Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2017

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В США

А. А. Николаева,
магистрант 2-ого года обучения
факультета мировой политики ФГБОУ ВПО «ГАУГН»
e-mail:

Аннотация. В статье дается сравнительная характеристика структуры потребительских расходов США на протяжении XX века и вплоть до настоящего времени. Рассматривается размер потребительских расходов с учетом возраста, уровня дохода и расово-этнической принадлежности потребителей, а также с учетом типа домохозяйств. Особое внимание уделяется изменению предпочтений в еде.

Ключевые слова: потребительские расходы, домохозяйства, структура потребительских расходов.

TRANSFORMATION OF CONSUMER SPENDING PATTERNS IN THE USA

Alena A. Nikolaeva,
Master Student of the School of World Politics
e-mail:

Annotation. The article gives a comparative description of US consumer spending patterns throughout the 20th century and down to recent times. It examines the rate of consumer expenditures considering age, income level, race and composition of consumer unit. Special attention is paid to changing food preferences.

Keywords: consumer expenditure, consumer units, consumer spending patterns.

Под потребительскими расходами понимается совокупная стоимость товаров и услуг, приобретаемых домохозяйствами или отдельными людьми. Существует несколько показателей, которые необходимо учитывать при рассмотрении структуры и размера потребительских расходов. Первый из них – это располагаемые доходы, то есть доходы, остающиеся после уплаты налогов. Важно учитывать доход на душу населения, показывающий, сколько может потратить каждый. Следующим показателем является степень неравенства в доходах.

Семьи с низкими доходами, например, будут тратить большую часть своих доходов на самое необходимое, при повышении доходов доля таких расходов будет сокращаться. Более состоятельные семьи тратят примерно столько же из месяца в месяц, а часть доходов могут вкладывать в инвестиции. Уровень долга (студенческие займы, кредиты и т.д.) – ещё один фактор при оценке потребительских расходов. Чем легче взять кредит, тем выше будет уровень расходов. Четвертый показатель – ожидания потребителей. Если люди уверены, вполне вероятно, что они будут скорее тратить, чем копить.

Индекс потребительского доверия отражает отношение американцев к современной и будущей ситуации в экономике и рассчитывается на основании ежемесячного опроса 5 тыс. домохозяйств. Если потребители ожидают повышения уровня инфляции, они будут тратить больше сейчас, чтобы избежать будущего повышения цен.[6] Эти и ещё ряд второстепенных факторов оказывают значительное влияние, на что потребители тратят свои деньги и в каком размере.

В период с конца XX века произошли существенные изменения в структуре потребительских расходов. Изменения, произошедшие в результате технического прогресса, изменения в сфере образования и других сферах повысили уровень жизни, о чем свидетельствует рост потребительских расходов и трансформация их структуры.[3]

Так, в период с 1901 по 2015 годы расходы домохозяйств увеличились в 73 раза. Это привело к тому, что массовое потребление стало отличительной чертой современного общества. Экономика США превратилась в потребительскую экономику. Вот почему потребительские расходы являются важным фактором оценки здоровья и жизнеспособности экономики США.

Потребительские расходы – достаточно гибкий показатель, который может сильно меняться в зависимости от уровня доходов. Семьи с высоким уровнем дохода тратят больше в абсолютных показателях на все категории товаров и услуг, чем семьи с низким доходом. Однако они тратят меньшую долю от своих доходов на еду, чем бедные семьи. Оценивая, на что тратят деньги домохозяйства, можно судить в целом об уровне развития общества.

В начале XX века половину от своих доходов американцы тратили на еду и одежду. Население США составляло 76 млн. человек, среднегодовые расходы домохозяйств - около 769 долларов, из которых 80% шло на еду одежду и жилищные расходы. В 1900 году 43% бюджета семьи тратилось на еду, 23% - на жилье, 14% - на одежду, 5% - на здравоохранение и 2% - на развлечения. Интересно, что дети приносили в семью около 22% дохода, в то время как женщины – всего 8,5%.[7]

В 1950 году население достигло 150 млн. Средние расходы составили 3,8 тыс. долларов. 30% тратили на еду, 28% - на жилье, 12% - на одежду, 5% - на здравоохранение и 4% - на развлечения. Наконец, в 2003 году население выросло до 281 млн. человек. Среднегодовые расходы домохозяйств на этот период достигли 40,7 тыс. долларов, из которых, 13% шло на еду, 33% - на жилье, 4% - на одежду, 6% - на здравоохранение и 5% - на развлечения [7].

