Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2017

ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ США В ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Б.ОБАМЫ[*]

С. Н. Бабич,
кандидат экономических наук,
зам. директора
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируются военные расходы США в период с 2012 по 2015 гг. Делается вывод о том, что расходы на национальную оборону, несмотря на проводимые сокращения, остаются одной из наиболее значимых статей федерального бюджета США, а, следовательно, занимают весомое место в системе бюджетных приоритетов правительства, являясь бесспорным фактором обеспечения национальной безопасности и глобального превосходства США на мировой арене в меняющихся условиях многополярности. В статье также представлен анализ основных инициатив в военной сфере, предлагаемых к реализации Д.Трампом.

Ключевые слова: военный бюджет, США, военные расходы, Министерство обороны США, Пентагон, вооруженные силы, армия, флот, авиация.

THE SECOND OBAMA’S ADMINISTRATION DEFENSE BUDGET

Svetlana Babich,
Ph. D. in Economics, Deputy director of
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article contains analysis of the trends in U.S. military expenses from 2012 to 2015. The author concludes that despite of the enacted decreases the military expenditures remain one of the significant items of the U.S. federal budget included in the list of the top federal budget priorities. The author underlines that the military expenditures also remain the factor of the stable national security which confirms and strengthens the U.S. global supremacy on the world scene in the circumstances of the deep changes in configuration of centers of power and influence. The article also examines main initiatives in the military budgeting listed in Donald Trump’s presidential platform.

Keywords: U.S. defense budget, military expenditures, Department of Defense, Pentagon, Armed forces, Army, Navy, Air force.

В настоящее время Соединенные Штаты обладают самой мощной в мире научно-технической и производственной базой, позволяющей разрабатывать и производить все виды современного оружия и военной техники, кроме того, США являются единственной державой мира, которая может себе позволить тратить на национальную оборону порядка 36% от общемировых расходов на эти цели (см. рис. 1), о чем свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). При этом доля КНР – второй в мировом рейтинге державы по военным расходам составляет 13%, а доля России, занимающей 3-е место в данном рейтинге - лишь 4%, Япония и Великобритания находятся на 4-ом месте[1]. По данным СИПРИ 2015 г. США занимают 4 место в мире (после Саудовской Аравии, Сингапура и Израиля) по такому показателю, как военные затраты на душу населения. То есть расходы по данному показателю составляют в среднем 1859 долл. на человека в год.

Рисунок 1.
Место США в общемировых военных расходах в 2016 г. (%)

Источник: SIPRI Military Expenditure Database http://milexdata.sipri.org

Данные, представленные в таблице 1 позволяют констатировать, что, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению расходов бюджета по блоку «национальная оборона» за последние 4 года на 3,9 п.п. с 19,2% до 15,3% за счет усиления позиции блока «человеческие ресурсы» в общей структуре бюджетных расходов США с 66,4 до 72,7% в 2016 г., военные расходы оставались приоритетным направлением расходования средств федерального бюджета в период деятельности второй администрации Б.Обамы.

Таблица 1.
Структура государственных расходов США по основным функциональным блокам в период с 2012 по 2016 гг., %.

Расходные статьи бюджета

2012

2013

2014

2015

2016*

Национальная оборона

19,2

18,3

17,2

16,0

15,3

Человеческие ресурсы

66,4

70,0

72,0

73,4

72,7

Материальные ресурсы

6,1

2,6

1,7

3,1

3,6

Обслуживание государственного долга

6,2

6,4

6,5

6,1

6,1

Прочие расходы

5,0

5,4

5,0

4,6

4,9

* - Прогнозное значение

Источник: Budget of the United States Government. Fiscal year 2017. Historical tables, Table 3.1.

