Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2015

США И РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ В НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

В. Б. Супян,
доктор экономических наук, профессор,
зам. директора Института США и Канады РАН,
Институт США и Канады РАH
e-mail:

Аннотация. Статья рассматривает роль и место США и России в международной торговле, а также состояние и перспективы двусторонних торговых отношений. Анализируются все важнейшие аспекты состояния внешней торговли двух стран, включая их товарную и региональную структуру. Особое внимание обращено на современное состояние двусторонних торговых отношений, обозначены перспективы и препятствия к их развитию.

Ключевые слова: Международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, экспортная квота, импортная квота, российско-американские торговые отношения, экономические санкции, дискриминационные ограничения в торговле.

THE USA AND RUSSIA IN INTERNATIONAL TRADE IN THE BEGINNING OF 21ST CENTURY: SITUATION AND TRENDS

Victor Supyan,
Dr. of Economics, Deputy Director of
the Institute of USA and Canada Studies
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article analyzes role and place of the USA and Russia in the international trade, as well as state and prospects of mutual trade relations. The author analyzes all important aspects of countries foreign trade situation, including its commodity and regional stricture. A special attention is paid to most recent trends in mutual trade relations, including their prospects and obstacles.

Keywords: International trade, foreign trade, exports, imports, export quota, import quota, russian-american trade relations, economic sanctions, discriminatory trade restrictions.

Позиции любой страны в мировой торговле – важный индикатор ее положения в мировой экономике и мирохозяйственных связях в целом. Такие показатели как совокупный объем внешней торговли страны, ее торговый баланс, экспортный потенциал, экспортная и импортная квота, структура товарного экспорта и импорта, страновые потоки внешней торговли немало говорят об экономическом потенциале страны, ее месту в мировой экономической табеле о рангах. США и Россия играют важную роль в мировой торговле. Хотя их положение по большинству внешнеторговых позиций сильно разнится, каждая страна либо в целом по внешнеторговому обороту, либо в своей внешнеторговой нише занимает лидирующие позиции. Их роль в мировой торговле, а также в двусторонних экономических отношениях оказывают заметное влияние на межгосударственные отношения обеих стран.

1. Позиции США в мировой торговле: эволюция и перспективы

Объем внешней торговли США в 2014 г. составил 5,2 трлн. долл. Размеры экспорта составили 2,3 трлн. долл., импорта – 2,8 трлн. долл., т.е. США имели значительный отрицательный торговый баланс в размере 508,3 млрд. долл. При этом 25% внешнеторгового оборота США составляют услуги, баланс торговли которыми в отличие от торговли товарами, положительный – соответствующие показатели в 2014 г. равнялись 233 млрд. долл. и – 741 млрд. долл.[1]

Среднегодовые темпы прироста американского экспорта товарами за период 2005-2013 гг. составили 4,5%, уступая лишь Китаю (11%), Индии (10,5%) и Азии в целом (6,5%), и значительно опережая все другие крупные страны и регионы – Европейский Союз (2,0%), страны СНГ (2,5%), Япония (2%). В то же время по темпам роста импорта за этот период США заметно отставали от других стран и регионов – в США рост импорта составлял 0,5% ежегодно (столько же сколько в Европе), В Южной и Центральной Америке – 8%, в странах СНГ – 7,5%, в Китае – 10%, в Индии – 11%.[2]

При этом доля США в мировом товарном экспорте на протяжении длительного периода (после 2-ой мировой войны) постоянно сокращалась – с 18,8% в 1953 г. до 8,8% в 2013 г., уступив в 21 веке первую позицию Китаю (12,1%). Что касается импорта, то по доле в мировом импорте США по-прежнему на 1-ом месте в мире (12,7%), преследуемые Китаем (10,6%). Здесь динамика доли США не столь однозначна как в случае с экспортом: на протяжении конца ХХ и начала ХХ1 веков позиции США то возрастали, со сокращались. Например, в 1953 г. доля США в мировом импорте составляла 13,9%, в 1973 г. сократилась до 12,3%, затем увеличившись до 15,9% в 1993 г. и до 16,9% в 2003 г.[3]

Основными укрупненными категориями американского товарного экспорта в 2014 г. являлись: инвестиционные товары (машины и оборудование) – 551 млрд. долл. или 34,4% от общего объема товарного экспорта, составившего 1,6 трлн. долл., комплектующие, сырье и другие товарные запасы – 505,1 млрд. долл. или 31,5% от общего объема экспорта, автомобили и запчасти к ним (159,7 млрд. долл. или 10,0%), продовольственные товары и напитки (143,7 млрд. долл. или 9,0%), прочие товары (62 млрд. долл. или 3,9%).[4]

Среди укрупненных категорий товарного импорта в 2014 г. на первом месте находились: комплектующие и сырье – 666,7 млрд. долл. или 28,4%, инвестиционные товары, включая машины и оборудование - 591,1 млрд. долл. или 25,2%, потребительские товары – 557,8 млрд. долл. или 23,7%, автомобили и запчасти к ним – 327,6 млрд. долл. или 13,9%, продовольствие и напитки – 125,7 млрд. долл. или 5,3%, прочие товары – 78,8 млрд. долл. или 3,4%. Любопытно, что масштабы экспорта и импорта этих укрупненных товарных групп весьма близки.

По страновому и региональному распределению американского экспорта ведущие позиции занимали Канада – 19% всего объема американского экспорта в 2013 г., Европейский Союз (28 стран) – 16,7%, Мексика – 14,3%, Китай – 7,7% и Япония – 4,1%. Доля России в американском экспорте составляла лишь 0,7% (23-е место). В качестве экспортеров основными торговыми партнерами США являлись: Китай – 19,8% всего объема американского импорта, Европейский Союз – 17%. Канада – 14,5%. Мексика – 12,2% и Япония – 6,1%. Доля Российской Федерации – 1,2% (14-е место).[5]

В США доля внешней торговли по отношению к национальному ВВП достигла рекордного уровня за всю историю страны – более 30% в 2014 г. Так, только за 1990-2014 гг. американский экспорт возрос более чем в 4,4 раза (с 535,2 млрд. долл. до 2,3 трлн. долл.), что внесло вклад в экономический рост в размере 30% от его общего прироста. Следует при этом отметить не только общее увеличение доли и значения внешней торговли, но и отдельные важные изменения в ее динамике и структуре. Прежде всего подчеркнем, что рост экспорта в последние десятилетия неизменно опережает рост производства. Особенно заметные изменения произошли в экспорте услугами – транспортными, туристическими, финансовыми, связи, технического содействия, образования и т.д. В 1950 г. лишь 2% всех произведенных услуг направлялось на экспорт, в 1999 г. – уже 6%. В 2014 г. на долю услуг приходилось более 30% всего американского экспорта (17% в 1950 г.). В целом же доля внутреннего производства, предназначенного на экспорт, увеличилась с 9% в 1929 г. до 21% к началу ХХ1 века; высокотехнологичные отрасли, такие как, например, электронная промышленность, производят на экспорт более 25% своей продукции.

Импорт также способствует интеграции экономики США в мировое хозяйство. Нередко США импортируют те же категории продукции, что и экспортируют. Например, компьютерная отрасль во втором десятилетии ХХ1 века экспортировала 45% своей продукции (компьютерные системы, периферийное оборудование и программное обеспечение). В то же время 60% внутреннего промежуточного и конечного потребления в данной товарной группе было импортировано.

Главными движущими силами роста объемов внешней торговли США являются технический прогресс, государственная экономическая политика, направленная на либерализацию торговли и деятельность ТНК за рубежом.

Технологические изменения, прежде всего в области транспорта, связи, обработки и передачи информации, заметно сократили издержки на ведение международного бизнеса, тем самым расширив возможности для внешней торговли и инвестиций.

Так, средняя стоимость морских грузовых перевозок сократилась с 95 долл. за тонну в 1920 г. до 27 долл. (в постоянных ценах) уже в 1960 г. (в последующем стоимость морских перевозок изменилась мало). В то же время с середины 50-х до конца 90-х годов заметно упала стоимость воздушных грузовых перевозок -- на 78%. В результате падения цен на воздушные перевозки их доля в общем объеме транспортных перевозок в США возросла с 7% в 1965 г. до 28% в 1998 г. Упала также стоимость наземных, прежде всего автомобильных перевозок; в результате их доля в обеспечении всех грузовых перевозок увеличилась с 28% в 1965 г. до 63% в 2013 г. Во многом, помимо роста экономической эффективности таких перевозок, это объясняется особой ролью Канады и Мексики – ближайших соседей США - во внешней торговле страны.

