Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2007

Возможна ли новая «холодная война» между Россией и США?

 

Рогов С.М., д.и.н., член-корреспондент РАН,

директор Института США и Канады РАН,

декан Факультета мировой политики

Государственного университета гуманитарных наук, г.Москва

 

В нынешнем году отмечается 200-летие установления российско-американских дипломатических отношений. На протяжении большей части истории этих отношений наши две страны не конфликтовали. Более того, в рамках многополярной системы международных отношений России и США становились союзниками, когда у них появлялся общий противник – сначала Великобритания (во время американской войны за независимость и гражданской войны в США), а затем Германия (во время Первой и Второй мировых войн).

В середине ХХ века ситуация кардинально изменилась, сформировалась конфронтационная модель взаимоотношений Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Как известно, термин «холодная война» используется для характеристики советско-американского противостояния с конца 1940-х до начала 1990-х гг. Период «холодной войны», продолжавшейся несколько десятилетий, отличался уникальными чертами.

США и СССР являлись двумя сверхдержавами, значительно превосходившими по своей мощи все другие страны мира. Глобальное соперничество двух полюсов силы привело к формированию двухполярной системы международных отношений, в которой Соединенные Штаты и Советский Союз возглавили два противостоявших друг другу лагеря.  

Главная особенность модели «холодной войны» заключалась в том, что СССР и США вели противоборство во всех сферах отношений.

В экономической области советско-американские отношения выражали конфликт двух систем собственности. Торгово-экономические связи были сведены к минимуму. Вместо этого развернулось жесткое соревнование, имевшее целью экономически измотать соперника, добиться истощения его сил.

В политической сфере СССР и США вели глобальное соперничество, охватывавшее практически все регионы мира. Любой международный конфликт обязательно превращался в один из сегментов этого противоборства.

В военной области развернулась беспрецедентная гонка вооружений, которая впервые в истории человечества охватила не только сферу обычных, но и ядерных вооружений. Возник военно-стратегический паритет, сформировалась система «взаимного ядерного сдерживания».

В идеологической сфере развернулась непримиримая конфронтация, отрицание легитимности противоположной политической и социально-экономической системы. Идеологический конфликт оказывал доминирующее воздействие на все другие области советско-американских отношений.

Завершение «холодной войны» и распад СССР были истолкованы в Вашингтоне как «победа», которая позволяла консолидировать однополярную систему международных отношений, где США должны были играть роль единственной сверхдержавы.

В новых условиях руководители двух стран неоднократно провозглашали российско-американское стратегическое партнерство. Однако эти декларации не были подкреплены созданием практического механизма партнерского взаимодействия. Помимо прочего, этому помешала колоссальная асимметрия сил, нежелание США считаться с российскими интересами.  

Однако модель однополярного мира оказалась нежизнеспособной. В последние годы усилилась тенденция к формированию многополярного мира. Этому способствовали провал военной авантюры США в Ираке, быстрый экономический  рост Китая и Индии, а также выход России из кризиса 1990-х гг.

Вместе с тем появились признаки серьезного обострения отношений между Россией и США по широкому кругу вопросов. Особенно остро расхождения позиций двух стран проявляются в связи с планами размещения ПРО США в Восточной Европе.

В этой связи возникает вопрос: возможно ли возникновение новой «холодной войны» между Вашингтоном и Москвой?

Новая «холодная война» невозможна, если под этим понимается воссоздание в XXI веке двухполярной системы международных отношений, в которой произойдет раскол на противоборствующих лагеря во главе с Россией и США. В отличие от СССР, Россия не является сверхдержавой и не имеет ни мессианской идеологии, ни жизненно важных интересов, требующих мобилизации всех сил для противодействия США в любом районе мира. Потенциальным претендентом на роль новой сверхдержавы является Китай, но вряд и такая биполярность отвечает интересам России.

Более вероятным представляется развитие полицентричности, где в число ведущих центров, помимо США, Китая, Индии и некоторых других великих держав, будет входить и Россия.

Новая «холодная война» возможна, если под этим понимается создание такой модели двусторонних российско-американских отношений, в которой преобладают конфронтационные тенденции, а не общие интересы.

В экономической области США стремятся жестко контролировать условия интеграции России в глобальный рынок. Это выражается в затягивании вопроса о членстве в ВТО, сохранении поправки Джексона-Веника, попытках ограничить российскую роль в энергетической сфере. Двусторонние торгово-экономические связи развиваются медленно и остаются уязвимыми для политического давления.

В политической сфере прекратилось глобальное соперничество, но разворачивается острая конкуренция в СНГ. Существенно расходятся подходы и  к решению ряда международных ситуаций (расширение НАТО, Косово, Иран, израильско-палестинский конфликт, Ирак).

В военной области под угрозой оказался весь режим соглашений о контроле над ядерными вооружениями (ПРО, СНВ, СНП, РСМД). Новым фактором стал российский мораторий на ДОВСЕ. При сохранении нынешних тенденций через несколько лет может вновь развернуться неограниченная гонка ядерных и обычных вооружений.

В идеологической сфере, несмотря на прекращение на государственном уровне конфронтации «коммунизм – антикоммунизм», раскручивается пропагандистская кампания о несовместимости идеологических ценностей России и Запада. Накал риторики начинает напоминать эпоху «холодной войны».

Вместе с тем нынешние конфронтационные тенденции по своему размаху и глубине не только количественно, но и качественно отличаются от эры советско-американского противоборства. Пока они не стали доминирующими. Во всяком случае, Вашингтон официально не  объявил о переходе к стратегии «сдерживания» Москвы.

