Аннотация. Последствия все еще продолжающегося российско-турецкого кризиса могут привести к новой расстановке сил в Закавказье вплоть до формирования новых образований и стать катализатором многих процессов, происходящих в регионе.
Ключевые слова: политика Турции, политика США, политика России.
Annotation. The consequences of the ongoing Russian-Turkish crisis could lead to a new balance of forces in the South Caucasus capable of forming new entities and speed up many processes happening in the region.
Keywords: Turkish policies, US policies, Russian policies.
Последствия все еще продолжающегося российско-турецкого кризиса могут привести к новой расстановке сил в регионе вплоть до формирования новых образований и стать катализатором многих процессов, происходящих в регионе.
Турция относится к важнейшим региональным игрокам в Закавказье. Возрастающая роль Анкары в регионе была связана со значимыми корректировками внешней политики Турции, обусловленными, главным образом, заявкой Партии справедливости и развития турецкого премьер-министра Р.Т. Эрдогана на ее новую роль на всем Большом Ближнем Востоке (ББВ). Во внешнеполитической повестке Турция главный упор был сделан на региональную стабильность, стратегию «обнуления проблем» в соседних странах, наращивание экономических связей в регионе для превращения в энергетический узел между Евразией и Европой.
Обновленная внешняя политика Турции определялась аналитиками в таких терминах, как «опора на собственные силы», «многомерность» и «самоутверждение»[1]. Главной темой в разработках турецкой политики становится учет «новых альянсов на международной арене и смещения центра тяжести глобальной экономики». По этой логике, тенденция «регионализации» будет нарастать, и потому все большее значение будут иметь инвестиции политического капитала в сопредельные регионы. «Занять ведущее положение в географическом окружении и на глобальной арене» в экономической сфере – задача, неизбежно требующая изменений в политических и стратегических отношениях»[2]. В числе прочих амбициозных проектов, выдвигавшихся Анкарой за последние несколько лет – превращение Турции в «центр мирных инициатив», реагирующий на «любую беду на планете» и занимающий лидирующее положение почти во всех глобальных вопросах»[3].
По мнению американского аналитика С. Кука, «все разговоры о стратегическом сотрудничестве и партнерстве не могут скрыть фундаментальных изменений, произошедших в отношениях Турции и Запада. В то время как США пытаются сохранить существующий мировой порядок и собственную доминирующую роль в нем, Турция готова изменить региональные правила игры для достижения собственных целей»[4].
В немалой степени растущий геополитический вес Турции стал возможен и за счет другого немаловажного фактора – ее беспрецедентного экономического роста за последнее десятилетие. Все это привело к серьезной переоценке внешнеполитических приоритетов, что, по мнению Анкары, может дать ей право не только претендовать на роль ведущей евразийской державы, но начать проводить независимую внешнюю политику, отнюдь не всегда совпадающую с приоритетами ее традиционных союзников.
В результате главной площадкой турецкой внешней политики стало ее непосредственное географическое окружение: Ближний и Средний Восток, включая Закавказье и Центральную Азию.
Старт обновленной политики Анкары в Закавказье был дан августовскими событиями 2008 г., приведшими к пятидневной войне между Россией и Грузией, что, в свою очередь, сказалось на изменении баланса сил в этом регионе. Вскоре после окончания активных боевых действий премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган в августе 2008 г. выступил с идеей создания регионального альянса – так называемой «Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе». Данный проект, инициированный Турцией, был решен в русле новой внешней политики Анкары и базировался на том принципе, что все региональные страны должны решать свои проблемы самостоятельно, без вмешательства извне. Проект предусматривал сотрудничество стран на географической основе и был нацелен, главным образом, на установление мира, стабильности, на развитие экономического сотрудничества и энергетической безопасности в регионе. В рамках этого проекта предполагалась выработка механизмов урегулирования кризисов на основе принципов ОБСЕ. ». Тем не менее эта инициатива не была реализована в связи с расхождением интересов как всех трех государств региона , так и внешних игроков.
Однако в настоящее время в условиях жесткого противостояния между РФ и Западом Турция – один из ключевых игроков в регионе при активной поддержке со стороны США и ЕС может стать инициатором формирования нового блока, к которому примкнут те страны региона, имеющие с ней общие геополитические, военные и энергетические/экономические интересы и, прежде всего, Азербайджан и Грузия.
