Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
?2, 2009
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
КАК ФАКТОР АМЕРИКАНСКОГО МОГУЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
 
Шариков П.А., м.н.с. Центра проблем промышленной политики (военно-политическое направление) Института США и Канады РАН
e-mail: [email protected]
 
Аннотация: В статье проанализированы основные тенденции в развитии американских информационных ресурсов. Современные международные отношения характеризуются значительно возросшим спросом на информацию. Очевидно, что мир вступает в новую стадию развития – информационную эпоху. Соединённые Штаты сегодня единственная сверхдержава, претендующая на мировое лидерство. Во многом это связано с активным использованием информационных ресурсов.
Ключевые слова: Информационная экономика, Информационные технологии, информационные ресурсы.
American information resources as a factor of power in contemporary international relations
Sharikov Pavel Aleksandrovich
Research fellow
e-mail: [email protected]
 
Annotation. The article is devoted to main trends in development of American information potential. Contemporary international relations are characterized by the rise of demand for information. No doubts that the world enters the new phase of development – information era. The United States today is the only power that pretends to be the only superpower. Mush of American potential is based on information resources.
Key words: Information economy, information technologies, information resources
 
Информационная эпоха
Формирование глобального информационного общества
В XX в. мир начал превращаться в единое информационное пространство. Происходящие изменения современности можно сравнить с эпохой великих географических открытий, когда возникла необходимость создания системы глобальных сообщений, в связи с освоением новых континентов. Это привело к появлению новых перспектив экономического развития и, вследствие этого, создало возможность быстро перемещаться и передавать товары на большие расстояния. Таким образом, быстрыми темпами стала развиваться международная торговля, которая, во взаимодействии с развитой транспортной инфраструктурой являлась неотъемлемым элементом, необходимым для экономического развития государств. Дальнейшее историческое развитие международных отношений было подвержено влиянию зародившегося нового явления – глобализации.
Одним из наиболее существенных факторов, оказавших влияние на процессы глобализации, стало развитие информационных технологий. Информационные потоки выходят за рамки национального суверенитета и интегрируются в мировое информационное пространство, чему в значительной степени способствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации. Совершенствование компьютерных сетей и спутниковой связи позволяет достичь более высокого уровня взаимодействия и оперативности, а значит, и конкурентоспособности.
Интенсивное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий придает принципиально новое качество трансграничному информационному обмену и становится движущей силой экономических, политических, социальных изменений в мире. Оно уже оказывает значительное влияние на отношения как между странами на мировом уровне, так и между другими членами информационного общества. Благодаря информационной революции, развернувшейся на фоне процессов глобализации, можно говорить о том, что мир вступает в новую стадию своего развития.
Во второй половине XX в. произошел качественный скачок в развитии технологий, революционным образом изменивший возможности работы с информацией. Существенным изменениям подверглись способы создания, хранения, обмена информацией. Совершенствование средств связи привело к началу формирования единого информационного пространства. Объединив всю планету в единую сеть, информационные технологии образовали инфраструктуру, включающую в себя практически всю информацию, созданную человечеством. Основой формирования информационного пространства является развивающаяся глобальная информационная сеть, посредством которой происходит взаимодействие в информационном обществе. Необходимо отметить, что формирование глобального информационного общества связано с развитием и внедрением инноваций в экономические, политические и социальные процессы. В настоящее время существует множество схожих понятий, объясняющих феномен взаимодействия человечества в едином информационном пространстве – киберпространство, Интернет, информационное пространство, близкое понятие «ноосфера».
Особенности информационной экономики
Одним из первых, определение информационной экономики дал известный ученый Мануэль Кастельс. В своей книге «информационная экономика» он писал, что с середины XX в. в мире появилась экономика нового типа, которую он называл информациональной и глобальной, что позволяет определить ее отличительные черты и взаимосвязь между ними. «Итак, информационалъная – так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная – потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети. Глобальная сеть появилась в последней четверти XX в. как результат революции в области информационных технологий, предоставившей необходимую материальную базу для создания такой новой экономики. Здесь есть историческая взаимосвязь между лежащими в основе экономики знанием и информацией, их глобальной распространенностью и революцией в сфере информационных технологий, которая породила новую, отличную от ранее существовавшей экономическую систему»[1].
Таким образом, можно выделить два основных элемента информационной экономики: во–первых: информационный фактор. Значение этого фактора крайне сложно измерить или оценить, т.к. речь идёт не только о внедрении инноваций в производство и о росте традиционных экономических показателей под влиянием информационных технологий (таких, например, как производительность труда), но и о новых возможностях, открываемых благодаря существованию глобального информационного пространства. Имеются в виду конкурентные преимущества, предоставляемые как в макро– так и в микроэкономике благодаря использованию информационных ресурсов. В современной науке на данном этапе пока не существует единого согласия относительно понятия «информационные ресурсы». Очевидно, что значительную роль в определении играют информационные технологии. Не менее важными являются такие компоненты как знания, информация, данные, «ноу–хау» и т.д. Однако представляется целесообразным включить в это понятие так же и другие факторы, например, насколько активно используются преимущества, в связи с информационными ресурсами. Представляется сложным измерить в количественных показателях основные факторы влияния информационных технологий. Понятие информационные ресурсы включает в себя, прежде всего, экономические факторы, однако необходимо отметить, что к этой категории так же относятся политические факторы – неисчисляемые в количественных показателях индикаторы государственного регулирования, законодательства, степени вмешательства государства в экономику, а так же многие социально–общественные факторы, такие как участие граждан в информационном пространстве, количество зарегистрированных веб–сайтов в доменном пространстве государства. В особую категорию в изучении информационного потенциала страны необходимо включить космические ресурсы.
Во–вторых, значительным элементом современной информационной экономики является взаимозависимость акторов международных отношений, не ограничивающихся национальными государствами, но включающих других акторов, чьё влияние на мировые экономические процессы, становится всё более и более ощутимым. Прежде всего, это транснациональные корпорации, международные организации, иногда даже отдельные индивиды.
Новые возможности экономического развития в информационном обществе
В современных международных отношениях, стабильность и процветание национальной экономики в первую очередь зависит от положения в мировых экономических процессах, в частности в торговле, на финансовом рынке, объёмах и структуре производимых товаров и услуг. Взаимозависимость современного глобализирующегося мира подразумевает активное международное сотрудничество с другими странами. Важнейшей особенностью современных международных отношений является значительно возросший спрос на информацию. Очевидно, что сегодня многие государства вступают в новый этап развития – информационный. В настоящее время не существует единой методологии изучения информационной экономики. Очевидно, однако, что развитие информационных технологий открыло множество возможностей для развития, но оценить степень их значимости, измерить информационную экономику в качественных показателях пока не представляется возможным. Информационная экономика действует по совершенно иным принципам, относительно других этапов развития.
Существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в трех следующих экономических институтах: торговле, финансах и трудовых отношениях. С одной стороны, традиционный список услуг для населения регулярно пополняется новыми электронными видами финансовых и развлекательных услуг: Интернет–магазин, электронный аукцион, банковские операции и управление финансами, интерактивные сервисы и многое другое.
Помимо того, использование интернет–технологий несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Приемлемые затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих географических факторов совместной предпринимательской деятельности, что позволило, в первую очередь, крупным международным корпорациям экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Наличие же различных электронных платежных систем предоставило возможность выигрывать на, пожалуй, самом главном в бизнесе – времени.
Развитие экономических связей, глобального транспортного сообщения и распространение информационных технологий позволили значительно расширить международные отношения на разных уровнях. Это явилось предпосылкой для появления транснациональных корпораций. Снижение издержек производства, невозможное ранее позволило производить товары и оказывать услуги в глобальном масштабе. Сегодня, развитие транснациональных корпораций достигло такого уровня, что зачастую капитализация ТНК превосходит ВВП некоторых достаточно развитых государств. Это во многом связано с инновационной деятельностью ТНК. По мнению российского экономиста А.А. Дынкина, ключевым звеном в создании инноваций является крупный бизнес, в первую очередь транснациональные корпорации. Именно ТНК имеют возможности наиболее полно реализовать «стимулы к инновациям, в виде предпринимательского дохода, получаемого за счет расширения рынков. Концентрация ресурсов, гибкость в перераспределении средств с неперспективных на приоритетные направления, учет общественных потребностей и платежеспособного спроса, функционирование в условиях жесткой конкуренции определяют особую функцию корпораций как лидеров в создании и коммерческой реализации нововведений»[2].
Факторы американского лидерства в современном мире
