Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
№3, 2007
Возможна ли новая «холодная война» между Россией и США?
Рогов С.М., д.и.н., член-корреспондент РАН,
директор Института США и Канады РАН,
декан Факультета мировой политики
Государственного университета гуманитарных наук, г.Москва
В нынешнем году отмечается 200-летие установления российско-американских дипломатических отношений. На протяжении большей части истории этих отношений наши две страны не конфликтовали. Более того, в рамках многополярной системы международных отношений России и США становились союзниками, когда у них появлялся общий противник – сначала Великобритания (во время американской войны за независимость и гражданской войны в США), а затем Германия (во время Первой и Второй мировых войн).
В середине ХХ века ситуация кардинально изменилась, сформировалась конфронтационная модель взаимоотношений Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Как известно, термин «холодная война» используется для характеристики советско-американского противостояния с конца 1940-х до начала 1990-х гг. Период «холодной войны», продолжавшейся несколько десятилетий, отличался уникальными чертами.
США и СССР являлись двумя сверхдержавами, значительно превосходившими по своей мощи все другие страны мира. Глобальное соперничество двух полюсов силы привело к формированию двухполярной системы международных отношений, в которой Соединенные Штаты и Советский Союз возглавили два противостоявших друг другу лагеря.
Главная особенность модели «холодной войны» заключалась в том, что СССР и США вели противоборство во всех сферах отношений.
В экономической области советско-американские отношения выражали конфликт двух систем собственности. Торгово-экономические связи были сведены к минимуму. Вместо этого развернулось жесткое соревнование, имевшее целью экономически измотать соперника, добиться истощения его сил.
В политической сфере СССР и США вели глобальное соперничество, охватывавшее практически все регионы мира. Любой международный конфликт обязательно превращался в один из сегментов этого противоборства.
В военной области развернулась беспрецедентная гонка вооружений, которая впервые в истории человечества охватила не только сферу обычных, но и ядерных вооружений. Возник военно-стратегический паритет, сформировалась система «взаимного ядерного сдерживания».
В идеологической сфере развернулась непримиримая конфронтация, отрицание легитимности противоположной политической и социально-экономической системы. Идеологический конфликт оказывал доминирующее воздействие на все другие области советско-американских отношений.
Завершение «холодной войны» и распад СССР были истолкованы в Вашингтоне как «победа», которая позволяла консолидировать однополярную систему международных отношений, где США должны были играть роль единственной сверхдержавы.
В новых условиях руководители двух стран неоднократно провозглашали российско-американское стратегическое партнерство. Однако эти декларации не были подкреплены созданием практического механизма партнерского взаимодействия. Помимо прочего, этому помешала колоссальная асимметрия сил, нежелание США считаться с российскими интересами.
Однако модель однополярного мира оказалась нежизнеспособной. В последние годы усилилась тенденция к формированию многополярного мира. Этому способствовали провал военной авантюры США в Ираке, быстрый экономический рост Китая и Индии, а также выход России из кризиса 1990-х гг.
Вместе с тем появились признаки серьезного обострения отношений между Россией и США по широкому кругу вопросов. Особенно остро расхождения позиций двух стран проявляются в связи с планами размещения ПРО США в Восточной Европе.
В этой связи возникает вопрос: возможно ли возникновение новой «холодной войны» между Вашингтоном и Москвой?
Новая «холодная война» невозможна, если под этим понимается воссоздание в XXI веке двухполярной системы международных отношений, в которой произойдет раскол на противоборствующих лагеря во главе с Россией и США. В отличие от СССР, Россия не является сверхдержавой и не имеет ни мессианской идеологии, ни жизненно важных интересов, требующих мобилизации всех сил для противодействия США в любом районе мира. Потенциальным претендентом на роль новой сверхдержавы является Китай, но вряд и такая биполярность отвечает интересам России.
Более вероятным представляется развитие полицентричности, где в число ведущих центров, помимо США, Китая, Индии и некоторых других великих держав, будет входить и Россия.
