ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЕНЕСУЭЛЫ
Е. В. Золотова,
аспирант кафедры мировой экономики
ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова
e-mail:
Аннотация. В данной статье представлен анализ современного состояния торгово-экономических отношений США и Венесуэлы. Автором выявлены основные тенденции в торговле товарами между США и Венесуэлой, проанализированы товарная структура экспорта и импорта, показана роль энергетических ресурсов во взаимоотношениях между двумя странами.
Ключевые слова: Экономика Соединенных Штатов Америки, экономика Боливарианской Республики Венесуэла, взаимная торговля, экспорт США в Венесуэлу, импорт США из Венесуэлы
TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF THE UNITED STATES AND THE BOLIVARIAN REPUBLIC OF VENEZUELA
Zolotova Ekaterina,
post-graduate student of
Plekhanov Russian University of Economics
e-mail:
Annotation. This article presents the analysis of the current condition of trade and economic relations between the US and Venezuela. The author identified the major trends in trade in goods between the United States and Venezuela, analyzed the commodity structure of export and import, showed the role of energy in the relations between the two countries.
Keywords: Economy of the United States, the economy of the Bolivarian Republic of Venezuela, mutual trade, US export to Venezuela, US import from Venezuela.
Внешняя торговля товарами и услугами является важнейшей составляющей системы внешнеэкономических связей США. Распределение торговых потоков между США и другими странамиформируется под воздействием разнообразных факторов, связанных с особенностями развития мирового хозяйства на том или ином этапе, состоянием экономики США и других стран с политикой, проводимой на национальном и международном уровне [1]. Внешнеторговые отношения Соединенных Штатов получили развитие с более чем 230-тью странами и территориями мира, при этом около половины стоимостных объемов товарного импорта (55%) и товарного экспорта (47%) приходится всего на пять стран [2].
В отличие от прошлого века, когда на промышленно развитые страны приходилось свыше половины экспорта и импорта США, в XXI в. направленность внешнеторговых потоков изменилась. В начале второго десятилетия в американском импорте устойчиво преобладали развивающиеся страны (около 60% всего объема импорта), а их доля в американском экспорте превысила половину [3].
Одной из развивающихся стран, с которыми внешняя торговля Соединенных Штатов Америки отличалась достаточно высоким уровнем взаимодействия на протяжении многих десятилетий, является Боливарианская Республика Венесуэла (далее- Венесуэла). Это было связано, в частности с географической близостью и природой экономики Венесуэлы. Несмотря на определенные разногласия, Соединенные Штаты Америки по-прежнему являются наиболее важным торговым партнером Венесуэлы.
Более половины экспорта Венесуэлы (нефти и нефтепродуктов в первую очередь) и 31% импорта приходятся на США. Венесуэла является пятым по величине экспортным рынком Соединенных Штатов в Латинской Америке [4].
Рис. 1
Динамика торговли США и Венесуэлы, млн. долл. 2009-2014г.
Источник: составлено автором по данным the US Census Bureau
Как показано на рисунке 1, в 2014 году импорт США из Венесуэлы сократился по сравнению с предыдущим годом на 5,55% до 30 млрд долл., также было зафиксировано и падение экспорта США в Венесуэлу на 14% до 11,3 млрд. долл., что связано в первую очередь с нестабильной политической ситуацией в Венесуэле и колебанием курсов валют. Начиная с 2014 года венесуэльский боливар испытывал давление укрепляющегося доллара, например, по данным агентства Bloomberg, курс венесуэльского боливара упал сразу на 88% в марте 2014 года [5]. В результате девальвации венесуэльской валюты официальный курс был зафиксирован на уровне 6,3 боливара за доллар. Однако на черном рынке этот курс составляет около 190 боливаров за доллар, кроме того, существует еще два рейтинга, известные как SICAD 1 и SICAD 2: 12 и 50 боливаров за доллар соответственно [6].
