Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№1, 2010

МАЛЫЙ БИЗНЕС США В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Иваний П., аспирант Института
США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В статье анализируются падение деловой активности в секторе малого бизнеса в 2008-2009 гг. и направления  улучшения ситуации, дополнительные меры государственной поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, мировой экономический кризис, государственная поддержка.

U.S. Small Business In Times Of Crisis
Ivaniy Pavel Vladimirovich
Postgraduate student
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. The article examines decrease in business activity concerning small business in 2008-2009 and the ways of improvement the situation, additional government measures of support.

Key words: Small business, global economic crisis, government support.

В США, где действует около 27,9 млн. малых предприятий, способствующих созданию около 70% новых рабочих мест, в 2008 г. «индекс оптимизма» в сфере малого бизнеса  упал до 89,8 (1986 - 100), а в январе 2009г. – до  85,2%, самого низкого уровня за последние 35 лет.[1]

Мировой экономический кризис конца первого десятилетия XXI века нашел проявление в  широком спектре социально-экономических явлений. Сектор малого бизнеса оказался в наиболее тяжелом положении, что связано в основном с резким и глубоким падением спроса и с ухудшением условий получения кредитов. В разных странах уровень снижения объема продаж малых предприятий существенно различается в зависимости от экономического развития и степени интеграции этих стран во внешнеторговую деятельность. О состоянии малого бизнеса свидетельствует и резко возросшее число банкротств: в США в 2008 г. оно увеличилось примерно до 44 тыс. (в сравнении с 20 тыс.  в 2006г. и 28 тыс. в 2007 г.) и продолжало расти в 2009 г.

Исследования, проведённые в ОЭСР, выявили, что в большинстве стран, начиная с 4?го квартала 2008 г., малые предприятия претерпевали значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом[2]. В США, как и в других странах Организации экономического сотрудничества и развития[3], наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов.

Это вызвано тем, что в условиях кризиса и возрастающей неуверенности в перспективах будущего развития все предприятия значительно сократили программы капиталовложений, привлекаемых на основе банковских кредитов. Одновременно уменьшились требования в получении оборотных средств, при резком сокращении инвестиционных капиталовложений. В условиях кризиса во всех странах произошло ужесточение банковской кредитной политики по отношению ко всем заёмщикам, включая и малый бизнес, в части гарантийных обязательств, обеспечения кредитов и сокращения размера кредитов. Таким образом, в большинстве обследованных стран значительно ухудшились условия кредитования для предприятий сектора малого бизнеса.

Последствия кризиса проявляются в чрезвычайном стремлении предпринимательского сообщества к минимизации возможных рисков в связи с пессимистическими оценками ближайших и среднесрочных перспектив экономического развития. Сжатие потребительского рынка и сокращение объёма продаж, наряду с уменьшением ликвидности предприятий и весьма мрачными перспективами на будущее, оказывают угнетающее влияние на сектор малого бизнеса. И, как было сказано выше, положение малого предпринимательства в значительной мере усугубляется ухудшением условий доступа к краткосрочному и долгосрочному кредитованию.

Данные социологических опросов выявили, что в среде предпринимателей ожидание дальнейшего снижения деловой активности приведёт к ещё большему ухудшению состояния сектора малого бизнеса в 2010г. Это вызвано следующими важнейшими факторами:

  • Возрастающим количеством отложенных платежей, ведущим к постоянно развивающемуся дефициту оборотных средств и, как следствие, к сокращению ликвидности;
  • Увеличением количества невыполненных обязательств (неплатежи, срыв сроков поставок, объявления о несостоятельности), ведущие к росту числа банкротств и общему сокращению предприятий в секторе МСП;
  • Дефицитом финансовых ресурсов и возрастанием неудовлетворённой потребности в кредитах.

Наибольшее падение деловой активности в США в 2008-2009 гг. наблюдалось в таких отраслях, как строительство, производство автомобильных деталей и узлов, оптовая торговля, производство полупроводников и микросхем.

