Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2015

РОЛЬ ТРУДОВОЙ ИММИГРАЦИИ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

И. К. Смирнова,
студентка ФМП ГАУГН,
e-mail:

Аннотация. В статье рассматривается иммиграция рабочей силы в США и ее значение для американской экономики; деятельность иммигрантов в различных сегментах рынка труда и их предпринимательская активность как важный ресурс экономического развития.

Ключевые слова: трудовая миграция, нелегальная иммиграция, экономика США, иммиграционная политика.

ROLE OF LABOR MIGRATION IN THE US ECONOMY

Irina Smirnova,
Student of Faculty of World Politics,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article deals with the immigration of foreign workers in the United States and its implications for the US economy. Activities of immigrants in various segments of the labor market and entrepreneurial activity becomes an important resource for economic development.

Keywords: labor migration, unauthorized immigration, US economy, immigration policy.

За период, прошедший с начала XXI столетия общее число лиц, ежегодно получающих легальный постоянный вид на жительство в США составляло в среднем около одного миллиона человек. За исключением 2003 и 2004 гг., этот показатель превышал один миллион человек. Таким образом, ежегодно население США увеличивалось примерно на 2 млн. человек за счет естественного прироста и на 1 млн. человек – в результате легальной иммиграции.[2]

Согласно последней переписи населения, проведенной в 2010 г., в США проживали 40 млн. иммигрантов, что составляло 13% населения страны[3]. Большинство из них проживало в нескольких штатах (так называемых “gateway states”), где доля иммигрантов составляла более 15% от общего населения штата – это Калифорния (25% всех иммигрантов страны проживают на территории этого штата), Нью-Йорк, Флорида, Невада, Гавайи, Техас, Массачусетс и Нью-Джерси. Неравномерное географическое расселение иммигрантов связано с рядом причин. Некоторые из этих штатов (Техас) являются приграничными и принимают большое количество иммигрантов из соседних стран; некоторые являются крупными экономическими центрами (Нью-Йорк, Калифорния). Также большое значение при выборе места для проживания имеет наличие крупной этнической общины внутри штата – например, для иммигрантов из России наиболее привлекательными штатами являются Мэриленд и Нью-Йорк, где их доля составляет до 20% населения в отдельных городах.

Из 40 млн. иммигрантов 25 млн. работают, что составляет 16% всей рабочей силы в США.

Рис. 1

Основные регионы происхождения иностранной рабочей силы. 2012 г.

Источник: [4]


Более половины иммигрантов в США являются выходцами из Южной и Центральной Америки, треть – из Азии. Основными странами-поставщиками рабочей силы в США являются Мексика (около 30% от общего числа иммигрантов), Китай (6%), Индия (5%), Филиппины (5%), Вьетнам (3%).

Рис. 2

Расовая принадлежность 2012 г. (какова доля иммигрантов среди представителей расы)

Источник: [5]


По данным American Community Survey, представленным на рис. 2, в 2012 г. 67% представителей азиатской расы, проживающих в США, были иммигрантами, а среди латиноамериканцев иммигранты составляют 36%.

Это связано с тем, что уровень притока иммигрантов из стран Центральной и Южной Америки в Соединенные Штаты стабильно высок на протяжении долгих лет, многие из них уже успели завести семьи и их дети уже не считаются иммигрантами. Иммиграция из Азии является тенденцией последних двадцати лет, однако в последние годы этот континент стал основным поставщиком рабочей силы в США - 36% всех новых иммигрантов, въехавших в страну в 2010 г., были азиатами, по сравнению с 31% латиноамериканцев. Исследовательский центр по изучению демографии Pew Research Center объясняет это тем, что в США растет спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в то время как потребность в низкоквалифицированном труде падает. Иммигранты из стран Азии отличаются более высоким уровнем образования (49% из них обладают степенью бакалавра).

Таблица 1
Расовый состав – когда приехали в страну (в процентах)

до 1990

1990-1999

2000-2005

с 2006

Мексика

34

31

23

12

Южная и Восточная Азия

35

25

17

24

Страны Карибского бассейна

43

24

16

18

Центральная Америка

33

25

24

18

Южная Америка

33

26

25

15

Ближний Восток

37

20

16

27

Другие

42

24

17

18

Источник: [4]

Таблица 1 содержит более подробные данные о том, из каких регионов мира и в какой временной период в США прибывали иммигранты. На основе этих данных можно сделать вывод о том, что темпы иммиграции из Мексики, стран Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна постепенно падают, в то время как количество иммигрантов из Южной и Восточной Азии и Ближнего Востока растет.

