Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2008
ГОСУДАРСТВО И НИОКР В США: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
 
А.Н. Белинский, соискатель
С.В. Емельянов, д.э.н., вед.н.с. Отдела внутриэкономических исследований Института США и Канады РАН
В.С. Сталинский В.С., к.т.н.
 
Аннотация. В начале XXI в., наряду с наращиванием объемов прямого финансирования, стратегическим направлением государственной политики в сфере НИОКР стало содействие инновационной активности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений. С приходом к власти администрации Дж. Буша, провозгласившей необходимость «перевооружения», требующего новых технологий, федеральные расходы на научные исследования и разработки возросли в 1,8 раза (2001-2008 гг.), нарушив устойчивую долговременную тенденцию к падению доли бюджетных средств при финансировании исследований. Рост государственных ассигнований был крайне неоднороден, что привело к усилению неравномерности распределения бюджетных средств, в пользу оборонных НИОКР, космических исследований и здравоохранения (на которые, по оценке на 2008 г., приходится 88%), с нарастающим отрывом оборонных исследований (60%) как ключевого приоритета текущего десятилетия.
Ключевые слова: Финансирование НИОКР, национальная конкурентоспособность, фундаментальные исследования, бюджетные приоритеты, научно-технологическая политика.
 
Финансирование НИОКР: Особенности текущего десятилетия
В начале текущего столетия США продолжают лидировать по затратам на сферу НИОКР: в 2007 г. на них приходилось 31,4% общемировых расходов. Далее следовали Китай (15,6%), Япония (12,8%), Германия, Франция, Индия, Великобритания, Южная Корея[1]. Однако сохранение мирового лидерства США сопровождается ускорением наращивания научно-технологической мощи азиатских конкурентов – в первую очередь Китая, а также Японии и Южной Кореи. По данным на 2005 г., по расходам на исследования и разработки относительно ВВП США (2,6%) уступали Японии (около 3,4%) и Южной Корее (3%)[2].
Государство в США уже более полувека является активным субъектом научно-технологической политики. Доля финансирования из федерального бюджета в общих расходах на научные исследования и разработки составляет в Соединенных Штатах около 28% (2007 г.). Но роль государства выходит далеко за пределы прямого финансирования НИОКР и заключается также в разработке механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, определении наиболее перспективных и важных направлений исследований, разработке стратегии технологического развития страны, наконец, создании условий для развития частной инициативы.
Активная роль государства в инновационной сфере обусловлена критически высоким значением новых технологий для поддержания национальной безопасности и конкурентоспособности страны на мировой арене. Современное состояние социально-экономического развития США характеризуется включением научно-технической и инновационной составляющей практически во все формы экономических отношений.
Перспективы научно-технологического развития страны находились в центре внимания правящих кругов США и в прошлом столетии, это выражалось в разработке и постоянной корректировке целей, задач, направлений и масштабов научно-технологической деятельности, в содействии использованию потенциала науки и технологий для укрепления национальной безопасности, экономики, позиций на мировом рынке; в осуществлении научно-технологической деятельности для обеспечения внутренних потребностей страны при одновременном содействии реализации внешнеэкономических интересов.
Особенностью государственной политики в сфере НИОКР является устойчивое нарастание предпочтения косвенных методов воздействия на укрепление научно-технологического потенциала страны. Доля прямого финансирования в течение последних трех десятилетий прошлого столетия снизилась с 57% в 1970 г. до 24,8% в 2000 г.[3] Рассмотрение динамики финансирования НИОКР в текущем десятилетии показывает нарушение этой долговременной тенденции: доля федерального финансирования в течение первого срока администрации Дж. Буша резко возросла – до 30% в 2004 г., а в течение второго срока стабилизировалась на уровне 28-29%.
 