С началом холодной войны началась новая эпоха, имеющая некоторые уникальные характеристики по отношению к предыдущим этапам развития человечества. В условиях новой системы международных отношений, сложились предпосылки для американского лидерства в мире. Распад СССР сыграл решающую роль в этом процессе, когда США остались единственной супердержавой в мире, имеющей потенциал для установления лидерства в международных отношениях. Одновременно с новой системой международных отношений развивалась информационная экономика. Можно сказать, что лидерство США во многом связано с тем, что Соединённые Штаты успешнее других использовали информационные ресурсы в экономике. Несмотря на то, что Соединённые Штаты давно потеряли позицию промышленного лидера, современная мощь США во многом определяется развитой по отношению к остальным странам экономикой. Нет сомнения, что США – страна, занимающая прочные позиции лидера в информационном пространстве. Положение США в мировой торговле, на глобальном финансовом рынке и в других международных экономических процессах обусловлено высоким уровнем развития информационных ресурсов.
Итак: отметим некоторые характерные черты новой системы международных отношений:
Во–первых, среди элементов мощи государства в международных отношениях появился новый важнейший фактор. В некоторой степени, изобретение ядерного оружия во второй половине 1940–х гг. не позволило допустить крупномасштабных военных действий между США и СССР. Две мировые войны в первой половине XX в. создали необходимость введения в международные отношения глобального механизма регулирования, призванного не допустить формирование центров силы, способных использовать военную агрессию для удовлетворения национальных интересов. Ядерное оружие сегодня – важнейший фактор сдерживания военных конфликтов. Однако если ядерное оружие в значительной степени используется как фактор предотвращения военных действий, то в настоящее время изобретены технологии высокоточного наведения и поражения целей обычными ракетами. Это изобретение тоже значительно изменило военные задачи и цели, с использованием систем наведения высокой точности, в режиме реального времени уничтожить ключевые цели противника, значительно понизив его боеготовность.
Создание после Второй мировой войны международной системы регулирования международных отношений, – Организации Объединённых Наций – было основано на принципе суверенного равенства всех членов международных отношений, равенства больших и малых наций. Согласно Уставу ООН, основная цель нового мирового порядка – «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, […] и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе»[3]. В таких условиях, приоритетом развития государства становится повышение собственной конкурентоспособности, с использованием преимущественно невоенных методов. Развитие промышленности, и использование достижений индустриальной эпохи продолжалось, однако для развития национальной экономики было необходимо придумать новые способы повышения конкурентоспособности.
Во–вторых, экономические отношения в информационной экономике характеризуются значительной степенью взаимозависимости, которая, в свою очередь обусловлена тем, что в целях повышения собственной экономической конкурентоспособности акторы оказались не в состоянии ограничиться исключительно собственными (национальными) ресурсами. Ведущую роль в международных отношениях по–прежнему играют государства, однако появляются так же и другие акторы, которые включают в себя так же и другие субъекты, например международные организации, транснациональные корпорации, неправительственные организации, отдельные социальные группы (к примеру, террористические), даже отдельных индивидуумов и др. Роль экономического фактора в обеспечении национальной безопасности значительно возросла. А развитие технологий с каждым днем открывает больше возможностей для развития. Прежде всего, для развития экономики стали жизненно необходимы информационные ресурсы. В значительной степени развитие международных отношений подверглось влиянию возросшего спроса на информационные ресурсы (информационные технологии, услуги).
В–третьих, возросший спрос на информацию был обусловлен изобретением и значительным снижением стоимости информационных технологий. Первые электронно–вычислительные машины появились в начале XX в. Разработка новых технологий продолжилась после второй мировой войны в основном за счет государственного финансирования и использовалась преимущественно военными или государственными органами. Уже в 1948 г. изобретение транзисторов позволило значительно снизить издержки производства компьютеров, и соответственно их стоимость. Последующие технологические достижения, происходившие в основном в Америке, позволили сделать использование информационных технологий доступными практически каждому человеку в США. В частности, в 1974 г. были созданы персональные компьютеры, получившие распространении во второй половине 1980–х гг., когда фирма IBM стала производить ПК, не защищая его конструкцию патентами. Компьютер был создан по принципу открытой архитектуры из независимо изготовленных частей. Это дало возможность другим фирмам использовать технологии создания персональных компьютеров, что очень быстро привело к большой конкуренции между производителями[4]. Широкое распространение компьютеров в США на 1990–е гг. в значительной степени было обусловлено проводимой правительством политикой поддержки информационных технологий. Доступность информационных технологий позволила очень быстро внедрить технологии в экономику, что явилось одним из основных факторов американского экономического роста в 1990х гг.
Другим значительным событием, сыгравшим роль в стремительной информатизации Соединённых Штатов, стало изобретение компьютерных сетей, в связи с возникшей необходимостью передачи и обмена информацией. Первые успешные опыты в этой области проходили в середине 1970-х гг. в американском военном агентстве передовых исследований (DARPA, а в то время ARPA – (Defense) Advanced Research Program Agency). Тогда сеть компьютеров объединяла несколько научно–исследовательских центров в США посредством телефонных линий и называлась ARPANET. К началу 1990х гг. правительство приняло решение коммерциализировать эту военную разработку, и помимо вышеупомянутых участников, к ней присоединились другие государственные учреждения, экономические корпорации и все обладатели компьютеров не только в США, но и во многих других странах.
Безусловно, отмеченные характеристики современного этапа развития сформировались не сразу. Более того, возможности, появившиеся в результате развития информационных технологий, были широко освоены только к началу 1990х гг. В частности, широкое использование информационных технологий Соединёнными Штатами в экономике было связано с небольшим экономическим кризисом в США в конце 1980 х гг. намечался дефицит бюджета, вызванный значительными военными расходами в период администрации Р.Рэйгана и Дж.Буша-ст.
Успех американской экономики в период правления администрации У. Клинтона прежде всего связан с активным развитием мощнейшего в мире научно–технологического потенциала. С началом холодной войны, американское государство начало активно поддерживать развитие науки и технологий. Считалось, что именно государственные инвестиции в НИОКР позволят Соединённым Штатам добиться экономического преимущества по сравнению с Советским Союзом. Соперничество между двумя полюсами международных отношений в этой области было особенно жестким. Главным аспектом государственной научно–технологической политики США было обеспечение национальной безопасности.
Рост американской экономики в 1990–е гг. был во многом связан с инновационной деятельностью. Инновационная политика американского правительства до администрации Клинтона создала благоприятные условия для того, чтобы в 1990–е гг. благодаря развитию информационных технологий экономика развивалась особенно быстрыми темпами. Рост экономики связан с применением информационных технологий в наиболее активно развивающихся секторах экономики. Наукоемкие экономические предприятия, имеющие доступ к капиталу, активно используют информационные технологии, что дает большие экономические преимущества. Пример Соединённых Штатов в этом плане наиболее ярко демонстрирует открывающиеся экономические преимущества в результате использования информационных технологий для адаптации к условиям «новой» экономики.
Успех Соединённых Штатов среди прочего связан со значительной ролью правительства, которую оно играло в развитии технологий, регулирования рыночных механизмов и обеспечения основных социальных услуг. По мнению американского экономиста, лауреата нобелевской премии Дж. Стиглица, для обеспечения конкурентоспособности государства в глобальной экономике, крайне важна государственная поддержка экономических процессов и прежде всего в области технологического развития. Глобализация поставила перед государствами новые проблемы, связанные с растущей степенью неравенства и безопасности, возникающие в связи с вызовами поддержания конкурентоспособности. «Глобализация во многом ограничила способность национальных государств реагировать и противостоять этим вызовам. Процессы глобализации приводят к либерализации рыночных сил, которые сами по себе стали не менее мощными, чем правительства, которые не в состоянии их контролировать»[5]. Государственное регулирование в развитии информационных технологий сыграло ключевую роль. Администрация президента У. Клинтона впервые включила технологическую политику государства в национальную экономическую стратегию.
С завершением холодной войны острая необходимость в развитии военных технологий для противостояния с Советским Союзом отпала, основным приоритетом стало экономическое развитие, а соответственно и развитие гражданских технологий, служивших двигателем экономического роста и источником повышения конкурентоспособности бизнеса. Новая демократическая администрация внесла во многом радикальные предложения изменения экономической политики для повышения конкурентоспособности страны в целом. В отношении информационных технологий приоритетом государственной политики стало не только проведение военной конверсии – коммерциализация военных технологий, но и использование военными органами коммерческих технологий.
Результатом проводимой в США экономической политики, направленной на стимулирование и активную государственную поддержку информационных технологий явилось формирование мощного информационно–технологического комплекса, который состоял как из материального производства, так и сферы услуг. Именно он являлся одним из двигателей американской экономики и способствовал формированию американского лидерства в мире.
В этой связи представляется интересным взглянуть на проблему разворачивающегося экономического кризиса в США. Сложно сказать, когда экономика США стала информационной, однако очевидно, что за всю историю американской информационной экономики подобный кризис происходит впервые.
Рассмотрим основные показатели американского информационного ресурсного потенциала в современном мире.
Ресурсы Соединённых Штатов в эпоху становления информационного общества
США и экономические кризисы XX века
