Россия и Америка в XXI веке
Россия и Америка в XXI веке На главную О журнале Свежий выпуск Архив Контакты Поиск
Подписаться на рассылку наших анонсов

E-mail:
№3, 2011

АМЕРИКАНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И РАЗВИТИЕ (ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ ОБЗОР ДИПЛОМАТИИ И РАЗВИТИЯ[1])

М. В. Солянова, аспирантка
Института США и Канады РАН
e-mail:

Аннотация. В декабре 2010 г. впервые в истории был обнародован Четырехлетний обзор дипломатии и развития Государственного департамента США, включающий меры по повышению эффективности внешней политики США, а также укреплению американского лидерства в современном мире. Целью данной статьи является раскрытие и анализ затронутых в Обзоре рекомендаций и реформ.

Ключевые слова: Четырехлетний обзор дипломатии и развития; Госдепартамент; Агентство по международному развитию; лидерство США.

American Diplomacy and Development (The First Quadrennial Diplomacy and Development Review)

Maria Solyanova
Ph.D. student,
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
e-mail:

Annotation. In December 2010, for the first time in history the U.S. State Department Quadrennial Diplomacy and Development Review was announced. It includes measures to improve U.S. foreign policy, and strengthen American leadership in the modern world. The article is focused on discovering and analyzing the recommendations and reforms that the First Quadrennial Diplomacy and Development Review contains.

Keywords: Quadrennial Diplomacy and Development Review; U.S. State Department; USAID; U.S. leadership.

В июле 2009 г. впервые был составлен, а 15 декабря 2010 г. обнародован Четырехлетний обзор дипломатии и развития (QDDR), включающий рекомендации по повышению эффективности функционирования дипломатической службы как для решения сегодняшних проблем, так и для  решения проблем в мире в ближайшие годы. Учитывая все плюсы и минусы в принятии прошлых решений, авторы обзора составили прогноз о выборе стратегии  и ресурсах, необходимых, для успешной реализации этой стратегии.

Первый Четырехлетний обзор дипломатии и развития касается трех областей: модернизация и координация дипломатии между учреждениями правительства США, укрепление связи дипломатии и развития, улучшение координации с партнерами среди военнослужащих, в зоне конфликта и нестабильных государствах. Х. Клинтон, подчеркивая важность работы дипломатической службы Соединенных Штатов, определяет ее как основу внешней политики США для решения глобальных и региональных проблем, таких, как ядерные амбиции Ирана, содействие переговорам между израильтянами и палестинцами, укрепление стабильности на Корейском полуострове и работа с другими правительствами для оказания чрезвычайной помощи Гаити[2].  Х. Клинтон подчеркивает необходимость не только восстановления потенциала Государственного департамента, но и переосмысления, реформирования и пересмотра механизма модернизации Госдепартамента и Агентства США по международному развитию.

Четырехлетний обзор Государственного департамента США включает меры, направленные на адаптацию к меняющемуся глобальному ландшафту и меняющимся приоритетам, на реорганизацию Госдепартамента и Агентства США по международному развитию (USAID), развитие взаимодействия с другими учреждениями правительства Соединенных Штатов, а также на реформирование реализации зарубежных программ с целью привлечения гражданской силы и предотвращения кризисов и конфликтов и реагирования на них. Так, например, улучшение координации между Агентством по международному развитию и Госдепартаментом, а также четкое определение действий их сотрудников будет способствовать повышению эффективности их работы, особенно при кризисе и в чрезвычайных ситуациях.

В своем выступлении в Госдепартаменте 15 декабря 2010 г. госсекретарь США Х. Клинтон отметила, что для реализации стремления Соединенных Штатов к продвижению демократии и экономической стабильности необходимы ...не только знания и навыки наших дипломатов из Государственного департамента и экспертов Агентства США по международному развитию, но и опыт гражданских специалистов всех структур правительства США. О глобальности намерений администрации Б. Обамы говорит следующее заявление Х. Клинтон: Мы полны решимости перестроить Агентство США по международному развитию, сделав его ведущим мировым учреждением по вопросам развития.

Ограниченность ресурсов часто становится причиной возникновения дилеммы в оказании иностранной помощи: удовлетворение краткосрочных или долгосрочных потребностей. Примером может служить ситуация в Гаити: землетрясение, эпидемия холеры и кризис с выборами. Х. Клинтон, рассматривая эту ситуацию, говорит о сложности в отдании приоритета той или иной задаче: Если игнорировать законные вопросы, возникающие в  связи с выборами, создаются условия для долгосрочной нестабильности. Если прекратить гуманитарную помощь, пока решаются вопросы с выборами, пострадают люди, которым вы хотите помочь. Четырехлетний обзор дипломатии и развития помогает преодолеть эти затруднения, определяя, прежде всего, возможности оказания помощи. Четкое представление о ресурсах, которые могут быть затрачены, позволяют определить эффективность применения тех или иных организационных  и оперативных методов решения поставленной задачи.

Основным направлением первого в истории Четырехлетнего обзора дипломатии и развития является совершенствование работы Госдепартамента и Агентства США по международному развитию и их реформирования с целью более эффективного продвижения американских интересов за рубежом за счет постановки четких приоритетов. За основу Четырехлетнего обзора дипломатии и развития  был взят Четырехлетний обзор в области обороны с тем, чтобы эффективно использовать ресурсы и достигать поставленных целей. В связи с этим в Четырехлетнем обзоре дипломатии и развития подчеркивается необходимость, наряду с военной мощью, повышения роли гражданской силы, состоящей не только из дипломатов и экспертов по развитию, но и гражданских специалистов в таких областях, как здравоохранение, правосудие, сельское хозяйство. Также подчеркивается важность использования в решении глобальных проблем  концепции разумной силы.

