ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КАНАДЕ:
ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
М.Е. Соколова, кандидат философских наук,
старший научный сотрудник Института
США и Канады РАН
Аннотация. Развитие системы информационного обеспечения науки является частью национальной стратегии информационного развития и информационной политики Канады. Долгосрочные оценки перспектив эффективного развития в этой области должны опираться на знание ее истории и традиций. В статье дается исторический обзор канадской системы информационного обеспечения науки начиная с 1920-х гг., и рассматривается деятельность национальных центров генераторов информационных ресурсов. Особое внимание уделено таким направлениям, как создание национальной цифровой информационной инфраструктуры и работа с сетевыми сервисами Web 2.0.
Ключевые слова: информационное обеспечение научных исследований; информационные ресурсы; научно-техническая информация; информационная инфраструктура; информационные центры; Web 2.0; информационная политика.
Information Provision of Scientific Researches in Canada: History and Trends
Marianna E. Sokolova
Ph.D., Senior Research Fellow,
the Institute for the U.S. and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences
Annotation.Information provision of scientific researches in Canada is part of the national strategy for information development and information policy. The article analyzes the history of this system since 1920. Particular attention is paid to the national centers-generators of information resources. The article also considers the objectives of creating a national digital information infrastructure and Web 2.0 networking which is topical for Canadian professional information society.
Keywords: information provision; information resources;information infrastructure;information centres;Web 2.0;information policy.
Современное состояние информационной среды канадской науки является одним из важнейших показателей национального научно-технического, информационного и интеллектуального потенциала страны. Управление ее развитием осуществляется в рамках общей национальной стратегии информационного развития и создания в Канаде информационного общества и экономики, основанной на знаниях (knowledge-basedeconomy).
В настоящее время информационная среда науки динамично развивается под влиянием экспансии Интернета, новых форм электронной коммуникации и программного обеспечения и сервисов. В то же время эффективная обработка всё возрастающего объема научной информации и формирование современной информационной инфраструктуры науки были бы невозможны без организационной структуры, создававшейся в течение почти всего предыдущего периода развития. Таким образом, оценки эффективности функционирования национальной системы информационного обеспечения научных исследований и перспектив ее дальнейшей эволюции, а также государственной политики в этой области в Канаде должны опираться на понимание особенностей и традиций складывавшейся в течение почти всего XX столетия информационной системы науки. Взгляд на историю становления информационных структур и организаций, занимающихся обеспечением научных исследований в Канаде, дает возможность составить представление о закономерностях развертывания информационного поля науки и преемственности в его развитии и является необходимой предпосылкой для прогнозирования новых направлений деятельности таких организаций. Особый интерес в этом отношении представляет деятельность так называемых центров генераторов информационных ресурсов[1], которые создают и поддерживают свои ресурсы в государственных системах научно-технической информации и статистики, библиотечной сети и архивном фонде. Такие центры составляют своего рода кристаллическую решетку национального информационного пространства, обеспечивая его развитие и устойчивое функционирование, а также генерируя и разрабатывая новые организационные и технологические идеи и концепции.
Начальный период становления
системы информационного обеспечения науки в Канаде
Система информационного обеспечения науки в Канаде прошла в своем развитии те же основные этапы и вехи, что и аналогичные системы многих других стран в XX веке. В первой половине этого столетия становление институтов информационного обслуживания потребностей ученых происходило в соответствии с общей для всех развитых стран тенденцией совладать со стремительным ростом количества научно-технических публикаций, который принято называть информационным взрывом. Особенно возросли потоки научно-технической информации после второй мировой войны, когда в традиционных рамках организации библиотечного дела становилось все трудней удовлетворять информационные потребности и запросы ученых и технических специалистов, отыскивая нужные публикации в огромных массивах специальной литературы.
Потребности в своевременном обеспечении новейшей научно-технической информацией в этот период были порождены прежде всего военными нуждами, связанными с первой и второй мировыми войнами, интересом военных и разведывательных служб к научно-техническим достижениям противников и союзников. Информационные потребности, таким образом, оказались на острие государственных интересов, что потребовало принятия неотложных организационных решений.
В Канаде начало первого этапа становления современной системы информационного обеспечения науки также было связано с военно-техническими потребностями, возникшими во время участия страны в первой мировой войне. Именно в связи с этим в 1924 г. при Национальном научном совете Канады (ННС) (National Research Council of Canada, NRC) была организована тогда еще совсем небольшая библиотека, предназначенная для обслуживания исследователей новых лабораторий Совета. Впоследствии на основе этой развивавшейся в течение несколько десятилетий библиотечной структуры был создан Канадский институт научно-технической информации (КИНТИ) при ННС (NRC-Canada Institute for Scientific and Technical Information), сыгравший значительную роль в национальном научно-техническом развитии и становлении системы научной информации в Канаде.
Важной вехой в истории библиотеки стало решение ННС об открытии доступа к ресурсам по технической информации для канадских университетов и промышленных исследовательских структур в 1938 г.
Таким образом, постепенное развитие библиотеки при ННС под руководством первого директора Маргарет Гил (Margaret Gil) (19281957), усилиями которой за тридцать лет удалось собрать богатейшую коллекцию научной периодики, заложило фундамент для дальнейшего развития и институционализации информационного универсума науки в Канаде. В 1932 г. разросшаяся коллекция библиотеки была перевезена в новое, специально оборудованное здание[2].
Период 19401960-х годов
в становлении системы информационного обеспечения науки в Канаде
Вторая мировая война способствовала дальнейшему процессу институционализации канадских служб научно-технической информации. 19401960-е гг. явились особенно важным периодом в национальном информационном развитии, каждое десятилетие которого имело свои особенности.
В 1940-е годы, начавшиеся второй мировой войной, которая потребовала от участвовавших в ней стран значительных усилий по развитию своего научно-технического потенциала и системы своевременного информирования о достижениях других стран в этой области, в развитии глобальной научно-информационной среды произошло несколько важных событий, например, состоялась первая международная конференция по научно-технической информации (Лондон, 1948 г.).
О следовании в этот период общим мировым трендам в области научно-технической информации говорит создание в 1945 г. в Канаде Службы технической информации (Technical Information Service, TIS) с целью регулярного обеспечения промышленности новой научно-технической информацией.
