Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2013

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1

П.А. Шариков, кандидат политических наук,
pуководитель Центра прикладных исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Статья посвящена изучению ключевых современных тенденций развития информационного пространства. Формирование современной полицентричной системы международных отношений складывается под заметным влиянием глобального информационного пространства. Автор полагает, что упомянутые в статье тенденции развития информационного пространства определят дальнейшее развитие такого стратегически важного ресурса современной мировой политики как информация.

Ключевые слова: информационные ресурсы, глобальное информационное пространство, интернет.

KEY TRENDS IN CYBERSPACE DEVELOPMENT

Pavel A. Sharikov,
Head, Center for Applied Research
Institute for the U.S. and Canadian Studies of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article reveals the key trends in cyberspace development in the XXIst century. The formation of polycentric system of international relations is significantly influenced by the global cyberspace. The author suggests that the trends of cyberspace development described in the article will define the further development of such critical strategic resource as information.

Keywords: information resources, global cyberspace, internet.

Введение:

Развитие современной системы международных отношений всё в большей степени определяется фактором глобального информационного пространства. Как представляется, развитие информационных технологий во второй половине ХХ в. было значительно ускорено процессами глобализации, что сыграло заметную роль в формировании системы международных отношений.

Всемирная информационная сеть Интернет создала возможность усиления взаимозависимости между различными субъектами международных отношений.

Прежде всего, обращает на себя внимание та скорость, с которой Интернет распространился по планете: «Радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а Интернету - всего 4 года»2.

Интернет стал основой глобального информационного пространства - технологической инфраструктуры, позволившей объединить пользователей всех стран в единую информационную сеть.

Интересно, что Интернет задумывался как военная технология для создания технологической возможности информационного взаимодействия между научно-техническими центрами США, а позднее Европы. В конце 60-х - начале 70-х в Университете в Лос-Анджелесе был разработан стандарт связи, впоследствии получивший название "TCP IP". На основе этого стандарта в настоящее время функционирует всемирная информационная сеть.

Интернет начал приобретать актуальность в начале 90-х гг. Как представляется, это произошло в силу геополитических изменений, происходивших в тот период в международных отношениях. Развал Советского Союза и исчезновение с политической карты мира единственного американского соперника изменили приоритеты политики Соединенных Штатов. Пришедшая к власти в тот период администрация У. Клинтона поставила новый приоритет национального развития. Информационно-телекоммуникационный сектор стал «локомотивом» развития американской экономики.

Осознав возрастающее влияние Интернета на мировое сообщество, американское правительство усилило контроль над ним. Таким образом, в 1998 г. была создана корпорация ИКАНН, деятельность которой основывалась на договоре с Министерством торговли США.

Очевидно, что политическая роль Интернета на современном этапе формирования полицентричного мира заметно увеличилась.

Различные виды информационного взаимодействия, ставшие возможными благодаря Интернету, становятся всё более востребованными во внутренней и внешней политике.

Развитые страны современного мира активно используют различные Интернет-технологии для осуществления своих функций. В общем смысле данное направление получило название «электронное правительство». Формирование информационного пространства, распространение Интернета и других информационных технологий при этом открывают практически неограниченные возможности транснационального взаимодействия. В глобальном масштабе всё большее значение имеют т.н. негосударственные акторы мировой политики, взаимодействие которых в информационном пространстве в значительной степени определяет направление развития всей системы международных отношений в целом. Последствия глобализации заметны уже сегодня: без технологических возможностей, появившихся в результате создания всемирной информационной сети, не существовало бы мировой финансовой системы, глобального рынка труда, международной торговли, в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Взаимодействие в мировой политике поистине приобретает характер отношений между народами (нациями), но не между руководителями. Таким образом, национальный интерес государства в современном мире заключается в том, чтобы общественная дипломатия стала инструментом мягкой силы.

Вместе с тем, специфика информационных ресурсов как инструмента влияния государства на международной арене состоит в том, что органы государственного управления имеют крайне ограниченные возможности внутреннего регулирования данного ресурса. Информационные ресурсы создаются и распространяются, прежде всего, благодаря коммерческому сектору и обществу, т.е. обычным пользователям.

Стремительное развитие сети Интернет в последние годы, с одной стороны, открывает неограниченные возможности транснационального обмена информацией, а, с другой стороны, зачастую не позволяет применить нормы национального законодательства в отношении информационных ресурсов.

Важно отметить, что развитие Интернета как глобального информационного ресурса в значительной степени происходит стихийно. Несмотря на то, что США, а так же ряд других стран обладают рядом инструментов контроля над Интернетом, отсутствует единая цель, приоритеты развития. С одной стороны они диктуются спросом населения, а с другой – предлагаются различными представителями бизнес-сообщества.

Как представляется, развитие информационных технологий оказало большое влияние на процессы конкуренции. В условиях «всеобщей осведомлённости» с одной стороны открываются большие возможности для нечестной конкуренции – промышленного шпионажа, экономической разведки, кражи секретов производства и других коммерческих тайн. С другой стороны, информационное преимущество открывает неограниченные возможности поддержания конкурентоспособности и привлечения клиентов. Данное положение актуально как на микроэкономическом уровне, так и в отношении субъектов мировой экономики. Вместе с тем, важно отметить, что регулирование нечестной конкуренции в информационном пространстве при помощи международного права далеко не всегда эффективно.

Важно отметить, что на современном этапе роль политического фактора в развитии информационного пространства заметно возрастает. Вместе с тем, продолжается изобретение и распространение новых информационных технологий и Интернет-услуг.

Есть основания полагать, что роль органов государственного и международного управления в развитии Интернета усиливается.

Как представляется, рассматриваемые в данной статье тенденции оказывают определяющее влияние на развитие Интернета и дальнейшее нарастание информационной революции в современном мире. Более того, упоминаемые в данной статье тенденции могут сыграть определённую роль в формировании полицентричной системы международных отношений в целом.

Фрагментация Интернета

В силу исторических особенностей появления Интернета глобальное пространство в течение достаточно долгого времени развивалось в основном усилиями американского общества, бизнеса и, разумеется, государства. Вместе с тем, открывшиеся в глобальном масштабе информационные блага позволили гражданам практически всех остальных стран открыть доступ к всемирной паутине. В этой связи значительное время Интернет развивался «по-американски». Вместе с тем, в последнее время развитие национальных информационных ресурсов становится приоритетом многих стран, вследствие чего наметилась некоторая «фрагментация» в отношении развития Интернета и информационного пространства в целом.