История свидетельствует, что Соединённые Штаты заняли позицию мирового экономического лидера только после первой мировой войны. Если в начале века внешняя политика США формировалась согласно «доктрине Монро», которая заключалась в том, что США не вмешиваются в дела Европы, а европейские страны, в свою очередь не рассматривают Северную Америку как сферу своих национальных интересов, то в ходе Первой мировой войны эта доктрина подверглась радикальному изменению. Президент Вудро Вильсон принял решение поддержать сторону союзников, предоставив существенную материальную помощь. Благодаря военным заказам, значительно возросшему спросу на промышленные товары, Соединённые Штаты оказались в очень выгодном положении после первой мировой войны. Именно тогда США заняли позицию мирового экономического, торгового и финансового лидера.
Только за период войны, ВНП США вырос в два раза, и после войны продолжал расти. Однако военные заказы играли уже меньшую роль. Гигантские средства, оказавшиеся в распоряжении корпораций, обеспечили новые крупные капиталовложения в американскую экономику. Начавшийся на этой базе промышленный подъем еще более увеличил удельный вес Соединенных Штатов в мировом промышленном производстве, в то время как доля европейских стран конкурентов Америки значительно снизилась. Небольшой экономический кризис начала 1920х гг., по мнению многих исследователей, был связан с трудностями перехода с военной экономики на гражданское производство.
К концу 1920х гг. Соединённые Штаты столкнулись с самым тяжелым за историю финансовым кризисом – «Великой депрессией». Промышленность развивалась настолько стремительно, что к концу 1920х гг. наступил кризис перепроизводства. Произведенные товары никто не покупал, разорились многие предприятия, однако в гораздо более тяжелом положении оказался американский финансовый рынок.
Выходом из кризиса была политика пришедшего к власти в 1933 г. Франклина Делано Рузвельта. «Новый курс» заключался в активном вмешательстве государства в экономику и отмены принципа “Laissez faire”. В экономике, новый курс предусматривал значительное вмешательство государства в область регулирования финансовых рынков. В частности, в 1932 г. американский Конгресс принял закон «Гласса–Стигала», который вводил фундаментальные ограничения на холдинговые объединения банков, гарантийных фондов, работающих с ценными бумагами, страховых и иных компаний, предоставляющих финансовые услуги. «Закон запретил банкам заниматься спекулятивным страхованием ценных бумаг и гарантировать их размещение среди инвесторов. В соответствии с этим законом цена бумаг не могла произвольно декларироваться эмитентом или поддерживающим его банком, а определялась на бирже в ходе торгов (их первичного размещения). Таким образом, банки лишались возможности спекулировать, гарантируя номинальную ликвидность акций и других обязательств частных компаний. Можно сказать, что именно закон Гласса–Стигала обеспечил инвестициями реальный сектор американской экономики и сыграл огромную роль в её выходе из великой депрессии»[6].
Благодаря реформам президента Рузвельта, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от финансовых потрясений, и в ходе новой войны оказывали поставки вооружений, продовольствия и других промышленных товаров в Европейские страны. Ленд–лиз во время войны и план Маршалла после означали окончательное утверждение США как мирового финансового лидера. И снова экономика США поднялась за счет производства и торговли промышленными товарами, преимущественно военного назначения, в силу того, что именно на эти товары резко возрос спрос со стороны европейских держав, участвующих в вооруженных действиях. США вновь подтвердили свой статус крупнейшей промышленной державы, лидера на мировом финансовом рынке, с некоторой долей уверенности можно сказать, что в период Второй мировой войны США обладали монополией на производство и торговлю промышленных товаров.
Реформа военно–промышленного комплекса США
В первом послании Конгрессу в 1993 г. «О состоянии государства» президент Клинтон заявил о необходимости переориентации американских вооруженных сил на противодействие угрозам, присущим условиям мира после холодной войны, и о необходимости сокращения военного бюджета[7]. Было очевидно, что военные расходы в условиях гонки вооружений являлись существенным препятствием развитию экономики. Кроме того, специфика развития технологий заключается в том, что оно происходит в первую очередь за счет коммерческих предприятий, а соответственно проходит гораздо более быстрыми темпами, намного превосходящими военные программы. Цикл развития стандартной военной системы обычно занимает долгое время, а зачастую длится более 10 лет. Цикл развития потребительских товаров в области информационных технологий серийного производства исчисляется месяцами и редко длится более года. Большинство промышленных товаров, произведенных для коммерческих рынков, такие, как пассажирские самолеты, имеют более длительный жизненный цикл, но всё равно несопоставимый с военными разработками. Результатом такой разницы в длительности жизненных циклов является тот факт, что электронные элементы, используемые в самых передовых военных системах, отстают иной раз на несколько десятков лет от гражданских технологий. А в силу того, что инвестиции в разработку гражданских технологий напрямую зависят от глобальных рыночных механизмов, военные разработки значительно уступают коммерческим[8].
Были опасения, что сокращение военного бюджета негативно скажется на качестве военных разработок и лишь увеличит разрыв между военными и гражданскими технологиями. Но для того, чтобы этого избежать, и сократить значительное отставание военных, министерство обороны провело реформу системы военных закупок. Новая стратегия военных закупок предполагала приоритет модернизации существующих военно–технических систем и увеличение расходов на исследования и разработки при сокращении серийного военного производства[9].
29 июня 1994 г. министр обороны Уильям Перри выпустил директиву, предписывающую всем видам вооруженных сил при закупке военной продукции и разработке новых систем оружия в обязательном порядке использовать коммерческие технические характеристики, спецификации и стандарты. Отступать от этого правила разрешалось только с санкции министра обороны[10].
Через полгода Пентагон сделал еще один, не менее решительный шаг в рамках этой стратегии. В конце 1994 г. была подготовлена директива о технологиях двойного использования: стратегия создания доступных передовых оборонных технологий. В этом документе, в частности, говорится, что «целью проводимой министерством обороны реформы закупок является создание закупочной системы коммерческого типа, которая ориентируется на коммерческие изделия и технологии. Такая система должна, где возможно, исключать использование специальных контрактных условий и технических требований, а также правил отчетности, так как все это препятствует военно–коммерческой интеграции[11]».
Одной из главных целей продуманной конверсии национального научно–технического потенциала США было содействие ускоренному развитию ИТ сектора. Для развития коммерческой мобильной связи потребовались дополнительные полосы радиочастот, с этой целью администрация Клинтона поставила перед заместителем министра обороны по управлению, контролю, коммуникациям и разведке задачу по сокращению диапазонов эксклюзивно используемого военными и расширению совместного использования радиоспектра федеральными и нефедеральными пользователями, умножив количество пользователей каждой частоты с помощью их физического разделения во времени и пространстве.
В 1993 г. с целью повышения конкурентоспособности таких коммерческих услуг беспроводной связи как сотовая телефония и цифровое телевидение Клинтон своим распоряжением одобрил предложение Национальной администрации телекоммуникаций и информации (National Telecommunication and Information Administration) и санкционировал проведение аукционов по продаже лицензий на использование свободных полос спектра радиочастот. Федеральная комиссия по коммуникациям отказалась от лотерей и стала выставлять свободные частоты на аукционы с тем, чтобы пользователя конкретного участка спектра радиочастот определял рынок, а доходы от продажи лицензий пополняли федеральный бюджет.
Произошедшее в 1990х гг. значительное сокращение военного бюджета США вызвало масштабную консолидацию американской оборонной промышленности, а также конверсию и диверсификацию компаний. В результате повысился уровень концентрации военного производства, которое сосредоточилось в крупнейших компаниях. Проведенная реформа военно–промышленного комплекса США способствовала сохранению в Соединённых Штатах научно–производственной базы военной промышленности после окончания «холодной войны», а также избежать кризиса в оборонных отраслях.
Производство информационных технологий
Представляется, что одним из основных показателей информационных ресурсов в современном мире является производство информационных товаров. Во второй половине XX в. в экономике ведущих стран мира наблюдалось значительное увеличение сферы услуг в ВВП. К 2006 г. сложилась следующая картина: США стали абсолютным лидером по этому показателю, доля сферы услуг в американском ВВП составила 79%, в то время как доля промышленности и сельского хозяйства составляла 20% и 1% соответственно. На втором месте по размерам доли сферы услуг в ВВП являлась Франция (77%), на третьем и четвертом местах – Великобритания и Япония (по 77%)[12]. Однако в абсолютных цифрах эти данные выглядят совершенно иначе. Учитывая размеры американского ВВП, эта цифра составляет почти 8 трлн. долл., в то время как услуги Франции составляют немногим более 1,5 трлн. долл. Развитие сферы услуг продолжается, так как именно этот сектор приносит экономике наиболее существенную прибыль. Кроме того, значительная часть сферы услуг основана на информационных ресурсах. Однако большую роль в информационной экономике играют высокотехнологичные товары.
В табл. 1 показана динамика производства высокотехнологичных товаров в мире с 1985 г.. Заметна общая тенденция стремительного роста начиная с середины 1990х гг в США, Китае и странах Азии. Как было сказано выше, во многом это являлось причиной проводимой администрацией президента Клинтона политикой, направленной на стимулирование развития информационных технологий и ориентацию на внешний рынок. Заметно снижается роль европейских стран и Японии в мировом производстве высокотехнологичных товаров.
Необходимо отметить стремительный рост производства высокотехнологичных товаров в Китае, который к 2005 г. уже обгонял Соединённые Штаты размерам производства. В США после 2000 г. наметилась тенденция замедления роста высокотехнологичных товаров. По мнению автора, это связано со многими ограничениями, введенными администрацией Дж.Буша, связанными с обеспечением национальной безопасности. По мнению представителей американского правительства, такие факторы как торговля технологиями двойного назначения, тесное взаимодействие вооруженных сил и коммерческих компаний в области НИОКР, среди прочего являлись причиной уязвимости США от террористических атак. Однако необходимо отметить, что наряду с превосходящей доле Китая в высокотехнологичном производстве, США сохраняют лидирующие позиции в получении прибыли от своего производства.
 
