БЮДЖЕТ ПЕНТАГОНА И «МИССИЯ» АМЕРИКИ
В.Е. Ярынич, кандидат военных наук,
ведущий научный сотрудник
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. Рассматривается динамика изменения военных расходов США за 2008-2011 финансовые годы. Показано, что обещание Б. Обамы начать сокращение финансирования военно-промышленного комплекса пока не выполнено и политика нынешней американской администрации в этой сфере существенно не отличается от действий кабинета Буша-младшего: военные расходы США продолжают расти, их существенная доля приходится на операции в Афганистане и Ираке.
Однако приоритеты Пентагона в разработке и закупке вооружений под влиянием глобального финансового кризиса изменились: долгосрочные и дорогостоящие программы уступили место поставкам необходимой для «заморских» операций техники.
Ключевые слова: военный бюджет, военные расходы, вооруженные силы США, «заморские» операции.
Pentagons Budget and Mission of America
Valery Y. Yarynich
Candidate of military sciences, Leading fellow,
The Institute of USA and Canada Studies
of Russian Academy of Sciences
e-mail:
Annotation. We consider the dynamics of changes in the U.S. military spending for 2008-2011 fiscal years. It is shown that the promise of President Obama to begin reducing the funding of military-industrial complex has not yet fulfilled. In fact, the policy of the current U.S. administration in this area is not much different from the actions of the previous Bush Cabinet. U.S. military spending continues to grow and they account for a significant proportion of operations in Afghanistan and Iraq. Influence of the global financial crisis affects the changing priorities of the Pentagon concerning research and procurement of weapons: from the long and costly programs to supply the army with equipment needed today in the "overseas" operations.
Key words: military budget, military outlays, U.S. military forces, "overseas" operations.
Большие деньги и политика всегда идут вместе рука об руку. Особенно наглядно это проявляется в неразрывной связи «оборонного» бюджета Пентагона с военными действиями США в различных регионах мира. Все американские администрации, включая и кабинет Барака Обамы, называли и называют эти действия «миссией» своей страны.
Глава Пентагона Роберт Гейтс (Robert Gates) 1 февраля 2010 г. заявил: «Выбор сделан, и приоритеты, изложенные в этих бюджетных запросах и обзорах по стратегической обороне, отражают обязательство Америки добиться успеха в войнах, которые мы ведем, продолжая в то же время делать инвестиции, необходимые для подготовки к возникающим на горизонте или за ним угрозам»[1].
Заместитель министра обороны США Роберт Хейл (Robert Hale) спустя несколько дней после этого заявления так прокомментировал запрос Пентагона на 2011 фин. г.: «Я буду первым из тех, кто скажет, что это огромная сумма денег. Я посвятил всю свою профессиональную жизнь работе с оборонным бюджетом и управлению финансами министерства обороны, и я до сих пор в страхе, когда я думаю о масштабах нашей организации. Но дело в том, что оборонный бюджет – как и бюджет самого Департамента – это отражение нашей миссии. Мы не можем их разделить»[2].
Публичные признания первых лиц государства сами по себе стоят многого. А детальные цифровые данные президентского бюджетного запроса лишь подтверждают озвученную истину, показывая конкретно, куда и сколько денег отдает американский налогоплательщик из своего кармана.
1. Пентагон в федеральном бюджете США
26 февраля 2009 г. вновь избранный Президент США Барак Обама обнародовал контуры своей бюджетной политики, направленной на обеспечение вывода американской экономики из глубокого кризиса. Его видение перспективы до 2015 г. было изложено в письме «Новая эра ответственности»[3]. Спустя год Обама представил в Конгресс свой проект федерального бюджета на 2011 фин. г.[4] В табл. 1 приведено сравнение этих двух документов применительно к расходам страны на оборону.
Таблица 1
Пентагон в федеральном бюджете США
|
2009 |
2010 |
2011 |
2013 |
2015 |
|
Основные показатели федерального бюджета (трлн. долл.) |
||||||
ВВП |
Запрос на 2011 |
14,237 |
14,624 |
15,299 |
17,182 |
19,190 |
Планировалось в 2009 |
14,240 |
14,729 |
15,500 |
17,498 |
19,205 |
|
Доходы |
Запрос на 2011 |
2,105 |
2,165 |
2,567 |
3,188 |
3,634 |
Планировалось в 2009 |
2,186 |
2,381 |
2,713 |
3,323 |
3,675 |
|
Расходы |
Запрос на 2011 |
3,518 |
3,721 |
3,834 |
3,915 |
4,386 |
Планировалось в 2009 |
3,938 |
3,552 |
3,625 |
3,856 |
4,258 |
|
Дефицит |
Запрос на 2011 |
1,413 |
1,556 |
1,267 |
727 |
752 |
Планировалось в 2009 |
1,752 |
1,171 |
912 |
533 |
583 |
|
Бюджет Пентагона по запросу на 2011 (млрд. долл.) |
||||||
Базовый («Defense») |
513,2 |
530,8 |
548,9 |
581,8 |
616,0 |
|
Военные операции |
145,7 |
163 |
159,1 (+?) |
50 |
50 |
|
Всего Пентагону |
Запрос на 2011 |
658,9 |
693,8 |
708,0 (+?) |
|
|
Планировалось в 2009 |
666 |
673 |
614 |
609 |
631 |
|
Доля Пентагона в федеральном бюджете (по запросу на 2011) |
||||||
Пентагон в % к ВВП |
4,6 |
4,7 |
> 4,6 |
|
|
|
Пентагон в % ко всем расходам |
18,7 |
18,6 |
> 18,4 |
|
|
|
Безопасность в целом (Пентагон, Министерство энергетики, Homeland Security, ветераны и др.) (млрд. долл.) |
795,8 |
813,3 |
> 878,3 |
818,7 |
864,0 |
|
Бюджет Пентагона в % |
82,8 |
81,2 |
> 80,6 |
|
|
Источники: 1) A New Era of Responsibility. Obama’s Message of 26.02.2009. Tables S-1, S-4. (http://www.gpoaccess.gov/USbudget/fy10/pdf/fy10-newera.pdf); 2) President’s Budget FY 2011. Tables S-1, S-11. (http://www.whitehouse.gov/omb/budget/Overview/); 3) US DoD FY 2011 Budget Request, Fig. 1-1. (http://comptroller.defense.gov/defbudget/fy2011/FY2011_ Budget_Request_Overview_Book).
