Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НИОКР: ОПЫТ АМЕРИКАНСКИХ КОРПОРАЦИЙ

А. О. Попова,
аспирантка,
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье автор рассматривает влияние информационных технологий на процессы проведения НИОКР в американских корпорациях в XXI веке, анализирует взаимодействие научно-исследовательской и информационно-технической функций в компаниях. Новые технологические решения применяются на различных стадиях создания продукта и играют решающую роль в оптимизации инновационных процессов. Автор также описывает основные тенденции в развитии информационных технологий и перспективы применения ИТ для разработки инновационных продуктов в различных отраслях в промышленности.

Ключевые слова: американские корпорации, НИОКР, информационные технологии, инновационные процессы

IT AND R&D: THE EXPERIENCE OF AMERICAN CORPORATIONS

Alla Popova,
PhD student,
Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The author covers the influence of information technologies on R&D processes in American corporations in XXI century, analyses the alignment of R&D and IT functions in the companies. New technological solutions are used on different stages of product development and play a key role in optimization of innovation processes. Besides, the author describes key trends in IT development and prospects of applying IT solutions in different industries.

Keywords: American corporations, R&D, information technologies, innovation processes.

XXI век по праву считается эпохой информационных технологий. Достижения в секторе ИТ стимулируют экономическое развитие стран, как напрямую, посредством роста продаж в самом секторе информационных технологий, так и косвенно - рост других секторов экономики, которые развиваются благодаря внедрению новых ИТ-решений.

В частном секторе прогресс в области информационных технологий открывает исследователям и разработчикам доступ к новым инструментам, которые позволяют компаниям значительно расширить объемы НИОКР, оптимизировать процессы разработок, привлекать клиентов и конечных пользователей к исследовательской деятельности, эффективнее использовать накопленные знания и применять их в смежных областях, и даже других отраслях промышленности.

Достижения в области программного и аппаратного обеспечения позволяют создавать новые методы сбора, обработки, хранения и совместного использования данных различными участниками инновационных процессов в глобальном масштабе, и предоставляют новые цифровые инструменты для моделирования и создания сложных инженерных систем, виртуальных лабораторий, прототипов и пр.

1. Роль информационных технологий в процессе проведения НИОКР и производства инноваций

Организации по всему миру увеличивают инвестиции в информационно-коммуникационные технологии. Согласно исследовательской организации Гартнер (Gartner) мировые расходы на ИКТ составили 3,7 трлн. долл. в 2014 г., что на 2,1% больше по сравнению с 2013 г. По прогнозам на 2015 г. расходы возрастут до 3,88 трлн. долл., при этом финансирование распределится следующим образом: 42,9% - телекоммуникационные услуги, 25,9% - ИТ-услуги, 18,6% - оборудование, 8,8% - программное обеспечение, 3,7% - системы центров данных[1].

Расходы на ИКТ в США по оценкам исследовательской фирмы Форрестер (Forrester) на 2014 г. составили 1,4 трлн. долл. (37,5% от мировых расходов), из них 19,4% пришлось на ИТ-персонал, 18,1% - программное обеспечение, 18% - ИТ-аутсорсинг, 16,9% - телекоммуникационные услуги, 14,5% - консалтинговые ИТ-услуги, 6,8% - коммуникационное оборудование, 6,2% - компьютеры и периферийное оборудование.

Компании применяют информационные технологии на всех стадиях создания продукта, начиная от сбора и анализа предпочтений клиентов, обсуждения идей, разработки концепта до моделирования и производства новых продуктов, а также сбора информации об успешности продукта на рынке после его выпуска. Внедрение передовых технологий позволяет оптимизировать процессы разработки, сократить затраты и продуктовые циклы.

Компании используют различные инструменты для выявления нужд клиентов, например, программное обеспечение для анализа «больших данных», которое позволяет обрабатывать множество структурированных и неструктурированных данных, и находит применение во многих отраслях промышленности.

Согласно недавнему исследованию американской консалтинговой компании Аксенчер (Accenture), подавляющее большинство участников опросов полагает, что «большие данные» в значительной степени изменят подход к ведению бизнеса и повлияют на организацию процессов производства и разработки продуктов, а также способы взаимоотношения с клиентами[2].

Так, например, в области медицины применение стратегий «больших данных», направленных на усовершенствование процесса принятия решений, может принести до 100 млрд. долл. добавочной стоимости ежегодно в американскую систему здравоохранения путем повышения эффективности использования информации о клинических испытаниях и научно-исследовательских данных, поступающей из различных источников, включая пациентов, клиники, ретейлеров и страховщиков и др.[3].

Унификация процессов хранения и интеграции данных, удобный поиск, своевременное обновление, совместное использование информации различными функциями организации и внешними партнерам, является критически важным требованием в области разработки прогнозирующей аналитики, которая может принести новые бизнес возможности на всех стадиях цепочки создания продукта и способствовать получению компаниями максимальной выгоды от применения новых технологий.

Американские фармацевтические компании, такие как Мерк (Merck) и Аэтна (Aethna), применяют технологии для сбора и анализа данных, поступающих из различных источников, для разработки лекарственных средств и предиктивных моделей лечения заболеваний, позволяющих выявить людей, склонных к приобретению определенных болезней, и предотвратить связанные с ними риски.

Кроме того, аналитика медиа-контента (видео, аудио файлов и изображений) становится важным двигателем проектов «больших данных», особенно в области здравоохранения, так как приблизительно 33% всех данных в этом секторе представлены в виде клинических изображений[4].

Поскольку существует множество форматов представления данных, которые поступают из различных источников, компании сталкиваются с определенными вызовами при создании общих баз данных, оснащенных удобными системами поиска и умеющими распознавать различные виды содержания. Именно поэтому технологии, позволяющие компаниям анализировать большие объемы данных, предоставляют существенные преимущества при разработке новых продуктов, способствуя сокращению затрат и улучшению качества продуктов и услуг.

Управление данными представляет собой сложный механизм, т.к. информация, содержащаяся в базах данных, должна быть своевременно обновлена и доступна различным сторонам. При этом доступ к базам данных различных участников инновационных процессов должен отличаться в зависимости от предоставленных прав, что также требует внедрения решений, способных контролировать процессы использования и обмена данными.