Ряд экспертов отмечают тенденцию к «национализации» информационного пространства. Интернет постепенно перестаёт быть «американским», но вместе с тем он не становится полностью «глобальным». Несмотря на то, что Интернет предоставляет технологическую возможность трансграничного информационного взаимодействия, опыт показывает, что далеко не у каждого пользователя есть желание пользоваться этой возможностью. Статистика показывает, что объёмы транснационального Интернет-трафика заметно уступают внутреннему.

По оценке Международного союза электросвязи, 5% электронных писем пересекает национальные границы; несмотря на совершенствование качества и снижение стоимости международной телефонной связи, лишь 2% разговоров являются международными3.

К примеру, российским пользователям хорошо знаком термин «рунет», обозначающий сайты и пользователей сайтов в домене .ru. В Российской Федерации действует и продолжает развиваться законодательство, регулирующее пользование российскими гражданами российскими информационными ресурсами. В последнее время российское Интернет-сообщество активно обсуждало закон о пиратстве и о вредной информации. Оба закона расширяют полномочия правоохранительных органов, в том числе возможность технологического вмешательства в отношении нарушителей, т.е., например, лиц, размещающих в рунете запрещённую, вредную, нелегальную информацию.

Подобное законодательство существует практически во всех странах. Исключением в некотором смысле является Северная Корея, в которой, по слухам, доступ населения к Интернету полностью блокируется правительством.

В контексте последних тенденций развития системы международных отношений особый интерес вызывает политика Китая в отношении развития китайского участка информационного пространства. В последнее время Китай по ряду показателей развития информационно-технологического сектора экономики догоняет и опережает таких традиционных лидеров, как США, Япония, Германия. Таким образом, есть все основания полагать, что информационная политика является приоритетным направлением деятельности китайского правительства.

В своё время американское руководство было крайне обеспокоено тем, что Китай создаёт технологическую инфраструктуру для национального информационного пространства, не связанного с всемирной сетью.

Вместе с тем, американская политика в области развития Интернета не всегда носит национальный характер.

США до сих пор обладают действенными технологическими и административными возможностями оказывать непосредственное влияние на развитие Интернета.

Так, в 2010 г. вся мировая общественность была обеспокоена осуждавшимися в американском конгрессе законопроектами PIPA и SOPA.

Законопроект PIPA (S968 - Закон о защите интеллектуальной собственности) предоставляет полномочия прокуратуре предпринимать превентивные действия против лица, размещающего сайт, содержащий нелегальную информацию в чужой доменной зоне. Законопроект SOPA (Закон о прекращении онлайн пиратства) даёт полномочия Генеральному прокурору принять меры по приостановке работы любого Интернет-сайта (в том числе иностранного) в случае нарушения прав интеллектуальной собственности4. Содержание законов крайне схоже, однако стоит заметить, что в отличие от многих проблем, решением которых занимается Конгресс, по данному вопросу не существует внутрипартийной солидарности. Спонсорами обоих законопроектов выступили как демократы, так и республиканцы.

Голосование по законопроекту PIPA было назначено на конец января 2012 г., однако его пришлось перенести на неопределённый срок из-за протестных акций. Важно отметить, что законопроект встретил поддержку американских национальных информационных гигантов, таких как The Independent Film & Television Alliance (IFTA), The National Association of Theatre Owners (NATO), The Motion Picture Association of America, Inc. (MPAA), The Directors Guild of America (DGA), The American Federation of Musicians (AFM), The American Federation of Television and Radio Artists (AFTRA), The International Alliance of Theatrical Stage Employees (IATSE), The Screen Actors Guild (SAG), International Brotherhood of Teamsters (IBT), Nashville Songwriters Association International, Songwriters Guild of America, NBCUniversal, Viacom, National Cable & Telecommunications Association (NCTA), Information Technology and Innovation Foundation, Institute for Policy Innovation (IPI), Macmillan Publishers, Acushnet, Recording Industry Association of America (RIAA), Copyright Alliance, U.S. Chamber of Commerce5.

Противниками законопроектов выступили Интернет-компании (Google, Facebook, Twitter, Wikipedia и другие), успех которых основан на спросе не только среди американских граждан, но и пользователей Интернет всех стран мира.

Можно сделать вывод о том, что те предприятия, продукция которых в большей степени подходит под определение «американский национальный информационный суверенитет», стали противниками принятия мер, ограничивающих свободу в информационном пространстве. К тому же компании, которые существуют в значительной степени за счёт международного сотрудничества, т.е. являются негосударственными акторами системы международных отношений, оказались против подобных законопроектов. Как представляется, пример обострившихся противоречий в отношении попыток внутригосударственного регулирования информационных ресурсов также демонстрирует тенденцию к фрагментации.

Описываемая тенденция, разумеется, продолжится, однако предположить, каким образом она повлияет на развитие всего информационного пространства, нельзя. Нет сомнения и в том, что в каждой стране она будет происходить уникальным образом. Предположить. каким образом эта тенденция повлияет на информационное пространство в целом, также не представляется возможным. Вместе с тем, несомненным фактом является то, что в интересах мирового сообщества разработать единый подход развития информационного пространства на благо всего человечества.

Монополизация на рынке технологических товаров и информационных услуг

Спрос на информационные ресурсы в современном мире диктует необходимость разработки новых технологий, а также программного обеспечения. За два десятилетия, выдержав жесткую конкуренцию, в информационном пространстве сформировался ряд абсолютных лидеров, контролирующих распространение и использование ключевых информационно-технологических и программных товаров и услуг.

Необходимо поподробнее остановиться на специфике деятельности крупнейших телекоммуникационных гигантов для того, чтобы понять, какую роль они играют на американском и мировом рынках.

  • Microsoft – абсолютный монополист в сфере операционных систем и офисных программ на настольных компьютерах. Предоставляет сервис электронной почты Hotmail.

  • Google – монополия в области услуг электронной почты, поисковых сервисов информации в Интернете. Кроме того, активно развивается операционная система Android для мобильных устройств.

