Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2013

ЭКОНОМИКА КАНАДЫ В 2012-2013 ГГ. И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Л. А. Немова, зав. сектором экономики Канады
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В 2012–2013 гг. экономическая ситуация в Канаде оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах. Вместе с тем, и здесь темпы роста ВВП, занятости, доходов и инвестиций по сравнению с 2011 г. замедлились. При усилении нестабильности в глобальной экономике повысилась уязвимость к внешним шокам. В то же время возникли сбои в действии внутренних двигателей хозяйственного роста. Приоритетным направлением экономической политики федерального правительства остаётся ликвидация бюджетного дефицита к 2015 г. В этих условиях правительство не предпринимало новых крупных расходных инициатив, и общая сумма федеральных расходов сокращалась в течение двух лет подряд. В экономической программе на 2013 фин. год акцент сделан на реформы по снижению регуляторной нагрузки на бизнес.

Ключевые слова: экономика Канады, экономическая политика правительства Канады.

CANADIAN ECONOMY IN 2012-2013 AND THE FEDERAL ECONOMIC POLICY

Nemova Liudmila Alexeevna,
Head of Section,
Institute for the USA and Canada Studies of Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article analyzes Canada’s economic performance and the federal economic policies in 2012-2013. Canada’s main economic indicators continue to look better than those of the other G7 countries. However, the growing turbulence in the global markets and declining commodity prices make Canada more vulnerable to external shocks. At the same time, the most important internal engines of economic growth – consumer spending and business investment – have slowed down, while the government expenditures decreased in both 2012 and 2013. The federal government is facing tough challenges related to delivering on its promises to eliminate the budgetary deficit by 2015, while avoiding stagnation. The federal economic program for the fiscal year 2013 is mainly focused on reducing the regulatory burden for the private sector companies.

Keywords: Canadian economy, Economic policy of the Canadian government.

В 2012–2013 гг. общая ситуация в экономике Канады оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах. По темпам роста ВВП Канада в этот период уступала только США (при том что «провал» во время рецессии там был более глубоким и продолжительным). Показатели уровня безработицы и государственной задолженности в Канаде были по-прежнему лучшими в «группе семи»[1]. По совокупности экономических и социальных индикаторов, отражающих уровень и качество жизни, Канада вновь оказалась в числе мировых лидеров, заняв третье место после Австралии и Швеции среди 36 стран – членов ОЭСР[2].

Однако в последующие два года темпы роста ВВП, занятости и инвестиций по сравнению с 2011 г. замедлились. При усилении нестабильности в глобальной экономике возросла уязвимость к внешним шокам. Наряду с этим возникли сбои в действии внутренних двигателей хозяйственной активности, затормозился рост потребительского спроса, впервые за многие годы уменьшились расходы населения на строительство и приобретение жилья. После свёртывания антикризисных программ второй год подряд сокращались совокупные государственные расходы. В то же время снизилась инвестиционная активность в предпринимательском секторе. Федеральный министр финансов Дж. Флаерти и глава центрального банка М. Карни в начале 2013 г. даже обращались к деловым кругам с призывами отказаться от излишней осторожности и «не сидеть на деньгах»[3]. Однако неуверенная динамика спроса и цен на мировых рынках сырья и энергоносителей заставляет горнорудные и нефтегазовые компании сокращать прежние инвестиционные планы, тогда как в предшествующие три года именно ресурсный сектор лидировал в росте капиталовложений.

Изменения в энергетической стратегии США и в глобальной конъюнктуре привели к тому, что бурный экономический подъём в районах добычи битуминозной нефти на западе Канады пошёл на убыль. После приостановки строительства супернефтепровода Keystone XL к югу от канадо-американской границы, нефтяная отрасль и экономика региона стали заложниками «нехватки трубопроводных мощностей и дефицита потребителей».

В целом, по мнению ведущих аналитиков, серьёзные риски торможения хозяйственного роста теперь находятся и внутри страны, а не только за её пределами.

В экономической программе федерального правительства на 2013 фин. г. (завершается 31 марта 2014 г.) основной упор сделан на дерегулирование, ослабление регламентации частнопредпринимательской деятельности. В плане снижения налоговой нагрузки на бизнес Канада заняла передовые позиции среди развитых рыночных стран ещё в 2012 г. Теперь правительство приступило к осуществлению комплекса мер по снижению регуляторной нагрузки на бизнес. Крупных расходных инициатив бюджетная программа на 2013 г. не предусматривает, поскольку федеральное правительство стремится в первую очередь ликвидировать к 2015 г. бюджетный дефицит (19 октября должны состояться очередные всеобщие парламентские выборы). Вместе с тем, уже объявлено о планах осуществления масштабных проектов по модернизации инфраструктурных сетей и объектов, и обсуждение этих планов начато с участием представителей различных ветвей власти и бизнес-сообщества.