На стадии разработки продукта большое влияние играют системы автоматизированного проектирования (САПР), которые используется для дизайна и технологического оснащения продукта. Применение таких систем также позволяет сокращать сроки проектирования и затраты, способствует повышению качества продуктов и эффективности инновационных процессов, особенно на завершающей стадии разработки продукта[5].

Технологии трехмерной (3D) печати применяются во множестве отраслей для создания прототипов и различных деталей, включая автомобильную, военную, аэрокосмическую промышленности, а также сектор медицины и производство потребительских продуктов. Периферийные устройства печати, 3D-принтеры, используют метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели и предоставляют дополнительные возможности производственной функции, способствуя быстрому созданию прототипов и освоению новой продукции.

Модели для прототипов, как правило, изготавливают из пластика, однако, промышленные 3D-принтеры также производят готовые изделия из нержавеющей, инструментальной стали, кобальта-хрома, алюминия, титана, сплавов на основе никеля.

В феврале 2015 г. американская компания ТриДэ Системс (3D Systems), которая занимает лидирующие позиции в сфере трехмерной печати, объявила о заключении двух исследовательских контрактов на общую сумму в 1 млн. долл. Получив финансирование со стороны Исследовательской лаборатории воздушных сил США, компания будет развивать передовые производственные возможности трехмерной печати в авиакосмической и оборонной промышленности при сотрудничестве с такими американскими корпорациями как Хоневелл (Honeywell), Нортроп Грумман (Northrop Grumman) и Локхид Мартин (Lockheed Martin)[6].

Технологии визуализации и трехмерной печати играют очень большую роль на ранних стадиях развития продукта и позволяют выбрать оптимальный вариант дальнейшей реализации продуктов.

Автоматизированные инструменты отслеживания и сбора данных об использовании продуктов предоставляют компаниям возможность выявления преимуществ и недостатков выпущенных товаров или услуг и их последующей доработки. В качестве примера можно назвать американскую компанию Сейлзфорс (Salesforce), ведущего мирового поставщика корпоративных облачных сервисов и решений для управления взаимоотношениями с клиентами. Так как все продукты компании основаны на облачных вычислениях, что позволяет иметь доступ к данным, внесенным различными сторонами, компания может отслеживать, какие именно инструменты наиболее популярны среди клиентов, и какой функционал необходимо дорабатывать. Таким образом, получая обратную связь в режиме реального времени, компания может выпускать обновленные продукты каждый квартал, а не раз в два или три года[7].

Мониторинг и сбор обратной связи как со стороны клиентов, так и со стороны научно-исследовательского персонала помогает выявить основные проблемные стороны в процессах разработки продуктов, а также их обслуживании и дальнейшей доработки выпущенных на рынок товаров.

Во многих транснациональных компаниях широко распространены процессы сбора идей сотрудников, поскольку часто конкретные предложения могут быть доработаны и применены в других функциях организации. Например, новые решения в области оптимизации процессов доставки продуктов могут быть адаптированы и для работы отделов НИОКР с целью ускорения поставки материалов исследований из лабораторий, их обработки и передачи результатов в другие подразделения, что в свою очередь может положительно отразиться на общей скорости разработки продуктов.

Процессы мониторинга, планирования и контроля выполнения проектов позволяют отслеживать результаты исследований и разработок по итогам прохождения контрольных точек на различных стадиях развития продукта, а также определять соответствие установленным срокам и выделенным ресурсам.

При организации научно-исследовательской деятельности особое внимание стоит уделять процессам коммуникации и совместной работы, учитывая, что отделы НИОКР транснациональных компаний рассредоточены в глобальных масштабах, и к процессам производства инноваций привлекается множество внешних партнеров.

Технологии для организации совместной работы и коммуникационных процессов, которые включают обмен сообщениями и файлами, проведение теле- и видео-конференций, вебинаров, помогают поддерживать связь между командами НИОКР, а также другими функциями организации, в частности, отделами производства, продаж и маркетинга по всему миру.

Решения для совместного управления проектами позволяют получить больше преимуществ от совместной работы и взаимодействия различных групп – участников научно-исследовательской деятельности.

Распространёнными решениями являются такие программы для совместной работы как Майкрософт ШэарПоинт (Microsoft SharePoint)[8], инструмент ориентированной на обработку и обмен документами и материалами, и И-Эм-Си Документрум (EMC Documentum), решение для обеспечения доступа к критически важным системам управления содержанием предприятий и всеми информационными ресурсами[9].

Платформа И-Эм-Си Документрум еРум (EMC Documentum eRoom) представляет собой безопасное рабочее пространство в веб-среде, которое может быть быстро адаптировано для конкретного проекта, процесса или бизнес-инициативы, таким образом, у участников инновационных процессов появляется возможность более эффективно взаимодействовать на всех уровнях предприятия, а также работать с партнерами, поставщиками и клиентами. Более 4000 крупных предприятий используют эту платформу для реализации важных задач организаций, в том числе в процессах организации НИОКР, проектирования, разработки и вывода новой продукции на рынок[10].

Многие компании сталкиваются с проблемами, причиной которых являются неотлаженные процессы коммуникации как внутри предприятия между различными отделами, так и с внешними партнерами, именно поэтому технические решения для организации совместной работы пользуются большой популярностью в современных компаниях. Вопрос общего доступа и хранения данных также является критически важным в проведении совместных работ. Установление регламентов по своевременному обновлению информации со стороны различных проектных групп будет способствовать ускорению процессов развития инновационных продуктов.

Быстрое развитие сектора информационных технологий приводит к регулярному появлению новых перспективных технологий и решений, в том числе разработанных на заказ под нужды отдельного предприятия, поскольку не так просто подобрать подходящую технологию, сделать осознанный выбор между ИТ-продуктами и максимизировать отдачу от внедрения новых технологий, в том числе и в отделы НИОКР.

