Печать
?3, 2017

РОССИЙСКО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Т. Р. Кузьмина,
к. ф. н., ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
руководитель Центра развития и инноваций ИСКРАН
Президент Российского общества изучения Канады
e-mail:

Аннотация. Автор рассматривает основные составляющие российско-канадского сотрудничества на современном этапе. Выявляются проблемы и факторы, затрудняющие таковое. Отмечаются направления потенциально взаимовыгодные и основы для позитивного международного диалога между Pоссией и Канадой, а именно: арктическое взаимодействие, техническое сотрудничество, культурное и научное сотрудничество. Материал дает представление о современном состоянии российско-канадских отношений, вскрывает причины, осложняющие его, и освещает потенциал взаимодействия, еще не реализованный на сегодняшний момент.

Ключевые слова: российско-канадское сотрудничество, арктический диалог, анти-российские санкции, международные отношения.

RUSSIAN-CANADIAN RELATIONS: ARE THERE ANY PERSPECTIVES?

Kuzmina R. Tatyana,
PhD Philological Sciences, Leading Research Fellow,
Head of Center for development and innovations of
the Institute of USA and Canada Studies
Russian Academy of Sciences
President of the Russian Association for Canadian Studies
e-mail:

Annotation. The author studies the key elements of the current Russian-Canadian relations. The problems and factors hindering such relations are being analyzed. The trends for potential mutually beneficial cooperation for the positive international dialogue between Russia and Canada are pointed out, such as: the Arctic collaboration; technical collaboration; cooperation in the spheres of culture and science. The material shows the current state of the Russian-Canadian relations and brings out the causes for difficulties as well as the potential for cooperation not yet implemented today.

Keywords: Canada’s Russian-Canadian cooperation, the Arctic dialogue, anti-Russian sanctions, international relations.

Предыстория развития российско-канадских и, ранее, советско-канадских отношений не была отмечена той напряженностью, которая почти всегда сопровождала советско-американские/российско-амекриканские отношения в ХХ веке. Канадская политика по отношению к СССР была менее конфронтационна. Признание СССР Канадой состоялось 24 марта 1924 г. Тем не менее, сложности могли происходить и в этот ранний период. Например, в 1931 г. Канада ввела первое эмбарго на импорт советских товаров, что в дальнейшем привело в 1936 г. к прекращению торговых отношений с Канадой. Тем не менее, 12 июня 1942 г. Россия и Канада обменялись дипмиссиями, 13 ноября 1943 г. были открыты посольства. СССР и Канада были союзниками во время Второй мировой войны, и до сих пор это помнят ветераны в обеих странах. Канадские ветераны Второй мировой войны были неизменными участниками торжеств, посвященных союзническим конвоям, и посещали СССР и Россию. Наши страны отмечены дополнительно рядом уникальных черт сходства. Это два самых больших по площади государства, наделенных богатыми природными ресурсами. Это, прежде всего, великие северные державы, сталкивающиеся со схожими природными (в том числе климатическими), социальными и экономическими вызовами. Взаимные интересы сотрудничества пролегают в сфере добычи полезных ископаемых, добыче энергоносителей, и, следовательно, необходимости развития высоких технологий, и эсфере экологического регулирования. Вместе с тем, Россия и Канада имеют различное государственное устройство. Страны отличаются и по индексу развития человеческого потенциала (0.788 и 0.902 соответственно), и по ВВП (1,857 и 1,793 миллиардов долларов США), и по объему военных расходов(87,8 и 14,4 миллиардов долларов США) и многим другим позициям, что не мешало поступательно развивать взаимовыгодное сотрудничество в предудущий период.

Традиционно достижения в развитии советско-канадских отношений в послевоенный период связывались с периодами правления Либеральной партии Канады. В 1971 г. состоялся первый визит в СССР главы Канадского правительства и подписано соглашение по экономическому сотрудничеству. Начало истории Российской Федерации также было отмечено новыми достижениями в российско-канадских отношениях. 25 декабря 1991 г. были установлены дипломатические отношения между Российской Федерацией и Канадой. Поэтому период 1991–2008 гг. может рассматриваться как новый плодотворный этап сотрудничества между странами.

Одним из основных достижений этого периода следует считать создание обширной правовой базы для развития российско-канадских межгосударственных отношений. В 1992 г. была подписана Декларация о дружбе и сотрудничестве между Российской федерацией и Канадой, в которой утверждалось, что страны будут развивать свои отношения как дружественные государства. Далее в 1992 г. последовал Меморандум о взаимопонимании. На регулярной основе стали проходить консультации между Правительством РФ и Правительством Канады. Вектор взаимодействия стран был направлен на сотрудничество в различных областях жизнедеятельности от экономики до культуры. В том же 1992 г. был подписан Договор о согласии и сотрудничестве. Все эти основополагающие документы были подписаны в ходе визитов Президента Российской Федерации

Б.Н. Ельцина в Канаду в феврале и июне того же года. В июне 1992 г. были приняты соглашения, меморандумы, заявления о торговых и коммерческих отношениях, которые предусматривали режим наибольшего взаимного благоприятствования в торговле. Далее в мае 1993 г. последовало соглашение об экономическом сотрудничестве, а в июне 1992 г. - соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере; а также соглашение в области сельского хозяйства.1

В апреле 1996 г. Россия и Канада подписали соглашение о мирном использовании ядерной энергии, а также ряд документов о кооперации в строительстве, в сфере обменов в области образования, науки, культуры и другие. Политический диалог между странами в период 1991–2008 г.г. развивался поступательно. Состоялось двеадцать встреч только на высшем уровне. В декабре 2000 г. Президент России В. В. Путин нанес официальный визит в Канаду. Далее в июле 2001 г., феврале 2002 г., мае 2003 г., октябре 2004 г. Премьер-министр Канады посещал Россию с ответными официальными визитами.

