Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2016

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МЕКСИКЕ?

Е. Г. Комкова,
д.э.н., зав. сектором политических проблем Канады
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В июне 2015 г. постоянными комитетами сената и палаты общин канадского парламента были опубликованы два доклада, посвященные Северной Америке, включая отношения Канады с Мексикой. Настоящая статья представляет собой попытку дать на эти доклады развернутую рецензию и оценить, насколько сформулированные в них рекомендации востребованы новым либеральным правительством Дж. Трюдо.

Ключевые слова: канадо-мексиканские отношения, доклады о Северной Америке постоянных комитетов сената и палаты общин парламента Канады, мексиканский фактор в канадо-американских отношениях, новое либеральное правительство Дж. Трюдо.

CANADA’S NORTH AMERICAN POLICY: A RE-ENGAGEMENT WITH MEXICO?

Komkova Elena G.,
Doctor of Sciences (Economics), Head of Section,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The author reviews two recent reports on North America issued by the Standing Senate Committee on Foreign Affairs and International Trade and the Standing Committee on Foreign Affairs and International Development, House of Commons, 41st Parliament, 2nd Session. The focus of this review is the future of Canada-Mexico relations.

Keywords: Canada-Mexico relations, parliamentary reports, Mexico in Canada-U.S. relationship, the Justin Trudeau government.

В последние 1,5−2 года в Канаде набирают силу настроения в пользу улучшения отношений с Мексикой. Их наиболее заметным проявлением стала публикация двух докладов с рекомендациями внешнеполитических комитетов сената и палаты общин парламента Канады в июне 2015 г. За ними последовали выступление лидера Либеральной партии Дж. Трюдо в «мозговом центре» «Кэнада 2020» и обнародование предвыборной платформы Либеральной партии, содержащей «североамериканский раздел». Подтверждением возрождающегося интереса к Мексике стали и первые шаги сформированного 4 ноября 2015 г. нового либерального правительства Канады.

Потребность в смене курса объясняют как изменившимися геополитическими и геоэкономическими реалиями, так и ошибками, допущенными прежним консервативным правительством С. Харпера (2006−2015 гг.).

В настоящее время, несмотря на сохраняющиеся сложности, перспективы экономического развития Мексики оцениваются в благоприятном ключе. Мексика − член ОЭСР, «Большой двадцатки» и группы BRICSM (Brasil, Russia, India, China, South Africa and Mexico). Там проводятся важные структурные реформы, включая энергетическую, быстро растет средний класс. В Мексике молодая и относительно образованная рабочая сила. Это страна с демократическими традициями и единственная из крупных развивающихся экономик, взявшая на себя обязательства по снижению выбросов углекислого газа до проведения конференции ООН по изменению климата в Париже в конце 2015 г. По некоторым оценкам, через 15 лет ее ВВП может сравняться с валовым национальным продуктом Великобритании и Франции.

Главная ошибка прежнего консервативного правительства С. Харпера − неожиданное решение ввести в 2009 г. визы для граждан Мексики под предлогом того, что из этой страны стало прибывать слишком много беженцев. (В 2008 г. их оказалось 9500 человек, или четверть от общего количества лиц, претендовавших в Канаде на получение статуса беженца.) Этот шаг был воспринят Мехико как откровенно недружественный. Ведь Мексика, наряду с США и Канадой, − член североамериканской интеграционной группировки (НАФТА) и в этом качестве пользуется определенными привилегиями. Кроме того, канадцы повели себя жестче, чем американцы, которые, несмотря на присутствие на их территории миллионов незаконных мигрантов из этой страны, так туристических виз для мексиканцев и не ввели. (В Канаде, по разным подсчетам, проживает от 50 до 100 тыс. мексиканцев, большинство из которых имеют легальный статус). Обиду мексиканцев усиливает и то обстоятельство, что введенные в то же время и под тем же предлогом визы для граждан Чехии (откуда в Канаду, по мнению консерваторов, приезжало слишком много беженцев из числа цыган) были отменены еще в 2013 г.

Результатом визового барьера стало заметное сокращение числа туристов и беженцев. По данным Канадской туристической ассоциации, на следующий после введения виз год количество мексиканских туристов в Канаде упало на 50%, а число беженцев сократилось к 2012 г. до 321 человека. В результате, в 2009−2014 гг. Канада недосчиталась 320 тыс. туристов из Мексики, которые, по тем же подсчетам, могли бы потратить в этой стране 465 млн. кан. долл.[1].

