Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2008

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОХРАНЕНИЯ
И АДАПТАЦИИ ДОГОВОРА РСМД
К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ

 

Есин В.И., к.в.н., ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН

 

Аннотация

В статье  анализируется  распространение в мире ракетных вооружений, являющихся предметом советско-американского Договора РСМД 1987 г., и на основе проведенной оценки сделан вывод, что в обозримой перспективе у этого договора нет шансов стать универсальным, приобретя глобальный характер. Исходя из этого, автором предложены меры, реализация которых, по его мнению, позволила бы адаптировать Договор РСМД к современным реалиям, тем самым обеспечивая его дальнейшее сохранение.

Ключевые слова: Договор РСМД; ракетное вооружение; ликвидация ракет.

 

Заключенный в декабре 1987 г. между СССР и США бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД) вступил в силу 1 июня 1988 г. после обмена договаривающихся сторон ратификационными грамотами. В мае 1991 г., через три года после вступления в силу Договора РСМД, было завершено выполнение предусмотренных этим договором мероприятий по ликвидации советских и американских баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности наземного базирования[1]. Одновременно были ликвидированы и связанные с этими ракетами пусковые установки, вспомогательные сооружения и оборудование.

В СССР были ликвидированы все баллистические ракеты средней дальности (БРСД) Р‑12 (SS‑4), Р‑14 (SS‑5) и РСД‑10 (SS‑20), все баллистические ракеты меньшей дальности (БРМД) ОТР‑22 (SS‑22) и ОТР‑23 (SS‑23), а также испытанные, но не развернутые крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК‑55. Всего – 1846 единиц.

США уничтожили все БРСД Першинг‑2, все БРМД Першинг‑1А и все КРНБ BGM‑109G. Всего – 846 единиц.

Подробные сведения о количестве ликвидированных элементов ракетных комплексов средней и меньшей дальности по Договору РМСД приведены в приложениях 1 и 2.

Инспекционный режим за бывшими ракетными базами и за непроизводством ракет средней и меньшей дальности наземного базирования продолжался до конца мая 2001 г. В настоящее время Россия и США осуществляют контроль за соблюдением положений Договора РСМД с использованием национальных технических средств контроля (НТСК) и путём обмена уведомлениями.

Значение Договора РСМД состоит не только в том, что он стал первым международным соглашением о реальном сокращении ядерных вооружений, но и в том, что этот договор предусмотрел ликвидацию двух классов ракетных вооружений самых могучих ядерных держав – США и СССР. В мае 1988 г. эти державы по дипломатическим каналам обменялись нотами, в которых указывалось, что запрет по Договору РСМД распространяется на ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования в любом оснащении – ядерном, неядерном или каком-либо ином, возможном в будущем.

Вместе с тем, по прошествии 20 лет после подписания Договора РСМД военно-политическая обстановка в мире коренным образом изменилась. Произошёл распад СССР и образование новых независимых государств, одно из которых – Россия – стало правопреемником Советского Союза. Завершилась эпоха «холодной войны». Россия и США стали партнёрами на мировой арене, хотя это партнёрство и нельзя назвать полноценным (но то, что Россия и США более не враги, представляется очевидным).

Однако появились новые военные угрозы (как для США, так и для России), исходящие от ряда третьих стран, а также от набирающих силу международных террористических организаций, стремящихся к обладанию оружием массового уничтожения (ОМУ) и средствам его доставки.

Стремясь обезопасить себя от этих угроз, и США и Россия предпринимают соответствующие меры, в том числе военного характера. Но при этом не всегда принимается во внимание непреложный в международных отношениях постулат: нельзя повышать свою безопасность за счёт понижения безопасности других – это неизбежно вызовет ответную реакцию. Наиболее характерный здесь пример – создание и развертывание Соединенными Штатами Америки национальной системы противоракетной обороны (ПРО). Для стратегической стабильности в мире опасно не то, что США создают свою ПРО, а то, что ей придается глобальный характер с возможностями в перспективе если не девальвировать полностью, то существенно снизить потенциал ядерного сдерживания России и Китая. Ожидаемый ответ на эти действия Вашингтона не заставил себя долго ждать. И Россия и Китай приступили к совершенствованию своих стратегических ядерных сил с целью придания им возможности надежного прорыва создаваемой американцами ПРО.

В этой же плоскости следует рассматривать и озабоченность Москвы складывающейся ныне в мире ситуацией, когда другие страны, в том числе и находящиеся в непосредственной близости от России, разрабатывают и развивают наземные системы ракетного вооружения средней и меньшей дальности, а сама Россия, соблюдающая вместе с США Договор РСМД, лишена такой возможности. Стремление Москвы к выходу из Договора РСМД с возобновлением производства ракетных систем средней и меньшей дальности наземного базирования неминуемо реанимирует уже подзабытую ракетную угрозу для стран Европы, входящих в НАТО. Как представляется, адекватный ответ последует незамедлительно, что дестабилизирует военно-политическую и военно-стратегическую обстановку в мире.

Что же необходимо предпринять России и США – участникам Договора РСМД, чтобы в отношении этого договора не повторить тех системных ошибок, что были сделаны ими в отношении Договора по ПРО 1972 г.? Тогда Россия никоим образом не захотела воспринимать озабоченность США в связи с отсутствием у них стратегических оборонительных средств, способных отразить ракетные угрозы, которые, как они считали, могут исходить от так называемых «стран-изгоев». Именно неконструктивная позиция Москвы в отношении Договора по ПРО (по принципу «всё или ничего»), исключавшая возможность его адаптации, во многом способствовала тому, что Вашингтон вышел из этого договора. Представляется, что если бы Москва пошла на адаптацию Договора по ПРО, которая устроила бы обе стороны, то он мог быть сохранён, и сегодня не было бы такого острого противостояния США и России в отношении американских баз ПРО в Европе.

Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос в отношении Договора РСМД, следует прежде всего оценить состояние дел в мире с развертыванием тех систем ракетных вооружений, которые затрагивает этот договор, а затем на основе проведенной оценки предложить меры, реализация которых позволила бы либо сохранить Договор РСМД в существующем виде, придав ему глобальный характер, либо адаптировать его, исходя из необходимости учета упомянутой выше озабоченности России.

 

1. Оценка развития в мире ракетных вооружений средней и меньшей дальности наземного базирования

Сегодня ракетными вооружениями наземного базирования с дальностью действия в диапазоне 500–5500 км обладают КНР, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР, Иран, Египет, Сирия и Саудовская Аравия. Помимо них около десяти стран, не считая России и США, располагают технологическими возможностями по созданию подобных вооружений, причем ряд из них уже имеет ракеты-носители для вывода космических аппаратов в космос или же работает над созданием таких ракет. Эти государства способны, после принятия своими руководителями политического решения, в короткий срок создать баллистические ракеты, являющиеся предметом Договора РСМД.

В этой связи сначала дается оценка ракетного арсенала тех государств, которые уже обладают ракетными вооружениями средней и меньшей дальности наземного базирования, а затем оцениваются возможности государств, способных создать подобные вооружения.

 

1.1. Китайская Народная Республика

У КНР имеются баллистические ракеты наземного базирования всех существующих в мире классов – от малой до межконтинентальной дальности[2].

В контексте исследуемой проблематики интерес представляют только те китайские баллистические ракеты наземного базирования, дальность действия которых 500 км и более, но не превышает 5500 км. Все ракеты этого диапазона дальности находятся на вооружении стратегических ракетных войск Народно-освободительной армии Китая (СВР НОАК).

В настоящее время СВР НОАК оснащены одним типом БРМД и двумя типами БРСД. До недавнего времени на вооружении СВР НОАК состояла и первая китайская жидкостная БРСД Дунфэн‑3, принятая на вооружение в 1975 г. и имевшая дальность действия около 3000 км. По конструкции и внешнему виду эта ракета напоминала советскую БРСД Р‑12 (SS‑4), хотя, как свидетельствуют официальные документы, Советский Союз не поставлял КНР ни образцов ракеты Р‑12, ни технологической документации для её производства. В 2005 г. в СВР НОАК завершен процесс снятия с вооружения БРСД Дунфэн‑3.

БРМД Дунфэн‑15. Одноступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия до 600 км. Принята на вооружение в 1995 г. По внешнему виду напоминает американскую БРМД Першинг‑1А. Оснащается обычной или ядерной головной частью. Ядерная головная часть моноблочная, с переменной мощностью ядерного заряда от 50 до 350 кт. Ракета транспортируется на мобильной пусковой установке на базе колесного шасси высокой проходимости. Ведется серийное производство модифицированных вариантов этой ракеты, получивших наименование Дунфэн‑15А и Дунфэн‑15В. От своего прототипа они отличаются, главным образом, конструкцией головной части: наличие у этой головной части аэродинамической «юбки» позволяет ей совершать аэродинамический маневр на конечном участке траектории полета в целях преодоления противоракетной обороны объекта поражения.

БРСД Дунфэн‑4. Двухступенчатая жидкостная ракета с дальностью действия до 5200 км. Разработана с использованием технологий, примененных при изготовлении БРСД Дунфэн‑3. Принята на вооружение в 1977 г. Оснащается моноблочной ядерной головной частью мощностью 2000 кт. Способ базирования стационарный: пусковая установка либо наземная, либо шахтная, с невысокой защитой от поражающих факторов ядерного взрыва.

БРСД Дунфэн‑21. Двухступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия до 2000 км. Принята на вооружение в 1991 г. Оснащается моноблочной ядерной головной частью мощностью 350 кт. Разрабатывается и обычная головная часть. Ракета транспортируется на мобильной пусковой установке на базе колесного шасси высокой проходимости. С 2002 г. ведется серийное производство модификации этой ракеты, получившей наименование Дунфэн‑21А. Проведенные усовершенствования конструкции ракеты и снижение веса головной части позволили увеличить дальность действия ракеты до 2800–3000 км. Принимаются меры по оснащению её средствами преодоления противоракетной обороны.

Тактико-технические характеристики указанных выше китайских баллистических ракет приведены в приложении 3.

Перспективным проектом в классе БРСД является твердотопливная ракета Дунфэн‑25. Она будет состоять из первой и усовершенствованной второй ступени трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Дунфэн‑31 и иметь дальность действия до 4000 км. Предполагается возможность оснащения БРСД Дунфэн‑25 как ядерной, так и обычной головной частью.

Что касается КРНБ средней и меньшей дальности, то какие-либо сведения о наличии у КНР этого класса ракет отсутствуют.

 

1.2. Индия

В Индии работы по созданию ракетного оружия ведутся с начала
1980-х гг. под руководством научно-исследовательской лаборатории Организации оборонных исследований и разработок министерства обороны в Хайдарабаде. К настоящему времени на вооружении сухопутных войск Индии состоят баллистические ракеты малой дальности типа Притхви, меньшей и средней дальности типа Агни. Все они оснащены обычными головными частями, но ведутся работы по созданию для них ядерных головных частей. Для исследуемой проблематики интерес представляют баллистические ракеты типа Агни.

БРМД Агни‑1. Одноступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия до 700 км. Принята на вооружение в 2007 г. Оснащается обычной головной частью кассетного типа (содержит около 1000 боевых осколочных элементов, рассеиваемых на площади свыше 3 км2). Траектория полета головной части корректируется по радиолокационной карте местности с помощью реактивных сопел жидкостного микродвигателя, что обеспечивает достаточно высокую точность стрельбы: круговое вероятное отклонение (КВО) не превышает 100 м. Ракета транспортируется на мобильной пусковой установке двух типов – гусеничной и колесной.

