Печать
?1, 2011

КАНАДО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Зберя В.А., аспирант,
Институт США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье рассматриваются приоритеты правительства Канады в Арктике, противоречия между Канадой и США по вопросу Северо-Западного прохода, а также появление новых игроков в борьбе за Арктику, в частности России.

Ключевые слова: Арктика, канадско-американские отношения, «план Харпера», Северная стратегия Канады, спор вокруг Северо-Западного прохода, «арктическая гонка».

Canada-U.S. relations in the Arctic region

Vladislav Zberea
Postgraduate student, Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
e-mail: [email protected]

Annotation. The author examines main priorities of Government of Canada in the Arctic and emphasizes antagonisms between Canada and the U.S. on the North West sea Passage and the appearance of new players in the «Arctic Race», particularly Russia.

Key words: Arctic, Canada-U.S. relations, «Harper’s plan on Arctic», Canada’s Northern Strategy, Dispute on North West Passage, «Arctic Race».

В научных публикациях разных лет можно встретить мнение (особенно среди географов), что в силу климатических условий и поясов Соединенные Штаты следует относить к «южным странам», а Канаду – к «северным» (Аляска в данном случае не в счет). С данным тезисом невозможно не согласиться, ввиду того что более трети территории Канады располагается в субарктической и арктической зонах. Арктика и ее проблемы всегда будут находиться в фокусе канадской политики. Без нее Канада, бесспорно, потеряет свою «северную идентичность», именно поэтому вопросам безопасности в регионе во всех ее аспектах придают огромное значение. В 1980-е гг. в Канаде отдавали предпочтение решению вопросов экологической безопасности Арктического региона. В 1985 г. при администрации Б.Малруни канадский парламент принял важный закон о защите арктических вод от загрязнений (ArcticWatersPollutionAct), в который впоследствии вносились дополнения и уточнения по поводу механизмов охраны территориальных арктических вод Канады, использования «северных проходов» (оттаивающих проливов).

Но так было не всегда. Принято также думать, что Арктика не представляла особого интереса в военно-политическом плане. Однако еще несколько десятилетий назад, в годы холодной войны Арктика со стратегической точки зрения считалась одним из ключевых оборонительных регионов Северной Америки. Пуск советских баллистических ракет в сторону крупнейших городов североамериканского континента с минимальным временными затратами мог быть произведен с максимальной эффективностью через арктические территории Канады. В 1950–1960 гг. для защиты Севера от «советской угрозы» была создана система оповещения «линия “Дью”». Сейчас, когда СССР уже нет на карте мира, военно-политический потенциал Арктики все еще находится в фокусе прямых интересов Оттавы и Вашингтона в регионе.

План Харпера

Укрепление суверенитета в Арктике является одним из сегодняшних приоритетов внутренней и внешней политики Консервативной партии Канады. В июле 2007 г., выступая на военной базе канадского тихоокеанского флота Эскимолт (провинция Британская Колумбия), премьер-министр С. Харпер объявил о начале строительства шести (а в перспективе – восьми) кораблей ледового класса для патрулирования Арктики. Это был довольно амбициозный проект по канадским меркам. «Новые патрульные корабли смогут находиться в автономном плавании до 4 месяцев, будут способны развивать скорость до 20 узлов и иметь дальность хода до 6 тыс. морских миль. Их строительство на канадских верфях обойдется в 3,1 млрд. долл., а эксплуатация в течение 25 лет, с учетом строительства портовых сооружений – еще в 4 млрд. долларов». По мнению вице-адмирала ВМС Дрю Робертсона, «новые патрульные суда станут демонстрацией серьезности намерений Канады в защите ее арктических владений». «Эти корабли значительно усилят возможности ВМС по обеспечению поддержки других правительственных департаментов в усилиях по закреплению суверенитета и обеспечении безопасности на всех трех омывающих Канаду океанах. Программа строительства патрульных кораблей станет вкладом в развитие флота, который сможет не только осуществлять патрулирование в ближней зоне, но и влиять на события на большом расстоянии от нас задолго до того, как потенциальные угрозы приблизятся к нашим берегам»[1]. Было объявлено и о финансировании проекта: «Канадские власти приняли решение ускорить программу строительства восьми арктических патрульных кораблей, которые обойдутся бюджету страны в $7,12 млрд. кан. долл.»[2] Другими не менее важными инициативами, озвученными правительством, стали планы по созданию тренировочного центра в Резольют-Бей (территория Нунавут), увеличение численности и переоснащение канадских рейнджеров.

