Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2013

МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ НА РУБЕЖЕ ХХ – XXI ВЕКОВ1

М.А. Никитенкова, к.э.н.,
руководитель Центра исследовательских
и образовательных проектов ИСКРАН,
шеф-редактор электронного научного журнала
«Россия и Америка в XXI веке»
e-mail:

Аннотация. В статье тенденции развития сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), влияние мирового экономического кризиса на данную сферу.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновационная экономика, инновации, бизнес-модели, информационная инфраструктура США.

WORLD MARKET OF INFORMATION SERVICES AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Maria Alexandrovna Nikitenkova,
Ph.D. (Economics), The Head of the Center of the research and educational projects,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences,
Editor-in-Chief, scientific journal “Russia and America in the XXI century”
e-mail:

Annotation. The article is devoted to analysis a tendency of development of word market of at the turn the XX-XXI centuries and , influence of a world economic crisis on this sphere.

Keywords: information and communication technologies, innovative economy, innovations, business models, information infrastructure of the USA.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают в себя телекоммуникации, производство ПО, производство компьютеров и электронного оборудования приобретают новое измерение влияния.

В период 2003-2009 гг. ИКТ создал около 5 процентов в мировом ВВП, 2008 году 5.4 процентов ВВП, эксперты ожидают роста до 8.7 процентов к 2020 году2

По данным Gartner в 2010 г. Объем мирового рынка ИКТ по затратам составил 3,4 трлн долларов при росте на 5,3% по сравнению с 2009 г. Затраты на ИТ-сервисы со стороны пользовате лей составили 821 млрд долл., на компьютеры – 353 млрд (5,7 % роста), на ПО – 232 млрд (5% роста), на телекоммуникации – 1,9 трлн долларов3. В целом, оборот внешней торговли ИКТ и информационных услуг увеличился в 2,5 раза за период 1990-2010 гг. Основной прирост оборота по позициям ИКТ (65%) в мире обеспечивался в основном КНР, Индией при росте в 4,5 раза и составил 50% мирового объема4

Диверсификация ИКТ-услуг привели к росту расходов на приобретаемые ИКТ (табл. 1) и оказываемые информационные услуги внутри корпораций.

Таблица 1
Расходы конечных пользователей ИКТ-услуг
по сегментам мирового рынка ИКТ-услуг (млрд долл.)

Сегменты

2007

2008

2009

ИКТ консалтинг

65

71

76

Разработка ПО

233

256

272

Информационные услуги внутри компаний

201

221

234

Аппаратная поддержки

90

95

97

Сопровождающая поддержка при интеграции ПО

49

55

60

Всего

638

698

742

Источник: Gartner Study (2009).URL: http://www.gartner. com/it/page.jsp?id=72881

Доля ИКТ сектора в структуре мировой экономики в условиях глобализации стала гораздо больше благодаря вторичному информационному сектору и подразделениям фирм, производящих информацию и ИКТ услуги для внутрифирменного потребления. Это отражается на росте цен на товары, поскольку продукция вторичного информационного сектора не имеет самостоятельной рыночной оценки и включается в рыночную цену выпускаемого неинформационного товара.

Ситуация, сложившаяся на мировом рынке ИКТ услуг к 2010 г., отразилась на его структуре (табл. 2)

Таблица 2
Основные поставщики информационных услуг для мирового рынка

Мировой рынок информационных услуг в промышленно развитых странах подошел к окончанию цикла интенсивного развития услуг и перешел к удовлетворению этими услугами массового потребителя.

Развивающиеся страны не смогли еще в полном объеме создать условия для поднятия своей ИКТ индустрии до уровня передовых стран присутствующих на рынке. Первая группа стран мирового рынка информационных услуг видит выход из кризиса путем освоения информационных продуктов нового поколения, основанных на новых принципах и технологиях сбора и обработки информации. Вторая группа стран (развивающиеся страны) стремится преодолеть информационную отсталость за счет масштабного внедрения компьютеров и информационной технологии в экономику, науку и домашние хозяйства5

Доминирующее положение на исследуемом рынке занимают ТНК: America Online – Time Warner (США), Vivendi Universal (Франция), Viacom (США), Bertelsmann (ФРГ), News Corporation (США), входящие в список 500 ведущих корпораций мира. Группу менее крупных, но влиятельных поставщиков информационных услуг, составили Bloomberg (США), ThomsonReuters (США), Associated press (США), France Press (Франция), Dun & Bradstreet Corp., (США), а также интернет-компании Google, Yahoo! (США), являющиеся наиболее доходными компаниями в мире (табл. 3)

Таблица 3
Десять крупнейших компаний мира, производящие ПО и предоставляющие
информационные услуги, по уровню капитализации (млрд долл.)

Название компании

Место в рейтинге

Инвистиционный рейтинг.

