Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2017

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1

А.С. Степанов,
научный сотрудник
Центра военно-политических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Н.В. Степанова,
м.н.с. Центра Военно-политических исследований
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется такое явление как электронное правительство, представляющее собой один из обязательных элементов перехода к информационному обществу. Рассматривается определение и сущность этого явления. Говорится об изменениях, которые его появление вносит в жизнь общества, включая электронное участие и электронную демократию. Анализируется проблема информационного неравенства как одного из препятствий на пути развития электронного правительства. Рассматривается эволюция, которую это понятие претерпело за последнее время. Кроме того, анализируется опыт по внедрению электронного правительства в России и США.

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, электронное управление, электронное участие, электронная демократия, информационное неравенство.

E-GOVERNMENT IN THE MODERN WORLD

Stepanov Alexey,
research fellow,
Center for Military and Political Research,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Stepanova Nataliya,
junior research fellow,
Center for Military and Political Research,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article analyzes the phenomenon of e-government, as one of the key elements of the transition to the information society. It overviews the definition and the essence of this phenomenon, refers to the changes it brings to society, such as e-participation and e-democracy. It also analyzes the problem of digital divide, which impairs the introduction of e-government, and describes the recent evolution of the concept of digital divide. Moreover, it analyzes the experience of e-government implementation in Russia and the U.S.

Keywords: e-government, information and communication technologies, information society, е-governance, e-participation, e-democracy, digital divide.

На пороге XXI века одновременно с развитием информационных технологий и ростом вычислительных мощностей у государств мира появилась уникальная возможность повысить эффективность работы правительственных структур (например, сделать госуслуги доступнее для населения, повысить скорость принимаемых решений, сократить расходы на работу госаппарата), а также успешно бороться с негативными тенденциями работы правительства, такими как рост коррупции. Совокупность информационно-коммуникационных технологий, используемых в этих целях, получила название «электронного правительства» (от англ. «e-government»). Разработка этих концепций началась еще в конце ХХ века. С тех пор электронное правительство активно внедряется в жизнь государства и общества, спектр его функций расширяется, а их эффективность увеличивается. Во многом идея электронного правительства была позаимствована у частных компаний, где начали распространяться электронные методы оказания услуг и цифровая система организации внутренней работы. Например, в частном секторе распространилась идея комплексного обслуживания клиентов, которые могут заказывать необходимые товары и услуги в одной «точке доступа» за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Аналогично, за счет новых технических средств, государство получает возможность объединить процесс предоставления услуг, за которые отвечают разные ведомства, для удобства отдельных граждан, коммерческих организаций и других общественных объединений.

Сам термин «электронное правительство» (electronic government), а также синонимичный ему термин «цифровое правительство» возник в середине 90-х годов прошлого века. Однако изучение этого феномена началось не сразу. Так, первое научное издание, посвященное проблемам электронного правительства, появилось в 2003 году2. В настоящее время этому явлению посвящены несколько научных конференций. Крупнейшие из них: Гавайская международная системологическая конференция; Ежегодная международная конференция по вопросам изучения цифрового правительства, проводимая Североамериканским обществом изучения цифрового правительства, а также конференция, посвященная электронному правительству, которую организует Международная федерация по обработке информации. Пионерами в реализации концепции на практике стали США и Европейский союз. Существует несколько определений «электронного правительства». Наиболее общепринятое из них использует Организация объединенных наций. В 2004 году в специальном докладе ООН этот термин был определен как «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) государством для предоставления информации и оказания государственных услуг населению»3. Более развернутое определение дается в другом докладе ООН. В нем говорится, что электронное правительство «подразумевает использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с целью повышения эффективности правительства, облегчения доступа к государственным услугам, расширения доступа общественности к информации и обеспечения большей подотчетности государства своим гражданам»4.

При правильном и всестороннем развитии, электронное правительство выходит за пределы администрирования и оказания государственных услуг и начинает влиять на демократические процессы, отношения между гражданами, формирование гражданского общества, характер отношений между государственным и частным сектором. В этом случае можно говорить о так называемом «электронном управлении» (англ. «E-governance»). По сути, значение этого термина шире, чем «электронное правительство» и включает его в себя. Электронное управление должно стремиться к достижению следующих целей:

  • принятию определенного политического курса, направленного на создание нормативов работы с информацией;

  • улучшению качества оказания государственных услуг за счет ориентирования работы госструктур на нужды потребителя;

  • повышению эффективности работы государственных структур при одновременном снижении затрат на их функционирование за счет использования технических, организационных и управленческих инноваций;

  • вовлечению граждан в демократический процесс путем упрощения доступа к информации и публичным обсуждениям (участие граждан в общественно-политической жизни страны посредством ИКТ нередко называется специальным термином «электронное участие» (e-participation);

  • проведению административных и структурных реформ, направленных на повышение подотчетности, транспарентности и доверия к правительству со стороны граждан5.