Сократились и мексиканские инвестиции в канадскую экономику, которые, правда, и до того были незначительными.

Отголоски рукотворного конфликта докатились до самого верха. В знак протеста против сохранения виз и общего неблагополучного состояния двусторонних отношений президент Мексики Э. Пенья Ньето отменил в 2014 г. визит в Канаду. Посол этой страны в Оттаве тогда заявил, что Мексика рассержена на Канаду из-за ее нежелания отменять визы, дефицита внимания и даже уважения (канадские газеты окрестили это интервью «недипломатическим»)[2]. Неслучайно и то, что очередной саммит североамериканских лидеров (North American Leaders’ Summit), который должна была принимать Канада в феврале 2015 г., был отложен правительством консерваторов без объяснения причин.

Неоправданно жесткие меры в отношении Мексики подверглись критике и внутри Канады. Поначалу это были разрозненные высказывания экспертов и публикации немногочисленных канадских «мозговых центров», специализирующихся на латиноамериканской проблематике.

Но в 2014−2015 гг. к разбору сложившейся ситуации подключились внешнеполитические комитеты Парламента Канады, которые провели слушания и опубликовали два доклада с рекомендациями правительству.

Подобные слушания проходят в канадском парламенте не впервые. В 2002−2004 г. в преддверии 10-летия соглашения НАФТА под эгидой постоянного сенатского комитета по иностранным делам и международной торговле уже выходили три объемистых тома о доступе национальных товаров на американский рынок, о курсе канадского доллара и о Мексике как партнере по НАФТА[3].

Масштаб слушаний, состоявшихся в 2014−2015 гг., скромнее. Краткие по форме доклады (первый насчитывает 38 стр., второй − 13 стр.) суммируют мнение трех десятков приглашенных экспертов, выступавших как индивидуально, так и в качестве представителей заинтересованных организаций и «мозговых центров». В их числе три посла (один действующий и два бывших), сотрудники федеральных и провинциальных министерств и ведомств, представители крупнейших канадских финансовых учреждений, промышленных компаний и бизнес-ассоциаций, а также преподаватели и исследователи из дюжины североамериканских университетов и «мозговых центров». Ряд организаций, таких как Канадская торговая палата и национальный Альянс торговли сельскохозяйственной продукцией, представили изложение своих позиций в письменном виде.

В докладе сенатского комитета под названием «Североамериканские соседи: использование возможностей и усиление сотрудничества ради процветания в будущем»[4] рассмотрены три группы вопросов: потенциал расширения канадо-американо-мексиканской торговли и инвестиций; определение необходимых мер поддержки со стороны государства; и выявление возможностей для углубления сотрудничества на трехстороннем уровне. В докладе постоянного комитета по иностранным делам и международному развитию палаты общин, который озаглавлен похожим образом: «Северная Америка в фокусе внимания, которое она заслуживает»[5], проанализированы состояние североамериканской интеграции и международная конкурентоспособность.

Хотя в названиях обоих документов Мексика не фигурирует, отношения с этой страной занимают в них непривычно большое для последнего времени место. Так из девяти рекомендаций, содержащихся в первом докладе, Мексике посвящены пять, а Мексике в паре с США − еще две (остальные касаются трехсторонних проектов без указания стран). В тексте второго доклада слово Мексика встречается чуть ли не на каждой странице.

В документе «Североамериканские соседи: использование возможностей и усиление сотрудничества ради процветания в будущем» сформулированы три причины, по которым Канаде надо улучшать отношения с Мексикой. В изложении К. Сандза − сотрудника американского Гудзоновского института, выступившего на парламентских слушаниях в Канаде, они выглядят следующим образом. Во-первых, Мексика уже является третьим внешнеторговым партнером Канады, а в перспективе может приобрести важное значение и с некоторых других точек зрения. Во-вторых, хорошие отношения с Мексикой − необходимое условие развития связей со странами Латино-Карибской Америки. И в-третьих, улучшение отношений с Мексикой нужно для повышения конкурентоспособности и усиления позиций Северной Америки в мире[6].

