ЭКОНОМИКА КАНАДЫ В 20102011 гг.
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Л.А. Немова, зав. сектором экономики Канады
Института США и Канады РАН
e-mail:
Аннотация. В условиях глобального кризиса экономика Канады продемонстрировала высокую степень устойчивости. После выхода из рецессии Канада улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и инвестиционной привлекательности. Вместе с тем более рельефно проявились некоторые фундаментальные проблемы национальной экономики. В посткризисный период федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. Характер действий кабинета С.Харпера в значительной мере определяется особенностями внутриполитической ситуации.
Ключевые слова: экономика Канады, экономическая политика правительства Канады.
Canadian Economy in the 2010-2011 and Economic Policy of the Government
Liudmila A. Nemova
Head of Section, Institute for the U.S. and Canadian Studies RAS
e-mail:
Annotation. The article analyzes Canadas economic development during and after the global economic crisis. In the aftermath of the recession Canada has strengthened its positions among the leading market economies and countries with the most favorable investment climate. At the same time, some industries and regions have been hard hit by an unstable economic recovery in the U.S. (Canadas leading export market), rising commodity prices, and the high rate of the national currency trading at or close to parity with the U.S. dollar. The federal government is facing tough challenges related to delivering on its promises to eliminate the budget deficit by 2015, while cutting corporate taxes and avoiding significant cuts in the program expenditures. It also has to clarify its positions on the foreign investment regulation and foreign acquisitions of strategic assets in resource industries. The federal governments decisions and actions are strongly influenced by its position of a minority government, which depends on the support of the opposition parties.
Keywords: Canadian economy, Economic policy of the Canadian government.
Канада прошла фазу рецессии быстрее и легче большинства других развитых стран. В начале посткризисного периода она улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и показателям ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт Канады в 2010 г. составил около 1,6 трлн. долл. США. (Это примерно равно суммарному ВВП таких стран, как Нидерланды, Швеция и Норвегия. С другой стороны, примерно такой же величины достиг дефицит федерального бюджета США). По данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Россия на 10-м месте)[1], при этом численность населения Канады составляет немногим более 34,2 млн. чел.
Показатель ВВП в расчете на душу населения, отражающий уровень развития экономики и благосостояния граждан, в 2010 г. достиг примерно 45,9 тыс. долл. США. В этом плане Канада уступает Соединенным Штатам (47,1 тыс. долл.), но превосходит все остальные страны, входящие в семерку ведущих рыночных экономик (Японию, Великобританию, Германию, Францию и Италию).
В 2010 г. Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса[2].
Вместе с тем, во время глобального кризиса и в посткризисный период более рельефно проявились некоторые фундаментальные проблемы национальной экономики. В частности, изменился в худшую сторону баланс выгод и издержек тесной хозяйственной интеграции с США. Усилились негативные последствия доминирующей ориентации на одного главного торгово-экономического партнера, прежде всего большая зависимость канадской экономики от колебаний хозяйственной конъюнктуры в соседней стране и действий американской администрации и повышенная волатильность курса канадской валюты. Сохраняется отставание Канады от других развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной активности в частнопредпринимательском секторе. В условиях меняющейся парадигмы развития мирового хозяйства усиливаются отраслевые диспропорции и расхождения в направлениях и темпах роста экономики отдельных регионов Канады.
При сравнительно благополучной посткризисной ситуации в стране, федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. В сфере внутриэкономической политики к числу главных относится свертывание временных антикризисных мер таким образом, чтобы не подорвать подъем деловой активности, тогда как внешние риски, определяющие неустойчивость роста глобальной экономики, остаются весьма серьезными. С целью восстановить прочность системы государственных финансов правительство Стивена Харпера обязалось к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет, при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты были самыми крупными в истории страны (по абсолютным размерам, но не в пропорции к ВВП).
Резкий подъем интереса иностранных инвесторов к канадским ресурсным активам, новая волна слияний и поглощений с участием зарубежных корпораций ставит правительство Канады перед необходимостью более четко сформулировать позиции по ряду принципиальных вопросов, связанных с регулированием иностранных инвестиций.
Сдвиги в балансе сил в мировом хозяйстве побуждают правительство Канады диверсифицировать внешнеэкономические связи и активно вести переговоры о либерализации условий торговли и инвестиций с другими странами и региональными блоками. При этом курс на расширение круга внешнеэкономических партнеров ни в коей мере не означает отказа правительства С. Харпера от безусловной приоритетности развития хозяйственной интеграции с Соединенными Штатами, о чем свидетельствуют переговоры между представителями ближайшего окружения президента США Б. Обамы и премьер-министра Канады по соглашению о периметре континентальной безопасности.
В целом деятельность правительства С. Харпера (как и причины бездействия в отношении некоторых проблем) в значительной мере определяются особенностями внутриполитической ситуации. Сформированная в конце 2003 г. в результате слияния Канадского консервативного альянса реформ (действовавшего в провинции Альберта) и федеральной Прогрессивно-консервативной партии, Консервативная партия победила на общенациональных выборах в январе 2006 г., получив менее половины мест в Палате общин федерального парламента. Попытки занять большинство депутатских мест и укрепить позиции правительства в результате проведения внеочередных всеобщих выборов в октябре 2008 г. успехом не увенчались. Таким образом, уже в течение пяти лет правительства Консервативной партии функционируют как правительства меньшинства. Их положение нестабильно. Утверждение предлагаемых кабинетом министров решений и законопроектов осложнено, поскольку требуется поддержка депутатов из других партийных фракций. Соответственно, правительству меньшинства постоянно приходится учитывать предложения и поправки оппозиционных фракций, оценивать соотношение сил в парламенте, маневрировать в поисках альянсов и компромиссов, просчитывать риски. Главный из таких рисков создание политического альянса оппозиционных партий и объявление вотума недоверия правительству при голосовании по какому-либо важному вопросу в парламенте. За этим должна последовать его отставка и назначение новых всеобщих парламентских выборов. Именно такая ситуация может сложиться в марте 2011 г. при рассмотрении бюджета и экономической программы федерального правительства на ближайшие два года.
В данной статье кратко охарактеризовано развитие экономики Канады в 20092010 гг., рассмотрены перспективы хозяйственного роста в 2011 г. и проанализированы основные направления экономической политики федерального правительства в посткризисный период.
Экономика Канады в 20092010 гг.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса экономика Канады в целом продемонстрировала высокую степень устойчивости. Экономический спад был здесь менее глубоким и менее продолжительным, чем в других ведущих рыночных странах. Рецессия не сопровождалась серьезными потрясениями в национальном финансовом секторе и на рынке недвижимости.
Реальный ВВП Канады сокращался в период с ноября 2008 г. по апрель 2009 г., после чего его рост восстановился. В целом за 2009 г. объем ВВП Канады уменьшился на 2,5%. В 2010 г. реальные темпы роста экономики страны составили 3,1% и были на уровне самых высоких в группе ведущих рыночных стран. В апреле прошлого года объем ВВП Канады в текущих ценах достиг 1,6 трлн. кан. долл. и превзошел предкризисный максимум октября 2008 г.
Рецессия тяжело сказалась на обрабатывающем секторе канадской экономики. В этом секторе спад был наиболее продолжительным. В 2009 г. объем продаж продукции здесь упал в среднем на 17,4% (самое большое падение за весь период ведения такого рода статистики), выпуск продукции сокращался в 18 из 21 отраслей. Особенно глубоким был спад в цветной и черной металлургии, в нефтехимии, производстве электротехнических изделий и оборудования, автомобилестроении, производстве пластмасс и изделий из них и в деревообрабатывающей промышленности. В 2010 г. рост объема продаж продукции в этих отраслях шел с перебоями, и к декабрю 2010 г. общий объем продаж обрабатывающего сектора достиг примерно 78% предкризисного максимума[3].
В горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, в электроэнергетике падение производства было существенным, но кратковременным. Уже с февраля 2009 г. стали постепенно увеличиваться объемы добычи нефти и газа (после резкого спада в предшествующие четыре месяца). К апрелю 2010 г. предкризисный уровень продаж превзошли все добывающие отрасли, лесопромышленный комплекс, а также тесно связанные с сырьевыми отраслями первичные обрабатывающие производства выпуск полуфабрикатов цветных и черных металлов, переработка минерального сырья и производство минеральных удобрений, нефтехимическая промышленность.
