Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2015

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А. Ю. Давыдов,
ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. Внешнеэкономические связи продолжают оставаться важнейшим фактором развития американской экономики. Современная структура внешней торговли соответствует экономическому потенциалу страны. Высокотехнологичные продукты и новейшие услуги оказывают все большее воздействие на внешнюю торговлю. Существуют экономические барьеры, мешающие нормальному развитию торгово-экономических отношений. Рассматривается роль США в международном движении капиталов

Ключевые слова: торговая политика, соглашения о свободной торговле, цифровая экономика,структура внешней торговли, иностранные прямые инвестиции, тарифные барьеры, валютно-финансовые проблемы, финансовые потоки.

UNITED STATES IN A GLOBAL ECONOMY

Andrey Y. Davydov,
Research Fellow,
Center for International Economic Studies,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. Multilateral trade and economic relations are very important for US economic development. Modern structure of foreign trade is corresponding to US economic and industrial potential. High technology products and services influence deeply on economic relations. There are both legal and economic barriers to normal trade development. Monetary and financial problems are being discussed in the article. US role in international financial flows is being analysed.

Keywords: trade policy, multilateral trade, free trade agreements, digital economy,structure of US trade, foreign direct investments, tariff barriers, monetary and financial problems, financial flows.

В начале ХXI века большинство стран современного мира активно использует мировые хозяйственные связи с целью стимулирования экономического роста и решения возникающих производственных и финансовых проблем. Снижение политических барьеров и развитие интеграционных союзов, развитие новых систем коммуникаций и средств транспорта, уменьшение стоимости этих услуг обеспечили высокие темпы роста экспорта и иностранных инвестиций. Вместе с тем, потенциал использования внешнеэкономических связей еще не далеко не исчерпан. В настоящее время средний уровень таможенных тарифов в мировой экономике составляет 6,8% по отношению к задекларированной стоимости импорта (в США этот уровень примерно вчетверо ниже). Кроме того, существуют многочисленные нетарифные ограничения (например, санкции), сдерживающие развитие мировой торговли.

Внешнеэкономические связи являются важнейшим компонентом американской экономики. Роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии США связана с углублением процесса глобализации, развитием международной кооперации производства. Расширяя рынки сбыта для американских товаров и услуг и связывая американскую экономику с внешним миром, свободная торговля создает благоприятные условия для экономического роста и повышения его эффективности, позволяя США успешно реализовывать свой хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий. Внешнеэкономические связи способствуют удовлетворению растущих потребностей американского общества в различных товарах и услугах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геополитических планов страны. Задаче реализации этих основных функций подчинен действующий в США механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей, а также американская торговая политика.

1. Торговая политика

В современной мировой экономике существуют серьезные препятствия на пути развития свободной и справедливой торговли. Важнейшими среди них являются:

  • усиление протекционизма в ряде стран, сводящее на нет возможности свободной торговли;
  • отсутствие в ряде стран действенных правовых механизмов, что препятствует эффективному управлению внешнеэкономическими связями;
  • высокая зависимость национальных экономик от конъюнктуры мировых рынков вследствие углубления экономической интеграции;
  • ограничение некоторыми государствами свободного перелива капиталов, что нарушает позитивное воздействие инвестиций на экономический рост и создание новых рабочих мест.

Многосторонние усилия мирового сообщества по либерализации международной торговли активизировались после Второй мировой войны и в 1947г. ознаменовались подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое позднее трансформировалось во Всемирную торговую организации (ВТО). Благодаря многосторонним усилиям по либерализации международной торговли, средние таможенные тарифы в индустриальных странах снизились с 40% в 1947г. до 3% в 2012г.[1]

Соединенные Штаты предлагают всем странам мира участвовать в развитии системы свободной торговли через многосторонние переговоры, организуемые Всемирной торговой организацией, а также посредством двусторонних и региональных интеграционных соглашений о свободной торговле.

