Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2013

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДСКОЙ ПРОВИНЦИИ КВЕБЕК

С. В. Прокопьев, к.т.н., консул Генерального консульства России в Монреале, Канада,
e-mail:

Аннотация. В рамках статьи рассматривается система образования в Квебеке, Канада. Проанализированы ее уровни, представлены выборочные статистические данные по провинции и стране, характеризующие существующие особенности.

Ключевые слова: образование, система образования, школа, колледж, университет, Квебек, Канада.

THE FEATURES OF EDUCATION SYSTEM IN QUEBEC, CANADA

Sergey Prokopiev
PhD, consul of Consulate General of Russia in Montreal, Canada,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article gives insight into Quebec’s education system. The paper analyzes its levels and gives some statistical information about matters of education in the province and Canada.

Keywords: education, education system, school, college, university, Quebec, Canada.

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет общегосударственной системы образования. Действующая модель состоит из десяти провинциальных и трех территориальных подсистем (в соответствии с административным делением), отражающих религию, историю и культуру конкретного региона.

Сильной стороной канадского образования является тесная связь академических программ с практикой. Учебные планы составляются с учетом мнений будущих нанимателей выпускников, с поправкой на состояние рынка труда. Хорошую репутацию имеет подготовка специалистов в области аэрокосмической индустрии, микроэлектроники, медицины, биотехнологий, бизнеса и естественных наук.

Небезынтересным представляется более подробное рассмотрение некоторых особенностей системы образования в крупнейшей провинции страны Квебеке. Для ее анализа в статье использованы и обработаны данные, базирующиеся на информации статистического управления Канады и статистической службы Квебека, опубликованной по состоянию на конец 2013 года.

Система образования Квебека находится в ведении Министерства образования, отдыха и спорта провинции. Она основана на разделении ответственности между правительством, университетами, колледжами, школьными комиссиями и школами. Провинциальные власти считают образование одним из приоритетов своей деятельности и направляют на него значительные ассигнования (например, в 2008 году - около 8 млрд. долл. США1). В настоящее время в различных образовательных учреждениях учатся около 1,8 млн. человек. При этом в провинции, как и во всей Канаде, осуществляется правительственный контроль содержания и качества школьного преподавания. Кроме того, федеральное правительство отвечает за образование коренных жителей Канады, военных и членов их семей, а также предоставляет субсидии на научно-исследовательскую деятельность.

В целом система включает в себя четыре ступени образования (Табл.1): начальное (включая дошкольное), среднее, колледж и университет. Первые три из них являются бесплатными (за исключением частных учебных заведений и детских садов).2

Таблица 1.
Система образования в Квебеке

Ступень образования

Учреждение образования

Английское наименование

Возраст

1. Начальное

детский сад

kindergarten

4-6

начальная школа

elementary school

6-12

2. Среднее

средняя школа

secondary (high) school

12-17

3. Колледж

колледж

college

4. Университет

университет

university


Школьное образование является обязательным для детей в возрасте от 6 до 16 лет. В 2010-2011 учебном году количество посещающих начальные и средние школы составляло 869 169 человек (11,12% от общей численности населения провинции), колледжи – 214 761 (2,75%), университеты 287 475 (3,68%). Численность же населения провинции в этот период достигала 7 815 955 человек. При этом общеканадское соотношение учащихся в школах, колледжах и университетах к населению страны составляло соответственно 14,24%, 2,17% и 3,74%.3, 4

Преподавание ведется на французском, английском и некоторых языках индейцев, проживающих в стране. Для Квебека язык является одним из самых «болезненных» вопросов. В соответствии с Хартией французского языка, принятой в 1977 году, ученики обязаны посещать французские школы. Тем не менее, при выполнении определенных требований и получении специального разрешения дети могут ходить в англоязычную школу (например, те, чьи родители - канадские граждане, получили большую часть начального или среднего образования на английском языке в других районах Канады). Это ограничение не распространяется на частные школы, не получающие субсидий от провинции, колледжи и университеты.

Согласно статистическим данным, только французским владеют около 52% населения провинции, а не знают его – 5,63%.5 При этом 11,2% учеников посещают государственные школы с преподаванием на английском языке.

Дошкольное образование не является обязательным и возможно с 4 лет. Родители могут выбрать, куда отправить своего ребёнка (обыкновенные детские сады, дошкольные учреждения, находящиеся при начальных школах, специализированные группы родительских, добровольных и частных организаций). Период нахождения детей в подобных заведениях обычно совпадает с семестрами начальной школы. Во всех дошкольных учреждениях, финансируемых правительством, дирекция и персонал могут выбирать методику преподавания и необходимые материалы.

