Печать
?2, 2017

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ1

Ю.В. Морозов,
к.воен.н., профессор,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады и Дальнего Востока РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируется, как на практике реализуется военная политика и стратегия Соединенных Штатов в ходе военной интервенции против Ирака, Ливии и Сирии. Показан алгоритм действий Вашингтона в период подготовки к агрессии и ход военных действий в период оккупации ряда стран Ближнего Востока, какие реальные цели были достигнуты Соединенными Штатами в военных конфликтах в этом регионе, и как они отразились на интересах сторон, участвующих в военных действиях и на региональной безопасности.

Ключевые слова: США, Россия, Ирак, Ливия, Сирия, национальные интересы, военная политика, стратегия, региональная безопасность.

PRACTICAL APPLICATION OF UNITED STATES MILITARY POWER IN THE MIDDLE EAST

Morozov Yurii,
PhD in Military Science,
Leading Research Fellow,
the Institute of USA and Canada Studies & Far East Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article examines how the practice is implemented U.S. and its allies’ military policy and strategy in its military intervention against Iraq, Libya and Syria. The algorithm of actions of Washington during the period of preparation for aggression and the conduct of hostilities during the occupation of several countries in the Middle East is shown in this material. Also in the article is shown what real purposes were achieved by the United States in the military conflicts in this region, and how they affected to the interests of the parties involved in the hostilities and on the regional security.

Keywords: USA, Russia, Iraq, Libya, Syria, national interests, military policy, strategy, regional security.

Применение американской военной политики и стратегии в Ираке

Как уже отмечалось в журнале «Россия и Америка в XXI веке» в своей военной политике на Ближнем Востоке и Большой Центральной Азии Вашингтон претендует на роль регионального жандарма, используя для этого теорию «хаоса» и принцип «разделяй и властвуй»2. Американская военная интервенция в Ирак является подтверждением этой политики. Но наряду с геополитическими соображениями, там были и идеологические амбиции. Как отмечает в этой связи российский исследователь П.Е. Смирнов, «избрав Ирак в качестве отправной точки, «неоконсерваторы» стали внедрять в политическое мышление США доктрину «смены режимов» и «демократической революции» на Ближнем Востоке3. Даже в западном сообществе уже сейчас никто не спорит по поводу того, что агрессия США против Ирака, начавшаяся 20 марта 2003 г. ракетно-бомбовыми ударами по Багдаду и другим иракским городам, носила неспровоцированный характер.

Так, в вышедших в свет в ноябре 2010 г. мемуарах «Моменты принятия решений» (Decision Points) Буш-мл. признает, что решение о начале «иракской кампании» было принято на основании ошибочных разведанных о наличии у Ирака оружия массового уничтожения. Как факт окончательного саморазоблачения Буша можно считать вместе с этим его заявление о том, что «отрешение Саддама Хусейна от власти было правильным». Другими словами, 43-й президент США признает то, что агрессия США ставила своей главной целью свержение законного правительства Ирака, что явилось нарушением элементарных норм и принципов международного права. «Справедливой и правильной» также считает агрессию против Ирака бывший премьер-министр Великобритании Э.Блэр. Об этом он пишет в своих мемуарах «Путешествие: Моя политическая жизнь» (Ajourney: My Political Life), вышедших в свет в сентябре 2010 г.

Между тем эти «правильные решения» Буша и Блэра привели к тому, что, согласно опубликованным на сайте «Викиликс» в октябре 2010 г. данным, в Ираке с 2004 по 2009 г. погибли 109 032 человека, в том числе 66 081 гражданских лиц. Причины жертв гражданского населения состояли в действиях американских военных применявших оружие без разбора против всех, кто казался им «террористами», расстрелы вооруженных лиц, которые были готовы сдаться в плен, а также зверства и пытки, осуществлявшиеся иракскими военными и полицейскими с ведома и попустительстве оккупантов.

Развязав агрессию против иракского народа и оккупировав страну с 22 миллионным населением, США и Великобритания повели дело к тому, чтобы легитимировать свои действия, используя в этом отношении уже накопившийся афганский опыт. В этих целях, опираясь на резолюцию 1511 Совета Безопасности ООН от 16 октября 2003 г., они сформировали Многонациональные силы (МНС) под единым американским командованием. При этом Франция и Германия с самого начала не поддержали агрессию США против Ирака (См. Рис. 1).

Рисунок 1.
Многонациональные силы вторжения в Ирак

Источник: http://nato.int/isaf/docu/epub/maps/graphics/afganistan_prt_rc.jpg

К марту 2004 г. в рамках операции «Иракская свобода» в Ираке действовало 24 500 солдат из 34 стран мира, из них американские и британские войска насчитывали более 160 тыс. солдат. При их содействии в мае 2005 г. было сформировано марионеточное Временное правительство Ирака, а в декабре того же 2005 г. – постоянное правительство во главе с премьер-министром Нури аль-Малики, шиитским деятелем, тесно связанным с Западом. 30 декабря 2006 г. по приговору Временного трибунала Ирака был втайне казнен схваченный в декабре 2003 г. Саддам Хусейн.