Внутриполитическая обстановка в стране относительно спокойна, здесь не было массовых протестных демонстраций, острых межэтнических конфликтов, террористических актов и т.п. Сформированное в середине 2011 г. правительство Консервативной партии опирается на фракцию, получившую более половины мест в палате общин федерального парламента. Это обеспечивает стабильное положение правительства, возглавляемого премьер-министром Стивеном Харпером, и даёт ему возможность проводить серьёзные реформы без длительных обсуждений и согласований с оппозиционными партиями. В то же время, большой удар по имиджу правящей партии нанесли скандалы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, отставкой руководителя аппарата премьер-министра, протестами рядовых депутатов-консерваторов по поводу того, что ближайшие помощники главы государства временами ведут себя как «весьма скрытная» и «никому не подотчётная группа»[4].

Между тем Либеральная партия – традиционно главный соперник консерваторов – после выборов нового лидера значительно укрепила свои позиции в рейтингах политической популярности. Молодой политик Джастин Трюдо является сыном премьер-министра Пьера Трюдо, период деятельности которого в качестве лидера Либеральной партии и главы правительства Канады в течение почти 16 лет именуется в истории страны «эпохой Трюдо». В середине 2013 г. (впервые с 2006 г.) Либеральная партия во главе с Дж. Трюдо оттеснила правящую партию на второе место в рейтингах поддержки потенциальных избирателей. По оценкам политических комментаторов, накал межпартийных противоречий и соперничества достиг уровня предвыборной борьбы. Однако на самом деле правительство ещё располагает солидным запасом времени для решения сложных задач внутреннего и внешнего порядка. Главная задача внутриэкономической политики – ликвидировать бюджетный дефицит, не попав при этом в «ловушку стагнации». В плане перспектив укрепления позиций Канады в мировой экономике и политике ключевое значение имеет подписание соглашения о свободной торговле с Европейским союзом.

Ослабление внутренних факторов роста экономики

В начале 2012 г. канадские и зарубежные аналитики (МВФ, ОЭСР) прогнозировали на ближайшие два года существенно более высокие темпы роста экономики Канады, чем те, что были достигнуты в реальности. Однако с учётом негативных тенденций глобального и внутреннего порядка оценки неоднократно пересматривались в худшую сторону. Прирост ВВП Канады по итогам 2012 г. составил только 1,8% (по первоначальным расчётам – 2,2–2,5%. В то же время, многие страны «зоны евро» накрыла вторая волна рецессии. В Германии и Великобритании падения реальных объёмов ВВП в 2012 г. не произошло, но и прирост был небольшим. В среднем по «зоне евро» ВВП уменьшился на 0,5%, и на 2013 г. прогнозируется его сжатие примерно на такую же величину.

В 2012–2013 гг. замедлился хозяйственный рост крупнейших развивающихся рынков – Китая и Индии. Это, в свою очередь, сделало более неопределёнными перспективы диверсификации внешнеэкономических связей и ускоренного увеличения объёмов канадского экспорта. Кроме того, на мировых рынках началось снижение цен на некоторые виды сырья, полуфабрикатов и энергоносителей. В этих условиях Канаде не удаётся оставаться относительно малоуязвимой для внешних шоков.

В то же время более уверенное, чем прежде, оживление деловой активности в США воспринимается в Канаде с осторожным оптимизмом. В течение нескольких предшествующих лет проблемы в американской экономике и сокращение экспортных поставок на рынки главного торгового партнёра страны тормозили хозяйственный подъём в Канаде[5]. В середине 2013 г. объёмы экспорта товаров в США были всё ещё на 6% ниже уровня предкризисного 2008 г. Но теперь всё же возникли надежды на то, что Соединённым Штатам удастся избежать «фискального обрыва», а ускорение роста ВВП США до 2,2% в 2012–2013 гг. и 2,7% в 2014 г. вновь создаст стимулы для расширения многих производств в Канаде. В условиях тесных интеграционных связей между двумя странами ключевые отрасли канадской промышленности направляют в США более половины производимой продукции. В посткризисный период доля экспортных поставок составляла почти 70% продукции транспортного машиностроения, 68% компьютеров и электронного оборудования, 66% бумаги, 64% металлов, 62% продукции химической промышленности, 51% электротехнического оборудования и текстильной продукции. Повышение спроса со стороны США весьма важно также для роста производства в канадской пищевой промышленности, деревообработке, а также в производстве мебели, пластмасс, строительных материалов и неметаллических полуфабрикатов[6].