Однако партнерские связи России и США не институционализированы. Более того, размываются выработанные еще Советским Союзом и США эффективные механизмы согласования интересов в сфере безопасности. Это делает российско-американские отношения весьма уязвимыми для негативных поворотов, которые могут приобрести лавинообразный характер.

В течение ближайших нескольких лет в отношениях между Россией и США возможен серьезный кризис. При этом внутриполитические факторы, в том числе смена руководства в обеих странах на президентских выборах в 2008 г., скорее будут усугублять ситуацию, а не способствовать  преодолению разногласий.

При этом необходимо учитывать, что в ближайшие годы США будут оставаться наиболее сильным игроком на мировой арене, доллар будет оставаться мировой валютой, сохранится и система американских военно-политических альянсов с другими развитыми странами. Будет в основном сохраняться и асимметрия в российско-американских отношениях, несмотря на возрождение экономической, военной и политической мощи России. Возможны и рецидивы сверхдержавной стратегии Вашингтона.

Тем не менее, новая «холодная война» не является неизбежной. У России и США сохраняются значительные области совместных и параллельных интересов. Если здесь произойдут прорывы (например, договоренности по сотрудничеству по ПРО, контролю над вооружениями, ядерной энергетике, урегулированию иранской проблемы), то российско-американские отношения удастся не только стабилизировать, но и создать реальные механизмы партнерства. Это, конечно, не исключает и соперничества в ряде областей, но в партнерской модели оно будут происходить как конкуренция, а не как конфронтация.

В обозримом будущем отношения с Соединенными Штатами будут по-прежнему иметь особое значение для России, как и любой другой страны мира. От  России требуется жесткая защита национальных интересов нашей страны по принципиальным вопросам, и поиск договоренностей для достижения компромиссов по тем вопросам, где возможно достижение взаимоприемлемых договоренностей. У Москвы и Вашингтона сегодня нет взаимоисключающих интересов, как это было в эпоху «холодной войны».

Исторически в многополярном мире Россия и США никогда не были врагами. Следовательно, конфронтационная модель двухсторонних взаимоотношений не будет соответствовать их интересам и в условиях полицентризма в XXI веке.

Без российско-американского взаимодействия по вопросам контроля над вооружениями, нераспространения ОМУ, борьбы с международным терроризмом, вряд ли удастся создать эффективный механизм обеспечения безопасности в формирующейся новой многополярной системе международных отношений и предотвратить катастрофические сценарии развития событий.

Удельный вес ведущих стран в мировых экономических показателях  в 2005 г, (в %)

 

 

Население

ВВП по ППС

ВВП по обменному курсу

ВНД по ППС

ВНД по обменному курсу

Экспорт

Капитализация рынка

ПИИ

Расходы на НИОКР

 

Интернет

Весь мир

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

США

4,7

20,1

28,0

20,51

28,83

10,1

42,0

16,1

40,1

45,38

Китай

20,7

15,4

5,0

14,20

5,03

6,6

2,0

14,2

2,3

1,21

Япония

2,0

6,4

10,3

6,63

11,09

5,3

9,5

1,2

19,7

2,07

Индия

17,3

6,0

1,7

6,24

1,76

1,2

1,4

0,8

0,5

0,05

Германия

1,3

4,1

6,3

3,97

6,34

8,9

3,1

- 5,3

7,4

7,96

Великобритания

0,9

3,0

5,0

3,25

5,03

4,6

7,2

10,9

4,3

3,17

Франция

1,0

3,0

4,8

3,06

4,84

4,4

4,8

3,7

4,8

0,83

Италия

0,9

2,7

4,0

2,73

3,83

3,7

2,0

2,5

2,0

1,48

Бразилия

2,9

2,6

1,8

2,53

1,43

1,1

1,2

2,7

0,7

1,48

Россия

2,3

2,6

1,7

2,51

1,42

2,1

1,4

1,9

0,6

2,47

Канада

0,5

1,8

2,5

1,71

2,34

3,4

2,6

0,9

2,0

0,77

 

 

 Удельный вес ведущих стран в военной сфере и международных организациях  в 2005 г, (в %)

 

 

Военные расходы

Военные расходы по ППС

Ядерное оружие

Численность вооруженных сил

Производство вооружений

Экспорт вооружений

Вклад в бюджет ООН

Доля голосов в МВФ

Весь мир

100

100

100

100

100

100

100

100

США

57,0

51,3

45,6

4,5

63,3

28,5

22

17,4

Китай

4,9

16,3

1,1

11,5

н/д

0,7

2,05

2,9

Япония

4,9

3,0

0

0,8

2,4

0

19,47

6,2

Индия

2,4

9,1

0,4

8,0

1,0

0,1

0,42

1,9

Германия

4,0

2,8

0

0,9

1,9

5,7

8,66

6,0

Великобритания

5,8

3,6

1,5

0,6

13,0

5,1

6,13

5,0

Франция

5,5

3,9

2,9

1,1

9,4

11,1

6,03

5,0

Италия

3,2

2,6

0

1,4

2,5

1,4

4,88

3,3

Бразилия

1,0

2,1

0

2,1

0,1

0,5

1,52

1,4

Россия

2,5

5,6

47,0

4,4

1,2

22,4

1,1

2,7

Канада

1,3

1,1

0

0,2

0,2

2,8

2,81

2,9

 



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Сплав на выходные
Варзуга сплав. Сплавы в Карелии на байдарках и рафтах. Шуя, Варзуга, Тумча
vpohod33.ru
Летние платья купить
Модные футболки, красивые платья, удобные боди по низким ценам
optom24.ru
Оптимизация персонала на предприятии
Создание и оптимизация сайтов
норматруда.рф