История миграционных потоков в США

Большинство историков выделяют в истории иммиграции в США три основных периода в зависимости от этнического состава миграционных потоков:


  • Ранний период иммиграции (1700–1850 гг.)

Первое иммиграционное законодательство на территории будущих Соединенных Штатов появилось еще в колониальную эпоху, когда каждая колония устанавливала собственные правила въезда иностранцев (т.е. тех, кто не являлся английским подданным) на свою территорию, регулировала их права на экономическую и политическую деятельность, а также утверждала законы о принятии в гражданство. Хотя объем доступных иностранным поселенцам прав и свобод мог существенно различаться в зависимости от колонии, самым основным было право на владение землей. Когда поселенец иностранного происхождения приобретал в свое пользование достаточно земли, чтобы преодолеть имущественный ценз, он получал политические права. Подавляющая часть поселенцев неанглийского происхождения прибывала в британские колонии Северной Америки из Западной Европы – Голландии, Шотландии, Ирландии, Германии, Франции, Скандинавии[6]. Несмотря на то, что привезенные из Африки многочисленные чернокожие были основной рабочей силой в колониях, действие местных законов об иммиграции на них не распространялось из-за их рабского положения.

После объявления независимости Закон о натурализации 1790 г. стал первым законом США, определявшим единый для всех штатов порядок предоставления гражданства иностранцам. В соответствии с этим законом, любой «свободный белый человек» мог претендовать на американское гражданство. Соответственно, закон лишал права на гражданство американских индейцев, рабов, освобожденных негров и выходцев из Азии. Также в 1790 г. американскими властями была проведена первая перепись населения – из 3,9 млн. населения 50% являлись переселенцами из Англии, 20% были чернокожими, остальные являлись выходцами из Западной Европы[7]. В последующие десять лет в связи с событиями Французской революции и желанием ограничить приток французских поселенцев в США законодательство постепенно ужесточалось. Законом о натурализации 1798 г. был введен ценз оседлости – теперь иностранцу нужно было прожить на территории США 14 лет, чтобы получить американское гражданство.

В двадцатых годах XIX в. привлекательность США для иммигрантов существенно возросла благодаря таким факторам, как индустриальная революция, рост городов, необходимость осваивать западные территории. Калифорнийская «золотая лихорадка» привлекла десятки тысяч добровольцев из стран Латинской Америки, Европы, Австралии и Азии. Растущей американской экономике потребовалась новая рабочая сила, и темпы роста количества иммигрантов в США увеличивались в геометрической прогрессии. К 1850 г. в США проживали 1,7 млн. иммигрантов, что составляло около 10% населения страны[7]. Большая часть из них (780 тыс.) были выходцами из Ирландии, что во многом связано с Ирландским картофельным голодом 1845-1849 гг., унесшим жизни 1,5 млн. человек и вызвавшим эмиграцию колоссальных масштабов. К середине XIX века четверть населения городов восточного побережья США составляли ирландцы[8].


  • Вторая волна иммиграции (1850–1970 гг.)

В середине XIX в. в результате политической и экономической нестабильности во многих странах Восточной и Южной Европы традиционная структура миграционных потоков в США начала меняться – начали прибывать иммигранты из Австрии, Венгрии, Польши, Греции, Италии и России (около 2,5 млн. из них были евреями). Постоянно растущее число иммигрантов вызвало в американском обществе ярко выраженные ксенофобские настроения – возникали массовые общественные движения, ставящие своей целью ограничение непротестантской иммиграции. Подобные требования нашли отражение в законодательстве - в 1882 г. Конгрессом был принят Акт об исключении китайцев в ответ на массовую иммиграцию китайцев на Запад страны. Этот закон запретил любую китайскую иммиграцию или натурализацию уже проживающих в США китайцев и просуществовал до 1965 г.

Вместе с изменившимся этническим и религиозным составом миграционных потоков неизбежно менялись социальные и культурные особенности населения американских городов. Большая часть новых иммигрантов была неграмотной и низкоквалифицированной, многие из них страдали от таких типичных для бедных слоев общества того времени болезней, как туберкулез и тиф. Более того, восточноевропейские иммигранты также были сторонниками таких популярных в Европе радикальных политических идеологий как анархизм и марксизм, что вызывало немалое беспокойство американского политического истеблишмента и крупных промышленников. С 1903 по 1924 гг. был принят ряд законов, направленных на качественное и количественное регулирование миграционных потоков – был запрещен въезд в страну анархистам, беднякам, лицам с психическими заболеваниями и лицам, не владеющим английским языком в достаточной степени. Закон об иммиграции 1924 г. устанавливал количественные квоты на въезд иммигрантов определенных национальностей, чтобы существенным образом сократить приток рабочей силы из Южной и Восточной Европы в США. Данный закон также полностью запрещал иммиграцию выходцам из арабских стран, Восточной Азии и Индии.

