Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2015

РОЛЬ США В ПРИТОКЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЫНОК АСЕАН

М. М. Нгуен,
младший научный сотрудник,
Институт США и Канады РАН,
e-mail:

Н. С. Фризяк,
аспирант,
Институт США и Канады РАН,
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется приток иностранных инвестиций в страны АСЕАН, динамика позиций основных стран – инвесторов в экономике Ассоциации; в фокусе внимания прямые иностранные инвестиции США в АСЕАН, их распределение по странам-членам.

Ключевые слова: приток иностранных инвестиций, страны АСЕАН, США, политика в отношении иностранных инвестиций.

THE US ROLE IN FOREIGN INVESTMENT INFLOW TO ASEAN

Nguen M.M.,
Researcher,
Institute for the U.S. and Canadian Studies
Russian Academy of Science
e-mail:

Friyzyak N. S.,
P/Gr. PhD student,
Institute for the U.S. and Canadian Studies
Russian Academy of Science
e-mail:

Annotation. The article examines foreign investment inflow trends to ASEAN-countries market, the dynamics of different countries position among investors in the Association’s economy; focusing on US direct investments in ASEAN and their distribution across member states.

Keywords: foreign investment inflow, ASEAN member states, U.S., foreign investment policy.

Современный этап международных экономических отношений характеризуется ростом объемов и перераспределением торговых и инвестиционных потоков между развитыми и развивающимися странами, странами – источниками инвестиций и принимающими. Важным фактором влияния на происходящие изменения стала активизация международных интеграционных процессов. Рост экономического значения АСЕАН[1] на фоне стремительного изменения соотношения сил в мире[1] в сочетании с проводимой странами – членами политики в отношении иностранных инвестиций усилил привлекательность Ассоциации для иностранных инвесторов.

Выстраивание отношений со странами Ассоциации приобретает все более важное значение и для США. Начало XXI века отмечено новыми тенденциями в сфере экономического взаимодействия США со странами АСЕАН как в сфере сотрудничества на уровне Ассоциации в целом, так и в развитии инвестиционных, производственных взаимосвязей на уровне двусторонних отношений. [3]

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, одно из наиболее быстро растущих интеграционных объединений в текущем столетии, привлекает сегодня инвесторов как из ведущих экономических центров мира, так и из развивающихся стран.[4]

Усложнение системы международных взаимосвязей, появление новых лидеров мирового масштаба, рост их соперничества за сферы влияния привели к изменению позиций экономических субъектов на мировых рынках[2], в том числе и к изменению роли стран и интеграционных объединений в притоке инвестиций на рынок АСЕАН.

АСЕАН с совокупным ВВП, составляющим 3% мировой экономики, привлекли более 8% мировых инвестиций в 2013 году. Совокупный ВВП АСЕАН составляет 8% от ВВП всех развивающихся стран, в то же время приток прямых иностранных инвестиций в АСЕАН составляет 16% от всех таких инвестиций в развивающиеся страны в 2013 году.[7]

Страны-члены АСЕАН существенно различаются по своему социально-экономическому развитию. Расширение АСЕАН со вступлением Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы сделало экономическое пространство ЮВА "двухъярусным" из-за различий в уровне экономического развития ее старых и новых членов.[6] Значительный разрыв в уровнях экономического развития между странами АСЕАН сохраняется и сегодня.

ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2014 году в Сингапуре составлял более 65 тысяч долл., тогда как у Мьянмы этот показатель - чуть больше 1,8 тысяч долл. В пятерку лидеров по этому показателю (ВВП на душу населения) внутри группировки входят Сингапур, Бруней (53,0 тыс. долл.), Малайзия (17,5 тыс. долл.), Таиланд (9, 87 тыс. долл.) и Индонезия (5,1 тыс. долл.).

Совокупный экспорт товаров в страны АСЕАН в 2013 году превысил 1271 млрд. долл., импорт – 1240 млрд. долл., оставляя АСЕАН с положительным сальдо торгового баланса в 31 млрд. долл. Что касается прямых иностранных инвестиций, по сравнению с 2012 годом, наблюдается положительная динамика в 7%, приток прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН в 2013 году составил 122376 млн. долл., по сравнению с 114284 млн. долл. в 2012 году.[2]

По объему прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН в 2013 году США занимали 4 место (не считая внутренних инвесторов). На ЕС, Японию, Китай и Республику Корея приходилось, соответственно, 22%, 18,7%, 7,1%, 2,9%.

Процесс унификации законодательства стран АСЕАН предполагает обеспечение режима недискриминации в отношении как местных, так и иностранных инвестиций. Соответственно, многие страны АСЕАН приняли законы, которые распространяют свое действие на всех инвесторов.

