ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
(ОПЫТ США)
Емельянов С.В., д.э.н.,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Белинский А.Н., соискатель
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. Инновационные Исследования Малого Бизнеса – одно из важнейших направлений содействия технологическим инновациям, использования малого бизнеса для проведения НИОКР в рамках федеральных программ, стимулирования исследовательской деятельности, коммерциализации результатов проведения федеральных НИОКР.
Ключевые слова: НИОКР, малый бизнес, технологические инновации.
Small Business Innovation Research in U.S.
Emelianov Sergei Vladimirovich
Dr. of Economics
Leading Researcher,
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:
Belinskiy Anatoly Nicolaevich
postgraduate student
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. Small Business Innovation Research Program is one of the most important in stimulating technological innovation, utilizing small business to meet federal research and development needs, encouraging research and commercialization of innovations derived from federal R&D.
Key words: R&D, small business, technological innovation.
Развитие малого и среднего бизнеса в США свидетельствуют о его высокой значимости как экономического и социального института[1]. Велика роль малого бизнеса и в расширении возможностей для проведения и освоения результатов научных исследований и разработок. Во второй половине XX – начале XXI вв. содействие развитию инновационного потенциала малого бизнеса стало приоритетной сферой экономической и научно-технической политики государства. Одним из ее важнейших направлений является содействие развитию НИОКР на предприятиях малого бизнеса, реализующих исследовательские программы[2].
Правовые основы
Государственное содействие основано на постоянно развивающемся правовом фундаменте. Еще в 1978 г. был принят закон о кредитовании новых энергетических технологий в малом бизнесе, согласно которому Администрация получила право организовывать и осуществлять дополнительное финансирование специальных проектов, при которых малые фирмы занимались бы разработкой, производством, продажей и обслуживанием нового энергосберегающего оборудования, а также участвовали в освоении альтернативных источников энергии. Средства, поступающие от Администрации, предназначены для финансирования строительства малыми фирмами новых предприятий, реконструкции действующих, приобретения оборудования, проведения НИОКР.
Закон о кредитовании энергетических программ малого бизнеса (1978 г.) представляет собой кредитную программу отраслевого характера, охватывающую проведение малым бизнесом соответствующих исследований и разработок; производство им энергетического оборудования. Речь идет о предоставлении целевых кредитов для коммерческих проектов, связанных с проведением исследований. Закон наделяет Администрацию по делам малого бизнеса правом предоставлять предприятиям малого бизнеса займы в целях промышленного строительства, технического перевооружения и реконструкции, приобретения оборудования, сырья и материалов, проведения исследований и разработок в целях повышения эффективности энергоиспользования на предприятиях малого бизнеса и на предприятиях всех других отраслей экономики, выступающих покупателями энергосберегающего оборудования и технологий, разработанных и произведенных малыми предприятиями.
В последующие годы правовая база поддержки НИОКР малыми предприятиями была усилена принятием закона Стивенсона-Уайдлера о технологической инновационной деятельности 1980 г[3].; поправок к закону о патентах и торговых марках 1980 г.; закона о развитии инновационной деятельности малого бизнеса 1982 г.; закона о центрах содействия развитию малого бизнеса 1980 г.; закона о содействии научно-исследовательской деятельности малого бизнеса 1992 г.
Закон о центрах содействия развитию малого бизнеса, принятый в 1980 г., устанавливал процедуру и условия создания специальных центров содействия развитию малого бизнеса в форме кооперативных, общественных или частных бесприбыльных организаций, пользующихся финансовой поддержкой государства, или организаций, создаваемых органами штатных и местных властей, но имеющих доступ к федеральному финансированию. Организаторами и учредителями подобных центров могли стать правительства штатов или их ведомства; местные органы государственной власти; корпорации штатного и муниципального развития; государственные и частные финансово-кредитные корпорации и объединения; общественные или частные учреждения высшего образования, включая колледжи, университеты, школы бизнеса, а также любые объединения двух или более представителей вышеперечисленных структур. Учредители подобных центров получили право обращаться в Администрацию по делам малого бизнеса за грантами для финансирования деятельности центров. В числе условий для получения грантов - обеспечение учредителями объема финансирования из негосударственных источников, по меньшей мере равного объему запрошенного гранта; ограничение в размере грантов.