Из всех трех стран Закавказья Азербайджан имеет особое значение для Турции. На сегодняшний день приблизительная численность азербайджанцев (поскольку этническая принадлежность не указывается в официальных переписях в Турецкой республики) на территории современной Турции оценивается в 3 миллиона человек.
Грузия также представляет большое значение для Турции, поскольку обеспечивает ей более широкий доступ как к самому Черному морю, так и ко всему Черноморско-Каспийскому региону.
Значение турецких инвестиций, направленных на развитие торгово-экономических и транспортно-коммуникационных отношений с обеими странами, огромно, однако основная его часть приходится на энергетику. В области энергетического сотрудничества с Азербайджаном и Грузией стратегия Турции направлена на создание условий для транспортировки азербайджанской нефти и газа на европейский рынок. Анкара уделяет особое внимание «усилению экономического потенциала Азербайджана, базирующегося на богатых природных ресурсах Каспийского моря»[5]. Не случайно, Турция рассчитывает на энергоресурсы Каспия для реализации проектов Трансанатолийского трубопровода (TANAP) – одного из трех сегментов «Южного газового коридора[6] », а также проекта Трансадриатического трубопровода [7], по которым каспийский газ планируется поставлять в европейские страны.
Все три страны вовлечены в совместные энергопроекты - Баку — Тбилиси — Джейхан[8] и Баку — Тбилиси — Эрзерум[9], направленные на снижение зависимости от российских энергоресурсов и обеспечение т.н. «энергетического плюрализма». Это является козырной картой Анкары, позволяющей ей повысить свою капитализацию как энергетического, так и логистического центра.
Все три страны также задействованы и в реализации проекта железнодорожной магистрали «Баку-Ахалкалаки - Тбилиси-Карс» - одной из ключевых сегментов «Шелкового пути», призванного соединить Европу с Азией.
Турция активно развивает военно-политическое и экономическое сотрудничество с обеими странами. Анкара принимает большое участие в формировании армии обеих стран и их спецслужб. За последние годы несколько тысяч офицеров и специалистов Национальной армии Азербайджана прошли подготовку в военных учебных заведениях Турции. Объем турецкой военной помощи Азербайджану, по состоянию на 2010 г., превысил 200 млн. долларов[10]. Турецкие военные сыграли немалую роль и в процессе реформирования грузинской армии и пограничной службы, а также в деле восстановления и оборудования отдельных объектов оборонного назначения (аэродром в Марнеули).
Турция является стратегическим союзником Азербайджана. События, происшедшие в августе 2008 г., и, главным образом, нейтральная позиция Анкары в российско-грузинском конфликте, привели Баку к необходимости получения более конкретных, документально оформленных гарантий со стороны Турции. В результате Азербайджану удалось в 2010 г. заключить Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и Турцией[11]. Так, статья 2 этого документа гласит, что в случае вооруженных действий или агрессии третьего государства или группы государств каждая из сторон окажет другой помощь с использованием всех возможностей[12]. Статья 3 предусматривает тесное сотрудничество в оборонной и военно-технической политике. Договор также предусматривает совместные действия по устранению угроз и вызовов национальной безопасности[13].
Турция последовательно поддерживает территориальную целостность Азербайджана и Грузии, считая, что пересмотр межгосударственных границ может способствовать усилению нестабильности в регионе. Таким образом, все три страны объединяет стремление к изменению невыгодного им статус-кво в регионе, не позволяющего решить проблемы территориальной целостности. Анкара осуждает действия Еревана в Нагорном Карабахе, а в ходе особого разогрева ситуации в зоне нагорнокарабахского конфликта в апреле 1993 года Турция приняла решение о закрытии сухопутной границы с Арменией, являющейся одним из выходов республики во внешний мир. Вплоть до сегодняшнего времени эта ситуация продолжает оставаться неизменной. Между Турцией и Арменией нет дипломатических отношений, что помогает Баку продолжать оказывать неизменную поддержку Турции в вопросе армянского геноцида.
Рассчитывая на решение нагорнокарабахского конфликта - необходимое условие как для обеспечения безопасности маршрутов транспортировки энергоресурсов Каспия, так и региональной стабильности, Анкара пыталась стать основным инициатором процесса нормализации армяно-турецких отношений – первый этап на пути его урегулирования.
