьютеров. Акцент на проведение научных исследований в области транспортного машиностроения связан, в частности, с решением правительства Бразилии создать автомобильный двигатель который в условиях высоких мировых цен на нефть использован бы не только один бензин, но бензин, смешанный со спиртом. Естественно, что создание автомобиля, работающего на смешанном топливе, облегчило бы задачу снижения Бразилией зависимости от нефтяного импорта и укрепило бы позиции США в автомобильной промышленности этой крупнейшей страны Южной Америки.

Американские филиалы в Бразилии, используя на своих научных лабораториях и центрах не только американские, но и местные кадры ученых и специалистов, проводят исследования и разработки, которые направлены на повышение конкурентноспособности создаваемой продукции, предназначенной для реализации, как на местном, так и внешнем рынках. При этом многие американские филиалы, весьма тесно интегрированные в бразильскую экономику, нередко подключают к своему производственному процессу местных производителей, в частности, на основе субподрядных отношений, для производства необходимых компонентов, передавая им определенные виды новых технологий и ноу-хау. Таким образом, научные исследования и связанный с этим процесс передачи технологий нередко оказывает влияние на хозяйственное развитие этой латиноамериканской страны.

Зарубежная деятельность американского капитала способствует также ослаблению остроты актуальной для Бразилии проблемы- безработицы. По состоянию на начало 2009г. филиалы корпораций США создали в этой стране 485,8 тыс. новых рабочих мест, уступая по тому показателю среди латиноамериканских стран только Мексике. Более половины рабочих мест (примерно 51%) было создано в обрабатывающей промышленности и около 42%- в сфере услуг. Являясь источником дополнительного спроса на рабочую силу, американский капитал в то же время влияет здесь в большой степени, чем в развитых странах и на уровень заработной платы. Работнику здесь выплачивается более высокая заработная плата (на 20-25%) по сравнению с национальными бразильскими компаниями и гарантируются более выгодные социальные условия.

Следует также иметь в виду, что в орбиту деятельности американских ТНК в Бразилии вовлечено большое число средних и мелких местных компаний- поставщиков, агентов, дилеров с общим числом занятых в несколько десятков тысяч человек, которые также зависят от филиалов американских ТНК.

Обладая крупным промышленным потенциалом и большими запасами природных ресурсов, дающих в бюджет страны крупные валютные поступления, Бразилия постепенно наращивает экспорт прямых инвестиций в экономику США. В 2011 г. их объем превысил 5 млрд.долл., в основном они сконцентрированы в оптовой торговле США. По размерам вложенных инвестиций в экономику США Бразилия среди стран Южной и Центральной Америки уступает только Мексике7.

Важную роль в развитии торгово-экономических отношений играют государственные визиты лидеров двух стран. Так, 9 апреля 2012 г. состоялась встреча президента США Б. Обамы и президента Бразилии Дилмы Руссефф, на которой президент Б. Обама отметил «огромный прогресс» в отношениях между США и Бразилией, подчеркнув, однако, что многое еще необходимо сделать. Б. Обама выступил с речью после состоявшихся в Белом доме переговоров с президентом Бразилии Дилмой Руссефф. В ходе встречи лидеры двух государств обсудили двухсторонние экономические и торговые отношения, а также глобальные проблемы, в том числе состояние мировой экономики.

Президент США отметил успехи, достигнутые Бразилией в социальной сфере, усиление роли страны на международной арене.«Страна перешла от диктатуры к демократии, уверенно идет по пути необычайно устойчивого развития, благодаря чему миллионы людей покончили с бедностью, и становится лидером не только в регионе, но и во всем мире»,- заявил он.

Б. Обама назвал Бразилию лидером в производстве и использовании биотоплива и сказал, что США являются потенциальным покупателем, готовыми в значительном объеме покупать у Бразилии нефть и газ, которыми так богата страна8. Таким образом, Б. Обаму в первую очередь интересовало использование растущего хозяйственного потенциала бразильского государства в целях ускорения экономического развития Соединенных Штатов, которые в условиях обострения международной конкуренции нуждаются в новых рынках и ресурсных источниках.

Так же стоит отметить следующие пункты дальнейшего двухстороннего сотрудничества, которое будет направлено на:

  1. выработку действенных мер по предотвращению мировых финансовых кризисов;

  2. полноценное участие представителей Латинской Америки в формировании институтов и механизмов глобального регулирования;

  3. создание новых зон свободной торговли между США и странами Латинской Америки (преимущественно на двустороннем уровне);

  4. взаимодействие в области развития традиционных секторов энергетики, включая атомную, и охраны окружающей среды (в том числе сохранение лесов и источников пресной воды);

  5. сотрудничество в сфере создания высоких технологий в таких отраслях, как: био- и нанотехнологии, аэрокосмической промышленности, производстве альтернативных видов энергии.

