Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2014

ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ПЕРИОД ВТОРОГО СРОКА ПРЕЗИДЕНТСТВА Б. ОБАМЫ

Е. Б. Анашкина,
к.и.н., ст.н.с. Центра региональных проблем
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье даётся характеристика основных направлений политики США в отношении государств Средней Азии в период президентства Обамы. Автор обращает внимание на то, что при Обаме США начинают рассматривать взаимоотношения с государствами постсоветского пространства через призму политики на Ближнем Востоке и Афганистане. Проанализированы оценки подходов администрации к взаимоотношениям с среднеазиатскими государствами в американском политико-академическом сообществе, а также оценки американских экспертов роли и места России в регионе.

Ключевые слова: США, Россия, российско-американские отношения, постсоветское пространство.

US POLICY TOWARD CENTRAL ASIA DURING THE SECOND TERM OF B.OBAMA PRESIDENCY

Anashkina Ekaterina,
Ph.D. (History),,
Senior Research Fellow,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article describes the main directions of U.S. policy towards Central Asian States during the Obama presidency. The author draws attention to the fact that under Obama the US are beginning to consider relations with post-Soviet States through the prism of politics in the middle East and Afghanistan. Analyzed assessment administration approaches to relations with the Central Asian States in the American political and academic community, as well as evaluation of American experts of the role and place of Russia in the region.

Keywords: United States, Russia, Russian-American relations, Сentral Asia.

На всем протяжении истории Средняя Азия служила стратегическим перекрёстком, соединяющим Китай с Россией, а Европу – с Южной Азией. Сами эти страны берут на себя все большую роль в определении мировых событий. Именно поэтому Соединённые Штаты стремятся расширять взаимодействие и сотрудничество с этим ключевым регионом, который, безусловно, представляет интерес для США с точки зрения важного геостратегического положения, экономического потенциала, а также в качестве серьёзного плацдарма в целях размещения и использования там военных баз для проведения вооружённых операций в Афганистане и Ираке. Привлекательна для Вашингтона и возможность использования энергетических ресурсов региона – нефти и газа в качестве альтернативы ближневосточным и российским энергоресурсам. Вывод американских войск из Афганистана повышает роль государств Средней Азии в американской внешней политике, поскольку США рассматривают эти страны в качестве важных стратегических плацдармов для поддержания региональной стабильности при условии сохранения в них американских баз .

Укреплению американского влияния на постсоветском пространстве служит политика, основные принципы которой были сформулированы ещё в 1990-е годы администрациями Дж. Буша-ст., Б. Клинтона. Эти принципы поддерживают развитие новых независимых государств в направлении создания стабильных, современных демократий, мирных и процветающих, интегрированных в мировое сообщество.

Следует отметить, что при администрации Обамы политика США в отношении постсоветского пространства определялась более прагматичными задачами укрепления безопасности на Ближнем Востоке, проведения военных операций в Иране и Афганистане.

Как отметил американский историк и политолог, Джеффри Манкофф, «в последние два десятилетия политика США в этом регионе временами являла собой неудобоваримую смесь двух подходов. В рамках первого, характерного для 1990-х, но и ныне еще продолжающего влиять на американскую политику, к Центральной Азии относились как к полю стратегической конкуренции с соседними державами, прежде всего Россией, а теперь еще и Китаем. В рамках второго подхода, преобладавшего после 9 сентября 2001 года и с новой силой подхваченного администрацией Обамы, Центральная Азия рассматривается в первую очередь через призму войны в Афганистане. Как следствие, региональным проблемам уделяется гораздо меньше внимания, а вся деятельность США здесь нацелена на победу в идущей поблизости войне, чему подчинено и сотрудничество с соседними державами, в частности Россией»[6]. Сейчас для американцев наиболее важной остаётся ситуация в Афганистане. Неслучайно, администрация Обамы выделила это первым пунктом во внешней политике. Если до недавнего времени в этой стране, и уж тем более в Пакистане все было достаточно предсказуемо, в отличие от ситуации на территории Средней Азии, то сейчас обстановка резко изменилась. Именно в среднеазиатских государствах сегодня гораздо стабильнее, нежели в Афганистане и Пакистане. В США полагают, что стабильное будущее Афганистана зависит от дальнейшей помощи среднеазиатских государств – точно так же, как стабильность Средней Азии зависит от успеха в подавлении воинствующих экстремистов в Афганистане.