Импорт из Венесуэлы превысил экспорт США в Венесуэлу почти в 3 раза в 2014 году. В 2015 году зафиксировано сокращение взаимной торговли: в январе 2015 экспорт США в Венесуэлу снизился почти в 2 раза до 693 млн. долл., а импорт - на 16% до 1578 млн. долл. по сравнению с аналогичными показателями 2014 года. Однако, данное сокращение связано скорее с усилением американской валюты и колебанием цен на нефть, а также переориентацией Венесуэлы на Китай и страны карибского бассейна и Латинской Америки, нежели с введенными в декабре 2014 года санкциями США против семи венесуэльских чиновников. Правительством США заморожены их активы, а также запрещено американским компаниям вести бизнес с лицами, подвергшимся санкциям.
Таким образом, США имели торговый дефицит в 18,8 млрд. долл. в 2014 году. Стоит отметить сокращение торгового дефицита в 2014 году на 63% по сравнению с показателем 2011 года. На дефицит торговли товарами с Венесуэлой приходилось около 3,7% от общего торгового дефицита США в 2014 году.
Рис. 2
Товарная структура экспорта США в Венесуэлу, 2014 год, %
Источник: составлено автором по данным the US Census Bureau
По данным рисунка 2 можно сделать вывод, что экспорт США в Венесуэлу достаточно диверсифицирован. Основными статьями экспорта США в Венесуэлу в 2014 году стали нефтяные продукты - 19% всего экспорта (отметим, что в 2009 году доля составляла лишь 3%), топливное масло – 7%, продукты органической химии – 6%, промышленное оборудование - 5%, двигатели для промышленных установок – 4% . Экспорт нефтяных продуктов увеличился в 3 раза в 2014 году по сравнению с 2009 годом, а экспорт топливного масла - в 17 раз. Однако, в 2014 году зафиксировано сокращение экспорта определенных товаров, например, экспорт продуктов органической химии сократился на 43% , а поставки промышленного оборудования - на 14%, что связано, в первую очередь, с нестабильным валютным курсом и падением цен на нефть.
Венесуэла является одним из крупнейших партнеров по экспорту сельскохозяйственной продукции из США. В 2014 году экспорт кукурузы составил 250 млн. долл., или 2,2% от всего экспорта США в Венесуэлу, пшеницы - 1,8% (204 млн. долл.), риса – 0,8% (93 млн. долл.) Американские поставщики рассматриваются местными импортерами и дистрибьюторами пищевой промышленности в качестве надежного источника, экспортирующего товары высокого качества.
Однако Соединенные Штаты Америки потеряли долю на венесуэльском рынке сельскохозяйственной продукции, за счет того, что правительство Венесуэлы увеличило поставки из Южной Америки и Карибского бассейна.
Американские экспортеры продолжают оставаться ведущими поставщиками медицинского оборудования и материалов в Венесуэлу, однако Правительство Венесуэлы (GBRV) постепенно увеличивает импорт из Кубы и Китая в рамках двустороннего соглашения. Также медицинское оборудование в Венесуэлу поставляют Япония, Италия, Германия, Бразилия и Колумбия.
Несмотря на наличие большого неудовлетворенного спроса на медицинское оборудование и материалы в Венесуэле, импортеры в последнее время сталкиваются с трудностями в получении товара и разрешения от правительства на авторизацию платежей, совершенных в долларах, вследствие чего оказываются не в состоянии платить международным поставщикам.
Рис. 3
Товарная структура американского импорта из Венесуэлы, 2014 год, %
Источник: составлено автором по данным the US Census Bureau
На рисунке 3 представлена товарная структура импорта США из Венесуэлы. В 2014 году три основные категории по импорту США из Венесуэлы составили: сырая нефть (доля данного товара составила 86%), нефтяные продукты (10%) и продукты органической химии (1,25%). Доля импорта топливного масла сократилась с 3,4% в 2009 году до 0,4% в 2014 году.
