Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2009
РОСТ МАСШТАБОВ IPO В РОССИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ
 
Портной М.А., д.э.н., профессор, зав. отделом внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН
e-mail:
 
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые актуальные аспекты проведения IPOв России на основе опыта последних лет, предшествовавших наступлению финансового кризиса. Приводятся данные о количестве первичных размещений и размерах полученных в результате средств. Отмечаются специфические особенности IPOв России. Определенное место отводится характеристике основных параметров «народных IPO», которые проводили Роснефть, Сбербанк и ВТБ. В статье затронуты также вопросы влияния глобализации на проведение IPOв России.
Ключевые слова: Россия; IPO; «народное IPO»; глобализация.
 
Modern Features of IPO in American Economy and Financial Market
Portnoy Michael A.
Ph.D., Head of Center  for International Economic Studies
e-mail:
Annotation. Main features of processes connected with IPO in Russia are being presented. Author discusses in the article problems of conducting IPO in Russia in resent years. Among main data are the number of IPO and size of money resources raised. Special features of IPO in Russia are the matter of analysis also. Some place is given to describe main events of the “Popular IPO” of Rosneft, Sberbank and VTB. Globalization and its influence on the IPO conducting is also discussed.
Key words: Russia; IPO; Popular IPO; globalization.
 
Финансовый кризис, начавшийся в конце 2007 г. в США и охвативший весь мир, прервал набиравший в последнее время силу процесс выхода российских компаний на фондовый рынок посредством IPO – первичного публичного размещения акций. Это дает возможность подвести промежуточные итоги и проанализировать накопившийся опыт в данной области.
Возрастание роли рынка ценных бумаг в качестве внешнего по отношению к фирме источника привлечения финансовых ресурсов в последние два десятилетия ХХ в. оформилось в виде мировой тенденции развития экономики, которая с растущей силой проявляет свое действие в наше время. Лидирующую роль в этом процессе играет экономика США, в которой доминирование рынка ценных бумаг в качестве внешнего источника финансовых ресурсов проявляется особенно отчетливо. Если сравнить размеры основных компонентов финансового рынка США в конце 2007 г., то обнаружится, что капитализация рынка акций составляла 21 500 млрд. долл., объем рынка государственных облигаций – 6 500 млрд. долл., объем рынка частных облигаций – 21 000 млрд. долл., в то время как активы банков составляли несколько более 10 800 млрд. долл.
Причины образования такого строения финансового рынка США носят фундаментальный характер и заслуживают отдельного изучения. Здесь только отметим, что формирование отмеченной структуры во многом связано с ростом вовлечения рядовых граждан в процесс владения ценными бумагами, включая акции. По некоторым данным в последние годы порядка 55% американских семей владеют акциями.
 
Система финансирования бизнеса через рынок ценных бумаг обладает целым рядом существенных преимуществ по сравнению с использованием для этого банковских кредитов, что служит одной из мощных сил развития рынка ценных бумаг.
Привлечение денежных ресурсов посредством выпуска акций не создает для фирмы долговых обязательств и позволяет направить полученные средства на цели осуществления крупных проектов или долгосрочного развития. Одновременно с этим компания переходит в режим прозрачного ведения бизнеса, ее отчетность и многие другие данные становятся доступными для широкого круга инвесторов, которые формируют суждение о работе компании и в зависимости от оценки ее результатов строят свою политику относительно цены акций. Устанавливая ту или иную цену акций, сообщество инвесторов, действующее на фондовом рынке, тем самым устанавливает стоимость компании как хозяйствующего субъекта, создающего доход. Теоретическим обоснованием этого является разработанная в 1958 г. с последующими уточнениями теорема Модильяни–Миллера.
Следует учитывать, что реальные параметры российского фондового рынка существенно отличаются от тех, что заложены в качестве исходных условий теоремы Модильяни–Миллера.
Специалисты отмечают, что рынок ценных бумаг иначе реагирует на изменения в положении фирм, нежели банковские институты, что объясняется различным влиянием ухудшения финансового состояния заемщика и эмитента на положение банковской системы и рынка ценных бумаг. Банкротство заемщика может существенно подорвать устойчивость банка-кредитора, в то время как рынок ценных бумаг отреагирует на это событие падением котировок акций фирмы-эмитента, что затрагивает интересы конкретных акционеров, а на всю экономику оказывает лишь косвенное воздействие. Это позволяет считать, что рынок ценных бумаг обладает более высокой степенью устойчивости, чем банковская система, но данное утверждение справедливо лишь для спокойных периодов развития экономики. В периоды спада, когда весь фондовый рынок сокращает размеры своей капитализации, фирмы терпят трудности и вследствие сокращения объема фондового рынка, и вследствие распространения кризисных процессов на банковскую систему. В такие моменты уход инвесторов в банковские депозиты становится средством спасения денежных ресурсов, в то время как рынок ценных бумаг впадает в период длительной стагнации.
Однако в периоды спокойного развития и в длительной перспективе, действительно, общая закономерность состоит в том, что при банковском кредитовании риск финансирования несет один банк, в то время как финансирование через рынок ценных бумаг позволяет распределять риск между значительным количеством инвесторов, а в дальнейшем перераспределять его в ходе вторичной торговли ценными бумагами. Это позволяет существенно смягчать негативные последствия плохих результатов деятельности компаний для финансовой системы и экономики в целом.
Существует и ряд других преимуществ в использовании рынка ценных бумаг как источника финансирования, среди которых следует отметить меньшую стоимость привлечения денежных ресурсов через рынок ценных бумаг, нежели через банковское кредитование; освобождение фирм из-под зависимости от одного или нескольких банков; возможность привлечения денежных ресурсов в гораздо более значительных размерах, чем могут предоставить банки, и т.п.
Отмеченные обстоятельства предопределили рост масштабов использования рынка ценных бумаг для финансирования российского бизнеса в последние годы. Выход на рынок ценных бумаг и увеличение масштабов использования IPOс начала этого десятилетия расценивались, в первую очередь, как свидетельство роста силы российского бизнеса, повышения степени его зрелости и его готовности действовать в более широких масштабах.
В России понятие IPO, вслед за принятой в Европе традицией, трактуют более широко, чем это принято в классическом понимании, когда речь идет о первом предложении публике акций данной компании. Фактически, в России термином IPOназывают любой из принятых к настоящему времени способов первичного размещения:
·                   первичное публичное размещение акций, которые впервые размещаются на рынке и их покупает широкий круг институциональных и частных инвесторов;
·                   размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering);
·                   размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке – вторичное публичное размещение (follow on);
·                   публичную продажу крупного пакета действующих акционеров (secondarypublicoffering, SPO);
·                   прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) первичным инвесторам, минуя организованный рынок (direct public offering, DPO).