БРСД Агни‑2. Двухступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия до 2500 км. Принята на вооружение в конце 2006 г. (по другим данным – в первой половине 2007 г.). Оснащается обычной головной частью кассетного типа, которая, как и головная часть БРМД Агни‑1, содержит около 1000 боевых осколочных элементов, но не имеет системы коррекции полета. Ракета транспортируется на мобильной пусковой установке, аналогичной БРМД Агни‑1.

Тактико-технические характеристики указанных выше индийских баллистических ракет приведены в приложении 4.

Наряду с созданием для ракет Агни‑1 и Агни‑2 ядерной головной части (предполагается, что она будет снаряжаться термоядерным зарядом мощностью 100 кт), ведутся работы и по совершенствованию обычной головной части. В ближайшей перспективе следует ожидать приема на вооружение для БРСД Агни‑2 кассетной головной части, содержащей самонаводящиеся противотанковые снаряды, а затем и головной части, оснащенной боеприпасом объемного взрыва (так называемой «вакуумной бомбы»).

Перспективным проектом в классе БРСД является твердотопливная ракета Агни‑3. Она разрабатывается на базе технологий ракеты Агни‑2 и будет иметь дальность действия до 3500 км. В середине 2006 г. было проведено первое летное испытание этой ракеты, которое завершилось неудачно вследствие прогара корпуса двигателя первой ступени. Но второе летное испытание БРСД Агни‑3, проведенное в апреле 2007 г., оказалось успешным, что свидетельствует о возможности принятия этой ракеты на вооружение в ближайшие два-три года.

КРНБ средней и меньшей дальности. В 2007 г. в Индии принята на вооружение сверхзвуковая крылатая ракета Брамос с дальностью действия до 290 км. Эта ракета создана совместным российско-индийским предприятием и выпускается в Индии для оснащения надводных кораблей и подводных лодок ВМФ и мобильных ракетных комплексов сухопутных войск. По словам руководителя указанного выше совместного предприятия доктора А. Сиватхана Пиллаи, при проведении последнего, тринадцатого по счету летного испытания ракеты «Брамос» была поставлена цель «установить дополнительные операционные возможности ракеты». И это лётное испытание показало, что ракета Брамос при уменьшении веса головной части способна поражать цель на дальности 500 км. В этой связи нельзя исключать появления в обозримой перспективе у Индии КРНБ меньшей дальности.

 

1.3. Пакистан

Созданием ракетного оружия в Пакистане занимаются Комитет по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы, Управление оборонного производства министерства обороны и исследовательская лаборатория им. А.К.Хана. Сегодня сухопутные войска Пакистана имеют на вооружении два типа баллистических ракет – жидкостные и твердотопливные. Все они оснащены обычными головными частями. Вместе с тем, ведутся работы по созданию для них ядерных головных частей. Предположительно, на конец 2006 г. Пакистан располагал несколькими экспериментальными образцами ядерных зарядных устройств для оснащения головных частей ракет.

К жидкостному типу ракет относятся одноступенчатая БРСД Гаури‑1 (принята на вооружение в 2005 г., дальность действия до 1300 км) и двухступенчатая БРСД Гаури‑2 (находится в стадии отработки, проектная дальность действия 2000–2300 км). Обе эти ракеты созданы при интенсивном проектном и инженерном участии специалистов из КНДР. Их прототипами являются северокорейские БРСД, соответственно Нодон‑1 и Тэпходон‑1.

К твердотопливному типу ракет относятся все пакистанские баллистические ракеты малой и меньшей дальности. Они созданы при технической поддержке со стороны КНР. Класс твердотопливных ракет меньшей дальности представлен одноступенчатой БРМД Шахин‑1. Эта ракета имеет дальность действия до 650 км. Принята на вооружение в 2005 г. Оснащается обычной головной частью двух типов: осколочно-фугасной и кассетной. Транспортируется на мобильной пусковой установке.

В настоящее время в Пакистане ведутся лётно-конструкторские испытания двухступенчатой твердотопливной БРСД Шахин‑2, их завершение возможно в 2008 г. Предполагается, что ракета Шахин‑2 будет иметь дальность действия до 2400 км и устанавливаться на мобильную пусковую установку.

Тактико-технические характеристики БРМД и БРСД, находящихся на вооружении сухопутных войск Пакистана, приведены в приложении 5.

О наличии у Пакистана КРНБ средней и меньшей дальности сведений нет.

 

1.4. Израиль

На вооружении ВВС Израиля имеются два типа мобильных ракетных комплексов, оснащенных, соответственно, БРМД Иерихон‑1 и БРСД Иерихон‑2.

БРМД Иерихон‑1. Одноступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия 500 км. Принята на вооружение в 1972 г. Оснащается как обычной головной частью массой до 1000 кг, так и ядерной головной частью мощностью до 20 кт.

БРСД Иерихон‑2. Двухступенчатая твердотопливная ракета с дальностью действия до 1500 км. Принята на вооружение в 2002 г. Её боевое оснащение точно такое же, как у БРМД Иерихон‑1.

Тактико-технические характеристики израильских БРМД и БРСД приведены в приложении 6.

В перспективе, как считают многие российские и зарубежные эксперты, Израиль способен создать БРСД с дальностью действия до 5000 км, опираясь на конструктивные решения и технологическую базу, которые были использованы при создании в конце 1980-х гг. ракеты-носителя Шавит. С помощью этой трехступенчатой твердотопливной ракеты на околоземные орбиты выведено четыре космических аппарата военного назначения израильской разработки (по одному в 1988, 1990, 1995 и 2002 гг.). Правда, были и три неудачных запуска космических аппаратов (по одному в 1994, 1998 и 2004 гг.).

Какая-либо информация о развертывании КРНБ средней и меньшей дальности отсутствует, хотя в технологическом плане Израиль способен создать такие ракеты.

 

1.5. Корейская Народно-Демократическая Республика

Сухопутные войска КНДР имеют в своем составе один отдельный ракетный полк, вооруженный БРМД Хвасон‑6 (Scud-C), и три отдельных ракетных дивизиона, вооруженных БРСД Нодон‑1.

