Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2015

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫБОРЫ В США В 2014 ГОДУ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Н. А. Шведова,
доктор политических наук,
Руководитель Центра
социально-политических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В США как в научной, так и публицистической литературе нередко утверждается, что «женские вопросы продолжают иметь значение» для США, потому что существуют в стране такие факторы, которые демонстрируют с очевидностью экономические, социальные и политические проблемы, с которыми вынуждены сталкиваться американские женщины. В статье анализируется роль американок в избирательном процессе, в частности, на промежуточных выборах 2014 года, показана специфика поведения женского электората.

Ключевые слова: промежуточные выборы, гендерный разрыв в голосовании, явка избирателей, экзит-опрос, «День равенства женщин», Проект Национальной женской истории

THE 2014 MIDTERM ELECTIONS IN THE USA: A GENDER PERSPECTIVE

Shvedova Nadezda Alexandrovna,
Doctor of Political Sciences,
Head of the Center of Socio-Political Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. In the US, both in scientific and journalistic literature often claims that “women’s issues continue to be important «for the US, because there are factors that clearly demonstrate the economic, social and political challenges those American women have to face”. The article analyzes the role of American women in the electoral process, in particular, in the midterm elections of 2014, shows the specific behavior of the female electorate.

Keywords: Midterm election; gender gap in voting; voting behavior; exit-poll; Women's Equality Day”; National Women’s History Project.

Каждые два года в США происходят т.н. «промежуточные выборы» («промежуточные», потому что между очередными выборами президента). В определении «промежуточные» имманентно присутствует значение «неглавного», а некоего «второстепенного», предваряющего главное событие. Подразумевается, что есть «главные» точки (события), между которыми случаются другие, которые пока не основные, но устремленные к «главному». Наверное, это так, скорее всего – это так и есть.

Между тем очевидно: промежуточные выборы - неотъемлемая и существенная часть общего текущего постоянного политического процесса, что определяет своеобразие американской политической культуры. Американцы «перманентно заняты выборами», что, как утренняя зарядка, ежедневно тренирует их «мускулатуру» гражданского долга и политического опыта в рамках демократического устройства, вынуждая делать постоянно свой собственный выбор. Представляется, что эта черта – одна из тех, которая определяет динамизм американской цивилизации. Цивилизация как локализованное во времени и пространстве общество, которое является целостной системой, представляя собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

В этой целостной системе половина населения страны – женщины Америки – все еще находятся в историческом преодолении пути к гендерному равновесию в обществе. Американки прошли долгий и тяжелый путь, добиваясь равенства возможностей и их реализации во всех сферах жизни, и в политической, в частности. Еще в 1916 г. была впервые избрана женщина в Палату представителей Конгресса США - Джанет Рэнкин, а девяносто лет спустя, в 2007 г., Нэнси Пелоси стала первой американкой, занявшей пост спикера Палаты представителей, оказавшись на вершине американской политической структуры власти — вторым человеком в иерархии преемников президента США (По американскому законодательству в случае, если президент не имеет возможности исполнять свои обязанности, к руководству приходит вице-президент. Если же исполнять свои обязанности не могут ни президент, ни вице-президент, президентские полномочия переходят к спикеру). Женщина впервые появилась в Сенате США в 1922 г., и была там недолго после назначения. В 1931 состоялись первые выборы сенатора-женщины.

4 ноября - установленный день выборов в Соединенных Штатах Америки. На промежуточных выборах 2014 г. в Конгресс США полностью избирался состав Палаты представителей – 435 мест, и треть состава верхней палаты - 33 места в Сенате. Кроме того в 36 штатах проводились выборы губернаторов [3], и в большинстве штатов проходили выборы законодательных собраний штатов. Общеизвестно, что президентская партия обычно проигрывает промежуточные выборы.

Говоря о роли женщин в избирательном процессе или шире - о значении влияния женщин на политические процессы в США, в частности, через инструмент выборов, следует иметь в виду, что место и роль американок в избирательном процессе двоякое.

С одной стороны, американки могут действовать как кандидатки (субъекты), борющиеся за соответствующие избираемые высокие государственные должности. Здесь не только Конгресс США, обе его палаты, но и законодательные органы на уровне штатов, а также губернаторские кресла и высшие посты в исполнительной власти на уровне штатов. С другой стороны, американки как «львиная» часть избирателей (электората). Здесь встает вопрос о гендерном поведении электората.