  • Apple – уникальная комбинация программного обеспечения и технологических решений. Хоть и уступает в последнее время ряд позиций Android, но, тем не менее, сохраняет монополистические позиции в сфере операционных систем на мобильных устройствах, «законодатель моды» в области современных смартфонов и планшетных компьютеров.

  • Facebook – в США – лидер в сфере услуг социальных сетей.

Как правило, использование сервисов этих компаний не исключает друг друга. Как представляется, среднестатистический продвинутый пользователь Интернет (не только в США, но и в других странах, включая Россию), может быть клиентом каждой из этих компаний.

Лидером среди информационно-технологических компаний по расходам на НИОКР является корпорация Microsoft. Глава компании – один из самых известных и наиболее противоречивых бизнесменов современности – Б. Гейтс в течение долгого времени не покидал первые строчки списков самых богатых людей планеты по версии журнала Forbes.

По оценке специалистов из Forbes, значительную часть успеха компании составляют офисные программные продукты, в первую очередь Microsoft Office. На рынке офисного программного обеспечения продукты компании Microsoft продолжают занимать около 90-95%. Кроме того, Microsoft контролирует 75% рынка операционных систем (ОС), а также 75% рынка серверного программного обеспечения6.

Стоит отметить, что долгое время Microsoft оставалась монополистом на рынке операционных систем. За период с 1985 по 2013 гг. было выпущено 19 различных версий операционной системы “Windows”. Развитие мирового рынка операционных систем продолжается в условиях жесткой конкуренции. Отчасти по этой причине расходы на НИОКР являются необходимым условием инновационной деятельности и поддержания глобальной конкурентоспособности.

В 1984 г., за год до презентации Windows, Ст. Джобс. основной конкурент Б. Гейтса, представил другой вариант операционной системы для настольных компьютеров, выпущенных корпорацией Apple – MacOS. На фоне жесткой конкуренции с Windows, продукты корпорации Apple также претерпевали неоднократные обновления в течение времени.

По состоянию на февраль 2013 г. почти все настольные персональные компьютеры в мире находились под управлением продуктов Microsoft или Windows.

Таблица 1.
Распределение операционных система на настольных персональных компьютерах в 2012 г.

Операционная система

Windows

91,62%

Mac

7,17%

Linux

1,21%

Источник: Net market share. Desktop Operating System Market Share // http://www.netmarketshare.com/operating-system-market-share.aspx?qprid=10&qptimeframe=M&qpsp=169&qpnp=1&qpcustomd=1

Продукты фирмы Apple стоили дороже, чем Microsoft. Можно сказать, Apple проиграла в борьбе за контроль над операционными системами на домашних настольных компьютерах, однако, в первом десятилетии XXI в. Apple воспользовалась развитием разнообразных мобильных устройств и заметно обогнала Microsoft в этой области.

Развитие мобильных телефонов и планшетных компьютеров требовало иных подходов к управлению. Apple сумела выпустить конкурентоспособные устройства с установленными на них операционными системами и занять определённую нишу на этом рынке.

Таблица 2.
Распределение операционных система на мобильных устройствах в 2010 г.

Операционная система

iOS (Apple)

54,91%

Android

25,65%

Java ME

12,38%

Symbian

3,38%

BlackBerry

1,39%

WindowsPhone

1,24%

Kindle

0,63%

Bada

0,26%

Samsung

0,07%

WindowsMobile

0,06%

Источник: Net market share.Mobile/Tablet Operating System Market Share // http://www.netmarketshare.com/

На таблице 2 видно, что конкуренцию на рынке операционных систем на мобильных устройствах Apple и Microsoft составляют устройства с установленной операционной системой Android.

Данная операционная система является самой новой Она разрабатывалась в корпорации Google, созданной в 1998 г. Первоначально, Л. Пейдж и С. Брин – основатели Google, стремились создать программные средства для упрощения поиска информации в Интернете. Неконтролируемое и хаотичное развитие Интернета привело к тому, что всемирная информационная сеть являлась «информационным хаосом». Таким образом, большим спросом пользовались технологии удобного поиска информации в Интернете.

Для С. Брина, одного из основателей компании Google, работавшего над проблемой извлечения информации из больших массивов случайных данных, Интернет был идеальным объектом применения его математических способностей и навыков программирования. Основой поиска информации в Интернете была идея о том, что количество ссылок на отдельно взятый веб-сайт соотносилось со степенью его популярности. Соответственно сайты, на которые ведёт большее количество ссылок более значимые и наоборот. Таким образом, сайты, найденные по ключевым словам можно выстроить в порядке значимости. Своей программе определения степени значимости ссылок Ларри Пейдж, второй сооснователь Google, дал название Page Rank: page — это часть слова webpage (веб-страница) и одновременно его фамилия, a rank означает «ранжировать»7.

В 1997 г., на основе программы PageRank была разработана поисковая система для внутреннего пользования в Стэндфордском университете. Название Google происходит от математического термина «гугол», обозначающего десять в степени сто (googol - англ.). Принципиальным отличием поисковой технологии Google было то, что в отличие от других поисковых систем, результаты выдавались не в порядке убывания количества запрашиваемых слов в тексте, а в порядке убывания степени соответствия запросу.

Брин утверждал, что «Google стремится к тому, чтобы собирать и анализировать всю информацию, имеющуюся в мире»8.

Google перестал работать исключительно на внутренний американский рынок и работает уже более чем в 60 других странах мира. В частности, открыт сайт google.ru – предоставляющий технологии поиска информации для русскоязычных пользователей, с 2006 года заработал google.cn для китайской доли Интернета. Принцип поиска информации на основе количества и качества Интернет ссылок сохранялся.

Таблица 3.
Доля различных поисковых систем в общем количестве поисковых запросов в 2009 г. (%)

Доля поисковых запросов

Google

68%

Yahoo

7%

Bing

3%

Yandex

1%

Прочие

21%

Источник: Search Engine Use Explodes in December. Sharon Gaudin, Computer world, 26.01.2010

В результате проводимой руководством Google стратегии, направленной на предоставление самого различного спектра Интернет-услуг, Google превратился из поискового сервера в крупнейшую Интернет-компанию. По различным оценкам, через серверы Google проходит до 10% всего мирового Интернет трафика9.