В отраслях сферы услуг рецессия сильнее всего сказалась на оптовой торговле. Вместе с тем, начиная со 2-го квартала 2009 г. наметилась положительная динамика в розничной торговле, транспортных услугах и услугах делового характера. Отрасли общественных услуг продолжали расти довольно высокими темпами и в условиях кризиса. В 2009 г. в сфере здравоохранения рост ВВП составил 2,9%, государственном управлении 2,8%, образовании 2,7%[4]. В этом отражены как приоритеты долгосрочной социально-экономической стратегии страны, так и характер антикризисных мер правительства Канады.
Финансовый сектор Канады продемонстрировал поразительную степень устойчивости, в то время как эпицентр финансово-экономических потрясений находился в соседних США, с которыми Канаду связывают тесные торгово-инвестиционные связи. В секторе финансов и недвижимости не было ни одного банкротства, более того, на фоне провалов в большинстве других развитых стран был достигнут впечатляющий рост. В 2009 г. он составил 2%, а доля этого крупнейшего сектора экономики Канады в ВВП увеличилась до 21,1% по сравнению с 20,1% в предкризисном 2008 г. Канада оказалась одной из немногих развитых стран, в которых правительству не пришлось спасать обанкротившиеся финансовые учреждения с помощью многомиллиардных бюджетных вливаний.
Неслучайно поэтому на различных международных экономических саммитах эксперты оценивают канадскую банковско-финансовую систему как самую устойчивую. Отмечается разумно осторожная стратегия канадских банков, высокий уровень самодисциплины и стремление не ввязываться в чрезмерно рискованные и авантюрные операции[5]. Следует также отметить, что, в отличие от ФРС США, финансовые власти Канады придерживались осторожного подхода при проведении в последние годы неизбежных и необходимых финансовых реформ. Сохранены существенно более строгие, чем в соседних Соединенных Штатах, стандарты надзора и регулирования в финансовом секторе[6].
Ситуация в жилищном строительстве и на рынке недвижимости в Канаде коренным образом отличается от того, что происходило в США. Высокая активность в этом секторе Канады в 20022007 гг. была связана с динамичным ростом экономики и доходов населения, а также стабильным притоком иммигрантов. При этом не получили распространения схемы субстандартных ипотечных кредитов. Соответственно, в период кризиса здесь не было лавины неплатежей по ипотеке, а сокращение объемов жилищного строительства и покупок на вторичном рынке не носило обвального характера. Вместе с тем, в 2009 г. было очевидно, что спад в жилищном строительстве вышел далеко за рамки циклической коррекции, вероятность которой эксперты предсказывали еще в предкризисный период. Так, численность новостроек в жилом секторе сократилась в Канаде в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 25% (но не в разы, как в Соединенных Штатах). Однако уже в 2010 г. этот показатель был лишь на 5% ниже среднего за период 2000-2008 гг., чему способствовали временные налоговые льготы по расходам на приобретение и ремонт жилья. Срок действия этих мер закончен, и в 2011-2012 гг. предполагается снижение численности новостроек примерно до 175-180 тыс. в год (уровень начала предыдущего десятилетия) по сравнению со 190 тыс. в 2010 г.
Рынок труда. Положение на рынке труда Канады в 2009-2010 гг. впервые за последние три десятилетия оказалось более благополучным, чем в Соединенных Штатах. Уровень безработицы повысился с 6% в последние месяцы 2008 г. до 8,6% в июле 2009 г. (по сравнению с 9,4% в США). Примечательно, что сокращение рабочих мест происходило главным образом в обрабатывающем секторе провинции Онтарио (прежде всего в автомобилестроении, переживающем структурный кризис, а также смежных отраслях). С августа 2009 г. численность безработных и их доля в составе экономически активного населения в Канаде стала постепенно снижаться. В среднем за 2009 г. уровень безработицы составил 8,4%, в 2010 г. 8%, а к началу 2011 г. он опустился до 7,6%.
В феврале 2011 г. численность занятых в экономике Канады почти восстановилась до предкризисного максимума. Вместе с тем, прогнозы не предсказывают существенных улучшений в ближайшем будущем. В 2010 г. рост занятости был в значительной мере связан с осуществлением антикризисных мер. По данным Статистического управления Канады, примерно две трети новых рабочих мест были созданы в общественном секторе в сфере здравоохранения и социального обеспечения, образования, прочих услуг общественного характера. Детальный анализ статистических данных показывает, что посткризисная ситуация на рынке труда не позволяет рассчитывать на заметное снижение безработицы в ближайшие два года. Этому будет препятствовать свертывание мер поддержки экономики, а также запланированное сокращение численности государственных служащих на федеральном уровне и в некоторых провинциях. Численность занятых в предпринимательском секторе еще не восстановилась до предкризисного уровня. Сохраняется повышенная доля наемных работников, которые трудятся в режиме частичной занятости, а согласно опросам, значительная их часть желала бы вернуться к полной занятости. Более низкий, чем в предкризисный период, уровень экономической активности трудоспособного населения свидетельствует о наличии скрытой безработицы и возможности возврата на рынок труда граждан, временно отказавшихся от поисков работы.
Согласно прогнозам частных экспертных групп, уровень безработицы в Канаде в 2011 г. составит порядка 7,57,6%, а в 2012 г. 7,27,4%[7].
Динамика потребительских цен. Рост индекса цен на потребительские товары и услуги в Канаде в 2010 г. был весьма умеренным 1,8%. Предполагается, что он ускорится до 2,22,5% в 2011 г. и 2,02,2% в 2012 г., однако в целом эксперты считают, что канадским потребителям удастся избежать ценовых шоков благодаря нескольким обстоятельствам. Канада имеет высокий уровень самообеспеченности продовольствием, сельское хозяйство страны не пострадало от природно-климатических катаклизмов, подобных тем, которые нанесли удар по многим другим производителям зерновых и прочей сельскохозяйственной продукции (в их числе Австралия, Россия, Украина, Новая Зеландия и Индия). Курс канадского доллара в 2010 г. повысился примерно до уровня паритета с долларом США, сильные позиции национальной валюты сохранятся и в ближайшие два года, что удешевляет импорт. Таким образом, повышение цен на продукты питания и энергию в Канаде в значительной мере компенсируется удешевлением импортных потребительских товаров.
Курс национальной валюты. Подъем на мировых рынках спроса и цен на многие виды экспортируемого из Канады сырья, полуфабрикатов и энергоносителей, а также относительная слабость американской валюты оказывают повышательное давление на курс канадского доллара. Кроме того, благодаря демонстрируемой канадской экономикой (и, в частности, ее финансовой системой) устойчивости, повысился интерес к канадскому доллару со стороны финансовых властей других государств. Центральные банки нескольких стран, включая Россию, стали приобретать канадские доллары для пополнения валютных резервов. С учетом этих факторов в прогнозах Международного валютного фонда и канадских экспертов предполагается, что в 20112012 гг. канадский доллар сохранит сильные позиции и его курс будет удерживаться примерно на уровне (а временами и выше) паритета с долларом США.
Для различных отраслей и регионов Канады это имеет неоднозначные последствия. Наряду с населением, выгоды от удешевления импортных товаров получают те канадские компании, которые осуществляют техническое перевооружение, приобретая более современные и высокопроизводительные машины и оборудование. И следует отметить, что среди товаров производственного назначения именно эта товарная группа в 2010 г. стала лидером по темпам роста импорта. Закупки машин и оборудования еще не достигли уровня 2008 г., но уже сравнялись с объемами 20062007 гг.[8]. В то же время, повышенный курс национальной валюты ослабляет конкурентные позиции канадских экспортеров из обрабатывающих отраслей.
Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г.
На рубеже 2010 и 2011 гг. прогнозы правительства и частных аналитиков на двухлетнюю перспективу менялись в сторону более оптимистичных. Однако из-за событий в Ливии и других странах арабского мира усилились опасения, что рост мировой экономики вновь затормозится из-за скачка цен на энергоносители.