В реальной политической практике США существует явление, а вслед за ним и понятие «гендерный разрыв в голосовании», под которым подразумевается разница в процентной доле женщин и мужчин, которые поддерживают данную кандидатуру [12].

«Явка избирателей» относится к доле имеющих право голоса избирателей, которые приняли участие в голосовании на выборах. Как показывают многочисленные американские исследования,голосование женщин имеет существенное значение по ряду обстоятельств, среди которых следующие:

1. Большее число женщин среди избирателей голосует на каждых выборах с 1964 г.[11]. (Так, в 2012 на 9,8 млн. больше женщин, чем мужчин, проголосовали);

2. С 1980 года большая доля (процентное соотношение) женщин-избирательниц приходят к избирательным урнам, чем мужчин. (В 2012 г. 63,7% имеющих право голоса взрослых женщин, по сравнению с 59,8% мужчин). Эта тенденция верна и для промежуточных выборов;

3. Больше женщин, чем мужчин, регистрируются для принятия участия в голосовании. (В 2012 году около 81,7 млн. женщин были зарегистрированы по сравнению с 71,4 млн. мужчин, т.е. на 10, 3 млн. больше женщин).

4. Наблюдается гендерный разрыв в голосовании за президента с 1980 года. (В 2012 году на 10% больше женщин, чем мужчин проголосовали за Б.Обаму (55% женщин против 45% мужчин согласно данным экзит-полов, проведенных Edison Research. Гендерный разрыв в голосовании был также очевиден и во всех главных гонках за губернаторское кресло и в Сенат США в 2012 году). Голоса женщин были критическими для успеха кандидатов-демократов.

5. Наблюдался также гендерный разрыв в каждых промежуточных выборах в Конгресс. (В 2010 был 6-пунктовый гендерный разрыв – 51% женщин по сравнению с 57% мужчин, проголосовавших за республиканских кандидатов, в 2006 г наблюдался 4-пунктовый разрыв: 56% женщин и 52% мужчин голосовали за демократов-кандидатов в их избирательных округах) [11].

Согласно экзит-полам (опросы на выходе) на промежуточных выборах 2014 года явно выражены гендерные различия, которые были очевидны практически во всех избирательных гонках в Сенат США и на губернаторские посты[13].

Почти во всех кампаниях, которые отличались острой борьбой, гендерный разрыв-разница в пропорциях женщин и мужчин, которые голосовали за победившего кандидата, достигал двузначных чисел. В каждой гонке, где гендерный разрыв был очевидным, женщины чаще, чем мужчины, поддержали кандидата от демократов и реже отдавали предпочтение кандидату-республиканцу. Гендерные различия от 6 до 16 пунктов проявились во всех 22 гонках в Сенат США, где проводились опросы на выходе. Точно так же, в 21 губернаторской гонке гендерные разрывы от 5 до 17 пунктов были очевидны в 18 [13].

В целом, гендерный разрыв в 10 пунктов зафиксирован на выборах в Палату представителей США, т.е. в общенациональном масштабе 51% женщин по сравнению с 41% мужчин предпочли кандидата от Демократической партии в Конгресс в своем округе; 47% женщин по сравнению с 57% мужчин голосовали за республиканцев в Палату представителей. Таким образом, в 2014 г. гендерный разрыв был больше, чем разрыв в 6 пунктов при голосовании за депутатов Конгресса США в 2010 г. или разрыв в 8-пунктов в 2012 году[13].

Возникает законный вопрос: если женщины как избирательницы количественно преобладают, и в своем большинстве они отдают предпочтение демократам, то почему победа оказалась за республиканцами?

Сьюзан Дж. Кэрролл, исследовательница одного из ведущих Центров американских женщин и политики, Рутгерский Университет, штат Нью Джерси, как представляется, справедливо заметила: "Гендерные различия были еще больше, чем обычно во многих из самых спорных избирательных кампаниях в штатах в этом году… Тем не менее, республиканцы преобладали в большинстве этих схваток в значительной степени потому, что мужские голоса были так сильно смещены в сторону республиканских кандидатов. Просто мужское предпочтение кандидатов от Республиканской партии оказалось сильнее поддержки женщинами кандидатов от Демократической партии"[13].