Постепенно в Google разрабатывались и приобретались всё новые и новые сервисы. Так в 2004 г. была создана почтовая служба gmail (Google mail), ставшая самой популярной в мире на сегодняшний день. В том же году были разработаны два картографических сервиса – Google maps и Google Earth. В настоящее время, благодаря этим сервисам можно совершить виртуальное путешествие по всем крупнейшим городам мира, узнать в режиме реального времени информацию о загруженности на дорогах, а также построить наиболее удобный маршрут передвижения.

В 2006 г. Google приобрела сервис Youtube – сайт, предназначенный для обмена видео. В среднем за минуту на youtube закачивается графической информации на 60 часов.

Более подробно стоит отметить создание в 2007 г. «зеленого робота» - эмблемы операционной системы Android для мобильных устройств. В условиях жесткой конкуренции с iOS, разработчики Google, тем не менее, смогли занять определённую нишу на рынке в сотрудничестве с производителями мобильных телефонов и мобильных планшетных компьютеров.

Воспользоваться услугами каждой из упомянутых компаний может любой пользователь Интернета, находясь в любой точке планеты. Каждая из компаний имеет представительства во многих странах и городах планеты.

Пользователи «доверяют» работу с информацией этим компаниям, в ряде случаев, у них просто не остаётся иного выбора. Более того, пользователи различных из этих сервисов получают возможность некоего объединения, создания общих информационных ресурсов.

Безусловно, Microsoft, Apple, Google, Facebook и прочие компании являются американскими, однако их пользователи интернациональны. Эти компании не имели бы такого влияния, если бы не развивались в Соединённых Штатах, где государством были созданы для этого благоприятные условия. Но в настоящее время спрос на продукцию этих компаний глобален.

Существуют, разумеется, и другие сервисы, однако они менее популярны, и, как правило, несовместимы друг с другом. А из-за отсутствия «массовости» использования – информация, которая хранится и передаётся через их сервера, представляет меньший интерес для американских спецслужб.

Кроме того, стоит отметить, что в последнее время участились случаи слияния и поглощения телекоммуникационными компаниями друг друга. Так, в 2012 г. компания Google приобрела компанию Motorola10, а в 2013 г. стало известно о том, что Microsoft приобрела знаменитую компанию-производителя мобильных телефонов Nokia11.

Каждая из этих компаний оказалась замешана в недавнем скандале, связанном с разоблачениями бывшего сотрудника АНБ Э. Сноудена. Как представляется, имея доступ к серверам каждой из этих компаний, американские спецслужбы имели возможность контролировать практически всех «продвинутых» пользователей Интернета.

Развитие средств мобильной связи

Стремительное развитие информационного пространства в начале 90-х гг. стало возможным благодаря доступности персональных компьютеров (ПК). Как представляется, именно массовое распространение ПК стало одним из основных факторов информационной революции. Вместе с тем, развитие вычислительной мощности настольных компьютеров достигло определённого предела, и для поддержания конкуренции появилась необходимость совершенствования мобильных компьютеров.

Помимо ноутбуков, активным спросом в последнее время пользуются такие средства мобильного доступа в Интернет, как смартфоны и планшетные компьютеры. Интернет-пользователи шутят, что вычислительная способность современного Iphone сопоставима с мощностью компьютеров НАСА, когда американцы покорили Луну.

Согласно данным по динамике распространения персональных компьютеров, в последнее время уже не наблюдается такого активного роста по этому показателю, как в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

Таблица 4.
Количество подписчиков мобильной связи на 100 человек населения

Страна

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,1

0,2

0,3

0,5

0,9

2,2

5,3

12,1

24,9

51,1

83,4

105,0

Италия

0,5

1,0

1,4

2,1

3,9

6,9

11,3

20,6

36,0

53,3

74,1

89,6

94,3

98,1

107,7

121,9

136,1

ОАЭ

1,9

2,3

2,4

3,3

4,1

5,5

7,8

11,8

17,9

28,7

47,1

60,6

74,6

87,4

100,7

111,4

118,4

Аргентина

0,0

0,1

0,1

0,3

0,7

1,2

1,9

5,6

7,4

10,5

17,6

18,1

17,4

20,6

35,2

57,3

80,7

Германия

0,3

0,7

1,2

2,2

3,1

4,5

6,7

10,1

16,9

28,5

58,5

68,1

71,7

78,6

86,4

96,0

103,8

Велико-
британия

1,9

2,2

2,6

3,9

6,8

9,9

12,5

15,2

25,4

46,3

73,8

78,3

83,0

91,0

99,7

108,8

115,8

Южная Африка

0,0

0,0

0,0

0,1

0,8

1,3

2,3

4,3

7,7

11,8

18,6

23,8

29,8

36,2

44,1

71,1

82,1

Европа

0,5

0,7

1,1

1,6

2,6

4,2

7,3

12,8

22,3

38,4

60,2

72,6

77,2

83,1

89,5

98,1

106,0

Бразилия

0,0

0,0

0,0

0,1

0,4

0,8

1,5

2,7

4,3

8,7

13,3

16,3

19,5

25,5

35,7

46,4

53,2

Корея

0,2

0,4

0,6

1,1

2,2

3,7

7,1

15,2

30,8

51,2

58,3

62,9

69,7

72,0

78,1

81,5

85,0

Австралия

1,1

1,7

2,8

3,9

6,8

12,4

21,8

24,7

26,3

33,3

44,7

57,4

64,6

72,3

82,0

90,3

95,3

Япония

0,7

1,1

1,4

1,7

3,5

9,4

21,6

30,6

37,7

45,3

53,1

59,4

64,4

68,7

72,4

76,3

78,9

Франция

0,5

0,7

0,8

1,0

1,5

2,3

4,2

10,0

19,2

36,5

49,2

62,3

64,6

69,3

73,5

78,8

84,2

США

2,1

3,0

4,3

6,1

9,2

12,7

16,3

20,3

25,1

30,8

38,8

45,0

49,2

55,1

62,9

68,6

76,6

Весь мир

0,2

0,3

0,4

0,6

1,0

1,6

2,5

3,7

5,3

8,1

12,1

15,5

18,6

22,3

27,4

33,9

41,8

Мексика

0,1

0,2

0,4

0,4

0,6

0,7

1,1

1,8

3,5

7,8

14,1

21,5

25,3

29,0

36,6

44,3

51,4

Канада

2,1

2,8

3,6

4,6

6,4

8,8

11,8

14,1

17,8

22,7

28,5

34,4

38,0

42,0

47,0

52,7

57,5

Китай

0,0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,3

0,6

1,1

1,9

3,4

6,7

11,3

16,0

20,9

25,7

30,1

35,1

Источник: World Bank, World Development Indicators. http://data.worldbank.org/indicator/IT.CEL.SETS.P2