В данный период американское общество впервые столкнулось с новым для себя типом иммигрантов – беженцами. По мере того, как развивались политические и военные конфликты первой половины XX в., США принимали большое количество беженцев – евреев, переживших Холокост, венгров после неудавшегося восстания 1956 г. и кубинцев после революции 1960 г.

К началу 1960-х гг. стала очевидной необходимость проведения обширной реформы иммиграционного законодательства. Закон Харта-Селлера 1965 г., ставший частью программы президента Линдона Джонсона «Великое общество», отменял установленные в 1920-х гг. квоты и ограничения на въезд для определенных национальностей. Вместо этого в законодательстве были предусмотрены категории иммиграционных преференций, связанных с семейным статусом иммигранта (неженатые и незамужние дети граждан США; супруги и холостые дети лиц, постоянно проживающих в США; женатые и замужние дети граждан США, и братья и сестры граждан США) или его профессиональными навыками (врачи, ученые).

Новая система оказала существенное влияние на страны Западного полушария, особенно Мексику. После отмены квот увеличилось количество мексиканцев, желающих иммигрировать в Соединенные Штаты. Количество иммигрантов из стран Азии и Латинской Америки также резко возросло, что вызвало беспокойство среди местного населения и спровоцировало рост числа конфликтов на расовой почве.


  • Третья волна (1970 – наши дни)

Вместе с резким увеличением количества иммигрантов из неевропейских стран начал меняться расовый состав американского общества. Нелегальная иммиграция стала основной темой политических споров в 1980-1990-х годах. Закон о реформе и контроле над иммиграцией в США, принятый в 1986 г., предусматривал первую в истории страны крупномасштабную иммиграционную амнистию. Нелегальные иммигранты, прибывшие в страну до 1 января 1982 г. могли быть получить легальный статус при условии, что они обладали минимальными знаниями американской истории и политической системы, а также владели английским языком. Закон предоставил путь к легализации в первую очередь многочисленным сезонным рабочим. Иммигрантам было дано три дня на то, чтобы обратиться в ближайший паспортный стол. Амнистией воспользовалось за это время 2,8 млн. человек, около 80% из них граждане Мексики. Особенно значительными масштабы легализации были в штатах Техас и Калифорния. Одновременно с этим закон ввел наказание за осознанный наем или принятие заявления на работу от незаконных иммигрантов или же других легально находящихся в стране иностранцев, не имеющих разрешения на работу. Работодатели, таким образом, были вынуждены проверить законный статус иммигрантов перед тем, как принять их на работу.

Закон о беженцах 1980 г. был первым американским законом, установившим государственную политику в отношении беженцев. Он устанавливал новое законодательное определение термина «беженец» в соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев и увеличивал количественное ограничение количества беженцев с 17 400 до 50 000 человек на каждый финансовый год. Также была создана должность Координатора по делам беженцев и Управление по вопросам расселения беженцев. Были утверждены единые механизмы рассмотрения заявлений на получения статуса беженца, разработана эффективная политика переселения и ассимиляции.

Изменения в законодательстве привели не только к увеличению количества низкоквалифицированных иммигрантов. В 1970-е гг. продолжалась научно-техническая революция, и, чтобы продолжить рост экономики, была поставлена цель привлечь в США как можно больше иностранных специалистов высокого уровня в качестве рабочей силы. Установленные правительством преференции для высококвалифицированных специалистов в наиболее важных отраслях экономики создали феномен так называемой «утечки мозгов». Ученые из многих стран мира стали покидать свои родные страны, для того, чтобы продолжать свои исследования в США.

В 1990-е гг. правительство Б. Клинтона приступило к полномасштабной реформе иммиграционного законодательства. Закон об иммиграции 1990 г. стал еще одним шагом на пути формирования единой иммиграционной политики, направленной на привлечение высококвалифицированных специалистов. Этим законом было создана действующая сегодня система иммиграционных виз для работников – были установлены пять категорий виз (E1-E5), гарантировавших право на постоянное проживание в США, в зависимости от сферы деятельности претендента и его уровня профессиональной квалификации. Количество этих виз было ограничено – 140 тыс. в год. Данная политика дала свои результаты - в период с 1970 по 1997 г. количество ученых технических специальностей в США увеличилось на 150%. Их доля в американской рабочей силе выросла с 2,4% до 3,6%. Количество ученых всех специальностей среди иммигрантов возросло почти в пять раз и достигло 15% от общего числа ученых в США.