Четырехлетний обзор содержит оценку процессов, происходящих на международной арене и в мире в целом, тенденции в изменении международных отношений и угроз, стоящих перед мировым сообществом, в том числе насильственного экстремизма, распространения ОМУ, изменения климата и экономического кризиса. XXI век, по мнению авторов, предъявляет к дипломатии новые требования. Уже недостаточно использовать старые дипломатические приемы для эффективного продвижения американских интересов. Так, например, если раньше дипломатия затрагивала только избирательные округа, то Четырехлетний обзор предлагает расширить сферу влияния и распространить американскую дипломатию на все гражданское общество, используя все современные средства и технологии. С этой целью планируется:

  •  наладить внешнеполитические контакты не только на уровне государства, но и на уровне частного сектора;
  •  развивать общественную дипломатию;
  •  создать региональные медиа-центры, активно участвовать в дискуссиях, способствовать расширению контактов между народами;
  •  способствовать всестороннему участию женщин и девочек во всех инициативах.

Большое значение Четырехлетний обзор уделяет вопросу повышения качества работы дипломатов. Предусматривается не только обеспечение их необходимыми ресурсами, но и новые подходы в работе, в том числе:

  •  упрощение отчетности;
  •  доступ к коммуникационным технологиям;
  •  разработка нового глобального стандарта для управления рисками.

С целью повышения эффективности работы специалистов в области развития предусматривается:

  •  возложить на Агентство США по международному развитию курирование вопросов продовольственной безопасности и глобального здравоохранения;
  •  концентрировать усилия в следующих областях: демократия и государственное управление, проблемы изменение климата, стабилизация экономического роста,  глобальное здравоохранение (Агентству по международному развитию предложено возглавить Глобальную инициативу в области здравоохранения к 2012 году), гуманитарная помощь, продовольственная безопасность (с этой целью предлагается Агентству по международному развитию возглавить программу Питание для будущего).

Анализируя опыт оказания помощи со стороны Соединенных Штатов  различным странам, авторы обзора, приходят к выводу, что следует сместить акцент от помощи к инвестициям, так как инвестирование может послужить развитию устойчивой экономической системы этих стран. Чтобы реализовать это намерение, необходимо реформировать существующую модель взаимоотношений:

  •  скоординировать контакты с другими донорами, принять долгосрочные планы по иностранной помощи;
  •  создать Лабораторию по развитию на базе Агентства по международному развитию;
  •  осуществлять мониторинг и оценку проводимой работы на принципах прозрачности;
  •  сделать информацию об оказании иностранной помощи свободной для доступа;
  •  акцент в оказании инвестиций сосредоточить на гендерном равенстве, центральное внимание оказывая защите интересов и прав женщин и девочек с целью достижения максимальных результатов по всем направлениям.

За повышение роли Агентства США по международному развитию как структуры, призванной проводить политику развития в глобальных масштабах, выступили президент США Б. Обама, госсекретарь Х. Клинтон и администратор Агентства международного развития Раджив Шах. Предлагается проводить политику развития, повышая роль Агентства, увеличивая количество представительств и миссий, увеличения числа его сотрудников, а также создав Бюро по вопросам политики, планирования и обучения.

Не вызывает сомнений, что чем эффективнее будет развитие, тем стабильнее будет ситуация в стране, в которой оно проводится. Следовательно, и эффективность дипломатии возрастает. Чтобы способствовать этому процессу, авторы доклада предлагают улучшить взаимодействие и координацию между Госдепартаментом и Агентством по международному развитию по всем вопросам, касающимся дипломатии и развития.

В условиях глобализации нет возможности определять угрозу, исходящую от других государств только по географическим признакам. Свободное перемещение людей, капиталов, глобальное информационное пространство, благодаря которому идеи распространяются по миру в такое короткое время, приводят к тому, что часто невозможно принять на уровне государства меры, способные противостоять их распространению.  Соединенные Штаты (так же как и другие страны), в этих условиях не могут иметь надежных гарантий безопасности. Так, например, слаборазвитые государства могут стать базой для террористов и других преступных элементов. И здесь важно принимать меры по предотвращению конфликтов, укреплению экономик слаборазвитых стран, их систем правосудия. А в дальнейшем проводить мероприятия по содействию становления таких правительств, которые самостоятельно смогут решать внутренние вопросы, в том числе по защите прав и свобод человека.

Четырехлетний обзор предусматривает четкое разделение ответственности между Госдепартаментом и Агентством США по международному развитию. В сферу ответственности Госдепартамента входят вопросы, касающиеся политических кризисов и безопасности, а в сферу ответственности Агентства по международному развитию гуманитарные кризисы, крупномасштабные природные или техногенные катастрофы, голод, эпидемии и другие природные явления. Для повышения возможностей реагирования на эти вызовы предусмотрено создание новых бюро, подготовка персонала, широкое привлечение к работе гражданских специалистов, особое внимание уделяется интеграции женщин.

Предлагается заменить Гражданский резервный корпус Экспертным корпусом, более гибким и мобильным, а, следовательно, и более эффективным. Немаловажную роль в решении этих вопросов играет и участие международных партнеров, совершенствование и реформирование миротворческих операций ООН. Соединенные Штаты готовы оказывать помощь в создании эффективных систем безопасности и правосудия странам-партнерам.

Для решения этих задач требуется также реформирование систем планирования и бюджета, в том числе: создание Управления по бюджету и управлению ресурсами (под руководством заместителя госсекретаря по вопросам управления и ресурсов); введение долгосрочного планирования; стратегического планирования, а также комплексных стратегий, включающих стратегии стран, участвующих в усилиях по оказанию иностранной помощи; совершенствование систем мониторинга и обмена опытом.

В условиях изменений, происходящих в мире сегодня, Соединенным Штатам необходим четкий выбор приоритетов и ресурсов для достижения поставленных целей. Госдепартамент и Агентство по международному развитию должны скоординировать свои решения и действия, а также содействовать углублению сотрудничества со всеми структурами правительства. Долгосрочная цель первого Четырехлетнего обзора состоит в использовании настоящего момента для формирования основы прочного американского лидерства на десятилетия вперед.