Об улучшении материального благополучия семей за сто лет свидетельствует уменьшение расходов на еду и одежду. Более того, начиная с 1970-х гг. средняя американская семья начинает тратить 26,4% от всех расходов на еду на питание все дома, в 2003 году этот показатель достигает 42%. Если в 1901 году семьи могли потратить на товары и услуги по своему усмотрению только 20,2% от своих расходов, то в 2003 году – около половины. Такая возможность покупать товары и услуги по своему усмотрению также повысила уровень жизни американцев. Примером тому является приобретение автомобилей и других менее дорогих товаров и услуг, например, книг и газет. Повысились расходы на образование.[2] Подешевели товары личной гигиены. В 1950 году домохозяйства выделяли на них 2,2% от всех расходов, в 2003 году – 1,3% [7].

В XXI веке семьи покупают компьютеры и телевизоры, загородные дома, лодки и автомобили, посылают детей в лагеря, откладывают деньги на пенсии, посещают театры и музеи, ездят в отпуска. Большей части из всего этого не существовало сто лет назад, что говорит о повышении уровня жизни среднего американца.

Согласно последним данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США личные потребительские расходы достигли 12 трлн. долларов в 2015 году, что составляет около 70% ВВП США и 15,5% мирового ВВП. Две трети расходов составляют услуги, около четверти – товары краткосрочного пользования, остальное приходится на товары длительного пользования.

Таблица 1.
Личные потребительские расходы по типу продукта, 2008-2015 гг. (в млрд. долл.)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Личные потребительские расходы

10013,6

9847

10202,2

10689,3

11050,6

11361,2

11863,4

12283,7

Товары

3375,7

3198,4

3362,8

3596,5

3739,1

3834,5

3970,5

4012,1

Товары длительного пользования

1102,3

1023,3

1070,7

1125,3

1191,9

1241,7

1294,8

1355,2

Товары краткосрочного пользования

2273,4

2175,1

2292,1

2471,1

2547,2

2592,8

2675,7

2656,9

Услуги

6637,9

6648,5

6839,4

7092,8

7311,5

7526,7

7892,9

8271,6

Источник: US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis[8]

Если посмотреть на современную структуру потребительских расходов, то к таким традиционным категориям как еда, одежда и жилье, добавились новые категории расходов. Возросли расходы на здравоохранение, транспорт и образование, что обусловлено новыми требованиями к формированию человеческого потенциала.[1] Как можно увидеть в таблице 2 за 2015 год выросли расходы на все категории, кроме расходов на транспорт.

Таблица 2.
Личные потребительские расходы по назначению, 2008-2015 гг. (в млрд. долл.)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Личные потребительские расходы

10013,6

9847

10202,2

10689,3

11050,6

11361,2

11863,4

12283,7

Потребительские расходы домохозяйств

9731,5

9571

9926,8

10414,3

10757,8

11056,3

11549,8

11955,8

Еда и напитки, потребляемые вне дома

772,9

770

788,9

829,1

848,8

857,5

891,4

900,7

Одежда, обувь и сопутствующие услуги

335,4

321,6

335,8

354,6

370,1

380

387,8

396,8

Жилье, коммунальные услуги и топливо

1869,9

1905,3

1935,1

1989

2021,8

2080,8

2170,6

2253,9

Меблировка, бытовые приборы и текущее обслуживание жилья

442

409,8

417,3

435,2

452,4

468,6

488

506,3

Здравоохранение

1914,2

2000,9

2080,4

2176,9

2266,2

2323

2446,5

2602,4

Транспорт

1009,7

867

942,1

1052

1105,7

1136,2

1168

1116,2

Связь

230,7

230,6

239,6

253,7

264,6

270,9

288,2

296,9

Развлечения

899,6

861,8

888,3

922,8

968,2

1003

1041,8

1087

Образование

218,4

229,1

244,9

256,3

262,5

269,2

278,6

288,3

Финансовые услуги и страхование

771,5

719

763,2

795,8

789,3

830,7

885,7

921,1

Источник: US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis[9]

Чрезвычайно любопытно исследование профессора Вашингтонского университета Джилл Маккласки, проведенное в 2015 году и анализирующее предпочтения потребителей в еде и изменение этих предпочтений. Так, если дети 1970-1980-х гг. выросли на полуфабрикатах, то теперь они, став родителями, делают выбор в пользу местных органических продуктов. Они обращают внимание на то, из чего изготовлены продукты, как они были обработаны. В то же время они интересуются кухней разных национальностей и предпочитают самые разнообразные продукты.