В первых своих комментариях результатов выборов президент Обама подчеркнул очевидное: «В нынешнем избирательном цикле это, вероятно, наихудшая для демократов группа штатов со времен Дуайта Эйзенхауэра. Многие штаты, в которых идет борьба за место в Сенате, как правило, чаще поддерживают республиканцев». В 1958 году демократы получили 13 мест в Сенате, из которых 10 они отобрали у действующих сенаторов-республиканцев, и получили оба места в штате Аляска, где выборы в Сенат проводились впервые[3]. Президент признал: «Это, вероятно, говорит о том, что избиратели в большинстве своем недовольны правительством. Они знают, что дела обстоят лучше, чем шесть лет назад, но они не видят того сотрудничества между демократами и республиканцами, которое они хотели бы видеть. Проблема раскола на два противоположных лагеря обострилась»[3].

На самом деле, за несколько дней до промежуточных выборов в США опросы общественного мнения показывали, что американцы недовольны своим правительством. В соответствии с результатами опроса, проведенного 28 октября 2014 г. Фондом семьи Кайзер на вопрос о выборе наиболее важного вопроса для своего голосования на промежуточных выборах всего 8% от зарегистрированных избирателей ответили, что это закон о доступном здравоохранении[5]. Этот ответ поставил проблему здравоохранения по важности как критерий голосования позади состояния экономики (16%), неудовлетворенности правительством (12%), образования (10%) и ситуации в Ираке и Сирии (9%). Вопросы иммиграции (6%) - позади здравоохранения.

При этом 29% ответили, что ни один из девяти, предложенных вопросов Фондом семьи Кайзера для выбора как важнейшего критерия в голосовании, не являются чрезвычайно важными для их голосования. По мнению некоторых исследователей, «это может быть потому, что ни один вопрос не затмевает другой или потому, что избиратели считают другие факторы, такие как взгляды на личные характеристики кандидатов важнее» [5].

Общая оценка промежуточных выборов 2014

Острые дискуссии избирательного марафона в стране изобиловали предсказаниями о том, что выборы станут референдумом по администрации Б. Обамы. Несмотря на факт завоевания республиканцами большинства в Конгрессе США в обеих палатах, многие аналитики отрицают, что их можно рассматривать как референдум. Хотя, безусловно, в них отразилась рефлексия американцев на президентство Б.Обамы.

Тем не менее, многие американские исследователи по горячим следам считают, что промежуточные выборы 2014 вряд ли были одобрением Республиканской партии. «Республиканцы выиграли промежуточные выборы в США - нет никаких сомнений, - но они не выиграли так много, как кажется на первый взгляд»[16], - отмечает, например, американский аналитик Д. Янге (Gary Younge). Сторонники такого взгляда на промежуточные выборы 2014 г. прибегают к следующим аргументам:

1. Данный избирательный цикл включил не только «дружественные» республиканцам консервативные штаты, но непропорционально большое число соперничающих штатов, в которых нынешние демократы уходили в отставку.

2. Демократы не выигрывают в штатах Луизиане или Арканзасе в президентских выборах с 1996 года, в Джорджии - с 1992 года и на Аляске - с 1964 года. «Потери демократов в этих местах не является большим сюрпризом. Они оказались «низко висящими плодами», которые были сорваны республиканцами»[16]. По мнению аналитиков, второму сроку Б.Обамы не хватило четко поставленной цели и определения направления движения страны. Где администрация Б.Обамы принимала твердую позицию, как по контролю над огнестрельным оружием после стрельбы в Ньютаун, штат Коннектикут, Обама не смог добиться изменений в законодательстве. А где он не занял твердую позицию, как с иммиграционной реформой, «он был наказан за это» [16].

У американок также накопились свои претензии к правительству и государству, недовольство которыми родилось не на пустом месте.

Проблемы, волнующие американок

В Соединенных Штатах, по утверждению многих экспертов, все еще сохраняется «достаточно глубокая гендерная диспропорция», что не обеспечивает стране завидных лидерских позиций в мире по гендерной справедливости. США не входят в первую десятку стран-лидеров, показатели индекса гендерного равенства которых более благоприятные для женского населения этих стран. Доклад Всемирного экономического форума (2009) по проблеме глобального гендерного разрыва ранжирует 134 страны по обеспечению гендерного паритета. США заняли место под номером 31.