Подлинный прорыв произошел в информационных технологиях и технологиях связи, что привело к многократному снижению издержек в сфере международных коммуникаций и торговле услугами. Например, в 1930 г. 3-х минутный телефонный разговор между Нью-Йорком и Лондоном стоил 293 долл. (в долл. 1998 г.). В 1998 г. такой разговор стоил всего 36 центов, а к концу первого десятилетия ХХ1 века – менее 20 центов. Различные международные услуги могут предоставляться в настоящее время через систему Интернет или с помощью спутниковой связи. Резко возросли возможности и уменьшились издержки в связи с передвижением капиталов между различными странами как следствие расширения технических возможностей использования различных финансовых инструментов, функционирования мирового финансового рынка в режиме реального времени.

Помимо прогресса в технических средствах международных коммуникаций, значительную роль в глобализации экономики играет политика государства. До середины века внешнеторговая политика большинства развитых стран была преимущественно протекционистской. Не избежали такой политики (а в ряде случаев активно ее используют и поныне) и США, в частности, приняв в 1930 г. Закон о тарифах (Закон Смута-Хоули).

С середины 50-х годов отношение многих правительств, в том числе американского, к тарифной политике начинает меняться. Политики и бизнесмены осознают преимущества международного разделения труда, международной экономической специализации и кооперации. США, имея множество конкурентных преимуществ перед своими контрагентами, с середины 70-х годов стали активно поддерживать идеи более свободной торговли и движения капиталов и рабочей силы. Значительные усилия американского правительства были направлены как на снижение собственных торговых тарифов, так и на стимулирование к подобным мерам других стран. После создания в 1948 г. системы ГАТТ (Соглашение о тарифах и торговле) и последующего преобразования ее во Всемирную торговую организацию (ВТО) процесс взаимного «открытия» экономик различных стран заметно ускорился. Например, во второй половине ХХ века тарифы на промышленные товары в промышленно развитых странах снизились примерно на 900% - с уровня в среднем в 40% до 4%. Постепенно снижались и нетарифные ограничения в торговле.

В этот же период в различных странах были созданы мощные интеграционные группировки (НАФТА, Европейский Союз, АСЕАН и др.), внутри которых перемещение финансовых и трудовых ресурсов было практически полностью либерализовано.

Для США, в частности, особое значение имеет Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), заключенное в 1992 г. между США, Канадой и Мексикой. Позднее, в 1995 г., заявку о присоединении к НАФТА подала Чили. Поскольку НАФТА показывает весьма высокую эффективность региональной кооперации, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (Меркосур, Андский пакт и др.) добивались присоединения к этой организации. В 1994 г. 34 страны Америки (все, за исключением Кубы) выразили намерение создать к 2006 г. зону свободной торговли. Однако такое решение не было принято и в середине второго десятилетия ХХ1 века из-за усилившихся политических разногласий между странами Северной и Южной Америки.

Новыми факторами либерализации торговли могут стать ожидаемые соглашения о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (между США и странами ЕС) и о транстихоокеанском партнерстве. Ожидаемые от либерализации торгово-экономических отношений выгоды для стран-участниц составят сотни миллиардов долларов.

Одним из ключевых факторов либерализации американской экономики и роста значения внешней торговли является роль американских ТНК за рубежом. Именно они определяют баланс между прямыми американскими инвестициями за рубеж и иностранными в США в пользу американских инвестиций. Американские прямые инвестиции за рубеж превышают прямые инвестиции других стран на 1,2 трлн. долл. Американские ТНК доминируют среди крупнейших ТНК мира. Так, среди крупнейших ТНК мира по размерам выручки и прибыли насчитывается 132 американских ТНК, 73 – китайских и 68 японских компаний. В десятке лидеров списка 4 американских ТНК – «ЭксонМобил» (ExxonMobil), «ВолМарт Сторс» (WallMart Stores), «Шеврон» (Chevron) и «КонокоФилипс» (ConocoPhillips). В список первых пятидесяти компаний мира входят 12 американских компаний. При этом степень вовлеченности в зарубежную деятельность у крупных американских ТНК чрезвычайно велика. Так, машиностроительная компания «Дженерал Электрик» (General Electric) имеет за рубежом больше активов, чем любая нефинансовая корпорация в мире – более 500 млрд. долл., ее зарубежные активы превышают 70% от всех активов компании, за рубежом также работает более 50% трехсоттысячной рабочей силы компании. В 2013 г. занятость в американских ТНК достигла 35 млн. человек (23 млн. человек в США и 12 млн. человек в зарубежных филиалах). Поэтому все большую роль во внешней торговле США играет торговля между филиалами американских ТНК.

Глобализация экономики США, в том числе либерализация внешней торговли вызывает многообразные и далеко не однозначные последствия как для экономики, так и для социальной сферы страны. Положительный или отрицательный вектор этих изменений во многом зависит от уровня развития национальной экономики, позиций страны в мировом хозяйстве. Как правило, чем более мощной является экономика той или иной страны, тем больше позитивных последствий она имеет от процесса экономической глобализации. Однако даже в этом случае глобализация может порождать немало проблем и отрицательных для экономики и населения страны последствий. Пример США подтверждает это в полной мере.

Можно отметить целый ряд позитивных последствий развития внешней торговли для американской экономики. Так, дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и таким образом способствует росту доходов и повышению потребительского спроса и, как следствие, росту экономики. Рост экспорта американских товаров приводит к созданию дополнительных рабочих мест, часто высокооплачиваемых.

Механизм получения этих преимуществ вполне очевиден. Он проявляется в обмене товарами с учетом конкурентных преимуществ каждой из стран-участниц торгового обмена. В случае с США большую привлекательность для иностранных экспортеров играют масштабы американской экономики, емкость внутреннего рынка страны, которые позволяют расширить объемы поставок и инвестирования.

Экспорт является мощным стимулом для внутреннего производства, поскольку позволяет расширить поставки товаров и услуг за пределы внутреннего рынка. При этом уровень оплаты труда в экспортоориентированных компаниях США в среднем на 15% выше, чем в компаниях, осуществляющих поставки для внутреннего потребления. Открытие внутреннего рынка для иностранных товаров предоставляет потребителям большую свободу выбора, но, прежде всего, – повышает конкуренцию на внутреннем рынке и препятствует росту цен. Противоположная ситуация – усиление протекционизма, напротив, приводит к росту цен и снижению жизненного уровня населения. Исследования, проведенные в США, показывают, что действовавшие тарифы и количественные ограничения импорта стоили американским потребителям в 1990 г. около 70 млрд. долл.

Для США весьма заметную роль играет торговля между материнскими компаниями и их дочерними предприятиями за рубежом. В частности, более 1/3 всего товарного экспорта и 2/3 товарного импорта США приходится на такие межфирменные поставки. Это упрощает контроль за товарными потоками и позволяет гибче реагировать на изменения спроса как внутри страны, так и на зарубежных рынках.

Хотя корреляция между открытостью экономики и темпами экономического роста трудно поддается количественному измерению, факты говорят о том, что страны, которые с 70-х годов 20-ого века пошли путем более открытой экономики, демонстрируют более высокие темпы экономического роста на душу населения, чем страны, ориентированные на автаркическое развитие.

Открытость экономики страны для внешней конкуренции заставляет отечественных производителей повышать производительность труда и улучшать качество продукции. Исследования на примере США и Японии демонстрируют безусловную положительную зависимость между ростом импорта и производительностью труда. Кроме того, позитивное влияние на производительность труда оказывает доступ к иностранным ресурсам капитала и «ноу-хау», в частности, через использование иностранных научно-технических достижений, а также привлечение иностранных ученых и специалистов. Так, в 2013 г. на иностранных фирмах, находящихся на территории США, было затрачено 10% всех средств, израсходованных в США на эти цели.

Среди очевидных минусов растущей глобализации американской экономики – огромный дефицит торгового баланса США, что имеет отнюдь не только положительные последствия, как отмечалось выше. Рост торгового дефицита ведет к увеличению дефицита платежного баланса и вызывает рост внешнего долга.

Стремясь усилить преимущества глобализации и минимизировать ее негативные последствия, США пытаются, прежде всего, способствовать либерализации мировой торговли, особенно в тех направлениях, где это соответствует их интересам, где конкурентные позиции США особенно сильны. Это касается торговли услугами, прежде всего в области телекоммуникаций, информационных технологий, финансов.