Соглашения о свободной торговле (FTAs) играют важную роль в процессе либерализации мировой торговли и открытии новых рынков. Первое такое соглашение США подписали с Израилем в 1985г. Канада подписала соглашение о свободной торговле с США в 1989г., а в 1994г. к этому договору присоединилась Мексика, сформировав крупнейшую в мире зону свободной торговли НАФТА (NAFTA), с товарооборотом превышающим триллион долларов в год. В последующие годы США подписали более десятка соглашений со странами Ближнего Востока и Африки (Иордания, Марокко, Бахрейн, Оман), Азии (Сингапур, Южная Корея), Южной Америки (Чили, Перу, Доминиканская республика, Панама), а также с Австралией (Табл. 1).

Таблица 1
Соглашения о свободной торговле, в которых участвуют США (2014г.)

Соглашение

Дата вступления в силу

Товарооборот (млрд. долл)

Израиль

Август 1985

38

Канада

Июнь 1989

658

НАФТА

Январь 1994

1 193

Иордания

Декабрь 2001

3

Чили

Январь 2004

26

Сингапур

Январь 2004

47

Австралия

Январь 2005

37

Бахрейн

Январь 2006

2

Марокко

Январь 2006

3

КАФТА

Март 2006

60

Оман

Январь 2009

3

Перу

Февраль 2009

16

Южная Корея

Март 2012

114

Колумбия

Май 2012

39

Панама

Октябрь 2012

11

Всего:

1 592

Источник: Economic Report of the President 2015, P. 300.

В последние годы приоритетными направлениями торговой политики США стали переговоры по созданию Транс-тихоокеанского партнерства (TPP –Trans-Pacific Partnership) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (T-TIP, Transatlantic Trade and Investment Partnership).

Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП) будет включать в себя государства Азиатско-тихоокеанского региона – США, Австралию, Бруней, Канаду, Чили, Японию, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Перу, Сингапур, Вьетнам. На долю стран ТПП приходится 37% мирового ВВП и 23% мирового экспорта товаров и услуг. В 2013г. в страны будущего Транс-тихоокеанского партнерства США направили экспортных товаров на сумму почти 700 млрд. долл. и различных услуг на 200 млрд.[1] Таким образом, Азиатско-тихоокеанский регион стал основным географическим направлением американского экспорта. Кроме того, большинство государств региона относится к наиболее динамично развивающимся экономикам мира: согласно оценкам, количество потребителей из числа среднего класса в Азии в 2030г. вырастет до 2,7 миллиардов человек. Это огромный потенциальный рынок сбыта для американских товаров и услуг. Азиатско-тихоокеанский регион уже сейчас является важным направлением приложения американских инвестиций: в 2013г. общий объем накопленных американских инвестиций в АТР достиг почти 700 млрд. долл.[1]

Лидеры стран АТР ведут переговоры с целью создать масштабную зону свободной торговли и инвестиций, укрепить экономические связи между странами. Помимо снижения таможенных тарифов, будущие участники ТТП планируют убрать нетарифные ограничения, такие как импортное лицензирование, а также открыть для партнеров внутренние рынки услуг и государственных заказов. США и другие участники ТТП стараются выработать правила взаимодействия, которые обеспечат высокую степень защиты интересов инвесторов и обычных граждан, будут стимулировать создание «цифровой экономики», способствовать инновациям и защищать интеллектуальную собственность.

Транс-тихоокеанское партнерство призвано обеспечить свободный перелив рабочей силы между государствами, урегулировать споры на рынке труда. Важным направлением будущего соглашения является защита окружающей среды, включая защиту Мирового океана от нелегальных вредных выбросов. Для нарушителей соглашения предусмотрено введение достаточно жестких санкций. Успешное создание Транс-тихоокеанского партнерства позволит создать в регионе универсальные правила защиты окружающей среды и национальных рынков труда и, таким образом, защитить интересы американских рабочих и обеспечить нормальную экологическую среду.

США и Евросоюз уже имеют самую большую в мире зону разносторонних внешнеэкономических связей. В 2013г в США и ЕС вместе взятых производилось почти половина мирового ВВП, на их долю приходилось 42% мирового экспорта товаров и услуг. Американские компании инвестировали в страны ЕС 2,4 триллиона долл., европейские компании вложили в США 1,7 трлн. долл. [1, P. 303]. Несмотря на огромный объем взаимной торговли и инвестиций США и страны ЕС не используют полностью потенциал взаимного экономического сотрудничества. Переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Т-ТИП) начались в июне 2013г. Поскольку таможенные тарифы во взаимной торговле США-ЕС находятся на очень низком уровне, основное внимание на этих переговорах уделяется снятию нетарифных ограничений в торговле. Обе стороны переговорного процесса подчеркивают важность постоянных консультаций по снятию нетарифных ограничений, настаивают на прозрачности этого процесса. Кроме того, в процессе переговоров обсуждаются проблемы либерализации торговли услугами, стимулирование обмена прямыми инвестициями, сотрудничество в решении глобальных проблем.