Прежде всего, американок волнует несправедливость в оплате труда. Не случайно в год промежуточных выборов 2014 г. президент Б. Обама издает два специальных указа, нацеленных на устранение этой проблемы. Очевидно, Президент и Демократическая партия заострили внимание на проблеме гендерного неравенства, сделав ее одной из главных тем предвыборной кампании [2]. Женщины получают от 78 до 81 цента (по разным оценкам) на каждый доллар, заработанный мужчиной. Только 17% мест в Конгрессе занимают женщины[14]. Одна из каждых четырех женщин испытывает насилие в семье в течение своей жизни, и одна из каждых шести женщин будет подвергнута сексуальному насилию и/или изнасилованию в течение своей жизни.

Хотя 48% выпускников юридических школ и 45% сотрудников юридических фирм составляют женщины, лишь 22% женщин на федеральном уровне и 26% женщин в судейском корпусе на уровне штатов. Даже в группе десяти наиболее высоко оплачиваемых профессиональных должностей для женщин, американки зарабатывают меньше мужчин. Лишь в одной профессиональной группе - патология речи – женщинам и мужчинам платят одинаково, независимо от пола.

А на самом верху, на высшем уровне, женщины получают в среднем 33 цента на каждый доллар, заработанный мужчиной генеральным директором[14]. В Конституцию США, которая гарантирует женщинам равные права с мужчиной, несмотря на попытки включить поправку о равных правах, до сих пор не удалось это сделать[14]. Та же участь преследует и договор ООН, гарантирующий ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин, попытки ратифицировать который не увенчались успехом. Между тем Международный Билль о правах женщин, поддержан уже 187 странами на Планете[14].

Эти проблемы касаются группы избирателей, симпатии которой отчаянно пытаются завоевать и демократы, и республиканцы, а именно женщин [1]. Опросы общественного мнения показывают, что на самом деле поддерживают политику президента Б. Обамы, а не республиканцев, по ключевым вопросам. Речь идет о том, что респонденты высказываются за исправление, а не отмену реформы здравоохранения («Obamacare»), за иммиграционную реформу, за повышение минимальной заработной платы, за однополые браки и множество других вопросов. Проблема в том, что немногие люди были уверены в том, что Обама на самом деле реализует любой из них[16].

О результатах промежуточных выборов

Конгресс США 114 созыва(2015-2016) в своем составе насчитывает рекордное число женщин – 104 человека: 20 в Сенате (14 демократок и 6 республиканок) и 84 в Палате представителей (62 демократки и 22 республиканки). В обеих палатах преобладают женщины от Демократической партии по сравнению с представительницами другой правящей Республиканской партии: в Сенате в два раза с небольшим, а в Палате представителей - почти в три раза.

Кроме того еще 4 американки обладают «совещательным голосом»: от округа Вашингтон, Виргинских островов, Гуама и Американского Самоа. Одна новая женщина-депутатка прибавилась в Сенате (одна передвинулась из Палаты представителей) и 12 новичков появились в Палате представителей вместе с двумя новыми делегатками[7].

Законодательные собрания штатов

В результате выборов 2014 года в законодательных собраниях (легислатурах) штатов оказалось незначительное сокращение числа женщин, общее количество которых в 2015 году составило 1785 (или 24,2%) по сравнению с 2014 годом, когда их было 1791[9].

Если сравнивать с предыдущими периодами, то следует заметить, что в конце 20 века в результате выборов 1998 года женщины завоевали 1652 места или 22,3% (от общего числа 7424) мест в легислатурах штатов по стране. При этом женщин-сенаторов стало 388 или 19,6% (от общего числа мест сенаторов штатов 1984) и 1264 членов Палаты представителей или 23,2% (от общего числа 5440 членов Палаты представителей легислатур штатов)[8]. В избирательных циклах за пятнадцать лет депутатский корпус пополнился 133 законодательницами, или увеличился лишь на 2% по стране. Хотя тенденция к росту женского представительства в законодательных органах на уровне штатов очевидна, однако этот рост поступательно достаточно медленный.

Дебби Уолш, директор исследовательского Центра Американских женщин и политики, Иглтонский Институт политики в Рутгерсе, Университет штата Нью Джерси (the Center for American Women and Politics, the Eagleton Institute of Politics at Rutgers, The State University of New Jersey) считает, что для увеличения числа женщин-депутаток следует стремиться привлекать больше американок к участию в выборах в качестве кандидаток. Она подчеркивает: «Чтобы взобраться выше, гораздо больше женщин-кандидаток, и, особенно, больше женщин-республиканок необходимо для избирательных гонок»[9].