Ожидается, что росту экспорта может способствовать некоторое снижение курса канадской валюты. На протяжении посткризисного периода курс канадского доллара колебался примерно на уровне паритета с долларом США, а временами превосходил его, что отрицательно сказывалось на экспортном потенциале обрабатывающих отраслей. В 2013 г. позиции американской валюты несколько окрепли, а глобальная хозяйственная ситуация стала менее благоприятной для «ресурсных экономик». Поэтому прогнозируется, что курс канадского доллара будет колебаться в пределах 95–100 центов США.

Для Канады чрезвычайно важно, чтобы экспорт вновь стал двигателем деловой активности, поскольку с середины 2012 г. ослабевает действие внутренних факторов подъема. Затормозился рост потребительского спроса. Предполагается, что его темпы в 2012–2013 гг. будут заметно ниже среднего показателя за период 2000–2011 гг.: 1,9–2,0% против 3,1%. Совокупные государственные расходы сокращаются в абсолютном измерении уже второй год подряд, тогда как в предыдущем десятилетии они увеличивались на 3,6% в среднем за год. Весьма значительный рост частных инвестиций, имевший место во второй половине 2011 г. и в начале 2012 г., затем утратил темп в нескольких ключевых отраслях экономики (см. табл. 1).

Таблица 1.
Динамика основных показателей развития экономики Канады, 2000—2013 гг., % к предшествующему году

2000–2011

2012

2013*

2014*

Реальный ВВП

2,2

1,8

1,8

2,3

Потребительские расходы

3,1

1,9

2,0

2,3

Инвестиции в секторе жилой недвижимости

4,0

5,8

– 3,3

– 3,1

Частные инвестиции

3,6

4,9

3,7

6,0

Государственные расходы

3,2

– 0,6

– 0,1

– 0,3

Экспорт

0,6

1,6

2,2

5,5

Импорт

3,5

2,9

1,6

3,6

Прибыли корпораций до вычета налогов

6,3

-2,7

1,0

6,0

Промышленное производство

0,3

1,2

1,8

3,3

Занятость

1,5

1,2

1,1

1,2

Уровень безработицы
(% от численности рабочей силы)

7,1

7,2

7,1

6,9

Потребительские цены

2,1

1,5

1,1

1,8

Платёжный баланс (млрд. долл.)

1,9

– 62,1

– 55,3

– 46,5

Торговый баланс (млрд. долл.)

41,0

– 11,9

– 4,5

5,5

Баланс федерального бюджета (млрд. долл.)

– 3,3

– 25,0

– 18,0

– 8,0

Баланс федерального бюджета (%ВВП)

– 0,1

– 1,4

– 1,0

– 0,4

* - прогноз

Составлено по: Scotiabank Global Economic Research. Global Forecast Update, May 30, 2013, p. 5. http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf

Серьёзной проблемой эксперты считают замедление роста потребительских расходов. Их стимулирование в рамках антикризисных мер было прекращено в середине 2011 г., и с тех пор увеличение затрат населения на товары и услуги резко замедлилось. Вместе с тем, до рекордного уровня выросла потребительская задолженность. В марте 2013 г. она превысила 165% совокупных располагаемых доходов домохозяйств (поднявшись со 110% в 2000 г.). По данным национального Статистического управления, в 2012 г. примерно половина домохозяйств смогла сократить размеры кредитной задолженности, однако ее уровень продолжал расти[7]. Отчасти это связано с доступностью заёмных средств: средняя величина процента по потребительскому кредиту составляла в 2011–2012 гг. всего 3%, по сравнению с 6,25% в докризисном 2007 г. Однако, как показали исследования Статуправления, проблема не в том, что канадцы много тратят и много заимствуют. На самом деле, у значительной массы населения слишком медленно растут доходы, и их не хватает для текущего потребления. В подобном или близком к этому положении находится почти треть общего числа домохозяйств. Такая ситуация типична для городов промышленного пояса провинций Онтарио и Квебек и Атлантических провинций, где в сумме проживают более половины канадцев. В среднем по стране на грани банкротства находятся только 6% домохозяйств, что не считается очень высоким показателем. Однако существенно больше домохозяйств может оказаться в сложном или критическом положении в случае роста безработицы, повышения ставок процента по кредитам и/или коррекции цен на рынке недвижимости.