Макро-показатели федерального бюджета США свидетельствуют, что довольно оптимистичные прогнозы новой американской администрации, сделанные год назад, пока не оправдываются. Прогнозы некоторых экспертов о «V-образной» схеме выхода из кризиса не сбываются. Валовой внутренний продукт (ВВП) США растет медленнее, чем намечалось. Разница между ожиданиями и реальностью особенно заметна при взгляде на дефицит федерального бюджета. По планам 2009 г. предполагалось уменьшить его с 1,752 трлн. долл. до 912 и 533 млрд. долл. в 2011 и 2013 фин. гг. соответственно. Однако в запросе Белого Дома на 2011 фин. г. планируется гораздо более скромное уменьшение дефицита – до 1,267 и 727 млрд. долл. в 2011 и 2013 фин. гг. Такое расхождение – порядка 30–40% – объясняется тем, что доходы бюджета в 2010–2013 гг. будут меньше, чем ожидалось, а расходы существенно превысят плановые (см. табл. 1). Намечаемое сегодня резкое снижение дефицита более чем на 500 млрд. долл. за два года (2011–2012) не может не вызывать сомнения, если учесть, что в 2010 фин. г. дефицит будет больше, чем в 2009. В более отдаленной перспективе сокращение дефицита федерального бюджета США не планируется вовсе: в 2015 фин. г. он ожидается даже несколько большим, чем в 2013 (752 и 727 млрд. долл. соответственно).
На таком туманном общем фоне динамика расходов Пентагона выглядит вполне устойчивой. Его базовый (без учета Ирака и Афганистана) бюджет неуклонно растет, несмотря на обусловленные кризисом сложности в экономике и социальной сфере. На 2011 фин. г. Б. Обама запросил 548,9 млрд. долл., что на 3,4% больше, чем в текущем году. В ближайшие пять лет базовый бюджет военного ведомства США предусмотрено увеличивать теми же темпами и довести его к 2015 фин. г. до 616 млрд. долл. (это более чем на 100 млрд. долл. выше запланированного в федеральном бюджете Джорджа Буша-младшего на 2009 фин. г.).
Затраты страны на «заморские» военные операции также растут. Можно отдать должное Бараку Обаме за то, что он в первом же своем военном бюджете – на 2010 фин. г. – исправил существовавшую до него многие годы довольно странную методику планирования военных расходов, когда в принимаемый на очередной год бюджет ассигнования на Ирак и Афганистан вообще не включались. Как это ни наивно звучало, формально они считались «непредвиденными» расходами и вводились Конгрессом в бюджет Пентагона поэтапно уже в течение текущего финансового года.
Сегодняшняя американская администрация вынуждена признать, что «заморские» операции – всерьез и надолго. В «Четырехлетнем обзоре оборонной политики» (ЧООП) (Quadrennial Defense Review, QDR), опубликованном одновременно с президентским вариантом федерального бюджета на 2011 фин. г., прямо говорится: «В среднесрочной и долгосрочной перспективе, как мы ожидаем, в Афганистане и в других регионах будут сохраняться оперативные потребности, связанные с ликвидацией “Аль-Каиды” и ее союзников»[5].
Как следует из табл. 1, несмотря на переход к более понятному планированию, избежать дополнительных расходов на войну все же не удается. В бюджете-2010 Пентагону было выделено на «заморские» операции 130 млрд. долл., а затем добавлено еще 33 млрд. На февраль 2010 г. расходы на эти цели составили 163 млрд. долл., что на 12% выше показателя 2009 г. (145,7 млрд. долл.). Напомним, что 2010 фин. г. заканчивается 30 сентября 2010 календарного года, так что у Пентагона имеется шанс получить на военные операции еще некоторые средства.
В целом расходы на военные операции за рубежом ежегодно съедают до четверти бюджета Пентагона. Это один из самых главных факторов, не позволяющих американцам выходить из кризиса быстрее. Опыт последних пятнадцати лет убедительно подтверждает прямую зависимость состояния дел в стране от военных расходов (табл. 2).
Таблица 2
Две пятилетки: экономика и оборона США при Клинтоне и Буше-младшем
Экономика |
Клинтон |
Буш |
||||
1995 ф.г. |
2000 ф.г. |
Изменение за 1995-2000 ф.гг. |
2001 ф.г. |
2006 ф.г. |
Изменение за 2001-2006 ф.гг. |
|
ВВП (трлн. долл.) |
7,33 |
9,71 |
+32% |
10,06 |
13,01 |
+29% |
Доходы (трлн. долл.) |
1,35 |
2,03 |
+50% |
1,99 |
2,41 |
+21% |
Расходы (трлн. долл.) |
1,51 |
1,79 |
+18% |
1,86 |
2,66 |
+43% |
Дефицит (-) или профицит (+) (трлн. долл.) |
–0,16 |
+0,24 |
+0,40 |
+0,13 |
-0,25 |
-0,38 |
Расходы на оборону (млрд. долл.)* |
272 |
294 |
+22 |
305 |
522 |
+217 |
* Расходы на оборону включают средства, выделяемые на эти цели также Министерству энергетики и другим ведомствам.
Источник: A New Era of Responsibility. The President’s 2010 Budget. Historical Tables. OMB. Tables 1.1, 1.2, 3.1.
(http://www.whitehouse.gov/omb/budget/Historicals).
При демократе Клинтоне в США шел мощный экономический подъем. Америка ни с кем не воевала, и за пять лет (с 1995 по 2000 г.) затраты на оборону выросли всего на 8%, а в федеральном бюджете был создан профицит в 240 млрд. долл. После событий 11 сентября 2001 г. США были обязаны, конечно, ответить на вызов террористов, в частности ударами по талибам в Афганистане, и бюджет Пентагона стал расти более быстрыми темпами. Но республиканский кабинет Буша зашел слишком далеко: он взвалил на страну дополнительное финансовое бремя, развязав войну в Ираке. За пятилетний период (2001-2006 фин. гг.) военные расходы выросли на 71%, и к 2008 фин. г. их доля в общих расходах госбюджета превысила 20% (при Клинтоне этот показатель был на уровне 16–17%). Разница в несколько процентов может показаться не такой уж существенной, однако увеличение военных расходов по абсолютной величине более чем в два раза за восемь лет не могло не повлиять на общее состояние дел. Возможно, этот фактор явился той последней каплей, которая привела к срыву США, а за ними и других стран мира, в глубокую финансовую пропасть. Во всяком случае, сегодня общие расходы на обеспечение безопасности Соединенных Штатов равны половине дефицита федерального бюджета, а львиная доля (более 80%) расходов на безопасность принадлежит Пентагону.
