Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2008

Особенности стратегий ведущих американских ИТ-компаний в области формирования товарного портфеля.

 

Иванов С.В., старший консультант Департамента корпоративных систем управления ООО «ИБС» (Информационные бизнес системы)

 

Аннотация

 

В статье рассматриваются особенности стратегий ведущих американских ИТ-компаний в области формирования и динамике изменения товарного портфеля. Анализируются финансовые показатели компаний с точки зрения влияния на них текущей ассортиментной политики, а также приоритеты при формировании товарного портфеля и их  влияние на деятельность компаний в будущем.

Ключевые слова: товарная стратегия,  информационные технологии (ИТ), ИТ-компании,  ИТ-рынки.

В настоящее время крупнейшие ИТ-компании в мире активно проводят политику слияний и поглощений, а заодно и вывода из состава компаний уже непрофильных бизнес-направлений, с тем, чтобы в максимально короткие сроки адаптировать свой товарный портфель к реалиям современного ИТ-рынка. Кроме происходящих изменений, современная товарная политика крупнейших ИТ-компаний, характеризуется увеличением доли продуктов и услуг, которые используются в построении так называемых решений, которые становятся основой товарного портфеля ИТ-компаний.

Результатом действия крупнейших ИТ-компаний, в частности HP и IBM, на рынке слияний и поглощений за последние пять-шесть лет, а также активного вывода непрофильных бизнес-направлений компанией IBM, явилось глобальное изменение доли услуг и программного обеспечения в общем ассортименте компаний. График 1, на котором отражена доля товарных групп в их совокупных доходах HP за 1999, 2003, 2006 гг., позволяет сделать вывод о том, что изменение товарного портфеля HP соответствует заявленным компанией приоритетам, так как с начала 2000 г. по начало 2007 г. доля услуг незначительно увеличилась и составила 17 %. При этом стоит отметить, что в качестве отдельного сегмента было выделено перспективное направление, связанное с проектированием, разработкой и производством серверов и хранилищ информации.

 

График 1. Доля товарных групп в их совокупных доходах HP за 1999, 2003, 2006 гг.



Примечание:

* - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, серверы, устройства печати, соответствующее программное обеспечение, хранилища информации, жесткие диски и компьютерные комплектующие.

** - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, устройствами печати, соответствующее программное обеспечение и компьютерные комплектующие.

     - «Корпоративные сервера и носители информации» включают в себя серверы, хранилища информации, жесткие диски и соответствующее программное обеспечение.

*** - «Аппаратные средства» включают в себя компьютеры, устройствами печати и компьютерные комплектующие.

-         «Корпоративные сервера и носители информации» включают в себя серверы, хранилища информации, жесткие диски и соответствующее программное обеспечение.

Источник: HP Annual Report, 1999 стр. 9; HP Annual Report, 2003 стр. 3; HP Annual Report, 2006 стр. 167.

 

Также, исходя из данных графика 1, стоит отметить возникновение в качестве отдельного сегмента «Программное Обеспечение». Данная товарная группа еще слаба, на нее приходится порядка 1% общей прибыли компании, полученной от всех сегментов, и HP продолжит наращивать свое присутствие в данном секторе ИТ-рынка не только путем слияний и поглощений, но и возможно путем выделения программного обеспечения, оставшегося в бизнес-сегменте «Корпоративные сервера и носители информации». Большую долю в товарном портфеле HP по-прежнему занимают так называемые «товарные» сегменты, к числу которых можно частично отнести устройства печати и в большинстве своем ассортимент сегмента «Аппаратное обеспечение». Исходя из поставленных приоритетов HP (компания связывает свое будущее с сегментами «Услуги» и «Программное обеспечение»), многое еще только предстоит сделать. Можно предположить, что в ближайшем будущем доля низкоприбыльных сегментов будет падать, или они будут выведены из состава компании.

Если перед HP еще только стоит задача реструктурировать ассортимент, чтобы соответствовать заявленным приоритетам в товарной политике, то компания IBM в этом плане продвинулась уже достаточно далеко. Доля аппаратного обеспечения в товарном портфеле IBM упала с 43% в начале 2000 г. до 24% в начале 2007 г. Следует учесть, что в оставшиеся 24% входят перспективные товары, являющиеся частью решений предлагаемых IBM на ИТ-рынке. в основном представляют собой сервера, некоторые комплектующие и хранилища информации, за исключением жестких дисков.

 

График 2. Доля товарных групп в их совокупных доходах IBM
на начало 1999, 2003, 2006 гг.

 

 

 

Примечание:

* - «Аппаратные средства» могут включать в себя компьютеры, серверы, устройства печати, хранилища информации, жесткие диски и компьютерные комплектующие.