Таблица 1. Доля некоторых стран/регионов  в мировом производстве высокотехнологичных товаров, (%) 1985–2005
 
 
США
ЕС
Азия
Китай
Япония
1985
33,2
25,4
2,6
1,5
25,3
1986
32,5
25,3
3,0
1,5
25,7
1987
32,3
24,4
3,6
1,7
26,6
1988
30,1
24,6
3,8
1,9
28,7
1989
29,4
24,7
4,0
1,9
29,3
1990
29,3
24,8
4,7
1,8
28,9
1991
28,9
24,3
5,1
2,2
29,5
1992
28,3
24,6
5,9
2,6
28,3
1993
27,9
24,1
6,4
3,3
27,3
1994
26,7
24,5
7,1
3,4
27,9
1995
26,6
24,8
8,0
3,2
27,8
1996
27,7
23,4
8,5
3,7
28,1
1997
28,2
23,0
8,7
3,9
27,3
1998
32,1
23,0
7,7
4,2
24,7
1999
32,5
22,3
9,0
4,9
23,2
2000
33,8
21,2
9,7
5,3
22,0
2001
35,1
22,0
9,3
6,6
19,2
2002
34,5
21,6
10,5
8,2
17,9
2003
34,7
20,3
9,7
11,1
17,9
2004
34,0
19,0
9,1
14,2
17,7
2005
34,5
18,4
8,9
16,1
16,2
Источник: Science and Engineering Indicators 2008
http://www.nsf.gov/statistics/seind08/mmslides/mmo–10.xls
 
