ПЛАНЫ Б. ОБАМЫ
ПО ПРОДОЛЖЕНИЮ РЕФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кочетков Г.Б., к.э.н., заведующий Центром проблем управления Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В тексте анализируются планы нового президента США по реформированию правительства. Заимствуя лучшее как из программы «переосмысливания роли и места правительства» Клинтона, так и из «управленческой инициативы» Буша, Барак Обама сосредоточит свое внимание на этических проблемах исполнительной власти, влиянии лоббистов на конгресс и правительство, прозрачности правительственных акций и вышедших из-под контроля расходах бюджета. Президент воспользуется приобретенным в сенате опытом по внедрению информационных технологий в работу правительства и создаст в своей администрации две новых должности высокого ранга для эффективного использования технологий XXI в. в провозглашенных реформах.
Ключевые слова: США, Барак Обама, государственное управление, реформа правительства, управленческая этика, лоббирование, исполнительные меры
Barak Obama’s Plan on Government Reform
Gennady B. Kochetkov
Candidate of Economics, Head of Center for Management Studies
The Institute for the US and Canadian Studies RAS
e-mail:[email protected]
Annotation: The author provides the analysis of the president-elect plans on the government reform. Barak Obama will pick the best from both Clinton’s “reinventing the government” and Bush’s “management agenda”. The major areas of his attention will be the ethics in the executive branch, excessive lobbyists influence on congress and government, the transparency of the government actions, and wasteful budget spending that are out of control. The New President will use his experience in the implementation of Internet and other information technologies into the government procedures he gained when he was the Senator. He will heavily relay on the new technologies and will set two top ranking positions in his administration to implement and effectively use the 21st century technology for his government reform.
Key words: government reform, government ethics, lobbying, chief performance officer, SWAT team, president’s management agenda, performance measurement.
Вопросы о роли и месте федерального правительства в жизни американского общества, об эффективности его работы постоянно присутствуют в политической борьбе демократов с республиканцами. Демократы выступают за прозрачное, подконтрольное обществу правительство. В годы правления демократов масштабы деятельности федерального правительства, как правило, растут. Республиканцы, приходя к власти, прежде всего свертывают социальные программы и увеличивают расходы на оборону и национальную безопасность.
Для республиканцев любое правительство – это зло по определению, поскольку ограничивает свободу частной инициативы. В прошедшие годы именно при республиканских администрациях Рейгана и Бушей дефицит госбюджета – главный показатель неэффективности правительственного аппарата – достигал небывало высокого уровня. Демократы при Клинтоне, напротив, провели радикальное сокращение расходов аппарата и довели эффективность работы правительства до уровня, при котором был накоплен значительный профицит федерального бюджета. С приходом к власти администрации Дж. Буша-мл. этот профицит был полностью «съеден» в первые же годы, и страна снова вернулась к состоянию постоянных дефицитов.
Исторически каждый президент, вступая в должность, предлагал свой вариант решения проблемы эффективности правительства: Кеннеди ввел в его работу системный анализ; Никсон предложил радикальную перестройку структуры министерств, сократив их число до возможного минимума; Картер ввел процедуры и методы целевого управления; Рейган и Буш-старший развернули борьбу с бюрократией. Клинтон, не заявляя радикальных шагов, вернулся к идеям целевого управления, дополнив их, однако, законодательным установлением контроля и отчетности по целям всех ведомств. Он ввел для всех министерств обязательное скользящее пятилетнее стратегическое планирование и сделал это достаточно успешно. Именно при Клинтоне был ликвидирован дефицит работы федерального правительства, а численность его аппарата была сокращена до уровня 1950‑х гг.
Управленческая инициатива президента Дж. Буша
Президент Дж. Буш-младший, с одной стороны, должен был продолжить программы повышения эффективности правительства, начатые при Клинтоне (так как они были оформлены в виде федеральных законов и приняты республиканским конгрессом); а с другой – обязан был предложить свою программу реформ государственного управления, что и было сделано: в августе 2001 г. была провозглашена Управленческая инициатива Президента (
President’s Management Agenda)
[1].