В 2011г. В администрации президента Обамы была сформулирована стратегическая инициатива по развитию азиатского региона, получившая название «Новый шёлковый путь». Хотя, на первый взгляд, концепция предполагала широкую экономическую интеграцию региона в глобальную экономику, энергетическое сотрудничество, а также меры по укреплению региональной безопасности для всех государств региона, её ядром оставалось развитие Афганистана.

Идеологи концепции «Нового шёлкового пути» рассчитывали на то, что она в полной мере получит своё воплощение после 2014г., когда военное присутствие американцев в Афганистане будет в большей части свёрнуто. Как отметил Роберт Хорматс, заместитель госсекретаря по вопросам экономики, энергетики и сельскому хозяйству, «основой концепции «Нового шёлкового пути» является идея, что, если Афганистан успешно интегрируется в экономику региона, ему будет проще привлекать частные инвестиции, продолжать развиваться и извлекать выгоду из своих огромных минеральных ресурсов. Кроме того, это откроет новые экономические возможности перед жителями Афганистана… Интеграция Афганистана в регион, а также интеграция самого региона в глобальную экономику пойдут на пользу проживающим здесь народам, так как результатом развития международных связей и торговли будет экономический рост»[3]. В то же время в США полагают, что экономический рост и политическое развитие государств Средней Азии могут повести к появлению более надёжных партнёров в преодолении глобальных вызовов – от пресечения путей распространения оружия массового уничтожения и борьбы с незаконным оборотом наркотиков до обеспечения энергетической безопасности. Энергетические ресурсы Средней Азии могут стать фактором стабильности и предсказуемости в глобальной экономике, обеспечивая разнообразие источников, рынков и транзитных путей доставки энергоносителей, открывая новые экономические перспективы перед самим регионом.

Американские политики осознают, что после ухода военных контингентов США из Афганистана сфера интересов США в Центральной Азии будет сужаться, в то же время Вашингтон должен гарантировать, что регион не станет источником транснациональных угроз, а также не допустить развития региональных конфликтов и появления нестабильных государств. Американская сторона, безусловно, интересуется Средней Азией, однако в меньше степени, нежели раньше. Признавая важное значение пяти стран Средней Азии для национальных интересов США, Соединённые Штаты углубляют и расширяют взаимодействие с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Политика США поддерживает становление полностью суверенных, стабильных демократических государств, интегрированных в мировую экономику и сотрудничающих друг с другом, с Соединёнными Штатами и другими государствами в регионе для укрепления своей безопасности и стабильности.

После прихода в Белый администрация Обамы взялась полностью пересмотреть подход к Средней Азии и определила пять главных приоритетов:

1) Расширение сотрудничества с государствами Средней Азии для содействия коалиции в Афганистане;

2) Усиление разработки и диверсификации региональных энергетических ресурсов и каналов их поставки;

3) Поощрение политической либерализации и уважения к правам человека;

4) Укрепление конкурентной рыночной экономики и проведение экономических реформ;

5) Противодействие появлению недееспособных государств.

Для реализации перечисленных задач администрация решила расширить гражданское взаимодействие со среднеазиатскими странами и создать механизмы консультаций с каждой страной для того, чтобы сделать диалог регулярным и реализовать его результаты на практике.[4]

В каждом диалоге и в масштабах всего региона можно выделить четыре основных взаимосвязанных элемента: энергетика, экономическая и политическая модернизация, безопасность и контакты между людьми. Остановимся на этом подробнее.

1. Энергетика.