БРМД Хвасон‑6. Одноступенчатая жидкостная ракета с дальностью действия до 550 км. Принята на вооружение в 1992 г. Оснащается обычной головной частью двух типов: осколочно-фугасной и кассетной. Транспортируется на мобильной пусковой установке.

БРСД Нодон‑1. Одноступенчатая жидкостная ракета с дальностью действия до 1000 км. Принята на вооружение в 2001 г. Оснащается обычной головной частью двух типов: осколочно-фугасной и кассетной. Транспортируется на мобильной пусковой установке.

Некоторые зарубежные СМИ сообщали, что для ракет Хвасон‑6 и Нодон‑1 разработаны головные части с боевыми отравляющими веществами. Однако у многих российских экспертов достоверность этой информации вызывает сомнение.

Тактико-технические характеристики северокорейских БРМД и БРСД приведены в приложении 7.

В настоящее время в КНДР ведется разработка новых жидкостных БРСД Тэпходон‑1 и Тэпходон‑2.

БРСД Тэпходон‑1 являются двухступенчатой жидкостной ракетой со стартовой массой 22 т. Предполагаемая максимальная дальность её действия может составить 2500 км. Проведено два летных испытания этой ракеты (в августе 1998 г. и июле 2006 г.), оба завершились неудачно. Завершение разработки БРСД Тэпходон‑1 возможно не ранее 2008–2009 гг.

БРСД Тэпходон‑2 представляет собой двухступенчатую жидкостную ракету со стартовой массой 65 т. Проектная дальность действия этой ракеты оценивается в 3500 км при массе головной части в 1000 кг и до 6000 км при вдвое меньшей массе головной части. Разработка этой ракеты пока не вышла из стадии наземной отработки её составных частей.

Планами Пхеньяна предусматривалось создание для БРСД ядерной головной части. Но сейчас, когда начато выполнение мероприятий по свертыванию северокорейской военной ядерной программы в рамках реализации достигнутых в феврале 2007 г. в Пекине на переговорах «шестерки» (КНР, США, РФ, Япония, Республика Корея и КНДР) договоренностей, осуществление этих планов становится невозможным.

Информация о северокорейских КРНБ средней и меньшей дальности отсутствует. Скорее всего, КНДР таким классом ракет не располагает.

 

1.6. Иран

Вооруженные силы Ирана располагают мобильными ракетными комплексами, оснащенными БРМД Шехаб‑2 (Scud-C) и БРСД Шехаб‑3.

БРМД Шехаб‑2. Одноступенчатая жидкостная ракета с дальностью действия до 550 км. Создана по закупленной у КНДР лицензии и принята на вооружение в 1992 г. Оснащается обычной головной частью двух типов: осколочно-фугасной и кассетной.

БРСД Шехаб‑3. Одноступенчатая жидкостная ракета с дальностью действия 1300–1500 км. Создана на базе северокорейской БРСД Нодон‑1, но ракетный двигатель иранской разработки. Принята на вооружение в 2005 г. Её боевое оснащение точно такое же, как у БРМД Шехаб‑2.

Тактико-технические характеристики иранских БРМД и БРСД приведены в приложении 8.

В настоящее время Иран ведет разработку двухступенчатой жидкостной ракеты-носителя Шехаб‑4 для вывода космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Вполне вероятно, что приобретенные при создании этой ракеты-носителя технологии могут быть в перспективе использованы и для создания жидкостной БРСД с дальностью действия до 4000–5000 км.

Другим перспективным направлением в иранском ракетостроении является создание твердотопливных баллистических ракет. В 2006 г. принята на вооружение управляемая одноступенчатая твердотопливная ракета малой дальности Фатех‑110А (с максимальной дальностью действия 200 км при массе головной части 250 кг). На основе технологического задела, полученного с помощью китайских специалистов при создании ракеты Фатех‑110А, начата опытно-конструкторская работа по созданию твердотопливной БРСД Ашура. Ожидается, что максимальная дальность действия этой ракеты может составить порядка 2000 км.

Какая-либо информация о наличии у Ирана КРНБ средней и меньшей дальности отсутствует. Вместе с тем, Иран располагает морскими крылатыми ракетами малой дальности, поэтому нельзя исключать, что на их основе в ближайшем будущем может быть создана КРНБ меньшей дальности.

 

1.7. Египет

В Египте при содействии КНДР с 1995 г. ведется лицензионное производство мобильной одноступенчатой жидкостной БРМД Scud-C с дальностью действия до 550 км. Тактико-технические характеристики этой ракеты приведены в приложении 9.

Раннее, в 1984–1990 гг., Египет принимал участие в совместной с Аргентиной, ФРГ и Ираком ракетной программе Кондор‑2 (египетское название Вектор). В рамках данной программы вблизи Каира был построен научно-исследовательский и производственный ракетостроительный комплекс Абу-Саабал.

Целью программы Кондор‑2 являлось создание мобильного ракетного комплекса, оснащенного двухступенчатой твердотопливной БРМД с дальностью действия до 750 км. Отделяемую в полете кассетную головную часть ракеты (масса головной части 530 кг) предполагалось снаряжать бетонобойными подснарядами и осколочными минами. Единственный испытательный пуск этой ракеты состоялся в Египте в 1989 г., он оказался неудачным из-за возникшей неисправности в бортовой системе управления ракеты. В дальнейшем работы по программе Кондор‑2 под нажимом США были прекращены.

 

1.8. Сирия

Вооруженные силы Сирии располагают мобильным ракетным комплексом, оснащенным закупленными у КНДР одноступенчатыми жидкостными БРМД Scud-C с дальностью действия до 550 км. Тактико-технические характеристики этой ракеты приведены в приложении 10.

Правительство Сирии предпринимало неоднократные попытки по приобретению у КНР твердотопливных БРМД Дунфэн‑15 и получению технологии их производства. Однако конкретных договоренностей с Пекином достигнуто не было.

