АМЕРИКАНСКИЙ КАПИТАЛ В СТРАНАХ АСЕАН
Усольцев А. В., соискатель
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация: Усиление привлекательности стран АСЕАН для американских инвесторов связано с растущей открытостью их рынков, либерализацией инвестиционного режима, поисками новых форм экономического взаимодействия. В настоящее время Америке приходится сталкиваться с растущей конкуренцией: в период 2005-2007 гг. доля США в прямых иностранных инвестициях в странах АСЕАН снизилась с 12,2% до 8,6%. В 2007 году США занимали третье место по прямым иностранным инвестициям в зоне АСЕАН после Японии и Великобритании. По притоку американских инвестиций лидируют Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия.
Ключевые слова: Прямые иностранные инвестиции в страны АСЕАН, либерализация инвестиционного режима, налоговая политика, Соглашение по торговле и инвестициям США-АСЕАН.
US Investment in ASEAN
Alexander Vadimovich Usoltsev
Postgraduate student
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. The increasing of ASEAN countries appeal for American investors deals with the growing openness of their markets & liberalization of investment policy, searching of new forms of economic cooperation. US is forced to face investments competition : their direct investments decreased from 12,2% to 8,6% during 2005-2007. In 2007 US took third place with respect to direct investments in the ASEAN area, yielding Japan and UK. The most investments are for Singapore, Thailand, Malaysia, Indonesia.
Key words: Direct foreign investments in ASEAN, liberalization of investment policy, taх policy, AFTA.
Развитые страны остаются основной сферой приложения американских прямых инвестиций за рубежом. В 2007 году на эти государства приходилось примерно 72% всех зарубежных прямых инвестиций США. Причина очевидна – перелив финансовых ресурсов в виде прямых капиталовложений концентрируется в регионах, где можно достичь наибольшей эффективности.
Вместе с тем рассмотрение динамики географического распределения инвестиций показывает возрастание доли развивающихся стран (в 2007 году – до 27%). Особо наглядным это стало в конце 1990-х гг.– начале текущего десятилетия, что объясняется, прежде всего, активной либерализацией режима прямых иностранных инвестиций в развивающихся государствах.
По оценкам экспертов, к 2020 году центр «экономического притяжения» инвестиций переместится из Европы и США в страны Азии.
Индия, Малайзия и Китай станут лидерами роста ВВП. Так, в Индии он будет прирастать в среднем на 5,5% ежегодно, ВВП Малайзии – на 5,4%, а Китая – на 5,2%. В первую пятерку лидеров из стран АСЕАН войдет также Таиланд (4,5%). США займет одиннадцатое место (3,1%), Великобритания – 27 место (1,5%).
Активность США в государствах АСЕАН – регионе, который традиционно считается зоной американских интересов, начала возрастать в 1997-1998 гг. В период 2003-2007 гг. на американские компании приходилось около 9 % притока прямых иностранных инвестиций в АСЕАН (на ЕС 24,5%, Японию – 16,6%, страны АСЕАН 12,4%, прочие 34,9%).
Диаграмма 1
Прямые иностранные инвестиции в страны АСЕАН в 2003-2007 годах
Источник: ASEAN Community Chartbook 2008
Если в 1997 году американские инвестиции в ведущую пятерку государств (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) составляли 38,8 млрд.долл. США, то в 2006 году эта цифра уже составляла 98,4 млрд.долл.США.
Диаграмма 2
Прямые инвестиции США в различные страны
(на конец 2007 года)
Источник: Survey of Current Business, July 2008
Наибольший объем инвестиций приходится на Сингапур, где они за десять лет выросли более чем в пять раз (с 18 до 60 млрд.долл.)
Привлечению иностранных инвестиций в АСЕАН способствовало главным образом соглашение об образовании Зоны свободной торговли АСЕАН - АФТА (Asean Free Trade Area-AFTA), подписанное странами АСЕАН в 1992 году.
Этим документом, предусматривающим создание экономического сообщества к 2015 году, был намечен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран «азиатской десятки». Они касались, в первую очередь, торговли, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой и производственной сфер.
Основными целями создания АФТА стали следующие:
– увеличение объема торговли между странами и интеграции путем устранения тарифных и нетарифных ограничений;
– привлечение иностранных инвестиций в АСЕАН путем создания общего регионального рынка;
– приспособление АСЕАН к изменяющимся международным экономическим условиям путем развития региональных торговых отношений.