Данные центры призваны оказывать содействие малому бизнесу в решении проблем, касающихся организации производства; инженерно-технических вопросов; использования новых технологий, их развития и приспособления к потребностям малого бизнеса; вопросов управленческого характера; проблем организации учета и отчетности, рекламы, сбыта и др.
Закон об инновационной деятельности малого бизнеса 1982 г. обязал федеральные ведомства выделять специальные фонды для финансирования исследований и разработок, осуществляемых малым бизнесом по направлениям деятельности этих ведомств, учредил Исследовательскую программу по инновациям в малом бизнесе.
«Инновационные исследования малого бизнеса»
Программа «Инновационные исследования малого бизнеса» была принята в 1982 г[4]. и повторно утверждена законом 2000 г. об исследованиях и разработках в интересах малого бизнеса. Целью программы является стимулирование с помощью федерального финансирования коммерциализации продукции и процессов, разработанных малым бизнесом. Целый ряд федеральных министерств и ведомств инициировали проведение данной программы и выделили средства из своих бюджетов на исследования и разработки, на финансирование поощрительных вознаграждений по данной программе. В число таких ведомств вошли: Министерство обороны – ВВС, Сухопутные войска, ВМФ, Специальное оперативное командование, Агентство по снижению угроз обороне и др.; Министерство энергетики; Министерство образования; Министерство транспорта; Национальное аэрокосмическое агентство; Министерство здравоохранения, включая Национальный институт здравоохранения; Национальный научный фонд; Администрация малого бизнеса; Министерство США по сельскому хозяйству.
Контракты по данной программе предоставляют на конкурсной основе организациям и предприятиям малого бизнеса, представляющим предложения по темам, объявленным агентствами. Выбор темы у различных агентств различается. В некоторых случаях агентства определяют темы и принимающие участие в конкурсе деловые круги не имеют каких-либо дополнительных сведений относительно предложенной темы, не могут вносить каких-либо иных предложений, отличных от выбранной темы и не должны входить в контакт с какими-либо другими агентствами. В других случаях представители малого бизнеса совместно с агентством могут фактически предлагать выбор темы и, когда тема будет представлена в качестве утвержденной для проведения открытого соревнования, уже будет существовать хорошо осведомленный претендент по ее реализации.
Данная программа определяет для каждого проекта три стадии:
I - стадия, в ходе которой определяется выполнимость выбранной концепции. Она может быть профинансирована до 6 месяцев через фонды программы. Размеры финансирования могут составлять от 70 тыс. до 100 тыс. долл.
II – предполагает проведение основной разработки, за которое победители стадии I могут конкурировать друг с другом. Стадия II обычно финансируется до двух лет за счет средств, выделенных на программу в размере от 600 тыс. до 750 тыс. долл. Возможные предложения на этом этапе могут быть только инновационными.
III - представляет собой коммерциализацию/непосредственное применение результатов стадии II и уже не финансируется за счет средств, выделенных в рамках данной программы. Замысел заключается в том, чтобы малый бизнес смог привлечь для стадии Ш внешние источники финансирования. В некоторых случаях для реализации стадии Ш могут быть привлечены другие федеральные и не федеральные средства и фонды.
Распределение финансирования по Межведомственной инновационной исследовательской программе малого бизнеса показывает, что почти половина расходов по ней приходится на министерство обороны (926 млн. долл. из общей суммы финансирования, достигшей в 2005 ф. г. 1866 млн. долл[5].).
Финансирование программы неуклонно возрастало и достигло в середине текущего десятилетия почти 2-х млрд.долл., в сравнении с 44,5 млн. долл. в 1983 г. Наибольшую заинтересованность в ее осуществлении изначально продемонстрировали пять федеральных ведомств: Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Министерство энергетики, Национальное аэрокосмическое агентство и Национальный научный фонд, размеры финансовых отчислений которых значительно превосходили долю остальных участников. В общей сложности расходы этих ведомств составили в 2005 фин.г. более 95% (49,6%; 31%; 6%; 5%; 4,7% соответственно) общих федеральных расходов по программе. Вместе с тем, если доля финансирования со стороны Минобороны и Национального научного фонда за период с 1998 г. по 2005 г. оставались стабильными (в пределах 50 и 5% соответственно), то средства, выделяемые НАСА и Министерству энергетики заметно сократились (с 9 до 6% и с 7 до 5% соответственно). Одновременно существенно увеличились расходы Министерства здравоохранения и социального обеспечения (с 25 до 31% и более[6]).