2. «Заморские» военные операции
Казалось бы, Америке сейчас должно быть не до войн. Экономика и финансы страны находятся в трудном положении. По-прежнему остры социальные проблемы в области трудовой занятости, медицинского страхования, образования и т.д. Сложная ситуация на рынке труда с безработицей на уровне 10% продолжает ограничивать потребительские расходы – а это, ни много ни мало, около 70% от ВВП США – и сдерживает рост экономики. Услуги врачей чрезвычайно дороги, однако система государственного медицинского страхования до сих пор отсутствует. Полисы в частных страховых компаниях далеко не всем по карману.
Вокруг проекта реформы здравоохранения между демократами и республиканцами давно идут горячие дискуссии, эта проблема является одной из центральных в предвыборной борьбе любого уровня. Стоимость реформы огромна – около триллиона долларов. Барак Обама предложил выделить на представленный им проект реформы 950 млрд. долл. в течение десяти лет, с тем чтобы к 2019 г. медицинскую страховку получил 31 млн. чел. Кроме того, по проекту президента, дополнительные льготы в области здравоохранения должен получить средний класс и малый бизнес[6]. Таким образом, ежегодно на проведение только данной реформы из федерального бюджета будет необходимо брать в среднем по 100 млрд. долл., хотя список социальных проблем медицинской страховкой не ограничивается.
Тем не менее, из бюджетного запроса Белого Дома на 2011 фин. г. следует, что Барак Обама, фактически продолжая непопулярную политику своего предшественника, не снижает затраты на военные операции за рубежом, а лишь перераспределяет их между «горячими» регионами. Сейчас основной акцент сделан на Афганистане.
На следующий год Б. Обама предусматривает сокращение численности американских вооруженных формирований в Ираке более чем в два раза, но вместе с тем в полтора раза увеличивается контингент в Афганистане, а значит, меняется доля бюджетных расходов по этим регионам. Если в 2009 фин. г. на Ирак приходилось 63%, а на Афганистан 37%, то в 2011 фин. г. эти показатели составляют 29% и 71% соответственно (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Численность американских вооруженных сил в Ираке и Афганистане (тыс. чел.)
|
2009 |
2010 |
2011 |
Ирак |
140,7 |
100 |
43 |
Афганистан |
44,3 |
68 |
68 |
Афганистан (дополнительно) |
|
16 |
34 |
Ирак и Афганистан вместе |
185 |
184 |
145 |
Силы поддержки на театре (In-Theater Support) |
48,2 |
48,2 |
48,2 |
Всего по Ираку и Афганистану |
233,2 |
232,2 |
193,2 |
Источник: FY 2011 Budget Request. DoD Briefing. February 2010.
(http://comptroller.defense.gov/defbudget/fy2011/fy2011_BudgetBriefing.pdf).
Таблица 4
Расходы на операции в Ираке и Афганистане (млрд. долл.)
|
2008 фин. г. |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
Ирак |
143 |
94 |
61 |
46 |
Афганистан |
44 |
56 |
102 |
113 |
Всего |
187 |
150 |
163 |
159 |
Источник: FY 2011 Budget Request. DoD Briefing. February 2010.
(http://comptroller.defense.gov/defbudget/fy2011/fy2011_BudgetBriefing.pdf).
В 2010 фин. г., как уже отмечалось, возможны дополнительные вливания на проведение военных операций и вместо 163 млрд. долл. может быть выделена несколько большая сумма. В 2011 фин. г. с достаточно большой вероятностью следует ожидать «традиционную» добавку в 30–40 млрд. долл. Так что по данной статье бюджета Пентагона можно говорить об определенной тенденции к росту ассигнований.
Как будут развиваться события в Ираке, далеко не ясно. Если в ближайшие год-два станет понятно, что национальные силы безопасности не могут эффективно заменить американские формирования, Б. Обаме придется просить американских налогоплательщиков затянуть пояса потуже: один американский солдат обходится казне примерно в 1 млн. долл. в год.
Основными статьями расходов на проведение «заморских» военных операций (из 159 млрд. долл., запрошенных на 2011 фин. г.) являются:
- оперативная деятельность (Operation),
включая собственно проведение боевых операций - восстановление техники (Reconstitution)
- защита американских сил (Force Protection)
- укрепление афганских сил безопасности
- военная разведка
- 89,4 млрд. долл. (56,%);
- 21,3 млрд. долл. (13,4 %);
- 12,0 млрд. долл. (7,5 %);
- 11,6 млрд. долл. (7,2 %);
- 7,0 млрд. долл. (4,4 %).
На ликвидацию самодельных взрывных устройств (IED Defeat), от которых гибнут американцы в Афганистане и Ираке, Пентагон запросил 3,3 млрд. долл. Не относящиеся напрямую к Министерству обороны секретные пункты бюджета составили 5,6 млрд. долл.
В следующем фин. г. значительно вырастут ассигнования на обучение и оснащение национальных сил безопасности в Ираке и Афганистане. Для Афганистана выделено в 2010 фин. г. 9,2 млрд. долл., на 2011 фин. г. Пентагон запросил 11,6 млрд. долл., для Ирака – 1 и 2 млрд. долл. соответственно.
3. Базовый бюджет Пентагона
В табл. 5 показано содержание базового бюджета Пентагона по функциям. Наибольшую долю – 36% от всего базового бюджета Пентагона – составляет функция «Operation&Maintenance». (В русскоязычных источниках существуют различные переводы ее названия: «операции и поддержка», «оперативно-хозяйственная деятельность» и др. В данной работе используется название «оперативная деятельность и обеспечение войск» (ОДО), достаточно полно характеризующее содержание этой функции.) Ее основными пунктами являются:
– обеспечение повседневной деятельности войск, включая несение дежурства на земле, в море и в воздухе;
– обучение, тренировки и боевая подготовка личного состава;
– бесплатное медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей;
– заработная плата гражданских служащих Минобороны;
– регламентное обслуживание и ремонт военной техники;
– организация складского хранения техники и имущества;
– управление и связь (С3 – command, control and communications);
– комплектование войск;
– мобилизационные вопросы;
– обеспечение транспортного обслуживания;
– поддержание сил специальных операций.
