Подписаться на рассылку наших анонсов
|
|
?2, 2009
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ – КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ США[1]
Лютов А.А., к.и.н., с.н.с. Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН
e-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена одной из самых актуальных на сегодняшний день тем во внутренней политике США – проблеме американского образования и бюджетным приоритетам на 2010 фин. г. в этой сфере. Система образования в США состоит из начальной, средней и высшей школы. Если в области начального и среднего образования доминирует частный сектор, то в системе высшей школы превалируют государственные инвестиции. С начала 2000-х гг. наметилась тенденция постоянного увеличения федеральных ассигнований в сферу образования. На сегодняшний день в этой области остаётся масса проблем, которые предстоит решать администрации Б.Обамы: техническое переоснащение школ, подготовка высококвалифицированных учителей, увеличение финансирования ВУЗов, оказание финансовой помощи студентам с низким уровне дохода.
Ключевые слова: Тенденции развития высшего образования, бюджетные приоритеты, Министерство образования США, реформа образования, Закон «О восстановлении и реинвестировании американской экономики»
Sphere of Education – Crucial Trend of the U.S. Social Policy
Annotation. This article is dedicated to one of the most important topics of our days in the domestic policy of the U.S. – the problem of the American education and the Fiscal Year 2010 Budget in this sphere. The U.S. system of education consists of elementary, secondary and higher school. On the one hand the private sector is dominating in the elementary and secondary education, and on the other hand the governmental investments are prevailing in the system of higher education. The trend of a constant growth of the federal funding in the educational system was noted at the beginning of the 2000s. Now there are a lot of problems in this sphere, and the president Barack Obama’s administration must solve them. The problems are the following: the technical reequipment of the schools, training of highly-qualified teachers, increased funding of institutes and colleges, rendering financial assistance to students with a low level of income.
Key words: tendency of higher education development, budget priorities, Department of Education, educational reform, American Recovery and Reinvestment Act
Достаточно длительное время в американской исторической науке преобладал взгляд на человеческий капитал как на один, причём далеко не основной, из элементов издержек промышленного производства. В рамках этой концепции системе образования отводилось соответствующее место – затраты на него стремились минимизировать, зачастую под ними понимали лишь некую социальную уступку определенным категориям населения, в основном молодёжи. Однако происшедшие в начале XXI столетия под влиянием научно-технического прогресса существенные изменения в производительных силах и самой экономической модели повлекли за собой эволюцию подобных теорий. С этого момента образование становится одним из ключевых факторов в социально-экономическом и общественном развитии не только Соединённых Штатов, но и практически всех стран в мире. Данные об уровне образования в наиболее развитых странах представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень образования в странах с населением свыше 10 млн. человек (по данным на 2006 г., в млн. человек)
Страна
|
Население
|
Начальное образование
|
Среднее образование
|
Высшее образование
|
Всего в мире
|
6,55 млрд.
|
692,5
|
510,8
|
138,2
|
Китай
|
1,31 млрд.
|
108,93
|
101,2
|
23,36
|
Индия
|
1,11 млрд.
|
139,17
|
71,03*
|
12,85
|
США
|
298
|
24,32
|
24,55
|
17,5
|
Индонезия
|
232
|
28,98
|
16,42
|
3,66
|
РФ
|
142
|
5,1
|
11,55
|
9,17
|
Япония
|
128
|
7,23
|
7,56
|
4,09
|
Мексика
|
107
|
14,6
|
10,88
|
2,45
|
Франция
|
63
|
4,05
|
6,0
|
2,2
|
Великобритания
|
61
|
4,52
|
5,36
|
2,34
|
Италия
|
58
|
2,8
|
4,53
|
2,03
|
Украина
|
47
|
1,75
|
3,9
|
2,74
|
* по данным на 2000 г.
Источник: Digest of Educational Statistics: 2008 – // http://nces.ed.gov/programs/digest/d08/tables/dt08_399.asp
Таким образом, по общему количеству людей, имеющих начальное образование, лидирует Индия, а по уровню среднего и высшего образования – Китай. Далее следуют Соединенные Штаты, Индонезия, Россия, Япония и Мексика, причем последняя по уровню школьного образования совсем незначительно отстает от Российской Федерации. Наконец третью группу составляют страны Западной Европы – их показатели в сфере образовательного уровня населения приблизительно одинаковые, однако вместе с тем значительно уступают азиатским государствам. По количеству людей с высшим образованием пальму первенства несет Китай, США – на втором месте, Россия – на четвертом. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на все колоссальные проблемы, с которыми изо дня в день приходится сталкиваться отечественной образовательной системе, в сфере высшего образования дела обстоят не так уж плохо, и российские вузы готовят квалифицированных специалистов, чьи знания и навыки ценятся во всем мире.