В любом случае предполагается, что факторы, определяющие динамику хозяйственного развития в Канаде в 20112012 гг., будут во многом иными, чем те, что действовали в начале посткризисного периода. В 20092010 гг. главными движущими силами экономического роста были масштабные меры бюджетного и налогового стимулирования и сравнительно высокий уровень потребительских расходов и инвестиций в жилищном секторе, что поддерживалось антикризисными мерами. В минувшем году также стали восстанавливаться объемы экспорта в связи с динамичным ростом спроса и цен на мировых рынках сырья и энергоресурсов. При этом важнейший для экономики Канады фактор взаимодействия с экономикой США до середины 2010 г. чаще служил тормозом, нежели стимулом для подъема деловой активности. Ситуация в этом плане стала меняться в конце прошлого года, и на 20112012 гг. прогнозы строятся с расчетом уверенного роста американской экономики, поддерживаемого стимулирующими мерами.
В начале 2011 г. в Канаде должно прекратиться действие большинства мер антикризисной программы, в дальнейшем федеральное правительство и власти провинций планируют осуществлять меры бюджетной экономии. Соответственно, предполагается, что объем совокупных государственных расходов не увеличится в 2011 г. и сократится примерно на 1% в 2012 г. Ожидается также замедление роста потребительского спроса и сокращение объемов жилищного строительства. Вместе с тем, основной движущей силой роста экономики должны стать инвестиции в предпринимательском секторе и наращивание объемов экспорта, прежде всего в США и страны Азии.
После 20-процентного сжатия в 2009 г. частные инвестиции увеличились почти на 5% в 2010 г., а затем прогнозируется их рост на 910% в 2011 г. и 78% в 2012 г. При этом ожидается, что опережающими темпами будут расти инвестиции в машины и оборудование: на 1415% в 2011 г. и 910% в 2012 г.[9]
В последние месяцы 2010 г. возобновился динамичный рост товарного экспорта, стал быстро увеличиваться экспорт сырья и энергоносителей в Соединенные Штаты. Как отмечают канадские аналитики, судя по предыдущим циклам, это служит верным признаком уверенного восстановления деловой активности в США[10]. С декабря 2010 г. внешнеторговый баланс Канады вновь стал положительным после 9-месячного перерыва.
В целом конъюнктура мировых рынков продолжает благоприятствовать экономике Канады с ее сильным ресурсным сектором и развитым сельским хозяйством. Однако рост цен на сырье, энергоносители и продовольствие, а также укрепление курса национальной валюты оказывает неодинаковое влияние на различные отрасли и регионы. Усиливается неравенство в темпах роста экономики, занятости и доходов в отдельных провинциях Канады (табл. 1).
Наиболее динамичный, превосходящий средние показатели хозяйственный рост имел место в 2010 г. и прогнозируется на последующие два года в провинциях канадского Запада, в экономике которых повышен удельный вес ресурсных отраслей. В их числе провинция Альберта, обладающая богатейшими месторождениями нефти и природного газа, Саскачеван (здесь сосредоточено примерно половина мирового производства калийных удобрений, добывается нефть и газ, урановая руда) и Британская Колумбия с ее высоко развитым и ориентированным на экспорт лесопромышленным комплексом, а также энергетическими ресурсами. В последние несколько лет растущая добыча природного газа на шельфе Ньюфаундленда вывела и эту, прежде относившуюся к числу депрессивных атлантическую провинцию в число лидеров по темпам развития региональной экономики. Важно учитывать, что в Канаде, в отличие от других федеративных государств мира, природные ресурсы согласно конституции находятся в ведении провинций и роялти от коммерческого использования ресурсов на территории субъекта федерации поступают в его бюджет.
В то же время экономика относительно менее богатых ресурсами, но имеющих развитый обрабатывающий сектор провинций (среди них крупнейшие по численности населения и масштабам экономики Онтарио и Квебек) восстанавливается сравнительно медленно. Для этих регионов удорожание сырья и энергоносителей, напротив, создает проблемы. Повышенный курс канадского доллара осложняет экспорт промышленной продукции (не ограничивая торговлю сырьевыми товарами, поскольку цены на них устанавливаются в американских долларах). Главным же фактором неопределенности экономических перспектив для восточных регионов Канады остается риск нестабильного восстановления американской экономики. Канадская часть интегрированного североамериканского автопрома и смежные с ним отрасли, авиационная промышленность, производство офисной техники, промышленного оборудования и многие прочие отрасли обрабатывающего сектора имеют тесные кооперационные связи с предприятиями в США и поставляют на американский рынок значительную часть производимой продукции. Поэтому уверенное восстановление экономики главного торгово-экономического партнера Канады сохраняет для восточных провинций (впрочем, как и для всей страны) свое ключевое значение.
Скачок в ценах нефть в конце февраля 2011 г. вызвал опасения относительно возможности резкого торможения в росте экономики США и даже новой глобальной рецессии. По оценкам канадских экспертов, подобная угроза возникнет только в случае серьезных проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии и подъема цен на нефть за пределы 120 долл. за баррель в течение продолжительного периода[11].
Таблица 1
Рост реального ВВП в провинциях Канады, %
|
Годы |
|||
Провинции |
2009 |
2010* |
2011** |
2012** |
Ньюфаундленд |
-10,2 |
4,5 |
3,9 |
2,5 |
Остров принца Эдуарда |
-0,1 |
2,6 |
1,9 |
1,8 |
Новая Шотландия |
-0,1 |
2,4 |
2,0 |
2,1 |
Нью-Брансуик |
-0,3 |
2,5 |
2,1 |
2,0 |
Квебек |
-0,3 |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
Онтарио |
-3,6 |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
Манитоба |
-0,0 |
2,3 |
2,7 |
2,8 |
Саскачеван |
-3,9 |
2,0 |
4,0 |
3,3 |
Альберта |
-4,5 |
3,6 |
3,6 |
3,4 |
Британская Колумбия |
-1,8 |
3,8 |
3,4 |
3,1 |
Канада |
-2,5 |
3,0 |
2,8 |
2,7 |
* оценка, ** прогноз.
Источники: Statistics Canada; BMO Capital Markets, Provincial Forecasts, January 2011.
Реализация мер по стимулированию экономики
В начале 2009 г., после урегулирования острого политического кризиса, связанного с отказом правительства С. Харпера принимать экстренные меры по поддержке экономики в условиях наступившей рецессии, план таких мер был разработан с привлечением наиболее авторитетных экспертов и при согласовании его основных положений с оппозиционными партиями[12]. В результате на цели стимулирования экономики в Канаде в 20092010 гг. было направлено порядка 65 млрд. долл., или более 4% ВВП. Согласно данным ОЭСР, по абсолютным масштабам прямых и косвенных расходов на антикризисные меры Канада заняла 4-е место (после США, Германии и Японии) среди развитых рыночных стран[13].
В экономические программы 20092010 гг. правительство Канады включило широкий круг мер по противодействию рецессии и поддержке экономического роста в начале посткризисного периода, в их числе: облегчение условий кредитования и снижение налоговой нагрузки для крупного и малого бизнеса, целевая помощь некоторым отраслям реального сектора, выделение крупных ассигнований на инфраструктурные проекты, временные налоговые льготы с целью стимулирования потребительских расходов, увеличение расходов на профессиональную подготовку и помощь семьям с детьми.
План действий был основан на трех принципах: срочность, адресная поддержка, временный характер большинства мер. Все компоненты антикризисной программы начали действовать вскоре после ее утверждения парламентом в конце января 2009 г. Целевая поддержка была направлена тем секторам экономики и группам населения, которые испытывали наибольшие трудности в связи с рецессией. Программы стимулирования потребительских расходов были рассчитаны на 12 года и должны были прекращаться по мере восстановления роста экономики. Предполагалось, что начиная с 2011 г. главным приоритетом правительства должно стать последовательное сокращение бюджетного дефицита.