В 2007 г. Сирия подписала соглашение с Россией о поставке мобильного ракетного комплекса Искандер-Э, дальность действия которого составляет 280 км. При понижении массы головной части энерговооруженность твердотопливного двигателя ракеты этого комплекса позволяет достичь дальности стрельбы в 500 км, поэтому нельзя исключать в будущем возможности попыток сирийских специалистов модернизировать ракетный комплекс Искандер-Э с целью увеличения дальности его действия.

 

1.9. Саудовская Аравия

По соглашению 1988 г. КНР поставила в Саудовскую Аравию одноступенчатые жидкостные БРСД Дунфэн‑3, которые размещены на трёх ракетных базах в позиционных районах Эль-Харип (90 км южнее Эр-Рияда), Эс-Сулейиль (425 км южнее Эр-Рияда) и Эр-Рауд (280 км северо-западнее населенного пункта Сулейиль).

Тактико-технические характеристики БРСД Дунфэн‑3 приведены в приложении 11.

 

1.10. Страны, способные создать ракетные системы средней и меньшей дальности наземного базирования

К числу стран, способных в короткие сроки создать ракетные комплексы средней и меньшей дальности наземного базирования, относятся прежде всего Франция, Япония, Республика Корея, Турция, Бразилия, Аргентина и Тайвань. Кроме них определенным конструкторским и технологическим заделом в ракетостроении обладают ФРГ, Швеция и некоторые другие страны.

Сегодня Франция в своих ядерных силах имеет два компонента – морской и воздушный. Ранее существовавший наземный компонент в виде шахтных ракетных комплексов с БРСД S‑3 был ликвидирован в 1990-е гг. Но возможности французской оборонной промышленности по производству БРСД сохранены, поэтому в случае принятия Парижем политического решения затруднений в воспроизводстве БРСД не предвидится. Эта программа может быть реализована в течение одного года, максимум – в течение полутора лет.

Что касается ракетных вооружений меньшей дальности, то при желании французы легко могут создать наземный ракетный комплекс с крылатой ракетой с дальностью действия более 500 км. В настоящее время они завершают лётные испытания крылатой ракеты воздушного базирования ASMP‑A с дальностью действия свыше 500 км. Эта ракета предназначается для вооружения самолетов ВВС Франции Мираж‑2000N и Рафаль-С и палубных самолетов ВМС Франции Рафаль-М, но ее легко приспособить и для применения с наземной пусковой установки.

Япония обладает развитой научно-технической и производственной базой ракетостроения. Она успешно реализует национальную программу космических исследований с помощью ракет-носителей собственной разработки. Созданный в ракетостроении потенциал позволяет Японии при принятии руководством страны соответствующего политического решения создать баллистические ракеты не только меньшей и средней дальности, но и межконтинентальной. В интересах отработки этих классов ракет и проведения их испытательных пусков вполне могут использоваться уже имеющиеся два ракетно-космических центра – Кагосимский (южная оконечность острова Кюсю) и Танегасимский (остров Танегасима, в 70 км южнее острова Кюсю). Оба центра располагают полноценной полигонной базой.

Республика Корея обладает достаточной производственной базой ракетостроения. Еще в 1980-е гг. южнокорейским оборонно-промышленным комплексом, правда при участии специалистов США, была создана двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета малой дальности Найк-КМ (с дальностью действия 180 км). Позднее была проведена модернизация этой ракеты с заменой стартовых ускорителей на более мощные, что позволило увеличить дальность ее действия до 250 км. Этот модифицированный вариант ракеты получил название Хенму.

В настоящее время мобильные ракетные комплексы, оснащенные ракетами Найк-КМ и Хенму, состоят на вооружении сухопутных войск Республики Корея.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Соединенные Штаты Америки поставили Республике Корея современные мобильные ракетные комплексы Атакамс мод.1 и мод.1А с дальностью действия, соответственно, 190 и 300 км. Освоение этих ракет повысило уровень технических знаний южнокорейских специалистов в ракетостроении, что позволяет при принятии Сеулом политического решения создать ракетный комплекс с дальностью действия 500 км и более. Каких-либо особых усилий для преодоления технических трудностей при этом не потребуется.

Турция самостоятельную разработку баллистических ракет ведет с начала 1990-х гг. Наиболее продвинутым является проект Джокер, реализуемый при техническом содействии китайских специалистов. В рамках этого проекта создается одноступенчатая твердотопливная баллистическая ракета малой дальности (проектная дальность действия 150 км). В настоящее время на ракетном полигоне Шиле (150 км северо-восточнее Стамбула) проводятся летные испытания этой ракеты. Ожидается, что в ближайшее время они будут завершены и ракета поступит на вооружение сухопутных войск Турции.

Безусловно, возможности турецкого оборонно-промышленного комплекса в области ракетостроения существенно ниже, чем у вышеупомянутых стран, но все же в перспективе при расширении технического содействия зарубежных специалистов Турция способна создать баллистическую ракету класса БРМД.

Бразилия в начале 1980-х гг. приняла программу создания боевых баллистических ракет. На основе национальных технологий была начата разработка двух типов одноступенчатых твердотопливных ракет малой дальности: СС‑300 с дальностью действия до 300 км и МБ/ЕЕ‑150 с дальностью действия до 150 км. Эти ракеты должны были оснащаться головными частями в обычном снаряжении массой 450 и 500 кг соответственно. Однако в середине 1990-х гг. под воздействием Вашингтона руководство Бразилии официально заявило об отказе от планов создания боевых баллистических ракет и сосредоточило усилия своей ракетостроительной промышленности на завершении создания ракеты-носителя VLS, предназначенной для вывода на низкие околоземные орбиты легких космических аппаратов.

Этот проект Бразилия реализует с 1979 г. К летным испытаниям ракеты-носителя VLS бразильские специалисты приступили в конце 1990-х гг. Начались они крайне неудачно: проведенные в 1997 и 1999 гг. два пуска ракеты-носителя VLS оказались аварийными, а в 2003 г. при подготовке очередного пуска ракета взорвалась на стартовой позиции полигона Алкантара. Из-за финансовых трудностей строительство нового стартового комплекса на этом полигоне затянулось до февраля 2007 г. Продолжение летных испытаний ракеты-носителя VLS возможно в самое ближайшее время.

