Печать
?1, 2018

'НОВЫЙ КУРС' ПРЕЗИДЕНТА Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

А.Ю. Давыдов,
ведущий научный сотрудник
Отдела экономических исследований
Института США и Канады
Российской академии наук
e-mail:

Аннотация. 'Великая депрессия' 1929−1933 гг. представляла собой самый серьезный экономический кризис в истории США. Президент Ф. Рузвельт предложил и осуществил ряд мероприятий по преодолению кризиса. В статье предложены меры по усилению государственного регулирования российской экономики.

Ключевые слова: Великая депрессия, президент Ф. Рузвельт, президент Г. Гувер, Новый курс, Закон о банках и банковской деятельности 1933 г.

F.D. ROOSEVELT ECONOMIC POLICY: NEW DEAL

Andrey Y. Davydov
Research Fellow
Department for Economic Studies
Institute for the US and Canadian Studies
Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation.The Great Depression of 1929-1933 was the most serious economic crisis in the U.S. history. President F. Roosevelt introduced some economic measures for overcoming this crisis. Some suggestions for the strengthening of Russian economy state regulation are made in the article.

Keywords: Great Depression, President F. Roosevelt, President H. Hoover, New Deal, U.S. Banking Act of 1933.

В 2017 г. Россия, похоже, выйдет на положительную траекторию экономического роста: ожидается, что прирост валового продукта РФ к концу этого года составит 1,5−2%. Это немного, учитывая существенное падение производства и экспорта в 2014-2016 гг. Для достижения устойчивого и сбалансированного экономического роста, не зависящего лишь от конъюнктуры мирового рынка нефти, предстоит решить немало сложных проблем.

Примером достаточно успешного решения национальных экономических проблем в кризисных ситуациях путем политики "сверху", то есть посредством активного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, является 'Новый курс' американского президента Ф. Рузвельта, реализованный в 1933−1938 гг. 'Новый курс' Ф. Рузвельта представлял собой комплекс политических, экономических, социальных и других мероприятий. Здесь мы рассмотрим главным образом экономические аспекты этой программы. 'Новый курс' президента Ф. Рузвельта возник как средство преодоления величайшего в мировой истории экономического кризиса 1929−1933 гг. В Европе этот кризис стимулировал победу фашизма, в США 'Новый курс' Рузвельта позволил утвердиться и доказать превосходство принципам демократии и рыночной экономики.

Экономическое развитие США накануне 'Великой депрессии'

1920-е годы стали для США периодом достаточно успешного экономического развития. В отличие от Европы, которая была разрушена Первой мировой войной и галопирующей инфляцией, Соединенные Штаты вполне успешно наращивали экономический потенциал и увеличивали национальное богатство. Традиционно успешно развивались аграрный сектор и добывающая промышленность. Производство чугуна (очень важный экономический показатель для того времени) в 1925 г. достигло 38 млн тонн - почти половина мирового производства; в пять раз больше, чем в Великобритании (7,5 млн т) 1 . Успешно развивались производство и экспорт в новых для того времени отраслях: производство грузовых и легковых автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, электрических двигателей и металлорежущих станков. Конвейеры, впервые появившиеся на автомобильных заводах еще до Первой мировой войны, стали повсеместно использоваться в обрабатывающих отраслях. Использование конвейеров вело к снижению себестоимости и розничных цен, повышало конкурентоспособность американских товаров на внутреннем и мировом рынках.

Для финансирования бизнеса стали широко использоваться рыночные механизмы, то есть эмиссии ценных бумаг. Банки и частные инвесторы, стремясь получить прибыль, вкладывали свободные сбережения в акции и облигации промышленных корпораций. На волне растущего спроса цены корпоративных бумаг динамично росли. За период 1925−1929 гг. индекс Доу-Джонса, отражающий совокупную капитализацию лидеров американской индустрии, вырос в три раза. В 1928−1929 гг. индекс Доу-Джонса вырос на 40%, а оборот торговли ценными бумагами увеличился в 2,5 раза.

В 1920-е годы очень динамично развивался внутренний кредитный рынок. Домашние хозяйства охотно брали доступные кредиты для покупки недвижимости, легковых автомобилей, холодильников, стиральных машин. В 1925 г. один легковой автомобиль приходился на четырех граждан страны, то есть фактически каждая американская семья имела индивидуальное средство передвижения. Частные инвесторы также брали банковские кредиты для покупки ценных бумаг.