Между тем, эксперты указывают на стагнацию в динамике реальной заработной платы. Минимизируя увеличение издержек, работодатели занимают весьма жёсткие позиции в вопросах оплаты труда. Её рост, закрепленный в коллективных договорах на 2013 г., оказался самым небольшим за последние 17 лет[8]. Аналогичная ситуация имела место в середине 1990-х гг., когда экономика Канады адаптировалась к либерализации торгово-инвестиционных режимов после вступления в силу соглашения НАФТА и создания ВТО. Тогда реальные располагаемые доходы большинства канадцев сокращались в течение нескольких лет.

На рынке жилой недвижимости после продолжительного подъёма начался период коррекции. В 2011 г. снижение цен на жильё, находящееся в собственности граждан, происходило только в небольших городах с высоким и растущим уровнем безработицы. Со второй половины 2012 г. это стало происходить также в некоторых сегментах рынка жилой недвижимости в крупных городах: сначала в Ванкувере, а затем в Монреале и Оттаве. Примечательно, что в крупнейшем мегаполисе страны – г. Торонто (в 2013 г. он стал четвертым городом Северной Америки по численности населения) – объёмы строительства и продаж жилья снижаются, но цены пока не падают. Предполагается, что в 2013–2014 гг. совокупные (государственные и частные) инвестиции в секторе жилой недвижимости будут сокращаться – впервые за последние 20 лет. Численность строящихся домов и квартир уменьшится на 20%. При этом аналитики полагают, что в ближайшие два года на рынке жилья всё же наиболее вероятен «мягкий вариант коррекции», а не «обвального падения»[9].

Динамика государственных расходов в ближайшие два года (по крайней мере, до ликвидации дефицита федерального бюджета) будет тормозить, а не поддерживать рост ВВП. Власти на федеральном уровне и в провинциях принимают меры по сокращению бюджетных дефицитов, и по этой причине абсолютная величина совокупных государственных расходов уменьшается. Их «сжатие» началось еще в последнем квартале 2011 г. В 2012 г. совокупные затраты всех уровней власти на закупки товаров, услуг и инвестиции сократились на 0,6%. В 2013–2014 гг. ожидается снижение ещё на 0,1–0,3%, хотя по инвестиционной составляющей государственных расходов прогнозируется рост в 5%. Однако важно учитывать, что на госсектор приходится немногим более 20% общего объёма капиталовложений.

В этих условиях главным внутренним двигателем хозяйственной активности остаются частные инвестиции. Однако в 2013 г. в их динамике произошёл серьёзный сбой. В 2011 г. общий объём частных капиталовложений увеличился весьма существенно – на 13%. В 2012 г. последовал солидный рост на 7,8%, причём основную роль в этом сыграли инвестиции нефтегазовых и горнодобывающих компаний. Но затем, в условиях ухудшения глобальной хозяйственной ситуации и снижения спроса на сырьевые товары, эти компании сократили свои инвестиционные планы. В начале 2013 г., проведя опрос 30 тыс. частных фирм и государственных структур, национальное Статистическое управление определило, что планируемый объём совокупных капиталовложений увеличится всего на 1,7%. При этом «анемичный», как его оценили эксперты, рост инвестиций в предпринимательском секторе составит лишь 0,8%[10]. Это худший показатель за весь период после выхода канадской экономики из рецессии в середине 2009 г. И главная причина изменений состоит в том, что впервые с тех пор свои инвестиционные планы «урезали» горнодобывающие и нефтегазовые компании. В ресурсном секторе капиталовложения сократятся на 2,7%, тогда как на него приходится более четверти всего объёма частных инвестиций: в 2013 г. – порядка 80 из 310 млрд. долл.

Сокращения также произошли в сфере образовательных и информационных услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе. Вместе с тем, в период реализации антикризисных мер капитальные расходы в сфере образовательных и информационных услуг были существенно увеличены в связи с реализацией национальной программы «Инфраструктура для знаний». В 2009–2012 гг. осуществлялась реконструкция действующих объектов, строились новые корпуса и исследовательские центры университетов и колледжей (на общую сумму около 2 млрд. долл.), создавались новые центры профессионально-технического обучения. Масштабы капитальных затрат в этой сфере уменьшились в 2013 г. после завершения примерно 380 проектов.

