Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
№1, 2009
ГЛАВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕР Б. ОБАМЫ – МИНИСТР ФИНАНСОВ ТИМОТИ ФРАНЦ ГАЙТНЕР
Травкина Н.М., д. п. н., руководитель Центра внутриполитических проблем Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В статье прослеживается жизненный путь Т.Гайтнера – министра финансов в администрации Б. Обамы. В условиях мирового финансового кризиса Т.Гайтнер играет роль главного антикризисного менеджера новой американской администрации. По сути, в настоящее время он стал основным объектом притяжения общественной критики финансово-экономической политики администрации Б. Обамы.
Ключевые слова: Т. Гайтнер, министр финансов, банковский кризис, токсичные активы, программа выкупа проблемных активов.
Timothy Frantz Geithner. Treasury Secretary.
Key Anti-crisis Obama’s Manager
Travkina Natalia Michailovna,
Ph. D in Politics, Chief, Centre of Domestics Policy Research
e-mail:
Annotation.Article outlines the basic facts of T.Geithner’ biography, appointed by President B.Obama as his Treasury secretary. T.Geithner became the chief anti-crisis manager in the Obama Administration, and in this role he step-by-step becomes the main culprit of the unpopular part of the Obama Administration economic policies dealing with the banking sector of the US economy.
Key words:Т. Geithner, Treasury Secretary, bank crisis, toxic assets, TARP program.
Традиционно должность министра финансов США является должностью неполитической. Используя ставшее расхожим понятие из области современной политики, министр финансов – это технический министр, и длинная череда из 74 высокорангированных чиновников, ставших достоянием истории, скорее подтверждает, чем опровергает этот тезис[1]. Однако сегодня, в условиях все разрастающегося финансово-экономического кризиса, который быстро подорвал реальный сектор американской экономики и грозит превратить рецессию в депрессию, нынешний министр финансов волею судьбы поставлен в центр политической жизни и как человек, который отвечает за все меры, которые принимает администрация Б. Обамы по финансовой стабилизации, и как главная фигура, которая олицетворяет ее социально-экономический курс на международной арене.
26 января 2009 г. на эту должность был назначен бывший глава Федерального резервного банка г. Нью-Йорка Тимоти Франц Гайтнер, главной обязанностью которого стало спасение американской экономики и спасение администрации Б. Обамы.
Тимоти Гайтнер. Кто он?
Тимоти Франц Гайтнер (TimothyFrantzGeithner) выходец из семьи немецких иммигрантов. Его дед по отцовской линии приехал из Зюленроды (Zeulenroda) на юге Тюрингии в Филадельфию в 1908 г. Гайтнер родился 18 августа 1961 г. в Бруклине, шт. Нью-Йорк, и является полным ровесником Б. Обамы (р. 4.08.1961) – ему также 48 лет, и можно сказать, что он олицетворяет собой смену поколений в самом верхнем эшелоне творцов американской экономической политики. Дед Гайтнера по материнской линии был советником президента Д. Эйзенхауэра и работал вице-президентом «FordMotorCompany». Его отец занимал пост директора азиатских программ в Фонде Форда в Нью-Йорке и в 1980‑е гг. отвечал за программы микрофинансов Фонда в Индонезии, которые были разработаны при участии матери Б. Обамы, и, как утверждают информированные источники, они лично, по крайней мере, однажды встречались[2].
Большую часть детства Т. Гайтнер провел за пределами США – в Зимбабве, Индии и Таиланде, закончил там международную школу в г. Бангкоке. Дальнейшее образование получал в американских вузах: в 1983 г. он стал обладателем диплома бакалавра в Дартмутском колледже по специальности «Государственное управление и исследование Азии», а в 1985 г. был удостоен диплома магистра по международной экономике и исследованиям Восточной Азии в Школе современных международных исследований Университета Джона Гопкинса. Гайтнер − не экономист в классическом понимании, он не имеет базового экономического образования. Он специалист по Японии и Китаю, жил в этих странах, владеет китайским и японским языками[3].
Профессиональную карьеру Гайтнер начал в 1985 г. в консалтинговой фирме Генри Киссинджера «KissingerandAssociates, Inc.» в Вашингтоне, где работал на протяжении трех лет. В 1988 г. он стал служащим Министерства финансов США и здесь проработал 14 лет на различных должностях с тремя президентскими администрациями и пятью министрами финансов: сначала в должности атташе в Посольстве США в Токио, затем, с 1995 по 1996 г. был заместителем помощника министра по денежной и финансовой политике, в 1997–1998 гг. – помощником министра по международным делам, а с 1999 по 2001 г. – советником министра по международным вопросам − сначала Роберта Рубина, а потом Лоренса Саммерса, который и был его шефом и учителем. Гайтнер оставил работу в Министерстве финансов в 2001 г. вместе с демократической командой Клинтона[4].