США активно используют ВТО и другие международные организации в отстаивании своих экономических интересов. Так, опираясь на правила ВТО, согласованные с американским законодательством, США в 22 случаях добились пересмотра условий поставок из других стран, мотивируя это «несправедливыми условиями торговли», демпинговыми ценами и т.п., а, по сути, защищая собственный рынок. Правила ВТО также эффективно защищают право на интеллектуальную собственность, что для США, как одного из главных владельцев этой собственности, особенно важно. Так, только в 2010 г., экспорт «роялти» и лицензионных прав из США составил 105,6 млрд. долл. Согласно существующим оценкам на интеллектуальную собственность приходилось в 2010 г. 33% рыночной стоимости американских корпораций. В целом же стоимость интеллектуальной собственности в США оценивается в 65 трлн. долл.

Одна из озабоченностей, связанная с глобализацией экономики, – высвобождение работников под влиянием внешней торговли и вывоза предприятий за рубеж. Так, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта (США имеют большой отрицательный торговый баланс – более 727 млрд. долл. в 2014 г.).[6]

Особое внимание экономистов и политиков привлекает проблема дефицитов торгового и платежного балансов. В 90-е годы ХХ века и в начале ХХ1 века эти дефициты росли постоянно, достигнув рекордных величин по отношению к ВВП. (Дефицит, например, платежного баланса в 2012 году достиг почти 500 млрд. долл. - 3,3% ВВП). Сами по себе дефициты торгового и платежного балансов еще не являются однозначно отрицательными для экономики страны явлениями – все зависит от того, чем они вызваны. В настоящее время главная причина дефицитов – более быстрый рост американской экономики по сравнению с другими странами, что привлекает иностранные капиталы и иностранных импортеров на американский рынок.

Внешний дефицит означает, что страна потребляет больше, чем производит. Разница между производством и потреблением покрывается за счет импорта. Как правило, иностранные инвесторы и экспортеры полученные в США доллары вкладывают в американскую экономику. Когда спрос на внутренние инвестиции в США превышает масштабы внутренних сбережений, осуществляется заимствование за рубежом и таким образом растет государственный долг. Если же сбережения превышают инвестиционный спрос, их избыток устремляется за рубеж.

Как следует оценивать внешний долг страны? Опять-таки, все зависит от того, каким образом используются взятые в долг деньги: идут ли они на финансирование потребления или на инвестиции. В этом смысле 80-е годы радикально отличались в США от 90-х годов ХХ-ого века. Большие внешнеторговые и платежные дефициты 80-х годов сопровождались сокращением доли внутренних инвестиций в ВВП и сокращением внутренних сбережений. Напротив, в 90-е годы доля инвестиций и сбережений в ВВП росла. Рост внешнего дефицита в этом случае показывает, что рост нормы сбережений, являясь во многом результатом сокращения дефицита федерального бюджета, не успевает за инвестиционным спросом. Это приводит к притоку инвестиций из-за рубежа, к росту экономики.

Таким образом, рост экономики, как это имеет место в США, может происходить одновременно с ростом дефицита внешнеторгового и платежного балансов. Тем не менее, некоторые сектора американской экономики, в частности, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, могут испытывать трудности из-за возросшей иностранной конкуренции, роста импорта и сокращения экспорта. Так, если с 1993 по 1997 г. занятость в обрабатывающей промышленности США выросла на 700 тыс. человек, то с 2000 по 2004 год она сократилась почти на 3 млн. человек, в значительной степени вследствие сокращения спроса на экспортную продукцию. С 2005 г. по 2010 г. занятость в обрабатывающей промышленности сократилась еще на 2 млн. человек. Однако после кризиса 2008-2009 гг. занятость в обрабатывающей промышленности США начала постепенно расти, что связано с процессом «инсорсинга», т.е. возвращением некоторых ранее вывезенных из США производств.

Обобщая, можно утверждать, что, хотя современные дефициты торгового и платежного балансов отражают в основном силу американской экономики, привлекательность ее для инвесторов и иностранных экспортеров, имеются и определенные негативные последствия этого явления. Поэтому, несмотря на все текущие (и часто весьма долговременные) преимущества наличия дефицита торгового и платежного балансов, в США вместе с тем есть понимание того, что в долговременном плане необходимо стремиться к сокращению этих дефицитов, поскольку они увеличивают государственный долг, который рано или поздно придется отдавать.

Вопрос о приемлемом уровне дефицита в этой связи часто обсуждается в американской прессе и в специальной литературе; имеется в виду, что даже гипотетически масштабы долгов не должны негативно влиять на динамику развития экономики. Разумеется, трудно себе представить ситуацию, когда бы все долги были предъявлены к оплате единовременно, но известно, что психологически масштабы долга влияют на характер многих решений, принимаемых как в экономике внутри страны, так и в международных экономических отношениях. Скажем, ожидание серьезного кризиса в экономике страны может привести к неожиданным требованиям по возврату долгов, остановить инвестиционный процесс, затормозить заключение внешнеторговых сделок и т.д.

В целом очевидно, что экономическая глобализация, принося экономике и населению США больше плюсов, чем минусов, тем не менее поставила перед страной целый ряд новых проблем по повышению эффективности адаптации к этому процессу, стала во многом новым вызовом США в начале ХХ1 века.

2. Позиции России в мировой торговле: состояние и перспективы

Объем внешней торговли РФ в 2013 г. составил 866 млрд. долл. Размеры товарного экспорта составили 523 млрд. долл., товарного импорта – 343 млрд. Таким образом, Россия обладала существенным положительным сальдо внешней торговли в размер 180 млрд. долл. Объем экспорта в 2014 г. сократился на 5,1% - до 497 млрд. долл., импорт – почти на 10% - до 308 млрд. долл. Таким образом положительное сальдо торгового баланса почти не изменилось по сравнению с 2013 г. и составило 189 млрд. долл. Экспортная квота (в % к ВВП) составила 26,6%, импортная квота – 16,6%. В 2014 г. объем внешней торговли сократился почти на 7%, до уровня в 805 млрд. долл.

По объему экспорта Россия находилась на 10-ом месте в мире (2,8% от объема мирового экспорта), по объему импорта – на 16-ом месте (1,8% от объема мирового импорта). В международной торговле услугами позиции России были заметно слабее – экспорт услуг в 2013 г. составил 65 млрд. долл. (21 место в мире или 1,4% от мирового экспорта услуг), импорт – 123 млрд. долл. (10 место или 2,8% от мирового импорта услуг).[7]

Особенностью внешнеторговой статистики РФ является ее разделение на торговлю со странами СНГ и со странами дальнего зарубежья. Большая часть внешнеторгового оборота России приходится на страны дальнего зарубежья – более 700 млрд. долл. в 2014 г. (428,6 млрд. долл. составил объем экспорта и 271,7 млрд. долл. – объем импорта). Удельный вес стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта в 2014 г. повысился с 84,1% до 86,3%; возрос удельный вес этих стран и в общем объеме импорта – с 85,9% до 88,2%.

Снижение объемов российской внешней торговли в минувшем году было связано с ухудшением общеэкономической конъюнктуры в стране, снижением цены на нефть и значительной девальвацией национальной валюты, а также в немалой степени экономическими санкциями, введенными странами Запада против России в связи с кризисом на Украине. При этом, как было показано выше, несмотря на введение санкций, доля стран дальнего зарубежья выросла как в российском экспорте, так и в импорте. Это свидетельствует о гораздо большем значении в российской внешней торговле и, в конечном счете, в экономике развитых стран, чем стран СНГ (несмотря даже на форсирование интеграционных процессов в рамках СНГ с ближайшими союзниками России).

По имеющимся полным данным на 2013 г. первое место в российском экспорте занимали Нидерланды – 13,3% от всего объема экспорта. Далее следовали Италия с долей в 7,5%, Германия – 7,0%, Китай – 6,8%, Турция – 4,8%, Япония – 3,7%, Польша – 3,7%, Великобритания – 3,1%, Южная Корея – 2,8%, Финляндия – 2,5%, США – 2,1%, Франция – 1,7% и Швейцария – 1,7%.