Информационные решения для поддержания работы научно-исследовательской функции в организации являются жизненно важным критерием для успеха бизнеса компании, так как они помогают отвечать на возникающие вызовы, связанные с развитием процессов глобализации, сокращением продуктовых циклов и ростом конкуренции.

Для компаний различных отраслей характерны определенные технологии, которые они применяют во время разработки продуктов, например, для сектора здравоохранения свойственно использование «больших данных», для компаний-производителей программного обеспечения и интернет сервисов - облачные, мобильные и онлайн технологии, для авиакосмической промышленности – программное обеспечение автоматизированного проектирования, для автомобильной отрасли – встраиваемые технологии и технологии «Интернета вещей».

Также сохраняются различия в объемах использования информационных технологий среди отраслей. Логично, что компании, занятые в отрасли программного обеспечения и Интернета, тратят большие остальных на новые технологии, порядка 15% бюджета. За ними следует авиакосмическая и оборонная отрасли (12%) и сектор здравоохранения (10%).[11]

В целом, учитывая специфику разных отраслей промышленности и отдельных компаний, оптимальным решением для организации является запуск пилотной версии продукта, позволяющего оценить достоинства и недостатки новой системы.

Сегодня информационные решения активно используются практически во всех секторах экономики и обеспечивают работу различных функций предприятия. Организация НИОКР включает в себя множество составляющих, начиная от научно-исследовательской стратегии, заканчивая оценкой результатов исследований и управления кадрами как на региональном уровне, так и в глобальных масштабах, поэтому новые решения в области информационных технологий будут способствовать оптимизации управления инновационной деятельностью всего научно-исследовательского предприятия.

2. Взаимодействие научно-исследовательской и информационно-технической функций в компаниях

Сегодня почти в каждой компании существует отдел информационных технологий, который занимается внедрением новых систем и оказанием технической поддержки в отделах производства, продаж, маркетинга, сервиса и обслуживания и научно-исследовательских подразделениях.Информационные системы играют большую роль в процессах планирования ресурсов предприятия, управления взаимоотношениями с клиентами, портфелями исследований и проектами в разработке и пр.

В области развития НИОКР ИТ-профессионалы определяют информационно-технологические стратегии, выбирают наиболее оптимальные решения и системы для внедрения, исходя из технической готовности организации, с целью повышения результативности деятельности научно-исследовательских отделов. В то время как самые важные операционные функции выполняют в стенах компании, некоторые специфические задачи отправляют на аутсорсинг внешним партнером.

Многие приложения и системы, которые компании использовали для обеспечения работы отделов НИОКР, управляемых централизованно, не будут работать в новой научно-исследовательской среде, для которой характерно наличие множества центров и лабораторий, глобально распределенный штат сотрудников, обширные сети сотрудничества с внешними партнерами, слияния и поглощения новых компаний, новые организационные структуры.

Компании сталкиваются с определенными трудностями при организации исследовательской деятельности с привлечением ИТ-структур. Так, штат сотрудников научно-исследовательских и информационно-технических отделов часто работает над проектами без правильной синхронизации совместной деятельности, что в свою очередь ведет к неэффективности и задержке результатов. Кроме того, многие инструменты, применяемые для организации внутренних коммуникаций и сотрудничества, не обладают функционалом должного уровня для выстраивания процессов связи и обмена информацией с внешними партнерами.

При этом многие группы НИОКР ищут новые каналы сотрудничества, что в свою очередь усиливает необходимость разработки новых платформ, инфраструктуры для обработки, обмена, хранения и защиты данных и оптимизации процессов обеспечения безопасности.

Таким образом, проведение совместных НИОКР представляет значительный вызов для ИТ-структур компаний. При неправильно выстроенной стратегии взаимодействия ИТ и НИОКР отделов, компании не смогут обеспечивать своевременный выход инноваций, что, в свою очередь, приведет к более низкой окупаемости инвестиций.

Кроме того, в связи с быстрым развитием ИТ-услуг и распространением электронной информации возросла потребность в обеспечении безопасности данных и защите прав различных сторон, участвующих в инновационных процессах. Традиционный подход к обеспечению кибер-безопасности предполагает создание цифровой среды внутри организации, которая предотвращает различные внешние интервенции и ограничивает потоки информации и обмен данными. Однако для современной открытой инновационной среды характерно наличие открытого цифрового пространства и свободных потоков информации. Новая среда в большей степени подвержена кибер-атакам, направленным на подрыв социально-экономических интересов организации, включая потерю конкурентных преимуществ, урон репутации, финансовые убытки, связанные с раскрытием конфиденциальной информации и др.

Компании признают необходимость инвестирования в информационные технологии, которые могут поддерживать нужды новой распределенной научно-исследовательской среды и предлагают решения для повышения доступности внутренних и внешних знаний для всей научно-исследовательской организации.

Переоценивая ИТ-функцию в отделах НИОКР и выстраивая новые приоритеты, компании разрабатывают более успешные программы создания новых продуктов. В крупнейших инновационных корпорациях в отделах НИОКР существует должность директора по информационным технологиям, который оценивает возможности, связанные с внедрением новых технологий, и курирует эти процессы.

Однако степень эффективности взаимодействия отделов информационных технологий и подразделений НИОКР в каждой компании различается. В целом, для предприятий характерны определенные уровни зрелости, например, в области управления проектами или ИТ-инфраструктурой. Компания в своем развитии проходит определенные этапы, каждому из которых свойственна определенная стратегия, технология работы и организационная структура.

Так, например, в компании Майрософт (Microsoft) считают, что по мере взросления организация может повышать эффективность использования своих систем управления проектами и переходить на новые уровни зрелости[12].

Подобную концепцию можно применить по отношению к взаимосвязи информационно-технологической и научно-исследовательской функций в компании. Говоря об уровнях зрелости, их представляют в качестве иерархической структуры, и компании, находящиеся на более низких уровнях, должны принимать определенные меры, структурные преобразования для перехода на следующую ступень, которая предполагает повышение общей производительности НИОКР, скорости выхода продукции на рынки и получение конкурентных преимуществ.