В Четырехлетнем обзоре отмечается, что Стратегия национальной безопасности 2010 г. имеет две основных идеи создание источников американской власти и формирование мирового порядка с целью продвижения американских интересов, что является новой стратегией лидерства США в меняющемся мире. Такое лидерство требует реформирования как внутренней (возрождение экономики, создание новых рабочих мест, повышение качества образования, увеличение инвестиций в НИОКР, сокращение дефицита федерального бюджета), так и внешней политики (обеспечение безопасности государства и граждан, союзников и партнеров; создание более открытой экономической системы; продвижение общечеловеческих и демократических ценностей, принципов свободы и равенства, соблюдения прав человека; формирование устойчивого мирового порядка; развитие сотрудничества в решении глобальных проблем).

Решение таких задач возможно только при сотрудничестве с другими странами. Так, президент Б. Обама отметил: Мы знаем, что Америка не может в одиночку принимать соответствующие меры при возникновении угроз этого века, но и мир не может это сделать без Америки. Для построения принципиально новых партнерских отношений, по мнению авторов Обзора, следует предпринять следующие шаги:

  •  провести реорганизацию с целью повышения эффективности решения транснациональных вопросов;
  •  учредить Бюро по международным вопросам энергетики (под руководством заместителя госсекретаря по экономическому росту, энергетике и окружающей среде);
  •  учредить  Бюро по операциям в условиях кризисов и конфликтов (под руководством заместителя госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека);
  •  создать Бюро по борьбе с терроризмом (под руководством специального координатора, занимающегося санкциями и мерами пресечения нелегального финансирования);
  •  с целью усиления роли государства в геоэкономических вопросах назначить Главного экономиста, в обязанности которого будет входить создание механизма раннего предупреждения, скоординированного с другими системами правительства США и направленного на эффективное решение вопросов, затрагивающих области экономики, безопасности и политики;
  •  создать Бюро по контролю над вооружениями;
  •  реструктуризировать Бюро по международной безопасности и нераспространению;
  •  ввести должность координатора по вопросам кибербезопасности;
  •  расширить взаимодействие с союзниками и партнерами как на региональном, так и на глобальном уровне, в том числе с союзниками по НАТО, с новыми державами и др.
  • реформировать региональные бюро и Бюро по делам международных организаций.

Авторы Четырехлетнего обзора признают, что сегодня, помимо традиционных угроз (войны и агрессии), существуют новые типы угроз глобального масштаба, в том числе терроризм и насильственный экстремизм, оказывающие серьезное давление на нестабильные государства. Этому способствуют и такие факторы, как развитие техники и транспорта. Так, президент Соединенных Штатов Б. Обама серьезно озабочен возможностями  распространения ядерных технологий и ядерных материалов из-за опасности их попадания в руки экстремистов и террористов.

Четырехлетний обзор дипломатии и развития затрагивает и появление новых транснациональных проблем, связанных с глобальностью экономической системы:

1. Экономический кризис, начавшийся в какой-либо стране, не может не отразиться на состоянии мировой экономики, и, следовательно, на состоянии экономики США. Экономический кризис порождает  неустойчивость цен на товары и услуги (в том числе и на продукты питания), вследствие чего могут возникать конфликты как внутри государств, так и между государствами, и, следовательно, может создать сложности в обеспечении безопасности при перемещении товаров и услуг через границы.

2. Серьезное внимание авторы Четырехлетнего обзора уделяют проблеме изменения климата, которое может привести к конфликтам за ресурсы, потокам беженцев и мигрантов, засухе и голоду, а также катастрофическим стихийным бедствиям. Такие процессы не могут не отразиться на снижении экономического благополучия Соединенных Штатов.

3. Глобальность информационного пространства с одной стороны является большим достижением современности, обеспечивая свободный поток информации, но с другой стороны создает серьезную угрозу кибербезопасности. Следствием кибер-атаки может стать утечка информации из государственных и коммерческих учреждений, хищение интеллектуальной собственности, срыв работы банков (как это произошло в Нью-Йорке) и др.

4. Транснациональная преступность несет угрозу не только Соединенным Штатам, но и всему мировому сообществу. За последние 15 лет, как отмечают авторы Обзора, торговля оружием, наркотиками, людьми, влияние коррупции и транснациональных картелей на стабильность в странах значительно выросли по масштабам и охвату.

5. Распространение инфекционных заболеваний является еще одной новой угрозой в условиях глобализации мирового пространства. Как отмечают авторы Обзора: Вспышка особенно опасной болезни в одной стране может за одну ночь стать региональной эпидемией, а за несколько дней вызвать кризис в области глобального здравоохранения.

Геополитическая ситуация в мире также претерпела кардинальные изменения, и, как отмечают авторы Обзора, продолжает меняться. Основной тенденцией стало появление новых центров силы, которые стремятся оказывать влияние как на региональном, так и на глобальном уровне. В частности, такие региональные страны, как Китай, Россия, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика, Нигерия, Турция, Южная Африка имеют существенное влияние на мировой арене. Соединенные Штаты стремятся углублять взаимодействие и развивать сотрудничество как этими новыми центрами влияния, так и с традиционными партнерами и альянсами. Так, Европа, Азия и Ближний Восток остаются важным внешнеполитическим направлением для продвижения интересов США.

Геоэкономическая ситуация также сопровождается глубокими изменениями; самые крупные экономики мира не всегда являются одновременно самыми богатыми государствами. Авторы Обзора приводят в пример Китай. Еще одной тенденцией геоэкономического развития, которую затрагивают авторы Обзора, является рассредоточение экономической власти. Прогнозируется, что около 60% мирового ВВП будет приходиться на развивающиеся страны.