В мае 2004 г. в столице Канады Оттаве прошли консультации первых заместителей министров иностранных дел по вопросам международной безопасности, что подготовило почву для посещения министром иностранных дел Канады России с рабочим визитом в сентябре 2004 г. Параллельно происходили регулярные встречи лидеров России и Канады в рамках многочисленных международных форумов, в том числе 15 июля 2006 г. на саммите «G8», который состоялся в г. Санкт-Петербурге. 24 ноября 2005 г. уже в столице Российской Федерации Москве состоялись консультации по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконной миграцией и наркотрафиком. Представители России и Канады, в первую очередь, министры иностранных дел стран постоянно встречались и взаимодействовали на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, «G8» и АТЭС. В марте 2006 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров встретился в Оттаве с министром иностранных дел Канады П. Маккеем и Премьер-министром С. Харпером Постоянной практикой стали межмидовские консультации по стратегической стабильности, борьбе с терроризмом, региональной проблематике.

Экономическое сотрудничество также интенсивно развивалось. В октябре 2005 г. был создан Российско-Канадский деловой совет. К 2007 г. товарооборот между Россией и Канадой достиг 1 556,1 миллионов долларов США. Российский экспорт достиг 335,7 миллионов долларов, а импорт – 1 220,4 миллионов долларов. Годовой рост товарооборота составил 122,5 %. Импорт вырос на 34,4 %. Одновременно экспорт сократился на 7,4%. Согласно статистическим данным Канады в 2007 г. канадские инвестиции в Российскую федерацию достигли 3 миллиардов долларов США.2 Согласно данным Госкомстата РФ, эта цифра составила 228,7 миллионов долларов, что соответствует 0,44% от общего объема зарубежных инвестиций в России, т.е. Канада занимала 19-е место среди всех зарубежных стран-инвесторов. 54% канадских инвестиций в российскую экономику – это горнодобывающая промышленность, в частности добыча золота и серебра.3 Среди инвесторов лидировала компания «Кинросс Голд». В 2005 г. в России было зарегистрировано 600 канадских фирм и российско-канадских совместных предприятий. Таким образом, в период вплоть до 2014 г. российско-канадские связи развивались активно, это можно сказать и о создании правовой базы международного сотрудничества, политическом диалоге и экономическом взаимодействии. B период по 2014 г. укреплялись и связи между регионами России и Канады. Особую активность демонстрировали провинции Квебек и Альберта, которые сотрудничали с Санкт-Петербургом, Приморским краем, Волгоградской, Магаданской, Новосибирской, Самарской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО.

Взаимный интерес к поступательному развитию связей с Россией проявляла и Канада. В марте 2010 г. Постоянный комитет по иностранным делам и международной торговле Верхней палаты Канадского парламента подготовил доклад «Канада и Россия: развивать сегодняшние успехи ради завтрашних возможностей». Это был второй доклад по России за всю историю существования комитета (первый был выпущен в 2002 г.). Канадский экспорт в Россию на тот момент включал в себя такие позиции как: свинина, машинотехническая продукция, автомобильные части, самолеты, морепродукты. В качестве перспективных отраслей канадская сторона отмечала следующие направления сотрудничества с РФ:

- инфраструктурные проекты железных дорог;

- сельское хозяйство и пищевая промышленность;

- транспортное машиностроение;

- лесное и деревообрабатывающее производство;

- добыча природных ресурсов;

- строительство жилья на Дальнем Севере;

- зеленая экономика (энергосберегающие и энергоэффективные технологии).

В июне 2002 г. в рамках глобального партнерства на саммите «G8» Канада объявила о выделении в течение десяти лет 1 миллиарда канадких долларов (ежегодно траншами по 100 миллионов) на проекты сотрудничества с Россией. Два года спустя в июне 2004 г. на саммите «G8» в Си-Айленде было подписано двустороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ. В 2008 г. инвестиционный климат в России стал главной темой официальных канадских документов, такого как ежегодное издание Министерства иностранных дел и министерства международной торговли Канады «Доступ к международным рынкам: канадские приоритеты». В. В. Путин и премьер-министр Канады и лидер Консервативной партии С. Харпер впервые встретились на саммите «G8» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Они выступили с совместным заявленим о российско-канадских отношениях и российско-канадском сотрудничестве в области энергетики. Второй раз встреча лидеров стран состоялась на саммите «G8» в Хайлигендамме. 26-27 марта 2007 г. в Оттаве состоялся Первый Российско-канадский бизнес-саммит совместно с Канадско-евразийско-российской деловой ассоциацией (CERBA) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), в котором приняли участие 300 представителей российского и канадского бизнеса. 1 июня 2011 г. в Оттаве вновь прошел саммит российско-канадского бизнеса, что само по себе указывает на интерес канадских предпринимательских кругов к развитию позитивных отношений с российскими партнерами.4