На фоне непрерывного роста экономики России с 2000 г. проведение IPOстало все более широко применяться российскими компаниями для привлечения финансовых ресурсов. Все большее число компаний стали участвовать в этом процессе. Этот рост первичных размещений в большой степени объяснялся тем, что многие российские компании исчерпали возможности использования собственного капитала, а также привлечения банковских кредитов для инвестиций и реализации различных проектов, вследствие чего они стали нуждаться в новых формах инвестирования.
Узость российского рынка банковского кредитования, который в силу своей небольшой величины и недостаточной прочности положения банков не мог предоставлять в требуемых масштабах кредиты на длительные сроки, также служила важным фактором, обусловившим рост обращений российских компаний к размещению акций и облигаций на рынке ценных бумаг. Кроме того, готовность собственников продать часть капитала компании мотивировалась стремлением перераспределить таким образом риски. Как правило, собственники стремятся продать акции по максимальной цене и минимизировать свою зависимость от узкого круга акционеров. Грамотно и удачно проведенное первичное размещение акций позволяет достигнуть указанных целей.
Благодаря росту экономики и доходов от экспорта энергетических товаров в стране происходил общий рост доходов, что создавало благоприятную обстановку для первичных размещений. Рассчитывая на длительный характер этого роста, российские компании, достигшие к этому времени достаточно высокого потенциала, стали проводить первичные размещения на российских и заграничных фондовых рынках.
Примечательно, что значительный скачок в размерах капитализации российского рынка ценных бумаг произошел в последние три года до наступления финансового кризиса. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на протяжении 1997–2004 гг. соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. Согласно выработанной ФСФР Стратегии развития российского фондового рынка, к 2009 г. соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 г. этот целевой показатель был превышен.
Рост капитализации рынка акций действовал как положительное явление. На конец 2007 г. капитализация составила 32,3 трлн. руб. при объеме ВВП почти 33 трлн. руб. Впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация / ВВП» вплотную приблизилось к 100%. ФСФР с удовлетворением отмечала также, что в 2007 г. стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций выросла до 3,7% по отношению к ВВП (целевой показатель Стратегии на 2008 г. составлял при этом 4,5%).
Укреплению российского рынка ценных бумаг способствовал рост объемов биржевых торгов, а также увеличение ликвидности российского финансового рынка и рост обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.
По данным ФСФР, объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 г. составил 31,4 трлн. руб., то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации.
Так, в течение 1997–2003 гг. прирост совокупной капитализации российского рынка ценных бумаг на 90%, а иногда и на все 100%, обеспечивался за счет увеличения курсовой стоимости обращающихся на рынке акций. Фактически, приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2006 г. уже свыше 30% прироста капитализации рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2007 г. новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.
В первую очередь благодаря росту экономики в 2006 г. капитализация российского фондового рынка почти удвоилась и превысила 1,1 трлн. долл. Рынок вырос благодаря не только рекордному росту курсов акций, но и самому большому за все предыдущие годы количеству IPO российских компаний. В 2006 г. IPO провели 17 российских компаний, и Россия оказалась на пятом месте в мире по числу первичных размещений акций.
По данным ФСФР, объем зарегистрированных этим институтом в 2007 г. выпусков эмиссионных ценных бумаг в России по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. руб. Из них 626,7 млрд. руб. составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. руб. – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. руб. и облигаций на сумму 616,4 млрд. руб. Всего по открытой подписке было размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. руб., что было эквивалентно 10% общей величины сделанных в стране в этом году инвестиций в основной капитал.
При пересчете в доллары, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в России в 2007 г. приблизилась к 30 млрд. долл. или 740 млрд. руб. С учетом этой оценки, объем капитала, привлеченного в 2007 г. в России путем публичного выпуска акций и облигаций, составил около 1360 млрд. руб. или более 21% от объема инвестиций в основной капитал. С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долл. США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35% от объема инвестиций в основной капитал. Характерно, что эти показатели опережали установленные ФСФР целевые ориентиры в ее Стратегии развития российского фондового рынка.
 
Выпуски эмиссионных ценных бумаг в России в 2007 г., млрд. руб.
 
Выпуски ценных бумаг
Акции*
Облигации
Всего
Открытая подписка
74,6
616,4
691
Закрытая подписка,
550,6
10,3
560,9
Прочие**
637,4
637,4
Всего
1262,6
626,7
1889,3
Инвестиции в основной капитал (оценка 2007 г.)
6 418,7
Примечания: * – по номинальной стоимости;
** – в т.ч.: распределение, конвертация, приватизация.
Источник: Доклад ФСФР.
 
В результате за последние годы конкурентоспособность российского финансового рынка возросла. Так, с 2004 по 2007 г. удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем 1% до 2,4%. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии, достижение этой пропорции ожидалось в 2008 г.
·                   Однако эти достижения оказались неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. Рост капитализации российского рынка акций породил необычное и качественно новое явление – размеры капитализации крупнейших российских компаний стали сопоставимы с крупными мировыми компаниями. В результате крупнейшие российские компании стали рассматриваться основными инвесторами как заметные участники мирового рынка.
Характерной чертой первичных размещений акций в России является стремление российских компаний устанавливать неоправданно высокую цену своих акций при IPO, вследствие чего в дальнейшем, при обращении на вторичном рынке, стоимость акций нередко падает ниже цены размещения. Примеров тому немало, среди них и ситуация с «народными IPO», которая оказала болезненное влияние на психологию мелких частных инвесторов в России. Отмеченные явления объясняются тем, что владельцы компаний и другие участники российского фондового рынка не обладают достаточно длительным опытом функционирования рынка ценных бумаг и поэтому ориентируются на сиюминутные интересы – получить как можно более высокую цену за свои акции. Такие эмитенты не принимают во внимание, что падение стоимости их акций означает снижение стоимости их компаний, возникновение трудностей при привлечении заемных средств в банках, неизбежные затруднения, когда им придется вернуться на фондовый рынок для привлечения заемных средств, и т.п.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг относятся к снижению курсов акций на вторичном рынке вскоре после их размещения без излишнего драматизма. Некоторые аналитики считают, что рост цен при размещении объясняется высоким спросом на акции компании со стороны институциональных инвесторов, действующих из спекулятивных соображений. В дальнейшем такие инвесторы довольно быстро продают принадлежащие им акции, чтобы зафиксировать прибыль, и чем больше роль институциональных инвесторов при размещении, тем больше могут оказаться масштабы продаж сразу при начале вторичных торгов, что и вызывает падение цен на акции.
·                   Один из важнейших аспектов опыта первичных размещений в России – это опыт «народного IPO», которое рассматривалось как назревшая потребность вовлечения достаточно широких кругов населения во владение акциями российских компаний. Организаторы руководствовались при этом сформировавшимися в ходе динамичного роста экономики показателями роста инвестиций населения в паевые инвестиционные фонды и другие институты коллективного инвестирования.