Однако с учетом экономических и политических реалий посткризисного периода федеральное правительство отчасти изменило первоначально намеченные приоритеты и планы. Неустойчивое восстановление глобальной экономики и сбой в темпах хозяйственного роста в середине 2010 г. послужили основанием для продления срока действия некоторых стимулирующих программ. В то же время разработка и реализация конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита откладывалась. По мнению многих политических экспертов, правительство С. Харпера ввиду своего положения правительства меньшинства, намеренно оттягивало момент принятия непопулярных решений, связанных с сокращением федеральных расходов.
В общем объеме федеральных финансовых ресурсов, направленных на поддержку экономики в 20092010 гг., примерно половина средств была выделена на расходные программы, а остальная часть, соответственно, приходилась на налоговые стимулы. Центральное место среди расходных мер заняли различного рода инфраструктурные проекты, большинство из которых осуществляются при долевом участии провинций и (или) муниципалитетов и с использованием механизмов государственно-частного партнерства[14]. В программах социальной поддержки граждан, стимулирования потребительских расходов и жилищного строительства основной акцент был сделан на использование косвенных, налоговых инструментов.
Поддержка бизнеса осуществлялась по нескольким направлениям. Канадским компаниям предоставлен целый ряд налоговых льгот: на период до конца 2011 г. существенно увеличены налоговые скидки в связи с приобретением всех видов промышленного оборудования и введено 100-процентное списание затрат на покупку компьютеров; для компаний нефтегазового сектора введены льготы, позволяющие списывать из налогооблагаемых сумм затраты на изыскательские работы (пока без фиксации срока действия).
В качестве постоянной меры правительство Канады в 2009 г. отменило импортные пошлины на некоторые виды промышленного оборудования. В марте 2010 г. список товаров производственного назначения (включая машины и оборудование), которые будут постепенно в течение 5-летнего периода освобождаться от уплаты импортных пошлин, был существенно расширен. По заявлению главы министерства финансов, в двадцатке Канада вскоре станет первой страной, практически устранившей пошлины на ввоз товаров, используемых производителями промышленной продукции. В результате должны существенно сократиться издержки и документооборот компаний обрабатывающих отраслей, что со временем должно привести к снижению цен для конечных потребителей[15].
Все эти меры наверняка сыграли важную роль в том, что объемы частных инвестиций в машины и оборудование с конца 2009 г. стали быстро расти. Во 24 кварталах 2010 г. они увеличивались примерно на 30% ежеквартально.
Поддержка малого и среднего бизнеса. Меры поддержки небольших компаний, объявленные в 2009 г., были также введены как постоянно действующие. Максимальный размер кредита в рамках федеральной Программы финансирования малого бизнеса с марта 2009 г. был увеличен с 250 тыс. до 350 тыс. долл. Лимит кредита на покупку основных средств удвоен до 0,5 млн. долл. Верхний предел доходов, к которым применяется пониженная ставка налогообложения прибыли (11% с 2008 г.), был поднят с 400 до 500 тыс. долл.
Следует отметить, что согласно проведенным в феврале 2011 г. опросам членов Канадской федерации независимого бизнеса примерно две трети владельцев предприятий малого и среднего бизнеса считали одной из главных проблем рост издержек на энергию, сырье и продовольственные товары. Столько же опрошенных указывали на большие проблемы и затраты, связанные с избыточной регулятивной нагрузкой и повышением с января 2011 г. взносов на страхование по безработице[16].
Целевая поддержка некоторых отраслей промышленности. Помимо перечисленных выше мер общего характера федеральное правительство оказало поддержку некоторым отдельным отраслям. Канадская доля помощи североамериканскому автопрому составила около 2,4 млрд. долл. США. Среди прочих секторов, которым была адресована целевая поддержка федерального правительства в виде льготных кредитов и грантов на НИОКР авиационно-космическая промышленность (порядка 1 млрд. долл. совместно с правительством провинции Квебек), лесопромышленный комплекс (170 млн. долл. на разработку и внедрение технологий производства продукции нового поколения), атомная энергетика (350 млн. государственной корпорации Атомик энерджи оф Кэнада) и предприятия аграрного комплекса (550 млн. долл.)[17].
Поддержка населения и стимулирование потребительских расходов во время и после рецессии были тесно взаимоувязаны и осуществлялись в основном с использованием налоговых инструментов общего и целевого назначения.
Адресные налоговые льготы, рассчитанные на период до 1 февраля 2010 г., были предназначены для стимулирования приобретения жилья и расходов на реконструкцию/ремонт жилых помещений. Наряду с этим правительство выделило 2 млрд. долл. в расчете на два года на строительство недорогих квартир (социального найма) для малообеспеченных и престарелых граждан, инвалидов, аборигенного населения.
В целом стимулирование потребительских расходов на жилье в сумме с государственными инвестициями поддержало строительную индустрию и смежные отрасли по производству строительных и отделочных материалов, основной объем которых производится внутри страны.
Меры социальной поддержки работников в период рецессии сводились главным образом к удлинению сроков выплаты пособий по безработице, а также значительному увеличению ассигнований на программы профессионального обучения и повышения квалификации как уволенных, так и сохранивших занятость работников.
Современные правила выплаты пособий в Канаде таковы, что их получают менее 40% безработных. До конца 1990-х гг. пособия получали примерно 80%, с тех пор уровень возмещения утраченного заработка снизился с 75 до 55%. Единственное условие, которое было изменено в период кризиса максимальный срок выплат увеличен с 45 до 50 недель. Фонд страховых выплат с начала 2000-х гг. формировался только за счет взносов предпринимателей и работников. В 20092010 гг. федеральное правительство вложило в фонд бюджетные средства, с тем чтобы не повышать размер обязательных взносов. Однако с января 2011 г. размер взносов был увеличен, а использование бюджетных средств для страховых выплат прекращено.
Дополнительные ассигнование на профессиональную подготовку в объеме 1 млрд. в расчете на год были распределены между уже действующими и новыми программами, предназначенными для переобучения работников тех отраслей промышленности, в которых в период спада происходили наиболее крупные увольнения.
При оценке общих масштабов мер, предпринятых в Канаде для социальной поддержки населения в условиях рецессии, следует учитывать следующее. С начала 2000-х гг. в условиях крупных профицитов федерального бюджета государственные расходы на здравоохранение, образование и программы помощи семьям с детьми росли в Канаде опережающими темпами по сравнению с ростом ВВП в расчете на душу населения. С середины прошлого десятилетия объемы ассигнований, направляемых федеральным правительством и властями провинций на нужды здравоохранения, составляют порядка 7% ВВП (в 2010 г. совокупные расходы вместе с частными затратами составили почти 12%). Государственные расходы на нужды образования составляют около 6% ВВП (всего более 7%), на науку и инновации порядка 1% (всего около 1,9%). Хотя Канада относится к числу наиболее децентрализованных федераций, в прошлом десятилетии из федерального бюджета поступало около половины государственных ассигнований на социальные нужды. В целом же расходы на эти цели (здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру) составляют в Канаде немногим менее 70% совокупных расходов государства.
Как отмечалось, центральное место среди расходных мер антикризисного плана заняли инфраструктурные проекты. Массовое строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры осуществлялось в Канаде в 1960-е и 1970-е гг. В последующие десятилетия объёмы инвестиций на эти цели заметно сократились и вследствие хронического недофинансирования стали постепенно углубляться диспропорции между развитием инфраструктуры и современными потребностями экономики и общества. По оценке экспертного совета Федерации канадских муниципалитетов, отложенный спрос на модернизацию уже существующих и строительство новых объектов к концу 2000-х гг. достиг порядка 240 млрд. долл.[18]
В условиях рецессии инфраструктурные проекты составили основу расходных программ федерального Плана поддержки экономики на период 20092011 гг. При выделении льготных займов провинциям и муниципалитетам правительство выдвигало требование обязательно рассматривать возможность реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. На конкурсах приоритет отдавался именно такого рода проектам.