Если в начале 1970-х гг. основными странами-поставщиками высококвалифицированной рабочей силы были Германия, Великобритания и Канада, то к концу 1990-х лидерами стали Индия, Китай и Япония.

С другой стороны, тот же самый закон увеличивал количество виз, выданных на основе семейного родства, до 480 тыс. в год, что ускорило приток низкоквалифицированных иммигрантов из Латинской Америки, которые присоединялись к своим родственникам, уже живущим в США.

В скором времени правительство было вынуждено принять меры по существенному ограничению нелегальной иммиграции – Закон 1996 г. о борьбе с незаконной иммиграцией и ответственности иммигрантов (Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act) ужесточал наказания для тех иностранных граждан, которые находились на территории США незаконно. По этому закону, те иммигранты, которые находились на территории США без соответствующего разрешения в течение от 180 до 365 дней перед задержанием, подлежали депортации и лишались права на въезд сроком на три года. Те, кто пребывал в США незаконно более года, должны были покинуть страну на десять лет. Однако эти меры не принесли желаемого результата - количество нелегальных иммигрантов продолжало расти. Если в 1995 г. их общее количество оценивалось в 5,7 млн. чел., то в 2007 г. оно составляло уже 12,2 млн. чел. [10]

В начале XXI века стала очевидной необходимость очередного реформирования иммиграционного законодательства. Президент Барак Обама признал действующую на тот момент систему «не работающей» и предложил свой проект реформы, основанной на нескольких принципах:

  • Усиление пограничного контроля в целях пресечения нелегальной иммиграции;
  • Упрощение иммиграции для высококвалифицированных специалистов и потенциальных предпринимателей;
  • Возможность «заслужить» законное право на проживание в США для нелегальных иммигрантов;
  • Ответственность за прием на работу нелегальных иммигрантов.

В 2014 г. Обама подписал указ о том, что до 45% нелегальных иммигрантов США смогут получить право законно проживать и работать на территории страны. Родители американских граждан или лица, проживающие в США более пяти лет, могут рассчитывать на продление разрешенного срока пребывания в стране на 3 года при условии прохождения проверок со стороны спецслужб. Также под действие указа попадают 300 тыс. нелегальных иммигрантов, которые были несовершеннолетними на момент въезда в страну. Также президент подчеркивает, что депортации будут подлежать в первую очередь те нелегальные иммигранты, которые подозреваются в терроризме либо нарушали закон.

Иммиграция низкоквалифицированной рабочей силы и нелегальная иммиграция

При исследовании статистических данных о состоянии рынка труда в США, американские социологи часто подразделяют рабочую силу на основных три категории в зависимости от профессиональных навыков:


  • low-skilled (низкоквалифицированная рабочая сила) – к этой категории относятся работники, обладающие школьным аттестатом, либо не закончившие полный курс школьного образования.
  • middle-skilled (среднеквалифицированная рабочая сила) – в эту категорию входят работники, получившие среднее профессиональное образование, например двухгодичный колледж.
  • high-skilled (высококвалифицированная рабочая сила) – к этой категории относятся работники, обладающие степенью бакалавра и выше.

В результате проведенных в 1980-х – 1990-х гг. реформ государственной иммиграционной политики, в США сложилось непропорциональное распределение навыков среди трудовых мигрантов: согласно данным American Community Survey, подавляющее большинство иммигрантов в США относятся к категории низкоквалифицированной рабочей силы. Около трети мигрантов не имеют аттестата об окончании школы, 40% закончили среднее учебное заведение, а 27% имеют диплом колледжа или более высокую степень образования. В целом, около 50% всей низкоквалифицированной рабочей силы в США составляют иммигранты.

Рис. 3

Уровень образования населения США

Источник: [5]


Во многом на качественный состав иностранной рабочей силы США повлияла американская миграционная политика. Существующее законодательство действует таким образом, что высококвалифицированным специалистам трудно получить право на работу и проживание в США, в то время как родственники уже находящихся на территории страны иммигрантов (в большинстве своем малоквалифицированные) пользуются упрощенным режимом получения долгосрочных виз. Отсутствие эффективного пограничного контроля также привело к тому, что в США очень высокий уровень нелегальной иммиграции (причем большинство людей, въезжающих в страну нелегально, обладает более низким уровнем образования по сравнению с местным населением). В результате доля человек, не закончивших школу, среди иммигрантов в четыре раза выше, чем среди американцев.