Здесь есть также программы по охране окружающей среды и многое другое. Практически это все, что необходимо для обеспечения жизнедеятельности войск и их готовности к применению в случае необходимости. Отметим, что в базовом бюджете Пентагона эта функция относится к американским вооруженным силам, не участвующим в военных действиях за пределами территории Соединенных Штатов. Что касается формирований в Ираке и Афганистане, то для них имеется своя отдельная статья «Operation&Maintenance», которая включена в расходы Пентагона на «заморские» операции.
Таблица 5
Базовый бюджет Пентагона по функциям
Функции бюджета |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
Оперативная деятельность и обеспечение войск (ОДО) |
179,103 |
184,488 |
200,248 |
Персонал вооруженных сил – зарплата военнослужащим, льготы, оплата жилья и др. |
125,625 |
134,968 |
138,541 |
Закупки вооружения и военной техники |
100,886 |
104,803 |
112,873 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) |
79,392 |
80,097 |
76,131 |
Военное строительство |
21,898 |
21,022 |
16,924 |
Жилье для военнослужащих |
3,163 |
2,259 |
1,822 |
Оборотные средства |
3,155 |
3,118 |
2,380 |
Всего в базовом бюджете Пентагона |
513,222 |
530,755 |
548,919 |
Источник: President’s Budget FY 2011. Department of Defense.
(http://www.whitehouse.gov/omb/budget/Overview/).
Из таблицы видно, что наибольшими темпами в базовом бюджете растут расходы на ОДО. По этой статье запрос на 2011 фин. г. увеличился на 8% по сравнению с текущим годом.
Затраты на персонал вооруженных сил (Military Personnel) по объему в бюджете Пентагона занимают второе место. В следующем фин. г. они должны увеличиться на девять с лишним млрд. долл., или на 2,6%.
Согласно давно принятому в Пентагоне принципу, заработная плата военнослужащих растет теми же темпами, что и у работников, занятых в американском частном секторе – на 1,4% каждый год. В 2011 фин. г. сержант в Армии должен получить прибавку к своему годовому жалованью в размере 762 долл., а армейский капитан и лейтенант флота – 1 149 долл. В целом, с учетом различных льгот, благосостояние военнослужащих и членов их семей должно улучшиться на 3,4%, при этом пособия на жилье вырастут в среднем на 4,2%. Однако по статье «жилье для военнослужащих» ассигнования снижены примерно на 20%. В материалах оборонного ведомства этот факт объясняется тем, что значительная часть жилья военнослужащих приватизирована.
Закупки вооружения и военной техники (Procurement) составляют пятую часть базового бюджета Пентагона. В 2010 фин. г. они должны увеличиться на 8 млрд. долл. (прирост около 8% по сравнению с предыдущим годом). Увеличение закупок отражает стремление военного руководства добиться нового скачка в технической оснащенности вооруженных сил и за счет этого, в первую очередь, ускорить решение трудных задач в «заморских» операциях.
Затраты на НИОКР сократятся на 4 млрд. долл., или 5%. Пентагон проводит в жизнь обновленную концепцию, объявленную министром обороны Робертом Гейтсом в начале 2009 г., согласно которой в войска должны поступать в первую очередь системы вооружений, «пригодные для эффективного использования, доступные по стоимости и действительно необходимые»[7].
Реальные боевые действия американских войск в горячих точках планеты сами подсказывают, что же «действительно необходимо» сейчас. Поэтому некоторые выполнявшиеся в последние годы дорогостоящие, но сомнительные программы по разработке новых систем либо совсем закрываются, либо существенно урезаются. Прекращается выпуск новейшего и самого дорогого истребителя «F-22» (стоимость программы – 70 млрд. долл.); не будут возобновляться поставки большого транспортного самолета «С-17» (на сегодня план выполнен); осуществляется реорганизация процесса закупок ракетных эсминцев «DDG-1000»; переносится на более поздние сроки производство новых судов-складов подвижного тылового обеспечения; удлиняются сроки поставок нового класса авианосцев. В ВВС происходит значительное сокращение парка устаревших истребителей четвертого поколения. Принято решение закрыть программу «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems) – самую дорогую из всех программ вооружений, общей стоимостью 170 млрд. долл. Прекращаются или серьезно сокращаются программы по созданию нового крейсера CG(X), корабля боевого управления LCC-R, самолета-разведчика для ВМФ ЕР(Х). Эти достаточно радикальные меры позволили военному ведомству США высвободить значительные средства для решения более насущных проблем, в первую очередь в Афганистане и Ираке.
НИОКР и закупки вместе составляют потенциал модернизации вооруженных сил в любом государстве. Из табл. 5 следует, что на модернизацию (повышение технического уровня и боевой эффективности американских вооружений) тратится только треть военного бюджета, остальные две трети от гигантского пирога армией просто «съедаются», т.е. фактически уходят на обеспечение ее существования.
«Прокормить» американские вооруженные силы не так просто: это 1,4 млн. военнослужащих регулярных сил, 900 тыс. резервистов, 750 тыс. гражданских служащих и более 250 тыс. так называемых контрактников, то есть наемников, большинство которых составляют иностранные граждане[8].
В запросе Пентагона на 2011 фин. г. функции НИОКР и закупки представлены вместе в разделе «Главные системы вооружений» (Major Weapon Systems). Рассмотрение этого раздела будет приведено в следующей части.
Сокращение ассигнований на военное строительство вовсе не означает свертывания строительства новых военных объектов: на это в 2011 фин. г. выделяется на 1 млрд. долл. (8,3%) больше, чем в текущем году (14,2 млрд. долл. против 13,1 млрд. долл.). Просто, в функцию «военное строительство» включены также средства на программу «Свертывание и передислокация баз» (BRAC – Base Realignment and Closure), которая по плану заканчивается 15 сентября с.г., соответственно, ассигнований на этот последний для программы год выделено меньше – 2,7 млрд. долл. против 7,9 млрд. долл. в 2010 фин. г. Отсюда и суммарное снижение затрат по данной функции в целом.
В табл. 6 приведены данные по распределению средств базового бюджета Пентагона между видами американских вооруженных сил.