Здесь необходимо напомнить, что расходы федерального бюджета, а, следовательно, и расходы военного бюджета США, состоят из двух частей: дискреционных расходов, которые осуществляются на основе ежегодно принимаемых 13 законов о выделении ассигнований и не должны превышать утвержденный потолок государственного долга, и обязательных расходов, которые являются постоянными и исполняются без ограничений в соответствии с обязательствами государства по выплатам, установленным определенными федеральными законами (к ним относятся выплаты по пенсионному обеспечению, социальному страхованию и т.д.).

Функциональный подход, положенный в основу построения расходной части федерального бюджета США, позволяет выделять затраты федеральных ведомств США по программам финансирования при реализации конкретной государственной функции и отражать их в соответствующих статьях бюджета. Таким образом, военный бюджет США, включающий общие расходы Министерства обороны США, расходы на военные цели Министерства энергетики США, Федерального бюро расследований, Центрального разведывательного управления и других министерств и ведомств, отражается по статье 050 «расходы на национальную оборону» системы расходов федерального бюджета Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, данная статья, согласно бюджетному классификатору, включает:

· бюджетные ассигнования Министерству обороны США на содержание личного состава (оплату труда и льготы военнослужащих и служащих запаса, затраты на их обучение, расходы на здравоохранение для военнослужащих и др.); закупки вооружений; содержание оборудования и военных объектов; расходы на научные исследования и развитие; строительство военных объектов, включая их размещение; жилищное обеспечение военнослужащих; прочие расходы;

· финансирование мероприятий Министерства энергетики, связанных с ядерным разоружением, а также Национального комитета по ядерной безопасности;

· выделение средств ряду других агентств США, предоставляющих услуги в сфере обеспечения национальной безопасности (Агентству по отбору военнослужащих, Береговой охране, Федеральному бюро расследований и др).

В 2014 году произошло сокращение военных расходов США на 6,5%, что было вынужденной мерой, направленной на борьбу с дефицитом бюджета в соответствии с Законом о бюджетном контроле 2011 года[2]. В 2015 г. сокращение расходов продолжилось и составило уже 1,5%, то есть военный бюджет США за период второго президентского срока Б.Обамы (с 2012 по 2015 г.) был сокращен на 88,3 млрд. долл., однако в 2016 ф.г. было запланировано увеличение расходов на национальную оборону на 14,9 млрд. долл. – до 604,5 млрд. долл.

Основные тенденции в расходовании средств военного бюджета во время второго срока нахождения у власти Б.Обамы представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Структура расходов по статье 050 «национальная оборона» бюджета федерального правительства США в период с 2012 по 2016 ф.гг. (млрд. долл.)

2012

2013

2014

2015

2016*

051 Министерство обороны США

Личный состав

152,3

150,8

148,9

145,2

147,8

Оперативно-техническое обеспечение

282,3

259,7

244,5

247,2

248,2

Закупки вооружений

124,7

114,9

107,5

101,3

103,6

НИОКР

70,4

66,9

64,9

64,1

65,2

Военное строительство

14,6

12,3

9,8

8,1

8,2

Жилищное обеспечение

2,3

1,8

1,4

1,2

1,3

Прочее

4,3

1,4

0,9

-4,7

2,0

051 Итого, Министерство обороны США

650,9

607,8

577,9

562,5

576,3

053 Военные расходы Министерства энергетики

19,2

17,6

17,4

18,7

19,2

054 Прочие расходы военного назначения

7,8

8,0

8,1

8,4

8,9

Всего

677,9

633,4

603,5

589,6

604,5

* - прогнозное значение

Источник: Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2017. Historical Tables. Table 3.2.