Энергетические кризисы и скачки цен наглядно продемонстрировали США необходимость освоения новых ресурсов углеводородов и маршрутов их распределения по всему миру для удовлетворения растущего спроса. С точки зрения Соединённых Штатов глобальная энергетическая безопасность – ключ к миру и процветанию. Придавая этому вопросу особую важность, в администрации Обамы была введена должность специального представителя по вопросам энергетики в Евроазиатском регионе.

Расширение Каспийского трубопроводного консорциума и осуществление проекта «Казахстанская каспийская транспортная система», по мнению американских политиков, сулит увеличение объема поставок нефти с каспийских месторождений на мировые рынки. США обращают внимание на потенциал Туркменистана и Узбекистана, обладающих богатыми запасами углеводородов. США также работают с Туркменистаном в направлении наращивания добычи природного газа. Американская сторона считает, что открытие газопровода Туркменистан-Китай стало важным шагом в укреплении экономической безопасности Туркменистана за счёт диверсификации экспортных маршрутов.

11 декабря 2010 года президенты Туркменистана, Пакистана и Афганистана и министр нефти и природного газа Индии подписали Межправительственное соглашение о строительстве газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). В США надеются, что этот проект, в случае его реализации, обеспечит доход и рабочие места для Афганистана в критический момент в экономическом развитии страны. ТАПИ обеспечит поставки экологически чистого топлива для растущих экономик Пакистана и Индии.

По оценкам американских политиков, Узбекистан также имеет значительные собственные запасы углеводородов и производит примерно столько же природного газа, что и Туркменистан. США особо подчёркивают, что Узбекистан расположен в сердце Средней Азии, и значительная часть инфраструктуры региона – автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и трубопроводы – проходит через его территорию, что даёт этой стране возможность расширить свой экспорт, например в КНР, не делая при этом крупных инвестиций в новую инфраструктуру.

США рассматривают пути развития сотрудничества с среднеазиатскими партнёрами в освоении и развитии возобновляемых энергоресурсов. В дополнение к проекту ТАПИ, Американцы сотрудничают с Всемирным банком по инициативе, цель которой – воспользоваться сравнительно низкой себестоимостью производимой в Средней Азии гидроэлектроэнергии для удовлетворения острого спроса на энергоносители в Южной Азии. Проект создания линии электропередачи Центральная Азия – Южная Азия мощностью 1000 мегаватт (Central Asia-South Asian-1000 или известный как CASA-1000), предусматривает строительство ЛЭП для экспорта летних излишков гидроэлектроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

США поддерживают реализацию проекта, мотивируя это тем, что Кыргызстан и Таджикистан будут получать выгоду от продажи излишков электроэнергии в Афганистан и Пакистан, а Афганистан будет иметь вторичную выгоду, взимая плату за транзит энергии, экспортируемой в Пакистан. Важным обстоятельством для США представляется то, что выгоды от реализации проекта CASA повлекут за собой изменения во всех странах-участницах. Проект CASA 1000 потенциально способен расширить небольшую, но растущую торговлю электроэнергией между Средней и Южной Азией.

2. Экономическая и политическая модернизация

США стремятся распространить коммерческие связи с регионом и на другие отрасли экономики.

Во время поездки в 2010г. помощника госсекретаря Р. Блейка (главы Бюро по делам Южной и Средней Азии) по странам региона была достигнута договорённость активизировать существующие торговые механизмы, в том числе рамочное соглашение о развитии торговли и инвестиций (Framework Agreement for Trade and Investment – TIFA). Для США это соглашение открывает уникальную возможность разработать совместные стратегии развития и регионального сотрудничества.

