Аннотация. В статье дается общая характеристика состава ветеранов США, учитывая половозрастную структуру, расово-этническую принадлежность, уровни дохода и образования. Рассматриваются основные статьи государственных расходов, направленные на социальную защиту ветеранов США.
Ключевые слова: ветераны США, социальная защита, государственные расходы, меры поддержки ветеранов США.
Annotation. The article gives a general description of the composition of US veterans, considering sex and age structure, race-ethnicity, income and education levels. It examines the key articles of public expenditure on social protection of US veterans
Keywords: US veterans, social protection, public spending, US veterans support measures
Согласно опубликованному в марте 2016 года докладу американского Центра анализа и статистики по делам ветеранов, в 2014 фискальном году в США насчитывалось21 999 108 ветеранов, из них 2 020 077 женщин.[1] 36,1% нынешних ветеранов-мужчин служили во время вооруженных действий во Вьетнаме (август 1964 – апрель 1975гг.), тогда как большая часть женщин-ветеранов - 32,3 % - находилась на службе в период после терактов 11 сентября 2001 года до настоящего времени.
Рост числа женщин в составе ветеранов свидетельствует, как об увеличении их числа на службе в вооруженных силах, так и об усилении их экономической активности.[2]
В американской литературе вышеуказанный период получил название «Post 9/11 era» или «Gulf War II», подразумевая военные действия США и их союзников в Ираке. А период с августа 1990 года до августа 2001 года упоминается как «Pre 9/11 era» или «Gulf War I", относясь к войне в Персидском заливе. Стоит отметить, что, несмотря на официальное окончание военных действий в заливе группировками многонациональных сил (МНС) в конце февраля 1991 года, и вывод из Ирака военнослужащих коалиционных сил в декабре 2011 года, военные периоды, с профессиональной точки зрения, были пролонгированы до сентября 2001 года и настоящего времени соответственно. Январь 1949г. - июнь 1950г., февраль 1955г. – июль 1964г., май 1975г. – июль 1990г., - рассматриваются как периоды мирного времени (см. график 1)[3].
В расово-этническом составе ветеранов превалируют белые – 79,4% мужчин и 67,3% женщин. Чернокожее население, американские индейцы и представители коренных народов Аляски, Гавайских и тихоокеанских островов, которые объединены в группу «небелых», составляли 14,2% среди мужчин и 24,5% среди женщин. Что касается испаноязычных, то здесь общий процент ниже – 6,4% и 8,2% для мужчин и женщин соответственно.[3]
В 2014 году медианный возраст, который делит общее количество ветеранов на две равные части: половина населения - моложе, другая половина старше этого возрастного уровня, среди ветеранов-мужчин составлял 64 года, а среди женщин – 49 лет (см. график 2). Для сравнения этот же показатель среди гражданского населения находится на уровне 41 года и 46 лет для мужчин и женщин соответственно.[3]
Рассматривая медианный личный доход, который включает в себя не только общие доходы, но и, например, пенсии, дополнительный социальный доход, другие государственные денежные пособия, то для ветеранов - мужчин в 2014 году он составил 35 993 долларов, а для женщин – 29 776 долларов. Следует подчеркнуть, что в целом по стране медианный личный доход ветеранов выше, чем у гражданских лиц. Для мужчин – 27 297 долларов, а для женщин – 16 691 долларов.[3]
Связанную со службой инвалидность имеют 22,1% ветеранов-женщин и 19,4% ветеранов-мужчин. Причем за чертою бедности проживает 6,7% мужчин и 9,4% женщин. [3]
Образовательный уровень 37,4% мужчин и 20,6% женщин-ветеранов находится на уровне окончания образовательной школы. Степень бакалавра имеют 15,7% ветеранов-мужчин и 20,1% женщин. Высшие ученые степени (магистр и кандидат наук) получили 14% женщин и 10,6% мужчин.[3]
Государственные меры по поддержке ветеранов, осуществляемые согласно действующему законодательству, играют ключевую роль в социальной политике США. Сама система социальной защиты, как ветеранов, так и членов их семей охватывает следующие гарантии:[4]
- пенсионное обеспечение и денежные выплаты (в том числе и на случай инвалидности или потери кормильца);
- страхование здоровья и жизни ветеранов;
- медицинское обслуживание ветеранов;
- мероприятия по лечению и реабилитации ветеранов;
- предоставление различных средств финансовой помощи на строительство жилья, а также гарантий в случае использования ипотечного кредитования;
- образовательная и профессиональная подготовка и переподготовка, помощь в трудоустройстве после окончания службы; (справедливо и для членов семей ветеранов-инвалидов);
- льготы в области налогообложения некоторых ветеранских выплат;
- организация и финансирование похорон.
На сегодняшний день в США сформирована нормативная база в области трудовых отношений с целью оказания помощи в трудоустройстве ветеранов. Так, закон 1944 года о льготах для бывших военнослужащих (Veterans’ Preference Act) обязывает отдавать предпочтение при найме демобилизованным военнослужащим. Прослужив в рядах вооруженных сил более 6 месяцев и будучи уволенными не из-за проступков, ветераны имеют право на восстановление на последней постоянной работе или предоставление иной работы, которая должна быть тождественна предыдущей по статусу и не менее оплачиваема. При наличии частичной нетрудоспособности, полученной во время службы, организация обязана зачислять ветеранов в штат и предоставлять другую работу, исходя из возможностей, квалификации и уровня оплаты труда на прежней должности.
Несмотря на постоянное сокращение численности ветеранов, выделяемые Министерству по делам ветеранов ассигнования федерального бюджета в разделе «Ветеранские пособия и услуги» постоянно увеличиваются. Эта тенденция наблюдалась как в прошлом столетии, так и в нынешнем.[5]
Планомерный рост расходов, начиная с 2008 года, можно проследить на графике 3 и таблице 1.