Обучение в начальной школе начинается с шести лет и продолжается до шестого класса включительно. Программа предусматривает ознакомление с пятью образовательными направлениями:

  1. языковое (французский и английский, соотношение между ними определяется языковой направленностью школы);
  2. основ математики, науки и техники;
  3. основ географии, истории и обществоведения;
  4. основ искусства (пластика, музыка, драматическое искусство);
  5. развития личности (физическое воспитание, здоровье, этика, религиозная культура).

Средняя школа в Квебеке рассчитана на пять лет. Кроме базовых предметов учащиеся имеют возможность выбрать и дополнительные. В случае успешного освоения какой-либо из дисциплин, предусмотрено ее углубленное изучение на основе специального курса. Школы хорошо оборудованы, компьютеризированы и имеют выход в Интернет. Как правило, мальчики и девочки учатся совместно. Однако существуют частные учебные заведения с раздельным обучением. Учебный год, разделенный на триместры, начинается в конце августа, а заканчивается - в конце июня. Каникулы, продолжительностью около недели, привязаны к праздникам (а не триместрам) и проводятся трижды в году. В отдельных случаях ученики могут обучаться дистанционно.

Годовой доход преподавателей во многом зависит от школы и опыта работы. В среднем для начинающего педагога он составит около 34 500 долл. США.6

Значительное внимание в процессе учебы уделяется тому, чтобы дети задумывались о своей будущей работе, на что ориентирован специальный предмет, включенный в сетку расписания.

Частное образование сосуществует наряду с государственной системой и может быть конфессиональным. Стоимость обучения в частных заведениях варьируется, превышая в некоторых случаях 10 тыс. долл. США в год. Поступление, как правило, проводится по результатам вступительных тестов. Кроме обязательных учебных программ, предписанных властями, такие школы имеют право добавлять дисциплины по своему усмотрению.

По итогам обучения выпускники средних учебных заведений получают дипломы, позволяющие поступать в колледж. При этом они не дают права на поступление в университет. Кроме того, после окончания школы либо до ее завершения (в случае достижения 16 лет) возможен переход на обучение в профессиональное училище (т.н. trade school), а также начало трудовой деятельности.

В 2006 году около 18% взрослого населения Квебека (в возрасте от 25 до 64 лет) имели документ об окончании профучилища, что является самым высоким соотношением среди районов Канады. Вместе с тем 17% не завершили среднюю школу и только около 21% имели диплом об ее окончании. Интересным является и тот факт, что 94% лиц, получивших образование в провинции, оставались проживать в ней.7

Желающие получить среднее специальное или высшее образование продолжают обучение в колледжах. В Квебеке насчитывается около 50 подобных учебных заведений, финансируемых правительством, и 21 частное. Их программы рассчитаны на два – три года. Двухлетний курс ориентирован на подготовку и последующее поступление в университет, трехлетний – на получение специальности, позволяющей начать трудовую деятельность. Колледжи управляются специальными советами, включающими преподавателей, студентов и представителей общественности.

Учебные планы колледжей предусматривают изучение гуманитарных и естественных наук, включая литературу, философию, языки и физическое воспитание.

Для поступления в университет необходимо иметь 13 лет довузовского обучения, что на один год больше, чем в остальных административных единицах Канады. Данное обстоятельство создает определенные трудности прибывающим в Квебек из других районов и принуждает их к дополнительному году занятий.

В Квебеке насчитывается 17 университетов, включая 14 франкоязычных и 3 англоязычных (Табл. 2). Особое место занимает Квебекский университет, филиалы которого расположены в различных населенных пунктах.

Таблица 2.
Высшие учебные заведения провинции Квебек

Наименование

Расположение

Год осно-вания

Язык

Веб-сайт

Коли-чество студентов*

университет Бишоп

Шербрук

1843

англ.

www.ubishops.ca

2756

университет Конкордия

Монреаль

1974

англ.

www.concordia.ca

45954

Высшая техническая школа

Монреаль

1974

фран.

www.etsmtl.ca

7000

Национальная школа администрирования

Квебек

1969

фран.

www.enap.ca

2133

Политехническая школа

Монреаль

1873

фран.

www.polymtl.ca

7400

Коммерческая школа

Монреаль

1907

фран.

www.hec.ca

12200

Национальный научно-исследовательский институт

Квебек и Монреаль

1969

фран.

www.inrs.ca

600

университет Макгилла

Монреаль

1821

англ.

www.mcgill.ca

37500

Монреальский университет

Монреаль

1878

фран.

www.umontreal.ca

60000

Шербрукский университет

Шербрук

1954

фран.

www.usherbrooke.ca

40000

Квебекский университет

Абитиби-Темискаминг

1970

фран.

www.uquebec.ca

84000

Квебекский университет

Гатино

1970

фран.

