Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2016

О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Л. Ф. Лебедева,
доктор экономических наук,
руководитель Центра социально-экономических исследований и проектов,
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития человеческого потенциала в посткризисный период, позиции США; основные подходы к решению проблем социальной защиты пенсионеров, занятого населения, безработной молодежи; общественное мнение по ключевым социальным вопросам.

Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, США, социальная защита населения, государственная политика, общественное мнение

HUMAN DEVELOPMENT AT THE BEGINNING OF XXI CENTURY

Liudmila Lebedeva,
Dr of Economics,
Head of the Center,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article examines main trends of human development indicators after global crisis, US position, pointing out main problems and US approaches for providing social protection of retirees, employees, youth unemployed, public opinion on the key social topics

Keywords: human development, US, social protection, government policy, public opinion.

Динамика развития человеческого потенциала в начале текущего столетия в целом была позитивной, исходя из ключевых индикаторов, на основе которых рассчитывается Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В рейтинге развития человеческого потенциала Соединенные Штаты относятся к числу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, и по ИРЧП 2015 г. США занимали 8-е место. (Таблица 1)..

За период 2000 - 2014 гг. ИРЧП США имел тенденцию к росту и в 2015 г. превышал средний ИРЧП по странам с очень высоким уровнем развития, но по такому ключевому показателю, как ожидаемая продолжительность жизни, США входят лишь в четвертую десятку среди стран мира, а коэффициент Джини, характеризующий степень неравенства в обществе по доходам, и, соответственно, возможности для различных групп населения, - один из самых высоких в мире и среди 49 стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (41,1). В этой группе стран коэффициент Джини выше только в Чили (50,8), Аргентине (43,6), Израиле (42,8). [1]

В соответствии с концепцией развития человеческого потенциала ПРООН, наиболее важными потребностями являются долгая и здоровая жизнь, получение новых знаний, обеспечение комфортных условий проживания и участие в жизни общества, а основной целью поддержки человеческого развития является расширение у людей возможностей выбора и создание благоприятной атмосферы для развития и реализации их способностей.

Таблица 1.
Показатели развития человеческого потенциала стран-лидеров по ИРЧП.

Место в рейтинге ИРЧП.

Страны

Индекс развития человеческого потенциала 2015

Ожидаемая продолжительность жизни, лет, 2014

Среднее число обучения,

лет

2014

ВВП на душу населения (в долл. 2011 по ППС) 2013

Индекс Джини

2005-2013

1. Норвегия

0,944

81,6

12,6

62448

26,8

2. Австралия

0,935

82,4

13,0

42831

34,0

3. Швейцария

0,930

83,0

12,8

54697

32,4

4. Дания

0,923

80,2

12,7

41991

26,9

5. Нидерланды

0,922

81,6

11,9

44945

28,9

6. Германия

0,916

80,9

13,1

43207

30,6

7. Ирландия

0,915

81,0

12,2

44931

32,1

8. США

0,913

79,1

12,9

51340

41,1

Источник: Human development Report. UN., NY., 2015. – http://hdr.undp.org/en (дата обращения 15 января 2016)

Для оценки всех этих условий и возможностей требуется гораздо более широкий перечень индикаторов. Но даже если рассмотреть показатели, по которым рассчитывается ИРЧП, то обнаруживаются весьма значительные различия между США и другими странами , а также в сравнении с группами стран по ИРЧП, по ВВП на душу населения, по продолжительности жизни, числу лет обучения. (Таблица 2)

По показателю продолжительности жизни при рождении (количество лет, которое, как ожидается, проживет новорожденный, при условии, что его и здоровье и условия жизни не изменятся в течение все жизни), отражающем состояние здоровья населения той или иной страны, качество здравоохранения, США занимают 36 –е место. И это при том, что ВВП на душу населения – один из самых высоких в мире, а затраты на здравоохранение относительно ВВП составляют рекордные 17,1%, существенно превышая этот показатель по другим странам- лидерам ИРЧП (12,9% - Нидерланды, 11,5% – Швейцария).