В компаниях, которые находятся на более низком уровне, ИТ-отделы не могут предоставить должный уровень информационно-технологического обеспечения отделов НИОКР. ИТ-подразделения воспринимается в качестве «службы поддержки», и принимают незначительное участие в ведении научно-исследовательских проектов[13].

На этой стадии компании применяют традиционные технологии для связи различных проектных групп (электронная почта, технологии Майкрософт ШэарПоинт), при этом поиск научно-исследовательских данных затруднен, так как в компаниях для этого не существует необходимых технических инструментов.

Для перехода на следующий уровень взаимодействия ИТ-структур и научно-исследовательских подразделений компании переоценивают влияние ИТ в проектах НИОКР. Служба информационных технологий начинает участвовать в проведении научно-исследовательских проектов с целью повышения продуктивности работы существующих систем. ИТ-подразделения продолжают оказывать услуги поддержки, но также принимают участие в выполнении задач в соответствии с целями отдела НИОКР.

Учитывая влияние внешних инноваций на современные процессы развития НИОКР, появление новых моделей проведения разработок и организации сотрудничества, компании начинают использовать облачные решения для работы с внешними заказчиками, поскольку простых инструментов для обеспечения коммуникаций и обмена информации становится недостаточно.

В таких компаниях распространенным решением являются системы электронных лабораторных записей. Такие технологии были востребованы на протяжении предыдущего десятилетия. Однако в большинстве случаев данные системы внедрялись без должной поддержи и управления со стороны ИТ-служб. В настоящее время компании испытывают большие проблемы в управлении и модернизации существующих систем[14].

Как сообщается в недавнем исследовании Гарнер (Gartner), на смену системам электронных записей придут системы управления информацией научно-исследовательских лабораторий. Так, например, компания Старлимс (Starlims), входящая в состав Эббот Компани (Abbott Company), занимается внедрением таких систем и помогает лабораториям оптимизировать управление данными и обеспечивать информационную интеграцию, предоставляя лаборатории эффективные инструменты для реализации научно-исследовательских задач[15].

В компаниях, которые перешли на следующий уровень зрелости, научно-исследовательские подразделения рассматривают ИТ-структуры в качестве «партнера» для работы над ключевыми проектами. Компании применяют системы управления продуктовыми циклами и системы автоматизированного проектирования, однако, поскольку отдельные проектные и научно-технические группы используют различные программные продукты для обработки данных, возникает необходимость унификации этих процессов во всей компании. Организации, находящиеся на этой стадии, могут уже на ранних стадиях развития продукта привлекать ИТ-специалистов к проектам НИОКР для оценки планов по реализации проектов и своевременного внесения изменений в последующие работы по проектированию продуктов.

Наиболее высокий уровень зрелости предполагает, что компании эффективно выстроили процессы привлечения ИТ-службы к участию в научно-исследовательских проектах, что способствует стимулированию развития инноваций. Отделы НИОКР рассматривают ИТ-подразделения в качестве полноправного инновационного «партнера» в работе над ключевыми научно-исследовательскими проектами.

В компаниях, которые достигли максимальной интеграции информационных технологий в научно-исследовательскую деятельность, часто используют термин «синергия», говоря о взаимосвязи функций ИТ и НИОКР, совместная деятельность которых позволяет выполнять проекты точно в сроки, эффективно управлять инвестициями и повышать результативность всего инновационного предприятия[16]. В таких компаниях повторное использование данных представляет собой обыденный процесс, а исследователи могут самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, используя для этого автоматизированные системы и приложения, не нуждаясь в поддержке со стороны ИТ-служб. Гибкие инструменты позволяют поддерживать коммуникации исследователей как внутри компании, так и в связях с внешними партнерами, а также обеспечивать эффективные взаимоотношения с другими функциями организации - отделами производства, продаж, маркетинга, брэндинга, технической поддержки и обслуживания клиентов.

В целом, развитие информационных технологий включает в себя построение ИТ-инфраструктуры, внедрение нового программного обеспечения и продуктов, осуществление технической поддержки, сопровождение систем, обучение сотрудников, и требуют больших инвестиций. Перед внедрением какого-либо решения в компании необходимо провести тщательную оценку продуктов и технологий, доступных на рынках, проанализировать окупаемость инвестиций и возможные риски, связанные с установкой нового программного обеспечения.

При этом для выявления сильных и слабых сторон существующих в компании систем, установленных пилотных версий продуктов должны привлекаться не только ИТ-эксперты, но и участники со стороны отделов НИОКР, т.е. непосредственные пользователи программных продуктов и приложений. Во время запуска тестовых версий именно участники научно-исследовательских процессов смогут по достоинству оценить эффективность применения новых технологий в своей работе и выявить необходимость доработок.

При этом важно, чтобы компании были подготовлены к использованию новых технологий в процессах разработки продуктов и производства инноваций, а также имели штат высококвалифицированных специалистов для поддержания эффективной работы новых установленных систем.

Внедрение информационных технологий требует гибкого и индивидуального подхода для каждой компании. Организации, которые установили стратегическое соответствие деятельности ИТ-отделов и НИОКР, как внутри компании, так и при работе с внешними партнерами и аутсорсинговыми организациями, смогут добиться наибольших результатов от применения новейших технологий в процессах создания инноваций, значительно повысить эффективность своей деятельности и оптимизировать процессы ведения бизнеса.

3. Тенденции развития информационных технологий и новые направления инновационной деятельности компаний в США

Компании выстраивают свою научно-исследовательскую политику, исходя из требований современной высокотехнологической среды, в которой они оперируют. С появлением новых возможностей в отрасли информационных технологий, компании начинают смещать фокус с традиционных НИОКР на передовые разработки.

Ярким примером является американская корпорация Ксерокс (Xerox), один из мировых лидеров в области технологий печати и управления документами, пионер массового выпуска копировальных аппаратов. В настоящее время у компании пять научно-исследовательских лабораторий в США, Канаде, Европе, Индии, которые работают над различного рода НИОКР, напрямую не связанными с печатными работами. Исследовательский центр в Пало Альто, штат Калифорния, США – одна из самых известных лабораторий Ксерокс. Текущие направления работы центра включают системы управления предприятием, совместные базы знаний, сенсорные сети, решения в области безопасности, а также разработки программ для распознавания изображений,[17].

