Печать
?2, 2016

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М. А. Никитенкова,
к.э.н.,
руководитель Центра исследовательских и образовательных проектов
Института США и Канады РАН
шеф-редактор электронного научного журнала «Россия и Америка в XXI веке»
e-mail:

Аннотация. В статье проанализирован и обобщен опыт США в направлении использования информационных технологий (ИТ) на фоне тенденций и перспектив мирового рынка информационных технологии. Исследовано понятие инновационных стратегий в современном экономическом пространстве. Автор делает вывод, что в США продвигается новая инновационная парадигма развития информационных технологий. Рассматривается роль этой парадигмы в формировании инновационных стратегий американских компаний в сфере ИТ. Определены направления и перспективы развития инноваций в сфере информационных технологий США.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационные стратегии, инновации, экономика США, наукоемкая продукция, мировой рынок информационных технологий.

INNOVATION STRATEGIES OF LEADING AMERICAN COMPANIES IN THE FIELD OF INFORMATION PROCESSING TECHNOLOGIES

Maria Alexandrovna Nikitenkova,
Ph. D. in Economics
The Head of the Center of the research and educational projects,
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
Editor-in-Chief, scientific journal “Russia and America in the XXI century”
e-mail:

Annotation. The US experience in using IT solutions against trends and prospects of the worldwide IT market is considered and summarized in the article. The conception of innovation strategies in modern economic area is also studied. The author concludes that the new innovating paradigm of IT development is coming along in the USA. The role of this paradigm in making innovation strategies of American companies in the IT field is considered. Tendencies and prospects of innovation development are determined in the field of the US information technology.

Keywords: information technology, innovation strategies, innovation, economy of the USA, high technology products, global IT market.

Еще в конце XX века лидером в области инновационной деятельности стали корпорации США. Главной причиной этого стала высокая эффективность национальной инновационной системы страны. Кроме этого лидерству очень способствовала особенность инновационной политики США, направленная на саморазвитие предприятий в условиях жесткой конкурентной борьбы. Такие приемы национальной инновационной стратегии наблюдаются во многих странах мира, но лишь в США они стали систематическими. Одной из особенностей инновационной стратегии американских фирм является направленность на конкуренцию. Это выступает стимулом предприятия к усилению инновационной активности и постоянной трансформации производственной сферы. Значительная степень конкуренции способствовала развитию в США технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, а также специальных экономических зон инновационного типа. Все это оказало сильное влияние на формирование стратегий инновационного развития многих американских корпораций. Если рассматривать всю историю внедрения инноваций в США, то достаточное время государство давала возможность предприятиям самостоятельно действовать в области науки и технологических разработок. Однако, на сегодняшний день инновационная система США в достаточной степени обновилась и трансформировалась в новую инновационную структуру, предполагающую ощутимую долю участия государства. Еще в 70-х годах XX века около 80% инноваций, самостоятельно исследовались и внедрялись частными корпорациями, но за три последних десятилетия степень государственного вмешательства в инновационные процессы, влияющие на экономику государства, значительно возросла. В данный момент около двух третей инноваций в США создаются в рамках партнерских отношений государства и бизнеса, включая исследовательские университеты и государственные лаборатории. Причинами этого являются: увеличение конкуренции в инновационной сфере на фоне сокращения сроков жизни конкретной технологии и значительная сложность современных инноваций, приводящая к тому, что создание и внедрение инновационных продуктов лежит за пределами возможностей НИОКР даже крупных компаний.

Мировой рынок информационных технологий растет и развивается очень быстро. В данный момент мировой рынок информационных технологий оценивается в 1 трлн. долл. США[1]. Значимой тенденцией информационного сообщества является высокая степень увеличения объемов услуг по сравнению с объемом материального производства. Это является причиной существенного изменения удельных весов отраслей экономики в формировании ВВП, а также смены пропорций внутри ИКТ-сектора. Таким образом, в 2014 году европейские страны 55% оборота средств в информационной индустрии относится к созданию информационных продуктов и технологий и лишь 45% к производству техники. Отрасль связи показывает еще более серьезный разрыв: 80% составляют телекоммуникационные услуги и лишь 20% - производство средств коммуникации[2].

Впечатляющим является пример азиатских стран, которые сделали ставки на развитие производства ИКТ и смогли вывести свои экономики на передовые позиции мирового рынка. Общеизвестны успехи Японии и Кореи, чьи всемирно известные компании символизируют прогресс в информационных технологиях. Целеустремленная государственная политика Индии в области производства программного продукта по заказам иностранных компаний позволила довести его объем до 10 млрд. долл. США и вывела страну в число новых лидеров мирового рынка ИКТ. В последнее время быстрыми темпами развивает индустрию в ИКТ-сфере Китай, чьи продукция и услуги начинают составлять конкуренцию традиционным производителям.

Как показывают некоторые компетентные исследования, развитые страны отличаются тем, что доля затрат крупных предприятий на исследования и разработки в общем объеме национальных НИОКР превышает почти 66%[3]. США не является в этом смысле исключением. Причина в достаточном потенциале инновационной деятельности и в эффективном освоении инноваций, связи американских корпораций с государственными научными организациями и университетами достаточно сильны, а также легкий доступ к ресурсным рентам повышает стимул к инновационной деятельности.