Содержание базового бюджета Пентагона и изменение соотношения в нем функций за последние годы подтверждает заявленное намерение кабинета Б. Обамы продолжать укреплять вооруженные силы, но более дешевыми способами и с более выраженным акцентом не на отдаленную перспективу, а на сегодняшние реалии.Таблица 6
Распределение средств базового бюджета
между видами вооруженных сил США
Виды ВС |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
?2010-2011 |
Армия |
139,6 |
143,4 |
+2,7% |
ВМФ |
155,8 |
160,6 |
+3,1% |
ВВС |
143,4 |
150,0 |
+4,6% |
Другие программы |
91,9 |
94,9 |
+3,3% |
Всего |
530,7 |
548,9 |
+3,4% |
4. Главные системы вооружений
В президентском варианте бюджета Пентагона на 2011 фин. г. предложено выделить 214,7 млрд. долл. на модернизацию американских вооруженных сил, т.е. на НИОКР и закупки техники. (Правильнее переводить название функции Research, Development, Test and Evaluation (RDT&E) не «НИОКР», а «исследования, разработка, испытания и оценка», однако аббревиатура НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) широко используется в русскоязычных источниках и вводить новую здесь не имеет смысла.)
Основная часть от 214,7 млрд. долл. включена в базовый бюджет, но некоторая доля средств выделяется целенаправленно для обеспечения военных операций за рубежом (см. табл. 7).
Таблица 7
Расходы на модернизацию вооруженных сил (млрд. долл., 2011 фин. г.)
Функция бюджета |
В базовом бюджете |
Для «заморских» операций |
Всего в бюджете Пентагона |
НИОКР |
76,6 |
0,6 |
77,2 |
Закупки |
112,9 |
24,6 |
137,5 |
Итого |
189,5 |
25,2 |
214,7 |
Источник: DoD FY 2011 Program Acquisition Costs by Weapon System. (http://comptroller.defense.gov/defbudget/fy2011/FY2011_Weapons.pdf).
Из табл. 7 видно, что на «заморские» операции уходит немногим более 8% всех ассигнований на модернизацию вооруженных сил, примерно те же цифры – 7% – называл и Роберт Гейтс. Однако это заниженная оценка, поскольку если по закупкам с адресами «получателей» все более-менее ясно, то в сфере НИОКР провести разделение достаточно сложно: научно-технические проекты часто универсальны и их результаты, особенно полученные на начальной стадии исследований, могут использоваться при создании различных типов вооружений. Многие из этих результатов, безусловно, прямо или косвенно реализованы в технике, направляемой в Афганистан и Ирак, – это, так сказать, «скрытые» данные.
Программа модернизации вооруженных сил разделена на категории. Расходы по категориям собственно систем вооружений (включая НИОКР и закупки) предложены следующие:
- авиация (Aircraft)
- морские системы (Shipbuilding and Maritime Systems)
- наземные системы (Ground Programs)
- боеприпасы и ракеты (Munitions and Missiles)
- системы управления и связи
(Command, Control, Communications, and Computer (C4) Systems) - противоракетная оборона (Missile Defense)
- системы космического базирования
(Space Based and Related Systems)
- 55,4 млрд. долл.;
- 25,1 млрд. долл.;
- 23,3 млрд. долл.;
- 12,9 млрд. долл.;
- 11,1 млрд. долл.;
- 9,9 млрд. долл.;
- 9,9 млрд. долл.
Кроме этого, значительные средства получат программы, обеспечивающие модернизацию: «Поддержка миссии» (Mission Support) – 55,2 млрд. долл. и «Наука и технология» (Science and Technology) – 11,8 млрд. долл.
Ниже в таблицах по категориям приведены данные по системам вооружений, выделенные в запросе Пентагона в так называемые MDAP – Major Defense Acquisition Programs (Программы приобретения главных систем вооружений) общей стоимостью около 80 млрд. долл.
Таблица 8
Авиация
Тип самолета/вертолета |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
|||
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
|
F-35 Joint Strike Fighter – |
7,05 |
14 |
11,22 |
30 |
11,45 |
43 |
P-8A Poseidon – |
1,20 |
– |
2,97 |
6 |
2,92 |
7 |
V-22 Osprey – |
2,80 |
36 |
3,00 |
35 |
2,80 |
35 |
F/A-18E/F Super Hornet – |
1,95 |
23 |
1,67 |
18 |
2,00 |
22 |
MQ-1 Predator/MQ-9 Reaper – |
0,93 |
69 |
1,18 |
60 |
1,86 |
77 |
UH-60 Black Hawk – |
1,15 |
66 |
1,43 |
81 |
1,41 |
74 |
EA-18G Growler – |
1,75 |
22 |
1,71 |
22 |
1,12 |
12 |
Как видно из табл. 8, основные затраты по авиации приходятся на закупки F-35 – пока единственного в мире серийно выпускаемого истребителя пятого поколения. С увеличением поставок беспилотных разведчиков MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper Пентагоном делаются очередные шаги по переходу на более безопасные (с меньшими людскими потерями) способы ведения военных операций. Серьезное внимание продолжает уделяться также внедрению систем электронной борьбы (EA-18G). Активно развивается вертолетный парк: из 22 позиций в разделе «Авиация» восемь принадлежит ударным, разведывательным и транспортным винтокрылым машинам.
Таблица 9
Морские системы
Тип корабля |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
|||
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
|
SSN 774 Virginia Class Submarine – |
3,95 |
1 |
4,24 |
1 |
5,42 |
2 |
DDG 51 AEGIS Destroyer – |
0,20 |
– |
2,48 |
1 |
2,97 |
2 |
CVN 21 Carrier Replacement – |
4,09 |
– |
1,40 |
– |
2,73 |
– |
Littoral Combat Ship – |
1,40 |
2 |
1,62 |
2 |
1,82 |
2 |
В этой категории из общей суммы в 25,1 млрд. долл. основные доли принадлежат программам по наземным кораблям (12,3 млрд. долл.), подводным лодкам (6,4 млрд. долл.) и развитию технологий (2,7 млрд. долл.).
Ударные атомные субмарины и авианосцы традиционно остаются одними из самых затратных позиций в бюджете Пентагона. Вместе с тем, все большее внимание уделяется оснащению флота эсминцами DDG 51 AEGIS, которые являются базой для ракет-перехватчиков морского компонента американской системы ПРО. Продолжается наращивание парка специальных кораблей для ведения боевых действий в прибрежных зонах. (Очевидно, эти корабли по своим характеристикам могут применяться не только у берегов США). Остальные позиции по категории «Морские системы» касаются небольших мобильных средств, транспортных кораблей и заправщиков.