В 1950-е гг. получило широкое распространение убеждение в том, что именно уровень научно-технического информационного обеспечения является необходимой предпосылкой успешного управления исследованиями и разработками, поскольку дает возможность избежать дублирования в исследованиях, повысить их результативность и вследствие этого снизить расходы[3].В этот периодв мировой научно-информационной среде происходил выбор пути дальнейшего развития по модели единого государственного многоотраслевого центра, поддерживаемого государством, или по модели системы отраслевых государственных и коммерческих информационных и реферативных научно-технических служб с организованным между ними сотрудничеством и взаимодействием. Во-многом этот процесс и связанные с ним дискуссии были инициированы созданием в СССР в начале этого десятилетия (в 1953 г.) Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ) государственного многоотраслевого централизованного информационного центра, впоследствии ставшего головной организацией Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). Этот опыт, представленный советскими участниками на второй международной конференции по научной информации в Вашингтоне (1958), впоследствии имел огромное влияние на дальнейшее создание информационных центров в мире.
К началу 1950-х гг. в ряде стран уже были созданы крупные специализированные многоотраслевые научно-информационные структуры[4]. В США в предвоенный и послевоенный период информационным обеспечением научных исследований и технических разработок занимался целый ряд служб индексирования и реферирования. Вследствие американо-советского политического и научно-технического соперничества опыт постановки системы научной и технической информации в СССР вызывал в США большой интерес и неоднократно обсуждался на разных уровнях как в научном сообществе, так и на уровне правительственных и законодательных органов и инициатив.Особый интерес был проявлен к таким вопросам, как приемлемость для США модели единого государственного центра научной и технической информации, организация координации работы служб научной и технической информации, направления развития национальной системы научной и технической информации США. В конечном итоге в США развитие национальной системы научно-технической информации продолжилось в прежнем русле: развивались и укреплялись отраслевые информационные службы, занимающиеся индексированием, реферированием и аналитической обработкой информации в различных областях, улучшалось сотрудничество и координация между ними[5].
В ряде других странах, особенно в развивающихся, в начале 1950-х гг. фактически не существовало систем и даже отдельных институтов научной информации. Многие из этих стран впоследствии пошли по пути организации многоотраслевых централизованных национальных центров научной и технической информации вследствие ряда преимуществ такого пути развития[6].
Таким образом, в 1950-е гг. были заложены предпосылки дальнейшей интенсификации мировых институциональных и организационных процессов в области научно-информационной деятельности.
Влияние модели многоотраслевого научно-технического центра, к тому же входящего в систему финансируемых государством исследовательских организаций, сказалось и на формировании системы информационного обеспечения научно-технического развития в Канаде. Основой для создания такого центра стала библиотека при ННС, перед руководством которой в 1957 г. была поставлена задача преобразования ее в Национальную научную библиотеку (ННБ) (National Science Library of Canada, NSL). (Это официально произошло в 1967 г., когда в фондах библиотеки было уже более 725 тыс. томов. В 1970 г., вскоре после внесения изменений в Акт о Национальном научном совете, на Совет была возложена ответственность по управлению и технической поддержке Национальной научной библиотеки[7].)
В этот же период на становление системы информационного обеспечения науки в Канаде оказала влияние и такая тенденция в развитии информационной среды науки, как организационное разделение научно-технических и социальногуманитарных информационных структур, что было вызвано особенностями работы с научной литературой по социально-гуманитарным наукам в отличие от литературы по естественным, техническим и математическим наукам. Так, в 1959 г. было заключено соглашение между библиотекой ННС и Национальной научной библиотекой о разделе сфер влияния, согласно которому первая будет заниматься научно-технической информацией, а вторая информацией по гуманитарным и социальным наукам.
Таким образом, в 1950-е гг. в Канаде был принят ряд важных решений, определивших современную организационную структуру и технологический уровень в области информационного обеспечения науки. На этой основе в 1960-е гг. стала осуществляться массовая автоматизация библиотечно-информационных процессов. Благодаря ее достижениям в 1970-е гг. в связи с резко выросшим объемом информации началось создание национальной системы научно-технической информации. Так, специалисты ННБ в начале 1960-х гг. приступили к первым проектам в области автоматизации библиотечных процессов, которые были продолжены в начале 1970-х гг. и после реорганизации ННБ, когда на ее основе был создан КИНТИ при ННС.
Среди инновационных для того времени технологических информационных продуктов и сервисов, работа над которыми была начата еще в ННБ, можно назвать сервисы информационной системы CAN/SDI (Canadian Selective Dissemination of Information) (1968), а также сервисы для информационного поиска и доставки документов. Одной из первых в 1962 г. была создана база каталога и индекса публикаций ННС с использованием перфокарт, а в 1965 г. на этой основе осуществлено первое автоматизированное издание Сводный каталог научных сериальных изданий в библиотеках Канады (Union List of Scientific Serials in Canadian Libraries, ULSS CL)[8].
CAN/SDI была для своего времени передовой системой и послужила образцом для создания информационных систем в других странах. Позже на основе полученного опыта по этой же модели проектировались и другие национальные и коммерческие информационные сервисы. В 1971 г. при посредстве ЮНЕСКО созданное специалистами КИНТИ программное обеспечение получило международное распространение. Работы по его усовершенствованию продолжались, и в 1990-е гг. в КИНТИ была создана более поздняя Web-версия этого сервиса (InfoAlert), которая также впоследствии была модернизирована.
В 1972 был разработан первый поисковый сервис в режиме реального времени CAN/OLE (Canadian Online Enquiry) для доступа к некоторым канадским (Aquaref, Alberta Oil Sands Index, Boreal) и наиболее известным международным научно-технических базам данных (Chemical Abstracts, BIOSIS, Engineering Index), просуществовавший до 1995 г. CAN/OLE включал модуль для работы с документами CAN/DOC (1977). Началась также автоматизация процессов управления доставкой документов, которая постепенно превратилась в национальную службу (в 1964 г. для этих целей использовалась телексная связь, в 1979 г. факс, а впоследствии, c 1993 г., Интернет, в середине 1990-х гг. ксерокопирование статей сменилось сканированием). В основу нового, полностью компьютеризированного варианта сервиса доставки легла разработка, получившая название IntelliDoc (1994), завоевавшая под именем Relais широкое признание на рынке. В настоящее время служба доставки документов КИНТИ доставляет своим клиентам более миллиона документов в год, представляет собой автоматизированный процесс и позволяет получить ряд дополнительных услуг.
Создание Канадского института научно-технической информации при ННС
В 1974 г. произошло одно из самых важных информационных событий для канадской науки. В 19691970 гг. канадским правительством была поставлена перед ННС задача развития национальной научно-технической информационной системы, создания новых электронных продуктов и сервисов для научно-технологического сообщества.