Использование информационно-коммуникационных технологий с целью расширения участия граждан в политической жизни общества носит название электронной демократии (e-democracy). Реализация этой концепции выполняет две главные функции: позволяет доносить мнение граждан до руководства страны и дает большинству населения возможность принимать участие в обсуждениях различных вопросов актуальной политики. Это выражается в составлении гражданами онлайн-петиций к руководству страны, участии в интернет-голосованиях, выражение своего мнения на специальных форумах и так далее.

Взаимодействия в рамках электронного правительства осуществляются на нескольких уровнях. В различных источниках называется разное их число, но чаще всего эксперты выделяют четыре уровня взаимодействия: «государство-граждане» (Government-to-Citizen (G2C), «государство–бизнес» (Government-to-Business (G2B), «государство-государство» (Government-to-Government). Как будет показано ниже, на определенном этапе развития электронного правительства взаимодействия приобретают и обратный характер (например, B2G или C2G).

Первый уровень взаимодействия во многом составляет основу электронного правительства. Сюда входит предоставление гражданам страны различной информации и оказание государственных услуг. В основном речь идет о выдаче государственных документов, свидетельств и сертификатов; приеме платежей, заполнении налоговых деклараций и предоставлении прочих услуг в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства и так далее. В странах, где электронное правительство особенно развито, при помощи электронных технологий граждане получают возможность участвовать в выборах, приобретать недвижимость и организовывать свой отдых. В основном, такие услуги оказываются при помощи веб-сайтов, мобильной связи и социальных сетей. В результате сокращается как время ожидания предоставления госуслуг, так и время их оказания. Кроме того, доступ к услугам, ранее оказываемым в разных ведомствах, становится возможным получить на одном веб-портале. Во многом деятельность электронного правительства облегчает жизнь гражданам страны, проживающим за границей, например, за счет механизма удаленного участия в выборах.

Взаимодействие на уровне «государство-бизнес» характеризуется, в первую очередь, созданием электронной системы госзакупок. Это приводит к повышению прозрачности проведения тендеров и соответственно – к более честной конкуренции между претендующими на контракты компаниями. Кроме того, электронное правительство упрощает процедуру подачи налоговых и таможенных деклараций и облегчает процесс регистрации новых фирм. Полезна для бизнеса и информационная функция электронного правительства, так как позволяет компаниям получать полезные сведения, в частности, данные об экономических показателях в стране и мире.

Взаимодействия «государство-государство» подразделяются на две категории: на местном или внутреннем уровне и между отдельными странами. Первый уровень подразумевает взаимодействие между министерствами и ведомствами в одном государстве, а также между местными и центральными органами власти. Кроме него существуют и системы взаимодействия между различными государствами, главным образом, в сфере международной торговли и дипломатии. Электронное сотрудничество осуществляется и в других областях, таких как борьба с международной организованной преступностью и терроризмом.

Некоторые специалисты также выделяют уровни «государство-госслужащие» (Government-to-Employee (G2E) и «государство-неправительственные организации» (Government-to-Nonprofit (G2N)6.

По мнению экспертов ООН, существует несколько стадий развития электронного правительства в той или иной стране. О достижении определенной стадии можно говорить в зависимости от того, насколько полно те или иные государственные услуги представлены в электронном виде.

Первая стадия носит название «начальное присутствие» и заключается, как правило, в том, что руководство страны открывает в интернете официальный сайт, на котором содержится основная информация о правительстве, министерствах и ведомствах. Также на нем может быть выложена официальная статистика и некоторые государственные архивные документы.

На следующей стадии «улучшенного присутствия» создается один или несколько полнофункциональных веб-порталов, на которых публикуется намного больше информации. Публикуемые документы представляют собой не только архивные данные, но и текущие правительственные нормативные акты, а также стратегические и доктринальные документы. Как правило, все они доступны для скачивания. На этом же этапе могут быть созданы мобильные порталы с функцией текстового оповещения граждан посредством СМС.

Следующий виток развития электронного правительства называется «интерактивное присутствие». В соответствии с названием, на этом этапе становится доступна обратная связь: от граждан к правительству. У первых появляется возможность заполнять на веб-сайтах формы для предоставления государственных услуг, участвовать в онлайн-обсуждениях, запрашивать у правительства информацию, обращаться к представителям власти напрямую через электронную почту или другие средства.

Четвертая стадия носит название «транзакционное присутствие». На этом этапе при помощи правительственных онлайн-сервисов граждане могут совершать различные финансовые и нефинансовые транзакции, в том числе осуществлять налоговые и другие платежи, подавать заявления на получение государственных документов, или принимать участие в торгах. Зачастую для этих целей государственными органами создаются специальные мобильные приложения.

Последняя, высшая стадия зрелости электронного правительства называется «комплексное присутствие». На ней электронное взаимодействие между гражданами и государством приобретает черты «электронного управления» и «электронной демократии». Активно развивается взаимодействие на уровне «государство-государство» и «государство-госслужащие». Правительство привлекает граждан к процессу принятия решений, используя для этого весь спектр электронных средств. Отношения между государством и гражданским обществом, а также между государственными ведомствами претерпевает коренную трансформацию, их взаимодействие становится открытым и продуктивным7.