Соединённые Штаты также намерены и дальше оказывать техническую помощь в целях стимулирования торговых потоков и улучшения делового климата в масштабах всего региона. В сентябре Группа Всемирного банка включила Кыргызскую Республику и Таджикистан в первую десятку стран, добившихся наибольших успехов в проведении реформ, которые облегчают предпринимателям создание и расширение предприятий. Агентство США по международному развитию установило партнёрские отношения со странами Средней Азии в упорядочении процедур регистрации компаний и таможенного досмотра, совершенствовании банковских услуг и укреплении правовой и регулятивной базы. Эти программы позволяют фирмам снижать свои операционные издержки и создают более прозрачную, предсказуемую и справедливую среду для деятельности коммерческих предприятий.

Ключевым условием успеха в этом направлении служит борьба с коррупцией. Соединённые Штаты предоставляют техническую помощь и обучение для создания активно действующей сети неправительственных организаций, повышения потенциала судебных структур, а также развития местных органов власти в Средней Азии.

3. Безопасность

Ещё один важнейший фактор, способствующий росту торговли и инвестиций, конечно, безопасность.

Наращивание потенциала Афганистана в борьбе с наркотиками и противостоянии терроризму при одновременном обеспечении безопасной обстановки для народа страны один из главных приоритетов для США. Вашингтон большое внимание уделяет поддержке среднеазиатскими государствами сил коалиции в Афганистане. Оказываемая ими помощь простирается от поставок электроэнергии в Кабул до поставок продовольствия и медикаментов, строительства школ и больниц. США рассчитывают на всех партнёров в Средней Азии и на Россию в транзите военных грузов через регион для снабжения войск коалиции в Афганистане. Существует большой потенциал создания Северной сети снабжения для улучшения транспортной инфраструктуры и стимулирования торговых маршрутов, связывающих Центральную и Южную Азию, что окажет долгосрочное благотворное воздействие на экономику.

Главное – поддержка стабильности в регионе. Администрация Обамы большое внимание уделяет сотрудничеству с Казахстаном. Признавая достижения этой страны в социально-экономическом развитии, США намерены в дальнейшем поддерживать развитие многоотраслевой экономики Казахстана в рамках Программы экономического развития и Инициативы развития государственно-частного экономического партнерства между Казахстаном и США.

Соединенные Штаты поддерживают появление Казахстана в качестве ведущего мирового производителя урана. Соединенные Штаты и Казахстан выразили намерение укреплять сотрудничество в области ядерной энергетики и развития альтернативных источников энергии.

В обеспечении региональной стабильности в Средней Азии США отдают приоритет не отдельному региональному лидеру, а ОБСЕ, и призывают эту организацию играть более активную роль. Афганистан лишь один в цепи конфликтов, в которых ОБСЕ, по мнению американских политиков, может и должна играть более значимую роль. Это – усилия по укреплению безопасности границ, борьба с незаконным оборотом наркотиков, расширение законной торговли и содействие экономическому развитию. Для решения указанных задач ОБСЕ должна быть наделена возможностями более эффективного реагирования на кризисы в рамках самой же организации.

США настаивали на активном вмешательстве ОБСЕ и в события в Киргистане весной и летом 2010г. Они активно выступили в поддержку международных усилий по восстановлению мира в Киргизской Республике и сохранению межнационального согласия. Вашингтон призвал киргизские власти дополнить своё внутреннее расследование международным расследованием, проводимым авторитетной международной организацией, мотивируя свою позицию тем, что в приграничных районах Узбекистана и Киргистана находится большое число беженцев-узбеков.

Соединенные Штаты также приняли срочные меры по оказанию гуманитарной помощи вместе с ООН и другими организациями, добиваясь удовлетворения потребностей киргизских беженцев в Узбекистане и в Кыргызстане.

Уже летом 2010г. со стороны США была оказана значительная поддержка: около 36 млн. долл. было выделено на гуманитарную помощь, восстановление и стабилизацию общин для помощи пострадавшим в результате кризиса, включая беженцев, уже вернувшихся в Киргизскую Республику из Узбекистана.