Большая часть низкоквалифицированных иммигрантов США прибывает из стран Центральной Америки и в первую очередь из соседней Мексики – лишь 40% мексиканских иммигрантов имеют школьное образование, 5% имеют степень бакалавра и выше. Для сравнения, среди иммигрантов из всех остальных регионов мира доля людей с высшим образованием составляет около 80%.

Низкоквалифицированная иммиграция в США часто ассоциируется с понятием нелегальной иммиграции. Общее количество нелегальных иммигрантов в США по разным данным составляет от 9 до 20 млн. человек, большая часть (около 57%) которых является выходцами из Мексики. Согласно некоторым исследованиям, 85% мексиканцев, иммигрировавших в страну за последние годы, сделали это без официального разрешения.

Большой приток низкоквалифицированной и нелегальной рабочей силы из Мексики объясняется рядом причин. С одной стороны, это сложная экономическая ситуация в родной стране – низкий уровень зарплат, безработица, коррупция. С другой стороны, это географическая близость Соединенных Штатов и низкая стоимость переезда, семейные связи (многие мексиканцы имеют родственников в США), спрос на дешевую рабочую силу в отдельных секторах экономики. Также немалое значение имеет несовершенство существующей визовой системы. Жесткие количественные ограничения так называемых «зеленых карт», выдаваемых на основе рабочего статуса, статуса беженца или для воссоединения семьи приводят к тому, что миллионы иммигрантов годами ждут своей очереди на разрешение постоянного места жительства. Из-за сложности получения временной рабочей визы, многие иммигранты остаются дольше, чем это позволяет полученная ими туристическая виза или въезжают в страну противозаконно.

Помимо низкого уровня дохода и образования, нелегальные иммигранты связаны с рядом социальных проблем - около половины нелегальных иммигрантов не говорят по-английски или говорят очень плохо, 9% детей в их семьях не посещают школу, 63% не имеют медицинской страховки.

Рис. 4

Нелегальные иммигранты: основные сферы деятельности

Источник: [11]


Вопреки распространенным представлениям, иммиграция низкоквалифицированной рабочей силы не является однозначно негативным фактором влияния на экономику США.

В целом, большинство исследователей положительно оценивают вклад иностранной рабочей силы в развитие американской экономики и активно выступают за проведение широкомасштабной реформы иммиграционного законодательства, которая учитывала бы новые реалии, сложившиеся в последнее десятилетие на рынке труда. Главным аргументом в поддержку данной точки зрения становится деятельность высококвалифицированных иммигрантов, в частности, их участие в создании инновационных технологий. Однако некоторые экономисты подчеркивают негативные аспекты иммиграции, в первую очередь нелегальной и низкоквалифицированной. При этом экспертные оценки одних и тех же факторов могут кардинально различаться – это часто зависит от того, какую позицию по вопросу иммиграции занимают научно-исследовательские центры, к которым принадлежат исследователи (к примеру, известный консервативный фонд «Наследие» занимает достаточно жесткую позицию в отношении иммигрантов). В то же время, не последнюю роль играет общественное мнение по данному вопросу. Например, в середине 2000-х годов, при администрации президента-республиканца Дж. Буша-мл., среди экспертов была широко распространена критика нелегальной иммиграции, в то время как сейчас все больше говорят о ее позитивных аспектах.

Оценивая влияние трудовой миграции на американскую экономику, необходимо отметить следующее: распространенное представление о том, что иммигранты вызывают безработицу, занимая рабочие места, предназначавшиеся для американцев, во многом не соответствует действительности. Как правило, иммигранты занимают те ниши на рынке труда, которые местное население не в состоянии заполнить из-за недостатка навыков или из-за низкого уровня зарплат и непопулярности той или иной профессии. С одной стороны, это новейшие отрасли науки, компьютерные технологии, медицинские специальности. С другой – сельское хозяйство, домашний персонал, строительство. Некоторые отрасли экономики (в первую очередь, сельское хозяйство) зависят от стабильного притока низкоквалифицированной рабочей силы из Мексики, который позволяет американским фермерам расширять свои хозяйства и в любой момент нанимать столько работников, сколько им требуется.