Политический климат в отношениях между Российской Федерацией и Канадой кардинально изменился в 2014 г. после воссоединения Крыма с Россией, когда Канада отозвала своего посла из России. Трудно предположить, что Россия изменит свою позицию по вопросу Крыма, тем не менее, российская сторона неизменно настаивает на том, что лишь дипломатия, а не санкции, могут разрешить политический кризис. После событий, трактуемых канадской стороной как «аннексия» Крымского полуострова и поддержка «пророссийских сепаратистских» сил в Восточной Украине, правительство С. Харпера последовательно ухудшало отношения с Россией. В 2014 г. на саммите «G20» в Австралии Премьер-министр Канады С. Харпер потребовал при встрече с В. В. Путиным убраться из Украины.5 Ситуация доходилa до того, что канадская сторона отказывалась допустить российских делегатов к участию в важном международном симпозиуме по астронавтике.6 Руководство Канады отказалось принять участие в торжествах, посвящённых празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве. В результате неоднократных санкций свыше 200 российских компаний и организаций и физических лиц были внесены в санкционные списки, ограничивающие их посещение Канады и сотрудничество с канадскими партнерами и другие меры.

Здравомыслящие общественные и деловые круги в Канаде неоднократно предпринимали попытки сохранить отношения сотрудничества. В 2015 г. состоялась встреча бывшего премьер-министра Канады Ж. Кретьена с президентом России В. В. Путиным, на которой обсуждались актуальные международные проблемы. Ж. Кретьен, награжденный в 2014 г. российским Орденом Дружбы, прибыл в Россию в составе группы старейшин, что было расцененно канадскими официальными кругами как политическая пощечина С. Харперу. Следует отметить, что представители оппозиционной (на тот момент) Либеральной партии Канады не разделяли в крайне конфронтационную политику С.Харпера: «Канаде нужно начать дипломатический диалог с Россией ради общих интересов, таких, как Арктика, но это не значит, что она согласна с «агрессивной позицией» Путина в отношении Восточной Европы».7 Консервативное правительство Канады свело любое сотрудничество с Россией до наиболее низкого уровня за все годы до неразрешимой дискуссии из-за «аннексии» Крыма. В этой связи небезынтересно привести высказывание С. Харпера, опубликованное политиком в своем Твиттере в марте 2015 г.: «Стивен Харпер: Мы присоединяемся к нашим союзникам в обличении в самых сильных выражениях военной интервенции Президента Путина в Украину». В другом своем сообщении С. Харпер заявлял: «оттого, что Россия и Канада - соседи, мы не должны быть самодовольными дома» (Stephen Harper: «We join our allies in condemning in the strongest terms Pres. Putin’s military intervention in Ukraine»).8

Канада присоединились к США и ЕС, введя санкции против десятков российских чиновников и компаний, разместила канадские военные самолеты, военные корабли и военнослужащих в Центральной и Восточной Европе, чтобы укрепить присутствие НАТО в регионе. В целом, НАТО укрепляет свои силы на восточном фланге в ответ на кризис в Украине путем развертывания четырех многонациональных батальонов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Планы НАТО подорвут безопасность в регионе и могут превратить регион в зону конфликта. После принятия в США так называемого «Акта Магнитского», Канада последовала примеру своего североамериканского соседа, несмотря на то, что Акт Магнитского вызвал острые политические дискуссии в стране. В марте 2015 г. во время правления кабинета С. Харпера Палата общин проголосовала за резолюцию о применении антироссийских санкций в отношении лиц, причастных к делу С. Магнитского. По предложению депутата от Либеральной партии, бывшего министра юстиции И. Котлера в мае 2016 г. парламентарии вернулись к теме, и законопроект был внесен для рассмотрения в Нижнюю и Верхнюю палаты. Авторами законопроекта являются представители Консервативной партии Дж. Безан и Р. Андрейчук. В результате, осенью 2017 г. канадский парламент принял свой «Акт Магницкого».

Надежды на урегулирование российско-канадского политического диалога связывалось со сменой политического курса Канады. В предвыборных заявлениях Дж. Трюдо в 2015 г. демонстрировалась надежда на преодоление кризиса в отношениях, намечались определенные указания на перезагрузку. Либералы агитировали в 2015 г. за потепление отношений с Москвой. Справедливости ради, следует отметить, что и до победы Дж. Трюдо его заявления о российско-канадских отношениях не слишком обнадеживали. Лидер Либеральной партии продолжал обвинять Россию в безответственности, нагнетании конфликтности на Украине и Ближнем Востоке, срыве Минских соглашений, обострении ситуации в Арктике.

Политика кабинета Дж. Трюдо после выборов поступательно ужесточала отношение к России. С другой стороны, Российская Федерация стремилась продемонстрировать готовность к нормализации отношений. Так Россия могла бы наложить вето на вступление Канады в Международную группу поддержки Сирии (МГПС), но не сделало этого. Урегулирование сирийского конфликта — это одно из важных направлений международной политики Дж. Трюдо. В ноябре 2015 г. состоялась его первая встреча с В. В. Путиным в качестве премьер-министра Канады на саммите «G20» в г. Анталья. Дж. Трюдо не преминул призвать «прекратить российское вторжение в Украину и соблюдать минские договоренности по Донбассу». Дж.Трюдо заявил: «я указал, что хотя Канада и сместила свой подход на широкий спектр многосторонних и международных вопросов, мы по-прежнему привержены тому, что вмешательство России в Украине должно прекратиться”. В том же ноябре 2015 г. Дж. Трюдо смягчил тон заявлений во время российско-турецкого инцидента и предложил посредничество Канады в улаживании конфликтной ситуации.9

Надежду на потепление в российско-канадских отношениях высказал на пресс-конференции С. В. Лавров по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 г., назвав последние годы «периодом утерянных возможностей». Не взирая на готовность российской стороны строить позитивные отношения, ударом стало заявление Оттавы от 18 марта 2016 г. о расширении антироссийских санкций еще на десять российских юридических и двух физических лиц.