В российском импорте лидирующие позиции в 2013 г. удерживал Китай – 16,7%. За ним следовали Германия – 11,9%, США – 5,2%, Италия – 4,6%, Япония – 4,3%, Франция – 4,1%, Южная Корея – 3,2%, Польша – 2,6%, Великобритания – 2,6%, Турция – 2,3%, Нидерланды – 1,8% и Финляндия – 1,7%.[8]

Среди стран СНГ в российском экспорте в 2013 г. лидировали Украина – 4,5%, Белоруссия – 3,8% и Казахстан – 3,3%. Наиболее крупные позиции по импорту занимали также Украина – 5% от совокупного импорта, за ней следовали Белоруссия – 4,3% и Казахстан – 2,8%.[9]

Последние политические события – война на Украине, резкое ухудшение отношений России со странами Запада почти с неизбежностью изменят позиции ряда стран в торговле с Россией. Среди стран дальнего зарубежья, вероятно, упадет доля стран-членов ЕС и США, напротив, возрастет доля Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, в частности, стран-членов БРИКС. Среди стран-членов СНГ можно прогнозировать заметное сокращение объемов и доли во внешнеторговом обороте РФ Украины.

Товарная структура российского экспорта остается по преимуществу сырьевой. Из общего объема экспорта в 2013 г. на долю минеральных ресурсов (нефть, газ, другие полезные ископаемые) приходилось почти 72%. Вторую позицию в экспорте занимали черные и цветные металлы – 10,5%. Доля других экспортных позиций, прежде всего товаров высокой степени переработки была относительно невелика. Так, на долю машиностроения приходилось 5,4% всего экспорта, на долю товаров химической промышленности – 5,8%, на долю сельскохозяйственных товаров – 3,1%.[10]

Иначе выглядит структура российского импорта. Из общего объема импорта в 318 млрд. долл. в 2013 г. 48,6% составляла продукция машиностроения. Следующей по величине категорией импорта были химические товары – их доля составила почти 16%. Весьма весомым был и импорт продовольствия – 13,6% от общего объема импорта.[11]

Следует отметить, что доля импорта во внутреннем потреблении России весьма велика. На разных товарных рынках эта величина (импортная квота) заметно разнится, но в целом зависимость российского рынка от импортных поставок значительна. В 2013 г. доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли составляла 44%. Затем, прежде всего под влиянием принятых западными странами санкций, а также российских продовольственных контрсанкций, она начала снижаться. Так, в 3 квартале 2014 г. эта доля составляла уже 41%. В объеме продовольственных товаров она сократилась с 1 квартала по 3 квартал 2014 г. с 38% до 33%.

По отдельным товарным, в частности, продовольственным группам, доля импорта на российском рынке остается очень высокой. Например, доля импортной говядины в сентябре 2014 г. составляла почти 73%, по сырам – около 40%. По другим продовольственным товарам ситуация более благоприятна для отечественных производителей. Доля импортной свинины, например, составляла в конце 2014 г. около 19%, мяса птицы – 10%.

Важно при этом подчеркнуть, что в целом доля импорта из стран, применивших санкции против России, достигала к концу 2014 г. почти 57%.[12] Таким образом, нельзя не видеть существенную зависимость российского рынка от импортных поставок из-за рубежа, прежде всего из развитых стран. Ограничения ряда поставок высокотехнологичных товаров может быть весьма чувствительным для российской экономики.

Сравнение структуры внешней торговли России и США оказывается явно не в пользу России. По структуре своей внешней торговли Россия выступает как преимущественно развивающаяся страна, ввозящая готовые изделия – оборудование и потребительские товары и вывозящая сырье. На эту структуру может повлиять политика импортозамещения, которую Россия начала активно реализовывать в связи с санкциями развитых стран, ограничивших поставки в страну современного высокотехнологичного оборудования. При этом Россия по собственной инициативе ограничила ввоз в страну импортного продовольствия, действуя в формате контрсанкций, и одновременно надеясь стимулировать таким образом внутреннее сельскохозяйственное производство. Очевидно, однако, что реализация таких задач потребует огромных финансовых, материальных и кадровых ресурсов и продуманной долгосрочной стратегии.

Нельзя однозначно утверждать, что доминирующее положение минеральных ресурсов в российском экспорте является однозначным минусом российской экономики. Согласно основополагающим теориям внешней торговли (теории А. Смита, Д. Риккардо, Хекшера-Олина и др.), стране выгоднее экспорт тех товаров или экономических ресурсов, производство которых обходится дешевле. В этом смысле Россия, продавая в основном минеральное сырье, реализует свое естественное конкурентное преимущество. Торговая специализация России по энергетическим ресурсам стала играть весьма важную в международных экономических отношениях, стала некоторым образом и фактором внешней политики.

Однако, отрицательные последствия такой внешнеторговой ориентации, на наш взгляд, безусловно превалируют. Феномен гипертрофированного развития энерго-сырьевого комплекса, получившего в экономической литературе название «голландская болезнь», в полной мере проявился в нашей стране. Это очевидно препятствует диверсификации экономики, развитию прогрессивных отраслей промышленности и сферы услуг, тормозит технический прогресс, и в конечном счете, экономическое и социальное развитие страны.

3. Российско-американская торговля: состояние, динамика и проблемы

Современное состояние российско-американской торговли обусловливается факторами как долгосрочного, так и конъюнктурного характера.

Во-первых, следует учесть относительно непродолжительный срок существования двусторонних экономических связей – около 20 лет. За это время необходимо было создать прочную основу для формирующейся системы отношений между новой Россией и США. Важно было придать новый импульс возникающему взаимодействию в экономической сфере, поскольку советско-американское наследие в данной области было довольно незначительным, а структура экономического обмена отличалась многочисленными перекосами и диспропорциями. Торговля, как таковая, между СССР и США носила достаточно примитивный характер. По существу, она сводилась к закупкам из США фуражного зерна и небольших партий комплектного оборудования, в обмен на которые поставлялись ограниченные объемы нефтепродуктов, химических товаров, а также таких традиционных российских продуктов, как водка, икра и крабы.

Во-вторых, Россия и США ориентированы на разные рынки. Основным торговым партнером Соединенных Штатов является Канада, на которую приходится в среднем 19% внешнеторгового оборота США, далее следуют КНР и Мексика. В совокупности эти 3 страны составляют 42% всей внешней торговли США.

Среди главных партнеров России фигурируют, прежде всего, Китай и страны Европейского Союза: Германия, Нидерланды, Италия. Всего данная интеграционная группировка занимает более половины внешнеторгового оборота РФ. Крупнейшим торговым партнером в 2014 г. был Китай (около 11%); среди государств Ближнего Зарубежья основным торговым партнером России до недавнего времени являлась Украина (6%).[13]

Сильно разнится экономическая значимость двух стран друг для друга. В 2013 г. товарооборот России и США составил, по данным российской статистики, 27,7 млрд. долл. Наш экспорт составил более 27,1 млрд. долл., а импорт из США – более 11,1 млрд. долл. Таким образом, согласно российской таможенной статистике в 2013 г. Россия сохранила незначительное положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое она удерживала много лет. США являлись одним из важных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран, занимая 11-е место по объему российского экспорта (2,1%) и 3-е место по объему российского импорта (5,2%). В свою очередь, доля России в американском экспорте составляла 0,6%, а в объеме импорта – 1,6%. В результате Россия занимает лишь 31-е место среди крупнейших экспортеров США и 14-е – среди крупнейших импортеров.[14]

В-третьих, несопоставимы роли наших стран на мировой экономической арене. США в настоящее время представляет собой наиболее развитую экономическую державу мира. Россия по размеру ВВП замыкает десятку наиболее крупных экономик.

Соединенные Штаты достигли в 2014 году ВВП в более чем 17 трлн. долл.; имеют торговый оборот в 5,2 трлн. долл.[15] По оценке Федеральной службы государственной статистики РФ, объем ВВП России в 2013 году составил 2,5 трлн. долл. (по курсу на конец 2012 г.); внешнеторговый оборот по методологии платежного баланса в 2013 году - 729 млрд. долл.

Влияние Вашингтона распространяется на международные экономические организации, где США активно отстаивают свои экономические интересы. США являются крупнейшим акционером во Всемирном Банке (с 16% акций); в Международном Валютном Фонде Соединенные Штаты могут осуществлять контроль над процессом принятия решений, налагать вето, потому как обладают наибольшей квотой в размере 37 млрд. СДР. Квота России в данной организации составляет 6 млрд. СДР. Наконец, следует учитывать, что в новой структуре международных экономических отношений начала XXI века, определяемой правилами ВТО, на целом ряде важных рынков правила игры задают США.