Для выполнения этой задачи Национальная научная библиотека при ННС была объединена со Службой технической информации и на этой основе был образован КИНТИ (NRC-CISTI). Объединение с TIS продлилось лишь четыре г. (19741978). Впоследствии ТИС отделилась и стала частью NRC-Industrial Research Assistance Program, а ННБ отныне входит в качестве составной части в КИНТИ, который продолжил все основные проекты библиотеки. В настоящее время ее коллекция является национальным достоянием и считается одним из наиболее крупных библиотечных собраний в Северной Америке.
Сейчас КИНТИ является одним из крупнейших мировых информационных лидеров в области научно-технической и медицинской информации, разработок и продвижения информационно-библиотечных сервисов и инфраструктурных продуктов. Информационная деятельность этого финансируемого ННС центра направлена на поддержку научно-технического и инновационного развития Канады, информационное обеспечение ускорения инновационных процессов, содействие созданию инновационной и наукоемкой экономики в стране, обеспечение высокого уровня информационных услуг в области здравоохранения и медицины. КИНТИ по сути является одним из крупнейшим центров генераторов информационных ресурсов в Канаде. Его многочисленные подразделения (NRC Information Centres) расположены в различных регионах страны.
Основной задачей КИНТИ является информационное обеспечение исследовательской деятельности ННС и всех его институтов и подразделений. Кроме этого его информационные продукты используются университетами, а также промышленными и правительственными структурами.
Основными стратегическими направлениями деятельности КИНТИ являются:
- разработка и развитие информационной инфраструктуры для организации доступа, использования и сохранения интеллектуальной продукции канадских исследователей;
- участие в ряде информационных программ ННС;
- обеспечение деятельности созданного в ННБ Цифрового репозитория (Trusted Digital Repository, TDR) для хранения научных, технических и медицинских публикаций канадских исследователей в цифровой форме и обеспечения долгосрочного устойчивого доступа к ним. Создание цифрового репозитория является одним из основных направлений в стратегии КИНТИ по созданию сетевой национальной цифровой информационной инфраструктуры для исследовательского, инновационного и медицинского сообщества[9].
КИНТИ участвует в многочисленных программах по международному сотрудничеству. Прежде всего, это сотрудничество с WorldWideScience Alliance (WorldWideScience.org) с целью создания единого шлюза для поиска в глобальных научных базах данных и обмена знаниями в глобальном масштабе для ускорения инновационных процессов. Институт также принимает участие в ряде программ по международному библиотечному сотрудничеству (программа DataCite по улучшению доступа к данным исследований). Специалисты Института приняли участие в создании Federal Science eLibrary (FSeL) для обеспечения беспрепятственного доступа сотрудников ряда федеральных ведомств к научно-технической информации со служебных компьютеров в целях информационной поддержки принятия управленческих решений. Сотрудничеством с университетскими библиотеками и частным сектором в области программного обеспечения и сервисов для следующего поколения цифровых приложений и организации к ним доступа занимается специальное подразделение КИНТИ.
КИНТИ является участником многодисциплинарной Рабочей группы по выработке стратегии в области научных данных (Research Data Strategy Working Group) национальной инициативе по решению вопросов, связанных с доступом и сохранением данных, экспертизой метаданных, относящихся к исследованиям канадских ученых. При поддержке КИНТИ Канадский национальный комитет по CODATA (Canadian National Committee for CODATA, CNC/CODATA) осуществляет деятельность, направленную на улучшение качества и доступности научных данных, а также распространение знаний о важности сбора, организации и использования данных для продвижения S&T.
Важным направлением информационной деятельности КИНТИ является издательство научных журналов ННС и других организаций. Начало этой деятельности было положено ННС еще в 1929 г., когда началось издание Canadian Journal of Research. Впоследствии журнал разделился на ряд различных широко известных научных журналов. В 1994 г. издательство NRC Research Press было слито с КИНТИ. Тогда же издательская программа была расширена за счет включения в нее материалов конференций и монографий. В 1997 г. началось оказание издательских услуг другим организациям. В 2010 г. NRC Research Press было переименовано в Canadian Science Publishing. Перечень издаваемых изданий постоянно расширяется.
Доступ к публикациям издательства осуществляется либо через подписку на журналы, либо, если речь идет об электронных публикациях, через Интернет. Последнее возможно платным образом на основе интернет-аутентификации и авторизации кредитных карт или бесплатно в рамках правительственной программы Депозитарные услуги, предназначенной для канадцев.
В 1980-е и начале 1990-х гг. специалисты Института, продолжая работы, начатые в ННБ, создали целый ряд инновационных библиотечно-информационных продуктов. Среди них такой уникальный продукт, как Romulus версия создававшейся в течении многих лет базы данных Сводный каталог научных сериальных изданий в библиотеках Канады на оптических компакт-дисках CD-ROM.
В начале 1980-х гг. в целях создания сервисов, предназначенных для развития, производства и распространения научных данных, был выпущен такой информационный продукт как CAN/SND. В 1980 г. эта система содержала уже 13 баз данных по разным научным специальностям, в том числе базы по химическому анализу, молекулярной структуре и молекулярной биологии. В частности, CAN/SND предоставлял уникальную возможность интегрированного доступа к базам данных по кристаллографии. Дальнейшему успешному развитию этого сервиса способствовали увеличение скорости передачи данных при помощи высокоскоростных научных сетей и международное сотрудничество.
В середине 1990-х гг. возможности Интернета позволили разрабатывать следующее поколение таких информационных продуктов уже с использованием Web-технологий. Так, в 1997 г. в КИНТИ начала создаваться виртуальная библиотека, предназначенная для того, чтобы обеспечить прямой доступ к библиотечным ресурсам для исследовательских организаций ННС. В 2000-е гг. были созданы также новые поисковые сервисы Discover и Article Alerts (последний позволяет пересылать отобранные материалы пользователю, используя электронную почту или RSS).
Одним из направлений деятельности КИНТИ является информационное обеспечение медицинских исследований, а также разработка и продвижение информационно-программных продуктов для сбора, сохранения медицинской научной информации и организации доступа к ней.
Поскольку в Канаде нет национальной медицинской библиотеки, КИНТИ выполняет ее функции. ННБ считалась таковой еще в середине 1960-х гг.[10] Долгие годы, вплоть до своей реорганизации в 1995 г., информационно-поисковые услуги в области медицины и здравоохранения оказывал Центр ресурсов по медицинским наукам (The Health Sciences Resource Centre, HSRC) КИНТИ, который обеспечивал доступ к автоматизированным системам MEDLARS и DOCLINE Национальной медицинской библиотеки США (The US National Library of Medicine)[11] и предоставлял ряд других информационно-поисковых сервисов и возможностей.