В связи с распространением мобильных технологий некоторыми экспертами был предложен термин «мобильное правительство» (m-government), которое является составной частью электронного8.

Проблемы электронного правительства невозможно рассматривать вне контекста развития информационно-коммуникационных технологий в целом. Те, в свою очередь, неразрывно связаны с социоэкономическим развитием общества, служат неотъемлемым фактором его эволюции и отражают многие его черты. Информационно-коммуникационные технологии играют все бо́льшую роль в жизни людей, привнося подчас радикальные перемены в процесс труда и отдыха человека, меняя механизмы работы как частного бизнеса, так и государственных структур.

Как было показано выше, в сфере государственного управления ИКТ не только облегчают процесс оказания госуслуг населению, но и вносят новые элементы в само понятие взаимодействия государства с другими общественными субъектами и даже меняют представление о демократии.

Информационные технологии в современном обществе способны повысить степень участия различных групп населения в политической жизни страны, а также привлечь к ней те группы, которые были традиционно от нее отстранены. Во-первых, при помощи ИКТ – главным образом, интернета – повышается осведомленность граждан о политических событиях и позициях различных политических сил в отдельно взятой стране и мире. Политические партии и другие структуры имеют возможность, проводя специальные информационные кампании и публикуя сведения о себе, повысить доверие к своей политике у разных групп населения. Наконец, граждане получают возможность принимать непосредственное участие в формировании государственной политики.

Кроме того, как показывают многие события последних лет, ИКТ обладают огромным мобилизационным потенциалом, помогая не только информировать, но и организовывать различные формы участия людей в мероприятиях, проводимых как онлайн, так и в реальной жизни. Это, в частности, проявляется в значительном росте числа политических активистов и проводимых ими кампаний. В теории, заходя в интернет с целью, совсем не связанной с политикой, люди могут наткнуться на политическую информацию, которая заинтересует их и, возможно, поспособствует их вовлечению в эту сферу.

Помимо этого, ИКТ способствуют зарождению новых политических сил. Дело в том, что интернет предоставляет практически равные ресурсы организациям, которые им пользуются. Он уравнивает политические субъекты в возможностях сбора финансовых средств, обмена сообщениями, сбора информации и др. В итоге преимущество, в первую очередь оказывается не у тех, кто обладает материальными активами, а на стороне тех, кто может похвастаться лучшими навыками, владением информацией и опытом работы с различными инструментами интернета и прочих видов ИКТ.

Однако, несмотря на масштабы распространения информационных технологий и те выгоды, которые они приносят, различные страны мира, как и отдельные категории граждан не имеют к ним равного доступа. Ввиду того, что доступность ИКТ предопределяет переход к информационному обществу и «экономике знаний», такое неравенство имеет глубокую природу и весьма негативные последствия. Такое явление получило название «информационного неравенства». В некоторых источниках оно носит такие наименования, как «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровая дифференциация», «цифровая сегрегация» и другие.

Изначально проблема «информационного неравенства» характеризовалась физическим отсутствием у определенной части людей доступа к ИКТ, либо чрезмерно высокой стоимостью этого доступа, тогда как в настоящее время, в основном, речь идет о разнице в качестве предоставляемых услуг. Наличие в стране тех или иных информационных услуг зависит от ряда факторов, включая уровень экономического развития страны, государственную политику в области ИКТ, характер правового регулирования информационных технологий, объем инвестиций в эту сферу, степень участия в ней частного сектора и политику ценообразования9. Кроме того, одной из ключевых причин информационного неравенства является разница в уровне образования, навыках пользования информационными услугами и уровне доходов.

Пожалуй, основным фактором информационного неравенства в мире является уровень образования, так как он, как правило, предопределяет и общий уровень грамотности, и степень развития навыков, необходимых для пользования ИКТ. Согласно некоторым исследованиям, вероятность того, что гражданин пользуется интернетом, в развитых странах возрастает в 2-3 раза, если он является выпускником вуза10. Другим важным фактором является языковой барьер и возникающая вследствие этого диспропорция между объемом контента, представленного в интернете на определенном языке и количестве пользователей, которые могут успешно ознакомиться с этой информацией. Английский – самый распространенный в интернете язык. На нем публикуется приблизительно 56% всего размещенного там контента, в то время как доля пользователей Сети, владеющих им, составляет 27%11. Самым «дискриминированным» языком, по этой логике, может считаться китайский. Несмотря на то, что на нем говорит четверть всех пользователей интернета, доля контента на китайском составляет 4%. Исправить ситуацию можно путем перевода публикуемых материалов на языки других стран. Как демонстрируется в докладе ООН, ситуация в этой сфере улучшается. Если в 2012 году доля веб-сайтов, содержащих материалы на иностранных языках, составляла 54%, в 2014 году она была равна уже 74%, а в 2016 году – 86%12.