ИКТ являются технологиями общего назначения и в целом они оказывают всеобъемлющее воздействие на экономику. Они вносят инновационную составляющую в экономическую деятельность, радикально иной подход к использованию технологий в целях развития. Основные аспекты этой новой парадигмы можно кратко охарактеризовать следующим образом:

  1. экономическое воздействие ИКТ является значительным, со стороны внешних эффектов их непосредственного применения в сопряженных и других отраслях экономики, по сравнению с прямым участием в валовой внутренний продукте в качестве производственной отрасли;
  2. наиболее важным экзогенным эффектом выступает совершенно новая модель организации производства и потребления, результатом применения которой являются ресурсосберегающие мероприятия, и, кроме того, ускорение и улучшение связи между экономическими субъектами;
  3. ускоренный рост инновационной деятельности в ИКТ-секторе очень сильно уменьшил затраты на доступ к ИКТ, что привело к увеличению доступности использования ИКТ, в том числе среди малообеспеченных слоев населения;
  4. ИКТ повлекли за собой появление совершенно новых типов услуг в форме электронной торговли, электронного финансирования, электронного государственного управления и т.п. Такие услуги играют значительную роль в повышении экономической эффективности. Вместе с тем, отрицательной стороной появления этих услуг является снижение степени доверия и безопасности при использовании транзакций в рамках данных электронных услуг;
  5. ИТ требуют определенной квалификации, в связи с чем, образование и профессиональная подготовка, в свою очередь использующие ИКТ в качестве инструмента, играют исключительно важную роль в формировании экономики, основанной на знаниях.

Однако одного освоения современных информационных технологий еще недостаточно. Необходимо дополнение со стороны государства, а именно разработка политики развития ИКТ-сектора в сфере воссоздания и увеличения национального институционального потенциала для формирования и распространения знаний. На глобальном уровне необходима организация более эффективной передачи инновационных технологий и обмен знаниями, для этого требуются более гибкие режимы прав интеллектуальной собственности, открытый доступ к знаниям и международному партнерству. Кроме того, страны-партнеры должны оказывать содействие в сокращении «цифрового расслоения», например, путем оказания технической помощи и финансирования инфраструктуры в ИКТ-сфере.

Начало XXI века показало высокие темпы расширения использования ИКТ-продуктов, использующихся на данный момент практически во всех сферах деятельности и являющихся значительной движущей силой инновационного и экономического развития. Глобальный рынок информационных услуг растет очень быстро, увеличиваются объемы информационных услуг, совершенствуется номенклатура, изменяется перечень предприятий, которые их выпускают, происходят слияния и поглощения в информационной сфере, роль глобальных информационных сетей стала более значительной, в том числе в сфере предоставления информационных услуг.

До начала XXI века США по праву занимали место главного производителя и потребителя всевозможных информационных услуг. Однако в данный момент США начали уступать своё место другим странам и даже в некоторой степени разделять с ними пальму первенства. Экономический кризис глобального масштаба коренным образом изменил тенденции развития мировой экономики и заставил страны-лидеры модернизировать высокотехнологичные сектора их экономик. Глобальный рынок информационных услуг начали занимать крупные предприятия развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Данные изменения произошли из-за демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и трансформациям в управлении производством информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках.

Сейчас американские компании, работающие в сфере информационных технологий должны вкладывать достаточно большие средства в инновации и, на фоне жесткой конкуренции, форсировать процессы развития, и, коме того, изменять традиционные бизнес-модели, не учитывающие риск высокого темпа трансформации в технологиях и скачки рынка, а также выхода на него новых неизвестных игроков. Предприятия, активно привносящие новые технологии, не всегда входят в традиционные сообщества ИТ, а являются новаторами извне. Следовательно, такие организации могут внедрять новые правила игры. Поэтому традиционные игроки и новые участники рынка должны использовать экспериментальные варианты с разными бизнес-моделями, базирующимися на фундаменте конвергенции или оказании непрофильных услуг[4]. Растущие риски в значительной степени повышают роль инновационной деятельности ИКТ-корпораций, приводящей к увеличению их конкурентоспособности и оказывающей значительное влияние на эволюцию глобального инновационного потенциала.

В процессе оценки инновационного потенциала и уровня развития инновационной экономики часто используют в качестве показателя долю инновационных предприятий и инновационных продуктов в общем объёме производства или в структуре внешней торговли. Степень участия частных компаний в развитии инновационной экономики несравнимо выше участия государства и его инвестиционных инновационных программ. Государственные инновационные программы меньше корпоративных по объему затрат, по численности научных кадров, по количеству получаемых патентов, а также по внедряемому потоку технических новинок в виде продуктов, процессов и услуг.