Темпы роста валового продукта в США существенно опережали соответствующие показатели ведущих европейских стран: в 1913−1929 гг. среднегодовой рост ВВП США составил 3,1% 2 . Для сравнения, рост ВВП Великобритании в те же годы в среднем составлял 0,8%, Германии - 0,4% 3 . Валовой продукт США в 1929 г. достиг 103 млрд долл. в ценах того времени, увеличившись втрое по сравнению с 1910 годом 4. ВВП на душу населения США в 1929 г. составил 897 долл. - это намного больше, чем современные показатели многих развивающихся стран.

Президент США К. Кулидж, покидая в 1928 г. свой пост, оптимистично оценивал ближайшие перспективы США: 'Никогда еще перед конгрессом Соединенных Штатов, собравшимся рассмотреть положение дел в стране, не открывалась такая приятная картина, как сегодня. Во внутренних делах мы видим покой и довольство <:> и самый длинный период процветания. В международных делах - мир и доброжелательность на основе взаимопонимания' 5. Любые пессимистические оценки перспектив экономического развития США считались непрофессиональными.

Вместе с тем в экономике США 1920-х годов, которая почти не регулировалась государством, накапливались серьезные проблемы. Известный российский экономист Н.Д. Кондратьев, проанализировав статистику экономических показателей США (а также Британии, Германии, Франции), выдвинул гипотезу о существовании 'больших циклов' экономической конъюнктуры 6. Исходя из этой гипотезы, в 1920-е годы в индустриальных странах должно было происходить постепенное замедление экономической активности, связанное со сменой технологических укладов. Низшую точку 'большого цикла' индустриальный мир должен был пройти на рубеже 1930-х годов.

Гипотеза Н.Д. Кондратьева подтверждалась хозяйственной практикой США 1920-х годов. В стране участились среднесрочные спады экономической активности: они были зарегистрированы в 1920−1921 гг. (годовой ВВП снизился на 7%), 1923−1924 гг. и в 1926−1927 гг. Последние два спада не были глубокими (регистрировалось лишь квартальное снижение производства), однако их периодичность свидетельствовала о нарастании хозяйственных проблем.

Начало 'Великой депрессии'

С точки зрения классической экономической теории основной причиной циклического кризиса 1929−1933 гг. было перепроизводство товаров и услуг на американском внутреннем рынке на фоне дефицита денежной массы и падения платежеспособного спроса. Напомним, что в рамках действующей тогда Генуэзской валютной системы доллар США являлся одной из ключевых резервных валют и имел фиксированное золотое наполнение. Между тем в 1920-е годы темпы прироста золотых запасов США существенно отставали от роста американской экономики. Федеральная резервная система США (ФРС) очень осторожно увеличивала денежную массу, опасаясь инфляции. Вместе с тем с целью стимулирования экономической активности ФРС постепенно снижала учетную ставку. Это способствовало бурному развитию фондового рынка, ибо рентабельность работы на рынке ценных бумаг заметно превышала рентабельность промышленных и аграрных предприятий. При этом и риски работы на фондовом рынке намного выше, чем, к примеру, в сельском хозяйстве.

На внутреннем рынке США возникла ситуация, когда количество квазиденег (ценных бумаг, расписок и пр.) резко выросло, а возможности дальнейшего финансирования за счет банковских кредитов закончились.

24 октября 1929 г. ('черный четверг') началось обвальное падение акций лидирующих американских корпораций ('Дженерал Моторс', 'Дженерал Электрик', 'Вестингауз' и др.). Индекс Доу-Джонса снизился на 11%. За 'черным четвергом' последовала 'черная пятница' и 'черный понедельник'. Всего за три дня индекс Доу-Джонса снизился еще на 20%.

29 октября ('черный вторник') падение фондового рынка продолжилось. Всего было продано 30 млн ценных бумаг, а потери инвесторов составили 30 млрд долл. (примерно треть валового продукта США 1929 г.). Состоятельные инвесторы стали покупать золото, однако большинство становилось банкротами.

Поскольку, как отмечалось выше, именно фондовый рынок являлся основным источником финансовых ресурсов для американской экономики, полный паралич этой важной составляющей национального хозяйственного комплекса США привел к фактической остановке работы всех производственных отраслей.

Следом за обвалом фондового рынка в США начал развиваться банковский кризис. Разорившиеся инвесторы не могли платить по своим долгам, соответственно коммерческие банки оказались не в состоянии выполнять финансовые обязательства перед другими банками. Череда банковских банкротств стала развиваться по 'принципу домино'. За короткий период конца 1929 − начала 1930 гг. более тысячи американских банков оказались банкротами и потеряли свои лицензии.