К числу главных областей перспективного взаимодействия с Мексикой отнесены энергетика и образование. Отмечается, что в связи с проводимыми в этой стране реформами расширяются возможности для участия частного бизнеса в развитии мексиканского энергетического сектора. Речь при этом идет не только о добыче углеводородного сырья, но и об электроэнергетике и производстве возобновляемых видов энергии. По словам участвовавшего в слушаниях К. Доде из «Кэнада уэст фаундейшн», «это те области, где канадцы обладают признанной экспертизой, и мексиканцы четко выразили свою заинтересованность в получении таких услуг из Канады»[7]. Достигнуто соглашение о том, что провинция Альберта будет консультировать Мексику на предмет разработки национального режима госрегулирования в энергетике. Предлагается использовать такие механизмы развития сотрудничества как создание совместных предприятий, передача технологий, обмен опытом, обучение мексиканских рабочих и специалистов на базе канадских образовательных учреждений. Помимо энергетиков, повысить свою квалификацию смогут автомобилестроители и работники аэрокосмической промышленности.

Приоритетами второго порядка признаны горнорудная промышленность, финансовые услуги, инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, ряд отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности. Также сказано о том, что Канада может оказать содействие Мексике в улучшении государственного управления, совершенствовании судебной и правоприменительной системы.

Приводятся данные о динамике внешней торговли и прямых инвестиций между тремя североамериканскими странами за 1994 и 2014 г. Из них следует, что за время действия НАФТА оборот внутрирегиональной торговли вырос в Северной Америке на 265%, объем взаимных инвестиций − в 6 раз. Анализ представленных статистических данных вызывает один вопрос, оставшийся без ответа: почему за 20 лет (с 1994 по 2013 г.) инвестиции мексиканских компаний в США увеличились более чем в 8 раз, тогда как инвестиции в Канаде, тоже известной своим неплохим инвестиционным климатом, не только не выросли, но и сократились? (Помнится, в одной канадской книге было дано объяснение, что это происходит из-за протекционистской политики Канады в ряде важных отраслей экономики, легкости доступа для мексиканцев на емкий американский рынок и того, что в Канаде мало всемирно известных национальных брендов, привлекающих международных инвесторов[8]).

Рекомендовано полностью отменить визы для мексиканских граждан.

Важная часть доклада посвящена отношениям Канады и Мексики с их общим соседом − США. Как образно выразился один из выступивших экспертов, Канада и Мексика «попали в капкан рядом с гориллой (т.е. с США − Е.К.), которая не очень обращает на них внимание и не очень хорошо их понимает»[9]. В качестве примера успешных действий двух младших партнеров приводится их общая жалоба в ВТО на предмет незаконности требования США об обязательном указании на бирке товара страны его происхождения (Country of origin labeling, COOL). В этом отношении, как отметил уже упоминавшийся К. Доде, «Мексика оказалась лучшим союзником Канады»[10].

В документе рассматривается уже давно дискутируемый в Канаде вопрос о том, что лучше: идти по пути развития двусторонних связей с Мексикой или решать проблемы в трехстороннем формате. Постоянный комитет сената склоняется к тому, чтобы не противопоставлять, а сочетать оба эти подхода на основе принципа «субсидиарности». На слушаниях звучала и другая заслуживающая внимания мысль о том, что договоренности, которые начинаются как двусторонние, могут с течением времени приобретать трехсторонний формат. К числу вопросов, которые целесообразно решать на трехсторонней, канадо-американо-мексиканской основе, члены комитета отнесли систему пропуска через границу вызывающих доверие грузов и пассажиров; строительство хорошо состыкованной трансграничной инфраструктуры, необходимой для функционирования североамериканских цепочек создания добавленных стоимостей; гармонизацию мер в области государственного регулирования экономики.

Сенаторы предлагают дополнить усилия федеральной исполнительной власти развитием контактов между парламентариями трех стран[11] и субъектами трех федераций[12]. Среди других организационных новшеств − создание трехсторонней Рабочей группы по энергетике и борьбе с изменением климата и расширение дипломатического присутствия Канады в Мексике.

Названы внешние причины, заставляющие североамериканские государства теснее координировать свою деятельность: растущая конкуренция на мировых рынках и развитие региональных интеграционных объединений в других частях земного шара.

Второй рецензируемый доклад под названием «Северная Америка в фокусе внимания, которое она заслуживает», выпущенный постоянным комитетом палаты общин, готовился в более сжатые сроки с тем, чтобы успеть к очередной встрече в верхах североамериканских лидеров.