Как показывают данные таблицы 2 в целях решения бюджетных проблем финансирование по основным статьям военного бюджета было урезано, так расходы по статье «личный состав» были снижены на 7,1 млрд. долл. – до 145,2 млрд. долл. в 2015 ф.г. (однако в 2016 ф.г. был запланирован рост расходов по данной статье на 2,6 млрд. долл.), расходы по статье «оперативно-техническое обеспечение» были сокращены на 12% - до 247,2 млрд., по статье «закупки вооружений» - на 23,4 млрд. долл., «НИОКР» - на 6,4 млрд. долл.; «военное строительство» - на 6,4 млрд. долл., «жилищное обеспечение» - почти в два раза, до 1,3 млрд. долл. за 4 года. Одновременно произошло незначительное увеличение расходов по статье «054 прочие расходы военного назначения» с 7,8 млрд. долл. до 8,9 млрд. долл.

Рисунок 2.
Показатели федерального бюджета США и военные расходы в период второго президентского срока Б.Обамы (% от ВВП)

Источник: Budget of the United States Government, Fiscal year 2017, Histоrical Tables, Table 1.2, 3.1

Данные, представленные на рисунке 2 позволяют констатировать, что в период с 2012 по 2016 ф.г. правительству Б.Обамы удалось сократить военные расходы с 4,2% ВВП до 3,3% ВВП – уровня, характерного для начала президентства Дж.Буша-мл. и начала объявления войны международному терроризму[3], напомним, что в начале президентства Б.Обамы доля расходов на военные цели в ВВП составляла 4,6%. Небезынтересным является факт, что в 2016 ф.г. доля статьи «расходы на национальную оборону» должна сравняться с удельном весом дефицита федерального бюджета США в ВВП.

Напомним, что в проекте федерального бюджета США на 2016 ф.г. в размере 4 трлн. долл. было предусмотрено дальнейшее сокращение расходов бюджета и дефицит на уровне 474 млрд. долл. В документе "Экономика для среднего класса" рассмотрены предложения администрации Б.Обамы по решению стратегических внутриэкономических и внешнеполитических проблем. Документ представляет интерес и с точки зрения анализа возможных тенденций изменения военных расходов в средне и долгосрочной перспективе, поскольку в нем рассматриваются такие новые приоритеты на мировой арене, как: "Изматывание и разгром "Исламского государства", "Противодействие нажиму и агрессивным действиям России вместе с европейскими союзниками (США)", "Продвижение процветания, безопасности и надлежащего управления в Центральной Америке", "Защита страны от кибератак", "Выполнение обязательств перед ветеранами", являющиеся актуальными и сегодня.

Предложенный Б.Обамой проект бюджета на 2017 ф.г. предполагает, что военные расходы в 2017 г. составят 619,5 млрд. долл., что на 15 млрд. долл. больше суммы, заложенной на эти цели в 2016 ф.г. При этом 523,9 млрд. долл. – это дискреционные расходы Пентагона, 58,8 млрд. долл. – военные операции за рубежом, 20,5 млрд. долл. – ядерные программы Министерства энергетики США, 8,4 млрд. долл. – прочие расходы военного назначения. Представляется важным, что заявленный бюджет четко коррелируется с требованиями и бюджетными ограничениями, предусмотренными Законом о контроле над бюджетом 2011 г. и Законом о бюджете на 2015 ф.г.[4] В бюджете также предусмотрены обязательные расходы Министерства обороны США в размере 7,9 млрд. долл., направляемые на выплату военных пенсий и пенсий ветеранам-инвалидам.

Распределение средств военного бюджета 2017 года по видам вооруженных сил выглядит следующим образом: 25,1% бюджета будет направлено на содержание армии США, 27,9% выделено на содержание флота, 28,3% - расходы на финансирование авиации. Таким образом, наиболее существенными являются расходы на блок «авиация».

Структура бюджетов по видам вооруженных сил США представлена в таблице 3.