В основе инициативы Дж. Буша лежала идея о том, что любой правительственный орган и все правительство в целом должны управляться как бизнес, то есть целью их деятельности должно стать удовлетворение потребностей своих «клиентов» – граждан США, частного бизнеса и правительств муниципалитетов и штатов – и эта деятельность должна оцениваться по степени достижения поставленных целей. В связи с этим в предложенной программе реформ постулировались три принципа:
1. прежде всего удовлетворять потребности граждан (внутренние интересы отдельных ведомств и их лидеров не должны ставиться выше интересов граждан, которым эти ведомства служат);
2. ориентироваться на конкретные результаты, при этом измеряемые;
3. применять все последние достижений рыночной экономики и управления.
В первоначальном варианте Управленческая инициатива предполагала внедрение пяти общеправительственных нововведений и их демонстрацию на примере девяти конкретных программ в определенных ведомствах. При этом декларировалось, что новая инициатива не подменяет ранее принятых решений по совершенствованию управления, а приводит их в систему и нацеливает на служение каждого ведомства обществу и всем гражданам.
В качестве пяти основных нововведений были выделены:
· стратегическое управление кадрами;
· конкурсная закупка продукции и услуг для нужд правительства;
· повышение эффективности финансового менеджмента;
· широкое использование информационных технологий;
· интеграция бюджетного процесса и оценки исполнения.
Подчеркивалось, что все эти нововведения теснейшим образом связаны между собой и их внедрение должно осуществляться в виде целостной системы.
Республиканцы предложили предоставить больше свободы в управлении главам федеральных ведомств (freedom to manage), обосновывая это тем, что руководители федеральных органов связаны по рукам и ногам требованиями, взятыми в большинстве своем не из практики эффективного управления, а из общих представлений о социальной справедливости. Администрация выступила спонсором законодательной инициативы Freedom to manage («Свобода управлять»), которая предоставляла правительству специальные полномочия для скорейшего преодоления законодательных барьеров (fast-track authority). Администрация обязывалась внести в конгресс законодательство, способствующее «устранению управленческих барьеров» на пути внедрения президентской инициативы и, фактически, приводящее к снижению контроля над исполнительными органами со стороны конгресса и общества. Параллельно Административно-бюджетное управление администрации президента предложило специальные законы по «освобождению» федеральных чиновников от излишнего «бюрократического контроля» в таких областях, как управление персоналом, бюджетный процесс и управление государственной собственностью. Поскольку конгресс также находился в руках республиканцев, то все подобные инициативы не встретили серьезного возражения и были приняты.
В сопровождающих внедрение всего комплекса инициатив документах подчеркивалось, что правительственные эксперты не изобрели ничего нового, они лишь взяли из практики организационного управления крупных компаний то, что уже доказало свою жизнеспособность и эффективность. Но на практике именно это выведение чиновников из-под «излишнего контроля» конгресса в итоге обернулось увеличением штатов, падением эффективности, усилением закрытости процессов принятия решений. И если при администрации У. Клинтона правительственные расходы выросли очень незначительно, а дефицит федерального бюджета сократился, то за годы правления республиканцев (2000–2008) расходы увеличились на 57%, а бюджетный дефицит вышел за пределы разумного.
Необходимые изменения
В критике государственного управления со стороны президента Б. Обамы главным объектом стала бесконтрольность и непрозрачность федерального правительства. Еще в сентябре 2008 г. в меморандуме
The Change We Need in Washington[2]и последовавшем за ним выступлении в г. Грин-бей (шт. Висконсин) Обама изложил основы своего подхода к реформированию федерального правительства
[3]reinvention) роли и места правительства и провозгласил в качестве цели реформ «правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» (
A government that works better and costs less). Эксперты на основании этого сделали вывод, что, став президентом, Обама продолжит линию последней демократической администрации
[4].. Он подхватил лозунг президентства У. Клинтона о «переосмыслении» (
Но одновременно Б. Обама заявил, что будет продолжать и совершенствовать процедуры программной оценки, которые активно внедрялись республиканцами в рамках управленческой инициативы президента. Он продемонстрировал, что стремится не отбрасывать идеи и достижения предшественников, а использовать весь положительный опыт для решения острых проблем, стоящих перед правительством.