Складывалась пародоксальная ситуация: общественные деятели в Канаде призывали к нормализации российско-канадских отношениях. Среди последних Д. Райт, бывший посол Канады в Испании и НАТО, который подчеркивал, что Канада и ее экономика зависит от здоровья и стабильности всего остального мира, и Л. Уэстдал, бывший канадский посол в Украине и России.

В 2016 г. стало казаться, что после десяти лет поступательного ухудшения отношений, две крупнейшие страны в мире снова начали вести диалог. Наметились намеки на то, что правительство Канады сумеет отказаться от политики С. Харпера выраженного презрения и попыток международной изоляции России. Премьер-министр Дж. Трюдо и министр иностранных дел С. Дион подчеркивали, что «вмешательство России в Украине должно прекратиться», – но, по словам министра, «чем больше мы спорим, тем больше мы должны обсудить», добавив, что «в наших отношениях с Россией... мы будем добиваться лучших результатов для Украины». В его заявлениях звучали такие высказывания, как: «Канада стремится к возобновлению отношений с Россией. У нас новый лидер с очевидным потенциалом, чтобы играть значительную роль в мире. Мы стремимся к возобновлению отношений с Россией в сложный и драматический момент в отношениях Восток-Запад. С одной стороны, мы все вернулись к холодной войне. Популярные русские и западные нарративы сталкиваются лоб в лоб. В Кремле Запад - это снова враг, чтобы сдержать и ослабить Россию. На Западе Россия - это агрессивный спойлер, чтобы подорвать Украину, Западное единство, НАТО, ЕС и многое другое. Хотя Канада всегда поддерживала Украину, настало время начать работать и с Россией», с которой у Оттавы много общих интересов.10 Подобные высказывания позволили канадским СМИ говорить о перезагрузке российско-канадских отношений, надеятьтся на прорыв в отношениях и на возможную отмену санкций. Позицию С. Диона можно было назвать конструктивной. Более того, после объявления первых ограничений против России авторитетные политические деятели Канады, такие как, Ж. Кретьен, бывшие послы Канады в России Дж. Кинзман, К. Уэстдал, бывш. минстр иностранных дел Л. Эксуорси, руководители Канадско-российской бизнес-ассоциации и канадских компаний обратились к правительствам обеих стран с призывом проявлять сдержанность и не наносить ущерб взаимовыгодным экономическим отношениям. Бывший посол Канады в РФ К. Уэстдал указывал, что «Стефан Дион рассуждает правильно. Крупный ущерб, который канадская копия «Закона Магнитского» причинила бы нашим интересам в России в сферах безопасности, экономики и других, намного превысит его весьма сомнительную пользу для прав человека».11

Тем не менее, излишне академический подход и неготовность к компромисам ограничили политические перспективы С. Диона. Ему не удалось нормализировать российско-канадские отношения вследствие противодействия со стороны премьер-министра Дж. Трюдо и министра международной торговли Х. Фриланд. (более подробно см. статью автора).12 В начале 2017 г. С. Диона на посту министра иностранных дел Канады сменила бывшая журналистка Х. Фриланд, несмотря на здравые высказывания ряда канадских СМИ: «Ухудшившиеся связи Канады с Россией не имели положительных последствий ни для кого: ни для канадцев, ни для россиян, ни для Украины и глобальной безопасности». («Canada's severing of ties with Russia had no positive consequences for anyone not for Canadians, not for the Russian people, not for Ukraine and not for global security»); «Канада должна перестать быть практически единственной, кто реализует политику пусого кресла с Россией, поскольку, делая это, мы только наказываем себя» («Canada must stop being essentially the only one practicing an empty chair policy with Russia, because by doing so, we are only punishing ourselves»). 13

Стало очевидным, что новое правительство продолжит курс С. Харпера в отношении России. Премьер-министр Дж. Трюдо на саммите лидеров НАТО в Польше заявил, что Канада будет участвовать в программах НАТО в Восточной Европе и разместит контингент в 1000 человек в составе многонациональных сил НАТО в Латвии. Начальник штаба обороны генерал Дж. Вэнс подтвердил, что Канада пошлет около 450 солдат вместе с бронетехникой в страны Балтии в рамках устойчивого присутствия НАТО в Восточной Европе. Канадцы составляют ядро военной группировки в Латвии вместе с Германией, США и Великобританией в Литве, Польше и Эстонии. Канада также разместит до шести МВ-18с в Европе на единовременной основе в целях патрулирования воздушного пространства, а также продолжит посылать военные корабли в регион, как прежде, с апреля 2014 г. Это составит самый крупный постоянный канадский военный контингент с целью сдерживания России в Европе за все предыдущие десятиления. Новый министр обороны Канады Х. Саджан также подтвердил намерение Канады расширить миссию в Украине вплоть до 2019 г.14

Россия неизменно подчеркиваала, что всегда была открыта для диалога с НАТО, особенно в борьбе с реальными угрозами, в первую очередь, терроризмом. Как заявил Д. Песков, «Россия не ищет (врага) но на самом деле видим, как это происходит», «когда солдаты НАТО маршируют вдоль нашей границы и самолеты НАТО летают, это не мы, кто приближается к границам НАТО».