В настоящее время КИНТИ продолжает информационное сотрудничество с рядом организаций, занимающихся исследовательской и информационной деятельностью в области медицины и здравоохранения. Так, с 2009 г. в рамках сотрудничества с Канадским институтом исследований в области здравоохранения (Canadian Institutes of Health Research, CIHR)[12] и Национальной медицинской библиотекой США действует база данных PubMed Central Canada, PMC Canada)[13], которая представляет собой бесплатный онлайновый архив опубликованных рецензированных научных публикаций по медицинским и биологическим наукам. Сотрудничает КИНТИ и с представителями Ассоциации медицинских библиотек Канады (Canadian Health Libraries Association), участвующими в пополнении коллекции научной медицинской литературы.
Признавая значение информационной деятельности КИНТИ, канадское медицинское сообщество все же стремится к дальнейшему развитию национальной медицинской информационной инфраструктуры и ресурсов, в частности, стоит вопрос о создании Национальной сети медицинских библиотек (NationalNetworkofLibrariesforHealth/ Reseaunationaldesbibliothequespourlasante), а с 2010 г. при участии КИНТИ создается Канадская виртуальная медицинская библиотека (CanadianVirtualHealthLibrary/ Bibliothequevirtuellecanadiennedelasante, CVHL/BVCS).
Освоения возможностей Интернета и Web-технологий в 1990-е годы
Период 1990-х гг. в развитии системы информационного обеспечения в Канаде стал этапом освоения возможностей Интернета и Web-технологий. В это время в стране были заложены предпосылки развития в условиях информационного общества и экономики, основанной на знаниях, ускорения инновационных процессов.
Всесторонняя информационная политика 1990-х гг., проводимая либеральной партией Канады, была направлена на повсеместное создание в стране основ информационного общества. Кроме технико-технологического измерения она имела и социальную составляющую. Были приняты и осуществлены целый ряд правительственных программ, направленных в конечном итоге на обеспечение повсеместного доступа всех канадцев к Интернету даже в самом отдаленном населенном пункте, сплочение общества и национальное развитие[14].
В соответствии с новой информационной стратегией в 1990-е гг. в качестве приоритетных направлений в информационном развитии страны были определены создание высокоэффективной информационной инфраструктуры, формирование единого информационного пространства, расширение международного сотрудничества и взаимовыгодной деятельности в области информационных технологий[15]. Одной из главных задач технико-технологического направления национальной информационной политики стало построение канадской информационной магистрали (CanadianInformationHighway) в целях ускорения перехода к информационному обществу и экономике знаний, для чего в стране был принят ряд стратегических законодательных актов.
Для реализации этих целей был осуществлен ряд программ, в том числе и программа по созданию высокоэффективной национальной информационной инфраструктуры науки - Канадской сети для развития исследований, промышленности и образования, которой при поддержке канадского правительства занималась корпорация CANARIE (Canadian Network for the Advancement of Research, Industry end Education) (1993). Была создана национальная высокоскоростная оптоволоконная научно-образовательная сеть CA*Net 3, современная версия которой называется CANet4. Новая мощная информационная инфраструктура открыла и новые исследовательские возможности, удешевив доступ в Интернет и обеспечив возможности для работы с большими объемами данных. Имея протяженность свыше 19000 тысяч километров, она связывает научно-образовательное и инновационное сообщество университетов, колледжей и школ, медицинских учреждений, научных лабораторий частного и государственного сектора[16].
В разработке сетей CANARIE приняли участие и сотрудники КИНТИ, которые наряду с другими специалистами ННС приступили к работе с Интернетом на очень ранней стадии его развития. С 1994 г., опираясь на приобретенный во время работы над CANARIE опыт, они стали заниматься хостингом Web-сайтов ряда исследовательских организаций ННС, а впоследствии и внешних организаций, в том числе и правительственных ведомств, что потребовало новых исследований и разработок в области Интернет-технологий. Полученный опыт хостинга электронных ресурсов специалисты института использовали для создания других Web-продуктов. В частности, в 1998, в КИНТИ был разработан новый продукт Biblionet, предназначенный для продвижения в ИКТ-секторе, а затем и другие Web-продукты. Еще одним инновационным информационным проектом, созданным специалистами КИНТИ, стала база экспертных услуг ННС (The NRC Expertise database) (1980), предназначенная для специалистов ННС, а также промышленных, образовательных и правительственных организаций.
Проблемы, связанные с работой с электронными документами, встали перед канадским научно-информационным сообществом уже в середине 1990-х гг. Новый цифровой формат требовал и новых созданных с учетом решения юридических вопросов технологий доступа к информации. Обеспечение доступа к цифровой информации по сравнению с доступом к печатным документам является гораздо более сложной процедурой в силу того, что такой доступ должен осуществляться на основе лицензии, определяющей, кто может его получить и как документ может быть использован, то есть лизинга, а не права собственности. Издательство налагает ряд ограничений на использование своей продукции в цифровой форме, лишь при соблюдении которых можно получить доступ к информации и использовать ее.
Для решения этих проблем специалисты КИНТИ разработали инновационные способы аутентификации и авторизации для пользователей, которые дают возможность пользоваться информацией, не нарушая прав издателей. Для пользования этими средствами доступ к цифровой коллекции осуществляется через специальные сервисы виртуальной библиотеки.
Одним из способов предоставления доступа к цифровой информации является ссылка на сайт издателя, где зарегистрированный пользователь может читать и скачивать документ. Другой способ заключается в загрузке всех публикаций на локальный сервер, а затем в управлении с помощью его сервисов аутентификацией и авторизацией пользователей. В КИНТИ используются оба этих способа оказания цифровых информационных услуг. Любой исследователь может выбрать соответствующие статьи, оплатить доступ к полным текстам по кредитной карте и сразу же увидеть их на экране.
Повсеместное использование Интернет-ресурсов поставило вопрос о способах сохранения цифровой информации. Сайты могут исчезнуть, их адреса или процедура доступа поменяться, сами документы могут быть изменены или удалены. Инновационным решением проблемы сохранения цифровых ресурсов является Цифровой репозиторий (Trusted Digital Repository, TDR), создаваемый в настоящее время специалистами ННБ, КИНТИ который позиционируется в качестве подлинной национальной научной библиотеки XXI века. Цифровой репозиторий, наряду с PMC Canada и онлайновым репозиторием архива публикаций ННС, создается как часть будущей национальной цифровой информационной инфраструктуры, предназначенной для научно-технического, медицинского и инновационного сообщества Канады. Дальнейшие перспективы в этом направлении имеет и начавшееся в 2006 г. сотрудничество КИНТИ с Google Scholar.