·                   Популярность «народного IPO» в 2006–2007 гг. объясняется несколькими факторами. Интерес российских инвесторов к приобретению акций в значительной степени был обусловлен недовольством населения сложившимися возможностями накопления для домашних хозяйств. Существенным фактором послужило падение курса доллара в 2006 г., которое происходило вследствие высокой цены на нефть и поступления в страну больших потоков экспортной выручки. Это влекло за собой обесценивание долларовых запасов в домашних хозяйствах и побуждало население искать альтернативные формы накопления денежных сбережений. В таких условиях рост капитализации рынка ценных бумаг производил привлекательное впечатление. Поскольку он происходил в условиях довольно длительного роста экономики, у населения создавались ожидания, что этот процесс представляет собой устойчивое явление.
Сильным побудительным фактором к участию в IPO для рядовых инвесторов служили низкие ставки по банковским депозитам, не достигающие даже размеров темпов инфляции или отстававших от этих темпов. Кроме того, немногочисленный российский средний класс сталкивался с проблемами надежности при инвестировании в недвижимость из-за дороговизны жилья, ненадежности институтов долевого финансирования строительства и других изъянов этой сферы. Свою роль сыграла также широкая пропаганда покупки акций или паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов), которая подавалась как один из самых удобных способов организации накоплений с наименьшими издержками входа на фондовый рынок. Еще одним фундаментальным фактором, подталкивавших людей к фондовому рынку, послужило отсутствие в России эффективной накопительной пенсионной системы, вследствие чего работающее поколение рассматривало покупку акций как способ накоплений на старость.
В пользу народного размещения действовал также позитивный опыт проведения «народных IPO» на западных фондовых рынках. Он показывал, что в таких случаях акции удается размещать по более высокой цене за счет привлечения широких масс мелких частных инвесторов. В США такие инвестиции рассматриваются населением как более доходная и, соответственно, более выгодная альтернатива банковским депозитам. Опыт США примечателен тем, что инвестиции в акции рассматриваются населением как вложения, характеризующиеся сравнительно низкими рисками, поскольку к эмитентам предъявляются очень жесткие требования. Поэтому спрос на акции, размещаемые в рамках «народных IPO» на западных рынках капитала, традиционно высок.
Следует также принимать во внимание, что при удачном размещении компания приобретает в лице массовых акционеров мощный лоббистский ресурс, поскольку теперь она может апеллировать к тому, что с ее судьбой связаны интересы десятков и сотен тысяч акционеров – граждан России.
·                   Привлечение массовых инвесторов рассматривалось как средство дальнейшего развития рынка ценных бумаг, и особенно его инфраструктуры. Народные IPO подталкивали к принятию государственных решений для обеспечения условий свободного доступа мелких инвесторов к рынку ценных бумаг и созданию гарантий возможности в любой момент беспрепятственно купить или продать свои ценные бумаги. По сути, речь шла о перестройке инфраструктуры рынка с целью ее ориентированности на население.
«Народное IPO» порождает ряд крупных задач и на стороне государственного регулирования рынка ценных бумаг. Возникает необходимость обеспечить безопасность данных инвестиций, максимально обезопасить население от мошеннических действий, чтобы народ не разочаровался в фондовом рынке. Требуется на законодательном уровне прописать правила проведения IPO, которые обяжут эмитентов предоставлять гражданам достаточно полную информацию о финансовом инструменте и рисках, возникающих в случае его приобретения. Государство должно позаботиться о том, чтобы физические лица получили все необходимые разъяснения и не были сбиты с толку массированной рекламой. С учетом этих потребностей в России был принят ряд важных нормативных актов. В частности, Министерство финансов подготовило поправки к Закону о ценных бумагах и в Налоговый кодекс, были приняты и другие меры.
Уже в ходе подготовки к проведению первичных размещений, предполагающих привлечение широких масс населения в качестве инвесторов, выдвигались весьма оптимистические оценки масштабов участия населения в приобретении акций российских компаний. Утверждалось, что доля частных инвесторов через 10 лет может достичь 15% от численности населения страны, что составляет 21 млн. чел., или треть экономически активного населения. Предполагалось, что объем инвестиций иностранных портфельных инвесторов через 15 лет вырастет всего в 20 раз и составит 300 млрд. долл., а вот активы открытых и интервальных ПИФов увеличатся в 100 с лишним раз, достигнув 290‑360 млрд. долл. По прогнозам «НАУФОР» (Национальной ассоциации участников фондового рынка) рост резервов НПФ (Негосударственного Пенсионного Фонда) к 2015 г. позволит достичь отметки 440 млрд. долл.
·                   Указанные оценки попросту экстраполировали на российскую действительность тенденции, которые достаточно отчетливо сформировались на Западе. В среднем, в странах с развитой рыночной экономикой около четверти взрослого населения является акционерами, до 95% свободных денежных средств населения хранится в форме вкладов и ценных бумаг. Большое психологическое воздействие оказывали показатели широкого участия населения за рубежом в приобретении акций – они подталкивали к мысли о том, что России как крупной и влиятельной стране в мировой экономике не следует отставать от этих процессов.
·                   В США высокий уровень развития финансовой системы во многом обусловлен ростом доходов населения и его активным участием в инвестировании в ценные бумаги компаний, а также существованием специальных мероприятий по обеспечению доступа малого бизнеса на фондовый рынок. В последние годы более половины домашних хозяйств в США владеют акциями. Значительная часть семей инвестирует свои сбережения в ценные бумаги через взаимные фонды и другие финансовые институты. За последние два-три десятилетия значительно выросла величина денежных резервов так называемых институциональных инвесторов – пенсионных фондов, взаимных фондов и страховых компаний, которые инвестируют накопления населения в ценные бумаги. Все это подталкивает процесс развития рынка ценных бумаг в США.
В Европе наиболее ярким примером проведения «народного IPO» стала реализация пакета акций крупнейшей немецкой телекоммуникационной компании Deutsche Telecom, в результате которой к началу 2007 г. у Deutsche Telecom было более 15 тыс. акционеров, среди которых есть как физические, так и юридические лица.
К тому времени, когда ОАО «НК «Роснефть» официально объявила о предстоящем первичном размещении своих обыкновенных акций (IPO) среди российских и международных инвесторов в России и в Лондоне (12 июня 2006 г.), она представляла собой одну из трех крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний России. Созданная в 1995 г. на базе государственного предприятия, она объединяла 11 нефтегазодобывающих предприятий, работающих в более чем в 20 регионах России: на Дальнем Востоке, в Восточной и Западной Сибири, а также на Северо-Западе России, на черноморском и каспийском шельфе. В 2005 г. предприятиями Роснефти было добыто 74,6 млн. т нефти и газового конденсата, а также 13,1 млрд. м3 газа. В 2006 г. было добыто 80,6 млн. т нефти и газового конденсата и 13,6 млрд. м3 газа. Обеспеченность запасами оценивалась в 28 лет. Роснефть владеет двумя нефтеперерабатывающими заводами суммарной мощностью около 10 млн. т в год, пятью основными нефтеперевалочными морскими терминалами и сетью из около 650 автозаправочных станций.