Банкротство кредитных и финансовых учреждений привело к массовому банкротству производственных предприятий. Поскольку финансовая система страны оказалась парализованной, предприятия не могли получать кредиты или выходить на рынок ценных бумаг и, в конечном счете, не могли существовать дальше. Банкротство производственных предприятий привело к катастрофическому росту безработицы.

Тем не менее изначально финансовый кризис 1929 г. достаточно спокойно воспринимался многими политиками США. В конце концов, это был уже не первый экономический кризис, который пережила Америка. В мае 1930 г. президент США Герберт Кларк Гувер говорил следующее: 'Хотя катастрофа произошла всего шесть месяцев назад, я уверен, что самое худшее позади и продолжительными совместными усилиями мы быстро преодолеем спад. Банки и промышленность почти не затронуты. Эта опасность также благополучно миновала' 7.

К сожалению, худшее было впереди. Последствия экономического кризиса были драматичны для экономики США и граждан страны.

Последствия экономического кризиса 1929−1933 гг.

В результате экономического спада и массового банкротства предприятий к 1933 году валовой внутренний продукт США упал на 46% по сравнению с докризисным уровнем и составил 56 млрд долларов 8.

Уровень промышленного производства также снизился на 46% по сравнению с 1929 годом. После 'Великой депрессии' промышленность США была фактически отброшена к уровню 1911 года.

Количество зарегистрированных на биржах труда безработных в США к 1933 г. достигло почти 13 млн человек, что составляло четверть экономически активного населения страны. Реальная безработица была еще выше (по некоторым оценкам до 20 млн. человек).

Более 130 тыс. американских компаний оказались банкротами и прекратили производственную деятельность. Продажи сохранившихся корпораций упали на 60% по сравнению с 1929 годом.

Общая капитализация рынка США (совокупная стоимость корпоративных ценных бумаг) уменьшилась с 87 млрд долл. в 1929 г. до 19 млрд в 1933 году.

От последствий экономического кризиса пострадало и сельское хозяйство, особенно арендаторы земли в южных штатах США. В связи с падением платежеспособного спроса цены на аграрную продукцию на внутреннем рынке США упали в 3-4 раза. Неплатежеспособные арендаторы теряли право аренды земельных наделов, у собственников банки отбирали заложенную землю и фермы. Разорилось почти 900 тыс. фермерских хозяйств, при этом цены на сельскую недвижимость уменьшились в 10 раз.

Люди, потерявшие недвижимость, строили на окраинах городов временные строения из бросовых материалов. Такие поселки бездомных получили название 'гувервилей' по имени президента Герберта Гувера. Полиция и отряды состоятельных американцев уничтожали 'гувервили', но они возникали вновь.

Экономические преобразования президента Герберта Кларка Гувера

Президент Гувер, на которого легло основное бремя вывода США из тяжелейшего экономического кризиса, небезуспешно пытался решить проблему традиционным консервативным методом − путем кредитной накачки экономической системы, или 'смягчения' денежной политики ФРС. Однако традиционный лозунг монетаристов − 'Деньги решают все' (Money only matters) хоть и замедлял развитие кризиса, но не позволял его преодолеть его радикально. Коммерческие банки получили от Федеральной резервной системы значительные кредиты под невысокий процент. На эти деньги они могли бы кредитовать промышленность и аграрный сектор. Однако банки предпочитали скупать золото, чтобы снизить риски, или вкладывались в подешевевшие корпоративные ценные бумаги, или скупали дешевую недвижимость.

В условиях кризиса перепроизводства товаров и затоваривания инвентарных запасов новая продукция в любом случае не могла найти своего покупателя. Многие средние и малые предприятия закрывались, крупные предприятия переходили на сокращенную рабочую неделю. Промышленное производство сократилось наполовину, в автомобильной промышленности − в пять раз. Форд уволил больше половины своих работников, а оставшихся перевел на сокращенную неделю. Реальная заработная плата покрывала лишь половину прожиточного минимума. При этом полной занятостью было обеспечено лишь десять процентов работающих американцев.

Массовые забастовки трудящихся способствовали окончательной деградации промышленности. Во многих крупных городах происходили столкновения бастующих с полицией. При разгоне демонстраций использовалось огнестрельное оружие и слезоточивый газ.