Начиная с середины 1990-х гг. в деятельности института усилилась коммерческая маркетинговая составляющая. Формирование маркетингового подразделения и разработка стратегии международного распространения сервисов способствовали укреплению его авторитета среди мирового профессионального сообщества. Другой важной тенденцией в его деятельности стало усиление ориентации на интересы промышленности и информационное обеспечение исследований и разработок и инновационных процессов, а также ориентированный в первую очередь на специальные интересы пользователя подход к поиску информации.
Создание электронных библиотек и других информационных ресурсов
в 19902000-е гг.
Одним из результатов реализации правительственной информационной стратегии 1990-х гг., направленной на развитие информационной среды общества и создание единого информационного пространства, стало увеличение количества разнообразных научных и образовательных электронных информационных ресурсов. Канадские исследователи получили возможность пользоваться такими новыми национальными информационными ресурсами, как многочисленные электронные библиотеки и другие цифровые коллекции. Многие крупные проекты канадских научных электронных ресурсов, в том числе электронных библиотек, были реализованы позже, уже в 2000-е гг.
Можно привести в качестве примера крупнейшую канадскую онлайновую библиотеку электронных книг Electronic Library of Canada[17], созданную в 2005 г., доступ к которой открыт в каждом канадском университете. В нее включены такие три крупные научные коллекции, как собрание монографий, изданных канадскими издательствами (Canadian publishers collection), собрание работ по публичной политике (Canadian public policy collection) и медицине (Canadian health research collection).
Немалый вклад в формирование современной информационной среды науки вносят и канадские университеты, которые также можно отнести к числу центров генераторов информационных ресурсов. Каждый из них имеет собственные электронные библиотечные ресурсы. В этой связи можно назвать электронные библиотеки Университета Торонто (Books Online)[18] и Университета Британской Колумбии[19].
Особое значение для представителей социальных и гуманитарных наук имеет использование разнообразных цифровых ресурсов, продвигающих национальное культурное наследие, культурные и исторические ценности. Многие из этих ресурсов создавались в рамках программ Министерства канадского наследия (Department of cultural heritage), стремящегося к продвижению в цифровой форме культурного наследия Канады, деятельность которого является составной частью национальной информационной политики Канады[20].
Одной из таких крупнейших цифровых коллекций обладает федеральное библиотечно-архивное объединение Библиотека и архив Канады (БАК) (Library and Archives Canada / Bibliotheque et Archives Canada) (2004), задачами которого являются сбор и сохранение национального документального наследия текстов, изображений и иных документов, относящихся к истории, культуре и политике Канады, и формирование электронной коллекции цифровых книг и журналов[21]. Библиотека и архив Канады объединяет коллекции и штат бывшего Национального архива Канады (создан в 1872 г. и до 1987 г. назывался Государственным архивом Канады) и бывшей Национальной библиотеки Канады (1953). В настоящее время это один из крупнейших национальных информационных центров Канады. Его деятельность регулируется специальным Актом, согласно которому БАК должны сохранять документальное наследие Канады в интересах настоящего и будущих поколений, быть общедоступным источником знаний, способствовать их сохранению и распространению, а также организации сотрудничества в этой области, внося вклад в культурное, социальное и экономическое развитие Канады[22].
Быстро растущая коллекция БАК, которая по состоянию на весну 2009 г. включала более 30 000 монографий и более чем 100 000 периодических изданий (журналы, периодические издания, информационные бюллетени)[23], является неисчерпаемым источником исследовательских материалов для представителей таких социальных и гуманитарных наук, как история, археология, генеалогия, этнография, антропология, социология, культурология, филологии и т.д.
Через портал Библиотека и Архив Канады доступен портал канадских диссертаций THESES CANADA PORTAL /PORTAIL DE THESES CANADA. Для читателей открыты национальный онлайновый библиографический каталог диссертаций на английском и французском языках AMICUS (начиная с 1965 г.) и коллекция их полнотекстовых электронных версий (с 1998 по август 2002), составляющая часть архива диссертаций Канады, созданного в 1965 г. Остальные диссертации представлены в форме кратких рефератов (с 1965 по 1997 и с сентября 2002 г.)[24]. Поисковый сервис национального каталога AMICUS обеспечивает поиск материалов не только в Библиотеке и архиве Канады, но и более чем в 1300 канадских библиотеках[25].
БАК осуществляет огромную организаторскую, исследовательскую и технологическую работу по реализации программ оцифровки фондов, а также большую организаторскую деятельность по эффективному использованию новых информационных возможностей сетевой цифровой среды, участвует в разработке и реализации национальной стратегии Канады в области цифровой информации[26].
Кроме БАК, крупнейшими цифровыми ресурсами, относящимися к историческому, документальному и культурному наследию Канады, обладают Центральные архивы (Central Archives)[27], где хранятся документы по истории и развитию Оттавы, и Королевское общество Канады (Royal Society of Canada (RSC): the Academies of Arts, Humanities and Sciences of Canada) (1883), одна из старейших канадских научных организаций[28].
Для координации деятельности и сотрудничества среди канадских библиотек, музеев, архивов, государственных учреждений, исторических и генеалогических обществ, галерей, создающих и поддерживающих цифровые ресурсы, содержащие национальное документальное наследие (книги, журналы, газеты, правительственные документы, фотографии, карты, открытки, ноты, аудио-и видео-трансляций), на основе добровольного участия была создана Canadiana.org организация, состоящая из выдающихся ученых и представителей различных учреждений, которая выступает в роли посредника, регулируя интересы всех заинтересованных лиц, включая создателей и владельцев контента и пользователей объектов культурного наследия и научно-исследовательских ресурсов[29].
Рассказ о современном состоянии системы информационного обеспечения в Канаде будет неполным без упоминания о таком его сегменте, как государственные информационные статистические ресурсы.
Создание государственных статистических ресурсов является одним из самых активно развивающихся направлений формирования современной информационной инфраструктуры в Канаде. Органы государственной системы статистики обрабатывают огромные потоки экономико-статистической информации и выступают в качестве одного из крупнейших центров генераторов информационных ресурсов страны.
В Канаде статистические знания и культура использования статистических данных рассматриваются как определяющий компонент успешного развития страны и благополучия граждан. Все важнейшие вопросы государственного управления и принятия государственных решений, мониторинга, системного анализа, оценки и контроля результатов социально-экономического развития не могут быть решены без использования данных государственной статистики[30]. Этим определяется значение информационных статистических ресурсов, предназначенных для образовательных и научных целей и повышения статистической грамотности населения.