2. США в международном разделении труда

В последние десятилетия в условиях усложняющейся системы глобальных мирохозяйственных связей возникли некоторые новые тенденции, повлиявшие на позиции США в мировой экономике. Среди этих тенденций можно выделить в первую очередь значительное сближение промышленно развитых стран по степени их обеспеченности основными факторами производства. Во многом это результат возросшей мобильности финансовых ресурсов, знаний, рабочей силы. Кроме того, растет однородность взаимной торговли индустриальных стран, проявляющаяся в том, что между собой эти страны все больше торгуют однотипными товарами. Даже в периоды кризисного развития такая взаимная торговля растет высокими темпами на фоне относительного ослабления связей с экономиками «второго» эшелона и взаимной торговли слаборазвитых стран между собой.

Постепенно меняется сам характер специализации национальных экономик: специализация на уровне первичных отраслей, т.е. межотраслевая,все больше уступает место специализации на уровне отдельных узких производств или технологических звеньев, т.е. внутриотраслевой, а в ряде случаев специализацию в ее привычном понимании вообще трудно обнаружить – настолько схожими являются товары, задействованные в межстрановом обмене. По нашим оценкам, более 60% внешней торговли США имеет выраженный внутриотраслевой характер.

В современных условиях содержание и направление торговых потоков во многом определяется стремлением к использованию преимуществ массового производства («экономии на масштабах»), специфическими интересами ТНК и возникновением транснациональных производственных комплексов, развитием «новой экономики», базирующейся на информационных технологиях, а также усиливающейся диверсифицированностью спроса, в том числе и потребительского, предъявляемого богатеющим населением высокоразвитых стран. На долю экспорта американских ТНК с территории США приходится значительная часть американского экспорта.

Доминирующей тенденцией в развитии внешней торговли США в период после окончания Второй мировой войны было динамичное расширение объемов экспорта и импорта, заметно опережающее экономический рост страны. Среднегодовые темпы ростакак экспорта, так и импорта США (в текущих ценах), колебались в сравнительно узких пределах, исключая десятилетие 1970-х годов, когда под влиянием инфляционных факторов они резко ускорились. В 2009 г. среднегодовые темпы роста внешней торговли драматически снизились из-за общего замедления роста в глобальной экономике: американский экспорт уменьшился на 18%, импорт снизился на 26%. В последующие годы положительная динамика внешней торговли восстановилась: в 2014г. американский экспорт увеличился на 16%, импорт – на 15%.

Характерной чертой развития внешнеэкономических связей США является превышение темпов роста импорта над темпами роста экспорта, что привело к появлению устойчивого дисбаланса во внешнеторговых операциях страны. В последние 6 лет эта тенденция изменилась, американский экспорт растет более высокими темпами, чем импорт, но дисбаланс в торговле сохраняется.

Причина сохранения торгового дефицита - не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых традиционных отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве - устойчивый спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые возможности и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за "излишний" импорт в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций), особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, высокий уровень жизни и потребления в стране.

В 1950-е годы началось снижение доли США в мировой торговле, которое первоначальное имело в основном «естественную» основу, являясь статистически всего лишь следствием расширения торговли странами Европы, Японией, другими государствами. В дальнейшем стало очевидным относительное ослабление конкурентоспособности американских товаров, производимых традиционными отраслями экономики (угольная, сталелитейная, текстильная промышленность).

В 1970 г. США потеряли место крупнейшего в мире экспортера продукции обрабатывающей промышленности, а в 1978 г. уступили первенство ФРГ и по объему всего экспорта, оставаясь при этом, крупнейшим мировым импортером товаров.