Стремясь поддержать цены на продукты, крупные производители сельскохозяйственной продукции предпочитали частично уничтожать ее. Поля запахивались, зерно сжигалось, молоко выливалось на землю, скот и птица забивались и уничтожались.

Некоторые фермеры, сохранившие землю, пытались сбывать свою продукцию незаконно − по низким ценам. Наладился натуральный бартерный продуктообмен, появились лавки, где овощи и зерно обменивались на потребительские товары и услуги.

Некоторые крупные предприятия и организации вводили собственные 'квазиденьги' или купоны, которыми расплачивались с работниками. Рабочие могли покупать на эти купоны товары в определенных магазинах, принадлежащих работодателям.

В 1930 г. более миллиона американцев приняли участие в национальной демонстрации безработных. Против демонстрантов них вышла армия и танки под командованием генералов Макартура, Эйзенхауэра и Паттона.

Суммируя результаты экономической политики президента Гувера в 1929−1933 гг., можно сказать, что Гувер мог бы войти в историю своими масштабными проектами по спасению американской экономики. Однако за четыре года правления администрации Гувера не был достигнут заметный положительный результат, страна продолжала пребывать в рецессии. Тем не менее нужно признать, что администрация Гувера создала серьезную базу для последующих экономических преобразований.

Экономические преобразования президента Ф. Рузвельта. 'Новый курс'.

Президент Гувер не был переизбран на второй срок. К моменту избрания Ф. Рузвельта президентом промышленное производство в США продолжало сокращаться. Решающая роль в углублении масштабов кризиса принадлежала монополиям в промышленной и банковской сферах, ослаблявших механизмы рыночной конкуренции. В 1929−1933 гг. промышленные монополии в США реагировали на циклическое сокращение масштабов сбыта главным образом не путем снижения цен, а сокращением объемов производства 9. Действительно, в 1929−1933 гг. объем производства в группе девяти наиболее монополизированных отраслей США уменьшился на 40−90%, тогда как цены изменились не более чем на 10−12%.

Поставив в центр государственной политики задачу стимулирования предпринимательской активности, Рузвельт предложил комплекс мер активного влияния администрации на экономику США.

Основными в экономической системе 'нового курса' президента Рузвельта являлись следующие мероприятия:

- оказание поддержки финансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий;

- стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот;

- стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;

- принудительное картелирование промышленных предприятий;

- государственное регулирование уровня промышленного производства;

- введение отраслевых 'кодексов честной конкуренции' определявших единую политику цен, фиксировавших размеры производства, распределявших рынки сбыта;

- администрация в рекомендующем режиме стала определять минимальный уровень заработной платы.

Для поддержания спроса президент Ф. Рузвельт стал применять точечные финансовые инъекции. Следуя рекомендациям ведущего экономиста того времени Дж. Кейнса, администрация президента Ф. Рузвельта постоянно занимала, перезанимала и расходовала деньги, увеличивая тем самым скорость их обращения. Значительные суммы при этом расходовались на оказание финансовой помощи банковским и кредитным учреждениям, промышленным трестам и транспортным компаниям, строительным корпорациям, а также безработным и фермерам.

Главным источником финансирования экономических реформ президента Ф. Рузвельта стало увеличение внутреннего государственного долга американского правительства. Следует отметить, что ко времени прихода президента Ф. Рузвельта к власти государственный долг США был сравнительно небольшим по сравнению с другими странами. В Великобритании, например, государственный долг в начале 1930-х годов составлял около 30% национального богатства, тогда как в США − менее 8%. Чтобы достигнуть уровня задолженности Великобритании, США могли увеличить свой внутренний долг примерно на 50 млрд долл., учитывая экономические условия и цены 1933 г. Излишне говорить, что в условиях развитого рынка ценных бумаг государственный долг финансировался путем эмиссии государственных облигаций и казначейских векселей, по которым выплачивались проценты и которые высоко котировались ввиду их высокой надежности.

Президент Ф. Рузвельт, наряду с финансированием частного сектора, развернул обширную программу общественных работ и государственного строительства. В 1933 г. был опубликован Акт о лесопосадках, по которому четверть миллиона безработных получили работу. До 1941 г. в посадке леса успели поучаствовать 2 млн человек. Оплата была минимальной, но еда и жилье предоставлялись бесплатно.