На конец сентября 2010 г. с момента запуска Плана поддержки экономики (февраль 2009 г.) федеральное правительство выделило на цели реализации инфраструктурных проектов более 15,5 млрд. долл. Еще около 7,5 млрд. долл. было привлечено на уровне региональных бюджетов и муниципальных образований. Таким образом, в целом со стороны государства было обеспечено без малого 23 млрд. долл. За счет привлечения частных инвесторов общая сумма средств, вложенных в строительство и модернизацию инфраструктурных объектов, достигла почти 33 млрд. долл.[19]
Всего в процессе реализации в 20092011 гг. находилось около 8000 проектов. Примерно 2000 их них связаны со строительством и модернизацией дорог и мостов, развитием городского общественного транспорта и систем водоснабжения, канализации и водоочистки. Более 3500 осуществлялись в целях строительства и реконструкции социального жилья для малообеспеченных граждан и аборигенного населения (индейцев и инуитов, проживающих на северных территориях). Около 2000 проектов относительно небольших по масштабам, но также имеющих высокую социальную значимость связаны со строительством и ремонтом спортивных сооружений и объектов для семейного отдыха (хоккейные и футбольные площадки, плавательные бассейны, детские парки и муниципальные центры спортивно-рекреационного назначения). Порядка 380 проектов осуществлялось по общенациональной программе Инфраструктура для знаний. На основе этой программы велась реконструкция и строительство учебных корпусов и исследовательских центров высших учебных заведений (около 2 млрд. долл.), строились новые центры профессионально-технического обучения.
В целом, по результатам опросов общественного мнения, федеральная программа модернизации инфраструктуры в рамках антикризисного плана была признана весьма результативной (такую оценку дали ей региональные и муниципальные власти, экспертные организации и граждане). Критические оценки главным образом касались решений правительства начать в период экономической нестабильности реконструкцию и строительство нескольких крупнейших объектов транспортной инфраструктуры (дорог, мостов, тоннелей и контрольно-пропускных узлов на границе с США). В связи с этим отмечалось, что в современных условиях, в отличие от времён Великой депрессии, такого рода проекты реализуются с использованием сложной, дорогостоящей техники при относительно небольших затратах живого труда. В случае Канады такую технику преимущественно закупают за рубежом и, скорее, поддерживают американскую, нежели собственную экономику. При этом создаётся небольшое число рабочих мест для квалифицированных специалистов. В целом многие эксперты считают завышенными отчетные данные правительства относительно рабочих мест, созданных в результате реализации инфраструктурных проектов.
Состояние государственных финансов и задачи посткризисного периода
Еще в момент утверждения антикризисного плана в начале 2009 г. было признано, что после окончания рецессии главной задачей правительства должны стать возврат федеральных расходов к нормальному уровню и ликвидация дефицита бюджета, образовавшегося в связи с затратами на поддержку экономики при сократившемся притоке налоговых поступлений.
Жесткая финансовая дисциплина, предполагающая бездефицитность федерального бюджета, стала основой государственной политики в Канаде с середины 1990-х гг. Этому предшествовал 20-летний период хронических дефицитов, который привел к образованию порочного круга задолженности. В начале 1990-х разрыв между доходами и расходами федерального правительства достиг 6%. Тогда на выплаты по текущим долгам приходилось затрачивать до 40% бюджета. Уровень накопленной задолженности приблизился к 100% ВВП, международный кредитный рейтинг страны был снижен, что привело к дальнейшему удорожанию заемных средств. Оздоровление государственных финансов потребовало принятия очень жестких мер. В 19951998 гг. правительство Либеральной партии сокращало расходы по многим статьям, включая ассигнования на экономические программы, военные расходы, трансферты провинциям на нужды здравоохранения, образования и социального обеспечения. Одновременно осуществлялась масштабная приватизация федеральных активов. Был введен налог на сверхприбыли корпораций и налог с продаж в размере 7% почти на все потребительские товары и услуги. В результате всех этих мер, а также выстраивания новой системы управления федеральными финансами была достигнута устойчивая профицитность бюджета, сохранявшаяся до рецессии, наступившей в период глобального экономического кризиса[20].
Основные параметры федерального бюджета в предкризисный период выглядели следующим образом. В 20002008 гг. после осуществленных правительством Либеральной партии налоговых реформ доля федеральных доходов по отношению к ВВП постепенно снизилась с 16,3 до 15,5%. Снизилась и доля расходов с 16,2 до 15,2%. Происходило это, главным образом, благодаря постоянному сокращению выплат по текущей задолженности, тогда как ассигнования на программы поддерживались на уровне 13% ВВП. При этом с конца 1990-х гг., когда федеральный бюджет был выведен в зону устойчивых профицитов, расходы правительства Канады на образование, здравоохранение, науку и инновации по сравнению с ВВП росли опережающими темпами.
Это стало возможным в результате проведения правительством Либеральной партии реформ в управлении государственными финансами и создания специальных внебюджетных фондов[21], в том числе Фонда технологических партнерств для поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе (создан в 1997 г.), Канадского инновационного фонда для финансирования государственных и некоммерческих исследовательских центров (1997 г.), Фонда Образование в новом тысячелетии (1999 г.) и Фонда модернизации здравоохранения (2003 г.). В 2007 г. правительством Консервативной партии были созданы специальные фонды для развития производственной и социальной инфраструктуры на основе использования новых хозяйственных механизмов государственно-частного партнерства, среди них Фонд государственно-частного партнерства, Фонд поддержки строительства и модернизации муниципальной инфраструктуры и Национальный фонд дорожной инфраструктуры. Средства таких внебюджетных фондов пополняются по специальным решениям правительства и парламента из доходов, полученных сверх запланированных по бюджету, с учетом динамики развития экономики и ее потребностей.
Наряду с этим с 1995 г. в Канаде осуществлялось планируемое сокращение государственного долга. В 2000-е гг. на эти цели ежегодно затрачивалось порядка 0,2% ВВП. В результате уровень федеральной задолженности по отношению к ВВП был снижен с 64% в 2000 г. до менее 30% в 2008 г.
Таким образом, преодолев кризис задолженности в начале 1990-х, правительства Либеральной партии, находившейся у власти с 1993 до 2006 г., выстроили весьма эффективную систему бюджетного планирования и управления государственными финансами. По признанию международных экспертов, именно это позволило Канаде в условиях глобального кризиса пройти фазу рецессии, избежав финансовых потрясений, и осуществить масштабную программу поддержки экономики без риска дестабилизации федеральных финансов[22]. Следует еще раз подчеркнуть, что правительство Консервативной партии приняло такую программу под давлением оппозиции (Либеральной партии, в первую очередь) и на основании консенсусного решения всех парламентских фракций.
Таблица 2
Показатели федерального бюджета на перспективу до 2016 г.
|
Финансовые годы1 |
|||||||
|
2008-09 |
2009-10 |
2010-112 |
2011-122 |
2012-132 |
2013-142 |
2014-152 |
2015-162 |
|
млрд. долл. |
|||||||
Доходы |
233,1 |
218,6 |
232,5 |
246,3 |
261.2 |
277,7 |
293,2 |
305,9 |
Расходы |
238,8 |
274,2 |
277,8 |
276,1 |
282,5 |
289,2 |
295,0 |
303,2 |
В том числе: |
207,9 |
244,8 |
246,6 |
242,7 |
246,1 |
251,7 |
257,2 |
265,4 |
выплаты по гос. долгу |
31,0 |
29,4 |
31,3 |
33,4 |
36,4 |
37,5 |
37,8 |
37,8 |
Баланс бюджета |
-5,8 |
-55,6 |
-45,4 |
-29,8 |
-21,2 |
-11,5 |
-1,7 |
2,6 |
Федеральный долг |
463,7 |
519,1 |
564,5 |
594,2 |
615,5 |
627,0 |
628,7 |
626,1 |
|
% ВВП |
|||||||
Доходы |
14,6 |
14,3 |
14,4 |
14,6 |
14,8 |
14,9 |
15,0 |
15,0 |
Расходы |
14,9 |
18,0 |
17,2 |
16,5 |
16,1 |
15,8 |
15,5 |
15,9 |
в том числе: |
13,0 |
16,0 |
15,3 |
14,4 |
13,9 |
13,5 |
13,2 |
13,0 |
выплаты по гос. долгу |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,9 |
Баланс бюджета |
-0,4 |
-3,6 |
-2,8 |
-1,8 |
-1,2 |
-0,6 |
-0,1 |
0,1 |
Федеральный долг |
29,7 |
33,9 |
35,4 |
35,2 |
34,4 |
33,3 |
31,9 |
1 финансовый год в Канаде начинается 1 апреля текущего года и заканчивается 31 марта следующего года.
