Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную Написать письмо О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№2, 2017

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2017г. И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ США.*

С.Н. Бабич,
Кандидат экономических наук,
Заместитель директора
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется налогово-бюджетная политика Д.Трампа в начале его президентства, детально изучаются параметры бюджетного запроса новой республиканской администрации на 2018 ф.г., рассматриваются предложения действующей администрации по реформированию налоговой системы США, предлагается оценка возможного влияния предлагаемых налогово-бюджетных инициатив на социально-экономическую безопасность США

Ключевые слова: Федеральный бюджет США, государственный долг, дефицит бюджета, налогово-бюджетная политика, приоритеты бюджетной политики, социально-экономическая безопасность

THE FISCAL POLICY OF THE ADMINISTRATION OF D. TRUMP IN THE FIRST HALF OF 2017 AND ITS IMPACT ON THE SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE UNITED STATES.

Babich Svetlana,
Ph.d. in Economics,
Deputy Directоr of
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article is devoted to the analysis of the budgetary - fiscal policy at the beginning of the Trump presidency. It examines in details the main parameters of the project of the budget of the U.S. government for fiscal year 2018, discusses the tax reform proposals of the Trump administration, evaluates the possible impact of the proposed budget and fiscal initiatives on the social-economic security of the United States.

Keywords: Federal budget of the USA, federal debt, budget deficit, budgetary-fiscal policy, budget priorities, socio-economic security

В настоящее время налогово-бюджетная политика является важнейшим инструментом воздействия на динамику основных макроэкономических и социальных показателейв рамках решения задачи обеспечения социально-экономической безопасности и устойчивого экономического развития государства. Отражением и формой бюджетной стратегии конкретной администрации является система бюджетных приоритетов, формирование которой, в свою очередь, сопряжено с поиском наиболее эффективных методов решения назревших экономических и социальных проблем и выработкой выверенной стратегии государственного регулирования, отвечающей динамично меняющимся условиям экономического развития. В этой связи представляется интересным рассмотреть комплекс приоритетов налогово-бюджетной политики новой администрации Д.Трампа, и оценить возможные риски и последствия реализации основных постулатов предложенной 45-м президентом США стратегии развития, обозначенной в проекте федерального бюджета США на 2018 ф.г. и налоговой программе действующей администрации, для социально-экономической стабильности США.

В начале президентства Д.Трампа основные макроэкономические и бюджетные показатели выглядели следующим образом:

  • рост реального ВВП в третьем квартале 2016 г. согласно данным Министерства торговли США составил 3,2%, а в четвертом квартале – 2,1%, при среднегодовом приросте данного показателя за четыре года в размере 2,1%, то есть в декабре 2016 г. реальный ВВП в абсолютном измерении составил 16813,3 млрд. долл.;

  • в декабре 2016 г. индекс потребительских цен продемонстрировал рост до 2,1%)1;

  • уровень безработицы в декабре 2016 г.согласно данным Министерства труда США сократился до 4,7%;

  • дефицит федерального бюджета в конце 2016 ф.г.составил 585,6 млрд. долл., а в феврале 2017 г. произошло снижение данного показателя на 0,3% до 192,044 млрд. долл., о чем свидетельствуют данные отчета Министерства финансов США;

  • доходы федерального бюджета согласно данным Министерства финансов США выросли до 3,3 трлн. долл. или 18,1% ВВП в 2016 ф.г. и в феврале 2017 г. увеличились на 1,5% до 171,7 млрд. долл.благодаря упрочнению позиции индивидуального подоходного налога в системе федеральных налоговых доходов в этот период до 48,8%.

  • совокупный федеральный долг США в конце президентства Б.Обамы составил 19,8 трлн. долл. или 105,2% ВВП, при этом на каждого гражданина США приходилось уже более 70 тыс. долл. государственного долга, а нагрузка по данному показателю на каждого налогоплательщика составила не менее 160 тыс. долл., выплата процентов по государственному долгу достигла 303 млрд. долл. или 7% от общих затрат федерального бюджета США.

Как можно судить по приведенным выше данным несмотря на наметившуюся в период деятельности администрации Б.Обамы положительную тенденцию в решении бюджетных проблем, бюджетная разбалансированность и наращивание федерального государственного долга – две важнейшие стратегические проблемы, требующие внимательного изучения и эффективного решения новой администрацией.

Важнейшей нерешенной за последние двадцать лет задачей правительства США остается задача совершенствования налоговой системы и налогового механизма США с цельюповышения эффективности распределительной функции налогообложения и снижения дифференциации доходов населения, а также упрощения налогового законодательства и совершенствования системы сбора налогов.

Требуют повышенного внимания новой администрации и поиска новых подходов следующие проблемы:проблема финансирования основных социальных программ, иммиграционная проблема, проблема борьбы с бедностью и значительным ростом дифференциации доходов американского населения.

И, наконец, немаловажным вызовом социально-экономической безопасности страны как краткосрочного, так и долгосрочного характера остается конфронтация республиканцев и демократов по бюджетным вопросам, значительно обострившаяся в период президентства Б.Обамы и несомненно мешающая эффективному преодолению фискальных проблем США.

Бесспорно, все вышеперечисленные вызовы не могли не учитываться администрацией Д.Трампа при составлении проекта Федерального бюджета страны на 2018 ф.г. и формировании комплекса новых бюджетных приоритетов на ближайшие десять лет.

В разделе «Бюджетное послание Президента Конгрессу» проекта государственного бюджета США на 2018 ф.г. с громким названием «Новая основа для величия Америки» (A NewFoundationForAmericanGreatness)анонсированы основные цели новой республиканской администрации, которые сводятся к балансированию федерального бюджета, финансированию приоритетных программ развития, сокращению государственного долга и обеспечению национальной безопасности США. Указанные цели должны быть реализованы за счет активизации экономического роста и проведения т.н. политики финансово-бюджетных ограничений. В документе говорится о том, что проблема стагнации экономики может быть решена за счет проведения следующих реформ: реформы системы здравоохранения, налоговой реформы, иммиграционной реформы, реформы государственного аппарата, реформы системы социального обеспечения и реформы системы образования, а также за счетсущественного сокращения бюджетных расходови вложений вразвитие энергетической отрасли2.

Рассмотрим более детально параметры федерального бюджета США на 2018ф.г.

В основе бюджетного запроса администрации Д.Трампана 2018 ф.г.лежит амбициозная идея решения существующих в стране бюджетных проблем за десятилетний период, а именно сокращение дефицита федерального бюджета на 5,6 трлн. долл. с возможностью достижения к 2027 ф.г. профицитного финансирования на уровне 16 млрд. долл., и снижение государственного «публичного долга» до 59,8% ВВП к 2027 ф.г.

Изменения основных бюджетных показателей, представленных в бюджете республиканской администрации на 2018 ф.г., отражены в таблице 1.

Таблица 1.
Изменения в показателях бюджета США в период с 2016 по 2027ф.гг. согласно налогово-бюджетному плану Д.Трампа (трлн. долл.)