Таблица 3.
Структура расходов бюджетов армии, флота и авиации США согласно запросу 2017 ф.г. (%)

Армия

Флот

Авиация

Личный состав

37

28

21

Личный состав (операции за рубежом)

2

28

0

Оперативно-техническое обеспечение

29

28

29

Оперативно-техническое обеспечение (операции за рубежом)

15

5

6

Закупки вооружений

11

27

23

Закупки вооружений (операции за рубежом)

2

0

3

НИОКР

5

11

17

Жилищное обеспечение

1

1

1

Источник: T.Harrison Analysis of the FY 2017 Defense Budget, CSIS, April 2016 P.32

Как видно из таблицы 3 основной статьей расходов является содержание личного состава вооруженных сил США и оперативно-техническое обеспечение, при этом наиболее существенные затраты на содержание личного состава несет армия США, в то время как на долю авиации приходится наименьший процент расходов по данной статье. Наибольшие затраты, связанные с содержанием личного состава за рубежом приходятся на американский флот, затраты же на оперативно техническое обеспечение одинаковы для каждого вида вооруженных сил. Наибольшие затраты на оперативно-техническое обеспечение зарубежных операций приходятся на армию, флот расходует больше всего средств на закупки вооружений, для армии США это не самая затратная статья (11% от бюджета). По затратам на НИОКР лидирует авиация (17%), на втором месте американский флот (11%), на третьем месте армия (5%), затраты на жилищное обеспечение составляют лишь 1% от бюджетных ассигнований.

Представляется важным, что по сравнению с бюджетным запросом 2016 ф.г., в 2017 ф.г. планируется увеличение финансирования по статьям «оперативно-техническое обеспечение» и «НИОКР», сокращение по статье «закупки вооружений», сохранятся на том же уровне затраты по личному составу. Таким образом, к 2018 ф.г. военный бюджет будет увеличен на 4,2% и до 2021 года будет заморожен на уровне 2018 ф.г.

Особую роль в военном бюджете США играют такие статьи расходов военного назначения, как «военные операции за рубежом», «военные расходы министерства энергетики США» и «прочие расходы военного назначения», бюджет которых в 2017 ф.г. составит 286,7 млрд. долл. (см. рис. 3)

Рисунок 3.
Структура расходов военного назначения в проекте федерального бюджета на 2017 ф.г. (млрд. долл.)

Источник: T.Harrison Analysis of the FY 2017 Defense Budget, CSIS, April 2016 P.10

Далее рассмотрим более детально изменения по каждой из этих статей в предложенном администрацией Б.Обамы запросе на 2017 ф.г.

Так, бюджетный запрос на военные операции за рубежом в размере 58,8 млрд. долл. предусматривает финансирование Контртеррористической операции «Страж свободы» в Афганистане (OPERATION FREEDOM’S SENTINEL (OFS)) в размере 41,7 млрд. долл., Операции «Непоколебимая решимость» в Ираке и Сирии (OPERATION INHERENT RESOLVE (OIR) IN IRAQ/SYRIA) в размере 7,5 млрд. долл., Инициативы по обеспечению европейской безопасности (EUROPEAN REASSURANCE INITIATIVE (ERI)) в размере 3,4 млрд. долл., программы «Фонд контеррористического партнерства» (COUNTER TERRORISM PARTNERSHIPS FUND) в размере 1 млрд. долл., еще 5,2 млрд. долл. на военные операции за рубежом заложены в основном бюджете Пентагона в рамках Закона о бюджетном контроле 2011 ф.г. (статья 050)[5].

При этом, как показывают данные таблицы 4, за период нахождения у власти Б.Обамы было произведено существенное сокращение финансирования по всем операциям США в Ираке с 148 млрд. долл. в 2008 ф.г. до 9 млрд. долл. в 2017 ф.г., возросли на 6 млрд. долл. по сравнению с 2008 годом расходы по финансированию проводимых США операций в Афганистане (однако сегодня наблюдается общая тенденция к сокращению расходов по данной статье), продолжается финансирование Инициативы по обеспечению европейской безопасности и Фонда контртеррористического партнерства – двух важнейших программ, начатых Министерством обороны в 2015 году.

Таблица 4.
Финансирование основных программ Министерства обороны по статье «военные операции за рубежом» в период с 2008 по 2017 гг. (млрд. долл.)