В 2001 г. занимавший тогда пост главы МВФ Хорст Келер предложил Гайтнеру место своего первого заместителя, однако Белый Дом не согласился с такой кандидатурой, тогда Келер назначил его руководителем ключевого подразделения Фонда – Департамента разработки и анализа политики. В 2003 г. Гейтнер возглавил Федеральный резервный банк Нью-Йорка, который является головным банком ФРС. Одновременно в самой ФРС он занимал пост заместителя председателя Федерального комитета по открытым операциям, который отвечает за формирование национальной финансово-денежной политики и регулирование процентных ставок. Противники Гайтнера сразу после его назначения поспешили заявить, что он, наряду с А. Гринспеном, должен нести ответственность за финансовую политику, которая в конечном итоге и обернулась глобальным финансовым кризисом.
В 2006 г. Гайтнер стал также членом «Группы-30» (TheGroupofThirty, G 30) − международной организации, объединяющей видных экономистов и финансистов с целью углубленного изучения финансовых и экономических проблем и анализа влияния принятых в этой сфере решений на жизнь общества и частную жизнь граждан. Группа была основана в 1978 г. Дж. Беллом при участии Фонда Рокфеллера и состоит из 30 человек, среди которых главы частных и центральных банков, крупнейшие экономисты. В настоящее время членами Группы являются известные экономисты Д. Кавальо, М. Фельдстайн, П. Кенен, П. Кругман, Л. Саммерс, М. Уайтмен, Э. Зедилло и др.[5] В январе 2009 г. председателем группы являлся Дж. Френкель[6], одновременно занимавший пост вице-президента международной страховой корпорации AIG, что уже в феврале 2009 г. спровоцировало первый серьёзный скандал вокруг имени Гайтнера, связанный с «присвоением» руководством этой компании бонусов на сумму в 165 млн. долл. при получении ею с октября 2008 г. общего пакета помощи из федерального бюджета США в сумме 170 млрд. долл.
21 ноября 2008 г. Б. Обама предложил кандидатуру Т. Гайтнера на пост министра финансов США. Фондовые рынки мгновенно отреагировали повышением котировок – индекс Доу-Джонса сразу вырос на 6,5%, поскольку финансовые рынки восприняли назначение Гайтнера как второе издание политики Генри Полсона, министра финансов в администрации Дж. Буша-мл. с 2006 г., с той лишь разницей, что «Гайтнер представлял собой свежий технократический подход, в который могли поверить американские фондовые рынки»[7]. Однако в процессе слушаний по утверждению его кандидатуры в Сенате возникли проблемы из-за выявленной недоуплаты Гайтнером налогов на сумму более 35 тыс. долл.[8] Против назначения Гайтнера на пост министра финансов проголосовало 34 сенатора («за» – 60 голосов). Тем не менее, его утверждение можно было считать предрешённым. Как заявил конгрессмен-республиканец Дж. Баннинг, «Гайтнер имеет прямо-таки кровосмесительные отношения с Уолл-стрит»[9], и поэтому голосование против ключевого назначенца Б. Обамы было равносильно выражению Уолл-стрит вотума недоверия. В итоге он был утвержден Сенатом через месяц − 26 января 2009 г. и в тот же день приведен к присяге[10].
Под знаком Льва
Если верно, что люди, родившиеся под одним и тем же знаком, имеют общие черты и устремления, то так же верно и то, что Гайтнер на ключевом посту в команде Б. Обамы − явление не случайное. Сделав ставку на центризм, двухпартийность и единство нации, новый президент нашёл фигуру, которая наилучшим образом подходит на роль политического трансформатора этой установки. Вот как он объяснил выбор именно Гайтнера на этот пост: «Тим достиг выдающихся результатов в работе как с демократами, так и с республиканцами, и долгое время он оставался честным посредником между двумя сторонами»[11].
Считается также, что фигура Гайтнера создает необходимое равновесие в экономической команде Обамы и одновременно более благоприятные условия для президента по руководству такими амбициозными и по-разному ориентированными в бюджетно-финансовом плане советниками, как, например, глава Национального экономического советаЛ. Саммерс и председатель Консультативного Совета по восстановлению экономикиП. Волкер. Имея репутацию «человека Уолл-Стрит», тесно связанного с финансовыми кругами, которые с полным основанием могут надеяться, что он будет энергично отстаивать интересы финансовой элиты, Гайтнер призван уравновесить мощную когорту профессиональных академических экономистов, которым президент отдал посты в совещательных и консультативных органах[12], тем самым осуществив «римейк» экономической стратегии демократов эпохи администрации Клинтона, которую проводили в жизнь финансисты с Уолл-стрит, а не ученые с профессиональным экономическим образованием.