Также не следует забывать о намерении С. Харпера осуществить проект строительства глубоководного порта в Арктике, без которого Канада не сможет в будущем установить контроль над Арктическим регионом и его ресурсами. По мнению канадского экспертного сообщества, новый порт должен был появиться около крупнейшего стратегического канадского порта на Северном Ледовитом океане – г. Черчилла (провинция Манитоба).

В своей тронной речи бывший генерал-губернатор Канады М. Жан также упомянула о важности арктического региона для Канады и канадцев: «Арктика занимает важную часть в канадской истории. Один из Отцов Конфедерации, Д’Арси МакГи, говорил о Канаде, как о северной нации, омываемой водами голубого океана. Канадцы видят в нашем Северевыражение их самых глубоких устремлений: нашей тяги к открытиям, красоты и богатства нашей земли и нашего безграничного потенциала»[3].

В свою очередь, Соединенные Штаты Америки не меньше своих северных соседей заинтересованы в укреплении собственных позиций в Арктическом регионе. 31 июля 2007 г. пресс-атташе Белого дома заявил, что США намерены в самое ближайшее время поставить вопрос о скорейшей ратификации Конвенции ООН по морскому праву, которая даст право Вашингтону на передел арктического шельфа, где, по последним данным, сосредоточено порядка 25% мировых запасов нефти и газа. Обладание штатом Аляска (береговая линия) дал американской стороне возможность включиться в «гонку» за Арктику, ибо, помимо Канады и США, в данном «соревновании» принимают участие Россия, Финляндия, Дания, Великобритания и даже Германия. В 2007 г. президент Буш, выступая в Конгрессе, заявил, что «подписание соответствующих международных документов теперь необходимо для США потому, что это гарантирует защиту прав США на значительные морские территории и находящиеся там ценные природные ресурсы». Кстати, в декабре 2005 г. произошел инцидент, омрачивший двусторонние отношения, когда американская подводная лодка совершила плавание на Северный полюс, не известив о том канадские власти и, следовательно, не получив от них соответствующего разрешения на подобные действия. После этого случая уже ни у кого не вызывало сомнений, что США не готовы уступать Арктику ни одному из «северных игроков», включая и своего союзника – Канаду. Та, в свою очередь, от месяца к месяцу на протяжении всего 2007 г. демонстрировала всему миру (и прежде всего – США и России – В.З.), что не собирается отказываться от амбициозных планов «укрепления суверенитета» в Арктике. Помимо турне С. Харпера в июле 2007 г. и громких заявлений премьера, одновременно с этим в Северо-западных территориях прошли самые масштабные за последние десятилетия учения канадских вооруженных сил «Нанук-07» (NANOOK-07). В операции приняли участие подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМФ, были задействованы дизельные подводные лодки. Генерал-лейтенант канадской армии Марк Думайс в интервью средствам массовой информации заявил, что «Операции канадских вооруженных сил на севере — важный шаг на пути обеспечения суверенитета страны. Несмотря на плановый характер десятидневных учений, Нанук-07 в Канаде называют не иначе как «операцией суверенитета»: учения призваны продемонстрировать серьезность намерений Оттавы в борьбе за Арктику[4] (к последующим учениям, проводившимся в регионе в 2008–2010 гг. – Нанук-08, 09 и 10 – активно привлекались третьи страны, например Дания. – В.З.).

Учения преследовали в данном случае двойную цель. Во-первых, они должны были продемонстрировать Вашингтону, что Оттава способна держать ситуацию под контролем по защите «северного периметра» континента, а во-вторых, дать понять американцам, что Арктика – исключительная зона канадских интересов. В данном случае выглядит вполне логичным то, что «план Харпера» позиционировался с точки зрения укрепления суверенитета страны, а поскольку угроза суверенитета Канады может исходить де-факто только от ее южного соседа – некоторая антиамериканская направленность плана выглядит вполне логичной. С. Харпер не обещал ничего невыполнимого. С учетом прошлогоднего бюджетного профицита в 2007 г. в полтора миллиарда долларов и очевидных экономических выгод для Канады, план консерваторов не выглядел таким уж нереальным. В сложившейся ситуации Вашингтон не стал мешать Оттаве, потому что канадцы в последние годы в Арктике, помимо собственно строительства порта и новых патрульных судов и, возможно, ледоколов, стали активно заниматься геологоразведкой. С учетом разразившегося экономического кризиса 2009–2010 гг. планы консерваторов были скорректированы, но все, о чем объявляла правящая партия в отношении укрепления суверенитета в Арктике, все их приоритеты сохранены и продолжают реализовываться.