Объём частных капиталовложений в секторе жилой недвижимости (около 105 млрд. долл.) почти не изменился. В обрабатывающем секторе положительная динамика инвестиций (около 21 млрд. долл.) сохраняется, но прирост замедлился с 15% в 2012 г. до 2,4% в 2013 г. Капиталовложения продолжают динамично расти в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, системы газоснабжения, водоснабжения, канализации и т.п.), в сфере транспорта и складского хозяйства, а также в оптовой и розничной торговле. В инфраструктурных отраслях ещё продолжается реализация капиталоёмких и долгосрочных проектов, начатых в рамках антикризисного плана, и многие из них осуществляются на основе схем государственно-частного партнёрства.

Характеризуя в целом динамику деловой активности в 2012–2013 гг., эксперты одного из крупнейших канадских банков сделали следующий вывод, общий смысл которого подтверждается и в других исследованиях. «Экономика Канады находится на перепутье. После наращивания расходов в фазе рецессии и выхода из неё "усталые" потребители и обременённые долгами правительства сосредоточились на сокращении затрат. Ранее предполагалось, что подъем в экономике в 2012 г. будет поддерживаться за счёт роста экспорта и частных инвестиций, однако позитивные изменения оказались отсроченными из-за неопределённости в глобальной экономике, завышенного курса канадского доллара и снижающихся цен на сырьевые товары. Поскольку ни один из цилиндров в моторе экономики не работает в полную силу, темпы её роста "зависли" ниже отметки 2%, тогда как уровень безработицы удерживается выше 7%»[11]. Тем не менее, эксперты надеются, что влияние глобальных проблем, тормозивших подъём деловой активности в 2012-2013 гг., впоследствии ослабеет, а экспорт и частные инвестиции смогут получить стимулы к существенному увеличению. Поэтому на 2014 г. прогнозируется ускорение темпов роста реального ВВП на 2,3%.

Экономическая программа на 2013 год: акцент на снижение регуляторной нагрузки на бизнес

Приоритетной задачей внутриэкономической политики правительства Канады на период до 2015 г. остаётся восстановление сбалансированности федерального бюджета, утраченной в 2009 г. после 11-летнего периода превышения доходов над расходами. В результате рецессии, а также больших затрат на антикризисные меры дефицит бюджета центрального правительства в 2009–2010 гг. достиг рекордных величин за всю историю страны. В эти годы он составлял более 45 млрд. долл. Однако в пропорции к ВВП показатели текущей и накопленной федеральной задолженности в Канаде были значительно ниже долгового бремени, которое лежит на правительствах большинства прочих ведущих рыночных стран. По данным Международного валютного фонда, в 2011 г. чистая текущая задолженность всех уровней власти достигла в Канаде 4,5%, тогда как средний показатель по странам ОЭСР составлял 6,5%[12].

В 2012 г. за счет полного свёртывания антикризисных мер и осуществления бюджетной экономии федеральные расходы были уменьшены на 5,2 млрд. долл. – до 251,5 млрд. долл. по сравнению с 256,7 млрд. долл. годом ранее.Однако, посколькупоступления в бюджет росли медленнее, чем предполагалось, то сокращение дефицита тоже затормозилось. По итогам 2012 г. его величина достигала 25 млрд. долл. вместо прогнозируемых 20 млрд., а в пропорции к ВВП показатель составил 1,4 вместо 1,1%.

В экономической программе на 2013 г. новых крупных сокращений расходов (в дополнение к планам прошлого года) по линии федеральных министерств и ведомств объявлено не было. При этом продолжается поиск «возможностей для дальнейшей экономии затрат». В частности, разрабатывается план уменьшения ассигнований по линии министерства обороны в объёме 1,5–2,5 млрд. долл. в течение ближайших двух лет. Следует отметить, однако, что с начала 2000-х гг. бюджет военного ведомства рос ускоренными темпами, опережающими средние темпы роста федеральных расходов. По оценкам экспертов, если расходы на обеспечение обороны и безопасности будут уменьшены на 2,4 млрд. долл., их общая сумма к 2015 г. составит немногим более 20 млрд. долл. Это примерно на 0,5 млрд. долл. выше того уровня, который они достигали до прихода Консервативной партии к власти в начале 2006 г. Кроме того, разрабатывается долгосрочная программа модернизации объектов оборонной инфраструктуры, а также развития военного судостроения и некоторых иных производств для нужд вооружённых сил страны[13].