В данном контексте назначение Х. Фриланд министром иностранных дел Канады рассматривается как угроза российско-канадским отношениям. Позиция Х. Фриланд по отношению к России характеризуется двояким подходом. С одной стороны, Фриланд уверена, что у нее много друзей в России, с тех времен, когда ей нравилось жить и работать в Москве («… I don't think all Russians dislike me" "I have many close and good Russian friends and I very much enjoyed living and working in Moscow as a foreign correspondent»). По мнению Дж. Трюдо, «она ладит с Россией, она свободно говорит по-русски». С другой стороны, Х. Фрилад уверена, что есть данные об участии России в дестабилизации политической системы США, и что Канада должна быть готова защититься от этого. («I think that it is also public knowledge that there have been efforts, as U.S. intelligence forces have said, by Russia to destabilize the U.S. political system. I think that Canadians and indeed other western countries should be prepared for similar efforts to be directed at us»).15 В своем твиттере она с «удовольствием» сообщает о размещении канадского военного контингента в Украине («Pleased to announce extension of Op UNIFIER, deploying 200 Cdn Armed Forces to #Ukraine to develop Ukrainian Armed Forces’ capacity #cdnpolipic.twitter.com/HeCzq5lUJZ — Chrystia Freeland @cafreeland) March 6, 2017»). Позиция Х. Фриланд как канадского министра иностранных дел нацелена на укрепление позиций Канады в качестве важного игрока в мировых делах. Она стремится послать «четкий и ранний» сигнал о том, что «Канада возвращается». При принятии политических решений она руководствуется канадскими национальными интересами, основанными на традиционных канадских ценностях. Активная анти-российская позиция Х. Фриланд является определенным признанием того, что Россия вернулась в десятку ведущих держав в мире. В целом, данное назначение расценивается как смелое согласно Д. Арелу, доценту кафедры украинских исследований университета Оттавы: «символично, что это очень, очень смелый шаг» («Freeland's promotion a 'very, very bold move' in Canada-Russia relations»). По заявлению посла Украины в Канаде А. Шевченко: «назначение Фриланд означает, что Канада будет продолжать стоять на своем, когда дело доходит до санкций, наложенных бывшим консервативным правительством и недавно расширенных либералами». Напротив, П. Дуткевич (политолог, директор Института европейских и российских исследований Карлтонского университета), считает, что «Г-жа Фриланд (является) в значительной мере анти-российской и предвзятой», вследствие чего сотрудничество между странами вернулось к холодной войне.16

Отдельным вопросом в российско-канадских отношениях является внесение Х. Фриланд в российские санкционные списки. С одной стороны, пресс-секретарь Х. Фриланд Дж. Пиккерилл неоднократно подчеркивал, что Канада не собирается менять свою политику санкций, и что не может быть никакой компенсации за «агрессию и незаконные действия» с российской стороны в отношении Крыма. С другой стороны, по заявлению М. Захаровой, выведение Х. Фриланд из санкционного списка является вопросом о взаимности: ничто не мешает Х. Фриланд встречаться с российскими чиновниками за пределами России. Российская сторона готова сотрудничать и налаживать отношения с Канадой. Россия готова к нормализации отношений с Канадой.17

Многие особенности внешнеполитического курса Канады могут быть объянены тем, что традиционно особое место во ее внешнеполитическом курсе занимают отношения с США. Канада отдает США экономический приоритет со времен Национальной политики Макдональда в 1870-х г.г. Что не удивительно: торговля Канады с США превзошла торговлю с Англией уже в 1921 г. Со времен Второй мировой войны канадская экономика становится все более интегрированной с США, что определяет биполярный фокус внешней политики Канады. Североамериканская интеграция (в том числе с Мексикой) является ключом к экономическому развитию страны, особенно в отношении энергетики. Что позволило Кондолизе Райс в свое время критиковать канадскую склонность к сосредоточению внимания на «вопросах кондоминиума».

Что касается современной канадской внешней политики все более ориентируется на многополярный подход, когда Канада стремится активно участвовать в деятельности Организации Объединенных Наций и ее институтов (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ), а также МВФ, Всемирного банк и ВТО. Канада является участником программ взаимной обороны в рамках НАТО. Это неизменный участник «G7» и «G20». Развивается традиционное сотрудничество по линии Содружества и Франкофонных саммитов. Сегодня многосторонность - отношения с более широким миром - одна из основных характеристик канадской внешней политики. Стремление к более независимой внешней политике отражено в ключевых задачах канадской внешней политики в правительственном заявлении «Канада в мире» от 1995 г.: «содействие процветанию и занятости, защита нашей безопасности в рамках международной стабильности и распространение канадских ценностей и культуры». Канада стремится укрепить репутацию «честного брокера»: до 1994 г. страна участвовала как миротворец во всех без исключения операциях по поддержанию мира (ОПМ) под эгидой ООН.

Российская Федерация как одно из ведущих государств мира по праву является одним из важных партнеров Канады.