В то же время США высоко оценили усилия Казахстана, как страны-председателя ОБСЕ в 2010г. по урегулированию политического кризиса в Киргизстане. По словам Р. Блэйка, Казахстан проводит заслуживающую доверия работу в качестве действующего председателя ОБСЕ, особенно в отношении ситуации в Кыргызстане, где ОБСЕ находится в авангарде усилий по содействию миру, демократии и примирению [5].

4. Налаживание связей между людьми и обществами

Каждый год США организуют поездки сотен студентов, преподавателей, журналистов, художников и спортсменов из стран Средней Азии и Афганистана в Соединённые Штаты. Начиная с 1993 г., более 2300 добровольцев Корпуса мира были направлены в Казахстан, Киргизскую Республику и Туркменистан для налаживания взаимопонимания и содействия развитию местных сообществ.

Во время второго срока администрации Обамы вопросы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке по-прежнему остаются в приоритете. Учитывая то обстоятельство, что США намереваются вывести свои войска из Афганистана в 2014 г., важным для американской администрации остаётся вопрос, какие силы займут их место, кто станет гарантом безопасности в регионе, можно ли в данном случае рассматривать в качестве такого гаранта Россию. В данном вопросе США рассматривают альтернативные варианты.

В США регион все чаще пытаются рассматривать через призму геополитического соперничества с Россией и Китаем. По мнению, Марты Брилл Олкотт такая позиция привела к тому, что «создается впечатление, что силы, действующие на международной арене, в большинстве своём стремятся влиять на развитие событий в Центральной Азии исходя из собственных национальных интересов или чтобы достичь собственных идеологических целей», следствием чего является рост «недоверия и цинизма» у лидеров среднеазиатских государств, которые постепенно приходят к убеждению, что «поменяли одного «старшего брата» на многочисленную группу старших братьев и сестёр»[7]. В этой связи, в политических кругах в Средней Азии всё меньше уверенности в том, что реализуемые в рамках стратегии «Нового шёлкового пути» мероприятия будут способствовать быстрому снижению угроз региональной безопасности, исходящих от Афганистана. Олкотт также отмечает, что и с другой стороны, «ни один из наиболее заинтересованных внешних акторов не имеет достаточной мотивации для того, чтобы приложить большие усилия и не допустить ожидаемых проблем» [7].

Большинство экспертов рассматривают среди конкурентов США в регионе Россию и Китай. Американские официальные лица утверждают, что политика Соединённых Штатов вовсе не направлена на формирование сфер влияния в регионе СНГ, а, наоборот, имеет своей главной целью развитие процветающих, демократических государств, и России нечего опасаться, потому что в её интересах достижение региональной стабильности. Однако, США вовсе не видят в лице России партнёра в реализации своих целей в регионе, в то время как её роль в Евразии куда более естественна и с исторической, и с политической, и с экономической точек зрения. При этом они признают, что полностью исключить влияние России в СНГ невозможно, а в некоторых случаях и не нужно, поскольку Россия имеет серьёзные ресурсы для решения ряда региональных проблем. Параллельно американские власти активно поддерживают лидеров государств СНГ, ведущих сбалансированную внешнюю политику, стремящихся, с одной стороны, развивать добрососедские отношения с Россией, а с другой – ищущих всё же максимального сближения с Западом. Такая политика, по сути, направлена на замещение тех взаимоотношений и институтов, которые столетиями создавала Россия.

Эксперты отмечают снижение роли России и говорят об этом как о достижении политики США. В то же время растущая экономическая роль Китая в регионе приковывает пристальное внимание американских политиков. Эксперты предлагают возможность использования сотрудничества с Китаем чтобы не допустить возвращения России.