Новый этап сближения

Если период 2007–2008 гг. прошел на яркой «проканадской» волне в отношении арктического вопроса (апофеозом которого стал «план Харпера»), то экономический кризис ознаменовал начало нового этапа, который можно условно назвать «этапом зарождающегося сотрудничества» между США и Канадой в Арктическом регионе.

Стараясь «оттенить» «план Харпера» и расширить горизонты канадской политики на Севере, федеральное правительство разработало и приняло так называемую «Северную стратегию Канады» (CanadasNorthernStrategy). Данная стратегия подразумевала не только военно-политическое измерение (укрепление суверенитета), но и в большей степени экономическое развитие Арктического региона с упором на научные исследования. Другими приоритетами Стратегии стали поддержка местного самоуправления, охрана природного наследия (сохранение уникальной флоры и фауны Арктики), повышение уровня жизни местного населения (инуитов), а также строительство в перспективе новой полярной станции для проведения научных исследований, в том числе со своими американскими партнёрами. В «экономическом блоке» было уделено особое внимание развитию инфраструктуры региона через привлечение инвестиций, поддержку туризма, местной системы образования и здравоохранения, разработку алмазных месторождений (Северо-Западные территории, территория Нунавут) и других стратегических природных ресурсов[5]. Вопрос о ресурсах вынесен в подраздел «Продвижения социального и экономического развития» Арктики. Канада недвусмысленно устами своих официальных лиц заявляет о себе как о мировой энергетической сверхдержаве. Северная стратегия должна стать прочным фундаментом для данного лидерства. Министр иностранных дел Канады Л. Кэннон в самом конце 2009 г. заявил журналистам в речи на заседании Канадского экономического клуба, что «наша Северная стратегия ясно дает миру понять: Канада контролирует арктические земли и воды и подходит к этому крайне ответственно»[6]. Про нефть было сказано еще более откровенно: «Коснувшись вопроса об энергии, г-н Кэннон также отметил в своей речи, что в Арктике располагается приблизительно одна пятая мировых запасов нефти, и что Канада может получить доступ к этим «потенциальным богатствам» с помощью канадских компаний, разрабатывающих новые технологии»[7]. В следующем году Северная стратегия была доработана и существенно расширена. 20 августа 2010 г., в преддверие визита Министра Л. Кэннона в Москву, правительство Канады выпустило заявление по внешней политике Канады в Арктике, за которой последовала публикация Северной Стратегии-2010. Данный документ стал, по сути, дополнением и развитием идей и инициатив, заложенных в Стратегии-2009.

Бесспорно, возрастающие аппетиты Канады в Арктике, вызывают у американцев скрытую тревогу. Об этом можно судить хотя бы по незапланированному двухдневному визиту министра внутренней безопасности США М. Чертоффа на Аляску в августе 2008 г. Официальные представители Министерства подчеркнули, что не было запланировано никаких официальных мероприятий. Непосредственно перед визитом Чертоффа Начальник Береговой охраны США адмирал Тад Аллен заявил в интервью на радио о том, что американские приоритеты в Арктике будут сдвигаться в сторону «укрепления суверенитета Соединенных Штатов» и будут преследовать не только цели научных исследований. «Я полагаю, что в ближайшем будущем появится то, что можно будет назвать президентской директивой по Арктике в области обеспечения безопасности»[8].