Однако предпринятые Анкарой попытки нормализовать армяно-турецкие отношения, потерпели неудачу из-за резкого отказа Баку рассматривать вопрос урегулирования нагорнокарабахского конфликта и нормализацию армяно-турецких отношений в отрыве друг от друга. Анкара вплотную столкнулась с возможностью потери своего стратегического союзника в регионе, осознав, таким образом, пределы своего могущества в регионе и под давлением президента Алиева и азербайджанского лобби в турецком парламенте ослабила свои позиции. В результате Турция заморозила Цюрихские протоколы[14] до решения нагорнокарабахского конфликта, а ее неудавшаяся попытка «починить» отношения с Арменией привела к еще большему обострению этой проблемы. Отказ Анкары реализовывать договоренности об историческом примирении с Арменией вызвал негативную реакцию в США, и Вашингтон, наряду с Москвой и ЕС, поддержал армяно-турецкие протоколы, согласованные в Швейцарии. Вот почему самостоятельная региональная политика Турции в Закавказье без нормализации отношений с Арменией будет всегда иметь определенные пределы.
Пытаясь сформировать альянс с двумя странами Закавказья – Азербайджан и Грузия - на основе общности интересов, Турция стремится к институционализации различных форм совместного сотрудничества, позволяющих ей координировать их энергетический и внешнеполитический курс. Одной из форм такого сотрудничества стали трехсторонние встречи глав МИД трех стран, министериалы которых стали проходить на регулярной основе дважды в год , сразу же после первой встречи, состоявшейся 8 июня 2012 г. в турецком городе Трабзон. Именно тогда и была подписана декларация, обозначившая приоритетные сферы для сотрудничества Азербайджана, Грузии и Турции[15]. Ключевым аспектом этой декларации является всестороннее сотрудничество, охватывающее экономику и торговлю трех стран, однако особое значение уделяется энергетической сфере, призванной реализовать проекты Южного газового коридора , к которому относятся два энергетических проекта - Трансанатолийский и Трансадриатический, а также проект железнодорожной магистрали «Баку-Тбилиси-Карс».
19 февраля 2016 г. в Тбилиси состоялась очередная встреча глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции. По итогам этой встречи было подписано совместное заявление, в котором особое внимание было уделено транспортной инфраструктуре и энергетики. Особо была подчеркнута необходимость скорейшего запуска железнодорожного проекта Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс, сроки сдачи которого в эксплуатацию неоднократно переносились в связи с проведением ремонтных работ. Поэтому в этом контексте основной упор был сделан на обеспечении тесной координация действий по его реализации. В который раз была подчеркнута важность и особое значение, которые имеют два трубопроводных проекта - Трансанатолийский и Трансадриатический. По мнению участников саммита, вклад этих энергомаршрутов в развитие Кавказского региона, его интеграцию в мировую экономику в целом, и в наращивание кооперации стран Закавказье с Евросоюзом, невозможно недооценить. Согласно заявлению, сделанному министром иностранных дел Грузии Михаилом Джанелидзе, «наши страны играют важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы. Учитывая трехсторонний транзитный потенциал, мы большое значение уделяем продолжению сотрудничества и функционирования коридора, связывающего Европу и Азию [16]». Таким образом, предполагается, что совместное сотрудничество не будет ограничиваться тремя странами, а может выйти за рамки их географических границ, вовлекая в него все те страны бывшего постсоветского пространства, имеющие общие с ними интересы.
Турция является членом НАТО, а ее армия занимает второе место по численности в Альянсе. Одной из ключевых стратегических задач Анкары - это получение членства в Европейском Союзе, более полное проникновение в регион ББВ, не ограничиваясь Закавказьем, и в перспективе - превращение в самостоятельный (менее зависимый от США и НАТО) центр в Евразии.
Существующий запрос в самих закавказских странах на диверсификацию внешней политики и снижение зависимости от Москвы может способствовать укреплению региональных амбиций Анкары и оказанию ей необходимой поддержки со стороны Запада.
Сегодня внешнеполитический вектор официального Тбилиси определяется курсом на евроинтеграцию и сохранение отношений стратегического партнерства с Западом. При этом серьезность намерений Запада в отношении его политики в Грузии не вызывает никаких сомнений, что подтверждается как принятыми решениями, так и рядом законопроектов[17], направленных как на углубление интеграции Грузии с США, так и на оказание ей всесторонней помощи на пути членства в НАТО. Это и открытие Комиссии Грузия – НАТО[18], и американо-грузинская Хартия о стратегическом партнерстве[19], и пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией[20], и получение Грузией повышенного статуса НАТО на Уэльском саммите Альянса, состоявшегося в сентябре 2014 г.[21] . Все это дает основания рассматривать Грузию как своего рода полигон, имеющий «дорожную карту» по реализации политики США и НАТО, призванной осуществлять всестороннюю подготовку фокусных постсоветских стран с проблемными территориями к их членству в Альянсе. События на Украине и их последствия в значительной степени определяют боевой настрой Вашингтона/ НАТО, а также европейской «семерки».