В наибольшей мере кризис оказал негативное влияние на малое предпринимательство в силу двух важных обстоятельств:

а) возрастающих задержек по оплате счетов в сочетании с увеличением складских запасов (вследствие сокращения объёмов продаж), отягощаемых недостатком оборотных средств и сокращением ликвидности;

б) увеличения количества клиентов, отказывающихся от выполнения своих обязательств, роста числа банкротств и объявлений о неплатежеспособности.

В целом, в США объем продаж в секторе малого бизнеса сократился на 29%[4], по данным за январь 2009 года.

В условиях ухудшения экономической ситуации и в ожидании среднесрочных негативных перспектив, ответной реакцией выживающих малых предприятий на угнетающее влияние падения объёма продаж и невыполнение обязательств со стороны партнёров стали следующие, наиболее часто встречающиеся, три типа поведения предприятий сектора малого бизнеса:

а) Стремление к снижению себестоимости производства для восстановления прибыльности предприятий и сокращение объёмов производства в соответствии с уменьшением спроса, что обычно достигается снижением уровня заработной платы сотрудников и/или сокращением количества работающих;

б) изыскание дополнительных способов повышения собственной ликвидности (увеличение задержек по осуществлению собственных платежей, сокращение выплаты дивидендов или их полное прекращение, продажа избыточных или непрофильных активов т. п.);

в) приостановка или перенос на более поздние сроки инвестиционных проектов или планов расширения производства, а также активизация деятельности в поиске возможностей для добровольного слияния или поглощения, что ведёт к сокращению количества новых предприятий.

Противодействуя ухудшению условий доступа к кредитам, предприятия сектора малого бизнеса изыскивают альтернативные способы финансирования, как мобилизация собственных резервов для самофинансирования, сокращение реализации инвестиционных и инновационных проектов и даже их прекращение. Основная часть малых предприятий может весьма эффективно использовать финансовые ресурсы, однако доступ к ним затруднён, особенно в условиях глобального кризиса, и это является основным препятствием к созданию новых единиц малого бизнеса, к их выживанию и дальнейшему развитию. Особую активность в изыскании дополнительных источников для всестороннего ресурсного обеспечения проявляют малые предприятия, вовлечённые в реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Это обусловлено пониманием того, что после завершения кризиса результаты инвестиций в производственную модернизацию и в инновационные проекты явятся важнейшим средством достижения экономического успеха в условиях глобализации экономики, основанной на новейших знаниях и научно-технических достижениях.

Для определения возможности малых предприятий в получении кредитов в разных странах было проведено исследование по методике «Оценки рынка банковского кредитования»[5], основанной на анализе количественных изменений в запросах предприятий на предоставление кредитов. В результате этих исследований выяснилось, что в конце 2008 и в начале 2009 г. в абсолютном большинстве стран резко снизились заявки от предпринимателей в секторе малого бизнеса на предоставление кредитов.

В США ежегодно публикуется серия отчетов «Статистика предпринимательства США»[6], которые на национальном и региональном уровнях дают картину распределения предприятий по экономическим показателям, их размерам и по видам деятельности. Начиная с 1989 г. постоянно проводилось сравнение изменений в экономике страны во взаимосвязи  с размерами предприятий (по числу занятых), с изменениями в параметрах предприятий по количеству подразделений (филиалов), по юридическому статусу и по видам деятельности в соответствии с промышленной классификацией. Эти сведения собираются и анализируются в кооперации и при частичном финансировании со стороны Адвокатуры  Администрации США по делам малого бизнеса[7].

Промышленная классификация предприятий в отчетах "Статистика предпринимательства США" приводится в соответствии Северо-Американской системой классификации видов деятельности[8], введенной в действие с 1998г. в связи с образованием Северо-Американской зоны свободной торговли (NAFTA), охватывающей Канаду, США и Мексику. Отличительной особенностью NAICS является то, что кроме шестизначной идентификации различных видов деятельности, в каждом из секторов экономики (обозначаемых двумя первыми цифрами), по всем видам деятельности малых предприятий указаны предельные размеры предприятий, либо по числу занятых, либо по финансовым результатам деятельности. Классификатор NAICS был обновлен в 2002 г. в связи с появлением новых видов деятельности (электронная торговля, новые виды услуг, новые технологии и др.)[9].