Возвращаясь к теме качества доступа к ИКТ, заметим, что, по крайней мере, в развитых в этом плане странах, это качество имеет не только технические характеристики. В контексте участия граждан в деятельности на пользу себе и обществу важно не само наличие доступа к интернету или интенсивность пользования им, а скорее на что тратится проведенное там время. В исследовании, проведенном в 2013 году голландскими исследователями был сделан вывод о том, что в Нидерландах люди с низким уровнем образования, люди с ограниченными возможностями и безработные проводят в Сети гораздо больше времени, чем их более образованные и трудоустроенные сограждане13. Отталкиваясь от этого вывода, ученые заключили, что на современном этапе имеет место новый вариант информационного неравенства. Для своего исследования они выделили несколько видов активности пользователей в интернете: поиск информации, чтение новостей, личностное развитие, общение, отдых, коммерческая деятельность и онлайн-игры14. Разумеется, одни из этих видов полезнее для пользователя, чем другие. Причем самое распространенные виды времяпровождения для людей с низким уровнем образования – интернет-общение и онлайн-игры – не только самые затратные по времени, но и увлекают человека до такой степени, что он перестает интересоваться другими возможностями, которые предоставляют ИКТ, в том числе и участвовать в политической жизни страны. Таким образом, напрашивается весьма любопытный вывод. В настоящее время интернет стал гораздо менее «элитным», чем был в период своего становления, когда большинство пользователей составляли люди с высшим или средним образованием. Теперь интернет-аудитория представляет собой срез всех слоев общества, в связи с чем, неравенство, существующее в реальном обществе, успешно перекочевало в онлайн вместе с его социальными, экономическими и культурными особенностями. Так как доступ к ИКТ, как было показано выше, предоставляет человеку доселе невиданные преимущества, наличие такого доступа, при игнорировании всех этих преимуществ, порождает еще большее информационное и, следовательно, социальное неравенство. Таким образом, в настоящее время обеспечить доступ населения в интернет недостаточно. В эпоху повсеместного распространения ИКТ, роль образования и просветительской работы с населением многократно возрастает и предопределяет потенциальный успех как электронного правительства, так и перехода к информационному обществу в целом.

В связи с вышесказанным, представляется необходимым сделать следующие политические рекомендации по преодолению информационного неравенства и стимулированию развития институтов информационного общества:

  1. Развитие образования, проведение социальной и культурной политики популяризации использования ИКТ для участия в политической жизни страны, добывания информации, личностного и карьерного роста;
  2. Обеспечение равного доступа к ИКТ всех слоев населения;
  3. Проведение политики удешевления доступа к ИКТ при одновременном улучшении его качества;
  4. Государственная поддержка НИОКР в области ИКТ.

В первом десятилетии XXI века многие государства совершили значительный прогресс во внедрении электронного правительства в повседневную жизнь общества. Для оценки уровня развития данной сферы в странах мира Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН был разработан коэффициент, названный индексом развития электронного правительства (ИРЭП). Он включает в себя три компонента: индекс развития электронных услуг, индекс телекоммуникационной инфраструктуры и индекс человеческого капитала15. По данным ООН, в 2016 году 29 стран обладали очень высоким индексом развития электронного правительства (0,75 и выше). При этом, число стран с очень высоким и высоким ИРЭП увеличилось по сравнению с 2014 годом. Около 70% государств входят в группу с высоким ИРЭП (65 государств с индексом от 0,5 до 0,75) и средним ИРЭП (67 государств с индексом от 0,25 до 0,5).

Среднее мировое значение ИРЭП составляет 0,4992, что указывает на явные диспропорции в развитии данной сферы, связанные с разным уровнем ВВП государств, недостаточными инвестициями в информационно-телекоммуникационные технологии, человеческий капитал и предоставление электронных услуг. Более того, даже среди стран «большой двадцатки», суммарный ВВП которой составляет более 90% мирового, заметно цифровое неравенство, выраженное в доле населения, пользующегося интернетом (см. табл. 1).

Таблица 1.
Большая двадцатка в 2016 году


ИРЭП
(место в рейтинге)

ВВП,
% от мирового16, 2015

ВНП на д.н.,
тыс. долл. США,
2015

Доля населения,
пользующегося
Интернетом, %

Австралия

0,9143 (2)

1,8

56,3

84,6

Аргентина

0,6978 (41)

0,8

13,4

64,7

Бразилия

0,6377 (51)

2,4

8,5

57,6

Великобритания

0,9193 (1)

3,9

43,7

91,6

Германия

0,8210 (15)

4,6

41,2

86,2

Индия

0,4637 (107)

2,8

1,6

18,0

Индонезия

0,4478 (116)

1,2

3,3

17,1

Италия

0,7764 (22)

2,5

29,8

62,0

Канада

0,8285 (14)

2,1

43,2

87,1

Китай

0,6071 (63)

14,8

7,9

49,3

Мексика

0,6195 (59)

1,6

9,0

44,4

Россия

0,7215 (35)

1,8

9,1

70,5

Саудовская Аравия

0,6822 (44)