Соединенные Штаты являются крупнейшим мировым центром притяжения иностранного капитала. Отрицательное сальдо международной финансовой позиции США (превышение притока иностранного капитала над его вывозом из страны) служит признаком силы экономики Соединенных Штатов. Российская Федерация не может претендовать на роль главного магнита для иностранных инвестиций. Согласно официальной статистике, сумма накопленных ПИИ в экономике РФ по состоянию на конец 2013 г. составила более 387 млрд. долл. (1,4% от мировых совокупных ПИИ), в то время как на долю США пришлось 15% кумулятивных мировых ПИИ, или 2,8 трлн. долл.

Исследования, регулярно проводимые международными организациями, свидетельствуют, что из 100 крупнейших ТНК лишь одна компания имеет российское происхождение («Газпром»), в то время как более половины (54) являются американскими. Созданная посредством ПИИ сеть международного производства образовала «вторую экономику» США, существенно превосходящую по своему научно-техническому и финансовому потенциалу аналогичные сферы хозяйствования других стран-экспортеров капитала: Западной Европы и Японии.

Принципиальная разница, таким образом, между двумя странами заключается в том, что США являются активным субъектом экономической глобализации, в то время как Россия в середине 2-ого десятилетия ХХ1 века остается ее пассивным объектом.

В-четвертых, новым серьезным фактором ухудшения торгово-экономических отношений между Россией и США, стало обострение двусторонних межгосударственных отношений, связанных с конфликтом по Украине и введении антироссийских экономических санкций, заметно влияющих на торговлю между двумя странами.

Все вышеперечисленное свидетельствует о серьезных преградах, сдерживающих развитие торгово-экономических отношений между РФ и США, и в частности, взаимной торговли. Результатом является безусловное недоиспользование имеющегося потенциала для развития двусторонних экономических отношений.

На протяжении всего более чем 20-летнего периода существования российско-американских торгово-экономических отношений прослеживается поступательный рост торгового оборота, за исключением 1999, 2001 и 2009 гг., когда имел место спад во взаимной торговле, что явилось следствием финансового кризиса в России в 1998 году, а также экономических кризисов в США в 2001 и 2008-2009 гг. Если в 1992 году объем взаимной торговли составил 2,6 млрд. долл., то в 2012 году этот показатель достиг, по данным американских источников, отметки 40,0 млрд. долл. В дальнейшем – в 2013 и 2014 гг. – объем взаимной торговли начал уменьшаться, в том числе и под влиянием ухудшения политических отношений между странами.

Таблица 1
Торговля США и России в 1992-2014 гг. (в млрд. долл.)

Год

Экспорт США

Импорт США

Объем торговли

Торговый баланс

1992

2,1

0,5

2,6

1,6

1993

3,0

1,7

4,7

1,3

1994

2,6

3,2

5,8

-0,6

1995

2,8

4,0

6,8

-1,2

1996

3,3

3,6

6,9

-0,3

1997

3,4

4,3

7,7

-0,9

1998

3,6

5,7

9,3

-2,1

1999

2,1

5,9

8,0

-3,8

2000

2,1

7,7

9,8

-5,6

2001

2,7

6,3

9,0

-3,5

2002

2,4

6,8

9,2

-4,4

2003

2,4

8,6

11,0

-6,2

2004

3,0

11,9

14,9

-8,9

2005

3,9

15,3

19,2

-11,3

2006

4,7

19,8

24,5

-15,1

2007

7,4

19,4

26,8

-12,0

2008

9,3

26,8

36,1

-17,5

2009

5,4

18,2

23,6

-12,8

2010

5,9

25,7

31,6

-19,8

2011

8,3

34,6

42,9

-26,3

2012

10,7

29,3

40,0

-18,6

2013

11,1

27,1

38,2

-15,9

2014

10,7

23.?

34,4

-12,9

Источник: United States Census Bureau. U.S. Trade in Goods by Country, 2013, 2015. http://www.census.gov/foreign-trade

Следует отметить значительные разночтения в оценках масштабов взаимной торговли в российской и американской статистике. Так, по американским данным, в 2011 г. объем двусторонней торговли превысил 42,9 млрд. долл. Согласно российской статистике товарооборот двух стран составил 31,4 млрд. долл. По американской статистике США имеют пассивное сальдо внешней торговли США с РФ – в 2013 г. оно составило более 15 млрд. долл. (табл. 1) При этом экспорт России в США в 2013 г. составил около 27,1 млрд. долл., импорт из США – 11,1 млрд. долл. Различия в показателях двустороннего товарооборота связаны с использованием различных методик таможенного учета движения товаров: так, в США к российскому экспорту, например, относятся и российские товары, поступившие туда из третьих стран, т.е. учитывается реэкспорт.[16]

Несмотря на увеличение внешнеторгового оборота более чем в 15 раз, очевидно, что такой объем взаимной торговли недостаточен и должен расти более существенными темпами. Для сравнения следует отметить, что объем взаимной торговли США с партнерами по Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) составляет, в среднем, 44 млрд. долл. в месяц с Канадой и 28 млрд. долл. в месяц с Мексикой.

Начиная с 1994 года, Россия ежегодно имеет положительное сальдо
торгового баланса с США. До этого года структура взаимной торговли между странами носила характер гуманитарной помощи в виде крупных
продовольственных поставок с американской стороны, поэтому РФ было
свойственно пассивное сальдо (- 1,6 млрд. долл. в 1992 году; - 1,2 млрд. долл. в 1993 году). Превышение экспорта над импортом из США в
российско-американской торговле способствовало увеличению валютных
поступлений, создавало определенные предпосылки для урегулирования
валютно-кредитных проблем России. В целом, активное сальдо торгового
баланса позитивно сказывается на платежном балансе РФ. За весь
промежуток времени (с 1994 г.) сальдо увеличилось почти в 38 раз, достигнув к 2014 году уровня почти в 26 млрд. долл. Последовательный его рост нарушался четыре раза - в 1996, в 2001, в 2007, в 2009, в 2012, в 2013 и 2014 гг. Причина этому – существенная волатильность внешнеэкономической конъюнктуры, отразившаяся неблагоприятным образом на российском экспорте в США некоторых товарных групп, а также общее ухудшение российско-американских отношений в последние годы.

В торговле с США Россия выступает как преимущественно развивающаяся страна: в 2014 году 86% совокупного объема российского экспорта в США пришлось на четыре товарные группы: нефть, нефтепродукты и сжиженный газ - 72%; цветные металлы – 7,5%; черные металлы – 5,4%, топливо к ядерным реакторам – 1,2%. Доля продукции неорганической химии и радиоактивных компонентов составила 0,5%; драгоценных металлов и камней - чуть более 0,4%; морепродуктов, удобрений и лесоматериалов в совокупности - 3,9% (см. табл. 2).

Таблица 2
Крупнейшие категории российского экспорта в США (2002-2014 гг.) (в млн. долл.)

Категория

2002

2005

2009

2010

2012

2013

2014

Сырая нефть

695,1

2,459,7

4 282,6

6 597,3

3 681,6

1732,4

754,5

Топливо из нефти

712,5

2 949,4

7 277,8

9 765,0

16 043,1

16234,6

11648,9

Прочие продукты из нефти

602,5

2 329

1 033,5

1 255

1 297,2

1457,0

1618,1

Сжиженный газ

20

229,6

601,2

882,8

109,3

0

Топливо для атомных электростанций

788,8

871,7

890,3

1 088,8

905,0

1017.2

927,7

Удобрения, пестициды, инсектициды

169,6

321,2

329,4

737,9

1 038,9

1033,5

1005,3

Металлопрокат

89,1

406

420,4

814

929,9

870,8

1100,9

Заготовки из чугуна и стали

338,4

667,6

222,3

594,2

1 106,2

771,7

2234,6

Бокситы и алюминий

1 050,1

1 742,6

603,3

504,9

709,7

482,0

751,7

Никель

159,7

347,8

307,1

727

303,5

160,0

223,8

Другие редкие металлы

508,8

566,7

355,7

440,7

510,7

511,9

546,9

Космические корабли, двигатели и запчасти к ним

15,3

26,7

18,9

73,2

94,9

184,6

101,9

Драгоценные материалы

85,1

139,8

143,5

107,7

150,1

170,3

160,0

Всего

6 870,1

15 306,6

18 199,6

25 685,2

29 380,8

27085,7

23658,1

Источник: United States Census Bureau. Country and Product Trade Data, 2013, 2015. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/products/enduse/imports/e4621.html