В 2014 году 2 527 (общее число) женщин, среди которых 1 623 демократки, 893 республиканки, остальные 8 от других сообществ, боролись за депутатские мандаты: 452 (293 демократки, 151 республиканки, 8 от других) в верхнюю палату - Сенат, и 2 075 (1 330 демократки, 742 республиканки, 3 независимые) в Палату представителей/ассамблею[9].

Очевидно, что в два раза больше женщин-демократок, чем республиканок как кандидаток участвовали в выборах. Обращает на себя внимание также тот факт, что свыше 70% кандидаток от общего числа добились победы, завоевав желаемые мандаты. (1785 из общего числа кандидаток 2527).

Среди женщин-депутаток доля представительниц от Демократической партии почти в двое превышает долю от Республиканской (60% против 39%). Однако разрыв между обеими партиями слегка сократился в пользу республиканок, который в предыдущий год составлял 64% демократок и 36% республиканок.

Таблица 1.
Доля женщин-депутаток в легислатурах 10 штатов с самым высоким и в 10 – с самым низким представительством женщин.

10 штатов с наиболее высоким представительством женщин в законодательном органе, 2015

10 штатов с наиболее низким представительством женщин в законодательном органе, 2015

1

Колорадо

42,0%

Миссисиппи

17,2%

2

Вермонт

41,1%

Кентукки

16,7%

3

Аризона

34,4%

Виргиния

16,4%

4

Миннесота

33,3%

Юта

15,4%

5

Вашингтон

32,7%

Алабама

14,3%

6

Мериленд

31,9%

Западная Виргиния

14,2%

7

Невада

31,7%

Южная Каролина

13,5%

8

Орегон

31,1%

Вайоминг

13,3%

9

Иллинойс

31,1%

Оклахома

12,8%

10

Монтана

30,7%

Луизиана

12,5%

Верхние 10 строчек с наивысшим показателем женщин в легислатурах регионального уровня заняли следующие штаты: Колорадо (42%), Вермонт (41,1%), Аризона (34,4%), Миннесота (33,3%), Вашингтон (32,7%), Мериленд (31,9%), Невада (31,7%), Орегон (31,1%), Иллинойс (31,1%), Монтана (30,7%). Доля женщин в законодательных органах колеблется от 42 – до 31 процента. В десятке внизу списка с долей от 12,5% - до 17,2% находятся штаты: Миссисипи (17,2%), Кентукки (16,7%), Виргиния (16,4%), Юта (15,4%), Алабама (14,3%), Западная Виргиния (14,2%), Южная Каролина (13,5%), Вайоминг (13,3%), Оклахома (12,8%), Луизиана (12,5%).

Иными словами, почти в три с половиной раза женщин больше в законодательном собрании штата Колорадо (42%) по сравнению с самым низким показателем штата Луизиана (12,5%)[9].

Чем обусловлен такой разброс политического участия женщин как его субъекта в одной стране?

Анализ выборов как составной части политического процесса действительно демонстрирует широкий разброс представительства женщин в разных штатах на территории одной страны – США. Это ставит вопрос о том, является ли женщина качественно новым избирателем, что, в свою очередь, диктует необходимость выявления степени политической мобилизации женщин, а также меру их воздействия на результаты выборов.

Гендерная специфика поведения, а также политические, идеологические и ценностные ориентации американского электората в целом, исторические и регионально-традиционные особенности политических субкультур оказывают свое формирующее воздействие, поскольку на них строится конкретная стратегия и тактика избирательных кампаний и технологий. Этот круг проблем нуждается в дальнейшем исследовании.

Губернаторы. Число женщин - губернаторов осталось на прежнем уровне - 5 (2 демократки и 3 – республиканки). Директор Центра американских женщин и политики Дебби Уолш справедливо отмечает: "В то время как республиканцы выиграли много по всей стране, женщины по-прежнему серьезно недопреставлены среди занимающих должности республиканцев". [4].