Организационно-правовая форма предприятий (legal form of organization - LFO), в соответствии с законодательством США и административными уложениями штатов предусматривает следующие три основных вида, применимых как в отношении предприятий-работодателей, так и в применении к предприятиям без наемных сотрудников:

  • Индивидуальный собственник (Individual proprietorship) также трактуемый как "единственный собственник" (sole proprietorship) представляет собой неинкорпорированный бизнес, которым владеет индивидуальное лицо, которое также может быть включено в категорию самозанятых лиц. (self-employed persons).
  • Партнерство (Partnership) - это инкорпорированное (объединенное) предприятие, находящееся в собственности двух или более лиц, имеющих определенные финансовые интересы в этом бизнесе.
  • Корпорация (Corporation) - это легально инкорпорированный (объединенный) бизнес в соответствии с законом штата.

Кроме того, существуют и другие организационно-правовые формы предприятий, численность которых незначительна, по сравнению с тремя выше означенными.

Оценивая поведение малых предприятий в кризисных условиях, связанное и с ухудшением доступа к финансовым ресурсам, можно отметить, что основная масса предпринимателей не намерена идти по пути увеличения балансовой задолженности даже при сокращении объёма продаж и увеличении неплатежей со стороны клиентов. В связи с высокой степенью неопределённости в будущем, ужесточением требований по предоставлению заёмных средств со стороны кредитно-финансовых институтов, такая реакция предпринимательства является наиболее рациональной.

Малые и средние предприятия резко сократили свои инвестиционные программы, финансируемые за счёт заемных средств. До некоторой степени уменьшилась потребность малых и средних предприятий в оборотных средствах и в краткосрочных кредитах в связи с увеличением незавершённого производства и ростом складских запасов. По данным проведённого по инициативе ОЭСР обследования влияния мирового кризиса на малое предпринимательство в разных странах было установлено, что произошло резкое ухудшение финансового состояния малого бизнеса, приведшее к прекращению деятельности многих предприятий в США (табл. 1).

Как видно из приведенных данных, в США сектор малого предпринимательства в значительной мере сократил свои запросы по предоставлению кредитов, при этом одновременно у предприятий возросли трудности с оборотным капиталом вследствие неплатежей. Все это привело к значительному сокращению количества предприятий в секторе малого бизнеса вследствие несостоятельности или банкротства. В США отмечается некоторое увеличение потребности в краткосрочных кредитах, но в долгосрочных кредитах потребность резко упала.

Таблица 1

Влияние кризиса на финансирование малого бизнеса в США в 2008-2009 гг.[10]

 

США

Влияние кризиса на малый бизнес

Потребность в кредитах

- -

Недостаток оборотных средств и неплатежи

+

Прекращение деятельности (несостоятельность и банкротство)

++

Потребность малого бизнеса в кредитах

Общая

- - -

Краткосрочная

+

Долгосрочная

- - -

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сектор малого бизнеса в США столкнулся с новыми трудностями, связанными с недостатком ликвидности. При этом в связи с отсутствием достаточных обоснований и возможных прогнозов дальнейших путей развития экономической ситуации, существует большая неопределённость в объёмах кредитных потребностей малого предпринимательства, приемлемых условиях заимствования и времени их возвратности. Также существует опасность, что увеличение объёмов кредитования сейчас, в случае продолжающего спада спроса и потребления, приведёт в недалёком будущем к чрезмерной задолженности. В такой ситуации хронический дефицит текущей ликвидности в скором будущем может привести к несостоятельности многих предприятий. В этих условиях банковское сообщество вынуждено пересмотреть стратегию поведения в связи с ограниченностью собственных капиталов и со стремлением инвесторов осуществлять свои вложения в акции тех финансовых институтов, которые обладают лучшей капитализацией. По мере ухудшения перспектив экономического развития, возрастает скептицизм всех участников финансового рынка. Это приводит к пересмотру стратегии деятельности всех финансовых институтов как в сторону ужесточения кредитной политики, так и к сокращению объёмов предоставляемых заимствований, что отражается на ухудшении условий доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам. В этой связи правительство США предпринимает ряд мер, позволяющих облегчить доступ к финансовым ресурсам для малых предприятий.