США и Россия

Экономические связи США с Россией представляют собой важный элемент двусторонних отношений. В 90-е годы ХХ столетия для них была в основном создана новая организационно-правовая основа: заключен ряд договоров и соглашений о развитии торговли, содействии капиталовложениям, сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах и т.п.

Отдельные разногласия США с Россией в политической сфере не мешают развитию двусторонних торговых отношений, которые являются ведущей формой экономических отношений двух стран. США традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров РФ. В 2011 г. товарооборот двух стран достиг 42,8 млрд.долл., при этом российский экспорт составил 34,5 млрд.долл., а импорт из США – 8,3 млрд.долл.

Интенсивный рост масштабов двусторонней торговли обусловлен обоюдными интересами. США стремятся диверсифицировать поставки нефти из-за рубежа, уменьшить зависимость от основных экспортеров нефти, в частности из Ближнего Востока. Для России чрезвычайно важным являются закупки новейшего оборудования США для освоения новых месторождений углеводородов, модернизации обрабатывающих отраслей экономики, улучшения инфраструктуры, повышения уровня жизни населения.

Детальное рассмотрение структуры российско-американской торговли свидетельствует о ее явной товарной асимметрии. В экспорте России долгое время преобладали черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). В 2008г. в структуре российского экспорта произошли заметные изменения- на первое место вышли энергетическое сырье, в частности нефть, минеральное топливо, битумные смолы, озокерит. На сырую нефть и нефтепродукты в 2010г. приходилось 71,9% стоимостного объема экспорта. Вторую по величине товарную группу составляли цветные и черные металлы (10%), третью- радиоактивные химические элементы и изотопы (4,2%). На долю десяти основных товаров российского экспорта в США в 2010г. пришлось 88,4%, причем она постоянно росла в период с 2005г., когда она находилась на уровне 78,8%.

В российском импорте из США преобладают машины, станки и оборудование. Наиболее крупные статьи- летательные аппараты- 12,1%, легковые автомобили и запчасти к ним – 5,9%, лекарства- 4,4%, электрогенераторные установки- 4%, насосы и компрессоры- 1,6%. Значительное место в импорте занимают также пищевые продукты – мясо птицы и свинина, хотя по сравнению с прошлым десятилетием доля мяса птицы заметно сократилась в связи с запретом на ее ввоз в 2005г.

Таким образом, объем и качество торговых отношений между США и Россией не отвечают масштабам экономик обоих государств и существующему потенциалу. Так, при доле США в мировом экспорте товаров на уровне 8,4% в 2010г. удельный вес страны в российском импорте в том же году не превышал 5%. Такое же существенное несоответствие наблюдается и в импорте: доля США в общемировом импорте достигает почти 13%; тогда как в российском экспорте на США приходится только 3%, т.е. более чем в 4 раза меньше, чем значимость американского рынка для остального мира. Далее, в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же - наукаемкая продукция и продовольствие. Иначе говоря, несмотря на положительное сальдо в торговле с США, Россия выступает преимущественно как страна с более низким экономическим потенциалом.

Снижение интенсивности и ухудшение структурного профиля взаимной торговли требует принятия комплекса мер, направленных на улучшение условий и устранение сохраняемых со стороны США искусственных барьеров и ограничений- в частности, отмены соглашений о добровольных экспортных лимитах и антидемпинговых пошлинах на российские товары, пересмотр политики дискриминации России в вопросах экспортного контроля и др.

Среди важнейших задач в контексте совершенствования и усиления модернизационной направленности российско-американского торгового сотрудничества- диверсификация структуры российского экспорта в США и увеличение технологической составляющей в импорте из США.

Расширяется, хотя и медленными темпами, инвестиционное сотрудничество двух стран. Приоритетными сферами американских прямых инвестиций в Россию являются топливная (57%) и пищевая промышленность, в совокупности дающие около 70% общего объема накопленных американских инвестиций, который в 2011г. составил 9,7млрд.долл. По объему накопленных прямых инвестиций в России США входят в пятерку стран-лидеров, вкладывающих капиталы в экономику нашей страны. Однако, доля России в общем объеме американский прямых инвестиций за рубежом, составляет 0,23%. Основная причина этому – неблагоприятный инвестиционный климат в нашей стране.