Компания разрабатывает различные системы для обработки документов, в частности, медицинских записей, многие из которых все еще представлены в печатном формате. Технологии компании по сканированию и обработке изображений помогают перевести данные в цифровой формат, используя стандарты кодирования и обеспечивая системную совместимость для обмена медицинскими данными между различными сторонами.

Потенциала внутренних отделов НИОКР в организациях не всегда достаточно для производства должного объема инноваций и расширения позиций на рынке, поэтому компании обращаются к внешним партнерам, которые включают как технологических вендоров, поставщиков услуг, академический сектор, так и конкурирующие компании.

В 2014 г. многонациональная консалтинговая компания Аксенчер (Accenture), оказывающая услуги в области информационных технологий, объявила о запуске облачной платформы для организации НИОКР компаний, занятых в секторе науки о жизни. Целью программы являлось ускорение клинических разработок, создание новых решений для пациентов, улучшение качества лекарственных препаратов и сокращение затрат на развитие продуктов и их производство. Компания разработала аналитическую платформу для работы как с внутренними, так и внешними источниками данных в области клинических, регуляторных, операционных функций и вопросов безопасности[18]. Партнерами Аксенчер стали мировые фармацевтические лидеры, такие как Эйсай (Eisai), Мерк (Merck), Файзер (Pfizer).

Сотрудничество и правильный выбор партнеров играет очень важную роль в современных инновационных процессах. Одной из основных тенденций XXI века является аутсорсинг, т.е. передача определенных функций предприятия внешним исполнителям на контрактной основе. Однако аутсорсинг научно-исследовательской деятельности не сильно распространенное явление, что обусловлено стремлением компаний максимально защитить свои внутренние разработки.

Тем не менее, множество компаний отправляют на аутсорсинг ИТ-операции, включая как деятельность по обеспечению поддержки ИТ-систем, так и разработку нового программного обеспечения. За последние пять лет наибольший рост расходов ИТ-бюджетов американских корпораций наблюдался в таких областях как аутсорсинг информационных технологий (56,8%; рост с 160 до 251 млрд. долл.) и аппаратное обеспечение (37,7%; рост с 183 до 252 млрд. долл.)[19].

Способность компаний разрабатывать и интегрировать новые технологии в процессы разработки и коммерциализации продуктов является ключевым фактором сохранения позиций на мировых рынках. Американская инновационная химическая корпорация Дюпон (Dupont) стремится создать все необходимые условия для наиболее эффективной работы отделов НИОКР посредством внедрения передовых технологий.

Информационно-техническая группа Центрального научно-исследовательского подразделения Дюпон предоставляет поддержку в области разработки приложений и создания инфраструктуры более 10 тыс. исследователей и инженеров, работающих на 150 научно-исследовательских объектах компании по всему миру[20].

Учитывая, что проекты в области НИОКР могут сильно отличаться по срокам проведения, Дюпон решила внедрить платформу, основанную на облачных технологиях, которая может быстро создавать «инфраструктуру по требованию», предоставлять необходимый уровень гибкости отделам НИОКР и отправлять ресурсы обратно в работу сразу после выполнения проекта, при этом обеспечивая должный уровень информационной безопасности и соблюдения нормативных требований[21].

Важной составляющей в процессах проведения НИОКР является доступность ресурсов, поэтому системы, которые могут отслеживать занятость научно-технического персонала и выявлять возможности перераспределения ресурсов в соответствии с приоритетностью проектов, будут способствовать ускорению процессов производства инноваций и сокращению проектных циклов.

Информационные технологии развиваются стремительными темпами, и на смену решениям, которые были уникальными несколько лет назад, приходят усовершенствованные или же абсолютно новые технологии. Согласно опубликованному в декабре 2014 г. прогнозу консалтинговой исследовательской организации Ай-Ди-Си (IDC) о развитии мировой отрасли информационных и телекоммуникационных технологий на 2015 г., технологии «Третьей Платформы»[22], а именно, мобильные вычисления, облачные услуги, «большие данные» и социальные сети будут способствовать росту инноваций в будущем.[23]

В 2015 г. «Третья Платформа» обеспечит одну треть мировых ИКТ-расходов. При этом на развивающихся рынках рост составит 7,1%, а на развитых - 1,4%[24]. Аналитики прогнозируют, что рост расходов на ИКТ в Европе будет порядка 0,2%, в Японии -1,3%, а в США - 2,7%.

Кроме того, аналитики выделили основные «ускорители» инноваций, в число которых входят технологии «Интернета вещей» (массовое распространение «умных» машин, зданий, домов, промышленного оборудования, носимой электроники, подключенных к сети Интернет); когнитивные системы (системы для наблюдения, обучения, анализа данных, создания идей); робототехника (создание роботов и нано-роботов, дронов, самоуправляемых машин), трехмерная печать (материализация цифровых моделей и создание прототипов); решения для обеспечения безопасности (шифрование облачных данных, применение биометрической аутентификации на мобильных устройствах и др.).

Для стимулирования развития новых технологий компании создают необычные союзы. Так, корпорации ЭйТиЭндТи (AT&T), Циско (Cisco), Дженерал Электрик (General Electric), Ай-Би-Эм (IBM) и Интел (Intel) создали Консорциум промышленного Интернета (Industrial Internet ConsortiumTM)[25], некоммерческую группу с открытым членством, которая стремится устранить барьеры между различными технологиями, обеспечить максимальный доступ к «большим данным» и способствовать интеграции физической и цифровой среды. Консорциум оказывает содействие организациям в подключении и оптимизации ресурсов, операций и данных в целях раскрытия ценностей бизнеса во всех отраслях промышленности[26].

Создаваемая экосистема компаний, научных центров и государственных структур призвана стимулировать внедрение приложений промышленного Интернета, которые служат одной из основ «Интернета вещей». Компании сосредотачиваются на разработке методик, архитектур, требований стандартизации для облегчения внедрения подключенных технологий.