Соединенные Штаты и Канада продолжают развивать тесное сотрудничество по совместному исследованию Арктического региона и его возможностей. С 7 августа по 16 сентября 2009 г. состоялась совместная американо-канадская научная экспедиция по исследованию континентального шельфа (регион северной Аляски – хребет Ломоносова – Канадский арктический архипелаг) при поддержке кораблей «Хили» береговой охраны США и «Луи Сен-Лоран» канадской береговой охраны[9]. Главная задача исследований – нанесение участков морского дна на карту при помощи специального гидролокатора (задача, выполненная экипажем «Хили») и исследование сейсмической активности в регионе и толщины осадочных пород (работа, выполненная специалистами на «Сен-Лоране»). Результаты экспедиции обе стороны оценили положительно. Во-первых, американские и канадские специалисты-океанологи и сейсмографы обследовали дополнительные 200 километров океанского дна, тем самым перевыполнив первоначальный план, а, во-вторых, подвели результат экспедиции под будущее научное обоснование по разграничению Хребта Ломоносова, право на который отстаивает Российская Федерация. «В зоне канадских морских вод обнаружено значительное количество осадочных пород. Это один из научных критериев, по которому мы можем определить внешние границы континентального шельфа. Возможно, сбор сведений поможет нам в определении этих лимитов», – заявил Джейкоб Верхоефф, глава Геологической службы Канады[10].

Не вызывает сомнения, что вышеперечисленных шагов Вашингтона и Оттавы явно недостаточно для полноценного и плодотворного сотрудничества стран в арктическом регионе. Целесообразным было бы создание двусторонней комиссии по решению текущих споров и совместному обеспечению безопасности в северной части североамериканского континента. Сотрудники Центра США и кафедры по вопросам внешней политики и обороны Университета Квебека в Монреале С. Руссель и Ж. Плуфф полагают, что подобная идея с созданием смешанной комиссии послужила бы как усилению роли самой Канады в Арктике, так и эффективному сотрудничеству между Канадой и другими державами в регионе (прежде всего – США и Россией). В качестве удачных примеров из истории, авторы приводят Международную смешанную комиссию (Commission mixte internationale), состоявшую из равного числа представителей США и Канады и занимавшуюся с 1909 г. решением спорных вопросов прежде всего в области демаркация границ, и Постоянный объединенный Совет обороны 1940 г., о котором речь шла выше. Авторы также полагают, что создание двусторонней комиссии по Арктике позволило бы снять острые разногласия между США и Канадой по целому спектру вопросов: «Если данное предложение позволит Канаде и США более эффективно отвечать на вызовы, которые стоят перед ними в Арктике, двусторонняя комиссия позволит также выработать привычку к сотрудничеству, которая окажется полезной при решении юридических разногласий относительно моря Бофорта и Северо-Западного прохода»[11].

Многостороннее сотрудничество в Арктике и его возможные последствия
для канадо-американских отношений

Ряд канадских экспертов полагает, что сотрудничество с другими игроками в Арктическом регионе, такими, как Россия, Дания, Норвегия сможет существенно снизить напряженность и противоречия между арктическими державами. Подобное сотрудничество может также охватывать и антитеррористическую сферу. 11 августа 2010 г. завершилась активная фаза учений «Бдительный орел», основной целью которой была разработка и совершенствование планов по перехвату воздушно-транспортных средств, попавших в руки террористов. Совместно с российскими ВВС в учениях принимали участие представители объединенного командования воздушно-космической обороны североамериканского континента НОРАД из Канады и США[12].

Подобные учения были впервые проведены при участии военно-воздушных сил США и России. По словам представителей сторон, все поставленные цели были достигнуты и маневры можно считать успешными. Российская сторона активно включилась в борьбу за Арктику, но при всех плюсах трехстороннего и многостороннего сотрудничества, ни в Вашингтоне, ни в Оттаве не желают «делиться» потенциальными ресурсами этого региона.

Однако не вызывает сомнений, что канадское руководство будет безоговорочно сотрудничать с США по «арктическому направлению» в любых его проявлениях даже против третьей стороны (в данном случае – РФ. – В.З.). По уже упоминавшемуся Хребту Ломоносова, несмотря на заявления с обеих сторон о целесообразности дальнейшего сближения позиций, общего мнения у США и Канады нет. Французская газета «Лё Монд» справедливо замечает, что в ближайшее несколько лет между двумя североамериканскими государствами предстоит нешуточная борьба за перераспределение арктических ресурсов: «В 2008 г. Канада пришла к выводу, что Хребет Ломоносова является продолжением ее территории и рассчитывает представить необходимые доказательства в ООН до 2013 г.[13] Американские же эксперты называют хребет автономным геологическим образованием. 15 сентября 2010 г. в рамках официального визита в Москву Министр иностранных дел Канады Л. Кэннон, выступая перед слушателями Дипакадемии МИД РФ, вновь подтвердил претензии Канады на Хребет Ломоносова и заявил о том, что в 2013 г. Канада намерена подать заявку в ООН на его принадлежность к канадской территории[14]. В общем и целом, морская баталия еще только началась.