Таблица 1.
Доля затрат частных компаний на НИОКР в общем объеме национальных НИОКР 2013-2014 гг., в процентах

Государство

Доля затрат, %

Япония

75

США

67

Евросоюз

53

Китай

72

Россия

25

Составлено по: OECD, Main Science and Technology Indicators; Volume 2013/14. Key Figures. Paris, 2014, p.12;

Что касается России, то в 2009-2014 гг. происходит увеличение расходов крупного российского бизнеса на НИОКР. По оценкам Росстата и аналитическим данным Европейского Союза, отставание Российской Федерации в сфере развития и внедрения инновационных процессов в период предшествующий кризису 2014 г. очень значительно. Доля инновационных продуктов в ВВП меньше доли стран-лидеров более чем в три раза, а доля новой для рынка продукции − на порядок.

Таблица 2.
Показатели инновационной активности России и ЕС, в процентах

Показатель

Россия

Группа инновационных лидеров

Доля работников, занятых на предприятиях, активно внедряющих инновации

36

52

Доля выручки предприятий, активно внедряющих инновации, в общей выручке

48

83

Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, 2006 г.

9

20

Доля инновационной продукции в выручке, 2004 г.

5,5

16,1

Интенсивность затрат на технологические инновации

1,44

3,81

Источник: European Innovation Scoreboard 2009. Comparative Analysis of Innovation Performance – EIS, 2009.

Что касается общемировых тенденций инвестирования в инновации, то, по аналитическим исследованиям Европейского Союза 2009-2014 гг., общий объем частных инвестиций в НИОКР, вложенных крупнейшими 1400 корпорациями мира, составил примерно 402 млрд. евро[5]. Исследование также продемонстрировало, что интенсивность инвестиций в исследования и разработки сохраняется даже в кризисные периоды. Из обследованных 100 компаний почти половина (46 корпораций) увеличили объём расходов на НИОКР, из них почти половина (19 компаний) – более чем на 10%[6]. 85% крупных корпораций считают инновации очень значительным фактором используемой корпоративной стратегии экономического роста.

Для оценки вклада частных корпораций в инновационную стратегию США можно использовать, в том числе, и рейтинг, составленный Forbes в 2015 году. Этот рейтинг оценивает крупнейшие мировые корпорации из 62 стран мира при помощи интегрального показателя. Указанный показатель, основывается на среднеарифметическом четырёх показателей, а именно: выручка, чистая прибыль, активы и рыночная капитализация компании. В данном рейтинге учитываются только те корпорации, чей объём продаж составляет минимум 1 млрд. долл. США, при этом акции компании должны быть доступны для инвесторов в США, и акционерный капитал которых составляет не менее 5 млрд. долл. США[7]. Основываясь на указанном рейтинге Forbes можно сделать вывод, что набольшее число крупных корпораций находится в США – 515 предприятий, к Японии относятся 210 компаний, на долю Китая выпадают 113 корпораций, на долю Канады – 62 компании и на долю Индии 56 компаний. По экспертным данным, компании, вошедшие в рейтинг дают мировой экономике 10 млн. рабочих мест, их совокупный доход больше объёма ВВП любой страны мира, за исключением Китая и Японии. Он составил 4,2 трлн. долл. США. Топ рейтинга возглавляют в основном американские корпорации ИКТ-сферы: Facebook, Samsung Electronics, IBM, Microsoft, Apple, Google. В 2015 г. объем глобального рынка ИТ составил по оценкам экспертов 3,66 трлн. долларов США[8].

Экономический кризис 2008-2009 гг. сыграл отрицательную роль в развитии достаточного количества американских компаний. Конечно, прежде всего, кризис отразился на банках и страховых предприятиях, однако и компании, работающие в ИКТ-сфере, почувствовали его влияние. При этом снижение активности американских и британских компаний происходило на фоне наступления китайских, бразильских, южнокорейских фирм, а также стран Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

В данный момент крупнейшими инновационными регионами выступают США, Западная Европа и Япония. На их долю выпадает 93% всех мировых корпоративных инвестиций в НИОКР (рис. 1). В число 50 крупнейших инновационных компаний мира входят 19 американских, 18 европейских и 12 японских предприятий. В последние годы к числу лидеров стремительно приближаются развивающиеся страны: Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань. В 2010 г. в представленный Bloomberg Businessweek перечень «50 крупнейших инновационных компаний» вошли 11 компаний из стран с развивающимся рынком, в том числе 4 китайские корпорации (BYD, Haier Electronics, China Mobile, Lenovo), 3 южнокорейские (Hyundai Motor, Samsung Electronics, LG Electronics) и 2 индийские (Tata Group и Reliance Industries). Аналитики высказывают предположение, что степень участия азиатских компаний в рейтинге корпораций с активной инновационной стратегией будет только увеличиваться.

Рисунок 1.
Расходы на НИОКР крупнейших американских компаний в ИКТ-сфере

Источник: данные компаний из ежегодного аналитического отчета Capital IQ, 2014

По некоторым аналитическим данным, на рынках развивающихся стран присутствует около 21,5 тысяч транснациональных корпораций, в том числе и с участием США. Компании США в рамках своей стратегии используют развивающиеся рынки в качестве источника экономического роста и качественной базы научно-технических талантов. Аналитики США предполагают, что в ближайшем будущем около 70% мирового экономического роста будет обеспечиваться развивающимися рынками, и 40% будет приходится на долю Индии и Китая.