2008

2012

2013

2014

2015

2016

2017 запрос

Операции в Ираке

148

10

3

1

1

5

9

Операции в Афганистане

39

105

85

84

53

44

45

Инициатива по обеспечению европейской безопасности и Фонд контеррористического партнерства

0

0

0

0

5

2

4,4

Источник: FY 2017 OCO Budget Amendment, November 2016, P.3

Увеличение финансирования по программе «Контртеррористическая операция «Страж свободы» в Афганистане» связано с размещением в этой стране 8400 военных подразделений в течение 2017 года, что потребует дополнительного финансирования в размере 2,5 млрд. долл.. Здесь важно отметить, что запрос Министерства обороны предполагал финансирование размещения 9800 военных подразделений с октября по декабрь 2016 года с дальнейшим сокращением их числа до 5500 военных подразделений до конца финансового года, однако в июле 2016 г. Б.Обама провозгласил, что количество военных подразделений должно быть доведено до 8400, начиная с января 2017 г. Еще 814,5 млн. долл. планируется направить на модернизацию авиации (в частности предполагается заменить вертолеты Ми-17 российского производства на 53 американских вертолета UH-60A, поставить на вооружение 30 вертолетов MD-530, 6 дополнительных турбовинтовых штурмовиков A-29 Super Tucano и 5 легких штурмовиков AC-208). Таким образом, военное присутствие НАТО (США и 41 страна-партнер по НАТО) в Афганистане в 2017 г. составит 14400 военных подразделений.

Операция Пентагона «Непоколебимая решимость» в Ираке и Сирии предполагает размещение в 2017 г. 5500 американских военных, что на 2000 превышает уровень 2016 года и увеличивает расходы Пентагона на 2,4 млрд. долл., из них 1,7 млрд. долл. планируется потратить на увеличение военного присутствия, 289,5 млн. долл. на поддержку Пешмерги (регулярной армии Иракского Курдистана), 226,7 млн. долл. на разработку и поддержку беспилотных авиационных систем, 99,8 млрд. долл. на поддержку Объединенной организации по борьбе с импровизированными угрозами, 87 млн. долл. на отражение кибер угроз.

Следует сказать, что в перечень затрат по статье «военные операции за рубежом» входят также расходы на финансирование американской авиации и флота в Ливии для ведения операции «Молния Одиссея» (OPERATION ODYSSEY LIGHTNING IN LIBYA) в размере 20 млн. долл.

Если рассматривать структуру расходов на проведение военных операций за рубежом согласно перечню статьи 050 федерального бюджета в период с 2016 по 2017 ф.гг., то можно прийти к выводу о том, что наиболее существенное увеличение затрат наблюдалась по таким статьям, как «личный состав» - на 339,5 тыс. долл., «закупки вооружений» - на 1,4 млн. долл., «НИОКР» - на 143 тыс. долл. По статье «оперативно-техническое обеспечение» затраты были сокращены почти на 2 млн. долл. В бюджете 2017 ф.г. предусмотрена статья «военное строительство», на которую в предыдущий период фонды не выделялись (см. табл.5).

Таблица 5.
Структура расходов по статье «военные операции за рубежом» бюджета Пентагона на 2016 и 2017 ф.гг. (долл.)

2016

2017

Личный состав

3222673

3562258

Оперативно-техническое обеспечение

46966155

45034083

Закупки вооружений

8128888

9514408

НИОКР

231434

374169

Управление

88850

140633

Военное строительство

-

172449

Всего

58638000

58798000

Источник: FY 2017 OCO Budget Amendment, November 2016, P.9

В таблице 6 представлена структура расходования средств на военные операции за рубежом по видам вооруженных сил США. Данные таблицы наглядно демонстрируют, что на 2017 ф.г. было заложено увеличение фондов по финансированию армии - на 1,4 млн. долл. и флота – на 27 тыс. долл., напротив, было произведено сокращение затрат на содержание авиации – на 271,6 тыс. долл. по сравнению с 2016 ф.г.