В середине 1990 начале 2000-х гг. Статистическое агентство Канады (Statistics Canada), выступив в качестве центра генератора информационных ресурсов, при участии и поддержке Национального научного совета приступило к созданию государственного бесплатного информационного ресурса, который должен открыть доступ к статистическим данным и исследовательской литературе как для специалистов и исследователей, так и для преподавателей, учителей колледжей, студентов и простых граждан. В 2007 г. такой ресурс для поддержки учебного процесса и исследований был создан[31].
Для исследователей, в том числе и из зарубежных университетов, на этом сайте открыт доступ к базе социально-экономических данных CANSIM, которая содержит периодические издания, исследовательские данные, научные статьи и т.д. Статистический ресурс имеет также раздел для учителей и школьников (примерные планы занятий по каждому из предметов, связанных со статистикой, тематические подборки данных и статей), изучающих статистические дисциплины в рамках школьного и профессионального образования.
Канадское информационное сообщество и вызовы новой сетевой среды
2000-е гг. стали для представителей канадского профессионального научно-информационного сообщества временем решения ряда таких профессиональных задач, с которыми они раньше не сталкивались. Речь идет прежде всего об освоении Интернета как сетевой информационной среды. Информационные центры Канады оказались перед новыми вызовами виртуальной реальности и необходимостью поиска ответов на эти вызовы.
В начале 1990-х гг. Интернет воспринимался прежде всего как универсальная технология доступа к институциональным научно-информационным ресурсам, а главной задачей профессионалов-информационников было создание соответствующих программных продуктов (сайтов и т.д.). Позже на первый план вышло создание многочисленных электронных информационных ресурсов (электронных библиотек и т.д.) и сохранение Интернет-ресурсов (создание цифровых репозиториев), разработка технологий для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. В 2000-е гг. стали все больше проявляться сетевые свойства информационной среды науки. Web перестает быть только платформой для пассивного поиска информации и превращается в пространство совместного сетевого создания информационных ресурсов (фолксономии) и постоянных взаимодействий, в том числе профессиональных. Изменения затронули и сферу научных коммуникаций. Местом оживленных научных коммуникаций и обмена научной информацией становятся социальные сети, блоги, сетевые сервисы для обмена видео- и фотоматериалами и другие сервисы и технологии Web 2.0, предоставляющие обширный набор удобных графических сервисов для участия в мультимедийных сообществах по интересам и коммуникации[32].
Таким образом, поскольку научные коммуникации развиваются в соответствии с общей эволюцией сетевой среды, организация информационного обеспечения науки также должна претерпеть соответствующие изменения. Перспективы сетевых научных коммуникаций и сетевого интеллектуального контента определяют и будущее информационной среды науки вообще и, в частности, ее информационного обеспечения.
В предшествующий период циркуляция информационных потоков осуществлялась как сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение и поиск закрепленной в форме письменных документов научной информации и предоставление этой информации ученым-исследователям и специалистам в удобной для них форме. Монополия на информационное обеспечение науки принадлежала профессионалам, работающим в государственных или коммерческих службах и организациях национальной системы научно-технической информации.
В новой информационной среде науки, помимо традиционных информационных ресурсов и форм научно-информационной деятельности, большую роль начинают играть информационные обмены нового типа, когда источниками научной информации являются онлайновая деятельность самих ученых и их прямые сетевые децентрализованные коммуникации в форме кратковременных мобильных информационных связей.
Таким образом, если раньше система информационного обеспечения науки существовала только как обособленная от собственно научного труда подсистема специальной научно-информационной деятельности[33], то теперь создателями научно-информационного контента в Интернете все чаще являются сами ученые, не говоря уже о том, как неизмеримо расширились для них возможности получения и обмена научной информацией в Интернете вследствие их собственной интерактивной деятельности.
В условиях новой информационной среды традиционные организационные структуры не могут строить и развивать дальше свою деятельность без взаимодействий с многочисленными участниками виртуальных инфообменов самими исследователями, которые являются одновременно и авторами, и собственниками производимого ими же онлайнового контента, сетевыми сообществами, издательствами. Так, сегодня все канадские информационные центры, в том числе и сайт CANARIA, имеют свои представительские страницы в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter и целый ряд других сетей и сетевых сервисов. Соответственно, они оказываются перед лицом целого ряда проблем, решение которых в настоящий момент напряженно ищут.
Какую стратегию избрало канадское научно-информационное сообщество в ответ на сетевые вызовы эпохи?
В целом, канадское информационно-библиотечное сообщество, опираясь на сложившиеся профессиональные традиции и новые реалии информационного общества, демонстрирует готовность к модернизации и изменению традиционно сложившихся профессиональных подходов в пользу новых решений, публично признавая необходимость таких изменений[34].
Одним из первых проявлений такой открытости по отношению к новым тенденциям в информационной среде и стремления к инновационным решениям еще в 1990-е гг. стало создание нового типа онлайновых информационных ресурсов институциональных репозиториев (ИР), предназначенных для сбора, сохранения и распространения в цифровой форме интеллектуальной продукции, созданной каким-либо институтом, в том числе исследовательской организацией.
Их появление стало одним из важнейших направлений формирования новой научной информационной среды науки в Канаде начиная с середины 1990-х гг. В отличие от электронных библиотек, ИР являются не просто хранилищами информации, они предоставляют ученым онлайновые сервисы для самостоятельного архивирования ими их собственных исследовательских материалов. Например, университетские ИР могут включать такие материалы, как статьи из научных журналов, препринты, постпринты, электронные версии диссертаций, учебные курсы, административные документы. Как международная инициатива Открытых Архивов ИР появились в 1990-е гг. Они создаются на основе открытого программного обеспечения в рамках идеологии свободы и независимости Интернета от коммерческих интересов.
Целями этого движения является обеспечение открытого доступа к созданной в исследовательских организациях и институтах научной продукции (посредством ее самоархивирования), информационной поддержки научных исследований и выполнения ряда управленческих функций в области исследовательской и преподавательской деятельности; сбор научного контента в одном хранилище; хранение других институциональных архивов, включая неопубликованные документы, диссертации и технические отчеты, осуществление сотрудничества и междисциплинарных проектов.
В Канаде эта информационная инициатива, открывающая перед учеными онлайновые возможности, получила широкое распространение. Свои репозитории зарегистрировали такие крупные государственные информационные центры, занимающиеся информационным обеспечение науки, как КИНТИ, Library and Archives, многие канадские университеты, институты, библиотеки, архивы, исследовательские центры, а также Национальный научный совет.