Положение изменилось в последние два десятилетия, когда внешняя торговля США вновь стала опережать по темпам роста как всю мировую торговлю, так и торговлю своих основных конкурентов, в результате чего США удалось частично восстановить прежние позиции на мировых рынках. Доля других индустриальных стран, входящих в первую пятерку крупнейших мировых торговцев (Германии, Японии, Франции и Великобритании), в эти годы понизилась как в мировом экспорте, так и в импорте.

В целом можно констатировать, что в ХХI веке американская внешняя торговля пережила определенный «ренессанс»: возрос ее динамизм, окрепли позиции США на мировых рынках, а соответственно повысилась и ее роль в национальной экономике. Последнее частично может быть измерено, хотя чисто количественные показатели, конечно, не могут передать все многообразие и всю сложность качественных аспектов данного явления.

По сравнению с другими небольшими странами доля внешней торговли в ВВП остается в США не очень высокой, но здесь сказывается та особенность, что в «больших» странах, обладающих значительным и хорошо развивающимся внутренним рынком, роль внешней торговли в экономике в целом вообще не столь велика, как в малых странах, реальный сектор которых больше ориентирован на внешние рынки. Однако значение внешней торговли для многих отраслей производства США, особенно наиболее передовых высокотехнологичных отраслей, далеко выходит за рамки, обозначаемые вышеприведенными усредненными макропоказателями.

Доля многих импортных товаров в общем потреблении идентичных товаров в США также достаточно высока. Благодаря импортным поставкам обеспечивается значительная часть потребностей страны в одежде и кожаной обуви, компьютерах, продукции электромашиностроения, транспортных средствах. В 2014г. 17% легковых и грузовых автомобилей, проданных на американском рынке, были иностранными.

Весьма зависимо от внешних рынков американское сельское хозяйство – более трети всех продаж аграрной продукции приходится на долю экспорта. Благодаря импортным поставкам, обеспечивается часть потребностей американских нефтеперерабатывающих предприятий в сырой нефти. Высокая степень импортной зависимости наблюдается по некоторым видам промышленного сырья (медь, никель, цинк).

Американские исследователи с полным основанием говорят об усилении интеграции экономики США с экономиками других стран в 2000-е годы. В этот период произошли сдвиги в самой «природе» внешнеторговых связей: все большее распространение стали получать различные формы международной производственной кооперации. Именно «вертикальная» торговля, на долю которой в настоящее время приходится более половины экспорта США и других высокоразвитых стран, является сейчас наиболее динамичным компонентом международного товарообмена (феномен «вертикальной» торговли тесно связан с расширением деятельности ТНК и внутриотраслевой специализации ведущих национальных экономик).

Благоприятные условия для активизации интеграционных процессов были созданы также значительным снижением коммуникационных издержек в международной торговле и международных транспортных издержек. Уменьшились и сроки доставки товаров, чему, в частности, весьма способствовало развитие воздушных перевозок.

Наконец, определенный позитивный кумулятивный эффект дало снижение ряда торговых барьеров, в частности, таможенных тарифов, и упорядочение различных форм государственного регулирования мирохозяйственных отношений.

Подлинное лицо внешней торговли - это, прежде всего, ее товарная структура, отражающая как достигнутые данной национальной экономикой уровень развития и степень зрелости, так и характер ее участия в системе международного разделения труда. С этой точки зрения, принципиальное значение имеет роль, которую играет во внешнеторговых связях продукция обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичная.

Как в экспорте, так и импорте США главенство продукции обрабатывающей промышленности определилось уже давно, но тенденция к его дальнейшему усилению (как и к повышению степени наукоемкости самой этой продукции) продолжает действовать, что соответствует и общемировым тенденциям. В 2014г. на долю обрабатывающей промышленности приходилось 68% американского экспорта и 75% импорта.

Другое важное направление структурных изменений во внешней торговле - понижение роли ее сырьевого компонента. Если говорить только о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США сейчас примерно вдвое ниже, чем во всем мировом экспорте. В импорте США аналогичный показатель значительно выше, но и его уровень все более понижается (некоторые его колебания связаны с колебаниями мировых цен на нефть и другие сырьевые товары). В этом же направлении меняется и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США.