Были приняты меры для оздоровления денежной системы США. Рузвельт потребовал у Конгресса чрезвычайных полномочий, и таковые были ему предоставлены. Президент незамедлительно подписал закон, запрещающий вывоз и припрятывание золота. Через месяц, 5 апреля 1933 г. он издал указ об обязательной сдаче федеральным резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100 долларов всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых денег без обязательного золотого обеспечения.

Важным направлением деятельности администрации президента Ф. Рузвельта стала борьба за повышение цен, своего рода либерализация цен по-американски. В 1929−1932 гг., несмотря на высокую степень монополизации американской экономики цены заметно упали, усиливая депрессивные тенденции. Падение цен привело к резкому росту задолженности поставщикам вследствие нехватки денежной выручки. За время кризиса национальный доход США сократился наполовину.

Повышение цен рассматривалось администрацией президента Рузвельта в качестве предпосылки для оживления хозяйственной конъюнктуры. В сложившейся тогда ситуации некоторое увеличение инфляции в США действительно стимулировало выход из затянувшейся депрессии, способствовало росту деловой активности.

Для укрепления американской валюты была проведена девальвация доллара в начале 1933 г.

Важным направлением 'Нового курса' стало спасение банковской сферы экономики. Вера в стабильность банковской системы США настолько пошатнулась, что Рузвельт вполне мог национализировать всю банковскую систему США. Но он не национализировал банки, а старался с помощью государственных кредитов спасти их от банкротства. Спасая банковскую систему без изменения формы собственности, Рузвельт вместе с тем усилил государственное регулирование банковской сферы с целью укрепления ее надежности.

С целью усиления государственного контроля в банковской сфере в 1933 г. был принят закон 'О банках и банковской деятельности'. Этот закон сыграл принципиальную роль в дальнейшем развитии кредитно-банковской деятельности в США. Он больше известен под названием Закона Гласса−Стиголла по именам законодателей, которые внесли в этот закон ряд дополнительных статей (16, 20, 21 и 32). Именно эти статьи в совокупности и составляют закон Гласса−Стиголла, значение которого рассматривается ниже.

Закон 'О банковской деятельности' 1933 г. существенно упорядочил деятельность коммерческих банков. Многие ограничения, введенные этим законом, действовали до начала 1980-х годов, другие продолжают оставаться в силе и в настоящее время. По этому закону было запрещено выплачивать проценты по вкладам до востребования, а также по другим чековым вкладам, был поднят обязательный потолок капитала для учреждения банка, введены другие важные установления.

Одним из главных положений этого закона, определивших дальнейшее развитие банковской системы и всей финансовой сферы США стало создание Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД). Она приступила к деятельности в 1934 г. и в последующий период стала одним из главных институтов финансовой системы США. Законом было предусмотрено федеральное страхование депозитов для всех банков. Для национальных банков оно было установлено как обязательное, а для банков штатов - в добровольном порядке. В 1934 г., когда начала свою деятельность ФКСД, страхование вкладов производилось на сумму до 2500 долл., в последующие годы нормативы страхования были повышены: депозиты размером до 10 тыс. долл. подлежали страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. долл. − на 75%, а свыше 50 тыс. долл. − на 50%. Это обеспечило полное страхование депозитов всех мелких вкладчиков, а также большинства вкладчиков из среднего класса США.

ФКСД осуществляет не только страхование, но и ряд контролирующих и регулирующих функций. Уже к началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты. В дальнейшем, по мере развития регулирования в этом направлении страхование депозитов стало всеобъемлющим и охватило практически все кредитные институты. ФКСД проводило оценку учреждений, которые оно страховало, − их надежность, соответствие деятельности требованиям нормативных документов, уровень управленческих кадров. Не обеспечив страхования в ФКСД, банк не мог приступить к своей деятельности. ФКСД так же, как и высшие органы ФРС, проводит проверку деятельности кредитных учреждений на регулярной основе и при возникновении необходимости участвует в решении вопросов, связанных с открытием филиалов, слияниями кредитных учреждений и во многих других случаях. Широкий спектр полномочий ФКСД делает ее одним из важнейших учреждений в системе государственного регулирования кредитно-денежной системы США 10.