0,9

20,5

63,7

США

0,8420 (12)

24,4

55,8

87,4

Турция

0,5900 (68)

1,0

9,1

51,0

Франция

0,8456 (10)

3,3

36,2

83,7

Южная Корея

0,8915 (3)

1,9

27,2

84,3

ЮАР

0,5546 (76)

0,4

5,7

49,0

Япония

0,8440 (11)

5,6

32,5

90,6

ЕС

0,7241

22,1

31,8

75,3

Показатели ИРЭП отражают масштабы мирового неравенства не только отдельных стран, но и целых регионов. Ведущие позиции в области развития электронного правительства занимает Европа, 18 государств которой можно найти в списке 27 лидеров, на втором месте – Азия (5 гос-в), затем Северная и Южная Америка (2 гос-ва) и Океания (2 гос-ва). Самые низкие показатели индекса (0,2882) принадлежат африканскому континенту, что обусловлено неразвитостью ИКТ и низким доходом жителей стран региона.

Соединенные Штаты Америки находятся в числе лидеров в вопросе развития электронного правительства, в 2016 году они заняли 12 место по ИРЭП (7 место – в 2014). Эта страна по праву может считаться пионером в данной области.

В 1993 году президент США У. Клинтон объявил о создании специальной группы (National Partnership for Reinventing Government), основной целью которой была подготовка отчета о продуктивности федерального правительства17. Предложенная реформа была полностью взаимосвязана с внедрением информационных технологий в сферу госуправления, где стали предприниматься попытки по изменению рабочего процесса, направленные на удовлетворение потребностей граждан, а не самих госструктур.

В 2002 году был принят Закон об электронном правительстве, основной целью которого было улучшение управления, а также продвижение услуг, оказываемых в рамках электронного правительства. В соответствии с принятым законом в структуре Административно-бюджетного управления администрации президента было образовано Управление по делам электронного правительства и информационных технологий (Office of E-Government & Information Technology), а также учреждена должность Федерального директора по информационным технологиям (Federal Chief Information Officer), возглавившего данное подразделение. С приходом к власти Б. Обамы, который активно использовал интернет-технологии еще в ходе предвыборной кампании, развитие электронного правительства стало приоритетным направлением внутренней политики новой администрации. За период с 2009 по настоящее время в США были выдвинуты новые инициативы, включающие использование облачных технологий, смартфонов и высокоскоростных сетей. Отдельным направлением развития электронного правительства стал упор на создание открытых государственных баз данных18. В 2012 году Б. Обама запустил всеобъемлющую стратегию развития цифрового правительства (Digital Government Strategy), направленную на улучшение качества услуг, оказываемых американским гражданам. В документе обозначены основные этапы развития цифрового правительства и перечислены государственные органы, ответственные за реализацию поставленных задач19. В настоящее время в США существует целый спектр интернет-ресурсов, с помощью которых общественность имеет возможность как получить информацию, касающуюся государственной сферы, так и предоставить ее. К примеру, на сайте opensecrets.org можно отследить финансирование избирательных кампаний, как президентских, так и выборов в Конгресс. Предоставляемая информация существенным образом влияет на ход предвыборной гонки, формирование общественного мнения о кандидатах, их поведение и другие факторы. На сайте Белого дома существует раздел We the People (https://petitions.whitehouse.gov/), где граждане могут подавать петиции. Администрация президента обязуется отвечать на обращения, набравшие более 100 тысяч подписей в течение 30 дней20. Сервис Challenge.gov (https://www.challenge.gov/list/) предлагает гражданам поучаствовать в различных проектах, организованных правительственными ведомствами. Огромный интерес представляет сервис Data.gov (http://www.data.gov/about), благодаря которому можно получить доступ к информационным базам широчайшего профиля. Согласно принятому в 2013 году меморандуму о политике открытых данных21 федеральные ведомства обязуются использовать машиночитаемые и доступные форматы, информационные стандарты, а также совместные метаданные при создании и сборе информации. В дополнении к этому ведомства должны уделить особое внимание обработке информации, ее конфиденциальности, защите и секретности. Поэтому информационные системы должны быть модернизированы в целях максимального межведомственного взаимодействия и повышения доступа к информации. В настоящее время ресурс data.gov является источником огромных объемов правительственной информации. На сайте Congress speaks (http://congressspeaks.com/) предоставляется возможность ознакомиться с публичными заявлениями конгрессменов, их наиболее употребляемыми фразами, просмотреть статистику голосования, а также провести сравнение по ряду показателей между двумя штатами. C помощью сервиса Vote Smart (http://votesmart.org/) можно получить информацию практически обо всех политиках Соединенных Штатов. Существует целый ряд как федеральных, так и муниципальных веб-сервисов, с помощью которых граждане могут решить вопросы, связанные с трудоустройством, образованием, медициной и другими сферами жизни22.