Следует напомнить, что в целях «создания наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса» правительство в 2012 г. в очередной раз уменьшило ставку федерального налога на прибыли корпораций. Она была установлена на уровне 15% по сравнению с 16,5% в 2011 г. В целом же, в течение шести лет, прошедших с начала 2006 г., ставка налогов на прибыли была поэтапно снижена с 21% до 15%. Ставка налогов на доходы от малого и среднего бизнеса сократилась за это время с 12 до 11%. По оценкам экспертов международной консалтинговой компании KPMG, уровень налогообложения доходов корпораций в Канаде в 2012 г. достиг самых низких показателей по сравнению с большинством развитых рыночных стран. В то же время, критики курса на максимальное облегчение налоговой нагрузки на крупный бизнес указывают, что это слабо отражается на росте инвестиций. По оценкам экспертов, в период с 2006 по 2012 г. корпорации за счёт снижения налоговых ставок на прибыли сэкономили не менее 60 млрд. долл.[14]. Между тем, рост инвестиций во второй половине 2012 и в 2013 г. оказался весьма вялым и явно не соответствовал расчётам на то, что оставленные в распоряжении корпораций дополнительные средства будут «адекватно возвращаться в экономику», поддерживая рост производства и занятости.

Накануне и после утверждения бюджетно-экономической программы на 2013 г., в ходе встреч с представителями бизнес-сообщества министр финансов Дж. Флаерти неоднократно напоминал о том, как много было сделано правительством для создания в стране благоприятного инвестиционного климата (это подтверждается передовыми позициями Канады в международных инвестиционных рейтингах). Примечательно также, что и глава Банка Канады М. Карни неоднократно говорил о проблеме «мёртвых денег», накапливаемых на счетах корпораций, а также об угрозе новой рецессии, которая может наступить из-за недостаточной инвестиционной активности в условиях, когда и правительство, и многие потребители обременены долгами. По словам М. Карни, «замедленный рост – это всё-таки рост, и он не должен превращаться в паралич»[15].

Ставки налогообложения доходов физических лиц в 2013 г. были оставлены без изменений. Однако при этом отменены некоторые льготы, которые предоставлялись различным группам населения в предыдущие пять лет, когда «правительства меньшинства» не имели прочной опоры в федеральном парламенте. Примечательно, что прежде такие льготы – многочисленные, но небольшие по величине – правительство именовало «стимулами для потребительских расходов». Теперь же их называют «лазейками для неуплаты налогов».

Независимые аналитики полагают, что обязательство ликвидировать бюджетный дефицит в 2015 г. будет так или иначе выполнено. Тем более, что это имеет ключевое значение для политического имиджа правящей партии накануне выборов. Вместе с тем, правительство не публикует данных, необходимых для детального анализа результатов и последствий мер бюджетной экономии. Более того, нарушаются и обязательства по предоставлению информации от федеральных министерств и ведомств по запросам депутатов палаты общин и парламентской Инспекции по бюджету. Инспекция была создана по предложению самого Премьер-министра С. Харпера ещё в начале 2008 г. для постоянного мониторинга федеральных расходов и «политически не ангажированного надзора» за соблюдением прозрачности и подотчётности в финансовой деятельности правительства. Однако со временем между парламентским инспектором по бюджету и ключевыми федеральными министрами стали возникать серьёзные конфликты именно по поводу «непрозрачности» принимаемых решений и противодействия мониторингу бюджетных расходов[16]. Дело дошло до того, что инспектор по бюджету по завершении срока своей работы на этом посту передал материалы жалобы по этому вопросу на рассмотрение Верховного суда Канады.

Проверки, проведённые инспекцией по бюджету, сыграли, в частности, важную роль в отмене сделки по закупке в США 65 боевых самолетов F-35. Решение по этой сделке было принято правительством С. Харпера ещё в начале 2011 г. в результате конфиденциальных переговоров с американской стороной – без открытых парламентских слушаний и без рассмотрения альтернативных вариантов приобретения новой военной техники. Информация о готовящейся сделке получила огласку накануне публикации бюджетной программы в марте 2011 г., что послужило одной из причин объявления вотума недоверия правительству, его роспуска и проведения внеочередных парламентских выборов. Протест оппозиционных партий вызвали как «тайный характер сделки», так и попытки правительства существенно занизить оценки предполагаемых затрат. Официально было сообщено о сумме в 9 млрд. долл., однако независимые эксперты определили, что с учетом сопутствующих расходов по закупке и дальнейших затрат на обслуживание, на эту программу потребовалось бы порядка 40 млрд. долл. После публикации в начале 2013 г. доклада консультантов KPMG, подтвердивших оценки Инспекции по бюджету, и некоторых других независимых экспертов решение о закупке в США боевых самолётов F-35 было отложено на неопределённый срок и в то же время началось рассмотрение альтернативных вариантов[17].