Тем временем в Ираке развернулось широкое освободительное движение. Нарастали протесты против действий США и их союзников в Ираке и во многих странах мира, в том числе в Соединенных Штатах. К июлю 2009 г. число убитых американских солдат насчитывало 4321, а к августу 2010 г. – 4419 человек. Наибольшие потери после США понесла британская армия – 179 человек. К сентябрю 2010 г. Ирак начали покидать военнослужащие из многих стран – участников МНС, начиная с Испании.

По данным американской научно-исследовательской организации «Проект «Национальные интересы», к июлю 2010 г. расходы Белого дома на ведение войны в Ираке достигли 747,3 млрд. долл., а общие расходы на боевые действия в Ираке и Афганистане – 1,05 трлн. долл.

В ноябре 2008 г. между США и Ираком было подписано Соглашение о статусе и сроках пребывания американских войск на территории Ирака, и предусматривало их полный вывод с территории страны к 31 декабрю 2011 г. В соглашение также были включены положения, допускающие сохранение в стране американских войск.

Выполняя это соглашение, администрация Обамы завершила вывод американских войск из городов Ирака в намеченный срок. 1 сентября 2010 г. в выступлении с обращением к нации 44-й президент США заявил о завершении боевых действий в Ираке. «В феврале прошлого года, - сообщил Обама, - я обнародовал план вывода наших боевых бригад из Ирака. Именно это мы и сделали. Мы вывели из Ирака почти 100 тыс. американских солдат.». Вместе с тем Обама сообщил, что после завершения операции «Иракская свобода» США начинают в Ираке операцию «Новая заря», осуществлять которую будут остающиеся в Ираке 50 тыс. американских солдат. Эти войска опираются на сохранившиеся в Ираке 94 военные базы США притом, что в рамках этой операции они занимаются отнюдь не только боевой подготовкой воссоздаваемой иракской армии, но и проводят контртеррористические акции, и в случае необходимости готовы к возобновлению полномасштабных боевых действий в Ираке»4.

Военная интервенция США и их союзников в Ливию

Главный урок, который преподнесли США всему миру в Ливии - они показали усовершенствованную стратегию «непрямых действий» и технологию военной интервенции в иностранное государство. Эта технология первоначально была применена Соединенными Штатами на Балканах, перед вторжением сил НАТО во главе с США в Сербию, а затем в Афганистан, Ирак и Ливийскую Джамахирию5. И во всех случаях стратегия «непрямых действий» США является общей.

Сначала готовится общественное мнение в США против определенного государства путем занесения его в список «неблагонадежных». Затем начинается процедура поиска и наказания за «грехи» этого государства перед мировой сообществом. Далее объявляются разного рода запреты и санкции (эмбарго). Потом следует период «выдерживания» (обычно, в течение одного, двух, а иногда и более месяцев) в жестких условиях до максимально возможного ослабления страны - объекта агрессии в политическом и экономическом отношении, в том числе при помощи «пятой колонны» и агентов влияния США (как правило, НПО), создаваемых в объекте агрессии при американской поддержке. В этот период на международном уровне нейтрализуются возможные союзники будущей жертвы, и осуществляется всесторонняя разведка территории этой страны для определения целей военного нападения. После этого формируется военная коалиция из проамериканских сил и начинается её подготовка и проведение военной агрессии. Таким образом, на смену традиционным войнам XX века с противоборством армий, в современных условиях приходит война, которая ведется непрерывно всеми возможными способами: политическими, экономическими, военными, техническими, информационными. В этих операциях нарушаются нормы международного права, а мирное население используется для испытаний новейших технологических наработок6.

В Ливии этому способствовало то обстоятельство, что после применения американцами стратегии «непрямых действий» в середине февраля 2011г. в стране начались волнения, затем переросшие в гражданскую войну. Страна фактически разделилась на подконтрольный Каддафи Запад и Восток, который удерживали вооруженные силы повстанцев. При этом нарушения «прав человека» в Ливии и гибель её мирных граждан — являлись основной претензией международного сообщества к режиму Каддафи. А далее события в Ливии развивались по «балканскому сценарию».

К постоянным членам СБ ООН с просьбой о введении против режима Муаммара Каддафи воздушной блокады обратились повстанцы, сражающиеся против войск диктатора. Затем Лига арабских государств и Совет сотрудничества стран Персидского залива высказалась за запрет полетов авиации над Ливией. В НАТО стали обсуждать военные меры против властей Ливии, где жертвами гражданской войны стали уже более 2-х тыс. человек.

Как и на Балканах, так и в интервенции против Ливии США, Британия и Франция при поддержке ряда других стран НАТО придали легитимность своей агрессии при помощи арабского «прикрытия» в виде катарской авиации и наземных войск (См. Рис 2).