Существенным компонентом в стоимости Роснефти являются нефтяные залежи на шельфах Сахалина, о колоссальных размерах которых говорят предварительные исследования. По мере ввода в эксплуатацию новых месторождений и освоения Сахалинского шельфа, Роснефть может стать лидирующей нефтяной компанией не только в российском, но и в мировом масштабе.
По сравнению с другими лидерами российского нефтяного рынка Роснефть получила после IPO целый ряд конкурентных преимуществ. Государственный контроль в компании подразумевает высокую степень ее надежности и снижает ее кредитные риски. Это наглядно проявилось в форме массированной помощи, оказанной государством Роснефти в условиях финансового кризиса, чтобы она могла справиться со своей высокой долговой нагрузкой.
Роснефть подошла к проведению IPOс хорошими показателями. По данным на IV квартал 2005 г. уставной капитал Роснефти состоял из 9,09 млрд. обыкновенных акций номиналом 0,01 руб. Ранее внеочередное собрание акционеров Роснефти одобрило увеличение уставного капитала на 7,44 млрд. акций номиналом 0,01 руб. каждая (86,21%) в рамках консолидации акций дочерних предприятий в преддверии IPO. Также было одобрено размещение 400 млн. дополнительных обыкновенных акций номиналом 0,01 руб. каждая посредством закрытой подписки в пользу компаний JP Morgan EuropeLimitedи/или ОАО «Роснефтегаз».
Организаторами международного размещения выступили ABN AMRO Rothschild, Dresdner Kleinwort Wasserstein (инвестиционное подразделение Dresdner Bank AG), JP Morgan Securities Ltd. и Morgan Stanley & Co. International Ltd. в качестве совместных глобальных координаторов и совместных менеджеров книги заявок. Сбербанк России выступил в качестве координирующего ведущего менеджера размещений акций в России. В качестве совместных российских менеджеров выступили «Альфа-Банк», «Атон», «Газпромбанк», «Ренессанс Капитал», «ТройкаДиалог», Deutsche UFG и ОАО «УРАЛСИБ». Роснефть получила листинг, а также допуск к торгам обыкновенными акциями в РТС, на ММВБ по цене 7,55$ за одну акцию, а также листинг глобальных депозитарных расписок в официальном списке Управления по листингу Великобритании и допуск к торгам на Лондонской фондовой бирже (LSE).
Акции предлагались юридическим и физическим лицам. При этом впервые была проведена активная пропаганда по приобретению акций населением с использованием широкой рекламы на телевидении. Акции размещались на территории России, а также в форме глобальных депозитарных расписок (ГДР) международным институциональным инвесторам за ее пределами. Заявки на приобретение акций от физических лиц принимались в период с 26 июня по 10 июля 2006 г. в филиалах Сбербанка России, «Газпромбанке», в банках «Атон», «УРАЛСИБ», а также «Всероссийском банке развития регионов». Проведение Road show началось со дня приема заявок, то есть с 26 июня. Торги в России и в Лондоне начались 19 июля 2006 г.
Компанией «Роснефть» была впервые в России применена технология одновременного проведения IPO на российском и зарубежном рынке ценных бумаг, включая одновременный сбор заявок в России и за рубежом. Это оказалось очень эффективным приемом, который затем практически полностью был повторен при проведении размещения ВТБ.
В ходе размещения на LSE физические лица могли приобретать бумаги только через андеррайтера и несли затраты по уплате брокерской комиссии, а в России покупка гражданами акций на сумму от 15 тыс. руб. осуществлялась напрямую у эмитента – по цене размещения (без уплаты каких-либо комиссий). Таким образом, российские граждане имели значительные преимущества перед физическими лицами любой другой страны. Это позволило вовлечь население в приватизацию компании и привлечь интерес населения страны к фондовому рынку. При этом населению был предоставлен выбор: приобретать физическим лицам акции самим, либо посредством профессиональных участников, например через ПИФы. Розничные инвесторы приобрели акции на $755 млн., в том числе через Сбербанк – почти на $500 млн.
Объем спроса по цене размещения превысил объем выставленных на продажу акций в полтора раза (более $15 млрд.). Вначале объявленный диапазон стоимости составлял 5,85–7,85 долл./акция. Затем он был изменен до 7,15–7,85 долл./акция. Конечная стоимость, равная 7,55 долл./акция была определена, исходя из средневзвешенной цены поступивших заявок.
По данным источников информации, в ходе первичного публичного размещения акций общая сумма инвестиций составила $10,4 млрд. (при размещении 14,8% акций). По этому показателю IPO Роснефти стало пятым по величине в мире и крупнейшим среди российских компаний. Благодаря высоким ожиданиям, с 17 июля 2006 г. (дата начала размещения акций) капитализация ОАО НК «Роснефть» выросла с начальных 79 800 млн. долл. до 97 503 млн. долл., то есть на 22,18%.
Однако вскоре цена акций Роснефти на фондовом рынке стала падать, а специалистами акции стали восприниматься как переоцененные бумаги, что подтверждалось целым рядом расчетов, проведенных по технологии финансового анализа.
Успешное IPO компании «Роснефть» с участием населения России (в размещении участвовало 115 000 россиян) показало, что инфраструктура российского фондового рынка достаточно развита и готова для обслуживания большого количества розничных инвесторов, которые могли покупать ценные бумаги напрямую, через коллективные инвестиции (ПИФы) или через брокеров.
Роснефть стала первой из российских государственных компаний, которая воспользовалась выходом на международный фондовый рынок для привлечения финансовых ресурсов в целях погашения долгов перед иностранными банками-кредиторами. Речь идет о погашении синдицированного кредита в размере 7,5 млрд. долл., выданного пулом западных банков во главе с ABN Amro, DrKW, JP Morgan и Morgan Stanley под залог 49% акций компании.
 
Основные аспекты IPOВТБ и Сбербанка
В течение 2007 г. важными событиями на российском фондовом рынке стало проведение IPO крупнейших российских банков с участием государственного капитала – ВТБ и Сбербанка. Эти события имели большое значение для российской экономики и состояния фондового рынка страны.
В мае 2007 г . было проведено IPO Внешторгбанка, второго по величине банка страны. Внешторгбанк был основан в 1990 г. на базе Банка внешней торговли СССР. Размер уставного капитала составляет 52,1 млрд. руб. ВТБ имеет наивысший для российских банков рейтинг, присвоенный международными рейтинговыми агентствами: MoodysInvestorsService(BBB+/Стабильный), Standard & Poors(BBB+/Стабильный), Fitch(Baa2/Стабильный). Российские рейтинговые агентства также относят ВТБ к высшей группе надежности.
Главным акционером банка с долей 99,9% до IPOявлялось государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Среди других акционеров – ООО «Газэкспорт», Сбербанк РФ, ЗАО «Энергомашэкспорт», ОАО «Ингосстрах», ТПП РФ.