Основными проблемами в области государственного управления были названы:
§ засилье в законодательной и исполнительной власти лоббистов и групп, выражающих специальные интересы частных лиц;
§ секретность, сопровождающая действия республиканской администрации, которая прикрывается ссылками на «государственные секреты» и необходимость «борьбы с терроризмом»;
§ неконтролируемая обществом расточительность
[5].
Для их решения новый президент предложил систему мер, которая рассматривается ниже.
Ограничение влияния лоббистов и групп, выражающих интересы частных лиц
Начать наступление на лоббистов Б. Обаме позволяет то обстоятельство, что за всю историю современной Америки он является единственным кандидатом в президенты, который в ходе двухлетней предвыборной кампании не получил ни цента ни у лоббистов, ни у различных групп влияния, в том числе комитетов политических действий. Его кампания в значительной мере была профинансирована за счет пожертвований (в размере до 100 долларов), сделанных более чем двумя миллионами рядовых граждан США. Избрав в качестве главного орудия своей борьбы гласность и открытость работы как конгресса, так и федерального правительства, Б. Обама предложил:
· Прекратить подготовку законодательных инициатив «за закрытыми дверями». Возросшая за последние годы секретность работы правительства позволяет лоббистам и различным группам влияния излагать проекты законодательных актов и отчеты о заседаниях комитетов конгресса в благоприятном для них свете. Тоже происходит в кулуарах федеральных министерств и ведомств при подготовке их директив и постановлений. Предлагается реформировать работу как конгресса, так органов федерального правительства, чтобы основные решения принимались под контролем общественности. Это может быть достигнуто как изменением процедур работы государственных органов, включая определение самой секретности, так и более широким использованием современных технологий;
· Увеличить открытость органов исполнительной власти перед общественностью. Решения органов исполнительной власти оказывают непосредственное влияние на жизнь миллионов граждан страны, но в большинстве случаев население в принятии решений не участвует и узнает о введенных изменениях, когда все обсуждения уже закончены и практически ничего нельзя сделать. Федеральные ведомства работают в закрытом режиме и только раз-два в месяц проводят публичные слушания по актуальным проблемам. Представители общественности, как правило, не имеют возможности участвовать в работе ведомств, тогда как лоббисты и группы влияния свободно проникают в кабинеты федеральных чиновников и имеют все возможности повлиять на конечные результаты. Одним из наиболее известных скандалов, связанных со стремлением правительства скрыть свои действия, может служить работа целевой группы по разработке энергетической политики под руководством вице-президента Р. Чейни. Администрация стремилась всеми способами не допустить разглашения процедуры работы. Потребовалось решение Верховного суда США, чтобы заставить опубликовать документы целевой группы, из которых стало ясно, что многие положения национальной энергетической политики были связаны с работой лоббистов и групп влияния и были направлены против интересов страны в области охраны окружающей среды.
Планируется обеспечить доступ прессы на все заседания правительственных органов, где принимаются основные решения. Видеозапись таких заседаний и протоколы будут размещаться в свободном доступе на сайтах этих органов. Помимо этого Б. Обама обещает обязать органы федеральной власти внедрить современные информационные технологии, которые позволят гражданам не только наблюдать за происходящими дебатами по интернету, но и активно в них участвовать. Это сделает работу федеральных органов власти по настоящему открытой для общественности;
· Обеспечить гласность в вопросах государственных расходов и налоговых льгот для групп влияния. По планам Б. Обамы, все базы данных по расходам федерального бюджета должны быть выложены в Интернете. При этом он апеллирует к своему опыту создания двухпартийного сайта
Google for Government, на котором чиновники правительственных ведомств могут искать необходимую для работы информацию
[6].
Помимо этого, по инициативе и при участии сенатора Б. Обамы был создан сайт www.usaspending.gov, на котором размещена информация о федеральных грантах и контрактах и в ближайшем будущем появятся сведения о субконтрактах. Б. Обама был в конгрессе инициатором ряда двухпартийных инициатив по расширению объема доступной для широкой общественности информации о государственных расходах, включая копии контрактов, информацию об их исполнении подрядчиками, о допущенных подрядчиками нарушениях инструкций и законодательства, информацию о процедуре конкурсных торгов и их результатах.