Таблица 10
Наземные системы
Тип системы |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
|||
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
|
Medium Tactical Vehicles (MTV) – |
0,63 |
1877 |
1,37 |
4349 |
1,44 |
4652 |
Heavy Tactical Vehicles – |
1,98 |
- |
1,48 |
- |
0,74 |
- |
Stryker Armored Vehicle – |
1,58 |
352 |
0,60 |
17 |
0,44 |
83 |
M1 Abrams Тank – |
0,62 |
111 |
0,29 |
22 |
0,29 |
21 |
M 1117 Armored Security Vehicle – |
0,32 |
328 |
0,16 |
198 |
0,17 |
200 |
MTV, M 1117 и Stryker могут перевозиться транспортными самолетами C-5, C-17 и C-130. То есть это средства для сил быстрого реагирования. Следует отметить, что около половины указанных в данной таблице систем вооружений (за исключением танков Abrams) предназначены в 2011 фин. г. для применения в Ираке и Афганистане.
Американская армия сосредоточилась сегодня на разработке семейства наземных боевых машин (Ground Combat Vehicle), которое строится на универсальной платформе и учитывает опыт боевых действий. Для Корпуса морской пехоты создается новая экспедиционная боевая машина EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) – бронированная машина-амфибия, которая должна обеспечивать для морской пехоты тактическую мобильность во время десантных операций и последующих боевых действий на берегу.
Противоракетная оборона США (Ballistic Missile Defense – BMD) создается как интегрированная эшелонированная система. Ее развертывание проводится поэтапно, с вводом в действие по мере готовности различных элементов на земле и море, в воздухе и космосе для перехвата ракет противника на всех участках их траектории – разгонном (boost), среднем (midcourse) и конечном (terminal). Основные элементы BMD, их назначение и выделяемые ассигнования показаны в табл. 11. В каждом элементе функционально объединены в единое целое ракеты-перехватчики, сенсоры и системы управления.
Таблица 11
Противоракетная оборона
Тип системы |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
|||
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
|
Ballistic Missile Defense – |
10,00 |
– |
9,23 |
– |
9,90 |
– |
Aegis BMD - |
1,16 |
– |
1,66 |
6 |
1,56 |
8 |
THAAD – |
0,86 |
– |
1,08 |
26 |
1,28 |
67 |
Patriot (PAC-3) – |
0,53 |
108 |
0,36 |
58 |
0,50 |
78 |
Ground-based Midcourse Defense (GMD) – |
1,47 |
– |
1,03 |
– |
1,37 |
– |
В последние годы на ПРО в целом в бюджете Пентагона выделяется примерно одинаковая сумма – около 10 млрд. долл. Администрация Б. Обамы, отказавшись от прежних планов Дж. Буша в этой сфере, сменила приоритеты: в 2011 фин. г. делается больший акцент на наращивание сегмента ПРО морского базирования (Aegis), развертывание тактических перехватчиков наземного базирования THAAD и Patriot (уже в этом году в Польше), а также системы сенсоров.
На сегодня система Aegis, используя ракеты-перехватчики SM-3 Block 1B, установленные на выделенных под национальную ПРО эсминцах ВМФ, способна обнаруживать и уничтожать баллистические ракеты малой, меньшей и средней дальности (Short, Medium, Intermediate-Range Ballistic Missiles). Бюджетами этого и последующих финансовых годов предусматриваются исследования, разработка и испытания модификаций системы с целью придать ей способность перехватывать также ракеты большой дальности (Long-Range Ballistic Missiles) в средней фазе траектории и, возможно, непосредственно над территорией США. На 2011 фин. г. планируется закупка оборудования для трех дополнительных кораблей Aegis. По разделу НИОКР Пентагон рассчитывает получить 30 ракет SM-3 Block 1B для их использования в дальнейших испытаниях системы. Восемь таких ракет будет приобретено по программе закупок, главные контракторы – Lockheed Martin Corporation (Moorestown, New Jersey); Raytheon Company (Tucson, Arizona).
THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) является наземным мобильным элементом системы ПРО США. Его тактическая группировка состоит из батарей, каждая из которых имеет шесть пусковых установок, один радар и систему управления, смонтированные на специальных автомобилях. Одна пусковая установка имеет восемь ракет-перехватчиков. На 2011 фин. г. планируется: вести дальнейшие доработки и испытания системы; завершить развертывание двух батарей в Fort Bliss (Texas); повысить производительность выпуска ракет-перехватчиков для THAAD с 3 до 4 штук в месяц. Главный контрактор: Lockheed Martin Corporation (Sunnyvale, California).
Patriot – семейство тактических систем ПРО наземного мобильного базирования:
– PAC-3 модификация предназначена обеспечивать американской армии возможность уничтожения тактических баллистических и крылатых ракет, а также воздушных целей. В бюджете Пентагона выделены средства на сопряжение PAC-3 с системами раннего предупреждения. В 2011 фин. г. для PAC-3 будет закуплено 78 ракет-перехватчиков и 12 пусковых установок. Главный контрактор: Lockheed Martin Missiles&Fire Control (Dallas, Texas);
– Patriot/Medium Extended Air Defense System (MEADS) – плод коллективных усилий США, Германии и Италии по обновлению устаревшего парка тактических средств противоракетной обороны. Наземный мобильный комплекс MEADS разрабатывается для замены систем Patriot (в США и Германии), Hawk (в Германии), и Nike Hercules (в Италии). Бюджетом Пентагона в 2011 фин. г. выделяется около полумиллиарда долларов на завершение разработки комплекса и проведение его демонстрационных испытаний. Главный контрактор – MEADS International (Orlando, Florida);
– Ground-based Midcourse Defense (GMD) – система перехвата ракет дальнего радиуса действия (long range ballistic missiles) в средней фазе траектории их полета. Здесь, в отличие от начальной и конечной фаз, система ПРО имеет больше времени для обнаружения и уничтожения цели. Ракета-перехватчик состоит из трехступенчатого твердотопливного носителя и собственно ударного средства весом около 70 кг. Как описывается в материалах Пентагона, носитель доставляет его в нужную зону и затем производится наводка на цель с использованием собственного и наземных радаров. Прямое столкновение с целью осуществляется по принципу «пуля в пулю» на суммарной скорости около 25000 км/ч. Сегодня такие перехватчики развернуты в Fort Greely (Alaska) и на базе ВВС Vandenberg (California). Центры управления этой системой расположены на Аляске и в штате Колорадо. В 2009–2011 фин. г. новых закупок по этому компоненту ПРО не ведется. Однако ежегодно выделяется свыше одного миллиарда долларов на исследования, испытания и совершенствование уже развернутых средств (26 перехватчиков на Аляске и четыре в Калифорнии). Главный контрактор: Boeing Defense and Space (BDS) (St. Louis, Missouri).