2 прогноз.
Составлено по: DepartmentofFinanceCanada. Economic and Fiscal Update, October 2010. http://www.fin.gc.ca.
В результате рецессии и больших затрат на антикризисные меры, впервые после 12-летнего перерыва образовался дисбаланс между доходами и расходами федерального правительства. В абсолютном выражении выросли самые крупные в истории страны дефициты: более 55 млрд. долл. в 2009 фин. г. и более 45 млрд. в 2010 (см. табл. 2). Однако в пропорции к ВВП (3,6% и 2,8% соответственно) дефициты оказались намного ниже опасного для Канады в прошлом уровня 6% и нынешних 10% и более ВВП в США, Японии и Великобритании. В числе семи ведущих рыночных стран Канада сохраняет самый низкий уровень накопленной задолженности центрального правительства. В 2010 г. этот уровень поднялся до 35,4% ВВП, оставаясь существенно ниже показателей большинства стран с развитой рыночной экономикой.
Применительно к Канаде важно учитывать следующее обстоятельство. В финансово-экономическом плане эта страна самая децентрализованная в мире федерация. На центральное правительство здесь в последние два десятилетия приходится менее 40% совокупных государственных расходов, а на провинции в сумме более 60%. Во время рецессии бюджеты почти всех провинций стали дефицитными. Поэтому с учетом положения в субъектах федерации общая картина состояния государственных финансов в Канаде выглядит не так благополучно, как на центральном уровне. По оценкам Международного валютного фонда, в 2010 г. совокупный дефицит всех уровней власти достиг в Канаде 5,9%. Однако по сравнению с другими развитыми странами дисбаланс между совокупными доходами и расходами всех уровней власти здесь все равно остается существенно ниже средних показателей 8,8% в 2009 г. и 7,9% в 2010 г.[23]
С учетом восстановления хозяйственного роста после рецессии и принятия некоторых мер бюджетной экономии большинство провинций Канады (за исключением Онтарио) планирует ликвидировать дисбалансы между доходами и расходами к 20142015 гг. Федеральное правительство намечало восстановить профицитность бюджета в те же сроки. Однако принятые в 2010 и начале 2011 г. решения и планы в сфере бюджетной и налоговой политики заставляют многих авторитетных экспертов сомневаться в реальности намеченного.
Приоритеты бюджетной и налоговой политики
В выступлениях премьер-министра С. Харпера и министра финансов Дж. Флаерти в начале 2011 г. была сформулирована следующая позиция. Необходимо сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях и держать их рост под строгим контролем, а растущая экономика обеспечит пополнение доходов, необходимых для достижения сбалансированности бюджета[24].
По опубликованным в начале марта предварительным оценкам параметров федерального бюджета на 20112012 фин. г., федеральные расходы должны уменьшиться примерно на 6% до 250,8 млрд. долл. (267,3 млрд. долл. годом ранее). Из общей суммы расходов в новом фин. г. примерно 60% (около 151,5 млрд. долл.) будет приходиться на трансферты гражданам различного рода пенсии, пособия, гранты и трансферты другим уровням власти, главным образом на нужды здравоохранения и образования. Текущие и капитальные расходы федеральных министерств и ведомств составляют порядка 28% (69 млрд. долл.). Остальные 12% (30,3 млрд. долл.) должны быть затрачены на выплаты по госдолгу.
Правительство рассчитывает, что сжатие расходов произойдет главным образом благодаря свертыванию антикризисных мер. Предполагается, что ассигнования на группу статей программы отраслевой, региональной и научно-технологической поддержки уменьшатся на 33,3%. На 14% меньше средств будет выделено на услуги государства по охране окружающей среды. Расходы на культурные программы сократятся на 4,5%, затраты по государственному управлению на 1,2%, по социальным программам на 0,8%.
Помимо этого, планируется уменьшить расходы на текущую деятельность большинства федеральных министерств и ведомств за счет некоторого сокращения штатов, экономии средств на командировки, проведение конференций и семинаров, учебных курсов для сотрудников и т.п. Ежегодная индексация заработной платы на 1,5%, полагающаяся федеральным служащим, должна быть осуществлена за счет изыскания внутренних резервов.
Из всех выделенных в документе министерства финансов расходных групп рост ассигнований предусмотрен только на программы обеспечения общественной безопасности (на 21%) и на модернизацию систем охраны государственных границ (на 14%).
Вместе с тем, до публикации этого документа и без обсуждения в парламенте правительство консерваторов еще в январе 2011 г. приняло решение о закупке в США 65 боевых самолетов нового класса F-35 на сумму порядка 9 млрд. долл. С учетом сопутствующих расходов и затрат на обслуживание, общая сумма программы перевооружения оценивается в 16 млрд. долл.[25]
Оппозиционные партии считают, что осуществление таких затрат противоречит целям финансовой стабилизации. Протест вызывает и то обстоятельство, что подобное решение было принято в результате конфиденциальных переговоров с американской стороной, без открытых парламентских слушаний и без рассмотрения альтернативных вариантов приобретения новой техники. Лидер Либеральной партии Майкл Игнатьев заявил, что его партия будет голосовать против утверждения проекта федерального бюджета, если в него будет включена дорогостоящая программа закупки самолетов, а также реформа по снижению налога на прибыли корпораций.
Налоговая политика сфера острых разногласий между правительством С. Харпера и парламентской оппозицией. В 20002004 гг. правительство Либеральной партии уже провело масштабные поэтапные реформы по снижению налоговой нагрузки на население и бизнес. Тогда ставка налога на прибыли корпораций была уменьшена с 28 до 21% и Канада вошла в число стран, имеющих уровень налогообложения ниже среднего для стран членов ОЭСР. Были также сокращены ставки налогов на все доходные группы населения.
Правительство С. Харпера продолжило реформы налогов на прибыли, доведя ставку до уровня 18% в 2010 г. и запланировав дальнейшее снижение до 16,5% в 2011 г. и 15% в 2012 г. В результате уровень налогообложения доходов корпораций достигнет самых низких показателей по сравнению с большинством развитых рыночных стран. Суммарный федерально-провинциальный налог на прибыли станет примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем сравнимый показатель в США[26]. С рекомендацией создать подобный налоговый режим для бизнеса уже неоднократно выступала наиболее влиятельная предпринимательская ассоциация Канадский совет высших управляющих. (Эта организация объединяет руководителей 150 крупнейших из действующих в Канаде корпораций, примерно половина представленных в ней нефинансовых компаний контролируется иностранным, преимущественно американским, капиталом). В поддержку плана налоговых реформ выступают и две самые большие по количеству компаний-членов предпринимательские ассоциации Канадская торговая палата и Канадский союз промышленников и экспортеров (КСПЭ). По оценкам руководства КСПЭ, такие реформы необходимы для адаптации экспортно-ориентированной экономики Канады к продолжительному периоду замедленного роста и паритетности канадского доллара с американским[27].
В сфере налогообложения физических лиц правительство С. Харпера пошло по пути предоставления небольших по величине, но многочисленных льгот и скидок различным группам населения. С точки зрения критиков, такие реформы не привели к ощутимому облегчению налоговой нагрузки на большинство граждан, но вновь сделали всю систему более сложной и дорогостоящей в плане управления.
Прежде, в начале 2000-х гг. федеральное правительство, снизив ставки прямых налогов на все доходные группы населения, одновременно провело расчистку налоговой системы от наслоений мелких льгот и скидок, что было рекомендовано канадскими экспертами и такими международными организациями, как ОЭСР и МВФ. Такие наслоения накопились примерно за два десятилетия главным образом за счет того, что федеральные власти (различной партийной принадлежности) нередко использовали налоговые льготы для укрепления своих позиций накануне предстоящих выборов. После предыдущего раунда реформ в 20002004 гг., вся система на время стала более транспарентной и менее сложной для рядовых налогоплательщиков и налоговых органов. Однако в последние пять лет правительства меньшинства, вновь стали активно использовать разнообразные целевые льготы для повышения популярности Консервативной партии среди избирателей в проблемных регионах и слоях населения. По оценкам экспертов, современная система начисления налогов стала столь сложной, что рядовым налогоплательщикам и предприятиям малого и среднего бизнеса необходимо закупать специальные компьютерные программы или нанимать консультантов, для того чтобы заполнять налоговые декларации.