Рисунок 2.
Группировка войск противостоящих сторон в Ливии

Источник: http://s.zakon.kz/Cache/040308/040308841.JPG

Кроме того, началу операции в Ливии "Одиссея. Рассвет" в относительной близости от ливийских берегов была создана крупная группировка ВВС и ВМФ США и НАТО. Двадцать пять боевых кораблей, подводных лодок западной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами Tomahawk на борту, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», а также штабной) корабль «Маунт Уитни». Размещение в акватории, прилегающей к ливийской территории, кораблей 2-го и 6-го флотов США позволило относительно легко запретить плавание в Средиземном море и Красном море боевых кораблей из недружественных Америке стран.

Также была создана мощная авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы. В воздушной части операции «Одиссей. Рассвет» от США участвовали: истребители-бомбардировщики, многофункциональные истребители и штурмовики палубной авиации, стратегические бомбардировщики, высотные самолеты-разведчики, самолеты поддержки сухопутных подразделений, самолеты-носители системы управления и разведки, самолеты-заправщики, вертолеты, военно-транспортные самолеты, береговые патрульные самолеты и военно-транспортные самолеты.

Оценивая созданные группировки для ведения боевых действий в Ливии, можно констатировать абсолютное превосходство США и их союзников в группировках войск, а также в космической группировке, средствах РЭБ, крылатых ракетах морского и воздушного базирования, в навигационных системах в оперативном и тактическом звене управления7.

В рамках операции в Ливии "Одиссея. Рассвет" силы альянса проводили четыре операции в Средиземном море (Великобритания - «Эллами», Франция - «Харматан», Канада - «Мобайл» и НАТО - «Союзный защитник»)8. Эти операции проводились по инициативе Франции и Великобритании, которые предложили Совету Безопасности ООН проект резолюции по Ливии. Её суть сводилась к реализации следующих положений: СБ ООН требует немедленного прекращения огня и насилия в отношении мирного населения в Ливии; вводит запрет на все полёты над Ливией, кроме гуманитарных полётов и эвакуации иностранцев; санкционирует любые действия по защите мирных жителей и населенных ими территорий, за исключением ввода оккупационных войск; разрешает инспекцию тех судов и самолётов, на которых в Ливию могут быть доставлены оружие и наёмники; вводит запрет на все полеты в Ливию; замораживает активы ливийского руководства; расширяет список ливийских чиновников, в отношении которых введены санкции на передвижение.

Положительное голосование в Совете Безопасности ООН по англо-французскому проекту резолюции 1973 фактически открыла дорогу к военной интервенции, и одновременно вскрыло уникальную международно-политическую ситуацию - страны группы БРИКС в вопросе по Ливии продемонстрировали свое несогласие с Европой и с Соединёнными Штатами. Бразилия, Россия, Индия и Китай, а из европейских стран - Германия, не поддержали резолюцию 1973.

Для них двойные стандарты этой резолюции являлись очевидными: внешний арбитр (ООН) стал на одну из сторон конфликта (повстанцев) и перестал быть им; односторонняя поддержка Запада привела к перевесу сил одной из конфликтующих сторон, что усилило их противостояние с легитимной властью и унесло еще большее количество жизней в гражданской войне. Дополнительным подтверждением "двойного стандарта" для «своих» и «чужих» явилась ситуация в Бахрейне, где в ходе аналогичных протестных акций в этой стране были убиты сотни людей, на что западные страны лишь поместили это государство в список нарушителей прав человека. Очевидная причина тому – в Бахрейне находится американская военно-морская база.

В Ливии помимо выполнения решения СБ ООН, Вашингтон преследовал и скрытые цели9. Основная стратегическая цель: завоевать для США плацдарм в Ливии. Геополитическая цель: «выдавить» из Ливии Китай и не дать возможности российскому флоту базироваться в Ливии и Сирии. Политическая цель: «наказать» Каддафи за отказ по присоединению к Объединенному командованию вооруженных сил США в зоне Африки и лишить контроля Европы над нефтяными запасами Ливии. Военные цели – разгромить вооруженные силы М. Каддафи, проверить в реальных боевых условиях теоретические положения уставов и наставлений ВС США в зоне Африки, опробовать возможности быстрого наращивание группировки НАТО к проведению операции в условиях пустыни. Военно – техническая цель - провести массовые испытания в реальных боевых условиях новых средств поражения: подводного ракетоносца Florida типа Ohio, тактическую крылатую ракету Tomahawk Block IV (TLAM-E), самолета радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, многоцелевого истребителя Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании, тяжёловооруженного самолета поддержки сухопутных подразделений АС -130U и беспилотного вертолета МO-8В Fire Scout. Информационно – психологическая цель: испытать новые формы информационно-психологической войны с использованием американского пропагандистского самолета Lockheed EC-130E Commando Solo и ведение спецпропаганды против войск М. Каддафи и населения Ливии. Банковская цель – не дать возможности Каддафи создать новую банковскую систему в Африке, которая грозила оставить не у дел МВФ, Всемирный банк и различные другие западные банковские структуры. Финансовая цель – повторить успех ЦРУ в Ираке, где было подкуплены четыре командующих армейских корпусов.

При этом стратеги США и НАТО просчитались, предполагая, что военная операция в Ливии завершится за несколько недель, так как первоначально операция «Одиссей. Рассвет» была рассчитана на срок до 27 июня. Позже НАТО и их партнеры приняли решение продлить свою миссию в Ливии еще на 90 дней, до конца сентября. А в конце сентября руководство Североатлантического блока продлили боевые действия до Нового года.