Позиция ВТБ на фондовом рынке имеет свои минусы и плюсы. К плюсам позиции ВТБ можно отнести следующие характеристики:
1)                 высокая роль государства в капитале банка обеспечивает ему государственную поддержку и возможность получения от государства крупных финансовых вложений;
2)                 бренд ВТБ широко известен в России и за рубежом: ВТБ обладает крупной банковской сетью в странах СНГ, Европы, Азии и Африки;
3)                 банку были присвоены высокие рейтинги по разным критериям, в том числе и по надежности;
4)                 в своей работе ВТБ преимущественно ориентирован на крупных корпоративных клиентов.
К минусам позиции ВТБ относятся:
1)                 чрезмерное влияние государства в капитале и в деятельности ВТБ;
2)                 слабо развитый розничный бизнес и отсутствие большой филиальной сети на территории России;
3)                 нарастающий темп роста административных и операционных расходов;
4)                 недостаточная диверсификация кредитного портфеля.
В сложившейся на фондовом рынке и в экономике России ситуации инвесторы ждали IPOВТБ с нетерпением, поскольку, по их расчетам, это событие означало появление на российском рынке акций новой «голубой фишки».
Действительно, по размерам участия населения IPO ВТБ стало вторым народным размещением после IPO Роснефти. Значительную роль в том, чтобы данное размещение стало народным, сыграло выступление по этому поводу В.В. Путина на встрече с членами правительства, где отмечалось и одобрялось успешное размещение акций Роснефти, которое расценивалось как свидетельство того, что граждане с удовольствием покупают ликвидные ценные бумаги отечественных компаний. Отмечая, что ВТБ и Сбербанк к таким компаниям, безусловно, относятся, В.В. Путин указал, что надо технологически отработать возможность приобретения этих акций населением. В других своих выступлениях В.В. Путин призывал эмитентов размещать значительную часть ценных бумаг на отечественных площадках, с тем чтобы граждане РФ могли вкладывать в их акции свободные ресурсы.
21 декабря 2006 г. правительство одобрило увеличение уставного капитала ВТБ путем дополнительной эмиссии, а Наблюдательный совет ВТБ одобрил IPO 25% акций в мае 2007 г. По расчетам правительства, в момент проведения IPO рыночная капитализация ВТБ должна была составить $14–16 млрд., а к 2010 г. – $35–40 млрд., а низкая стоимость одной акции сделает участие в размещении вполне доступным для мелких инвесторов. Аналитики расходились во мнении относительно справедливой стоимости ВТБ: диапазон оценок составлял от $18 млрд. до $25 млрд. Рыночная капитализация банка при этом составила 35,5 млрд. долл.
«Лид-менеджерами» размещения банка выступали американские Citigroupи GoldmanSachs, а также немецкий Deutsche Bank. Размещение бумаг ВТБ проводилось также в Лондоне.
·                   Привлеченные от IPO ресурсы банк был намерен направить на развитие бизнеса в России – как розничного, так и инвестиционного, а также на усиление позиций на рынках стран СНГ. Кроме того, ВТБ проявлял интерес и к инвестициям на зарубежных рынках.
·                   Предварительный (на конец апреля 2007 г.) диапазон цены размещения акций ВТБ находился в интервале в 11,3–12,9 коп. за одну акцию. В мае 2007 г. цена одной акции при размещении составила 13,6 коп., а глобальной депозитарной расписки – $10,58 (1 GDR = 2 тыс. акций).
Размещение акций ВТБ происходило на фоне активной рекламной политики, использовавшей телевидение, радио, наружную рекламу и т.п. Расходы банка ВТБ на проведение IPO составили около 4 млрд. руб. (данные суммы фигурировали в проспекте эмиссии акций банка). При этом 750 млн. руб. из них планировалось потратить на проведение рекламных и маркетинговых мероприятий. Итоги размещения ВТБ показали следующие результаты: фактически было размещено 1 трлн. 513 млрд. 26 млн. 109 тыс. 019 акций, или 87,23% от общего количества бумаг, подлежащих размещению.
·                   ВТБ разместил 424 млрд. 152 млн. 859 тыс. 929 акций в России и 1 трлн. 88 млрд. 873 млн. 249 тыс. 90 акций на LSE. Напомним, что в ходе IPO банк разместил 22,5% от увеличенного уставного капитала, капитализация ВТБ достигла $35,5 млрд. Всего ВТБ привлек около $8 млрд. Цена за акцию ВТБ в рамках IPO составила 13,6 коп . ($0,00528) за штуку, или $10,56 за GDR.
Акционерами ВТБ стали более 131 тыс. чел., вложивших суммарно около 1,6 млрд. долл.
Первичное размещение ВТБ стало самым «народным», обогнав по этим показателям IPO Роснефти, собравшей от населения 115 тыс. заявок общим объемом 20,2 млрд. руб., и Сбербанка (45 тыс. заявок на сумму 21 млрд. руб.). Доля населения в IPO Роснефти составила порядка одного процента, у ВТБ – около 20%. И это при том, что минимальный размер заявки на покупку акций Роснефти был в два раза меньше, чем у банка, а число банковских отделений для подачи заявлений значительно больше (бумаги Роснефти можно было купить в отделениях Сбербанка по всей стране).
В отличие от Сбербанка, ВТБ проводил IPO как на российских площадках, так и на LSE. Это делает бумаги доступными большему числу инвесторов, в том числе западных.
 
Особенности IPO Сбербанка
Размещение акций Сбербанка в 2007 г. также стало крупным элементом в общей программе «народного размещения». В конце 2006 г. президент России В.В. Путин подчеркнул, что при проведении IPO акции Сбербанка должны стать доступными широким слоям населения.
По своим позициям Сбербанк был крупнейшим банком не только в России, но и в Восточной Европе. Активы Сбербанка на 1 января 2007 г. составляли 3,3 трлн. руб., капитал – 348,7 млрд. руб., кредитный портфель – 2,7 трлн. руб., частные вклады – 2 трлн. руб. Чистая прибыль в 2006 г. составила 89,3 млрд. руб. Банку России до IPOпринадлежали 63,76% голосующих акций Сбербанка, или 60,57% уставного капитала, остальные акции находились в свободном обращении, из них около 20% принадлежали иностранным инвесторам.
Чтобы выполнить наказ президента, Сбербанку необходимо было провести дробление акций – «сплит», так как на конец 2006 г. цена одной обыкновенной акции Сбербанка на рынке достигала 80 тыс. руб. при номинальной стоимости 3 тыс. руб. При такой стоимости акций IPOне могло быть «народным». Отметим для сравнения, что Внешторгбанк в начале октября 2006 г. провел сплит своих акций с коэффициентом 1:100 тыс., снизив номинальную стоимость одной акции с тысячи рублей до одной копейки, что позволило ему привлечь много инвесторов со стороны населения.