Реализация государственной политики: ключевые ведомства
К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР, относятся министерство обороны; министерство энергетики; НАСА; ННФ; министерство транспорта; министерство сельского хозяйства; министерство торговли; министерство внутренних дел; министерство здравоохранения и социального развития (включая национальные институты здравоохранения); министерство строительства и городского развития; Администрация по делам малого бизнеса; министерство финансов и Государственный департамент США. На них приходится до 97 % средств федерального бюджета, выделяемых на НИОКР.
Средства федерального бюджета распределяются на конкурсной основе через систему федеральных контрактов и грантов, присуждаемых главным образом частным промышленным корпорациям и иным организациям негосударственной формы собственности, а также федеральным лабораториям и исследовательским центрам. Большую часть прикладных работ по федеральным контрактам выполняют промышленные компании.
Около половины всех фундаментальных исследований США выполняют американские университеты, причем большая часть из них финансируется федеральным правительством. Как отмечают В.А.Федорович и А.П.Патрон, широкое использование федеральных контрактов и грантов является ключевым аспектом научно-технологической системы США, существенным фактором ее силы и жизнеспособности. Это делает американскую систему более гибкой по сравнению со многими научно-технологическими системами других стран, в которых в основном задействованы государственные лаборатории и институты[4].
В начале XXI в., согласно приоритетам инновационного развития, возрос объем финансирования и в качестве ключевого направления государственной политики США определено содействие корпоративным НИОКР на долгосрочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпоративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. В сфере возрастающего внимания государства формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы.
Если в 1950-е – 1960-е гг. финансирование исследований и разработок относительно ВВП в США нарастало, то после некоторых колебаний в 1980-е гг., начиная с 1990-х гг. наметилась тенденция к снижению этого показателя. Однако с 2001 г., когда пришедшая к власти республиканская администрация Дж. Буша провозгласила необходимость «нового перевооружения», требующего новых технологий, прежде всего – военных, наблюдалось плавное повышение роли государства в финансировании НИОКР. В последние два года доля федеральных НИОКР относительно ВВП вновь начала падать. Если в 20012004 гг. благодаря финансированию военных разработок этот показатель держался на уровне 1%, то в 2008 фин.г. он может снизиться до рекордно низкого уровня – 0,4% от ВВП.
 
Структура бюджетного финансирования НИОКР
Начало XXI в. ознаменовало и структурные изменения бюджетного финансирования. Как видно из табл. 1, с начала тысячелетия федеральные расходы США на НИОКР в абсолютных величинах возросли почти вдвое, однако рост этот был крайне неоднороден. Расходы на оборонные НИОКР, космические исследования и здравоохранение демонстрируют двукратное увеличение, с приоритетным среди них ростом оборонных НИОКР. Расходы на фундаментальные научные исследования и энергетику возросли в полтора раза.
Таблица1
Приоритеты финансирования НИОКР в США, млрд. долл.
 
Годы Суммарные расходы Национальная оборона Здравоохранение Космические исследования Фундаментальные исследования Сельское хозяйство Энергетика
2000
78 664
42 580
17 869
5 363
4 977
1 426
996
2001
86 756
45 713
20 758
6 126
5 468
1 657
1 314
2002
97 624
53 016
23 560
6 270
5 753
1 606
1 327
2003
112 544
63 048
26 517
7 355
6 129
1 708
1 403
2004
121 867
69 593
28 251
7 612
6 466
1 750
1 343
2005
126 601
74 047
28 824
7 300
6 570
1 820
1 296
2006
131 624
78 037
28 797
8 204
6 691
1 869
1 195
2007
137 026
81 667
29 481
8 933
7 185
1 824
1 581
2008
138 332
82 383
29 242
9 506
7 752
1 629
1 468
 
2007 – оценка, 2008 – прогноз.
Источник: Science and Engeneering Indicators 2008.
 