В последние годы одним из эффективных направлений инновационной стратегии крупнейших американских корпораций стало использование аутсорсинга исследований и разработок в направлении развивающихся стран. Так, General Electric, Cisco, Intel, Huawei, P&G, Nokia создали в рамках аутсорсинга крупнейшие НИОКР-центры в индийском городе Бангалор. Для компании Microsoft пекинский НИОКР-центр является крупнейшим после американской штаб-квартиры в Редмонде.

Одной из причин эффективности инновационной стратегии американских корпораций на развивающихся рынках является их способность не только продавать, но и внедрять нововведения. Это стало возможным не только путем локализации продуктов и услуг, а также путем развития абсолютно новых бизнес-моделей, которые поддерживают распределенную систему ведения бизнеса. Полицентрическая разновидность модели инновационной стратегии, предполагающей, что инновации появляются не только в штаб-квартире компании, но и в других географических точках присутствия, в зависимости от корпоративной культуры и стратегии выхода на рынок, становится все более популярной среди компаний США. Заметным лидером в сфере передовых технологических американских транснациональных корпораций является Cisco. По исследованиям The Global Innovation 1000, составляющей регулярный рейтинг, в 2011 г. Cisco входит в список 20 крупнейших инновационных компаний мира и последние несколько лет удерживается в нем. Корпорация относится в группе высокотехнологичных отраслей с самым высоким уровнем интенсивности НИОКР, где соотношение затрат на исследования и разработки к объемам продаж превышает 5%. В 2005-2011 гг. Cisco ежегодно расходовала на НИОКР в среднем около 14% своей выручки. В 2010 г. общий объем ее инвестиций в НИОКР составил почти 5,3 млрд. долл. США, в том числе 300 млн. долл. США – на исследования и разработки в области информационной безопасности. Доля Cisco в общем объеме инвестиций в исследования и разработки в США составляет около 3%. Корпорация обладает широкой сетью центров исследований и разработок по всему миру, которая насчитывает 1110 лабораторий и 12 тысяч исследователей и разработчиков. Среди ее крупнейших НИОКР-центров – центры в Бангалоре (Индия) и в Китае.

Для масштабной оценки тенденции в формировании инновационных стратегий американских корпораций в ИКТ-сферу необходимо определить роль государства в развитии американской информационной инфраструктуры. В течение глобального процесса модернизации инфраструктурных отраслей экономики США выявилась определенная тенденция в их инвестиционном обеспечении. Так называемое «разделение труда», в рамках которого государство на всех его уровнях играет главную роль в развитии таких традиционных инфраструктурных отраслей, как транспорт и водоснабжение. При этом, частные корпорации являются главным участником развития энергетики и телекоммуникаций, причём в последнем случае это, безусловно, связано с бумом развития телекоммуникационной сферы в конце XX - начале XXI века, который превратил информационный сектор американской экономики в одну из её ведущих отраслей . Принцип «разделения труда» в инвестиционном обеспечении развития инфраструктурных отраслей является важным для понимания логики их дальнейшего развития, поскольку в настоящее время в США вопрос ставится о комплексном развитии всех инфраструктурных отраслей как обеспечивающих необходимые условия ускоренного экономического роста.

На сегодняшний день инвестиции американских корпораций в информационную инфраструктуру и ИКТ-сферу обеспечивают ежегодно половину темпов роста производительности труда в частном (несельскохозяйственном) секторе американской экономики. С в конца ХХ в. они держались на рекордном уровне – 75%. И даже резкое падение инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и ИКТ-сферы, последовавшее после кризиса 2000–2001 гг. в информационном секторе американской экономики, привело к тому, что вклад информационной инфраструктуры и ИТ в темпы роста производительности труда в частном (несельскохозяйственном) секторе по-прежнему составлял высокий уровень – 40%.

Кроме того, необходимо выделить следующий принципиально значимый аспект оценки инновационных стратегий ведущих американских корпораций – степень их участия в развитие информационной инфраструктуры и ИКТ-сектора, и, тем самым, в темпы экономического роста и роста производительности труда. В отличие от многих других инфраструктурных отраслей, широкая диффузия информационной инфраструктуры и ИТ сопровождается появлением нематериальных форм капитала, которые в целом увеличивают размер вклада информационной инфраструктуры и ИТ в темпы экономического роста и рост производительности труда. Так, по аналитическим данным, представленным С. Олинером и Д. Сайкелем в начале XXI века объем нематериальных инвестиций в экономику США составил более 1 трлн. долл. в год. При этом 14% пришлось на долю компьютеризированной информации, а 13% – на долю торговой марки (бренда) фирм и корпораций. В списке наиболее известных торговых марок такие американские корпорации, как «Майкрософт» (Microsoft), «Гугл» (Google), «Яху!» (Yahoo!) и ряд других, безусловно, занимают ведущие позиции именно благодаря своим инновационным стратегиям, включающим развитие информационной инфраструктуры, составной частью которой они и являются.