В Соединенных Штатах активно развивается направление взаимодействия государства с гражданами и частным сектором, носящее обратный характер. В 2009 году была создана неправительственная организация «Код для Америки» (Code for America), основной целью которой является обеспечение сотрудничества с местными властями, направленное на повышение открытости и эффективности предоставления государственных услуг. Организация состоит из нескольких групп, включая штатных сотрудников, отвечающих за координацию деятельности всего предприятия; сотрудников (fellows), работающих в «Коде» в течение года, и активистов, т.н. бригадиров («brigade captains»), обеспечивающих взаимодействие с местными властями23. НПО ставит перед собой три цели: внедрение цифровых технологий на всех уровнях правительства, обеспечение эффективной взаимосвязи выработки политики и ее внедрения, а также содействие гражданскому участию в правительственной деятельности24.

Еще одна тенденция, способная полностью изменить иерархическую модель правительственных институтов – использование различных веб-сервисов для сотрудничества в государственном секторе. Ярчайший пример в данном контексте – GitHub – самый крупный веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки25. Сервис позволяет просматривать страницы профиля его участников (своего рода резюме в вопросе информационных разработок), что предоставляет возможность создания целых сообществ сотрудников по различным проектам. Не вдаваясь в более сложные технические подробности организации данного сервиса, отметим, что многие эксперты отводят GitHub роль фундамента в вопросе формирования новой неиерархической модели взаимодействия в политической сфере26. Примеров этого взаимодействия множество. В первую очередь, вышеупомянутый ресурс открытых государственных данных data.gov разрабатывается на платформе GitHub. Кандидат в конгрессмены Дэвид Коул разместил свою политическую платформу на GitHub и предложил избирателям ее прокомментировать и внести изменения27. Также сервис использовался для совместного написания законодательных актов28. Помимо GitHub работу с текстовыми и другими документами, можно наладить и в таких веб-сервисах, как Google Docs, Dropbox и SharePoint.

Россия, как следует из данных табл. 1, занимает 35 место в рейтинге ИРЭП, представляя группу стран с высоким уровнем этого показателя (0,7215)29. В нашей стране информационно-коммуникационные технологии в социально-экономической сфере и государственных органах власти начали активно развиваться в начале XXI века. В 90-е годы XX века ИКТ только начали проникать в сферу государственной деятельности. В этой связи заслуживает внимания государственная автоматизированная система «Выборы», которая с 1995 года обеспечивает процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки и проведения выборов и референдумов, а также оперативного доведения результатов проведенных мероприятий до избирателей. Система обеспечивает транспарентность и контролируемость этих процессов, что способствует демократизации государственной сферы.

В начале 2000-х годов правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010). Программа подвергалась значительным корректировкам, предлагались новые редакции, менялось финансирование. В 2008 году в рамках программы открыли сеть многофункциональных центров предоставления услуг (МФЦ). В 2009 г. начал работу Единый портал государственных услуг, была запущена государственная автоматизированная информационная система «Управление», обеспечивающая сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики и иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. ГАИС «Управление» предназначена для устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти30. В 2010 г. распоряжением правительства была утверждена программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», целью которой является «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе»31. В 2011 году была запущена Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), отвечающая за поддержание инфраструктуры и обмен информацией между ведомствами. В 2012 году переход к электронному межведомственному взаимодействию начался во всех регионах страны.

Магистральные каналы передачи данных в системе электронного правительства объединены в Единую сеть передачи данных (ЕСПД). Получить доступ к ней можно в административных центрах субъектов РФ. Ещё одна важная составляющая инфраструктуры электронного правительства – Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). С её помощью представители органов государственной власти могут получить доступ к официальным статистическим данным. Всю деятельность по организации работы электронного правительства России осуществляет Минкомсвязи РФ.

По данным ООН, РФ достигла стадии «начального присутствия» электронного правительства на 91,2%, высшая стадия «комплексного присутствия» развита в стране на 28,6%32. Российские официальные оценки уровня развития электронного правительства и перспектив на будущее изложены в Системном проекте электронного правительства Российской Федерации от 2 марта 2016 года. Программа предусматривает разработку не только элементов инфраструктуры, но и нормативных и руководящих документов. В настоящее время существует целый ряд веб-ресурсов, функционирование которых направлено на повышение транспарентности, эффективности и доступности государственных данных. К таковым можно отнести сайт Открытое правительство (http://open.gov.ru/opengov/), на котором можно ознакомиться с основными новостями в области развитии электронного правительства. Сайт Data.gov.ru (http://data.gov.ru/), как и его зарубежные аналоги, предоставляет доступ к т.н. наборам данных федеральных и региональных органов власти, информации о созданных на основе открытых данных программных продуктах и информационных услугах. Портал «Госуслуги» (http://www.gosuslugi.ru/) представляет собой единый центр по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Другие ресурсы включают в себя информацию о бюджетной системе страны33, госзакупках34, государственных программах35. Представительства в Сети имеют все органы федеральной и местной власти. Для дальнейшего облегчения взаимодействия между гражданами и государством создаются приложения для мобильных устройств. Кроме того, создана информационная система, содержащая сведения о платежах и начислениях физических и юридических лиц, система идентификации и аутентификации, позволяющая использовать электронные подписи, реестр государственных и муниципальных услуг.