Однако сплит по акциям Сбербанка до размещения не был осуществлен, а механизм гарантированного приобретения акций физическими лицами был реализован с помощью ограничения неконкурентного предложения от одного инвестора суммой в 1 млн. руб. и приема заявок не менее чем в 500 офисах банка. Данное решение объяснялось тем, что для Сбербанка было выгодно, чтобы в IPOучаствовали подготовленные и квалифицированные в финансовом плане физические лица. Такие инвесторы не поддаются рыночной панике, которая могла бы негативно отразиться на стоимости акций и капитализации Сбербанка. Поэтому эксперты и наблюдательный совет Сбербанка пришли к выводу, что дробление акций Сбербанка было производить нецелесообразно. Это объяснение неубедительно, так как на капитализацию Сбербанка мелкие инвесторы существенно не могли повлиять, в отличие от институциональных инвесторов.
Опыт фондовых рынков показывает, что чем выше уровень концентрации собственности среди крупных акционеров, кроме доминирующего, тем выше рыночная стоимость компании, поскольку это свидетельствует о низкой вероятности борьбы за передел контроля и повышает позитивные ожидания инвесторов. Считается, что сдерживающее воздействие крупных акционеров на доминирующего собственника оказывает большое влияние на стоимость компании.
С 30 января 2007 г. была открыта подписка на акции банка, размещаемые в рамках дополнительной эмиссии. К размещению было предложено 3,5 млн. обыкновенных акций банка. Полученные средства компания планировала использовать на расширение активных операций, в первую очередь на развитие кредитования российской экономики и частных лиц, а также операций с ценными бумагами. Размещение акций осуществляется с привлечением ЗАО «Банк Кредит Свисс (Москва)» и Коммерческий банк «Дж. П. Морган Банк Интернешнл» (ООО), которые будут выполнять функции брокеров и букраннеров (ведущих книгу заявок).
В покупке акций Сбербанка активную роль играл ЦБ РФ. В соответствии с федеральным законодательством контрольный пакет акций Сбербанка России принадлежит Центральному банку Российской Федерации. До проведения дополнительного размещения его доля в уставном капитале Сбербанка России составляла 63,8%, а после размещения она составила уже 59,8% капитала. 16 января 2007 г. Национальный банковский совет (НБС) дал разрешение ЦБ РФ купить 892 601 акцию из дополнительной эмиссии Сбербанка.
Цена размещения акций Сбербанка по итогам дополнительной эмиссии составила 89 000 руб., или $3 397. Это на 3,5% ниже цены бумаг на конец 2006 г. и на 2,3% средней цены закрытия акций на ММВБ за период сбора заявок инвесторов. Спрос инвесторов в ходе IPO составил 260 млрд. руб. ($9,9 млрд.). Все крупные инвесторы подали заявки на участие в размещении.
Спрос на акции в рамках преимущественного права составил 1652,8 тыс. бумаг, в том числе заявка Центрального Банка составила 892,5 тыс. Таким образом, ЦБ реализовал 40% своего преимущественного права, прочие инвесторы – 60%. Иначе говоря, большей частью спроса в ходе размещения (57%) Сбербанк обязан своим акционерам. Объем неконкурентных заявок составил 13,5 млрд. руб. Это лишь 5,2% предъявленного спроса на акции банка. Этот объем составляет большую часть спроса со стороны частных лиц – исходя из того, что из 47,2 тыс. заявок 46,3 тыс. поступили от физических лиц, а конкурентных заявок от физических лиц подано на 7,5 млрд. руб., усредненный частный инвестор подал заявку на 447 тыс. руб. и получит 5 бумаг. Сбербанк привлек 230,2 млрд. руб. ($8,8 млрд.), разместив 2 587 млн. акций среди существующих и новых акционеров.
По мнению многих аналитиков, Сбербанк смог бы привлечь на 20‑40% граждан больше, если бы провел сплит и размещал акции по более низкой цене.
Объем конкурентных заявок составил 1080 тыс. акций – исходя из объема спроса, цена средней заявки составила 92 099 руб. Размещению Сбербанка, таким образом, не суждено было установить новый рекорд российского рынка по объему IPO, побив рекорд Роснефти. По объему средств, привлеченных в российские акции, Сбербанк стал лидером – у Роснефти более 50% размещения прошло в депозитарных расписках. Акционерами Роснефти стало гораздо больше россиян – 115 тыс., но объем оказался меньше – 20,3 млрд. руб.
10 апреля 2007 г. средневзвешенная цена обыкновенных акций Сбербанка на ММВБ достигла значения 100,125 тыс. руб. Именно интерес к IPO ВТБ выбил акции Сбербанка из коридора 90–99 тыс. руб., в котором они торговались с начала 2006 г. Швейцарский банк UBS повысил прогнозную цену по акциям Сбербанка до 5 250 долл. за бумагу. Однако аналитики UBS не исключали, что за год цены на акции могут вырасти и до 6 300 долл., что предполагает потенциал роста в 60% к текущим котировкам.
Хотя желание приобрести акции Сбербанка изъявили только 16% населения, участвовавшего в опросе, преобладающая часть респондентов объясняли свое нежелание покупать акции Сбербанка тем, что у них нет доверия к банковской системе, особенно к тому банку, который в начале 90-х гг. прошлого века уже обманул население страны. Да и сама цена, по которой предлагались акции Сбербанка, была недоступна более 80% населения страны.
Однако, несмотря на отмеченные аспекты, размещение Сбербанка стало крупнейшим банковским размещением в России и третьим в мире после проведенных в 2006 г. размещений ICBC ($22 млрд.) и Bank of China ($11 млрд.). По оценкам агентства V-RATIO, бренд Сбербанка после успешного размещения стал стоить 6,2 млрд. долл. – столько же, сколько стоил бренд JP Morgan в 2000 г.
В конце мая 2007 г. наблюдательный совет Сбербанка принял решение провести сплит (дробление) обыкновенных и привилегированных акций с таким коэффициентом, чтобы их номинальная стоимость стала единой – 3 руб. В Сбербанке полагали, что проведение сплита привлечет новых миноритарных инвесторов, при этом исключали возможность дальнейшей конвертации акций. Участники рынка, наоборот, рассматривали уравнивание стоимости номинала акций как первый шаг к возможному их обмену и предрекали дальнейший их рост.
Сплит был необходим для того, чтобы понизить номинальную стоимость каждой акции и сделать ее более доступной для инвесторов. Рыночная стоимость акций Сбербанка в мае 2007 г. составляла около 100 тыс. руб. такая цена была недоступна многим, кто хотел бы купить эти акции, а цена 100 руб. позволяла приобретать их практически всем.