О высоком уровне участия канадских исследовательских и учебных институтов в этой международной инициативе говорит статистика и другие данные по ИР, которые можно найти на сайтах, предназначенных для регистрации репозиториев открытого доступа: ROAR Registry of Open Access Repositories (в настоящий момент зарегистрировано 58 ИР[35]; OpenDOAR Directory of Open Access Repository (по данным 2011 г. насчитывается 53 ИР)[36]; Repository 66 map, где к 2011 г. зарегистрировано 60 канадских ИР[37] и др. (Перечень сайтов можно найти на сайте Repository 66 map.)
Позиция представителей канадского библиотечно-архивного научно-информационного сообщества по поводу сетевых технологий в качестве официального credo отражена на сайте Библиотека и архив Канады. В ряде исследовательских работ, размещенных на этом сайте, рассматриваются различные аспекты сетевых технологий и коммуникаций и их влияние на традиционные методы работы с научной информацией, ставится вопрос о национальной информационной инфраструктуре будущего, которая в значительной мере будет уже киберструктурой[38].
По мнению канадских исследователей, анализирующих происходящие изменения, под влиянием технологий Web 2.0 научные коммуникации в Интернете больше не строятся только по правилам письменных документов с присущими им особенностями, что влечет за собой изменения в традиционных представлениях о том, что такое информация, коллекция, потребители и производители информации, опубликованные и неопубликованные документы. Научная информация перестала пониматься только как совокупность дискретных источников. Ответственность за ее создание распределена между профессионалами и частными лицами, которые участвуют в онлайн-процессах по созданию текстов, заметок, закладок, т.е. коллективном информационном творчестве. В соответствии с этим ощущается настоятельная потребность в новых концептуальных подходах к осмыслению изменений в природе научных коммуникаций и информации, нужен новый понятийно-терминологический аппарат, что неизбежно должно привести к изменению традиционных способов мышления и управления и организации в информационно-библиотечном и архивном деле.
В этой ситуации представители традиционных, сложившихся десятилетия назад информационных центров, в чьи функции входит собирать информацию, обрабатывать ее и предоставлять читателям, все больше осознают, что эти организации перестали быть эксклюзивными источниками достоверной информации. Они стоят перед неизбежностью отхода от прежних стандартов информационной деятельности и менеджмента в этой области, возникших в тот период, когда научно-информационная деятельность понималась прежде всего как сбор и хранение ресурсов и обеспечение удобного доступа к ним. Взамен этого в условиях гиперинформационного взрыва перед ними открывается огромное поле профессиональной деятельности по предоставлению информации в форме метаданных и цифровом формате[39].
Но все попытки прогнозирования дальнейшего развития сетевых сервисов и их эффективности должны строиться не на статичной оценке, опирающееся на сегодняшнее положение вещей, а на понимании эволюции Web в будущем. Между тем еще очень немногие специалисты ставят вопрос о следующих этапах эволюции Веб, которые грядут после Web 2.0, когда на смену этой технологической платформе придет следующее поколение технологий.Существует серьезная потребность во всестороннем анализе Web в его непрестанном развитии и прогрессе от Web 2.0 к Web 3.0, Web 4.0, Web 5.0 и дальше. Но уже сейчас можно говорить о нарастании ряда новых тенденций в развитии информационной среды науки. Так, на повестке дня для профессионалов сейчас стоит вопрос о мобильном доступе к сетевым Интернет-ресурсам как следствие мобилизации всей жизни, что неизбежно касается и сферы научных коммуникаций. Таким образом, при прогнозировании изменений в сфере информационного обеспечения науки, кроме фиксированного доступа, должно учитываться и это направление развития широкополосного доступа в Интернет. Использование малого экрана в качестве основного устройства неизбежно приведет к убыстрению информационного обмена.
КИНТИ ответил на эту потребность мобильного века, запустив новую мобильную версию своего сайта, предназначенную для доступа со смартофонов и других самых современных мобильных устройств[40]. Этот федеральный библиотечный мобильный Web-сайт, который является одним из первых канадских федеральных мобильных Web-сайтов, был запущен 20 июня 2011[41]. Новый мобильный сайт позволяет владельцам мобильных устройств быть полностью независимыми от места фиксированного доступа в Интернет и пользоваться научными, техническими и медицинскими информационными ресурсами ННБ и КИНТИ (каталогами и полнотекстовыми ресурсами) в режиме повседневного передвижения.
Об активной просетевой позиции профессионального сообщества говорит и деятельность начиная с 1990 г. Коалиции сетевой информации (Coalition for Networked Information) совместной инициативы Ассоциации научных библиотек Канады (Association of Research Libraries, ARL) и EDUCAUSE[42]. Эта организация выступает за продвижение ИТ и сетевых сервисов (особенно Вики, блогов и т.д.) в сфере высшего образования, организует обсуждение трендов сетевого сообщества. Коалиция также участвует в национальной программе цифровизациии и принимает участие в Инициативе открытых архивов[43].
Таким образом, в настоящее время Web 2.0 как феномен сетевого способа создания, распространения и использования информации изменяет стандарты информационного поведения как самих пользователей, так и профессионального информационного и библиотечно-архивного сообщества.
Заключение
В становлении системы информационного обеспечения в Канаде можно выделить следующие этапы: 19201930-е гг. создание системы библиотечного обслуживания потребностей ученых; 19401960-е гг. формирование первых организационных структур, начало автоматизации библиотечных процессов; 19701980-е гг. создание системы научно-технической информации, продолжение автоматизации библиотечно-информационных процессов в области научно-технической информации, разработка новых баз данных, информационных и инновационных программных продуктов; 1990-е гг. образование корпорации CANARIE и создание высокоскоростной сети для науки как части национальной информационной инфраструктуры, работа с Интернетом и Web-технологиями, формирование разнообразных информационных ресурсов и электронных библиотек. И, наконец, современный этап, начавшийся вместе с XXI веком, продолжающий направления информационной деятельности всех предыдущих периодов и открывающий перед профессионалами широкие перспективы цифровизации культурного, документального и интеллектуального контента, дальнейшего создания цифровой информационной инфраструктуры, использования сетевых технологий и мобильных приложений.
Подводя итоги, можно сказать, что канадское информационно-библиотечное сообщество в процессе становления организационной структуры информационного обеспечения науки следовало всем основным трендам мирового развития в этой области, преломляя их в соответствии с особенностями канадского опыта. Идя по такому пути, удалось создать систему информационного обеспечения науки, соответствующую мировым моделям и стандартам развития в этой области. Нельзя не отметить, что современный высокий уровень этого развития во-многом является результатом успешной реализации в середине 1990-х начале 2000-х гг. национальной информационной стратегии, направленной на создание основ информационного общества, развитие национального научно-технического и инновационного потенциала. Представители информационного сообщества Канады предложили в русле этих преобразований новые профессиональные подходы. Их открытое и позитивное отношение к инновационным формам работы основывается на профессиональном и исследовательском потенциале, сформировавшемся в результате многодесятилетнего преемственного научно-информационного развития и в значительной степени подготовлено правительственной информационной политикой 1990-х гг. Как результат, канадские информационные центры, развивая традиционные ресурсы и направления деятельности в интересах современной государственной информационной инфраструктуры науки, в то же время активно осваивают новую сетевую Интернет-среду.