Важным фактором для привлечения иностранных инвестиций в страны АСЕАН явилось также подписание в октябре 1998 года Рамочного соглашения о создании зоны инвестиций АСЕАН (ASEAN investment area). Оно охватывало территории всех государств – членов Ассоциации и стало фактически одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций. При этом инвесторам был предоставлен национальный режим, налоговые льготы, отмена ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения, безусловно, сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе, по крайней мере, стратегических инвесторов, страны АСЕАН разрешили иностранные инвестиции ранее недоступные для них сектора экономики.
В соответствии с соглашением участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств – членов Ассоциации до 2020 года – внешним инвесторам.
Вместе с тем вышеуказанный документ предусматривал в целях защиты местного рынка составление списка временных исключений и деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему остался ограниченным.
На встрече Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 года) было принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сфере услуг, которые непосредственно связанны с обрабатывающей промышленностью.
Исходя из различного уровня развития государств-членов АСЕАН, Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 года, Вьетнама – до 2013 года Лаоса и Мьянмы – до 2015 года. Однако Совет ликвидировал списки в 2003 году.
Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных в 1998 году «Ханойским планом действий». К ним, прежде всего, относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на наем иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на тридцать лет и др. Фактически, с принятием вышеуказанных решений началось создание региона со свободным потоком инвестиций, товаров, услуг и квалифицированной рабочей силы.
Данные о прямых иностранных инвестициях в страны АСЕАН приведены в таблице 1.
Таблица 1
Прямые иностранные инвестиции в страны АСЕАН.
Страна/ организация |
Поступления, млрд. долл. США |
|||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего за 2002-2006 гг. |
|
АСЕАН |
2,8037 |
3,7651 |
6,2421 |
19,3777 |
США |
5,2324 |
3,0106 |
3,8649 |
13,7361 |
Япония |
5,7321 |
7,2348 |
10,8033 |
30,8137 |
ЕС |
10,0461 |
11,1396 |
13,3619 |
44,9556 |
Китай |
0,7315 |
0,5021 |
0,9369 |
2,3029 |
Корея |
0,8064 |
0,5777 |
1,0991 |
3,3473 |
Австралия |
0,5667 |
0,1959 |
0,3992 |
1,4443 |
Индия |
0,1187 |
0,3517 |
0,3804 |
0,295,1 |
Канада |
0,3012 |
0,1613 |
0,2740 |
1,1849 |
Новая Зеландия |
0,0035 |
0,4807 |
0,2828 |
0,3921 |
Пакистан |
0,0048 |
0,0035 |
0,0078 |
0,0168 |
Всего: |
26,3471 |
27,4230 |
37,6524 |
117,8665 |
Источник: ASEAN Foreign Direct Investments Datebase
Относительно инвестиций последних лет в страны АСЕАН цифры свидетельствуют о следующем.
Всего в период с 2002 по 2006 год страны Европейского союза в АСЕАН инвестировали 44,955 млрд.долл.США, Япония – 30,813 млрд.долл.США, Соединенные Штаты Америки – 13,736 млрд.долл.США.
Инвестиции между самими странами Ассоциации в вышеуказанный период составили 19,377 млрд. долл. США.
В десятку государств, лидирующих по инвестициям в государства АСЕАН, вошли также Китай, Корея, Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия и Пакистан. Необходимо отметить, что распределение прямых американских инвестиций по странам АСЕАН весьма неравномерно.
92% от прямых иностранных инвестиций, распределение которых отражено на диаграмме3, приходится:
45,3% – на Сингапур,
17,9% – на Таиланд,
12,1% – на Малайзию,
10,2%– на Индонезию.
Диаграмма 3
Распределение прямых американских инвестиций в страны АСЕАН
в 2003-2007 годах
Источник: ASEAN Community Chartbook 2008
В 2007 году доля Сингапура от американских мировых инвестиций составила 3% (в Великобританию США инвестировали –14%, в Нидерланды – 13%, в Канаду – 9%).
Меньше всего американских инвестиций получают Лаос, Мьянма и Камбоджа.
Необходимость иностранных инвестиций в государства Ассоциации, в том числе из США, вызвана тем, что экономики стран АСЕАН однородны по своим экономическим ресурсам.
Исключение составляет Сингапур, который наряду с Южной Кореей, Тайванем, и Гонконгом, ставшими четырьмя «азиатскими тиграми», принято относить к новым индустриальным странам. Сингапур (среди стран АСЕАН) обладает значительными преимуществами в финансовых и технологическом аспектах. Одновременно с этим он испытывает трудности в трудовых ресурсах. Остальные же страны – Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Мьянма богаты природными и трудовыми ресурсами и имеют ограничения в финансовых источниках.