В нем определены главные проблемы, с которыми в последнее время сталкивается североамериканская интеграция: рост нетарифных барьеров, изношенная и устаревшая транспортная и иная инфраструктура, отсутствие стратегического видения будущего Северной Америки.

В документе поднимается актуальный вопрос о том, как соотносятся между собой НАФТА и недавно подписанное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). С одной стороны, ТТП как более современное соглашение, в котором участвуют все три североамериканских государства, представляет собой хорошую возможность опосредованным путем «модернизировать и улучшить» НАФТА. Ведь двадцать лет назад, когда соглашение НАФТА подписывалось, не было ни цифровой экономики, ни повышенных требований к безопасности, появившихся после террористического нападения 11 сентября 2001 г., ни сферы услуг такого масштаба, как сейчас. С другой стороны, ТТП в составе 12 стран представляет для североамериканской интеграционной группировки серьезный вызов и порождает усиление конкуренции, что требует от США, Канады и Мексики «сверки часов» и согласования курсов.

По аналогии с докладом сенатского комитета, доклад комитета палаты общин предлагает свой перечень проблем, которые целесообразно решать в трехстороннем формате. В своей основе он совпадает с тем списком, который составили сенаторы. Из новых моментов можно отметить готовящуюся к запуску в марте 2016 г. электронную систему получения разрешения на въезд (Electronic Travel Authorization), которая касаться иностранных граждан из безвизовых стран, а также согласование между участниками НАФТА промышленных нормативов и стандартов. В докладе приводится редко встречающаяся цифра: несмотря на глубокую экономическую интеграцию, на сегодняшний день Канада и США смогли гармонизировали только 10% своих стандартов[13].

На рекомендации парламентских докладов в Канаде принято давать правительственные ответы. На этот раз ответа не последовало по причине объявления в Канаде всеобщих парламентских выборов. По их результатам к власти в стране в октябре 2015 г. пришли извечные соперники консерваторов − либералы[14].

Интересно, однако, что еще до выборов канадские либералы восприняли и творчески развили рекомендации докладов парламентских комитетов, работавших под председательством депутатов-консерваторов.

В выступлении Дж. Трюдо «Реальные перемены в канадо-американских отношениях», состоявшемся в «мозговом центре» «Кэнада 2020» в июне 2015 г., сказано, что Мексика оказывает фундаментальное воздействие на канадо-американские отношения: «сегодня Мексика является для Вашингтона предметом такого же или даже большего внимания, чем Канада. И это факт, с которым нельзя не считаться». Та политика, которая проводилась в отношении этой страны в последние годы консервативным правительством С. Харпера, охарактеризована лидером Либеральной партии как «неприветливая и грубая на грани допустимого». «Честно говоря, − заявил Дж. Трюдо, решение [о введении виз для мексиканцев] надо было отменить намного раньше»[15].

Мексика рассматривается Дж. Трюдо под новым углом − как объект общих канадо-американских интересов. Расчет делается на то, что через развитие отношений с Мексикой, которая уже давно многое значит для Вашингтона, но до сих пор недооценивалась Оттавой, Канада сможет получить ключ к усилению своего влияния в США. Тем более что канадцы обладают некоторыми необходимыми Мексике навыками и умениями. Речь, в частности, может идти о передаче опыта в области государственного строительства, возведения инфраструктурных объектов, подготовке полицейских кадров. Это наглядная иллюстрация главного тезиса Трюдо о том, что «путь к обретению реального влияния в Вашингтоне лежит через оказание ему содействия в решении крупных проблем, в которых канадские и американские интересы совпадают»[16].

Здесь уместно небольшое разъяснение. Дело в том, что в разные периоды времени Канада относилась к Мексике по-разному: до подписания соглашения НАФТА как к объекту «благожелательного невнимания», затем, как к естественному союзнику Канады в отстаивании общих прав и интересов перед лицом США. На рубеже 2000−2001 гг. как к сопернице в борьбе за внимание Вашингтона. После событий 11 сентября 2001 г. как к «спойлеру» канадо-американских отношений[17]. С недавних пор как к экономическому конкуренту[18]. Теперь очередь следующей ипостаси: Мексика как сфера жизненно важных интересов США, как страна, через развитие сотрудничества с которой Оттава может помочь Вашингтону решить важную для него проблему и, тем самым, заслужить благодарность.