В своей работе профессор пытается объяснить, какие факторы повлияли на такие изменения. Первый фактор – изменение демографической структуры населения США.[4] Доля населения старше 65 лет растет. Если на период исследования она составляла 13%, то по прогнозам на 2020 год, она достигнет 20%. Со старением населения растет заинтересованность в здоровой еде. С другой стороны, так как большая часть пожилых людей живет с мужем/женой или чаще всего в одиночестве, это ведет к упрощению в приготовлении еды. Пожилые люди предпочитают одно блюдо, приготовить которое несложно. Это в свою очередь ведет к уменьшению потребления фруктов и овощей.[10]

Ко второму фактору относится забота о здоровье. Согласно Центру по контролю и профилактике заболеваний 69% взрослого населения США страдало от лишнего веса или ожирения в 2015 году. Проблема приобрела национальный масштаб, и вопрос здорового питания получил широкое освещение в СМИ. Все больше людей хотят сбросить вес, что привело к снижению потребления калорий, растущему еще десять лет назад. Сократилось потребление сладких хлопьев на завтрак. Вместо этого выросло потребление греческого йогурта. Родители готовы тратить больше на специализированные спортивные продукты, такие как 100% белок молочной сыворотки, добавляемый в напитки. Увлечение безглютеновыми продуктами, которые покупают 10% потребителей, также привело к изменениям на рынке. Покупатели требуют, чтобы на упаковке товаров был перечислен полный список ингредиентов, из которых изготовлен продукт [10].

Еще одним фактором стало увеличение доли мигрантов из Азии и Латинской Америки. Испаноязычное население растет быстрее всех, и, согласно прогнозам Испанского центра Пью, к 2050 году оно составит 26% населения США (в 2014 году оно составляло 17%). Большая часть испаноязычного населения США – мексиканцы. Их кухня, как и азиатская кухня, достаточно острая. Это объясняет изменение предпочтений американцев в сторону более острых блюд .

Традиционная американская семья уходит в прошлое. Все больше людей предпочитают жить в одиночестве, а браки становятся более поздними. В 2012 году доля домохозяйств, состоящих из одного человека, была равна 27,4%. В 1970 году этот показатель составлял 17%. На семьи с детьми приходилось 28% домохозяйств в 2012 году. Все это привело к уменьшению порций и увеличению готовой еды, продаваемой в магазинах. Традиционное питание три раза в день уступило место перекусам.

Увеличилась доля женщин в рабочей силе, что привело к увеличению продуктов, потребляемых вне дома.[5] Больше мужчин стало ходить за покупками. В результате, выросло производство готовых продуктов. Население стало более образованным. 36% населения, родившиеся в последние два десятилетия XX века, имеют высшее образование, чем можно объяснить открытость к новым продуктам. С другой стороны, растет неравенство доходов, что ведет к неоднородности в выборе продуктов питания [10].

Потребители требуют более качественные продукты. Большое влияние на выбор еды оказывают знаменитости и шеф-повары, а также различные видео в социальных сетях. Потребители хотят вкусной, здоровой и утонченной еды. Все более популярными становятся «цельные продукты», более дорогие и качественные. Все больше людей готовы тратить больше на качественные продукты. На рынке продуктов питания также наблюдается тенденция кастомизации, когда продукт создается под конкретный заказ потребителя путем его комплектации дополнительными ингредиентами.

Таким образом, если раньше определяющим фактором для покупки продуктов питания была их стоимость, то теперь это множество других факторов, таких как качество, вкус, полезность, разнообразие, натуральность, свежесть и т.д., на которые накладываются тенденции, связанные с демографическим составом населения.

Помимо структуры потребительских расходов интересно посмотреть на возрастной состав потребителей и уровень их расходов, позволяющие четко проследить изменения в демографическом составе населения США. Так, количество домохозяйств, члены которых находятся в возрасте до 44 лет, составляет чуть более 50 тыс. Среднегодовой расход такого домохозяйства равен 50 тыс. долларов. В то время как число домохозяйств с членами от 45 лет составляет 78,3 тыс., а средний уровень расходов такого домохозяйства равен 57,7 тыс. долларов в год.

Таблица 3.
Потребительские расходы по возрасту потребителей, 2015 г.

Для всех

Меньше 25 лет

25 - 34

35 - 44

45 - 54

55 - 64

65 лет и старше

65 – 74

75 лет и старше

Число домохозяйств (в тысячах)

128,437

7,605

21,018

21,514

24,252

24,089

29,960

17,336

12,623

Среднегодовые расходы (в долларах)

55,978

32,797

52,062

65,334

69,753

58,781

44,664

49,477

38,123

Источник: Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics[11]

Ничего удивительного в том, что среднегодовые расходы домохозяйств, состоящих из пожилых людей, выше, чем расходы более молодых потребителей, нет. Экономисты давно установили зависимость между возрастом потребителем и их расходами. Традиционно люди склонны брать кредиты, когда они молоды, копить в зрелости и расходовать деньги в старости.