Капитализация

Стоимость бренда

2010

2009

2010

2009

2010

2009

2010

2009

Google

1

2

AAA+

AAA

157,9

79,1

36,2

29,3

Microsoft

2

1

AAA+

AAA+

199,9

140,3

33,6

30,9

Amazon

3

5

AA

AA-

54,9

19,4

13,3

7,5

Oracle

4

3

AA+

AA+

105,1

83,8

12,8

11,1

SAP

5

6

AAA-

AA+-

58,3

41,2

7,6

6,1

Xbox

6

9

AA+

AA-

30,5

11,7

5,7

3,9

eBay

7

8

AAA-

AA+

18,7

9,1

5,1

4,0

Yahoo!

8

7

AA

AA

17.1

12,9

5,1

4,7

Norton

9

10

A+

A+

13,1

10,2

3,6

3,3

QVC

10

12

AA-

A

8,4

6,2

3,3

2,1

Источник: BrandFinance Global 500 :The summary report on the world’s most valuable brands, February, 2010. – 32 p.

Несмотря на финансовый кризис и рецессию в мировой экономике быстрорастущими компании по-прежнему остаются компании из сектора ПО, связи и ИТ. Совокупная стоимость 10-ти компаний, представленных на мировом рынке информационных услуг, составила в 2010 г. 97 млрд долларов. Информационно-медийные компании развитых стран по уровню капитализации также имеют высокий рейтинг. Большинство из них относится к ТНК (по объемам выручки и по степени влияния в мире). Среди основных информационно-медийных ТНК наибольшая доля в секторе информационных услуг приходится на корпорации США (табл.4).

Таблица 4
Десять крупнейших медийных компаний мира
по уровню капитализации (млрд долл.)

Название компании

Место в рейтинге

Инвистиционный рейтинг.

Капитализация

Стоимость бренда

2010

2009

2010

2009

2010

2009

2010

2009

Walt Disney (США)

1

1

AAA

AAA

67,1

51,6

20,0

16,7

Comcast (США)

2

3

AA+

AA

65,7

73,3

11,9

11,3

Time Warner (США)

3

2

AA+

AA+

32,8

51,1

8,4

11,8

FOX(США)

4

4

AA

AA-

21,1

28,8

6,2

5,5

DIREC TV (США)

5

6

AA

A+-

17,2

12,6

5,0

3,3

CBS(США)

6

7

AA-

AA-

14,3

10,5

4,5

3,2

Univarsal Music Gr. (Франция)

7

11

AA-

A

15,7

15,0

3,3

2,5

Sky news (Великобритания)

8

9

AA

AA

_

14,7

3,2

3,1

MTV Networks(США)

9

10

AA+

A+

14,9

10,9

3,2

2,8

Thomson Reuters (США)

10

12

AA

A+

13,9

10,8

2,8

2,4

Источник: BrandFinance Global 500 :The summary report on the world’s most valuable brands, February, 2010. – 32 p.

После кризиса 2000 г. малые фирмы в информационной сфере обанкротились, а выжившие крупные компании стали основной формой бизнеса на мировом рынке информационных услуг. Лидерами на сегментах деловой и научно-технической информации были и остаются американские, английские и французские компании, формирующие базы и банки данных: News Corporation S.A., Dow Jones &Co, Reed Elsevier, LexisNexis Group, Wolters Kluwer, Thomson Corporation, Reuters, Knight Ridder, Internet Securities Inc., Dun&Bradstreet (D&B), Gartner Inc. 6

С 2002-2003 мировые информационные потоки отражают тенденции развития мировой экономики, центры которой находятся в наиболее развитых странах – страны Северной Америки и Европы. Через США, Канаду и Западную Европу проходили почти все мировые потоки информации, которые производились и потреблялись в этих же странах, а также направлялись в другие регионы мира. К концу 2010 г. В мире центрами-генераторами информации были 3,5 тыс. компаний, а 4,22 тыс. компаний – поставщиками информационного сырья, что в совокупности с государственными информационными службами составило около 8 тыс. информационных агентств7

По мере того как рынки ИКТ становились все более конкурентными, наметилась тенденция к регулированию по фактическому положению с использованием закона о конкуренции и постепенному отходу от упреждающего регулирования конкретных секторов. Так, используя возможности конвергенции, широкополосная платформа может предоставлять услуги электросвязи, информационные услуги, услуги вещания и многие другие. Часто при регулировании используется подход, основанный на "виде деятельности и технологии", и он зачастую ограничивает взаимное проникновение на рынки. Как правило, существуют самостоятельные регулирующие органы для различных видов деятельности, которым активно помогает вспомогательный регулирующий орган, занимающийся радиочастотным спектром. Нередко цели правительства меняются в соответствии с конкретным видом деятельности, и особенно это касается радиовещания и электросвязи. При регулировании радиовещания основное внимание уделяется социальному и культурному влиянию, оказываемому сектором, тогда как при регулировании электросвязи основная задача состоит в обеспечении перехода от монополии к конкуренции. Конвергенция ставит такое положение вещей под сомнение, поскольку контентом в этих видах деятельности являются неразличимые цифровые сообщения. Хотя цели правительства в отношении "видов деятельности" возможно и не изменились, в новом рыночном пространстве реализовать их будет труднее. Регулирование как радиовещания, так и электросвязи осуществляется в целях обеспечения той или иной формы универсального доступа и универсального обслуживания.