Помимо геополитических и геоэкономических факторов, оказывающих влияние на международные процессы, существенную роль играют глобальные демографические изменения. В Обзоре упоминаются  Северная Африка и Ближний Восток, где на внутреннюю политику, экономику и международные отношения все большее влияние оказывает молодежь. США в своей внешнеполитической деятельности обращаются именно к молодежи с целью стимулирования развития и становления стабильных демократических правительств. Старение населения в других регионах представляет собой угрозу, которая приведет к новым проблемам в социальной и экономической сферах.

Отдельной угрозой для устойчивого развития мира в целом, и Соединенных Штатов, в частности, авторы Четырехлетнего обзора дипломатии и развития называют увеличение слабых и нестабильных государств, а также рост числа конфликтов по всему миру. Причинами нестабильности государств и роста конфликтности в мире называются терроризм, преступность, конфликты внутри общества, коррупция, нарушения прав и свобод человека, угнетение женщин. Конфликтность подрывает международный порядок. Авторы Обзора указывают, что сегодня в мире насчитывается примерно 36 активных конфликта. Рост конфликтности усугубляется стихийными бедствиями.

Учитывая стремление Соединенных Штатов лидировать на мировой арене, их правительство должно быть готово работать в  этих сложных условиях и использовать все инструменты, в том числе дипломатические. Современный мир предоставляет новые возможности для международных коммуникаций. Наука, техника, новые технологии и инновации значительно расширяют и ускоряют международное взаимодействие. Экономическое потрясение или акты насилия немедленно вызывают резонанс по всему миру.  Исходя из того, что США занимают лидирующее положение в таких областях, как образование, научные исследования и инновации, они могут использовать свои потенциальные возможности для проведения внешней политики  в режиме реального времени, то есть реагировать на все вызовы с максимальной скоростью и гибкостью.

Однако колоссальное развитие информационных технологий несет в себе ряд угроз в различный сферах. Так, в сфере глобального здравоохранения  существует угроза пандемии различных заболеваний; в области финансов обостряется угроза развития мирового финансового кризиса; быстрое развитие информационных сетей создало предпосылки для беспрепятственного взаимодействия террористических групп, транснациональных преступных сетей, а также таких угроз как  киберпреступность и шпионаж.

Как отмечают авторы Обзора, решение новых внешнеполитических проблем ставит перед США серьезные бюджетные ограничения. Поэтому так важно эффективное использование ресурсов, координация взаимодействия Госдепартамента и Агентства по международному развитию. В связи с этим необходимо развивать процесс мониторинга и оценки проводимой работы и полученных результатов. Четырехлетний обзор, подводя итоги и определив важнейшие тенденции, предоставляет возможность Госдепартаменту и Агентству составить долгосрочный план действий и с учетом этого плана реагировать на ежедневные, еженедельные и ежемесячные изменения ситуации в сфере бизнеса, на  кризисы и глобальные события.

Авторы Четырехлетнего обзора признают необходимость учета, в новой международной обстановке, глобальных тенденций, определенных президентом Соединенных Штатов Б. Обамой и госсекретарем Х. Клинтон в ряде выступлений, в Стратегии национальной безопасности 2010 г. и Президентской директиве по вопросам развития. Именно эти глобальные тенденции и руководящие принципы способны помочь в решении проблем и восстановлении лидирующей роли США, являющихся краеугольным камнем политики США. В сентябре 2010 г. госсекретарь Х. Клинтон заявила: Для Соединенных Штатов глобальное лидерство одновременно является и неизбежной ответственностью и беспрецедентной возможностью... Мир смотрит на нас, потому что у Америки  есть достаток, ресурсы и решимость  мобилизовать коалиции, необходимые для решения общих проблем в глобальном масштабе в целях защиты наших собственных интересов и для обеспечения мира и процветания всего мирового сообщества. Оптимизм, уверенность и изобретательность, которые сделали Америку маяком для всего мира, продолжают освещать путь к прогрессу. В этом у нас нет соперника. И эти качества необходимы как никогда.

Однако чтобы быть лидером для всего мирового сообщества, необходимо создать прочный фундамент у себя дома. Х. Клинтон подчеркивает, что разрушение инфраструктур и рост долга являются серьезной угрозой национальной безопасности Соединенных Штатов. Для преодоления этих трудностей  президент Б. Обама предпринял шаги по укреплению экономики, созданию новой глобальной архитектуры сотрудничества, реформы в проведении внешней политики. Эти шаги предусматривают: коллективные усилия мирового сообщества в достижении общих целей; сотрудничество с традиционными союзниками, новыми центрами глобального и регионального влияния, негосударственными субъектами (неправительственными организациями, корпоративными партнерами, религиозными группами и отдельными гражданами).

Создание новой глобальной архитектуры предусматривает реформирование существующих структур и формирование новых  (в том числе сети альянсов и партнерств, глобальных институтов и региональных организаций) для осуществления совместных действий  и достижения общих целей. США не могут и не должны в одиночку противостоять всем вызовам XXI в. Создание новой глобальной архитектуры будет способствовать равномерному распределению ответственности за обеспечение безопасности по всему международному пространству. По мнению Х. Клинтон, в настоящее время такое сотрудничество осуществляется с союзниками США в Европе, Северной Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также с новыми центрами глобального и регионального влияния. Новая глобальная архитектура не только перераспределит бремя ответственности за международную стабильность, но и будет способствовать соблюдению и укреплению международного законодательства. Особая роль отводится Организации Объединенных Наций, способной обеспечить делу правовую базу и имеющую колоссальный опыт в решении международных проблем.

Х. Клинтон определяет роль Соединенных Штатов как связующего звена на региональном и глобальном уровнях. Такая позиция нашла отражение в углублении отношений США с АТЭС, странами Восточной Азии, с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, с глобальными институтами  (в том числе ООН, международными финансовыми институтами), а также новыми институтами (в том числе G20, Саммитом по ядерной безопасности, Форумом ведущих экономик по вопросам международного финансового сотрудничества, нераспространения ядерного оружия и изменения климата). Также предусматривается расширение сотрудничества между странами и народами, между учреждениями Соединенных Штатов и их зарубежными коллегами.