Следует отметить, что система американского образования, особенно формального, т.е. средняя школа, профессиональные училища, а также ВУЗы, достаточно широко охватывает самодеятельное население профессиональной подготовкой. Основная причина этого заключается в высоком уровне развития образования в стране, его многофункциональным характером, начиная от проведения фундаментальных исследований и предоставления базовых знаний и заканчивая узкой специализацией выпускников образовательных учреждений, а также размерами направляемых в эту сферу федеральных ассигнований. Так например, государственные и частные инвестиции в образование, за исключением затрат на «образование взрослых» (т.е. профессиональную подготовку и переподготовку без отрыва от производства) заметно увеличились в 1990 – первой половине 2000-х гг. – на более чем 70% и составили в 2005 г. 878 млрд. долл., или приблизительно 7,5% ВВП. Кроме того, по различным оценкам до 150 млрд. долл. составляют расходы на уже упомянутое «образование взрослых», в рамках которого, например, в 2004–2005 учебном году в различных программах участвовало почти 94 млн. человек, или 44% взрослого населения страны[2]. Принимая во внимание другие федеральные и штатные программы подготовки и переподготовки рабочей силы, включая переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и т.п., валовые затраты на образование в США достигают гигантской суммы – более одного трлн. долл. в год[3].
В целом из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство – 4/5 всех американских образовательных учреждений (от детских садов до ВУЗов). В 2005 г. эти расходы составляли 714,1 млрд. долл., или более 81% от общей суммы всех государственных затрат. Только 20% всех учреждений образования инвестируется частным капиталом (корпорациями, частными фондами и отдельными лицами) – их расходы в 2005 г. составили более 164 млрд. долл., или приблизительно 20% совокупных расходов[4]. Это соотношение отражает важнейшую особенность системы формального образования США – преобладающую роль государства в его финансировании.
Система школьного, или среднего, образования служит фундаментом американской образовательной сферы. Она направлена на то, чтобы давать, с одной стороны, общие знания гуманитарного характера, а с другой – основу специальных профессиональных знаний. В 2008 г. в США насчитывалось 132 тыс. средних школ (97 тыс. государственных и 35 тыс. частных), в которых обучалось более 55,9 млн. человек. Характерной чертой развития американской средней школы за последнее десятилетие служит неуклонный рост количества частных учебных заведений. Однако, несмотря на эту тенденцию, практически 90% школьников (49,8 млн. человек) в 2008 г. обучались в государственных школах[5]. Именно в этом году был отмечен бурный рост популярности государственных школ, в которые во множестве начали переходить ученики из частных учебных заведений. Причиной, отчасти, стал начавшийся осенью 2008 г. мировой экономический кризис.
Общий объем ассигнований на начальное и среднее образование в 2006-2007 учебном году в США составил 553 млрд. долл. (4,2% ВВП). Средства на школьное образование поступают из трех основных источников: федеральный бюджет обеспечивает примерно 9% финансирования, бюджет штата – около 47%, местные бюджеты (графства и муниципалитета) – приблизительно 44%.
По подсчетам Национальной Образовательной Ассоциации, в Соединенных Штатах на одного учащегося школы в 2007 г. было потрачено 9,1 тыс. долл. Однако это лишь усредненные данные – в разных штатах затраты на школьников серьезно отличаются. К примеру, в Нью-Джерси на одного школьника было потрачено 13,8 тыс. долл., а в Юте почти в три раза меньше – 5,3 тыс. долл. Это означает, что на школьника, начавшего учиться в 2004 г., за время его пребывания в школе будет потрачено примерно 111 тыс. долл. В любом случае, по подсчетам Ассоциации, для того, чтобы успешно учиться, каждому школьнику требуется выделить на четверть больше средств. Затраты на школьное образование в США растут рекордно быстрыми темпами. Так, на протяжении 1984-2004 гг. с учетом инфляции они выросли на 49%. Любопытно, что анализ исследовательского центра Херитэдж Фаундейшн (Heritage Foundation), показал, что увеличение затрат на образование в США не привело к улучшению успеваемости школьников. Если позитивные изменения и присутствуют, они несопоставимы по масштабам с темпами увеличения финансирования.