Согласно прогнозам Ай-Ди-Си, треть расходов в сегменте «Интернета вещей» будет направлена на применение интеллектуальных встраиваемых устройств за пределами мира ИТ, и будет сосредоточена вокруг встраиваемой электроники и диагностического оборудования. Изобретение «умных», подключенных к сети, «вещей» будет способствовать разработке множества решений и приложений как для конечных пользователей, так и для компаний и созданию новой интеллектуальной собственности. По прогнозам, количество подключенных к Интернету объектов достигнет 50 млрд. единиц в 2020 г.[27].

Основные решения в этой области включают встраиваемые сенсоры, GPS, технологии распознавания изображений. Технологии с возможностью подключения больше не относятся только к телефонам и планшетам, они внедряются в различные отрасли промышленности, начиная от финансовой сферы до энергетики, и меняют подходы к организации бизнеса.

В области НИОКР системы с функциями подключения могут внедряться для сбора и анализа информации и мониторинга деятельности на различных стадиях развития продуктов путем установки сенсоров на оборудование, создания инфраструктуры для контроля качества продукции. Согласно исследовательской организации Гартнер (Gartner), 40% продуктов в разработке будет включать встраиваемые сенсоры к 2016 г. [28]

В частности, в транспортном секторе «Интернет вещей» позволяет создавать системы отслеживания автомобилей, механизмы взаимодействия между самими транспортными средствами и инфраструктурой, а также функции снабжения автомобилей системами позиционирования в реальном времени[29].

Компании Форд (Ford) и Майкрософт (Microsoft) совместно разработали интерактивную систему СИНК (SYNC), позволяющую автовладельцам делать телефонные звонки, а также управлять музыкой и другими функциями при помощи голосовых команд. Кроме того, система помогает водителям всегда оставаться на связи в режиме реального времени, предоставляя все необходимую информацию о процессах движения. Система основана на встроенной платформе Виндоуз Автомотив (Windows Automotive) с многочисленными опциями «подключения».

Концепция «подключенного автомобиля» становится все более популярной среди мировых автопроизводителей. «Подключенные автомобили», основанные на применении технологий «Интернета вещей» превращает автомобиль в ядро экосистемы связанных услуг, которые предлагают пользователям множество преимуществ, включая усовершенствованные системы безопасности, богатый пользовательский опыт и множество новых приложений. В 2013 г. 23 млн. автомобилей во всем мире были связаны с Интернетом, и согласно прогнозам Ай-Эйч-Эс Автомотив (IHS Automotive), это количество увеличится до 152 млн. к 2020 г.[30].

Практически все отрасли рассматривают «Интернет вещей» как способ создания новых потоков ценностей. При этом компании все активнее обращаются к сотрудничеству с предприятиями из других отраслей промышленности. Согласно прогнозам Гартнер, к 2018 г. 20% прибыли 100 крупнейших производителей будет происходить из инноваций, которые стали результатом межотраслевых экспериментов[31]. Рост открытых инноваций и крауд-сорсинга[32] приводит к созданию новых решений путем совмещения различных научных и инжиниринговых дисциплин и уникальных разработок в области программного обеспечения.

Взаимодействие ключевых возникающих и передовых технологий, включая нано-, био-технологии, когнитивные науки, информационные технологии, и соединение нескольких дисциплин в новую область НИОКР в перспективе приведет к важным изменениям в отраслях промышленности и науки и предоставит новые возможности ответа на социально-экономические вызовы[33].

Учитывая развитие взаимоотношений различных участников инновационных процессов, рост объемов «больших данных», распространение мобильных технологий, компаниям требуется разработка и внедрение новых систем обработки, хранения и управления данными. Американские технологические лидеры, в частности, корпорация Ай-Би-Эм (IBM) предлагает решения для эффективного управления данными. Компания инвестирует в НИОКР в областях, связанных с системами хранения данных, таких как обработка новых типов данных, достижение максимальной производительности за счет использования флэш-памяти, а также оптимизация хранения данных при помощи виртуализации[34].

Сервисы когнитивной системы Ай-Би-Эм Ватсон (IBM Watson)[35] предназначены для преобразования речи в текст и обратно, распознавания образов, концептуального поиска и сравнительного анализа вариантов при помощи применения принципа Парето. Внедрение таких систем в научно-исследовательскую функцию организаций представляет новые способы управления различными типами данных. Концептуальный поиск позволяет искать не только документы, содержащие заданные термины, но и файлы с описанием более общих концепций, соответствующих этим терминам.

Доступ к данным с различных портативных устройст является нормой в современном мире. Мобильные устройства используются отныне не только для потребления данных, но и для создания информации. Смартфоны, планшеты и фаблеты становятся важными инструментами для связи научно-исследовательских групп.

По прогнозам, в мировом бюджете телекоммуникационной отрасли самым крупным станет сегмент беспроводной передачи данных (536 млрд. долл. из 3,8 трлн. долл. расходов на ИКТ).В 2015 г. более 3,5 млн. приложений будет доступно в магазинах приложений по всему миру, при этом компании увеличивают объемы разработки корпоративных ПО[36].

Сотрудники научно-исследовательских отделов используют приложения на мобильных устройствах для удаленного подключения к рабочим компьютерам. Также существует ряд приложений, которые позволяют исследователям обновлять лабораторные записи в защищенном формате, используя технологию ПэтентСейф (PatentSafe)[37]. Однако специализированные приложения для нужд НИОКР еще находятся на ранней стадии развития, и лишь некоторые используются научно-исследовательскими функциями. Таким образом, большой потенциал имеет развитие мобильных приложений для работы подразделений НИОКР, которые будут обеспечивать постоянный поток научно-исследовательских данных и оперативное обновление информации, в частности, лабораторных записей. Стоит учитывать, что для работы и проведения операций с использованием персональных портативных устройств, требуется обеспечение повышенного уровня безопасности.

Кроме создания специализированных исследовательских приложений, компании разрабатывают мобильные приложения, которые может установить любой пользователь. Такие приложения предоставляют огромные возможности для проведения исследований в мировых масштабах путем сбора и анализа данных, которые пользователи заносят в программу.