В феврале-марте 2011 г. правительством была развернута беспрецедентная по масштабам и затратам бюджетных средств кампания по информированию граждан о выгодах и позитивных эффектах экономических инициатив правительства, реализованных за все пять лет пребывания Консервативной партии у власти. Особое внимание уделено материалам, призванным подтвердить наличие прямой связи между дальнейшим снижением налогов на крупный бизнес и ростом занятости. Близкие к правящей партии, но формально независимые исследовательские центры публикуют расчеты, согласно которым намеченные реформы обеспечат создание как минимум 100 тыс. новых рабочих мест, а отказ от реформ может привести к потере в ближайшие несколько лет более 230 тыс. рабочих мест и более 40 млрд. недополученных инвестиций[28].
Либеральная партия считает дальнейшее снижение налогов на прибыль корпораций несвоевременным и нецелесообразным в тот период, когда необходимо выполнять согласованные с парламентом обязательства по ликвидации дефицита федерального бюджета. Приводятся данные иных исследований и расчетов, демонстрирующих отсутствие прямой зависимости между приростом занятости и снижением уже и без того довольно низких налоговых ставок на доходы корпораций. При этом показано, что в результате реформ федеральная казна в ближайшие два года недополучит порядка 6 млрд. долл. Критику со стороны оппозиции вызывает и сама дорогостоящая рекламная кампания, проводимая правительством[29].
Представляется, что главная причина настойчивого стремления правительства С. Харпера провести налоговые реформы без отлагательства имеет не только чисто экономическую, но и политическую подоплеку. Консерваторы считают важным продемонстрировать крупному бизнесу внутри страны и за ее пределами сам факт приоритетности создания максимально благоприятного климата для предпринимательской деятельности. Даже ценой финансовых рисков (из-за недополученных доходов) и возможной потери части голосов избирателей.
При выборе мер по ограничению расходов консерваторы в современной внутриполитической ситуации проявляют большую осторожность и учитывают мнение избирателей относительно главных приоритетов государственной политики. Опросы же общественного мнения подтверждают, что большинство граждан из самых разных регионов и слоев населения придают первостепенное значение устойчивому финансированию основных социальных программ. Поэтому правительство пока не рискует затрагивать вопрос о возможных изменениях в обязательствах по целевым трансфертам, передаваемым субъектам федерации на нужды общественного здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Между тем, представители региональных властей, как и наиболее авторитетные экономические эксперты, настаивают на том, что необходимо срочно начать серьезные обсуждения этих вопросов в иной плоскости. Не только в связи с задачами ликвидации бюджетного дефицита в ближайшие годы, но и на основе учета долгосрочных процессов и тенденций демографических и социально-экономических, внутренних и глобальных. В частности, к началу 2014 г. истекает срок действия 10-летнего соглашения между федеральным правительством и властями провинций по вопросам участия и взаимодействия уровней власти в сфере организации и финансирования основных социальных программ здравоохранения, образования, социального обеспечения. В существенно изменившихся с 2003 г. условиях требуется выработка и согласование не только новых формул для расчета трансфертов, но и новых принципов организации и финансирования самих программ. Между тем, как отмечают многие политические комментаторы, правительство С. Харпера явно избегает постановки и обсуждения трудных вопросов.
Справедливости ради, следует учитывать и иное важное обстоятельство. Если на федеральном уровне вопрос с проведением в 2011 г. парламентских выборов еще не решен, то в семи из десяти канадских провинций они будут проводиться обязательно. В результате к власти в регионах в этом году могут прийти другие партии и другие лидеры, и именно им предстоит вести трудные переговоры между отдельными провинциями и между региональными и федеральными властями.
В целом, с расчетом на увеличение притока налоговых поступлений в условиях восстановления хозяйственного роста, оценки министерства финансов на 2011-12 фин. г. предполагают, что дефицит федерального бюджета уменьшится до 29,8 млрд. долл., а к середине десятилетия баланс бюджета станет положительным. Однако по оценкам независимых аналитиков, эта цель вряд ли будет достигнута в намеченные сроки. Так, эксперты регионального бюро МВФ считают, что уже реализованные и планируемые решения в сфере бюджетно-налоговой политики закладывают основу для образования структурных дисбалансов, для устранения которых недостаточно только здорового роста экономики и сокращения текущих расходов федеральных министерств и ведомств. Аналогичных позиций придерживается и парламентский комитет по бюджету. По оценке экспертов комитета, дефицит федерального бюджета в 201516 фин. г., вероятнее всего, составит не менее 910 млрд. долл. Сумма дефицитов, накопленных после 2010 г., достигнет примерно 140 млрд. долл., в результате чего размер государственного долга увеличится за последующие 5 лет примерно на 25%[30].
Проблемы регламентации иностранных инвестиций
Посткризисные процессы в мировом экономике и политике: резкий подъем интереса инвесторов к ресурсным активам, потрясения на нефтяном рынке в связи с событиями в странах Северной Африки и Ближнего Востока, новая волна слияний и поглощений все это ставит правительство Канады перед необходимостью принимать сложные решения по вопросам продажи иностранным инвесторам стратегических активов. При этом возникают острые коллизии в отношениях между властями и провинциями, в ведении которых находятся природные ресурсы, а также широкий круг полномочий по регулированию региональной экономики.
Недавний пример тому радикальная смена позиции правительства С. Харпера по вопросу о продаже предприятий крупнейшего в мире производителя калийных удобрений PotashCorp. оfSaskatchewan англо-австралийской корпорации BHPBillitonLtd. Первоначально федеральные власти приняли решение разрешить сделку, но потом запретили ее, после того как премьер провинции Саскачеван предупредил С. Харпера, что продажа крупнейшей канадской сырьевой компании не может рассматриваться иначе как продажа иностранным инвесторам стратегических активов. И если федеральное правительство это разрешит, то Консервативная партия вряд ли может рассчитывать на поддержку со стороны властей и населения провинции на ближайших выборах.
В 2011 г. федеральному правительству предстоит определиться в вопросе о соответствии национальным интересам как минимум двух очень крупных и значимых в экономико-политическом плане сделок. В начале февраля было объявлено о планах слияния Торонтской фондовой биржи (TMX) и Лондонской фондовой биржи (LSE). В результате такого слияния Канада лишится главного национального биржевого оператора, а вновь образованная транснациональная биржа может занять 8-е место в мире по величине активов и стать лидером по объемам листинга и торговли акциями ресурсных компаний. Правительство провинции Онтарио, где базируется TMX, выступает против этой сделки, выдвигая следующие аргументы. Слияние в данном случае больше похоже на поглощение Торонтской биржи более крупной Лондонской биржей. Потеря национального биржевого оператора ослабит финансовый сектор Канады, вызовет сокращение высокооплачиваемых рабочих мест в этом крупнейшем секторе национальной экономики, на который приходится около 21% ВВП Канады. Серьезные опасения и возражения вызывает и то обстоятельство, что держателем самого крупного пакета акций новой биржи (более 11%) станет миллиардер из Дубаи шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум.
Весьма вероятно, что ответственность за решение вопроса о слиянии бирж федеральное правительство переложит на правительство провинции Онтарио, которое несет ответственность за регулирование рынка ценных бумаг и, согласно провинциальному законодательству, может действовать в том случае, если чрезвычайные обстоятельства требуют принятия срочных мер в целях защиты общественных интересов.
Весьма трудный для федеральных и региональный властей вопрос возможности и условия продажи важнейших для экономики страны предприятий гигантским государственным или квази-государственным корпорациям из Китая. До недавних пор на пути проникновения китайского капитала в экономику Канаду стояли не только экономические ограничения, прописанные в Законе об инвестициях, но и барьеры политико-идеологического характера. Такие барьеры резко выросли в первые годы после прихода Консервативной партии к власти, но были в считанные месяцы ликвидированы в условиях глобального кризиса и под мощным давлением со стороны влиятельных группировок канадского капитала, занимающих доминирующие позиции в экономике богатых ресурсами западных провинций Канады.