Второй по объему источник финансовых нарушений в правительстве – это налоговые и другие льготы, предоставляемые компаниям при выполнении госзаказов. По мнению Б. Обамы, Административно-бюджетное управление администрации президента должно будет размещать информацию обо всех льготах на своем сайте в открытом доступе. Помимо этого, планируется создание специального агентства по контролю за получателями подобных льгот и оценке эффективности принятых мер;
· Централизовать информацию о деятельности лоббистов и о возникающих этических проблемах в работе правительственных ведомств. В соответствии с действующим законодательством, за соблюдение этических норм в правительстве отвечают ведомства, поэтому не существует общей информации о состоянии дел в данной области. В свою очередь, ведомства не заинтересованы в том, чтобы делать информацию о неэтичном поведении своих служащих публичной. Б. Обама предлагает создать в интернете единую, доступную широкой публике базу данных о деятельности лоббистов, финансовых поступлениях в фонды политических партий и этическом поведении чиновников федерального правительства.
Одновременно планируется повысить статус Управления правительственной этики(Office of Governmental Ethics), являющегося в настоящее время консультативным органом в аппарате федерального правительства, и предать ему функции регулирующего агентства. В своем новом качестве Управление должно будет вести базы данных о нарушениях этических норм в подразделениях правительства, выявлять случаи конфликта интересов, собирать данные о финансовом положении чиновников, являющихся политическими назначенцами, и их послужного списка. Всю эту информацию также планируется вывешивать в интернете;
· Ужесточить ограничения на использование фактора «вращающихся дверей» –так в США называется практика перехода работников из частного сектора в правительство и назад. Этот процесс органически встроен в политический механизм, и каждая смена администрации приводит к тому, что несколько тысяч ведущих специалистов страны приходят на работу в правительство, а затем вновь возвращаются в частный сектор.
Компании стремятся воспользоваться этим, чтобы ввести в состав правительства и комитетов конгресса своих представителей. В период правления республиканцев разразилось немало скандалов, в которых конгрессмены и сотрудники исполнительной власти лоббировали интересы определенных компаний, а после принятия соответствующего закона переходили на работу в эти компании (наибольшую активность в этом вопросе проявили фармацевтические компании).
Б. Обама предлагает, во-первых, запретить всем политическим назначенцам в течение первых двух лет работы в правительстве участвовать в разработке законодательных и регулирующих инициатив, которые каким-либо образом связаны с их предыдущим местом работы. Во-вторых, запретить тем, кто покидает государственную службу, становиться официальными лоббистами до окончания срока его администрации. С помощью этих мер он планирует «закрыть вращающиеся двери».
Разумное использование средств налогоплательщиков
В этой области усилия Б. Обамы прежде всего направлены на полное устранение или значительное ограничение использования «внеконкурсных» контрактов, политически мотивированных проектов, морально устаревших и неэффективных федеральных программ, а также предоставления необоснованных льгот корпорациям. Б. Обама предлагает:
· Создать новый орган по контролю исполнения. Механизм оценки программ, созданный при республиканской администрации в соответствии с законом 1993 г. (Government Performance and Results Act of1993) необходимосовершенствовать. По данным Управления правительственной отчетности (Government Accountability Office) конгресса, несмотря на то, что этот механизм активно внедрялся в рамках Управленческой инициативы президента в 2001–2008 гг., он редко использовался на практике при принятии решений.
Для исправления ситуации Б. Обама планирует создать в администрации президента новое, непосредственно ему подчиняющееся подразделение с особыми функциями, которое пока условно называется СВАТ-команда
[7]Chief Performance Officer)[8].. Возглавлять новое подразделение будет высший руководитель по контролю исполнения (
Основной задачей нового подразделения будет интерпретация информации, собираемой при регулярных оценках программ, и превращение ее в исходный материал для принятия решений. Специалисты, отвечающие за подготовку информации, должны знать процедуры оценки программ, возможности применения полученных результатов и разбираться в тонкостях государственного управления. (Впервые с проблемой анализа большого объема информации столкнулись крупные корпорации: их руководство захлестнул поток данных о работе отдельных подразделений. Для того чтобы подготовить и интерпретировать для высшего руководства эти данные, потребовалось ввести специальные процедуры анализа и пригласить экспертов.)