Однако, неровность развития информационного сектора экономики США, которя достаточно ясно проявилась в конце XX начале XXI веков, является следствием не столько иррационального функционирования рыночного механизма, породивший в конце ХХ в. так называемый спекулятивный «пузырь» на рынке телекоммуникационных технологий, сколько неэффективного законодательного регулирования развития информационной инфраструктуры, принятого в США в середине 1990-х гг. и основанного на проявивших в послествии свою ограниченную эффективность принципов рыночного саморегулирования.

Следующим важным фактором, влияющим на разработку инновацинных стратегий американских фирм, является процесс обратного влияния инноваций на темпы экономического роста. Речь идет о том, что кроме требований к темпу роста, инновации создают и возможности осуществления данного темпа. Такие возможности распределяются по двум каналам: инвестиционному и технологическому. Первый связан с получением корпорацией за счет внедрения инновации большего дохода, больших прибылей и, в конечном счете, большей величины инвестиций в производство. Экономия на издержках и получение более высокой нормы прибыли составляют глубинный смысл любой инновации. Соответственно ее реализация создает дополнительные финансовые возможности компании для дальнейшего расширения своей деятельности, что и ускоряет экономический рост. Второй канал связан с ростом эффективности производства в результате внедрения технологических и управленческих инноваций. Рост же эффективности при прочих равных условиях позволяет при тех же издержках осуществлять производство в больших масштабах. Следовательно, инновация создает еще и технологические условия для расширения деятельности фирмы. Таким образом, реализация инноваций не только требует более высоких темпов экономического роста, но и создает условия для их достижения.

Распространение ИТ характеризуется всепроникающей тенденцией и высокой скоростью внедрения во все сектора – в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИКТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов научно-технического прогресса». Таким образом, все большее распространение ИКТ посредством Интернета и локальных сетей во все большие сферы нашей жизни, сектора экономики и бизнес-процессы, улучшая их качество и придавая им динамичность, увеличивает их вклад в экономику, производя и все большие структурные сдвиги в экономике.

Широкое применение ИТ в современных условиях и на и перспективу сохраняет роль важнейшего фактора эффективности американских корпораций. Монолитная группа технически взаимосвязанных инновационных отраслей, непрерывно генерирующих новые технологические возможности, уверенно заняла позиции ключевого сегмента хозяйства и, в конечном счете, ядра формирующегося информационного общества. Феномен воздействия диффузии ИТ на экономику происходит одновременно по двум направлениям. Во-первых, путем демонстрации собственного успешного развития (по масштабам, рентабельности, востребованности и взрывному потенциалу предложения новых услуг т.д.). Во-вторых, по генерации так называемого индуцированного эффекта, − глубокой диффузией в ткань хозяйственной деятельности, повышением эффективности агентов старой и новой экономики.

О востребованности ИКТ-технологий свидетельствуют растущие мировые расходы на эти цели (рис.2).

Рисунок 2.
Фактическая динамика и среднесрочный рост затрат на ИТ (темпы роста в %)

Источник: WITSA Report. The Digital Planet 2010. Executive Summary. р. 17. – http://www.witsa.org

Так, за пять лет с 2006-2011 гг., по оценке специалистов консорциума WISTA, они выросли на 11%. Глобальный спрос на продукцию комплекса в 2007 г. достиг $ 3,4 млрд. Рекордный его рост после кризиса 2001г. наблюдался в 2004г. (12,3 %) . 2008 год, как и 2007г., показывает стабилизацию темпов на уровне 10,3%, а в ближайшей перспективе &‐ до 2015 г., − по оценкам WISTA следует ожидать постепенного замедления роста до 5,6%, а затем - стабилизацию на уровне 9% до 2020г. и небольшое снижение на 2 процентных пункта к 2030гг. Возможен и более оптимистичный вариант развития, согласно которому диффузия ИКТ–технологий сохранит 11%-ный рост до конца рассматриваемого периода. Стагнационный сценарий развития вряд ли возможен, так как данному комплексу отведена роль приоритетного фактора оздоровления и роста эффективности национальных экономик. Опыт показывает, что ухудшение экономического климата никогда не сдерживало деловую активность в сфере телекоммуникаций, а только замедляло их техническое развитие. Кроме того, постоянно растет и предложение на рынке ИТ.

В рамках своих инновационных стратегий американские корпорации совершают направленные инвестиции в ИКТ-сектор. По исследованиям аналитического отдела CB insights, в 2014 году венчурные сделки были совершены на общую сумму 209 млрд. долларов, из которых 110 млрд. долларов приняли на себя лидеры из ИКТ-сектора[9]. Главные инвестиционные направления соответствуют следующим сегментам: программное обеспечение; электронная и мобильная коммерция; финансовые технологии (финтех); «электронная» медицина (Digital Health); аппаратное обеспечение и услуги; рекламные технологии; онлайн-образование.