В Таиланде Закон о Стимулировании Инвестиций (Investment Promotion Act 1977) распространяет свое действие на все инвестиции, вне зависимости от страны происхождения. В соответствии с Законом об иностранном предпринимательстве (Foreign Business Act 1999) регулируется допуск иностранных инвестиций в страну, а инвесторам гарантирована защита от угроз, в случае смены правительственного курса, а также от конкуренции с государственными корпорациями.

На Филиппинах, в то время как иностранное предпринимательство регулируется Законом об Иностранном Инвестировании (Foreign Investment Act), Всеобъемлющий Инвестиционный Закон (Omnibus Investment Code 1987) регулирует вопросы гарантий, предоставляемых как местному, так и иностранному инвестору. При этом сохраняется множество ограничений в области доли иностранного участия – в соответствии с Конституцией страны, доля иностранного участия не может превышать 40%, а также в области природопользования, по Конституции Филиппин вся земля, вода и природные ресурсы находятся под государственным контролем.

Процесс обретения принципа недискриминации достаточно длителен. Вьетнаму понадобилось несколько десяткой лет, чтобы избавиться от имиджа страны, враждебной к инвестициям. Политика «открытых дверей» началась в 1986 году под эгидой политики «Дой Мой» (Doi Moi). В рамках этой политики был принят Закон об Иностранных Инвестициях (Foreign Investment Law 1987) . В последующие годы была принята серия поправок с целью улучшения положений о защите инвестиций, улучшения инвестиционной среды для иностранных инвесторов, а также для того, чтобы сузить разрыв в отношении к местным и иностранным инвесторам. Были упрощены процедуры регистрации иностранных инвесторов, получения прав на землю, налоговая политика, было предоставлено право свободного перемещения капитала. В 2005 г., закон 1987 года была заменен на Закон об Инвестициях (Investment Law), положения которого касались как местных, так и иностранных инвесторов.

В Индонезии в 2007 году был принят Закон об Инвестициях (Investment Law 2007), который предоставляет предприятиям национальный режим, в отличие от существовавших ранее законов, покрывающих отдельно местных и иностранных инвесторов. Также в Законе 2007 года для иностранным инвесторам были предоставлены право на более длительное использование земли и нахождение иностранного персонала.

В Лаосе, Закон о Стимулировании Инвестиций (Investment Promotion Act 2009) заменил собой существовавшие до 2009 года законы, регулировавшие отдельно местные и иностранные инвестиции. В Акте были также затронуты вопросы, связанные с земельными отношениями иностранных инвесторов, о чем более подробно расписано в Указе об Исполнении Акта о Стимулировании Инвестиций (Decree on the Implementation of the Investment Promotion Act 2010).

В Малайзии Акт о Стимулировании Инвестиций (Investment Promotion Act), касавшийся как местных, так и иностранных инвесторов, был принят в 1986 году. Последующие реформы были начаты только в 2007 году с принятием поправок к закону 1986 года. В Малайзии не существует единого закона, регулирующего прямые иностранные инвестиции и содержащего принципы иностранного участия в местном бизнесе. Такое положение дел позволяет правительству Малайзии сохранять за собой право изменять подход к иностранным инвесторам в зависимости от ситуации в экономике. ПИИ в разных сферах экономики регулируются разными законами. Защита прав инвесторов гарантируется Конституцией и рядом двусторонних межправительственных договоров. Инвестиции в области промышленности регулируются отдельным Единым Промышленным Актом (Industrial Coordination Act 1975), поправки к которому были внесены в 2010 году.

Правительство Мьянмы начало сложный процесс реформы в 2011 году. В 2012 году, после двухмесячных дебатов между правительством и парламентом, был подписан Закон об Иностранном Инвестировании (Foreign Investment Law), который призван показать готовность к реформам инвестиционной политики.

Таким образом, все страны АСЕАН, в той или иной степени, существенно улучшили инвестиционный климат в своих странах с помощью внедрения основных стандартов защиты инвестиций, в том числе от незаконной экспроприации.

С целью привлечения прямых иностранных инвестиций в АСЕАН создаются инвестиционные агентства (Investment Promotion Agency). На Филиппинах, например, действует 17 инвестиционных агентств, которые координируются правительственным Советом по Инвестициям (Board of Investments). Во Вьетнаме создано три таких агентства под руководством Агентства по иностранным инвестициям, находящегося в ведении Министерства планирования и инвестирования.

Все вышеизложенные факторы способствовали усилению привлекательности стран АСЕАН для инвесторов.