Производство информационных товаров оказывает значительное влияние на производство товаров и сферу услуг, производительность труда и многие другие показатели экономического роста. Одним из наиболее объективных показателей является торговля, степень вовлеченности государства в международную торговлю информационными технологиями.
Внешняя торговля информационными технологиями
Существенным фактором роста экономики является развитие внешней торговли. В условиях информационной экономики, очевидно, следует проанализировать тенденции в экспорте информационных товаров и услуг.
Развитие информационных технологий оказало значительное влияние на изменение структуры экспорта США. В 1990–е гг. наблюдался значительный рост экспорта производимых в Соединённых Штатах американских информационных ресурсов во внешней торговле. В табл. 2 показана динамика изменения экспорта высокотехнологичной продукции некоторых стран и регионов мира. Сразу необходимо отметить значительный рост экспорта, начавшийся в середине 1990–х гг. До 2002 г., несомненным лидером оставались Соединённые Штаты. После 2003 года в лидеры выбился Китай, где намечаются наиболее стремительные темпы роста доходов от экспорта высокотехнологичной продукцией. На сегодняшний день единственными конкурентами Соединённым Штатам в этом показателе являются Китай и Япония.
 
Таблица 2. Размеры экспорта высокотехнологичной продукции некоторых стран и регионов мира, 1985 – 2005 (млрд. долл. 2000 г.)
 