По замечанию Р. Пантуччи и А. Петерсонса «влияние России в этом регионе сегодня проходит отметку исторического минимума, да и позиции США не кажутся незыблемыми — во всяком случае, в Центральной Азии широко распространено мнение, что американцы в стратегическом плане уйдут из этого региона, как только из Афганистана будет выведена большая часть войск» [8]. В то же время Китай постепенно становится одним из самых влиятельных игроков в центральноазиатском регионе. Однако влияние Китая прежде всего обусловлено экономическим сотрудничеством. Что касается обеспечения региональной безопасности, то исследователи отмечают противоречивость деятельности Шанхайской организации сотрудничества и высказывают сомнения по поводу её способности обеспечить безопасность в регионе после ухода американских войск из Афганистана. Тем не менее, в долгосрочной перспективе политика Китая в регионе может привести к вытеснению отсюда США.

Э.Уимбуш, старший директор Фонда Маршалла «Германия-США», также приходит к выводу, что форма геостратегической борьбы за Центральную Азию в начале XXI века изменилась. Свои интересы в этом регионе начинают рассматривать другие игроки, например, Индия, Иран, Турция, что впоследствии может серьёзно изменить расстановку сил в регионе. Борьба за влияние в Азии будет только нарастать, более того, потенциальную опасность представляет то обстоятельство, что среди соперников достаточно много ядерных держав.[2].

По мнению Уимбуша, Россия крайне слаба и растеряла почти всё прежнее могущество и влияние за исключением ядерного потенциала. У неё весьма плачевные перспективы в будущем, причину которых исследователь видит в монополизации политической власти, негативных демографических прогнозах и возможном крахе экономики в случае обвала нефтяных цен. В связи с этим он делает вывод, что время России в Средней Азии стремительно проходит, и, поэтому не Россия является крупнейшей региональной державой, на которую будут ориентироваться государства Средней Азии и Китай, влияние которого в регионе стремительно растёт. [2]

По мнению А.Коэна, США заинтересованы в отсутствии в Средней Азии вообще какого-либо регионального лидера, устанавливающего правила игры, которые не согласуются с интересами безопасности США, а также реализацией коммерческих планов американских корпораций. Говоря об интересах США в регионе, А. Коэн прямо указывает на то, что один из главных интересов американцев и их союзников – обеспечение распространять идеологию и ценности Запада в противовес исламскому радикализму или доминированию авторитарных рынков таких стран как Россия и Китай. [1]

Исследователь не видит другой альтернативы для США, как реализация активной политики вовлечения для решения первоочередных целей: обеспечения безопасности, экономического развития и укрепления демократических институтов. В противном случае, считает А. Коэн, США и их союзники окажутся не у дел в самом сердце Евразии, что в последствие может сказаться на усилении давления со стороны России на Балтийские государства, которые США рассматривают в качестве восточных дверей в Европу.

А. Коэн выступил с резкой критикой политики Б. Обамы в регионе. По его мнению, Обама оставил без внимания постсоветское пространство в целом. В течение всего периода его нахождения у власти Белым домом не было выработано последовательной стратегии в отношении Евразии, в то время как вся деятельность США в этом регионе была подчинена решению вопросов обеспечения транзита для проведения военной операции в Афганистане, а также политикой «перезагрузки» российско-американских отношений.[1]

А. Коэн обращает внимание на то, что Россия пытается восстановить свои позиции в регионе посредством создания ОДКБ, укреплением экономического присутствия через Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз.

По мнению эксперта, если Россия восстановит своё доминирование в регионе, это станет для неё важным шагом на пути воссоздания своей империи в XXI столетии. Исследователь также отмечает, что, несмотря на возросшее экономическое влияние Китая, вопросы обеспечения безопасности в регионе всё-таки пока остаются за Россией. По мнению Коэна, Шанхайская организация сотрудничества, как платформа российско-китайского сотрудничества может стать в будущем серьёзной силой в сердце Европы. США, чтобы сохранять значимые позиции на Евразийском пространстве в нынешнем веке, должны проводить более активную политику в регионе, выстраивать отношения с ключевыми для здесь государствами – Казахстаном и Узбекистаном.

А. Коэн напоминает, что с момента распада СССР, политика Вашингтона в среднеазиатских республиках была направлена на то, чтобы не допустить возрождение прежнего влияния России и Ирана, тем более, что сегодня важность энергетических ресурсов Каспийского бассейна весьма возросла.