По количеству сделок наибольший рост показал сегмент «производство дронов» – в 2014 году было совершено 29 сделок по сравнению с 10 годом ранее. Также заметный рост показали сегменты «автоматизация маркетинга» и «мобильная коммерция» – рост за 2014 год составил 45 % и 44 % соответственно. В 2014 году наибольшее количество сделок было совершено в сегменте «программное обеспечение (интернет)» и «мобильное программное обеспечение». Также среди всех сегментов выделяется «электронная коммерция». Анализ направлений по объему сделок в денежном выражении показал несколько другую картину: в список лидеров попали финансовые технологии, в то время как лидеры в области разработки мобильного программного обеспечения не вошли в первые три позиции рейтинга.

Анализ венчурных сделок за 2013-2014 годы позволил выявить не только наиболее перспективные ИКТ-сегменты, но и отдельные подсегменты. Так, например, в сегменте «мобильное программное обеспечение» наиболее часто совершались инвестиции в стартапы, работающие в области безопасности и электронного здоровья. В сегменте «программное обеспечение (Интернет)» наибольший объем инвестиций привлекли компании, специализирующиеся на решениях в области Big Data.

В 2014 году объем венчурных сделок на этом рынке составил около 5 млрд. долларов, рост по сравнению с 2013 годом – 620 %. Основным драйвером этого рынка стал рост количества смартфонов в мире (особенно в таких странах, как Китай и Индия), а также тот факт, что многие пользователи чаще стали совершать покупки с мобильных устройств, которые всегда находятся под рукой, а не со стационарных компьютеров. Дальнейший рост проникновения мобильного интернета лишь усилит тенденцию к совершению покупок с мобильных устройств, а, следовательно, и рост этого рынка в ближайшие годы, что подтверждается ростом количества сделок в размере 42 % (2-е место среди рассмотренных отраслей). Венчурные инвестиции на данном рынке в 2014 году составили 661 млн. долларов, показав 392%-ный рост. В настоящий момент единственным игроком на рынке производителей устройств виртуальной реальности является компания Oculus VR, однако многие компании заявили о выходе на рынок в 2015 году. Объем венчурных сделок на рынке в 2014 году составил 12 194 млн. долларов. Объем инвестиций на этом рынке вырос более чем в три раза за 2014 год, рост на 203 %. Данное направление является одним из наиболее перспективных и привлекает инвесторов по всему миру.

По аналитическим данным J’son & Partners Consulting инновационные стратегии американских компаний включают инвестиции в наиболее перспективные направления в области ИКТ-сферы. Мобильные технологии составляют большую часть инвестиций частных американских корпораций. Большая часть компаний, получивших венчурные инвестиции, занимается использованием мобильной инфраструктуры для повышения качества телекоммуникационных услуг. На втором месте по объему инвестиций стоят облачные вычисления. Компания Microsoft активно развивает собственные продукты, связанные с облачными вычислениями (офисные приложения Word, Excel, PowerPoint, a также облачное хранилище OneDrive).

Кроме того, наиболее привлекательным для инвестиций и разработок являются следующие инновационные продукты ИКТ-сферы: алгоритмы и программное обеспечение для верификации больших программ; Grid-алгоритмы и ПО для распределенного решения отдельных классов сложных вычислительных задач; инструментальные средства разработки, отладки и тестирования программ для различных классов систем параллельных вычислений; алгоритмы, устройства и ПО для работы с пространственными данными (Location-Based Services); приложения дополненной реальности; алгоритмы и программное обеспечение для построения сложных трехмерных сцен по изображениям и видеоряду в режиме реального времени (компьютерное зрение); алгоритмы и программное обеспечение для формализации и извлечения знаний из слабоструктурированной и неструктурированной информации и п.т.

Все инновационные продукты ИКТ-сферы, выходящие на рынок, как правило, имеют свои аналоги, многие из которых обладают лучшими потребительскими свойствами. Это указывает на необходимость постоянного мониторинга продуктов, выдвигаемых на мировой рынок с целью не только контроля за потребительским спросом, но и способности немедленного реагирования на падение спроса путём улучшения потребительских свойств продукта, что является одним из критериев эффективности инновационной стратегии любой фирмы.

В настоящее время крупнейшие американские компании активно проводят политику слияний и поглощений, а заодно и вывода из состава компаний уже непрофильных бизнес-направлений, с тем, чтобы в максимально короткие сроки адаптировать свой товарный портфель к реалиям современного ИКТ-рынка.

Результатом действия крупнейших американских компаний, в частности HP и IBM, на рынке слияний и поглощений за последние пять-шесть лет, а также активного вывода непрофильных бизнес-направлений компанией IBM, явилось глобальное изменение доли услуг и программного обеспечения в общем ассортименте компаний. В качестве отдельного сегмента было выделено перспективное направление, связанное с проектированием, разработкой и производством серверов и хранилищ информации.