За девять месяцев войны была продемонстрирована несостоятельность политической и военной координации в блоке НАТО. Выступавшая инициатором военной операции в Ливии Франция ничего не смогла бы сделать с войсками Джамахирии без американских самолетов ДРЛО, заправщиков, и крылатых ракет. Великобритании, чтобы задействовать в Ливии свои истребители-бомбардировщики «Торнадо», пришлось оставить без запчастей большую часть их парка в Англии и прекратить полеты истребителей ПВО страны. Другие европейские страны- участники интервенции уже спустя месяц после ее начала стали испытывать нехватку боеприпасов. Таким образом, ливийская война показала уровень слабости европейских стран НАТО при проведении военных акций без поддержки со стороны США.

Если же придерживаться принятой классификации войн и конфликтов, основным критерием которой является количество жертв и беженцев, то 9-ти месячный конфликт 2011 г. в Ливии занял третье место после Ирака, Афганистана. Так, по данным Ливийского общества Красного креста, более 1 100 мирных граждан были убиты в результате бомбежек НАТО, включая 400 женщин и детей. Более 6 тысяч ливийских гражданских лиц получили ранения в результате бомбардировок, многие из них были серьезными. За время вооружённого конфликта более 400 тыс. беженцев вынуждены были покинуть Ливию, а их общие потери составили — до 6000 чел.10.

При этом до событий 2011 г. ВВП на душу населения в Ливии, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял 13 800 долл. Это в два с лишним раза больше, чем в Египте и Алжире, и в полтора раза больше, чем в Тунисе. В стране действовало 10 университетов и 14 научно-исследовательских центров, детские дошкольные учреждения, школы и больницы, отвечающие мировым стандартам, многие их которых в ходе военных действий в стране оказались разрушенными.

До начала военной агрессии США и их союзников в Ливию, это государство занимало первое место среди стран Африки по уровню человеческого развития и по продолжительности жизни (77 лет). Ливия также попала в Книгу рекордов Гиннеса как страна, в которой за период 2001-2005 гг. был самый низкий уровень инфляции – 3,1%. При этом лидер Ливийской Джамахирии Каддафи четко давал понять её народу, что он видит будущее экономическое развитие Африки вообще и Ливии в частности более связанным с Китаем и Россией, нежели с Западом. Поэтому отнюдь не забота о «правах человека» заставила США и их западных союзников взять курс на свержение существовавшей в Ливии власти. Итог их действий – Каддафи был убит, в Ливии воцарился хаос, а военное противостояние конфликтующих сторон в стране в настоящее время до сих пор - продолжается. В целом, говоря о результатах военной интервенции США и их союзников в Ливию, можно прийти к следующим выводам.

События в Ливии показали, что доминирующим принципом международного права с американской точки зрения остается «принцип силы», а в международной политике правилом США являются «двойные стандарты». Поэтому любая страна должна думать о своей безопасности. При этом мировая общественность стала более чувствительной к проблеме применения военной силы, будь то в Ираке, Афганистане или Ливии, рассматривая ее с позиций адекватности. Так, из пяти государств, которые воздержались во время голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции 1973 в отношении Ливии, четыре являются лидерами в группе государств БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Что касается военных действий в этой стране, то они показали, что ливийская армия была в состоянии в течение девяти месяцев вести борьбу против США и НАТО и мятежников. Также война в Ливии, в очередной раз показала, что абсолютизация военной силы не устраняет политических проблем, а, напротив, отодвигает их решение по времени.

Применение военной силы Соединенных Штатов в Сирии

Следует отметить, что ближневосточная политика Соединенных Штатов после их вторжения в Афганистан, Ирак и Ливию строилась на практически одержимом желании Вашингтона осуществить и «смену режима» в Сирии. Однако если в Афганистане и Ираке США могли рассчитывать на помощь обученной ими армии проамериканских правительств, то в Сирии наземная операция с участием ВС США пока невозможна из-за слабости союзных им отрядов оппозиции, таких как Свободная армия Сирии и Сирийский революционный фронт. Поэтому в Сирии в настоящее время действуют в основном американские ВВС, ВМС и подразделения специальных операций США, которые составляют основу коалиционной группировки войск, включающей как ВС западных стран и Турции, так и ВС из государств Персидского залива (См. Рис.3 ).

Рисунок 3.
Группировки коалиционных войск в Сирии

Источник: https://im7.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/KOMUA/2013/131/g131-280813-4-x1200.jpg

Финансируя с сентября 2014 г. подготовку подразделений Свободной армии Сирии и Сирийский революционный фронт на территории Саудовской Аравии и Турции, Вашингтон израсходовал на эти цели около 500 млн. долларов. Однако, многие из подготовленных таким образом сирийцев продали своё оружие террористам и сбежали из страны в Европу, спровоцировав там миграционный кризис. Поэтому в октябре 2015 г. Пентагон принял решение об отправке американских инструкторов непосредственно в лагеря сирийской оппозиции, чтобы укрепить их моральный дух и усилить их давление на позиции ИГИЛ. В результате их работы были сформированы «Демократические силы Сирии», объединившие сирийских и курдских союзников США в их борьбе против легитимно избранного правительства в Сирии11.