Низкоквалифицированные иммигранты также обладают более высоким уровнем мобильности внутри страны, чем коренное население – например, после урагана Катрина в 2005 г. огромное количество иммигрантов из Латинской Америки приехало из других областей США в Луизиану, чтобы помочь восстановить наиболее пострадавшие области штата. Они легче адаптируются к росту или падению спроса на дешевую рабочую силу в конкретном городе, регионе или отрасли экономики, что позволяет поддерживать темпы роста экономики на прежнем уровне[12].

Одним из негативных аспектов присутствия большого числа иммигрантов в США является падение среднего уровня зарплат в отдельных отраслях. Это связано с тем, что низкоквалифицированные иммигранты готовы получать небольшие деньги за свой труд, что вынуждает американских работников соглашаться на низкие зарплаты, чтобы иметь возможность конкурировать с иммигрантами на рынке труда. По данным исследований профессора Гарвардского университета Джорджа Борхаса, приток иммигрантов, который увеличивает размер определенной группы рабочих в зависимости от уровня образования на 10 процентов, вызывает снижение заработной платы местных работников в этой группе примерно на 3-4 процента[13].

Позднее результаты этого исследования были оспорены итальянскими экономистами Джанмарко Оттавиано и Джованни Пери, которые пришли к выводу, что рост численности иностранной рабочей силы вызывает рост уровня зарплат американских работников всех квалификаций, кроме самой низшей (работники без школьного аттестата), где наблюдается падение зарплат на 2 процента[14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первую очередь низкоквалифицированное местное население испытывает на себе негативное влияние присутствия большой доли иммигрантов на рынке труда. Более низкий уровень зарплат занятых в сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания несет свои преимущества с точки зрения потребителей – он делает более доступными сельскохозяйственную продукцию, услуги домашнего персонала и другие товары и услуги, в производстве которых задействована низкооплачиваемая иностранная рабочая сила.

Многие критики иммиграции отмечают, что в условиях отсутствия медицинской страховки, низкого уровня доходов, большого количества несовершеннолетних детей в семьях иммигранты создают большую нагрузку на бюджет страны - они потребляют общественные блага на большую сумму, чем отчисляют в виде налогов. Иными словами, содержание иммигрантов ложится на плечи американских граждан. Несмотря на то, что нелегальным иммигрантам закрыт доступ ко многим государственным программам вспомоществования (например, Медикейд), они пользуются общественными благами, предоставляемыми федеральными и местными властями всем жителям страны вне зависимости от их статуса – это бесплатное школьное образование, экстренная медицинская помощь и бесплатное здравоохранение, содержание тюрем и правоохранительных органов. В Калифорнии, где проживает большая часть нелегальных иммигрантов страны, иммигранты потребляют до 20% местного бюджета[15]. В то же время, высококвалифицированные иностранные сотрудники американских фирм, особенно работающие по временным контрактам, напротив, отчисляют большие подоходные налоги и в меньшей мере пользуются вышеперечисленными услугами.

Иммиграция высококвалифицированной рабочей силы

Высококвалифицированные иммигранты стали одним из важнейших ресурсов развития американской экономики, которая предъявляет все более высокие и динамично меняющиеся требования к рабочей силе. [1]

По данным на 2010 год, 15% всех трудящихся в США независимо от сферы деятельности, имеющих диплом колледжа, были иммигрантами. В сфере науки и техники доля сотрудников-иностранцев достигала около 27%.[16]

В 2010 году среди всех специалистов с дипломом бакалавра, работающих в сфере науки и техники в США, доля иностранцев составляла от 13% (физика) до 23% (компьютерные технологии и математика). Однако среди всех обладателей докторской степени во всех научных и технических специальностях (кроме общественных наук) доля иммигрантов составляла не менее 40%. 30% всех Нобелевских премий, полученных учеными из США с 1901 по 2013 г., имели по крайней мере одного иммигранта в числе награжденных.

По данным SESTAT, медиана возрастного состава иммигрантов, работающих в сфере науки и техники в США, составляет 40 лет, что свидетельствует о том, что они моложе своих американских коллег (у них данный показатель составляет 43 года). Доля женщин-иммигранток, работающих в этих отраслях, почти не отличается (26% женщин среди иммигрантов и 28% среди американцев).

60% всех иностранных ученых и инженеров приехали в США из Азии, в то время как доля азиатов среди американских специалистов в тех же отраслях совсем невелика – около 3%. Около 90% всех азиатов, работающих в сфере науки и техники, являются иммигрантами.

Рис. 5

Иностранные ученые и инженеры в США, имеющие докторскую степень: регионы происхождения

Источник: [16]


По данным на 2010 г., 56% ученых и инженеров США, имеющих степень доктора, приехали в страну из Азии, 21% - из Европы. Доля выходцев из других регионов мира составляет 23% (примерно по 4-5% на каждый регион). Преобладание азиатских специалистов остается неизменным с 2003 г.