Последние разработки всем известной компании Эппл (Apple) были представлены в области медицинских исследований и нашли отражение в платформе РисерчКит (ResearchKit)[38]. Это программное обеспечение собирает, обрабатывает и накапливает большой объем данных, и позволяет ученым создавать приложения, превращая мобильные устройства АйФон (iPhone) в мощное средство диагностики заболеваний.

Кроме мобильных технологий, большое значение в современной инновационной среде играют социальные технологии, которые используются для управления групповыми коммуникациями и решения бизнес-задач.

Сейчас компании начинают применять эти технологии и в проектах НИОКР. Американская инновационная корпорация 3M, научно-исследовательские команды которой работают по всему миру, разработала основанное на социальных технологиях решение для быстрого поиска необходимых экспертов в разных областях[39]. Если ранее поиск специалистов базировался на неформальных персональных связях среди команд, новый инструмент, а именно, справочник с привязанными профилями сотрудников, позволяет привлекать к работе нужных экспертов и ускоряет процесс производства инноваций. При этом компания разработала доступный и удобный поиск патентных заявок, в которых существует привязка к профилю автора. Согласно руководству компании, использование технологий социальных сетей улучшило сотрудничество и процессы развития новых продуктов. Используя мозговые онлайн-штурмы, компания смогла разработать 45 прототипов за полтора месяца, 7 из которых были запатентованы. При этом другие функции компании, например, отдел продаж, также использовали эту систему поиска для выбора специалистов, которые могут разработать новый прототип или доработать продукт по требованию клиента.

Новые разработанные решения в области мобильных, облачных, социальных технологий позволяют сотрудникам компании легко обмениваться идеями, отслеживать действия коллег, искать экспертов и необходимую информацию как внутри собственной организации, так и за ее пределами.

Сегодня информационные технологии становятся уникальным ресурсом и могут быть применены во множестве дисциплин и отраслей промышленности. При этом в настоящее время на первый план выходит разработка программного обеспечения и продуктов, приложений и сервисов, а не просто сопровождение ИТ-инфраструктуры и оказание поддержки различным функциям организации.

Рынок современных технологий представляет собой широкий спектр различных решений, применение которых во всех областях знаний способствует ускорению научно-технического прогресса, созданию новой добавочной стоимости, рабочих мест и в целом развитию экономики.

Новая технологическая инновационная среда представляет собой механизм, который включает различных участников, типы данных, технологии и решения. Компании, которые активно участвуют в мониторинге обширного рынка технологий и выявлении перспективных решений, а также постоянно развивают свой информационно-технический потенциал, могут своевременно разрабатывать и поставлять новые продукты и услуги на рынки, расширяя объемы операций и увеличивая прибыль компании.

Заключение

В связи с повышающейся ролью развивающихся стран, в первую очередь Китая, в области финансирования НИОКР и увеличения расходов на информационные технологии, основной вызов для американских компаний состоит в создании наиболее уникальных приложений и продуктов посредством применения инновационных технологий на различных стадиях создания продукта путем унифицикайии процессов обработки, сбора и обмена данными.

Изложенные выше факты дают понять, что для достижения наибольшей эффективности работы научно-исследовательских отделов необходимо постоянное участие информационных структур.

Сегодня деятельность по развитию инновационных продуктов рассредоточена в глобальных масштабах, и в цепочках создания новых бизнес-ценностей участвует большое количество внешних партнеров. Компании пересматривают организацию связи отделов ИТ и НИОКР с целью создания гибкой инновационной экосистемы для управления научно-исследовательскими проектами, применяя экспертизу в области ИТ, и направляя ее на развитие новых продуктов, услуг и технологий.

При этом ИТ-подразделения разрабатывают новые подходы к организации и поддержки развития НИОКР, поскольку компании сталкиваются с проблемами, связанными с устаревшими системами обработки и обмена данными. Прежние инструменты больше не могут поддерживать возрастающие объемы деятельности отделов НИОКР.

Существуют различные точки взаимодействия функций компании на разных стадиях развития продуктов, и именно отделы ИТ должны быть в курсе этих этих процессов, и предоставлять необходимые решения и инфраструктуру для эффективного сотрудничества и современного получения результатов инновационной деятельности.

Инвестиции в инструменты поиска, организации, анализа, обработки и представления данных открывают новые бизнес-возможности и ускоряют превращение результатов НИОКР в новые продукты, услуги и технологии. При этом критически важным становится процесс унификации данных, учитывая множество форматов и типов информации, а также интеграции информации, собранной из различных источников. Безусловно, все эти операции требуют больших инвестиций в развитие ИТ, однако, эти потребности компаний нельзя игнорировать, так как оптимизация этих процессов сегодня, в дальнейшем приведет к существенному сокращению проектных циклов, быстрого вывода продуктов на рынки и повышению конкурентоспособности компании.

Применение новейших технологий - мобильных, облачных, «больших данных», «Интернета вещей» - будет способствовать дальнейшему развитию целых отраслей и функций организаций, в том числе и научно-исследовательской деятельности компаний.


Литература

[1] Gartner Says Worldwide IT Spending on Pace to Grow 2.1 Percent in 2014. Gartner. June 30, 2014. http://www.gartner.com/newsroom/id/2783517

[2] Big Success with Big Data Survey. Accenture. April 2014. http://www.accenture.com/SiteCollectionDocuments/Local_Russia/PDF/Accenture-Big-Success-Big-Data-Exec-Summary-rus.pdf

[3] Jamie Cattell, Sastry Chilukuri, and Michael Levy. How big data can revolutionize pharmaceutical R&D. McKinsey&Company. April 2013. http://www.mckinsey.com/insights/health_systems_and_services/how_big_data_can_revolutionize_pharmaceutical_r_and_d

[4] Redefining Clinical Imaging and Unstructured Content Management. EMC Spark. January 2015. http://sparkblog.emc.com/2015/01/redefining-clinical-imaging-unstructured-content-management/?linkId=12517408