Среднегодовые расходы домохозяйств, члены которых являются белыми, составили около 58 тыс. долларов в 2015 году, чьи члены азиатского происхождения – 63,7 тыс. долларов, расходы домохозяйств, состоящих из черных или афроамериканцев, - 40,4 тыс. долларов в год.

Таблица 4.
Потребительские расходы по расовой структуре потребителей, 2015 г.

Для всех

Белые и другие, азиаты

Черные или афроамериканцы

Все

Белые и другие

Азиаты

Число домохозяйств (в тысячах)

128,437

111,771

106,176

5,595

16,667

Среднегодовые расходы

$55,978

$58,281

$57,997

$63,672

$40,372

Источник: Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics[12]

В 2015 году средний показатель потребительских расходов составил 55,978 тыс. долларов в год, что на 4,6% выше показателя 2014 года, который составлял 53,495 тыс. долларов. В свою очередь, потребительские расходы в 2014 году выросли по сравнению с 2013 годом, когда они составляли 51 тыс. долларов, на 4,7%.[13]

Среднегодовые расходы 20% населения с самыми низкими доходами составили 24,5 тыс. долларов в 2015 году, а расходы 20% самых состоятельных граждан США – 110,5 тыс. долларов в год.

Таблица 5.
Потребительские расходы по уровню доходов потребителей, 2015 г.

Для всех

20% самых бедных

Следующие 20 %

3 группа – 20%

4 группа – 20%

Самые богатые 20%

Число домохозяйств (в тысячах)

128,437

25,672

25,562

25,700

25,730

25,773

Минимальный доход

-

-

$19,572

$37,638

$62,587

$103,057

Среднегодовые расходы

$55,978

$24,470

$35,063

$45,912

$63,671

$110,508

Источник: Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics[14]

Исследования показали, что в целом темпы роста потребительских расходов среднего американца сравнительно невелики по сравнению с темпами роста расходов состоятельных граждан. Так, расходы 5% населения с высокими доходами растут на 5,2% каждый год. В то время как для остальной части населения этот показатель составляет 2,8% в год. Доля этих 5% населения в потребительских расходах выросла с 26% в 1989 году до 38% в 2012 году. Представленные данные показывают ориентированность американской экономики на нужды богатой группы общества, что в свою очередь может привести к увеличению пропасти, так как внутри отраслей, ориентированных на состоятельную часть населения, заработные платы будут выше относительно зарплат в других отраслях.[15]

За 2015 год среднегодовые расходы выросли по всем категориям расходов домохозяйств. Из них самый высокий рост пришелся на расходы на личное страхование и пенсии, который увеличился на 10,9% и достиг более 6 тыс. долларов. Далее идут расходы на образование, выросшие на 6,4%, транспорт (4,7%), развлечения (4,2%). Расходы на еду, жилье, одежду и услуги выросли от 3,4% до 3,9%. Расходы на здравоохранение повысились на 1,2% в 2015 году [13].

Если рассматривать структуру потребительских расходов по составу домохозяйств, то в 2015 году домохозяйство, состоящее из одного родителя с по крайней мере одним несовершеннолетним ребенком, около половины от своих расходов тратило на еду и жилье, самый высокий показатель среди всех изучаемых групп. Около 10% тратила женатая пара на здравоохранение, что в два раза больше, чем тратило на здравоохранение домохозяйство с одним родителем (5,2%). Большая часть расходов женатых пар с детьми приходилась на личное страхование и пенсии (13,3%), что также является самым высоким показателем расходов на эту категорию среди всех домохозяйств. Наконец, другие женатые пары, куда входят женатые пары без детей и проживающие с ними родственники, большую часть потратили на транспорт (19,2%).

Таблица 6.
Доля среднегодовых расходов по типу домохозяйств, 2015 г. (в процентах)

Женатые пары

Женатые пары с детьми

Другие женатые пары

Один родитель с несовершеннолетним ребенком

Один человек и другие виды домохозяйств

Еда

11,8

13,1

12,2

13,4

12,5

Проживание

31,3

31,2

30,8

36,8

35,7

Транспорт

16,6

17,6

19,2

17,5

16,3

Здравоохранение

10,2

6,8

7,9

5,2

7,1

Личное страхование и пенсии

11,6

13,3

12,8

8,9

9,3

Источник: Consumer Expenditure - 2015, U.S. Bureau of Labor Statistics[13]

Последний мировой экономический кризис 2008 года оказал влияние на характер потребления в США. Во-первых, с повышением уровня безработицы люди массово пошли на программы подготовки и переподготовки кадров, чтобы получить востребованную профессию и найти работу. Таким образом, их потребление сократилось, либо потому что у них не было работы, либо потому что значительную часть своих доходов они тратили на образование.