Интересным аспектом российской банковской системы в последние годы было то, что иностранные инвесторы стали активно интересоваться российскими банками. С начала 2007 г. доля зарубежного капитала в банковской системе России увеличилась на 2% и к концу его составила 18%, в значительной степени благодаря привлекательному эффекту от размещений акций Внешторгбанка и Сбербанка. В ВТБ после проведения IPO доля иностранного капитала составила около 12%, а в Сбербанке – более 21%. Резкое увеличение доли иностранцев в капитале российских банков происходило на фоне роста капитализации российского банковского рынка. Это говорило о том, что иностранцы считают этот рынок одним из наиболее привлекательных и надежных и относительно защищенным от резкого протекционизма государства по сравнению с сырьевым сектором. Важным фактом является то, что иностранные инвесторы вкладывают средства в банки, но не стремятся получать контроль над банками и все решения принимаются российским менеджментом банков.
Вместе с ростом количества первичных размещений в последние годы продолжал развиваться финансовый рынок. Сочетание двух этих процессов позволяет в определенном смысле говорить о повышении уровня ликвидности бизнеса как о прогрессивной тенденции развития экономики.
В 2006 г. во всем мире существовала и действовала 51 фондовая биржа, а их капитализация составляла 50,6 млрд. долл. в общей сумме. Из общего числа бирж крупнейшие шесть – Нью-йоркская, Токийская, НАСДАК, Лондонская, Евронекст и Гонконгская – обеспечивали преобладающую часть мирового рынка. Если говорить о дальнейшей концентрации, следует отметить, что три биржи – Нью-йоркская, Лондонская и Гонконгская – представляли собой наиболее популярные биржи для проведения заграничных размещений.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что процесс интернационализации первичных размещений заметно активизировался только в последние годы. До 2000 г. порядка 90% первичных публичных размещений происходило на национальных рынках. Здесь и компании лучше ориентируются в рыночной ситуации, и инвесторы хорошо знакомы с условиями размещения и достаточно ясно их понимают, что делает процесс размещения достаточно предсказуемым. Остальные 10% размещений проводились на заграничных рынках главным образом из-за недостатка капитала на национальных фондовых рынках. Доминирование размещений на национальных рынках делало заграничное размещение делом исключительным, которое требовало большой и тщательной подготовительной работы, в особенности по пропаганде ценных бумаг компании на заграничных рынках, где она до этого была обычно малоизвестна или совсем незнакома для инвесторов.
В глобальном аспекте в современных процессах первичных публичных размещений наблюдается ряд новых тенденций, укрепляющихся со временем:
·                   расширение географии, отраслевой принадлежности и типов компаний, проводящих размещения не только на национальном, но и на зарубежных рынках;
·                   возрастание размеров, степени зрелости и, в конечном итоге, надежности и ликвидности национальных рынков, стимулирующее национальные компании размещаться у себя в стране и обеспечивающее хорошие результаты таких размещений;
·                   рост разнообразия и качественное улучшение состава участников: на стороне эмитентов растет роль фондов прямых инвестиций и венчурных фирм, проводящих размещения, а на стороне инвесторов растет роль различных финансовых институтов, в том числе суверенных, пенсионных, инвестиционных и других фондов, вплоть до хедж-фондов (hedge fund) и прочих склонных к риску инвесторов.
Глобализация накладывает также определенные требования на процессы регулирования национальных финансовых рынков. Применяя действующие правила регламентации операций на рынке ценных бумаг и вводя новые, национальные регуляторы должны теперь во все большей степени учитывать, как их меры отражаются на поведении иностранных инвесторов и иностранных эмитентов, представленных на локальном рынке. Особенный предмет забот в настоящее время – это иностранные инвесторы. Высокая мобильность капитала позволяет им быстро перебрасывать крупные средства с одного финансового рынка на другой при изменении условий надежности или доходности. Приливы и отливы капитала на фондовых рынках вынуждают национальных регуляторов пребывать в постоянной готовности быстро и сильно реагировать на эти явления – противостоять разрушительным последствиям слишком резких изменений, бороться с избытком или недостатком ликвидности и т.п.
Одним из последствий глобализации финансовых рынков стала возросшая конкуренция. Она проходит между эмитентами за доступ к финансовым ресурсам инвесторов, и одновременно с этим усиливается конкуренция между национальными фондовыми рынками за привлечение эмитентов. Международное размещение акций становится одной из главных движущих сил этого процесса.
Хотя Нью-йоркская биржа остается крупнейшей площадкой фондовой торговли, борьба между мировыми финансовыми центрами выражается в росте силы других мировых финансовых центров. Например, Лондонская биржа в Европе, Гонконгская биржа в Азии ведут активную политику по привлечению эмитентов посредством либерализации условий и критериев листинга и других мер. По мере роста экономики стран развивающихся рынков их фондовые рынки и национальные биржи также набирают силу и увеличивают свою долю в мировых процессах размещения и торговли ценными бумагами.
Действительно, практически до конца ХХ в. фондовый рынок США выступал в качестве крупнейшей торговой площадки для первичных размещений и это рассматривалось как естественное проявление крупнейших размеров экономики США и ее финансового рынка. Считалось, что этот рынок способен поглотить любое количество и размеры размещений благодаря наличию здесь достаточных для таких задач финансовых ресурсов.
Переориентация предпочтений с американского рынка на другие рынки происходит не только благодаря росту экономики и финансовых рынков новых крупных участников мировой экономики – стран БРИК (по первым буквам Бразилии, России, Индии и Китая. – Прим. ред.). Важным направлением передислокации новых заграничных размещений стала Великобритания. Стремясь сохранить Лондон как один из крупнейших мировых финансовых центров, Великобритания предлагает иностранным эмитентам более либеральные условия листинга для размещения и торговли ценными бумагами. В этом отношении выделяется специальная торговая система на Лондонской бирже – Рынок альтернативных инвестиций (AlternativeInvestmentMarket, AIM), который в последние годы во все большей мере привлекает эмитентов из разных стран. В определенном смысле этот рынок служит альтернативной площадкой для мировых эмитентов по сравнению с американской системой НАСДАК, которая тоже отличается либеральными условиями листинга по американским критериям.
Еще сравнительно недавно система НАСДАК была крупнейшей площадкой размещений в мире для сравнительно небольших компаний. В 2000 г. в ней было проведено 355 размещений, обеспечивших 47,6 млрд. долл. выручки. Рынок альтернативных инвестиций при Лондонской фондовой бирже занимал второе место – здесь было проведено 157 размещений и получено 1,9 млрд. долл. выручки. Но затем положение стало быстро меняться. По имеющимся данным аналитиков, в 2006 г., по состоянию на 1 сентября, на Рынке альтернативных инвестиций в Лондоне состоялось 169 размещений, в то время как в системе НАСДАК только 69. При этом, хотя средняя стоимость сделки в Лондоне была меньше, чем в системе НАСДАК (58 млн. долл. и 106 млн. долл. соответственно), размеры выручки в Лондоне составили 9,7 млрд. долл. против 7,3 млрд. долл. в системе НАСДАК.
Главной причиной предпочтения иностранными эмитентами Лондонской биржи и ее Рынка альтернативных инвестиций американским фондовым рынкам аналитики практически единодушно называют более либеральные требования в Лондоне в целом, и в особенности нежелание мировых инвесторов подвергать себя риску в качестве объекта требований американского закона Сарбанеса–Оксли (Sarbanes-OxleyAct).