Таблица 5.
Количество персональных компьютеров на 100 человек населения

Страна

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия

0,34

0,44

0,64

0,79

1,15

1,76

2,37

2,99

3,47

3,76

6,36

7,54

8,95

8,99

10,43

12,16

13,33

Италия

3,70

4,58

5,46

6,16

7,21

8,44

9,32

11,42

13,35

15,81

18,09

19,83

22,79

26,87

31,20

36,66

н.д.

ОАЭ

н.д.

2,90

3,57

4,17

4,73

6,21

7,32

8,64

9,79

12,35

12,30

12,53

17,26

21,61

25,68

33,08

Аргентина

0,72

0,88

0,99

1,36

3,44

3,57

4,16

4,78

5,30

5,75

6,93

7,77

7,96

8,15

8,34

9,04

н.д.

Германия

8,18

9,37

10,91

12,57

15,09

17,88

20,88

23,88

27,91

29,72

33,62

38,04

43,15

48,46

54,53

60,63

65,55

Велико-
британия

10,83

12,54

14,59

16,63

17,11

20,34

21,83

24,18

27,19

30,67

34,28

37,22

40,41

43,85

59,94

75,81

80,19

Южная Африка

0,71

0,93

1,20

1,49

2,29

2,81

3,57

4,40

5,49

6,06

6,59

6,92

7,29

7,67

8,07

8,46

н.д.

Европа

3,96

4,92

6,03

6,86

10,98

12,94

14,85

17,50

20,32

22,61

26,09

29,22

31,78

36,32

41,88

47,52

47,52

Бразилия

н.д.

н.д.

1,10

1,79

2,79

3,73

4,29

4,83

5,34

6,14

6,90

7,33

7,75

8,16

8,55

8,92

н.д.

Корея

3,72

4,55

5,73

6,92

8,72

10,77

13,85

15,08

17,86

24,73

39,60

47,50

49,35

50,67

51,74

53,36

54,09

Австралия

14,98

16,04

18,40

20,75

24,01

27,55

28,94

32,94

36,88

42,27

46,99

51,51

56,48

60,32

н.д.

н.д.

н.д.

Япония

5,99

6,54

6,92

7,79

9,20

12,04

16,22

20,22

23,73

28,66

31,53

35,86

38,21

40,72

н.д.

н.д.

н.д.

Франция

7,05

7,37

10,83

11,66

13,53

14,69

16,20

19,38

23,22

26,75

30,43

32,94

34,73

41,56

49,57

57,50

65,20

США

21,71

23,32

25,14

27,01

29,45

32,41

35,86

39,98

44,95

50,53

57,06

62,44

н.д.

н.д.

76,37

77,95

80,61

Весь мир

2,49

2,78

3,09

3,32

3,67

4,20

4,79

5,32

6,01

6,87

7,99

8,85

6,87

8,04

11,59

12,89

15,26

Мексика

0,82

1,06

1,51

1,82

2,35

2,63

3,13

3,41

3,67

4,45

5,82

6,97

8,35

9,90

10,98

13,58

14,39

Канада

10,44

12,42

14,38

16,99

19,58

21,80

24,60

27,35

31,08

36,39

41,92

45,69

48,79

52,04

69,98

87,57

94,34

Китай

0,04

0,07

0,09

0,12

0,17

0,23

0,37

0,61

0,90

1,24

1,63

1,97

2,77

3,91

4,09

4,87

5,65

Источник: World Bank, World Development Indicators and EconStats. http://www.econstats.com/wdi/wdiv_597.htm

Совершенствование средств мобильной связи позволило обеспечить доступ в интернет не только из дома и на рабочем месте, но практически в любой точке планеты. Заметно снизилась стоимость информационно-телекоммуникационных услуг.

Первоначально данная тенденция была особенно заметна в городах, однако в настоящее время качество доступа в Интернет вне городских зон практически ничем не уступает мегаполисам.

Данная тенденция свидетельствует о том, что у работников информационной сферы, которые ранее уже получили возможность работать вне офиса, теперь отпала необходимость проживать в непосредственной близости от городов с качественной информационной инфраструктурой.

В результате, в ряде развитых стран намечается тенденция деурбанизации. Увеличение городского населения, как один из факторов индустриального общества более не является определяющим показателем. Не исключено, что это повлияет на такие отрасли экономики как строительство, рынок недвижимости, сферу услуг и т.д.

Кроме того, многие учёные из области социологии, психологии и прочих социальных наук обращают внимание на изменения, происходящие в обществе, каждый член которого на 100% зависит от Интернета.

Постоянный доступ в Интернет, и, как следствие постоянная осведомлённость, является не просто преимуществом, но жизненно важной необходимостью. Большой ценностью пользуются уже новые навыки. Если раньше ценили людей, которые много знают, теперь количеством знаний удивить сложно, так как всё можно «прогуглить». Бо́льшую ценность представляют те, которые обладают профессиональными навыками поиска информации, анализа, сопоставления и умения ориентироваться в информационном пространстве.

Динамика развития пользователей Интернет

Очевидно, что интернет в современном мире становится самым популярным средством информационного взаимодействия. Вместе с тем, следует отметить, что «эра американских пользователей» Интернета заканчивается. Количество американских пользователей заметно уступает гражданам других стран. Об этом свидетельствуют данные, отображенные на рисунке 1. Если в 1991 году количество американских пользователей Интернета составляло почти две трети от общего количества, то к началу второго десятилетия XXI в. доля американцев в Интернете составляла менее 15%, причём количество китайских пользователей за 20 лет практически с 0% выросло до 20%. Возрастает и доля российских пользователей (с 0 до 4%).