Канадские эксперты предсказывают, что в текущем и следующих годах на рассмотрение федерального Агентства по инвестициям поступят заявки на несколько больших сделок по приобретению китайскими и иными зарубежными инвесторами активов в нефтегазовой и других отраслях. О таких намерениях сообщили, в частности, руководители и консультанты Китайской инвестиционной компании (ChinaInvestmentCorp., CIC) одного из крупнейших в мире суверенных фондов с объемом инвестиционных средств порядка 300 млрд. долл. США. В январе 2011 г. корпорация CIC подписала с правительством Канады соглашение об организации в г. Торонто своего первого зарубежного представительства.
Рассмотрение одной из такого рода сделок уже стоит на повестке дня: 10 февраля Китайская нефтегазовая компания PetroChina подписала соглашение с крупнейшей канадской корпорацией EnСana о приобретении за 5,4 млрд. долл. США 50-процентной доли в проекте по добыче сланцевого газа в районе принадлежащего EnCana гигантского месторождения Cutbank Ridge (на территории провинций Британская Колумбия и Альберта).
В меняющихся условиях правительству Канады предстоит сформулировать позиции и принять сложные решения по ряду принципиальных вопросов, связанных с регулированием иностранных инвестиций.
Диверсификация внешних связей
Сдвиги в балансе сил в мировом хозяйстве, сложные проблемы, порождаемые преимущественной зависимостью от США как главного торгово-инвестиционного партнера, побуждают правительство Канады значительно активизировать усилия по диверсификации внешнеэкономических связей. Помимо установления отношений стратегического партнерства в экономическом взаимодействии с Китаем, власти Канады форсируют переговоры о либерализации условий торговли и инвестиций и с другими странами и региональными блоками: близятся к завершению переговоры по соглашениям о режиме свободной торговли с Европейским Союзом и Индией, начаты переговоры о разработке соглашений с Бразилией, Южной Кореей, Украиной.
Многие факты свидетельствуют о возросшем интересе канадской стороны к развитию торгово-инвестиционных связей с Россией: в 20092010 гг. состоялись переговоры между главами и министрами правительств Канады и Российской Федерации, прошли визиты правительственных делегаций регионального уровня и контакты на уровне бизнес-сообществ обеих стран. Интерес к России подтверждается и анализом новейших тенденций в динамике двусторонних инвестиционных обменов.
Курс на расширение круга внешнеэкономических партнеров ни в коей мере не означает отказа правительства С. Харпера от первостепенной приоритетности развития хозяйственной интеграции и военно-стратегического партнерства с Соединенными Штатами. В начале февраля 2011 г. лидеры обеих стран объявили о решении заключить соглашение по периметру континентальной безопасности. Этому предшествовали несколько месяцев переговоров, которые велись без особой огласки представителями ближайшего окружения президента США Б. Обамы и премьер-министра Канады С. Харпера.
По оценкам экспертов, реализация соглашения будет означать подъем на качественно новую ступень интеграционных связей между двумя странами. Но это также приведет к значительному повышению уровня американского контроля над режимом совместной границы, личной информацией канадских граждан, посещающих США и над иммиграционной политикой Канады. Лидеры оппозиционных партий считают действия правительства С. Харпера неправомерными, поскольку сама идея инициирования соглашения такого уровня значимости и его конкретное содержание должны быть предметом гласного обсуждения не только в стенах парламента, но и в рамках общенациональных дебатов, возможно, как один из ключевых вопросов на всеобщих парламентских выборах.
* * *
Проблемы посткризисного восстановления экономики и положение правительства меньшинства оказывают сильное влияние на политику правительства С. Харпера. Реальные действия федеральных властей в социально-экономической сфере до и после кризиса нередко существенно расходились с установками правящей Консервативной партии, которые провозглашались в ходе предвыборных кампаний 2006 и 2008 гг. Главные идеологические установки канадских консерваторов во внутриэкономической политики минимизация государственного вмешательства в экономику и поддержка усиления частных начал в хозяйственной и социальной сфере, во внешнеэкономической политике всемерная поддержка либерализации торгово-инвестиционных режимов, курс на углубление хозяйственной и военно-стратегической интеграции с Соединенными Штатами. С момента прихода Консервативной партии к власти предполагалось последовательно сокращать уровень государственных расходов в пропорции к ВВП, снижать налоговую нагрузку на бизнес и население, ослаблять регламентацию деятельности частных инвесторов, будь то национальные или иностранные корпорации. Однако в условиях кризиса и под давлением оппозиции правительству С. Харпера пришлось частично отказываться от этих установок.
[1] International Monetary Fund, World Economic Outlook (WEO) Database, October 2010.
[2] Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Heritage Foundation Index of Economic Freedom 2011. http://www.heritage.org/index/.
[3] Statistics Canada. Monthly Survey of Manufacturing. Manufacturing sales: Industry aggregates. January 19, 2011.
[4] Подробнее о динамике развития отдельных отраслей канадской экономики см.: Хорошилов Е.Е. Отраслевая структура экономики Канады в первом десятилетии XXI в. // СШАКанада: экономика, политика, культура. 2011. 4. (в печати)
[5] См.: Weathering the Economic Crisis: Lessons From Canada. Centerpoint newsletter, September 2009. Woodrow Wilson International Center for Scholars. www.wilsoncenter.org.
[6] См.: Хорошилов Е.Е. Финансовый сектор Канады и мировой экономический кризис // СШАКанада: экономика, политика, культура. 2010. 7. С. 6782.
[7] Прогнозы аналитических отделов крупнейших банковско-финансовых групп: Scotiabank Group. Global Forecast Update, February 3, 2011; BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011; RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.
[8] Там же.
[9] BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011.
[10] RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.
[11] Scotiabank Group. Global Forecast Update, March 4, 2011.
[12] См. подробнее: Немова Л.А., Хорошилов Е.Е. Антикризисная программа правительства Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. 5. С. 4358.
[13] OECD. The absolute size of budgetary stimulus packages. www.oecd.org/innovation/crisis.
[14] См. подробнее: Немова Л.А. Инфраструктурные проекты в антикризисной программе Канады // Россия и Америка в ХХI веке (электронный научный журнал). 2010. 2.
[15] Budget 2010. http://www.budget.gc.ca/2010/plan/chap4b-eng.html.
[16] Canadian Federation of Independent Business. CFIB's Business Barometer, February 2011. http://www.cfib-fcei.ca/english/index.html.
[17] Подробнее см.: Немова Л.А., Хорошилов Е.Е. Указ. соч.
[18] Federation of Canadian Municipalities. Key Results from the 2010 Strategic Counsel Survey. http://www.fcm.ca.
[19] Canadas Economic Action Plan. A Sixth Report to Canadians September 2010. http://plandaction.gc.ca/eng/feature.asp?pageId=184#Investments.
[20] Подробнее см.: Политика финансового оздоровления и новые методы бюджетного планирования // Л.А. Немова. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М., 2004, с. 128142.
[21] Там же, с. 127161.
[22] Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Heritage Foundation Index of Economic Freedom 2011. http://www.heritage.org/index/.
[23] IMF. Fiscal Monitor Update. Strengthening Fiscal Credibility. January 27, 2011. www.imf.org.
[24] Canadian Press, 3.03.2011.
[25] Globe and Mail, January 27, 2011. http://www.theglobeandmail.com/news/politics/us-calls-on-canada-to-stick-with-f-35/article1885406/.
[26] Financial Post, February 28, 2011.
[27] Canadian Manufacturers & Exporters. The Economic Impact of Corporate Tax Reductions. January 12, 2011. http://www.cme-mec.ca.
[28] Financial Post, February 28, 2011.
[29] Brison S., The wrong time to cut corporate taxes, Financial Post, February 25, 2011.
[30] Globe and Mail, February 8, 2011. http://www.theglobeandmail.com/news/politics/tories-cagey-about-cuts-to-the-budget/article1899857/.