Заключительная часть выступления Трюдо отвечает на вопрос «Что делать?» и посвящена мерам практического характера. Задача номер один − восстановить сотрудничество с Мексикой в полном объеме. Для этого надо как можно скорее отменить визы для мексиканских граждан и приступить к подготовке в Канаде трехсторонней североамериканской встречи в верхах. Второе, следует заключить североамериканское соглашение о «чистой энергии» и об охране окружающей среды. Его прямым следствием должна стать координация в континентальном масштабе политики в области борьбы с изменением климата и сближение позиций трех стран на международных переговорах. Третье, нужно активизировать меры по облегчению североамериканской торговли, включая модернизацию трансграничной инфраструктуры, упрощение таможенных процедур и порядка пропуска граждан через границу.

Опубликованная в канун выборов платформа Либеральной партии в своей североамериканской части почти дословно повторяет тезисы из рассмотренного выше программного выступления Дж. Трюдо. В предвыборной платформе либералов отношения с США вписаны в более широкий североамериканский контекст, а Мексика провозглашена важным объектом политики Канады в Северной Америке[19].

Говоря о первых внешнеполитических шагах либерального правительства Дж. Трюдо, следует упомянуть встречу премьер-министра с президентом Мексики Э. Пенья Ньето в ноябре 2015 г. на полях саммита «Большой двадцатки» в Анталье (Турция). На ней обсуждались двусторонние отношения и борьба с изменением климата. По сообщениям печати, Трюдо подтвердил предвыборное обещание Либеральной партии отменить визовой режим для мексиканских граждан, устранив тем самым главный раздражитель в двусторонних отношениях[20]. Столь же определенно высказался в январском (2016 г.) интервью и министр иностранных дел Канады С. Дион: «Премьер-министр хочет, чтобы отношения между Канадой и Мексикой развивались на прочной основе. Визы не нужны. Премьер-министр хочет, чтобы они были отменены»[21]. Похоже, не возникло трудностей и с реализацией другого предвыборного обещания либералов − о проведении очередной встречи североамериканских лидеров в Канаде, которая, как стало известно из того же источника, намечена на весну 2016 г.

На этом можно было бы, наверное, поставить точку и подождать дальнейшего развития событий, но два соображения можно высказать уже сейчас. С одной стороны, мексиканский «акцент» Дж. Трюдо полностью соответствует фирменному стилю либералов во внешней политике с их традиционным интересом к Латинской Америке и крупным развивающимся странам. Это началось еще в «эру П. Э. Трюдо» (1968−1979, 1980−1984 гг.), чье правительство осуществило в 1970 г. первый в послевоенной истории пересмотр внешней политики Канады, выпустив набор из шести буклетов, один из которых был целиком посвящен отношениям с Латинской Америкой. В нем, несмотря на нарочито общий характер изложения, Мексика упоминалась по меньшей мере семь раз[22], чаще, чем любая другая страна. Сам П. Э. Трюдо, хорошо говоривший по-испански, посетил Мексику четыре раза − в 1974, 1976 г., 1981 г. и 1982 г.

От Трюдо эстафету перенял Ж. Кретьен (1993−2003 гг.). В 1994 г. он побывал в Мексике на открытии крупнейшей канадской выставки Экспо-94 г., в 1999 г. приезжал сюда во главе представительной делегации "Сборной Канады", в 2002 г. и 2003 г. снова прилетал в эту страну, причем последний раз с государственным визитом, в ходе которого подписал с десяток двусторонних соглашений.

Традицию не нарушил и следующий либеральный премьер-министр Канады П. Мартин (2003−2006 гг.), избравший Мексику первым объектом своего зарубежного посещения в январе 2004 г. для участия в специальном саммите стран Западного полушария.

При консервативных правительствах успехов на мексиканском направлении у Канады было меньше (хотя справедливости ради стоит отметить, что именно Б. Малруни (премьер-министр в 1984−1993 гг.) принял решение присоединиться к американо-мексиканским переговорам о свободной торговле, в результате чего на свет появилось соглашение НАФТА).