Таблица 6.
Структура расходования средств на военные операции за рубежом по видам вооруженных сил США в 2016 и 2017 ф.гг. (долл.)

2016

2017

Армия

23668804

25035892

Флот

9449242

9476438

Авиация

16098000

15826413

Всего

58638000

58798000

Источник: FY 2017 OCO Budget Amendment, November 2016, P.9

Интересным является тот факт, что если в период с 2005 по 2013 год наблюдалась прямая зависимость между затратами на проведение военных операций и количеством военных подразделений в Афганистане, когда среднегодовые расходы на содержание одного военного составляли порядка 1,2 млн. долл., а фиксированные расходы доходили до 7 млрд. долл. в год, то начиная с 2014 ф.г. такая зависимость перестала существовать, при этом расходы на содержание одного военного увеличились до 1,6 млн. долл. в год, а фиксированные расходы возросли до 32 млрд. долл. и это на фоне сокращения военного присутствия США в Афганистане. Это может свидетельствовать о том, что начиная с 2014 г. Министерство обороны США намеренно вывело некоторые категории расходов из базового бюджета Пентагона, чтобы избежать ежегодных сокращений по основным программам за рубежом[6], установленное законом о контроле над бюджетом.

Военные расходы Министерства энергетики США в 2017 ф.г. предусматривают расходы на проведение программ по атомной энергетике в размере 20,5 млрд. долл., из них 12,9 млрд. долл. – бюджет Национальной администрации управления ядерной безопасности, направляющей средства главным образом на финансированиеПрограммы управления ядерным арсеналом, 6,2 млрд. долл. – расходы на улучшение экологической обстановки, 1,1 млрд. долл. – компенсационные выплаты работникам, занятым в атомной промышленности.

Финансирование военных затрат других министерств США составит в 2017 ф.г. 8,4 млрд. долл., в частности 5 млрд. долл. планируется выделить Федеральному бюро расследований, 1,9 млрд. долл. Министерству внутренней безопасности США (Береговой охране, Федеральному агентству по управлению в чрезвычайных ситуациях).

Статья «прочие расходы военного назначения», бюджетный запрос по которой составляет 287 млрд. долл. в 2017 ф.г., включает в себя выплаты и услуги ветеранам – 179,2 млрд. долл. (увеличение на 7,1% по сравнению с 2016 г.), 75,3 млрд. долл. из которых являются дискреционными расходами и 103,8 млрд. долл. – обязательными, не подлежащими ежегодному утверждению Конгрессом США. Следует отметить, что за время нахождения Б.Обамы у власти расходы по данной статье увеличились на 63% с учетом инфляции, в дальнейшем данный тренд будет продолжаться, расходы по статье планируется довести до 212 млрд. долл. в 2021 г. Интересно, что за исследуемый период наиболее быстрыми темпами росли расходы на обучение и реабилитацию ветеранов – увеличение на 12,4% за год.

Военный бюджет США также включает налоговые расходы (издержки, которые несет налоговая система, недополучая определенные виды налоговых поступлений для решения социально-экономических задач) для военных и ветеранов, которые в 2017 ф.г. составят 22,8 млрд. долл., а к 2021 г. вырастут до 26,4 млрд. долл.

Если говорить о статье «личный состав» военного бюджета США, то необходимо отметить, что почти половина бюджета Пентагона расходуется на различные выплаты и компенсации военным. Так, бюджетный запрос на 2017 ф.г. включает затраты в размере 188,9 млрд. долл. на обеспечение 1281900 активного военного персонала и 801200 сотрудников охраны и резерва, еще 80,8 млрд. долл. предусматривается для оплаты труда 763975 гражданских лиц, работающих на Министерство обороны США[7].