Помимо этого, в рамках реализации космической программы Бразилия с начала 2000-х гг. наладила активное сотрудничество с Украиной. Для пусков украинских ракет-носителей Циклон‑4 планируется использовать вышеупомянутый полигон Алкантара. Первый пуск этой украинской ракеты может состояться в начале 2008 г. Одновременно, используя сотрудничество с Украиной, Бразилия намерена начать разработку новой ракеты-носителя Орион.

Созданный технологический задел в ракетостроении позволяет руководству Бразилии при принятии решения реанимировать ранее закрытую программу создания боевых баллистических ракет, причём не только малой, но и меньшей, а в перспективе и средней дальности.

В 1980-е гг. Аргентина пыталась реализовать свою программу создания боевых баллистических ракет Кондор с участием других стран. Особенно существенной была научно-техническая помощь со стороны ФРГ.

В октябре 1986 г. Аргентина провела два успешных испытательных пуска одноступенчатой твердотопливной ракеты Кондор‑1, проектная дальность действия которой составляла 150 км. Эту ракету планировалось оснастить отделяемой в полете головной частью массой 400 кг в обычном снаряжении.

Однако в связи с финансовыми трудностями, возникшими в начале
1990-х гг., и под нажимом США руководство Аргентины вынуждено было свернуть программу создания боевых баллистических ракет. Но потенциальные возможности для ракетостроения аргентинский военно-промышленный комплекс сохранил, хотя, конечно же, эти возможности существенно ниже, чем у Бразилии.

Тайвань в конце 1970-х гг., предположительно с помощью Израиля, создал одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету малой дальности. Эта ракета, получившая наименование Чин Фен, имеет дальность действия до 130 км и состоит на вооружении Тайваня.

С 1996 г. Национальный институт науки и технологий при министерстве обороны Тайваня разрабатывает одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету малой дальности на базе находящейся на вооружении ВВС Тайваня зенитной управляемой ракеты Sky Bow II (эта ракета была создана тайваньским оборонно-промышленным комплексом на основе американской зенитной управляемой ракеты Patriot). Проектная максимальная дальность действия создаваемой баллистической ракеты составляет 320 км при массе головной части 150 кг. Для повышения точности стрельбы предполагается эту ракету оснастить приемником космической радионавигационной системы NAVSTAR.

Для производства и испытания ракетной техники используется испытательный центр, построенный в южной части острова Тайвань (мыс Ганцзыби).

Созданная в Тайване инфраструктура ракетостроения позволяет при её развитии создать баллистические ракеты класса БРМД.

Возможность создания ракетной техники в ФРГ, Швеции и ряде других обладающих развитой промышленностью стран следует рассматривать только как потенциальную. В настоящее время эти страны не занимаются разработкой баллистических и крылатых ракет наземного базирования.

Согласно проведенным оценкам, опасения России относительно распространения в мире ракетных систем средней и меньшей дальности наземного базирования обоснованны, и не учитывать нарастание связанных с этим угроз для своей безопасности Россия не может. Особенно чувствительно для неё наращивание группировки баллистических ракет средней и меньшей дальности Китаем. НОАК по обычным вооружениям имеет подавляющее превосходство над российскими вооруженными силами, дислоцированными в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это превосходство с развертыванием новых китайских БРСД и БРМД ещё более увеличивается, а адекватно ответить России нечем, поскольку Договором РСМД ей запрещено иметь аналогичные ракетные системы.

Сейчас отношения между Россией и Китаем носят добрососедский характер, но политика обеспечения национальной безопасности страны не может выстраиваться только на учете намерений других стран, главное всё же – учет их военных возможностей. Китай никогда не отказывался от территориальных притязаний к России, хотя сегодня их и не афиширует. Поэтому нельзя исключать, что Пекин вынашивает планы присоединения к себеисконно китайских , как он считает, земель, которые ныне находятся под юрисдикцией России. С этой целью Пекин, при определенных обстоятельствах, способен развязать региональный вооруженный конфликт на Дальнем Востоке (такой прецедент, связанный с островом Даманский на реке Амур, уже был). Парировать эту угрозу Россия может лишь обладая возможностью осуществления полноценного регионального сдерживания. Но в условиях, когда налагаемый Договором РСМД запрет на обладание наземными ракетными системами средней и меньшей дальности распространяется только на Россию и США, поддерживать необходимый баланс военных возможностей с Китаем на Дальнем Востоке Россия не в состоянии.

Выход из сложившегося положения Москве видится либо в денонсации Договора РСМД с последующим возобновлением производства и развертыванием наземных ракетных систем средней и меньшей дальности, либо в придании Договору глобального характера. В последнем случае к Договору РСМД должны присоединиться все страны, как располагающие ракетным оружием средней и меньшей дальности, так и способные в перспективе его создать, которые возьмут на себя обязательства, во-первых, ликвидировать имеющиеся баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, а во-вторых, не производить в дальнейшем такие ракеты.

Соединенные Штаты Америки, исходя главным образом из интересов своих европейских союзников, склонны к сохранению Договора. Именно этим объясняется поддержка Вашингтоном инициативы о придании глобального характера Договору РСМД, выдвинутой Президентом России (В.В. Путиным) на встрече с руководителями внешнеполитических и оборонных ведомств России и США 12 октября 2007 г. 25 октября 2007 г. США и Россия выступили на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с совместным заявлением, в котором призвали все заинтересованные страны обсудить возможность придания глобального характера Договору РСМД. В этом заявлении, в частности, сказано: «Договор [РСМД] и сегодня сохраняет свое долгосрочное значение. Мы убеждены, что отказ от ракет наземного пуска средней и меньшей дальности и их полная ликвидация в мире повысили бы роль Договора [РСМД] в качестве образца укрепления международной безопасности».