О совершенно противоположных планах канадской стороны говорят и намерения консервативного кабинета С. Харпера приступить к плану милитаризации Арктики. Показательным в этом отношении явилось игнорирование Оттавой Арктической конференции в Ванкувере, куда вместо приглашенных бывшего генерал-губернатора М. Жан и бывшего Министра иностранных дел М. Бернье был отправлен в качестве официального представителя один из атташе МИД Канады. Профессор Университета Британской Колумбии и крупный специалист в военной области М. Байерс справедливо заметил, что Стивен Харпер не является человеком, «стоящим за мир и разоружение. Просто он более последователен в своей деятельности в плоскости международных отношений». Попытка Оттавы принизить значение конференции достигла своей цели по причине того, что американская делегация была тоже представлена дипломатами средней руки, а послу по вопросам Арктики российской делегации, согласно источнику, не успели оформить визу в срок. Не является случайностью и блокирование кабинетом С. Харпера поглощения канадской компании из Британской Колумбии «МакДональд детвиллер энд ассошиэйтс лимитед», специализирующейся на поставках электронного оборудования, одной из американских фирм. Сделка должна была состояться в начале апреля непосредственно перед Арктической конференцией и оценивалась аналитиками в 1,3 млрд. долл. В специальном заявлении Офиса премьер-министра говорилось о том, что данная сделка подорвет суверенитет Канады в Арктике, что противоречит выполнению «плана Харпера». Американцы, в свою очередь, никак не прокомментировали срыв сделки. Как можно убедиться, канадцы ведут себя крайне осторожно в достижении своих целей и проводят по отношению к американцам политику «доброжелательного соседства».

20 августа 2010 г. было опубликовано Заявление Л. Кэннона по вопросам канадской внешней политики в Арктике. В Заявлении был выделен приоритет Оттавы в поиске решений по урегулированию территориальных споров. Стремление канадцев к скорейшему снятию проблемных узлов со своими арктическими партнерами (прежде всего, США и Россией) объясняется активизацией этих самых партнеров в акватории Северного Ледовитого океана. Так, в частности, незадолго до официального визита Л. Кэннона в Москву между Россией и Норвегией был подписан договор о делимитации границы в Баренцевом море и совместному регулированию промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях. Как отметил прибывший на подписание договора в Мурманск президент России Д. А. Медведев, «Речь идёт и о практическом примере реализации принципа, что все возможные споры в Арктике должны решаться самими арктическими государствами путем переговоров и на основе существующих норм международного права»[15].

Северо-Западный проход

Северо-Западный проход – арктический морской путь, соединяющий Тихий океан с районом северной Атлантики. У американцев и канадцев существуют разные подходы к определению его статуса. Канада считает Северо-Западный проход своими территориальными водами, американцы же настаивают на том, что проход по морскому праву относится к международным водам, что априори дает право США пересекать его без согласия из Оттавы. По международному праву существуют два подхода для признания прохода международными водами – географический и функциональный. По первому, Северо-Западный проход (далее – СЗП) выходит к Атлантическому и Тихому океанам, поэтому может быть признан в качестве экстерриториальных вод, открытых для международного судоходства, а вот по второму – функциональному – может считаться внутренними водами Канады. «Сложнее ситуация обстоит с функциональным критерием. Именно на него обращают внимание канадские исследователи, заявляя, что СЗП не может рассматриваться как международный пролив. Профессор Д. Фаренд отмечал, что за всю историю существования Северо-Западного прохода через него было совершено лишь несколько десятков полных транзитных рейсов и, за исключением двух-трех плаваний американских судов, все плавания совершались с разрешения канадского правительства»[16]. Однако здесь не все так просто, так как в связи с начавшимся таянием ледников, пролив, ранее непригодный для круглогодичного судоходства, начинает де-факто приобретать статус международного пролива: «Использование СЗП резко ускорилось именно в последнее время: из 99 полных транзитных рейсов судами под 17 разными флагами 67 состоялись после 1991 г. Увеличилась и интернационализация морского пути. Если за первые 70 лет (1906–1976) было совершено всего 15 транзитных рейсов, и все они, не считая экспедиции Амундсена (в начале ХХ века – В.З.), осуществлялись либо канадскими, либо американскими кораблями, то за один только 2003 г. через СЗП прошли суда под шестью разными флагами»[17]. С каждым годом у Канады остается все меньше правовых рычагов по сохранению за Северо-Западным проходом статуса своих внутренних вод.