В условиях кризиса многие страны, в том числе и США, принимают меры по усилению государственного влияния в экономике. В этой связи правительства предпринимают антикризисные программы, включающие комплекс экстренных мер по обеспечению финансовой помощи малому предпринимательству, которые в основном сводятся к трём следующим направлениям:

  • Поддержка уровня продаж и предотвращение истощения оборотного капитала малых предприятий на основе предоставления экспортных кредитов и гарантийных обязательств, облегчения налогового бремени и предоставления отсрочки по налоговым платежам, а также принятие мер по сокращению сроков платежей всеми партнёрами деловых отношений и обеспечению непрерывности денежных потоков;
  • Облегчение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, своевременное предоставление оборотных средств, реструктуризация кредитной задолженности, расширение схем предоставления гарантий и улучшение условий погашения действующих кредитов;
  • Осуществление финансовой поддержки малого бизнеса в обеспечении реализации и завершения действующих инвестиционных и инновационных проектов, обладающих высокой коммерческой привлекательностью с целью обеспечения возможности в ближайшем будущем осуществить выход на рынок с новыми продуктами и услугами, обладающими повышенным спросом.

Такая помощь осуществляется путём предоставления инвестиционных грантов, льготных кредитов и принятием мер по обеспечению ускоренной амортизации основных средств и целевым финансированием НИОКР.

В целях облегчения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам в США нашли широкое применение комплексные мероприятия по либерализации существующих схем предоставления кредитных гарантий. Необходимо подчеркнуть, что эти меры могут помочь малому предпринимательству в решении их краткосрочных проблем, связанных с недостатком ликвидности. Однако в условиях дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации, эти меры смогут только отодвинуть на некоторое время проблему острого недостатка ликвидности.

Способность различных стран к преодолению кризисных явлений в значительной мере зависит от взаимодополняющего действия проводимой налоговой и денежно-кредитной политики. Многие страны ОЭСР, в том числе и США, приняли пакеты антикризисных программ, в которых в разных соотношениях применены следующие четыре основных механизма подъёма деловой активности:

  • Стимулирование развития спроса и предложения (расширение потребительского рынка, совершенствование рыночной инфраструктуры, либерализация налоговой политики, развитие сферы социальных услуг и др.);
  • Принятие активных мер по повышению кредитоспособности банковской сферы, включая реструктуризацию банковского капитала, сопровождаемую четкими правилами, обеспечивающими улучшение условий для финансирования МСП, а также предусматривающие предоставление банкам дополнительных государственных гарантий;
  • Поддержка социально безопасного уровня занятости, когда правительства ряда стран выделяют субсидии предприятиям для обеспечения полной заработной платы сотрудникам предприятий при неполном рабочем дне.
  • Реализация комплекса мероприятий по поддержке рынка труда (сокращение налога на фонд заработной платы и/или уменьшение взносов в фонды социального обеспечения, а также расширение временных программ помощи безработным, расширение сети центров профессионального обучения и переподготовки специалистов).

В США основное внимание при поддержке малого бизнеса сосредоточено на создании и развитии системы гарантирования кредитов для малого бизнеса путем контроля ситуации, а также на усилении инвестиционных возможностей для малых предприятий.

В США правительство приняло строгие меры по обеспечению ежемесячного контроля деятельности банков, которые осуществляют кредитные операции с использованием государственных финансовых средств. Начиная с января 2009 года Министерство финансов публикует ежемесячный отчет о состоянии дел с кредитованием малого бизнеса и о деятельности финансовых посредников. Это позволяет отслеживать изменение тенденций на рынке кредитования и оценивать деятельность посредников в части страхования рисков, предоставления гарантий, купли-продажи ценных бумаг, а также осуществлять всесторонний анализ состояния рынка капиталов применительно к банкам, получающим основное финансирование в рамках государственной «Программы покупки капитала»[11].

Нужно подчеркнуть, что эти меры помогают малым и средним предприятиям решить их текущую проблему, связанную с недостатком ликвидности. Однако по мере ухудшения макроэкономической ситуации, такие меры могут только отсрочить порог несостоятельности.