Система американского образования располагает многочисленными и хорошоподготовленными педагогическими кадрами. В 2008 г. в США работало 3,7 млн. школьных учителей, из них 3,2 млн. – в государственных школах и 500 тыс. – в частных. По прогнозам, в 2017 г. в Соединенных Штатах будут трудиться свыше 4,2 млн. школьных учителей[6]. Еще приблизительно 1,3 млн. человек на сегодняшний день имеют «работу, связанную с преподаванием». Сюда относятся специалисты в области образования, работающие в промышленных компаниях и военной сфере, консультанты и преподаватели в музеях, библиотеках и т.д. Весьма велика и численность административного персонала, работающего в системе образования.
По целому ряду параметров американская средняя школа заметно отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в том числе и от российской. Применительно к Соединенным Штатам вряд ли вообще можно говорить о некоей «системе» среднего образования в стране – настолько различными окажутся программы, требования и методики обучения в различных регионах и отдельных штатах. Кроме того, не существуют единые образовательные стандарты, нет единых источников финансирования, причем эта тенденция характерна также и для системы высшего образования. Помимо различных государственных органов на федеральном, штатном и особенно местном уровнях, в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, формированию программ и методов обучения могут принимать активное участие представители деловых кругов и общественных организаций, а также родители. Согласно Конституции США, именно штатам вверены главные полномочия и ответственность за состояние среднего образования в стране. Однако на практике именно на местном уровне ключевые решения принимаются общественными организациями учителей и родителей, а также школьными советами.
Характерной особенностью системы государственного школьного образования США служит высокая степень контроля местных властей и общественности над деятельностью школ. Этот принцип заложен также в организации учебного процесса. На штатном уровне вопросы образования рассматривает Отдел образования штата. Территория каждого штата разделена на школьные округа, во главе которых находятся школьные комитеты, или советы. Из представителей педагогической общественности школьные комитеты определяют школьную политику на местах, назначая для оперативного руководства школами профессионального управляющего. Приблизительно в половине штатов существует промежуточная ступень в организации школьного образования – отделы образования графств.
Следует отметить, что начиная с 2000-х гг. президентская администрация стала уделять более пристальное внимание развитию именно среднего образования в стране. Так, «Закон об образовании», подписанный президентом Дж.Бушем в январе 2002 г., пересмотрел некоторые фундаментальные основы американского начального и среднего образования. С этого момента государственные ассигнования на образование стали распределяться между учебными заведениями по «принципу условности». Начиная с 2002 г. образовательные учреждения стали устанавливать «уровень мастерства» по математике и чтению и обеспечивать устойчивый прогресс в этих сферах для получения федеральных инвестиций. Уровень прогресса школьников устанавливался при помощи специальных ежегодных тестов. Каждая школа вводила результаты этих тестов в специально подготовленные докладные карточки и сравнивала свои достижения с другими школами образовательного округа, штата и всей страны. Для повышения успеваемости образовательным учреждениям было позволено обращаться за помощью к религиозным организациям, в обязанность которых входила, например, организация дополнительных вечерних уроков. После вступления этого закона в силу оценки американских школьников заметно улучшились.
Таким образом, можно со всей уверенностью говорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего и начального образования в США, имеющей несомненные плюсы и многочисленные минусы. Если к основным достоинствам этой системы относится именно ее многообразие и учет местных особенностей, то к недостаткам – отсутствие единых образовательных стандартов, зачастую слишком поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах.
Одно из центральных и наиболее важных звеньев в американской образовательной сфере отводится высшим учебным заведениям. На сегодняшний день, в сфере высшего образования США насчитывается 4,2 тысячи учебных заведений, в которых трудятся приблизительно 1,3 млн. преподавателей. Более половины вузов (около 2,6 тысячи) составляют частные учебные заведения, в которых обучается 4,6 млн. студентов; государственных вузов насчитывается около 1,6 тыс., и в них проходит обучение 13,6 млн. человек. Таким образом, если по количеству учебных заведений в американском высшем образовании доминирует частный сектор, то по числу студентов превалирует государственный сектор. Численность студентов вузов в 2008 г. составила 18,2 млн. человек[7]. По прогнозам, к 2013 г. количество американских студентов должно приблизиться к отметке в 19,3 млн. человек[8].