Рис. 1.

Динамика количества пользователей интернет в России, США, Китае и Японии 1991-2009 гг. (%)

Источник: подсчитано по: IMF World Economic outlook www.imf.org, World Bank World Development Indicators www.worldbank.org.

Всё это говорит о том, что Интернет-услуги становятся всё более востребованы. Подобно тому, как 20 лет назад американцы освоили Интернет, и в экономике наметился беспрецендентный рост, сейчас то же происходит с Китаем.

Современные Интернет-технологии не требуют специального образования и особой подготовки. Кроме того, колоссальное предложение коммерческих развлекательных услуг во всемирной паутине провоцирует спрос со стороны молодёжи.

Изначально Интернет задумывался как академическая технология, позволяющая усилить информационное взаимодействие между научно-техническим сообществом. За 20 лет существования Интернет зарекомендовал себя как средство информационного взаимодействия далеко не только между научными сотрудниками, но и между другими социальными группами.

В духе хаотичного и неконтролируемого развития, Интернет помимо профессионального сообщества объединил в себе функции развлечения, профессионального обмена, многочисленное количество полезных и не очень коммерческих услуг.

Динамика развития доменов и сайтов

В определённой степени единицей измерения интернета можно считать сайт. Разработанная американскими, а затем европейскими учёными из женевского ЦЕРНа технология World Wide Web (www) основана на том, что каждый сайт в Интернете имеет уникальный адрес. Этот адрес представляет собой уникальный набор цифр, который, для удобства пользователей изменён на буквы. Каждый сайт находится в т.н. доменной зоне. Исторически сложилось, что большинство доменных зон, а соответственно и сайтов соответствуют той стране, в которой они разрабатываются, и для населения которой они предназначены. Однако так было не всегда. Как показано на рисунке 2, на заре распространения Интернета почти половину сайтов составляли сайты в доменной зоне .edu (образовательные) и .com (коммерческие).

В начале 90-х, в период, когда технология Интернет перестала быть одним из научно-исследовательских проектов Министерства обороны США, основное количество сайтов в Интернете находилось в домене .edu (от educational – образовательный). В 1995 г. их доля составляла около 20%, такое же количество сайтов находилось и в домене .com. Созданный домен «дотком» (от commercial – коммерческий) для коммерческих предприятий продолжает оставаться одним из наиболее популярных среди американских пользователей, даже не имеющих отношения к коммерции. Национальный американских домен .us не популярен. С определённой степенью уверенности можно говорить о доткомах как об американском домене. Сравнивая его с другими популярными доменами необходимо отметить, что большой популярностью пользуются домены, не связанные с государствами. В доменной зоне .net (networks – сети) находится почти 35% всех интернет сайтов. Большое количество сайтов находится в японской доменной зоне .jp (почти 7,5%), что свидетельствует о высокой активности Японии в информационном пространстве. Важно отметить, что в абсолютных показателях, количество доменов возросло, согласно Консорциуму интернет систем12, (данные докладов Консорциума – источник рисунка 4). Если в 1995 г. общее количество страниц составляло менее 5 млн. единиц, то к концу 2011 г. Интернет вырос до 850 млн. сайтов.

Высокая доля «доткомов», а также других сайтов, не привязанных к государственным информационным ресурсам, как представляется, является одним из подтверждений ключевой особенности современной системы международных отношений – высокой активности негосударственных акторов в условиях полицентричности, а также важной роли информационного потенциала для повышения конкурентоспособности и обеспечения безопасности.

Рис. 2.

Динамика развития доменов 1995-2011 (%)

Источник: http://ftp.isc.org

Американское научное сообщество было недовольно тем, что Интернет становится коммерческим. Интересно, что в последнее время активное развитие получают сайты, относящиеся к категории негосударственных акторов. Так, практически каждый международный аэропорт получил свой адрес в доменной зоне aero. Ведутся переговоры о создании доменной зоны .facebook и даже .yandex.

В своё время Китай активно экспериментировал с собственными доменными именами и в 2005-2006 г. создал собственные доменные имена: .中国 (.china), .公司 (.company) и .网络 (.network)13. Подобное действие со стороны китайских властей представляло угрозу монополии ИКАНН (Корпорация Интернета по распределению имен и адресов - Internet Corporation for Assigned Names and Numbers – ICANN) на всемирное управление Интернетом. Именно этим, как представляется, была спровоцирована реформа ИКАНН в 2009 г., результатом которой стало создание механизма национальных доменов, не связанных с латиницей. В России, в частности появился домен .рф, не получивший, однако, широкого распространения.

Большой интерес представляет и распространение среди пользователей Интернет новейших технологий информационного взаимодействия. Особый интерес в данном контексте представляют две технологии – облачной организации данных и web 2.0.

«Облачные» технологии позволяют не дублировать хранение данных на разных устройствах, а сохранить всю необходимую информацию в интернете (на одном сервере), получая доступ к ней с разных устройств14. Использование подобной технологии, как представляется, в ещё большей степени облегчило работу американским спецслужбам.

Технологии Web 2.0 – программные продукты, позволяющие коллективно создавать единый информационный ресурс усилиями сотен тысяч различных пользователей. Одним из первых подобных примеров является всемирно известный сайт Wikipedia, уникальная база знаний почти по любой информации, создаваемая тысячами различных пользователей добровольно во всех странах мира.

Особенностью современного информационного общества является то, что успех подобной технологии может состояться только при условии массового использования. Случались ситуации, когда предприятие становилось монополистом в той или иной области, как например корпорация Microsoft, до сих пор значительно опережающая всех конкурентов в области офисных программ и операционных систем для настольных компьютеров. Абсолютное большинство пользователей определяется не столько высоким качеством продукции, сколько безальтернативностью выбора.

Иногда складывается ситуация, когда развитие той или иной технологии происходит в условиях конкуренции между двумя или тремя корпорациями (Google и Yahoo в области предоставления услуг электронной почты, «ВКонтакте» и «Однокласники» в области социальных сетей, Android и Apple OS в области программного обеспечения мобильных устройств и т.д.). Подобная форма конкуренции на рынке, тем не менее, означает, что у той или иной технологии существует большое количество пользователей.