С самого начала гражданской войны в Сирии ЦРУ также оказывало активную поддержку так называемой «умеренной» оппозиции, в частности вооружённому формированию «Свободная армия Сирии». Первоначально повстанцам предоставлялась нелетальная военная помощь, но позже она была дополнена финансированием и обучением повстанческих формирований12. В сентябре 2014 г. палата представителей США дала разрешение администрации Обамы на проведение обучения и поставки оружия повстанцам из умеренной оппозиции для борьбы с Исламским государством. Одними из таких группировок, которые получают американскую помощь, является «Армия моджахедов», а также «Движение Хаззм»13.

4 июля 2014 г. авиация США нанесли удар по военной базе ИГИЛ, известной как «лагерь Усама бен Ладена». Одновременно подразделение специальных операций США десантировались у здания на территории ИГИЛ в Сирии, где предположительно удерживались заложники, включая американских граждан. Однако никаких заключённых в этом здании не оказалось, и спецназовцы оказались втянуты в перестрелку с боевиками ИГИЛ. В результате провала этой миссии были казнены пятеро американцев и двое британцев. Их казни были записаны на видео, а затем выложены террористами в Интернет.

В своем обращении к нации 10 сентября 2014 г. президент Обама объявил о своем намерении бомбить ИГИЛ в Сирии и продолжать обучать повстанцев, с согласия Конгресса или без него. Также он разрешил силам специального назначения проводить прямые нападения на группы боевиков в Сирии. Кроме того, 44-й президент США объявил о создании широкой «антиигиловской коалиции», куда вошли около 60 стран. Палата представителей Конгресса США дала одобрение действиям этой коалиции и планам администрации Обамы по обучению и вооружению сирийских повстанцев в их борьбе против Исламского государства.

США начали вести воздушную разведку позиций ИГИЛ над территорией Сирии, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов. Она велась и ведется поныне в целях подготовки к нанесению авиаударов. При этом США не запрашивали у правительства Сирии разрешения на доступ в воздушное пространство страны14. Представитель Госдепартамента США Джен Псаки сообщила, что Соединенные Штаты не просили сирийского разрешения, чтобы начать интервенцию, однако Соединенные Штаты предупредили правительство Сирии не препятствовать действиям американской авиации в воздушном пространстве страны. До начала авиаударов США информировало Иран, регионального союзника Сирии, о своем намерении провести эти удары. При этом Вашингтон не поделился конкретными сроками или целями ударов с иранским правительством, которое было обеспокоено возможностью нанесения ударов по правительственным войскам Сирии. Связи с чем министр национального примирения Сирии Али Хайдар заявил, что «любое действие любого рода без согласия сирийского правительства будет атакой на Сирию»15. Позже подходы сирийского правительства к американским ударам изменились. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем призвал США и их союзников наносить удары не только против ИГ, но и против других вооружённых формирований оппозиции, которые, по его мнению, имеют единую «экстремистскую идеологию». Он также заявил, что Сирия фактически оказалась на одной стороне с коалицией в войне против террористов.

После начала ударов США и союзников по террористическим группам в Сирии Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) выступила с заявлением, в котором приветствовала присоединение международного сообщества к войне против ИГИЛ, однако отметила, что борьба с террористами должна сопровождаться борьбой с Асадом, так как он являлся главным «катализатором экстремизма». Великобритания и Нидерланды выразили поддержку действиям коалиции, а Австралия присоединилась к воздушной операции против боевиков ИГ. Нанесение ударов по ним одобрил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В свою очередь, Россия и Эквадор выступили против этих действий, поскольку они не были согласованы с правительством Асада.

Начиная с сентября 2014 г. ВВС США и их союзников приступили к ночным бомбардировкам территорий, занятых боевиками «Исламского государства». Самолёты Бахрейна, Иордании, Катара, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов присоединились к атакам на лагеря террористов, расположенные в сирийских провинциях Ракка и Алеппо. Координацию авиаударов взял на себя СентКом США. Были выбраны 20 объектов, используемых активистами ИГИЛ, а также группировкой «Фронт ан-Нусра», близкой к террористической организации «Аль-Каида».

Всего за 13 месяцев ночных налетов, более 3650 террористов были уничтожены, в том числе 3276 боевиков ИГИЛ и 374 члена «Аль-Каиды». Число жертв среди мирного населения сирийских провинций, по разным данным, достигло 225 человек, включая 65 детей и 40 женщин16. Однако после вовлечения в войну с «Исламским государством» Воздушно-космических сил России к осени 2015 г. массовые авиарейды союзной коалиции сменились одиночными полётами. При этом среди целей для атак на подконтрольных ИГ территориях выделяются объекты нефтяной промышленности, электростанции и укреплённые военные базы, которые могут использовать перешедшие в наступление войска Башара Асада17.