При отсутствии активной и четко сформированной стратегии импорта капитала в России произошло его стихийное распространение по сферам и отраслям российской экономики, в первую очередь с учетом собственных приоритетов американских инвесторов. Так, более 23% табачного рынка России контролирует компания ВАТ Russia, в отрасли действует также Philip Morris. В пищевой промышленности активно действуют компании Mars, Pepsi и Coca- Cola, построившие предприятия в различных регионах страны. Так, например, корпорация Pepsi уже имеющая несколько заводов в России, в 2011г. приобрела продовольственную компанию «Вимм-Билль-Данн» за 3,8 млрд. долл., что стало крупнейшей сделкой среди компаний несырьевого сектора России.

Завод корпорации Ford в городе Всеволожске Ленинградской области – пример успешного инвестиционного сотрудничества в автомобильной промышленности. В 2012г. произведено более 72 тыс. автомобилей марки Ford двух модификаций.

Другой пример – совместное предприятие General Motors и АО «АвтоВаз». В 2012г. с его конвейера сошло около 63 тыс. внедорожников Chevrolet Niva. Общий объем инвестиций в проект, в котором участвует также Европейский банк реконструкции и развития, составил 338,2 млн. долл. кредит п?д 0 в?дсотк?в на картку

В истекшем десятилетии на американском рынке наряду с компаниями из развитых и развивающихся государств стали активно действовать компании из стран с переходной экономикой, в частности из России. Хотя объем накопленных российских прямых инвестиций в экономике США находится на низком уровне (6,5 млрд.долл. по состоянию на конец июня 2011г.), он демонстрирует устойчивую повышательную тенденцию, несмотря на влияние мирового финансового кризиса9. Отличительная черта российских инвестиций - вложения в реальный сектор американской экономики, в основном в производство металлов и топливно-энергетический комплекс.

Расширение транснациональной деятельности российских компаний нередко сдерживается сопротивлением американских деловых кругов при покупке крупных, эффективно работающих национальных предприятий. В то же время это в меньшей степени касается сравнительно небольших инвестиционных сделок с участием российского капитала или крупных сделок, связанных с покупкой убыточных американских предприятий (или находящихся в состоянии банкротства), не пользующихся спросом со стороны местных предпринимателей. Определенные трудности на пути российских компаний по инвестированию средств в американские производственные активы может создать введенный в действие в 2007г. федеральный закон в США, ужесточающий контроль за сделками по приобретению иностранными фирмами американских компаний.

Основными факторами, сдерживающими вывоз капитала российскими компаниями в США, являются низкая конкурентноспособность российской экономики, ее однобокая сырьевая направленность, отсутствие растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях, слабое государственное стимулирование экспорта российских прямых инвестиций. Рассматривая перспективы развития прямого инвестирования в США, следует сказать, что масштабы этого процесса для России будут зависеть не только от группы крупных отечественных ТНК, сформировавшихся преимущественно в базовых и сырьевых отраслях экономики, но и от динамики образования и укрепления подобных компаний в других (менее зависимых от конъюктуры мирового хозяйства) секторах национальной экономики. Воздействие на данный процесс будут оказывать и различные внешние факторы, препятствующие проникновению российского капитала в зарубежные активы.

Пока, разумеется, рано, говорить о существенной роли российских инвестиций в экономике США. Американские вложения в Россию превосходят российские в американскую экономику. Однако сам приход наших корпораций в США – принципиально новое явление в двусторонних экономических отношениях.

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США – Boeing, Lockheed Martin, Pratt & Whitney – на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по Международной космической станции, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолетов.

Американские корпорации проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 12 лет действует «Российско- американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Современный этап в отношениях между Россией и США дает основания предположить, что, несмотря на существующие и, порой, вновь возникающие трудности на пути двустороннего экономического сотрудничества, этот процесс будет последовательно прогрессировать в интересах обеих стран. Одна из главных причин этого заключается в том, что инвестиционное сотрудничество России и США, также как и внешняя торговля может принести пользу нашим странам и народам и стимулировать деловую активность в других регионах мира. Накопленный за последние годы опыт взаимодействия – хорошее этому подтверждение.

США и Индия

Экономические реформы, начатые в 1991г., радикально изменили курс индийской экономики и привели к более высоким темпам роста, интенсивному росту наукоемких отраслей в различных сферах экономики, увеличению иностранных инвестиций и торговых потоков, снижению бедности. Последствия этих реформ глубоко повлияли на торгово-экономические отношения с Соединенными Штатами. Индия со своим огромным населением и растущим средним классом создает потенциально большой рынок сбыта товаров и услуг для США.

Первые заметные подвижки в американско-индийских отношениях произошли во время визита президента США Б. Клинтона в Индию в марте 2000г. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002г. республиканской администрацией Джоржа Буша-мл. В июле 2005г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джорж Буш-мл. подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Таким образом, высказанная ранее Б. Клинтоном мысль о «естественном партнерстве» между Индией и США стала обретать конкретные очертания.