Также стоит отметить возникновение в качестве отдельного сегмента «Программное Обеспечение». Данная товарная группа еще слаба, на нее приходится порядка 1% общей прибыли компании, полученной от всех сегментов, и HP продолжит наращивать свое присутствие в данном секторе ИКТ-рынка не только путем слияний и поглощений, но и возможно путем выделения программного обеспечения, оставшегося в бизнес-сегменте «Корпоративные сервера и носители информации». Большую долю в товарном портфеле HP по-прежнему занимают так называемые «товарные» сегменты, к числу которых можно частично отнести устройства печати и в большинстве своем ассортимент сегмента «Аппаратное обеспечение». Исходя из поставленных приоритетов HP (компания связывает свое будущее с сегментами «Услуги» и «Программное обеспечение»), многое еще только предстоит сделать. Можно предположить, что в ближайшем будущем доля низкоприбыльных сегментов будет падать, или они будут выведены из состава компании.

Если перед HP еще только стоит задача реструктурировать ассортимент, чтобы соответствовать заявленным приоритетам в товарной политике, то компания IBM в этом плане продвинулась уже достаточно далеко. Доля аппаратного обеспечения в товарном портфеле IBM упала с 43% в начале 2000-х гг. до 24% в начале 2014 г. Следует учесть, что в оставшиеся 24% входят перспективные товары, являющиеся частью решений предлагаемых IBM на ИКТ-рынке[10]. в основном представляют собой сервера, некоторые комплектующие и хранилища информации, за исключением жестких дисков.

В товарном портфеле IBM росла доля услуг, которая на начало 2007 г. стала превышать 53%. С одной стороны данная цифра может показаться слишком большой и могут возникнуть подозрения о несбалансированности ассортимента, чрезмерной специализации и отсутствии дифференциации товарного портфеля. Однако стоит отметить, что в рамках консолидированных 53%, приходящихся на бизнес-сегмент «Услуги», существует два глобальных направления, а именно, «Бизнес-услуги» и «Технологические Услуги». На первое направление приходится 67% совокупного дохода сегмента «Услуги», на второе 33%. Скорее всего IBM разделит сегмент «Услуги» на два описанных направления. Это позволит усилить специализацию, упростить управление, увеличить степень контроля над результатами деятельности. Учитывая приоритетное значение, которое придают компании IBM и HP услугам и программному обеспечению, структура ассортимента данных бизнес-сегментов является наиболее проработанной и перспективной с точки зрения развития на ИКТ-рынке. Данное утверждение основано на анализе положительных изменений ключевых показателей деятельности компаний IBM и HP.

Инновационные стратегии компаний IBM и HP основываются на глобальных идеях в ИКТ-сфере. Самые перспективные решения, которые принадлежат компании IBM, это «On Demand» и «SOA», а компании HP – «Adaptive Enterprise». Эти комплексные решения характеризуются тем, что являются отражением направлений деятельности, которые связывают почти все ассортиментные группы корпораций. Концентрируя в себе множество различных услуг и продуктов корпорации, эти комплексные решения позволяют клиентам оптимизировать процесс покупки ИКТ-товаров и услуг, так как клиент сосредотачивается исключительно на поиске решения, стоящей перед ним задачи, а не разбирается в многочисленных наименованиях ИКТ-продуктов. При этом покупателю всего лишь необходимо сопоставить предлагаемое решение со своими задачами и предположить какие действия необходимо предпринять, сколько времени и средств потребует данное решение, и какой результат будет от его использования.

Для американских крупных компаний такой подход представляется не только логичным этапом эволюционного развития, но и, соответственно, значительно упрощает процесс формирования наиболее эффективной инновационной стратегии в ИКТ-сфере.

Особенность такой стратегии состоит в том, что в качестве продукта компании представляется не конкретная конечная единица: товар или услуга, а оптимальное сочетание этих единиц. При этом эффективность такого сочетания обуславливается не техническими характеристиками решения, а его способностью решать поставленные перед клиентом бизнес-задачи. Следовательно, задача ИКТ-компании определяется созданием из имеющихся блоков новых, прогрессивных решений или модернизации уже существующих. Подобная стратегия создает максимальную гибкость и увеличивает быстроту реакции на трансформации на ИКТ-рынке. Имея в распоряжении набор готовых компонентов ИКТ-компаниям необходимо лишь правильно определить задачи, чтобы без замедления найти решения для них. Это упрощает процесс модернизации, часто требуя замены компонента, а не всего решения. При этом не снижается значение инновационной политики, новые идеи и продукты которой зачастую становятся основополагающим элементом новаторских решений. Помимо этого снижаются затраты на рекламу, продвижение и частично увеличиваются объемы сбыта, имеющейся продукции. Это связано с тем, что при создании решения, с использованием нового компонента, в его состав также включаются и имеющиеся товары и услуги. Выводится же на рынок решение целиком, а не отдельные компоненты.