Годы

Расходы федерального бюджета

Поступления в федеральный бюджет

Бюджетный дефицит, профицит (-)

Государственный публичный долг

Обслуживание государственного долга

2016

3,8

3,3

0,6

14,2

0,240

2017

4,1

3,5

0,6

14,8

0,276

2018

4,1

3,6

0,4

15,3

0,315

2019

4,3

3,8

0,5

16,0

0,371

2020

4,5

4,0

0,5

16,5

0,428

2021

4,6

4,2

0,4

17,0

0,481

2022

4,8

4,4

0,4

17,5

0,528

2023

4,9

4,6

0,3

17,9

0,567

2024

5,1

4,9

0,2

18,1

0,595

2025

5,3

5,1

0,2

18,4

0,613

2026

5,5

5,4

0,1

18,5

0,629

2027

5,7

5,7

0,02

18,6

0,639

Источник: Budget of the United States Government, Fiscal year 2018, Table S-1, P.25Table S-4, P.29

Так, согласно первому бюджетному документу Д.Трампа расходы федерального правительства в 2017 ф.г. составят 4062 млрд. долл. (21,2% ВВП), в 2018 ф.г. продемонстрируют незначительный рост до 4094 млрд. долл. (20,5% ВВП), в дальнейшем предполагается их планомерное увеличение в размере 4% в год до 5,7 трлн. долл. или 18,1% ВВП в 2027 ф.г. (то есть за десятилетний период федеральные расходы увеличатся на 1,6 трлн. долл.). Одновременно запланировано увеличение доходной части бюджета на 2,26 трлн. долл. за аналогичный период, то есть планируется, что доходы федерального правительства вырастут с 3,46 трлн. долл. (18,1% ВВП) в 2017 ф.г. до 3,65 трлн. долл.(18,3% ВВП) в 2018 ф.г. и достигнут значения 5,72 трлн. долл. (18,4% ВВП) в 2027 ф.г. Соответственно произойдет коррекция бюджетного дефицита: он будет снижаться в среднем на 15% в год, с 603 млрд. долл. в 2017 ф.г. до 110 млрд. долл. в 2026 ф.г.. Ожидается, что в 2018 ф.г. дефицит федерального бюджета удастся сократить на 163 млрд. долл. до уровня 440 млрд. долл. Первый бюджетный профицит после 26 лет дефицитного финансированиябудет наблюдаться согласно прогнозам администрации Д.Трампав 2027 ф.г.

В «федеральном бюджете - 2018» заложен рост государственного публичного долга на 3,75 трлн. долл. за десять лет. Планируется, что данный показатель составит 14,82 трлн. долл. в 2017 ф.г. и увеличится до 15,35 трлн. долл. в 2018 ф.г. Однако при увеличении абсолютных значений государственного публичного долга, его доля в ВВП запланирована к снижению с 77,4% ВВП в 2017 ф.г. до 59,8% ВВП в 2027 ф.г.

Предусматривается также рост расходов по статье «обслуживание государственного долга» в размере 363 млрд. долл.за десятилетний период, при этом ожидается, что нагрузка по данной статье расходов в 2017 ф.г. и 2018 ф.г. не будет превышать 315 млрд. долл. и 371 млрд. долл. соответственно.

Таким образом, обозначенные изменения основных бюджетных показателей по плану Д.Трампа подтверждают тезис о том, что новая администрация США осознает серьезность существующих в стране фискальных проблем и понимает необходимость проведения политики жесткой экономии бюджетных средств с одной стороны, и увеличения налоговых поступлений в бюджет – с другой.

При этом согласно расчетам Административного бюджетного управления (АБУ), беспрецедентное по масштабам снижение расходов федерального бюджета (на 3,6 трлн. долл. за 10 лет) будет достигнутовследствие пересмотра и сокращения «неэффективных» правительственных программ, а ожидаемый рост налоговых поступлений в федеральный бюджет в размере 344 млрд. долл. в год станет возможным благодаря проведению крупномасштабной реформы налоговой системы, призванной обеспечить экономический рост в размере 3% в год (как результат снижения налогового бремени по основным федеральным налогам и корректировки действующего налогового законодательства).

В таблице 2 представлен предполагаемый эффект от сокращения отдельных статей расходов федерального правительства США в случае реализации инициатив новой республиканской администрации.

Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют, что администрация Д.Трампа предлагает провести сокращение выделяемых ассигнований по следующим трем направлениям расходования: финансирование социальных программ, финансирование бюрократического аппарата правительства, финансирование программы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом.

Таблица 2.
Ожидаемый бюджетный эффект от реформирования расходной части бюджета федерального правительства согласно плану Д.Трампа с 2018 по 2027 ф.гг. (млрд. долл.)

Основные инициативы:


Упразднение программы Обамакеа

-250

Программаподдержки инвестиций в развитиеинфраструктурывразмере 1 трлн. долл.

200

Реформирование сферыфинансового регулирования, отмена закона Додда - Франка и усиление контрольных функций Службы внутренних доходов

-35

Финансирование общенациональной программы оплаты отпуска по уходу за ребенком

19

Реформирование программыМедикейд и программы охраны здоровья детей в семьях с низким доходом (CHIP)

-616

Реформирование программы государственной социальной помощи и поддержки малоимущим

-272

Реформирование программы государственного кредитования студентов

-143

Устранение неэффективных правительственных трат

-142

Реформирование программы государственной помощи инвалидам

-72

Реформирование системы пенсионного страхования федеральных служащих

-63

Реформирование программы федерального субсидирования сельскохозяйственных культур и программы развития сельских районов

-38

Пролонгация программы предоставления медицинской помощи ветеранам в частных клиниках(VeteransChoiceProgram)

29

Прочие сокращения расходов и программные реформы

-339

Итого основные инициативы

-1723

Переориентация дискреционных расходов


Прекращение секвестирования военного бюджета и корректировка потолка дискреционных военных расходов

469


Проведение реформы исполнительной ветви власти и применение «правила двухпенсовика» к дискреционным невоенным расходам

-1404

Сокращения финансирования программы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом (OverseasContingencyOperations)

-593

Итого переориентация дискреционных расходов

-1528

Источник: Budget of the United States Government, Fiscal year 2018, Table S-2, P.26


При этом, согласно расчётам,снижение расходов по социальному блоку позволит вернуть в бюджет в общей сложности 1353 млрд. долл. за десятилетний период, главным образом за счет реформирования и сокращения таких социальным программ, как:

  • Обамакеа, которая будет полностью отменена;

  • Программа дополнительной продовольственной поддержки, сокращение по которой составит 190 млрд. долл.;

  • Программа временной помощи нуждающимся семьям, которая подвергнется сокращению на 21 млрд. долл.;

  • Программа Медикейд и Программа охраны здоровья детей в семьях с низким доходом, не имеющих права на получение Медикейд, которая будет урезана на 616 млрд. долл. за десятилетний период;

  • Программа кредитования студентов, которая недополучит финансирование в размере 143 млрд. долл.;

  • Программа государственной помощи инвалидам, которая будет урезана на 72 млрд. долл.

Здесь важно отметить, что сокращения по критически важным социальным программам планируется проводить за счет устранения неэффективных и дублирующих элементов и ужесточения стандартов и правил получения социальной помощи. В частности, администрация Д.Трампа предлагает сократить число работоспособных получателей социальных пособий и создать возможности для возвращения их на рынок рабочей силы.

Реформа государственного аппарата федерального правительствав рамках реализации указа «Всеобъемлющий план реорганизации исполнительной ветви власти», подписанного Д.Трампом 13 марта 2017 г.3, призвана пополнить федеральную казну на 1,7 трлн. долл. за десять лет, и предусматривает экономию средств в результате оптимизации работы федеральных министерств и ведомств согласно выработанным ими планам повышения эффективности, в том числе за счет закрытия неэффективных программ, сокращения штата сотрудников и продажи неэффективно используемой государственной недвижимости. Здесь нельзя не отметить, что в рамках бюджета 2018 ф.г. предусмотрено сокращение пенсионных выплат федеральным служащим и увеличение взносов на пенсионное страхование сотрудников государственных учреждений, что должно пополнить федеральный бюджет на 63 млрд. долл.

Важной особенностью бюджетного плана США на 2018 ф.г. является увеличение военных расходов. В данном случае правительство Д.Трампа делает ставку на то, что сокращениедискреционных расходов на гражданские нуждыв размере 190 млрд. долл., позволит бездефицитно увеличить расходы на обеспечение национальной безопасности. В частности, ожидается, что дискреционные военные расходы возрастут на 128 млрд. долл. за десять лет (с 594 млрд. долл. в 2017 ф.г. до 722 млрд. долл. в 2027 ф.г.), при этом уже в следующем финансовом году данный показатель достигнет 643 млрд. долл. (3,2% ВВП). Следует отметить, что расчеты Бюджетного управления Конгресса (БУК) показывают, что сегодняшний уровень дискреционных невоенных расходов уже находится на своем историческом минимуме за последние 50 лет.