Таблица 2.
Показатели развития человеческого потенциала в США и по группам стран с разными уровнями ИРЧП.

Показатели

США

Страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала

Страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала

Страны со средним уровнем развития человеческого потенциала

Страны с низким уровнем развития человеческого потенциала

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

ИРЧП 2015

79,1

80,5

75,1

68,6

60,6

ВВП на душу населения*

ИРЧП 2015

51 340

41 395

13 549

6 106

2 904

Число лет обучения, в среднем

ИРЧП 2015

12,9

11,8

8,2

6,2

4,5

* - по данным (рассчитанным в долл. США 2011 по ППС), 2013г.

Источник: Human development Report. UN., NY., 2015. – http://hdr.undp.org/en (дата обращения 15 декабря 2015)

По показателю ожидаемой продолжительности жизни для лиц в возрасте 60 лет и старше (23,2 года) позиции несколько лучше, тем не менее и здесь США - на 29 - м месте.

Будучи абсолютным лидером по совокупным расходам на здравоохранение относительно ВВП, Соединенные Штаты значительно отстают от ведущих стран мира по охвату обязательным медицинским страхованием. Лишь 29% американцев (до принятия закона 2010 г.) имели обязательную государственную страховку, это – наименьший показатель среди всех стран ОЭСР; а около 16% населения США вообще не имели медицинской страховки. Особенно высок этот показатель был среди лиц, не имеющих гражданства – 46%.

Для формирования человеческого потенциала, охватывающего психофизиологический потенциал, квалификационный, социально-личностный, доступность медицинских услуг, а также образования всех уровней, получения общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, соответствующих современному этапу развития общества и спросу на рынке труда, имеет критически важное значение. Психофизиологический потенциал охватывает способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности; - социально-личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.[2] В связи с этим рассмотрим основные направления мер, предпринятых в США в период президентства Б. Обамы в целях расширения возможностей населения и развития человеческого потенциала.

На пути к всеобщему медицинскому страхованию

В качестве одного из важнейших достижений периода правления Б. Обама в своем традиционным обращением к Нации 12 января 2016 особо выделил Закон о Правах Пациентов и Доступном Медицинском Обслуживании (2010 Patient Protection and Affordable Care Act), сославшись на то, что в период действия закона около 18 млн. американцев получили медицинскую страховку. [3]

Реформа системы здравоохранения была заявлена, как ключевое направление внутриполитического курса Барака Обамы, еще в период его предвыборной кампании, и нацелена на создание принципиально новой системы всеобщего медицинского страхования, которая позволит американцам, у которых нет медицинской страховки, ее приобрести.[4]

По состоянию на 2010 г., около 16% населения США вообще не имели медицинской страховки. Особенно высок этот показатель был среди лиц, не имеющих гражданства – 46%. Согласно новому закону, была создана биржа страховых планов, на которой американцы могли сравнить различные планы и выбрать наиболее подходящий. При этом страховая компания не может отказать в выдаче страховки, если на момент обращения человек уже болен; запрашивать более высокую цену или прекращать страхование человека с наличием серьезных заболеваний.

Молодые люди могут оставаться в страховых планах своих родителей до 26 лет. Определенным категориям населения предусмотрены льготы, например, владельцы малого бизнеса могут получить скидку до 50% стоимости страховых планов своих работников. Но если страховой план не приобретен, то установлены штрафные санкции - 1% дохода в 2014 г. ; а с 2016 году - 2,5%.

Для лиц низкодоходных групп населения продолжает действовать программа Медикэйд, которая в 2015 г. охватывала около 68 млн. человек и обошлась федеральному бюджету примерно в 350 млрд. долл. Формально Медикэйд распространяется на домохозяйства с доходом менее 133% федерального уровня бедности, но фактически - 138% (за 5%-ным вычетом). Модернизация программы Медикэйд в рамках закона 2010 г. (ObamaCare Medicaid Expansion) предполагает предоставление страховки как минимум половине американцев за чертой бедности, которые ранее страховки не имели.