В начале февраля 2016 г. готовность к проведению наземной операции в Сирии выразили военные представители Саудовской Аравии, однако их слова остались «на бумаге». Летом этого года «Демократические силы Сирии» при поддержке американской авиации начали крупное наступление на севере Сирии. 13 августа ими был освобождён город Манбидж. А осенью 2016 г. американские военные в сопровождении членов оппозиционной Свободной сирийской армии вошли в города Мареа и Аазаз (к северу от Алеппо) для координации атак против «Исламского государства»18.

С приходом к власти 45-го американского президента США появились два существенных изменения в стратегии по борьбе с террористами. Во-первых, Дональд Трамп расширил полномочия министерства обороны США своевременно и агрессивно бить «по слабым точкам врага в любой стране мира». Во-вторых, Трамп распорядился сменить тактику выдавливания боевиков из мест их базирования к тактике их окружения в опорных пунктах. Такие решения президента Трампа были мотивированы желанием не допустить возвращения боевиков в страны, из которых они прибыли в Сирию и Ирак19.

Несмотря на военные акции сил антиигиловской коалиции и на предпринятые дипломатические усилия мирового сообщества, процесс мирного урегулирования сирийского конфликта зашёл в тупик. 26 сентября 2016 г. на заседании Совета безопасности ООН представители США, Великобритании и Франции выразили своё истинное отношение к легитимно избранному правительству Сирийской Арабской Республики, а именно – необходимость его свержения. Дополнительным подтверждением этому стала публикация в немецком издании газеты „Kölner Stadt-Anzeiger“ интервью одного из полевых командиров группировки «Джебхат ан-Нусра», который также настаивал на этом20.

17 мая 2017 г. нижняя палата американского Конгресса приняла законопроект, который, в случае его одобрения в Сенате, обяжет президента США ввести санкции против союзников режима президента Сирии Асада: "Преступления Асада против человечества не должны остаться без ответа. С помощью этих новых санкций мы продолжим затягивать гайки в отношении сирийского режима и его наиболее активных сторонников, в том числе Ирана и России", - заявил спикер палаты Пол Райан.

Новые ограничения касаются в первую очередь компаний из России и Ирана, которые связаны отношениями с властями Сирии. Их представителям будет отказано в выдаче американской визы, а любая собственность таких фирм на территории США будет арестована. Если этот законопроект будет принят, то Трамп также будет обязан внести в «черные списки» иностранных граждан, которые оказывают поддержку властям Сирии. В связи с этими списками республиканец Эдвард Ройс на заседании председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей заявил: "Именно Башар Асад является причиной насилия в Сирии, а его сторонники, среди которых Россия и Иран, являются основными виновниками смертей и разрушений. Это российские, сирийские истребители и вертолёты сбрасывают бомбы на больницы и школы"21.

Такие высказывания связаны в первую очередь с антисирийскими и антироссийскими настроениями, царящими в Конгрессе и Сенате США. Представителям американского истеблишмента не по нраву, что Россия поддерживает правительство Башара Асада в его борьбе против ИГИЛ, а результаты действий российских ВКС гораздо эффективнее, чем американские. Поэтому одной из целей военной кампании США в Сирии является ликвидация пунктов базирования российских ВКС и ВМФ в этой стране. При этом Москва неоднократно предлагала Вашингтону начать совместную борьбу против терроризма в Сирии, однако эти предложения отвергались американцами. Это связано не только с антироссийской истерией, царящей в Вашингтоне, но и с тем, что Сирия является важным объектом реализации американских экономических и политических интересов на Ближнем Востоке.

Для этого по замыслу американских стратегов Сирию целесообразно разделить на три части: первая часть - полностью признанная США, а затем и мировым сообществом агломерация «умеренной» оппозиции на западе страны; вторая - частично признанный Сирийский Курдистан по границе с Турцией; и третья - непризнанная, но устойчивая формация непримиримой оппозиции, состоящая из разного рода террористических формирований на востоке Сирии. Каждая из этих частей будет играть строго определенную роль. Хотя формально Сирия может по протоколам является единым и неделимым государством, но фактически будет существовать в двух основных измерениях22.

Первое измерение заключается в формировании легального проамериканского представительства в Сирии, которое обретет политическую субъектность со всеми вытекающими обстоятельствами. Экономический и политический смысл создания этого измерения заключается в строительстве трансконтинентальной нефтегазовой магистрали, включающий в перспективе весь Ближний Восток для поставок энергоносителей в Европу. Эта магистраль будет замыкать на себя Саудовскую Аравию, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Катар и Оман по маршруту Сирия-Турция и дальше с разветвлениями в сторону Болгарии и Греции с последующим распределением на Западную и Восточную Европу. Целью этого проекта для США является абсолютный контроль над энергопотоками в Европу и «отсечение» России вплоть до полного её отсечения от европейского рынка.