Количественные показатели по инвестициям, поступившим в страны АСЕАН в период с 2004 по 2006 год, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение прямых иностранных инвестиций по странам АСЕАН
Страна |
Поступления, млрд. долл. США |
|||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего за 2004-2006 гг. |
|
Бруней |
0,1924 |
0,2691 |
0,4238 |
0,8853 |
Камбоджа |
0,0995 |
0,2520 |
0,3277 |
0,6792 |
Индонезия |
1,6903 |
7,4527 |
4,0317 |
13,1747 |
Лаос |
0,0092 |
0,0210 |
0,1768 |
0,2070 |
Малайзия |
3,6437 |
3,3919 |
5,5919 |
12,6275 |
Мьянма |
0,2418 |
0,1975 |
0,1152 |
0,5545 |
Филиппины |
0,6167 |
1,8413 |
2,4406 |
4,8986 |
Сингапур |
19,2795 |
13,8263 |
22,9177 |
56,0235 |
Таиланд |
5,1733 |
8,1948 |
7,9339 |
21,3020 |
Вьетнам |
1,3672 |
1,8561 |
2,1781 |
5,4014 |
Всего: |
32,3136 |
37,3027 |
46,1374 |
115,7537 |
Источник: ASEAN Foreign Direct Investments Datebase
Наглядна и диверсификация инвестиций США в регион. В середине восьмидесятых годов американские инвестиции были сконцентрированы в основном в нефтегазовом секторе (более половины всех инвестиций).
На сегодняшний день большая часть инвестиций направляется в перерабатывающую промышленность, а также в различные производственные отрасли. Согласно данным Министерства торговли США, уже к 1999 году этот показатель составил 36%, тогда как в нефтяном секторе было сосредоточено 28% инвестиций США.
В 2006 году США выступили с рядом крупных инициатив по развитию сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, которые занимают четвертое место в их мировом торговом обороте.
При этом, в соответствии с инициативой администрации бывшего американского президента Дж.Буша (Enterprise for Asean Initiative) на уровне министров экономик было подписано соглашение по торговле и инвестициям (Trade and Investment Framework Arrangement). Документ должен был способствовать более энергичному продвижению американской экономики в этот регион. Он включал план, направленный на содействие интеграции государств АСЕАН и улучшения климата в бизнесе.
Программа, решение по которой приняли министры, включает:
– облегчение прохождения таможенных процедур;
– принятие соглашения по санитарным и фитосанитарным стандартам, касающихся торговли тропическими фруктами;
– поддержку развития единых стандартов для фармацевтических средств;
– ускорение инновационной медицины на рынках АСЕАН.
Наряду с Сингапуром, важнейшим иностранным инвестором для США является Малайзия.
В середине 1990х годов большую роль в изменении малазийской экономики, основанной на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, сыграли зарубежные, в том числе американские, инвестиции. Доля промышленности выросла с 13, 9% в 1970 году до 30% в 1999году. Сельскохозяйственная и добывающая промышленность (вместе) сократились к 1999 году с 42,7% от ВВП до 9,3% и 7,3% (по раздельности и соответственно).
Основным продуктом производства стала электроника.
В 1998 году американские компании осуществили вложения в электронную отрасль Малайзии в размере 789,37 млн.долл. В 1998-1999 годах суммарный размер внутреннего сбыта и экспорта малазийско-американской ассоциации электронной индустрии достиг 7,42 млрд. долл. США (из них на полупроводниковые приборы пришлось 4,63 млрд.долл.).
В 2006 году было проведено три раунда двусторонних переговоров, результатом которых стал выход на подписание в 2007 году двустороннего торгового соглашения, предусматривающего и инвестиционные поступления.
Свою инвестиционную привлекательность, по мнению экспертов США, по-прежнему сохраняет Индонезия. В первую очередь это касается инвестиций в нефтегазовый сектор, на долю которого приходится почти 80% американских капиталовложений.
Одновременно с этим наиболее привлекательными сферами приложения американского капитала являются такие секторы индонезийской экономики, как химическая промышленность, производство оборудования для охраны окружающей среды, производство авиационных запчастей, оборудование для нефти и газодобычи, производство элементной базы для электроники.
США занимают шестое место по объемам инвестиций в индонезийскую экономику после Японии, Великобритании, Сингапура, Тайваня и Гонконга.