Предполагается, что СВАТ-команда будет использоваться не только как аналитическое подразделение, но и как орган реального управления. Так, если в процессе реализации программы выяснится, что ее цели не выполняются или эффективность недостаточно высока, то президент сможет направить специалистов СВАТ-команды в орган управления программой для уточнения ее целей, внесения изменений в руководстве и возможной коррекции плана осуществления, вплоть до сокращения бюджета программы.
Для повышения эффективности работы правительственных чиновников Б. Обама планирует ввести новые стимулы – систему бонусов за качественное и своевременное выполнение программ. Бонусная система также будет контролироваться СВАТ-командой, чья деятельность (как и все, что предлагается новой администрацией) будет открыта общественности через интернет;
· Сократить численность федеральных чиновников. При каждой реорганизации аппарата федерального правительства уменьшение его численности всегда представляло проблему. Администрацией У. Клинтона эта проблема действительно решалась, и численность аппарата сократилась до уровня середины 1950-х гг. В период правления республиканцев аппарат, напротив, разросся, главным образом за счет увеличения среднего персонала, а в собственно исполнителях на местах ведомства испытывали постоянную нехватку. В планы новой администрации входит такая реорганизация, при которой возрастет число представителей федеральных ведомств на местах и резко сократится количество уровней и численность среднего персонала. Наблюдатели отмечают, что в этой части планы реформ Б. Обамы во многом перекликаются с тем, что делалось администрацией У. Клинтона
[9].
Снижению уровня затрат будет способствовать ликвидация излишнего дублирования функций в правительстве. Предполагается наладить горизонтальное взаимодействие между различными ведомствами. Например, в соответствии с действующим законодательством, контролем безопасности пищевых продуктов заняты 15 правительственных органов. Вопрос об их интеграции в единую систему ставился неоднократно, однако ничего так и не было сделано.
3. Сокращение расходов
Новый президент обещает провести полную ревизию всех статей федерального бюджета на предмет поиска необоснованных расходов и ликвидации программ, которые не соответствуют требованиям современности или которые были сформированы по политическим соображениям, без учета мнения и потребностей рядовых граждан.
Необходимость подобных мер вызвана тем, что, пока исполнительная и законодательная власть находилась в руках республиканцев, конгрессом было принято множество решений, не прошедших через соответствующие процедуры бюджетных обоснований, по целевому использованию бюджетных средств. Это в США рассматривается как разновидность политической коррупции, хотя и официально разрешено конституцией. Масштабы такого целевого выделения бюджетных средств в 2006 г., например, достигли 29 млрд. долл., что в 3,5 раза больше, чем при демократическом конгрессе (1994 г.)
[10]. Больше всех, в расчете на одного человека, таких целевых бюджетных вливаний получает штат Аляска. В 2006 г. демократы снова получили контроль над конгрессом и количество случаев целевого выделения бюджетных средств сократилось, но все еще остается достаточно высоким.
Б. Обама планирует навести порядок и в предоставлении налоговых льгот крупным корпорациям, выполняющим правительственные заказы. Подобная практика создает режим благоприятствия избранным компаниям за счет других и нарушает принципы демократического регулирования бизнеса. Известны случаи, когда крупные компании вообще уходят от уплаты подоходного налога. Новый президент не планирует полностью отказаться от этого канала влияния на бизнес, но предлагает обязательно включить в перечень документов, направляемых в конгресс для получения льгот, заключение о потенциальном влиянии подобной льготы на экономику.
Самым крупным резервом экономии, безусловно, остается сфера контрактных закупок федерального правительства. Расходы на эти цели при президентстве Дж. Буша выросли с 203 млрд. долл. в 2000 г. до 412 млрд.долл. в 2006 г., но соответственно увеличились и потери на так называемые «плохие» контракты. Например, за 5 лет существования министерства внутренней безопасности более 15 млрд. долл. было потрачено на контракты, которые были закрыты, но по различным причинам не доведены до конца. Резкое увеличение объемов закупочной деятельности не сопровождалось соответствующим наращиванием управленческого потенциала.