Сейчас Россия удерживает 30% нефтяного рынка ЕС. США не смогут поставлять в Европу нефть в значимых объемах, т.к. сами являются импортерами и будут ими являться еще долго. Поэтому под диверсификацией поставок нефти в Европу, США подразумевают снижение закупок нефти и нефтепродуктов из России в следующие 10 лет в среднем по 10% в год, с доведением их поставок в ЕС к 2020г. до 0%. Заменой России в Европе выступит Ближний Восток - на 70%, Африка - на 25% , 5% - другие импортеры нефти.

Однако по газу так не получится. В настоящее время треть поставок всего газа в ЕС обеспечивает Норвегия, около 40% - Россия, на Африку приходится почти 19% (Алжир – 14%, Ливия и Нигерия примерно по 2%), на Ближний Восток всего лишь 9%. Основные страны на Ближнем Востоке, добывающие газ – Иран, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Но эти страны – это не более 90% от добычи России. И заместить её на газовом рынке Европы за ближайшие 10 лет невозможно.

Второе измерение - это Сирийский Курдистан. Поддержка курдов со стороны США вопреки ожесточенным протестам Турции имеет свою логику. Для Вашингтона курды не являются каким-либо значимым звеном в финансово-экономическом плане и не обладают весомой политической субъектностью, но могут исполнять роль «раздражителя», способного к нагнетанию обстановки точно также, как Украина играет похожую роль в отношении России. Сирийский Курдистан также может играть «усмиряющую» роль, позволяющую Вашингтону более тщательно контролировать Анкару, надавливая на болевую точку Турции – проблему курдов. В настоящее время в Турции до четверти населения – курды, поэтому их поддержка – страховка для США, если Анкара выйдет из-под контроля Соединенных Штатов. Это является ярким примером реализации американской политики сдерживания на практике.

Решительные военные меры России в Сирии и восстановление отношений с Турцией нарушили американские планы по отношению к этой стране. Не решившись направить свои войска для участия в наземной операции в Сирии, Вашингтон оказался практически лишен каких-либо средств давления на Россию. В дополнении к этому Афины и Тегеран сообщили Москве, что они предоставят в случае необходимости право на пролет российской авиации над их территорией в Сирию, хотя Вашингтон пытался вынудить Афины отказать Москве в этом23.

А наиболее крупным провалом стратегии сдерживания, которую Америка проводит в отношении российских планов по урегулированию сирийской проблемы, является смена настроений в европейских странах, столкнувшихся с проблемой сирийских беженцев. К тому же в настоящее время Москва координирует свои военные действия в Сирии с Тегераном и Анкарой, а на международном уровне наметились позитивные сдвиги между отношениями России, Катаром и ОАЭ, что свидетельствует о недочетах в реализации американской региональной военной политики.

В перспективе следует ожидать, что будут и ошибки в военной политике США в регионе, так как война в Сирии еще не окочена. Так, 26 июня 2017 г. согласно заявлению пресс-секретаря Белого дома Соединённые Штаты якобы идентифицировали потенциальные приготовления режима Асада к очередному применению химического оружия. В связи с этим авианосец «Джордж Буш» с 90 самолетами на борту вошел в Восточное Средиземноморье, и взял курс на израильский порт Хайфа, расположенный неподалеку от Сирии, а военная группировка ВС США в регионе была приведена в повышенную степень боеготовности24 .

И это не может не беспокоить международное сообщество, включая Россию – учитывая заявление Белого дома о том, что сирийская армия собирается «снова» атаковать мятежников химическим оружием. При этом ранее Трамп уже утверждал, что 4-го апреля 2017 г. сирийская авиация применила газ зарин в городке Хан Шейхун, находившемся под властью мятежников. Поэтому 6-го апреля он приказал дать залп 59 «Томагавков» стартовавших с эсминцев Ross и Porter, находящих в Средиземном море по сирийской авиабазе Шайрат, откуда якобы вылетели сирийские самолеты с химическим оружием.

Однако вскоре выяснилось, что никакой химической атаки сирийских ВВС не было. Американские военные об этом знали, в Хан-Шейхуне была использована высокоточная бомба. От её удара детонировали боеприпасы и химикаты, находившиеся в подвале атакованного здания, произошел вторичный взрыв, и ядовитое облако накрыло город. Многие его жители пострадали, а от 60 до 90 человек - погибли. Американские военные своевременно сообщили об этом в Белый Дом, но Трамп не захотел их слушать, он хотел «наказать» Башара Асада. Помимо ударов по авиабазе Шайрат американские ВВС неоднократно бомбили позиции войск поддерживающих режим Асада, делавших попытки захватить территорию, находящуюся под контролем сил, которым оказывают поддержку США, а 18 июня 2017 г. американские ВВС сбили сирийский самолёт.

В ответ Россия в одностороннем порядке вышла из «Меморандума о предотвращении инцидентов в небе Сирии» и предупредила США, что все воздушные объекты международной коалиции, залетевшие западнее Евфрата, будут считаться потенциальной целью. 19 июня 2017 г. Министерство обороны России заявило: «Любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей»25. В совокупности это означает что российско-американское противостояние по поводу целей и задач военных действий в Сирии – продолжается, а военная обстановка в этой стране - обостряется.