Новая политика стратегического сотрудничества, основанного на общих ценностях, таких как демократия, плюрализм и уважение к закону, была озвучено в заявлении лидеров двух стран от 18 июля 2007г., В нем подчеркивалось намерение трансформировать их взаимоотношения в рамках «глобального партнерства». Как было заявлено, США и Индия «будут работать вместе, чтобы достичь глобального лидерства в области взаимного согласия и общих интересов таких как установление стабильности демократии, процветания и мира во всем мире. Этим же целям служил визит президента США Б. Обамы в Индию в ноябре 2010г. В совместном заявлении премьер-министр Индии и президент США подтвердили решимость расширять и углублять «глобально стратегическое партнерство» между двумя крупнейшими демократическими странами, которое необходимо не только для двух этих стран, но и для глобальной стабильности и процветания в XXI веке. Президент США приветствовал становление Индии в качестве крупной глобальной и региональной державы и подтвердил заинтересованность Америки в ее усилении, экономическом процветании и безопасности. Он отметил, что в будущем реформированном Совете Безопасности ООН Индия должна занять место постоянного члена10.

Обозначившееся улучшение политических отношений способствовало увеличению взаимной торговли двух стран.

За последние 10 лет двусторонняя торговля возросла примерно в 5 раз и в 2011 г. достигла 57,8 млрд.долл., в том числе экспорт США составил 21,6 млрд.долл. и импорт 36,8 млрд.долл. США являются главным торговым партнером Индии, в то время как Индия значительно уступает США по многим торговым показателям. Несмотря на значительный рост взаимной торговли, Индия во внешней торговле США занимает 24 место по экспорту и 18 по импорту. Обе стороны прилагают усилия по расширению двустороннего экономического сотрудничества.

США экспортируют в Индию современные машины, станки, комплектующие, медицинское оборудование, самолеты (гражданские и военные), продукцию химической промышленности, пластик, хлопок, газовые турбины и др. Так, например, в ходе визита Б.Обамы в Индию в ноябре 2010 г. были подписаны торговые соглашения на общую сумму в 14,9 млрд.долл, которые в частности включали поставки Индии партии американских гражданских и военно- транспортных самолетов, реактивных двигателей, дизельных докомотивов, газовых и паровых турбин и т.п.

Основные статьи импорта США из Индии – драгоценные камни и металлы, ткани, одежда, морепродукты, железо, сталь, органические химические вещества и некоторые виды промышленного оборудования.

За последние 10 лет важное место в двусторонней торговле стал занимать американский экспорт вооружений и военной техники, начавшийся после отмены американских санкций на военные поставки в Индию в конце 2001г. В начале 2002г. администрация Дж. Буша одобрила продажу Индии авиадвигателей, авионки, систем наведения и другой продукции военного назначения на сумму 190 млн. долл. В конце 2007г. корпорация Boeing и индийская компания HAL подписали меморандум по развитию производственной кооперации и передаче технологии сроком на 10 лет. Меморандум предусматривает организацию на предприятиях HAL элементов конструкций для американских истребителей и вертолетов стоимостью в 1 млрд.долл. В начале 2008г. Министерство обороны Индии провело переговоры с корпорацией Boeing по закупке восьми патрульных противолодочных самолетов Р-81 Poseidon стоимостью в 2 млрд. долл. Кроме того, в 2008 г. США заключили с Индией контракт на поставку шести военно-транспортных самолетов С130J на сумму 962 млн.дол. Комментируя ту сделку, помощник государственного секретаря США Э.Шапиро охарактеризовал ее как «важное средство для расширения и углубления американского партнерства с быстроразвивающимся государствами, такими как Индия»11. Не отрицая важность этого заявления, можно, однако добавить, что значимость этой сделки заключалась в укреплении позиций США на индийском рынке, стремлении потеснить Россию, как крупнейшего поставщика оружия в Индии и уменьшить растущее влияние Китая в азиатском регионе.

С приходом к власти президента Б.Обамы США еще более активизировали свою политику в Индии. Американо-индийский диалог по вопросам обороны и военно- технического сотрудничества интенсивно осуществлялся в 2008-2012гг. Наиболее значительным итогом этого диалога стало подписание в 2009г. госсекретарем США Х.Клинтон и министром иностранных дел Индии С.Кришной двустороннего соглашения, позволяющего США проводить мониторинг использования Индией американских ВВТ, а также гарантирующего, что приобретенные у США вооружения и военные технологии не будут переданы Индией третьей стороне. Таким образом, США сделали еще один шаг по пути укрепления своих позиций на индийском рынке вооружений, что привело к дальнейшему расширению поставки американских вооружений Индии: в 2011г. США подписали с Индией очередное соглашение на поставку ей десяти военно-транспортных самолетов Globemaster III стоимостью в 4,1 млрд.долл12.