В целом характеризуя систему высшего образования в США следует признать её достаточно обширный и диверсифицированный характер. В 2008 г. американская высшая школа подготовила, например, более 1,6 млн. бакалавров, 649 тыс. магистров и свыше 60 тыс. докторов наук в различных областях знаний[9]. Кроме того, США находятся на первом месте в мире по количеству населения в возрасте 25-64 лет, имеющих степень бакалавра и магистра (30%)[10].
Достаточно высокий уровень развития американской системы образования, причём как среднего, так и высшего, не означает отсутствия серьёзных проблем в этой сфере, особенно на уровне штатов. Ещё в середине 80-х гг. минувшего столетия в Соединенных Штатах был опубликован доклад «Нация в опасности», посвящённый вопросам отставания американских образовательных стандартов от европейских аналогов. Авторы констатировали значительные недоработки в образовательных программах, недостатки в ключевых направлениях его развития. Доклад привлёк широкое внимание со стороны официальных лиц и общественных организаций, послужил своеобразным толчком к более активным действиям администрации по улучшению ситуации в данной сфере.
Особое внимание было обращено на качество среднего образования. Так, по оценкам специалистов, в конце 1990-х гг. выпускники японских школ превосходили по знаниям своих американских сверстников приблизительно на четыре года обучения. Многие американские выпускники демонстрировали весьма слабый уровень подготовки: 28% опрошенных школьников не могли правильно передать содержание прочитанного текста, 10% – грамотно написать заданный текст[11]. Особенно низкий уровень подготовки школьников отмечался в области естественных наук и математики.
С начала XXI в. ситуация постепенно стала исправляться, особенно в тех областях образования, в которых США отставали от других стран. Например, в средней школе был сделан акцент на преподавание математики и естественнонаучных дисциплин. Вместе с тем, до сих пор американские школьники всё ещё уступают по многим образовательным параметрам своим зарубежным сверстникам, на что президент США Барак Обама постоянно обращает внимание в официальных выступлениях.
Основные направления школьной реформы администрация Б. Обамы видит в совершенствовании качества образования, улучшении подготовки педагогических кадров, расширении академической части образования и снижении узкопрофессиональной подготовки, повышении технической оснащенности школ. Ещё одно важное направление – усиление ответственности и отчетности за результаты обучения. В настоящее время разрабатывается закон, требующий, чтобы штаты и школьные округа выполняли соответствующие распоряжения в этой области. Немаловажная роль отводится увеличению федеральных ассигнований, направленных на улучшение качества среднего и высшего образования. Для решения последней задачи предусматривается техническое оснащение и переоснащение всех школ и классов компьютерами и подключение их к Интернету, разработка и распространение программного обеспечения, подготовка педагогов к эффективному использованию новых технологий.
За последние годы заметно возросло количество молодых людей в возрасте 18-24 лет, поступивших после окончания средней школы в колледжи и университеты, что свидетельствует о возросшем качестве школьного образования. В целом можно отметить достаточно динамичный процесс трансформации среднего и высшего образования, включающий как их техническое переоснащение, так и совершенствование самого содержания обучения.
Говоря о тенденциях развития системы высшего образования в США, следует отметить, что и в этой области остаётся масса нерешённых проблем. Так, до сих пор качество подготовки студентов во многих государственных вузов остаётся относительно низким. Стоимость обучения по-прежнему высока, что отражается на доступности высшего образования для небогатых слоёв населения. Например, плата за обучение за 2007-2008 академический год в 4-х летнем государственном колледже составляла более 6 тыс. долл., а в 4-х летнем частном колледже – более 23 тыс. долл.[12] Актуальной проблемой для американской высшей школы остаётся нехватка преподавателей в ряде научно-технических дисциплин, что ведёт к активному привлечению в университеты высококвалифицированных иностранных педагогов. В основном, учёные приезжают из Индии, Китая, Великобритании, Тайваня, Южной Кореи. Нехватку собственных кадров США стали преодолевать без дополнительных финансовых затрат с помощью «утечки мозгов» из-за границы.