Другим примером технологий Web 2.0 может служить известная технология обмена файлами “torrent”. Достаточно одному пользователю планеты «залить» файл, содержащий, некий результат интеллектуальной собственности, и все пользователи Интернета на планете получают возможность скачать его на свои компьютеры, и более того, копировать, продавать и продолжать нарушения прав интеллектуальной собственности законного правообладателя. Цифровое качество не может ухудшиться при копировании. При этом этим пользователям не обязательно знать друг друга или иметь какие-либо связи. Аналогом неприкосновенности частной собственности, гарантируемой органами государственного управления на национальном уровне, в международных отношениях является понятие суверенитет.

Всё это говорит о том, что фрагментация Интернета, о которой говорилось выше, происходит не только в направлении объединения граждан одного и того же государства. Данная тенденция также происходит и в отношении других факторов, технологически объединяющих тех или иных пользователей Интернет.

Всё это обостряет вопросы глобального управления информационным пространством.

Проблема глобального управления

Создание корпорации ИКАНН, о которой говорилось выше, было обусловлено действиями международного сообщества в середине 1990-х гг., направленными на лишение Соединённых Штатов монополии на управление Интернетом.

«В 1996 г. Международный союз электросвязи (МСЭ) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) предприняли первую попытку участия в выработке глобальных правил регулирования Интернета, оспорив лидирующие позиции США в данной области. ВОИС и МСЭ участвовали в коалиции «Международный специальный комитет Интернета» (Internet International Ad Hoc Committee – IAHC), созданной с целью противодействия попыткам США коммерциализировать Интернет. Несмотря на то, что создания ИКАНН и коммерциализации Интернета избежать не удалось, решение о создании ИКАНН фактически представляет собой результат асимметричного компромисса, достигнутого в 1998 г. на Полномочной конференции МСЭ в Миннеаполисе. США поддержали проведение Саммита по вопросам ИКТ под эгидой ООН и при координирующей роли МСЭ, а секретариат МСЭ в обмен на это согласился на создание ИКАНН»15. Несмотря на то, что ИКАНН – некоммерческая неправительственная организация, правительство Соединённых Штатов сохранило достаточно действенный механизм управления Интернетом, подтверждённый меморандумом о взаимопонимании, подписанным с Министерством торговли США при создании ИКАНН.

Политика США в отношении ИКАНН и регулирования Интернета менялась в зависимости от взглядов действующей администрации. Вопросы управления Сетью не связывают напрямую с проблематикой милитаризации киберпространства, хотя очевидно, что эти темы взаимосвязаны.

В рамках этого мероприятия с 2003 г. проходили встречи, в которых принимали участие представители научных, государственных и коммерческих кругов всех стран − членов ООН. На них обсуждался широкий круг вопросов, связанных с развитием информационных технологий в мире. В ходе подготовительной работы к саммиту по информационному обществу была озвучена американская позиция по вопросу международного управления Интернетом.

Одной из основных проблем, обсуждавшихся на саммите, стали угрозы международной информационной безопасности, связанные с техническими и политическими аспектами управления Интернетом. Технически этими вопросами занимается упомянутая выше Интернет-корпорация по присвоению имён и номеров. Исторически сложилось, что все вопросы управления Интернетом решаются в этой организации, подотчётной правительству США. За прошедшее десятилетие Всемирная сеть широко распространилась в мире, поэтому, по мнению многих, в первую очередь европейских, экспертов, участвовавших в саммите, Соединённые Штаты более не должны контролировать Интернет. В докладе рабочей группы, созданной по инициативе ООН, в ходе подготовки саммита были сформулированы основные понятия, связанные с функционированием этой сети. Кроме того, в докладе приводилось подробное описание той роли и тех функций, которые могут выполнять в области регулирования Интернета правительство, гражданское общество и частный бизнес.

Понятию «управление Интернетом» в докладе дано следующее определение: «Оно представляет собой разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета»16.

Такая формулировка позволяет обеспечить возможность равноправного участия всех членов международного сообщества в развитии Интернета, учитывая не только государственные, но и коммерческие, частные и прочие интересы. Кроме того, подобная формулировка не позволяет ни одной из сторон занять доминирующие позиции и оказывать давление на общую стратегию развития и управления Интернетом.

В докладе прозвучали предложения передать некоторые функции управления Интернетом международным организациям, например Международному союзу электросвязи. Одна из основных идей, выраженных в докладе, – ответственность за его управление − не должна полностью возлагаться на государственное руководство Соединённых Штатов17.

Позиция США по этому вопросу состояла в том, что ИКАНН доказало свою дееспособность, и стабильное развитие Интернета происходило во многом благодаря её деятельности. Таким образом, американское правительство не передаст функции управления Интернетом никакому другому органу или правительству.

Эта позиция была сформулирована в письме государственного секретаря США К. Райс и министра финансов К. Гутьерреса, распространённом накануне очередного саммита, где должно было быть принято решение об учреждении международного органа, отвечающего за управление Интернетом18.

Однако в 2009 г., с началом президентства Б. Обамы, в ИКАНН произошли достаточно заметные реформы. Согласно новому документу «Подтверждение обязательств» (Affirmation of Commitments), заключённому между Министерством торговли США и ИКАНН19, последняя получила большую независимость. Кроме того, значительные полномочия в области управления Интернетом получил Правительственный консультативный комитет при ICANN (Government Advisory Committee – GAC).

В декабре 2012 г. в ходе Всемирной конференции по международной электросвязи на саммите МСЭ в Дубае произошла очередная попытка реформирования глобальной системы управления Интернетом. Принятый в ходе конференции международный документ20 значительно расширяет полномочия органов государственного управления в сфере регулирования Интернета, а значит, и глобального управления информационным пространством. Принятие данного документа вызвало серьёзное недовольство американских законодателей. Накануне конференции американский конгресс единогласно принял резолюцию, осуждающую расширение государственных полномочий в сфере информации21. А глава американской делегации на конференции МСЭ Т. Крамер заявил, что «будет активно противодействовать российским предложениям по реформе МСЭ», назвав их «самым большим разочарованием по сравнению с предложениями других стран»22.