Новый президент планирует в течение своего первого года сократить на 10% расходы федеральных закупок. Параллельно будет введен более жесткий аудит уже действующих контрактов и контроль над процедурой проведения торгов
[11]. Особое внимание будет уделено контрактам, предоставленным вне конкурса, и контрактам с формулой цены «затраты плюс фиксированная прибыль». В 2006 г. общий объем «внеконкурсных» контрактов составил половину федеральных закупок – 206,9 млрд. долл. Наиболее скандальным было предоставление прав восстановления инфраструктуры Ирака компании
Halliburton, тесно связанной с вице-президентом Р. Чейни. В соответствии с планами нового президента, для получения внеконкурсного контракта агентство должно будет предоставить Административно-бюджетному управлению доказательства необходимости контракта и защитить свою позицию по этому вопросу.
Контракты с формулой цены «затраты плюс фиксированная прибыль» также требуют пристального внимания, т.к. не дают компаниям стимулов к повышению эффективности и сокращению затрат. В годы правления республиканцев масштабы применения подобных контрактов выросли на 75%, что привело к резкому снижению эффективности федеральных закупок. Новая администрация планирует сделать подобные контракты исключением, а при их предоставлении вводить условие сокращения расходов.
4. Реформирование финансовых институтов
Особо в программе Б. Обамы говорится об изменении роли и места государства в регулировании финансовых рынков, для чего предлагается сделать шесть основных шагов:
· Предоставить Федеральной резервной системе (ФРС) право контроля над любым финансовым институтом, которому она выделила кредиты. Использование средств федерального бюджета, т.е. налогоплательщиков, в объеме, превышающем 1 трлн. долл., дает право ФРС контролировать (от имени налогоплательщиков) все связанные с этим риски;
· Разработать и применить новые, более жесткие требования к обеспеченности финансовых институтов капиталами и ликвидностью, а также к раскрытию информации об их деятельности. Предполагается провести специальное расследование, подобное предпринятому Евросоюзом, роли рейтинговых агентств в развитии настоящего кризиса и их возможных связях с компаниями – эмитентами ценных бумаг;
· Радикально изменить систему государственного контроля банковской сферы в соответствии с реалиями XXI в. До отмены в 1999 г. закона Гласса-Стигала
[12] в стране существовала достаточно стройная система государственного контроля банковской деятельности. Но после 1999 г. стали образовываться крупные и сложные по своей структуре банковские холдинги. Регулирующие органы, созданные в предшествующий период и не приспособленные к новым условиям, уже не могли на них воздействовать.
· Сосредоточить государственный контроль, независимо от юридического статуса компаний, на области возможных рисков и угроз для потребителей. Система государственного контроля должна исходить из тех реальных услуг, которые бизнес оказывает экономике, а не из легального статуса компаний (сегодня деятельность банков регулируется ФРС, инвестиционных банков – Комиссией по ценным бумагам и т.д.);
· Создать в стране не просто механизм наблюдения за процессом торговли ценными бумагами, а орган с «полицейскими» функциями, способный проводить расследования нарушений и надзирать за соблюдением правил и процедур. Комиссия по ценным бумагам и операциям на рынках была значительно ослаблена в период президентства Дж. Буша: она не получала необходимого финансирования, не имела возможностей технического перевооружения, внедрения новейших информационных технологий. Фондовый рынок США как раз в это время быстро расширялся за счет появления новых, достаточно сложных финансовых инструментов. Способность Комиссии регулировать фондовые рынки необходимо восстановить;
· Создать в рамках правительства особый орган, способный прогнозировать возникновение системных угроз для действующего финансового механизма. Для этого предлагается образовать специальную Рабочую группу по вопросам финансов при президенте.
* * *
Новый президент также предложил усилить законодательство, защищающее федеральных служащих, которые «сообщают» о нарушениях в работе своих ведомств. Такие «сигнальщики» (wistleblowers) всегда играли важную роль в американской культуре государственного управления. Б. Обама призвал повысить их роль и сделать действительными партнерами правительства в борьбе за повышение эффективности и снижение потерь.