Какой политики следует придерживаться Канаде по мнению экспертов? В своей статье, посвященной американо-канадским отношениям в арктическом регионе, Б. Флемминг, член Института Канадской обороны и международных отношений и почётный член Программы правоведения при Университете Дальхаузи, высказывается в пользу учреждения США и Канадой международного органа по управлению СЗП (TheNorthWestPassageAuthority NWPA). По мнению автора, это позволит решить несколько задач: во-первых, обширное двустороннее соглашение позволить снять напряженность между Канадой и США в вопросе определения статуса СЗП: «Образование в результате двустороннего соглашения – международного органа по управлению Северо-Западным проходом, потребовало бы от Канады отложить, но не отказаться полностью от притязаний на то, что большая часть СЗП является ее внутренними водами. Для американской стороны это стало бы приостановлением, но не официальной капитуляцией претензий США, что по нормам права это международный пролив».

Это привлечет к диалогу третью сторону (по Б. Флемингу – Россию. – В.З.), и позволит Канаде более обоснованно и четко, с опорой на международное право и ранее заключенные договоренности, отстоять свое привилегированное положение в Арктике в связи с тенденцией таяния арктических льдов и как следствие – изменением геополитической обстановки в регионе.

Проблему пытались решить и в трехстороннем формате. В феврале 2009 г. Оттава выступила с предложением заключить соглашение между США, Канадой и Данией о совместном использовании Северо-Западного прохода[18]. Американская сторона, при участии Пентагона, взяла на себя разработку общей концепции финансового и военно-технического потенциала, Дания предложила патрульные катера для дежурства, а Канада – свою территорию, однако это трехстороннее соглашение так и не было воплощено в жизнь.

Не останавливаясь подробно на спорах Канады в ООН по вопросу статуса СЗП, стоит сказать о том, при помощи каких инструментов Канада может сохранить свое право на пролив. В данном конкретном случае, как представляется, она может воспользоваться правилом «прямых исходных линий», по которому, в случае сильного изреза береговой линии, берутся две отправные точки (крайние точки полуостровов, мысы), которые соединяются прямой линией на карте, и все пространство, оказавшееся внутри, становится внутренними водами государства. Таким образом, Канада получила бы полное право именовать СЗП своими внутренними водами. Не стоит также забывать и о правах коренных народов Севера: «В канадской Арктике существует соотношение между сушей и морем 1:0,882, а правомерность проведения прямых исходных линий поперек залива Амундсена и пролива Ланкастера подкрепляется экономическими интересами местного инуитского (эскимосского) населения, которое рыбачило и охотилось в этих местах с незапамятных времен»[19]. Однако этого явно недостаточно для признания СЗП внутренними водами Канады. Несмотря на яркую полемику представителей научного сообщества США и Канады, проблема не разрешена до сих пор.

Одним из главных аргументов любой демократической страны всегда являлись законы. Канадский парламент принимает активное участие в разработке законопроектов, связанных с Арктикой (укрепление канадского суверенитета). Среди них встречаются весьма одиозные, носящие больше декларативный, чем практический характер. Летом 2009 г. в Палате общин был представлен на рассмотрение законопроект об изменении наименования Северо-Западного прохода. Газета «Глоб энд мэйл» сообщает: «Тем временем, канадский парламент поставил на голосование предложенный одним из депутатов законопроект о переименовании Северо-Западного прохода в “Канадский Северо-Западный проход”»[20]. Можно предположить, что тем самым канадцы хотят юридически «обойти» Соединенные Штаты и Россию, обосновав своё право на безоговорочное владение этим морским проходом.

До тех пор, пока Канада не сможет показать, что в Арктике она безоговорочный лидер, предостерегал один американский ученый еще в середине 1980-х гг., у Соединенных Штатов будет сохраняться возможность максимально вмешиваться в ее «северные» дела, апеллируя к нормам международного права.