2014 год вряд ли был референдумом поддержки республиканцев, как подчеркивают многие американские аналитики, приводя свои достаточно убедительные аргументы, с которыми трудно не согласиться. В частности, такие штаты как Небраска и Арканзас проголосовали за повышение минимальной заработной платы, Аляска, Орегон и Вашингтон проголосовали за легализацию марихуаны, а штат Вашингтон проголосовал за меры контроля за оружием. Иными словами, штаты, где большинство получили республиканцы, проголосовали за повестку дня, которая не характерна республиканцам. «Республиканская партия в настоящее время приобрела контроль над Сенатом, что означает существенное изменение с точки зрения лидерства, но это не означает, в частности, контроля с точки зрения законодательства. Республиканцы будут обладать лишь небольшим большинством», - заявляет С.Моррис, американская исследовательница [15].

Согласно экзит-опросу, проведенному CNN 4 ноября 2014 года, 8 из 10 американцев не одобряют того, как Конгресс делал свою работу, в то время как почти 6 из 10 недовольны президентом Обамой [16]; 44% респондентов позитивно рассматривают демократов; а 40% разделяют положительную оценку республиканцев. В результате, как точно подмечено американским исследователем Д. Янге, оказалось, что американцы «избрали партию, которая им менее всего нравится, чтобы руководить государственным органом, которому они менее всего доверяют. Более того, цинизм является наиболее вероятным результатом»[16].

Если ранее демократы обвиняли республиканцев Палаты представителей за отказ идти на компромисс, то теперь республиканцам придется бросать упреки президенту Б. Обаме за «срыв воли Конгресса». Между тем, компромисс, похоже, необходим для обеих партий. Не случайно Митч Макконнелл, новый лидер сенатского большинства, в своей победной речи сделал намек на необходимый компромисс, заявив о том, что наличие двухпартийной системы в США не означает, «что мы должны быть в постоянном конфликте".

В современных США 26 августа отмечают «День равенства женщин», который был учрежден в 1971 г. по инициативе члена Палаты представителей демократки Беллы Абцуг, (Bella Abzug), штат Нью-Йорк. Известно, что дата для «Дня равенства женщин» «выбрана в ознаменование принятия 19-й Поправки к Конституции в 1920, предоставившей женщинам право голоса»[15]. Историческое событие стало кульминацией массового мирного движения за гражданские права женщин, истоки которого восходят к первому съезду (конвенту) по правам женщин в мире, который состоялся в 1848 г в Сенека-Фолс, штат Нью-Йорк.

В США существует также Проект Национальной женской истории (The National Women’s History Project), который активизирует деятельность, связанную с хранением памяти истории женщин в США и способствует продвижению гендерного равенства в настоящее время в обществе.

Празднование Дня равенства женщин происходит не только в память о принятии 19-й поправки, но и привлекает внимание общественности к проблемам гендерного равенства, призывая и стимулируя к продолжению борьбы за достижение полного равенства. «Рабочие места, библиотеки, организации и государственные учреждения в настоящее время участвуют в программах Дня равенства женщин, проводя соответствующие мероприятия», - сообщается на сайтах многих женских неправительственных организаций (НКО)[15].

Традиционно президенты в этот день выпускают свои прокламации, посвященные этому дню. Не стал исключением и 2014 год: президент США Барак Обама выпустил прокламацию празднования Дня равенства женщин, заявив: "Когда женщины имеют возможность добиться успеха, они это делают. Более молодые женщины заканчивают колледж с более высокими показателями, чем мужчины, и, скорее всего, имеют дипломы выпускника школы. Они - почти половина нашей рабочей силы, и все чаще становятся основными кормильцами семьи. Но слишком часто женщины и девушки, которые поднимают нашу страну на достижение необыкновенных успехов только после преодоления наследия неравного обращения»[15]. Американке первой четверти ХХ1 века трудно поверить в то, что еще в 1971 году ее «мать» или «бабушка» не могла получить кредитных карт на свое имя, легально сделать прерывание беременности, и что изнасилование в браке не считалось преступлением.

Однако сегодня женщины-сенаторы все еще остаются в меньшинстве в верхней палате, хотя их доля в целом увеличилась за последнее десятилетие. Представители женского движения, сдержано радуясь, считают, что даже этот рекорд, свыше 100 женщин в американском парламенте , составляет менее одной пятой от полного состава Конгресса США, в то время, как женщин более 50% населения страны [10]. Американки по-прежнему серьезно недопредставлены в высшем законодательном органе страны. Это не очень удивительно, когда женщины составляют аналогично низкую долю кандидатов, идя на выборы.