Во многом оказало влияние на потребительские расходы растущее неравенство в доходах, что привело к сокращению расходов и экономии. Кризис сильно ударил по среднему классу. Экономика больше не создавала высокооплачиваемых рабочих мест. На рынке труда требовались либо специалисты высокой квалификации, либо люди физического труда, к которым выходцы среднего класса себя не относили. Вот почему в период кризиса появилось и стало популярным политическое «Движение чаепития», выступающее против повышения налогов. Вот почему внутри страны появилась сильная оппозиция по отношению к договорам о зоне свободной торговли.[16] Снизился уровень потребительского доверия. Люди старались приобретать товары и услуги по более низким ценам. Все эти тенденции актуальны и для сегодняшнего дня.


Список литературы

[1] Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX – начале XXI века. – М.: ИСКРАН, 2009. - 156 с.

[2] Емельянов Е.В., Чудинова К.О. Государственные программы в сфере образования. В книге: Государственные финансы и бюджетные приоритеты США в начале XXI ВЕКА. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. Москва, 2014. С. 162-182.

[3] Лебедева Л.Ф.Структурные сдвиги в личном потреблении в России и в США: особенности современного периода. США и Канада: экономика, политика, культура. 1997. № 12. С. 34-46.

[4] Развитие пенсионного обеспечения в начале XXI века: мировые тенденции и национальные особенности. Материалы ситуационного анализа. Москва, ИСКРАН, 2015. 168 c.

[5] Экономика и социальная политика: гендерное измерение. Ред. Малышева М.М. Курс лекций//Москва, 2002. - М.: Academia, 2002. – 288 с.

[6] Kimberly Amadeo. Consumer Spending: Definition and Determinants. What You Buy Every Day Drives U.S. Economic Growth/The balance. 12.08.2016. Available at: Бф https://www.thebalance.com/consumer-spending-definition-and-determinants-3305917 (Дата обращения: 12.11.2016).

[7] 100 Years of U.S. Consumer Spending. U.S. Bureau of Labor Statistics. U.S. Department of Labor. 2006. P. 69. Available at: http://www.bls.gov/opub/uscs/report991.pdf (Дата обращения: 06.11.2016).

[8] US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. http://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=9&step=1&acrdn=2#reqid=9&step=3&isuri=1&903=70 (Дата обращения: 05.11.2016).

[9] US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. http://www.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=9&step=1&acrdn=2#reqid=9&step=3&isuri=1&903=74 (Дата обращения: 05.11.2016).

[10] Jill J. McCluskey. Changing Food Demand and Consumer Preferences. 2015. P. 18. Available at: https://www.kansascityfed.org/~/media/files/publicat/rscp/2015/mccluskey-paper.pdf?la=en (Дата обращения: 12.11.2016).

[11] Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics, August, 2016 http://www.bls.gov/cex/2015/combined/age.pdf (Дата обращения: 05.11.2016).

[12] Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics, August, 2016 http://www.bls.gov/cex/2015/combined/race.pdf (Дата обращения: 05.11.2016).

[13] Consumer Expenditure - 2015, U.S. Bureau of Labor Statistics, August, 2016. Available at: http://www.bls.gov/news.release/cesan.nr0.htm (Дата обращения: 05.11.2016).

[14] Consumer Expenditure Survey, U.S. Bureau of Labor Statistics, August, 2016 http://www.bls.gov/cex/2015/combined/quintile.pdf (Дата обращения: 05.11.2016).

[15] Nathan Wilmers. How reliance on high-income consumers increases wage inequality in the U.S. economy. 06.2014. Available at: http://www.scholarsstrategynetwork.org/brief/how-reliance-high-income-consumers-increases-wage-inequality-us-economy (Дата обращения: 12.11.2016).

[16] Kimberly Amadeo. Consumer Spending Trends and Current Statistics. Consumer Spending Improved 4.2% in Late Spring 2016/The balance. 30.09.2016. Available at: https://www.thebalance.com/consumer-spending-trends-and-current-statistics-3305916 (Дата обращения: 12.11.2016).



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.