Как это не парадоксально звучит, Гайтнер призван обеспечить определённую преемственность в экономических стратегиях администрации Буша и администрации Обамы. В финансовых кругах от него ожидают, что он не допустит резких отклонений от прежнего курса, особенно в отношении финансового сектора американской экономики. Иными словами, Гайтнер призван уравновесить и репутацию самого Б. Обамы, который имеет все основания быть обвиненным в избыточном популизме, чего он по вполне понятным причинам опасается, не желая ссориться с крупным бизнесом и поставив перед собой цель − исполнить многотрудную роль лидера всей нации. «Я искал лидеров, которые могут предложить как здравые суждения, так и нестандартный взгляд на вещи; как глубину опыта, так и изобилие новых смелых идей; а главное, тех, кто разделяет мое фундаментальное убеждение, что не бывает процветающей Уолл-стрит без процветания Мэйн-стрит, что в этой стране мы поднимаемся и падаем как одна нация, как единый народ»,[13] – так Б. Обама объяснил свое кредо президента, представляя экономическую команду своей администрации.
Однако главная политическая роль, которая отведена в команде Обамы министру финансов Т. Гайтнеру, состоит в том, что он должен с блеском сыграть незавидную роль громоотвода, аккумулятора всестороннего недовольства финансово-экономической политикой администрации и состоянием экономики, которая пока не демонстрирует серьезных признаков выздоровления. Сегодня он является, пожалуй, самой публичной фигурой администрации, которая в условиях нарастающего кризиса вынуждена осуществлять самое массированное за последние десятилетия вмешательство государства в экономическую жизнь общества. И поэтому именно он, а не президент, несет все издержки кризисного управления американской экономикой. Собственно говоря, в этом и состоит тонкий политический расчёт самого Обамы, который, по всей видимости, отчётливо осознаёт, что из текущего финансово-экономического кризиса он и его администрация смогут выйти, только принеся в жертву общественному мнению одну из ключевых фигур своей администрации. Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного «Ю-Эс-Эй Тудей» совместно со службой Гэллопа по следам первых шагов реализации плана спасения экономики, предложенного Гайтнером 10 февраля 2009 г., большинство опрошенных дали негативные оценки работе руководства компании AIG(80%), Конгрессу, (65%) и Т. Гайтнеру (54%), и лишь президент Обама среди всех фигурантов этого скандала остался в политическом плюсе − его деятельность в этом «щекотливом деле» получила одобрение 54% опрошенных[14].
В действительности, ещё до президентских выборов ближайшее окружение Гайтнера, тогда главы Федерального резервного банка г. Нью-Йорк, в закрытом порядке занималось проблемой должностных окладов руководства AIG, включая и размер выплачиваемых бонусов. В начале ноября 2008 г. специально созданный комитет пришел к выводу, что бонусы, размер которых был оговорен в соответствующих контрактах, заключенных до фактического банкротства компании и предоставления ей государственной поддержки, не могут быть оспорены в юридическом порядке и не имеют судебной перспективы. Эта ситуация не могла не ударить по репутации главного антикризисного менеджера. Рейтинг Гайтнера стал падать, и некоторые американские аналитики заговорили о том, что довольно скоро Б. Обама будет вынужден отправить Гайтнера в отставку.
Анализ результатов опросов общественности показывает, что оценки Т. Гайтнера и Б. Обамы как главных лиц, ответственных за выздоровление экономики, существенно расходятся: 40% опрошенных дали отрицательную оценку деятельности Гайтнера на посту министра финансов, из них 63% республиканцев, 19% демократов, что логично, и 42% независимых , что настораживает. При этом 64% опрошенных поддержали шаги Б. Обамы, направленные на преодоление кризиса, и 30% высказали негативную оценку[15].
Те же люди на новых постах
На сегодняшний день функции министра финансов США расширились за счет вполне конкретных задач, которые встали перед новой администрацией в условиях кризиса. Это реализация обнародованного 10 февраля 2009 г. финансового плана администрации,направленного на спасение и поддержку банковской системы США; решение многочисленных проблем, поставивших под угрозу целые отрасли экономики, включая перспективы выживания автомобильной отрасли; проблемы реструктуризации банков, финансовых институтов и страховых компаний; возрождение ипотечного рынка; требования принятия протекционистских мер; инициативы администрации в области налогообложения и координация совместных усилий с другими государствами по преодолению кризиса. В качестве главного направления антикризисного удара Гайтнер выбрал спасение банковской системы, частью которой и порождением которой кризис, по сути дела, и является.