Промышленные компании в основном финансируют прикладные исследования, а в том, что касается фундаментальных разработок, тенденция прямо противоположная: частные компании финансируют только 16% таких исследований, тогда как федеральное правительство – более 60%.
Соответственно, промышленность (в качестве исполнителя) берет на себя выполнение более 70% всех НИОКР; федеральное правительство, через подчиненные ему организации, – 7% (т.е. вдвое меньше, чем университеты и колледжи).
Преобладающая часть НИОКР США, выполненных за счет федерального бюджета, относится к ведению министерства обороны. Их доля в общем федеральном финансировании НИОКР достигает уровня примерно 60%[5].
Если принимать в расчет инфляционные показатели, расходы федерального бюджета на оборонные исследования и разработки в последние годы также демонстрируют опережающий рост по сравнению с исследованиями и разработками невоенного назначения.
Важными направлениями бюджетного финансирования в США были и продолжают оставаться исследования в области здравоохранения и космоса. Их доля в общих научно-исследовательских расходах достаточно стабильна и составляет примерно 20% и 7% соответственно.
Государство отдает приоритет проектам, находящимся «на стыке» различных областей науки и не гарантирующим быстрой коммерческой отдачи, но многообещающим с точки зрения долговременной перспективы.
После трагических событий сентября 2001 г. администрация президента Дж. Буша включила в число приоритетных также программы НИОКР, направленные на предотвращение угроз террористических актов. Кроме того, значительно увеличились расходы государства на исследования и разработки в области здравоохранения и образования. В последние годы НИОКР в области здравоохранения прочно занимают втрое место (после оборонных) по объему финансирования из федерального бюджета США.
На сельское хозяйство, энергетику, транспорт приходится соответственно 1,2%, 1,1%, 1,0% федерального финансирования НИОКР.
В проекте бюджета США на 2009 финансовый год, представленном президентом Дж. Бушем конгрессу в феврале 2008 г., администрация планирует сохранить приоритетное финансирование оборонных исследовательских программ. Безусловное лидерство в расходах, как и в предыдущие годы, у министерства обороны, далее следуют здравоохранение (его научно-исследовательский бюджет втрое меньше) и исследование космоса (примерно 10% от финансирования НИОКР министерства обороны).
 
Национальная конкурентоспособность как государственный приоритет
Администрация рассчитывала компенсировать в 2009 г. отставание от плана прироста расходов федерального бюджета, выделенного на реализацию Инициативы американской конкурентоспособности. В соответствии с этой программой, анонсированной Дж. Бушем 2 февраля 2006 г., за 10 лет планировалось удвоить государственные инвестиции в исследования, выполняемые в рамках трех федеральных агентств – Национального научного фонда, Управления по науке министерства энергетики и Национального института научных и технологических лабораторных исследований министерства торговли.
Посредством этой программы Президентский бюджет 2008 г. установил строгие обязательства по инвестированию в области фундаментальных исследований, которые способствуют продвижению знаний и технологий, используемых учеными в близких (смежных) областях. Программа американской конкурентоспособности предполагает удвоение в течение 10 лет инвестиций в уполномоченные федеральные ведомства: Национальный научный фонд, управление науки Министерства энергетики и лаборатории Национального института по науке и технологиям Министерства торговли, что станет возможным в случае ежегодного повышения финансирования не менее чем на 7%.
Предлагалось в 2008 финансовом году в рамках Программы повысить суммарное финансирование этих ведомств на 764 млн. долл., что обеспечило бы превышение на 7,2% их бюджетного финансирования по сравнению с 2007 финансовым годом (10,7 млрд. долл.).
Рост финансирования НИОКР в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики является одним из главных приоритетов научно-технологической политики США. В официальных документах значится, что исследования и разработки помогут решить проблемы, стоящие перед США в таких критически важных для сохранения национальной экономической конкурентоспособности областях, как здравоохранение, оборона, энергетика, сохранение окружающей среды и т.д.
В рамках реализации Программы американской конкурентоспособности федеральный бюджет на 2008 финансовый год должен обеспечить рост финансирования Национального научного фонда на 6,8% по сравнению с предыдущим годом. Это продолжит, таким образом, выполнение обязательств по удвоению в десятилетний срок финансовых инвестиций в критически важные фундаментальные исследования ключевых агентств, ученых и инженеров. Исследования ННФ должны создать фундамент для инновационных технологий, которые обеспечат экономический рост и приведут к новому качеству жизни.
При утверждении бюджета-2008 Конгресс существенно сократил запрошенные президентом суммы на исследования в рамках этой инициативы, санкционировав только треть от предложенного Дж. Бушем увеличения.
В 2009 финансовом году – третьем по счету с начала реализации Инициативы конкурентоспособности, предлагалось выделить 12,2 млрд. долл. для их финансирования, что соответствует приросту на 1,6 млрд. долл. (15%) по сравнению с 2008 финансовым годом (когда было выделено 10,6 млрд. долл.). По проекту бюджета-2009 панировалось компенсировать финансирование этой Инициативы в рамках заявленного "удвоения за десятилетие".
Однако учитывая необходимость стабилизации финансово-экономической ситуации в 2008 г., финансирование Инициативы в ближайшие годы может быть снова урезано относительно планировавшегося на десятилетний период.
Более подробно данные проекта бюджета США на 2009 финансовый год, в сравнении с предшествующими годами, позволяющие оценить тенденции изменения его приоритетов, представлены в табл.2.
 