Быстрыми темпами развивается инвестиционное сотрудничество двух стран. На начало 2012г. США вложили в экономику Индии 24,7 млрд.долл., являясь вторым крупнейшим инвестором в экономику этой страны после Маврикия. (16% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Индии). Инвестиции США охватывают практически все сектора в Индии, которые открыты для частных инвесторов, однако наибольший их объем сконцентрирован в сфере НИОКР, финансовой сфере и оптовой торговле.

В результате острой конкуренции в новых областях науки и техники ТНК США широко привлекают свои филиалы в Индии к разработке передовых технологий. Только за два года (2007-2008) расходы индийских филиалов американских корпораций на НИОКР возросли в 1,5 раза и составили 0,96 млрд.долл.

Небезынтересно также отметить, что при проведении НИОКР филиалы американских ТНК наряду с выполнением целей в этой области, устанавливаемых головными компаниями, нередко участвуют в научных проектах по заказу индийского правительства. Так, исследования американских филиалов в Индии в последние годы были сконцентрированы на разработке новых видов компьютеров и других видов электронной продукции, что определялось задачами, стоящими перед экономикой этой страны. Для их реализации правительство Индии предоставило значительные средства для улучшения инфраструктуры национальных НИОКР, увеличило расходы на научные исследования и разработки и подготовку кадров по обслуживанию подобных исследований. Этими же причинами определялась политика корпорации General Electric по созданию в конце прошлого десятилетия в Бангалоре медицинского научно- исследовательского центра стоимостью более 50 млн. долл., который стал самым крупным медицинским центром этой корпорации13.

В последние годы изменился характер оборонного сотрудничества двух стран. Несмотря на отдельные разногласия, США и Индия выражают готовность наращивать такое взаимодействие путем диалога по вопросам безопасности, военных учений и торговли вооружениями и военными технологиями. Так, во время пребывания президента США Б.Обамы в Индии руководство этой страны подтвердило свой односторонний и добровольный мораторий на ядерные испытания. США также заявили о продолжении моратория на эти испытания, о готовности ратифицировать в ближайшее время договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Осудив терроризм во всех его проявлениях, обе стороны также заявили о необходимости покончить со всеми террористическими сектами, включая пакистанскую Лашкар-и-Табу, и призвали Пакистан привлечь к суду преступников, совершивших теракт в Мумбаи в ноябре 2008 г14.

Вместе с тем, существуют заметные разногласия между США и Индией по ряду стратегических проблем, в частности, по Пакистану, Афганистану и Ирану. Многие индийские политики считают, что Вашингтон больше заинтересован в улучшении отношений с КНР, чем в проведении политики баланса сил в Азии. Острой проблемой остаются вопросы, связанные с изменением климата: международные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу рассматриваются в Индии как тормоз на пути ее развития. Напряженность в торговых отношениях двух стран вызывает в введение США в 2012г. ввозных (компенсационных) пошлин на импортируемое из Индии изделия из стали. Индийцы так же считают, что Вашингтон слишком жестко осуществляет контроль над экспортом в Индию военных технологий, в т.ч. двойного назначения, хотя Б.Обама в ходе своего визита и внес определенные послабления в решение этого вопроса.

У Вашингтона также есть свои претензии к Индии. США, в частности, недовольны высокими барьерами для некоторых товаров американского экспорта, индийскими ограничениями на инвестиции в представляющие для американских компаний значительный интерес сектора экономики, такие как страхование и розничная торговля. Представители американского ВПК крайне разочарованы итогами международного тендера на закупку Индией 126 многофункциональных истребителей на сумму более 10 млрд.долл,. когда из состава его участников в 2012г. выбыли две крупнейшие американские компании Boeing и Lockheed Martin, в частности по причине нежелания поделиться с Индией своими новейшими технологиями. Особым предметом озабоченности американского Сената и администрации регулярно становится положение с правами человека в Индии.

Таким образом, несмотря на быстрое развитие американо-индийских экономических отношений за последние десятилетие, между этими двумя государствами сохраняется немало спорных проблем, которые требуют разрешения.

США и Китай

Китай является одним из лидеров мировой экономики, входит в число крупнейших мировых производителей товаров повседневного спроса и самым динамично развивающимся государством (ежегодный рост ВВП составлял около 9 % на протяжении последних двух десятилетий, однако, начиная с 2009г. он замедлился и в 2011г. он был на уровне 7%15).