Принципиальное значение имели законы, принятые в области регулирования выпуска акций и других ценных бумаг, а также их обращения на первичном и вторичном рынке. Первым законодательным актом, регулирующим рынок ценных бумаг на федеральном уровне, стал закон 'О ценных бумагах', принятый в 1933 г. (Securities Act of 1933). Он ввел систему регулирования выпуска ценных бумаг в обращение и запретил фальсификацию торговли ценными бумагами. По этому закону были установлены требования, в соответствии с которыми эмитент был обязан обеспечить достаточно полное раскрытие информации для инвестора, чтобы тот мог принять обоснованное решение при приобретении ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг становился возможным только после того, как эмитент зарегистрирует в федеральном органе специальный документ − регистрационное заявление, содержащее оговоренную законом информацию об эмитенте и тех способах, посредством которых он собирается использовать полученные от продажи данных ценных бумаг денежные средства. Таким федеральным органом стала созданная позднее Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), на которую был возложен надзор за исполнением законов, регулирующих деятельность рынка ценных бумаг.

Другим ключевым законом в этой области стал закон 'О фондовых биржах', который был принят в 1934 г. (Securities Exchange Aсt of 1934). Этот закон поставил заслон на пути различных злоупотреблений, характерных для прошлого периода деятельности фондовых бирж и внебиржевого рынка. Установление честных и равноправных принципов торговли ценными бумагами было главным назначением этого закона. Он впервые установил единую систему регулирования рынков ценных бумаг, значительно расширил требования к корпорациям относительно содержания и порядка предоставляемой ими информации, ввел ряд жестких запретов на операции, способные нанести ущерб интересам инвесторов в ценные бумаги.

Комиссия по ценным бумагам и биржам, созданная в соответствии с этим законом, получила большие права по контролю за рынком ценных бумаг.

Комиссия по ценным бумагам и биржам осуществляла рассмотрение регистрационных заявлений и проспектов эмиссии, в которых излагались сведения о компании и выпускаемых ею ценных бумагах в соответствии с требованиями закона. Комиссия осуществляла проверку поданных документов и регистрацию, если в них не обнаруживались ошибки и нарушения. Для устранения ошибок и неточностей эмитенту предоставлялось определенное время. При этом регистрация проспекта эмиссии в Комиссии по ценным бумагам не означала какой-либо оценки качества ценных бумаг, или принятия на себя ответственности за достоверность представленной эмитентом информации. Обнаружение факта сообщения эмитентом недостоверной или заведомо ложной информации предусматривало жесткие санкции, включая судебное преследование как до регистрации, так и после этого события. Поэтому несмотря на высокий уровень требовательности со стороны Комиссии по ценным бумагам, регистрация выпусков ценных бумаг не снимала с эмитента ответственности за обоснованность проекта и достоверность представленной информации.

Все компании, ценные бумаги которых котировались на фондовом рынке, обязаны были зарегистрироваться в этой комиссии и предоставлять ей годовые, квартальные и другие отчеты, в которых должна была содержаться финансовая и другая установленная нормативными требованиями информация, раскрывающая параметры деятельности компании. Вся эта информация являлась общедоступной для любого лица, обратившегося в центральный офис или региональные управления Комиссии. В настоящее время она предоставляется в электронной форме, и доступ к ней упростился.

Комиссия, на основе данных ей полномочий осуществляла контроль за соблюдением установленных нормативных требований. Важно отметить, что этим законом были введены ограничения на сделки с ценными бумагами с использованием кредита, на продажи без покрытия, а также на операции с ценными бумагами директоров компаний и управляющих, имеющих доступ к внутренней информации (так называемых инсайдеров). Ряд распространенных прежде операций с ценными бумагами, наносящих ущерб рядовым инвесторам, в частности операции, ведущие к образованию финансовых пирамид, и другие злоупотребления, были запрещены этим законом.

Среди последующих законодательных мер по регулированию рынка ценных бумаг необходимо отметить принятый в 1938 г. Закон Мелони (Maloney Act), на основе которого государственный и общественный контроль был распространен также на внебиржевой рынок. Важно отметить, что система государственного регулирования рынка ценных бумаг сумела подчинить задачам этого регулирования деятельность общественных организаций и профессиональных объединений на данном рынке. В настоящее время это осуществляется через созданную на основе положений этого закона Национальную ассоциацию дилеров по ценным бумагам − НАСД (National Association of Security Dealers − NASD), в которой обязаны быть зарегистрированы все брокеры и дилеры, чтобы иметь право совершать торговые сделки с ценными бумагами между штатами.