В первые три года федеральное правительство финансирует все расходы по данной программе, с последующим снижением доли финансирования до 90%. По данным на 2014 г., не все штаты участвовали в программе ObamaCare Medicaid Expansion, в числе не участвующих были Алабама, Аляска, Флорида, Джорджия, Айдахо, Индиана, Канзас, Луизиана, Мэн, Миссисипи, Монтана, Небраска, Северная Каролина, Оклахома, Пенсильвания, Южная Каролина, Южная Дакота, Теннеси, Техас, Юта, Вермонт, Вирджиния, Висконсин, Вайоминг.

По закону 2010 г., претерпевает изменения и программа Медикэр, действующая с 1965 года и являющаяся частью системы пенсионного страхования.[5] В 2012 году пенсионеры получили 50% скидку при покупке лекарств определённых брендов. Планируется, что к 2020 году их список будет расширен и увеличена часть стоимости лекарств, покрываемая Медикэр. Обамакэйр расширяет также страховое «покрытие» профилактического ухода. Ожидается, что в течение 10 летнего периода пенсионер сможет сэкономить в среднем примерно около четырех тысяч долл. за счёт покрытия стоимости лекарств, услуг из числа профилактических, а также других затрат на медицинское обслуживание.

Программа Медикэр изначально включала две части: часть А - страхование на случай больничного лечения, часть Б - на дополнительное страхование. Часть А автоматически распространяется на американцев в возрасте 65 лет и старше, являющихся участниками Общей федеральной программы. Программа охватывает также больных, страдающих хроническими почечными заболеваниями, пациентов домов сестринского ухода и интернатов для больных, которым остается жить меньше полугода. В рамках этой программы оплачиваются также препараты иммунодепрессантов после пересадки органов в течение 12 месяцев.

Правом на дополнительное страхование (по части Б) обладают лица в возрасте 65 лет и старше, проживающие в стране и имеющие право на постоянное жительство, а также лица, проживающие постоянно в стране в течение 5 лет до момента обращения за страхованием по части Б. Лица, включенные в часть А, автоматически пользуются правом присоединения к части Б, независимо от других требований. Американцы, не имеющие достаточного стажа для обладания правом по части А на добровольной основе.

Сейчас в программу включены ещё части C, D и медигэп, которые реализуются только через частные компании. Часть C является продвинутым вариантом Медикэр и обычно заменяет части А и Б, предлагая дополнительные выгодные условия и более приемлемую стоимость «покрытия»; часть D покрывает стоимость выписанных лекарств –Medicare Prescription Drug Coverage – и является дополнительным либо для оригинальных частей Медикэр, либо для медигэп, либо для продвинутых планов, которые не включают в себя покрытие оплаты лекарств. Медигэп является дополнительным видом страхования и требует выбора плана А и Б, а также включает в себя множество вариантов, которые могут помочь пожилому американцу найти то, что будет максимально удовлетворять его потребностям и финансовым возможностям.

Реформа здравоохранения Б. Обамы на всем протяжении его президентства имеет как сторонников, так противников, в том числе считающих её нарушением американской Конституции, а именно называют неконституционным пункт, обязывающий американцев приобретать страховку, либо платить штраф. Противодействие вызывает также и требование обеспечить страховкой всех работников, которые трудятся полный рабочий день, либо платить штраф (employer mandate).

Администрация Барака Обамы рассматривала реформу системы здравоохранения как ключевой элемент внутренней политики и как инструмент снижения дефицита федерального бюджета. По расчетам Бюджетного управления Конгресса, предполагаемая экономия в первое десятилетие ( с момента реализации основных положений, начиная с 2014 г.) должна составить около 143 млрд. долл. за весь десятилетний период, а в следующее десятилетие - еще порядка 1,2 трлн. долл. Однако эти оценки экономии расходной части бюджета в результате реформы разделяют далеко не все представители экспертного сообщества, бизнеса, системы здравоохранения. Есть и другие расчеты, по которым реформа потребует гораздо больше, чем предполагалось, дополнительных затрат, по крайней мере, на начальном этапе реализации.