Сегодня Гайтнер является главным антикризисным менеджером на Уолл-стрит. В прошлом по долгу своей службы он был активно вовлечен в урегулирование всех финансовых кризисов, возникавших на протяжении последних 15 лет: в 1990‑е он участвовал в урегулировании финансовых проблем Бразилии, Мексики, Индонезии, Таиланда и Южной Кореи[16]; в 2007 г. играл ведущую роль в попытках обуздать разгорающийся финансовый кризис, поразивший Уолл-стрит. И хотя его опыт многими ведущими аналитиками был оценен как неудачный, именно Гайтнер сегодня отвечает за принятие судьбоносных решений и проведение всей совокупности мер новой администрации по вытягиванию финансового сектора США из кризиса.
В начале 2008 г. Гайтнер отвечал за спасение «системно значимых» финансовых компаний, в частности организовал продажу крупнейшего инвестиционного банка BearsSterns, выдав компании JPMorganChaseдля этой сделки 29 млрд. долл. в виде займа из фонда ФРС[17]. Критики обвинили Гайтнера в том, что он предоставил слишком благоприятные условия для осуществления этой сделки и чрезмерно доверился финансовым воротилам с Уолл-Стрит, которые и продавили это решение. Он занимался фактической национализацией страховой корпорации AIG, ведущего инвестиционного банка MerrillLynch. Однако правительство США и ФРС не смогло выработать формулу спасения инвестиционного банка LehmanBrothers, который объявил о банкротстве, и в этом обвиняют непосредственно Гайтнера. Именно ему, а не его предшественнику на посту министра финансов Г. Полсону приписывают неудачную стратегию, которая состояла в отказе правительства поддержать банк LehmanBrothers, падение которого, по мнению многих специалистов, подтолкнуло развитие финансового кризиса, превратив его в глобальный.
Несколько фатальных попыток Гайтнера поддержать американскую финансовую систему вызвали недоумение и даже резкое неприятие у ряда топ-менеджеров Уолл-Стрит, выразивших сомнение, что «этот человек вообще готов профессионально ответить на вызовы, брошенные всей экономике». Оценивая профессионализм действий Комиссии Полсона, образованной для спасения банковской системы, и конкретно Гайтнера, представитель Института анализа рисков К. Уолен заявил: «Все эти спасатели – это несчастье для налогоплательщиков, финансовых рынков и ФРС как организации»[18]. Однако, в то время как на голову министра финансов Г. Полсона обрушилась острая критика за противоречивые и нерешительные действия по укреплению финансовой системы, Гайтнеру удалось остаться, по большей части, вне зоны критики и даже заслужить репутацию блистательного, антикризисного менеджера.
Представляя будущего министра финансов своего кабинета, Б. Обама сказал: «Тим Гайтнер <…> не только обладает большим опытом формирования экономического курса и управления финансовыми рынками – он, как никто другой, понимает наш нынешний экономический кризис во всей глубине, сложности и остроте. Он не будет тратить время на то, чтобы разогнаться. С первого дня в новой должности у него будет уникальное понимание причин сегодняшнего падения рынков и отчетливое представление о тех шагах, которые мы должны предпринять, чтобы рынки оживить»[19]. По сути, этот перечень заслуг и достоинств нового министра финансов есть не что иное, как констатация того факта, что Гайтнер, будучи выдвиженцем бывшего председателя ФРС А. Гринспена и правой рукой нынешнего председателя ФРС Б. Бернанке, стоял у истоков финансового кризиса, был активным участником серии мероприятий, направленных на стабилизацию финансовой системы, которые, однако, до сегодняшнего дня не привели к положительным результатам. И именно это обстоятельство, возможно, наложило свой отпечаток на стратегию действий Министерства финансов по стабилизации финансовой системы США. Едва заняв министерский пост, Гайтнер осознал, что ему уготована роль финансового «козла отпущения», и поэтому разработал план, который, по мнению профессора Колумбийского университета Дж. Сакса, является не чем иным, как хитроумной игрой по «перекачиванию» триллионов долларов налогоплательщиков в банковские сейфы на Уолл-стрит: «Циники не без оснований считают, что план Гайтнера–Саммерса является тем, чем он и должен быть, – беззастенчивой конфискацией денег налогоплательщиков в интересах Уолл-стрит»[20].