В настоящее время можно говорить о существовании в стране многообразной интенсивно развивающейся высокотехнологичной информационной среды научных коммуникаций, которая открывает перед канадским и мировым исследовательским и университетским сообществом широкие возможности, что, безусловно, свидетельствует о перспективности стратегии развития, избранной канадскими профессионалами в области научной информации.
[1] Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с. С. 108-109.
[2] History of the NRC Canada Institute for Scientific and Technical Information. - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ibp/cisti/about/history/sussex.html
[3] Черный А.И. Всероссийский институт научно-технической информации: 50 лет служения науке. М.: РАН. ВИНИТИ, 2005. - С. 39-41.
[4] Например, французский Центр документации Национального центра научных исследований (Centre national de la recherche scientifique CNRS) (1939), в чьи задачи входило реферирование всей французской и иностранной научной литературы // Черный А.И. Всероссийский институт научно-технической информации: 50 лет служения науке. М.: РАН. ВИНИТИ, 2005. - С. 68-69.
[5] Черный А.И. Всероссийский институт научно-технической информации: 50 лет служения науке. М.: РАН. ВИНИТИ, 2005. - с.36-42.
[6] Среди них: Китай (1956 г. - Институт научной и технической информации), Япония (1957 г. Центр научной и технической информации), Израиль (1961 г. Национальный центр научной и технической информации Израиля), Корея (1962 г. Институт промышленной и технологической информации), Бразилия (1962 г. Бразильский институт информации по науке и технике) // Черный А.И. Всероссийский институт научно-технической информации: 50 лет служения науке. М.: РАН. ВИНИТИ, 2005. - С. 41.
[7] History of the NRC Canada Institute for Scientific and Technical Information. A National Science Library at Sussex. - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ibp/cisti/about/history/sussex.html
[8] History of the NRC Canada Institute for Scientific and Technical Information. The Evolution of services: Part 1- http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ibp/cisti/about/history/services-part-1.html
[9] Key Strategic Initiatives. - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ibp/cisti/about/overview-initiatives.html
[10] Canada Institute for Scientific and Technical Information (CISTI)//
http://hlwiki.slais.ubc.ca/index.php/Canada_Institute_for_Scientific_and_Technical_Information_(CISTI)
[11] US National Library of Medicine (NLM) // http://www.nlm.nih.gov/
[12] Canadian Institutes of Health Research. - http://www.cihr-irsc.gc.ca/e/193.html
[13] PubMed Central Canada Web Site. - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/services/cisti/pubmed-central-canada/index.html
[14] Казанцева Н.А. Канада на пути к информационному обществу / Н.А. Казанцева. Чита: ЧитГу, 2009. 88 с.
[15] Казанцева Н.А. Канада на пути к информационному обществу / Н.А. Казанцева. Чита6 ЧитГу, 2009. 84 с.
[16] CANARIE - http://www.canarie.ca/en/about/aboutus
[17] Electronic Library of Canada. - http://www.canadianelectroniclibrary.ca/
[18] Books Online. - а http://link.library.utoronto.ca/booksonline/search.cfm/
[19] UBC Library. - http://www.library.ubc.ca
[20] Казанцева Н.А. Канада на пути к информационному обществу / Н.А. Казанцева. Чита6 ЧитГу, 2009. С. 108-113.
[21]Library and Archives. - www.collectionscanada.gc.ca/electroniccollection/index- e. html
[22] Library and Archives of Canada Act. - http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/L-7.7/
[23] Library and Archives. - http://www.collectionscanada.gc.ca
[24] Theses Canada. - http://www.nlc-bnc.ca/thesescanada/index-e.html
[25] AMICUS. - http://www.collectionscanada.gc.ca/amicus/index-e.html
[26] McDonald J., Shearer K. Toward a Canadian Digital Information Strategy: Mapping the Current Situation in Canada. By version 2.0 January 31, 2006. - http://www.collectionscanada.gc.ca/cdis/index-e.html
[27]The Central Archives. - http://www.ottawa.ca/rec_culture/museum_heritage/archives/index_en.html html
[28] The Royal Society of Canada (RSC): the Academies of Arts, Humanities and Sciences of Canada . - http://www.rsc.ca/home.php
[29] Canadiana.org. - http://www.canadiana.ca/
[30] Юдина Т. Н. Университетская информационная система РОССИЯ для современного статистического образования / Т.Н. Юдина, А. В. Богомолова, Н. Ф. Дышкант. - С.44-53.
[31] Statistics Canada. - http://www.statcan.gc.ca/start-debut-eng.html
[32]Палий Н. Nanopaprika и другие сети общения для ученых. Режим доступа: http://www.nanometer.ru/2010/05/14/12738582239502_213822; Соколова М.Е. Социальные научные сети и открытый код поколения Google// Социологический ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - с. 320-354.
[33]Приложение 1. Научная информация (Вопросы советской науки). М.: ВИНИТИ, 1962. 25 с. // Черный А.И. Всероссийский институт научно-технической информации: 50 лет служения науке. М.: РАН. ВИНИТИ, 2005. - 394 С.
[34] Burger K. Re-examining the Foundations of Information Management in a Web 2.0 World. - http://www.collectionscanada.gc.ca/digital-initiatives/012018-3402-e.html
[35]Registry of Open Access Repositories (ROAR). - http://roar.eprints.org
[36]Directory of Open Access Repository (OpenDOAR). - http://www.opendoar.org/
[37]Repository 66 map. - http://maps.repository66.org
[38]Web 2.0 Thought Papers. - http://www.collectionscanada.gc.ca/digital-initiatives/012018-3400-e.html
[39] Там же. - http://www.collectionscanada.gc.ca/digital-initiatives/012018-3400-e.html
[40]NRC-CISTI goes portable with launch of mobile website. - http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/news/cisti/2011/nrc-cisti-mobile.html
[41]NRC-CISTI Mobile. - http://m.cisti.nrc.gc.ca/eng/
[42] EDUCAUSE. - http://www.educause.edu/
[43] Coalition for Networked Information. - http:// www.cni. org.