США
ЕС
Азия
Китай
Япония
1985
52,3
87,1
16,8
5,8
47,5
1986
58,6
99,7
25,1
7,0
53,4
1987
64,6
112,5
35,5
9,8
55,6
1988
79,3
130,1
41,6
15,0
61,2
1989
78,9
138,2
45,2
16,3
62,7
1990
90,5
155,7
54,1
22,1
71,5
1991
98,7
170,7
63,2
25,2
79,5
1992
104,7
180,7
75,1
30,4
84,1
1993
107,4
186,9
85,8
33,3
83,4
1994
121,1
206,1
114,9
41,5
91,1
1995
137,0
240,8
156,5
53,4
105,4
1996
154,0
261,7
179,6
57,4
107,5
1997
183,8
311,2
203,4
67,1
120,7
1998
202,0
346,8
192,7
73,3
113,1
1999
219,5
389,9
240,3
88,0
125,8
2000
249,7
453,5
314,9
121,5
149,9
2001
230,4
479,7
292,1
138,6
121,6
2002
207,2
486,4
336,7
189,8
125,7
2003
215,3
528,0
402,8
290,7
155,7
2004
240,5
596,9
502,0
369,9
192,2
2005
262,1
637,4
565,3
440,1
204,7
Источник: http://www.nsf.gov/statistics/seind08/c0/fig00–12.xls
 
Космические ресурсы
Особая категория в изучении информационного ресурсного потенциала государства являются показатели развития космоса. Изучение правительственных космических программ, изменение структуры рынка и общего экономического значения от космической отрасли показывает, что космическая активность значительно расширяется за рамки традиционных способов использования космических ресурсов и активно используется в бизнесе. Рост прибылей от космических программ, составивший в 2007 г. 11%, превосходит 251 млрд. долл. Это свидетельствует о том, что космос является сферой тесного международного сотрудничества в области исследования, научной деятельности и возможной областью военного соперничества, а также залогом устойчивого экономического роста. Космическая промышленность является важным двигателем экономики, через занятость более ста тысяч человек в США, в области развития новых продуктов и услуг, которые могут приносить значительные прибыли в повседневную жизнь. Космическая индустрия превратилась в крупнейшую отрасль мировой экономики. В 1996 г. общие доходы от коммерческой деятельности впервые превысили объемы государственных расходов на космос. В общем объеме космических программ коммерческого характера на долю стран ЕС приходилось 60%, на долю России – 10–12%. За ними следовали Соединенные Штаты, Китай и Индия. В середине 2000–х годов ежегодный прирост мирового космического рынка составляет 30–40 млрд. долларов.
В результате развития техники и технологий космическая деятельность, как высокотехнологичная отрасль экономики, становится все более рентабельной, привлекая новые инвестиции частных компаний и физических лиц. В промышленно развитых странах в разных отраслях экономики стали шире внедряться космические технологии и побочные продукты космической деятельности. Разрабатываемые с помощью таких технологий новые изделия и даже виды услуг давно реализуются на мировом рынке по конкурентоспособным ценам. Коммерческие фирмы стали основными инвесторами в ряде сегментов космического рынка – например, в секторе спутниковой связи[13]. Космические технологии существенно увеличивают возможности менеджмента и управления, поэтому особенно востребованы в ТНК. Руководство транснациональными корпорациями осуществляется на дальние расстояния в режиме реального времени, что значительно повышает эффективность в управлении.
Правительственный спрос на спутниковую связь и наземные базы, так как и развитие военного космоса за счёт государственных инвестиций и расходов бюджета будет расти в ближайшем будущем. Совместные усилия к завершению международной космической станции и амбициозные планы беспилотного изучения Луны, Марса и других космических тел свидетельствуют о значительной вовлеченности государства в космическую активность.
Растущий интерес коммерческих предприятий в области технологий глобального позиционирования, и значительное расширение производимых товаров и предоставляемых услуг в промышленности уже принесли впечатляющие результаты. Спутниковое радио, телевизионные услуги также играют значительную роль в развитии космической промышленности.
Вследствие растущего значения космической отрасли в экономике, сегодня можно говорить и о космических ресурсах, которые имеют некоторые схожие черты с информационными. Не менее сложно оценить значение космического фактора в экономике, однако если посмотреть на некоторые данные, в частности размеры космического бюджета в национальной экономике и количество спутников, то получается следующая картина (табл. 3).
 
Таблица 3. Международные государственные расходы на космические программы (млрд. долл. США), количество спутников связи, количество спутников наблюдения
 
Международные государственные расходы на космические программы (млрд. долл. США)
Спутники связи
Военные спутники наблюдения
Канада
0,37
7
1
Китай
1,50
14
 
Франция
0,95
2
8
Германия
0,39
 
3
Индия
0,88
11
 
Италия
0,65
1
 
Япония
2,21
24
4
Россия
1,32
43 (СНГ)
17 (СНГ)
Великобритания
0,12
3
2
США (коммерческие спутники)
2,29
193
68
ВСЕГО
14,70
524
107
Источник: The Authoritative Guide to Global Space Activity, Space Foundation, Space Report 2008. стр 68.
 
Данные свидетельствуют о значительном преобладании американских космических ресурсов в мире. Из приведенных выше данных, очевидно, что значительную конкуренцию Соединённым Штатам составляет Китай. Кроме того, не менее серьезную конкуренцию США в космосе составляет Россия. Уже давно космос является сферой национальных интересов США. В космической доктрине 2007 гг. США утверждалось, что для поддержания экономической стабильности и обеспечения национальной безопасности, Соединённым Штатам необходимо лидерство в космических технологиях и информационном пространстве. Согласно опубликованной в августе 2006 г. американской Национальной стратегии развития космоса, США объявляют космический потенциал жизненно важными для национальной безопасности. Космический потенциал включает как наземные, так и космические сегменты, а так же системы связи между ними. Исходя из этого, Соединённые Штаты планируют
·                    охранять свои права, возможности и свободу действий в космосе,
·                    использовать средства убеждения или сдерживания остальных государства от навязывания своих прав или развития своих потенциалов в космосе,
·                    предпринимать действия, необходимые для защиты собственного космического потенциала, реагировать на вмешательство, и в случае необходимости,
·                    не позволять врагам использовать космический потенциал в целях, противоречащих национальным интересам Соединённых Штатов[14].
Другие факторы
Помимо перечисленных факторов, по которым можно судить о степени вовлеченности государства в глобальную информационную экономику, существует множество других факторов развития информационного потенциала. В табл. 4 представлены некоторые показатели, на основе которых можно сделать о степени вовлеченности государства в процессы информационной экономики и информационного общества. Проблема измерения осложняется тем, что даже из приведенных в таблице показателей не существует практически никаких закономерностей. США, Япония и Китай лидируют по всем приведенным показателям, однако большинство стран, обгоняя одни страны по некоторым показателям, значительно уступают другим.
 