Обеспечить реализацию намеченных планов должно повсеместное использование новых информационных технологий. Б. Обама неоднократно подчеркивал, что нельзя решать острейшие проблемы нового века, опираясь на бюрократию и технологии века прошедшего. Предполагается в каждое ведомство назначить Высшего руководителя по вопросам технологии (
Chief Technology Officer), в задачи которого будет входить 1) обеспечение ведомства самыми современными технологиями и процедурами выполнения работ и 2) развитие проектов по созданию «электронного правительства»
[13].
Этот шаг не является чем-то совершенно новым. С одной стороны, по действующему законодательству в каждом ведомстве должен быть Высший руководитель по вопросам информационных технологий (Chief Information Officer), хотя во многих организациях это и не выполняется. С другой – нововведения Б. Обамы стали возможны для реализации только благодаря огромной работе, проделанной в этой области предшествующими администрациями, начиная с У. Клинтона.
Американские эксперты по реформам правительственного аппарата по-разному оценивают провозглашенные Б. Обамой планы. Они обращают внимание на то, что новый президент не зачеркивает достижений предыдущей администрации, как это делали его предшественники, а стремится использовать все ценное, что было накоплено в сфере государственного управления до него.
Б. Обама принадлежит к новому поколению политиков, свободно владеющих новыми информационными технологиями. Все предлагаемые им меры по включению общественности в процедуры контроля над конгрессом и правительством основаны на широком использовании интернета в стране – лидере по масштабам внедрения информационных технологий в жизнь рядовых граждан.
По мнению экспертов, успех или неудача предлагаемых планов будет зависеть от того, удастся ли новому президенту привлечь под свои знамена достаточное количество технически грамотных политиков, разделяющих заложенную в планы реформ систему ценностей. В свое время прогрессивная программа «переосмысливания роли и места правительства» У. Клинтона была спущена на тормозах из-за слабой поддержки со стороны ведомственных руководителей, не понявших смысла предлагаемых нововведений.
Провозглашенные планы остаются пока лишь лозунгами. Их детальная проработка начнется после того, как будут проведены назначения на основные позиции в аппарате нового президента.
[1] President's Management Agenda // Executive Office of the President, Office of Management and Budget. – Wash. D.C.: 2002, 71 p.;
http://www.whitehouse.gov/omb/budget/fy2002/mgmt.pdf
[2] http://obama.3cdn.net/0080cc578614b42284_2a0mvyxpz.pdf
[3] Obama B., Biden J. The Change We Need in Washington (
http://obama.3cdn.net/0080cc578614b422 84_2a0mvyxpz.pdf).
[4] Newell E., Brodsky R. Obama reform plan bears traces of Clinton and Bush Efforts // Government Executive. Sept. 23, 2008;
http://www.govexec.com
[5] http://www.barakobama.com/issues/ethics/
[6] Obama’s First Law Known as “Google for Government” (
http://obama.senate.gov/news/060926-obama_first_la/print/php).
[7] СВАТ-команды (англ.
SWAT “
Special Weapons And Tactics) – специальные подразделения полиции США, предназначенные для выполнения опасных операций. (Прим. ред.)”
[8] «
Strengths – Weaknesses - Achievements – Threads» («Сила – Слабости – Достижения – Угрозы») – разновидность анализа конкурентных позиций компании, широко используемого в современном бизнесе.
[9] Brodsky B. Obama could follow hybrid approach to government reform // Government Executive. Dec.3, 2008;
http://www.govexec.com
[10] Эти статьи расходов получили в США название «ушных отметин» (
earmarks), с помощью которых метился крупный рогатый скот в XIX в. Помеченные животные должны были быть доставлены его хозяину, где бы они не были обнаружены. Соответственно, деньги, выделенные по данным статьям, могут быть использованы только на цели, указанные в решении конгресса. Пересмотр этих статей возможен также только по решению конгресса, чего никогда не происходило.
[11] Предполагается, что каждое ведомство должно будет проводить обязательную оценку 25% программ, которые оно ведет (
http://www.nextgov.com/site_services/print_article.php).
[12] Закон Гласса-Стигала (
Glass-Steagall Act, 1933) предусматривал разделение коммерческой и инвестиционной банковской деятельности. (
Прим. ред.)
[13] http://www.nextgov.com/site_services/print_article.php