Как можно заметить, сокращениям в проекте федерального бюджета США на 2018 ф.г. подвергаются важнейшие правительственные гражданские программы, что свидетельствует о снижении приоритетности решения социальных задач государством и возрастании роли расходов на оборону и обеспечение внутренней безопасности страны в системе бюджетных приоритетов США, начиная с 2018 ф.г. Подобная трансформация системы приоритетов федерального бюджета с одной стороны ожидаема и традиционна для республиканцев, ратующих за сокращение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны неминуемо вызовет критику и дискуссии в обществе и экспертных кругах.

Ожидаемой тенденцией является рост расходов по обязательным программам федерального правительства за период с 2017 по 2027 ф.г. на 1,35 трлн. долл. до 3,9 трлн. долл. за счет роста расходов на обеспечение социальной безопасности на 779 млрд. долл., финансирования по программе Медикеа – на 573 млрд. долл. и Медикейд – на 146 млрд. долл. и ликвидации программы Обамакеа4. При этом прогнозное значение данного показателя на 2018 ф.г. составляет 2,53 трлн. долл. Показательно, что расходы по данной статье в конце второго президентского срока Б.Клинтона в ценах 2009 г. составляли лишь 1,18трлн. долл., в конце президентства Дж.Буша-мл. – 1,59трлн. долл., а к концу президентства Б.Обамы–уже 2,21трлн. долл.. Согласно прогнозу, представленному в бюджете федерального правительства США на 2017 ф.г.,финансирование обязательных федеральных программдолжно было увеличиться до2,6трлн. долл. к 2021 ф.г. в то время, как в бюджете Д.Трампа прогнозируемые затраты по данной статье превышают плановые значения, предложенные демократами, приблизительно на 360 млрд. долл5.

В новом бюджетном документе Д.Трампа в целях экономии средств федерального бюджета предусмотрено масштабное сокращение средств, выделяемых на финансирование федеральных министерств и ведомств США. Урезание бюджетов предусмотрено для всех министерств, за исключением Министерства обороны США, бюджет которого будет увеличен на 10%, Министерства по делам ветеранов, бюджет которого вырастет на 5,8% и Министерства внутренней безопасности США, бюджетирование которого увеличится на 6,8%, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1.
Предложения по изменению расходов федеральных министерств и ведомств США в соответствии с планом Д.Трампа (% к объему текущего финансирования).

Источник: Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-8, P.42-43

Как показывают данные, представленные на рис.1, наибольшие сокращения бюджетного финансирования коснутся Агентства по охране окружающей среды –на 31,4%, Государственного департамента США – на 29%, Министерства сельского хозяйства – на 20,5%, Министерства труда –на 19,8%, Министерства здравоохранения и социальных услуг – на 16,2%, Министерства торговли - на 15,8%, Министерства образования – на 13,5%, Министерства жилищного строительства – на 13,2%, Министерства транспорта – на 12,7%, Министерства внутренних дел – на 10,9%, Национального научного фонда – на 10,7%. Сокращения бюджетов остальных министерств и ведомств в размере от 1 до 6% планируется осуществить главным образом за счет закрытия неэффективных или дублирующих друг друга программ. Важно отметить, что планируемые сокращения бюджетов правительственных учреждений будут проведены в том числе в рамках реализации указа «Всеобъемлющий план реорганизации исполнительной ветви власти», о котором мы уже говорили выше.

Далее рассмотрим более детально планы действующей администрации по изменению финансирования отдельных министерств и ведомств США в 2018 ф.г., представленные в таблице 3.

Таблица 3.
Изменения в финансировании основных министерств и ведомств США в 2018 ф.г. согласно проекту бюджета на 2018 ф.г. (млрд. долл.)

Наименование федерального министерства или ведомства США

2018 ф.г. запрос

Абсолютное изменение по сравнению

с 2017 ф.г.

Министерство обороны

574,5

+52,8

Министерство по делам ветеранов

78,8

+4,3

Министерство здравоохранения и социальных услуг

65,3

-12,7

Министерство образования

59,0

-9,2

Министерство внутренней безопасности

44,1

+2,8

Министерство жилищного строительства и городского развития

40,7

-6,2

Государственный департамент и финансирование международных программ

28,2

-11,5

Министерство энергетики

28,0

-1,7

Министерство юстиции

27,7

-1,1

Национальное управление по исследованию и освоению космического пространства (НАСА)

19,1

-0,2

Министерство сельского хозяйства

18,0

-4,6

Министерство транспорта

16,2

-2,4

Министерство финансов

12,1

-0,5

Министерство внутренних дел

11,7

-1,4

Министерство труда

9,7

-2,4

Министерство торговли

7,8

-1,5

Агентство по охране окружающей среды

5,7

-2,6

Источник: Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-8, P.42-43

Как показывают данные таблицы 3, Министерство обороны США- самое крупное из всех министерств (его бюджет на 2018 ф.г. превосходит бюджеты всех представленных в таблице 3 министерств и ведомств на 102,4 млрд. долл.), получит в 2018 ф.г. дополнительное финансирование в размере 52,8 млрд. долл., что предполагается потратить на увеличение численности военнослужащих на 56 тыс. человек, закупку 70 истребителей Ф-35 (LockheedMartinCorp. F-35) и 14 самолетов (BoeingCo. F / A-18E / F), доведение числа кораблей ВМС до 350.При этом на закупку оружия и базовые операционные расходы будет направлено 603 млрд. долл.,еще 65 млрд. долл. планируетсяпотратить на войну против «Исламского государства» на Ближнем Востоке и борьбу с талибами в Афганистане.

Бюджет второго по величине министерства - Министерства по делам ветеранов США - составит в 2018 ф.г. 78,8 млрд. долл., то есть будет увеличен на 4,3 млрд. долл. по сравнению с предыдущим финансовым периодом. Дополнительные средства, согласно задумки новой администрации, будут потрачены на совершенствование системы медицинского обслуживания ветеранов.

Министерство здравоохранения и социальных услуг – третье по величине федерального бюджетирования министерство - вынуждено будет, согласно предложениям Д.Трампа, сократить свои расходы на 12,7 млрд. долл. - до 65,3 млрд. долл. Важно отметить, что это самое масштабное сокращение бюджетирования министерств и ведомств в абсолютном выражении, что достаточно хорошо прослеживается в таблице 3. Главным образом сокращение финансирования коснется биомедицинского научно-исследовательского центра Национальные институты здравоохранения США (NationalInstitutesofHealth), а также рядаобразовательных программ повышения квалификации медицинских работников. Планируется упразднить Международный центр Фогарти, осуществляющий поддержку научных исследований и обучения в области здравоохранения в международном масштабе и выделяющий гранты на повышение научной квалификации и проведение клинических и операционных исследований.

Бюджет Министерства образованияСША – четвертого по размеру выделяемых средств министерства - будет сокращен на 9,2 млрд. долл. до 59 млрд. долл. в том числе за счет ликвидации программы повышения квалификации учителей в размере 2,4 млрд. долл., послешкольного и летнего обучения на сумму 1,2 млрд. долл., а также сокращения числа программ по иностранным языкам, базовой грамотности и искусству. Урезается финансирование по такой важной федеральной вузовской программе финансовой помощи студентам бакалавриата, как «Дополнительные гранты на образование» (FederalSupplementalEducationalOpportunityGrant), охватывающей порядка 1,6 млн. студентов и имеющей бюджет 732 млн. долл. В то же время новая администрация намерена направить дополнительно 250 млн. долл. на программу поддержки обучения в частных школах и еще 168 млн. долл. на финансирование т.н.чартерных школ, являющихся самым популярным вариантом школы по выбору в образовательной системе США6.

Для реализации задачи борьбы с нелегальной иммиграцией в 2018 ф.г. планируется усилить контрольза соблюдением иммиграционных законов и возвести стену вдоль юго-западной границы с Мексикой. На реализацию данных целей Министерство внутренней безопасностис общим бюджетом в размере 44,1 млрд. долл. дополнительно получит 2,8 млрд. долл., 1,7 млрд. долл. из которых будет направлен на отслеживание, тюремное заключение и депортациюнелегальных иммигрантов, 300 млн. долл. будет выделено для найма 1500 федеральных иммиграционных агентов. Еще 2,6 млрд. долл. будет направлено на возведениепограничной стены между Мексикой и США. Одновременно планируется провести сокращение субсидий штатным и местным органам власти в размере 667 млн. долл. на финансирование контртеррористических мероприятий и мероприятий по ликвидации последствий от стихийных бедствий.