 

2. Оценка реализуемости заявления США и России о придании глобального характера Договору РСМД

Прежде всего, следует дать оценку возможной реакции на заявление США и России тех стран, которые обладают наземными ракетными системами средней и меньшей дальности.

КНР до сих пор не связывала себя какими-либо международными обязательствами в отношении ограничений по обладанию тем или иным классом баллистических и крылатых ракет. Развитие ракетных систем Пекин осуществляет исходя из сугубо собственных подходов к обеспечению национальной безопасности, поэтому его ожидаемой реакцией на предложение присоединиться к Договору РСМД будет отказ. Такая реакция обусловлена и потребностью КНР осуществлять не только глобальное, но и региональное ядерное сдерживание, прежде всего Индии, с которой у КНР весьма напряженные отношения, вызванные неурегулированностью территориальных споров. Обладание БРСД как раз и позволяет Пекину реализовать полноценное региональное сдерживание. Нельзя также не принимать во внимание и потребность Пекина обладать ракетным потенциалом меньшей дальности для пресечения попыток Тайбэя полностью отделиться от КНР и придать Тайваню полноценный статус самостоятельного государства.

Индии обладание ракетно-ядерным потенциалом позволяет встать вровень с пятеркой официально признанных ядерных государств, да к тому же осуществлять эффективное ядерное сдерживание извечных ее противников – Пакистана и КНР. В частности, активизация работ в Индии по отработке и принятию на вооружение перспективной БРСД Агни‑3 во многом обусловлена желанием Дели иметь ракетную систему, способную поражать важные административные и военно-промышленные объекты КНР в глубине ее территории (существующая индийская БРСД Агни‑2 из-за ограниченной дальности действия эту задачу решить не способна). Поэтому отказ Дели от баллистических ракет с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км с уничтожением уже имеющихся и создаваемых БРМД и БРСД исключен.

Пакистан в своих военно-стратегических концепциях в основном копирует Индию, стремясь к достижению военного паритета. При этом руководство страны сделало ставку на развитие ракетно-ядерных средств, четко осознавая, что достижение паритета с Индией по потенциалу обычных вооруженных сил невозможно. Поэтому легко прогнозируемо, что предложение о присоединении Пакистана к Договору РСМД, даже если оно будет исходить от США – основного его союзника, в Исламабаде обсуждаться не будет.

Израиль, находясь во враждебном окружении мусульманских стран, исходит из того, что свою безопасность он может обеспечить только на основе самодостаточности военного потенциала и никакие гарантии извне не могут заменить необходимую ему военную мощь для отражения любой агрессии. Очевидно, что огромные геополитические и демографические (а потенциально и военные) преимущества окружающих Израиль стран расцениваются Тель-Авивом как императив для его опоры на ядерное оружие в качестве гарантии безопасности. Представляется, что даже мирное урегулирование арабо-израильского конфликта и многостороннее сокращение сил общего назначения в ближневосточном регионе не снимут проблему безопасности Израиля. Природа политических режимов большинства мусульманских стран такова, что смена в них лидера естественным или иным путем может повлечь крутой поворот политического курса в отношении признания Израиля и договоренностей с ним.

В правящих кругах Израиля существует консенсус относительно необходимости обладания потребным ядерным потенциалом и делается все возможное, чтобы иметь полноценную ядерную триаду. Поддержка же Тель-Авивом Договора РСМД означала бы его отказ от одного из компонентов этой триады – наземных БРСД и БРМД, что нереально: на такой шаг никто из руководителей Израиля не решится даже под давлением союзников.

КНДР, с учетом свертывания ее военной ядерной программы, может рассматриваться как потенциальный кандидат на присоединение к Договору РСМД, но при определенных условиях: получении за такой «шаг» соответствующих преференций от США и РФ, вплоть до содействия в развитии ее космической программы, которая находится в зачаточном состоянии из-за возникших у северокорейских специалистов непреодолимых трудностей технологического характера. Следует вспомнить, что в недалеком прошлом, в ходе встречи с В.В.Путиным, лидер КНДР Ким Чен Ир уже выдвигал подобное предложение, правда через некоторое время его дезавуировал. Теперь же, при благоприятном развитии событий вокруг северокорейской ядерной проблемы, создаются условия для реанимации упомянутого предложения Ким Чен Ира. Но согласится ли с этим предложением Вашингтон, большой вопрос.

В отношении Ирана невозможно представить, что его нынешнее руководство, мечтающее стереть Израиль с карты земного шара, способно отказаться от баллистических ракет средней и меньшей дальности. Свидетельством неуступчивости Тегерана в вопросах свертывания технических проектов является его крайне неконструктивная позиция относительно хотя бы временного приостановления производственного процесса обогащения урана, несмотря на принятие Советом Безопасности ООН двух резолюций, обязывающих Иран сделать это. Не дают желательного результата и введенные этими резолюциями в отношении Ирана экономические санкции. Поэтому вполне ожидаемо, что Тегеран проигнорирует заявление США и России о присоединении других стран к Договору РМСД.

Египет, Сирия и Саудовская Аравия могли бы присоединиться к Договору РСМД, но только после того, как это сделает Израиль.

Многие страны, которые сегодня не имеют на вооружении наземные ракетные системы средней и меньшей дальности, но способны их создать, присоединятся к заявлению США и России о придании глобального характера Договору РМСД. Однако эта поддержка не будет иметь реальной значимости, поскольку к Договору РСМД наверняка не присоединятся восемь государств, которые уже обладают БРМД и БРСД: КНР, Индия, Пакистан, Израиль, Иран, Египет, Сирия и Саудовская Аравия.

Таким образом, заявление США и России о придании глобального характера Договору РМСД ни сегодня, ни в обозримой перспективе не имеет шансов на практическую реализацию. Поэтому необходим поиск других возможностей сохранения Договора РМСД с учетом интересов безопасности России. Достичь цели сохранения Договора РСМД можно путем его адаптации к сложившимся реалиям.