Придерживаясь курса на ограничение бюджетных расходов, федеральное правительство в экономической программе на 2013 г. сделало упор на «оптимизацию» регулирования предпринимательской деятельности. Это один из базовых элементов экономической платформы Консервативной партии с момента её прихода к власти в 2006 г. В течение нескольких лет основное внимание уделялось сокращению налоговой нагрузки на бизнес. В плане же снижения регуляторной нагрузки правительства консерваторов до недавних пор не предпринимали каких-либо решительных действий. Подготовка соответствующих реформ потребовала немало времени для изучения позиций и согласования интересов различных слоёв в предпринимательской среде (крупного и малого бизнеса, региональных и отраслевых группировок). Необходимы были консультации с региональным уровнем власти, поскольку в Канаде провинции обладают широкими полномочиями в хозяйственном регулировании в пределах субъекта федерации. В частности, было важно выявлять и согласовывать вопросы, связанные с устранением элементов дублирования и/или противоречий в требованиях по отчётности, в процедурах проведения инспекций, получения разрешений и сертификатов и т.п.

В период глобального финансово-экономического кризиса осуществление реформ госрегулирования откладывалось еще и потому, что деятельность правительства была сосредоточена на реализации антикризисной программы, основу которой составляли различного рода инфраструктурные проекты, меры по стимулированию частных инвестиций и потребительских расходов. Кроме того, реформам препятствовало неустойчивое положение правительств меньшинства – поскольку некоторые меры, направленные на ослабление регламентации частнопредпринимательской деятельности, могли вызвать противоречивую реакцию в обществе и острые конфликты с оппозиционными партиями, имевшими тогда реальную возможность отправить кабинет министров в досрочную отставку.

Сформировав в 2011 г. «правительство большинства», консерваторы активизировали разработку «программы по борьбе с бюрократизмом», имеющей целью «устранить препятствия для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности и инноваций»[18]. Конкретные реформы были закреплены законами, утвержденными в рамках бюджетно-экономических программ 2012 и 2013 гг.Важнейшая из системных реформ – соблюдение принципа «один к одному». Имеется в виду, что введение каждого нового требования или инструкции федеральных регулирующих ведомств должно сопровождаться отменой как минимум одного из уже действующих предписаний. Утверждены и некоторые другие общие правила. Так, все решения по регламентации предпринимательской деятельности должны быть обязательно подвергнуты оценке с точки зрения их предполагаемого воздействия на предприятия малого и среднего бизнеса. Новые требования по предоставлению информации должны выдвигаться только после проверки на предмет полного или частичного дублирования (предоставления по запросу иных федеральных или региональных ведомств). Все запросы и инструкции должны быть сформулированы предельно чётко, в сложных случаях регулирующие органыобязаны размещать на своих сайтах дополнительные разъяснения. Должны быть введены новые упрощённые правила выдачи лицензий, разрешений и сертификатов. Правительство взяло на себя обязательство ежегодно публиковать отчёты по сокращению регуляторной нагрузки на бизнес. Подлежат предварительной публикации списки законов, подзаконных актов и инструкций, которые будут подвергаться пересмотру в ближайшем будущем. Всё это должно обеспечивать определённость и предсказуемость условий ведения бизнеса.

В плане конкретных реформ в 2012–2013 гг. было принято примерно 90 решений по изменениям в регулирующей деятельности федеральных ведомств в соответствии с предложениями, полученными Комиссией по ограничению бюрократизма в процессе консультаций с предпринимателями. Среди такого рода инициатив – сокращение объёма обязательной информации, запрашиваемой Статистическим управлением. Упрощены процедуры пересечения границы между Канадой и США для грузов компаний, которые сертифицированы как «низко рискованные и прошедшие предварительную проверку». В частности, вместо прежних двух деклараций – канадской и американской – потребуется заполнение только одной формы, согласованной обеими сторонами. Принимаются меры по улучшению качества вэб-сайтов правительственных учреждений и по специальной подготовке сотрудников телефонной консультативной службы федерального налогового ведомства. Постепенно увеличивается объем отчётности, которую предприятиям разрешено предоставлять по интернету.