К вооружениям космического базирования, согласно бюджетным материалам Пентагона, относятся спутники и наземное оборудование, обеспечивающие войскам связь и навигацию, а также предоставляющие им информацию.
Таблица 12
Системы космического базирования
Тип системы |
2009 фин. г. |
2010 фин. г. |
2011 фин. г. |
|||
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
млрд. долл. |
к-во |
|
Space Based Infrared System (SBIRS) – |
2,46 |
2 |
0,99 |
1 |
1,53 |
1 |
Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV)* – |
1,38 |
2 |
1,15 |
3 |
1,18 |
3 |
Global Positioning System (GPS) – |
0,89 |
– |
0,83 |
– |
1,06 |
– |
Mobile User Objective System (MUOS) – |
0,84 |
1 |
0,90 |
1 |
0,91 |
1 |
* – не учтены заказы на эти носители для ВМФ и Национального Разведывательного Офиса (NRO), финансируемые по другим статьям бюджета.
Спутники закупаются за два года до их запуска. Финансирование закупок первых двух спутников каждой новой системы производится, как правило, по статье «НИОКР», а последующих – уже по статье «Закупки». В целом, на 2011 фин. г. военное ведомство запросило для космических программ на 7% меньше, чем в нынешнем году. Из запрошенных 9,9 млрд. долл. собственно на спутники приходится 6 млрд. долл., на их запуск – 1,3 млрд. долл., на поддерживающие программы – 2,6 млрд. долл.
SBIRS – спутники наблюдения в инфракрасном диапазоне, расположенные на геосинхронной (GEO) и высокоэллиптической (HEO) орбитах. Эта система идет на смену Defense Support Program (DSP), превосходя ее в два раза по «частоте посещения» (revisit rate) и в три раза по чувствительности. Первый спутник HEO был введен в действие в декабре 2008 г., а запуски спутников GEO было намечено начать со второго квартала 2011 г. В плане на 2011 фин. г. предусмотрены закупка спутника GEO-4 и авансирование закупки GEO-5.
Ракета EELV заменяет существующие носители типов Delta, Atlas и Titan. Она будет выполнять запуски средних и тяжелых спутников в интересах Минобороны, разведывательных и коммерческих структур. Использование закупаемых в 2011 фин. г. трех носителей планируется на 2013 г.
GPS-группировка состоит, по крайней мере, из 24 спутников, постоянно находящихся на орбите. Она обеспечивает американскую авиацию, флот, артиллерию, танковые части и другие рода войск навигационной информацией и данными о точном времени во всех точках планеты. Основная часть выделяемых из бюджета средств для этой системы идет на ее дальнейшее совершенствование.
MUOS – система из четырех спутников на геосинхронной орбите для обеспечения связи в диапазоне ультравысоких частот (УВЧ). Идет на замену сегодняшней системы UHF Follow-On (UFO). В 2011 фин. г. планируется закупить для MUOS спутник 5 и ракету-носитель 3.
Системы управления и связи в американских вооруженных силах развиваются, в принципе, на основе тех же основополагающих установок, которые были заложены в амбициозной и сверхдорогой программе «Боевые системы будущего» (Future Combat System – FCS), хотя сама эта программа после многих лет малопродуктивных исследований и оценок наконец «приказала долго жить». Одной из причин неудачи этого проекта была попытка соединить в одном общем «изделии» массу разных вещей. Сейчас американские военные заказчики и их подрядчики-конструкторы вернулись к более надежному и испытанному методу работы по частям, но последовательной их увязкой между собой, при этом максимально используются научные результаты и технологические заделы, полученные в несостоявшемся FCS-проекте.
Например, все элементы, необходимые для управления войсками, как в FCS-проекте, объединяются сейчас под общим названием «Командование, контроль, связь, компьютеризация и разведка» (Command, Control, Communications, Computer, and Intelligence – C4I).
Из 11,1 млрд. долл., выделяемых в 2011 фин. г. на систему C4I в целом, до 70% предусмотрено на разработку и закупку конкретных подсистем для армии. Так, 3,2 млрд. долл. на 2011 фин. г. выделяется на подсистему Brigade Combat Team – BCT (бригадный комплекс боевого управления). В таком комплексе, как в разработках FCS-проекта, соединены беспилотные летательный и наземный аппараты, различные сенсоры и система наведения оружия на цели за пределами прямой видимости. Комплекс сопрягается с объединенными тактической и оперативной системами управления армии. Начальный шаг (Increment 1) внедрения BCT состоит в оснащении таким комплексом первых девяти пехотных бригад (Infantry Brigade), второй шаг – всех остальных ПБ. Тяжелые бригады должны получить эти расширенные возможности позже. В 2011 фин. г. планируется закупить два BCT комплекса.
По разделу «Боеприпасы и ракеты» (Munitions and Missiles) в 2011 фин. г. предусмотрено выделить 12,9 млрд. долл., из них на обычные боеприпасы – 5,6 млрд., на тактические ракеты – 5,5, на стратегические ракеты – 1,8 млрд. долл. Из отдельных программ можно выделить следующие:
– баллистическая ракета Trident-II (D5). В 2009, 2010 и 2011 фин. гг. закупается по 24 такие ракеты (ежегодная общая стоимость около 1,2 млрд. долл.);
– тактическая крылатая ракета Tomahawk. Ежегодно закупается около 200 штук (0,3 млрд. долл.);
– семейство стандартных ракет ПВО с ежегодной закупкой до 70 штук (0,4 млрд. долл.);
– уничтожение арсенала американского химического оружия, включая разрушение соответствующих заводов-изготовителей. Декларируется готовность ликвидировать 90% химического оружия к 2012 г., а остальные 10% к 2017 г. На решение этой задачи в 2011 фин. г. выделяется более 1,5 млрд. долл.[9]
Ядерное оружие. В ЧООП говорится: «До тех пор, пока не будет достигнута цель администрации по освобождению мира от ядерного оружия, поддержание ядерных сил и средств будет оставаться одной из основных задач министерства обороны». В переводе с дипломатического языка на нормальный это означает: «Да, президент Обама назвал всеобщее ядерное разоружение важнейшей для Америки задачей. Однако Соединенные Штаты готовы идти к разоружению только вместе со всеми другими ядерными странами»[10].