Должность главы ФРС Нью-Йорка автоматически поставила Гайтнера в центр финансовой жизни США. Федеральный резервный банк Нью-Йорка – это самый крупный из 12 региональных банков страны. Он является единственным резервным банком региональной системы, имеющим право продавать ценные бумаги Министерства финансов США, и главным регулятором финансового рынка США, в задачи которого входит поддержание реальной процентной ставки США на уровне, максимально совпадающем с номинальной, устанавливаемой ФРС. Банк, в составе которого насчитывается до 2800 служащих, выполняет надзорные функции по отношению к крупнейшим коммерческим банкам страны, а его ревизоры осуществляют регулярный контроль над банковскими операциями. Президент банка является одновременно и вице-председателем Федерального комитета по открытым операциям, он единственный среди глав региональных банков имеет решающий голос на постоянной основе в вопросе об установлении процентной ставки. Остальные 11 председателей региональных резервных банков по очереди получают право голоса по этому вопросу, сменяя друг друга каждые 2‑3 года. Поэтому глава Нью-Йоркского банка ФРС является специалистом не только по финансовым рынкам, но и в области монетарной политики, а также в области политики, которую осуществляет ФРС в отношении центральных банков других стран.
Именно на этом основании многие аналитики, хорошо знющие подноготную Уолл-стрит, всерьез задались вопросом: «Может ли человек, который сегодня стоит в центре звездной команды Обамы, действительно повести страну по пути новой финансовой политики?»[21].
Как усидеть между двух стульев?
Конечно, несправедливо требовать от министра финансов, чтобы он в условиях финансового кризиса в первую очередь стал заниматься не спасением банков, а чем-то ещё. Да и в идеологически господствующую сегодня логику монетарной политики такое поведение укладывается абсолютно и полностью. Поэтому, став министром финансов, Гайтнер начал действовать именно в этом направлении и сразу же столкнулся с целым рядом трудно преодолимых препятствий, которые носят помимо финансового, ещё и политический характер.
В годы кризисов в обществе закономерно пробуждается безмерная отзывчивость ко всякого рода популизму. К изрядному популизму прибег и Б. Обама в ходе своей избирательной кампании. Традиционно американский популизм направлен не против богатых в целом, а вполне конкретно против банкиров и спекулянтов, которые получили обобщающее нарицательное название «Уолл-стрит» (собирательный образ, который использовал в своих зажигательных обличительных речах и нынешний американский президент), который, как принято считать, держит под своим контролем и подрывает реальный сектор экономики и который породил целый класс тунеядцев, цинично прожигающих богатство, неправедно нажитое за счет людей, которые много трудятся и предпочитают «жить и играть по правилам». В итоге шаги, которые предпринял министр финансов по спасению финансовой системы, вызвали скептицизм и даже неприятие в обществе, значительная часть которого задалась вопросом: «А почему надо в первую очередь спасать именно этот сектор экономики?».
Обнародование плана спасения американской банковской системы и его деталей в феврале-марте 2009 г. позволило видному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии по экономике П. Кругману начать иронично величать министра финансов администрации Б. Обамы не иначе как «Гайтнер-сан»[22]. Причина этого состоит в том, что, хотя Гайтнер (наряду с Л. Саммерсом и другими ведущими американскими финансистами конца 1990‑х гг.) активно консультировал министерство финансов Японии по выведению «страны восходящего солнца» из затяжного финансового-экономического кризиса 1990‑х гг., его план оказался, по сути, «римейком» провального подхода финансовых властей Японии к преодолению кризисных явлений в развитии японской экономики в конце прошлого века.
Согласно плану Гайтнера, предполагается создать один или несколько «плохих банков», чтобы выкупить у банков и разместить там так называемые «токсичные активы», используя для этих целей средства федерального правительства, в том числе ФРС, и деньги частных финансовых институтов. Именно ему принадлежит идея для компенсации имеющихся в качестве залога потребительских кредитов расширить государственное кредитование банков, доведя объем соответствующих средств до 1 трлн. долл. При этом Гайтнер считает необходимым увеличить капитализацию банков за счет средств федерального правительства, которое намерено активно заниматься кредитными операциями. В обмен банки обязуются уменьшить должностные оклады и бонусы своему высшему руководящему звену и резко ограничить размер выплачиваемых дивидендов и приобретаемых активов[23].