В 2016 финансовом году, согласно федеральному бюджету, расходы на обеспечение доступного медицинского страхования для лиц, не имеющих медицинской страховки, должны превысить 45 млрд. долл. [6]

Расширение доступности образования

Возрастающее внимание к возможностям разных групп населения получить образование связано, прежде всего, с новыми условиями и требованиями рынка труда, сферы предпринимательства, да и в целом жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что начало президентства Б. Обамы совпало с глобальным кризисом и беспрецедентными мерами, предпринятыми для его преодоления, доступность образования оставалась одним из приоритетов политики развития человеческого потенциала. В рамках курса на укрепление позиций среднего класса, как консолидирующей социальной и экономической силы в новых глобальных реалиях, предполагаются меры по расширению личных возможностей на всех этапах жизни – от дошкольной подготовки, получения среднего профессионального и высшего образования, помощи в трудоустройстве, открытии собственного дела и т.д.

Наряду с традиционными мерами политики в образовательной сфере, акцент был сделан на подготовку кадров по естественным и инженерным специальностям. В образовательных программах STEM в той или иной степени участвуют все федеральные ведомства, однако 80% финансирования по этим программам приходится на национальный научный фонд (National Science Foundation (NSF)), Министерство образования и Министерство здравоохранения и социальных услуг.[7]

Образовательные программы STEM охватывают подготовку специалистов в сферах Науки (Science), Технологий (Technology), Инженерного дела (Engineering), Математики (Mathematics), востребованных новой экономикой знаний. По данным Национального научного фонда, доля получивших степень бакалавра в сфере науки инженерного дела составляла на рубеже первого и второго десятилетий около 30% - 35% от общего числа ставших бакалаврами. [8] В Китае, к примеру, этот показатель, по некоторым оценкам, почти вдвое выше. Давление глобальной конкуренции усиливает внимание к данной программе, как одному из приоритетов в сфере образования.

Основными направлениями расширения доступности высшего образования являются гранты и займы, объем которых в рассматриваемый период существенно возрос. Начиная с 2009 года, максимум по гранту Пела (Pell Grant) был увеличен на 1000 долл. – до 5 730 долл. на в 2014-2015 учебный год. [9]

Однако рост ассигнований на финансовую помощь студентам не успевает за темпами роста стоимости образования. В 2012-2014 гг. средняя стоимость только обучения (без проживания в кампусе), за вычетом грантов и субсидий, составляла около 9 тыс. долл. для студентов с двухлетним сроком обучения в государственных учебных заведениях, а для студентов частных некоммерческих учебных заведений с четырехлетним сроком обучения, проживающих в кампусе, - около 44тыс. долл.

Для того, чтобы претендовать на получение гранта по крупнейшей федеральной программе грантов Пелла, потенциальный получатель должен быть гражданином Соединенных Штатов, или иметь документы о том, что находится в стране на законных основаниях; являться студентом бакалавриата; лица мужского пола в возрасте 18-25 лет должны подтвердить то, что они встали на воинский учет. Для оценки информации о претенденте на получение Гранта Пелла, в Министерстве образования используют формулу, утвержденную Конгрессом США на основе отобранных критериев.

Чем меньше так называемый Индекс гранта Пелла, учитывающий финансовые возможности студента, его семьи, тем больше шансов на получение гранта. Гранты Пелла можно получить в течение всего периода обучения, но не более, чем на протяжении в общей сложности 12 семестров (шести лет). На протяжении десятилетий такая форма поддержки помогла получить образование многим американцам. Однако несмотря на существенное увеличение объема финансирования грантов Пелла, его доля в оплате обучения падает. Если в 1974 -1975 учебном году Грант Пелла покрывал около 70% стоимости обучения, то в 2012 -2013 учебном году - - 27% .