Одной из важнейших задач является оказание всесторонней помощи (при сохранении лидирующей роли Соединенных Штатов) странам с целью вовлечения их в решение общих проблем. Особое внимание будет оказываться тем сферам, где США имеют преимущества, чтобы максимально повысить влияние и укрепить лидерство Соединенных Штатов.

Таким образом, тремя основными направлениями американской внешней политики являются развитие, дипломатия и оборона, которые должны взаимно усиливать и дополнять друг друга. Использование дипломатических рычагов будет содействовать развитию сотрудничества и взаимодействия, торговли, а также помощи странам в проведении политики по стабилизации их развития.

В Четырехлетнем обзоре говорится о намерении восстановить лидирующую роль Агентства по международному развитию посредством проведения ряда реформ в самом Агентстве. Кроме того, планируется развивать взаимодействие с учреждениями, в том числе с министерствами финансов, обороны, юстиции, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения, энергетики, внутренней безопасности, а также Корпорацией по вопросам вызовов тысячелетия, Корпорацией зарубежных частных инвестиций, Экспортно-импортным банком США, Агентством США по торговле и развитию.

Помимо прочего, важным остается намерение мобилизовать гражданское общество и бизнес-сообщество в целях решения общих проблем. Планируется расширить взаимодействие с активистами, журналистами, организациями, что будет содействовать более эффективному продвижению внешнеполитических целей США. Будут созданы стратегические государственно-частные партнерства, использующие ресурсы частного сектора, неправительственных организаций, фондов и общественных организаций, что, в свою очередь, будет способствовать развитию технологии и инноваций.

Важным направлением внешнеполитической деятельности США, как отмечают авторы Обзора, являются предотвращение насильственных конфликтов, а также снижение издержек конфликтов. Для Соединенных Штатов важным является развитие сотрудничества и взаимодействия с другими субъектами международных отношений с целью предотвращения новых актов насилия, конфликтов, несостоятельности государств, что ставит под угрозу безопасность США. В этой связи Соединенные Штаты будут стремиться содействовать укреплению безопасности других стран по предотвращению насилия любого рода посредством развития эффективных систем безопасности и правосудия. В случае если конфликт не удастся предотвратить, и безопасность и ценности Соединенных Штатов будут находиться под угрозой, США намерены оказывать помощь партнерам по стабилизации ситуации и становлению мира в регионе. С целью более эффективного предотвращения конфликтов или реагирования на них Америка, используя свой опыт и ресурсы, стремится оказывать содействие слабым государствам в предоставлении услуг населению, защите собственных границ, развитии экономики и социальной сферы.

Особое внимание авторы Четырехлетнего обзора уделяют проблемам женщин и девочек, что нашло отражение в отдельном параграфе Интеграция гендерной проблематики в нашу дипломатию и работу по развитию. Эта тема затрагивается практически в каждом разделе Обзора, но в этом параграфе делается особый акцент на необходимости самого серьезного отношения к решению  проблем женщин и девочек. Защита и расширение прав и возможностей женщин и девочек имеет ключевое значение для внешней политики и безопасности Соединенных Штатов заявляют авторы Четырехлетнего обзора, цитируя высказывания президента Б. Обамы (...страны становятся более мирными и процветающими, если женщины имеют полные и равные права и возможности. Когда они лишены этих прав и возможностей, то страны становятся отстающими) и госсекретаря Х. Клинтон (...женщины играют ключевую роль в решении практически любых задач с которыми мы сталкивается, как на уровне отдельных государств, так и сообщества стран... когда женщины имеют равные права, государства являются более стабильными, мирными и безопасными). Женщин авторы Обзора рассматривают как агентов мира, примирения, развития, роста и стабильности.

Прежде всего, предусматривается максимальное интегрирование гендерного вопроса в проведении политики и практической работы Госдепартамента и Агентства по международному развитию, всех бюро и представительств. Оценка эффективности реализации той или иной программы будет производиться с учетом ее воздействия на положение женщин и девочек.

В настоящее время, замечают авторы Четырехлетнего обзора дипломатии и развития, классическая дипломатия претерпевает серьезные изменения. Помимо традиционных субъектов дипломатии государств, сегодня в международных отношениях участие принимают и различные правительственные учреждения США, и корпорации, фонды, неправительственные организации, и религиозные движения, и даже граждане. Сама область дипломатических контактов также меняется, сегодня субъекты дипломатии взаимодействую не только в рамках министерства иностранных дел, но и на уровне многосторонних организаций, межведомственных контактов, залов заседаний, отдаленных деревень. Соединенные Штаты намерены адаптировать свою  дипломатию к меняющимся условиям, в частности: при взаимодействии со своими коллегами за рубежом, американские дипломаты призваны возглавлять проведение глобальных гражданских операций и дипломатических инициатив правительства; должны иметь соответствующую подготовку, чтобы не только принимать участие в реформировании уже существующих региональных и глобальных институтов, но и создавать новые партнерские отношения и институты; осуществлять контакты не только на государственном уровне, но и активно развивать непосредственное взаимодействие с неправительственными организациями и частными лицами.

Прежде всего, эти рекомендации касаются направления, в котором следует развивать свою деятельность Госдепартаменту США. Задачу американских дипломатов авторы Обзора видят в умении воспринимать цельно сложившуюся ситуацию в той или иной стране и затем уже принимать решение о целесообразности комплексного применения программ различных учреждений. С этой целью рекомендуется наделить руководителей миссий полномочиями главы межведомственной миссии. Однако в Четырехлетнем обзоре подчеркивается, что расширение партнерских связей и реформа существующих международных институтов не умаляют важности развития отношений с традиционными союзниками и партнерами.