Как вспоминает А. Позен, в настоящее время заместитель директора Института мировой экономики им. Петерсена, участвовавший вместе с Гайтнером в консультациях японскому руководству, в конце 1990‑х гг., соответствующие брифинги для японских финансистов обычно заканчивались следующими словами приходившего в неистовство американского консультанта: «Неужели вы ничего понимаете?! Средства потрачены впустую. Если вы просто хотите рекапитализировать банковские активы, то любое оживление экономической активности будет носить кратковременный характер и, в конечном итоге, обернётся ещё бóльшими потерями. Нам, американцам, это хорошо известно по нашему долгому опыту». По словам А. Позена, «несмотря на широко декларируемое вмешательство японского правительства в дела финансового сектора, оно не желало ни их национализации, ни закрытия наиболее неэффективных из них. В 1998 г. в японское руководство пришёл министр-реформатор Хакуо Янагисава, который не имел традиционных связей с министерством финансов Японии. Он вплотную занялся рекапитализацией банковских активов, но его политика не предусматривала ужесточения требований к размеру уставного капитала банков, поскольку он рассчитывал мобилизовать частные инвестиции и избежать широкой национализации японских банков. Я помню, как, выступая на одном обеде, он вдохновенно говорил о необходимости жёсткого подхода к безответственным банкам и о том, насколько он политически независим от традиционной японской бюрократии, поскольку является избранным политиком, поставленным во главе нового агентства. Спустя три года японская банковская система рухнула окончательно, угрожая благополучию всей японской экономики, и при этом аккумулировала ещё больше проблемных кредитов»[24].
Гайтнер сам признал, что в его планах спасения банковской системы и стабилизации финансовой системы «отсутствует оригинальный подход»[25]. Он не решился пойти по пути хотя бы временной национализации «плохих банков», которая является, возможно, не идеальным, зато более понятным и открытым в глазах общественности вариантом: вместо вливания огромных средств налогоплательщиков в банки-банкроты, объявить их собственностью правительства, очистить от «плохих активов» и выставить на продажу. Очевидно, такой вариант с политической точки зрения выглядит слишком радикально, а именно обвинений в радикализме и левацких перегибах боятся и всеми силами стремятся избежать и Обама, и Гайтнер, избрав для себя странный вариант центризма, при котором происходит социализация убытков и приватизация прибыли (обществу – убытки, а банкам – прибыли), налогоплательщики получают «токсичные активы», а банки − возможность оставить у себя хорошие.
В основу порочного плана Гайтнера по спасению банковской системы США положено пять фундаментально неверных постулатов. По мнению ведущих американских экспертов, их соотнесение с реальным положением дел в американской экономике выглядит следующим образом:
Постулат 1. Основная проблема американской экономики состоит в том, что банки перестали выдавать кредиты. Реальность: Основные беды американской экономики проистекают оттого, что американские потребители и деловые фирмы имеют слишком большую задолженность, которая и ведёт их к банкротствам и разорению. Потребительский спрос падает, а вслед за ним падает предложение фирм и компаний, что и ведёт к общему спаду экономической активности. Однако банки тем временем продолжают выдавать кредиты, просто не в тех объёмах, что раньше. Одновременно произошло обрушение теневого банковского сектора (рынков секьютеризированных ценных бумаг), который, в действительности, обеспечивал бóльшие объёмы финансирования экономики по сравнению с банками.
Постулат 2. Банки перестали выдавать кредиты, поскольку их балансы переполнены «токсичными активами», рыночная цена которых не соответствует их стоимости. Реальность: Недостаточные объёмы кредитования объясняются тем, что банки перестали выдавать их физическим и юридическим лицам, которые не в состоянии их вернуть. А поскольку банки крайне напуганы возможными будущими списаниями своих прежних проблемных кредитов, то это может обернуться такими убытками, которые полностью лишат банки их акционерного капитала.
Постулат 3. Проблемные активы являются «плохими», поскольку рынок не в состоянии дать им адекватную оценку. Реальность: Проблемные активы являются «плохими», поскольку они котируются меньше по отношению к их стоимостным характеристикам, заявляемым банками. Цены на домовладения в среднем упали в США на 30%. Это падение обернулось падением стоимости домовладений на сумму свыше 5 трлн. долл. по отношению к пиковым объёмам суммарной стоимости всех домовладений США в размере свыше 20 трлн. долл. Банки не желают взять эти убытки и потери на свои балансовые счета, ибо это обернётся полным крахом банковской системы США, и всеми силами, а вслед за ними и Гайтнер, пытаются переложить их на плечи налогоплательщиков.
Постулат 4. Как только «токсичные активы» будут удалены с банковских балансовых счетов, банки вновь возобновят практику обычного коммерческого кредитования. Реальность: Банки впредь будут крайне настороженно относиться к коммерческому кредитованию, поскольку жилищный рынок вместе с остальной экономикой продолжает скатываться в рецессию. И хотя на словах они говорят, что готовы в любой момент времени возобновить обычную практику кредитования, на самом деле, они ждут момента, когда экономический кризис достигнет своего «дна».