Среди факторов сдерживания развития позитивных отношений между Россией и Канадой следует отметить, прежде всего, канадские. Это и отсутствие влиятельных деловых кругов в Канаде, непосредственно заинтересованных в развитии двусторонних связей; выжидательная позиция канадских финансовых институтов и, как следствие, нехватка доступных кредитов. Потенциал растущей русскоязычной общины в Канаде недостаточно задействован в решение вопросов в сфере российско-канадских отношений. Канадская Корпорация по развитию экспорта также занимает выжидательную позицию, осложненную проблемами в политической и экономической сферах и несовершенством единой базы в законодательстве обеих стран. В целом, наблюдается недоверие канадских деловых кругов к российскому рынку. После 2014 г. согласно опросу Всемирной службы ВВС (2014 г.), всего 26% канадцев положительно относятся к России, а 62% имееют негативное мнение, что находит отражение и в отношении канадских политиков к России.18

Украинский вопрос является основным камнем преткновения в развитии российско-канадских связей. С января 2014 г. Канада выделила 140 миллионов канадских долларов на поддержку экономических реформ в Украине. 88 миллионов были выделены на развитие демократии, прав человека и законности. Канада впервые разместила свой контингент в 200 военнослужащих в Украине в 2015 г. в целях подготовки украинских национальных вооруженных сил. 3200 человек украинских военослужащих прошли подготовку под канадским руководством Этот шаг канадского правительства вызвал критику даже со стороны канадских экспертов по международным делам, например, П. Кент критиковал либеральный кабинет за решение разширения канадского военного присутствия в Украине, как источник нагнетания насилия.19 Основными ограничителями для развития российско-канадского торгово-экономического сотрудничества являются неблагоприятные изменения в системе внешнеэкономических приоритетов Канады: заключение соглашений о создании зон свободной торговли на региональной (в Северной Америке) и двусторонней основе (с Чили, Израилем, Коста-Рикой); ориентация на развитие отношений со странами Латинской Америки и странами АТР (прежде всего АПЕК), что нашло отражение в общем понижении статуса России как экономической державы в официальных внешнеполитических документах Канады и выступлениях ключевых министров кабинета Дж. Трюдо.

В этих условиях остаются надежды на определенные перпективы в развитиии российско-канадских отношениях. Прежде всего, продолжается сотрудничество в рамках ООН, «G20», АТЭС, и других международных организаций по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и глобальным проблемам. Например, участие в глобальных переговорах по безопасности, которые позволяют официальным лицам делиться опытом принятия решений в области региональных проблем и оборонных отношений. В сфере торговли и инвестиций рост внутреннего спроса Россия может стать привлекательным для экспорта канадских товаров и услуг и новых канадских прямых иностранных инвестиций. Такие сферы, как агропродукция и сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс, строительство и жилищное строительство, горнодобывающая промышленность, Арктика и Север, могут быть привлекательными для взаимовыгодного сотрудничества.

Сильной стороной российско-канадских экономических отношений продолжает оставаться наличие развитой договорно-правовой базы, как указывалось выше. Наши страны объединяет приверженность универсальным принципам международного права, многосторонней дипломатии, сотрудничеству, осторожное отношение к использованию вооруженной силы. Нераспространение оружия массового уничтожения также является сферой обоюдных интересов наших стран. Канада в свое время была одним из инициаторов программы глобального партнерства, направленной, в частности, на оказание помощи усилиям России по предотвращению распространения на территории бывшего Советского Союза оружия массового уничтожения, ликвидации его избыточных и устаревших запасов, в которой ее поддержала Россия.

Со своей стороны, Россия приветствует идею Канадского правительства по укреплению «G20». Россия постоянно стремится использовать все возможности для поддержания международного диалога с Канадой. В течение года после смены кабинета в Оттаве состоялись две встречи Президента В. В. Путина с Премьер-министром Дж. Трюдо на саммитах «G20» в Анталье и в Ханчжоу. В. В. Путин и Дж. Трюдо во время заседания «G20» в Турции выразили стремление к нормализации отношений. Министр иностранных дел России С. В. Лавров летом 2016 г. встречался с его канадским коллегой С. Дионом во время мероприятий АСЕАН во Вьентьяне. В.В. Путин считает, что для восстановления полноценных отношений с Канадой необходимы особые усилия и меры.

К сожалению, на настоящий момент Канада не намерена отказываться от политики санкций, несмотря на то, что сама испытывает косвенные экономические последствия от них. Кроме того, экономический рост в Европе замедляется, это также влияет на канадскую торговлю. Россия занимает в мире особое положение моста между наиболее развитыми и развивающимися странами. В качестве ведущей мировой державы Россия усматривает определенные перспективы для развития российско-канадских отношений. Прежде всего, это диалог по энергоносителям. И Россия, и Канада поставляют энергоносители на очень перспективный и энергоемкий рынок Северной Америки. У канадцев очень развита инфраструктура, они обладают опытом добычи и поставок энергоносителей в трудных климатических условиях, схожих с российскими. Взаимодействие между Россией и Канадой в нефтегазовой сфере, а также в сфере атомной энергетики и гидроэнергетики также представляет большой обоюдный интерес. Положения «Белой книги» 2007 г. об основных направлениях и приоритетах внешнеэкономической политики Канады не потеряли актуальности сегодня: Россия остается потенциально важным в стратегическом плане рынком сбыта для канадских товаров и технологий (в первую очередь, в сфере добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и строительства).