В августе 2015 г. в Грузии состоялось открытие совместного военно-учебного центра Грузия-НАТО.в рамках пакета мер по постепенному вовлечению Грузии в членство в альянсе. С открытием центра НАТО в Грузии функции Альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширятся. Если ранее совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра предусматривает создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность этой страны. Это подтверждает, во-первых, растущую поддержку Грузии со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности этой страны, что является одним из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе, и, во-вторых, серьезность намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.
Показательно, что на декабрьском совещании глав МИД стран НАТО, состоявшемся 1-2 декабря 2015 г. было отмечено, что отношения Грузии с альянсом «содержат все практические инструменты для подготовки к возможному членству[22]». В этом же контексте стоит отметить и то, что по итогам очередной встречи министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, состоявшейся 17 декабря 2015 г. в Стамбуле, было заявлено о подписании специальной декларации в сфере обороны. По словам министра обороны Грузии Тинатин Хидашели, «сотрудничество между тремя странами будет служить установлению мира как в регионе, так и во всем мире. Будущее Азербайджана и Грузии так же, как и Турции, в вопросе обеспечения военной безопасности связано с НАТО[23]».
Что же касается политики ЕС в отношении этой страны, то в настоящее время в рамках запущенного им проекта «Восточное партнерство» обе стороны – как Брюссель, так и Тбилиси - достигли положительного результата, который был закреплен решением Еврокомиссии от 18 декабря 2015 г. о готовности Грузии к либерализации визового режима с ЕС[24] - следующий этап после подписания этой страной Соглашения об Ассоциации с Брюсселем[25]. Это свидетельствует, прежде всего, о начале процесса практической реализации интеграционной политики Брюсселя в отношении Тбилиси.
В настоящее время Азербайджан все еще стоит в стороне от интеграционных проектов, как Запада, так и РФ. Однако такая ситуация может измениться в условиях острой необходимости сделать окончательный выбор своего внешнеполитического вектора.
В условиях нарастающей конфронтации между РФ и Турцией Баку в то же время не может не понимать и того, что стратегическое союзничество с Турцией пока еще не предполагает сильного отхода от Анкары и, таким образом, не позволяет ему резко изменить направленность внешнеполитического курса. С другой стороны, Баку осознает и то, что, несмотря на союзнические отношения Анкары с НАТО /США, Запад не всегда готов поддерживать геополитические притязания Турции. Это стремление усиливается имеющимися между ними разногласиями, как по курдскому вопросу в контексте ситуации в Сирии, так и по проблеме Кипра.
В июне 2014 г. между обеими сторонами был подписан протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве по Рамочному соглашению об общих принципах участия Азербайджана в программах ЕС . Речь идет о разработке нового формата сотрудничества, и, прежде всего, в сфере энергетики, основанного на взаимных интересах и учитывающего меняющуюся обстановку в мире. Таким образом, стремление Азербайджана к тесному сближению с ЕС пока еще определяется лишь рамками энергетического сотрудничества, в то время как ЕС, несмотря на критику Баку за нарушения прав человека, не готов принести в жертву энергетическое партнерство с прикаспийской республикой.
Сотрудничество Азербайджана с НАТО осуществляется в рамках программ Индивидуального плана действий партнёрства (IPAP) и Процесса планирования и анализа (PARP). В настоящее время НАТО тесно сотрудничает с Азербайджаном в оборонной сфере, в области строительства и укрепления национальной армии и осуществляют реформы, предусматривающие адаптацию вооруженных сил к натовским стандартам. Азербайджанские военнослужащие участвуют в различных миротворческих операциях НАТО в зонах конфликта, в частности в Косово, Афганистане.
Тем не менее, ключевые вопросы, связанные с урегулированием нагорнокарабахского конфликта, который является «вопросом жизни и смерти» для Азербайджана, остаются все еще нерешенными. Среди них – и статус Нагорного Карабаха, равно как и районов Азербайджана под контролем армянских сил, и возвращение беженцев.