В целом программа отличается большим количеством федеральных ведомств, вовлеченных в ее реализацию:к 2005 фин.г. их число достигло 11.
По данным американской статистики за период действия программы были выделены средства на реализацию более чем 89 тыс. проектов. Финансированием были охвачены компьютерные и информационные технологии, электроника, материаловедение, энергетика, науки о природопользовании и жизни и др. В 2005 фин.г. В рамках программы были профинансированы 6 171 проектов, объем финансирования которых составил около 1,9 млрд. долл. Общая тенденция финансирования программы показывает как рост процента отчислений на ее реализацию, так и повышение федерального финансирования исследований и разработок.
Программа передачи технологий малому бизнесу утверждена в 1992 г. По многим параметрам она схожа с программой «Инновационные исследования малого бизнеса» , включая участие некоторых агентств, вовлеченных в обе программы. Ключевым отличием является то, что Программа передачи технологий малому бизнесу сфокусирована скорее на совместный поиск правительством и деловыми кругами, а не руководством федеральной лаборатории и бизнесом, необходимого соискателя. Такой поиск представляет собой совместные усилия по привлечению малого бизнеса и университетов, некоммерческих исследовательских институтов или финансируемых федеральным правительством исследовательских центров.
Эта программа предусматривает до 600 тыс. долл. на финансирование начальной стадии исследований и разработок, выделяемых непосредственно малым компаниям, работающим в кооперации с исследователями других исследовательских институтов. Задачами программы является ликвидация финансовой пропасти, существующей между базовыми (фундаментальными) исследованиями и коммерческими продуктами, а также открытие направлений для исследователей по коммерческому использованию технологий. Если представители малого бизнеса и исследовательской организации совместно работают в рамках данной программы, малый бизнес должен исполнить не менее 40%, а исследовательский институт не менее 30% всех работ. Причем малый бизнес является доминирующим партнером и отвечает за менеджмент и управление бюджетом.
Финансирование федеральными ведомствами Программы передачи технологий малому бизнесу значительно скромнее предыдущей, однако объем финансирования увеличился в период 1994 – 2005 фин.г. в 11,5 раз. За период с 1994 по 2005 фин.гг. программа выделила 1,04 млрд. долл. на 5 тыс. проектов, включая 200 млн. долл. на 832 проекта в 2005 фин. г[7].
Как и в случае с программой «Инновационные исследования малого бизнеса», ключевыми ведомствами, обеспечивающими выделение средств на ее реализацию выступают Минобороны, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, НАСА, Минэнергетики, Национальный научный фонд. Обращает на себя внимание заметный скачок финансирования программы, начиная с 2004 фин.г. (практически в 2 – 2,5 раза). Расходы Минобороны и Министерства здравоохранения существенно превышают расходы других ведомств. Для успешного решения задач трансферта технологий в США создана широкая сеть соответствующих институтов (организаций). Каждый из них обладает разными полномочиями и возможностями, однако все они нацелены на всемерное содействие кооперированию государственных (федеральных) и частных структур, в том числе малого бизнеса, по использованию и коммерциализации имеющихся у них технологий в интересах общего экономического роста.
Региональные центры по передаче технологий
Для обеспечения скорейшего продвижения технологических исследований и разработок в американскую экономику были учреждены региональные центры по передаче технологий (1991 г.), которые должны были сосредоточить свои усилия на технологических потребностях региональных компаний и отраслей промышленности. Близость к местному бизнесу и промышленности, знание местных условий и особенностей развития малого бизнеса, организаций в области экономического развития штата – необходимое условие их деятельности.