Другой аспект необходимости регулировать рынок – это предоставления как линейных, так и нелинейных услуг. Телевизионные передачи рассматриваются в качестве линейных услуг, при которых контент "проталкивается". Услуги, предоставляемые по запросу, рассматриваются в качестве нелинейных, при которых контент "вытягивается". Европейский Союз (ЕС) относит к нелинейным услугам любую аудиовизуальную медиауслугу, при которой пользователь заблаговременно принимает решение о времени передачи той или иной конкретной программы. В большинстве случаев нелинейные услуги регулируются правилами для электронной коммерции, а не законами о радиовещании. Поэтому эти два вида контента подлежат различным формам регулирования в отношении обязательств, режима транслирования рекламы, а также того, что получило название регулирования "позитивного" контента, например требований поддержки производства независимого контента.

Ключевые риски в конвергированной среде, способной предоставлять как линейные, так и нелинейные услуги, состоят в том, каким образом и какое учреждение должно регулировать эти платформы и контент, который они передают. Существуют ли случаи, когда следует продолжать регулирование согласно соответствующей технологии той или иной платформы, если все платформы предоставляют одни и те же услуги, приложения и контент? Должны ли платформы, которые практически полностью заменяют друг друга, регулироваться одинаково? Например, регулирование издательской деятельности обладает некоторыми характеристиками радиовещания, в частности, в том, что касается ценностей, несовершеннолетних, оскорблений и клеветы. Интернет в значительной степени не регулируется, однако осуществляется некоторый контроль за контентом. Пока еще накоплено мало опыта регулирования "веб-трансляции", хотя аудиовизуальный поток контента в прямом эфире может оказаться очень близким аналогом-заменителем телевизионного вещания. Эти платформы все чаще предоставляют частично или полностью совпадающие услуги, приложения и контент.

Тенденций развития мирового рынка ИКТ-услуг, на мой взгляд, следующие:

- Крупные корпорации играют на мировом рынке информационных услуг ведущую роль, поскольку они занимаются не только переработкой информации, но выполняют весь комплекс информационной работы и оказывают влияние на экономику и даже на общество.

- Информатизация и компьютеризация разных отраслей мировой экономики достигли такого уровня, когда информационная составляющая просматривается практически в каждой сделке, что отражается не прямо, а косвенно на ценообразование на мировом рынке информационных услуг.

В ближайшие десятилетия США еще будут оставаться лидером в информационной сфере. США и Канада хорошо подготовлены, чтобы ответить на вызовы в области информационного развития. Они имеют ряд преимуществ: развитую инфраструктуру и человеческий капитал, экономику, кроме того, они имеют развитое информационное законодательство, которое способно обеспечивать защиту авторских прав и интеллектуальных прав собственности.

Промышленно-развитые страны вложили капитал в развитие национальных широкополосных сетей, которые создали прочный фундамент стимулирования развития сектора ИКТ на всех уровнях – Интернет сервисов, телекоммуникаций, ИКТ услуг и даже услуг СМИ, все ИКТ проходят через телекоммуникационные каналы, используя возможности конвергенции расширяя рынок информации как со стороны компаний, так и со стороны потребителей


[1] Исследование выполнено по гранту РГНФ «Анализ рисков инновационной деятельности и их факторов» проект №11-02-00656.

[2] Soumitra Dutta and Beñat Bilbao-Osorio. The Global Information Technology Report 2012 Living in a Hyperconnected World - World Economic Forum, 2012

[3] По данным Gartner. http://www.gartner.com/technology/home.jsp. 02.03.2010.

[4] Measuring the information society, 2010. ITU-D. Switzerland, Geneva: ITU, 2010. – 110 р.

[5] Никитенкова М.А. Инновационной деятельность ИКТ корпорации США в условиях глобализации - «Россия и Америка в XXI в.» №2, 2012 – 1 а.л.

[6] Howlett Dennis. Gartner wins in ZL lawsuit: but is it a pyrrhic victory? November 5, 2009. URL: http://www.zdnet.com/blog/howlett/gartner-wins-in-zl-lawsuit-but-is-it-a-pyrrhic-victory/1485

[7] The 2010 Thomson Reuters Annual Report. URL: http://ar.thomsonreuters.com.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.