Современный мир сделал более сложным процесс осуществления дипломатической деятельности. После холодной войны появились и получили широкое распространение новые международные организации, стремящиеся к утверждению своего влияния на мировой арене. Глобализация принесла и взаимозависимость всех международных процессов. И эти новые условия требуют нового подхода в продвижении американских интересов. Предусматриваются изменения по пяти направлениям:

  •  эффективное использование опыта Соединенных Штатов в решении транснациональных проблем;
  •  обновление взаимодействия с ближайшими союзниками и партнерами;
  •  создание и совершенствование структур и стратегий с целью регулирования отношений с новыми центрами влияния;
  •  для развития влияния на региональном уровне будут созданы региональные институты, способствующие более эффективному сотрудничеству с союзниками и партнерами в достижении намеченных целей, а в случае необходимости урегулирования разногласий;
  •  реформирование международных  формальных и неформальных учреждений  для повышения их способности эффективно реагировать на вызовы XXI века. И особо подчеркивается, что во всех направлениях деятельности серьезное внимание будет уделяться роли женщин и девочек.

Проанализировав опыт работы Госдепартамента, авторы Четырехлетнего обзора приходят к заключению о необходимости проведения структурных изменений. В частности, предполагалось  к июлю 2011 г. ввести должность заместителя министра экономического развития, энергетики и окружающей среды, а под руководством заместителя государственного секретаря по вопросам экономики, энергетики и сельского хозяйства будет функционировать не только Бюро экономики, энергетики и бизнеса, но и  Бюро по вопросам экономики и бизнеса, Бюро по делам океанов, окружающей среды и международной научной работы, Бюро энергетических ресурсов, Управление науки и техники. Заместитель министра будет отвечать за координацию с торговым представителем Соединенных Штатов по вопросам торговли, за работу нового Бюро по энергетическим ресурсам.

Глобальные рынки нефти, газа и угля в настоящее время оказывают существенное влияние на национальную безопасность и экономический рост Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. Однако авторы Четырехлетнего обзора подчеркивают необходимость  развития международного сотрудничества с целью развития глобальной экологической энергетики. Именно такая энергетика значительно снизит количество выбросов парниковых газов и, следовательно, может  кардинальным образом изменить ситуацию с глобальным изменением климата.

Создание нового Бюро позволит значительно повысить эффективность работы в этом направлении. Так, например, межведомственные соглашения с Министерством энергетики, Министерством сельского хозяйства и другими позволят использовать сильные стороны каждого учреждения, а распределение ролей, обязанностей и сфер ответственности выбирать оптимальные способы решения тех или иных задач, избегать дублирования в работе.

Экономическая дипломатия является важным элементом внешней политики Соединенных Штатов. В сферу интересов США в этой области будут входить: рынки и внешняя энергетическая политика, торговля, торговая дипломатия, инвестиции, наука, охрана окружающей среды, безопасность и изменение климата, экономический рост. Учитывая, что экономические и политические проблемы в современном мире взаимосвязаны, от сотрудников требуется осознание экономических аспектов политических проблем и политических аспектов экономических проблем. Для решения этих вопросов планируется проведение подготовки американских сотрудников и иностранного персонала по политическим вопросам в области экономики и финансов.

Большую роль в обеспечении безопасности играет борьба с незаконным финансированием преступников, международных террористов и режимов-изгоев. Стратегия национальной безопасности США предусматривает применение санкций и политики изоляции, как альтернативные военным действиям методы ограничения возможности действия противников. И Госдепартамент должен  повысить эффективность своей работы по координации межведомственной политики, связанной с применением санкций и других методов экономического давления на противников.

С этой целью в Госдепартаменте предусматривается реорганизация должности заместителя госсекретаря по демократии и глобальным вопросам в должность заместителя госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека. В сферу ответственности заместителя госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека будут входить следующие вопросы: развитие когерентного потенциала Госдепартамента, предотвращение и реагирование на кризисы и конфликты,  продвижение демократии и вопросы соблюдения прав человека, проведение гуманитарной политики, обеспечение оперативного потенциала на местах.

Заместитель министра будет курировать работу всех оперативных бюро, поддерживающих полномочия Госдепартамента по обеспечению безопасности человека, в том числе:

  •  предотвращение и реагирование на конфликты и кризисы;
  •  управление делами беженцев;
  •  гуманитарные кризисы;
  •  поддержка крупных международных организаций по оказанию помощи населению, пострадавшему от конфликтов;
  •  работа по защите прав человека и продвижению демократических ценностей;
  •  борьба с транснациональными угрозами (применение и распространение наркотиков, транснациональная преступность, борьба с повстанцами).

В этой работе примут участие новое Бюро по кризисным и стабилизационным операциям, Бюро по вопросам народонаселения, беженцев и миграции, Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности и Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда. Кроме того, предусматривается подключение к работе Управления по контролю и борьбе с торговлей людьми.

Одной из серьезных угроз современности можно считать ОМУ и системы его доставки, попадающие в руки опасных правительств или террористических организаций. В настоящее время у США существует программа по сокращению стратегических ядерных сил и всестороннего договора о запрещении ядерных испытаний в Иране, Северной Корее и за ее пределами. Однако и президент США Б. Обама, и госсекретарь США Х. Клинтон считают меры, применяемые прежде для решения этих проблем, недостаточными. Госдепартамент предпринял попытку создать новый международный консенсус по контролю над вооружениями и нераспространению ОМУ на основе общей ответственности и соблюдения общих интересов.

Такая инициатива требует реформирования соответствующих Бюро Госдепартамента. Так, заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности будет нести ответственность за работу Бюро по контролю над вооружениями, верификации и соблюдению соглашений, реструктуризацию Бюро по международной безопасности и нераспространению; Бюро по борьбе с терроризмом. Бюро по борьбе с терроризмом будет осуществлять деятельность в трех областях: борьба с насильственным экстремизмом, оказание помощи партнерам и союзникам в их борьбе с терроризмом, развитие двусторонней и многосторонней дипломатии по вопросам борьбы с терроризмом. Управление координатора по вопросам кибербезопасности призвано обеспечить безопасность информационных сетей США, эффективное решение всех возникающих проблем в этой сфере.