В число мер по поддержке уровня продаж, обеспечению непрерывности денежных потоков и предоставлению оборотных средств входит государственное стимулирование развития спроса путём расширения объёмов потребления посредством инвестиций. В некоторых случаях это включает увеличение государственных расходов на здравоохранение, образование, технологическое перевооружение и развитие инфраструктуры. Малые предприятия, занятые в этих сферах деятельности, могут получать прямую или косвенную государственную поддержку. Одним из эффективных и непосредственных способов улучшения финансового положения предприятий является обеспечение непрерывности денежных потоков, способствующих устойчивому пополнению оборотного капитала.

Устойчивый оборот денежных средств способствует нормализации деятельности предприятий и становится основой их дальнейшего развития.

Общее усложнение обстановки на финансовых рынках привело к ухудшению притока венчурного капитала, что вызвало серьёзное замедление инвестиционных процессов в инновационной сфере. Предполагается, что уровень инвестиций, особенно в новые проекты, продолжит снижаться в предстоящий период. В виду довольно пессимистичных перспектив экономического развития на ближайший и среднесрочный период, основанных на продолжающемся падении объёмов продаж, большинство малых предприятий США сократили объемы капиталовложений в инвестиционные проекты или вовсе отказались от их реализации. В этой связи, потребность в долгосрочном кредитовании инвестиционных и инновационных проектов значительно снизилась.

В целях предотвращения потери конкурентных преимуществ в среднесрочном периоде предприятиями сектора малого предпринимательства и для оказания им помощи в подготовке к возобновлению деловой активности на более высоком уровне после завершения кризиса, правительство США приняло ряд дополнительных мер по укреплению их финансового состояния и по увеличению их производственных возможностей. В числе таких мер можно назвать налоговые льготы, а также государственную поддержку в виде 1 млрд. долл. США. Данная сумма выделена на нужды малого бизнеса на основании закона о борьбе с кризисом. Благодаря государственной поддержке основаны, например, малые предприятия по освоению зарождающейся индустрии альтернативной энергии. Только в Чикаго за годы финансового кризиса образовалось 38 фирм, специализирующихся на выпуске ветряных турбин[12].

В США кризис потребовал дополнительного участия государства по преодолению его последствий малыми предприятиями[13].

В рамках Плана возрождения и реинвестиций Б. Обамы  предусмотрены меры по реструктуризации займов, стабилизации малого бизнеса, техническому обеспечению программ гарантии займов общим объемом 730 млн. долл. В результате финансирование программ поддержки малого бизнеса по линии Администрации по делам малого бизнеса увеличилось в 2009 ф.г. до 2,3 млрд.долл. Основываясь на опыте исследования кризисных ситуаций в разных странах, а также учитывая принимаемые правительствами меры по улучшению доступа предприятий сектора малого бизнеса к финансовым ресурсам в условиях экономического кризиса, в США разработаны следующие рекомендации по оздоровлению условий деятельности малого предпринимательства:

1. В части улучшения финансовых потоков предлагается:

  • Облегчить доступ малым предприятиям к оборотному капиталу путём ряда таких комплексных мер как ускорение амортизации, факторинг для дебиторской задолженности и другие способы снижения объёмов отсроченных платежей.
  • Содействовать увеличению ликвидности малого бизнеса путем своевременного предоставления кредитов и за счет налоговых послаблений, что будет способствовать оздоровлению предприятий. В этой связи, необходимо, чтобы принимаемые правительством меры по предоставлению государственных гарантий для кредитования малого бизнеса, сопровождались ускорением процедур по выдаче кредитов и смягчением условий кредитования.
  • Использовать государственные заказы в качестве планомерного и систематического средства ресурсной поддержки, прежде всего, инновационных малых предприятий, специализирующихся в НИОКР и в развитии новых производств (в сфере экологии, в энергетике и информационных технологиях, в переработке отходов и в ресурсосбережении).