Согласно статистике, россияне всё чаще прибегают к электронному формату оказания услуг. Например, в 2015 году количество заказанных электронных услуг увеличилось в 2 раза по сравнению с 2014-м годом36. В 2014-м году 35,2% россиян предпочли получить услуги в электронной форме. Уровень удовлетворённости качеством услуг составил 81,2%37.

Ориентировочный план развития электронного правительства до 2020 года содержит следующие целевые показатели развития электронного правительства: уровень удовлетворённости качеством электронных услуг должен достичь 90%, доля госуслуг в электронном виде – 80%, средняя стоимость оказания этих услуг должна снизится на 20%. При этом 10% граждан должны использовать системы электронного правительства для взаимодействия друг с другом38.

Безусловно, все вышеперечисленные направления развития электронного правительства способствуют демократизации системы государственной власти, повышению ее открытости, эффективности, снижению коррупции. Однако, существует ряд проблем, без решения которых государство не сможет выйти на более высокий уровень развития данной области. Эксперты отмечают острую нехватку кадров для электронного правительства39, связанную с крайне малым количеством ВУЗов, осуществляющих подготовку кадров для госуправления с уклоном в информационные технологии. Другой негативной тенденцией является замедление темпов развития порталов государственных услуг: количество зарегистрированных пользователей продолжает расти, однако качество сервисов остается на прежнем уровне. Самой значительной проблемой развития электронного правительства эксперты называют недостижимую постановку сроков реализации различных проектов40. Согласно указу президента от 7 мая 2012 г., к 2018 году доля населения, пользующегося госуслугами в электронном виде, должна составить не менее 70%41. В настоящее время электронными услугами пользуются чуть более 35% граждан. По данным Минэкономразвития, лишь 5% федеральных услуг полностью оказывается в электронной форме42.

Ещё одна проблема состоит в том, что все работы по развитию и эксплуатации систем электронного правительства монополизировала компания «Ростелеком» без каких-либо конкурсных процедур. Результаты деятельности компании раскритиковала Счётная палата РФ. По мнению аудиторов, «Ростелеком» передавал большую часть работ, касающихся электронного правительства субподрядчикам. В 2014-2015 гг. сама компания выполнила только 25% работ по части эксплуатации и 10% работ по части развития рассматриваемой инфраструктуры, и при этом завышала стоимость своих услуг43.

В целом, для обеспечения дальнейшего развития электронного правительства в РФ необходим всесторонний подход, сочетающий в себе как государственные, так и гражданские инициативы, а также грамотная экспертиза, напрямую связанная с подготовкой высококвалифицированных кадров. Необходимо рационализировать расходы на развитие электронного правительства и создать возможность для привлечения других подрядчиков к созданию соответствующей инфраструктуры.

Заключение

Информационная революция и повсеместное распространение ИКТ вносит изменения во все сферы общественной жизни. Однако для полноценного перехода к информационному обществу необходимо, чтобы этим изменениям соответствовали новые управленческие структуры, новые механизмы управления и взаимодействия между государством и остальными общественными субъектами, такими как граждане, неправительственные организации или бизнес-структуры. Одновременно с этим внедрение ИКТ позволяет изменить характер взаимодействия между отдельными гражданами, облегчает их объединение в группы с общими интересами, и позволяет последним оказывать влияние на общественно-политическую жизнь страны.

Электронное правительство является основным инструментом взаимодействия государства и общества и его развитие, как и развитие ИКТ в целом, является залогом успешного развития государственного сектора. Обеспечить развитие ИКТ поможет главным образом инвестирование в человеческий капитал, и, в первую очередь, в образование граждан.

Примерами стран активно, но разными темпами развивающих электронное правительство в своих странах, являются Россия и США. Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в сфере развития электронного правительства, уделяя огромное внимание как улучшению качества предоставляемых гражданам услуг, так и дальнейшему совершенствованию инфраструктуры, обеспечению информационной безопасности, повышению открытости государственной деятельности. Российская Федерация активно использует опыт западных государств и в настоящее время входит в 40 стран-лидеров рейтинга развития электронного правительства. В России большое внимание уделяется повышению доступности и качеству предоставляемых электронных услуг, однако существует ряд проблем, связанных с неэффективным планированием и нехваткой кадров. Тем не менее существующий потенциал может позволить РФ войти в 20-ку ведущих стран мира по индексу развития электронного правительства, что государственные власти рассчитывают сделать к середине 2018 года.


Список литературы

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Проблема электронной разведки в современной системе международной безопасности», проект № 15-37-01203.

2 Scholl H. E-Government: Information, Technology, and Transformation, Chapter 1. Available at: https://books.google.ru/books?id=cscqBwAAQBAJ&pg=PT146&dq=E-Government:+Information,+Technology,+and+Transformation&hl=ru&sa=X&ved=0CCoQ6AEwAGoVChMI3ZazwuTqxwIVCossCh3exgY9#v=onepage&q&f=false.