Для тех, кому не удается получить образование, трудоустройство становится все более проблематичным. К началу 2016 г. уровень безработицы в США снизился практически для всех групп населения, составив в январе 4,9%, но для не окончивших среднюю школу он был почти в три раза выше, чем для лиц 25 лет и старше с дипломом бакалавра и более высоким уровнем образования (соответственно, 7,4% и 2,5%).[10]

По данным опроса Gallup Organization в 50 - ти американских штатах и округе Колумбия в августе 2015 г. среди американцев в возрасте 18 лет и старше, большинство респондентов в целом удовлетворены по большинству показателей, связанных с их местом работы, в том числе планами пенсионного и медицинского страхования, предоставляемыми работодателями; количеством отпускных дней; перспективами карьерного роста; уровнем оплаты труда; условиями безопасности на рабочем месте; возможностью гибкого рабочего графика и т.п. При этом государственные служащие в значительно большей степени были удовлетворены своими пенсионными и медицинскими планами страхования, соответственно, 82% и 80% опрошенных; продолжительностью отпуска - 91%; чем работники частного сектора, среди которых пенсионными и медицинскими планами страхования удовлетворены лишь 57 %, а продолжительностью отпуска - 74%.[11]

Вместе с тем, особенностью нынешней ситуации, кардинально отличающейся от посткризисных периодов прошлого века, является крайне медленное снижение уровня бедности в условиях восстановления экономического роста и снижения безработицы. Незначительное снижение доли американцев с доходом ниже черты бедности в их общей численности произошло лишь в 2013 г. - до 14,8%, , а в 2014 г. этот показатель остался без изменений, в сравнении с 12,5% в 2007 г.[12].

Регулярно индексируемая черта бедности (по доходу) позволяет претендовать на государственную поддержку из бюджетных средств, а значит увеличивает потребность финансирования пособий из бюджетных средств. В 2015 г. черта бедности была установлена на уровне около 1 тыс.долл. в месяц на человека, или около 2 тыс. долл. – на семью из 4-х человек; (для сравнения - средне -недельная заработная плата в конце 2015 г. была около 900 долл.). [13]

По данным Бюро переписи США, в посткризисный период доля лиц 16 лет и старше, получавших социальную помощь из бюджетных средств, в целом даже увеличилась - с 25% (2009 г.) до 27% (2012 г.), особенно заметно - .по программе обеспечения продуктами питания – с 14% до 17%. Увеличение потребности в социальной помощи, рост пенсионных выплат в связи с началом выхода на пенсию поколения бума рождаемости привели к беспрецедентному скачку бюджетных расходов по разделу человеческие ресурсы, которые в 2015 ф.г. оценивались в 2,73 трлн. долл.(72% расходной части федерального бюджета). В ближайшие годы сохранение объема государственного долга США на уровне, превышающем ВВП, неизбежное увеличение размеров процентных выплат по долгу, безусловно, будет ограничивать наращивание социальных расходов, но приоритетные направления расходов определит уже новая администрация.


Ссылки

[1] Human development Report. UN., NY., 2015. – http://hdr.undp.org/en (дата обращения 20 января 2016).

[2] Емельянов Е.В., Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США). Труд за рубежом. 2008. N 3. С. 1-22.

[3]State of the Union Address. January 13, 2016. URL:https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2016/01/12/remarks-president-barack-obama-%E0%2D%3F-prepared-delivery-state-union-address (дата обращения 22 января 2016 г.).

[4] Бурджалов Ф. Как в США принимался закон о здравоохранении.// Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 1. С. 35-47.

[5] Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. М., 2007

[6] Budget of the U.S. Government. FY 2016. W., 2015.

[7] Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) Education: A Primer. CRS, W., 2012.

[8] Ibid.

[9] https://www.edu/sites//budget/financial_aid_award_levels.pdf (дата обращения 20 февраля 2016).

[10] Bureau of Labor statistics, February 5, 2016. http://stats.bls.gov/news.release/http://www.povertyusa.org/the-state-of-poverty/(дата обращения 22 февраля 2016 г.).

[11] Satisfaction with 13 job aspects. Gallup poll. August 2015. http://www.gallup.com/home.aspx (дата обращения 30 ноября 2015).

[12] Income and Poverty in the United States. Current Population Survey (CPS), 2015.

[13] Лебедева Л.Ф. Трансформация американской модели социальной безопасности. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. N 6 (84). С. 151-161.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.