Источник: IBM Annual Report 2003, стр. 5; IBM Annual Report 2006, стр. 6

 

На графике 2 также можно увидеть, что с уменьшением доли «товарных» сегментов,  в товарном портфеле IBM росла доля услуг, которая на начало 2007 г. стала превышать 53%. С одной стороны данная цифра может показаться слишком большой и могут возникнуть подозрения о несбалансированности ассортимента, чрезмерной специализации и отсутствии дифференциации товарного портфеля. Однако стоит отметить, что в рамках консолидированных 53%, приходящихся на бизнес-сегмент «Услуги», существует два глобальных направления, а именно, «Бизнес-услуги» и «Технологические Услуги». На первое направление приходится 67% совокупного дохода сегмента «Услуги», на второе 33%. Скорее всего IBM разделит сегмент «Услуги» на два описанных направления. Это позволит усилить специализацию, упростить управление, увеличить степень контроля над результатами деятельности. 

Учитывая приоритетное значение, которое придают компании IBM и HP услугам и программному обеспечению, структура ассортимента данных бизнес-сегментов является наиболее проработанной и перспективной с точки зрения развития на ИТ-рынке. Данное утверждение основано на анализе положительных изменений ключевых показателей деятельности компаний IBM и HP. 

В результате изменения структуры товарного портфеля с начала 2000 г. по начало 2007 г. существенно улучшились ключевые показатели деятельности компании IBM.

Исходя из данных графика 3, данное утверждение в меньшей степени относится к совокупному доходу компании, который в рассматриваемый промежуток времени вырос примерно на 4,5%, однако в остальном пример компании IBM действительно показателен. Так, с начала 2004 г. по начало 2006 г. в связи с выводом подразделения по производству компьютеров, себестоимость проданных товаров и услуг, впервые за историю компании упала, несмотря на рост совокупного дохода. Соотношение себестоимости и совокупного дохода за указанный период изменилось с 63% до 58%.

График 3. Основные показатели деятельности IBM за 1999, 2003, 2006 гг.




Источник
: IBM Annual Report, 2006 стр. 56; IBM Annual Report, 2003 стр. 76; IBM Annual Report, 1999 стр. 91.

 

Чистая прибыль компании на начало 2007 г. составила около 9,5 млрд. долл., или около 10,5% от совокупного дохода компании. При этом в начале 2000 г., когда вывод бизнеса по производству жестких дисков еще только планировался, доля чистой прибыли в совокупном доходе была немногим меньше 9%. В начале 2004 г., после кризиса, связанного с Интернет компаниями, и до начала вывода подразделения по производству компьютеров, доля чистой прибыли находилась на уровне 8,5%. Таким образом, компания добилась сокращения себестоимости проданных товаров и услуг, роста чистой прибыли, и повышения совокупного дохода. Данные результаты, говорят об эффективности выбранной политики по формированию ассортимента и политики слияний и поглощений, а также по выводу определенных бизнес-сегментов из состава компании.

Данные по компании HP, по сравнению с результатами IBM, смотрятся несколько скромнее, но также имеют положительную динамику.

График 4. Основные показатели деятельности HP за 1999, 2003, 2006 гг.

 

Источник: HP Annual Report 2006, стр. 167; HP Annual Report, 2003 стр. 3; HP Annual Report, 1999 стр. 9.

 

За период с начала 2000 г. по начало 2007 г. объем совокупных доходов компании HP увеличился более чем в 2 раза. А с начала 2004 по начало 2007 г. более чем на 25%. Данный показатель был достигнут, прежде всего, за счет увеличения продаж в сфере аппаратных устройств и устройств печати. Об этом также свидетельствует рост показателя себестоимости в общем объеме совокупных доходов, который  увеличился с 70% в начале 2000 г. до почти 76% в начале 2007 г. Тем не менее, действия по реструктуризации товарного портфеля, предпринимаемые в настоящее время HP, постепенно оказывают положительное влияние на динамику изменения ключевых показателей деятельности компании.

Показатель отношения чистой прибыли к совокупному доходу на начало 2000 г. равнялся около 8%. Однако с ускорением развития рынка и появлением большого количества конкурентов данный показатель упал до 3,5%, по причине большой доли аппаратных устройств в товарном портфеле HP. Но уже в начале 2007 г., во многом благодаря росту доли услуг, выделению и активному развитию отдельного бизнес-сегмента «Программное обеспечение», компании удалось стабилизировать ситуацию и достичь доли чистой прибыли в совокупных доходах в 7,6%.

Таким образом, несмотря на рост доли себестоимости в совокупных доходах компании, HP удалось достичь прежних значений прибыльности. Тем не менее, в товарном портфеле до сих пор большую часть занимают аппаратные средства. Также по-прежнему в показатели совокупного дохода по некоторым сегментам, в частности «Устройства печати», включаются поступления от продажи услуг с ними связанных. Все эти факты свидетельствуют о большом потенциале для развития и совершенствования ассортимента у компании HP.

Характерной чертой товарной политики ИТ-компаний в настоящее время становится построение продуктового портфеля вокруг так называемых решений. Под решениями подразумеваются не просто информационные технологии, а комплекс ИТ, призванных решать конкретные задачи бизнеса.