Таблица 1.
Основные страны-инвесторы в экономику АСЕАН

2012

2013

Страны и группы стран

Всего

прямых

иностранных инвестиций (млн.долл.)

Доля в общей сумме прямых иностранных инвестиций в экономику АСЕАН,%

Страны и группы стран

Всего

прямых

иностранных инвестиций (млн.долл.)

Доля в общей сумме прямых иностранных инвестиций в экономику АСЕАН,%

Япония

23777,1

21

Япония

22904,4

19

страны АСЕАН

20,657,6

18

Страны АСЕАН

21321,5

17

США

8728,3

10

Нидерланды

10486,3

9

Нидерланды

8728,3

8

Великобритания

10443,1

9

Китай

5376,8

5

Китай

8643,5

7

Гонг-Конг(Китай)

5029,9

4

Гонг-Конг(Китай)

4517,3

4

Люксембург

3926,8

3

США

3757,5

3

Франция

3126,4

3

Республика Корея

3516,2

3

Тайвань(Китай)

2242,3

2

Бельгия

2489,3

2

Индия

2233,4

2

Люксембург

2310,4

2

Всего (топ-10)

86178,2

75

Всего (топ-10)

90389,5

74

Источник: ASEAN Investment Report 2013-2014:FDI Development and Regional Value Chains.

В начале текущего десятилетия инвестиции 10 самых активных экономик-инвесторов составили около трех четвертей всех инвестиций АСЕАН. (Таблица 1) Прямые инвестиции из США в 2012 году составляли 10% от всех инвестиций в АСЕАН. В 2013 году объем инвестиций США в страны АСЕАН снизился практически в три раза, что говорит о том, что инвесторы из других стран заняли их позиции. Так, Япония по-прежнему остается на первом месте, однако Нидерланды и Великобритания существенно подняли свои позиции до 9% в общем объеме поступивших в АСЕАН инвестиций в 2013 году. США в 2013 году занимало 7 место среди всех инвесторов АСЕАН, потеряв 5 пунктов с 2012 года.

Российские инвестиции в странах АСЕАН существенно возросли, как в абсолютном, так и в процентном соотношении - с 184,4 млн.долл. в 2012 году до 542,1 млн.долл. в 2013 году, что является проявлением общей тенденции возрастающего значения внешнеэкономических отношений России со странами Ассоциации.[5]

Среди приведенных в диаграмме 1 партнеров по диалогу, США в 2013 году занимали 4 – е место после ЕС, Японии и Китая.

Диаграмма 1.
Основные партнеры по диалогу АСЕАН: доля притока ПИИ в 2013 году приведенных партнеров по диалогу от общего притока ПИИ выбранных стран в 2013 году, в %

Источник: ASEAN Investment Report 2013-2014

В то время, как доля прямых инвестиций из США в АСЕАН падает, приток инвестиций партнеров по диалогу по-прежнему возрастает - на 9% с 2012 по 2013 год.

О значении притока иностранных инвестиций для экономики стран АСЕАН свидетельствует и то, что они привлекают 16% прямых иностранных инвестиций, приходящихся на развивающиеся страны, при том, что совокупный ВВП стран – членов составляет около 8% ВВП всех развивающихся экономик. Только за период 2000 - 2013 гг. отмечено пятикратное увеличение прямых иностранных инвестиций на душу населения ( от 500 долл. до практически 2500 долл.).[8]

Наибольшую долю прямых иностранных инвестиций в 2013 году получил Сингапур - практически половину всех прямых иностранных инвестиций, приходящихся на АСЕАН; значительная часть приходится на Индонезию (15,1%), Таиланд (10,6%) и Малайзию (10%), Вьетнам (7,3%).

Диаграмма 2.
Распределение прямых иностранных инвестиций среди стран АСЕАН, 2013

Источник: ASEAN Investment Statistics Database based on Member’s States’ submission, 30 July 2014.

Объем накопленных прямых инвестиций США в страны АСЕАН в 2013 году составили 204,022 млрд.долл., что составляет 4,5% от всех прямых инвестиций США за рубеж в 2013 году. Характерно, что средний по АСЕАН показатель ежегодного притока прямых иностранных инвестиций из США был выше, чем общемировой показатель после 2008 г. Уже в 2009 г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций из США в страны АСЕАН увеличился на 18,2%. В последующие годы динамика притока отличалась неравномерностью.

По состоянию на 2013 год, Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия были основными реципиентами ПИИ США - на их долю пришлось порядка 97% американских накопленных инвестиций. Это объясняется более благоприятным инвестиционным климатом этих стран, факторы формирования которого описаны выше.