Квебекский университет

Шикутими

1969

фран.

Квебекский университет

Монреаль

1969

фран.

Квебекский университет

Римуски

1969

фран.

Квебекский университет

Труа-Ривьер

1969

фран.

университет Лаваля

Квебек

1663

фран.

www.ulaval.ca

48000

*Данные по численности студентов взяты согласно информации, размещенной на сайтах университетов, и не совпадают с результатами переписи. Расхождения связаны с округлением количества обучаемых вузами, а также включением в их число иностранцев и лиц, посещающих различные курсы при учебных заведениях.

Требования к поступающим зависят от конкретного вуза, выбранной программы и специальности.

Некоторые учебные заведения предлагают т.н. кооперативные формы, предусматривающие включение в учебный план оплачиваемой стажировки. Это позволяет студентам получить опыт работы и дает определенные преимущества на рынке труда.

В качестве интересного примера можно отметить одно из самых больших и старейших образовательных учреждений Канады - университет Лаваля в Квебеке, основанный в 1663 году и насчитывающий свыше 48 тыс. студентов (более 4,6 тыс. иностранных).8

Из его стен вышли многие представители канадской элиты, включая бывших премьер-министров Ж.Кретьена и Б.Малруни. В состав университета входят 30 исследовательских центров, выполняющих проекты как в интересах государства, так и частного бизнеса. В них проводятся работы по изучению проблем телекоммуникации, лазерных технологий, экономики и финансов, международных отношений, методов передачи сигналов, астрофизики. Подготовка студентов осуществляется на факультетах архитектуры, бизнес-администрирования, естественных наук, инженерного дела, искусств, медицинском, музыки, педагогическом, прикладных наук, социальной работы, стоматологическом, теологии, фармакологии и юридическом.

Обучение в университетах включает три этапа: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Для получения степени бакалавра по большинству специальностей необходимо три года. Однако инженерное дело и педагогика требуют четыре, а медицина, фармацевтика и стоматология предполагают обязательное прохождение профессиональной практики.

Магистратура рассчитана на два года и ориентирована на развитие исследовательских навыков. Обучение предусматривает проведение научных изысканий и подготовку квалификационной работы. Наряду с магистратурой существует возможность дополнительного развития профессиональных навыков и получения диплома о специализированном высшем образовании.

Следующим этапом является получение степени доктора наук. Его содержание направлено на подготовку научных сотрудников, которые ведут исследовательскую деятельность и работают над диссертацией.

Согласно статистическим данным за 2006 год, количество лиц, имеющих диплом бакалавра в Квебеке, составляло 657 595 человек (22% от общеканадского показателя), диплом магистра – 193 975 (22,4%), доктора – 40 360 (22,8%). При этом в провинции проживают около 23,6% населения страны.9

Многие университеты предоставляет студентам дополнительные услуги (медицинское обслуживание, общежитие, специальные программы помощи первокурсникам, помощь инвалидам). Студенты-иностранцы могут получить работу в своем учебном заведении.

Университеты субсидируются правительством Квебека и привлекательны из-за относительно низкой стоимости обучения по сравнению с другими вузами Северной Америки. Так, из обшей суммы расходов квебекских университетов и колледжей, в 2009 году составлявшей около 8,5 млрд. долл. США, 57,2% просубсидировало провинциальное правительство, 9,9% - федеральное и 0,03% - местные власти. При этом плата за обучение покрыла только 9,31% общих расходов учебных заведений. Для сравнения можно отметить, что по Канаде в целом покрытие расходов за счет стоимости обучения составило 20,78%.10

Средняя плата за первый этап обучения в университете (бакалавриат) для жителей провинции в 2013-2014 учебном году составляет около 2550 долл. США. При этом самым дорогим является обучение гуманитарным специальностям (3245 долл. США), а самым дешевым – ветеринарное образование (2215 долл. США).11 Кроме того, для квебекских студентов действуют различные льготные программы кредитов и стипендий.

Для представителей других провинций Канады стоимость высшего образования будет выше и еще выше - для иностранцев, не имеющих статуса иммигранта в Канаде. Так, для иностранных студентов она составит в среднем около 13 тыс. долл. США в год (без учета стоимости проживания, учебных пособий и дополнительных расходов). Их количество в университетах Квебека в 2010 году насчитывало 25 430 человек (14,8% от общего числа иностранцев, обучающихся в Канаде, и 8,8% от числа студентов в провинции). В основном – это представители Китая, США, Франции, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Индии.12 Например, по данным департамента по работе с иностранными студентами, в университете Макгилла в 2012 году обучался 41 студент из России (из США – 2267, Франции – 981, Китая – 560, Индии – 358, Саудовской Аравии – 282, Ирана – 264, Пакистана – 262, Южной Кореи – 232, Мексики - 133).