Министерство юстициис общим бюджетом в 27,7 млрд. долл., в свою очередь, получит дополнительные средства в размере 80 млн. долл. по линии иммиграционного проекта. Данные средства планируется направить на оплату труда 75 новых судей, специализирующихся на вопросах иммиграции. Бюджет ФБР будет увеличен на 3% или 249 млн. долл. с целью реализации таких задач, как борьба с террористическими угрозами и киберугрозами (рост на 61 млн. долл.) и проведение биометрических исследований (увеличение на 31 млн. долл.). Бюджетный запрос министерства включает также выделение 175 млн. долл. для борьбы с криминалом и наркотрафиком.Приэтом в бюджетном плане предусмотреносокращениерасходовминистерствана 1,1млрд. долл. засчетсворачиванияпрограммыстроительствановыхтюрем и ликвидации других неэффективных программ7.

Министерство жилищного строительства и городского развития в случае принятия бюджета Д.Трампа недосчитается 6,2 млрд. долл., его плановый бюджет на 2018 ф.г. составит 40,7 млрд. долл. В этом случае речь идет о закрытии или сокращении ряда программ социальной помощи малоимущим по строительству дешевого жилья, реконструкции городских районов, выделению средств на съемное жилье.

Значительное сокращение выделяемых средств запланировано дляГосударственного департамента США (на 11,5 млрд. долл.) – до 28,2 млрд. долл. в 2018 ф.г. Здесь следует напомнить, что в своих выступлениях Д.Трамп неоднократно говорил о том, что приоритетом США является обеспечение безопасности американских граждан и, с его точки зрения, настало время сокращать помощь другим государствам, что нашло отражение в предлагаемом бюджетном документе. В частности, если на программы укрепления и поддержания безопасности дипломатических миссий США планируется дополнительно потратить 2,2 млрд. долл., то финансируемые Соединенными Штатами расходы на проведение миротворческих операций под эгидой ООН планируется сократить на 15%, равно как и урезать финансирование по программам предоставления гуманитарной и экономической помощи беднейшим странам Африки, Латинской Америки и Азии. По аналогичной причине сокращению на 650 млн. долл. подлежат взносы США во Всемирный банк, планируется закрыть финансирование программы ООН по борьбе с климатическими изменениями. Новым элементом государственной международной политики становится сокращение финансирования образовательных и культурных программ студенческого обмена Государственного департамента США (за исключением программы им. Фулбрайта), а также переориентация формы предоставления средств по программам военной помощи иностранным государствам с грантовой (безвозмездной) на заёмную.

Министерство энергетики США, плановый бюджет которого в 2017 ф.г. составит 29,7 млрд. долл., недосчитается в 2018 ф.г.1,7 млрд. долл. В данном случае крупнейшему сокращению в размере 900 млн. долл. подвергнется бюджетирование Управления по научным исследованиям, в функции которого входит выделение грантов на исследования в области энергетики. С одной стороны, планируется закрыть такие программы министерства, как программа предоставления кредитов фирмам, работающим с использованием чистой энергии и экологичных видов транспорта; программа ARPA-Energy; программа EnergyStar, а также упразднить Агентство передовых исследований в области энергетики. С другой стороны, в планы Д.Трампа входит выделение дополнительных средств Национальной администрации ядерной безопасности в размере 1,4 млрд. долл., 120 млн. долл. из которых будет направлено на перезапуск программы очистки свалки ядерных отходов в штате Невада.

Самые незначительные финансовые потери в результате принятия проекта федерального бюджета администрации Д.Трампа понесет НАСА – 200 млн. долл. при общем объеме финансирования в размере 19,1 млрд. долл. Интересным представляется то, что действующая администрация полагает, что агентству стоит сместить акцент с программ исследования Земли на исследование Луны; активизировать работу по привлечению коммерческих проектов; закрыть четыре миссии, направленные на исследование причин изменений климата Земли; закрыть Управление по образованию и свернуть программу ремонта и дозаправки спутников в Космосе «RoboticRefuelingMission».

Бюджет Министерства сельского хозяйства США- одиннадцатого в рейтинге министерств и ведомств согласно таблице 3, будет сокращен на 4,6 млрд. долл. в 2018 ф.г. (до 18 млрд. долл.), главным образом за счет сворачивания следующих программ: программы федерального субсидирования сельскохозяйственных культур, программы экономического развития сельских районов, международных программ предоставления гуманитарной помощи, программы очистки сточных вод, международной программы «Продовольствие за обучение», программы дополнительного питания для женщин, младенцев и детей (WIC), в рамках которой осуществляются непосредственные поставки молочных смесей, здоровой пищи, даются советы по питанию и предоставляется помощь малообеспеченным матерям с маленькими детьми. Планируется урезать на 95 млн. долл. финансирование Службы развития бизнеса в сельской местности.

В рамках реформы и сокращения бюджета Министерства транспорта США на 2,4 млрд. долл. (до 16,2 млрд. долл.) в следующем ф.г., планом Д.Трампа предписывается следующее: передать функцию обеспечения контроля над воздушным движением частным фирмам и авиаперевозчикам, закрыть ряд транзитных проектов и снизить финансирование 15-ти маршрутов железнодорожной компании Amtrak, сократить на 175 млн. долл. субсидии на коммерческие авиаперевозки в сельские аэропорты, урезать на 499 млн. долл. финансирование в рамках программы «Инвестиции в развитие транспорта для оздоровления экономики» (TIGER).

Бюджет Министерства финансов США недосчитается в 2018 ф.г. 500 млн. долл. и составит 12,1 млрд. долл. Здесь планируется осуществить сокращение (на 239 млн. долл.) средств, выделяемых на финансирование Службы внутренних доходов США и закрыть грантовые программы Фонда финансовых институтов развивающихся регионов (CommunityDevelopmentFinancialInstitutions).

Бюджет Министерства внутренних дел США составит в 2018 ф.г. 11,7 млрд., продемонстрировав сокращение благодаря введению в действие бюджетного плана Д.Трампа на 1,4 млрд. долл. главным образом за счет снижения расходов на содержание и развитие 49 национальных парков (NationalHeritageAreas).

Финансирование Министерства труда США будет сокращено в 2018 ф.г. на 2,4 млрд. долл., прежде всего за счет передачи ряда программ (в частности речь идет о программах обучения для пожилых людей и молодежи из неблагополучных семей) в зону ответственности штатных и местных органов власти. Общий объем средств, выделяемых министерству составит согласно бюджетному плану 9,7 млрд. долл.

Министерство торговли США недополучит в случае принятия проекта бюджета Д.Трампа 1,5 млрд. долл. в 2018 ф.г., на финансирование исследовательских программ по оценке климатических изменений и изучению мирового океана, реализуемых Национальным управлением по освоению океана и атмосферы. В частности, на 250 млн. долл. будет сокращена программа изучения динамики береговой линии; будет закрыта грантовая программа по исследованию моря с бюджетом 73 млн. долл., которая осуществляется совместно с университетами в 33 штатах США; будет упразднено Управление экономического развития, созданное для оказания помощи районам, находящимся в состоянии экономической депрессии.