Администрация президента Ф. Рузвельта восстановила разрушенный депрессией рынок ипотечного кредитования. 'Великая депрессия' показала, что традиционная система ипотечного кредитования не имеет встроенных элементов государственного регулирования, которые позволяли бы ей функционировать в периоды экономического спадов. Ввиду социальной значимости жилищной проблемы и неспособности частного сектора восстановить процесс ипотечного кредитования к стране, правительство США было вынуждено принять централизованные меры по изменению концепции и организации ипотечной системы.

В рамках 'Нового курса' Рузвельта администрацией США был предпринят ряд мер, которые привели к изменению ипотечной системы США. Основной задачей администрации являлось создание регулируемых государством источников ликвидных средств для финансирования ипотечных кредитов, объем которых был бы в меньшей степени обусловлен экономической ситуацией в стране и обеспечивал бы равномерный приток денежных средств в ипотечную сферу вне зависимости от циклических колебаний.

Для решения этой задачи в США были созданы дополнительные институты ипотечного рынка, которые в конечном итоге позволили разъединить процесс предоставления ипотечных кредитов, с одной стороны, и процесс привлечения средств в ипотечную сферу, с другой. Тем самым было положено начало процессу дезинтеграции ипотечной системы на первичный ипотечный рынок, охватывающий процесс предоставления и обслуживания ипотечных кредитов, и вторичный ипотечный рынок, связанный с ресурсным обеспечением ипотеки.

Важным шагом на пути формирования институциональных основ современной системы ипотечного кредитования стало создание в июне 1934 г. Федеральной жилищной администрации, ФЖА (FHA, Federal Housing Administration) в соответствии с законом 'О жилищном и городском развитии' (The Housing and Urban Development Act). Основными направлениями деятельности ФЖА являются создание системы взаимного страхования ипотечных кредитов и совершенствование стандартов ипотечного жилищного кредитования. Федеральная жилищная администрация стала первой страховой компанией, учрежденной государством и специализирующейся на страховании кредитного риска по ипотечным жилищным кредитам.

Наиболее практикуемым ФЖА видом ипотечного кредита стал кредит с фиксированной процентной ставкой и равными периодическими выплатами (level-payment, fixed-rate mortgage), или аннуитетный кредит. С точки зрения заемщика данный кредит был выгоден тем, что, во-первых, предоставлялся на более долгий срок, чем традиционный кредит (сейчас жилищные кредиты в США предоставляются на срок от 15 до 30 лет), а во-вторых, размер ежемесячных выплат был фиксированным на протяжении всего срока кредита. Что важно, для заемщика сохранялась возможность досрочного погашения основной части по кредиту в любом объеме и в любой момент времени, что расширяло его возможности в области управления своим долгом и распоряжения жильем. При выдаче ипотечных ссуд кредиторы должны были проводить процедуру анализа вероятности погашения кредита в соответствии с требованиями и критериями, установленными Федеральной жилищной администрацией.

Закон 1935 г. о холдинговых компаниях в предприятиях общественного пользования расширил полномочия биржевой комиссии в отношении защиты прав акционеров и борьбы с экономически не оправдавшими себя 'пирамидами' холдинговых компаний. Несколько позднее, в 1938 г. биржевая комиссия заручилась поддержкой федеральных судов в защите интересов покупателей акций. Одновременно Федеральной резервной системе было вменено в обязанность препятствовать использованию банковских кредитов в спекулятивных целях.

Центр тяжести банковского и ипотечного законодательства 1933−1935 гг. лежал не только в легализации банковских филиалов, не только в страховании депозитов и в защите держателей акций, а прежде всего в усилении роли государства в кредитно-финансовой системе и в экономике США в целом. Государство при Рузвельте стало крупнейшим кредитором частного хозяйства. Правительство взяло в свои руки и поставило под свой контроль банковские и валютные операции США.

Закон о золотом резерве передал драгоценный металл, на котором базировалась американская валюта, в распоряжение казначейства.

Несомненной заслугой Рузвельта является то, что, став президентом, он немедленно создал неофициальный экономический совет, так называемый 'мозговой трест', состоявший из серьезных экономистов-теоретиков. Основными фигурами 'мозгового треста' были профессора Колумбийского университета: А. Берли, Р. Молей, Р. Тагуелл и др.

Следует отметить, что в планировании правительство целиком полагалось на предпринимателей, отводя себе подчиненную роль. Для того, чтобы национальные монополии не возражали против идеи 'плана', им была предложена компенсация − отмена антитрестовских законов.