При анализе основной статьи российского экспорта в США (нефти и нефтепродуктов) привлекает внимание стремительное наращивание объема поставок данного вида товара с 2002 по 2010 гг. За эти 9 лет нефти и нефтепродуктов было экспортировано на сумму более чем 17,6 млрд. долл., что более чем в 8,7 раза превосходит экспорт в 2002 г. (2,0 млрд. долл.). Если по итогам 2002 года экспорт данного вида сырья из России в США составил 29,2% от общего объема экспорта, то в 2010 году – 68,6%. В 2014 г. его доля составила около 60%. Объяснением роста экспорта нефти служит инициирование и активное развитие энергетического диалога между двумя странами в первые годы XXI века. Сотрудничество в сфере энергетики обоюдно выгодно сторонам: Россия стремится выйти на новые рынки сбыта своих обширных энергоресурсов; США действуют в русле стратегии диверсификации источников сырья. Соединенные Штаты, являясь ведущим потребителем энергоресурсов в мире (в 2010 году потребление нефти составляло 21 млн. баррелей в день), импортируют нефть из более чем 85 стран мира. В 2010 году Россия экспортировала в США около 150 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов, что составило 3% от всех поставок и поставило Россию на 9-е место.[17] Экспорт сжиженного газа из России в США увеличился с 2002 по 2010 г. в 41 раз (с 20 млн. долл. до 882 млн. долл.). В дальнейшем экспорт сжиженного газа из России резко сократился, а в 2014 г. прекратился полностью. Это произошло из-за роста внутренней добычи газа в США, прежде всего, сланцевого.

К 2014 г. поставки нефти, нефтепродуктов из России в США сократились в связи с увеличением добычи этих ресурсов в США. Это обусловлено т.н. «сланцевой революцией» - т.е. технологическими инновациями и повышением рентабельности добычи нефти и газа из сланцевых месторождений.

Расширяя российские поставки нефти, США хотели стать менее зависимыми от традиционных экспортеров - стран-членов ОПЕК, на которые в 2010 году пришелся 41% от всего экспорта. Примечательно, что среди государств, не входящих в ОПЕК, Россия по поставкам нефти в США находилась на 3-м месте, уступая Канаде и Мексике. Сотрудничество в энергетической отрасли имеет значительный потенциал. Среди перспективных сфер энергетического сотрудничества России и США можно выделить:

  1. освоение открытых месторождений нефти и газа;
  2. модернизация нефтеперерабатывающих мощностей (установка комплексов глубокой переработки нефти на ряде НПЗ);
  3. транспортировка нефти;
  4. производство и экспорт сжиженного газа;
  5. изучение и освоение новых нефтегазовых месторождений.

Следом за основной товарной группой российского экспорта, второе, хотя и более скромное место, занимает продукция цветной металлургии. В целом, до 2006 г. прослеживалось постепенное наращивание объема поставок цветных металлов, за исключением двух лет - 1996 и 2001 гг. В обоих случаях для экспорта цветных металлов на мировых рынках сложилась неблагоприятная обстановка. Острее для российских экспортеров ситуация развивалась в 2001 году - произошло практически двукратное падение экспорта (с 1,6 млрд. долл. в 2000 году до 814 млн. долл.). Причина ухудшения конъюнктуры мирового рынка цветных металлов заключалась в снижении темпов роста спроса на эти металлы, главным образом на алюминий, медь и никель в связи с кризисными явлениями, проявившимися в экономиках развитых западных стран (в особенности в США). Несомненно, это серьезно ударило по российским производителям цветных металлов. Так, например, экспорт алюминия (составлявшего в 2000 году 81% от экспорта цветных металлов) в 2001 году упал в 1,9 раза, меди (на которую приходилось 7%) - в 2,4 раза, никеля (доля которого была равна 10%) - в 2,9 раза.

После 2006 г. наблюдается заметное падение экспорта цветных металлов – с 3,3 млрд. долл. до 1,5 млрд. долл. в 2012 г. Причина этого – финансовый кризис в США.

В структуре экспорта цветных металлов в 2014 г. доминирует алюминий – его доля составляет 48% от всего экспорта цветных металлов. Второе место принадлежит никелю, третье - меди. Доля прочих цветных металлов (олово, цинк, изделия из них), весьма несущественна – менее 0,02%.[18]

Что касается экспорта черных металлов, то обращает на себя внимание поразительное увеличение поставок в 1997 году (до 1,1 млрд. долл. по сравнению с 577 млн. долл. в 1996 году) и в 1998 году (до 1,5 млрд. долл.) Американские аналитики объяснили такой внезапный рост резким увеличением спроса на сталь в этот период времени, ввиду невозможности удовлетворить возникший спрос внутренними ресурсами. Они также объяснили это явление тенденцией к удорожанию доллара, что, в свою очередь, снизило цены на импорт стали.

Таким образом, Россия, будучи одной из главных стран-производительниц стали, существенно увеличила свой объем поставок в США в эти 2 года.[19] Резкий спад российского экспорта стали в США в 1999 году (до 406 млн. долл.) объясняется инициированным американской стороной антидемпинговым расследованием в конце 1998 года в отношении поставок горячекатаных стальных рулонов из России, которое завершилось достижением российско-американских договоренностей, упорядочивающих экспорт российской сталепродукции и позволяющих отечественным производителям сохранить свое присутствие на американском рынке стали. Договоренности устанавливали количественные и ценовые ограничения на ряд поставляемых в США категорий российского металлопроката.

Одновременно, по настоянию американской стороны, было заключено «Всеобъемлющее соглашение о торговле отдельными видами стали», устанавливающее количественные ограничения на экспорт в США практически всех остальных видов российского сталепроката до 2003 года включительно. Достижение российско-американских договоренностей по торговле сталью явилось в значительной степени вынужденной для России мерой: альтернативой заключению этих соглашений могло бы стать практически полное закрытие важного для российских металлургов американского рынка. В 2004 году благодаря жесткой позиции российской стороны удалось предотвратить продление российско-американского ограничительного соглашения о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации. Этим объясняется вновь возросший с 2004 года экспорт чугуна и стали (более 3,3 млрд. долл. в 2014 г. по сравнению с примерно 1 млрд. долл. в 2002 году).

Топливо для атомных электростанций также является важной статьей российского экспорта в США. Примечательно, что хотя в суммарном выражении поставки данной товарной статьи увеличиваются (2002г. - 788 млн. долл.; 2008 г. – 883 млн. долл.; 2010 г. - 1,1 млрд. долл., снизившись незначительно к 2014 г. (927 млрд. долл.), ее доля в общем объеме экспорта падает (11,5 в 2002 г. и 3,1% в 2014 г.), что свидетельствует об опережающем наращивании других статей российского экспорта.

Рассмотренные выше основные статьи российского экспорта в США отражают практически абсолютную его сырьевую направленность. На американский рынок поставляется преимущественно продукция топливно-энергетического комплекса, металлы и природные ископаемые. Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса усиливает зависимость социально-экономического положения России от цен мирового рынка и негативных, дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов. Минерально-сырьевая специализация экспорта негативно воздействует на структуру экономики и не способствует наращиванию потенциала для устойчивого развития. Кроме того, сырьевая ориентация экспорта приводит к ухудшению финансового положения большинства перерабатывающих производств.

В 2013 и 2014 гг. российский экспорт в США уменьшился. Начиная с 2014 г. на его динамику сильно влияют экономические санкции США против России. Есть все основания считать, что объем российского экспорта еще больше уменьшится в 2015 г.

Экспорт из США в Россию достаточно диверсифицирован, однако невелик в денежном эквиваленте - по состоянию на 2014 год составил 10,7 млрд. долл. Сравнивая Россию по данному показателю с другими странами, можно констатировать, что степень заинтересованности США экспортировать в РФ чуть ниже, чем в Коста-Рику и чуть выше, чем в Доминиканскую Республику. Примечательно, что за все время двустороннего сотрудничества(1992-2014 гг.) экспорт из США в РФ увеличился приблизительно в 16 раз, в то время как экспорт из России в США вырос в 53 раза.

Важна структура американского экспорта, которая представлена готовой продукцией, что, безусловно, способствует повышению технического уровня российской промышленности (см. табл. 3). Высокая доля готовой продукции, причем с технологической точки зрения высококачественной и современной, является положительным моментом для структуры российского импорта. США экспортируют в Россию продукцию наиболее конкурентоспособных американских отраслей.

Таблица 3
Крупнейшие категории российского импорта из США (2002-2014 гг.) (в млн. долл.)