Бюджет Агентства по охране окружающей среды будет урезан в 2018 ф.г. на 2,6 млрд. долл. (с 8,2 млрд. долл. до 5,7 млрд. долл.) за счетзакрытияболее 50 программ, направленных наисследования изменений климата, а также за счет увольнения порядка 3200 сотрудников. Так, в рамках бюджетного плана планируется снизить финансирование программы по ликвидации токсичных отходов, грантов по контролю и соблюдению федеральных водных и воздушных стандартов. В случае принятия бюджетного проекта будут закрыты в том числе следующие программы, являвшиеся приоритетными для правительства Б.Обамы: программапо очистке Великих озёр и залива Чесапик Бей между штатами Мэриленд и Вирджиния; программа по снижению выбросов углекислого газа; План действий по развитию «чистой» энергетики (CleanPowerPlan); программа энергоэффективности“Energystar”,призванная уменьшить количество вредных веществ при производстве,ограничить их выброс в атмосферу,уменьшить потребление природных ресурсов,увеличить переработку вторичных ресурсов и увеличить срок службы оборудования8.

Беспрецедентные сокращения на общую сумму 971 млн. долл. в рамках реализации бюджетного проекта нового президента США запланированы для финансирования фондов поддержки искусств и гуманитарных наук. Так, бюджет Национального фонда поддержки искусств сократится с 148 млн. долл. до 29 млн. долл., бюджет Национального фонда поддержки гуманитарных наук будет урезан на 106 млн. (до 42 млн. долл.), бюджет Института поддержки музеев и библиотек будет сокращен с 230 млн. долл. до 23 млн. долл., в распоряжении Корпорации общественного вещания останется лишь 30 млн. долл. федеральных средств из 445 млн. долл. утвержденных на 2017 ф.г. В данном случае очевидно, что администрация считает нецелесообразным тратить деньги налогоплательщиков на поддержку фондов, способных привлечь для решения стоящих перед ними задач значительные средства бизнеса.

Как показывает анализ, в предложенной Д.Трампом бюджетной программе, составленной в лучших традициях «бизнес-плана крупной корпорации», явно прослеживается намерение новой республиканской администрации во-первых, отказаться от части функций федерального правительства в пользу штатных и местных органов власти, перенося бремя финансирования отдельных государственных программ на бюджеты более низких уровней, во-вторых, привлечь более мобильный частный сектор, имеющий гораздо более широкие возможности, чем государственный аппарат, для решения части накопившихся проблем в области строительства и реформирования инфраструктуры, а также для предоставления грантовой поддержки перспективных научных проектов.

Отличительной чертой первого бюджетного проекта администрации Д.Трампа является то, что он составлялся с учетом экономического эффекта от налоговой реформы, которую администрация планирует возвести в статус закона до конца 2017 г.

План по реформированию налоговой системы, предусматривающий по мнению действующей администрации «величайшее сокращение налогов на физических и юридических лиц в американской истории», был обнародован 26 апреля 2017 г.

Реформирование налоговой системы согласно плану Д.Трампа включает реализацию следующих мероприятий:

  • замену семиступенчатой шкалы индивидуального подоходного налога на трехступенчатую со ставками в размере 10%, 20% и 25% (отметим, что в предвыборной программе Д.Трампа фигурировало четыре ставки данного налога 0%, 12%, 25% и33%);

  • увеличение стандартного налогового вычета для индивидуально заполняющих налоговую декларацию налогоплательщиков с 6350 долл. до 12700 долл. и совместно заполняющих налоговую декларацию супругов с 12700 долл. до 25400долл.;

  • введение специального налогового вычета в размере расходов по уходу за ребенком или пожилым иждивенцем для работающих;

  • упразднение всех специальных налоговых вычетов за исключением вычета на благотворительность и вычета на уплаченные проценты по ипотечному кредитованию;

  • устранение налоговых вычетов, направленных на повышение благосостояния наиболее богатых американских семей;

  • отмену Альтернативного минимального налога;

  • отмену налога по ставке 3,8% на чистые инвестиционные доходы, являющийся элементом Закона о доступном медицинском обслуживании;

  • снижение максимальной ставки налога на прибыль корпораций с 35% до 15%;

  • введение системы уплаты налога на прибыль корпораций по территориальному принципу, согласно которому международным корпорациям, имеющим филиалы за рубежом, разрешается уменьшать налогооблагаемую базу на сумму налога, уплаченного в том государстве, на территории которого они функционируют;

  • отмену налога на наследства.

Как можно заметить, «апрельский» план налоговой реформы достаточно краток и в значительной степени менее проработан, чем налоговый план, включенный республиканцами в президентскую предвыборную программу, кроме того он содержит много неясностей, вызывающих справедливые вопросы.

Как и в случае налоговой реформы Дж.Буша-мл. основным элементом налогового реформирования Д.Трампа является сокращение предельных прогрессивных ставок прямых федеральных налогов. Рассчитывая на действенность основных выкладок «экономики предложения» на современном этапе экономического развития, администрация Д.Трампа заложила в проекте бюджета на 2018 ф.г. ежегодный прирост ВВП в размере 3%.

Исходя из этих расчетов, начиная с 2018 ф. г. доходы бюджета за десятилетний период продемонстрируют рост на 2 трлн. долл., увеличившись с 3,654 трлн. долл. до 5,417 трлн. долл., и составят 18,3% ВВП (см. рис.2).

Рисунок 2.
Прогнозные значения доходов федерального бюджета США в период с 2018 по 2027 ф.гг. в соответствии с бюджетным планом Д.Трампа (трлн.долл.).

Источник: Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-4, P.29

Ожидается, что в течение десяти лет произойдет резкий рост поступлений по всем видам налогов федерального уровня как ответная реакция на проводимые новой республиканской администрацией налогово-бюджетные инициативы. Так, предполагается, что через 10 лет поступления от индивидуального подоходного налога увеличатся на 1,2 трлн. долл., доходы от налога на прибыль корпораций возрастут на 142 млрд. долл., поступления по статье «отчисления в фонды социального страхования» продемонстрируют рост на 670 млрд. долл. с 1,224 трлн. долл. в 2018 ф.г. до 1,894 трлн. долл. в 2027 ф.г. Аналогично, акцизы пополнят федеральную казну в 2027 ф.г. на 117 млрд. долл., что на 10 млрд. долл. больше уровня 2018 ф.г., поступления от таможенных пошлин также продемонстрируют значительный рост (более, чем в два раза, увеличившись на 25 млрд. долл. и составив в 2027 ф.г. 65 млрд. долл.) вследствие реализации мероприятий протекционистской политики Д.Трампа. Удивительным представляется почти двукратное плановое увеличение поступлений по налогу на имущество, передающееся в порядке наследования или дарения (с 26 млрд. долл. до 43 млрд. долл. соответственно), особенно если принять во внимание планы действующей администрации по упразднению налога на наследования. Изменения в налоговых доходах федерального бюджета в период с 2018 ф.г. по 2027 ф.г. отражены в таблице 4.

Таблица 4.
Изменения в налоговых доходах федерального бюджета США в период с 2018 по 2027 ф.гг. согласно проекту бюджета на 2018 ф.г. (млрд. долл.)


2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

Индивидуальный подоходный налог

1836

1935

2044

2167

2293

2428

2572

2723

2884

3062

Налог на прибыль корпораций

355

375

401

400

414

425

439

455

475

497

Отчисления в фонды социального страхования

1224

1277

1335

1413

1488

1557

1637

1717

1807

1379

Акцизы

106

107

110

99

101

104

106

109

113

117

Налоги на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения

24

26

28

29

31

33

36

38

40

43

Таможенные пошлины

40

42

43

44

46

50

53

56

60

65

Источник: Budget of the U.S. Government. A New Foundation for American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-4, P.29

Таким образом, структура налоговых доходов федерального бюджета примет следующий вид (см. рисунок 3): значительно (на 8,7%) усилится позиция индивидуального подоходного налога - до 59,3% за десять лет за счет снижения поступлений по таким видам налогов, как налог на прибыль корпораций,доля которого в системе налоговых доходов сократиться с 9,9 до 9,6%, и статьи «отчисления в фонды социального страхования», удельный вес которой сократиться с 34,1 до 26,7%. При этом налоги на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения упрочат свою позицию в системе доходов за десятилетний период лишь на 0,1%, равно как и таможенные пошлины.

Рисунок 3.
Изменения в структуре налоговых доходов федерального бюджета после проведения налоговой реформы Д.Трампа (%).