Большинство квебекских университетов имеют серьезные долги, которые продолжают расти. Список должников «возглавляет» Монреальский университет, имеющий задолженность в 139 млн. долл. США. Задолженность Макгилла, считающегося одним из лучших высших учебных заведений Канады, превышает 72 млн. долл. США. Руководители вузов видят выход из сложившейся ситуации в повышении платы за обучение. Однако длительные массовые акции протеста против такого шага в 2011 – 2012 годах способствовали поражению правящей партии на выборах в Квебеке и привели к решению правительства об отсрочке рассмотрения данного вопроса. Попытка властей повысить плату на размер годовой инфляции вызвала новую волну протестов зимой и весной 2013 года.

Наглядным примером стимулирования и заинтересованности провинции в увеличении числа иностранных студентов является то обстоятельство, что правительство Квебека выдает желающим (в случае соответствия определенным требованиям) вместе с дипломом о высшем образовании т.н. отборочный сертификат, позволяющий в упрощенной форме подавать документы на канадское гражданство. Период обучения в вузе частично может быть засчитан при исчислении срока пребывания в Канаде в ходе рассмотрения вопросов о гражданстве.

Показателем востребованности образования можно считать коэффициент занятости (отношение числа работающих к общему числу активного населения) лиц, окончивших то или иное учебное заведение. Так, для Квебека этот показатель среди имеющих только диплом средней школы составляет 59,3% (по Канаде – 72%), для не имеющих – 34,1% (по Канаде – 55%). Однако для лиц с дипломами об окончании колледжа или университета он равен 74,2% (по Канаде – 81%).13

В заключение можно отметить тот факт, что распоряжением правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р был утвержден перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в России. В их число попали и два вуза провинции Квебек (табл. 3).14

Таблица 3.
Выписка из перечня иностранных образовательных организаций

Наименование иностранной образовательной организации, которая выдает документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в РФ

Получаемые в иностранной образовательной организации образование и (или) квалификация, которые соответствуют образованию и (или) квалификации, получаемым в РФ

Образование и (или) квалификация, получаемые в Российской Федерации, которым соответствует образование и (или) квалификация, получаемые в иностранной образовательной организации

Монреальский университет (University of Montreal)

Bachelor with Honours

высшее образование - бакалавриат

Master

высшее образование – магистратура

Университет Макгилла

(McGill University)

Bachelor with Honours

высшее образование - бакалавриат

Master

высшее образование – магистратура



Литература:

[1] Statistics Canada, CANSIM, table 385-0009. Last modified: 2010-03-08.

[2] Официальный сайт правительства Квебека http://www.gouv.qc.ca/portail/quebec/pgs/commun/portrait/education/.

[3] Statistics Canada. Table 477-0037 - Enrolments in regular programs for youth in public elementary and secondary schools, by age and sex, Canada, provinces and territories, annual (number), CANSIM (database).

[4] Statistics Canada, CANSIM, table 477-0019. Postsecondary enrolments, by registration status. Last modified: 2013-01-23.

[5] Statistics Canada, 2011 Census of Population. Population by knowledge of official language, by province and territory.Last modified: 2013-02-13.

[6] Statistics Canada Education Indicators in Canada: An International Perspective, 2012, Catalogue no.81-604-X.

[7] 2006 Census: Educational Portrait of Canada, Catalogue no. 97-560-X.

[8] Официальный сайт университета. http:// www.ulaval.ca.

[9] Statistics Canada, 2006 Census of Population. Last modified: 2009-07-29. Population 15 years and over by highest degree, certificate or diploma, by province and territory.

[10] Statistics Canada, CANSIM, table 385-0007. Last modified: 2009-06-16. Universities and colleges revenue and expenditures, by province and territory.

[11] Statistics Canada, Centre for Education Statistics. Last modified: 2011-10-03. Undergraduate tuition fees for full time Canadian students, by discipline, by province.

[12] Economic Impact of International Education in Canada. Foreign Affairs and International Trade Canada - Roslyn Kunin & Associates, Inc., May 2012. http://www.international.gc.ca/education/report-rapport/economic-impact-economique/index.aspx?lang=eng.

[13] Statistics Canada, 2006 Census of Population, Statistics Canada catalogue no. 97-560-XCB2006031 (Quebec/Québec, Code24).

[14] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р. Опубликовано 25 сентября 2013 г. на интернет-портале "Российской Газеты" http://www.pravo.gov.ru/.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.