2. Создание условий для поддержания инвестиционной активности:

  • В целях предотвращения ухудшения условий финансирования венчурных фондов, приводящих к замедлению реализации венчурных проектов, правительствам необходимо принять ряд организационных и правовых мер, способствующих привлечению частного капитала в венчурные инвестиционные фонды, а также облегчить условия для выхода венчурных предприятий на первоначальное открытое размещение акций на рынке ценных бумаг[14];
  • Государственные и общественные фонды могут оказать помощь в привлечении частного капитала в венчурные инвестиционные фонды из различных источников. Для этого правительству США можно рекомендовать активно расширять взаимодействие с международными организациями национальными союзами предпринимателей в целях создания и развития общественных акционерных фондов, которые могут оказывать финансовую поддержку частным венчурным инвестиционным фондам. Это предотвратит закрытие многих венчурных предприятий и будет способствовать дальнейшему созданию и развитию инновационных малых предприятий.
  • В условиях кризиса, руководители малого бизнеса нуждаются в квалифицированной консультационной помощи, особенно в сфере финансов. В целях повышения компетенции руководства в вопросах финансирования, государство может оказать существенную помощь, реализуя комплекс программ по краткосрочному обучению предпринимателей и по созданию специализированных центров по оказанию деловых услуг.

3. Обеспечение своевременного и широкого распространение всей необходимой для малого предпринимательства информации:

  • Для помощи сектору МСП в противостоянии разрушительному воздействию финансово-экономического кризиса, правительству необходимо улучшить информационное обслуживание этого сектора экономики в сфере всех мероприятий, разрабатываемых и реализуемых государством в части улучшения взаимодействия с провайдерами бизнес-услуг и с ассоциациями предпринимателей. Это поможет улучшить деятельность национальных систем по оказанию деловых услуг для малого бизнеса, а также будет способствовать успешному проведению переговоров с банками и финансовыми посредниками и даст возможность быстрее решать проблемы с оборотом наличности.
  • Необходимо регулярно доводить сведения об особенностях финансирования малого бизнеса в условиях кризиса до его адресатов. Правительство должно обеспечить прозрачность всех условий предоставления банковских кредитов для малого предпринимательства и регулярно осуществлять публикацию полной информации о структуре банковских кредитов для малых предприятий с указанием величины выдаваемых кредитов в зависимости от размеров предприятий;

Весьма полезной представляется инициатива создания национальной системы наблюдения за изменениями условий финансирования малого бизнеса и разработки методов оценки состояния «Информационных табло контроля финансового положения МСП»[15], регулярно публикуемых в СМИ и в Интернете. Это позволило бы в реальном масштабе времени определять ситуацию на рынке финансовых услуг, а также выявлять те негативные тенденции, которые впоследствии могут привести к кризисным явлениям.

О приоритетности малого бизнеса в планах администрации Б. Обамы свидетельствует и продление программы по снижению проблемных активов, действие которой заканчивается в  2009 г. По заявлению министра финансов Т. Гейтнера, программа будет действовать еще девять месяцев (с 1 января 2010г.), а оставшиеся в фондах средства предполагается направить на рынок финансового страхования, кредиты малому бизнесу и домовладельцам.


[1] «Индекс оптимизма» рассчитывается Национальной федерацией независимого бизнеса США. В текущем десятилетии в 2001 г. и начиная с 2006 г. в сфере малого бизнеса он опускался ниже 100.

[2] http://www.oecd.org/dataoecd/37/4/42514259.pdf.

[3] Organisation for Economic Cooperation and Development – ОЕСD.

[4] Country Responses to the OECD WPSMEE Questionnaire on the Impact of the Global Crisis on SMEs and Entrepreneurship Financing and the Policy Responses, 14 January 2009. 

[5] The Bank Lending Survey - BLS

[6] Statistics of  U.S. Businesses - SUSB

[7] the Office of Advocacy of the U.S. Small Business Administration

[8] the North American Industry Classification System - NAICS www.census.gov/naics

[9] Гербер Э. Майкл "Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства". – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 240 с.

[10] (-) – сокращение; (+) – увеличение; (=) – без изменений; кол-во знаков указывает на интенсивность процесса. Small Business Report 2009

[11] Capital Purchase Program – CPP.

[12] http://usinfo.state.gov/journals/ites/0106/ijer/martin.htm.

[13] Лебедева Л. Ф. «Государство и малый бизнес», «Человек и труд», 1, 2009

[14] The Initial Public Offering - IPO

[15] SME Financing SCOREBOARD



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2015 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.