Таблица 2.
Федеральное финансирование программ НИОКР США в проекте бюджета на 2009 фин. год (млн. долл.)
 
 
2007 ф.г.
2008 ф.г.
2009 ф.г.
Изменение 2008-2009 ф.г.
 
 
Оценка
Проект
млн. $
%
Всего на исследования
и разработки
141,933
142,441
147,361
4,920
3,5%
Оборонные
82,658
81,500
84,513
3,013
3,7%
Гражданские
59,276
60,941
62,848
1,907
3,1%
 
 
 
 
 
 
Всего на исследования
и разработки
141,933
142,441
147,361
4,920
3,5%
Всего по статье Исследования
56,766
57,433
57,282
-151
-0,3%
 
 
 
 
 
 
Разработки
81,363
80,567
85,363
4,796
6,0%
 
 
 
 
 
 
 
Источник: OMB data for R&D for FY 2009, Budget of the United States.
 
Бюджетный запрос на исследования и разработки, выполняемые в рамках министерства обороны, возрос на 2,9 млрд. долл. (3,7%) по сравнению с 2008 финансовым годом и достиг уровня 80,7 млрд. долл. Упор сделан на финансирование развертывания и приведения в операционную готовность новейших разрабатываемых систем вооружения (прежде всего, это касается противоракетных программ), а также на фундаментальные исследования.
Основным институтом в системе министерства обороны США, отвечающим за финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, проводимых технологически-ориентированными компаниями для нужд оборонной промышленности США, является Агентство передовых оборонных исследовательских проектов.
В стратегическом плане Агентства, разработанном в 2003 г. и рассчитанном до конца десятилетия, основная задача определена как «…поддержание технологического превосходства США в военной области, предотвращение появления неожиданных технологических угроз для национальной безопасности путем оказания финансовой поддержки революционным и высоко рентабельным исследованиям, сокращающим разрыв между фундаментальными открытиями и их военным использованием». Эти планы строили в соответствии с Оперативными целями реформы министерства обороны США (указанные цели были определены министром обороны в Четырехлетнем отчете (Quadrennial Defense Review Report)[6], опубликованном 30 сентября 2001 г.). К числу главных направлений деятельности Агентства по финансированию исследовательских и инженерно-конструкторских проектов были объявлены следующие:
 
Стратегическое направление
Оперативная цель
Антитеррор
Защита наиболее важных оперативных баз (территория США, войска за рубежом, союзники и друзья), уничтожение химического, биологического, радиологического, ядерного и взрывчатого оружия большой мощности, а также средств их доставки.
Надежные, самонастраивающиеся сети
Разработка информационных систем, способных противостоять нападению и обеспечивать эффективный информационных обмен.
Сетевые системы, управляемые при и без участия человека
Био-революция
Защита и поддержка вооруженных сил США, находящихся в удаленных и труднодоступных с воздуха условиях, предотвращение угроз воздушных и биологических нападений.
Обнаружение, идентификация, отслеживание и уничтожение неопределенных поверхностных объектов
Выявление подземных сооружений
Био-революция
Обнаружение любого укрывшегося противника путем проведения постоянного наблюдения, контроля и быстрого реагирования с нанесением высокоточных комбинированных ударов с воздуха и земли по наиболее важным мобильным и неподвижным целям на максимальной дальности и при любых погодных и климатических условиях.
Использование космоса
Улучшение характеристик космических систем и поддерживающей инфраструктуры.
Надежные, самонастраивающиеся сети. Интеллектуальные компьютеры
Использование информационных технологий и инновационных концепций для разработки интероперабельной совместимой архитектуры C4ISR8, которая включает в себя индивидуально настраиваемое целостное оперативное изображение.
[7]
Для выполнения целей, поставленных в рамках стратегических направлений своей деятельности, Агентство привлекает к работе эксперта и руководителя проекта, разрабатывает систему поощрения этих специалистов, предоставляет им максимально возможную свободу действий.[8]. При этом на финансирование шести обозначенных стратегических направлений предполагалось направлять до 90% бюджета в период 2002—2009 гг., а 10% – на инвестиции в фундаментальные исследования и реализацию межведомственной программы Инновационных исследований малого бизнеса.
Бюджет Агентства передовых оборонных исследовательских проектов в 2009 финансовом году планировался администрацией президента Дж. Буша на уровне 3,285 млрд. долл.[9]. (для сравнения: в 2008 финансовом году – 2,959 млрд. долл.; в 2003-м – планировался на уровне 2,685 млрд. долл., в 2001-м – 1,976 млрд. долл.).
 