Источник: Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-4, P.29

Каковы жевозможные риски и последствия реализациипредлагаемых новой республиканской администрацией налогово-бюджетных инициатив, обозначенных в проекте бюджета США на 2018 ф.г., для социально-экономической стабильности США?

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что бюджетные цели администрации Д.Трампа, провозгласившей своими приоритетами одновременное сокращение государственного долга и решение проблемы дефицитного финансирования федерального бюджета, реформирование сферы социальных услуг, увеличение расходов на обеспечение безопасностистраны и снижение налогов, во многом противоречивы и трудновыполнимы.

Если проект бюджета США на 2018 ф.г. предусматривает рост федеральных расходов в размере 4% в год до 18,4% ВВП в 2027 ф.г., увеличение расходов по обслуживанию государственного долга с 1,4% ВВП в 2017 ф.г. до 2,1% ВВП к 2027 ф.г., сокращение дефицита бюджета с 603 млрд. долл. в 2017 ф.г. до 110 млрд. долл. в 2026 ф.г. и выход на профицитное финансирование в 2027 ф.г., а также снижение удельного веса государственного долга в ВВП до 59,8% к 2027 ф.г.,то в соответствии с прогнозом Бюджетного управления конгресса (БУК) 2017 г.9, проблема дефицитного финансирования федерального бюджета и роста государственного долга не только не будет решена, но и усугубится за следующие 30 лет.

Так, БУК предполагает, что с 2017 ф.г. по 2020 ф.г. дефицит бюджета будет сохраняться на уровне 3% ВВП в год, вырастет до 5% ВВП к 2027 ф.г. и достигнет 10% ВВП к 2047 ф.г., соответственно государственный долг увеличится к 2027 ф.г. до 89% ВВП, превысит максимальное значение в размере 106% ВВП в 2035 ф.г. и составит 150% ВВП в 2047 ф.г. Исходя из расчетов БУК доля расходной части бюджета в ВВП будет стабильно превышать средний уровень в размере 20% за последние 50 лет и составит в 2017 ф.г. 21% с последующим ростом до 23% в 2027 ф.г. и до 29% - в 2047 ф.г. Такой прогноз исходит из трех основных трендов: во-первых, неизбежного увеличения обязательного социального блока расходов федерального бюджета в результате старения населения и выхода на пенсию поколения «бэби-бумеров»(выплаты по основным программам здравоохранения должны увеличится с 5,5% ВВП в 2017 ф.г. до 6,9% ВВП в 2027 ф.г. и 9,2% ВВП в 2047 ф.г.; аналогично расходы по социальному страхованию должны вырасти с 4,9% ВВП в 2017 ф.г. до 6% в 2027 ф.г. и достичь 6,3% ВВП в 2047 ф.г.); во-вторых, роста расходов по обслуживанию государственного долга - с 1,4% ВВП в 2017 ф.г. до 2,7% ВВП в 2027 ф.г и до 6,2% ВВП в 2047 ф.г.; в-третьих, замедления темпов увеличения доходов федерального бюджета по сравнению с прошлыми периодами (плановый рост доходной части бюджета США составит 17,8% ВВП в 2017 ф.г., 18,4% ВВП – к 2027 ф.г. и 20% ВВП – к 2047 ф.г.)10. Здесь необходимо оговориться, что предлагаемые оценки БУК применимы лишь в случае неизменности действующей на момент выпуска прогнозных данных налогово-бюджетной политики.

Безусловно, предложения действующей администрации США по снижению федеральных бюджетных расходов, особенно в части реформирования органов исполнительной власти и устранения неэффективных элементов системы государственного управления, заслуживают внимания и поощрения. Однако масштабное сокращение социального блока дискреционных расходов, равно как и закрытие целого ряда важных государственных программ в области экологии, энергетики науки и культуры с целью бездефицитного увеличения военных расходов США и проведения иммиграционной реформы представляется нереалистичным и непродуманным, неизменно спровоцирует резонанс в обществе и создаст предпосылки для отклонения предлагаемых в бюджетном документе инициатив в Конгрессе США.

Ещё 16 лет назад в проекте Фонда Наследия 2001 г. «Мандат на лидерство», подготовленном для администрации Дж.Буша-мл., подчеркивалось, что федеральные власти не могут снять с себя ответственность за решение социальных проблем, ставился вопрос о необходимости поиска пути глубокого продуманного реформирования систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования и отмечалось, что отсутствие прогресса в решении этого вопроса может привести к подрыву процветания США. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний момент должного решения этой проблемы действующей администрацией не предложено.

Кроме того, вызывает опасение желание действующей администрации сократить финансирование ряда важнейших научных проектов, в том числе международных, и государственную поддержку науки в целом, прикрываясь их якобы «неэффективностью». В частности, в проекте бюджета на 2018 ф.г. предусмотрено сокращение бюджета Национального научного фонда на 10,7%. С одной стороны понятно, что Д.Трамп делает ставку на бизнес, как основной двигатель прогресса, вкладывающий значительные средства в НИОКР, осуществляемые американскими университетами11. С другой стороны, финансирование правительством исследований ряда научно-исследовательских центров СШАв период с конца 20 – начала 21 вв. не только доказало свою эффективность, но и показало важность и необходимость государственного участия в этом процессе12.

Если рассматривать предлагаемую Д.Трампом и его экономической командой налоговую реформу, в задачи которой входит в том числе существенное сокращение налоговой нагрузки на американский бизнес с целью укрепления конкурентных преимуществ США на мировом рынке и активизация темпов экономического роста до 3% ВВП за счет снижения ставок индивидуального подоходного налога, то здесь также возникает множество вопросов и опасений.

Прежде всего, отметим, что в основу проведения налоговой политики и налоговой реформы Д.Трампа взят постулат А.Лаффера о том, что задачу оживления деловой активности в стране возможно решить за счет радикального «облегчения налогового бремени» и понижения прогрессивности налоговой шкалы. Примечательно, что государство в этих условиях играет роль пассивного наблюдателя, практически не вмешивающегося в экономическую жизнь страны. Нельзя не отметить, что при всей стройности данной теории, ее апробация не подтвердила действенности предложенных рецептов, что признавалось и самим А.Лаффером. Более того, новейшая история доказывает, что экономический рост, увеличение рабочих мест и создание новых малыхпредприятийпроисходилоболеемедленнымитемпамипослепроведениякрупномасштабнойналоговойреформыДж.Буша-мл. по сравнению с периодом после повышения налогов на богатых Б.Клинтоном, что демонстрирует рис.4.

Нельзя не отметить, что очень большие надежды возлагаются администрацией Д.Трампа на экономический эффект от сокращения налогового пресса на бизнес, чрезмерность которого, по мнению ряда аналитиков, да и самой администрации угнетает возможности для лидерства США на мировой арене13. В данном случае, разработчики реформы налоговой системы исходят из предположения А.Оукена о том, что налог на прибыль корпораций по сравнению с индивидуальным подоходным налогом оказывает значительно большее влияние на параметры экономического роста страны, что объясняется тем, что средства, высвобождающиеся при снижении налога на прибыль корпораций могут расходоваться в полном объеме на инвестиции, при высвобождении же дополнительных средств в результате снижения подоходного налога с физических лиц, на потребление расходуется лишь часть дохода, равная предельной склонности к потреблению.

Рисунок 4.
Влияние налоговой реформы Дж.Буша-мл. и налоговой политики Б.Клинтона на рост ВВП и прирост рабочих мест в экономике (%).

Источник: Tax Cuts for the Rich Aren’t an Economic Panacea - and Could Hurt Growth, Center on Budget and Policy Priorities, Large Job Growth Unlikely to Follow Tax Cuts for the Rich and Corporations. CenteronBudgetandPolicyPriorities

Однако, современные макроэкономические модели, предлагаемые Центром налоговой политики и Объединенным комитетом по налогообложению, не подтверждают возможность достижения значительного эффекта для экономики страны от сокращения налога на прибыль корпораций до 15%.