Постулат 5. Как только банки начнут выдавать кредиты в прежних объёмах, в экономике начнётся мощный подъём. Реальность: Американские потребители по-прежнему продолжают накапливать долги, которые им придётся погашать в течение многих лет. Цены на домовладения продолжают снижаться. Серьёзно пострадали пенсионные накопления. Поэтому американским потребителям необходимо увеличить норму сбережений с нынешних 5% (хотя ещё два года назад в США наблюдалась нулевая норма сбережений) до 10% и удерживать её на протяжении сравнительно долгого времени. Потребители больше не могут позволить себе дальнейшего накопления долгов, даже если банки и возобновят кредитование в прежних объёмах[26].
После прошедшего в Лондоне 2 апреля 2009 г. саммита «большой двадцатки», под мощным огнём общественной критики своего плана Гайтнер был вынужден заявить 6 апреля 2009 г. о том, что федеральное правительство всерьёз рассматривает вопрос о смене руководства банков, которые получали или будут получать финансовую поддержку из средств федерального бюджета. «Если в будущем, − заявил Гайтнер в своём интервью телекомпании «СиБиЭс», − банки потребуют дополнительной помощи для преодоления своих финансовых затруднений, то мы, безусловно, окажем её. Однако если предоставление этой помощи будет сопряжено со сменой состава совета директоров и банковских топ-менеджеров, то мы без колебаний пойдём на это»[27].
Гайтнер не решился пойти по пути жесткого государственного регулирования. Его план – это сочетание пряника для частного сектора и кнута в виде щадящих мер правительственного регулирования. Центризм, который избрал для своей политики Обама, отнюдь не всегда прагматичен, особенно в ситуации серьезного кризиса, а политически он не всегда удобен, поскольку, как правило, не приводит к увеличению количества сторонников. И уж конечно, центризм − дело тонкое, однако не настолько, чтобы рядовые американцы, которых волнует, как тратятся их налоги, оказались неспособными понять, что их карман в очередной раз довольно цинично выпотрошили. Поэтому общественность встретила гайтнеровский план спасения банковской системы без энтузиазма.
Масла в огонь подлила крупнейшая страховая компания AmericanInternationalGroupInc. (AIG). По репутации Гайтнера был нанесен удар именно со стороны спасаемого им сектора: получив по плану Гайтнера фактически из кармана налогоплательщиков 170-миллиардную помощь, руководство AIGвыплатило поощрительные миллионные бонусы своим ведущим менеджерам, очевидно, за весомый вклад в организацию кризиса[28]. Разразился громкий скандал, который дал повод многим говорить, что, возможно, план Гайтнера не так плох, как его исполнение. Гайтнера обвинили в том, что он не пошел по вполне логичному пути, который ему советовали (в частности, главный экономический консультант Обамы Д. Аксельрод), не ввел жесткие ограничения на доходы «финансовых гениев», которым налогоплательщики бросили спасательный круг, а они высокомерно уверовали, что теперь могут свободно распоряжаться теми средствами, которые были изъяты из общественного кармана.
Сегодня Гайтнер, как и в свое время Г. Полсон, считает, что необходимо расширить функции Министерства финансов, а соответственно, и правительства, чтобы иметь свободу рук для своевременного и адекватного реагирования на вызовы финансового кризиса. По существу, речь идет о чрезвычайных финансовых полномочиях в кризисных условиях. Очевидно, что такие полномочия он фактически имеет, получив одобрение Конгресса на расходование 350 млрд. долл. на спасения банковской системы, выделенных общей суммой, без детального предписания по их использованию и не требующих в дальнейшем никакого законодательного санкционирования на их применение. Таким образом, администрация Обамы добилась важной уступки со стороны законодателей в сфере, считавшейся традиционной прерогативой конгресса.
Должность министра финансов, которая в прежние времена, как правило, считалась технической, сегодня, при Гайтнере и в особых кризисных условиях, приобрела громкое политическое звучание. Администрация прекрасно понимает, что в ситуации, когда ее позиции на Капитолии не подкреплены абсолютным большинством, жизнеспособность ее антикризисной программы напрямую зависит от сотрудничества с Конгрессом, и Т. Гайтнер сегодня становится важным политическим игроком, несмотря на то, что его действия по расходованию одобренных Конгрессом средств на поддержание банковской сферы не требовали санкции законодателей.