В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары. На их долю приходится сейчас более половины экспорта и почти половина импорта США. В составе этой товарной группы крупнейшими категориями экспорта и импорта в 2000-е годы стали компьютеры, конторское и телекоммуникационное оборудование. В 2014г. экспорт компьютеров и электронных компонентов из США составил 202,8 млрд. долл., а импорт по этой же статье – 365,8 млрд. долл.[4]

Если применить другую классификацию - по конечному использованию товаров, то делается особенно очевидным, что американская внешняя торговля принимает все более инвестиционно ориентированный характер, а следовательно ее активность, с точки зрения воздействия на развитие экономики США и других стран, также все более повышается.

Основными статьями американского экспорта-импорта являются транспортное оборудование (16,8% экспорта; 15% импорта в 2014г.), компьютеры и электроника (12,5% экспорта; 15,6% импорта), различные химические товары (12,3% экспорта; 8,8% импорта).

Доля промышленных потребительских товаров как в экспорте, так и импорте США в последние два десятилетия держится примерно на одном уровне. Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой - в технологическом отношении - продукции американские компании все-таки нашли свою «нишу», с одной стороны, специализируясь на производстве наиболее высококачественных товаров, а с другой, всемерно их удешевляя посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими или карибскими предприятиями).

Важной статьей американского импорта продолжают оставаться энергоносители, на долю которых в 2014г. приходилось 11% общего объема ввоза товаров (эта цифра за последние десять лет уменьшилась почти вдвое).

3. США на мировых финансовых рынках

Международное движение капиталов играет важную роль в глобальной экономике. Общий объем мировых финансовых потоков в 2013г. оценивался Международным валютным фондом в 4 170 млрд. долл., а в пиковом 2005г. эта цифра достигала 7,4 триллионов долл. [1, P.319]. Уменьшение масштабов международного движения капиталов в последние годы связано в основном с сокращением объемов межгосударственных и трансграничных банковских займов (например, через эмиссию еврооблигаций). В то же время международный оборот прямых и портфельных инвестиций продолжает динамично расти (Табл. 2).

Таблица 2
Основные направления мировых финансовых потоков (млрд. долл.)

Финансовые потоки

2000г.

2005г.

2013г.

Общий объем

4 244

7 429

4170

В том числе: Прямые инвестиции

1 503

1 392

1 944

Портфельные активы

756

929

803

Портфельные займы

1 985

5 109

1 423

Источник: Economic Report of the President 2015, P.319.

До начала 1960-х годов Соединенные Штаты фактически занимали монопольное положение на мировом рынке капиталов, как по объему операций, так и по качеству предоставляемых услуг. На Нью-Йоркской фондовой бирже (NYCE) осуществлялась большая часть операций с ценными бумагами различных эмитентов. Уникальное положение США в мировой финансовой системе того времени поддерживалось как экономическим потенциалом супердержавы (50% мирового ВВП и 30% мирового экспорта в первые послевоенные годы), так и лидирующей ролью американского доллара в Бреттонвудской валютной системе. Свою позитивную роль сыграл либеральный режим валютного регулирования и контроля в США.

Однако уже в 1960-е годы стали активно развиваться мировые финансовые центры во Франкфурте, Люксембурге, Токио, Гонконге, Сингапуре. По мере углубления интеграционных процессов в Европе и АТР большинство индустриальных стран стало отменять валютные ограничения и осуществлять дерегулирование деятельности национальных финансовых институтов. Используя американскую модель привлечения финансовых ресурсов, европейские и азиатские финансовые посредники стали постепенно теснить американцев на мировом рынке капиталов.

1970-е годы стали серьезным испытанием для мировых финансовых рынка. Экономические последствия «вьетнамского синдрома», проблемы финансирования растущих дефицитов федерального бюджета и платежного баланса США, развал Бреттонвудской валютной системы, скачки мировых цен на нефть – все эти факторы, безусловно, ослабляли позиции США в глобальной экономике.