В этой связи сомнительным представляется чересчур оптимистичный сценарий роста экономики США после 2018 ф.г., особенно при существующих прогнозах экономического роста, представленных Бюро экономического анализа США (БЭА), Федеральной резервной системой и БУК, в размере, не превышающем 1,9-2% ВВП в год. Необходимо оговориться, что на сегодняшний день и эта цифра представляется завышенной: за первый квартал 2017 г. рост американской экономики составил лишь 0,7% относительно предыдущего квартала, при том, что многие американские аналитики ожидали роста экономики в размере 1-1,2%. Основной причиной торможения темпов прироста ВВП является незначительный (0,3% в год) рост потребительских расходов.

Экономисты и аналитики предупреждают, что обеспечить темпы роста ВВП в размере 3% в год невозможно без кардинального увеличения производительности труда, и изменения ситуации с трудоспособным населением, численность которого в США падает. В частности, профессор экономики Гарвардского университета Д.Йоргенсон отмечает: «Выйти на трехпроцентный рост запредельно сложно. Коренные преобразования в экономике, такие как реформа налоговой системы, могут обеспечить рост до 2,4%» Среди факторов, препятствующих ускорению ВВП, он называет старение работоспособного населения и прекращение темпов увеличения уровня образования14. Действительно, согласно расчётам БУК, за ближайшие тридцать лет численность населения США возрастет на 60 млн. чел. (рост в среднем на 0,6% в год, по сравнению с 0,9% в год в течение последних 50 лет) и составит в 2047 г. 390 млн. чел. Одновременно, произойдет рост населения в возрасте старше 65 лет с 15% в 2017 г. до 22% в 2047 г.15

Согласно прогнозу, предложенному в проекте бюджета на 2018 ф.г., налоговые доходы федерального бюджета после проведения крупномасштабной налоговой реформы будут демонстрировать устойчивый рост в размере 175-200 млрд. долл. в год, что позволит пополнить федеральную казну за десятилетний период на 1,6 трлн. долл., и увеличит их долю в ВВП с 18,1% до 18,4%.16

Прогнозные цифры по налоговым доходам, содержащиеся в докладе БУК, составленном без учета масштабного сокращения налогов Д.Трампом, совпадают с заявленными новой администрацией. Так согласно прогнозам БУК, к 2027 ф.г. планируется довести уровень налоговых поступлений в федеральный бюджет до 18,4% ВВП, а к 2047 ф.г. – до 19,6% ВВП, при этом отмечается, что такое увеличение возможно за счет упрочнения позиции индивидуального подоходного налога в системе бюджетных доходов с 8,6% ВВП до 10,6% ВВП17. В обосновании таких изменений в налоговых доходах бюджета БУК исходит из того, что такие элементы налоговой системы, как налогооблагаемый доход, налоговые льготы и вычеты индексируются на инфляцию. В случае, когда доходы налогоплательщиков растут быстрее инфляции, что происходит в период экономического подъема, налоговые поступления растут более быстрыми темпами, чем доходы населения. Также берется в расчет то, что налоговые поступления от доходов по различным пенсионным планам с учетом старения населения США будут демонстрировать более высокие темпы роста, чем ВВП, особенно в период с 2017 по 2027 гг. Прогноз также учитывает тенденцию, при которой в ближайшее десятилетие заработная плата американцев с наиболее высоким уровнем доходов, облагаемых по максимальной ставке индивидуального подоходного налога, будет расти более быстрым темпами, чем заработная плата американцев со средним и низким уровнем доходов, что вызовет запланированный рост поступлений по основной статье доходов федерального бюджета.

Если предположить, что первые две позиции обоснования увеличения налоговых доходов действительно способны спровоцировать рост налоговых поступлений даже в условиях проведения налоговой реформы, то довод в отношении увеличения доходов бюджета вследствие роста зарплат наиболее высокодоходной части американских налогоплательщиков не может быть применим именно по причине снижения максимальной ставки по индивидуальному подоходному налогу в рамках реформы Д.Трампа до 25%.

Представители ведущих мозговых центров США, равно как и БУК, высказывают мнение, что стоимость налоговой реформы Д.Трампа составит от 3 до 7 трлн. долл., поэтому ее воплощение в жизнь приведет к усложнению существующей бюджетной ситуации и росту государственного долга до 111% ВВП к 2027 г.18В данном случае они предполагают, что проведение налоговых сокращений само по себе не приводит к автоматическому снижению налогового бремени, поскольку наблюдается прямая зависимость данного показателя от состояния экономики страны. Опыт снижения ставок индивидуального подоходного и корпорационного налогов в ходе налоговой реформы Дж.Буша-мл.(которое в соответствии с основными выкладками теории предложения, не должно было негативно отразиться на доходах страны при условии стабильного роста экономики)также показывает, что в случае недостаточного экономического роста подобные сокращения могут привести к значительному снижению поступлений в федеральный бюджет и на фоне роста расходной части бюджета спровоцировать новый виток бюджетных проблем(см. табл.5), что ставит под сомнение реальность выполнения оптимистичных прогностических бюджетных оценок действующей администрации.

Таблица 5.
Изменение основных параметров федерального бюджета США в период деятельности различных администраций с 1993 по 2016 гг. (%ВВП)


Первый год президентства

Последний год президентства

В среднем за срок президентства

Вильям Джефферсон Клинтон (Б. Клинтон, 1993 - 2001)


Расходы бюджета

20,7

17,6

18,4

Доходы бюджета

17

20

19,2

Дефицит (-), профицит

-3,8

2,3

-0,75

Долг федерального правительства

64

55,5

62,1

Джордж Волкер Буш (Дж.Буш-мл., 2001 - 2009)


Расходы бюджета

17,6

20,2

19

Доходы бюджета

18,8

17,1

17

Дефицит (-), профицит

1,2

-3,1

-1,9

Долг федерального правительства

54,6

67,7

60,7

Барак Хуссейн Обама II (Б.Обама, 2009 – 2016)


Расходы бюджета

24,4

21,4*

22,1

Доходы бюджета

14,6

18,1*

16,3

Дефицит (-), профицит

-9,8

-3,3*

-5,8

Долг федерального правительства

82,4

105,2*

98

Источник: Budget of the United States Government, Fiscal year 2017, Histоrical Tables, Table 1.1, 1.2

Статистические данные, представленные в таблице 5,во-первых, подтверждают тезис о значительном бюджетном эффекте налоговых преобразований, проводимых правительствами Б.Клинтона и Б.Обамы, то есть мероприятий по увеличению налоговой нагрузки на экономику в целях активизации фискальной и регулятивной функций налоговой системы, во-вторых, демонстрируют негативное воздействие налоговой программы Дж.Буша-мл. на бюджетную сферу. Как можно видеть из данных таблицы 5 для оптимальной работы бюджетной системы США уровень расходов федерального правительства должен удерживаться в диапазоне от 20 до 22% ВВП, при уровне доходов бюджета в размере не менее 20-21% ВВП.

Еще одной проблемой является направленность налоговой реформы Д.Трампа на повышение благосостояния наиболее богатых американцев и усугубление вследствие этого проблемы дифференциации доходов населения США вместо решения важнейшей социальной задачи нивелирования доходов. Так, по мнению ряда экспертов Центра бюджетных и политических приоритетов (CenteronBudgetandPolicyPriorities) бюджетный план Д.Трампа существенно усугубит проблему дифференциации доходов американцев, с одной стороны за счет своей направленности на значительное сокращение затрат на удовлетворение базовых потребностей наиболее уязвимой социальной прослойки американского общества (на образование, продовольственную помощь, жилищные программы и программы профориентации) в размере 2,5 трлн. долл. за десять лет, с другой стороны за счет сокращения налогов для наиболее богатых американцев на 6 млрд. долл. ежегодно, что составит 2 трлн. долл. за десятилетие. Таким образом, 1% наиболее богатых домохозяйств сможет сократить свои налоговые выплаты на 250 тыс. долл. в год, аналогично 400 наиболее богатых налогоплательщиков с доходами свыше 300 млн. долл. в год смогут сократить свои выплаты в федеральный бюджет благодаря проведенным налоговым сокращениям на 15 млн. долл. Стоит заметить, что эта сумма превышает более чем в пять раз среднегодовые доходы рядового выпускника колледжа19.