Современные требования к высокой квалификации кадров значительно изменяют требования к системе высшего образования, обусловливают поиск оптимальных подходов к специализации студентов и методам обучения. На современном этапе главная задача в ведущих вузах США, в первую очередь в исследовательских центрах, состоит в том, чтобы избегать узкой специализации (это является характерной чертой американской высшей школы), подготавливать специалистов широкого профиля, вооружать экспертов основными научными принципами взамен информативных знаний и конкретных навыков, т.е. делать ставку на теорию. С задачей подобного рода наилучшим образом справляются вузы, в которых не только сосредоточены крупные научные школы в различных отраслях знаний, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу исследований, но и где получаемые знания постоянно поддерживаются научными разработками, в которые вовлечены как преподаватели, так и студенты.
Характерная черта американских вузов второй половины 2000-х гг. – они стали более активно готовить специалистов новейших профессий. Сюда относятся аналитики систем, специалисты в сфере генной инженерии, эксперты по компьютерам и программному обеспечению, информационным технологиям и т.д. Так, например, в период с 1990 по 2008 гг. количество выпускников вузов, специализирующихся в области информационной техники, выросло более чем в 10 раз.
Таким образом, государство чрезвычайно активно содействует дальнейшему развитию высшего образования в стране. К 2010 г. средний уровень образования в США планируется поднять до не менее 14 лет обучения (в начале XXI в. он составлял 12,8 года, т.е. несколько выше уровня 12-летней школы). Для реализации этой задачи в первой половине 2000-х гг. был принят целый ряд законодательных актов и государственных программ. Так, были введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах, в значительной степени был расширен круг получателей грантов на обучение в вузах.
В своем первом бюджетном послании Конгрессу в феврале 2009 г. Барак Обама четко обозначил основные приоритеты деятельности администрации: «…чистая энергия, образование, здравоохранение и новая инфраструктура необходимы для того, чтобы страна оставалась сильной и конкурентоспособной в XXI веке»[13].
Стоит отметить, что на протяжении последних лет бюджет Министерства образования постоянно увеличивался. Согласно проекту бюджета на 2010 фин. г., Министерство образования США получило 46,7 млрд. долл. (для сравнения: в 2006 фин. г. – 43,5 млрд. долл., в 2007 фин. г. – 43,8 млрд. долл., в 2008 фин. г. – 45,0 млрд. долл., в 2009 фин. г. – 46,2 млрд. долл.). Кроме того, согласно законопроекту «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» (American Recovery and Reinvestment Act, ARRA, или Recovery Act), в течение 2009 – 2010 гг. из федерального бюджета будет дополнительно ассигновано 81,1 млрд. долл. на строительство, модернизацию, техническое переоснащение средней и высшей школы, а также на улучшение качества образования. Из выделяемых средств 53,6 млрд. долл. составляют стабилизационные субсидии для штатов (StateStabilizationGrants) и 15,6 млрд. долл. выделяются на гранты Пелла (субсидии на получение высшего образования, возвращаемые получателями-студентами после трудоустройства в течение 10-15 лет)[14]. Максимальное вознаграждение по грантам Пелла на 2010-2011 гг. рассматривается в сумме 5550 долл. в год.
Кроме того, согласно проекту бюджета на 2010 фин. г. в течение пяти ближайших лет будут выделены 2,5 млрд. долл. для оказания помощи студентам с низким уровнем дохода. Также в проекте бюджета значительное внимание Обама отводит совершенствованию кредитных программ американских студентов. Эта проблема является чрезвычайно актуальной в свете мирового экономического кризиса. В послании Обама неоднократно подчеркивает, что основная задача реформы сферы образования – сохранение гарантий кредитных программ, защита студентов от резкого снижения уровня безработицы и нестабильной ситуации на рынке труда.
В бюджетном послании Обама высказался за проведение незамедлительных реформ в сфере образования. В этой связи президент поставил перед правительством США задачу довести к 2020 г. долю выпускников высших учебных заведений среди населения страны до самого высокого в мире уровня.