Очевидно, что процесс реформирования глобального управления Интернетом не закончен. Судя по всему, в ближайшей перспективе поступят новые предложения, принятие которых спровоцирует новые противоречия, а, возможно, и конфликты. Как представляется, проблема регулирования глобального информационного пространства станет одним из приоритетов в формирования новой полицентричной системы международных отношений.

Заключение

Научно-технический прогресс всегда оказывал заметную роль на развитие человечества. В XX веке одним из ключевых направлений НТП стало развитие информационных технологий. Под влиянием информационной революции происходят колоссальные изменения в обществе.

В начале XXI века заметно возросло влияние информационной революции на всю систему международных отношений в целом. 20 лет существования и развития Интернета уже позволяют сделать ряд выводов относительно того, в какую сторону будет развиваться глобальное информационное пространство. Очевидно, что с усилением политической роли информационных ресурсов и информационного пространства, Интернет будет оказывать большое влияние на формирование полицентричной системы международных отношений.

С одной стороны Интернет позволяет усилить взаимодействие и взаимозависимость различных субъектов системы международных отношений, причём не только на межгосударственном уровне, но и на уровне взаимодействия между простыми гражданами.

Появление и усиление влияния негосударственных акторов системы международных отношений также во многом развивается благодаря появившимся информационно-технологическим решениям.

Важно отметить, что масштабного спроса на глобальное взаимодействие не наблюдается. Информационное взаимодействие во многом происходит на национальном, либо региональном уровнях.

Усиление роли органов государственного управления в информационном пространстве способствует такой принципиальной тенденции развития интернета как фрагментация.

Именно благодаря фрагментации в настоящее время можно говорить об усилении и консолидации национальных информационных ресурсов. Вместе с тем, важно отметить, что существует и другое направление их консолидации, связанное с тем, что мировой информационно-телекоммуникационный рынок Интернет-услуг в значительной степени монополизирован американским компаниями. Объединяя пользователей различных стран и предоставляя различные услуги, такие компании как Google, Apple, Microsoft, Facebook и прочие, позволяют аккумулировать мировые информационные ресурсы.

Генеральная тенденция развития информационного пространства связана с тем, что заканчивается эра «американского» Интернета. Интернет был создан в США и долгое время управлялся при непосредственном участии американского политического руководства.

Наряду с фрагментацией, в настоящее время обострилась проблема глобального регулирования информационного пространства. США уже уступают по количеству пользователей, по производству и экспорту мировых информационных технологий, по количеству веб сайтов, другим странам, в первую очередь Китаю. «Диктовать» свои правила становится всё сложнее.

Есть основания полагать, что наряду со значительно возросшей ролью Интернета в международных отношениях, регулирование информационного пространства станет одним из приоритетов создания системы глобального управления полицентричной системы международных отношений.


1 Работа выполнена при поддержке гранта Администрации Президента № МК-189.2013.6

2 Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. С. 19

3 DHL Global Connectedness Index 2012. Analyzing global flows and their power to increase prosperity. P. 18 // http://www.dhl.com/content/dam/flash/g0/gci_2012/download/dhl_gci_2012_complete_study.pdf

4 По материалам сайта Thomas.loc.gov.

5 A Broad Coalition Indeed! by Kate Spence 05/12/2011 // http://blog.mpaa.org/BlogOS/post/2011/05/12/A-Broad-Coalition-Indeed!.aspx.

6 An Overview Why Microsoft's Worth $42.Trefis Team. 9 January 2013 // http://www.forbes.com/sites/greatspeculations/2013/01/09/an-overview-why-microsofts-worth-42/

7 Sergey Brin and Lawrence Page. The Anatomy of a Large-Scale Hypertextual Web Search Engine. Computer Science Department, Stanford University, Stanford. 1998

8 Google. Прорыв в духе времени, Издательство: Эксмо, 2007 г., стр. 69

9 How Big is Google? Craig Labovitz. March 16th, 2010 Arbor Networks

10 Ville Heiskanen. Google to Acquire Motorola Mobility for $12.5 Billion. // bloomberg.com

11 Наталья Райбман. Microsoft покупает мобильный бизнес Nokia. // vedomosti.ru.

12 http://ftp.isc.org

13 China's New Domain Names: Lost in Translation. Feb 28, 2006. Rebecca MacKinnon. CircleID // http://www.circleid.com/posts/chinas_new_domain_names_lost_in_translation/

14 Загружая, таким образом, информацию в оперативную память, но не на жесткий диск.

15 Зиновьева Е. С. Международное управление Интернетом: конфликт и сотрудничество / Е. С. Зиновьева ; под науч. ред. А. В. Крутских. М. : МГИМО-Университет, 2011. С. 61

16 Доклад рабочей группы по управлению Интернетом, Шато де Босси. Июнь 2005 года // Организация Объединённых Наций : интернет-сайт. 29 с. URL: http://www.un.org/ru/development/ict/wgig_report.pdf

17 Там же.

18 McCarthy K. Read the letter that won the internet governance battle. Condoleezza Rice’s missive to the EU (November 7, 2005) / Kieren McCarthy // The Register: website. 2005. December 2. http://www.theregister.co.uk/2005/12/02/rice_eu_letter/print.html

19 Affirmation of commitments by the United States Department of Commerce and the Internet corporation for assigned names and numbers // Internet Corporation for Assigned Names and Numbers: website. 2009. September 30. http://www.icann.org/en/about/agreements/aoc/affirmation-of-commitments-30sep09-en.htm .

20 International Telecommunication Union Final Acts of the World Conference оn International Telecommunications (Dubai, 2012) // Международный союз электросвязи : интернет-сайт. 24 с. http://www.itu.int/en/wcit-12/Documents/final-acts-wcit-12.pdf.

21 S. CON. RES. 50, 112th Congress 2d session: Expressing the sense of Congress regarding actions to preserve and advance the multistakeholder governance model under which the Internet has thrived // US Senate Committee on Foreign Relations : website. 2012. June 27. 3 p. http://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/S%20Con%20Res%2050.pdf.

22 Amb. Kramer on International Telecommunications Conference, November 29, 2012 // IIP Digital : website. 2012. November 29. http://translations.state.gov/st/english/texttrans/2012/11/20121129139303.html#ixzz2UZwOi5wW.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.