Безусловными лидерами среди стран-экспортеров высококвалифицированной рабочей силы являются Индия (19%) и Китай (8%), что в целом соответствует общемировым тенденциям.

По данным на 2011 г., около 50% виз категории H-1B (виза, которая позволяет американской компании нанимать иностранного работника на срок до шести лет) были выданы специалистам в сфере компьютерных технологий. В 2002 г. они получили лишь 25% виз данного типа, но в середине двухтысячных спрос на них начал расти.[16]

В 2011 г. 55% виз H-1B получили специалисты с учеными степенями выше степени бакалавра – 39% обладали степенью мастера, 12% имели докторскую степень.[17] Степень образования также зависит от области науки – в 2009 году 83% математиков и физиков и 87% специалистов в области наук о живой природе, получивших визу H-1B, имели ученую степень выше бакалавра. 44% ученых математиков и физиков и 61% специалистов в области наук о живой природе, получивших данную визу, имели степень доктора.

53% получателей данной визы были выходцами из Индии, 10% - из Китая.[18] 46% получателей H-1B имели возраст 25-29 лет, 25% имели возраст 30-34 лет.

Ученые-иммигранты играют большую роль в создании инноваций в США. Чтобы понять, насколько велик вклад высококвалифицированных мигрантов в развитие новых технологий, достаточно изучить статистику о патентах - документах, удостоверяющих исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. По данным на 2011 г., 76% всех запатентованных изобретений, созданных в десяти крупнейших технических университетах США, имеет, по крайней мере, одного создателя-иммигранта.[19] Причем ученые-иммигранты ответственны за прогресс в самых передовых отраслях науки и производства – им принадлежит 87% патентов в сфере создания полупроводниковых устройств, 84% в сфере информационных технологий, 83% - в сфере импульсных и цифровых связей, 79% - в области создания новых лекарств и 77% - в сфере оптических устройств.

По данным исследования, проведенного Университетом Дьюка, доля поданных иммигрантами заявок на патенты возросла с 7,3% в 1998 г. до 24,2% в 2006 г.[20]

Создаваемые иммигрантами предприятия вносят огромный вклад в американскую экономику. По данным организации The Partnership for a New American Economy, в 2010 г. более 40% из числа 500 крупнейших американских компаний по версии журнала Fortune были основаны иммигрантами (90 компаний) или детьми иммигрантов (114 компаний). Компании из этого списка, основанные иммигрантами, создали рабочие места для 3,6 млн. американцев, а их совокупные доходы составляют 1,7 триллиона долларов.[21] Многие знаменитые на весь мир американские бренды на самом деле основаны иммигрантами – в их числе AT&T, Kraft, Proctor & Gamble, U.S. Steel, DuPont, Goldman Sachs, Kohl’s, Nordstrom, а также такие крупнейшие компании в сфере информационных технологий как Google, eBay, Yahoo! и Intel.

Предпринимательская активность иммигрантов в США существенно выросла за последние годы – в период с 1996 по 2011 г. количество новых предприятий, созданных иммигрантами, выросло на 50%, в то время как среди коренного населения этот показатель упал на 10%. Наибольшее число иммигрантов-предпринимателей сконцентрировано в нескольких штатах – в Калифорнии (30% всех бизнесменов штата – иностранцы), Нью-Йорке (25%), Нью-Джерси, Флориде и Гавайях (20%). Это связано с тем, что именно в этих штатах наиболее высока доля иммигрантов в составе населения.

При изучении предпринимательской активности иммигрантов в США необходимо отметить, что большая часть созданных ими компаний относится к категории малого бизнеса – из всех предприятий, где трудятся менее 100 наемных работников, около 18% принадлежит иммигрантам.

Согласно данным исследований профессора Роберта Фэйрли, иммигранты создают предприятия в тех отраслях, которые американское правительство считает наиболее перспективными и быстро развивающимися – например, около 29% предприятий в сфере здравоохранения и социальных услуг было создано иммигрантами.[22]

С 1995 по 2005 г. иммигранты создали примерно четверть всех новых компаний в сфере высоких технологий.[23] В 2012 году эти компании, основанные иммигрантами, получили прибыль в размере 63 миллиардов долларов и создали 560 тысяч рабочих мест. Этот сектор является ключевым для американской экономики – ожидается, что в 2008-2018 гг. создание новых рабочих мест в сфере науки и технологий будет происходить на 73% быстрее, чем в других отраслях экономики.[24]

Среди иммигрантов, основавших высокотехнологичный бизнес в США, 96% имеют диплом бакалавра, 74% имеют степень магистра или доктора наук, причем 75% из них имеют степень в технических и прикладных науках. Только 1,6% из них прибыли в США специально, чтобы открыть свое дело. 52% иммигрантов-владельцев компаний приехали в США для получения образования, 40% - для работы, 5,5% - по семейным обстоятельствам. В среднем от момента их прибытия в США до основания собственной компании проходит около 13 лет.