Перспективы
Основные тенденции бюджетного финансирования, проявлявшиеся в последние годы, сохраняются и в бюджетном запросе-2009. Неизменен курс администрации на приоритетное финансирование оборонных исследовательских программ.
По данным Американской Ассоциации по развитию науки[10], из запланированных на 2008 г. ассигнований на НИОКР в 143 млрд. долл. (прирост по сравнению с 2007 г. на 1,4%) 83 млрд. долл. выделено министерству обороны США, из них более 68 млрд. долл. – на разработку новейших систем вооружений. Предусматривались дополнительные ассигнования на программы в области внутренней безопасности (суммарно 4,9 млрд. долл.), из которых около 2 млрд. долл. предназначены научным центрам министерства здравоохранения на продолжение исследований в области биозащиты.
В гражданском секторе был намечен прирост финансирования НИОКР на 1,3 млрд. долл. Предполагалось направить ведомствам, непосредственно задействованным в реализации президентской инициативы американской конкурентоспособности. В числе приоритетов – расширение исследований по ядерному синтезу (428 млн. долл.), участие США в создании международного термоядерного реактора (160 млн. долл.), а также работы в области возобновляемых источников энергии и биотоплива.
Одновременно предлагалось существенно (с 1,7 до 1,5 млрд. долл.) снизить расходы на программы по изучению изменений климата. В общей сложности федеральные ассигнования на эти цели сократились за три года почти на четверть.
В течение последних двух десятилетий стратегия научно-технологической политики США была кардинально (но постепенно, без непродуманных «скачков») изменена. С середины 1990-х гг. реализуется государственная стратегия финансирования (бюджетного и частного) создания новейшей гражданской технологии, отвечающей мировым стандартам, конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках. Важным аспектом государственной научно-технологической политики США стало стимулирование исследований, требующихся для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в тех критически важных для экономики в целом технологических областях, в которых частный сектор нуждается в продуманной финансовой поддержке государства. Это направление государственной научно-технологической политики получает развитие одновременно с крупными военно-техническими программами, ставшими ключевым приоритетом бюджетного финансирования.


[1]Global R&D Report ,2007. December 2007.
[2] Ibid.
[3] Statistical Abstract of the U.S. W., 2008, 520.
[4] Федорович В.А., Патрон А.П. “США: государство и экономика”, Москва, 2008
[5] Science &Engineering Indicators.NSF. Office of management and budget.2007.
[6] www.defenselink.mil/pubs/pdfs/qdr2001.pdf Quadrennial Defense Review Report, 2001 р. 30.
[7] C4ISR — аббревиатура от Adaptive Joint Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance — многоцелевое, перенастраиваемое радиочастотное устройство наблюдения, связи, разведки, коммуникации и контроля, под которым обычно понимаются беспилотные летательные аппараты.
[8] Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA), Strategic Plan, February 2003.
[9]http://www.defenselink.mil/comptroller/defbudget/fy2009/budget_justification/pdfs/03_RDT_and_E/Vol_1_DARPA/DARPA%20PB09%20RDTE%20Part%201.pdf.
[10] American Association for the Advancement of Science. «Federal Research Falls in 2008 Budget Despite ACI Increases;Development Funding Gains» http://www.aaas.org/spp/rd/prev08p.htm#hi .


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.