Таблица 4. Некоторые показатели развития информационного общества
 
Количество запатентованных изобретений в стране, в % от общего количества выданных патентов[15]
Количество доменов (% от общего количества Интернет–сайтов)[16]
Доля жителей страны, пользующихся интернетом, от всех пользователей (%)[17]
 
США
10,56
44,93[18]
16,00
Япония
10,16
2,53
6,00
Китай, Тайвань
8,03
1,97+0,29
10,00
Финляндия
6,35
0,18
0,21
Израиль
6,34
0,13
0,01
Швейцария
5,82
0,82
0,34
Швеция
4,84
0,50
0,05
Корея
4,36
0,45
2,65
Германия
4,28
6,82
0,03
Канада
3,88
0,72
1,72
Сингапур
3,31
0,04
0,14
Люксембург
3,16
0,03
0,00
Дания
2,88
0,73
0,24
Нидерланды
2,86
3,38
1,14
Австрия
2,49
0,55
0,32
Австралия
2,30
0,81
1,22
Великобритания
2,12
2,74
2,62
Франция
2,00
1,27
2,33
Норвегия
1,88
0,31
0,21
Ирландия
1,47
0,09
0,11
Италия
0,90
1,46
0,22
Россия
0,04
2,94
1,97
 
 
.net – 6.65
 
 
 
.org – 4.87
 
остальные
2.40
13,86
Ок. 50.00
Всего
100
100
100
 
Выводы
Можно утверждать, что способом выхода из кризиса американской экономики конца 1980х гг. явилась значительная либерализация экономики. В настоящее время складывается ситуация, несколько схожая с экономическим кризисом 1929 г. Американская экономика вновь переживает кризис перепроизводства. Однако на этот раз ситуация гораздо более критическая, так как по сути намечается кризис перепроизводства денег (выпущенных американским государством в виде кредитов, электронных платежных средств, государственных ценных бумаг или другими способами).
На данном этапе сложно судить, что именно явилось причиной кризиса американской экономики, однако опыт прежних лет подсказывает, что попыткой выхода из сложившегося кризиса станет усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Американское правительство уже сегодня объявило о том, что из федерального бюджета США будет выделено 700 млрд. долл. на погашение наиболее ненадежных кредитов, выданных частными банками. Государство продолжит курс вмешательства в экономику в области регулирования законов финансового рынка, установления ценовой политики и т.д. Кроме того, способом выхода из сложившейся тяжелейшей ситуации в американской экономике будет резкое увеличение спроса на товары или услуги (скорее всего именно последнее), в производстве которых на мировом рынке Соединённым Штатам ни одно государство не сможет составить конкуренцию.
Данные свидетельствуют, что по многим показателями информационной экономики США превосходят другие страны и в ближайшее время сохранят лидирующие позиции. Однако это снова потребует вмешательства государства в экономику, введения принципа протекционизма. Проблема осложняется тем, что в современном мире существует значительный цифровой разрыв. Многие государства ещё не могут освоить возможности, предоставляемые развитием информационных технологий в той мере, в какой ими овладели Соединённые Штаты. Поэтому у Соединённых Штатов могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что спрос на американские информационные услуги может быть не очень высоким. С другой стороны, очевидно, что если американская экономика в большей степени информационная, чем другие страны, весь мир не сможет полностью перейти на «информационные рельсы». Если производство промышленных товаров и экспорт природных ресурсов в США значительно снизились, США по–прежнему остаются первым потребителем энергии и промышленных товаров.
Эпоха процветания американской промышленности давно прошла, очевидно, что США не смогут выйти из кризиса за счёт производства промышленных товаров. США не являются мировым лидером в области энергетики, торговля нефтью, газом, другими природными ресурсами также не обеспечить американскую экономику существенными финансовыми ресурсами. Происходящие события в конце 2008 г. в значительной степени подрывают доверие к экономике, увеличение иностранных инвестиций в американскую экономику маловероятно.
Можно предположить, что Соединённые Штаты начнут активно использовать ресурсы информационной экономики. Однако на сегодняшний день только предстоит выработать методологию изучения информационной экономики для того, чтобы определить, какие именно информационные ресурсы могут обеспечить значительный экономический рост и наиболее конкурентоспособное положение государства в мировом хозяйстве.
Проведенная правительством США в 1990–е гг. экономическая политика спровоцировала стремительное развитие информационных технологий не только в Америке, но и во всём мире. К концу 1990х гг. США заняли позицию безусловного лидера в области производства и торговли информационными технологиями и услугами. Американское промышленное производство в этот период сокращалось, так как уже не могло приносить значительных прибылей, в сравнении с информационным сектором. Стремительно возрастала доля услуг в ВВП США. Рост ВВП сопровождался значительным изменением его структуры.
В сложившейся ситуации, американское информационное превосходство – единственный способ вывести американскую экономику из экономического кризиса. В силу многих факторов эта задача была обозначена в доктринальных документах США ещё в начале 2000х гг. Задача достижения превосходства американского государства в информационном пространстве была поставлена не только перед министерством торговли, но и перед военными и разведывательными агентствами. В силу того, что роль экономического фактора значительно возросла в международных отношениях, обеспечение национальной безопасности государства в большей степени зависит от стабильности экономики, чем раньше. К примеру, в период правления администрации Дж. Буша значительной реформе подвергся институт специальных служб. Реформа разведывательного сообщества США коснулась как организационных, правовых, технических, так и доктринальных основ функционирования специальных служб. Изменившаяся политическая роль специальных служб теперь заключалась не просто в информационном обеспечении внутри– и внешнеполитической деятельности, разведывательные службы стали официальным актором внешнеполитической деятельности США.
Разведывательная информация приобрела новый смысл для национальной безопасности в условиях глобализации. Никогда ранее правительство и экономические предприятия не предъявляли такой большой спрос на информационные ресурсы. В связи с этим, в деятельности специальных служб значительно возрос фактор обеспечения экономической безопасности, как одного из ключевых аспектов национальной безопасности. Растущий спрос на информационные ресурсы в деятельности специальных служб спровоцировал значительное развитие информационных технологий для целей разведывательных агентств.
В разведсообществе США наступило время больших, принципиальных перемен, когда традиционная, формировавшаяся годами система во главе с ЦРУ подверглась кардинальным изменениям в направлении сугубой утилитарности в противовес разведывательной академичности, заметной милитаризации и де–демократизации разведки и контрразведки”[19].
Согласно опубликованной в марте 2005 г. стратегии национальной разведки, разведывательные службы – ключевой элемент, обеспечивающий поддержку американских интересов, ценностей и американской конституции. В силу того, что в современной системе международных отношений основные угрозы национальной безопасности находятся за пределами Соединённых Штатов, «разведывательные службы становятся основным институтом, обеспечивающим развитие свободы, прав человека, экономического роста, финансовой стабильности и верховенства закона»[20].
В стратегии признается, что для предупреждения угроз и возможности проведения превентивных действий, американские технологии сбора информации должны всегда оставаться самыми передовыми в мире. Распространение американских технологий двойного назначения, безусловно, имеет положительное влияние на экономический рост, однако этот же фактор является препятствием перед достижением американского превосходства в информационной сфере. Поэтому коммерческое развитие и распространение информационных технологий может быть опасным для национальной безопасности США. С одной стороны, в интересах Соединённых Штатов, чтобы военные технологии оставались самыми передовыми и никогда не уступали технологиям гражданского использования. Но с другой стороны, большинство технологий, используемых в вооруженных силах США, куплены у коммерческих предприятий, которые развивают и продают эти технологии как гражданские. Одной из наиболее серьёзных угроз национальной безопасности США в этой связи является недостаточное технологическое опережение (или даже отставание) военных технологий.
В стратегии национальной контрразведки США, выпущенной в марте 2005 г. – полугодом ранее, чем стратегия внешней разведки, – говорится, что «планы об американском стратегическом превосходстве могут быть подорваны, в случае, если секретная информация будет украдена или использована в системах вооружений противников. Миллиардные инвестиции в развитие новых вооружений, часто включают в себя жизненно–важные или секретные технологии. Если иностранные разведки получат доступ к этим секретам, национальной безопасности Соединённых Штатов будет нанесен заметный ущерб»[21].
Таким образом, фактически в контрразведывательной деятельности устанавливается функция нераспространения, как информации, так и информационных технологий, что обусловлено необходимостью достижения американского информационного превосходства как необходимого условия обеспечения национальной безопасности.
Для поддержания экономической стабильности и национальной безопасности, Соединённым Штатам необходимо безупречное лидерство в глобальном информационном пространстве. В 1990–е гг., США являлись безусловным лидером в информационных технологиях, однако с середины 2000х гг., значительную конкуренцию Соединённым Штатам начали составлять страны Юго–Восточной Азии и Китай. Не менее быстрыми темпами развивались информационные технологии и в Европе.