* * *

Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что и по данной позиции Канада обречена на тесное сотрудничество с США и произойдет это по нескольким причинам: во-первых, судя по степени реализации, «план Харпера» и «Северные стратегии» Канады 2009 и 2010 гг. носят, скорее, декларативный, политический, нежели прагматический характер. Оттаве до сих пор не удалось претворить в жизнь планы по строительству глубоководного порта и оснащению Береговой охраны патрульными катерами, и тем более ледоколами. Канада пока не обладает для этого достаточным военно-экономическим потенциалом. «Несмотря на то, что Оттава объявила об инициативах, нацеленных на усиление своего присутствия в Арктике (строительство ледоколов, сооружение инфраструктуры, усиление патрульного корпуса канадских рейнджеров), ресурсы Канады остаются ограниченными, а территория, за которой нужно будет надзирать, огромна (40% площади страны). Это также говорит в пользу усиления американо-канадского сотрудничества в Арктике»[21]. Только объединив свой потенциал с американским, Оттаве, по всей видимости, удастся решить ряд поставленных ей самой задач.

Соединенные Штаты в 2008–2009 гг. начали разрабатывать собственно арктическую стратегию, что в будущем сможет воспрепятствовать планам Оттавы по установлению там своей политической и экономической гегемонии. Отсюда можно сделать вывод о том, что тесное сотрудничество и взаимный учет интересов партнера – это тот краеугольный камень, на котором будут строиться американо-канадские отношения.

В сложившихся условиях ни США, ни Канада не смогут поделить Арктику «на двоих»: реализация долгосрочного плана по экономическому развитию региона невозможна без активного участия других приарктических государств, и прежде всего России. Не приходится сомневаться, что расширение присутствия России в Арктике и претензии Москвы на ресурсы континентального шельфа приведут к максимальному сближению позиций Вашингтона и Оттавы в регионе даже при условии сохранения противоречий по Северо-Западному проходу и делимитации участка морской границы в море Бофорта.


[1] Flemming, Brian. Canada-U.S. Relations in the Arctic: A neighbourly proposal. Canadian Defence and Foreign Policy Institute, Calgary, p.2.

[2] Рулинский В. Канада решила застолбить Арктику // Коммерсантъ. 09.08.2007. – www.kommersant.ru.

[3] The Throne Speech, October 16, 2007. – www.sft-ddt.gc.ca.

[4] Department of Justice. – www.laws.justice.gc.ca.

[5] Canada’s Nothern Strategy. – www.northernstrategy.ca.

[6] Хаттер К. Кэннон: Канада играет в Арктике роль «энергетической сверхдержавы» 24.11.2009. – www.inosmi.ru.

[7] Там же.

[8] U.S. shifts Arctic foreign policy. The Vancouver Sun, Vancouver, B.C., 09.08.2008. – www.vancouversun.ca.

[9] U.S.-Canada Joint Expedition to Survey the Extended Continental Shelf in the Arctic. U.S. Department of State, 28.07.2009. – www.state.gov.

[10] Joint Arctic mapping expedition coming to an end. Arctic Focus: 11.09.2009. – www.arcticfocus.com.

[11] Plouffe, Joel. Pour une commission canado-americaine de l'Arctique. Le Devoir, Quebec-city, Qc.: 27.03.2009. – www.ledevoir.com.

[12] На Дальнем Востоке прошли совместные учения военных летчиков России, Канады и США // Российская газета. 12.08.2010. – www.rg.ru.

[13] Соседи по Арктике делят Хребет Ломоносова // Известия. 16.09.2010. – www.izvestia.ru.

[14] Batailles navales au pole Nord // Le Monde, 13.01.2010. – www.lemonde.fr.

[15] Д. Медведев прибыл в Мурманск на подписание российско-норвежского договора о делимитации границ в Баренцевом море и Ледовитом океане // Прайм-ТАСС. 15.09.2010. – www.prime-tass.ru.

[16] Володин Д. Канада: проблемы суверенитета в Арктике // США и Канада: экономика, политика, культура. 2006, 12.

[17] Там же.

[18] De Mille, Diane. Steerage and Stewardship – US, Canada, & Denmark/Greenland should join Forces to Guard the North American side of the Arctic. Canadian Amerucan Strategic Review. – www.casr.ca.

[19] Володин Д. Указ. соч.

[20] Хаттер К. Кэннон: Канада играет в Арктике роль «энергетической сверхдержавы». 24.11.2009. – www.inosmi.ru.

[21] Plouffe, Joel. Ibid.



Печать