Северное сотрудничество арктических государств – сегодня практически единственная сфера, в которой взаимодействие продолжается в какой-то мере. Активное двустороннее сотрудничество между нашими странами продолжалось все тридцать пять лет существования Арктической и Северной рабочей группы. Российско-канадское северное сотрудничество имеет большую предысторию. В 1998 г. Россию посетила Министр по делам индейцев и развитию Севера Дж. Стюарт. Было проведено учредительное заседание Совместного комитета на основе межведомственного Меморандума 1997 г. о сотрудничестве между Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады и Госкомсевером России. Также был решен вопрос о создании в рамках Межправительственной экономической комиссии (МЭК) Рабочей группы по Арктике и Северу. В 1998 г. канадская сторона выступила с инициативой оказания гуманитарной помощи северным регионам России (первая поставка таких грузов на Чукотку прошла в 1999 г.). Россия и Канада активно взаимодействовали в рамках Арктического совета (АС). Арктический совет был учрежден в 1996 г. в г. Оттава. Первая сессия АС состоялась в канадском арктическом поселке Икалуит в 1998 г. Канада стала первым председателем АС в 1998 г., и далее – в 2013 г. Северное сотрудничество представляет значительный интерес для Канады, 40 % территории которой относят к арктическим территориям.

В качестве позитивного знака можно отметить Арктическую конференцию, которая прошла в ноябре 2016 г. в Карлтонском университете в Канаде. На конференции обсуждался широкий спектр вопросов от глобального потепления, благодаря которому более длинный судоходный сезон становится реальностью в Арктике; до проблем мирового океана, рыболовства - и это лишь некоторые из областей, где есть основания для диалога и сотрудничества между Pосситей и Канадой. В марте 2017 г. в Архангельске прошла конференция по Арктике, в которой приняли участие делегации из 14 стран. Канадская сторона также прислала свою делегацию, в состав которой вошли Э. Ле Клер, представитель канадского правительства, Д. Скотт, президент организации полярного образования, представитель канадской береговой охраны и двое ученых из двух канадских университетов. Несмотря на тот факт, что состав канадской делегации не был достаточно высокопоставленным для подобного форума, канадская сторона отметила, что не намерена отказываться от участия в многосторонних арктических конференциях, которые проходят на ежегодной основе. Несомненно, Арктика очень важна для Канады, как и для России. Арктика меняется, и это создает новые проблемы и возможности для арктических государств. Чтобы понять проблемы и успешно разрешать их требуются совместные усилия всех сторон. Необходимо сосредоточиться на продвижении партнерских отношений в области арктических исследований и науки, а также на установление партнерских отношений между коренным общинам в России и Канаде. Одним из подобных направлений партнерских отношений российских и канадских ученых могли бы стать вопросы, связаные с канадской арктической научно-исследовательской станцией, открытие которой намечено на конец 2017 г. Г. Е. Борисенко, директор Департамента Северной Америки МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник заявил на открытии 12-й международной конференции Российского ощества изучения Канады в 2016 г., что Россия сегодня нацелена на выстраивание позитивного взаимодействия с Канадой по самому широкому кругу вопросов, готовы совместно работать над восстановлением отношений в полном объеме. Тем более что наши страны – соседи через Северный полюс с массой взаимных интересов. Наши народы испытывают самые добрые чувства друг к другу.

Согласно Концепции национальной безопасности России от 2008 г. важным элементом сбалансированной политики России являются отношения с Канадой. В последующий период вплоть до настоящего момента российская сторона неизменно демонстрировала намерение продолжать развивать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Канадой по следующим направлениям:

- активнее проводить консультации, координировать свои усилия, развивать сотрудничество между двумя странами;

- принимать меры со стороны обоих государств по защите государственного суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности с целью поддержания мира и стабильности во всем мире;

- развертывать инвестиционную активность в обеих странах, в том числе создавать надлежащий инвестиционный климат для стимулирования притока иностранных капиталовложений;

- расширять совместные научные исследования, обмен специалистами;

- формировать на долгосрочной основе интегрированного экономического объединения между Россией и Канадой, обеспечивающего эффективное развитие каждого;

- вырабатывать стратегии и специальных мер России и Канады для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами, основанного на уважении интересов друг друга, повышении конкурентоспособности стран;

- усиливать политическое взаимодействие, основанное на приверженности универсальным международным принципам и многосторонней дипломатии между Россией и Канадой;

- всесторонне развивать сотрудничество по неофициальным каналам, включая обмен и сотрудничество в области культуры, информации, образования, науки и техники, туризма, необходимо участие и поддержка широких слоев общества, не только правящих кругов.20

Техническое сотрудничество рассматривается как одно из приоритеных направлений. В уже далеком 1991 г. была принята программа Канадского агентства по международному развитию, в которой декларировалась долгосрочная приверженность Канады делу содействия процессу реформ в России.21 Основная цель программы заключалась в поддерживании создания стабильной, процветающей и демократической России с хорошо развитой рыночной экономикой и эффективными, отзывчивыми институтами. В условиях фактического прекращения межгосударственного диалога на 2017 г. возможность возвращения к данным принципам полностью еще не исключена. В особенности это можно отметить о культурных отношениях, которые активно развивались в недавнем прошлом. Так, в 2003 г. состоялся государственный визит бывшего генерал-губернатора Канады А. Кларксона и делегации видных канадских деятелей в сфере культуры с целью налаживания устойчивые контактов со своими российскими коллегами. В 2004 г. Эрмитаж в Санкт-Петербурге представил работы Т. Томсона, что стало первой выставкой канадских мастеров за длительный период. Также в 2006 г. прошла выставка Ж.-П. Риопеля. В 2007 г. художник и фотограф Дж. Уолл был представлен на Московском художественном биеннале. Сорок ночей канадских театральных спектаклей Р. Лепажа и М. Шуинара, цирка «Элуаз» и театра Смит-Гилмор были представлены на Чеховском театральном фестивале. В 2007 г. было отмечено 50-летие гастролей Г. Гульда в СССР.