Фискальный год |
Совокупные расходы |
2008 |
85 152 824 |
2009 |
97 143 696 |
2010 |
108 634 691 |
2011 |
122 859 177 |
2012 |
120 404 628 |
2013 |
142 822 345 |
2014 |
161 228 849 |
Таким образом, в период президентства Б. Обамы выделяемые из бюджета средства увеличились в 1,9 раз с 85 до 161 млрд. долларов в 2008 и 2014 годах соответственно, тогда как общее число ветеранов сократилось на 1 334 860 человек.
«Расходы на компенсации и пенсии» - это самая крупная затратная статья, которая включает в себя выплаты компенсаций по инвалидности; пенсии, не связанные со службой; пособия семьям погибших и умерших военнослужащих, а также пособия на погребения. В 2014 году расходы по этой статье составили 75,3 млрд. долларов, а в 2008 году они были на уровне 39,2 млрд. долларов.
Вторая статья – «Затраты на медицинское обслуживание». В нее входят расходы на медицинские услуги, управление здравоохранением, средства медицинского обслуживания и контроль за состоянием здоровья, а также на образовательную и научную поддержку. Затраты за указанный период по данной статье увеличились в 1,7 раза, составляя 59,4 млрд. долларов в 2014 году и 35,3 млрд. долларов в 2008 году.[6]
Растущее внимание уделяется образовательной и профессиональной подготовке ветеранов, приобретению новых навыков.[7] Это направление поддержки ветеранов было особенно актуально в период глобального кризиса.[9][10]. Финансирование программ по получению образования, профессиональному переобучению, реабилитации и трудоустройству ветеранов увеличилось в 2014 году в 4,3 раза по сравнению с 2008 годом (13,7 млрд. долларов и 3,3 млрд. долларов соответственно). К этой статье относятся расходы на приобретение автомобилей и вспомогательных устройств для инвалидов, затраты на проекты по программам оказания помощи бывшим военнослужащим Вьетнамской войны, периода после терактов 11 сентября 2001 года, лицам выжившим и находящимся на иждивении в получении образования и переквалификации (Post-Vietnam Era Veterans Education Assistance Program, the Post-9/11 GI Bill, Survivors’ and Dependents’ Educational Assistance), помощи в трудоустройстве ветеранов (Veterans Retraining Assistance Program).[10]
Остальные статьи расходов менее значительные. Так, например, «страхование и возмещение потерь» включает в себя затраты на страховые требования в связи со смертью; подлежащее оплате страхование жизни на дожитие до определенного срока; дивиденды; суммы, на которые имеет право страхователь в случае досрочного прекращения договора страхования жизни; платежи в соответствии с положением о пенсионном обеспечении по инвалидности военнослужащих и на страховые пособия по полной или частичной нетрудоспособности. Расходы по этой статье в 2014 году составили чуть больше 1,6 млрд. долларов.[11]
Статья «общие оперативные расходы» представляет собой затраты на поддержание административного аппарата Министерства по делам ветеранов. По сравнению с 2008 годом расходы по этой статье выросли в 1,8 раз. На 2014 год - это 7,6 млрд. долларов. Сейчас в Министерстве по делам ветеранов работает около 280 тысяч человек.[12]
Ниже представлен сводный график расходов федеральных средств в 2014 году по основным статьям затрат.[13]
Тема социальной поддержки американских ветеранов и членов их семей находит свое отражение и в предвыборной риторике кандидатов на пост президента США в 2016 году. Это тот случай, когда порой полярные позиции демократов и республиканцев совпадают. Независимо от исхода президентских выборов этого года, государственные расходы на выполнение «священного долга» американцев - поддержку и социальную защиту ветеранов - сокращены не будут, несмотря на прогнозируемое сокращение их численности более чем на 300 000 человек. [13] Предполагается, что программы помощи будут качественно углублены и расширены, охватывая и обеспечивая достойный уровень жизни каждого, кто имеет право на такую поддержку.
[1] Living Veterans By State, Age Group, Gender, 2013-2043. http://www.va.gov/vetdata/veteran_population.asp. (Дата обращения: 20.05.2016).
[2] Лебедева Л.Ф. (2005) США: социальная защита ветеранов. Человек и труд. N5. C. 32-35.
[3] Department of Veterans Affairs. http://www.va.gov/vetdata/docs/SpecialReports/Profile_of_Veterans_2014.pdf. P.14 (Дата обращения: 20.05.2016)
[4] Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX-начале XXI века. Отв.ред. Лебедева Л.Ф. Москва, 2009
[5] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2008 — 2014 (Дата обращения: 21.05.2016)
[6] Ibid. (Дата обращения: 21.05.2016)
[7] Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН / Москва, 2012.
[8] Емельянов Е.В., Озерова Е.В. Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США. США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 12. С. 51-62.
[9] Лебедева Л.Ф., Емельянов Е.В. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США). Труд за рубежом. 2008. № 3. С. 1-22.
[10] http://www.va.gov/vetdata/docs/QuickFacts/Education_Beneficiaries.PDF. P.2. (Дата обращения: 21.05.2016)
[11] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2014. (Дата обращения: 21.05.2016)
[12] http://www.va.gov/opa/pressrel/pressrelease.cfm?id=2054. (Дата обращения: 22.05.2016)
[13] http://www.va.gov/vetdata/Expenditures.asp. Data for 2014. (Дата обращения: 21.05.2016)
[14] http://www.va.gov/vetdata/docs/Quickfacts/Homepage_slideshow_06_04_16.pdf. (Дата обращения: 01.06.2016)