Вместе с тем, в Баку имеется и понимание того, что возможность силового решения нагорнокарабахского конфликта может обострить внутриполитическую борьбу. Неудовлетворенность Азербайджана российско-армянским союзничеством, с одной стороны, и оказываемая поддержка территориальной целостности страны со стороны Москвы — с другой, не могут способствовать быстрому переходу к западному вектору. Ведь риски, что Москва — единственный союзник Еревана в регионе — предпримет реальные шаги для отстаивания своих интересов, связанные как с безопасностью, так и с экономическими соображениями на пространстве бывшего Советского Союза, слишком высоки. К тому же решение задачи, связанной с ослаблением позиций организации «Исламское государство», запрещенной в России, как в самом Азербайджане, так и на общей границе с Грузией и Россией, представляется для Баку без поддержки Москвы совершенно невозможным. В то же время в условиях нарастающей конфронтации между РФ и Турцией Баку не может не понимать и того, что стратегическое союзничество с Турцией будет всегда удерживать Азербайджан в зоне влияния сильного соседа. Похоже, что сегодня Баку все еще находится на распутье между интересами России и амбициями Запада, что вынуждает его пока еще разделять позицию Москвы по сохранению статус-кво, принимая неготовность к размораживанию конфликта.
Таким образом, представляется, что в условиях российско-турецкого противостояния Запад все больше будет рассматривать Турцию как часть своего геополитического проекта, в котором Анкаре под эгидой НАТО и ЕС будет отводиться роль проводника по вовлечению стран региона в орбиту Запада всеми доступными средствами вплоть до использования таких решительных мер, как ускорение приема этих стран в НАТО. Это может изменить патовую ситуацию в зоне нагорнокарабахского конфликта, что отнюдь не исключается в условиях беспрецедентного противостояния между РФ и Западом в целом, и российско-турецкого кризиса, в частности, и Москве это следует учитывать.
[1] Turkish Policy Quarterly. Winter 2007/8 (http://www.turkishpolicy.com).
[2] Sevilla University, Spain The Opening Statement of the Turkish Foreign Minister Ali Babacan at the Ambassadors Conference, Bilkent Hotel and Conference Center, Ankara. July 15, 2008//Global Trends and Turkish Foreign Policy (http://www.mfa.gov.tr/the-openingstatement-of-the-minister-of—foreign-affairsali-babacan—at-the-ambassadors-conferencebilkent-hotel-and-conference—center_15-july-2008_-_-_global-trends-and-turkish-foreignpolicy__.en.mfa).
[3] Egemen Bagis, Speech at the Certificate Ceremony of the Politics Academy in Kutahya. July 30, 2008.
[4] Cook S. How Do You Say «Frenemy» in Turkish?//Foreign Policy. June 1, 2010 (http://www.foreignpolicy.com/articles/2010/06/01).
[5] http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2420046.html
[6] http://xronika.az/23820-evrosoyuz-odobryaet-ratifikaciyu-soglasheniy-po-tanap-parlamentom-azerbaydzhana.html
[7] http://oil-gas-energy.com.ua/azerbajdzhan-vybral-proekt-transadriaticheskogo-gazoprovoda-smi.html
[8] http://www.hydrocarbons-technology.com/projects/bp/
[9] http://www.naturalgaseurope.com/category/pipelines/baku-tbilisi-erzurum-pipeline
[10] Эксклюзивное интервью министра обороны Турции Вечди Конуля. 12 мая 2010 г. (URL: http://www.kavkaz-news.info/portal).
[11] http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/azeri/1359151.html 16.08.2010.
[12] Ibidem.
[13] Ibidem.
[14] http://news.bbc.co.uk/2/hi/8299712.stm
[15] http://kavkasia.net/World/2012/1339212224.php
[16] http://cbc.az/ru/news/azerbaycan/mixail-djanelidze-mejdu-azerbaydjanom-i-gruziey-sushestvuiut-obrazcovie-sviazi.page
[17] https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2277/text
[18] http://eu-nato.gov.ge/en/nato/relations/integration/ngc
[19] http://regnum.ru/news/1107970.html
[20] http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_38988.htm
[21] http://www.cfr.org/nato/wales-summit-declaration/p33394
[22] http://www.nato.int/cps/en/natohq/events_125159.htm
[23] http://ru.apa.az/news/306258
[24][24] http://interfax.com.ua/news/general/312455.html
[25] http://www.parliament.ge/en/media/axali-ambebi/the-european-parliament-ratified-the-eu-georgia-association-agreement.page