[1] Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: общество и культура. М., 2000.
[2] А.А.Дынкин «экономика знаний в России и в мире» Центр Исследований и статистики науки, стр. 10 http://www.fp6.csrs.ru/news/data/dynkin.doc.
[3] Устав ООН http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/charter.htm.
[4] http://www-03.ibm.com/ibm/history/history/decade_1980.html
[5] Joseph Stiglitz, “Making Globalization Work”, W.W. Norton&Company, New York London, 2006, стр. 20.
[6] Роговский Е.А. «Кто победит Алана Гринспена?». «США и Канада: экономика, политика, культура», 2005, ? 5.
[7] Address Before a Joint Session of Congress on Administration Goals February 17, 1993. Послание президента У.Клинтона Конгрессу США 17 февраля 1993 г. http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=47232 .
[8] John D. Steinbrunner "Principles of Global Security" Brookings Institution Press, Washington D.C. 2000
[9] Экономика США. Под ред. В.Б.Супяна. – СПб.: Питер 2003 стр.386.
[10] Шлыков В. . «Глобализация военной промышленности». Время новостей ?015 от 31.01.06
[11] Department of Defense, “Dual Use Technology: A Defense Strategy for Affordable, Leading-Edge Technology”. Washington: Government Printing Office, February 1995 стр. 16.
[12]http://www.nsf.gov/statistics/seind08/c0/fig00-24.gif
[13] А.В.Крутских, Космос в политическом измерении. Международные процессы, http://www.intertrends.ru/fourteen/002.htm .
[14] National Space Policy Национальная космическая доктрина Соединённых Штатов август 2006 г. http://www.fas.org/irp/offdocs/nspd/space.pdf.
[15] Number of utility patents (i.e. patents for invention) granted between January 1 and December 31 2006 per million population. http://www.insead.edu/v1/gitr/wef/main/analysis/showdatatable.cfm?vno=1.3.
[16]http://www.securityspace.com/s_survey/data/200809/domain.html - по состоянию на 1.10.2008.
[17] Подсчитано по: население – база данных IMF 2007 г., доля пользователей населения – webforum.org.
[18] Включены домены .com, .us и .gov.
[19] Н.С.Сёмин. Специальные службы США как инструмент внешней политики в период 2001-2006 гг. http://rusus.ru/?act=read&id=41.
[20] The National Intelligence Strategy of the United States. October 2005 http://www.globalsecurity.org/intell/library/policy/national/nis-usa_october2005.pdf.
[21] The National Counterintelligence Strategy of the United States. Стратегия национальной контрразведки США. Стр11 http://www.fas.org/irp/ops/ci/cistrategy.pdf .


Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006 - 2008 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.
Разработка сайта - Alezar Design Studio