В заключение следует отметить, что, несомненно, ключевой областью взаимодействия России и Канады на современном этапе в сложившихся обстоятельствах должна стать арктическая проблематика. Россия нацелена на дальнейшее наращивание международного сотрудничества в Арктике, где стратегические интересы наших стран во многом совпадают. Россию и Канаду сближает и необходимость противодействия общим глобальным угрозам, включая борьбу с международным терроризмом, проявление которых Канада также испытала на себе. Вместе с политическим диалогом важно сотрудничать и в других областях, представляющих взаимный интерес, включая культурную и образовательную сферы, академические обмены, чем занимается, в частности, Российское общество изучения Канады.


Список литературы

[1] Бравин Н. Российско-канадские торгово-экономические отношения. 2007. Available at: http://www.vneshmarket.ru; Конов Н. Соглашение о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой. 2006. Available at: http://www.lawmix.ru; Подберезкин И. Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой. 2007. http://www.nasledie.ru; Полянов Г. Декларация о дружбе и сотрудничестве между РФ и Канадой. 2008. Available at: http://www.lawmix.ru.

[2] Statistics Canada: Canada's national statistical agency. Available at: https://www.statcan.gc.ca/eng/start.

[3] Федеральной службы государственной статистики. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru.

[4] Канадскоe агентство по международному развитию. 22.10.2017. Available at: www.canadainternational.gc.ca/russia-russie/bilateral_relations_bilaterales.

[5] Harper S. Crimea Under 'Illegal Military Occupation'// Huffington Post. 05.06.2014. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Harper S., Kick Russia Out Of G8. // CBC. 22.05.2014. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations/3/.

[6] Perkel C., Levitz S., Russia Fumes After Canada Snubs Space Officials. // Huffington Post. 30.11.2014. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[7] Thibedeau H. When Chretien Met Putin// CBC News. 19.05.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Blanchfield M. Chretien Meets Putin Despite Harper's Opposition. // Huffington Post. 30.06.2015. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[8] My ST here: http://ow.ly/u8Ohf 5:45 AM. – 02.03.2014 ССЫЛКА НЕРАБОЧАЯ

[9] Berthiaume L. Liberals Take Biggest Step Yet To Thaw Russian Relations. // Huffington Post. 07.25.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[10] Dion S. CanadianMinister of Foreign Affairs is ready to re-establish diplomatic relations with Russia. Speech at the University of Ottawa onCanada-Russia relations. 2016. // CBC. Available at: www.cbc.ca/news/politics/freeland-russia-fallout.

[11] Dion Condemns Russia But Stops Short Of Cutting Off Relations. 10.04.2016; Canadian Economy Suffering From Russia Sanctions. 06.02.2016.

[12] Кузьмина Т.Р. Новый министр иностранных дел Канады: новый курс? // Канадский ежегодник. ИВИ РАН/РОИК. М. 2017

[13] Canada To Host Conference With Russia Despite 'Profound' Issues. 10.04.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Berthiaume L., Liberals Take Biggest Step Yet To Thaw Russian Relations. // Huffington Post. 25.07.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Wade J. Canada Will Benefit By Re-Engaging Russia. // Huffington Post. 04.01.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[14] Canadian Troops. More Canadian Troops Headed To Europe. // Huffington Post. 13.09.2014. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[15] Omar M. Chrystia Freeland: Canadians Should Be 'Prepared' For Russian Efforts To Destabilize Political System. // Huffington Post. 03.06.2017. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[16] Canada To Host Conference With Russia Despite 'Profound' Issues. // Huffington Post. 29.09.2016. Available at: www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Durden T. Will Chrystia Freeland Finally Ruin Canadian-Russian Relations? 17.03.2017. Available at: www.strategic-culture.org/news.

[17] Blanchfield M. Canada Won't Bargain With Russia Over Freeland's Travel Ban. // Huffington Post. 01.11.2017. Available at: http://www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations; Canada Won't Bargain With Russia Over Freeland's Travel Ban. // Huffington Post. 01.11.2017. Available at: http://www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[18] World Service Poll 2014. // BBC. 2014. Available at: http://www.globescan.com/2014/country ratings.

[19] Brewster M. Ward J. Canadian Soldiers To Train Ukrainian Military Cops. // Huffington Post. 02.07.2015. Available at: http://www.huffingtonpost.ca/news/canada-russia-relations.

[20] Министерство иностранных дел РФ. Available at: http://www.mid.ru/.

[21] Канадскоe агентство по международному развитию. 22.10.2017. Available at: http://www.canadainternational.gc.ca/russia-russie/bilateral_relations_bilaterales.



Печать