С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что далеко не все предвыборные лозунги и благие пожелания удается претворить в жизнь. Отказ от обещаний под напором реальности − весьма распространенная манера поведения правящих партий. В 1970-е − начале 80-х годов курс на диверсификацию внешнеторговых связей Канады и создание «противовесов» влиянию США уже пытался проводить отец нынешнего премьер-министра П. Э. Трюдо, но потерпел неудачу. Хотя сегодня Оттава рассматривает развитие отношений с Мексикой не как противовес США, а как дополнительное «окно возможностей» и рычаг для усиления своего влияния в Вашингтоне, и это упрощает задачу, успех далеко не гарантирован. В конечном счете он, видимо, будет зависеть от того, поддержит ли новый мексиканский курс правительства Дж. Трюдо канадский бизнес и Вашингтон.


Ссылки

[1] It is Time to End Canada's Visa Requirement for Mexican Citizens // Policy Options, 17.12.2015 (policyoptions.irpp.org/2015/12/17/it-is-time-to-end-canadas-visaq-requirement-for-mexican-citizens/).

[2] Цит. по: Комкова Е.Г. Канадско-мексиканская сторона треугольника NAFTA // Латинская Америка. 2015. ? 9. С. 55.

[3] Комкова Е.Г. Канадо-мексиканские отношения и НАФТА // США v Канада: экономика, политика, культура. 2004. ? 9. С. 36−37.

[4] North American Neighbours: Maximizing Opportunities and Strengthening Cooperation for a More Prosperous Future. Standing Senate Committee on Foreign Affairs and International Trade. 41st Parliament. 2nd Session. 10th Report. Ottawa, June 2015. − 38 p.

[5] North America: Giving the Continent the Attention It Deserves. Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. House of Commons. 41st Parliament. 2nd Session. 12th Report. Ottawa, June 18, 2015. − 13 p.

[6] Sands C. Canada Needs to Get Cozy With Mexico // Huffington Post, 26.06.2015 (http://hudson.org/research/11390-canada-needs-to-get-cozy-with-mexico#).

[7] North American Neighbours … Op.cit. P. 15.

[8] Mandel-Campbell A. Why Mexicans Don’t Drink Molson: Rescuing Canadian Business from the Suds of Global Obscurity. Toronto, 2007. Цит. по: Комкова Е.Г. Канадско-мексиканская сторона треугольника NAFTA // Латинская Америка. 2015. ? 9. С. 52.

[9] North American Neighbours … Op.cit. P. 25.

[10] Ibidem.

[11] В декабре 2014 г. состоялось учредительное заседание Канадо-американо-мексиканской межпарламентской группы.

[12] В октябре 2015 г. в Колорадо-Спрингс прошла учредительная встреча Североамериканских губернаторов штатов и премьеров провинций.

[13] North America: Giving the Continent the Attention It Deserves. Op. cit., P. 5.

[14] Демчук А.Л., Соколов В.И. Выборы в Канаде: смена правящей партии // США v Канада: экономика, политика, культура. 2015. ? 12.

[15] Trudeau J. Real Change in Canada-U.S. Relations. A Speech to the Canada 2020 Organization. 23.06.2015 (www.liberal.ca/justin-trudeaus-speech-on-real-change-in-canada-u-s-relations/).

[16] Ibidem.

[17] Многие в США считают, что террористы могут проникнуть на их национальную территорию через плохо охраняемую границу с Мексикой, и проецируют эти свои озабоченности на канадо-американскую границу.

[18] Наглядный пример − автомобилестроение, где Канада в последние годы уступила Мексике место второго (после США) производителя в Северной Америке. По данным «Кэнейдиен пресс», в 2013 г. на долю Мексики приходилось 20% североамериканского производства автомобилей, тогда как на долю Канады 16%. Специалисты полагают, что если Мексике в результате проводимой Э. Пенья Ньето энергетической реформы удастся нарастить свое падающее производство нефти, то она сможет начать вытеснять канадскую нефть с рынка США.

[19] Real Change: A New Plan for a Strong Middle Class. Liberal Party of Canada, 2015. − 88 p.

[20] Campion-Smith B. Justin Trudeau Makes Diplomatic Debut at G20 Summit // The Toronto Star, 16.11.2015.

[21] Zimonjic P. John Kerry ‘Confident’ Canada Still Contribute to ISIS Fight. CBC News, 29.01.2016 (www.cbc.ca/news/politics/foreign-ministers-speak-quebec-city-1.3425881).

[22] Foreign Policy for Canadians. Latin America. Ottawa: Queen's Printer, 1970. Р. 7, 9, 11, 13, 16, 18, 19.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.