Современный этап американо-китайских торгово-экономических отношений можно обозначить с 1979г., когда были восстановлены дипломатические отношения между странами и было подписано двустороннее торговое соглашение. Рост экономики и либерализации торговли, включая обязательства, взятые на себя КНР в рамках ВТО в 2001 г., привели к ускорению развития двусторонних связей и сотрудничества между США и Китаем. 1 апреля 2009 г. было объявлено об учреждении Стратегического и экономического диалога между двумя странами. Формат диалога предусматривает встречи делегаций высокого уровня по очереди в Вашингтоне и Пекине. Диалог рассматривается как инструмент преодоления разногласий между обеими странами и содействия долгосрочному развитию двусторонних отношений, что однозначно позволило перейти на другой, более высокий уровень взаимоотношений.

В настоящее время Китай является вторым крупнейшим торговым партнером США, а также самым быстрорастущим экспортным рынком Соединенных Штатов. Согласно данным, опубликованным Министерством торговли США, в 2011г. двусторонний торговый оборот между США и Китаем составил 503,2млрд. долл., что примерно на 11,3% больше по сравнению с 2010г. В частности, экспорт Китая в Соединенные Штаты достиг 103,9 млрд. долл., а импорт США из Китая -399,3 млрд.дол. Однако вместе с ростом товарооборота продолжает увеличиваться дефицит торгового баланса США (295,5 млрд.долл. в 2011г.), одной из главных причин роста которого официальный Вашингтон называет заниженный курс китайской валюты, что усиливает политическую напряженность в двусторонних отношениях.

Несмотря на растущий дисбаланс в торговле между США и Китаем, американская сторона получает выгоды от внешнеторгового сотрудничества с Китаем. Различные американские штаты получили реальную прибыль, расширяя экспорт в Китай. Среди 50 штатов в пятерку ведущих экспортных рынков 40 американских штатов входит Китай. На протяжении десяти лет объем экспорта товаров производственных отраслей США и их сельскохозяйственной продукции вырос на 330%, намного превысив аналогичный показатель в другие регионы, который находится на отметке 29%. Китай стал самым крупным зарубежным потребителем соевых бобов и хлопчатника, которые производятся в США, а также важным экспортным рынком механической и электротехнической продукции, в том числе автомобилей и самолетов.

Качественные китайские товары, в том числе высокотехнологичные, по низкой цене обогатили жизнь определенной части американского народа, увеличили выбор продукции для жителей США, принесли пользу населению со средней и низкой заработной платой, а также способствовали поддержанию довольно низкой инфляции в США под давлением большого «двойного дефицита» в стране. По подсчетам американского банка Morgan Stanley, только в 2009г. каждый американец, покупая товары, произведенные в Китае, в среднем сэкономил более 300 долларов. Китайско-американское торгово-экономическое сотрудничество способствовало увеличению занятости американцев. Согласно статистике, с 2001 по 2008г. благодаря экспорту в Китай количество новых рабочих мест в США увеличилось на 2 млн. 570 тысяч16.

Активно развивается инвестиционное сотрудничество двух государств. В 2011г. прямые американские инвестиции в КНР (включая Сянган) достигли 106,8 млрд. долл. (1-ое место среди стран БРИКС). Прямые инвестиции США сконцентрированы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг Китая. Сочетание богатых трудовых ресурсов Китая с капиталом, технологиями, системой менеджмента США повысило конкурентоспособность американских товаров, произведенных за рубежом, увеличило долю компаний США на международном рынке, а также создало условия для трансформации производственной сферы США в отрасль с высокой добавочной стоимостью.

Со своей стороны китайские бизнесмены также расширяют свое участие на американском рынке. В 2011г. объем прямых инвестиций КНР (включая Сянган) в экономике США достиг 8,67 млрд.долл. Китайский капитал концентрируется в основном в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, банковской сфере США .

Важным фактором, способствующим вывозу капитала в США, является стабильный и быстрый рост китайской экономики, а также большое положительное сальдо платежного баланса по текущем операциям, существенно превышающее аналогичный показатель других государств БРИКС. Другим фактором способствующим увеличению оттока инвестиций из Китая по мнению экспертов может стать незначительной объем китайских капиталовложений за рубежом и накопленных заграничных инвестиций в процентном отношении к ВВП страны (примерно 3% против 10% в Бразилии и 20% в России) и общему объему заграничных активов КНР. Ожидаемый в ближайшие годы быстрый рост доходов на душу населения в Китае также будет содействовать увеличению оттока китайских инвестиций за рубеж и в частности в США17.