Новая «холодная война» возможна, если под этим понимается создание такой модели двусторонних российско-американских отношений, в которой преобладают конфронтационные тенденции, а не общие интересы.
В экономической области США стремятся жестко контролировать условия интеграции России в глобальный рынок. Это выражается в затягивании вопроса о членстве в ВТО, сохранении поправки Джексона-Веника, попытках ограничить российскую роль в энергетической сфере. Двусторонние торгово-экономические связи развиваются медленно и остаются уязвимыми для политического давления.
В политической сфере прекратилось глобальное соперничество, но разворачивается острая конкуренция в СНГ. Существенно расходятся подходы и к решению ряда международных ситуаций (расширение НАТО, Косово, Иран, израильско-палестинский конфликт, Ирак).
В военной области под угрозой оказался весь режим соглашений о контроле над ядерными вооружениями (ПРО, СНВ, СНП, РСМД). Новым фактором стал российский мораторий на ДОВСЕ. При сохранении нынешних тенденций через несколько лет может вновь развернуться неограниченная гонка ядерных и обычных вооружений.
В идеологической сфере, несмотря на прекращение на государственном уровне конфронтации «коммунизм – антикоммунизм», раскручивается пропагандистская кампания о несовместимости идеологических ценностей России и Запада. Накал риторики начинает напоминать эпоху «холодной войны».
Вместе с тем нынешние конфронтационные тенденции по своему размаху и глубине не только количественно, но и качественно отличаются от эры советско-американского противоборства. Пока они не стали доминирующими. Во всяком случае, Вашингтон официально не объявил о переходе к стратегии «сдерживания» Москвы.
Однако партнерские связи России и США не институционализированы. Более того, размываются выработанные еще Советским Союзом и США эффективные механизмы согласования интересов в сфере безопасности. Это делает российско-американские отношения весьма уязвимыми для негативных поворотов, которые могут приобрести лавинообразный характер.
В течение ближайших нескольких лет в отношениях между Россией и США возможен серьезный кризис. При этом внутриполитические факторы, в том числе смена руководства в обеих странах на президентских выборах в 2008 г., скорее будут усугублять ситуацию, а не способствовать преодолению разногласий.
При этом необходимо учитывать, что в ближайшие годы США будут оставаться наиболее сильным игроком на мировой арене, доллар будет оставаться мировой валютой, сохранится и система американских военно-политических альянсов с другими развитыми странами. Будет в основном сохраняться и асимметрия в российско-американских отношениях, несмотря на возрождение экономической, военной и политической мощи России. Возможны и рецидивы сверхдержавной стратегии Вашингтона.
Тем не менее, новая «холодная война» не является неизбежной. У России и США сохраняются значительные области совместных и параллельных интересов. Если здесь произойдут прорывы (например, договоренности по сотрудничеству по ПРО, контролю над вооружениями, ядерной энергетике, урегулированию иранской проблемы), то российско-американские отношения удастся не только стабилизировать, но и создать реальные механизмы партнерства. Это, конечно, не исключает и соперничества в ряде областей, но в партнерской модели оно будут происходить как конкуренция, а не как конфронтация.
В обозримом будущем отношения с Соединенными Штатами будут по-прежнему иметь особое значение для России, как и любой другой страны мира. От России требуется жесткая защита национальных интересов нашей страны по принципиальным вопросам, и поиск договоренностей для достижения компромиссов по тем вопросам, где возможно достижение взаимоприемлемых договоренностей. У Москвы и Вашингтона сегодня нет взаимоисключающих интересов, как это было в эпоху «холодной войны».
Исторически в многополярном мире Россия и США никогда не были врагами. Следовательно, конфронтационная модель двухсторонних взаимоотношений не будет соответствовать их интересам и в условиях полицентризма в XXI веке.
Без российско-американского взаимодействия по вопросам контроля над вооружениями, нераспространения ОМУ, борьбы с международным терроризмом, вряд ли удастся создать эффективный механизм обеспечения безопасности в формирующейся новой многополярной системе международных отношений и предотвратить катастрофические сценарии развития событий.