Являясь специалистом по Азии, Гайтнер стал инициатором нового, более жесткого курса новой администрации в отношении Китая. В своих комментариях, подготовленных специально для сенатского комитета по финансам, он утверждал, что администрация уверена, что Пекин «манипулирует своей валютой», и что новая администрация будет проводить более «агрессивную политику», задействовав «все дипломатические каналы», с тем чтобы вынудить Китай изменить свою валютную практику, при этом она будет оказывать более жесткое давление на Китай, чем это делала администрация Буша[29]. Соединенные Штаты уверены, что действия китайского руководства наносят ущерб американскому бизнесу и усугубляют финансовый кризис[30]. Гайтнер предпочел встретиться с министром иностранных дел Китая Ян Дзечисразу же, как только занял свой пост, заявив, что США придают большое значение отношениям с Китаем, которые оказывают огромное влияние на мировую экономику и ее восстановление[31].
[1] Естественно, трудно свести к технической роль, которую сыграли в истории США такие министры финансов, как первый министр в администрации Дж. Вашингтона А. Гамильтон (1789–1795), министр финансов в трёх республиканских администрациях А. Меллон (1921–1932) и бессменный министр финансов в администрации Ф. Рузвельта Г. Моргентау (1934–1945).
[2] Ford Foundation Links Parents of Obama and Treasury Secretary Nominee. – Chronicle of Philanthropy. March 12, 2008; The Obama Geitner Connection. February 28, 2009. − http://obamanati.info/2009/02/.
[3] U.S. Treasury. Treasury Officials. Biography of Timothy F. Geithner, Secretary of the Treasury. – http://.www.treas.gov.
[5] TimothyF.Geithner (Bios). Current Members. GroupofThirty. 24 November 2008. – http://www.group30.org/bios/members15.htm.
[6] Group of Thirty. The Structure of Financial Supervision. Approaches and Challenges in a Global Marketplace. Executive Summary. Wash., 2009, p. 13.
[7] Man in the News: Tim Geithner. – Financial Times. March 19, 2009.
[8] Timothy F. Geithner. Times Topics. – The New York Times. February 17, 2009.
[9] Man in the News: Tim Geithner.
[10] Calmes J. Senate Confirms Geithner for Treasury Post. – The New York Times. January 26, 2009.
[11] Barack Obama’s economic team: full speech. (http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews)
[12] О ключевых фигурах экономической команды Б. Обамы см. статью автора в журнале «США*ЭПК», 6, 2009.
[13] Barack Obama’s economic team…
[14] http://www.gallup.com/poll/117061/AIG-Congress-Geithner-Target-Bonus-Backlash.
[15] http://www.gallup.com/poll/117175/Americans-Devided-Treasury-Secretary-Geithner.
[16] Irwin N. A Treasury Contender Schooled in Crisis. – The Washington Post. November 22, 2008.
[17] Tumulty K., Calabresi M. Three Men And a Bailout. – Time. September 25, 2008.
[18] Sorkin A. Where was Geithner in Turmoil? – International Herald Tribune. November 25, 2008.
[19] Barack Obama’s economic team…
[20] Sachs J. The Geiter-Summers Plan is Even Worse Than We Thought. – The Huffington Post. April 8, 2009.
[21] Sorkin A. Where was Geithner in Turmoil? – International Herald Tribune. November 25, 2008.
[22] Krugman P. Geithner-san. – The Conscious of Liberal. Unofficial P. Krugman blog. March 31, 2009.
[23] Knowlton B. Geithner Is Pressed for Bailout Details. – New York Times. February 11, 2009.
[24] Posen A. Does Obama Have a Plan B? − The Peterson Institute for International Economics. March 30, 2009. – http://www.iie.com.
[25] Rome: Central Banking, Finance See Crisis in Power. February 15, 2009. – http://www.digitaleconomy.worldpress.com/2009/02/15/.
[27] Westbrook J. Geithner May Oust Executives at Banks Needing ‘Exceptional’ Aid. April 6, 2009. –http://blomberg.com/.
[28] Knowlton B. Geithner Is Pressed for Bailout Details. – The New York Times. February 11, 2009.
[29] Montgomery L., Faiola A. Geithner Says China Manipulates Its Currency. – The Washington Post. January 23, 2009.
[30] Drajem M., Christie R. Geithner Warning on Yuan May Renew U. S. – China Tension. –http://www.bloomberg.com.
[31] Moor M. Timothy Geithner currency ‘manipulation’ accusation angers China. – The Daily Telegraph. January 23, 2009. – http://www.telegraph.co.uk/finance/economics/.
Назад
|