Следует однако отметить и тот факт, что хотя зарубежные финансовые вливания приветствуются многими американскими фирмами, увеличение объема китайских инвестиций происходит на фоне растущей напряженности между Вашингтоном и Пекином, в частности из-за разногласий по поводу валютной политики Китая и его позиции по ряду международных проблем.

Китай является также крупнейшим иностранным держателем облигаций США, в том числе казначейских ценных бумаг США, облигаций государственных агентств США, корпоративных облигации и акций. Облигации Казначейства США, являющиеся источником финансирования бюджетного дефицита, составляют самую крупную категорию долгов, которыми владеет КНР. Объем казначейских облигаций, приобретенных Китаем, увеличился с 118млрд.дол. в 2002г. до почти 1160млрд.дол. в 2010 г., а доля КНР среди других держателей возросла с 9,6% до 26,1% соответственно18.

Наращивание объемов покупки американских гособлигаций связано в значительной степени с курсово- валютной политикой Китая, в частности поддержкой более низкого курса юаня по отношению к доллару США. Например, правительство Китая обязывало экспортеров до 2008г. обменивать валютную выручку на юани. В результате правительство КНР аккумулировало значительный объем валютных резервов в долларах США. Данные резервы как и многие другие страны Китай разместил в облигациях госдолга США, считающиеся относительно надежными и приносящими стабильный доход.

Текущая ситуация вызывает у Китая двойственное отношение к этому вопросу. С одной стороны посредством, продажи казначейских облигаций правительство финансирует бюджетный дефицит, другие инвестиционные программы и поддерживает низкие ставки по кредитам, и кроме того, являясь крупным держателем госдолга США получает серьезный рычаг воздействия на двусторонние политические и экономические вопросы.

С другой стороны, официальные лица Китая выражают обеспокоенность по вопросу надежности хранения резервов в казначейских облигациях США. Их обеспокоенность связана с растущим государственным долгом США и смягчением монетарной политики, что способно подстегнуть инфляцию и привести к падению курса доллара и к обесцениванию долларовых активов. Ряд китайских официальных лиц уже заявлял о необходимости пересмотра роли доллара в качестве ведущей мировой резервной валюты в пользу других валют. Китайская сторона также выступает с критикой таких средств внешнеэкономической политики США как антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции.

В свою очередь претензии США к экономической политике Китая охватывают помимо его валютной политики различные виды ограничений, которые связаны с налогообложением, таможенной классификацией, защитой прав интеллектуальной собственности, услугами, защитой отечественных производителей, а также с экспортом товаров.

Несмотря на существенные разногласия по ряду политических и экономических вопросов, которые нередко ставят в затруднительное положение руководство двух стран, взаимовыгодность торгово-экономического сотрудничества – фундамент по стимулированию стабильного развития двусторонних отношений в торговой и экономической сферах в условиях усиления взаимозависимости и усложнения взаимосвязей между странами.

США и ЮАР

США поддерживают высокий уровень торгово-экономических отношений с Южно-Африканской Республикой, крупным, перспективным региональным рынком, обладающим большими запасами полезных ископаемых. По объему ВВП экономика ЮАР занимает 17 место в мире. Основными факторами, способствующими быстрому росту экономики этой африканской страны, являются высокий технологический уровень хозяйственной инфраструктуры, наличие обширного рынка относительно дешевой рабочей силы с широким спектром квалификации, что делает ЮАР крайне привлекательным и выгодным рынком для коммерческой деятельности и прямых инвестиций американских корпораций.

США являются ведущим торговым партнером ЮАР среди развитых государств. Торговый оборот США с этой африканской страной в 2011г. превысил 16,8 млрд.долл., в том числе экспорт США составил 7,3 млрд. долл. и импорт- 9,5 млрд.долл.

Большой экономический интерес для США представляют полезные ископаемые ЮАР, по отдельным категориям которых экономика США жизненно зависит от импорта из этой африканской страны. К таким ресурсам относят, в частности, марганец и хром, которые обеспечивают более 50% потребностей США в этих видах сырья. Американская промышленность также давно и в широких масштабах используют редкие металлы, а также железную руду, медь, уран, золото и платину, импортируемые из ЮАР.

В настоящее время две трети американского импорта аграрной продукции из Африки поступает из трех стран- ЮАР, Мадагаскара и Кот-д’Ивуара. Товарные поставки из двух последних состоят преимущественно из ванили и какао-бобов. Товарная номенклатура экспорта из ЮАР более разнообразна и включает цитрусовые культуры, вина и другую продукцию. ЮАР является основным поставщиком апельсинов в США. Кроме того значительную долю в экспорте ЮАР в США занимает изделия швейного производства. Для более активного проникновения ЮАР на американский рынок однако необходимо повышение качества экспортируемой продукции и установление режима свободной торговли[19].