Импорт сырой нефти из Венесуэлы снизился на 7% в 2014 году по сравнению с 2013 годом и составил 25 млрд. долл. Также наблюдалось сокращение поставок нефтяных продуктов на 4% в 2014 году по сравнению с предыдущим годом - в 2014 году импорт составил 3 млрд. долл.
В импорте США из Венесуэлы также присутствовали поставки немонетарного золота (89 млн. долл), рыбы и моллюскообразных (59 млн. долл.), бокситов и алюминия (136 млн. долл).
Таким образом, США теряет свою долю на венесуэльском рынке в качестве партнера по нефтяному экспорту. Тем не менее, основными направлениями для расширения сотрудничества между США и Боливарианской Республикой Венесуэла и диверсификации торговых отношений могут стать увеличение поставок:
- оборудования для ресторанов и франчайзинг. Многие американские франшизы, в частности в секторе общественного питания - Quizno’s, TGI Fridays, Papa John’s Pizza, McDonald’s, Burger King, Domino’s Pizza, KFC, Cinnabon, уже имеют успех среди венесуэльского потребителя. Таким образом, актуальными направлениями могут стать открытие ресторанов здорового питания, а также организация детских мероприятий. В связи с растущим спросом, венесуэльский рынок также нуждается в специальном программном обеспечении для ресторанов и ресторанном оборудовании.
- запчастей для автомобильной промышленности. Традиционно, Венесуэла занимает четвертое место по величине автомобильных сборок в Латинской Америке. В стране осуществляется сборка автомобилей General Motors, Toyota, Ford Motor Company, Chrysler, Mitsubishi, Hyundai, Iveco, Encava и Маck. Венесуэла имеет автопарк, состоящий примерно из 4 млн. автомобилей, грузовиков и автобусов, а также мотоциклов. В частности, США следует увеличить поставки автозапчастей и оборудования для автомобилей, поскольку на венесуэльском рынке высок спрос на детали двигателя, запчасти, запасные части, тормозные колодки, шины и различные аксессуары. Также американским компаниям следует уделить особое внимание быстро растущему рынку мотоциклов.
- оборудования для производства электричества. Электрический кризис 2009-2010 годов в Венесуэле, частые отключения электроэнергии и аварии на основных линиях электропередачи показали, что в Венесуэле существует высокая потребность в генераторах, турбореактивых двигатели, газовых турбин, гидравлических турбин и т.д. Следовательно американские компании могут наращивать поставки необходимого оборудования, а также создавать совместные предприятия по производству электрического оборудования на территории Венесуэлы[7].
- медицинского оборудования и увеличение инвестиций в создание производственных предприятий внутри страны. Рынок медицинского оборудования в Венесуэле оценивается в $ 1 млрд. долл. Внутри страны растет спрос на ультразвуковое оборудование, оборудования для томографии, офтальмологические и оптические аппараты рентгеновские аппараты. Со стороны муниципальных властей высок спрос на высокотехнологичные машины скорой помощи.
- оборудования для нефтегазовой отрасли (включает в себя буровые установки, вышки, оборудование, насосы, клапаны, теплообменники, компрессоры и запчасти, предназначенные для данного типа оборудования). Существует постоянный спрос на данные виды поставок со стороны PDVSA и местных и международных компаний. Американские экспортеры данных товаров имеют преимущество в поставке передовых технологий, а также в географической близости. Кроме того, в газовой отрасли существует сильная поддержка участия частных компаний государством.
- специального оборудования для обеспечения безопасности. В столице Венесуэлы высок уровень преступности, а вследствие этого увеличивается спрос государства на системы видеонаблюдения, металлодетекторы, пожарную сигнализацию, системы охраны и эвакуации, аксессуары безопасности персонала.