День равенства женщин в 2014 был отмечен тем, что влиятельные женщины не только призывали к равенству, но даже «примеряли мантию феминизма». Так, в СМИ отмечалось, что активное участие «женщин высокого ранга, таких как генеральный директор Facebook (CEO) Шерил Сэндберг и поп-суперзвезды Бъёнсе», которые связывали себя с феминизмом, знаковое, свидетельствующее о том, что «больше высокопоставленных женщин впитывают язык, идеи и символику феминизма, и что они это делают на своих местах в рамках властной структуры, не просто извне».

Вместе с тем, на обсуждение выносится вопрос: «как могут мультимиллионеры - бизнесвумен и шоу-представительницы адекватно подавать свой голос о неравенстве, с которым женщины сталкиваются в мире?» [15]. Тем не менее, мало сомнений выражается относительно того, что «женские обстоятельства могут и должны быть улучшены. И так равенство женщин остается актуальным и необходимым, как никогда» [15], - подчеркивает С.Моррис, американская исследовательница гендерных проблем.

Поэтому уже сегодня американки озабочены подготовкой молодых кадров, предлагая и осуществляя программы по лидерству, нацеленные на девушек. В США задаются вопросом: так много впечатляющих женщин были избраны в Палату представителей и в Сенат, но знает ли молодежь их истории? Могут ли девочки и девушки представить себя идущими за ними?

Ставится задача обучать молодежь, прежде всего девочек и молодых женщин, ремеслу «как быть лидером». Предлагаются тренинги и специальные программы, курсы, которые рассказывают о женщинах в Конгрессе США. Об этом пишут сразу после проведенных промежуточных выборов, которые завершаясь, тут же открывают следующую страницу грядущих президентских выборов 2016 года.


Список литературы

1. Американки с тревогой смотрят в будущее в преддверии выборов. http://www.golos-ameriki.ru/content/us-midterm-women/2506261.html

2. Обама издал указы по обеспечению равной оплаты труда мужчин и женщин http://www.golos-ameriki.ru/content/obama-orders-address-pay-equality-for-women/1889110.html

3. Обама прокомментировал выборы http://www.golos-ameriki.ru/content/obama-says-he-sees-worst-possible-senate-map-since-eisehower/2508766.html

4. 2014: Not a Landmark Year for Women, Despite Some Notable Firsts http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_11-05-14-electionresults.pdf

5. Altman, Drew. Poll: Obamacare Is Not a Big Issue With Midterm Voters Oct 28, 2014 http://blogs.wsj.com/washwire/2014/10/28/poll-obamacare-is-not-a-big-issue-with-midterm-voters/

6. Beare, Kenneth. Men and Women - Equal at Last? http://esl.about.com/od/conversationlessonplans/a/debate4.htm

7. cawp news & notes. Congress: More Women than Ever, Still Not Enough. http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_01-06-15_stleg.pdf

8. CAWP's fact sheet on Women in Statewide Elective Office 2000 Updated 1/2000 http://foundation.verizon.com

9. CAWP's latest release. January 6, 2015 848/932-8799. Women in State Legislatures 2015: Numbers Still Stuck. http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_01-06-15_stleg.pdf

10. Dittmar, Kelly. #WomenVote2014: Tracking the Gender Gap and the Women’s Vote in 2014 http://cawp.rutgers.edu/footnotes/

11. Dittmar, Kelly. When 100 isn’t a passing grade: A closer look at Women in Congress. http://cawp.rutgers.edu/footnotes/100isnotenough

12. Gender & Voting Behavior. http://www.cawp.rutgers.edu/research/topics/voting_behavior.php

13. Gender Gaps Apparent in Almost All 2014 Senate and Gubernatorial Races; Unlike 2010, a Majority of Women Voted for the Democratic Candidate in US House Contests http://www.cawp.rutgers.edu/press_room/news/documents/PressRelease_11-06-14-gendergap.pdf

14. Lowen, Linda Facts about Women and Women's Issues 10 Facts that Prove Why Women's Issues Continue to Matter in the U.S. http://womensissues.about.com/od/feminismequalrights/a/Top10FactsAboutWomen.htm

15. Morris, Susana. Women's Equality Day 2014. http://womensissues.about.com/od/feminismequalrights/fl/Womens-Equality-Day-2014.htm

16. Younge, Gary. Republicans didn't win as big as you think they did. And Obama didn't lose http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/nov/04/republicans-win-big-election-midterms



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.