Примечательной стороной размещений в Европе стало повышение их привлекательности на фоне ужесточения требований в США. Во многом благодаря этому объем выручки, который обеспечивает Европа, растет и выходит на первое место в мире. В 2006 г. IPOв Европе дали самый большой объем выручки – 95 млрд. долл., что соответствовало 35% всего мирового объема выручки от первичных публичных размещений. При этом аналитики подчеркивают особую привлекательность Лондонской биржи, что во многом обусловлено более скромным размером комиссионных, которые здесь составляют обычно 3–4% от стоимости выпуска по сравнению с 6,5–7%, принятыми в США. Немаловажную роль играет также прогресс в проведении размещения и торговли за счет введения на Лондонской бирже новых торговых систем.
Типичной для Европы является также тенденция к росту числа и стоимости слияний и поглощений, объем которых по стоимости в 2006 г. составил 3,6 трлн. долл. и продолжал расти. Среди этих сделок выделяется слияние в апреле 2007 г. базирующейся в Париже торговой системы Евронекст с Нью-йоркской фондовой биржей. Сделка примечательна не только размерами. Дело в том, что система Евронекст имеет торговые площадки (т.е. фактически биржи) в Париже, Лондоне, Брюсселе, Амстердаме и Лиссабоне. Теперь в системе Евронекст–НЙФБ котируются около 4 000 компаний с суммарной капитализацией 28,5 млрд. долл., и благодаря слиянию торговый день стал продолжаться 13 часов. Заметно снизились торговые издержки на обеих биржах, при этом американские компании получили возможность быть представленными в Европе, а европейские, соответственно, в США. Торговля акциями может проводиться в долларах и в евро в зависимости от предпочтений инвестора. При слиянии не было введено единой системы требований и регулирования для обеих бирж. Но при этом для иностранных компаний, которые не хотят быть объектом закона Сарбанеса-Оксли и других неудобных для них требований, открылась возможность получить листинг в системе Евронекст в соответствии с европейскими требованиями, но при этом быть представленными и на американском рынке.
Факторами, определившими рост размещений в Европе в 2006 г., аналитики называют первичные публичные размещения в России, в особенности размещения ВТБ и Роснефти, которые проводились одновременно в Москве и в Лондоне. В частности, размещение Роснефти в 2006 г. оказалось третьим по величине среди крупнейших размещений в мире и первым в Европе.
Динамичные процессы первичного публичного размещения происходили в странах БРИК. До наступления финансового кризиса мировых инвесторов привлекали рынки ценных бумаг стран БРИК, поскольку быстрый рост экономики этих стран влечет за собой рост курсов акций вследствие повышения стоимости бизнеса.
В Китае рост первичных публичных размещений во многом был связан с динамичным развитием финансовых институтов. В этой сфере происходит приватизация и последующий выход на фондовый рынок с первичным публичным размещением целого ряда компаний. В 2006 г. произошло крупнейшее первичное публичное размещение в новейшей истории Китая, когда крупнейший государственный банк – Промышленно-коммерческий банк Китая (IndustrialCommercialBankofChina – ICBC) – был трансформирован в открытое акционерное общество и собрал 22 млрд. долл. в ходе первичного публичного размещения. Второй крупнейший китайский банк – Банк Китая (Bank of China) при трансформации в открытое акционерное общество собрал 11,1 млрд. долл. выручки. Примечательно, что размещение акций обоих банков происходило на Гонконгской бирже, где разрешено участие иностранных инвесторов в приобретении акций при первичном размещении. Напомним, что, в отличие от Гонконгской, Шанхайская биржа рассчитана только на национальных участников рынка и недоступна для иностранцев. Китайские участники рынка ценных бумаг могут покупать только отечественные акции. Это до определенной степени служит фактором роста объемов операций национальных бирж вследствие отсутствия альтернатив, но и сдерживает интернационализацию китайского фондового рынка. Для привлечения иностранного капитала китайские эмитенты активно используют выход на рынок ценных бумаг США через механизм Правила 144А.
Интересные процессы в сфере первичных публичных размещений отмечаются также в Индии. На фондовом рынке Индии в 2006 г. было проведено 78 IPO, в результате которых было получено 7,23 млрд. долл. суммарной выручки. По этим показателям Индия заняла в 2006 г. восьмое место в мире. При этом более половины IPOпришлось на компании из сферы энергетики. Примечательной стороной IPOв Индии является то обстоятельство, что хотя большинство компаний проводят IPOв Индии, 75% инвесторов образуют иностранные институциональные инвесторы, благодаря участию которых и удается получить большую выручку от размещения. Участие иностранных инвесторов является важной чертой индийского фондового рынка. Подобно принятому в США Правилу 144А, в Индии действует Правило квалифицированных институциональных размещений (QualifiedInstitutionalPlacements – QIP), которое разрешает иностранным инвесторам приобретать акции индийских компаний без того, чтобы эти компании непременно получали листинг на иностранных биржах. В 2006 г. в стране действовали 23 фондовые биржи, на которых котировались акции около 9 000 компаний.
Среди стран БРИК динамично возрастали масштабы IPOв России. В 2006 г. было проведено 21 IPO, в результате которых было получено 18 млрд. долл. общей выручки. В этом году еще действовало правило, когда не менее 30% средств от размещения российские компании обязательно получали на национальном рынке. Одновременно с этим российские компании активно использовали выход на фондовые рынки США (посредством Правила 144А) и Великобритании (размещая ГДР на Лондонской бирже). Характерно, что среди российских компаний выходящих на IPO, три четверти приходится на фирмы, работающие в реальном секторе и производящие товарную продукцию.
 
Оценивая процессы, происходившие на фондовом рынке России в течение 2008 г., когда до страны докатились волны финансового кризиса, следует отметить, что в подготовке его условий в России, по-видимому, большую роль сыграли иностранные инвесторы, которые сначала неоправданно взвинтили фондовый рынок, а затем быстро его покинули. Это ставит по-иному вопрос о причинах низкого уровня акций Роснефти, ВТБ и Сбербанка в течение года, предшествовавшего кризису. Здесь требуется более подробное изучение факторов, определивших динамику акций этих компаний и ее отставание от уровня цен размещения. Теперь можно поставить вопрос по-иному: может быть, акции этих компаний, в отличие от других, не были вздуты? Во всяком случае, все это заслуживает исследования.
 
Роль первичных размещений в развитии фондовых рынков на протяжении последних предшествовавших финансовому кризису лет, а также отмеченные важные закономерности процессов размещения дают основание ожидать после завершения кризиса роста первичных размещений и дальнейшего развития этого процесса с учетом накопленного опыта. Более того, в среде финансистов существует обычай расценивать начало оживления первичных размещений как наиболее убедительный признак поворота рыночной конъюнктуры к уверенному росту.


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.