Удельный вес ведущих стран в мировых экономических показателях в 2005 г, (в %)
|
Население
|
ВВП по ППС
|
ВВП по обменному курсу
|
ВНД по ППС
|
ВНД по обменному курсу
|
Экспорт
|
Капитализация рынка
|
ПИИ
|
Расходы на НИОКР
|
Интернет
|
Весь мир
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
США
|
4,7
|
20,1
|
28,0
|
20,51
|
28,83
|
10,1
|
42,0
|
16,1
|
40,1
|
45,38
|
Китай
|
20,7
|
15,4
|
5,0
|
14,20
|
5,03
|
6,6
|
2,0
|
14,2
|
2,3
|
1,21
|
Япония
|
2,0
|
6,4
|
10,3
|
6,63
|
11,09
|
5,3
|
9,5
|
1,2
|
19,7
|
2,07
|
Индия
|
17,3
|
6,0
|
1,7
|
6,24
|
1,76
|
1,2
|
1,4
|
0,8
|
0,5
|
0,05
|
Германия
|
1,3
|
4,1
|
6,3
|
3,97
|
6,34
|
8,9
|
3,1
|
- 5,3
|
7,4
|
7,96
|
Великобритания
|
0,9
|
3,0
|
5,0
|
3,25
|
5,03
|
4,6
|
7,2
|
10,9
|
4,3
|
3,17
|
Франция
|
1,0
|
3,0
|
4,8
|
3,06
|
4,84
|
4,4
|
4,8
|
3,7
|
4,8
|
0,83
|
Италия
|
0,9
|
2,7
|
4,0
|
2,73
|
3,83
|
3,7
|
2,0
|
2,5
|
2,0
|
1,48
|
Бразилия
|
2,9
|
2,6
|
1,8
|
2,53
|
1,43
|
1,1
|
1,2
|
2,7
|
0,7
|
1,48
|
Россия
|
2,3
|
2,6
|
1,7
|
2,51
|
1,42
|
2,1
|
1,4
|
1,9
|
0,6
|
2,47
|
Канада
|
0,5
|
1,8
|
2,5
|
1,71
|
2,34
|
3,4
|
2,6
|
0,9
|
2,0
|
0,77
|
Удельный вес ведущих стран в военной сфере и международных организациях в 2005 г, (в %)
|
Военные расходы
|
Военные расходы по ППС
|
Ядерное оружие
|
Численность вооруженных сил
|
Производство вооружений
|
Экспорт вооружений
|
Вклад в бюджет ООН
|
Доля голосов в МВФ
|
Весь мир
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
США
|
57,0
|
51,3
|
45,6
|
4,5
|
63,3
|
28,5
|
22
|
17,4
|
Китай
|
4,9
|
16,3
|
1,1
|
11,5
|
н/д
|
0,7
|
2,05
|
2,9
|
Япония
|
4,9
|
3,0
|
0
|
0,8
|
2,4
|
0
|
19,47
|
6,2
|
Индия
|
2,4
|
9,1
|
0,4
|
8,0
|
1,0
|
0,1
|
0,42
|
1,9
|
Германия
|
4,0
|
2,8
|
0
|
0,9
|
1,9
|
5,7
|
8,66
|
6,0
|
Великобритания
|
5,8
|
3,6
|
1,5
|
0,6
|
13,0
|
5,1
|
6,13
|
5,0
|
Франция
|
5,5
|
3,9
|
2,9
|
1,1
|
9,4
|
11,1
|
6,03
|
5,0
|
Италия
|
3,2
|
2,6
|
0
|
1,4
|
2,5
|
1,4
|
4,88
|
3,3
|
Бразилия
|
1,0
|
2,1
|
0
|
2,1
|
0,1
|
0,5
|
1,52
|
1,4
|
Россия
|
2,5
|
5,6
|
47,0
|
4,4
|
1,2
|
22,4
|
1,1
|
2,7
|
Канада
|
1,3
|
1,1
|
0
|
0,2
|
0,2
|
2,8
|
2,81
|
2,9
|
Назад
|