Тем не менее, вход компаний на рынок Венесуэлы затруднен, также существует ряд рисков, препятствующих расширению экономического сотрудничества Венесуэлы и США. Например, нестабильная политическая ситуация является одной из главных проблем. Оппозиция в Венесуэле развернула против правительства информационную и экономическую войну, в частности, особому натиску подвергается государственная нефтяная компания «Петролеос де Венесуэла» С.А. (ПДВСА) [8].
Во-вторых, существующий обменный курс усложняет развитие торговых отношений. Покупка долларов США в Венесуэле довольно сложна. Помимо того, что существует несколько официальных валютных курсов для обмена денег (курс при поездках за границу; курс для корпораций; курс на новых рынках; официальный курс страны, который используется для импорта; курс черного рынка.), лишь ограниченное количество транзакций разрешено совершать при курсе в 6,3 или 12 боливаров за доллар. Ведущие американские компании считают, что официальный курс валюты – 6,3 боливара за доллар – не отражает реальные валютные условия в Венесуэле. Также в Венесуэле высок уровень инфляции. В августе 2014 года инфляция в Венесуэле достигла рекордных 63% [9].
В-третьих, существует риск потенциальной экспроприации предприятий. В 1999 году правительство Венесуэлы провело национализацию в различных отраслях промышленности, в том числе нефтедобывающей и отрасли телекоммуникаций. Самые масштабные споры возникли у правительства Венесуэлы с компаниями Exxon и Conoco Phillips по проектам разработки месторождений тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко [10].
Кроме того, в Венесуэле слабо развита электронная коммерция. В первую очередь, в Венесуэле отмечен относительно низкий уровень пользования кредитными картами, а также сравнительно низкое использование сети Интернет, что препятствует расширению числа участников электронной торговли.
Часто американские компании сталкиваются с проблемой привлечения квалифицированных кадров. Сильно регулируемый рынок труда, «утечка мозгов», государственные программы по поддержке беднейших слоев населения усложняют процесс привлечения рабочей силы в компании.
Основным препятствием также может стать увеличение импорта Венесуэлы из стран Южной Америки и Карибского бассейна. В первую очередь, в связи со вступлением в 2012 году Венесуэлы в МЕРКОСУР, ожидается расширение экспортно-импортных отношений с Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем вследствие устранения тарифа до 2016 года. В региональной торговле, например, с ЛАИ, Венесуэла использует местную валюту вместо доллара, что в условиях нестабильного валютного курса демонстрирует преимущество перед американскими партнерами. Также Венесуэла входит в число 10 крупнейших экспортных направлений американского производства аппаратов для нефтегазового сектора, однако, за последние годы выросла конкуренция со стороны Китая, Германии, Бразилии, Аргентины, Колумбии и Италии.
К факторам, тормозящим рост торговли между США и Венесуэлой можно также отнести:
- низкий уровень поддержки прав интеллектуальной собственности. Согласно международному индексу прав собственности, Венесуэла занимала последнее место в мире по уровню защиты прав интеллектуальной собственности в 2013 году;
- валютный контроль. GBRV подверг большое количество продуктов питания и товаров народного потребления контролю цен: например, регулируются цены на рис, муку, хлеб, сахар, кукурузу, мясо, томаты;
- высокий уровень коррупции. Коррупция, включая взяточничество, повышает издержки и риски ведения бизнеса в стране, оказывает влияние на инвестиционный климат, заглушает экономический рост и развитие и искажает цены.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на активно проводимую Венесуэлой антиамериканскую политику, наличие барьеров для ведения бизнеса в Венесуэле, США остаются одним из главных партнеров этой латиноамериканской страны. Американские поставщики оборудования имеют возможность сотрудничать с местными и иностранными инжиниринговыми, нефтяными и производственными компаниями. Популярность торговых марок США, низкие транспортные затраты вследствие географической близости и сильное местное представительство американских поставщиков способствуют увеличению присутствия американских компаний в Венесуэле.