16 июня 1933 г. вошел в силу закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности (National Industrial Recovery Administration − NRA). В соответствии с законом каждой отрасли промышленности было предложено добровольно выработать 'кодексы честной конкуренции', которые установят размеры производства, уровень зарплаты, рамки рабочего времени, распределят рынки между конкурентами. Кодексы после их одобрения президентом приобретали законную силу и освобождали соответствующие отрасли от юрисдикции антитрестовских законов.

Проводя активную политику усиления воздействия государства в области экономики, правительственные органы приняли в конце 30-х годов XX века серию централизованных программ-заказов, особо оплачиваемых из федерального бюджета. Сюда вошли закупки товаров по программе Красного Креста, заказы на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье и оборудование.

Администрация президента Ф. Рузвельта осуществила и перестройку в области государственных контрактов: была принята развернутая программа единых межведомственных заказов на оборудование и технику для военных целей, приобретение земли и другие специальные программы по укреплению экономического и военного потенциалов США.

В области сельского хозяйства 'новый курс' состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались компенсации. Закон 'О сокращении производства сельскохозяйственной продукции', известный как ААА (Agricultural Adjustment Act), вошел в силу 12 мая 1933 года. Согласно этому закону производство пшеницы, хлопка, кукурузы, риса, табака, мяса и молока сокращалось настолько, чтобы соотношение между ценами на сельскохозяйственные товары и промышленные товары соответствовало соотношению среднего уровня этих цен за пятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне.

Наряду с сокращением продукции сельского хозяйства 'новый курс' предусматривал консолидацию фермерских долгов. Согласно указу президента США от 27 марта 1933 г., было создано Фермерское кредитное управление, объединившее различные системы сельскохозяйственных банков, функционировавших до тех пор в стране. К концу первого года существования Фермерского кредитного управления это кредитное учреждение предоставляло займы фермерам в среднем в размере 5 млн долл. в день. В 1939 г. после ряда реорганизаций Фермерское кредитное управление было преобразовано в отдел министерства сельского хозяйства США.

'Новый курс' предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных прежде всего на сокращение безработицы. В этих целях была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных.

Экономические реформы, проводившиеся в рамках 'нового курса' Рузвельта, оставили глубокий след не только в хозяйственной жизни США 1930-х годов. 'Новый курс' имеет огромное теоретическое значение как блестящий образец активной политики государственного вмешательства в экономику в условиях затяжной экономической депрессии. Несмотря на некоторые негативные последствия (значительный рост бюджетного дефицита и внутреннего долга), 'новый курс' способствовал определенному реформированию экономической системы США, создал целый ряд новых политических и финансовых институтов, смягчил рост социальной напряженности и сдержал политический экстремизм.

Вряд ли уместно проводить прямые аналогии между США 1930-х годов и современной Россией. 'Великая депрессия', несмотря на огромные масштабы спада, носила в основном циклический характер, цены в США в 1929−1932 гг. устойчиво падали, дефицит бюджета был сравнительно невелик, что позволило осуществить финансовую дозаправку экономики.

В современной России замедление темпов экономического роста носит во многом структурный характер. Вместе с тем, сама идея 'нового курса' как магистральной программы радикальных экономических реформ актуальна для России. Несмотря на существующие политические, социальные и хозяйственные трудности, Россия может в ближайшее десятилетие ответить на вызов времени и войти в число современных в технологическом, экономическом и социальном смысле держав.

Стратегия ответа России на вызов времени могла бы состоять в определенном усилении государственного регулирования на основе продуманной концепции национальной экономической безопасности. При разработке этой концепции может учитываться позитивный опыт США, равно как и других стран, преодолевших и преодолевающих в настоящее время трудности экономического роста. Создание глобальной концепции национальной экономической безопасности может стать важным этапом на пути реализации российских реформ.


Список литературы

[1] Historical Statistics of the U.S.: Colonial Times to 1970. Wash., D.C. 1975. P. 224. Series F 1-5.

[2] Ibidem.

[3] Ibidem.

[4] Ibidem.

[5] Поллард А. М., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Банковское право США. М.: Прогресс. 1992.

[6] Кондратьев Н.В. Проблемы экономической динамики. М.: Мысль. 1989.

[7] Поллард А. М., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Указ. соч.

[8] Jonathan Meer, David Miller. The Great Depression and Charitable Giving // NBER Working Papers. December 2016.

[9] Д. Кидуэлл, Р.Петерсон, Д. Блэкуэлл. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2000.

[10] Поллард А. М., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Указ. соч.



Печать