Категория

2002

2005

2009

2010

2012

2013

2014

Мясные продукты

454,6

748,7

1 078,2

671,5

903,8

329,1

290,9

Топливо для атомных электростанций

209,2

41,3

50,2

109,5

127,1

100,9

6,7

Пластмассы

29,5

52,3

100,3

243,8

335,7

305,3

191,9

Буровое оборудование

335,5

312,5

346,7

322,7

432,7

405,1

460,1

Экскаваторы

55,2

179,9

169,5

215,0

435,1

401,2

238,2

Промышленное оборудование

80,3

114,3

306,6

331,3

271,1

328,4

275,5

Металлообрабатывающие станки

23,7

49,4

57,3

138,8

108,4

140,2

103,0

Контрольно-измерительные приборы

74

63,8

97,6

125,9

188,2

245,0

256,3

Промышленные манипуляторы

32,2

50,1

89,4

144,2

193,8

227,6

104,3

Прочее промышленное оборудование

46,3

68,4

218,1

202,2

282,6

330,0

370,5

Медицинское оборудование

42,6

47

132,4

180,1

312,2

222,5

222,5

Самолеты, двигатели и запчасти к ним

0

157,4

412,6

269,2

1 477,1

1943,6

2348,9

Легковые автомобили

23,2

319,1

47,2

175,2

830,7

1262,4

1475,7

Всего

2 396,9

3 962,2

5 332

5 968

10 669,5

11144,5

10752,8

Источник: United States Census Bureau. Country and Product Trade Data, 2013, 2015. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/products/enduse/exports/i4621.html

Основной статьей американского экспорта в Россию является машинотехническая продукция (станки, буровое оборудование, экскаваторы, самолеты и пр. – около 40%). Только в период с 2002 по 2014 гг. поставки данной продукции увеличились почти в 3 раза. Далее следует мясо и мясные субпродукты – в 2014 г. их было поставлено на сумму в 290,9 млн. долл.

Двукратное сокращение американского экспорта в 1999 году (1,8 млрд. долл. после 3,6 млрд. долл. в 1998 году) стало результатом форсированной политики импортозамещения, осуществляемой в России после финансового кризиса 1998 года. Меры по сокращению импорта потребовались для ликвидации отрицательного сальдо торгового баланса по текущим операциям. Значительное сокращение импорта из США в 2009 г. объясняется масштабным экономическим кризисом, коснувшимся как США, так и России.

Спад поставок мяса в 2002 году можно записать на счет разразившейся между двумя странами непродолжительной «куриной войны». В марте 2002 года российской стороной были введены временные меры, приостанавливающие ввоз мяса птицы из США. Россия ссылалась на невыполнение Соединенными Штатами требований по оформлению ветеринарной документации и неосуществление санитарно-эпидемиологического надзора. Поводом к данной ситуации, скорее всего, послужило событие политического характера, а именно отклонение в январе 2002 года Конгрессом США предложения президента Буша отменить поправку Джексона-Вэника применительно к России. Стоит признать, что непродуманный ход России обернулся против нее адекватной реакцией Соединенных Штатов ввести пошлины в размере от 8 до 30 процентов на импорт 10 видов стали для ряда стран, в том числе России, что, несомненно, сильно ударило по российской металлургии. В сложившейся обстановке РФ не замедлила с завершением «куриной войны». В целом, по итогам 2014 года доля мяса и субпродуктов в российском импорте из США составляет 2,7%. Такой показатель не представляет опасности для российской экономики в плане продовольственной зависимости. Более того, прослеживается тенденция к постепенному сокращению поступления данного вида товара: 1996г. - 30%; 2000г. - 24%; 2004г. - 20%, 2006 г. – 13%, 2010 г. – 11%, 2012 г. – 8,5%, 2014 г. – 2,7%.

В географическом срезе основными штатами-поставщиками продукции в Россию являются Техас, Калифорния, Нью-Йорк, Иллинойс, Вашингтон, Мичиган, Аризона. На их долю приходится около 52% совокупного объема американского экспорта. Лидер по экспорту машинного оборудования среди них - Техас; Аризона доминирует в поставках транспортного оборудования; Калифорния в электронике. Все указанные штаты экспортируют в РФ пищевую и химическую продукцию. Как показывает анализ, с 1998 году в американском экспорте в Россию произошло следующее изменение - заметное усиление роли штатов Западного побережья США. Согласно данным Массачуссетского института социальных и экономических исследований, на первое место по объему поставок товаров в РФ уверенно вышел штат Вашингтон (1млрд. долл.). Увеличение произошло за счет резкого роста по статье «Аэроскосмическое оборудование» авиатехники компании «Боинг». В итоге доля штатов западного побережья в общеамериканском экспорте в Россию достигла в 2009 году 43% против 18% в 1997 году. Основная причина возрастания роли западных штатов в торговле с Россией заключается в том, что в связи с азиатским кризисом бизнес западного побережья США стал более активно искать новые рынки сбыта своей продукции, в том числе в России.

Потенциал торгового сотрудничества между Россией и США достаточно велик. Тем не менее, он в значительной мере не реализуется из-за комплекса проблем, препятствующих активизации двустороннего взаимодействия. Новое качество отношениям в данной сфере может придать вступление Российской Федерации в ВТО. Членство России во Всемирной торговой организации, если рассматривать его в плоскости российско-американских экономических отношений, во-первых, автоматически ликвидирует существующие ныне некоторые «реликтовые» поправки времен «холодной войны», во-вторых, сделает Россию равноценным партнером США благодаря приобретению режима наибольшего благоприятствования (режима «нормальных» торговых отношений с США). Этого, однако, в полной мере не произошло как в силу существовавших даже после вступления РФ в ВТО дикриминационных ограничений, так в результате наложения на нашу страну экономических санкций по причине украинского кризиса, в том числе и в первую очередь в области внешней торговли.

На практическом уровне инструментами регулирования отношений с Россией в США выступают дискриминационные меры. С известной долей условности нормы американских законов, которые позволяют применять дискриминационные меры по отношению к России, можно разделить на две группы. Первую группу составляют нормативные правовые акты общего или «комплексного» характера, направленные на обеспечение развития экономики США. Это преимущественно антидемпинговые пошлины, представляющие собой главный внешнеторговый нетарифный барьер для российских экспортеров. Антидемпинговые пошлины взыскиваются в США задним числом, отличаются неопределенностью и постоянной угрозой их начисления, что оказывает более сильное сдерживающее влияние на экспортера, чем заранее известные относительно невысокие таможенные пошлины. Данный вид пошлин, носящий «запретительный» характер действовал в отношении импорта российского карбамида, урана, феррованадия, ферросицилия, магния, некованого титана и титановой губки.

Во вторую группу входят нормативные правовые акты, называемые «наследием холодной войны». Эти акты, как правило, принимались для обеспечения национальной безопасности США, например, для предотвращения распространения ядерного оружия и технологий его производства, создания барьеров на пути передачи наиболее современных электронных, коммуникационных и иных технологий и т. п. До 2012 г. таковой была поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, блокировавшая предоставление России режима «нормальных» торговых отношений на постоянной и безусловной основе. Отмена поправки Джексона-Вэника - важный шаг, который означает признание равноправного партнерства между Россией и США в области торговли.

Другим примером «атавистических» дискриминационных мер являются нормы КОКОМ. Несмотря на то, что сам комитет уже распущен (Россия участвует в новом международном механизме экспортного контроля), установленные им ограничения на доступ к новым западным технологиям, прежде всего к «технологиям двойного назначения», для России продолжают действовать. Россия является единственным государством Вассенаарского соглашения[20], включенным в предпоследнюю группу стран по жесткости экспортного контроля над поставками суперкомпьютеров.

Введение против России экономических санкций в 2014 г. резко изменило весь ландшафт двусторонних отношений. В случае, если на политическом уровне не будет найдено взаимоприемлемого решения, санкции грозят отбросить назад все достижения российско-американских торгово-экономических отношений.

В отношении американских поставщиков Россия применяет тарифные и нетарифные инструменты торговой политики. Американские компании недовольны такими ограничениями в сфере внешнеэкономических отношений, как тарифные квоты, дискриминационные и запретительные пошлины, ограничения при лицензировании, регистрации и сертификации.

Например, в январе 2003 года российское правительство объявило о введении квоты на поставки куриного мяса и об установлении тарифных квот на свинину и говядину из США. После продолжительных переговоров в сентябре 2003 года стороны достигли принципиального соглашения по доступу на российский рынок данного вида продукции. Российская Федерация откладывала подписание соглашения вплоть до 2005 года.