Литература

[1] Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США)//Труд за рубежом. – 2008.- N3.- С.1-22.

[2] Лебедева Л.Ф. Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы//Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2013 - № 11 (65). C. 94-101

[3] Congressional Budget Office. A Description of the Immigrant Population 2013. С.2. (http://www.cbo.gov/publication/44134).

[4] Pew Research Center. Statistical Portrait of the Foreign-Born Population in the United States, 2012 (http://www.pewhispanic.org/2014/04/29/statistical-portrait-of-the-foreign-born-population-in-the-united-states-2012/)

[5] http://www.census.gov/acs/www/data_documentation/2012_release/

[6] Bernard Bailyn. Voyagers to the West: A Passage in the Peopling of America on the Eve of the Revolution 1988

[7] U.S. Department of Commerce. Historical Statistics of the United States: Colonial Times to 1970 С.23

[8] Там же

[9] Cecil Woodham-Smith, The Great Hunger: Ireland 1845–1849, Penguin

[10] http://www.pewhispanic.org/2014/12/11/unauthorized-trends/#regions

[11] Migration Policy Institute, Profile of Unauthorized Population (http://www.migrationpolicy.org/data/unauthorized-immigrant-population/state/US)

[12] Pia M. Orrenius, Madeleine Zavodny. Immigrants in the US Labor Market. (https://www.dallasfed.org/assets/documents/research/papers/2013/wp1306.pdf)

[13] George J. Borjas Harvard University The Labor Demand Curve Is Downward Sloping: Reexamining the Impact of Immigration on the Labor Market 2002 (http://cep.lse.ac.uk/seminarpapers/21-01-03-bor.pdf)

[14] Gianmarco I.P. Ottaviano, Giovanni Peri. Rethinking the Effect of Immigration on Wages. (http://cep.lse.ac.uk/seminarpapers/21-01-03-bor.pdf)

[15] Philip J. Romero Racing Backwards - The Fiscal Impact of Illegal Immigration in California, Revisited. Social Contract Journal Issues : Summer 2007 (http://www.thesocialcontract.com/artman2/publish/tsc_17_4/tsc_17_4_romero.shtml)

[16] National Science Board. Science and Engineering Indicators 2014 Chapter 3. Science and Engineering Labor Force ( http://www.nsf.gov/statistics/seind14/)

[17] Department of Homeland Security (DHS), U.S. Citizenship and Immigration Services (USCIS). Annual Report 2012 C.17 (http://www.dhs.gov/xlibrary/assets/cisomb-2012-annualreport.pdf)

[18] Department of Homeland Security (DHS), U.S. Citizenship and Immigration Services (USCIS). 2012.

[19] Partnership for a New American Economy. Patent Pending 2012 C. (http://www.renewoureconomy.org/sites/all/themes/pnae/patent-pending.pdf)

[20] The White House. Building a 21st Century Immigration System 2011 C. 12 (http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/immigration_blueprint.pdf)

[21] Partnership for a New American Economy, “The ‘New American’ Fortune 500” C.21(http://www.renewoureconomy.org/wp-content/uploads/2013/07/new-american-fortune-500-june-2011.pdf)

[22] Robert W. Fairlie. Open for Business 2012 // Partnership for a New American Economy C.17 (http://www.renewoureconomy.org/sites/all/themes/pnae/openforbusiness.pdf)

[23] Vivek Wadhwa, AnnaLee Saxenian, Ben Rissing, Gary Gereffi. America’s New Immigrant Entrepreneurs 2007 // UC Berkley School of Information С.4 (http://people.ischool.berkeley.edu/~anno/Papers/Americas_new_immigrant_entrepreneurs_I.pdf)

[24] David Langdon, George McKittrick, David Beede, Beethika Khan, Mark Doms. STEM: Good Jobs Now and for the Future // U.S. Department of Commerce, Economics and Statistics Administration С.2 (http://www.esa.doc.gov/sites/default/files/reports/documents/stemfinaljuly14.pdf)



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.