Новый импульс усилению американоцентризма мирового финансового рынка был дан экономическими преобразованиями Рейгана. После прихода в Рейгана в Белый дом в США начались масштабные реформы, направленные на повышение эффективности экономики и стимулирование ее структурной перестройки. Повышение ссудного процента в начале 1980-х годов наряду с высоким платежеспособным спросом американской экономики стимулировало приток в США зарубежных инвестиций, создавая благоприятные внешние условия для экономического роста. В 1984г. был отменен 30%-й налог на доход по облигациям, выпущенным в США и приобретенным нерезидентами, что усилило привлекательность американского хозяйства для иностранных инвесторов.

Либерализация хозяйственной деятельности и эффективная макроэкономическая политика позволили Соединенным Штатам добиться почти непрерывного экономического роста в течение двух десятилетий. Этот период долговременного подъема экономики обеспечил удвоение объема промышленного производства и сферы услуг, позволил создать 35 миллионов новых рабочих мест, существенно повысить «качество жизни» населения. Именно благодаря притоку зарубежных инвестиций в США была создана «новая экономика» с развитой сферой услуг и доминированием информационных технологий.

Важной особенностью современного этапа экономического развития стало возрастание роли финансов в экономическом развитии. Уменьшение вмешательства государства в экономику, сопровождалось переходом к рыночным методам регулирования, способным более эффективно стимулировать экономический рост и создавать условия для финансирования инноваций. Крупные корпорации, ориентируясь на создание и завоевание новых рыночных ниш, на проведение слияний и поглощений, стали все чаще обращаться на финансовые рынки в поисках дополнительных инвестиций.

Длительный экономический подъем конца ХХ и начала ХХI века усилил значение финансовых инструментов в экономическом развитии. Создание в США «новой экономики» потребовало аккумуляции внутренних ресурсов и солидного притока внешних инвестиций. Экономический бум стимулировал динамичное развитие мировой торговли, особенно в сфере информационных и финансовых услуг. Все это обеспечило ускорение развития внутреннего финансового рынка США и динамику мировых финансовых потоков в конце ХХ и начале ХХI века.

Появление коллективной европейской валюты евро и быстрое увеличение доли этой валюты в международных расчетах объективно способствовало усилению конкурентных позиций континентальных финансовых центров. В какой-то мере ситуация, сложившаяся в американском хозяйстве в последние годы. напоминает сложнейший для страны период 1970-х годов. Разница состоит лишь в том, что благодаря усилиям ФРС инфляция в стране невысока, а национальный хозяйственный комплекс США базируется на созданном в 1990-е годы фундаменте «новой экономики».

Тем не менее, возрастание роли европейских и азиатских финансовых центров в последние годы представляется очевидным. Международные фондовые биржи, дислоцированные в Лондоне, Франкфурте, Гонконге и Сингапуре стремительно наращивают масштабы операций с различными валютами и ценными бумагами, предлагают потенциальным клиентам из-за рубежа различные инструменты и новые виды услуг. Как уже отмечалось, новые эмиссии ценных бумаг (IPO) все чаще проходят процедуру листинга именно на европейских и азиатских торговых площадках.

Из сказанного следует, что основным направлением структурных изменений в развитии современного мирового финансового рынка является возрастание роли динамичных европейских и азиатских торговых площадок и обострение их конкуренции с американскими биржами. Происходит ли при этом какое-то фундаментальное ослабление финансового рынка США, уменьшается ли его значение в движении мировых финансовых потоков?

Для анализа современной структуры мирового финансового рынка и происходящих на этом рынке изменений наиболее целесообразно использовать сравнительную статистику Банка международных расчетов (BIS). Банк международных расчетов ежеквартально публикует данные о масштабах эмиссий международных долговых ценных бумаг по странам выпуска и отдельным сегментам мирового финансового рынка (денежный рынок, рынок финансовых посредников и т.д.).

Анализ структуры современного мирового финансового рынка показывает, что в настоящее время Соединенные Штаты доминируют на этом рынке: в 2014г. доля США на рынке непогашенных эмиссий международных долговых ценных бумаг составляла около 24% (6 964 млрд. долл.). На Великобританию, самого серьезного американского конкурента на мировых финансовых рынках, приходится 12% рынка (3 849 млрд. долл.). Доля других стран Евросоюза заметно скромнее – 7% (Германия, Нидерланды, Франция) и меньше.