Основные статьи американского экспорта в ЮАР – готовая промышленная продукция, включающая комплектующие, оборудование, электронику.

Важнейшим показателем неослабевающего и даже усиливающего интереса США к этой стране является постепенное увеличение объема американских прямых инвестиций в ее экономику. За последние 10 лет эти инвестиции более, чем удвоилось и в 2011г. составили 6,5 млрд.долл. В основном они сконцентрированы в оптовой торговле, химической промышленности и добыче сырья. Американские фирмы составляют около 30% иностранных компаний, работающих в Южной Африке. Члены Американской торговой палаты отмечают, что число таких фирм увеличивается с каждым годом, способствуя развитию торгово-экономического сотрудничества двух стран. В значительной степени, это объясняется тем, что, как подчеркивает американский журнал Forbs, ЮАР занимает 39 место в списке самых удобных для ведения бизнеса стран, опережая по этому показателю другие страны БРИКС.

Присутствие Соединенных Штатов в ЮАР ощущается во многих сферах экономики. Важную роль в этом играет созданный в 2001г. двусторонний форум по сотрудничеству между США и ЮАР, в рамках которого решаются вопросы по торговому сотрудничеству, капиталовложениям и другим областям экономики. Сотрудничество двух стран охватывает многие сферы, включая здравоохранение, защиту прав человека, развитие малого бизнеса, охрану окружающей среды, сельское хозяйство, образование и др.

Таким образом, образование группы БРИКС стало убедительным примером того, как государства с различными культурами, политическими системами, расположенные в различных частях земного шара могут объединяться для работы над совместными инициативами, бороться за мир, многополярность, формирование более демократической международной системы, опирающейся на верховенство права и многостороннюю дипломатию. В настоящее время в БРИКС обсуждаются не только экономические вопросы, но и проблемы международной политики. По мере того, как это объединение, обладающее весьма крупным потенциалом, постепенно трансформируется в механизм взаимодействия по вопросам мировой экономики игнорировать группу БРИКС становится весьма трудно.

Специфика деятельности стран БРИКС оказывает значительное влияние на развитие современного мирового порядка. С одной стороны, центром политической и экономической системы мира до сих пор остаются страны Запада, среди которых Соединенные Штаты, безусловно, играют одну из принципиально важных ролей. С другой стороны, быстрый экономический рост стран БРИКС, усиливающий политическое влияние этих государств, способствует смещению центра силы власти с Запада на Восток и Юг. И без всяких сомнений США приходится с этим считаться, допуская эти страны на свой внутренний рынок, устанавливая с ними торгово-экономические связи. США, таким образом, готовят солидную базу для политического взаимодействия, которое пока что не со всеми странами БРИКС идет гладко.

ПРИМЕЧАНИЯ:


1 http://www.weforum.org/documents/G-CRO9/index.html

2 Итоги саммита БРИКС – 2013. Бюллетень иностранной коммерческой информации ?30, 28 апреля 2013г.

3 Washington Post, March 29,2012.

4 United States Census Bureau http://www.census.gov/foreign-trade/balance

5 Grimmett R.F. US. Arms Sales: Agreements with and Deliveries to Major Clients, 2004-2011. CRS Report to Congress. September 19, 2012, p.34.

6 Barefoot K.B. аnd Mataloni R.J. U.S. Multinational Companies.// Survey of Сurrent Business. August 2010, p 221.

7 Barefoot K. B. аnd Ibana-Caton M. Direct Investment Positions for 2011//Survey of Сurrent Business. July 2012, p. 205-230.

8 http://www.elitetrader.ru/index.php?newsid

9 Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом http://www.gks.ru/bgd/free/

10 http://www.om-travel.ru

11 Arms Control Today. October 2009, ?8, р.33.

12 Grimmett R.F., Kerr P.K. Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004-2011. CRS Report to Congress, August 24, 2012, p. 8.

13 Страны с формирующимися рынками ставятся лидерами в сфере инноваций// Бюллетень иностранной коммерческой информации, ?68, 19 июня 2010 г., с.1,4.

14 http://www.om-travel.ru

15 Sharma R. Broken BRICS.// Foreign Affairs. November/ December 2012, p 2.

16 Аксенов П.А. Торгово-экономические отношения США и Китая в начале ХХI века// «Россия и Америка в ХХI веке. 2011, ?3 http://www.rusus.ru?act=read&id=295

17 «Deutsche Bank» о странах БРИК как международных инвесторах. БИКИ, ?27, 10 марта 2009, с.5. 16.

18 United States Department of Treasury http://treasury.gov

19 http://www.ictsd.org/i/press/ictsd-in-the-news/61359



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.