Расходы на содержание личного состава вооруженных сил США составили в бюджетном запросе 146,4 млрд. долл., 7,6 млрд. долл. из которых являются обязательными расходами и 3,6 млрд. долл. включены в статью «военные операции за рубежом». Кроме того, в бюджете предусмотрено финансирование расходов на жилищное строительство для семей военных в размере 1,3 млрд. долл., на здравоохранение в размере 33,7 млрд. долл. (через программу здравоохранения военных), на содержание школ К-12 Министерства обороны США в размере 2,9 млрд. долл., на субсидии для системы комиссионирования в размере 1,2 млрд. долл., на прочие расходы в размере 3,4 млрд. долл.[8]

Необходимо отметить, что в целях сокращения стоимости содержания личного состава вооруженных сил США в бюджетном запросе на 2017 ф.г. предлагается провести плановое сокращение активного компонента вооруженных сил до 460000 в 2017 ф.г. и до 450000 в последующие годы. При этом морская пехота не планирует увеличение личного состава свыше 182000 чел., численность авиации планируется довести до 321000 чел., личный состав морского флота будет сокращен на 1,3% до 322900 чел.

Нельзя не упомянуть и о гражданских служащих, работающих на Министерство обороны США. В 2017 ф.г. на обеспечение 763975 сотрудников, работающих на Пентагон, планируется выделить 80,8 млрд. долл. Следует подчеркнуть, что с момента окончания Второй мировой войны число гражданских служащих, работающих на Министерство обороны США, стремительно возросло, достигнув соотношения 0,5 гражданских служащих на одного военного. В конце 2000-х годов данное соотношение изменилось в пользу гражданских служащих, увеличившись до 0,6, при этом небезынтересно то, что служащие, работающие в главных подразделениях Министерства обороны, включая офис Министра обороны США и комитет начальников штабов, составляют лишь 4,1% от общего числа гражданских, занятых в военном секторе. Важным представляется то, что общие расходы на содержание гражданских служащих росли более медленными темпами, чем расходы на финансирование личного состава вооруженных сил, что было связано с более быстрым увеличением темпов роста выплат по военному здравоохранению и выходу на пенсию военных по сравнению с гражданскими.

Согласно запросу на 2017 ф.г. по статье «оперативно-техническое обеспечение» планируется увеличить расходы на 2,4% до 251,9 млрд. долл., 205,9 млрд. долл. из которых входят в состав базовых дискреционных расходов, 0,9 млрд. долл. являются обязательными, 45 млрд. долл. заложены в категории «военные операции за рубежом», о чем мы говорили ранее. Наиболее весомой статьей расходов в рамках данной статьи является Программа здравоохранения военных (33,8 млрд. долл.), подстатья «воздушные операции» предусматривает затраты в размере 39 млрд. долл., подстатья «морские операции» - 15,8 млрд. долл., подстатья «сухопутные войска» - 11,6 млрд. долл., на финансирование «баз технического обслуживания» планируется израсходовать 27,7 млрд. долл., на обеспечение военных баз – 22 млрд. долл.[9]

Министерство обороны США владеет 24,9 млн. акров земли и 2,2 млрд. кв. футов зданий по всему миру, 85% которых расположены на территории Соединенных Штатов. На содержание, ремонт, поддержание и создание инфраструктуры и другие затраты, связанные с владением имуществом и землей, Министерство обороны США планирует потратить в 2017 г. 879 млрд. долл. При этом затраты, связанные с военным строительством в 2017 ф.г. оцениваются Пентагоном в 6,1 млрд. долл., что на 13% меньше запрашиваемой в предыдущем периоде суммы[10].

Проведенный анализ позволяет с уверенностью заключить, что военные расходы продолжат играть важную роль в структуре расходов бюджета федерального уровня, а, следовательно, и в системе бюджетных приоритетов, несмотря на определенные проблемы.