Конечно, если суммировать все объемы непогашенных международных долговых бумаг, номинированных в евро, и сравнить их с соответствующим долларовым показателем, то доля Европы в структуре рынка будет примерно на 30% больше, чем у США. Это лишь подтверждает мысль о том, что для повышения конкурентоспособности региональных финансовых центров хороши любые пути, и введение единой валюты было правильным шагом со стороны Евросоюза.

США доминируют на мировых рынках долговых ценных бумаг финансовых посредников (паевые инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционно-банковские структуры. Именно бумаги этих финансовых институтов определяют сегодня спрос и предложение на глобальном финансовом рынке. На долю американских финансовых институтов приходится около 30% этого сегмента финансового рынка.

Динамику мирового финансового рынка сегодня все в большей степени обеспечивает торговля корпоративными ценными бумагами технологичных компаний. Рыночная капитализация таких компаний в настоящее время составляет 14,5% капитализации мирового фондового рынка, а во многих странах она существенно выше. Для первичного размещения своих ценных бумаг технологичные компании, как американские, так и зарубежные, все чаще используют торговые площадки США. Биржи США, такие как NASDAQ и Нью-йоркская фондовая биржа становятся все более популярным местом совершения сделок для технологичных компаний, которые хотят удержаться на плаву.

На долю США приходится 47% всего международного рынка корпоративных ценных бумаг (более 2 трлн. долл. в 2014г.); это намного больше суммарного объема корпоративных эмиссий всех стран Евросоюза вместе взятых.

На фоне рассмотренной архитектуры еврорынка вырисовывается, быть может, чрезмерно радужная картина места США в системе современных мировых финансовых потоков. На самом деле проблемы существуют. Ключевая из этих проблем - относительное снижение доли США на мировом рынке выпущенных долговых ценных бумаг. В конце 2000-го года доля американских бумаг на рынке достигала 28%, к 2007г. она сжалась до 20,9%, а в 2014г. выросла до 24%.[2] Причина этого явления состоит в том, что растет конкурентоспособность и, как следствие, рыночная доля европейских и азиатских стран. Так, за 2000 – 2014гг. доля Великобритании на рынке международных долговых обязательств выросла до 12%, доля Сингапура – с 0,16% до 3% (т. е. последняя увеличилась более чем в 18 раз).[2]

Вторая проблема состоит в том, что, несмотря на декларируемую Соединенными Штатами политику либерализации национальных финансовых рынков, зарубежным компаниям сложно пробиться на американский рынок. Сложившаяся в США система государственного регулирования рынка ценных бумаг и достаточно жесткие правила процедуры листинга на ключевых американских биржах затрудняют для нерезидентов проведение IPO в США. Так, Закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act of 1933) ввел жесткую систему регулирования выпуска ценных бумаг в обращение и запретил фальсификацию торговли ими. По закону установлены требования, в соответствии с которыми эмитент обязан обеспечить полное раскрытие информации для потенциального инвестора. Выпуск ценных бумаг становится возможным только после того, как эмитент зарегистрирует в федеральном органе заявление, содержащее оговоренную законом информацию.

Безусловно, отмеченные проблемы сдерживают процесс сближения американского финансового рынка с развивающимися рынками. Вместе с тем именно жесткость американского законодательства и высокая планка торговых площадок обеспечивает финансовой системе США ту завидную надежность, которая и привлекает на американский рынок деньги всей глобальной экономики.

В современной мировой экономике США являются основным импортером финансовых ресурсов, сбереженных для них всеми другими странами. В 2014г. на долю США приходилось 34% мирового импорта капиталов [3, P.145]. Высокий спрос на американские государственные и корпоративные ценные бумаги обеспечивается надежностью американской экономики.

Доля других стран в мировом импорте капиталов намного ниже (Великобритания - 7,5%, Бразилия – 7,3%, Турция - 6%). Германия является крупнейшим нетто экспортером капиталов – 18% всего экспорта капиталов в 2014г., Китай перешел на второе место (12% экспорта) [3, P.145].


Литература

[1] Economic Report of the President 2015.

[2] Bank of International Settlements Quarterly Review, March 2014.

[3] IMF Global Financial Stability Report April 2015, Statistical Appendix.

[4] http://tse.export.gov/ TSE/HTMLOnlyTableDisplay.aspx



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.