Здесь имеет смысл указать на то, что отрицательный эффект на экономику страны от дифицитообразующих налоговых реформ для богатых был единственной причиной, по которой Бюджетное управление Конгресса не поддержало пролонгирование налоговых реформ начатых Дж.Бушем-мл. и призывало к срочному сокращению дефицита бюджета с целью активизации экономического роста в долгосрочной перспективе20.

Выводы исследования Центра бюджетных и политических приоритетов о том, что сокращение налогов для миллионеров будет завершено на 50% к 2025 г., в то время, как налоги 136 млн. домохозяйств с доходом ниже 100 тыс. долл. в год снизятся к этому времени лишь на 1/5, также подтверждают тезис о направленности налоговых инициатив действующей администрации на наиболее обеспеченных граждан США. В работе отмечается, что в результате проведения налоговой реформы 2017-2018 г. доходы после налогообложения квинтеля самых богатых налогоплательщиков будут увеличены на 14%, по сравнению с однопроцентным увеличением доходов после уплаты индивидуального подоходного налога налогоплательщиков, имеющих от 40 до 50 тыс. в год21.

Небезынтересен вывод аналитика Центра бюджетных и политических приоритетов Б.ДеБотав его работе «Налоговый план Трампа позволит четырёмстам наиболее богатых американцев экономить более 15 млн. долл. в год» о том, что 6 млрд. долл., сэкономленных наиболее богатой прослойкой американского общества благодаря реализации налоговой реформы новой республиканской администрации, могли бы быть направлены, например, на финансирование программ профориентации и профессиональной переподготовки для 1,5 млн. нуждающихся, либо на предоставление 600 тыс. жилищных ваучеров для семей с низким уровнем доходов. Именно эти программы, согласно бюджетному документу Д.Трампа предлагается сократить в целях жесткой экономии бюджетных средств22.

К сожалению, стоит признать, что положительные тенденции, наметившиеся в решении проблем сложности налогового законодательства, говорят лишь о начале процесса улучшения функционирования налогового механизма. На сегодняшний момент данная проблема все еще остается нерешенной, и администрация Д.Трампа пока не высказала конструктивных предложений по ее решению.

Важной характеристикой «нового» федерального бюджета на 2018 ф.г., можно считать факт отсутствия весомых аналитических обоснований влияния предлагаемых республиканской администрацией бюджетных инициатив на основные макроэкономические показатели и параметры федерального бюджета, что вызывает удивление и озабоченность.

Исходя из проведенного анализа можно с уверенностью предположить, что Конгресс США отвергнет проект бюджета новой республиканской администрации, возможно сохранив единичные предложения Д.Трампа. Просчеты в прогнозах составителей проекта бюджета федерального правительства на 2018 ф.г. могут запустить пессимистичный сценарий развития бюджетной ситуации, который предполагает, что в дальнейшем рост дефицита бюджета, провоцируемый возрастающей стоимостью основных программ социального обеспечения и финансируемый за счет наращивания государственного долга неминуемо приведет к негативным последствиям для экономики23, вызовет рост нагрузки на бюджет за счет увеличения расходов на нетто-выплаты. В свою очередь рост процентных ставок и расходов по обслуживанию государственного долга неизбежно спровоцирует снижение инвестиционной активности, приведет к падению спроса на недвижимость и потребительские товары длительного пользования, и в конечном итоге - к стагнации экономики.

Однако здесь следует указать на то, что в силу специфики американского государственного долга24, подобный сценарий возможен при соблюдении нескольких условий: во-первых, если сохраниться динамика превышения темпов роста государственного долга над темпами роста экономики; во-вторых, в случае, если процентные ставки по государственным ценным бумагам США превысят уровень инфляции в стране; в-третьих, в случае увеличения процентных ставок по государственным облигациям США и, соответственно, роста расходов по обслуживанию государственной задолженности.


Список литературы

1 https://www.bls.gov/cpi/cpid1612.pdf

2Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, P.1-2

3 The White House. Office of the Press Secretary. Presidential Executive Order on a Comprehensive Plan for Reorganizing the Executive Branch. March 13, 2017. − https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/03/13/presidential-executive-order-comprehensive-plan-reorganizing-executive

4 Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-4, P.29

5Budget of the United States Government, Fiscal year 2017, Histоrical Tables, Table 8.6

6 Более подробно см.: https://www.washingtonpost.com/local/education/trump-seeks-to-slash-education-department-but-make-big-push-for-school-choice/2017/03/15/63b8b6f8-09a1-11e7-b77c-0047d15a24e0_story.html?utm_term=.29df44806389

7 Подробнее на: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/more-justice-department-funds-proposed-to-crack-down-on-violent-crime-and-illegal-immigration/2017/03/15/bf4f25f6-09ab-11e7-b77c-0047d15a24e0_story.html?utm_term=.201bb859db72

8См. https://www.washingtonpost.com/national/health-science/budget-reflects-trumps-vow-to-cut-epa-in-almost-every-form/2017/03/15/0611db20-09a5-11e7-a15f-a58d4a988474_story.html?utm_term=.02c6baf19cc1

9 The 2017 Long-term Budget Outlook. Congressional Budget Office. March 2017.

10 The 2017 Long-term Budget Outlook. Congressional Budget Office. March 2017. P.2-13

11 См. более подробно: Судакова Н.А. Партнёрство университетов и бизнеса как важный фактор научно-технического лидерства США // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2016. – № 12. – С. 98-116.

12См. например: Судакова Н.А. Научно-исследовательские центры, финансируемые правительством: американский феномен // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2015. – № 11. - С. 106-120.

13Напримервтакихработах, как Alex M. Brill and Kevin A. Hassett, “Revenue-Maximizing Corporate Income Taxes: The Laffer Curve in OECD Countries,” American Enterprise Institute Working Paper No. 137, July 31, 2007, https://www.aei.org/wp-content/uploads/2011/10/20070731_Corplaffer7_31_07.pdf; Adam N. Michel The U.S. Tax System Unfairly Burdens U.S. Business No. 3217 | May 16, 2017. The Heritage Foundation

14http://www.rbc.ru/newspaper/2017/02/27/58ac28ee9a79471c16ca3909

15 The 2017 Long-term Budget Outlook. Congressional Budget Office. March 2017. P.7

16Budget of the U.S. Government. A New Foundation For American Greatness, Fiscal Year 2018, Office of Management and Budget, Table S-4, P.29, 31

17 The 2017 Long-term Budget Outlook. Congressional Budget Office. March 2017. P.19

18См. напримерпрогнозыCommittee for a Responsible Federal Budget, Tax Policy Center, Center on Budget and Policy Priorities

19См, например Isaac Shapiro, Richard Kogan, Chloe Cho, “Trump Budget Gets Three-Fifth of Its Cuts From Programs for Low-and Moderate-Income People”, May 30, 2017/ Center on Budget and Policy Priorities; Brandon DeBot “Trump Tax Plan Would Give 400 Highest-IncomeAmericans More Than $15 Million a Year in Tax Cuts”, May 17, 2017 / Center on Budget and Policy Priorities

20 Tax Cuts for the Rich Aren’t an Economic Panacea — and Could Hurt Growth, Center on Budget and Policy Priorities

21 Trump Campaign and House GOP Tax Plans Violate Mnuchin Rule/ Center on Budget and Policy Priorities

22 Brandon DeBot “Trump Tax Plan Would Give 400 Highest-IncomeAmericans More Than $15 Million a Year in Tax Cuts”, May 17, 2017 / Center on Budget and Policy Priorities

23Этот тезис исходит из предположения о том, что существует обратная зависимость между темпами роста ВВП и размером государственного долга

24Являясь крупнейшей экономикой мира, обладая устойчивой политической системой и высоким кредитным рейтингом, имея монопольные преимущества на мировом финансовом рынке за счет уникальной роли американской валюты, США имеют возможность эффективно размещать казначейские облигации, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.