В 2010 г. Россией вновь были введены ограничения на поставки из США мяса птицы по санитарным соображениям (американское куриное мясо проходит обработку хлором, что не соответствует российским санитарным нормам). В 2012 и в 2013 гг. аналогичные ограничения вводились на поставки из США мяса индейки.

В 2004 году российские власти провозгласили линию на защиту отечественного авиастроения. В первую очередь была установлена доля иностранного капитала в российских авиационных предприятиях, ограниченная 25%. Импортная пошлина на самолеты составила 20%, а все платежи при ввозе достигли 40%. Однако уже в 2005 году правительство России признало острую необходимость привлечения иностранных компаний в авиационную отрасль для производства современных самолетов. В этой связи ведется российско-американский диалог по поводу устранения барьеров, созданных РФ.

Существенные разногласия между российской стороной и американской возникают по вопросу Соглашения о разделе продукции. В 2003 году были внесены поправки к закону об использовании СРП. Данный вид соглашений применяется в энергетическом секторе для долгосрочных проектов, требующих больших капитальных вложений. Внесенные поправки сокращают количество месторождений нефти и газа, где может быть использовано СРП, и стимулируют компании заключать сделки не на основе СРП. Одно из положений режима Соглашения о разделе продукции лимитирует объем иностранного инвестирования до 30% в российские «стратегические» нефтяные запасы. Американскому бизнесу, задействованному в ряде энергетических проектов на территории России, невыгодны подобные условия.

Ряд претензий компании из США предъявляют России в связи с нерешенностью вопроса доступа на российский рынок финансовых услуг, сельскохозяйственных товаров, интеллектуальной собственности.

В целом следует отметить, что инструменты торговой политики России в отношении США носят достаточно ограниченный характер, и убытки американских компаний меньше ущерба, причиняемого российским компаниям дискриминационными мерами со стороны США. Это объясняется различными внешнеэкономическими стратегиями двух стран, а также неравноправным их положением в мировом хозяйстве.

Для устранения существующих барьеров на пути развития взаимовыгодных связей между Россией и США необходимо сосредоточить усилия на решении следующих приоритетных задач:

  • достижение взаимопонимания на самом высоком уровне о том, что любым изменениям в режиме двусторонних экономических связей вне зависимости от обстоятельств должны предшествовать консультации;
  • обеспечение допуска российских товаров на американский рынок на взвешенной и недискриминационной основе;
  • снятие в США ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, такой как суперкомпьютеры, устранение барьеров па пути закупок США российской космической техники;
  • отказ США от дискриминационной практики в отношении российских банков, развитие двустороннего межбанковского диалога;
  • отмена дискриминационных санкций 2014-2015 гг., как противоречащих основополагающим принципам ВТО.

Перспективы торгово-экономического сотрудничества определяются совокупностью следующих факторов:

  • стратегические и тактические интересы, включая национальные интересы обеих стран и интересы отдельных групп правящих элит;
  • долговременные стратегии и конкретная политика государств;
  • конкурентные преимущества и слабости экономик обоих стран;
  • объективные и субъективные факторы, препятствующие развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей.

США руководствуются прагматическими интересами в отношении России. В их цели входит стимулирование процессов экономических преобразований в русле рыночных реформ;
получение доступа к сырьевым и энергетическим ресурсам с высоким экспортным потенциалом и, по возможности, установление частичного контроля над ними;
активное использование интеллектуального потенциала российской науки и научно-технического задела оборонных отраслей промышленности в интересах своего ВПК;
противодействие проникновению российских экспортеров сырья, отдельных видов наукоемких товаров и услуг, вооружений на рынки третьих стран, где они могут составить серьезную конкуренцию американским фирмам;
эффективное использование механизма антидемпингового законодательства для сдерживания российского сырьевого экспорта, поставок металла и текстильных изделий на американский рынок; поощрение создания общей инфраструктуры содействия американскому бизнесу (представительства и филиалы транснациональных банков и корпораций, торговые палаты, бизнес-центры, отделения ведущих консалтинговых и юридических фирм).

Очевидно, что большинство стратегических задач США часто противоречат интересам России. Рациональнее всего в данном случае противодействовать, где возможно, негативным для российской стороны последствиям, одновременно поддерживая решение тех задач, которые объективно разделяет Россия (например, создание эффективно функционирующей рыночной экономики, развитой инфраструктуры и т.д.).

Хотя объемы экономики России и ее внешнеторговых связей с США сегодня недостаточно масштабны, чтобы оказать существенное влияние на достижение Соединенными Штатами своих основных экономических целей, большое значение для американских политических и коммерческих интересов приобретает статус России как энергетической сверхдержавы, располагающей крупнейшими в мире запасами природного газа и значительными запасами нефти. Россия не находится в ряду ведущих прямых поставщиков нефти и газа в США (как это имеет место в случае с Европой), но ее значение как поставщика энергоресурсов и в США, и в Европу в текущем десятилетии определенно будет иметь важное значение. Если даже РФ не станет осуществлять крупные прямые поставки в Соединенные Штаты, они все равно ощутят выгоду вследствие увеличения предложения энергоносителей на мировом рынке за счет России, что будет понижающе действовать на цены на нефть. Между тем, дальнейшее наращивание иностранного участия в топливно-энергетическом секторе в будущем, возможно, станет весьма проблематичным.

* * *

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что экономический фундамент двусторонних отношений остается неустойчивым, что связано с широким использованием обеими странами мер, ограничивающих взаимную торговлю, и является причиной достаточно скромных результатов на пути российско-американского сближения в целом. Россия применяет тарифные и количественные нетарифные методы торговой политики. Ряд норм американского законодательства дискриминирует российскую сторону. При этом законодательство США носит преимущественно универсальный характер и не ориентировано исключительно против России, хотя фактическая направленность норм и особенно практика их применения очень часто наносит ущерб в первую очередь российским интересам. Кризис в российско-американских политических отношений, начавшийся с 2014 г. обострил старые и привнес новые вызовы во все области двусторонних отношений, в том числе и экономические. Преодоление этого кризиса потребует длительных и серьезных усилий с обеих сторон.


* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда по проекту 15-37-11138 «а(ц)».

Источники

[1] United States Census Bureau. Exibit I. U.S. International Trade in Goods and Services. P. 1.

[2] World Trade Organization. International Trade Statistics 2014. P. 21. www.wto.org/statistics

[3] World Trade Organization. International Trade Statistics 2014. P. 24, 25. www.wto.org/statistics

[4] Exibit 6 U.S. Trade in Goods by Principal End-Use Category. P. 6. U.S. Bureau of Census

[5] World Trade Organization. International Trade Statistics 2014. P. 31. www.wto.org/statistics

[6] United States Census. Foreign Trade. 2014. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0004.html

[7] World Trade Organization/ International Trade Statistics 2014. Table 1.7 Leading Exporters and Importers in World Merchandise Trade; Table 1.9 Leading exporters and importers in commercial services. Trade. www.wto.org/statistics

[8] External Trade of the Russian Federation with other Countries. http://www.gks.ru

[9] External Trade of the Russian Federation with the CIS Countries. http://www.gks.ru

[10] Commodity structure of Exports of the Russian Federation. http://gks.ru

[11] Commodity structure of Exports of the Russian Federation. http://gks.ru

[12] Российская экономика в 2014 г. Тенденции и перспективы. Москва, Институт Гайдара, стр. 290-292.

[13] Russia in Figures. Moscow 2012. http://www.gks.ru/bgd/free/b0403/

[14] William Cooper. Russia’s Accession to the WTO and its Implications for the United States; Congressional Research Service, July 26, 2012. P. 15.

[15] United States Census Bureau. Historical Series 2013. http://www.census.gov/foreign-trade

[16] United States Census Bureau. U.S. Trade in Goods by Country, 2013. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4621.html

[17] Official Energy Statistics from the US Government - Energy Information Administration Washington, 2011.

[18] United States Census Bureau. Country and Product Trade Data, 2013. http://www.census.gov/foreign-trade/statistics/product/enduse/imports/c4621.html

[19] CRS Report for Congress, 2002.

[20] Вассенаарское соглашение заключено в 1996 г. в г. Вассенаре (Финляндия) 33 странами с целью координации усилий по контролю за экспортом высоких технологий и обычных вооружений в стране с нестабильными политическими режимами и регионы, где имеют место вооруженные конфликты.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.