Исследователь считает, что администрации Обамы необходимо, во-первых расширять сотрудничество с республиками Южного Кавказа – Грузией, Азербайджаном и Арменией в борьбе с терроризмом и противодействию наркоторговле с целью нейтрализации подрывных действий Ирана в регионе. Во-вторых, сосредоточить усилия разведывательных органов на сборе информации и нейтрализации нарушений Ираном санкций в финансовом секторе и получении технологий. В-третьих, американским властям необходимо учитывать интересы государств Южного Кавказа при формировании политики по уничтожению Иранской ядерной программы. В четвёртых, США следует поддерживать энергетические проекты в регионе и оказывать содействие государствам Европы в диверсификации их энергетических запасов за счёт увеличения доли поставки из Закавказья и Средней Азии. В данном случае, эксперты дают конкретные рекомендации администрации обеспечить поддержку завершения строительства и запуск Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Набукко. В-пятых, поддержка иранской оппозиции, включая представителей азербайджанской диаспоры в Иране. [1]

Таким образом, в политико-академическом сообществе можно наблюдать относительное единство взглядов в отношении будущего региональной безопасности в Средней Азии. Настораживает то обстоятельство, что Россия не воспримается США в числе вероятных партнёров,способных обеспечить региональную стабильность.

Сторонников сотрудничества с Россией в регионе немного, однако они стараются объективно и прагматично оценивать роль исторически сложившихся межгосударственных взаимотношений среднеазиатских республик и России. В частности, Джэффри Манкофф, заместитель директора программы "Россия и Евразия" в Центре стратегических и международных исследований, отмечает, что «поскольку доминирование России уже не является главной угрозой стабильности в Центральной Азии (а тем более интересам США в этом регионе), у Вашингтона нет особых причин рефлекторно противодействовать более широкому присутствию в регионе России, которая помогла бы здешним государствам охранять свои границы, бороться с наркотрафиком и боевиками». Манкофф полагает, что «Россия только выиграла бы от выхода Центральной Азии на мировые рынки, тогда как слабая Центральная Азия с её проблемами могла бы представлять опасность для России. Поэтому, к поиску решений проблем этого региона США должны привлечь всех соседей Центральной Азии. Из них именно России суждено играть центральную роль в этих процессах, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Благодаря своему значимому военному присутствию, Россия может реально участвовать в обеспечении безопасности в этом регионе после вывода американских войск из Афганистана, и эту возможность США должны использовать»[6] .

С новым звучанием в американских политических кругах поднимается проблема сотрудничества в области энергетики со странами Средней Азии. Учитывая напряжённость в российско-украинских отношениях, с особенной остротой вновь встала проблема обеспечения транзита газа в Европу. На прошедших в середине лета 2014 слушаниях, посвящённых энергетическому сотрудничеству, в палате представителей американского Конгресса обсуждался вопрос о возможностях развития региона в качестве альтернативного поставщика энергоносителей на европейский рынок. В американских кругах очень озабочены тем обстоятельством, что более трети поставок газа в Европу составляет российский газ. Американские эксперты и политики неоднократно поднимают вопрос о необходимости снижения зависимости европейских государств от поставок газа из России и переориентацию на иных поставщиков. В качестве перспективных поставщиков газа в регионе США видят страны средней Азии и каспийского региона.

Бывший заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии, Дэвид Меркель, выступая на слушаниях в Конгрессе, заявил, что поскольку Москва сохраняет свои рычаги влияния на Европу, то задача США поддержать политику государств Каспийского региона направленную на сохранение и наращивание своей роль на европейском рынке[4]. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан - три среднеазиатских республики, обладающие значительными запасами углеводородов. США необходимо развивать проект Транскаспийской газовой системы, который не предполагает участия России. В частности, идёт речь о том, что политика США будет направлена на поддержку ослабления влияния России в пользу укрепления связей с Азербайджаном среднеазиатских государств.