Таким образом, в настоящее время целью крупнейших мировых ИКТ-компаний является закрепление в нише высокоприбыльных ИКТ-товаров и услуг, которыми в настоящее время являются программное обеспечение и ИКТ-услуги. Связано это главным образом с тем, что теперь именно эти продукты влияют на конечный результат и именно от них зависит решение конкретных задач. Современные ИКТ-компании не стремятся заменить старого на новое, а анализируют возможность эффективного применения существующих и новых ИКТ-товаров и услуг в новых решениях. В настоящее время ассортиментная политика, основанная на решении стоящих перед клиентами проблем, в комплексе с инновационной политикой и политикой слияний и поглощений, увеличивает отдачу от инвестиций в товарный портфель ИКТ-компаний и дает большую гибкость и быстроту реакции на изменения современного ИКТ-рынка.

Обобщая исследованный материал, можно выделить ряд принципиальных особенностей инновационных стратегий и тенденций развития инновационных процессов в современной американской экономике.

1. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

2. Линейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неверна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные), в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

3. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

4. Инновационные процессы становятся все более глобальными.

5. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия все чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

При этом снижение административных барьеров, формирование конкурентных рынков, хорошо развитая финансовая система и т.п. не менее важны для экономического роста, чем вложения в ИТ, образование и НИОКР.

Таким образом, США сосредоточены на конкуренции и свободной рыночной экономике. Для американской модели характерна децентрализация. Рынок сам создает условия для роста, «выбирает» компании, которые в итоге добьются большого успеха, а правительство не касается этих процессов. И в этом ключе выражена роль американских транснациональных компаний. У стран БРИК своя специфика, но государственный контроль в экономике – это то, что их объединяет. Государство вкладывает средства в необходимые разработки и исследования. Осуществляется промышленная политика, нацеленная на улучшение микроэкономических показателей. Однако финансовый успех предприятия ожидаем и после приватизации и выхода в пространство свободной конкуренции.

И область ИТ, и инновационные направления бизнеса нужно развивать, опираясь на американский опыт, а стратегически важные для страны отрасли национальной безопасности, как, например, оборонная, энергетическая, нужно контролировать, регулируя уровень внешних инвестиций.

Глобализация оказывает все большее давление и на развитие инновационных стратегий корпораций, на конкуренцию между ними как на национальном, так и на международном уровнях. Глобальная конкуренция вызывает значительное сокращение жизненного цикла товара, в то время как растущая технологическая интеграция способствует удорожанию инноваций и повышению их рискованности. Именно поэтому транснациональные компании начали выносить наукоемкие функции на международный уровень. Одновременно с этим инновационные процессы в компаниях становятся все более открытыми при более активном сотрудничестве с иностранными партнерами – поставщиками, клиентами, университетами и т. д. Бизнесу приходится разрабатывать новые инновационные стратегии и использовать информационные технологии для усиления собственного инновационного потенциала.

Развивающиеся рынки стали не только источником дешевой рабочей силы, но и родиной прорывных инноваций, которые потом экспортируются на Запад, так американские корпорации способствовали диффузии инноваций и ИТ. Это, в свою очередь, кардинально изменило структуру инновационных стратегий в ИКТ-сфере.


Ссылки

[1] Information Economy Report 2013 - 2014. Science and Technology for Development: the New Paradigm of ICT, UNITED NATIONS, New York and Geneva, 2014

[2] Бродский, Н. Мировые тенденции развития ИКТ и опыт России [Текст]: журнал // Н. Бродский //Connect! Мир информационных технологий. – ?2. – 2014. [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://www.connect-wit.ru/category/magazine/2014-2

[3] Никитенкова, М.А. Инновационная деятельность ИКТ-корпораций США в условиях глобализации // Россия и Америка в XXI веке. - ?2- 2012. [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://rusus.ru/?act=read&id=337

[4] European Innovation Scoreboard 2009. Comparative Analysis of Innovation Performance – EIS, 2009

OECD, Main Science and Technology Indicators; Volume 2013/14. Key Figures. Paris, 2014, p.12

[5] The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2014 - Directorates General of the European Commission, 2010. [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://iri.jrc.ec.europa.eu/research/docs/2010/SB2010_final_report.pdf

[6] Forbes: 2000 крупнейших публичных компаний мира – «Форбс», 21 апреля 2010. [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/66990-forbes-2000-krupneishih-publichnyh-kompanii-mira

[7] Самые влиятельные бренды мира, рейтинг Forbes 2015 [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://basetop.ru/samyie-vliyatelnyie-brendyi-mira-reyting-forbes-2015

[8] Gartner: в 2015 году мировой рынок ИКТ сократится на 1,3% [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://www.osp.ru/news/2015/0413/13028240

[9] Обзор мировых трендов в сфере ИКТ на основе венчурной активности и M&A политики крупнейших ИКТ-компаний в 2013-2014 гг. [Электронный ресурс]: Режим доступа //URL http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-mirovyh-trendov-v-sfere-ikt-na-osnove-venchurnoy-aktivnosti-i-ma-politiki-krupneyshih-ikt-kompaniy-v-2013-2014-gg-20150402014655

[10] Бродский, Н. Мировые тенденции развития ИКТ и опыт России [Текст]: журнал // Н. Бродский //Connect! Мир информационных технологий. – ?2. – 2014. [Электронный ресурс]: Режим доступа: // URL http://www.connect-wit.ru/category/magazine/2014-2



Печать