Одним из главных направлений реформы в области внешней политики США является углубление сотрудничества и взаимодействия с партнерами и союзниками. Планируется развивать двусторонние и многосторонние отношения на региональном уровне с целью более эффективного решения региональных проблем. Так, Соединенные Штаты намерены:

  •  внести коррективы в работу своей Миссии в Европейском Союзе, чтобы добиться более эффективного взаимодействия с европейскими институтами;
  •  развивать трехстороннее сотрудничество на постоянной основе с азиатскими союзниками (трехстороннее взаимодействие с Японией и Австралией, а также с Японией и Республикой Корея);
  •  развивать взаимодействие с партнерами на Ближнем Востоке и в Персидском заливе с целью обеспечения безопасности в данном регионе, руководствуясь принципами уважения национального суверенитета, прав человека, свободы судоходства, нераспространения ядерного оружия;
  •  расширять работу североамериканских институтов с целью углубления сотрудничества с ближайшими соседями в регионе.

Вместе с тем, в Четырехлетнем обзоре особо отмечается намерение Соединенных Штатов углублять взаимоотношения с союзниками и партнерами с целью решения новых возникающих проблем и задач. В связи с этим, планируется:

  •  углублять взаимодействие между союзниками и партнерами с ISAF с тем, чтобы обеспечить безопасность, стабильное развитие и эффективное управление в Афганистане и Пакистане;
  •  вместе с союзниками по НАТО развивать возможности и разработать необходимые методики для решения проблем, указанных с Стратегической концепции НАТО 2010 г., в том числе в области противоракетной обороны, борьбы с распространением ОМУ, кибербезопасности и создания всеобъемлющего подхода к обеспечению безопасности;
  •  углублять сотрудничество США и ЕС в рамках созданного Совета по энергетике с целью решения глобальных проблем в этой области.

Помимо развития двусторонних и многосторонних отношений с уже существующими партнерами и союзниками, Соединенные Штаты заинтересованы в отношениях с новыми центрами влияния как на региональном, так и на глобальном уровне (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Россия, Турция, Южная Африка, Нигерия), установлении двустороннего взаимодействия с ними в рамках региональных и глобальных институтов, а также создании эффективного межведомственного взаимодействия с новыми державами. С этой целью планируется укреплять стратегический диалог с новыми центрами влияния по различным вопросам в области безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения ОМУ, экономического развития, торговли, бизнеса, климата, демографических реформ. Гссекретарь Х. Клинтон также выступила с инициативой институционализации таких диалогов с целью более эффективного развития и укрепления их потенциала. Примером может служить Президентская комиссия США и России, созданная в 2009 г. президентами Б. Обамой и Д. Медведевым.

Важной тенденцией развития современного мира, как отмечают авторы Четырехлетнего обзора, является усиление роли региональных организаций. В связи с этим региональным бюро следует разработать стратегии эффективного функционирования в рамках таких организаций. Предполагается, что в сферу ответственности первого заместителя помощника госсекретаря каждого регионального бюро будет входить разработка ежегодных и долгосрочных стратегий работы в рамках региональных организаций, их формирования и, при необходимости, реформирования. Так, в азиатском регионе первый заместитель помощника госсекретаря будет определять повестку дня, а также стратегию развития взаимодействия с АСЕАН, АТЭС, Саммитом стран Восточной Азии и др. С целью эффективного регулирования отношений на региональном уровне, а также продвижения реформ в рамках многосторонних организаций, в 2009 г. было сформировано Бюро по делам международных организаций Управления по делам политических, региональных и функциональных организаций.

Для более эффективной координации деятельности США на региональном уровне предполагается создать региональные центры, которые будут поддерживать и координировать работу по реализации региональных инициатив, работу дипломатических служащих и сотрудников других учреждений, предоставляющих специализированные услуги в рамках двусторонних  миссий по таким вопросам как: изменение климата, безопасность, решение гендерной проблематики, продовольственной безопасности и другие. Курировать работу региональных отделений будут региональные  форумы Госдепартамента под руководством заместителя госсекретаря по политическим вопросам. Для повышения эффективности  реализации региональных инициатив к сотрудничеству будут приглашаться и другие учреждения и ведомства, например, Министерство обороны.

В Четырехлетнем обзоре рассматривается и возможность обновления многостороннего сотрудничества. Как отмечают авторы Обзора, Соединенные Штаты не могут и не должны нести бремя ответственности за все возникающие в мире угрозы в одиночку. Только объединенными усилиями всего мирового сообщества можно противостоять  современным вызовам. Особое значение в этой ситуации приобретает  налаживание тесных взаимоотношений с государствами, разделяющими интересы США, их лидерство в международных институтах, в том числе ООН.

Для укрепления многосторонней дипломатии и реформы международных институтов Обзор предусматривает: укрепление потенциала Бюро по делам международных организаций за счет расширения состава дипломатов специалистов  многосторонней дипломатии, повышения эффективности взаимодействия двусторонней и многосторонней дипломатии (особенно с ООН); учитывая огромный потенциал Организации Объединенных Наций в решении международных проблем, США будут укреплять и поддерживать  свою миссию в этой организации, особенно в Совете Безопасности ООН.

Важным объектом дипломатических усилий США (в том числе двусторонних и многосторонних отношений, стратегического диалога,  общественной дипломатии) станут женщины и девочки. Чтобы реализовать такой подход к гендерному вопросу предусматриваются следующие шаги:

  •  в центре внимания общественной дипломатии будет всесторонняя поддержка усилий по повышению роли женщин и девочек и возможностей для их развития;
  •  контроль за соблюдением процесса интеграции женщин и девочек возлагается на Управление по глобальным вопросам интеграции женщин, которое будет представлять доклад Генеральному секретарю и партнерам из региональных бюро.