Одним из основных мероприятий по реформированию сферы образования, по мнению Обамы, служит, с одной стороны, техническое переоснащение американских колледжей и университетов новыми кафедрами, лабораториями и библиотеками, с другой – подготовка нового поколения учителей и преподавателей. Эти меры нашли отражение в масштабной программе экономической помощи, разработанной администрацией Обамы, направленной на вывод экономики США из финансового кризиса. Основная цель законопроекта «О восстановлении и реинвестировании американской экономики» в краткосрочной перспективе состоит в борьбе с безработицей, для чего предлагается сохранить уже существующие и создать дополнительные 3,5 млн. рабочих мест, в долгосрочной – обеспечить продолжительный экономический рост. По словам Обамы, 90% вновь созданных рабочих мест будут в частном секторе.[15]
Во всех выступлениях Обамы подчеркивается важность улучшения ситуации в области образования, особенно школьного. Причина этого заключается в том, что в международных рейтингах уровень знаний американских школьников выглядит далеко не лучшим образом. Проблеме образования также немало внимания уделяла администрация Дж.Буша. Республиканцы провели серьезную реформу школьного образования под названием «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind). Реформа была основана на двух основных принципах: во-первых, малоимущие ученики получили возможность покинуть «слабую» муниципальную школу и перевестись в «сильную» (и платную) частную, в которой стоимость обучения покрывается из федерального бюджета. Во-вторых, «слабые» школы, т.е. те, где школьники стабильно проваливают экзамены, реформируются или вообще закрываются.
Программа мероприятий по реформированию системы образования Барака Обамы, в частности, предусматривает:
· реформу программы «Ни одного отстающего ребенка». Учителя не будут готовить школьников к тестам, а будут отслеживать их прогресс при подготовке к поступлению в ВУЗы.
· увеличение финансирования «чартерных» или «лицензионных» школ. Чартерные школы, как правило, возникают на основе обычных школ. Они получают лицензию на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемыми им ресурсами и прочее. Взамен они гарантируют более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Инициатива о создании подобных школ может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и т.д.
· придание математическому и научному образованию школьников статуса национального приоритета.
· широкое привлечение молодых учителей: студенты получат серьезные льготы по оплате своего высшего образования, взамен после окончания ВУЗа должны будут отработать, как минимум, четыре года в системе школьного образования. Кроме того, молодым учителям будут выделяться дополнительные льготы и бонусы.
· увеличение доступности ВУЗов – налоговые льготы по оплате обучения.
Таким образом, на сегодняшний день можно выделить четыре основных направления федеральной политики в системе американского образования: оказание помощи ученикам в окончании средней школы, финансовая поддержка студентов, совершенствование системы ВУЗов, всесторонняя подготовка школьных учителей и преподавателей. Кроме того, если в систему начального и среднего образования американское государство вмешивается незначительно, и здесь превалирует частный сектор, то в сфере высшего образования ситуация диаметрально противоположная – в последние годы наметилась тенденция к усилению роли федерального правительства, а также увеличению ассигнований из государственного бюджета.
[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Новые бюджетные приоритеты США и национальные интересы России» ? 09-03-00777а/Р.
[2] Statistical Abstract of the United States. 2009. Wash., 2009. P. 184.
[3] Для сравнения – в 2006 г. вес расходов на образование в России составил 3,7% ВВП.
[4] Statistical Abstract of the United States. 2009. Wash., 2009. P. 141, 161
[5] Digest of Educational Statistics 2008. Wash., 2009. PP. 15, 19.
[6] Digest of Educational Statistics 2008. Wash., 2009. P. 18.
[7] Рассчитано по: The 2009 Statistical Abstract – http://www.census.gov/compendia/statab/tables/09s0269.xls; Digest of Educational Statistics: 2008 – // http://nces.ed.gov/programs/digest/d08/tables/dt08_001.asp
[8] Statistical Abstract of the United States. 2009. Wash., 2009. P. 140.
[10] Science and Engineering Indicators 2008. National Science Board, Arlington, 2008, p. 8
[11] Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., 2001, с. 97.
[12] The College Board, Trends in College Pricing, 2008.
[13] Budget. Budget of the United States Government. FY 2010. Wash., 2009. P. 2.
[14] Budget. Budget of the United States Government. FY 2010. Wash., 2009. P. 60.
[15] “2009 Address to Joint Session of Congress: on Education” – http://www.ontheissues.org/archive/sotu_2009_education.htm
Назад
|