Региональные центры получили свое развитие на основе шести Центров промышленного использования НАСА после того, как в ходе совместной работы НАСА с консорциумом федеральных лабораторий была продемонстрирована важность иметь единую сеть на региональном уровне, задача которой - передавать федеральные технологии, используемые в НАСА и других федеральных ведомствах, американской промышленности и помочь в коммерциализации федеральных, региональных (принадлежащих правительствам штатов) и университетских технологий[8].
Технологический трансферт активно поддерживается на региональных и местных уровнях управления через различные организации, центры и сообщества, которые способны: обеспечить важные сети кредитования для малых бизнес-контрактов; соединить (совместить) лабораторные технологии с производством; гарантировать проверку того, что законодательная база не препятствует передаче технологии; обеспечить выдачу грантов университетским консорциумам и частному сектору; стимулировать проведение более продуктивной адаптации технологий.
По своей природе региональные и местные программы, разработанные для продвижения интересов бизнеса в различных штатах, различаются. Однако в основном провайдеры деловых услуг в определенном штате или регионе будут одними из самых эффективных посредников между лабораторией и потребностями бизнеса или промышленности именно в данном штате или регионе.
Например, местные торговые палаты очень близко связаны с местными бизнесом и промышленностью, хорошо знакомы с малым бизнесом и организациями по экономическому развитию штата. Работа через местные торговые палаты может быть организована посредством заключения соглашения о сотрудничестве местных властей и руководителей деловых кругов, а также членов организаций, которые обеспечивают всевозможные услуги бизнесу и промышленности.
Большинство региональных органов и второстепенных ВУЗов работают в тесной связке с деловыми кругами штатов и промышленности, проводя совместные исследования, консультации, предоставляя информационные услуги, продлевая образование. Многие ВУЗы проводят исследования рынка, являются центрами инноваций, обеспечивают услуги по патентованию и лицензированию. Создавая объединенные зоны, в которых ВУЗам предоставляется доступ к ресурсам местных лабораторий, можно помочь этим институтам соединить бизнес и промышленность с ресурсами лаборатории и стимулировать ВУЗы к вовлечению их в совместные с лабораториями исследования, представляющие взаимный интерес.
Центры развития малого бизнеса обеспечивают конфиденциальную поддержку и консультирование владельцам малого бизнеса и тем, кто хочет открыть свой собственный бизнес. Центры стремятся к расширению инновационной деятельности, повышению производительности и организационного совершенства регионального малого и среднего бизнеса.
Другие региональные и местные источники, которые могут обеспечить информационные услуги для потребностей местной промышленности, включают: местные бизнес – организации, такие как ассоциации местных банкиров и риэлторов (агентов по операциям с недвижимостью); профессиональные организации местных руководителей; другие зональные объединения федеральных лабораторий и агентств; региональные агентства (агентства штатов); местные инкубаторы; региональную Ассоциацию округов; Совет правительств штатов ; Национальную ассоциацию официальных представителей штатов по энергетическим вопросам и др.
Деятельность по передаче технологий может быть использована для оказания помощи в выполнении целенаправленных исследований и разработок, например, когда исследователи из ВУЗов или промышленности обеспечивают необходимую экспертизу относительно совместных усилий.
Таким образом, взаимодействие государства и малого бизнеса в сфере НИОКР и передачи технологий позволяет не только расширить применение конкретных научных знаний и полученных на их основе технологий в производстве, но и содействовать наиболее целесообразному с экономической точки зрения применению конкретной технологии. вовлечь в процесс поиска возможного использования технологий максимально возможное число потенциальных «потребителей»; укрепить взаимосвязь хозяйствующих субъектов (в том числе крупного, среднего, малого бизнеса, научно-исследовательских центров, лабораторий и вузов, а также соответствующих федеральных министерств и ведомств).
[1] См подробнее «Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса». Отв. редактор – Лебедева Л.Ф.М., ИСКРАН, 2009.
[2] Innovation in Small Business. SBA, 2009.
[3] Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 (Public Law 96-48).
[4] Small Business Innovation Development Act of 1982 (Public Law 97-219).
[5] Science &Engineering Indicators, 2009.
[6] Ibid.
[7] Budget of the US Government. FY 2009.
[8] Universal Technical Resource Services, inc, 2005.