В начале декабря 2016 г. Сенат и Палата представителей Конгресса США согласовали подготовленный республиканцами законопроект об ассигнованиях на оборону в 2017 ф.г. (S.2943), который предусматривает наращивание военных расходов до 618,7 млрд. долл. (что на 0,8 млрд. долл. ниже запрошенной Б.Обамой суммы), включая 68 млрд. долл., вместо 58,8 запрошенных, на «военные операции за рубежом». Как и планировалось в бюджете администрации Б.Обамы, будут увеличены ассигнования на разработку и закупку вооружений, совершенствование военной инфраструктуры в Европе.

Что же касается изменений в военном бюджете США после прихода к власти администрации Д.Трампа, то здесь делать выводы еще рано. Хотя на основе предвыборной риторики Д.Трампа можно предположить, что вероятность роста военных расходов США достаточно велика. В частности он неоднократно заявлял о готовности поддержать американских военных и увеличить количество военных кораблей до 350.

В предвыборной платформе республиканской партии также подчеркивалось: «Мы выступаем за снятие ограничений на рост военных расходов и отвергаем попытки демократов превратить военный бюджет в заложника приоритетов внутренней политики. Конгресс и администрация должны совместно установить приемлемый уровень военных расходов, необходимых для обеспечения обороны страны»[11].

О желании изменить положение вещей в военной сфере свидетельствует и выступление председателя Комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США в декабре 2016 г. М. Торнберри (Техас), который заявил, что «сторонники обеих партий признают, что США слишком много сокращали и пора восстанавливать» американскую военную мощь[12].

Кроме того, в декабре 2016 г. заместитель министра обороны США Роберт Уорк выступил с заявлением, что в вооруженных силах США слишком много проблем, которые нужно решить, прежде чем заниматься наращиванием военной мощи. По мнению Р.Уорка пятилетняя оборонная программа США предполагает финансирование в размере 107 млрд. долл. сверх установленных законом 2011 года – то есть чуть более 21 млрд. долл. в год. Недофинансирование вооруженных сил, связанное с введением в действие закона о контроле над бюджетом, несет риски для армии. Выделяемых из федерального бюджета средств едва хватает для ремонта и обслуживания существующей техники. С его точки зрения отмена принятого в 2011 году закона о контроле над бюджетом была бы хорошим началом работы администрации Дональда Трампа.

Однако значительное увеличение ассигнований на военные цели вряд ли произойдет, что связано с нестабильной обстановкой в бюджетной сфере в последние годы, ростом долга федерального правительства США, необходимостью решать назревшие социально-экономические проблемы.


Список литературы

[*] Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда по проекту №15-37-11138 а(ц)

[1] SIPRI 2016, http://www.sipri.org, https://www.sipri.org/sites/default/files/Milex-world-regional-totals.pdf

[2] http://budget.house.gov/budgetcontrolact2011/

[3] медианный уровень военных расходов в ВВП за двадцать лет составляет 4% ВВП

[4] http://docs.house.gov/meetings/RU/RU00/CPRT-114-RU00-D001.pdf

[5] FY 2017 OCO Budget Amendment, November 2016, P.2 http://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2017/amendment/FY17_OCO_Amendment_Overview_Book.pdf

[6] T.Harrison Analysis of the FY 2017 Defense Budget, CSIS, April 2016 P.5-6

[7] Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), National Defense Budget Estimates for FY 2017

[8] Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), Defense Budget Overview: United States Department of Defense Fiscal Year 2017 Budget Request, 6-2

[9] Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), Operation and Maintenance Overview: Fiscal Year 2017 Estimates

[10] Office of the Deputy Undersecretary of Defense (Installations and Environment), Base Structure Report Fiscal Year 2015 Baseline: A Summary of DoD Real Property Inventory (Washington DC, DoD)

[11] Republican Platform 2016. RNC*2016. Cleveland. P. 42. − https://www.gop.com/the-2016-republican-party-platform/

[12] The Politico. December 8, 2016.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.