Развернувшаяся сейчас кампания за ядерный «глобальный нуль» (Global Zero) инициирована американцами. Это не случайно, ибо в сфере обычных, неядерных, вооружений Америка сейчас намного опережает другие страны, включая Россию. Если предположить, что ядерное оружие на Земле будет полностью ликвидировано, а «чистого» и равного ему по эффективности заменителя придумано не будет, то США надолго сохранят гегемонию в военной области.
Скорее всего, Б. Обама не до конца искренен, когда утверждает, что верит в реальность достижения «глобального нуля». Он признает, что сам вряд ли доживет до такого дня. Во всяком случае, это достаточно отдаленная перспектива, а сегодня перед США в сфере ядерных вооружений стоит вполне конкретная проблема переговоров с «неуступчивыми» русскими по заключению нового соглашения START. Американцы думают, как сохранить стратегический баланс в случае нового сокращения ядерных арсеналов.
В бюджетном запросе Пентагона запланированы ассигнования на модернизацию шахтных ракетных комплексов «Минитмен-3» с продлением срока их службы до 2030 г. Намечается дальнейшее развитие программы «Глобального удара» (применение баллистических ракет, оснащенных неядерными средствами поражения). Общие расходы Министерства энергетики США на ядерное оружие в 2011 фин. г. достигнут 17,8 млрд. долл. (рост на 7,2%). В президентском запросе расходы Министерства энергетики на обеспечение безопасности ядерного оружия увеличиваются до 7 млрд. долл. (рост на 9,8%)[11].
В целом, приведенные выше данные о планах модернизации американских вооруженных сил показывают, насколько сильна связь между Пентагоном и военно-промышленным комплексом страны. Внедрение новейших систем вооружений само по себе прямо влияет как на характер операций в конкретных условиях театров военных действий, так и на эволюцию военной доктрины государства.
Иногда тесная связь Пентагона с ВПК становится слишком откровенной. Например, по свидетельству USA Today, «более половины членов комиссии, которой был поручен пересмотр доктрины Пентагона, имеют финансовые связи с компаниями оборонной отрасли, заинтересованными в исходе планирования. Комиссия в составе двадцати человек была создана Конгрессом в 2006 г., чтобы проанализировать черновики «Четырехлетнего оборонного доклада» <…> Одиннадцать членов комиссии в том или ином качестве работают на оборонных подрядчиков, в частности являются консультантами или входят в корпоративное правление. В основном это назначенцы Гейтса…»[12]. Комментарии излишни.
Заключение
В феврале 2010 г. Барак Обама подписал законопроект о повышении потолка государственного долга страны до 14,3 трлн. долл. Таким образом, максимальная сумма долга США увеличивается на 1,9 трлн. В этом случае каждый гражданин США будет должен иностранным кредиторам примерно 46 тыс. долл. Пока государственный долг США составляет 12,37 трлн. долл., или около 88% от объема ВВП страны, а крупнейшим держателем американских государственных облигаций остается Китай[13].
Международное рейтинговое агентство Moody's пригрозило лишить США рейтинга «Aaa» в том случае, если рост ВВП страны окажется менее быстрым, чем ожидает американское правительство.
Тем не менее, министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил, что США не угрожает потеря максимального кредитного рейтинга. «С нашей страной этого никогда не произойдет», – подчеркнул он. По словам Гайтнера, инвесторы по всему миру по-прежнему вкладываются в государственные бумаги США. Это свидетельствует об их уверенности в способности американской экономики восстановиться после длительной рецессии, в которой США официально находятся с декабря 2007 г.[14]
Трудно сказать, где здесь реальная оценка ситуации, а где попытка выдать желаемое за действительное. Уж очень сильно раздувается американский финансовый «пузырь», и главную роль в этом играют военные расходы государства. В. Батюк, ведущий научный сотрудник Института США и Канады, отмечает: «Практически только половина расходов федеральных властей США покрывается за счет доходов американской казны. За счет сбора налогов. Другая половина покрывается за счет займа. За счет привлечения денежных средств на внутренних и внешних рынках. Фактически, тем самым американское правительство стало на путь неуклонного наращивания внешнего долга, за который придется расплачиваться будущим поколениям. До бесконечности это продолжаться не может, отсюда планы в какой-то момент (после завершения кризиса) начать процедуру сокращения федерального бюджета и его дефицита. Поживем – увидим, как эти планы будут реализовываться на практике»[15]. С такой оценкой перспектив бюджетной политики Пентагона нельзя не согласиться.
[1] DoD News Release, 1 Feb 2010. – http://www.defense.gov/releases/release.aspx?releaseid=13281.
[2] Defense Budget – Reflection of Our Mission // DoD Live. – http://www.dodlive.mil/index.php/2010/02/defense-budget-reflection-of-our-mission/
[3] A New Era of Responsibility. The President’s 2010 FY Budget. – http://www.gpoaccess.gov/USbudget/fy10/pdf/fy10-newera.pdf.
[4] President’s Budget FY 2011. – http://www.whitehouse.gov/omb/budget/Overview/.
[5] Четырехлетний обзор оборонной политики (ЧООП): 2010 Quadrennial Defense Review (QDR) (далее: Четырехлетний обзор…). – http://www.defense.gov/QDR/formatted%20Exec%20Summ%20_RUSSIAN_.pdf.
[6] Lenta.ru. 25.02.2010.
[7] Четырехлетний обзор…
[8] Рогов С.М. Маятник качнулся не слишком далеко (Новая бюджетная стратегия Пентагона) // НВО. 19.02.2010. (Далее: Рогов С.М. Маятник качнулся не слишком далеко.)
[9] Данные табл. 8–12, а также информация по C4I и боеприпасам/ракетам взяты из Program Acquisition Costs by Weapons System, DoD Request, Summary Justification Materials FY11 (http://comptroller.defense.gov/Budget2011.html).
[10] Четырехлетний обзор…
[11] Рогов С.М. Маятник качнулся не слишком далеко.
[12] Lenta.ru. 2.03.2010.
[13] Lenta.ru. 13.02.2010.
[14] Lenta.ru. 8.02.2010.
[15] Гаспарян А. Бюджет Пентагона идёт на рекорд // Голос России. 19.01.2010. – http://rus.ruvr.ru/2010/01/19/3694491.htm.