[5] 2013 The Global Innovation 1000 Study. Navigating the Digital Future. Strategy&. P.3. http://www.strategyand.pwc.com/media/file/Strategyand_2013-Global-Innovation-1000-Study-Navigating-the-Digital-Future.pdf

[6] 3D Systems Gets Two Significant U.S. Air Force Research Laboratory and America. 3D Systems. February 2015.

http://www.3dsystems.com/es/press-releases/3d-systems-gets-two-significant-us-air-force-research-laboratory-and-america-makes

[7] 2013 The Global Innovation 1000 Study. Navigating the Digital Future. Strategy&. P. 7. http://www.strategyand.pwc.com/media/file/Strategyand_2013-Global-Innovation-1000-Study-Navigating-the-Digital-Future.pdf

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/SharePoint

[9] http://russia.emc.com/enterprise-content-management/documentum-platform.htm

[10] http://russia.emc.com/collateral/software/data-sheet/h3098-eroom-ds.pdf

[11] 2013 The Global Innovation 1000 Study. Navigating the Digital Future. Strategy&. P.11. http://www.strategyand.pwc.com/media/file/Strategyand_2013-Global-Innovation-1000-Study-Navigating-the-Digital-Future.pdf

[12] The Project Management System Maturity Model: white paper. Microsoft. https://support.office.com/en-us/article/The-Project-Management-System-Maturity-Model-white-paper-77b7634e-97cc-4436-b1dd-1b8028f7c2eb?ui=ru-RU&rs=en-US&ad=US&omkt=en-US

[13] R&D IT Maturity Model for Manufacturers. Gartner. December 2012. https://www.gartner.com/doc/2287818/rd-it-maturity-model-manufacturers

[14] Achieving Agility in New Product Development With R&D IT Alignment and Pace Layering. Gartner. January 2014. https://www.gartner.com/doc/2646521/achieving-agility-new-product-development

[15] http://www.starlims.com/en-us/about/

[16] Achieving Agility in New Product Development With R&D IT Alignment and Pace Layering. Gartner. January 2014. https://www.gartner.com/doc/2646521/achieving-agility-new-product-development

[17] Xerox's R&D Accelerates Its Transition to Services. Gartner. December 2012. https://www.gartner.com/doc/2284315/xeroxs-rd-accelerates-transition-services

[18] Leading Pharma Companies Help Shape New Accenture Life Sciences Cloud for R&D. Accenture. October 2014. http://newsroom.accenture.com/news/leading-pharma-companies-help-shape-new-accenture-life-sciences-cloud-for-r-and-d.htm

[19] US Tech Market Outlook For 2013 And 2014: Better Times Ahead. Figure 3. Forrester. https://www.forrester.com/US+Tech+Market+Outlook+For+2013+And+2014+Better+Times+Ahead/fulltext/-/E-res83003

[20]Deploying Intel Trusted Execution Technology to Enable a Trusted Private High Performance Cloud. Intel Case Study. http://www.intel.ru/content/dam/www/public/us/en/documents/case-studies/dupont-private-cloud-case-study.pdf P.1.

[21] Ibid. P.2.

[22] IDC впервые сформулировала концепцию Третьей Платформы в 2007 г., предсказав, что она в конечном счете станет новым ядром роста ИКТ-рынка. В свою очередь к «первой платформе» относится вычислительная техника на базе мейнфреймов и терминалов с тысячами приложений и миллионами пользователей. «Вторая платформа» включает ПК и клиент-серверную архитектуру с множеством пользователей и приложений.

[23] IDC Predictions 2015: Accelerating Innovation and Growth on the 3rd Platform. http://itsyn.com/sites/default/files/IDC%20Forecast%20for%202015.pdf P.2

[24] IDC Predictions 2015: Accelerating Innovation and Growth on the 3rd Platform. http://itsyn.com/sites/default/files/IDC%20Forecast%20for%202015.pdf P.4

[25] AT&T, Cisco, GE, IBM и Intel сформировали Консорциум промышленного Интернета. Cisco. http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2014/03/033114b.html

[26] Ibid.

[27] The Internet of Things How the Next Evolution of the Internet Is Changing Everything. April 2011. https://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoT_IBSG_0411FINAL.pdf P.3

[28] Gartner Predicts By 2017, 30 Percent of Smart Wearables Will Be Inconspicuous to the Eye. Gartner. December 2014. http://www.gartner.com/newsroom/id/2941317

[29] Леонид Черняк. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии. «Открытые системы»,  04, 2013. http://www.osp.ru/os/2013/04/13035551/

[30] Connected Cars By The Numbers [Infographic]. Forbes. January 2015. http://www.forbes.com/sites/niallmccarthy/2015/01/27/connected-cars-by-the-numbers-infographic/

[31] Top Industries Predicts 2014: The Pressure for Fundamental Transformation Continues to Accelerate. Gartner. October 2013 https://www.gartner.com/doc/2602416/top-industries-predicts--pressure

[32] Краудсорсинг(Crowdsourcing) - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения поставленных задач.

[33] OECD Science, Technology and Industry Outlook 2014. P. 62. http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook-19991428.htm

[34] Сергей Орлов. Ускорение Больших данных. «Журнал сетевых решений/LAN»,  10, 2014.

http://www.osp.ru/lan/2014/10/13042876/

[35] http://www.ibm.com/smarterplanet/us/en/ibmwatson/

[36] IDC Predictions 2015: Accelerating Innovation and Growth on the 3rd Platform. P.5 http://itsyn.com/sites/default/files/IDC%20Forecast%20for%202015.pdf

[37] iPads and Androids Have More Value Than Just the Apps for R&D. Gartner. July 2012. https://www.gartner.com/doc/2097915/ipads-androids-value-just-apps

[38] Apple Introduces ResearchKit, Giving Medical Researchers the Tools to Revolutionize Medical Studies. Apple. March 2015. http://www.apple.com/pr/library/2015/03/09Apple-Introduces-ResearchKit-Giving-Medical-Researchers-the-Tools-to-Revolutionize-Medical-Studies.html

[39] 3M Applies Social Business To Product Development. January 2012.

http://www.informationweek.com/3m-applies-social-business-to-product-development/d/d-id/1102315



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.