Еще одним важным вопросом, которому уделяется пристальное внимание авторов Четырехлетнего обзора, является продвижение ключевых задач внешней политики Соединенных Штатов через взаимодействие с гражданским обществом, в том числе посредством всестороннего расширения контактов на негосударственном уровне, расширения региональных узлов СМИ; введения должности заместителя помощника госсекретаря в Бюро по связям с общественностью, в обязанности которого входит контроль за международными СМИ; укрепления отношений между народами, в том числе в области науки и техники; расширения деятельности американских центров.

С 2011 г. Госдепартамент начал предпринимать усилия по укреплению сотрудничества с негосударственными партнерами, а госсекретарь Х. Клинтон инициировала стратегический диалог с гражданским обществом. В связи с этим была введена должность старшего советника по гражданскому обществу и новым демократиям, в обязанности которого входит курирование вопросов, затрагивающих эту сферу.

Немаловажное значение имеет и глобальное сотрудничество  на уровне гражданского общества с целью  предупреждения насильственного экстремизма. Для проведения скоординированной и последовательной политики США в этой сфере предусмотрено создание Центра стратегических коммуникаций по борьбе с терроризмом, который будет функционировать в сотрудничестве с Бюро по борьбе с терроризмом, Министерством обороны, Отделом национальной безопасности Министерства Юстиции и др.

Важной частью взаимодействия на уровне гражданского общества будет всесторонняя поддержка развития и расширения средств связи и технологий. Так, после визита в Россию стало возможным осуществление проекта text4bаby мобильного приложения для беременных женщин и молодых мам, позволяющего им получать медицинские консультации посредством мобильного телефона; Программа разработана в Силиконовой долине для женщин из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Чтобы оптимизировать процесс развития государственно-частного партнерства, авторы Четырехлетнего обзора предлагают:

  •  осуществлять всю деятельность в этой области через Управление глобальной инициативы партнерства;
  •  создать единую базу данных о всех существующих программах партнерства, которая будет доступна для всех правительственных учреждений США и потенциальных партнеров;
  •  разработать механизмы стимулирования, поощряющие создание партнерства;
  •  проводить специальную подготовку сотрудников для работы в этой сфере;
  •  увеличить инвестиции, в том числе и за счет пожертвований частных лиц и организаций (как например, в ситуации, когда многие частные лица и организации готовы были предоставить собственные ресурсы для укрепления связи Соединенных Штатов с мусульманским миром);
  •  развивать процесс партнерства на принципах публичности, открытости и прозрачности.

С целью развития других инновационных партнерств предполагается назначить Координатора по межправительственным делам, в обязанность которого будет входить обеспечение эффективного взаимодействия между органами власти на местном и государственном уровнях. Целью данного взаимодействия будет: обмен передовым опытом; оказание технологической помощи; стимулирование сотрудничества для решения общих проблем.

Развитие глобального государственно-частного партнерства является основной характерной чертой внешней политики администрации Б. Обамы. Госсекретарь Х. Клинтон назначила Специального представителя по глобальному партнерству, под руководством которого будет реализовываться Инициатива глобального партнерства (GPI). Инициатива глобального партнерства объединяет агентства США, иностранные правительства, деловые круги, неправительственные организации и фонды и гражданское общество по всему миру для решения проблем в различных областях, особенно по вопросам гендерного равенства.

Таким образом, Четырехлетний обзор является основанной на тщательно проведенном анализе деятельности Госдепартамента США и Агентства по международному развитию рекомендацией для правительства США по повышению эффективности проведения внешней политики в современных условиях. Основной идеей Обзора является укрепление лидирующей позиции США в мире посредством усиления именно гражданской мощи, т.е. совокупной силы гражданских кадров правительства и гражданского общества. Продвижение американских идей и целей в мире невозможно без участия всего гражданского общества США.  А в случае решения конфликтов помощь военным со стороны гражданского общества может иметь важное значение.

Однако всестороннее участие гражданского общества в решении современных проблем требует координации. Такая координация может быть осуществлена в случае, если в Госдепартаменте  и Агентстве США по международному развитию будут предприняты реформы, способствующие повышению эффективности их работы:

  •  расширение прав и повышение ответственности руководителей миссий за рубежом;
  •  проведение структурной реорганизации;
  •  расширение работы за пределами столиц;
  •  использование технологических инструментов государственного управления;
  •  уделение особого внимания соблюдению прав и интересов женщин и девочек во всех сферах деятельности;
  •  приоритетное направление инвестиций в те области, где у Соединенных Штатов есть преимущества;
  •  развитие партнерских отношений с принимающими странами;
  •  стимулирование трансформации Агентства США по международному развитию в важнейший международный институт в области развития;
  •  укрепление гражданского потенциала в предотвращении и урегулировании конфликтов и кризисов.

Ряд реформ уже проведен, другие еще предстоит осуществить. Сами авторы QDDR определили этот процесс как непрерывно действующее обязательство. В статье Лидировать посредством гражданской мощи госсекретарь США Х. Клинтон говорит: ...для лидерства в новом столетии мы часто должны лидировать по-новому[3]. Авторы Четырехлетнего обзора высказывают убеждение, что такое лидерство возможно, если Соединенные Штаты будут полагаться на дипломатов и гражданских специалистов  как на  первое лицо американской мощи.


[1]    The First Quadrennial Diplomacy and Development Review 2010, pp. 1-242. - http://www.state.gov/documents/organization/153108.pdf

[2]    Hillary Rodham Clinton. Leading Through Civilian Power. Redefining American Diplomacy and Development // Foreign Affairs November/December 2010.

[3]       Hillary Rodham Clinton. Leading Through Civilian Power. Redefining American Diplomacy and Development // Foreign Affairs November/December 2010.



Назад
Наш партнёр:
Copyright © 2006-2016 интернет-издание 'Россия-Америка в XXI веке'. Все права защищены.