В целом, по заявлению главы федерального казначейства, в течение трёх лет пересмотру будет подвергнуто около 3 000 законов, подзаконных актов и инструкций. При этом указывается, что реформы не должны ослабить регулирование, обеспечивающее защиту здоровья и безопасности граждан, а также охрану окружающей среды. С подобными заверениями представителям федерального правительства пришлось неоднократно выступать в конце 2012 г. в связи со случаями некачественного проведения экспертиз продовольственных товаров и поступления в продажу опасной для здоровья граждан мясной продукции

В марте 2013 г. правительство объявило о планах реализации долгосрочной инфраструктурной программы. В бюджет на 2013 фин. год были включены ассигнования в размере 53 млрд. долл., предназначенные на модернизацию существующих и строительство новых инфраструктурных объектов в течение 10 лет. В том числе 6 млрд. были рассчитаны на уже действующие проекты и 47 млрд. долл. представляют собой новые инвестиции. При этом, по оценкам экспертов, не менее 45 млрд. долл. необходимо для того, чтобы поддерживать инфраструктуру на уровне существующих потребностей. Фактическое выделение новых ассигнований начнётся с апреля 2014 г. и их объёмы будут определяться с учётом динамики сокращения дефицита федерального бюджета.


[1] Global Forecast Update, May 30, 2013. Scotiabank Global Economics. – http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf

[2] The Canadian Press, May 27, 2013. – http://www.theglobeandmail.com/news/national/canadians-have-better-life-than-most-new-comparison-finds/article12184284/

[3] “Dead money” effect: Corporate Canada not picking the slack // The Financial Post. May 10, 2013. – http://business.financialpost.com/2013/05/10/corporate-dead-money/

[4] Ivison, J. Things look bad for the Tories, but there’s life yet in the Harper Conservatives // National Post, 04.06.2013. – http://fullcomment.nationalpost.com/2013/06/04/john-ivison-things-look-bad-for-the-tories-but-theres-life-yet-in-the-harper-conservatives/

[5] См. подробнее: Немова Л.А. Экономика Канады в посткризисный период // США Канада – экономика, политика, культура. 2013. № 2. C. 19–34.

[6] Global Forecast Update, May 30, 2013. Scotiabank Global Economics. – http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf.

[7] Canada household debt burden remains at record high // Reuters, March 15, 2013. – http://www.reuters.com

[8] Grant T. Worker wage gains flatline as employees target costs // The Globe and Mail, June 10, 2013. – www.theglobeandmail.com

[9] Mortgage Brokers Ottawa. Evidence mounts of soft landing for Canada’s housing market. June 6, 2013. – http://www.mortgagebrokersottawa.com/news-and-events/news/

[10] Privateand Public Investment in Canada, Intentions 2013 // Statistics Canada, March 1, 2013. – http://publications.gc.ca/collections/collection_2013/statcan/61-205-x/61-205-x2013000-eng.pdf

[11] TD Economics. Quarterly Economic Forecast. Sept. 18, 2012. – http://www.td.com/document/PDF/economics/qef/qefsep12_can.pdf.

[12] International Monetary Fund. World Economic Outlook, April 2012. – http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/01/pdf/statapp.pdf.

[13] Brewster, M. Military faces deeper cuts in looming budget, document reveals // The Canadian Press, March 17 2013. – http://www.theglobeandmail.com/news/world/military-faces-deeper-cuts-in-looming-budget-document-reveals/article9857337/

[14] Fekete, J. Harper’s $60B corporate tax cuts under fire // Postmedia News, 13.03.2013. – http://business.financialpost.com/2013/03/13/not-much-bang-for-the-buck-harpers-60b-corporate-tax-cuts-under-fire/

[15] Walberg, R. Are Canada’s business leaders justified in being so pessimistic about the economy? // The Financial Post, 04.04.2013. – http://business.financialpost.com/2013/04/04/why-so-glum-chum-canadas-net-optimism-falls-below-u-s-for-the-first-time/. В июне 2013 г. М. Карни завершил свою работу в качестве главы центрального банка Канады и, по предложению правительства Великобритании, с июля возглавил Банк Англии.

[16] Chase, S. Federal budget watchdog Kevin Page goes out fighting // The Globe and Mail, Mar. 22 2013. – http://www.theglobeandmail.com/news/politics/federal-budget-watchdog-kevin-page-goes-out-fighting/article10250723/.

[17] Ivison, J. F35 purchase in jeopardy with upcoming KPMG report on full cost of fighter jet. Nov. 29, 2012 // URL: http://fullcomment.nationalpost.com/2012/11/29/john-ivison-f-35-purchase-in-jeopardy-with-upcoming-kpmg-report-on-full-cost-of-fighter-jet/

[18] Brodie, T. PM announces Red Tape Reduction Commission // The Globe and Mail. Jan. 13, 2011. – http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/small-business/sb-growth/day-to-day/pm-announces-red-tape-reduction-commission/article591735/.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.