В целом американские попытки найти простые решения проблем, с которыми сталкивается Ближний Восток, как правило, заканчиваются неудачей. Неспособность США добиться политических перемен в этом регионе и в ИРА, это не вопрос неудачно выбранных исполнителей, либо недостатка политической воли Белого дома или неправильной военной стратегии США. Вашингтон, очевидно, до сих пор не обладает всеми тонкостями региональной политики и не умеет без военной интервенции реформировать институты местной власти. Вместо этого в региональной политике США преобладает принцип «Интересы Америки – превыше всего». При этом не учитывается то обстоятельство, что Ближний Восток отличается не только серьезными военно-политическими противоречиями между странами региона, но и немалыми противоположностями с точки зрения уровня их политического, экономического и социально-культурного развития контрастами, которых, к примеру, нет в США и Европе.

Так, регион Ближнего Востока включает самые состоятельные и самые бедные государства мира. Годовой доход на душу населения в странах этого региона находится в диапазоне от 1 тыс. долл. до более чем 100 тыс. долл. И, несмотря на отдельные островки «изобилия», большинство из 530 миллионов человек проживающих на Ближнем Востоке, страдают от нищеты, неравенства, коррупции, безработицы и произвола. Это обуславливает рост экстремистских и террористических группировок в странах этого региона. И практически везде, где США и НАТО применяют военную силу, эта проблема не решается, а обостряется. Поэтому без успешных политических реформ местных властей ни уничтожение лидеров экстремистских группировок, ни военные удары по территориям боевиков не снижают уровень террористической угрозы. Уничтоженные группы террористов сменятся новыми, еще более радикальными, а военные удары по территориям, подконтрольным боевикам, лишь привлекают их внимание к целям на территории США.


Список литературы

1 Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-07-00051 от 2015 г. «Конфликты низкой интенсивности в американской военно-политической стратегии в начале XXI века».

2 Морозов Ю.В. Военная политика США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Россия и Америка в XXI веке. № …, 2017. URL - http://www.rusus.ru/?act=show&id=8

3 Интернет-издание Россия и Америка в ХХI веке. URL - http://www. rusus. ru /?act=read&id=260

4 Современная стратегия США и НАТО. URL- http://marksizm.ucoz.ru/ publ/50-1-0-607

5 Морозов Ю.В.Сущность стратегии непрямых действий. В сборнике: Проблемы безопасности России и их решение на рубеже тысячелетий. Москва, 2000. С. 79-89.

6 Ten reasons why the U.S. war in Libya is a CIA operation — Десять причин, почему война США в Ливии — операция ЦРУ. URL: http://www.finalcall.com/artman/publish/Perspectives1/article7783.shtml

7 Цыганок А. Д. Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа. Современная история: русский взгляд. 2012, 480с.

8 О международной военной операции в Ливии (некоторые особенности боевых действий). URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/28–03–11.htm; 9-й парашютно-десантный полк «Col Moschin» URL: http://www.airborne.ru/2012/02/21/col-moschin/

9 Операции ВС стран НАТО в Ливии. URL: http://www.sukhoi.ru/forum/archive/index.php/t-67678-p-2.html?s=b1ebd03ba09ea73087053f6ae484aaad

10 Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». Нарушения международного гуманитарного права в контексте действий НАТО и ливийских сторон в ходе вооруженного конфликта в Ливии. URL: http://www.mid.ru/brp4.nsf/

11 Сирийская оппозиция и курды заключили союз. Lenta.ru, 12 октября 2015

12 CIA Is Quietly Ramping Up Aid To Syrian Rebels, Sources Say, NPR (April 23, 2014).

13 Amos, Deborah. After A Long Wait, Syrian Rebels Hope The Weapons Will Now Flow, NPR (September 17, 2014).

14 США осуществили разведывательные полёты над Сирией. ВЗГЛЯД, 26 августа 2014г.

15 Russia warns US against strikes on Islamic State in Syria, BBC (September 11, 2014).

16 Результаты американских бомбардировок по данным сирийской оппозиции Lenta.ru, 23 октября 2015г.

17 Two F16 aircrafts violate Syrian airspace, target electric power plants in Aleppo, SANA, 10/10/2015

18 Американские военные появились в сирийских городах. РИА Новости, 27 сентября 2016г.

19 В Пентагоне рассказали о новой тактике по борьбе с ИГ. Lenta.ru, 20 мая 2017г.

20 США вооружают сирийских террористов. TACC, 27 сентября 2016

21 Конгресс США хочет обязать президента ввести санкции против союзников Сирии. ТАСС, 18 мая 2017

22 Цели США в Сирии. URL- https://oko-planet.su/politik/politikmir/314710-celi-ssha-v-sirii.html

23 Россия разоблачает секретные планы США в Сирии. URL- http://geo-politica.info/rossiya-razoblachaet-sekretnye-plany-ssha-v-sirii.html

24 Облако над Сирией. URL-http://zavtra.ru/blogs/chto_skrili_russkie_voennie?utm_referrer=https%

25 Россия выполняет свою угрозу Америке в Сирии. URL- http://mixednews.ru/archives/120868?utm



Печать