 

3. Предложения по адаптации Договора РСМД

США и Россия, как ядерные сверхдержавы и постоянные члены Совета Безопасности ООН, несут особую ответственность за глобальную стабильность. Поэтому их действия в такой чувствительной сфере, как контроль над вооружениями и разоружением, должны быть взвешенными, чтобы избежать нарушения и, тем более, не привести к расшатыванию глобальной стабильности.

Поэтому, поскольку реализовать совместное заявление о придании глобального характера Договору РМСД не представляется возможным, США и России следует приступить к переговорам по адаптации этого договора с учетом возникшей у России потребности иметь ракетные системы средней и меньшей дальности наземного базирования.

Безусловно, эти переговоры будут сложными, хотя бы потому, что для США, учитывая их географическое расположение и отсутствие соседей, которые бы имели наземные ракетные системы средней и меньшей дальности, налагаемый Договором РСМД запрет на обладание такими ракетными системами несущественен. А с теми боевыми задачами на возможных заокеанских театрах военных действий, которые могли бы быть возложены на запрещенные Договором РСМД наземные ракетные системы, вполне справляются крылатые ракеты воздушного и морского базирования, которыми оснащены американские ВВС и ВМС.

Наиболее достижимым представляется вариант адаптации Договора РСМД, который разрешает каждой из сторон договора иметь ограниченное количество (порядка 100–150 единиц) неядерных ракетных систем средней и меньшей дальности наземного базирования с развертыванием их на национальной территории в строго ограниченных районах. В неядерной комплектации ограниченное количество российских наземных ракетных систем средней и меньшей дальности не будет представлять неотвратимой угрозы для союзников США в Европе и Тихоокеанском регионе, поэтому Вашингтон вполне может одобрить этот вариант адаптации Договора РСМД.

Вместе с тем, Москву может не устроить такой вариант адаптации Договора РСМД, так как он не позволяет в должной мере нарастить возможности России по осуществлению регионального ядерного сдерживания на Дальнем Востоке. И тогда придется обратиться к другому варианту адаптации Договора РСМД, который в рамках ограничения общего количества наземных ракетных систем средней и меньшей дальности пределом в 100–150 единиц у каждой из сторон договора разрешал бы иметь не более половины из них с ядерным оснащением, оговорив особо возможные районы развертывания таких систем на национальной территории. При этом идентификация развернутых ядерных и неядерных ракетных систем ныне не представляет трудностей в техническом плане, если договаривающимися сторонами будет принят соответствующий режим верификации и контроля.

Этот вариант адаптации Договора РСМД, безусловно, вызовет озабоченность за свою безопасность у союзников США, прежде всего из числа членов НАТО, но Вашингтону следует учесть и озабоченность России своей безопасностью, особенно на Дальнем Востоке. Компромиссом для достижения согласия между договаривающимися сторонами может стать обязательство России не развертывать свои наземные ядерные ракетные системы средней и меньшей дальности в районах, откуда они могут достигать территории европейских стран, входящих в НАТО.

При возможном затягивании российско-американских переговоров по адаптации Договора РСМД и даже их срыве Москве не следует спешить с денонсацией этого договора. Поспешность здесь крайне вредна. Необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы такого во многом провокационного шага. Вполне может оказаться, что неизбежный проигрыш России в политическом плане после выхода ее из Договора РСМД не будет компенсирован теми выгодами, на которые она рассчитывает в военном плане, поскольку в ответ может последовать развертывание наземных ядерных систем средней и меньшей дальности в европейских странах НАТО, к тому же в непосредственной близости от жизненно важных для России административно-промышленных центров.

В конце концов, Россия располагает достаточным выбором средств вооруженной борьбы, помимо тех, которые запрещены Договором РСМД, чтобы парировать возникшие угрозы ее безопасности в связи с активным наращиванием потенциала наземных ракетных систем средней и меньшей дальности государствами, которые находятся вблизи российских границ. К таким российским средствам относятся прежде всего крылатые ракеты большой дальности воздушного и морского базирования как с обычным, так и с ядерным снаряжением. Российские межконтинентальные баллистические ракеты наземного и морского базирования способны поражать не только объекты на межконтинентальных дальностях, но и те, которые от места их старта находятся на расстоянии в 1000 км.

Да, России в этом случае потребуется перераспределить боевые задачи между упомянутыми выше ракетными системами, нарастив количество тех из них, которые не подпадают под договорные ограничения. Но эти дополнительные затраты окупаемы. Как показывают оценки, они сопоставимы с теми затратами, которые потребуются России на возобновление производства и развертывание наземных ракетных систем средней и меньшей дальности.

 

4. Предложения для России

Проведенные оценки позволяют предложить России следующую рациональную последовательность ее действий.

При невозможности добиться придания глобального характера Договору РСМД России следует склонить США к адаптации этого договора с учетом интересов ее безопасности.

Если эти усилия не увенчаются успехом, то России не следует спешить с денонсацией Договора РСМД. Лучше для нее вначале реализовать те компенсационные меры, которые указаны в настоящем исследовании, чтобы парировать те угрозы, которые обусловлены наращиванием потенциала наземных ракетных систем средней и меньшей дальности государствами, находящимися вблизи российских границ.

И только когда окажется, что реализованные компенсационные меры недостаточны, а характер вышеуказанной угрозы для России приобретает все большую остроту, она может выйти из Договора РСМД с возобновлением производства и развертыванием наземных ракетных систем средней и меньшей дальности.



[1] Согласно Договору РСМД, к ракетным средствам средней дальности отнесены баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, дальность действия (стрельбы) которых составляет более 1000 км, на не свыше 5500 км, а к ракетным средствам меньшей дальности – баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, дальность действия (стрельбы) которых 500 км и более, но менее 1000.

[2] К ракетным средствам малой дальности относятся баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, дальность действия (стрельбы) которых составляет менее 500 км, а к ракетным средствам межконтинентальной которых дальности – баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, дальность действия (стрельбы) выше 5500 км.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.