Наиболее высокие темпы прироста прямых иностранных инвестиций из США среди стран АСЕАН в 2013 г. наблюдались во Въетнаме - . 22% против среднего показателя по АСЕАН в 9,1%.

Если принять все накопленные инвестиции США в странах АСЕАН за 2013 год за 100%, то распределение по странам-участницам Ассоциации будет следующим – более трех четвертей всех ПИ США в АСЕАН будет принадлежать Сингапуру, затем 8% Малайзии, 7,1% Таиланду и 6,3% Индонезии. (Диаграмма 3)

Диаграмма 3.
Распределение накопленных прямых иностранных инвестиций США в странах АСЕАН, 2013, %

Источник: Источник: U.S. Bureau of Economic Analysis

Данные таблицы 2 дают представление об отраслевой направленности прямых инвестиций США в АСЕАН. Американские инвесторы заинтересованы в широком спектре отраслей Некоторые сферы, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, производство и распределение электроэнергии, газа и вентиляции, гостиницы и рестораны, обрабатывающее производство ощутили многократное увеличение притока инвестиций в 2013 году по сравнению с 2012 годом, несмотря на общее снижение. Единственная сфера, с которой было отмечено снижение – это финансовая и страховая деятельность.

Таблица 2.
Распределение притока прямых инвестиций США в страны АСЕАН по отраслям экономики, 2012-2013гг. (млн.долл.)

Сфера экономики

2012

2013

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

2

55

Добыча полезных ископаемых

607

982

Обрабатывающие производства

-902

116

Производство и распределение электроэнергии, газа, и вентиляции

-31

25

Распределение воды, предоставление прочих коммунальных услуг (уборка мусора, ликвидация последствий аварий)

-66

5

Строительство

10

16

Оптовая и розничная продажа, ремонт автомобилей и мотоциклов

890

234

Логистика и хранение товаров

7

167

Гостиницы и рестораны

31

107

Информация и связь

-24

2

Финансовая и страховая деятельность

8 175

-1388

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

513

370

Профессиональная, научная и техническая деятельность

153

227

Административная служба и служба поддержки

-6

54

Образование

н.д.

1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2

28

Искусство, развлечения, организация досуга

10

1

Прочие услуги

143

285

Остальное

86

н.д.

Всего

11 080

3758

Источник: ASEAN Investment Report 2013-2014:FDI Development and Regional Value Chains. P. 9

Наибольшее количество занятых на дочерних американских ТНК приходится на предприятия обрабатывающей промышленности (преимущественно в сборке компьютерной и электронной продукции). Всего в странах АСЕАН на американских предприятий работают свыше 770 тыс. человек.

Вышеизложенные тенденции позволяют сделать вывод о значительной роли американских инвестиций в АСЕАН, вместе с тем американские инвесторы испытывают все более жесткую конкуренцию со стороны компаний других стран на рынке Ассоциации.


Список литературы

[1]. Лебедева Л. Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2012. № 11. – С. 003–013.

[2]. Международная торговая политика. Хасбулатов Р.И., Ландабасо А.И., Захарова Е.В., Сабельников Л.В., Пермякова Е.В., Воронова Т.А., Мигалева Т.Е., Бяшарова А.Р., Иванова С.В., Ачалова Л.В., Лебедева Л.Ф., Герман Е.И., Большов И.Г., Фитуни Л.Л., Клочковский Л.Л., Спартак А.Н., Зульфугарзаде Т.Э. _ Учебник/Москва, 2014. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.). С. 285 -292

[3]. Лебедева Л.Ф., Усольцев А.В. Прямые инвестиции США в АСЕАН //США-Канада: экономика, политика, культура. – 2014. № 1. – С. 26 - 36.

[4]. Костюнина Г. М.Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели. «Вестник МГИМО», №1 .2011

[5]. Лебедева Л.Ф., Захарова Е.В. Россия среди основных торговых партнеров АСЕАН. //Россия и Америка в XXI в. - 2014. № 3. С.7.

[6]. Карчава А. АСЕАН. Перспективы дальнейшей интеграции // Азия и Африка сегодня. - 2003. №1 (546). С.3

[7]. ASEAN Investment Report 2013-2014.


Сноски

[1] АСЕАН была образована в 1967 г., в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины; в 1984 г. Бруней, в 1995 г. Вьетнам, в 1997г. Лаос и Мьянма, в 1999 г. В настоящее время Ассоциация объединяет страны с совокупным населением около 600 млн. человек и ВВП примерно 2,9 трлн. долл. по ППС.

[2] Selected basic ASEAN indicators, ASEAN Statistics, 2014.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.