По мнению Меркель, укрепление сотрудничества между Баку, Астаной и Ашхабадом при поддержке США, повысило бы возможность использования ресурсов Каспийского моря и могло бы противостоять попыткам Москвы и Тегерана препятствовать развитию альтернативных газопроводов реализуемых Азербайджаном [4]. Корпорация частных иностранных инвестиций должна пересмотреть свою деятельность в средней Азии в пользу расширения разведывательных работ и добычи газовых месторождений в Узбекистане и Туркмении.

Президент больше внимания должен уделять двусторонним отношениям со среднеазиатскими государствами. За время своего президентства ни разу не посетил, а сейчас должен посетить и выразить готовность поддержки реализации проектов по энергетическому сотрудничеству в регионе между среднеазиатскими странами и Азербайджаном с целью выхода на европейские рынки

Американские политики осознают, что сегодня США не имеют таких привлекательных идей для среднеазиатских государств, как для восточной Европы. США должны смириться с тем, что продвижение принципов свободного рынка, демократии, прав человека в Средней Азии не будет столь быстрым как в Восточной Европе. В отличие от Восточной Европы США не имеют намерений способствовать интеграции стран средней Азии с НАТО или Евросоюзом, списания долгов, что бы способствовало экономическому росту этих государств. Пока в Средней Азии не будет региональной организации включающей соответствующие страны и отстаивающей принципы региональной безопасности и демократии говорить о сотрудничестве с Евросоюзом также не приходиться.

В то же время в США понимают, что их политика в регионе не должна выглядеть как противостояние исторической роли России или растущей роли Китая, США не должны выглядеть как государство, которое пытается решать, что хорошо для правительства и народов среднеазиатских республик. В ближайшей перспективе США будут стараться делать упор на развитие двусторонних отношений с каждым из среднеазиатских государств, делая особый акцент на энергетическом сотрудничестве, поощряя проникновение в регион американского и европейского частного бизнеса, деятельность которого, будет способствовать выстраиванию и укреплению экономических связей региона со странами запада.


Cписок литературы

[1] Cohen A. Iran Threatens U.S. Interests in the South Caucasus Testimony before the subcommittee on Europe and Eurasia, Committee on Foreign Affairs, U.S. House of Representatives, 5.12. 2012

[2] Enders Wimbush The United States and Central Asia House Subcommittee on Europe and Eurasia, Hearing “US Engagement in Central Asia” Committee on Foreign Affairs, U.S. House of Representatives, 24.07.2012 (archives.republicans.foreignaffairs.house.gov)

[3] Hormats Robert D. The United States' "New Silk Road" Strategy: What Is It? Where Is It Headed?" Adress to the SAIS Central Asia-Caucasus Institute and CSIS Forum, Washington DC, 29.09.2011

[4] Merkel D. The Development of Energy Resources in Central Asia. House Foreign Affairs Committee, Wensday May, 21, 2014 http://docs.house.gov/meetings/FA/FA14/20140521/102248/HHRG-113-FA14-Wstate-MerkelD-20140521.pdf

[5] Robert Blake U.S. Engagement in Central Asia Testimony before the subcommittee on Europe and Eurasia, Committee on Foreign Affairs, U.S. House of Representatives, 24.07.2012 (archives.republicans.foreignaffairs.house.gov)

[6] Манкофф Дж. Политика США в Центральной Азии после 2014г. //Pro et Contra, т.17, №1-2, январь-апрель 2013, с.41-57.

[7] Олкотт М. Государства Центральной Азии идут своим путём //Pro et Contra, т.17, №1-2, январь-апрель 2013, с.70-78.

[8] Пантуччи Р,Петерсен А. Народная республика превращается в империю //Pro et Contra, т.17, №1-2, январь-апрель 2013, с. 58-6



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Банковская гарантия
Банковские гарантии без залога и обеспечения. Быстро и надежно
гарантии.онлайн