При таком подходе товары разделяются на основные ассортиментные группы, которые в свою очередь дальше делятся на ассортиментные подгруппы и заканчивается деление конечными товарами и услугами. Однако для покупателей все продукты представлены в качестве составных частей решений. Пример структуры построения решения приведен  ниже на схеме 1, исходя из данных которой и стремления ИТ-компаний к формированию своей товарной политики, основываясь на решениях, можно сделать вывод об основных положительных аспектах данной тенденции. Подобное управление товарным портфелем придает большую гибкость и маневренность компаниям в современных условиях, а также повышает полезность товарного ассортимента предприятия, который строится исключительно на потребностях клиентов.

 

Схема 1. Пример структуры построения решения в компаниях IBM и HP.





Источник: схема составлена автором по материалам
HP Annual Reports, IBM Annual Reports, информации об ассортименте IBMи HP, представленной на официальных сайтах компаний.

 

Верхний уровень решений представлен глобальными идеями ИТ-компании. Одними из наиболее интересных решений, которыми обладает компания IBM, являются «On Demand» и «SOA», что касается HP, то это «Adaptive Enterprise». Все решения отличаются тем, что представляют собой направления деятельности, связующие почти все ассортиментные группы компаний. Объединяя в себе множество различных услуг и продуктов компании, решения позволяют клиентам упростить процесс покупки ИТ-товаров и услуг, так как клиент сосредотачивается исключительно на поиске решения, стоящей перед ним задачи, а не разбирается в многочисленных наименованиях ИТ-продуктов; сопоставить продуктовый портфель ИТ-компании со своими задачами; понять какие шаги необходимо сделать, сколько времени и средств для этого потребуется и какие будут результаты в будущем от использования выбранного решения.

Что касается ИТ-компаний, то подобный подход является не только логичным этапом эволюционного развития ИТ-рынка, но и, как следствие, существенно упрощает процесс формирования наиболее эффективного товарного портфеля.

Смысл состоит в том, что теперь в качестве продукта рассматривается не конкретная конечная единица, товар или услуга компании, а наиболее эффективная совокупность этих единиц. Причем эффективность определяется не техническими характеристиками решения, а его способностью решать поставленные перед клиентом бизнес-задачи.

Идентификация потребностей клиента есть один из начальных этапов формирования будущего ассортимента. Любой продукт или услуга, которые могут выполнить поставленные задачи автоматически, превращаются в один из компонентов решения. При появлении новых продуктов список доступных компонентов расширяется. Таким образом, задача ИТ-компании состоит в построении из имеющихся блоков новых, прогрессивных решений или модернизации уже существующих.

Подобный подход обеспечивает большую гибкость, а также повышает быстроту реакции на изменения на ИТ-рынке. Имея в распоряжении набор готовых компонентов ИТ-компаниям необходимо лишь правильно определить задачи, чтобы без замедления найти решения для них. Это упрощает процесс модернизации, часто требуя замены компонента, а не всего решения. При этом не снижается значение инновационной политики, новые идеи и продукты которой зачастую становятся основополагающим элементом новаторских решений.

За счет того, что все большее число товаров находят применение в различных решениях, ассортиментные группы становятся все более связанными, перечень предлагаемых решений существенно расширяется, равно как и возможности компаний по удовлетворению конкретных потребностей клиентов.

Помимо этого снижаются затраты на рекламу, продвижение и частично увеличиваются объемы сбыта, имеющейся продукции. Это связано с тем, что при создании решения, с использованием нового компонента, в его состав также включаются и имеющиеся товары и услуги. Выводится же на рынок решение целиком, а не отдельные компоненты.

Таким образом, в настоящее время  целью крупнейших мировых ИТ-компаний является закрепление в нише высокоприбыльных ИТ-товаров и услуг, которыми в настоящее время являются программное обеспечение и ИТ-услуги. Связано это главным образом с тем, что теперь именно эти продукты влияют на конечный результат и именно от них зависит решение конкретных задач. Современные ИТ-компании не стремятся заменить старого на новое, а анализируют возможность эффективного применения существующих и новых ИТ-товаров и услуг в новых решениях. В настоящее время ассортиментная политика, основанная на решении стоящих  перед клиентами проблем, в комплексе с инновационной политикой и политикой слияний и поглощений, увеличивает отдачу от инвестиций в товарный портфель ИТ-компаний и дает большую гибкость и быстроту реакции на изменения современного ИТ-рынка.

Цитированные источники:

 

1.                 HP Annual report 2007.

2.                 HP Annual report 2006.

3.                 HP Annual report 2003.

4.                 HP Annual report 1999.

5.                 IBM Annual report 2007.

6.                 IBM Annual report 2006.

7.                 IBM Annual report 2003.

8.                 IBM Annual report 1999.

9.                 Перечень приобретенных компанией IBM фирм. http://www.IBM.com/investor/company/acquisitions.phtml .

10.             Перечень приобретенных компанией HP фирм. http://h30261.www3.hp.com/phoenix.zhtml?c=71087&p=irol-mergers .

11.             Сайт журнала «PCWEEK», http://www.pcweek.ru .

12.             Сайт новостей ИТ-бизнеса, http://www.astera.ru/ .

13.             Сайт журнала о высоких технологиях «CNEWS», http://www.cnews.ru .

 



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.