3 UN Global E-Government Readiness Report 2004: Towards Access for Opportunity. - United Nations, New York, 2004, р. 15.

4 Hafkin N.J. E-government in Africa: An Overview of Progress Made and Challenges Ahead, p. 3. Available at: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/un/documents/un/unpan034002.pdf.

5 См. Dawes Sh. The Evolution and Continuing Challenges of E-Governance. // Public Administration Review, December 2008, p. 87.

6 См. Fang Zh. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development. // International Journal of the Computer, the Internet and Management, Vol. 10, No.2, 2002, p 1-22.

7 См. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government For The Future We Want. United Nations, New York, 2014, p. 113.

8 Scholl H. E-Government: Information, Technology, and Transformation, Chapter 1. Available at: https://books.google.ru/books?id=cscqBwAAQBAJ&pg=PT146&dq=E-Government:+Information,+Technology,+and+Transformation&hl=ru&sa=X&ved=0CCoQ6AEwAGoVChMI3ZazwuTqxwIVCossCh3exgY9#v=onepage&q&f=false.

9 См. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want. - United Nations, New York, 2014, p. 124.

10 Ibid., p. 131.

11 Ibidem.

12 United Nations E-Government Survey 2016: E-Government in Support of Sustainable Development. New York: United Nations, 2016. p. 98. Available at: http://workspace.unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN96407.pdf (accessed: 14.12.2016).

13 См. van Deursen A., van Dijk J. The digital divide shifts to differences in usage. - New Media Society, 7 June 2013

14 van Deursen A., van Dijk J. The digital divide shifts to differences in usage. - New Media Society, 7 June 2013, p.1.

15 United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want. - United Nations, New York, 2014, p. 14.

16 Рассчитано по данным worldbank.org, показатель ВВП в текущих долл. США.

17 Kamensky J., A Brief History. National Partnership for Reinventing Government, January 1999. Available at: http://govinfo.library.unt.edu/npr/whoweare/history2.html.

18 Memorandum for the Heads of Executive Departments and Agencies. Executive Office of the President. May 9, 2013. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/omb/memoranda/2013/m-13-13.pdf

19 Digital Government. Building a 21st Century Platform to Better Serve the American People. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/omb/egov/digital-government/digital-government.html

20 We the People. Your Voice in the White House. Available at: https://petitions.whitehouse.gov/how-why/terms-participation-archive

21 Memorandum for the Heads of Executive Departments and Agencies. Executive Office of the President. May 9, 2013. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/omb/memoranda/2013/m-13-13.pdf

22 Library E-Government Services, ALA Government Relations. Available at: http://www.ala.org/advocacy/advleg/federallegislation/govinfo/egovernment/egovtoolkit/libgov.

23 https://www.codeforamerica.org/who

24 https://www.codeforamerica.org/how

25 GitHub, Википедия. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/GitHub.

26 Long J., Kelly T. GitHub: The Future of Collaboration in the Public Sector, The Brookings Institution, December 16, 2014. Available at: http://www.brookings.edu/blogs/techtank/posts/2014/12/16-github-government-use-longo.

27 Finley K. Hacker Opens His Congressional Platform for Editing on GitHub, Wired, 03.19.14. Available at: http://www.wired.com/2014/03/cole-platform/.

28 Ibid

29 Для сравнения: по данным ООН, РФ занимала 27 место в 2014 и 2012 гг., 59 – в 2010 г., 60 – в 2008г., 52 – в 2004 г.

30 http://gasu.gov.ru/about

31 Электронное правительство, Официальный сайт Минэкономразвития России. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/infOrientedSoc/.

32 Для сравнения: в 2014 году данный показатель равнялся 35%. United Nations E-government Survey 2016, United Nations, New York, 2016. Available at: http://workspace.unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN96407.pdf

33Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». Available at: http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_afrLoop=175359290995073

34 http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

35 Портал госпрограмм РФ. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/.

36 Системный проект электронного правительства Российской Федерации, с. 5.

37 Ibidem.

38 Системный проект электронного правительства Российской Федерации, с. 21-22.

39 Иванов А. В России отмечена нехватка кадров для электронного правительства, Российская газета, 16.04.2015. Available at: http://www.rg.ru/2015/04/16/reg-pfo/chugunov.html.

40 Бершадская Л.А. Акторно-сетевая модель электронного правительства в Российской Федерации (по результатам экспертного опроса) // Власть, 03.2013, с. 40. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aktorno-setevaya-model-elektronnogo-pravitelstva-v-rossiyskoy-federatsii-po-rezultatam-ekspertnogo-oprosa

41 Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html.

42 Системный проект электронного правительства Российской Федерации, с. 6.

43 По итогам 2013 г. Минкомсвязь отказалась от двух важнейших показателей ГП «Информационное общество», которые не были достигнуты, Счетная палата Российской Федерации, 11 Июля 2016 г. Available at: http://audit.gov.ru/press_center/news/27385.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.